Психологическая особенности детей с умственной отсталостью

Психологические особенности детей с легкой степенью умственной отсталости

Понятия «умственная отсталость» понимается по-разному в юридической, медицинской (психиатрической) и психологической науках.

Согласно МКБ-10, медицинское понятие «умственная отсталость» имеет собирательное значение, объединяющее различные по происхождению формы психической патологии. В числе разновидностей умственной отсталости выделяются тяжелые «ядерные» олигофренические формы, связанные с влиянием различных биологических вредностей. Но также выделяются и формы, обусловленные влиянием неблагоприятных социально-культурных факторов: неправильным воспитанием, педагогической запущенностью, отрицательными соматическими и психогенными влияниями, недостаточностью органов чувств. Они включаются в группу «пограничной» или «легкой» умственной отсталости.

В современном понимании специальной психологии умственную отсталость рассматривают как врожденное или приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального нарушения.

Также в 1982 году Д.Н. Исаев дал свое определение: «Психическое недоразвитие (умственная отсталость) – совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта».

Исследования А.Р. Лурии, В.И. Лубовского, А.И. Мещерякова, М.С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Особенности психики умственно отсталых исследованы достаточно полно. Психология умственно отсталых детей – одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов.

Психология умственно отсталых детей находится на стыке многих наук и в значительной мере зависит от степени разработанности теоретических проблем философии, детской неврологии и психиатрии, физиологии, высшей нервной деятельности, детской, возрастной и специальной психологии, общей и специальной педагогики, социологии.

Задача психологии умственной отсталости – определение своеобразия общих, особых и индивидуальных черт, присущих психике умственно отсталых детей, выявление характерных для них недостатков и имеющихся положительных возможностей, обусловливающих развитие ребенка и его способность социально адаптироваться. Психология умственной отсталости непосредственно связана с решением проблемы дифференциальной диагностики, а также с вопросами коррекционно-направленного воспитания и обучения, предусматривающими последовательную подготовку умственно отсталого ученика к интеграции в окружающую среду. (Кузнецова Л.В., 2007).

Н.Л. Коломинский отмечает, что изначально умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости.

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя». (Психология и психопатия слабоумия. – Киев; Радянська школа)

Так же дети данной категории, как и все дети, начиная с раннего возраста прежде всего должны научиться некоторым общим правилам поведения. Доброе отношение близких людей в сочетании с требовательностью помогут ему в этом. Необходимо также, чтобы ребенок начинал принимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям: именно у них ребенок будет заимствовать оценку и представление о себе и о своей болезни. В зависимости от реакции и поведения родителей он будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь каких-то успехов. Родители должны понять сами и внушить ребенку с ограниченными возможностями здоровья, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать. Ни в коем случае они не должны стыдиться ребенка с ограниченными возможностями здоровья – тогда и он сам не будет уходить в себя, в свое одиночество. Такой ребенок будет лишен эгоцентризма, направленности только на себя, он будет с удовольствием выполнять посильную работу и радоваться тому, чего достигнет. Это даст ему возможности вести спокойную, богатую впечатлениями и положительными переживаниями полноценную жизнь.

Использование экологических знаний при изучении темы «Кальций и его соединения
Бесспорно, что сегодня образованному человеку не обойтись без экологических знаний. В общеобразовательных учреждениях проблема решается введением дисциплины «Экология». В случае, когда это невозможно, вопрос решается через экологизацию школьных дисциплин. На уроках химии учитель поднимает многие эк .

Статистические методы исследования
Статический пьезомодуль при сжатии. Пьезомодуль при одноосном сжатии d33 определяют по ГОСТ 12370 80. Сущность метода заключается в измерении заряда, возникающего на поверхности образца при приложении (или снятии) статической нагрузки. Схема установки для проведения измерений приведена на рис.2. Он .

Объекты социально-педагогической деятельности
Активность субъекта всегда направленная на конкретный объект. В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь: · дети-инвалиды, · дети-сироты, · дети-правонарушители, · дети группы риска, · та категория подростков, которая требует помощи в процессе .

Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.10, кандидат психологических наук Токарская, Людмила Валерьевна

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Токарская, Людмила Валерьевна

Глава первая. Теоретический анализ проблемы агрессивности и ее коррекции у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

1.1. Теоретические подходы к агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью как феномену.

1.2. Причины и механизмы возникновения агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

1.3. Основные подходы к психолого-педагогической коррекции проявлений агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью .

Глава вторая. Экспериментальное изучение особенностей проявления и причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

2.1. Клинико-психолого-педагогические особенности испытуемых с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, особенности педагогов и семей.

2.2. Разработка и апробация методов и методик экспериментального изучения агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

2.3. Изучение основных проявлений агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

2.4. Изучение психологических и социальных факторов агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Глава третья. Особенности коррекции и профилактики агрессивности у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

3.1. Содержание работы с родителями и педагогами по реализации программы.

3.2. Основные направления коррекционной работы по преодолению агрессивности у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

3.3. Апробация и анализ эффективности применения комплексной программы работы по снижению уровня агрессивности подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

Актуальность проблемы и темы исследования на социальном уровне определяется тенденциями к гуманизации и гуманитаризации Российского общества на данном этапе социокультурного развития. В педагогической науке и практике усиливаются интеграционные процессы, требующие создания оптимальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и возможностями. В связи с этим особо остро встает вопрос социальной адаптации и интеграции в общество детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Б 71 — умеренная умственная отсталость, Б 72 — тяжелая умственная отсталость по Медицинской классификации болезней 10-го пересмотра), для осуществления которой значительную роль играет профилактика и коррекция их агрессивности.

Кроме того, в последние годы не только ученые, но и средства массовой информации подчеркивают усиление агрессивных тенденций в обществе в целом и в учреждениях системы образования и социальной защиты населения. Все эти процессы безусловно действуют и в отношении категории детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Актуальность исследования на психолого-педагогическом уровне определяется, прежде всего, тем, что дети и подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, особо нуждающиеся в адекватном психолого-педагогическом сопровождении, получают его в недостаточной степени в отличие от лиц с легкой умственной отсталостью, которые «в подавляющем большинстве случаев становятся предметом заботы разных специалистов» [Л.М. Шипицына , 2002]. Это обусловлено, прежде всего, крайне коротким периодом современной истории оказания помощи этим детям, насчитывающим не более двух десятилетий [И.М. Бгажнокова , 2007]. Лишь с момента вступления в силу « Закона об образовании » [1992] начинают открываться специальные классы для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые считались ранее « необучаемыми ».

