Психологическое здоровье детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему:
Основы формирования психологического здоровья старших дошкольников.

Особенности работы по психологической поддержке детей в условиях детского сада.

Предварительный просмотр:

Основы формирования психологического здоровья старших дошкольников.

Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера, а так же личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе. Обобщенный портрет психологически здорового ребенка – это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он находится в постоянном развитии, гармонии с самим собой, с окружающей средой: людьми, природой. Обеспечение психологического здоровья в старшем дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности. Педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на создание условий для обеспечения психологического здоровья личности ребенка. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах.

В связи с этим и представляет особый интерес изучение форм и содержания психологической поддержки, обеспечивающей формирование психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Ребенку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, пощупать и т.д. – удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Природа снабдила ребенка одним единственным инстинктом наполнения разнообразных сведений о мире, передав на многие годы все остальные функции взрослым.

Если в свое время ребенку не создали условий для полноценного формирования психологического здоровья, тогда он задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более высокий уровень. Уровень сформированности психологического здоровья будет низкий. Такой ребенок и в 5, и в 6, и в 7 лет не умеет ни играть, ни экспериментировать, ни трудиться, ни общаться со сверстниками, ни адекватно реагировать на различные ситуации. Он умеет только манипулировать предметами.

Главное достоинство проведения специально разработанных психологических занятий в детском саду заключается в том, что их проведение не влияет на изменение в сетке непосредственно образовательных областей, идёт обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. В ходе занятий у детей развивается самостоятельность, произвольность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата. В совместной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются коммуникативные навыки, укрепляется физическое здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В процессе выполнения психологических игр, этюдов, упражнений ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент: физический – учится управлять своим телом и отдельными органами; социальный – запоминает особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом; познавательный – тренирует мыслительные процессы, осваивает мыслительные операции; лингвистический – играет в словесные игры, занимается словотворчеством, обсуждает итоги игры; поведенческий – моделирует свое поведение в различных ситуациях.

И родители, и педагоги, не осознавшие значимости данной стадии становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают. Этот подход лежит в основе авторитарной педагогики. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, способствующей полноценному формированию психологического здоровья старших дошкольников.

Психическое здоровье детей старшего дошкольного возраста (курсовая)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА.

1.1. Понятие психического здоровья и причины его расстройства.

1.2. Проявление расстройства психического здоровья детей.

1.3. Коррекция расстройств психического здоровья и личностных нарушений в дошкольном возрасте.

ГЛАВА 2.ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

2.1. Диагностика некоторых аспектов психического здоровья дошкольников.

2.2. Коррекционная работа по улучшению психического здоровья детей дошкольного возраста.

Сегодня усилиями педагогов, психологов, со­циологов, педиатров и правоведов накоплены разнообразные данные о физическом, психиче­ском, умственном и нравственном развитии ребенка, его воспитании и обучении, общении, жизненном и профессиональном самоопределе­нии.

Актуальность темы исследования. Сегодня ситуация такова, что образовался трагический разрыв между детством как само­ценностью, нашими идеальными пред­ставлениями о нем и реальным положением детей. Падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях, усиление жестокого обращения с детьми в семьях — вот далеко не полный спектр причин детского неблагополучия, влияющего на психическое здоровье ребенка.

О психическом здоровье детей в последние два десятилетия говорят все чаще. Только ленивый не упрекает в этом власть, пра­вительство, школы и программы обучения. Все это справедливо, но подчеркнем, что только (или почти только) семья способна дать ребенку психическое здоровье, разумеется, семья полноцен­ная. Лишь она способна наполнить ребенка радостью бытия. А это и есть конечная цель родительского воздействия.

В настоящее время увеличилось чис­ло детей с расстройством психического здоровья, отличающихся повышенным беспокойством, неуверен­ностью, эмоциональной неустойчиво­стью. Задача педагогов — своевре­менно распознать их, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей невротических состояний и неврозов. А для этого необходимы определенные психологические знания.

Нарушения психического здоровья ребенка могут возник­нуть по причине нарушений и откло­нений в сфере внутрисемейных отноше­ний (в отношениях между супругами и родителей с детьми). Так, напряженность и конфликтность в отношениях между супругами продуцируют чрезвычайно ши­рокий спектр аномалий у детей как в их психике, так и в поведении. Особенно уг­нетающе действует на ребенка предразводная или послеразводная ситуация в семье.

