Психологические механизмы адаптации к стрессу

Навыки адаптации в стрессовых ситуациях Позвольте себе чувствовать

Публикуем еще одну главу из брошюры ОСОЗНАННЫЙ АКТИВИЗМ: протест без выгорания (MINDFUL OCCUPATION: rising up without burning out). Данная глава кратко рассказывает о том, что такое стресс, как с ним можно справиться и почему важно не замалчивать внутренние конфликты. А также в ней говориться о том, какие первые шаги предпринимать, сталкиваясь со стрессом, и как справляться с чрезмерными эмоциями.

Навыки адаптации в стрессовых ситуациях

Что такое стресс?

Стресс — это просто реакция вашего организма на изменения. Так как окружающая вас обстановка постоянно меняется, вы постоянно находитесь под некоторым уровнем стресса. Ваша нервная система приспособлена справляться с определенным « нормальным » уровнем стресса. Этот « нормальный » уровень стресса или степень стресса, которую определенный человек может выдерживать, не испытывая физических симптомов стресса , может быть разным в зависимости от человека.

Когда вы превысили нормальный уровень стресса, с которым ваше тело способно справиться, вы начнете испытывать физические и эмоциональные последствия стресса , и ваше поведение также будет меняться.

Что такое стрессоры?

Стрессор определяется как любая физическая, психологическая или социальная сила, которая оказывает реальную или предполагаемую нагрузку на тело, эмоции, ум или дух человека. Проще говоря, стрессором является то, что вызывает стресс.

Что такое защитные навыки (стратегии)?

Мы все разрабатываем механизмы защиты, чтобы избежать или уменьшить психологическую боль. Защитные навыки — это способы, с помощью которых мы учимся справляться с различными стрессорами. Каждый человек справляется со стрессом по-разному. Со временем мы все создаем защитные стратегии, которые « правильны » для нас, как мы сами думаем и чувствуем. « Правильны » взято в кавычки, потому что многие люди часто не понимают, что то , как они справляются с жизненными стрессорами , не только бесполезно, но и разрушительно, отрицательно и болезненно не только для них самих, но и для окружающих.

Защитные стратегии могут быть как конструктивными/адаптивными так и разрушительными/дезадаптивными. Дезадаптивные защитные навыки — способы борьбы со стрессом, которые часто делают вс ё ещ ё хуже. Эти типы защитных стратегий могут повредить вашим социальным отношениям, ухудшить существующие проблемы и даже прив ести к появлению новых симптомов травмы, связанных со стрессом. Многие из нас знают людей, которые слишком остро реагировали на что-то и в результате этого они потеряли связь с по_друг_ой или любимым человеком. Дезадаптивные защитные стратегии оказывают давление на ваши отношения с друзьями, подругами, семьей, товарищ_ками. Они могут разрушать тело или создать большую эмоциональную боль в долгосрочной перспективе, даже если кажутся полезными в краткосрочной. В худшем случа е, дезадаптивные защитные навыки могут разрушить жизнь. Благодаря информации в этой брошюре и психологическому активизму мы можем уменьшить воздействие негатива на наши жизни, в том числе того, который мы нанесли себе через дезадаптивные навыки решения проблем.

Позвольте себе чувствовать

« Если я не думаю об этом, то этого нет, правда? »

Некоторые люди считают, что лучше не думать о трудных проблемах, мыслях, чувствах, так как е с ли печалиться из-за этого, можно сделать проблему только хуже. В некоторых случаях это действительно так, в зависимости от того, как вы реагируете на данную ситуацию. Тем не менее, мы никогда не должны запрятывать тревожные вопросы куда-то далеко в надежде, что время уберет проблемы прочь. Такое поведение часто вредно в долгосрочной перспективе. Конечно, вы не станете « заморачиваться » этими мыслями прямо сейчас, но пока вы игнорируете свои проблемы ОНИ ПО-ПРЕЖНЕМУ СУЩЕСТВУЮТ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ И ЖИЗНИ ОКРУЖАЮЩИХ. Что является наиболее полезным для всех участ _ниц ( и особенно личного долгосрочного психического здоровья!) — это справляться с любым стрессом, беспокойством или тревожным вопросом, как только они возникают. Ожидание времени, когда все начн ё т « идти своим чередом », для решения ваших проблем, может привнести ещ ё больше стресса в ваш у жизни.

Во многих случаях неадаптивной защиты мы не позволяем себе чувствовать и анализировать наши эмоции. Вы всегда должны ПОЗВОЛЯТЬ СЕБЕ ЧУВСТВОВАТЬ. Часто рациональное в нас говорит нам, что чувства не является конструктивными. Социализация в нашем обществе приучила нас в это верить. Это верно для всех людей, хотя общество социализирует нас по-разному, в зависимости от гендера. Не важно, какой у вас гендер, ЧУВСТВОВАТЬ — ЭТО НОРМАЛЬНО. Позволяйте себе чувствовать целый спектр эмоций по поводу любой ситуации, это полезно для здоровья. Однако то, что вы делаете в ответ на эти эмоции, может быть вредно для здоровья.

Освобождение от воздействия ситуации « борьба или бегство »

Первый шаг при столкновении со стрессовой ситуацией — отстран ить себя физически от стрессора. Сделав это, вы получите время вдали от стрессора для осмысления того, как вы себя чувствуете. Если вы остаетесь в физической близости к чему-то, что заставляет вас находиться в стрессе, у вас не будет умственн ой способности сосредоточиться на ваших мыслях. Если стрессор — человек , и вы не возьмете физический тайм-аут, то можете нера зумно наброситься на него: на словах или физически. Я делаю акцент на « физически » , потому что ни при каких условиях вы не должны дистанцироваться эмоционально. Если вы включены в разговор и хотите продолжить его, как только остынете, попробуйте сказать: « Мне нужно взять тайм-аут. Можем ли мы продолжить разговор через 30 минут? »

После того, как вы удалились от стрессора, сделайте несколько глубоких вдохов, сядьте и позвольте себе чувствовать. Если вы сердитесь — злитесь. Если вам грустно, не стесняйтесь плакать. Почувствуйте любые чувства, которые приходят к вам, не подавляйте их. Попробуйте написать об этом или поговорить с кем-то, кто далек_а от ситуации. Убедитесь, что вы дали себе 20 минут, чтобы успокоиться. Это не просто произвольное число. Оно да ё т телу 20 минут, чтобы выйти из режима « борьбы или бегства » .

