Психологические особенности заикания

Независимый сайт о заикании

Психологические особенности заикающихся

По мнению Р.Е.Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.

Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

Большинство авторов отмечают в разной степени выраженные психологические особенности у детей (Х.Лагузен, И.А.Сикорский, Г.Д.Неткачев, И.И.Тартаковский, Э.Фрешельс, Ф.Г.Штоккерт, Ю.А.Флоренская, М.Е.Хватцев и др.). В последние годы делаются попытки не только глубже изучить психологические особенности заикающихся с целью обосновать психотерапевтическую направленность логопедической работы (С.СЛяпидевский, С.И.Павлова, В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский, Ю.Б.Некрасова, Г.И.Ангушев, Л.З.Андронова, Э.М.Кулиев и др.), но и дифференцировать их по психологическим особенностям. В основу принимается наличие логофобий (С.С.Ляпидевский, С.И.Павлова), разная степень болезненной фиксированности на своем недуге (В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский и др.).

В литературных источниках прошлого и настоящего встречается ряд отдельных указаний на значимость фиксированности на своем дефекте в клинико-психологической структуре заикания. Хр.Лагузен (1838) писал, что представление о трудности выговора делает заикание постоянным. Р.Коэн (Кен, 1878) считал обязательным в лечении заикания укреплять в пациенте силу воли, внушать ему доверие к собственным силам и искоренять в нем убеждение, что он не может правильно говорить. Пациент должен перевоспитываться; он должен овладеть рефлексами, подчинять их осмысленным мотивам. Г.Каменка (1900) видел в лечении заикания борьбу с болезненным представлением как руководящий принцип лечения. А.Либман (1901) усложнение первичных непроизвольных расстройств координации со стороны органов речи видел в том, что эти расстройства обращают на себя внимание самого заикающегося и окружающих. При этом сам заикающийся становится недоверчивым к своим способностям речи. Из-за этого обстоятельства расстройство речи еще более усиливается.

Г.Д.Неткачев (1901, 1909, 1913) отводил главенствующую роль в структуре заикания представлению заикающихся о своем дефекте и связанному с ним «боязливому самочувствию». Сущностью заикания («психоневроза») является, по его мнению, «боязливое ощущение, представление, навязчивая идея, фобии и весь комплекс угнетающих эмоциональных переживаний перед опасностями в прошлом, настоящем и будущем».

Р.Денгардт, Т.Гепфнер, Э.Фрешельс (начало XX в.) сущность заикания видели в расстройствах, основанных на мыслительно-аффективных процессах.

«Специфической основой заикания мне кажется то психическое состояние, на основании которого у атактически говорящих лиц возникает сознание (!) расстройства их речи» . По мнению Т.Гепфнера, собственно заикание возникает у ребенка в результате осознания им своих физиологических речевых несовершенств путем эгоцентрических размышлений о своей речи, путем запоминания и осознания процесса речи и в результате потребности напрягать при этом свои силы. Сделанные наблюдения позволили Т.Гепфнеру и Э.Фрешельсу заключить, что «болезненные психические состояния могут быть устранены воздействием на психику, . что терапия ассоциативной афазии (заикания — В.С), направленная только на речь, составляет лишь часть терапии» .

Ф.Г.Штоккерт, Ю.А.Флоренская, М.И.Пайкин, А.М.Смирнова, Н.А.Власова и др. отмечают усугубляющую роль зафиксированного внимания на дефектной речи у заикающихся. Ф.Г.Штоккерт (1927), а затем М.И.Пайкин утверждали, что собственно заикание начинается лишь с момента фиксации заикающегося на своем расстройстве. Когда заикающийся впервые обратит внимание на свою неправильную речь, этот период может считаться критическим в развитии заикания: только теперь начинается боязнь говорить, боязнь речи, которая делает пациента асоциальным и заставляет уединяться. Чем больше внимания уделяется своему страданию, тем оно хуже становится.

Этой же точки зрения придерживался М.Е.Хватцев, который писал: «. первичное спотыкание от травмы (шока) — еще не заикание. Это расстройство координации. Но когда у ребенка надолго остаются воспоминания о шоке и мысль, что он может снова споткнуться, то есть когда происходит фиксация внимания на спотыкании (подчеркнуто нами — В.С), тогда начинается развитие действительного заикания, ибо в тот момент все усилия артикулировать бесплодны. С возникновением психопатологических моментов заикание из простого расстройства координации превращается в невроз» .

Здесь уместно вспомнить слова С.Н.Давиденкова о том, что «одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство», есть «чувство собственной неполноценности», а чем больше больной неврастенией «фиксирует внимание на своем болезненном симптоме, тем, естественно, симптом этот становится более упорным. Так образуется тот порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет больного фиксировать на нем свое внимание, в вследствие этого симптом еще усиливается и еще более проковывает к себе внимание больного» .

Отечественный психолог Н.И.Жинкин (1958), рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, находил, что «чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается слухом как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе» .

Почти все исследователи проблемы заикания обнаруживают у заикающихся в разной степени выраженную тревожность, опасение, боязливость, страх перед речью. С.С.Ляпидевский, С.И.Павлова и др. страх перед речью (логофобию) определяют как «типичный симптом заикания».

Таким образом, при изучении литературных источников нетрудно заметить, что, с одной стороны, большинство авторов относит наличие у заикающихся психологических особенностей (в частности, их фиксированность на дефекте) к типичному, обязательному симптому в структуре заикания. С другой стороны, к понятию фиксированности на дефекте у заикающихся можно отнести (по разным авторам) разные психические явления: особое качество внимания (закрепившееся, устойчивое, застревающее, навязчивое, сосредоточенное, концентрированное), осознание дефекта, своеобразные представления о нем и, наконец, разное отношение к нему (настороженное, боязливое).