Наше умение мужественно и последовательно признавать совершенные ошибки, наша откры­тость по отношению к детям, не замалчивание трудностей и преград, а совместный поиск выхода из кризисных ситуаций — единственный способ не потерять доверие собственных детей.

Отсутствие его серьезным образом сказывается на развитии ребенка: он растет вялым, безынициативным, его познавательная деятельность и речь отстают от нормальных показателей, возникают трудности в обще­нии с окружающими. Если ребенок растет равнодушным, если взрослый не представляет для него объект привязанности, вряд ли последний станет для него авторитетом в дальнейшем. Ощуще­ние же нужности другому, которое может появиться у ребенка только в личностном общении,— необходимое условие для возник­новения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса, уверенности в себе.

Многие дети проживают в семьях, где родители не работают, пьянствуют, принуждают детей добывать средства преступным путем, пропивают пенсии и пособия, которые государство выплачивает на содержание детей. Одна из причин, толкающая детей на улицу, — неблагополучная обстановка в семье. Например, число дел на родителей, рассмотренных в 1999 году региональными комиссиями по делам несовершеннолетних (только в 68 регионах) — более 140 тысяч. Из них каждое десятое — дело о лишении родительских прав.

Все это приводит к расстройству психического здоровья ребенка и заставляет нас вновь и вновь обращаться к этой проблеме.

Если мир взаимоотношений вокруг ребенка нарушен, если ребе­нок не приживается в ребячьем коллективе, если ему не дается уче­бе и т.д. — возникают отрицательные последствия, представляющие собой стрессы, депрессии, эмоциональные переживания. Тем более опасно нарушения в психическом здоровье для старшего дошкольного и младшего школьного возраста, когда возникает но­вый уровень самосознания детей. Поэтому тема эта достаточно ак­туальна для рассмотрения и изучения в практике психологического консультирования и воспитания.

Вместе с тем специфика детства до сих пор не изучена должным образом, не создано науки о детстве как самостоятельной отрасли знаний, отсутствует целостный, комплексный подход к детству как социальному явлению.

Отрадно, что в последние годы в нашей стране к положению детей приковано при­стальное внимание. В соответствии с требова­ниями Конвенции ООН о правах ребенка принят ряд законодательных актов, действует президентская программа «Дети России», Ука­зом Президента РФ № 942 от 14 августа 1996 г. был утвержден Национальный план дейст­вий в интересах детей до 2000 г. и положено начало формированию государственной соци­альной политики, в субъектах Российской Фе­дерации принимаются свои законы и разраба­тываются детские социальные программы, со­здаются специальные государственные органы и социальные учреждения, призванные зани­маться адресной помощью детям, начата под­готовка социальных работников, психологов и педагогов. И тем не менее положение детей вызывает обоснованную тревогу, его иначе как кризис­ным, не назовешь.

Задачи профилактики и коррекции расстройств психического здоровья в данном возрасте требуют дальнейшего углубления наших знаний о структуре этого явления, причинах и условиях его происхождения. Проблема нарушений психики, личностной сферы и поведения у детей привлекает все большее внимание широкого круга иссле­дователей (Алемаксин М.А.[1], Захаров А.И.,[2] Маралов В.Т.,[3] Дубровина И.В.,[4] Божович Е.Д.,[5] Бреслав Г.М.,[6] Савина Е., Шапина Н.,[7] Поддъяков Н.,[8] Репина Т.А.[9] и др.)

Далеко не все стороны проблемы психического здоровья у детей изучены на сегодняшний день. Однако накоплен достаточный опыт в изучении его психологических основ ( Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н. и др.), форм проявления (Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

Но вызывает сожаление то, что пока мало исследований, показывающих роль психологии в коррекции и профилактике нарушений психического здоровья детей и подростков на этапе широкой криминализации в последнее время. Это и послужило поводом для написания курсовой работы.

Объект исследования: психическое здоровье детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности нарушений психического здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Целью данной работы является изучение психического здоровья детей.

В связи с этим задачами работы стали:

n теоретически обосновать необходимость изучения психического здоровья детей и подростков;

n исследовать особенности проявления нарушений психического здоровья детей;

n разработать корректирующие мероприятия по улучшению психического здоровья детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Своевременное выявление причин расстрйоства психического здоровья детей дошкольного возраста может помочь про­гнозировать возможные варианты нарушения поведения и, следовательно, воздействовать на его поведение целена­правленно с помощью коррекционных мероприятий.