Как справиться с чрезмерными эмоциям и

Обычная реакция при очень сильных , невыносимых эмоци ях — это обостренное чувство уязвимости или страх. Следующие стратегии могут уменьшить воздействие подавляющих эмоций на ваше психическое здоровье.

  • Подтвердите эмоции. Напомните себе, что это нормально — испытывать сильные чувства, так же , как вы можете испытать ряд других эмоций.
  • Поделитесь своими эмоциями с другими. Понимающие и поддерживающие люди, которые могут выслушать, часто приносят облегчение. Вы можете обнаружить, что они испытывали подобные чрезмерные эмоции в своей жизни. Даже если вы не говорите о своих эмоциях, быть в компании и чувствовать поддержк у тех , кто испытал подобные реакции, мысли и чувства, может быть комфортно.

  • Если вы не хотите быть в одиночестве, найдите способы, чтобы быть с другими. Пребывание в привычных компаниях поможет вам чувствовать себя безопаснее и комфортнее. Пригласите по_друг_у переночевать с вами, погуляйте по городу с друзьями и подругами и дайте им знать, что вы бы хотели побыть в их компании.
  • Создайте безопасную среду. Проанализируйте вашу жизнь, работу и учебную обстановку и определите способы для у силени я своего чувства личной безопасности.
  • Узнайте точную информацию о своей реакции. Ищите помощи у товар ищ_ е к , которые могут помочь вам разобраться в ваших чувствах и мыслях. Избегайте лиц, которые отрицают или сводят к минимуму ваш опыт.
  • Поймите, что вы не можете контролировать вс ё . Часто наши страхи усиливаются в ситуациях, которые напоминают нам, что мы не всегда можем контролировать людей, события и ситуации. Часто бывает полезно определить те вещи, которые находятся под нашим контролем, и попытаться отпустить те вещи, которые мы не можем контролировать.
  • Помните, что ваши эмоции являются обоснованными. Со временем вы начн ё те восстанавливать ваше чувство безопасности и баланса. Если вы чувствуете, что вам нужна помощь в этом процессе, ищите группу поддержки или специалист_ ок психического здоровья. Часто бывает полезно проконсультироваться с другими специалист_ками, когда проходите терапевтическое лечение, если вы чувствуете, что постоянно находитесть под негативным воздействием. « Терапевтическое » — это не тоже самое, что и « профессиональное » ! Держитесь тех, кто помогает вам чувствовать себя комфортно.

Понятие механизмов стресса

Человек ежедневно сталкивается со стрессом, факторами которого может быть все что угодно. Это не только эмоциональные потрясения, но и влияние климатических условий (жара, дождь, ветер, мороз), болевой шок, физические перегрузки. Ускоренный ритм жизни не позволяет индивиду полноценно расслабиться и дать возможность организму восстановить свои ресурсы. В результате возникает истощение.

Историческая составляющая стресса

Механизм возникновения стресса обусловлен историческим развитием человека. Он является реакцией организма, позволяющей человеку адаптироваться к непривычным условиям. Любая опасность воспринимается, как прямая угроза жизни человека. ЦНС подает сигнал к действию всем органам и системам, что позволяет выработать стратегию дальнейшего поведения.

Механизм развития стресса отслеживается у всех живых организмов, попадающих в опасную для жизни ситуацию. Так, почуяв приближение хищника, заяц будет искать укромный уголок, чтобы скрыться, или убегать. Первобытным людям постоянно угрожала опасность. Под воздействием стресса человек научился выживать в сильные морозы, жару, строить качественные дома, добывать огонь, охотиться и одеваться. Сегодня многие угрожающие жизни факторы не существуют, но организм все равно испытывает стресс. Нервная система реагирует на мнимые факторы, идентифицируя их как опасность для жизни. Ресурсы организма тратятся впустую и наступает полное истощение, что выражается в психосоматических заболеваниях.

Нашим предкам психологические механизмы стресса помогали выжить, но для нас они превратились в инструмент саморазрушения.

Главные этапы стресса

Согласно Селье, стрессовый механизм делится на 3 этапа.

Стресс начинается с состояния тревоги. При наличии раздражителя, симпатический отдел головного мозга подает организму сигнал об опасности. Работу этого отдела человек не способен контролировать, она самостоятельно принимает решения на основе предыдущего опыта.

В психологии существует такое понятие, как якоря. Это запахи, образы, ощущения, звуки, которые сопровождали человека в момент переживания сильного стресса. Организм запоминает все, что связано с неприятной, угрожающей ему ситуацией, чтобы в будущем иметь возможность избежать ее. Каждый замечал, что мимолетный аромат духов может поднять или напрочь испортить настроение. Это пример якоря или НЛП – нейролингвистической привязки: симпатический отдел будет реагировать как на реальную опасность, так и на мнимую одинаково. Но ее можно использовать и в лечении стрессов.

После поступления сигнала об опасности, активизируется работа эндокринной системы. Надпочечники производят мощный выброс адреналина и кортизола в кровь. Для обеспечения всех этих реакций организму требуется много энергии. Резко ускоряется синтез белка в организме, сердце бьется сильнее, повышается содержание кислорода в крови, улучшается работа мозговых центров.