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

33 факта о заикании

Заикание или логоневроз является распространенным нарушением речи. К сожалению, в настоящее время данное нарушение у детей не только не исчезает, а приобретает широкое распространение. 22 октября отмечается Международный день заикающихся людей. Какие причины стоят за данным недугом, как распознать заикание и предотвратить и каким образом можно помочь ребенку, если он уже им страдает, вы узнаете из нашей статьи.

Неопровержимые факты о заикании

Речь детей с заиканием отличается от речи окружающих повторением или продлением отдельных звуков и слогов. Невозможно не заметить данный недуг у ребенка. Появившись однажды, заикание крепко закрепляется в речи ребенка и без помощи малышу может остаться на всю жизнь.

  • Логоневроз чаще всего появляется в возрасте от 2 до 5 лет в период активного развития фразовой речи. Однако недуг может начаться и в школьном возрасте.
  • Поступление ребенка в первый класс или детский сад, привыкание к режиму школы, новый коллектив, интенсивный умственный труд могут стать провоцирующими факторами к возникновению или обострению течения заикания. Следующим опасным возрастом для возникновения заикания является подростковый, период активного полового созревания.
  • Заикание возникает в 3−4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек. Это связано с развитием речевых центров в головном мозге. Данное мнение связано с известным фактом о более быстром развитии девочек, при абсолютном здоровье мальчиков.

Причины заикания

Если спросить у родителей заикающегося ребенка, что послужило началом заикания у ребенка, большинство ответит, что испуг. Но ведь почти все маленькие дети чего-то пугаются, но не у всех возникает заикание. Хочется «открыть глаза» на причины заикания у ребенка. Одной причины не бывает, как правило, их несколько.

  • Неблагоприятное течение беременности.

Инфекционные заболевания во время беременности, плохие условия труда у будущей матери плохо отражаются на здоровье малыша. Ослабленная нервная система ребенка даже на незначительные трудности может отреагировать неврозом, в том числе и речевым.

Тяжелые роды нередко приводят к травмам ребенка. Если во время родов повреждена шея новорожденного, значит, может нарушаться кровоснабжение головного мозга и в будущем стать причиной заикания.

  • Заболевание ребенка в раннем возрасте.

У часто болеющих детей сильно истощаются резервы организма. Нервная система ребенка становится подвержена патологическим нарушениям, в том числе это может отразиться на речи и привести к заиканию.

Если у мамы или папы есть недуг, скорее всего, и в речи ребенка начнут появляться запинки. У малыша речь развивается во многом по подражанию. Даже если никаких органических причин у малыша для возникновения заикания нет, но он ежедневно слышит неплавную речь, ребенок будет ее копировать.

Каждый ребенок индивидуален. Тип высшей нервной системы разный. Так, у меланхоличных людей нервная система очень ранимая и на стрессовую ситуацию может отреагировать речевым неврозом.

  • Травмы головы у ребенка.

В раннем и дошкольном возрасте дети часто падают. С горки неудачно скатился или поднимался самостоятельно по лестнице и упал вниз головой. Травмы головы будут предрасполагающим фактором к возникновению заикания.

  • Задержка речевого развития или опережение.

Удивительно, но факт, что ускоренное речевое развитие, также как и его задержка приводят к заиканию. При ускоренном речевом развитии малыша родители могут переоценить возможности ребенка и начать его «загружать» ненужными знаниями. Ребенок не успевает перерабатывать информацию, но пытается высказать свои мысли, при этом путает звуки и не может воспроизвести сложные слова, поэтому возникает заикание. При задержке речевого развития объем полученной информации не находит «выхода» и даже короткие слова проговариваются с трудом. Такой дисбаланс и вызывает заикание.

Первостепенной причиной является нарушение взаимодействия нервных процессов в головном мозге. Сильный испуг, грубое отношение взрослых к ребенку, ссоры родителей в присутствии малыша вызывают истерику ребенка и судороги, в том числе и речевые. Ослабленная нервная система очень часто реагирует на психотравмирующие ситуации заиканием.

Проявления заикания

Неправильно воспринимать заикание только лишь как речевое нарушение. Это расстройство разных систем. Расскажем основные признаки заикания.

Смотрите так же:  Анорексия как потолстеть

Особенности речевого развития

  • У ребенка нарушена плавность, ритмичность речи.
  • Речевая судорога вызывает повторение звуков и слогов.
  • Дети с заиканием начинают заменять трудные для них звуки, и их речь становится малопонятной.
  • Меняется голос ребенка, он становится тихим, иногда с хрипами.

Физические особенности

  • Малыш с заиканием неловок в движениях. Ребенок может быть медлительным или, наоборот, слишком активным. Малыш плохо прыгает, не может устоять на одной ноге, плохо ловит мяч.
  • У таких детей очень часто речь сопровождается множеством дополнительных движений руками или головы.
  • Моторика рук также слабо развита. Дети не любят обводить карандашом по контуру, у них не получается ровно выстригать ножницами фигуры из бумаги или картона, картинки раскрашивают неаккуратно.

Психологические особенности

  • Ребенок с заиканием осознает, что он говорит не так, как все и начинает избегать общения. Боязнь речи мешает малышу жить в обществе.
  • Школьник может свободно общаться с одноклассниками на перемене и начинает заикаться при ответе на уроке или в игре с приятелями спокойно говорить, а на вопросы прохожих и слова сказать без запинки не сможет. Накопление речевых неудач вызывает страхи и чувство собственной неполноценности.
  • Часто у детей с заиканием формируется робость, застенчивость перед детьми и взрослыми. Иногда ребенок становится агрессивным из−за того, что их не понимают, они не могут выразить своих мыслей и ответить быстро на вопрос.
  • Ребенок с заиканием осознает, что он говорит не так, как все и начинает избегать общения. Логофобия, боязнь речи, мешает малышу жить в обществе.

