Психология стресса как наука

Психология стресса как наука

Учебная дисциплина программы профессиональной переподготовки «Практическая психофизиология»

Цель спецкурса: систематическое ознакомление с современными концепциями изучения психологического стресса, причинами возникновения и формами проявления стрессовых состояний, влияниями стресса на успешность деятельности и здоровье профессионалов, психологическими методами диагностики и коррекции стресса в прикладных условиях.

1. Социально-экономическая значимость изучения профессионального стресса.

Стресс и надежность профессиональной деятельности. Стресс и здоровье профессионалов. Понятие психического здоровья. Стресс и пограничные состояния. Болезни стрессовой этиологии. Демографические данные о распространенности «болезней стресса «.

2. Классическая теория стресса Г.Селье и возможности ее приложения в психологических исследованиях.

История развития концепций гомеостатического регулирования в физиологии. «Триада признаков» стресса по Г.Селъе, физиологические механизмы возникновения. Понятие общего адаптационного синдрома, уровни адаптации. Стадии развития стрессовых реакций по Г.Селъе. Зависимость уровня исполнения от степени активации и напряженности деятельности, фактор сложности задачи. Основные принципы классической теории (не специфичность ответа, фазы приспособления, ресурсы адаптации), привнесенные в область психологического изучения стресса.

3. Современные концепции изучения стресса.

Понятия экстремальности, стресса и стрессора. Абсолютная и относительная экстремальность. Опосредующие факторы развития экстремальных состояний (новизна, интенсивность, потенциальная угроза, субъективная значимость, сложность поведенческих задач). Понятия физиологического и психологического стресса (Р.Лазарус), различия в механизмах возникновения. Концепция адекватности реагирования на экстремальное воздействия, состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования (В.И.Медведев). Структурно-системное описание стрессовых состояний, субсиндромы стресса (М.Франкенхойзер, Л.А.Китаев-Смык).

4. Профессиональный стресс и подходы к его изучению.

Субъективная значимость труда и отношение к трудовой роли. Специфика понятия «профессиональный стресс» (профессиоведческая и факторная парадигмы). Стресс как стимул (инженерно-психологическая традиция). Стресс как состояние (феноменологическая традиция). Роль факторов когнитивной оценки и стратегий преодоления («coping mechanisms») в развитии стресса. Опосредующая психологическая модель стресса (Р.Лазарус). Транзактная модель стресса (Т. Кокс). Профессиональная эпидемиология и методы социальной медицины в изучении стресса.

5. Основные формы проявления стрессовых состояний в труде.

Нормативные режимы протекания трудового процесса и стадии динамики работоспособности. Мотивационные компоненты регуляции деятельности, типы доминирующей мотивации. Операциональная и эмоционалъныя напряженность. Виды состояний операциональной напряженности. Неадекватные формы реагирования в стрессогенных ситуациях, формы состояний эмоциональной напряженности (тормозная, импульсивная, генерализованная). Временная динамика и индивидуалъные особенности в процессе неадекватного реагирования на стрессогенную ситуацию. Стадии развития и отреагирования острых стрессовых состояний. Накопление и отсроченные эффекты переживания стресса. Хронические и пограничные состояния (хроническое утомление, астенический синдром, депрессия, неврозы и неврозоподобные состояния).

6. Стрессы «голубых воротничков».

Факторы среды обитания и физические стрессы. Прямое и опосредующее влияние внешних воздействий. Эргономические методы нормализации условий производственной среды. Массовое производство и рутинные виды труда. Состояние монотонии и его формы. Психическое пресыщение. Когнитивные модели развития монотонии и сопутствующих состояний. Удовлетворенность трудом, обогащение содержания труда, организация свободного времени.

7. Стрессы «белых воротничков».

