Психология принципы обучения и воспитания

Психология принципы обучения и воспитания

Обучение как целенаправленный, системный и последовательный процесс подчинено определенной системе принципов, соблюдение которых обеспечивает его эффективность

Принципы обучения (дидактические принципы) — основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы школы

Принцип обучения, отражая какой-то один существенный аспект процесса обучения, является основой для формулирования правил обучения, которые зависят от принципа обучения, конкретизируют его, подчиняются ему и способствуют его реализации. Они функционируют как практические указания, которыми пользуются в конкретной учебной ситуацииї.

Истории педагогической науки известны различные обоснование системы дидактических принципов и трактовки отдельных из них. Первую попытку создания целостной системы принципов обучения совершил. Я-А. Коменский. Его система опирается на принцип природовидповидности: в обучении и воспитании следует учитывать природные, возрастные и психологические особенности детей. Поскольку природа развивается постепенно, в обучении нео бхидно придерживаться принципа последовательности, постепенности и систематичности. Одним из важнейших принципов он считал наглядность, согласно которому учитель должен добиваться, чтобы ученики все воспринимали чувств ячуттям.

Ф-В-А. Дистервег, стремясь раскрыть дидактические принципы и правила можно конкретнее, рассматривал их как требования к содержанию обучения, в учителя и учеников

Ценными теоретическими положениями, которые обогатили систему принципов обучения и их трактовки, богатая педагогическое наследие. К. Ушинского. По его убеждению, в обучении следует учитывать содержание и дозировок ния учебного материала, посильность его для учащихся, последовательность изучения, развитие сознания, деятельности и активности учащихся, прочность усвоения знаний, воспитывающее обучение и др.. Дидактические принцип и он рассматривал в связи с формами и методами обученияння.

Несмотря на то классики педагогики теоретически обосновали основные положения систематичности, доступности, наглядности, ведущей роли учителя, активности и сознания учеников, не они являются их открывателями. Эти п положение своего времени появились как результат педагогического опыта. Классики педагогики объединили разрозненные положения в систему, обосновывали и распространяли йїх.

Современная дидактика актуальными считает такие принципы обучения:

1. Принцип научности

Согласно ему, факты, знания, положения и законы, изучаемые должны быть научно правильные. Этим требованиям должны отвечать способ обоснования положений, законов, формирования понятий в процессе обучения. Реализация этого принципа предполагает изучение системы важных научных положений и использования в обучении методов, близких к тем, которыми пользуется определенная наука. Он требует: раскрытие п ричинно-следственных связей явлений, процессов, событий; проникновение в сущность явлений и событий; демонстрации могущества достижений человеческих знаний и науки и ознакомление с методами науки, познания; раскрытия истории развития науки, борьбы тенденций; ориентации на междисциплинарные научные связизки.

2. Принцип систематичности и последовательности обучения

Обусловлен логике науки и особенностями познавательной деятельности, которые зависят от возрастных закономерностей развития детей. Предусматривает системность в работе учителя (постоянную работу над собой, опору на п пройденное при изучении нового материала, рассмотрение нового материала частями, фиксирование внимания учащихся на узловых вопросах, продумывание системы уроков, осуществление внутрипредметных и меж-предметных порт ей), а также системность в работе учащихся (систематическое посещение школы, выполнение домашних заданий, внимательность на уроках, порядок в выполнении домашних заданий, время выполнения заданий, систематическое по вторення учебного материала).

3. Принцип доступности обучения

Предпосылками успешного, эффективного обучения является соответствие его содержания, форм и методов возрастным особенностям, умственным возможностям учащихся. Как утверждал. К. Ушинский, только система дает полную властей ду над знаниями голова наполнена бессистемными знаниями, по его мнению, подобная кладовой, в которой нет порядка, и сам хозяин не может найти нужную вещь. Председатель, в которой только система без знаний, п одибна в магазин, в котором на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто. Реализация этого принципа предполагает учет уровня развития индивидуальных, возрастных особенностей учащихся, соблюдение правил: е д простого — к сложному, от известного — к неизвестному, от близкого — до далекогекого.

Сущность доступности заключается в том, что дети должны воспринимать и понимать объясним материал. Доступно организовать обучение означает обращаться к наивысшего предела возможностей учащихся с целью постоянного п повышения их возможностей. Эту черту нельзя переступать, поскольку многие в содержании обучения станет не понялиим.

Согласно обоснованными. Я-А. Коменским правилами для обеспечения доступности обучения его следует начинать своевременно, пока не испортился разум, поскольку оно возможно при надлежащей подготовленности ума. В процессе обучения необходимо продвигаться от общего к частному, от легкого до тяжелого, не перегружая детей учебным материалом, не спеша, не навязывая того, что не соответствует возрасту детей и методы обученияння.