Другой серьезной проблемой, осложняющей обучение и воспитание, и, как следствие, процесс социальной адаптации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является их агрессивность [Л.М. Шипицына , 2004]. Сложность изучения данного феномена у этой категории детей и подростков определяется неоднозначностью подходов к пониманию причин агрессивности, этиологии и механизмов ее формирования у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Среди основных причин необходимо учитывать не только клинические (обусловленные тяжестью органического поражения, метеочувствительностыо, гормональными изменениями), но и психолого-педагогические и социальные (копирование поведения окружающих, страх, сепарация от близких людей).

Актуальность изучения агрессивности детей и подростков не только с ограниченными возможностями здоровья, но и нормально развивающихся определяется и на научно-теоретическом уровне тем, что долгое время существовал негласный запрет на изучение данной темы, поскольку в соответствии с господствующей государственной идеологией считалось, что в нашей стране агрессивности нет. Ориентация на « мирное » развитие общества делала проблематику агрессивности неперспективной, что привело к ее фактическому исключению из области научного исследования. В коррекционной психологии только начинают рассматриваться механизмы агрессивности лиц с эмоционально-волевыми нарушениями [С.А. Морозов , О.С. Никольская], легкой умственной отсталостью [Е.А. Стребелева], задержкой психического развития [Т.П. Артемьева , Г.В. Грибанова, Г.А. Карпова]. В контексте умеренной и тяжелой умственной отсталости феномен агрессивности изучен крайне недостаточно, встречаются лишь отдельные ссылки на ее симптомы [Л.О. Бадалян , Е.К. Грачева, Н.Ф. Дементьева, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Н. Исаев , А.Р. Маллер, Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков , Л.М. Шипицына и другие]. В большом количестве исследований описываются: раннее развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, особенности формирования у них навыков самообслуживания, привитие им трудовых навыков, в то же время, практически нет ни одного комплексного исследования, направленного на изучение у детей и подростков указанной категории феномена агрессивности.

Актуальность исследования на научно-практическом уровне определяется тем, что отсутствие глубоких теоретических разработок в отношении изучения агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью определяет также отсутствие практических разработок, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы ( ЭВС ) и поведения, что на практике крайне востребовано.

Все вышесказанное указывает на несоответствия между: усилением в обществе агрессивных тенденций и недостаточной разработанностью проблемы их изучения и коррекции в отношении различных категорий детей и подростков, в том числе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью; появлением разработок, направленных на изучение и коррекцию рассматриваемого феномена у детей и подростков: нормально развивающихся, с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями, и отсутствием разработок, учитывающих особенности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью; увеличением внимания к вопросам психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и отсутствием комплексных программ коррекционного воздействия, направленных на профилактику и коррекцию у них проявлений агрессивности; необходимостью адекватной оценки особенностей агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и отсутствием соответствующего диагностического инструментария, учитывающего психолого-педагогические особенности этой категории испытуемых ; практической значимостью проблемы оптимизации эмоциональной сферы детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в контексте их успешной интеграции и недостаточной изученностью причин и механизмов формирования агрессивных проявлений у них.

На основе анализа актуальности и указанных несоответствий выделена проблема исследования: теоретическое обоснование, разработка и внедрение в практику программ психологического изучения, профилактики и коррекции агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Актуальность выявленной проблемы и указанных несоответствий определили тему исследования: «Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью».

Цель исследования: определение психологических особенностей (проявлений и причин) агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе диагностической и коррекционной работы.

Объект исследования: проявления агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в контексте клинико-психолого-педагогических особенностей их развития.

Предмет исследования: психологические особенности проявлений агрессивности и ее причин у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

— признавая справедливость утверждения об общих закономерностях нормального и аномального развития, предполагаем, что наряду с характерными для нормально развивающихся и умственно отсталых сверстников, дети и подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют специфические, характерные только для них проявления агрессивности;

— специфика агрессивности указанной категории детей и подростков детерменирована причинами, ее вызывающими, и не может быть рассмотрена вне контекста тех ситуаций, в которых влияние причин наиболее очевидно;

— диагностика, коррекция и профилактика агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью возможна лишь при реализации комплексного подхода, учитывающего разнообразные причины и факторы, приводящие к агрессивности; установление причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будет возможно в ходе применения авторской методики, направленной на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами;

— реализация комплексной программы психологической работы будет способствовать еще более глубокому установлению психологических особенностей агрессивности названной категории детей и подростков, проявляющихся под влиянием коррекционной работы.

В соответствии с целью, предметом, гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Теоретический анализ основных подходов к проблеме изучения психологических особенностей (проявлений и причин) агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

2. Составление и реализация диагностической программы изучения психологических особенностей агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью через изучение самих испытуемых, референтных лиц (родителей и педагогов).

3. Разработка и апробация собственной диагностической, методики, направленной на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами, для установления причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Смотрите так же:  Отчего появляется стресс

4. Выявление психологических особенностей (проявлений и причин) агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

5. Изучение влияния особенностей семейного воспитания и агрессивности педагогов, работающих с детьми и подростками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уровень проявления психологических особенностей агрессивности последних.

6. Разработка, апробация, определение эффективности реализации комплексной программы профилактики и коррекции агрессивности у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе анализа и с целью уточнения выявленных проявлений и причин.

Методологические основы исследования составили: подход к личности как к системе отношений, прежде всего, социальных [A.A. Бодал ев, В.Н. Мясищев ]; положения о единстве возрастных закономерностей при нормальном развитии и при умственной отсталости [JI.C. Выготский , В.В.Давыдов, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова , У.В. Ульенкова и др.]; теоретико-практические основы изучения особенностей развития, обучения и воспитания умственно отсталых детей и подростков [И.В. Белякова , Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, В.В. Коркунов , В.В. Лебединский, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн и др.]; положения о неразрывной связи диагностической и коррекционно-развивающей работы [С.Д. Забрамная , И.Ю. Левченко, М.А. Одинцова, В.Г. Сивицкий и др.]; положения о зависимости развития личности от пребывания в различных социальных группах [A.B. Петровский]; положения о внутрисемейных детерминантах дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков [Е.Л. Птичкина , Е.В. Саенко, В.И. Тарасов и др.].