Вопросы и ответы, которые помогут преодолеть заикание

  • Тренировка дыхания влияет на течение заикания?

Оказывается, чтобы говорить без запинок, необходимо тренировать речевой выдох. Помогать контролировать дыхание может собственная ладонь, которую необходимо положить между грудной клеткой и животом. Развитие диафрагмального дыхания помогает удлинить речевой выдох.

  • Может ли развитие речевого слуха помочь преодолеть речевой невроз?

Безусловно, развитие слуха на речевые звуки благотворно влияет на развитие всей речевой системы. Начинать необходимо с распознавания звуков музыкальных инструментов, звуков природы с постепенным переходом на речевые звуки.

  • Не стоит «ставить» звуки ребенку, потому что это может усугубить течение заикания?

Напротив, логопеды рекомендуют развивать артикуляционный аппарат ребенку. Чистая речь добавит уверенности малышу, а крепкие мышцы губ, щек и языка помогут справиться с судорогами.

  • Пение помогает устранить речевой невроз?

Действительно, когда ребенок поет, рассказывает стихи или пересказывает знакомый рассказ, он перестает заикаться. Развитие голосовых связок помогает преодолеть недуг.

  • Психолог поможет преодолеть заикание?

Заикание влияет на развитие личности в целом. Психологическая разгрузка ребенка является обязательным приемом в комплексном лечении логоневроза. Выплеск эмоций можно давать и в домашних условиях. Игры с водой, домашние песочницы, рисование ладошками чудесным образом помогают успокоить хрупкую нервную систему заикающегося ребенка.

  • Хорошее физическое развитие ребенка влияет на развитие заикания?

Здоровый и физически развитый ребенок быстрее справится с любыми трудностями, в том числе и речевыми. Развитие силы рук и ног, точности в движениях, ловкость отражается и на согласованных движениях речевого аппарата. Укрепляется нервная система ребенка. Сильная нервная система малыша — основа плавной речи.

  • Спокойствие окружения малыша поможет победить заикание?

Родители и все окружение малыша с заиканием должны контролировать свои эмоции. Категорически запрещается ссориться в присутствии ребенка, грубо задавать ему вопросы, торопить малыша. Все дела в семье должны быть заранее спланированными, ребенка необходимо готовить к любой новой ситуации. Если вы пошли в школу или детский сад, необходимо познакомить малыша с воспитателем или учителем заранее. Дать возможность побыть в группе детского сада или посидеть за партой до того времени, как вы начнете туда ходить. Ограничьте просмотр телевизора, игр на компьютере, да и сами поменьше смотрите на экран мобильного телефона. Ваше внимание должно принадлежать вашему ребенку!

Понятно, что нет одного способа в преодолении заикания. Это всегда комплексный подход. Если у вас есть желание помочь малышу, и вы готовы терпеливо заниматься со своим ребенком, тогда вместе вы непременно справитесь с заиканием.

Вопрос 33. Психологические особенности заикающихся

Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, логофобию, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

Большинство авторов отмечают в разной степени выраженные психологические особенности у детей (Х.Лагузен, И.А.Сикорский, Г.Д.Неткачев, И.И.Тартаковский, Э.Фрешельс, Ф.Г.Штоккерт, Ю.А.Флоренская, М.Е.Хватцев и др.). В последние годы делаются попытки не только глубже изучить психологические особенности заикающихся с целью обосновать психотерапевтическую направленность логопедической работы, но и дифференцировать их по психологическим особенностям. В основу принимается наличие логофобий, разная степень болезненной фиксированности на своем недуге.

В литературных источниках прошлого и настоящего встречается ряд отдельных указаний на значимость фиксированности на своем дефекте в клинико-психологической структуре заикания. Почти все исследователи проблемы заикания обнаруживают у заикающихся в разной степени выраженную тревожность, опасение, боязливость, страх перед речью. С.С.Ляпидевский, С.И.Павлова и др. страх перед речью (логофобию) определяют как «типичный симптом заикания».

Таким образом, при изучении литературных источников нетрудно заметить, что, с одной стороны, большинство авторов относит наличие у заикающихся психологических особенностей (в частности, их фиксированность на дефекте) к типичному, обязательному симптому в структуре заикания. С другой стороны, к понятию фиксированности на дефекте у заикающихся можно отнести (по разным авторам) разные психические явления: особое качество внимания (закрепившееся, устойчивое, застревающее, навязчивое, сосредоточенное, концентрированное), осознание дефекта, своеобразные представления о нем и, наконец, разное отношение к нему (настороженное, боязливое).

Ощущения.Возникшие у ребенка речевые запинки, спотыкания (несудорожного или судорожного характера) первоначально становятся объектом его ощущения как первичного познавательного процесса, посредством которого человек получает информацию от внешней или внутренней среды. Среди главнейших особенностей этого психического процесса важную роль играет порог ощущений, определяющий наименьшую силу раздражителя, вызывающего осознанное ощущение.

Восприятие.В отличие от ощущений восприятие всегда целостно и предметно и объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Важнейшей особенностью восприятий является их избирательность, целостность и константность.
Избирательность восприятия в данном случае определяется осознанным вниманием заикающегося именно к своим речевым запинкам, периодически возникающим в его речи.

Представления. Память.Представления (как наглядные образы воспринимавшихся ранее предметов и явлений) возникают у человека на основе ощущений и восприятий. У заикающихся представления о своей неправильной речи могут быть связаны как собственно с дефектной речью (трудностями ее порождения, частотой и формой выражения речевых запинок, их зависимостью от видов речевой деятельности или окружающих условий и т.д.), так и с последствиями этой дефектной речи (особым отношением окружающих, отношением к окружающим, самооценкой и т.д.).
Память как психологический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении с последующим воспроизведением ранее воспринятого, пережитого или сделанного, играет важную роль в психологической модели фиксированности заикающихся на своем дефекте. В отличие от восприятий, которые всегда имеют место в настоящем времени, память хранит следы информации прошлого: прошлых ощущений, восприятий, представлений, понятий.