4 Принцип связи обучения с жизнью

Основывается он на объективных связях между наукой и производством, теорией и практикой. Теоретические знания (общеобразовательные, политехнические, специальные) является основой современной производительного труда, которая конкреты изуе их, способствует крепкому, сознательному усвоению. Реализацию этого принципа обеспечивают использование на уроках жизненного опыта учащихся, приобретенных знаний в практической деятельности, раскрытие практической значимос те знаний, непосредственное участие школьников в общественной жизниті.

Подчеркивая важность сочетания обучения с жизнью,. Я-А. Коменский считал, что ученик легче усваивать учебный материал, если знать, какую пользу имеет то, что изучается, в повседневной жизни. Ви др. предлагал придерживаться этого правила в грамматике, математике, физикеиці.

5. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении

Этот принцип является ведущим, поскольку определяет главное направление познавательной деятельности учащихся и управления ею. Он вытекает из целей и задач национальной школы, из особенностей процесса обучения, пер редбачае осмысленный и творческий подход к освоению знаний. Сознательному усвоению знаний способствуют: разъяснение целей и задач учебного предмета, значение его для решения жизненных проблем, для перспе ктив ученика, использование в процессе обучения мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, индукции, дедукции) положительные эмоции; мотивы учения; рациональные приемы работы на уроке критический подход в процессе преподавания материала и его усвоения; надлежащий контроль и самоконтроль. Сознательность в обучении обеспечивается высоким уровнем активности учащихся активизации познавательной деятельности спо яють: положительное отношение к учебе, интерес к учебному материалу; положительные эмоции, вызванные учебной деятельностью; тесная связь обучения с жизнью, актуализирует значение научных знаний; едн ость интеллектуальной и речевой деятельности учащихся взаимопонимания между учителем и учениками, использование на практике усвоенного материала, умений и навыков; систематическое повторение усвоенных знаний; ва риантнисть и дифференциация упражнений, работа по усвоению тяжелого материала доступными методами, использование знаний для обобщения интеллектуальных умений при решении конкретных задач; проблемное обучения; дифференцировки материала согласно учебных возможностей учащихся, использование современных технических средств обучения, умение учителя учитывать психическое состояние учащихся и стадии их психического развитияитку.

6. Принцип наглядности в обучении

Обоснованный в XVII в. Я-А. Коменским в труде»Великая дидактика», который сформулировал»золотое правило»дидактики:»все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для воспринимается. Ання зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, вкусовое — вкусом, доступное осязанию — через прикосновение. Если какие-то предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими отчуждения ттямыохоплюються кількома відчуттями. «

зависимости от характера отражения действительности наглядность подразделяют на следующие виды: а) натуральная — растения, животные, орудия и продукты труда, минералы, химические вещества и др. б) изобразительная — учебных ьни картины, репродукции художественных полотен, макеты, муляжи и др. в) схематическая — географические, исторические карты, схемы, диаграммы, графики, рисунки тощщо.

Использование наглядности зависит от творческого потенциала учителя. Например, донецкий учитель математики. В. Шаталов активно использовал рисунки — так называемые опорные сигналы, в которых в образно-символические ой форме отражены суть факта или явления. Они настолько просты, что ученик может их запомнить и воспроизвести, сохраняя в памяти с их помощью основной смысл нового материала, их ценность заключается в с концентрированности информационного содержания, в адаптированной к детскому восприятиюття.

Использование наглядности в обучении способствует умственному развитию учащихся, помогает выявить связь между научными знаниями и жизнью, между теорией и практикой, облегчает процесс усвоения и способствует развитию др. интересы к знаниям, помогает воспринимать объект в многообразии его сторон и связей, стимулирует развитие мотивационной сферы учащихся. При этом важно соблюдать следующие дидактических требований: не перегружать процесс обучения наглядностью — это снижает самостоятельность и активность учащихся в осмыслении учебного материала; четко придерживаться цели использования наглядных средств в структуре урока (когда ввести, с которой целью, какой вывод будет сделан), представление заранее всех наглядных средств дезорганизует восприятия учеников, рассеивает их внимание. Учащиеся должны в нужный момент сосредоточиться только на необходимом объекте, остальные должны быть закрыты. Наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, чтобы не вызвать у учащихся побочных ассоциаций (не следует, например, для создания представления о смешанный лес, используют вать картину, на переднем плане изображен детей, собирающих грибы). Наглядность должна соответствовать возрасту школьникиярів.

воспринимается наглядность не одномоментно. В первой фазе изображены объекты предстают»размыто», невнятно, во второй — внимание учащихся концентрируется на объекте, восприятие становится более четким, оставаясь, однако, по агальним; в третьей — восприятие объектов дифференцированное. На всех трех фазах учитель должен сочетать наглядность с объяснением. Ведь его слово прежде направляет непосредственное восприятие содержания учеб льного материала, отраженного в наглядности, помогает осмыслить наблюдаемое и сформулировать связи между фактами и явлениями. Поэтому комментарий наглядности дает дополнительную информацию о наблюдаемый объект, его связи, которые непосредственно не воспринимаютсяе сприймаються.

7. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков

Главным признаком прочности является сознательное и основательное усвоение существенных фактов, понятий, идей, законов, правил, глубокое понимание существенных признаков и сторон предметов и явлений, связей и отношений между ним мы и внутри них. Реализация этого принципа предполагает: повторение учебного материала по разделам и структурными смысловыми частями; запоминания нового учебного материала, опираясь на пройденный; активизацию учащихся на повторение (вопросы, сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение); новое группировки материала в целях его систематизации, выделение при повторении го ных идей, использование в процессе повторения различных методик, форм и подходов, упражнений; самостоятельную работу по творческому применению знаний; постоянное обращение к ранее усвоенных знаний для их мая актирования с новой точки зору.

Психологической основой прочности есть память — сохранение в мозге того, что происходило в прошлом опыте. Она позволяет повторять, закреплять усвоенное, чтобы не забыть его или восстановить забытое. Этот при инцип опирается также на мыслительные, эмоциональные, волевые процессы познавательной деятельности учащиесяів.

Смотрите так же:  Уровень восприятия у детей дошкольного возраста

8. Принцип индивидуального подхода к учащимся

Позволяет в условиях коллективной учебной работы каждому ученику по-своему овладевать учебным материалом, учитывать уровень умственного развития детей, их знаний и умений, познавательной и практической самостоятельности, интересов, волевого развития, работоспособности. Для этого учитель должен внимательно изучать своих учеников, знать их индивидуальные интересы и склонности, развитие и домашние условия и др.. Значительно й внимания требуют выявления причин отклонений в учебно-познавательной деятельности и поведении отдельных школьников и их устранение. Обязанность учителя — организовать индивидуальную помощь отстающим в учеб нннні.

9. Принципы эмоциональности обучения

В процессе познавательной деятельности у учащихся возникает определенное эмоциональное состояние, чувства, которые могут стимулировать успешное усвоение знаний или мешать ему. Процессу познавательной деятельности способствуют логический живой, образный изложение материала, наведения интересных примеров, использование наглядности и. ТСО, внешний вид учителя, его отношение к ученикам и др.. Главная задача педагога в реализации этого прин ципа — управлять формированием эмоций, активизирующие учебно-познавательную деятельность, и предотвращать появление тех, которые отрицательно сказываются на ней. Учитель должен воспитывать в учащихся умение владеть своим настроением, эмоциями, переживаниемями.

Принципы обучения тесно взаимосвязаны, обуславливают друг друга, ни один из них не может быть использован без учета других частности, правильно соединить теорию с практикой можно лишь при условии, что учеб. Ання является одновременно доступное, научное и систематическое, что учитель побуждает учащихся к творческой деятельности и др.. Итак, в процессе обучения учитель должен руководствоваться всеми принципами. В этом ему помогут пра вилы ученийння.

Народная педагогика о принципах обучения:

Тогда учи, как поперек на скамейке лежит, а как вдоль, то тогда его уже трудно учить

Чего. Ваня не научится, того. Иван не знать (природовидповиднисть)

Всяк умен по-своему: один сначала, второй — затем

Что голова, то ум (возрастные и индивидуальные особенности)

Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать (наглядность). Кто думает, то и разум имеет (сознание). Кто что умеет, то и действует (связь с жизнью). Сначала азы и буки, а потом пойдут науки

. Вопросы. Задача

1. Раскройте сущность основных закономерностей обучения и доведите необходимость их учета в процессе обучения

2. В чем заключается сущность основных принципов обучения?

3. Продумайте систему правил обучения к каждому принципа обучения, способствующих эффективной его реализации

4. Каким является соотношение между закономерностями, принципами и правилами обучения?

5. Проиллюстрируйте связь между принципами обучения

6. Проведите в школе наблюдения за одним. С уроков и докажите, реализацию каких принципов обучения вам пришлось заметить

7. Ознакомьтесь с учебной программой предмета, который будете преподавать в школе, и выявить, в какой мере в ней реализуются принципы научности, систематичности и последовательности обучения

. Литература

Баранов. С. П. Принципы обучения -. М, 1975. Дидактика современной школы /. Под ред. В. А. Онищука -. К, 1987

Дидактика средней школы /. Под ред. М. Н. Скаткина -. М, 1982. Подласый. И. П. Исследование закономерностей дидактического процесса -. К, 1991

Подласый. И. П. Педагогика -. М, 1999

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Принципы обучения

Принципы обучения формулируются на основе исследования всего исторического опыта образовательной деятельности и призваны поддерживать существующую практику, служить ее теоретической основой. Все принципы обучения взаимосвязаны и их изолированное применение не даст эффективного результата.

Принципы обучения

Сколь бы ни были многообразны методы и средства учебного процесса, он будет эффективным, если сохранит свою целостность, единство составляющих его сторон.

Эта целостность обеспечивается не только обшей целью обучения, скрепляющей все его содержание, и не только живым общением в качестве первоосновы всех средств обучения, но и общими принципами учебного процесса.