Методы исследования: теоретические (проблемно-ориентированный анализ, позволивший сформулировать исходные положения исследования; подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и медицинской литературы); эмпирические (наблюдение, анкеты, беседы, тесты, опросники , проективный метод, метод экспертных оценок); экспериментальные: констатирующий, формирующий, контрольный этапы психологического эксперимента; методы математической статистики (критерии t — Стьюдента, F -Фишера, rs- ранговой корреляции Спирмена).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими основами исследования; применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; личным участием автора во всех этапах исследования, проведенного в соответствии с намеченной целью и поставленными задачами; применением стандартизированных методик психодиагностики и психокоррекции, адекватных предмету и задачам исследования; достаточной репрезентативностью выборки испытуемых; использованием количественно-качественного анализа полученных данных; применением методов математической статистки; апробацией разработанной программы.

Ограничения исследования: в ходе изучения особенностей проявления агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью влияние клинических причин не учитывалось, а лишь фиксировалось. При анализе результатов применения метода экспертных оценок не преследовалась цель независимости экспертизы, однако педагогам предлагалось охарактеризовать не своих учащихся, а детей и подростков из других подобных учреждений. В ходе анализа особенностей проявлений и причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью сравнение с агрессивностью у детей и подростков с легкой’ умственной отсталостью проводилось только в отношении установления частоты и длительности проявлений. В ходе теоретического анализа и экспериментальной работы не проводилось дифференциации между умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Дети и подростки рассматривались как единая группа, поскольку тяжесть имеющихся нарушений у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью приводит к тому, что даже в подростковом возрасте по своим психолого-педагогическим особенностям они практически не отличаются.

Научная новизна исследования:

1. Получены новые научные данные о психологических особенностях агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

2. Систематизированы конкретные причины, вызывающие проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

3. Предложена авторская диагностическая методика, направленная на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами, для установления причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в том числе неговорящих.

Теоретическая значимость исследования:

1. Расширены данные исследований, посвященных изучению психологических особенностей агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в области общей и специальной психологии.

2. Теоретически обоснована терминологическая и содержательная стороны понятия « агрессивность » применительно к детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

3. Теоретически обоснована представленная в исследовании диагностическая программа, направленная на выявление психологических особенностей агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

4. Определены теоретические основания для построения и апробации коррекционной программы, направленной на профилактику и преодоление агрессивности у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Практическая значимость исследования:

1. Комплекс диагностических методик (в том числе авторская), представленных в программе, направленный на выявление особенностей проявления агрессивности и ее причин у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, может повторяться при необходимости в сходных условиях в отношении указанной категории лиц и давать аналогичные результаты.

2. При необходимой доработке диагностическая программа по выявлению психологических особенностей агрессивности может применяться в отношении детей с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития.

3. Рекомендованная программа психологической работы по преодолению агрессивности (формирующий этап эксперимента) является одним из вариантов коррекционной работы и может применяться на практике педагогами-психологами, работающими в учреждениях системы образования и социальной защиты населения.

4. Теоретико-практические данные, полученные в ходе исследования, могут использоваться для обучения студентов; лиц, повышающих свою квалификацию; для практических работников, занимающихся обучением и воспитанием детей и подростков данной категории; и могут быть использованы для разработки соответствующих спецкурсов, учебных пособий, методических рекомендаций для родителей.

Положения, выносимые на защиту.

1. У детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под влиянием комплекса клинических, социальных и психологических патогенных факторов формируется агрессивность, значительно затрудняющая их интеграцию в общество.

2. Реализация диагностической программы в констатирующей части исследования на основе большого объема фактических данных позволила уточнить психологические особенности агрессивности испытуемых: выявить наличие агрессивности у детей и подростков данной группы, проявления которой обусловлены сочетанным действием таких факторов, как: сепарация от близких людей, тяжесть интеллектуальных нарушений, противоречивое воспитание в семье и образовательном учреждении, отсутствие своевременного целенаправленного психолого-педагогического воздействия и др. Кроме того, данная программа позволяет осуществить комплексный подход к изучению проявлений и причин агрессивности с учетом психологических особенностей испытуемых.

3. Авторская методика, направленная на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами, может применяться для установления причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в том числе неговорящих.

4. Предложенная в ходе формирующего этапа эксперимента программа коррекционной и профилактической работы, направленной на нивелировку психологических особенностей агрессивных проявлений в поведении, придание им социально одобряемой направленности, показывает свою эффективность в работе с детьми и подростками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Организация и базы исследования.

Изучение проявлений и причин агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также анкетирование и беседы с родителями проводились в: общеобразовательных специальных (коррекционных) школах для детей с нарушением интеллекта № 169 и 123 г. Екатеринбурга, Екатеринбургском детском доме-интернате, Социально-педагогическом центре для детей-инвалидов г. Екатеринбурга. Анкетирование, беседы и изучение с помощью теста А. Ассингера педагогов проводились кроме указанных, в: Нижне-Туринском и Карпинском детских домах, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида г.г. Волчанска, Каменск-Уральского, Карпинска, Новоуральска, пос. Монетного и других учреждениях Свердловской области.

В экспериментальном исследовании приняли участие 228 респондентов, из них: 140 детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, 50 педагогов и 38 родителей. В целом было проанализировано 2480 протоколов наблюдений и рисунков, выполненных детьми и подростками; 150 анкет педагогов; 114 заполненных родителями анкет и результатов тестовых заданий.

Исследование проводилось с 2002 по 2008 г.

Апробация и внедрение результатов исследования прошли в форме публикаций, адресованных практическим психологам , педагогам и родителям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, и преподавательской деятельности по подготовке и переподготовке педагогических кадров, а также:

— в форме докладов с последующей публикацией тезисов на Международных (г. Екатеринбург, 2003, 2004, 2006); Всероссийских (г. Челябинск, 2004; г. Бийск, 2005; г. Ставрополь 2006); областных (г. Екатеринбург, 2004, 2005, 2006, 2007,2008); городских (г. Екатеринбург, 2003, 2004) и межвузовских научно-практических конференциях (г. Екатеринбург, 2003, 2005);

— в виде отчетов на заседаниях кафедры специальной психологии Института Специального Образования ( ИСО ) УрГПУ и методическом совете специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта № 169 г. Екатеринбурга по теме исследования (2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008).

Материалы диссертационного исследования используются автором при проведении лекционных и практических занятий со студентами очного и заочного отделений факультета коррекционной педагогики ИСО УрГПУ по дисциплинам: « Психология детей со сложными недостатками развития », «Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития», « Воспитание и обучение глубоко умственно отсталых детей ». Материалы исследования использовались при разработке специализации « Воспитание и обучение глубоко умственно отсталых детей » для специальности 050714- « Олигофренопедагогика ».