Сохранение в памяти представлений именно о своих речевых запинках и обо всем том, что связано с ними, отражает избирательность памяти как ее свойства и как результат активности сознания, как своеобразной установки на свой дефект. У заикающихся могут сохраняться в памяти представления: а) о своих речевых запинках как факторе неправильной (не как у всех) речи, которые по-разному проявляются в разных условиях и в разных видах речевой деятельности (образная память); б) о своих речевых затруднениях, которые мешают свободному речевому процессу и не поддаются самостоятельному преодолению и даже, наоборот, усиливаются при попытках их преодолеть (оперативная память); в) о своих переживаниях, связанных с неудачными попытками по преодолению речевых запинок, с обидным отношением к дефектной речи со стороны окружающих, с ощущениями собственной неполноценности (эмоциональная память). Состояние яркого переживания способствует наиболее прочному запоминанию.

Мышление. Понятия. Воображение. мышление связывает у заикающихся отдельные ощущения в обобщенные восприятия речевых запинок, формирует представления и понятия о своей дефектной речи, об особенностях ее проявлений, о влиянии на положение заикающегося в обществе и т.д.

Благодаря наличию у человека мыслительной, абстрактной формы отражения действительности, он способен не только воспринимать мир в образах предметов и явлений, но и находить закономерности и отношения между ними. Характерными признаками мышления являются обобщенность и опосредованность отражения действительности. В первом случае это означает способность заикающегося перерабатывать многочисленные сведения от разных источников и получать информацию в виде сжатой, свернутой формы о наиболее существенном из них.
Во втором случае (опосредованность) — позволяет выявить и понять то, что становится доступным сознанию только благодаря косвенным признакам, без непосредственного воздействия на органы чувств человека. Это происходит посредством образования понятий, каждое из которых выражается словом или несколькими словами.

Воображение, рассматриваемое как форма мышления, это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий.
Неблагоприятный опыт прошлого порождает у заикающихся не только определенные представления и понятия о своей дефектной речи, о самих себе как носителях этого дефекта и о своем положении в коллективе, но и формирует образы предстоящих речевых ситуаций, предвидение своих речевых запинок, ожидание их в определенных ситуациях или видах речевой деятельности.

Предвидение, ожидание пароксизмов заикания — симптом, можно сказать, характерный для заикающихся. Он и порождает неуверенность в своих речевых возможностях и по механизму самовнушения обычно и провоцирует эти пароксизмы.
Воображение тесно связано с эмоциями. В соответствии с переживаниями заикающихся от своей дефектной речи их воображение может создавать мрачные картины будущего, либо наоборот, рисуя в своем воображении картины предстоящих речевых трудностей, человек может вызывать у себя тяжелые отрицательные эмоции.
Предвидение и ожидание пароксизмов заикания в совокупности с отрицательными эмоциями создает напряженное, тревожное ожидание, способствует возникновению непроизвольного воображения различных картин трудной речи и неприятных речевых ситуаций. Углубление этого процесса ведет от простого предвидения речевых запинок к тревожному ожиданию, боязливости, а затем и к навязчивым страхам речи (логофобии).

Эмоции. Чувства. Волевые усилия.Заикание (как никакое другое речевое нарушение) вызывает особенно острое эмоциональное реагирование индивидуума на свой дефект. Можно полагать, что это связано с отсутствием ясных, понятных и конкретных причин его возникновения. И действительно, помимо речевых трудностей, заикающийся человек, не испытывает каких-то физических или интеллектуальных недостатков. Интересы, потребности и разнообразные способности заикающихся детей ничуть не ниже, чем у их сверстников. Среди заикающихся можно назвать многих и многих одаренных людей. И в то же время, самостоятельные попытки преодолеть свои речевые трудности приводят, как правило, не к облегчению, а к еще более видимым затруднениям и переживаниям.

Переживания как форма выражения эмоций и чувств связываются у заикающихся с наличием речевого дефекта, с трудностями в речевом процессе, с неблагополучием в речевом общении с окружающими, с обидным отношением со стороны окружающих, с неудовлетворенностью собой, своей речью, своими поступками и пр. Более или менее выраженные неприятные переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться эмоциями, чувствами и состояниями неудовольствия, угнетенности, подавленности, апатии, тревожности, опасения, страха, напряженности, раздражительности, угрюмости, гнева, злобности, частой и сильной сменой настроения и др.

В то же время оценивающая функция эмоций неразрывно слита с функцией побуждения к действию, к волевому усилию. Как указывалось выше, первые действия по преодолению появившихся речевых запинок у ребенка находятся на уровне бессознательных движений охранительного или корректирующего характера. С осознанием своего дефекта связываются впоследствии попытки силой (как естественное и простое реагирование) преодолеть возникшую трудность или помеху в речевом процессе, потом — поиски средств и приемов как-то облегчить свою трудную речь либо как-то скрыть, замаскировать ее от окружающих. Все это может порождать многообразные речевые эмболы и двигательные уловки (вспомогательные произвольные движения). При этом может создаваться парадоксальность положения заикающегося: пытаясь при помощи вспомогательных движений и речевых эмболов скрыть, замаскировать свою неправильную речь от окружающих, он тем самым еще больше обращает на нее внимание окружающих, конфузится, переживает, отчего проявления заикания принимают более сложный характер.
Внимание. Внимание (как фактор, организующий психическую деятельность человека и обеспечивающий направленность и сосредоточенность его сознания на определенном объекте) безусловно занимает свое важное место в названной модели, но далеко не исчерпывает, как мы убедились, содержание этого понятия.
Ощущение, восприятие, память, мышление, эмоции, чувства, волевые усилия и действия — все это с организующей помощью внимания становится более отчетливым, полным, сильным, осознанным, продуктивным, может качественно меняться. Следует полагать, что такую же роль внимание (как психологический фактор) играет и в образовании, и развитии феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте, т.е. оно усиливает, усугубляет и трансформирует отражение имеющегося дефекта речи в психических процессах, состояниях, свойствах и поведении заикающихся.