Принципы обучения — это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявлениях.

Конечно, эти доминанты учебного процесса не являются догмами. Они обусловлены целями обучения, которые, в свою очередь, зависят от потребностей людей, общества и государства. Поэтому принципы обучения имеют конкретно-исторический характер, т.е. могут изменяться под влиянием исторических условий, смены педагогических систем.

Известны формулировки этих принципов, предлагавшиеся Я.А. Коменским, К.Д. Ушинским и другими выдающимися педагогами. В современной педагогике в качестве основных предлагаются следующие дидактические принципы:

  • объективности, научности;
  • связи теории с практикой;
  • последовательности, систематичности;
  • доступности при необходимой степени трудности;
  • наглядности, разнообразия методов;
  • активности обучаемых;
  • прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Содержание этих принципов сводится к следующему:

1. Принцип объективности, научности требует от преподавателя, чтобы предлагаемое содержание обучения было основано на положениях, соответствующих фактам, выражало бы состояние современных наук. Эти положения зафиксированы в стандартах, программах, учебниках. Приобщаясь к элементам научного поиска, исследовательским методам, обучаемые овладевают умением отличать истинные положения отложных. Конечно, этот принцип является важнейшим для светских учебных заведений, а в заведениях религиозных приоритет отдается принципу религиозной веры.

Современные представления о реализации принципа научности не допускают противопоставления различных методов постижения действительности, включая религиозный. При этом учитывается, что данные науки, носят не абсолютный, а относительный, объект-субъектный характер, т.е. содержат в себе наряду с объективным содержанием также и элементы субъективной позиции ученого.

В этой связи следует заметить, что и педагогическая наука не является исключением из этого общего правила. Ее истины также не могут претендовать на абсолютную объективность, она еще далеко не полностью раскрыла все тайны образовательной деятельности. Неслучайно некоторые считают, что эту деятельность, как и, например, музыкальное творчество, нельзя «проверить алгеброй», поскольку она основывается не столько на выводах разума, сколько на чувствах интуиции, и поэтому подчиняется скорее законам искусства, чем науки. Подобной позиции придерживался и К.Д. Ушинский.

Признание равенства, паритета всех форм постижения мира — научного, художественного, религиозного — является важным моментом в современном понимании принципа научности, который выступает в качестве одного из проявлений общедемократических норм терпимости, толерантности, свободы выбора.

2. Принцип связи теории с практикой как раз и нацеливает на необходимость постоянного сомнения и проверки теоретических положений с помощью надежного критерия практики. Этот принцип требует, чтобы в учебном заведении не было ни одного занятия, жизненный смысл которого не был бы ясен для обучаемого. Проблема здесь, однако, заключается в том, что приговор практики по отношению к тем или иным истинам не всегда звучит четко и определенно. Пытаясь как-то решить эту проблему, некоторые вузы США определяют степень соответствия теоретической подготовки своих выпускников требованиям жизни, анализируя темпы роста их заработной платы после получения диплома о высшем образовании. Конечно, метод весьма простой, даже примитивный, но ему не откажешь в точности фиксации результатов обучения в аспекте реализации принципа связи теории с практикой. Во всяком случае, результаты подобных исследований оказывают большое влияние на место учебного заведения в общем рейтинге вузов США.

3. Принцип последовательности, систематичности требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности. Это означает, что изучаемый материал должен четко планироваться, делиться на законченные разделы, модули, шаги, в каждой учебной теме следует устанавливать идейные центры, главные понятия, подчиняя им все другие части лекции или урока.

Важным инструментом обеспечения принципа последовательности являются структурно-логические схемы, вскрывающие иерархию понятий, систему знаний. Хотя успех любого занятия определяется в первую очередь его строгой логикой, нельзя тем не менее забывать, что логика должна сочетаться с эмоциями, чувствами. Для этого используются яркие факты, образы, которые, однако, должны быть естественно вплетены в ткань изложения, углублять и закреплять учебный материал, а не отвлекать от усвоения его главного понятийного содержания.

По мысли Коменского, процесс обучения должен вестись в строгой последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу к завтрашнему.

4. Принцип доступности предлагает обеспечивать соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых. Вместе с тем обучение не должно оказываться излишне легким, оно должно вестись на оптимальном уровне трудности с учетом интересов, жизненного опыта обучаемых. Следует помнить, что эффективный преподаватель учит своих воспитанников самим находить истину, приобщая их к процессу се поиска, а неэффективный просто провозглашает истину, часто оставляя ее недоступной для понимания слушателей.

Формулируя принцип доступности, Я.А. Коменский советовал идти в обучении от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, оттого, что близко, к тому, что далеко.

Наиболее трудными для усвоения являются, как правило, наиболее общие, универсальные понятия фундаментальных дисциплин. Поэтому преподаватели специальных, прикладных дисциплин должны вносить свой посильный вклад в усвоение универсальных понятий, иллюстрируя проявления всеобщего в особенном и единичном. Тем самым они будут способствовать и более углубленному пониманию материала специальных дисциплин.