Стадия адаптации

На стадии адаптации человек учится выживать в сложившейся ситуации. Она занимает самый большой промежуток времени. В этом процессе задействован гипоталамус. В крови повышается уровень глюкозы для обеспечения усиленной работы организма в стрессовых условиях. Также повышается количество клеток, которые отвечают за синтез белка. На длительность этого процесса напрямую влияет интенсивность, длительность стресса, психоэмоциональное и физиологическое состояние самого организма в определенный момент.

Смотрите так же:  Стресс и эмоциональное выгорание

На этом этапе организм работает из последних сил. Часто в таком состоянии человек не испытывает потребности в сне и еде, что спровоцировано большим выбросом в кровь гормонов. Но он не может существовать в таком режиме длительное время без соответствующей подпитки извне. Процесс адаптации может закончиться полным приспособлением организма к жизни в сложившихся условиях или же истощением. При успешной адаптации стресс называют эустрессом. При таком исходе повышается резервность организма, а стресс полностью ликвидируется. При полном истощении наступает дистресс. В этом случае происходит ухудшение функциональности организма, вплоть до полного отказа всех систем и органов (смерть).

Стадия истощения

Психологические механизмы стрессовых ситуаций заканчиваются стадией истощения при неблагоприятном исходе. На этом этапе можно наблюдать различные психические симптомы, являющиеся признаками проявления пострессового синдрома:

  • появление панических атак;
  • беспричинная агрессия;
  • апатичность;
  • фобические расстройства;
  • разрыв социальных связей.

Кроме того, налицо соматические симптомы. Они проявляются по большей части в снижении иммунитета, человек начинает часто болеть. Появляется бессонница, от этого страдает память, начинаются головные боли, ухудшается кровоток в мозгу. В результате длительного стресса нарушается функциональность ЦНС, т. к. нейроны отмирают и не успевают восстанавливаться. Если вовремя не устранить стрессор и не оказать помощь организму, может образоваться опухоль в мозгу.

Психологический механизм стресса

Механизм стресса задействует в работе почти все органы и системы. В работе организма в момент стресса задействованы 2 системы:

На подсознательном уровне во время стресса срабатывают подсознательные установки, которые относится к психологическим механизмам:

  • подавление: лежит в основе подсознания и отвечает за вытеснение негативных чувств из памяти;
  • проецирование: человек во время проживания стресса переносит свой негатив на других – в случае стресса человек негатив проецирует на других и оправдывает себя;
  • попытки уйти от самого себя: этот механизм сравнивается часто с позой эмбриона, является попыткой избежать самобичевания;
  • рациональный ответ на вопрос: это один из методов избежать наказания в собственном мире;
  • сублимация: является благоприятной реакцией на стрессор, но этот фактор не всегда безобиден, потому как не позволяет оценить правильно ситуацию, заключается сублимация в преобразовании негативного проявления в позитив, проявления агрессии можно перевести в спорт и тогда нерастраченная энергия организма будет при деле.

Механизмы стресса далеко не безобидны и не позволяют правильно оценить происходящее. Кроме того, они способствуют разрыву связей с социумом, чем еще сильнее ухудшают психологическое состояние индивида.

Механизм управления стрессом

Механизмы преодоления стрессовых факторов могут быть самыми разнообразными. Главная цель коррекции поведения организма – преобразовать дистресс в эустресс. Нашим предкам стресс помогал выжить, так почему же сейчас не воспользоваться его проявлениями во благо себе. Индивид должен осознавать, что нужно изменить ситуацию и свое восприятие происходящего. Человек должен понимать, что негативные проявления стресса не являются нормой и нуждаются в коррекционной работе.

Коррекционная работа направлена на устранение стрессора и проработку восприятия. Часто подвергаемые действию стресса люди обычно являются чувствительными натурами и принимают все близко к сердцу, часто испытывают неуверенность в себе, излишне осторожны.

Для снятия стресса нужно использовать комплексный подход, который состоит из нескольких мероприятий:

  • коррекции своего отношения к стрессору;
  • нейролингвистического программирования;
  • укрепления иммунитета;
  • физнагрузки.

Коррекция отношения к стрессору

Не следует принимать все слишком близко к сердцу, научитесь критику использовать для саморазвития. Постарайтесь закрыть глаза на мелкие неприятности, тогда их действие не будет отражаться на вашем психоэмоциональном состоянии. Посмотрите на жизнь с другой стороны. Постарайтесь отмечать для себя только приятные моменты, происходящие в течение дня, сосредоточьте свое внимание на них.

Многие, ложась спать вечером, начинают прокручивать в голове все события, произошедшие за день, анализировать свое поведение, корить себя. Такое состояние следует пресекать на корню. Попробуйте перед сном думать о том, что хорошего произошло сегодня, о своем ребенке, второй половине. Засыпайте в хорошем настроении.

НЛП в коррекции стресса

Нейролингвистическое программирование является действенным способом устранения постстрессового синдрома и контроля стресса. Привязку можно сделать на любое прикосновение, запах, предмет.

Присядьте и вызовите в себе самое положительное чувство, в это время проведите пальцем по ладони. Затем воссоздайте в подсознании негативную ситуацию, которая прямо-таки выводит вас из себя, тоже прикоснитесь к руке и вернитесь к положительным воспоминаниям. С первого раза может не получиться, но со временем вы научитесь полностью управлять своим эмоциональным состоянием.

Укрепление иммунитета

При полном истощении после стресса человек начинает сильно болеть. Происходит все это из-за недосыпа и авитаминоза. Когда организм работает на повышенных параметрах, ему требуется больше ресурсов для производства энергии, поэтому берет он их из волос, ногтей, жировой прослойки. Нередко после длительного стресса можно заметить, как начинают выпадать волосы, ломаются ногти, крошатся зубы.