По теме исследования имеется 13 публикаций:

Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр

1. Токарская, Л. В. Проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / JI. В. Токарская // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2008. — № 11.-0,75 п.л.

2. Токарская, JI. В. Психологический анализ причин агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / JI. В. Токарская // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. — 2008. — № 37. — 0,75 п.л.

Статьи в сборниках научных трудов и тезисов докладов на научнопрактических конференциях

3. Степанова (Токарская), JI. В. Исторические аспекты отношения общества к детям с глубокими умственными дефектами [Текст] / JI. В. Степанова, О.В. Алмазова // Совершенствование коррекционно — развивающей работы с детьми в специальных учреждениях: Сборник статей / Под ред. В.В. Коркунова; Урал, гос. пед. ун-т; Ин-т спец. обр — я. — Екатеринбург, 2002. — 0,9 п.л. / 0,5 п.л.

4. Степанова (Токарская), Л. В. Пути компенсации и коррекции развития детей с тяжелой умственной отсталостью, осложненной нарушением слуха [Текст] / Л. В. Степанова // Материалы международн. науч.-практ. конф. -Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. обр — я. — Екатеринбург, 2003. — 0,2 п.л.

5. Степанова (Токарская), Л. В. Работа с родителями учащихся с тяжелым нарушением интеллекта как одно из условий поддержки детей в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Л. В. Степанова // Психо лого-педагогические проблемы этической психологии (Часть II): материалы межрегион, научн.-практ. конф. — апрель, 2003. — Шадринск: Шадринский филиал Моск. гос. открыт, пед. ун-та им. М.А. Шолохова , 2003. — 0,3 п.л.

6. Токарская , Л. В. Родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями [Текст] / Е. И. Бурдакова , Н. В. Минакова, Л. В. Токарская : метод, рекомендации. Мин. соц. защиты населения Свердл. обл.; Террит. исп. орган гос. власти Свердл. Обл. Управл. Соц. защ. населения Железнодорожного р-на г. Екатеринбурга.- Екатеринбург, 2003. — 1,75 п.л. / 0,7 п.л.

7. Токарская, Л. В. Особенности семьи, воспитывающей ребенка с тяжелой умственной отсталостью, по данным специальной литературы [Текст] / Л. В. Токарская // Изучение и образование детей с нарушениями развития: Сборник аспирантов и соискателей/ Урал. гос. пед. ун-т — Екатеринбург, 2004, — 0,4 п.л.

8. Токарская, Л. В. Диагностика семей детей-инвалидов [Текст] / Л. В. Токарская // Образование Екатеринбурга на рубеже XX- XXI веков: ретроспектива и развитие: материалы X городских Педагогических чтений / под общ. ред. A.A. Симоновой , H.H. Давыдовой. — Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2004. — 0,2 п.л.

9. Токарская, Л. В. Особенности семей учащихся с тяжелым нарушением интеллекта [Текст] / Л. В. Токарская // Актуальные проблемы специального образования : материалы международн. семинара «Теоретико-методологические и практические основы лечебной педагогики, г. Екатеринбург, 24-26 марта 2004 г./ Урал. гос. пед. ун-т — Екатеринбург, 2005, -0,2 п.л.

10. Токарская, JI. В. Особенности применения теста А. Ассингера для изучения педагогов, работающих с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости [Текст] / Л. В. Токарская // Гуманизация образования в контексте системного подхода: Труды 2-й Всероссийской научн.-практ. конф. (Бийск, 15-16 апреля 2005 г.): Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2005, — 0,5 п.л.

11. Токарская, Л. В. Выявление агрессивности у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с использованием метода экспертных оценок [Текст] / Л. В. Токарская // Системный подход к изучению детей с различными формами дизонтогенеза -42: материалы международн. научн.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т — Екатеринбург, 2006, — 0,7 п.л.

12. Токарская Л.В. Психологические причины агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л. В. Токарская, О.В. Алмазова // Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка лиц с проблемами в развитии : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 15-16 мая 2008г.) в 2-х частях. Часть 2 / Отв. ред. H.A. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. — Бийск: ГОУ ВПО БПГУ, 2008, -0,5 п.л. / 0,3 п.л.

13. Токарская, Л. В. Психолого-педагогическая реабилитация семей, воспитывающих детей-инвалидов [Текст] / Л. В. Токарская // Социальная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях социального обслуживания семьи и детей : Межрегиональн. конф. « Семейная политика и пути ее совершенствования »/ Гос. области, учрежд. соц. обслуживания «Первоуральский центр социальной помощи семье и детям « Росинка »» — Первоуральск, 2008, — 0,8 п.л.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 219 наименований (7 -на иностранном языке); 32 таблиц, 3 рисунков, 7 приложений.

Заключение диссертации по теме «Коррекционная психология», Токарская, Людмила Валерьевна

Мы предложили программу психолого-педагогического воздействия, направленного на профилактику и коррекцию агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которая должна стать основной целью их психологической реабилитации.

Данные, полученные в ходе проведения исследования позволяют определить основные направления психологической помощи детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью:

— Психокоррекционная работа, направленная на снижение уровня агрессивности, преодоление других отклонений в поведении, развитие адекватных способов общения;

— Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;

— Психологическое консультирование педагогов по особенностям снижения уровня агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и предупреждению эмоционального выгорания.

Опыт коррекционной работы, которая проводилась в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 169 города Екатеринбурга в течение одного года, показал, что уровень агрессивности испытуемых данной группы может быть снижен.

Для детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью особенно важно, чтобы психокоррекционная и профилактическая работа велась постоянно, в течение длительного времени, даже при результативности мероприятий. Это обусловлено, прежде всего, имеющимися у них нарушениями, косностью и тугоподвижностью процессов, длительным усвоением и быстрым забыванием освоенных способов поведения. Прекращение коррекционной работы может привести к ухудшению их состояния. Содержание работы определяется особенностями конкретного ребенка и его семьи или группы, выявленными в ходе диагностики, с учетом возрастных и общих для всех детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью особенностей. Основными задачами является снижение уровня общей возбудимости, агрессивности, формирование адекватных способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Работа начиналась, как правило, с индивидуальных форм, затем после освоения детьми некоторых способов поведения происходит переход к групповым формам, являющихся наиболее предпочтительными. Содержание занятий определялось проблемами, выявленными на диагностическом этапе.