Процесс обучения нельзя искусственно ускорять. Следует помнить, что возможности обучаемых не беспредельны и что сокровищница знаний наполняется не в одночасье. Поспешать в этом деле нужно медленно.

5. Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике. Коменский называл его «золотым правилом» обучения.

Как ясно из его названия, это правило требует прежде всего использовать для повышения эффективности обучения средства наглядности, опираться на органы зрения. Но было бы ошибочно считать, что требования этого правила исчерпываются этим. Его содержание трактуется гораздо шире. Оно предполагает привлечение всех имеющихся у человека органов чувств к восприятию учебного материала. Глубинный смысл «золотого правила» состоит в следующем: следует представлять обучаемым все, что видимо, — для восприятия зрением, слышимое — слухом, подлежащее вкусу — с помощью вкуса, доступное осязанию — путем осязания. При этом необходимо помнить, что самым информативным из всех пяти органов чувств является именно зрение, поставляя человеку до 80% всей информации. Это утверждает и известная китайская пословица, гласящая, что лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать.

Тем не менее не следует абсолютизировать ни роль зрительного, ни роль чувственного восприятия в целом. Важно уяснить, что главной целью обучения является не усвоение тех или иных образов и впечатлений, а формирование понятий, категорий, их совокупностей, образующих научные теории. Именно они составляют «алмазную сеть» любой системы знаний, каждой науки, а даже самые яркие образы выступают лишь в качестве средства для достижения этой главной цели обучения. Понятия, категории, как и теории, недоступны нашим чувствам, они постигаются главным образом умозрительно, разумом, логикой, по отношению к которым чувства выступают лишь как предпосылки. Чувства, как говорил французский философ, основатель рационалистической теории познания Рене Декарт, лишь первыми приступают к работе познания, лучшим же из живописцев является разум.

Смотрите так же:  Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста

6. Принцип активности обучаемых вытекает из двуединого характера структуры образовательной деятельности, которая включает в себя двух участников: преподавателя и учащегося. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования, в отличие от услуг в сфере, скажем, индустрии отдыха и развлечений, состоит в том, что она ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса. Процесс обучения не только не предполагает какого-либо расслабления потребителя этой услуги, как это имеет место, например, в индустрии развлечений, а, наоборот, требует от обучаемого весьма высокой активности, а иногда полной мобилизации всех его духовных сил. Именно эту особенность образовательного процесса отражает известный суворовский афоризм: «Трудно в учении — легко в бою».

Конечно, степень активности двух основных участников учебного процесса неодинакова. Главная, руководящая роль здесь принадлежит учителю, одной из важных профессиональных задач которого является стимулирование познавательной деятельности учащихся. Поэтому именно преподаватель выступает в качестве субъекта обучения, а обучаемые — в роли его объекта. Это, однако, не означает, что в процессе обучения учащиеся остаются полностью пассивными.

Активность обучаемых проявляется в усвоении содержания и целей обучения, планировании и организации своей работы, в проверке се результатов. Стимулирование этой активности преподаватель осуществляет путем формирования мотивов обучения, использования познавательных интересов, профессиональных склонностей, применение таких методов обучения, как деловые игры, дискуссии, элементы соревнования и т.п.

В реализации этого принципа обучение наиболее тесно смыкается с воспитанием таких качеств, как трудолюбие, ответственность и др.

Педагогической традиции известны системы обучения, полностью исключавшие какую-либо активность учащихся, требовавшие их беспрекословного подчинения, как это имело место в спартанской системе воспитания или в педагогике средневекового ордена иезуитов.

Известна и другая крайность, когда учебный процесс пытались регулировать сами учащиеся, отстраняя от этого дела преподавателей, как это имело место, например, в Китае в годы так называемой «культурной революции».

Обе эти крайние позиции в решении проблемы активности обучаемых со временем обнаружили свою полную несостоятельность.

7. Принцип прочности усвоения знаний требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения. Этот результат достигается только при условии, если обучаемый проявляет познавательную активность, если организуется систематическое повторение материала, а также обеспечивается систематический контроль результатов обучения, их измерение.

Из сказанного с достаточной очевидностью вытекает, что принципы обучения тесно связаны между собой, образуют целостную систему, взаимодействуют друг с другом. Так, научность обучения неотделима от его доступности, прочность усвоения знаний может быть достигнута только на основе активности обучаемых и т.д. Общий смысл всех дидактических принципов состоит в том, чтобы дать преподавателю, а также любому, кто по характеру своей деятельности так или иначе участвует в обучении — консультанту, тренеру, менеджеру, — надежные ориентиры для качественной организации учебного процесса.

Указанные принципы в значительной мере характеризуют отечественную образовательную систему, что и придает ей те черты академизма, отличающие ее от западной, особенно американской школы, для которой в большей степени характерен прагматизм, узкий практицизм в понимании целей обучения.