Методологической основой работы явились исследования психологов, медиков, социологов и педагогов по проблеме причин и особенностей нарушения психического здоровья детей.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, медицине, социологии и педагогике;

наблюдение за дошкольниками в социуме и открытой среде;

Смотрите так же:  Развитие ребенка 30 неделя

математические и статистические методы обработки результатов.

Для определения психического здоровья детей были использованы следующие методики: «Рисунок семьи», методика «Маски» и методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская), методика «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, модификация Р.Немова).

Опытно-экспериментальная база: дети дошкольного возраста 6 лет детского сада №41 г. Йошкар-Ола в количестве 20 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем дан анализ личностных характеристик и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, определяющих психическое здоровье ребенка, определены и экспериментально обоснованы некоторые направления психологической коррекционной работы по улучшению психического здоровья. Кроме того, в нашей работе будет сделан акцент на прикладной аспект данной проблемы, а именно представлена авторская программа коррекции негативной эмоциональной сферы детей 5-6 лет, другой практический материал для психологов, воспитателей, родителей.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что разработанная программа коррекции, методы диагностики помогут воспитателям детских садов, педагогам, психологам, родителям выявить и предотвращать нарушения психического здоровья у детей дошкольного возраста.

[1] Психолого-педагогические проблемы предупреждающие педагогической запущенности школьников. / отв. ред. М.А. Алемаскин. — М.: ЦС ПО РСФСР, 1978. — 98 с.

[2] Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.- 110 с.; Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1996.

[3] Маралов В.Т., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. — Череповец, 1995.

[4] Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. — 78 с.

[5] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. — 314 с.

[6] Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. — 140 с.

[7] Савина Е., Шапина Н. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание. — 1996. — №4. — с. 11.

[8] Поддъяков Н. Ребенок — дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. — 1998. -№2. — С.39.

[9] Репина Т.А. От трех до семи. -М.: Знание,1965. — 96 с. ;Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М.: Педагогика, 1988. — 230 (1) с.

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.

2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 1987. — 143 с.

3.Артемов И.А. Особенности детского возраста. — М., Учпедиздат, 1953. -192 с.

4.Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности. Л.,1970.

5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. — 314 с.

6.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М., 1995.

7.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопр. Психологии. — 1978. — №4. — 1979. — №2,4.

8.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. — 140 с.

9.Бэрон Р., Ригардсон Д. Агрессия. — СПб.:Питер, 1998 .

10.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. — М., 1987.

11.Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского. — М., 1979.

12.Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо и др. — М., 1984.

13.Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. — 78 с.

14.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1981-1984.

15.Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. Тарту, 1974. — 212 с.

16.Гальперин П.Я., Запорожец А.В. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978.

17.Гаркуша ЮФ. Педагогическое обследование дошкольников. -М., 1992. -64 с.

18.Гуровец Г., Кирилова Л. О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем. // Дошкольное воспитание. -1998. -№1. -с.67.

19.Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте//Вопросы психологии. — 1992. — №1.

20.Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. — Л., 1978.

21.Дербицкая С. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики // Дошкольное воспитание. — 1998. -№6. — с.51

22.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. — М., 1986.

23.Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.- 110 с.

24.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1996.

25.Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М., 1980.

26.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: «Академия развития», 1997.

27.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. — М.: Просвещение, 1985. — 112 с.

28.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988. — 189 с.

29.Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье// СОЦИС.-1999.-№11.-С.45-60

30.Кравцова Е.Е., Нурахонова А.А., Стапанова В.В. Как помочь детям преодолевать трудности. Минск, 1990. — 42 с.

31.Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: «Академия развития», 1997.

32.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М.: Издательство УРАО, 1997. — 175(2) с.

33.Кэрол Е.Изард Эмоции человека. М.: МГУ.-1980.- 114 с.

34.Лангеймер И., Матвейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

35.Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М. Политиз­дат.-1964.- 278 с.

36.Лелекова В.A. Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних // Проблемы борьбы с преступностью (региональный аспект). Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1996.

37.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. — М., 1983.

38.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.: Воронеж, 1997.

39.Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. — М.: Просвещение, 1972. — 256 с.