Витаминотерапия поможет справиться с авитаминозом.

  1. В построении нервных клеток и синтезе белка участвуют витамины группы В. Они являются жизненно важным материалом для ЦНС.
  2. Витамин С является мощным антиоксидантом, повышает иммунитет.
  3. Витамины А и Е участвуют в регенерации и построении клеток кожи, волос, ногтевых пластин.
  4. Кальций нужен организму для построения костной ткани, зубов.
  5. Незаменимыми для человеческого организма являются Омега 3 жирные кислоты.

Очень важно наладить рацион и режим сна. Это 2 главных фактора, которые помогают эффективно бороться со стрессом. Старайтесь отдавать предпочтение крупам, нежирному мясу, кисломолочным продуктам, фруктам и овощам.

Умеренные физнагрузки – один из методов побороть стресс и выплеснуть нереализованную энергию. Монотонные упражнения позволяют вытеснить из подсознания навязчивые мысли, проясняют ум. Дело в том, что организм при беге также пребывает в состоянии стресса, он пытается выжить любой ценой, поэтому в подсознании не остается никаких мыслей, которые мешают сосредоточиваться на этой задаче.

Умеренные физнагрузки быстро приведут мысли в порядок. Не нужно слишком сильно изнурять свое тело, хватит 20-30-минутной пробежки с утра или вечером. По предпочтениям и состоянию здоровья можно выбрать вид спорта для себя. Кому-то подойдет йога, а кто-то может попробовать единоборства.

Механизмы стресса во многом опасны для здоровья человека и часто приводят к развитию психосоматических заболеваний. Но существуют способы подавления стресса, которые помогут эффективно избавиться от синдрома патологической усталости, вызванного нервным истощением.

Психологические механизмы адаптации к стрессу

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Механизмы психологической адаптации: стратегии совладания со стрессом

Копинг, копинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе — переживание.

Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. В 1966 году Р. Лазарус в книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.

Со временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации.

Проблемно-фокусированные / эмоционально-фокусированные копинг-стратегии

Исследователи, первые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Лазарус и Фолкман предложили дихотомическую классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность: • проблемно-фокусированные стратегии • эмоционально-фокусированные стратегии

Когнитивные / поведенческие / эмоциональные копинг-стратегии

Некоторые исследователи предлагают классификации, в которых копинг-стратегии различаются в зависимости от типов процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных), лежащих в их основе.

Эффективные / неэффективные копинг-стратегии

В то же время, некоторые исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты копинга.

1. К наиболее адаптивным копинг-стратегиям относятся стратегии, направленные непосредственно на разрешение проблемной ситуации. 2. Копинг-стратегии не связанные с активными действиями, но способствующие адаптации человека в стрессовой ситуации: «поиск эмоциональной социальной поддержки», «подавление конкурирующей деятельности», «сдерживание» – ожидание более благоприятных условий для разрешения ситуации вместо импульсивных действий и «юмор» как попытка справиться с ситуацией с помощью шуток и смеха по ее поводу. 3. Неадаптивные копинг-стратегии: «фокус на эмоциях и их выражение», «отрицание», «ментальное отстранение» – уход от стресса через фантазирование, мечты, сон; «поведенческое отстранение» – отказ от активного разрешения ситуации.

Копинг-стратегии как степень контроля над ситуацией

В психологической литературе также представлены иные классификации, которые рассматривают копинг-стратегии как планируемые поведенческие стратегии, которые служат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать контроль в ситуациях, когда он подвергается угрозе.

Копинг-стратегии. (Фолкман, Лазарус):

1. Стратегия противостоящего совладания — состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления непрязни и гнева в отношении того, что создало проблему.

2. Стратегия дистанцирования — описывает попытки индивида отделить себя от проблемы, забыть о ней.

3. Стратегия самоконтроля — заключается в старании регулировать собственные чувства и действия.

4. Стратегия поиска социальной поддержки — состоит из усилий индивида найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную помощь.

5. Стратегия принятия ответственности — заключается в признании своей роли в порождении проблемы и в попытке не повторять прежних ошибок.

6. Стратегия избегания — складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из нее.

7. Стратегия планового решения проблемы — состоит в выработке плана действий и следования ему.

8. Стратегия позитивной переоценки — описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации обстановки в позитивных терминах.

Копинг-стратегии, неэффективные в одних ситуациях, могут оказаться вполне эффективными в других; например, стратегии, неэффективные в ситуации, которая неподконтрольна субъекту, могут быть эффективны в ситуациях, которые субъект способен контролировать и изменять в желаемую сторону

Копинги в отличии от защитных механизмов имеют: 1. Осознанный характер 2. Произвольная природа процесса. Впоследствии был предложен еще один критерий (Крамер).

ЛЕКЦИЯ № 5. СТРЕСС И АДАПТАЦИЯ

1. Понятие фрустрации и конфликта. Факторы, являющиеся стрессорными для человека.

Стресс и адаптация (виды стресса, стадии стресса).

3. Механизмы совладания со стрессом – копинг-механизмы.

Психологическая защита личности. Основные механизмы психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, интеллектуализация, замещение, регрессия, компенсация, реактивные образования) (по А.Фрейд), их адаптивное и дезадаптивное значение, роль в формировании психической и соматической патологии.

1. Понятие фрустрации и конфликта. Факторы, являющиеся стрессорными для человека. Под фрустрацией понимают психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения актуальных и доминирующих потребностей. Проявлениями фрустрации бывают самые различные отрицательные эмоции (досада, разочарование, тревога, раздражение, злоба, отчаяние).