Принципы обучения и воспитания

В процессе деятельности каждый педагог должен знать и строить свою деятельность на определенных принципах, которые обеспечивали бы возможность получения обучающимися хорошего образования.

Такими принципами могут быть:

1. Принцип научности и обоснованности обучения – заключается в том, чтобы давать только проверенные факты и знания, а не полагаться на всевозможные гипотезы.

2. Принцип обучения с жизнью – каждый материал должен даваться с позиции обыденной повседневности, учащиеся должны знать, где они и в какой ситуации могут воспользоваться полученной информацией, чувствовать связь другими дисциплинами и четко понимать, что это им необходимо для жизни.

3. Принцип сознательного усвоения знаний — каждый человек, получая какую-то ни было информацию, должен ее понимать, так и здесь, полученные знания должны быть сознательно усвоены обучающимися, а не просто напросто «зазубрены» наизусть.

4. Принцип систематического и последовательного обучения – заключается в доведении информации в логическом порядке, если информация будет поступать в головы учащихся хаотично, это ни к чему хорошему не приведет.

5. Принцип доступности обучения – это не тот принцип, который подразумевает минимальные затраты денежных средств, а тот, который предполагает доступное объяснение материала на понятном для слушателя языке. Если педагог будет использовать ту лексику, которая не воспринимается из-за обычно непонимания, образование не будет считаться доступным. Лучше объяснять материал с точки зрения именно его слушателей.

6. Принцип наглядности – заключается в обеспечении учащихся наглядным материалом, это могут быть опыты, не только химического ли биологического характера, но и опыты, связанные в применением различных методов общения с людьми, также сюда относятся различного рода эксперименты.

К принципам воспитания можно отнести следующие:

1. Единство воспитания сознания и поведения. Если преподаватель будет говорить одно, а делать другое, это ни к чему не приведет.

2. Связь воспитания с социальными условиями жизнедеятельности учащихся. Нельзя учить людей тому, что в современном мире утратило свое значение.

3. Учет развития творческой активности и самостоятельности обучаемого.

4. Целостность и единство воспитательного процесса. Все сотрудники учебного заведения должны руководствоваться едиными требованиями и принципами, а также обеспечивать обучение им родителей. Не должно быть расхождений в обучении, на одном занятии это можно делать, а на другом нельзя.

Все это позволит обеспечить правильную и качественную работу педагога.

Принципы обучения психологии

Принципы обучения – это руководящие идеи в организации учебных занятий, т.е. научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, которые регулируют процесс обучения.

Принципы зависят от целей обучения, методов, приемов.

Принципы:

I. Принцип научности: весь изучаемый учебный материал должен соответствовать современным достижениям науки и не противоречить объективным научным фактам.

II. Принцип системности: учебный материал должен изучаться в определенной последовательности и логике, чтобы у учащихся сложилось системное представление об учебном предмете. Поэтому изучаемый материал делится на логические разделы и темы.

III. Принцип единства рационального и эмоционального: обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты и учащиеся осознают цели обучения, т.е. необходимость изучения данного предмета, личностную и профессиональную значимость. Все занятия нужно строить на убеждении необходимости и интересе.

IV. Принцип единства предметно ориентированного и личностно ориентированного обучения в психологии: психология – особая наука, которая имеет большую специфику, с одной стороны, это наука, которая имеет объективное предметное содержание, с другой стороны, она нужна для жизни.

V. Принцип единства практического и теоретического знания: теоретические идеи, эмпирические факты и практика должны быть едины.

VI. Принцип доступности: при отборе учебного материала, методов и приемов обучения необходимо учитывать возрастные особенности, уровень подготовленности, уровень развития.

VII. Принцип наглядности: использование органов чувств и наглядных (зрительных) образов при обучении.

VIII. Принцип активности: использование активных, практических методов обучения.

IX. Принцип связи изучения психологии с жизнью и практикой: многие психологические понятия и факты желательно подкреплять примерами из реальной жизни.

X. Обучение психологии должно носить развивающий характер, т.е. они должны способствовать самопознанию, саморазвитию, совершенствовать познавательную деятельность, развивать отношения с другими людьми.

Цели преподавания психологии в школе

Провозглашаемые современным обществом нравственные ценности (гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность) основаны на психологических законам общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности.

Школьные годы являются сензитивным периодом дл приобщения человека к культуре вообще и к психологической культуре в особенности. Поэтому проблему воспитания детей и школьников целесообразно рассматривать в контексте развития их психологической культуры как важнейшей составляющей общей культуры человека.

Преподнесение психологических знаний школьникам разных возрастов должно опираться на четкое осознание целей обучения психологии.