Особенности трудовых нагрузок в квалифицированных видах труда. Факторы перегрузки и недогрузки. Дефицит времени. Структура обязанностей и ответственность. Трудовая роль, ролевой конфликт, двойственность ролевой позиции. Участие в процессах управления, принятие решений и их реализация. Инновационная активность. Перспективы профессионального роста, развитие профессиональной карьеры, профессиональная защищенность, кризисы завершения профессиональной карьеры. Субъективная значимость труда, ценностные ориентации и индивидуальные стратегии поведения. Поведенческие типы А и В, риск-факторы для здоровья. Личностные трансформации в процессе профессиональной адаптации, примеры лонгитюдиналъных исследований.

8. Организационные источники стресса.

Структура организаций и организационных взаимодействий. Внутриорганизационные связи и их эффективность, характер взаимодействий с начальством, коллегами, подчиненными. Делегирование ответственности. Психологический климат в организации, в рабочей группе. Рабочие места и мобильность персонала. Семейные отношения и их соответствие потребностям организации. Социальная значимость, престиж профессии и соответствие внутренним запросам личности.

9. Новые информационные технологии и организационные источники стресса.

Изменения в организационных структурах при внедрении информационных
технологий. Перераспределение функциональных обязанностей. Изменение
характера информационных нагрузок. Деперсонализация
внутрипрофессионалъных контактов, телекоммуникации. Проблема
свободного распределения времени. Профессиональная включенность.

10. Способы коррекции и профилактики стрессовых состояний.

Общая классификация методов оптимизации состояний в профессиональной деятельности. Объективная реорганизация трудового процесса (эргономическая и инженерно-психологическая традиции).

Способы непосредственного воздействия на состояние работающего. Внешние приемы воздействий: специальная тренировка, питание, фармакотерапия, функциональная музыка, средства мульти-медиа.

Методы психологической саморегуляции состояний (психотерапевтическая традиция). Классификация методов саморегуляции. Базовые техники и вспомогательные средства. Примеры программ обучения приемам саморегуляции. Индивидуальные особенности освоения навыков саморегуляции. Оценка эффективности внедрения психокоррекционных средств.

Рекомендуемая литература.

  1. Бодров В. А. Информационный стресс. М, ПЭР СЭ, 2000
  2. Кокс Т. Стресс. М., Медицина, 1981
  3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., Наука, 1983
  4. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., МГУ, 1984
  5. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., МГУ, 1993
  6. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. Статья в «Вестник МГУ. Серия 14: Психология», 2000, № 3, с. 4-21
  7. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., МГУ, 1976. Селье Г. Стресс без дистресса. М., Наука, 1979
  8. Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М., Медицина, 1985.
  9. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. «Психология труда и организационная психология: современной состояние и тенденции развития «. Хрестоматия. М., Радикс, 1995. Статьи (1) Касл С.В., (2) Купер К.Л. и Маршалл Дж., (3) Кокс Т. и Маккей К., (4) Хамбергер Л.К. и Лоор М.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2019: Станислав Козловский

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

Данная статья имеет большую практическую пользу. Спасибо за работу.

Данная статья имеет большую практическую пользу. Спасибо за работу.

Данная статья имеет большую практическую пользу. Спасибо за работу.

Данная статья имеет большую практическую пользу. Спасибо за работу.

Очень информативная статья, Ирина молодец, раскрыла вопрос полностью и со всех сторон.

Екатерина Сергеевна, за такую статью и благодарностей недостаточно. Полностью разделяю комментарий некой Марины Ерофеевой, которая говорила о том, что воспитывая детей, взрослые часто не придают значения экологическому воспитанию. Искренне надеюсь, что Ваша статья распространится, и с ней ознакомятся наибольшее количество людей. P.S. Екатерина Сергеевна, созрел ответный вопрос: как поставить лайки Вашим статьям и подписаться на уведомления, чтобы ничего не упустить?

Актуальная тема статьи на сегодняшний день, тема раскрыта полностью. Узнала много нового для себя. Написано емко, простым языком.

спасибо большое, очень приятно принять участие.

Здравствуйте, Андрей! Внесение тыквы в фарш для пельменей на сроки годности хранения пельменей не повлияют.