Смотрите так же:  Ухожу в себя при неврозе

Вопрос 34. Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями речи. ­(логопсихология. калягин)

Известно, что социальная ситуация развития ребенка с ОВЗ является качественно иной по сравнению с ситуацией развития здорового ребенка. Речь оказывает важное значение на процесс социализации. Влияние на развитие ребенка с ОВЗ некоторых социально-психологических факторов, таких как: характер внутрисемейной атмосферы, образование родителей, статусное положение ребенка в группе детского сада, развитие его психических функций, понимание и соблюдение взрослыми и детьми составляющих здорового образа жизни — не отражено в отечественных исследованиях. Их изучение является важной проблемой специальной психологии.

Социализация – усвоение и воспроизведение человеком социального опыта, необходимого для функционирования в качестве полноправного члена общества. В социализацию входят разнообразные социально-феноменологические процессы, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей и становится личностью.

В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. А.В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Ребенок, собственно обучается быть личностью. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы.

На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность — субъект общественных отношений. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй – воспроизводство. Стадия индивидуализации способствует проявлению того, чем один человек отличается от другого.

Интеграция – третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижения определенного баланса между человеком и обществом. На этой стадии складываются так называемые социально-типические свойства личности, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социальной группе.

Психологические особенности заикающегося школьника

Среди учащихся общеобразовательных школ, имеющих нарушения речи, особую группу составляют заикающиеся дети.

Заикание — довольно распространенный речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические затруднения в произношении слов, фраз. Речь говорящего прерывается характерными остановками, запинками, повторами отдельных звуков, слогов и даже слов. Возникают эти затруднения только в момент речевого общения. Вне его прерывистость речи исчезает. Речевой дефект типа заикания не ограничивается только судорожными спазмами мышц, участвующих в акте речи, то есть не является только двигательным расстройством, хотя и весьма сложным по своему патогенезу.

Природа заикания

Почти все авторы, занимающиеся изучением заикания, относят этот вид речевой патологии к неврозам, именуя его логоневрозом, так как заикание является той формой нервного страдания, которое относится к функционально — динамическим нарушениям нервной системы.

Лишь небольшое число случаев заикания развивается на органической основе, то есть в результате поражения нервной системы каким — либо патологическим процессом ( энцефалит, эпилепсия, хорея, черепно -мозговые травмы и др. )

В допавловский период понимание невроза базировалось, в основном, на взглядах Адлера, Фрейда и других ученых, являвшихся представителями идеалистической психологии и потому далеких от подлинно научной трактовки невроза.

Такое понимание скрывало истинный механизм нарушения функции речи при заикании.

Большинство авторов второй половины XIX века относили заикание к неврозам, само же понятие невроза было весьма многозначным.

Патопсихологические особенности заикающегося

Неврологический процесс заиклиевой речи в ряде случаев осложняется рядом патопсихологических особенностей, возникающих в эмоционально — волевой сфере и характере заикающегося. В результате извращения корково — подкорковых отношений возникают такие нервно -психические симптомы, как изменение личности, ослабление воли, утрата инициативы, усиление патологических фобий и эмоций ( наличие страха перед речью и др. )

В литературе эти личностные особенности чаще практикуются, как психические сдвиги по типу вторичных реакций на свою речевую неполноценность.

Как известно, у заикающихся часто выявляется расстройство эмоциональной сферы, наличие страха перед речью, судорог в дыхательной и мимической мускулатуре и клиническая симптоматика, позволяющая, включить это расстройство в круг диэнцефалопатий, выраженных в различной степени.

Патогенез неврозов до настоящего времени еще мало изучен и представляет все еще сложную проблему, требующую дальнейшей разработки.

Ряд авторов, расценивавших заикание как невроз, предлагали лечить его различными психотерапевтическими воздействиями и медикаментозными средствами ( Ю. Флоренская, А. Шокина, М. Осипов, Д. Венировский, И. Комяков, В. Кочергина и др. ). Однако большинство из них не уделяли достаточного внимания изучению состояния вегетативной нервной системы у заикающихся.

При логоневрозах имеется нарушение тонуса вегетатики, на что обращают внимание такие крупные логотерапевты как Луксинер (Германия), Зееман (Чехословакия ) и др.

В клинике заикания хорошо известны факты, когда у заикающихся, разговаривающих наедине или в обществе хорошо знакомых людей, заикание выражено в слабой степени или совсем отсутствует. Патологических вегетативных реакций не наблюдается. Это очень типично проявляется при так называемой кабинетной речи у детей, проходящих лечение в логопедических кабинетах. В этом случае, после какого — то периода лечения заикания не возникает.

Однако, стоит такому заикающемуся попасть в общество незнакомых людей, заговорить с незнакомым человеком, как заикание вновь возникает и сопровождается целым рядом патологических реакций со стороны вегетативного отдела.

Усиление или ослабление заикания у одного и того же ребенка зависит от того, с кем именно он говорит ( со взрослыми, детьми, близкими, незнакомыми ) и как именно отвечает на отдельные вопросы, делится ли впечатлениями о прочитанной книге, отвечает ли на уроке и т. д.)