Сила эмоций, вызванных фрустрацией, у каждого отдельного человека определяется тем, насколько актуальна та потребность, которая была блокирована. Так, интровертированный человек легко переносит отсутствие комфорта, порядка и признания со стороны окружающих, но очень болезненно относится к ситуациям, ограничивающим его самостоятельность (автономию). Возбудимый человек почти не нуждается в автономии и в понимании происходящего (не обращается за разъяснениями), однако очень плохо переносит монотонное существование, так как сильно нуждается в переживаниях. Педантичный хорошо приспособлен к однообразной деятельности, но не переносит беспорядка и неопределенности. При оценке тяжести фрустрации также следует учитывать индивидуальную способность человека переносить лишения без негативных последствий для здоровья.

Конфликтом мы называем существенное противоборство интересов и потребностей, которые не могут быть полностью удовлетворены без ущерба для одной из сторон, и это становится причиной дальнейшего затягивания неблагоприятной, вызывающей напряжении ситуации.

Смотрите так же:  Успокоительные от неврозов

Межличностный конфликт вызван противоборством интересов нескольких людей: мужа и жены, родителей и детей, начальника и подчиненных, ученика и учителя, врача и больного. Интенсивность такого конфликта резко возрастет при близком общении и угасает тогда, когда участники конфликта изолированы друг от друга. Очень редко бывает, чтобы межличностный конфликт затрагивал интересы только двух людей, поскольку участники всегда стараются найти союзников в своей борьбе.

Одним из частых конфликтов в медицинском коллективе является инновационный конфликт, выражающийся в противостоянии попытке реорганизовать работу коллектива, ввести новые методы лечения и обследования, изменить форму отчетности. Новатор стремится не только улучшить эффективность работы, но и добиться признания и повышения своего авторитета. Консерватор противодействует новшеству не только из лени и нежелания осваивать новые методики, но также из-за страха потерять свои позиции в коллективе, лишится доминирующего статуса.

Внутриличностный конфликт – это переживание, вызванное внутренним столкновением нескольких противоборствующих потребностей индивида, негативная окраска которого задерживает принятие решения. Иногда личностный конфликт определяют как неразрешимое соперничество того, что «я хочу», «я должен» и «я есть на самом деле». Внутриличностному конфликту соответствуют такие чувства, как тревога, сомнения, колебания, самообвинение, раздражение, разочарование, отсутствие перспективы, ощущение внутреннего тупика. Внутриличностный конфликт рассматривают как одну из основных причин неврозов и психосоматических заболеваний.

2. Стресс и адаптация (виды стресса, стадии стресса). Адаптация относится к общенаучным, интердисциплинарным понятиям. По определению Ф.Б.Березина (1988), адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет ему удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели при сохранении психического и физического здоровья, обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности и поведения человека требованиям среды.

С позиции адаптационного подхода под социально-психологической адаптацией понимают процессы, обеспечивающие адекватную организацию микросоциального взаимодействия и достижение общественно значимых целей. Социально-психологическая адаптация тесно связана с двумя другими аспектами единой адаптации человека: с собственно психической адаптацией, обеспечивающей поддержание психического гомеостаза и сохранение душевного здоровья, и с психофизиологической адаптацией, реализующей оптимальную организацию психофизиологических соотношений и сохранение соматического здоровья.

Адаптация рассматривается в двух аспектах: статическом и динамическом. Динамическое понятие адаптации обозначает процесс приспособления человека к меняющимся условиям среды, который носит активный, целенаправленный и преобразующий характер. Статический аспект адаптации отражает результат приспособительного процесса, характеризующийся относительным соответствием (равновесием) между человеком и средой. Оба аспекта адаптации неразрывно взаимосвязаны. Для характеристики степени соответствия человека и среды служит понятие адекватности адаптации. В системе адаптивного поведения соматические, нервно-психические и социальные компоненты тесно взаимосвязаны, и изменение любого из них вызывает необходимость включения компенсаторных механизмов. Любая сложная система, а человек является сложноорганизованной, многоуровневой системой, будет стабильна лишь при наличии достаточных адаптационных возможностей.

Проблема психической адаптации человека к различным стрессогенным ситуациям приобретает в современном обществе все большее значение. С психологической точки зрения стрессовыми по своему характеру являются для человека так называемые трудные ситуации, которые характеризуются рядом общих признаков:

1) наличием препятствий для достижения значимых целей;

2) отсутствием средств для достижения цели;

3) угрозой для самооценки;

4) воздействием на психологический уровень функционирования.

Стресс – это системная реакция организма на биологическое. химическое, физическое, или психологическое воздействие (стрессор), имеющая приспособительное значение. В широком смысле стресс представляет собой неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Под стрессом можно понимать любые перемены в жизнедеятельности человека, которые требуют приспособления (адаптации) к изменившимся условиям существования.

Само слово «стресс» (от лат. stringere — затягивать) имеет давнюю историю. Впервые оно появилось в строках английского поэта Р.Маннинга в 1303 г.

В медицинской литературе понятие «стресс» стали широко использовать после выхода в свет работ выпускника Пражского университета Г.Селье, который в 1926 г. впервые ввел в обиход этот термин, означающий напряжение, нажим, давление, позаимствовав его из науки о сопротивлении материалов, и метко употребил его применительно к человеку. Под стрессом он понимал совокупность «неспецифических реакций организма на любое требование из вне».

Острый стресс. К его разновидностям относятся:

1) ситуация конфликта – условия противоречивых требований;

2) фрустрация – блокирование реализации значимой (актуальной) потребности;

3) кризис – «эпоха перемен», когда возникает необходимость резкого изменения стереотипов деятельности.

Хронический стресс. Человек сталкивается не с массивными и интенсивными воздействиями на психику, как при остром стрессе, а с умеренными или даже слабыми, но постоянно повторяющимися и длительно действующими. Эта реакция универсальна и направлена на защиту человека или животного и на сохранение целостности его организма. Защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора включает три стадии, объединенные понятием «общий адаптационный синдром».