Статья понравилась,поняла важность нарушений состояния вегетативной нервной системы

СТРЕСС КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В переводе с английскогоstress– это нагрузка, напряжение, состояние повышенного напряжения.

Стресс представляет собой ответную реакцию организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Возникает это состояние в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные.

Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход из той или иной ситуации. В небольших количествах стресс необходим всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, давая человеку некий стимул для преодоления препятствий. Говоря об отрицательной стороне этого состояния, увеличение стрессов приводит к потере сил, общей слабости организма и низкой работоспособности.

На основе оказываемых влияний на организм человека, различают две разновидности стресса – эустресс и дистресс. Эустресс оказывает положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма.Дистресс –этo патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, психическую деятельность и поведение человека вплоть до полной их дезорганизации.

Проблема стресса весьма актуальна в наше время. Недаром стресс называют «болезнью двадцать первого века». На сегодняшний день число людей испытывающих стресс увеличилось. Ежедневно, можно наблюдать ситуации, когда люди в повседневной суете, рабочей нагрузке бывают утомлены и вялы, не замечают всего происходящего вокруг ни, по статистике 93% россиян испытывают стресс на рабочем месте. Прежде всего, это связано с условиями жизнедеятельности, воздействием внешней среды и ответной реакции организма, а реакция в большинстве случаев негативная.

О проблемах стресса российский психофизиолог Ю. И. Александров пишет: «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья»[1].Это обусловлено тем, что число причин, неблагоприятно влияющих на состояние человека, увеличилось.

Сложно перечислить все причины стрессовых расстройств, но ученые предлагают следующую систематизацию основных причин стресса:

Патологические наследственные факторы;

Возраст (юношеский, поздний );

Особые периоды жизни (беременность, послеродовой период, климактерическое состояние);

Тяжелые телесные заболевания;

Негативные потрясения, «удары судьбы» (смерть или тяжелая болезнь близких, развод, финансовый крах, потеря работы и т.д.);

Стихийные бедствия, катастрофы;

Неспособность или потеря доверительного общения с близким окружением;

Низкий уровень или отсутствие социальной поддержки;

Физические и эмоциональные перегрузки на работе.

Изучением стресса и всех аспектов, касающихся этого состояния организма, занимались такие ученые, как Ганс Селье, Р. Лазарус, Ю.В. Щербатых, Р. Ланьера, Фолкмен, Павлов и другие. Они внесли значительный вклад в развитие этой области науки.

Смотрите так же:  Центр лечение заикания в москве

Особое внимание следует уделить Гансу Селье, так как именно он является основоположником учения о стрессе. Концепция стресса впервые была сформулирована им в 1936 г. Он еe разработал, проверил в экспериментах на животных и сделал попытку построить новую единую теорию медицины. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе стала возросшая актуальность проблемы защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды.

Стресс многолик в своих проявлениях. Он может спровоцировать начало практически любого заболевания. Поэтому в настоящее время растет потребность в расширении наших знаний о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Стресс, как указывал Г. Селье, «является не только злом, не только бедой, но является и великим благом, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание». Стресс, по мнению Г. Селье: это не только повреждения и болезни, «но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы». В этом, естественно, состоит положительная роль стресса, его важное социальное значение. Стрeсс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде. При изучении механизмов стресса Г. Селье выявил роль гормонов в стрессорных реакциях и тем самым установил их участие в неэндокринных заболеваниях. Эксперименты на животных показали, что изменения внутренних органов, вызванные инъекцией вытяжек из желез, аналогичны изменениям, отмеченным при инфекциях, травмах, кровотечениях, нервном возбуждении, при воздействии холода и жары и многих других раздражителей. Эта реакция была впервые описана Г. Селье в 1936 г. как «синдром, вызываемый различными вредными агентами», впоследствии получивший известность как общий адаптационный синдром, или синдром биологического стрeсса. Г. Селье развитие стресса во времени разделил на три стадии:

1) реакция тревоги;

2) стадия резистентности;

3) стадия истощения.