Заикание почти не проявляется с детьми или с животными.

Все это дает все основания определять заикание как расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции, то есть при заикании нарушается свободное речевое общение между людьми со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Личностные особенности заикающегося школьника

Возникающая при заикании затрудненность речевого общения не проходит бесследно для формирования личности ребенка, его поведения.

Физиологические и психологические основы заикливой речи в детском возрасте существенно отличаются от тех же основ в более позднем возрасте.

Так, в логопедической практике имеется мнение, что в раннем школьном возрасте отсутствуют вторичные патологические условнорефлекторные связи и менее выражены закрепившиеся по типу условного рефлекса вегетативные сдвиги в организме.

Считается, что у детей младшего школьного возраста чаще наблюдаются нарушения преимущественно моторной стороны речи. Однако отсутствие патопсихологических наслоений свойственно не всем детям младшего возраста.

Отсутствие у этих детей патопсихологических наслоений объясняется тем, что у них по сути дела чаще нет синдрома заикания как судорожной формы речи. Нередко здесь имеет место так называемая итерация, сущность которой проявляется в виде повторения слогов, слов, что некоторые авторы рассматривают как физиологическое явление ( М. Зееман и др. ), возникающее на первых этапах становления речи. Это состояние при известных условиях может перейти в заикание. Однако это не является обязательным.

Патопсихологические особенности, возникающие в эмоционально -волевой сфере и характере ребенка усиливаются или ярче проявляются ( по моим наблюдениям) в более старшем школьном возрасте.

Заикающийся ребенок обычно сам чувствует неправильность своей речи и часто жалуется на это. Он боится говорить или говорит шепотом. В основном ограничивается короткими ответами, иногда предпочитает молчать и в общении с окружающими пользоваться жестами.

Заикание резко меняет поведение ребенка. Он становится раздражительным, озлобленным, застенчивым, пугливым. Не имея возможности свободно говорить, ребенок сторонится детей, предпочитает одиночество.

Часто дети передразнивают заикающегося ребенка, смеются над ним. В связи с этим ребенок все более осознает свой недостаток, что приводит к дальнейшему ухудшению состояния его речи.

Чем больше заикающийся ребенок стремится избежать затруднений в речи, тем меньше это ему удается и он тяжело переживает свой недостаток.

Изменение личностных особенностей ребёнка в условиях школьного обучения.

Личностные качества школьника подвергаются значительным изменениям в связи с новой обстановкой: попадая в школу из домашней среды, где его дефект чаще встречал сочувствие и ласку, или из детского сада, где маленькие дети вообще мало обращали внимания на его дефект, первое с чем встречается школьник , это то, что его дефект обращает на себя внимание учеников.

Неблагоприятная обстановка вызывает острое переживание у такого ребенка и, если прежде он особенно не тяготился своим дефектом, то сейчас он начинает сознавать, что он не такой как все, начинает следить за своей речью, стараясь избежать судорожного спазма и это, как правило, ухудшает ее.

Невротические явления нарастают и на фоне их, возникает ряд специфических психологических симптомов, характерных для заикающихся, усиление спазмов, возникновение страха перед речью и даже перед произнесением отдельных звуков.

Сам процесс обучения, необходимость отвечать урок перед всем классом, перед учителем — все это сверхраздражители для заикающегося.

В книге А. В.Ястребовой «Учителю о детях с нарушениями речи» в главе «Преодоление заикания в процессе учебной деятельности» читаем:

Требования быстрого ответа, возможные насмешки товарищей во время классных занятий тяжело травмируют ребенка, значительно усугубляя дефект его речи: в эти моменты появляется нередко судорожность, граничащая нередко с полной немотой.

Заикающийся ребенок, с возрастом все больше и больше чувствуя недостатки своей речи, начинает постепенно понимать, что данный дефект невыгодно выделяет его среди нормально говорящих сверстников.

В книге Е. Н. Винарской «Задержки и дисгармония развития при воспитании детей методами силового принуждения» читаем «Адаптация ребенка к внешнесредовым условиям жизни в обществе обуславливает собой ряд субъективно ценностных перестроек, каждая из которых проявляется и закрепляется в определенных знаниях, умениях и навыках».

Факторы, способствующие усилению заикания в школьных условиях.

Именно в такой ситуации и возникает, как правило, усиление заикания

Заикание также усиливается, если устное общение проходит в условиях, отличных от привычных для детей, когда изменяется форма опроса, когда учащемуся предлагается внезапный вопрос, к ответу на который он не успел подготовиться, когда в ходе урока имеет место длительное ожидание вызова к доске, а также при недостаточно корректном отношении учителя к заикающемуся.

Иногда учителя забывают, что речь ребенка с момента поступления в школу становится в иные условия, к ней предъявляются повышенные требования.

Публичность речи, необходимость говорить в условиях направленного внимания учителя и класса — вызывает волнение ученика, он начинает с тревогой и опасением следить за своей речью, стараясь преодолеть спазмы дополнительным напряжением речевой мускулатуры.

Однако эти действия только ухудшают его речь, вызывая усиление заикания.

Учителю необходимо знать, что в таком состоянии теряется способность умело пользоваться уже приобретенными речевыми навыками. Требование быстрого ответа, возможные насмешки товарищей во время классных занятий тяжело травмируют ребенка, значительно усугубляя дефект его речи: в эти моменты появляется нередко судорожность, граничащая с полной немотой.

Иногда учитель спрашивает учеников только письменно. Такая форма опроса также отрицательно сказывается на речи и психике заикающихся.

Не менее травмирует школьников и усиливает проявление заикания и неправильная организация их устных ответов, когда учитель сбивает заикающихся учащихся с взятого ими темпа речи, нарушает последовательность высказываний, торопя их без особой надобности.