Смотрите так же:  Ди стресс

Психологическая помощь семье в основном ограничивалась сообщением особенностей детей, причин появления отклонений в поведении и обучению конкретным способам улучшения поведения. Хотя отмеченные в литературе и выявленные в ходе обследования особенности семей, воспитывающих детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью определяют необходимость более глубокого изучения личностных особенностей родителей, взаимоотношений членов семьи друг с другом и проведения психокоррекционной работы с ними, особенно с матерями, по преодолению переживаний в связи с проблемами ребенка и формированию адекватного отношения к этим проблемам и готовности участвовать в коррекционной работе.

Таким образом, проведенная нами работа по разработке программы профилактики и коррекции агрессивности подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также направлений оказания психологической помощи родителям и педагогам, показала ее эффективность. Однако, для достижения более значительных результатов, необходимо увеличить время ее внедрения, а также вовлекать в эту работу все окружение детей. Кроме того, представленная программа требует дальнейшей корректировки, хотя уже в настоящее время может быть рекомендована к применению в работе с детьми и подростками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Анализ теоретических данных об особенностях детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью, их агрессивности и ее причин подтвердил, что проблема исследования и выбранная нами тема в рамках этой проблемы, действительно актуальны. Однако, несмотря на то, что большинство исследователей, описывающих особенности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью указывают на наличие у них агрессивности и даже называют некоторые причины, большая часть описаний опирается лишь на субъективные данные, полученные в ходе беседы с родителями и педагогами, а также наблюдений. Практически никто из исследователей, не занимался изучением особенностей проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также разработкой или адаптацией к особенностям данной категории детей и подростков, конкретных методик коррекционной работы.

Несмотря на то, что все исследователи указывают на значимость социальной приемлемости поведения для социальной интеграции детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в общество, приводятся лишь отдельные направления работы по изучению особенностей проявления и снижению уровня агрессивности детей и подростков данной группы.

В ходе экспериментальной работы нами были изучены данные о клинических особенностях участников эксперимента, условиях их семейного воспитания, описаны ход и процедура обследования.

В экспериментальном исследовании приняли участие 228 респондентов, из них: 140 детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, 50 педагогов и 38 родителей. В целом было проанализировано 2480 протоколов наблюдений и рисунков, выполненных детьми и подростками; 150 анкет педагогов; 114 заполненных родителями анкет и результатов тестовых заданий.

1. Получили подтверждение основные положения, лежащие в основе исходной гипотезы.

2. Использование авторской методики, предполагающей соотнесение эталонов агрессивности с референтными лицами может быть эффективно для изучения агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в том числе неговорящих. Для изучения отношения ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к значимым для него лицам может использоваться Цветовой тест отношений Е.Ф. Бажина и A.M. Эткинда с изменениями. Классические психодиагностические процедуры типа опросников и тестов не эффективны для изучения агрессивности подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью даже в модифицированном и адаптированном варианте.

4. Снижение интеллектуальных возможностей у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью затрудняет дифференцировку негативных эмоций и возможность их контроля.

5. В отношении особенностей проявления агрессивности (интенсивности, форм и др.) наиболее благоприятна ситуация у детей, постоянно проживающих в семьях и посещающих специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Воспитанникам групп пятидневного пребывания детского дома и их родителям нужна дополнительная психолого-педагогическая помощь, направленная на снижение действия фактора необходимости регулярного отрыва от семьи на длительное время. Это в лучшей степени могло бы быть решено за счет создания условий для обучения детей данной группы в образовательных учреждениях по месту жительства ребенка.

6. Апробация разработанной программы профилактики и коррекции агрессивности у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, подтвердила гипотезу о значимости комплексного подхода для снижения проявлений агрессивности и придания им социально приемлемых форм. Даже столь короткий период коррекционного воздействия (1 год) позволил добиться положительной динамики, что свидетельствует об эффективности программы в целом, особенно в части сдерживания агрессивных проявлений, сокращения их длительности.

7. Успешное внедрение даже игровых методов коррекции агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью требует адаптации инструкций, особой организации игр, использования дополнительного материала.

8. Результаты апробации разработанной программы коррекции и профилактики агрессивности позволяют говорить о ее положительном влиянии не только на психологические особенности агрессивности испытуемых, но и на отдельные аспекты психической деятельности, личность подростков в целом, в системе ее социальных отношений (с педагогами, родителями).

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, его задачи выполнены. Гипотеза в ходе работы подтвердилась, так как у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью была

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Токарская, Людмила Валерьевна, 2008 год

1. Агавелян, O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития Текст. /. — Челябинск: Издатель Татьяна Лурье — 1999. -356 с.

2. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов Текст. / А. Адлер, Феникс, 1998.

3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер, Питер, 2003. 256 с.

4. Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной неполноценностью Текст. / Минск : БелАПДИ, 1996. 108 с.

5. Александрова, Н. А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Текст. / Н. А. Александрова // Дефектология. 2002. — № 6. — С. 11-16.

6. Алёхина, А. В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна Текст. / А. В. Алёхина // Дефектология. 1999. — № 5. — С. 11-17.

7. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика Текст. : Учебное пособие / О.В. Алмазова. Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2007. — 227 с.

8. Ананьев, Б. Г. О методах современной психологии Текст. /Б. Г. Ананьев // // Психологические методы. Л., 1976. — С. 23- 35.

9. Андреева, С. В. Половое воспитание детей и подростков с особыми потребностями Текст.: учебно-методическое пособие / С. В. Андреева. -Псков : ПОИПКРО, 2004. 76 с.

10. Асанов , А. Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей Текст. : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Ю. Асанов, Н. С. Демикова , С. А. Морозов ; под ред. А. Ю. Асанова. М. : Академия, 2003. — 224 с.

11. Бадалян, Л. О. Невропатология Текст. : учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. М. : Академия, 2000.-384 с.

12. Бандура , А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений Текст. / А. Бандура, Р. Уолтере. М., 1999.- 240 с.

13. Баряева , Л. Б. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми Текст. / Л. Б. Баряева, С. Ю. Ильина , Г. Ф. Нестерова, В. П. Шиянова // Дефектология. 1994. — № 6. — С. 56-58.

14. Баряева , Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития Текст. : учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, А. Зарин. — СПб. : Союз, 2001. — 416 с.