На первой стадиитревоги – в организме происходят такие изменения, как напряжение мышц, учащенное дыхание, ускоренный пульс, повышенное артериальное давление, чувство тревоги. Она отражает мобилизацию всех ресурсов в организме. Устойчивость организма при этом снижается, и если стрессор достаточно сильный, то может даже наступить смерть.

На второй стадиирезистентности – организм начинает приспосабливаться к продолжающемуся воздействию стрессора. В ходе этой стадии устанавливается повышенная сопротивляемость стрессору. Устойчивость (резистентность) организма по отношению к нему становится выше исходного уровня.

Третья стадияистощения, возникающая при воздействии сверхсильных или сверхдлительных раздражителей, сопровождается снижением резистентности организма и в тяжелых случаях может привести к его гибели.

Селье подразделял стрессы на конструктивные и деструктивные, подчеркивая, что не всякий стресс является вредным. Конструктивный стресс, пройдя стадию тревоги, завершается адаптацией организма к новой ситуации, повышением его устойчивости. Однако если стресс-фактор отличается большой интенсивностью или продолжительностью, если имеет место неправильная его оценка, если сочетается несколько стресс-факторов и организм ослаблен по другим причинам (в силу наследственной или врожденной слабости защитных механизмов), то стресс может стать деструктивным. В таких случаях реакции адаптации достигают уровня истощения и запускаются процессы разрушения – защиты через болезнь, дезадаптацию.

Дезадаптация – это состояние нарушенного гомеостаза (динамического равновесия организма и внешней среды), наступающее в случае, если защитные механизмы истощились, а действие стрессогенного фактора не было полностью нейтрализовано.

Стрессогенным фактором называется любое воздействие, идущее из внешней среды или возникающее внутри организма, которое вызывает стрессовую реакцию.

Существует два пути возникновения стресса: психологический и физиологический. Если стрессогенный фактор не осознается человеком, но вызывает симптомы, характерные для стресса, то такой стресс расценивается как физиологический, или системный.

Если же стрессогенный фактор преломляется в большей или меньшей степени через сознание человека, то возникающие при этом изменения считаются психологическим стрессом. Воздействие приобретает стрессогенный характер, если оно оценивается человеком как угрожающее его социальному, психологическому или физическому благополучию. Большое значение имеет понимание ятрогенного стресса, возникающего вследствие получения от медицинских работников сведений, способных вызвать у пациента чувство тревоги. Одной из причин возникновения психологического стресса у человека является невозможность реализовать ту или иную значимую для него потребность, вызванную, например, болезнью. Психологические причины стрессов получили название психические травмы (психотравмы). В настоящее время понятие психологического стресса нередко приравнивают к понятию фрустрации.

Фрустрация (от лат. frustration – обман, расстройство, разрушение планов) представляет собой психическое состояние краха и подавленности, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, которые вызваны переживанием неудачи. Трудности, возникающие на пути к достижению цели или решению задач, воспринимаются как непреодолимые. Ситуацию, в которой возникает такое психическое состояние, именуют фрустрирующей.

Несмотря на многообразие фрустрирующих ситуаций, они характеризуются двумя обязательными условиями:

— наличием актуальной потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;

— блокированием возможности ее реализации, наличием сопротивления (препятствия – фрустратора).

1. Пассивное внешнее сопротивление – наличие элементарной физической преграды, барьера на пути к цели; удаленность объекта потребности во времени и в пространстве.

2. Активное внешнее сопротивление – запреты и угрозы со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают.

3. Пассивное внутреннее сопротивление – осознание или неосознанные комплексы неполноценности; неспособность осуществить задуманное, резкое расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения.

4. Активное внутреннее сопротивление – угрызения совести.

Основными субъективными психологическими проявлениями стрессового состояния являются тревога и страх, т.е. ощущение неопределенной угрозы, опасности. Оно связано с тем, что человек не может точно определить характер угрозы из-за отсутствия или недостатка информации о раздражителе, неправильной ее логической переработки или сочетания того и другого. Легкая степень тревоги иногда оказывает положительное влияние на интеллектуальную и физическую деятельность человека. Примерами тому служат улучшение способности вспомнить необходимый материал на экзамене при легком волнении; повышение спортивных показателей при умеренном предстартовом напряжении и др. По мере нарастания тревоги продуктивная деятельность падает. Но во всех случаях тревога – это сигнал неблагополучия, который побуждает человека предпринимать те или другие действия, помогающие ему избавиться от этого чувства. Страх возникает тогда, когда человек не находит в данный момент выхода из угрожающего ему положения, но выделяет в качестве его причины какой-то определенный фактор (явление, объект), который на самом деле может и не быть истинной предпосылкой стресса. Страх, как и тревога, имеет защитное значение, он побуждает человека к действию в целях самосохранения. Однако при избыточной выраженности страх может вести к дезорганизации поведения.

Хронические или неконтролируемые и непредсказуемые стрессы могут приводить к неврозам, психосоматическим заболеваниям. Роль стресса в развитии заболеваний выражается в срыве функционирования органа-мишени:

— головной мозг – ухудшение кровоснабжения из-за сужения сосудов, кислородное голодание клеток;

— нервная система – невроз;

— сердечно-сосудистая система – аритмия, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца;

— дыхательная система – одышка, хроническая гипервентиляция легких, нарушение функций гладкой мускулатуры бронхов;

— желудочно-кишечный тракт – нарушения пищеварения, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит;

— мочеполовая система – воспаление мочевого пузыря, нарушение менструального цикла, расстройства эрекции;

— мышечная система – сохранение высокого мышечного тонуса даже в состоянии покоя;

— суставы – ревматоидный артрит;

— кожа – крапивница, экзема, псориаз;

— иммунная система – снижение иммунитета.