40.Люблинская А.А. Детская психология. — М., 1971.

41.Маралов В.Т., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. — Череповец, 1995.

42.Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. — М., 1997.

43.Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 2000.

44.Мухина В.С. Детская психология. — М., 1992.

45.Мухина В.С. Таинство детства. — М., 1997.

46.Немов С.Р. Психология. М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.

47.Оппенгейм Г. Нервные болезни и воспитание СПб., 1908.

48.Павлов И.П. Избранные труды. — М.: Наука, 1973. — 583 с.

49.Поддъяков Н. Ребенок — дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. — 1998. -№2. — С.39.

50.Правильно ли воспитываем малыша. / Под ред. Л.Ф. Островской. — М.: Просвещение,1979. — 128 с.

51.Психология формирования и развития личности/Под ред. Л.И. Анциферовой. — М., 1961.

52.Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В.Дубровиной, М.: Мысль.-1991.- 356 с.

53.Развитие общения дошкольников со сверстниками. — М., 1989.

54.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под ред. А.В. Запорожца, В.З. Неверович. — М., 1986.

55.Ранисбург Й, Поппер П. Секреты личности. — М. 1983.

56.Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

57.Репина Т.А. От трех до семи. -М.: Знание,1965. — 96 с.

58.Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М.: Педагогика, 1988. — 230 (1) с.

59.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1996.

60.Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. — М., 1984.

61.Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174

62. Савина Е., Шапина Н. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание. — 1996. — №4. — с. 11.

63.Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. — Киев: Вища школа, 1981. — 238 с.

64.Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань: Изд-во КУ, 1992.

65.Смирнова Е.О. Психология ребенка. -М.: Школа-Пресс, 1997. — 384 с.

66.Субботский Е.В. Как рождается личность. — М., 1978.

67.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.

68.Урланис Б. Семья и проблемы демографии // Молодая семья. 1977. Вып. 18

69.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. — М.: Просвещение, 1996. — 111 с.

70.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.

71.Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. — М.; Л., 1925.

72.Фурамнов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. — Мн.:Ильин В.П., 1996.

73.Шматко Н. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. // Дошкольное воспитание. — 1998. — №3. — с. 77.

74.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. — М., 1989.

75.Эмоциональное здоровье вашего ребенка./Пер. с англ.М.: Сокол.-1996.- 168 с.

76.Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка. // Дошкольное воспитание. — 1998. -№12. — с. 69.

Семашко Светлана Ивановна, педагог-психолог, ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района Санкт-Петербурга

Статья опубликована в сборнике «Проблемы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: сборник материалов II международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО СПбГИК, 19 – 20 мая 2017 г., Санкт-Петербург / Отв. ред. В.М. Голянич, О.В. Ходаковская – СПб. : НИЦ АРТ, 2017. – 518 с. : ил.»

Аннотация. В статье рассматривается практический опыт первичной профилактики зависимого поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Профилактическая работа заключается прежде всего в помощи в освоении навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, развитие способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им). Особое значение в этом вопросе имеет формирование у детей культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни.

Ключевые слова: Психологическое здоровье дошкольников. Культура психологического здоровья дошкольников. Предупреждение зависимого поведения дошкольников. Профилактика зависимого поведения дошкольников. Формирование здорового образа жизни дошкольников.

Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденной Министерства образования РФ, первой возрастной группой в качестве объекта профилактики определяется старший дошкольный возраст (5-6 лет). В действительности такая работа проводится в недостаточном объеме. Это связано, в первую очередь, с тем, что накопленный практический опыт и большая часть теоретических разработок, направлены на подростковый возраст. И поэтому их необходимо адаптировать для детей дошкольного возраста, с учетом возрастных особенностей и с учетом условий организации воспитательного процесса.

Психическое развитие ребёнка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально [4]. Известно, что гармоничное развитие ребенка во многом зависит от его психологического здоровья, поэтому тема формирования психологического здоровья является весьма актуальной. Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни [5].

В дошкольном возрасте закладываются основы тех личностных свойств и социальных навыков, которые впоследствии определят степень и характер адаптации ребенка в обществе. В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе [6].

Смотрите так же:  Рассчитываем пособие по уходу за ребенком до 15 лет в 2019

Поэтому создание и реализация программы «Павлин» для работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию культуры здоровья, предназначенной для предупреждения зависимого поведения, стало необходимым и своевременным. Программа была создана и реализуется с 2006 года, она является профилактической и предназначена для старших дошкольников (5-6 лет), посещающих детские дошкольные учреждения.