Дубровина И. В. предлагает считать целью преподавания в школе овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры. Реализация этой цели требует решении психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

— формирование у школьников общих представлений о психологии как науки;

— оказание детям помощи в открытии внутреннего мира человека;

— пробуждение интереса ребенка к другим людям и к себе;

— развитее интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной
направленности и пр.);

— развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);

— раскрытие сущности личностной направленности (способностей, желаний, целей,
смыслов, идеалов, ценностных ориентации);

— развитие эмоциональной сферы (чувств, переживания, настроений и пр.);

— понимание чувств, настроений, переживаний других людей.

По мнению авторов Ю.М. Забродина и М.В. Поповой (авторов учебного курса для подростков), главная цель преподавания психологии состоит в том, чтобы построить в сознании ребенка более или менее целостное видение мира и видение человека, который в этом мире живет.

Тарская О.Ю., Валовик Е.Н., Бушуева и др. определяют цель преподавания психологии в общеобразовательной школе как формирование у учащихся способности к самопознанию и саморегуляции.

Г.А. Ключникова указывает, что в число специальных целей обучения психологии входит усвоение учащимися основ психологической науки, важнейших понятий, законов, закономерностей, теорий и их практических приложений, развитие умении наблюдать и объяснять различные психологические явления, знакомство с основными методами психологической науки. Эти специальные цели могут быть конкретизированы:

— дать учащимся жизненно необходимые знания о психике человека и психологии группы,
объяснить психику как важнейшее свойство человека, придающее ему особые качества в
решении жизненных проблем;

— раскрыть психику как тончайший инструмент адаптации человека к жизненным
условиям;

помочь изучающим психологию научиться пользоваться этим еще не до конца изученным инструментом наиболее эффективно;

— раскрыть основные факторы психического развития человека и становления его
личности.

Смотрите так же:  Ротавирус лечение у детей до года

По мнению Г.А. Ключниковой к результатам обучения психологии должны относиться:

психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы
психической деятельности);

психологические умения (чем для самого человека становятся те знании и способы
действии, которые он приобретает в процессе обучении);

навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой);

опыт творческой самодеятельности;

— овладение культурой психической деятельности;

формирование эмоционально-ценностного отношения к психологической реальности и
действительности в целом.

Результатом обучения также считается формирование у учащихся некоторых качеств личности в соответствии с программой ЮНЕСКО «Образование 2000», где декларируется, что выпускник школы должен:

— быть ТВОРЧЕСКИМ, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим
инновации;

— САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ, уметь брать на себя ответственность за свое образование;

— РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ, уметь выбирать и использовать различные конструктивные
способы их решения;

— быть УВЕРЕННЫМ в своих возможностях и иметь высокую самооценку;

— быть ТОЛЕРАНТНЫМ (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно
относиться к многообразию жизни.

Обобщая множество точек зрения можно отметить необходимость психологического образования именно со школьных лет, что вытекает из потребностей современной общественной жизни отвечает интересам как всего современного общества так и каждого из его граждан.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 13 ; Нарушение авторских прав

Принципы воспитания

Закономерности и принципы воспитания

Принципы воспитания — это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов. Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования ко всем этим различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер.

Выше уже шла речь о принципах обучения. Конечно, две эти группы принципов связаны между собой. Но все же между ними есть и некоторые различия, каждая из этих совокупностей принципов имеет некоторую специфику, вытекающую из своеобразия процессов обучения и воспитания.

Современные представления о процессе воспитания позволяют выделить следующие его главные принципы:

1. Принцип единства, целостности, взаимосвязи всех компонентов, образующих воспитательный процесс. Из него вытекает требование многосторонности воздействия на личность через систему целей, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, разнообразие направлений, обеспечивающих богатство его содержания, а также требование необходимости применения комплекса соответствующих методов и воспитательных средств. Нельзя, например, ограничиться методом убеждения и вовсе отказаться от использования принуждения, хотя и его роль нельзя абсолютизировать. Этот принцип предполагает не изолированное, а комплексное применение всех составляющих, всех звеньев многогранного воспитательного процесса.

Он также требует учета всех факторов, участвующих в воспитании — учебного заведения, семьи, трудового коллектива, общественности, единства и согласованности их действий.

2. Ведущая роль преподавателю, руководителя в воспитательной деятельности. Именно преподаватель, руководитель воплощает в себе единство и целостность воспитательного процесса, обеспечивает согласованность всех его частей и последовательное применение его принципов. Личный пример руководителя является самым эффективным средством воспитательного воздействия. Конечно, как отмечалось ранее, воспитательный процесс предполагает и активность самих обучаемых, однако организатором этой активности, как и всего воспитательного процесса, его субъектом остается всегда педагог, а воспитанники по сравнению с ним остаются более пассивными объектами воспитания. Именно поэтому к руководителю, воспитателю предъявляются столь высокие профессиональные требования.

Именно руководитель, преподаватель организует все виды активности воспитанников, их учебу, труд, все виды деятельности, устанавливает объем и порядок заданий, упражнений, сроки их выполнения, обеспечивает организационно и материально возможность решения каждой задачи, осуществляет постоянную помощь в учебе, работе, контроль и оценку количества и качества труда, стимулирует материально и морально затраченные усилия.