Психотравмирующий характер ситуации зависит как от природы события, так и от ресурсов, способности к защите и механизмов, позволяющих данной личности справляться со стрессом. Выделяют факторы, предрасполагающие личность к психической травматизации в условиях стрессового воздействия, в частности эмоциональные:

сенситивность – повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость;

ригидность – склонность к фиксации негативных переживаний с образованием очагов застойного возбуждения, эмоционального напряжения;

недостаточное проявление эмоций вследствие повышенного самоконтроля с длительным подавлением чувств.

В ответ на воздействие психотравмирующих факторов личность вырабатывает комплекс приемов, позволяющих уменьшить силу стресса, связанного, например, с болезнью и ее социальными последствиями. Система психологической защиты представляет собой проявление активности личности в процессе адаптации. Способность к защитной психической деятельности делает одних людей хорошо, а других слабо защищенными психологически. Существует понятие адекватности психологической защиты: действие защитного механизма может быть как адаптивным, так и дезадаптивным.

Психологические механизмы адаптации подразделяются на два типа: механизмы психологической защиты и копинг-механизмы.

В отличие от первых, действующих в рамках неосознанной области психики, вторые позволяют разработать сознательные стратегии, направленные на устранение психологической угрозы.

3. Механизмы совладания со стрессом – копинг-механизмы.

Стратегии преодоления стресса стали предметом теоретических и практических исследований сравнительно недавно, хотя, по словам Р.Лазаруса, стресс и его преодоление – это «две стороны одной медали», а совладание со стрессом – центральная проблема здоровья.

Смотрите так же:  Запуск речи у детей с умственной отсталостью

Понятие «копинг» — преодоление стресса – было относительно четко определено в начале 1980-х годов, когда было установлено, что в промежутке между стрессором и ответом организма и личности лежат определенные процессы, опосредованные опытом реакций на стрессовые ситуации. Один из основоположников теории копинга Р.Лазарус рассматривает копинг-стратегии как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессом.

Существуют эмоциональные, физиологические, поведенческие и социальные корреляты, которые информируют о тех или иных копинг-процессах и дают возможность их измерить как в лабораторных условиях, так и в реальной жизни.

По признаку успешности совладания со стрессом принято выделять эффективные (конструктивные) и неэффективные копинг-стратегии.

Целенаправленное поведение, направленное на устранение или избегание угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой, названо активным копинг-поведением. Формы преодоления стресса, предназначенные для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация, рассматриваются как паллиативное, пассивное копинг-поведение.

Таким образом, преодоление стресса, — это процесс, при котором индивидом совершаются попытки:

-изменить или ликвидировать проблему;

-уменьшить ее интенсивность, изменив свою точку зрения на проблему;

-облегчить воздействие стресса путем отвлечения на что-либо или с помощью других различных способов его преодоления, таких, как употребление транквилизаторов, алкоголя, физические нагрузки и др.

Предполагается, что копинг выполняет две основные функции: регуляцию эмоций (копинг, нацеленный на эмоции) и управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему). В первом случае копинг представляет собой когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса. Поведение, направленное на устранение угрозы (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему. Обе функции проявляются в большинстве стрессовых ситуаций, а их соотношение зависит от того, как оценивается обстановка. Если ситуация воспринимается как принципиально изменяемая, то включается проблемно-ориентированный копинг, а если она кажется неуправляемой, то используются эмоционально-ориентированные стратегии.

Типы защитных стратегий могут проявляться в поведенческой, эмоциональной и интеллектуальной сфере.

С ними связана смена самой деятельности или изменение ее формы. Это может быть обращение к какой-либо деятельности, конкретно разрешающей или замещающей проблему.

Стратегии эмоционального совладания проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуации, приводящих к переживаниям раздражения, протеста, горя, злости или к подчеркнутому оптимизму, уверенности в преодолении трудной ситуации. Иногда имеют место страдания в связи с возложением вины на себя, самообвинением, а в ряде случаев, напротив, наблюдается полный отказ от эмоционально активной реакции и переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия снимается с себя и возлагается на окружающих.

В интеллектуальной сфере совладание со стрессом базируется на развитом абстрактно-логическом и теоретическом мышлении, умении работать с информацией, нередко без опоры на конкретную жизненную ситуацию.

Копинг-поведение реализуется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов, понимаемых как относительно стабильные личностные и социальные характеристики людей, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий. Одним из самых важных средовых копинг-ресурсов является социальная поддержка. К личностным копинг-ресурсам относят Я-концепцию, локус контроля, низкий нейротизм (психологическая устойчивость), эмпатию, аффилиацию (ориентацию на общение, потребность в коммуникации) и некоторые другие психологические свойства.

Психологическая защита личности. Основные механизмы психологической защиты (вытеснение, отрицание, проекция, интеллектуализация, замещение, регрессия, компенсация, реактивные образования) (по А.Фрейд), их адаптивное и дезадаптивное значение, роль в формировании психической и соматической патологии.

Понятие психологической защиты (ПЗ) обязано своим происхождением психоаналитической теории и ее основателю – З.Фрейду. Впервые оно было сформулировано в 1894 г. Концепция психологической защиты используется практически во всех психотерапевтических школах. Тем не менее, отсутствуют общепринятые определения и классификация психологической защиты и не до конца понятна ее роль в формировании расстройств личности и невротических симптомов.