Цель программы: формирование культуры здоровья через понимание ценности психологического здоровья и здорового образа жизни.

Основные задачи программы:

  • Формирование у детей представлений об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, осознания личностной ценности здоровья, установок на здоровый образ жизни.
  • Профилактика аддиктивного поведения и повышение уровня социальной компетентности через: обучение детей произвольности поведения (умения управлять своим поведением, эмоциональным состоянием, подчиняться правилам); приобретение детьми навыков эффективного взаимодействия с окружающими; создание условий для формирования адекватной самооценки.

В курсе занятий учитываются следующие принципы превентивного обучения при организации работы по первичной профилактике зависимого поведения:

  • принцип системного подхода – т.е. формирование ценности и навыков укрепления здоровья телесного и нравственного, а также развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности;
  • принцип деятельностного подхода – формирование ценности здорового образа жизни и навыков безопасного поведения должно происходить в совместной деятельности ребенка и взрослого;
  • принцип альтернативности – формирование у детей полезных навыков поведения и установок, обеспечивающих ему эффективную социальную адаптацию. Важно показать, как можно сделать свою жизнь интересной и счастливой без помощи какихлибо веществ или вещей (например, телевизора, компьютера);
  • принцип «запретной» информации – исключение сведений, способных провоцировать интерес детей к ПАВ. Не обсуждение с детьми тех аспектов, которые неактуальны для их возраста или социальной сферы;
  • принцип возрастного соответствия – соответствие профилактики возрастным особенностям и возможностям развития детей.

Чтобы профилактическая деятельность была эффективной, недостаточно только правильно определить её целевую направленность. Необходимо также подобрать адекватные и эффективные методы достижения поставленных целей

Деятельность, связанная с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, не воспринимается ребенком 6-8 лет как актуальная, значимая. Поэтому основой в формировании культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста может быть только создание игровых ситуаций.

В игре дети могут проиграть различные ситуации. При этом оценка своего состояния и поведения осуществляется подспудно (для ребенка важна сама игра), но, когда возникнет необходимость сделать выбор, он поступит правильно – он уже знает, как надо поступить.

Через игру у ребенка формируются важные установки, поэтому желательные для освоения поведенческие схемы, включенные в содержание игры, становятся ее правилами. Ребенок выполняет их не только потому, что это «нужно, полезно», а потому, что это интересно. В процессе игры дети постепенно осваивают поведенческие схемы, которые затем превращаются в поведенческие навыки.

Следовательно, на основе игры происходит формирование культуры здоровья, понимание ценности здоровья и здорового образа жизни, овладение поведенческими умениями. Игра способствует их действенному осознанию.

Как естественный способ выражения «я», укрепления уверенности в себе игра способствует активности ребенка, его инициативе и самостоятельности, развивает умение владеть эмоциями и принимать решения, брать на себя ответственность. Когда в игре все удается, у детей появляются чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же – заставляет более критически взглянуть на себя, и поэтому перестроиться, измениться, соразмеряясь с требованиями группы. Данные особенности игры позволяют использовать ее в работе с дошкольниками в профилактических целях.

Для оценки эффективности программы используются методы и средства, которые выявляют: осознание детьми важности и значения сохранения своего здоровья с раннего возраста;овладение детьми знаниями о способах укрепления и сохранения здоровья, понятиями «здоровье», «вредные привычки», «здоровый человек», представлениями о том, что полезно и опасно для здоровья (анкета для родителей, воспитателей, рисуночные тесты для детей, наблюдение, беседа, отзывы воспитателей и родителей и т.д.).

Результативность проведенной работы по данной программе можно оценить изменениями в знаниях, установках, эмоциональном состоянии дошкольников. В анкетах обратной связи для взрослых были отмечены следующие изменения в поведении детей:

  1. Представления о здоровом образе жизни значительно расширились (дети стали знать, что нужно заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье);
  2. Дети стали добрее относиться друг к другу, с большим пониманием;
  3. Дети стали стараться лучше управлять своим поведением, подчиняться правилам;
  4. Улучшилось межгрупповое взаимодействие;
  5. Дети стали на практике применять некоторые приемы снятия агрессии, саморегуляции;
  6. Дети стали решать проблемы не кулаками, а пытаются договориться (Мне не нравится, когда ты дерешься, толкаешься…);
  7. Снизилось эмоциональное напряжение в группе.