15. Бгажнокова , И. М. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками Текст. / И. М. Бгажнокова, Ф. В. Мусукаева // Дефектология. 1998. — № 5. — С. 46-52.

16. Берковиц , Л. Агрессия: причины, последствия и контроль Текст. / Л. Берковиц. СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 512 с.

17. Берне Р. Кинетический рисунок семьи, Текст. Р. Берне, С. Кауфман, 2003. С. 160.

18. Блейхер , В. М. Толковый словарь психиатрических терминов Текст. : в 2 т. Т. 1. Т. 1 / В. М. Блейхер, И. В. Крук ; под ред. канд. мед. наук С. Н. Бокова.-1996.-480 с.

19. Блюмина, М. Г. К клинической картине фенилпировиноградной олигофрении (фенилкетонурии) Текст. / М. Г. Блюмина // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1964. № 7. — С. 10-35.

20. Блюмина, М. Г. Нарушения слуха при болезни Дауна (обзор литературы) Текст. / М. Г. Блюмина// Дефектология. 1987. — № 2. — С. 76-80.

21. Будникова, Л. Г. Из опыта обучения детей с синдромом Дауна Текст. / Л. Г. Будникова // Дефектология. 1997. — № 6. — С. 19-20.172; . .•.’■■■■.■

22. Бэрон, Р. Агрессия Текст. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб. 1997.320 е. ■

23. Важинская, В. Н. Физическое воспитание: Программа по физическому воспитанию детей с глубоким нарушением интеллекта Текст. / В; Н. Важинская, А. И- Емельянова. — СПб; : ИСПиЩ 2002. — 33 с.

25. Вернер, Д. Реабилитация детей-инвалидов Текст. : руководство для семей, имеющих: детей1 с физическими и умственными- недостатками; работников; местных служб здравоохранения и реабилитации / Д. Вернер.; [б. и.], 1995.-662 с. /

26. Войлокова, Е. Ф. Сенсорное воспитание- детей с выраженной интеллектуальной; недостаточностью в условиях, специального дошкольного учреждения Текст. : автореф. дис. . канд; пед. наук / Е. Ф. Войлокова. — СПб: : [б. и.], 1999.-18 с. V ‘ .

27. Воронова , Е. А. Проектирование медико-социально-педагогической реабилитации детей- инвалидов с глубокой умственнойотсталостью Текст. Е. А. Воронова, В. В. Маскин , Т. К. Меркулова. -Рязань : Ряз. обл. ин-т развития образования, 1997. 61 с.

28. Воспитание и трудообучение умственно отсталых детей Текст. / сост. И. С. Гуревич , Е. С. Зиновьева. М., 1954. — 76 с.

29. Гарднер, Р. Психотерапия детских проблем Текст. / Р. Гарднер. -СПб. : Речь, 2002.-416 с.

30. Гоголева, Г. С. Особенности формирования общетрудовых умений у дошкольников с тяжелой умственной отсталостью Текст. : дис. . канд. пед. наук / Г. С. Гоголева ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2004. — 179 с.

31. Грабенко , Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры Текст. / Т. М. Грабенко , Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 64 с.

32. Граборов, А. Н. Очерки по олигофренопедагогике Текст. / А. Н. Граборов. М. : Государствен, учебно-педагогич. издат-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1961. 132 с.

33. Грибанова, Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома Текст. / Г. В. Грибанова // Дефектология. -1993. -№ 6. С. 13-19.

34. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними Текст. / А. Гуггенбюлль ; пер. с нем. СПб., 2000. — 210 с.

35. Дементьева , Н. Ф. Медико-педагогическая помощь умственно отсталым детям в специализированных учреждениях социального обеспечения Текст. / Н. Ф. Дементьева, Л. Н. Поперечная // Дефектология. — 1984. № 5. -С. 3-7.

36. Дементьева, Н. Ф., Цикото Г. В., Исаева Т. Н., Багаева Г. Н., Еремина А. А. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью Текст.// Дефектология, № 5, 1999, с.63-67.

37. Дефектологический словарь Текст. М.: « Педагогика » 1970.-276 с.

38. Дидактические материалы к программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития Текст. / Под ред. Л. А. Головчиц. М.: УМИЦ «Граф- Пресс», 2003.52 с.

39. Ермаков, А. Г., Замской В. Я. Методика организации массовых мероприятий в детских домах-интернатах Текст. М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1977.-73 с.

40. Жарова, В. А. Профессиональная переподготовка педагогов для работы с тяжело умственно отсталыми детьми Текст. / Дис. . канд. пед. наук / Ярославск. гос. пед. ун-т. им. К.Д. Ушинского Ярославль, 2001. 179 с.

41. Забрамная , С. Д. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью Текст. / С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева . — М. : Институт общегуманитарных исследований В. Секачева, 2002. — 112 с.

42. Забрамная, С. Д. Методические указания к психологопедагогическому изучению детей-имбецилов Текст. М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1979. — 76 с.

43. Забрамная, С. Д. Некоторые особенности мимики глубоко умственно отсталых детей (имбецилов) Текст. // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка. Межвуз. сб. научных трудов. М., МГПУ имени В. И. Ленина, 1982. С. 108- 113.

44. Забрамная, С. Д. Особенности деятельности детей с болезнью Дауна. // Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей Текст. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984, С. 114-118.

45. Забрамная, С. Д. Роль музыки в коррекции личности детей-имбецилов Текст. // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка . Сборник научных трудов. М.: МГПУ имени В. И. Ленина , 1981 — С. 72-76.

46. Забрамная, С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого- педагогического обследования детей Текст.: Пособие для психол . — пед. комис. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 32с.; 115 карт. — (Коррекционная педагогика).

47. Закрепина, А. В. Пути социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью Текст.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2003. — 23 с.

48. Занков, Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка Текст. М., 1935.- 176 с.

49. Зинкевич- Евстигнеева, Т. Д. Как помочь « особому » ребёнку Текст. : кн. для педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева, Л. А. Нисневич . 3-е изд. — СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2001.- 128 с.

50. Зинкевич- Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии Текст.- СПб.: ООО «Речь», 2001. 310 с.

51. Змановская , Е. В. Девиантология Текст.: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр « Академия », 2003. 288 с.

52. Иванова, Т. Н. Система работы по формированию словарного запаса у глубоко умственно отсталых детей Текст.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1984,- 18 с.

53. Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта Текст. / Под ред. А. Р. Маллера , Г. В. Цикото. Сб. научных трудов.- М.: НИИ Дефектологии АПН СССР, 1978. с. 68.