После того как Ганс Селье сформулировал понятие синдрома биологического стресса, были выявлены ранее неизвестные биохимические и структурные изменения организма в ответ на неспецифический стресс. Врачи особое внимание обращали на биохимические сдвиги в организме и на нервные реакции. По мнению Г. Селье, важную роль в реакциях стресса играют гормоны. Гениальность Г. Селье, по мнению большинства ученых, заключается в том, что он сформулировал новую концепцию, позволяющую в разрозненных и пестрых результатах воздействия разнообразных агентов увидеть частные проявления целостного синдрома. В окончательном виде Г. Селье дал определение стресса в своей книге «Стрeсс бездистресса». Он пишет: «стрeсс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование»[8]. У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители — одни из самых распространенных стрессоров, результат воздействия которых обычно наблюдается у пациентов психотерапевтов и психиатров. Можно с уверенностью утверждать, что стрeсс связан с приятными и неприятными переживаниями. Физиологический стресс наиболее слаб в минуты спокойствия, но никогда не равен нулю. Полная свобода от стресса означает смерть.

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, получил широкое распространение как в науке, так и за ее пределами. Часто этот термин применяется для обозначения целого ряда физиологических и психических состояний человека в трудных условиях.

Появление понятия «стресс» в психологии связано с именем Р. Лазаруса, Р. Ланьера, Фолкмена. В дальнейшем стресс становится важной психологической категорией.

Анализируя психические проявления синдрома, описанного Г. Селье, учеными было введено понятие психологического (эмоционального) стресса.

Многолетние исследования в области психологического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, и, в то же время, позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при психологическом стрессе влияние психических стрессоров опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, тогда, когда в результате его психологической переработки возникает ощущение угрозы. Обычно это происходит в случае, если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, необходимыми для удовлетворения данных потребностей. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта, личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм, определяющий особенности и уровень стресса [11].

Психологический стрeсс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда.Прежде всего, психологов интересуют всякого рода нарушения психического здоровья, которые имеют в своем основании психические факторы. Различают несколько способов классификации стрессорных реакций, но в основном психологи их подразделяют на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса. Подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Д. Натт выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности: настроение (например, волнение);когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор);поведенческие реакции.

Практически ежедневно человек сталкивается с различными компонентами тревожности. Жизнь без стресса невозможна. Сопровождая человека везде и всюду, стресс мешает успешной реализации определенных действий, а иногда наоборот стимулирует на выполнение тех или иных задач. Возможно, жизнь без стресса действительно была бы скучной, но дабы не наносить вред своей нервной системе и организму в целом, человек должен выработать стрессоустойчивость. Сделать это можно придерживаясь определенных правил и методик, которых на сегодняшний день очень много.

[1] Александров Ю.И. Психофизиология СПб 2006, с 326

[2] Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М. Инт-т. Психологии РАН 1995, с 128-135

[3] Герасимов И.В. Стресс: психологические основы и методы снятия Журнал«Психология, социология и педагогика» Февраль, 2013

[4] Гиссен Л.Д. Время стрессов Москва 1990, с 8-20

[5] Китаев-Смык Л.А. Психология стрессаМ.: Наука, 1983 с 165

[6] Кленова М.А., Захарова Ю.С. Индивидуально-психологические особенности склонности к стрессуЖурнал«Психология, социология и педагогика» Апрель, 2015

[7] Кузнецова, Петровская, Рязанцева «Психология стресса и эмоционального выгорания» 2012, с 112-124

[8] Селье Г. «Стресс без дистресса» — Прогресс 1982

[9]Шадриков В.Д., От индивида к индивидуальности Когито-Центр 2010, с 212

[10] Щербатых Ю.В. Психология страха. М.: Эксмо-пресс, 1999 с 416

[11] Щербатых Ю.В. «Психология стресса и методы коррекции» Питер СПБ 2012 с 234

[12] Щербатых Ю.В. «Психология стресса» М.: Эксмо, 2006. — 304 с.