Недостаточная корректность учителя особенно отрицательно сказывается в тех случаях, когда заикание сопровождается отклонениями речевого развития у детей.

Полагая, что причиной неуспеваемости такого ученика является заикание, учитель, щадя его, старается как можно реже спрашивать и невольно уделяет ему меньше внимания.

Постепенно у такого ученика образуются пробелы в знаниях программного материала, и он попадает в число второгодников, а иногда его даже переводят во вспомогательную школу.

Индивидуальный подход к заикающемуся школьнику

Чтобы этого не произошло, учитель всем своим поведением, манерой говорить должен способствовать преодолению импульсивности, неорганизованности речи учащихся.

Смотрите так же:  Лечение депрессии красноярск

И здесь большую роль играет система вопросов учителя, четкость и логичность речи в любой реплике.

Не менее важно при этом постоянное соблюдение педагогического такта по отношению к заикающимся учащимся.

Совершенно недопустимо, например, делать замечания по поводу речи заикающегося ученика в присутствии всего класса. Никогда нельзя забывать, что усиление или ослабление заикания зависит от очень многих, иногда неприметных факторов.

  1. эмоциональное состояние ученика ( заикающийся напряжен, спокоен или ждет порицания и т. д.);
  2. отношение учащегося к учебному предмету;
  3. форма ответа ( чтение, пересказ, обобщение, вывод и т. д.). Нет ни одного заикающегося, который бы всегда, везде и со всеми говорил одинаково. У одного и того же ребенка в течение дня речь может быть разной — от совершенно свободной до практически невозможной.

Каким же должен быть подход к заикающимся детям?

1. Учителю необходимо с первых дней школьной жизни установить контакт с логопедом и постоянно выполнять его рекомендации.
Однако, эффективность преодоления заикания и в этом случае окажется низкой, если учитель сам не будет активно осуществлять коррекционно -педагогическое воздействие на заикающихся детей.

2. Следует организовать правильное отношение к заикающемуся ребенку коллектива класса.
С этой целью можно побеседовать с учащимися ( лучше в отсутствие заикающегося ребенка ) о том, что их товарищ, страдающий заиканием очень болезненно переживает свой речевой недостаток и что ребята должны проявлять к нему чуткость, терпимость.
В ходе беседы желательно подчеркнуть, что именно товарищи по классу могут помочь заикающемуся избавиться от недостатка речи и чувствовать себя полноценным членом коллектива.
Полезно также предложить нескольким школьникам взять шефство над ним.
Естественно, что «шефы» должны обладать определенными чертами характера ( спокойные, отзывчивые, пользующиеся авторитетом среди школьников — сверстников).
Дружба с такими детьми важна для заикающихся не только в плане утверждения их позиции в классе, но и для преодоления таких черт характера, как неорганизованность, импульсивность и т. д.

3. Ни в коей мере заикание не должно быть помехой для выполнения ребенком общественных нагрузок.
Учитывая индивидуальные возможности ученика, обязательно следует давать ему посильные общественные поручения, привлекать к участию в самодеятельности.

4. Очень важно, чтобы с первых дней обучения заикающегося ребенка в школе у учителя установился контакт с его родителями.
Знание обстановки в семье, поведение ребенка дома, его интересов и взаимоотношений с домашними и друзьями помогут учителю наладить правильные отношения к нему в классе.

5. Чтобы знать, как именно организовать конкретную помощь заикающемуся в классе учителю необходимо составить четкое представление о каждом школьнике. С этой целью нужно провести полное обследование речи учащегося. При этом особое внимание должно быть обращено на состояние связной речи учащегося в различных ситуациях.

6. Наблюдая в классе за выполнением ребенком различных заданий (устных и письменных ) учитель должен составить представление об особенностях учебной деятельности школьника ( устойчивость внимания, организованность, умение преодолевать встречающееся трудности ). Учителю так же необходимо знать характер каждого учащегося, его интересы и увлечения.
Периодически учитель должен находить время для индивидуальных бесед с заикающимся учащимся.
Во время такого общения необходимо тактично напоминать ему, что преодоление заикания зависит от самого ученика, его воли и активности.

7. В работе с заикающимися учащимися с общим недоразвитием речи внимание учителя должно быть направлено прежде всего на пополнение их словаря, на то, чтобы дети активно использовали имеющийся у них запас слов и модели предложений.
С этой целью учителю следует систематически прорабатывать с такими детьми читаемый текст, предварительно объяснив значение каждого нового слова и оттенки значений известных детям слов в данном контексте; давать им индивидуальные задания по словарной работе, обратив при этом внимание на смысловое значение и звуковой состав слов; объяснять конструкции сложных распространенных фраз.
Этим ученикам необходимо помочь понять слова — термины, выражения, наиболее часто употребляемые на уроках русского языка и математики, предварительно разобрав значение каждого из них.

8. На уроке учителю необходимо держать таких детей в сфере своего внимания и постоянно побуждать их к активной речевой деятельности.
Прежде всего учителю необходимо помнить, что опрашивать заикающихся учеников следует столько же , сколько и других детей, используя для этого различные формы опроса: это и задания с раздаточным материалом, и ответы с места, и развернутые высказывания детей у доски.
В последнем случае, чтобы уложиться во времени, учитель должен специально наметить день, когда будет спрашивать заикающегося ученика и на данном уроке ограничиться опросом именно одного этого школьника.
Это создаст спокойную ситуацию ответа, позволит учителю терпеливо выслушать ответ до конца.
А чтобы не привлекать дополнительно внимание класса к ответу заикающихся, в некоторых случаях остальных учеников можно занять какой — нибудь самостоятельной работой.