54. Исаев, Д. Н. Психическое недоразвитие у детей Текст. Л., 1982.

55. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков Текст. : руководство для врачей / Д. Н. Исаев. СПб. : Речь, 2003. — 391 с.

Смотрите так же:  Шизофрения новости лечения

56. Исаева, Т. Н. Формирование игры у детей дошкольного, возраста с тяжелой умственной отсталостью Текст. Дис. . канд. пед. наук / Моск. гос. откр. пед. ун-т. им. М. А. Шолохова Москва, 2001. 120 с.

57. История развития медико-социальной помощи детям с врожденной умственной отсталостью Текст. М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1982. — 25 с.

58. Как учить и развивать умственно отсталых детей. Курс лекций и практических занятий для персонала медицинских учреждений, составленный доктором Карлом Грюневальдом Текст. — СПб.: Петербург XXI век, 1994. — 123 с.

59. Клинико-генетические исследования олигофрении Текст. / Под ред. М. С. Певзнер. М., 1972.

60. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста Текст. : руководство / В. В. Ковалев. М. : Медицина, 1995. — 560 с.

61. Колосова, С. Л. Детская агрессия Текст. СПб.: Питер, 2004. -224 е.: ил. — (Серия «Детскому психологу »).

62. Кондратенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков. Мн.: Беларусь, 1988.

63. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта Текст. выпуск 1. — СПб., 1996. — 70 с.

64. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей Текст. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.-208 е., ил.

65. Кузьмицкая, М. И., Маллер А. Р., Цикото Г. В. Экспериментальное обучение глубоко умственно отсталых детей в условиях вспомогательной школы Текст. // Дефектология, 1976, № 6, с.26-30.

66. Кэмпбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка Текст. — СПб.: Мирт, 1997.

67. Лабунская , В.А. Психология экспрессивного поведения Текст. / В.А. Лабунская. М. : Знание, 1989. — 64 с.

68. Личко , А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Текст. Л.: Медицина, 1983.

69. Логинова, Е. Т. Оценка возможностей социализации детей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью Текст.: учеб. пособие. — Псков: ПОИПКРО, 2001. 40 с.

70. Логинова, Е. Т. Современные подходы к проблеме социализации детей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в России и странах Западной Европы Текст.: учеб. пособие. Псков: ПОИПКРО, 2000. -47 с.

71. Лоренц, К. Агрессия Текст. М., 1994.

72. Лубовский , В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей Текст. М., 1989.

73. Лурье, Н. Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье Текст. М., 1972. 56 с.

74. Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми Текст. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. — 190 е., ил.

75. Ляпидевский, С. С., Шостак Б. И. Клиника олигофрении Текст. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак-тов пед. ин-тов. М., « Просвещение », 1973.

76. Майерс, Д. Социальная психология Текст. Интенсивный курс. — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. 512 с. — (Проект « Мэтры психологии »),

77. Мак-Кей, М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева Текст. -СПб., 1999.

78. Маллер , А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью Текст. : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото . М. : Академия, 2003. — 208 с.

79. Маллер, А. Р. Воспитание ребенка с болезнью Дауна в семье Текст. // Дефектология, 1986, № 4, с.82-86.

80. Маллер, А. Р. Педагог и семья ребенка- инвалида (Некоторые вопросы педагогической этики) Текст. // Дефектология, 1995, № 5, с.15-19.

81. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями Текст. : кн. для родителей / А. Р. Маллер. М. : Педагогика — Пресс, 1996. — 80 с.

82. Маллер, А. Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью Текст. // Дефектология, 1991, № 5, с.69-74.

83. Маллер, А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей Текст. / М-во соц. обеспечения РСФСР. М.: Просвещение, 1990.- 128 с.

84. Маллер, А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта Текст.; Науч. -исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР . — М.: Педагогика, 1988. — 128 с.

85. Маллер, А. Р., Цикото Г. В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми Текст. // Дефектология, 1984, № 1, с.34-39.

86. Марциновская, Е. Н. Нарушение регулирующей роли речи у глубоко умственно отсталых детей Текст. // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Отв. ред. А. Р. Лурия Изд-во АПН РСФСР. М., 1958. С. 267-294.

87. Мастюкова , Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Текст. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. М. : ВЛАДОС, 2003.-408 с.

88. Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с глубокой умственной отсталостью в возрасте от 4 до 10 лет Текст. /А. А. Ватажина , Н. С. Малинкин. / Под ред. М. И. Кузьмицкой , А. А. Ватажиной.- М.: ЦИЭТИН, НИИ Дефектологии АПН СССР, 1971. SO с.

89. МКБ -10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике Текст. / Под ред. Ю.Л. Нуллера , С.Ю. Циркина. СПб.: Адис, 1994.

90. Модестов, А. А. Медико-социальная реабилитация умственно отсталых подростков в детских домах- интернатах Текст.: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Ленинград., 1986. — 18 с.

91. Моль, А. Искусство и ЭВМ Текст. / А. Моль. М., 1975. — 238 с.

92. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. вузов: В 3 кн. — 3-е изд. Кн. 3: Психодиагностика . Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики Текст. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 632 с.

93. Никитина, Н. В. Клинико-демографическая характеристика, роль причинно-следственных факторов и абилитация хромосомных болезней у детей Свердловской области Текст.: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Екатеринбург., 2001.-22 с.

94. Новоселова, Н. А., Шлыкова А. А. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, 1-Х классы) Текст. Екатеринбург: Центр « Учебная книга », 2004, 136 с.

95. Обучение и воспитание умственно отсталых детей. Опыт работы учреждений для глубоко умственно отсталых Текст. / Под ред. Г. М. Дульнева , М. И. Кузьмицкой. Науч. исслед. ин-т дефектологии. Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1960 — 152 с.

96. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями (Из опыта работы Псковского лечебно-педагогического центра) Текст. / Под редакцией Царева А. М. -Псков: ПОИПКРО, 1999. 136 с.

97. Обучение общеобразовательным предметам умственно отсталых детей в домах-интернатах Текст. Труды / Под ред. А. А. Ватажиной, М. И. Кузьмицкой . М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1970 90 с.

98. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики , немедицинской психотерапии и психологического консультирования Текст. / Под ред. А. А. Бодалева , В. В. Столина. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. — 304 с.

99. Олпорт Г. Становление личности Избранные труды Текст. / Под общей редакцией JT.A. Леонтьева — М.: Смысл, 2002. 464 с.