Проблема психологического стресса в контексте психического и психологического здоровья школьников

Настоящая работа посвящена изучению проблемы психологического стресса. Стремительное повышение темпа жизни, экономические, социальные и политические трансформации, увеличение разного рода нагрузок придают проблематике психологического стресса и, в частности, проблеме переживания стрессовых ситуаций особую актуальность. В настоящее время психологический стресс является одной из главных «болезней века», составляющей серьезную угрозу трудоспособности и качеству жизни населения большинства стран мира (Судаков, 1998; Quick et al., 1997; Schabracq et al., 1996 и др.). Исследователи отмечают, что переживание хронического стресса, может приводить к разнообразным психическим нарушениям: депрессии, неврозам и синдрому посттравматического стресса (Водопьянова и Старченкова, 2005; Величковский Б.Б., 2007; Olff et al., 2005). В современной психологии стрессовая ситуация рассматривается как вид социально–психологической ситуации, в том числе и учебной ситуации, которая содержит объективные повышенные требования к адаптационным потенциалам (ресурсам) человека, детерминирует изменения психического состояния человека и качество взаимодействия в системе «субъект—ситуация». Представляется, что изучение взаимосвязей между смысложизненными ориентациями и самооценкой старшеклассников в зависимости от типа стрессовой ситуации открывает новые возможности для объяснения и прогнозирования успешности или неуспешности адаптации школьников к воздействию разнообразных жизненных стрессоров, создающих угрозу их психическому и психологическому здоровью.

Цель нашего исследования состояла в выявлении взаимосвязи смысложизненных ориентаций и самооценки в зависимости от переживания старшеклассниками стрессовой ситуации.

Мы предположили, что в зависимости от стресс-факторов старшеклассники включены в разные типы стрессовых ситуаций; в разных типах стрессовых ситуаций наблюдаются специфические взаимосвязи смысложизненных ориентаций и самооценки школьников.

Достижение поставленной цели и проверка выдвинутого предположения реализовывались в процессе последовательного решения следующих задач исследования: теоретический анализ психологических подходов к изучению стрессовой ситуации, смысложизненных ориентаций и самооценки; подбор комплекса психодиагностических методик и выделение критериев анализа стрессовой ситуации, смысложизненных ориентаций и самооценки; сбор и анализ данных с использованием выделенных критериев; выявление специфики взаимосвязей между смысложизненными ориентациями и самооценкой старшеклассников в разных типах стрессовой ситуации.

Методы исследования включали: анализ научной литературы по проблеме психологического стресса; смысложизненных ориентаций и самооценки; диагностическая проективная методика «Я и мой стресс» для выявления типов стрессовой ситуации; комплекс психодиагностических методик для оценки смысложизненных ориентаций и самооценки старшеклассников, включающий тест «Смысложизненных ориентаций» и методику «Самооценка» по Будасси; методы и процедуры статистической обработки данных с целью проверки предположения (показатели описательной статистики, корреляционный анализ).

В исследовании принимали участие 80 старшеклассников 9-х и 10-х классов Лицея №1511 при МИФИ.

В зависимости от выраженности стресс-факторов, у старшеклассников нами выделены следующие типы стрессовых ситуаций: «стресс с человеческим лицом», «стресс как неодушевленный предмет», «стресс, связанный с атрибутами обучения в лицее», «стресс, связанный с оценкой успеваемости», «отрицание стресса».

В группе «стресс с человеческим лицом» выявлено наибольшее число положительных взаимосвязей между смысложизненными ориентациями и всеми типами самооценки. Результаты исследования показывают, что по критерию «цели» значимых корреляций нет. Отсутствие корреляций позволяет нам предположить, что учащиеся предпочитают действовать в логике окружающих их людей. По критерию «процесс» все типы уровня самооценки значимы, но более выражена взаимосвязь «Я глазами учителей», по критерию «результат» значимыми взаимосвязями являются «Я глазами учителей» и «Я глазами одноклассников». «Локус контроля – Я » взаимосвязан с самооценкой «Я глазами родителей», «Я глазами учителей» и «Я глазами одноклассников». По этому критерию, как и по предыдущему, наиболее выраженная взаимосвязь «Я глазами одноклассников». «Общий показатель смысложизненных ориентаций», так же как и «локус контроля – Я » значимо взаимосвязан с теми же типами уровня самооценки, причем наиболее выраженным так же является «Я глазами одноклассников».