Сравнительный анализ детских рисунков и беседы с ними показал:

До занятия в группе дети отмечали, что полезно для здоровья:

  • Овощи, фрукты, другая еда, лекарства — 84 %
  • Отдых у компьютера, телевизора – 14 %
  • Прогулки на свежем воздухе – 2 %

После занятия в группе дети отмечали, что для здоровья необходимы:

  • Прогулки на свежем воздухе, на природе – 38 %
  • Дружба, совместные игры, хорошее настроение – 38 %
  • Занятия спортом – 27 %
  • Овощи, фрукты, другая еда, лекарства – 11 %
  • Здоровый сон, тихий час, отдых – 8 %
  • Отдых у компьютера, телевизора – 0 %

Результаты заключительной беседы показали, что дети с раннего возраста действительно начали осознавать важность и значение сохранения своего здоровья (не только физического, но и психологического). Дети овладели знаниями о способах укрепления и сохранения здоровья. В ходе беседы дети владели понятиями «здоровье», «вредные привычки», «здоровый человек», представлениями о том, что полезно и опасно для здоровья.

Первичная профилактика зависимого поведения у детей старшего дошкольного возраста – это не обсуждение вредности и отдаленных печальных последствий употребления ПАВ, не запугивание их страшными бедами. Это прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им). Особое значение имеет формирование у детей культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни.

Данное направление работы со старшими дошкольниками очень эффективно и популярно в дошкольных образовательных учреждениях Василеостровского района Санкт-Петербурга. На это указывает тот факт, что с каждым годом количество заявок от детских садов на договорную работу со специалистами Центра по данной тематике неуклонно растёт.

  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2000.
  2. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2007.
  3. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
  4. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 5-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М., Тропинка к своему Я. Дошкольники. М: Генезис, 2014.
  6. Шипицына Л.М, Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.). СПб.:«ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2000.

Рабочая программа (старшая группа) по теме:
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №115» комбинированного вида

Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют и государство, и общество в целом. От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности через 30-50 лет. Не случайно Президент в своем Послании Федеральному собранию назвал укрепление здоровья среди основных направлений национальной образовательной стратегии «Наша новая школа».

По определению ВОЗ, здоровье – это состояние телесного, психологического, социального и духовного благополучия. Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Она определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Разные авторы, занимающиеся данной проблемой (Р.Асаджоли, С.Фрайберг, Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова, О.В.Хухлаева и др.) сходятся в ключевых позициях, что психологическое здоровье подразумевает стрессоустойчивость, гармонию и духовность . Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А также, гармония между человеком и окружающими людьми, природой. Все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. И как результат, общество становится все более психологически нездоровым. Психологическое здоровье является предпосылкой физического. То есть, если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т. п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически.

По данным Института Возрастной физиологии РАО около 20% детей приходящих в школу уже имеют нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Значительный процент количества детей с высоким уровнем тревожности, связанной со страхами несоответствия ожиданиям окружающих, свидетельствует о тенденции нарушения «гармонии равновесия между ребенком и социумом». Следовательно, нужно полагать, что у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста будут возникать проблемы в психологическом, а в дальнейшем и в психическом здоровье. Все это делает проблему сохранения психологического здоровья наиболее актуальной. По мнению И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой и других исследователей, психологическое здоровье следует целенаправленно формировать. Как можно более раннее закладывание основ психологического здоровья будет служить эффективной профилактикой его нарушений. Важная роль в концепции модернизации образования отводится психологическому сопровождению развития детей, сохранению и укреплению их психологического здоровья. В науке психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными (положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах), и закреплением их в чертах характера и личности детей. Мониторинговые исследования, проводимые в нашем ДОУ в рамках реализации проекта «Детский сад здоровья и развития» показали, что не у всех детей в старшем дошкольном возрасте эмоциональное развитие (как один из важных показателей психологического здоровья) протекает благополучно. Это проявляется у ребенка во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т. д.).

Все эти факторы привели к необходимости осуществления системной работы, целью которой является формирование и укрепление психологического здоровья старших дошкольников, профилактика и коррекция негативных проблем развития.