Но из этого принципа вытекает и положение о недопустимости тех или иных отступлений руководителя, преподавателя от принципов воспитания, их нарушения. Так, недопустимо побуждение людей к оказанию тех или иных личных услуг, поощрение таких неблаговидных качеств, как угодничество или лесть, подхалимство, культивирование чувств личной преданности, попустительство по отношению к одним воспитанникам и предвзятое отношение к другим.

Эти и им подобные нарушения подрывают авторитет руководителя и наносят непоправимый ущерб воспитательной деятельности, всему трудовому или учебному коллективу.

3. Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Это означает, что активное руководство преподавателя, начальника должно сочетаться с активной деятельностью самих воспитанников, учащихся или рядовых работников, а не подавлять, сковывать се. Этот принцип исходит из того, что эффективное развитие человека может происходить только в процессе его собственной активной деятельности. Поэтому, сохраняя свои руководящие позиции, воспитатель должен выступать в роли организатора самых разнообразных видов деятельности, стимулировать воспитывать, поощрять их творчество. Однако эта деятельность не должна напоминать по своему характеру активность белки в колесе, она должна быть полезной, общественно-значимой, результативной, что и вытекает из следующего принципа воспитания.

4. Принцип связи воспитания с жизнью. Истолкование этого принципа может иметь варианты. Так, из него может вытекать в качестве главного требование подчинения всей деятельности государственной стратегии воспитания в соответствии с господствующими идеологическими установками, требование формировать заданный социальный тип личности. Именно так и понимался долгое время этот принцип в нашей стране. Но в современной России приоритет среди задач воспитания отдается удовлетворению потребностей личности, конечно, с учетом требований общества и государства. Поэтому сегодня этот принцип в соответствии с Законом РФ об образовании (ст. 9, п. 2) истолковывается как требование в первую очередь оказания помощи личности в ее всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.

Реализации этого принципа в значительной степени способствует и создание наряду с системой государственных учебных заведений широкой сети общественных и частных учебных заведений, с помощью которых отдельные люди, социальные группы могут реализовывать свои интересы, которые не обязательно должны совпадать с государственными.

5. Принцип гуманизма в воспитании основывается на вере в возможность положительных результатов воспитания для каждого человека. Хотя это только вера, но без нее сама воспитательная деятельность лишается своих главных ориентиров.

Этот принцип предполагает опору на те положительные задатки, которые в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Конечно, в каждом из нас есть и отрицательные качества. Речь идет о том, что недопустимо концентрировать внимание только на промахах и недостатках. Прежде всего следует выявлять и развивать положительные черты человека, опираясь на которые только и можно решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Опытный воспитатель, руководствуясь этим гуманным принципом, не скупится на добрые слова, даже тогда, когда они являются лишь авансом на будущее. Тем самым они внушают людям уверенность в себе, в своем будущем, укрепляют отношения взаимного уважения и любви, создают ту атмосферу взаимной поддержки и сотрудничества, без которой невозможен успех воспитания.

Сказанное не означает, что при воспитании не обязательна высокая требовательность. Без сочетания уважения и доверия с высокой требовательностью невозможно эффективное решение ни трудовых, ни образовательных задач.

Этот принцип требует также тщательного учета индивидуальных особенностей воспитанников при выборе тех или иных методов и средств воспитания.

6. Принцип опоры на коллектив — исходит из того, что эффект воспитания достигается не только активностью руководителя, но в значительной степени обусловлен еще и воздействием тех микрогрупп, в которых проходит, как правило, процесс воспитания личности. Как доказывает современная наука, психологический климат этих групп выступает в качестве одного из существенных факторов воспитательного процесса, который нельзя не учитывать. Этот принцип требует от воспитателя умения разбираться не только в индивидуальных особенностях отдельных людей, но и определять характер малых групп, регулировать их социально-психологический климат и таким образом использовать еще один важный воспитательный ресурс.

7. Принцип использования самовоспитания как процесса продолжения и развития воспитания. Самовоспитание — это в отличие от собственно воспитания полностью самостоятельная целенаправленная деятельность, ведущая к наиболее полной реализации, развитию и совершенствованию личности, вершинам ее зрелости, мастерства. Необходимость этого принципа продиктована изменением в современном обществе социальной роли образования, которая стала выражаться формулой «образование через всю жизнь» вместо устаревшей формулы «образование на всю жизнь» (см. гл. 9).

Этот принцип требует, чтобы воспитанники овладевали основными приемами самовоспитания, такими, как: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль. Подспорьем для его реализации могут служить системы самосовершенствования, издавна сложившиеся в рамках восточной цивилизации и рассчитанные на психофизиологическую саморегуляцию человеческого организма. Более подробно о системе самовоспитания речь пойдет в одной из следующих глав.

Рассмотренные принципы тесно связаны между собой, они обнаруживают целостность, единство процесса воспитания и помогают лучше понять пути повышения его эффективности.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]