Смотрите так же:  Решение клаустрофобии

Таким образом, в группе «стресс с человеческим лицом» выявлены следующие взаимосвязи: чем больше направленность на процесс, тем выше самооценка «Я глазами учителей» и «Я глазами родителей»; чем больше направленность на «результат», выше выраженность «локус контроля – Я » и «Общего показателя смысложизненных ориентаций», тем выше самооценка «Я глазами учителей» и «Я глазами одноклассников». Преобладание взаимосвязей с самооценкой «Я глазами одноклассников», на наш взгляд, связана со значимостью мнения данной референтной группы для старшеклассников, что характерно для подросткового возраста. Старшеклассники данной группы предпочитают действовать в логике окружающих их людей, и ориентированы на процесс.

В группе «стресс как неодушевленный предмет» не выявлены значимые взаимосвязи, имеются лишь результаты на уровне тенденций. По критерию «результат» отсутствуют значимые взаимосвязи. По критерию «цели» имеется обратная взаимосвязь на уровне тенденций с самооценкой «Я глазами учителей» и прямая с уровнем самооценки. По критерию «процесс» так же выделяется обратная связь на уровне тенденций с самооценкой «Я глазами учителей». Критерии «локус контроля — я», «локус контроля — жизнь» и «общий показатель смысложизненных ориентаций» взаимосвязаны с уровнем самооценки. Только «общий показатель смысложизненных ориентаций» относительно взаимосвязан с уровнем самооценки.

Таким образом, в группе «стресс как неодушевленный предмет» у старшеклассников отсутствуют взаимосвязи по критерию «результат»; выявлена относительно значимая взаимосвязь: чем выше «общий показатель смысложизненных ориентаций», тем выше уровень самооценки. Можно предположить, что в данной группе смысложизненные ориентации слабо выражены, что действия старшеклассников подчинены внешним предметным ситуациям.

В группе «стресс, связанный с атрибутами обучения в лицее» результаты исследования показывают, что по критериям «цели», «процесс», «локус контроль — Я» значимые корреляции отсутствуют. По критерию «результат» выявлены взаимосвязи с «самооценкой» себя, самооценкой «Я глазами учителей» и «Я глазами одноклассников». Наиболее выраженной взаимосвязью является «самооценка». По критерию «локус контроля — жизнь» выявлена взаимосвязь с самооценкой «Я глазами одноклассников». По критерию «общий показатель смысложизненных ориентаций» выявлена единственная взаимосвязь с «самооценкой» себя.

Таким образом, в группе «стресс, связанный с атрибутами обучения в лицее» выявлены следующие взаимосвязи: чем выше направленность на «результат» и «общий показатель смысложизненных ориентаций», тем выше самооценка; чем больше выражен «локус контроля — жизнь», тем выше самооценка «Я глазами одноклассников». Старшеклассникам данной группы свойственно перекладывание ответственности своих действий на жизненные обстоятельства и ориентированность на конечный результат. Однако, в связи с отсутствием взаимосвязей на «процесс», можно предположить, что не всегда достигнутый результат совпадает с желаемым.

В группе «стресс, связанный с оценкой успеваемости» результаты исследования показывают, что по критерию «результат» значимых взаимосвязей нет. По критерию «цели» значимыми корреляциями являются «самооценка» и более выраженный — «уровень самооценки». По критерию «процесс» имеется обратные корреляции с самооценкой «Я глазами родителей» и Я глазами одноклассников» и прямая с «уровнем самооценки». По критерию «локус контроля — Я» выделяются взаимосвязи: обратная — «Я глазами одноклассников» и прямые — «самооценка» и более выражена «уровень самооценки». По критерию «локус контроля — жизнь» имеются значимые взаимосвязи с самооценкой «Я глазами учителей». По критерию «общий показатель смысложизненных ориентаций» так же значимой взаимосвязью является общий «уровень самооценки».