Согласно Фрейду, защитные механизмы являются врожденными; они запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта». Первоначально механизмы ПЗ рассматривались как средства разрешения конфликта между сознанием и бессознательным. Впоследствии, исходя из разработанной психоаналитической теории личности, они стали пониматься как функции Эго, отвечающие за интеграцию и адаптацию при угрозе целостности личности. Единственный механизм, который З.Фрейд рассматривал как «не невротический», «здоровый» путь трансформации инстинктивных импульсов – сублимация. Он считал, что именно сублимация обеспечивает развитие человеческой культуры, способствуя разрядке энергии инстинктов в социально приемлемых формах поведения и позволяя заменить потребности, которые не могут быть удовлетворены непосредственно, социально одобряемыми целями, а инстинктивное поведение — способами поведения, принятыми в обществе.

А.Фрейд попыталась обобщить и систематизировать знания о механизмах ПЗ, накопившиеся к середине 40-х годов XX в. В базовую концепцию З.Фрейда были внесены определенные коррективы: акцентировалась роль механизмов защиты в разрешении внешних, т.е. социогенных, конфликтов; эти механизмы стали рассматриваться как продукты развития и научения; наконец, было сформировано представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. А.Фрейд, К.Хорни (1993) и Э.Александер (1950, 1980) реконструировали теорию механизмов ПЗ, видя их источник в борьбе между собой двух стремлений к безопасности и удовлетворению потребностей, которая и вызывает вытеснение.

Механизмы ПЗ развиваются в онтогенезе как средства адаптации и разрешения психологических конфликтов, а наиболее мощным критерием их эффективности является ликвидация тревоги.

Соответственно ПЗ является способом интрапсихической адаптации. Ее цель – снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом.

Механизмы защиты можно разделить по уровню зрелости на протективные (вытеснение, отрицание, регрессия, реактивное образование) и дефензивные (рационализация, интеллектуализация, изоляция, идентификация, сублимация, проекция, смещение). Первые считаются более примитивными, они блокируют поступление конфликтной и травмирующей личность информации в сознание. Вторые допускают травмирующую информацию, но интерпретируют ее наиболее «безболезненным» для психики образом.

Виды психологической защиты:

1. Вытеснение (аналог подавления) в бессознательное нежелательной информации или психотравмирующих обстоятельств, вызывающих тревогу. З.Фрейд считал его главным способом защиты инфантильного Я, не способного противостоять соблазнам. Неприемлемый импульс (мысль, желание) становится в результате действия этого защитного механизма бессознательным. Психовегетативные компоненты эмоциональной реакции сохраняются, несмотря на отсутствие поведенческой реализации.

2. Отрицание фрустрирующих, вызывающих тревогу обстоятельств, внутреннего импульса или собственного качества. Оно характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности, когда очевидное для окружающих не принимается самой личностью.

3. Проекция – неосознаваемые и неприемлемые для личности собственные свойства, чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям. Проекция часто связана с агрессией (например, ханжество).

4. Интеллектуализация («рационализация») – устранение неприятных переживаний при помощи псевдологических, псевдоразумных установок, рассуждений, чрезмерно «умственный» способ преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации.

5. Замещение – перенесение подавляемых негативных эмоций (гнева) на менее опасные или более доступные объекты, чем тот, который вызвал эти переживания.

6. Регрессия – возврат к примитивным, дезорганизованным формам реагирования; замена решения субъективно более сложных задач на относительно более простые в трудных, фрустрирующих ситуациях. Характеризуется изменением мотивационно-потребностной сферы в сторону большего упрощения и доступности, сочетается с импульсивностью, слабостью самоконтроля.

7. Реактивные образования (гиперкомпенсация) – устранение субъективно неприемлемых мыслей, чувств, поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений (например, чрезмерная опека может быть реактивным образованием по отношению к бессознательному безразличию, черствости, жестокости).

Психологическая защита и механизмы совладания со стрессом различаются по ряду признаков:

— механизмы психологической защиты не адаптированы к требованиям ситуации и являются ригидными, в то время как копинг-механизмы, техники эмоционального самоконтроля обладают пластичностью и приспосабливаются к ситуации;

— механизмы психологической защиты «близоруки», они дают возможность только разового снижения напряжения (принцип «здесь» и «сейчас»), тогда как копинг-стратегии рассчитаны на перспективу;

— для механизмов психологической защиты характерно искажение оценки действительности и самого себя; техники же самоконтроля основываются на реалистическом восприятии окружающего мира, а также объективном отношении к самому себе.

Таким образом, человек реагирует на стрессовое событие либо подсознательно (автоматическими адаптивными ответными реакциями), либо потенциально осознанными целенаправленными адаптивными действиями. Основным отличием защитных механизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых. Копинг-стратегии принято считать более высокоорганизованными и сложными защитными нормами поведения. Они могут выступать как осознанные целостные варианты бессознательных защит и/или включать их как составные элементы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Калмыкова Е.С. Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности / Е.С. Калмыкова // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. — М., 1988. — 150 с.

2. Квасенко А.В. Психология больного / А.В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев. — Л.: Медицина, 1980. — 184 с.

3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. — М.: Наука, 1983. — 386 с.

4. Менделевич В.Д. Адаптационные механизмы неврозогенеза / В.Д. Менделевич // Психологич. журн. – 1996. – Т. 17, № 4. – С. 107-115.

5. Михайлов А.Н. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях /А.Н. Михайлов, В.С. Ротенберг // Вопр. психологии. — 1990. — № 5. — С. 106-111.

6. Психологическая диагностика защитно-приспособительных механизмов личности: Пособие для врачей и психологов / Ин-т им. В.М. Бехтерева; сост. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. — СПб., 1995. — 16 с.

7. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1979. — 125 с.

8. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. — Л.: Медицина, 1984.

9. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Педагогика – Пресс, 1993.

10. Lazarus R.S. Psychological stress and coping in adaptation and illness / R.S. Lazarus // Int. J. Psychiat. Med. — 1974. — Vol. 5. — P. 321-333.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с) .

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]