9. Очень часто при заикании самым трудным бывает начало речи. Вот здесь — то и необходимо оказать помощь школьнику. Она может быть сугубо индивидуальна.
Одному ученику бывает достаточно, чтобы учитель несколько первых слов проговорил с ним вместе.
Другому следует задать направляющий вопрос. Третьему сделать ободряющее замечание.
Однако, всем заикающимся следует напомнить о соблюдении последовательности ответа, о необходимости обязательно предварять свое сообщение «речью про себя» то есть прежде подумать, сформулировать фразу про себя и только потом произносить ее вслух.
Запинки в речи могут возникнуть на любом этапе изложения учебного материала.
В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднения при ответе у доски, (как правило, по ходу высказывания ясно, какое именно слово хочет, но не может сказать ребенок ), можно помочь ему либо проговорить совместно с ним это слово, либо предложить ему написать это слово на доске и произнести его.
Что касается коррекции устных высказываний детей, то она состоит в формировании последовательной , логической речи.
У заикающихся имеется ряд специфических недочетов связной речи.
Поэтому в процессе обучения учитель должен постоянно изыскивать возможности восполнения этих пробелов.
Помощь заикающимся детям должна выражаться не в освобождении их от устных ответов, а, наоборот, в активном вовлечении их в область интеллектуальных поисков.
Истинная помощь и будет заключаться в том, чтобы подготовить заикающегося ребенка к этому виду речевого общения, то есть научить планировать свои высказывания, опираясь на последовательность конкретных действий.

10. Следует развивать у детей умение свободно отвечать, спрашивать, пояснять, а позже и анализировать, обобщать, рассуждать.
Обычно речь детей свободна от заикания в ситуации анализа состава слова ( фонетического, морфологического, грамматического ).
Поэтому заикающимся детям надо чаще предлагать эти задания (соответствующие проходимой грамматической теме ).
Учащиеся либо по имеющемуся образцу, либо сопровождая речью запись слова, должны вычленить и назвать отдельные звуки, слоги, корень, приставку и т. д.
Полезны и разбор предложений по членам и частям речи, определение грамматических признаков различных частей речи, записанных на доске, плакате, таблице, тетради и т. д.
При подготовке развернутых высказываний заикающихся школьников следует использовать прием детального расчленения речевого материала, составляющего ответ детей.
Достигается это посредством системы вопросов учителя.
Эти вопросы, отражающие определенное, дробное деление материала на отдельные смысловые отрезки, постепенно подводят заикающегося ребенка к связному развернутому высказыванию.

При такой организации учебной работы, предусматривающей активное общение учителя и учащегося, в речи детей неизбежно будут встречаться различного рода повторения, что значительно облегчит им формулирование ответа, снимет столь характерную для заикающихся затрудненность в подборе нужного для выражения мысли слова.

Кроме того, следует активно привлекать заикающихся учащихся к составлению примеров, иллюстрирующих то или иное правило правописания.

Посредством таких заданий школьники упражняются в быстром подыскивании нужного слова согласно заданному признаку ( например, подбор проверочных слов для правильного написания безударных гласных, звонких и глухих согласных, родственных, однокоренных слов и т. д. ) и конструированию из них предложений.

Чтобы предупредить трудности произношения составленных детьми предложений им следует давать следующую установку: «не торопись, с начала продумай до конца свою мысль, подготовь фразу и повтори ее несколько раз про себя».

Эта установка на предварительную подготовку фразы, а затем и всего сообщения очень важна для коррекции заикания.

Посредством побуждения педагог научит детей производить мысленный анализ словесного материала, составлять в уме план сообщения.

Со временем учащиеся усваивают навык тщательной подготовки ответа и, убеждаясь в том, что это облегчает их речь начинают самостоятельно пользоваться этим приемом.

Постепенно в результате многократных упражнений и собственных удачных ответов (в ситуации максимальной наглядности) заикающимся детям становятся доступны обобщающие развернутые высказывания с самостоятельными рассуждениями.

Большие возможности для формирования последовательной, логичной, предварительно планируемой речи дает математика.

Сами по себе конкретность и наглядность цифрового материала и манипуляции с ним создают ситуацию, в которой речь детей протекает без заикания.

Поэтому на уроках математики можно предлагать детям самые разнообразные задания, записывать на доске данные примеров, задач, проговаривая про себя каждую из диктуемых цифр по порядку и комментировать производимые письменные вычисления.

Очень полезны для заикающихся различные виды устного счета, которые на первых порах коррекции проводятся, как правило, при наличии зрительной опоры ( примеры, написанные на доске, в тетради или учебнике, таблицы, схемы, диаграммы или конкретные предметы ), а затем без опоры.

Причем развернутость ответа будет зависеть от речевых возможностей заикающихся.

Так в начале они произносят только конечный результат, позже им предлагается рассказать и о том, в результате каких математических действий получился искомый ответ, и, наконец, заикающимся учащимся предлагают проделать анализ всего математического задания с доказательством правильности полученного результата.

Поскольку на математическом материале легче создавать ситуации, облегчающие речевое общение, то задача учителя — постоянно побуждать их к высказыванию, не допускать молчаливых вычислений.

Известно, что интенсивность судорожных проявлений заикания тесно связана с эмоциональным состоянием больного ребенка.

Чем грубее судороги, тем больше больной переживает и травмируется ими.

Чем интенсивнее переживания и эмоциональные реакции больного, тем резче судорожность.

Таким образом, формируется «порочный круг» или «порочная спираль», описанные В. Н. Мясищевым и характерные для системных неврозов к которым можно отнести большинство случаев заикания.

Сказанное обусловливает доминирующую роль психотерапии в комплексном лечении заикания у детей.

Эта работа предъявляет определенные требования к профессиональной подготовке и личности врача и логопеда.

Возвращение радости речевого общения со сверстниками, школьная реабилитация, создание оптимистической обстановки вокруг заикающегося -это немаловажное условие успешного лечения.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]