100. Организация воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в домах- интернатах Министерства социального обеспечения РСФСР Текст. Сборник научных трудов. Выпуск 1. / Под ред. А. А. Ватажиной // Мин-во соц. обеспеч. РСФСР. ЦИЭТИН. М., 1969. -116 с.

101. Организация работы по трудовому воспитанию умственно отсталых детей в домах-интернатах министерства социального обеспечения РСФСР Текст. Сборник научных трудов. Выпуск И. /Под ред. А. А. Ватажиной. М.: МИНСОБЕС РСФСР ЦИЭТИН, 1969. — 132 с.

102. Организация трудовых процессов в домах инвалидов-психохроников министерства социального обеспечения РСФСР Текст. Методическое письмо № 32. М.: МИНСОБЕС РСФСР ЦИЭТИН, 1958. — 132 с.

103. Организация учебно-воспитательной работы в детских домах-интернатах для глубоко умственно отсталых детей Текст. М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1983. — 16 с.

104. Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова Текст.: [Программно метод, пособие] / Под ред. С. В. Андреевой. — Псков: ПОИПКРО, 2000.- 140 е.: ил.

105. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии Текст. : опыт словаря справочника / авт. — сост. А.Н. Нигаев , О. JI. Алексеев, Е. В. Шиврина . — 2-е изд., стер. — Екатеринбург. : Урал. гос. пед. ун- т, 2003. -118 с.

106. Основы обучения грамоте глубоко умственно отсталых детей Текст. М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1976. — 14 с.

107. Оудсхорн, Д.Н. Детская и подростковая психиатрия. М., 1993.

108. Панарина, JI. Опыт исследования эмоционального реагирования и социального взаимодействия младенцев с синдромом Дауна Текст. //Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии. Сборник научных статей. М.: « Права человека », 2003. — С. 201- 209.

109. Певзнер, М. С. Дети- олигофрены Текст. М.: Изд. АПН, 1959.

110. Певзнер, М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов Текст. М.: Изд. АПН, 1963.

111. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад ; Редкол. М.М. Безруких , В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с. : ил.

112. Питерси, М. Маленькие ступеньки Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Текст. / Мойора Питерси и Робин Трилор. М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2001. 8 книг.

113. Поперечная, Л. Н., Дементьева Н. Ф., Табунова Е. Н. Об использовании методики В.М. Когана в дифференциальной диагностике степеней имбецильности у подростков Текст. // Дефектология, 1988, № 2, с.28-35.

114. Практикум по развитию социально- перцептивной сферы умственно отсталых школьников Текст.: Учеб. пособие / М. Г. Агавелян , О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян; Челябинск, Челяб. гос. Ун-т. 1999. 157 с.

115. Принципы отбора детей во вспомогательные школы Текст. / Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. Изд. 3-е, испр. и доп. М., « Просвещение », 1973. 224 с.

116. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей Текст. -М.: Мин. соц. обеспечения РСФСР, Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. -М., 1981.

117. Психологическая энциклопедия. Текст. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб. : Питер, 2003. — 1096. : ил.

118. Психологические термины и понятия / под ред. Б.Э. Мура и Б.Д. Файна. М., 2000.

119. Психология детства. Текст. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 368 с.

120. Раттер , М. Помощь трудным детям Текст.: Пер. с англ. М., 1987.

121. Реан, А. А. Социальное сиротство в современной России Текст. М., 2002.

122. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании Текст., 1996.

123. Романов, А. А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик Текст.

124. Пособие для детских психологов , педагогов, дефектологов, родителей. — М.: « Плэйт », 2004. — 48 е.: ил. — (Серия « Игровая терапия для детей и взрослых »).

125. Русских, В. В. Дифференциальная диагностика при синдроме Дауна Текст. // Диагностические проблемы психиатрии (Сборник научных трудов) / Под ред. Г. В. Морозова. ЦНИИ Судебной психиатрии им. В. П. Сербского. М., 1973, 248 с.

126. Русских, В. В. О патогенезе и основах современного лечения болезни Дауна Текст. М., 1963.

127. Сара, Н. Игры и занятия с особым ребенком Текст. Руководство для родителей / Пер. с англ. H. JI. Холмогоровой . М.: Теревинф, 2004. — 240 с. — (Особый ребенок).

128. Сеген, Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей Текст. СПб.; Лихтенштадт. 1903. 319 с.

129. Семенова, Е. В. Психологические особенности положительных и отрицательных эмоциональных состояний школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Текст. / Е.В. Семенова : Автореф. дисс. канд. психол. наук. Екатеринбург., 2008. — 23 с.

130. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции Текст.: учеб. пособие / Л. М. Семенюк. — 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 96 с.

131. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Изд. « Институт практической психологии », Воронеж: НПО « МОДЕК », 1996.

132. Сергеева, Г. К. Основы безопасности жизнедеятельности Текст. Программа по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2002. — 25 с.

133. Сергеева, И. Изучение материнского отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна Текст. //Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии. Сборник научных статей. М.: « Права человека », 2003. — С. 214218.

134. Сеченов, И. М. Избранные философские и психологические произведения Текст. М., 1947.

135. Скиннер Б.Ф. Радикальный бихевиоризм Текст. М. : Прайм-Еврознак, 2007. 128 с.

136. Современные подходы к болезни Дауна Текст. / Под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда: Пер. с англ./ Под ред. М. Г. Блюминой. М.: Педагогика, 1991.

137. Современный словарь по педагогике Текст. / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: « Современное слово », 2001. — 928 с.

138. Социологический энциклопедический словарь Текст. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор

Другие статьи

  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Ребенок 1 5 года плохо спит ночью комаровский Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается Беспокойный детский сон по ночам — проблема довольно распространенная. Многие мамы и папы мечтают, чтобы ребенок сам выспался как следует и дал им, родителям, поспать хотя бы 8 […]
  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Циклоферон свечи детям инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой желтого цвета, двояковыпуклые. Вспомогательные вещества: повидон, кальция стеарат, гипромеллоза, полисорбат 80, сополимер метакриловой кислоты и этилакрилата, […]
  • Этамзилат инструкция по применению детям Этамзилат (Etamsylate) Действующее вещество Фармакологические группы Нозологическая классификация (МКБ-10) Состав и форма выпуска 1 ампула с 2 мл инъекционного раствора содержит этамзилата 0,25 г; в упаковке 10 шт. Фармакологическое действие Увеличивает образование в […]