Были сформулированы задачи , направленные на достижение цели:

1.Формировать основы положительного самоотношения:

— формировать уверенность в себе и собственных силах;

— формировать адекватную положительную самооценку и самосознание;

— развивать умение понимать и принимать позицию другого человека;

— развивать эмпатию, дружеские отношения.

2.Обучить рефлексивным умениям:

Смотрите так же:  Можно ли наказывать ребенка в детском саду

-овладение языком эмоций, умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей; обучить способам адекватного выражения эмоций;

-помочь осознать причины последствий, как своего, так и поведения окружающих;

— закрепить в эмоциональной сфере положительные эмоции.

3. Формировать потребность в саморазвитии:

— формировать отношение к себе как к субъекту своей жизнедеятельности;

— формировать активную собственную позицию;

— развивать навыки произвольности выражения своих эмоций и чувств, умение принимать ответственность за свое решение.

Мною психологическое здоровье рассматривается, главным образом, в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров). В данном подходе здоровый человек – это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими.

Методологическими основами системы формирования психологического здоровья детей стали:

антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими;

концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства (ДОУ), влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем;

теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка;

личностно-ориентированный подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей.

Система работы по формированию психологического здоровья включает в себя следующие этапы:

I этап – диагностико – аналитический : первичная диагностика, определение уровня психологического здоровья, планирование работы. В качестве показателей психологического здоровья определены: адаптированность к социуму (детский сад и семья), поскольку психологически здоровому функционированию соответствует наличие адаптации между человеком и социальной средой ; тревожность , поскольку повышение тревожности взаимосвязано с нарушением психологического здоровья; социальный статус , поскольку качество межличностного взаимодействия и положение ребенка в среде сверстников очень важно для старших дошкольников ; самооценка.

В процессе диагностики используется комплекс из нескольких методик, достаточно быстрых в проведении и обработке: методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду (Баркан А.И.); наблюдение с фиксацией в адаптационных листах; методика тревожности Р. Сирса (наблюдение); тест тревожности Р.Тэммела, М.Дорки, А Амена; социометрическое исследование, методика одномоментных срезов (Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько); методика изучения самооценки «Лесенка» (В.Г.Щур). Эти же методики используются и на заключительном этапе — рефлексивном.

По результатам диагностического исследования мы условно делим детей по уровням психологического здоровья:

«креативный» — идеальный уровень, туда входят дети с устойчивой адаптацией к среде, с наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличие созидательной позиции;

«адаптивный» — средний уровень психологического здоровья. Дети в целом адаптированные к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревожность, неблагоприятный статус среди сверстников, заниженную самооценку. Эти дети относятся к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья, они включаются в еженедельные групповые занятия профилактической направленности;

«дезадаптивный» — низкий уровень психологического здоровья. Дети с наличием внутреннего конфликта, негибкостью поведенческих стереотипов, недостаточной критичностью. Эти дети нуждаются в индивидуальной психологической помощи с привлечением их родителей к индивидуальному консультированию.

Результаты диагностики обсуждаются на педагогическом совете. Выявленные причины отклонений в психологическом здоровье и выводы полученные в ходе обсуждения проблемных вопросов, служат основой для планирования и совершенствования работы по реализации системы формирования психологического здоровья.

II этап – деятельностный. Осуществляется организация профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.

В основе коррекционно-развивающей деятельности реализуется разработанная мною программа «Общение без проблем» . Она создавалась с учетом принципов индивидуального подхода, учета возрастных особенностей, принципа активности ребенка, исследовательской творческой позиции и принципа партнерского общения.

Программа состоит из трёх разделов: «Я и эмоции» — овладение детьми языком эмоций, закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций . Содержание этого раздела помогает ребенку понять мир эмоций, осознать что его беспокоит и что радует, лучше узнать свои переживания в различных ситуациях, научиться способам управления своими эмоциями.

«Я+Я» — формирование у дошкольников основ положительного самоотношения и потребности саморазвития . Содержание раздела помогает ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие, уникален и неповторим, развить уверенность в себе. «Я и моё окружение» — формирование социальных навыков у ребенка . Содержание раздела помогает детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать и решать конфликтные ситуации.