Таким образом, несмотря на наличии цели и ответственности за ее достижения, у старшеклассников проявляются сложности с реализацией процесса и отсутствием направленности на результат.

В группе «отрицание стресса» результаты исследования показывают преобладание отрицательных взаимосвязей, к тому же по критерию «процесс» значимых взаимосвязей не выделено. По критерию «цели» выделяется обратная значимая взаимосвязь с самооценкой «Я — реальный и Я глазами родителей». По критерию «результат» все типы уровня самооценки значимы, но с «самооценкой» прямая взаимосвязь, а с «Я глазами родителей», «Я глазами учителей», «Я глазами одноклассников» обратная. Наиболее выражена обратная взаимосвязь с «Я глазами учителей». По критерию «локус контроля — Я» значимая взаимосвязь «самооценка». По критериям «локус контроля — жизнь» и «общий показатель смысложизненных ориентаций» имеются обратные взаимосвязи с «Я глазами родителей», «Я глазами учителей», «Я глазами одноклассников», наиболее высоко значимо выражен и в том и другом критерии «Я глазами учителей».

Данной группе свойственно преобладают отрицательные взаимосвязи, что говорит о их высоком эгоцентризме, поскольку одобряются только собственные действия в ситуациях а действия других оцениваются негативно: чем выше показатели «локус контроля — жизнь» и «общий показатель смысложизненных ориентаций», тем ниже самооценка «Я глазами родителей», «Я глазами учителей» и «Я глазами одноклассников».

Итак, в зависимости от выраженности стресс-факторов, у старшеклассников выделены такие типы стрессовых ситуаций как «стресс с человеческим лицом», «стресс как неодушевленный предмет», «стресс, связанный с атрибутами обучения в лицее», «стресс, связанный с оценкой успеваемости», «отрицание стресса». В группе «стресс с человеческим лицом» старшеклассники предпочитают действовать в логике окружающих их людей, и ориентированы на процесс. В отличие от них, в группе «стресс как неодушевленный предмет» отсутствуют значимые взаимосвязи. Можно предположить, что в данной группе смысложизненные ориентации слабо выражены, действия старшеклассников подчинены внешним предметным ситуациям. Группе «стресс, связанный с атрибутами обучения в лицее» свойственно перекладывание ответственности своих действий на жизненные обстоятельства и ориентированность на конечный результат. Однако, в связи с отсутствием взаимосвязей на «процесс», можно предположить, что у них не всегда желаемый результат совпадает с достигнутым. Старшеклассникам группы «стресс, связанный с оценкой успеваемости» не смотря на наличие цели и ответственности за ее достижение, свойственно проявление сложности в реализации процесса и отсутствие направленности на результат. В группе «отрицание стресса» преобладают отрицательные взаимосвязи, что говорит о не сформированности их самооценки и смысложизненных ориентаций. Полученные результаты раскрывают стимулирующую функцию стресса для развития личности и ориентировки в сложных жизненных ситуациях.

В исследовании впервые определена специфика взаимосвязи смысложизненных ориентаций и самооценки старшеклассников в зависимости от типа стрессовой ситуации. На основании предложенного комплекса психодиагностических методик может осуществляться: прогноз успешности ориентировки старшеклассников в учебных ситуациях и ситуациях жизнедеятельности; разработка программ приобретения ими конструктивных способов выхода из стрессовой ситуации; повышения успешности учебной деятельности. Полученные результаты позволят организовывать и проводить со старшеклассниками систему целенаправленных занятий по коррекции и профилактике выявленных проблем в соответствии с каждым типом стрессовой ситуации.

Стресс. Психология стресса

Ссылка на экспорт

  • 428005, г. Чебоксары,
    ул. Гражданская,
    Дом 75
  • Телефон: 8-800-775-0902
  • +7 (8352) 222-490
  • [email protected]
  • interactive-plus

Присоединяйтесь

Содержимое данной страницы доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 International

Форма подписки

Подпишитесь на нашу рассылку и станьте одним из первых, кто будет в курсе всех новостей!