Программа реализуется в течение двух лет (старшая, подготовительная группа). Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой, состоящей из 6-8 детей. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему, как правило, варьируются в зависимости от интересов детей и результатов наблюдений психолога. Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики. В частности: 5-6лет – эмоциональная сфера и коммуникация; 6-7 лет – личностная, волевая сфера. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении – сенсорной комнате, в котором все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Сенсорная комната позволяет вести профилактику не только мышечного, но и эмоционального напряжения. Разнообразие стимулов (сухой бассейн, мягкое напольное и настенное покрытие, пуфы, боксерская груша, световые приборы: аквалампа, проектор направленного света и др.) обеспечивает развитие сенсорной и эмоциональной сфер. На специально разработанных занятиях дети постепенно осваивают приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, учатся снимать напряжение, повышать самооценку, налаживать отношения с окружающими.

Занятия строятся на адекватных возрасту формах и видах деятельности – игровых , используются: психологические игры и упражнения («Насос и мяч», «Драка», «Дракон» и др.); этюды («Поссорились-помирились», «Потерялся», «Разные настроения» и др.); психогимнастика; решение проблемно-практических ситуаций («Необитаемый остров», «Мы поссорились с подругой» и др.); элементы арттерапии (изо-терапия, театр-терапия, сказко-терапия); игры-драматизации («Волшебная сказка», «Кто я такой?» и др.); ролевые игры («Семья», « В магазине» и др.); беседы; творческие игры; коллективное рисование; задания с использованием «терапевтических метафор»: «Каждый человек способен изменить ситуацию», «Безвыходных ситуаций не бывает» и др., направленных на формирование у ребенка «механизма самопомощи».

III этап – рефлексивный. Содержанием является фиксация динамики психологического здоровья детей в процессе работы и оценка результативности, эффективности коррекционной и профилактической работы.

Для сохранения и укрепления психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагога-психолога, педагогов и родителей. Психологическое просвещение педагогов в ДОУ проводится с целью формирования психолого-педагогической компетентности. Основным принципом является органичное соединение передачи им психологических знаний с процессом практической деятельности. Психолого-педагогическое просвещение осуществляется на педагогических советах, через организацию психолого-педагогических семинаров, организацию круглых столов (по результатам исследования, по проблеме адаптации и др.), тренинги личностного роста, консультирование, через совместную аналитическую работу. Цель просвещения и консультирования родителей – создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе формирования психологического здоровья, создание ситуации сотрудничества и изменение установки родителей по отношению к проблемам в развитии ребенка. Психологическая поддержка родителей, психологическое просвещение, повышение их психологической компетентности в тех вопросах, которые актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития осуществляется в разных формах: постоянно действующего лектория, родительских конференций, дискуссий, мини-консилиумов, консультаций по вопросам детско-родительских отношений. Результаты работы психолога отсрочены во времени и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счету, письму. После проведения занятий не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно результаты начинают проявляться. Показателем эффективности системы работы по формированию психологического здоровья считаю высокий процент детей подготовительной группы с креативным уровнем. По данным ежегодного сравнительного анализа входящей и итоговой диагностики, наблюдается:

  1. нормализация (снижение) уровня тревожности в сфере межличностных отношений “ребенок — ребенок” (в среднем в 87% случаях);
  2. повышение уровня самооценки у 80% детей, имеющих по результатам входящей диагностики низкую самооценку;
  3. отсутствие деформации социальных эмоций в блоке межличностного взаимодействия у 82% детей .

По наблюдениям воспитателей и родителей, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; улучшился психологический климат в группах: дети стали больше общаться между собой, самостоятельно разрешать возникающие конфликты. У детей исчезли нежелательные формы поведения, появилась способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны. Родители наших выпускников отмечают легкую адаптацию детей к школе, что подтверждается исследованием школьного психолога (гимназия №73).

Положительные результаты в формировании психологического здоровья отразились на показателях физического здоровья детей: число дней, пропущенных одним ребенком по болезни, сократилось с 12 дней (2009г) до 10 дней (2011г).

Работа по системе осуществляется в течение пяти лет, она постоянно совершенствуется и изменяется, наполняется новым содержанием.

Опыт работы был представлен неоднократно на социально-значимых образовательных мероприятиях: Дни науки (2011 г.), Всероссийский конкурс «Росточек: мир спасут дети» (2010г.), специализированная выставка «Образование. Карьера. Занятость.» (2009, 2010гг.).

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]