На вашу почту выслана инструкция для подтверждения учетной записи.

Благодарим за интерес, проявленный к нашей компании!

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

Данная статья имеет большую практическую пользу. Спасибо за работу.

Данная статья имеет большую практическую пользу. Спасибо за работу.

Данная статья имеет большую практическую пользу. Спасибо за работу.

Данная статья имеет большую практическую пользу. Спасибо за работу.

Очень информативная статья, Ирина молодец, раскрыла вопрос полностью и со всех сторон.

Екатерина Сергеевна, за такую статью и благодарностей недостаточно. Полностью разделяю комментарий некой Марины Ерофеевой, которая говорила о том, что воспитывая детей, взрослые часто не придают значения экологическому воспитанию. Искренне надеюсь, что Ваша статья распространится, и с ней ознакомятся наибольшее количество людей. P.S. Екатерина Сергеевна, созрел ответный вопрос: как поставить лайки Вашим статьям и подписаться на уведомления, чтобы ничего не упустить?

Актуальная тема статьи на сегодняшний день, тема раскрыта полностью. Узнала много нового для себя. Написано емко, простым языком.

спасибо большое, очень приятно принять участие.

Здравствуйте, Андрей! Внесение тыквы в фарш для пельменей на сроки годности хранения пельменей не повлияют.

Статья понравилась,поняла важность нарушений состояния вегетативной нервной системы

ПРОБЛЕМА СТРЕССА И ДИСТРЕССА В ТРУДЕ

Стресс (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — общая реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также состояние нервной системы организма (или организма в целом). Выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс (англ.)-горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) формы стресса.

В наше время актуальность стресса вызвана непрерывным ростом социальных, экономических, экологических, технологических и других изменений нашей жизни, а также существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.

Стрессу подвержены все люди, но реакция на него разная. Одни — очень болезненно его переживают, не случайно в народе говорят, что человека можно убить словом. Другие с легкостью переносят все тягости стресса.

В производственной жизни стрессы неизбежны. Они отрицательно влияют на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации.

Смотрите так же:  Типы личности шизофрения

Проблема трудового стресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения, которая получила название «Психология профессионального здоровья» — отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной (предохраняющей) работой с членами организации.

Причинами возникновения стресса могут являться:

  1. Профессиональный стресс достижения. Несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека.
  2. Стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека.
  3. Профессиональный стресс конкуренции. Часто в коллегах человек видит своих «конкурентов». Проблема таких людей в том, что они имеют «только одну цель» — карьеру, успех в конкуренции.
  4. Профессиональный стресс успеха. Стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха. После которого наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось.
  5. Проблема зарабатывания денег и соответствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не только радость, но и ещё большие проблемы. Проблемы начинаются тогда, когда оказывается, что все-таки не всё можно купить за деньги, и тогда человек опасаясь неудач с такими «покупками», стремиться оградить себя от настоящих чувств и подлинных человеческих отношений, что усугубляет его личностную деградацию.

Организационные факторы являются наиболее распространенной причиной стресса. Специалисты выделяют четыре основных фактора:

  1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка — если задание превосходит реальные силы работника или же работник, не получающий нагрузку, соответствующую его должности и получаемому вознаграждению.
  2. Конфликт ролей — возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования.
  3. Неопределенность ролей — возникает, если работник не уверен в том, что от него ожидают.
  4. Неинтересная работа — необходимость изо дня в день заниматься нелюбимым, скучным делом может привести к серьезному стрессу.

Существуют также и другие факторы. Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

Основными формами проявления производственных стрессов могут быть:

  1. депрессии;
  2. агрессивность по отношению к коллегам;
  3. нежелание выходить на работу, прогулы;
  4. большое количество брака продукции;
  5. излишняя нагрузка на работе и др.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что стресс является серьезным испытанием. Выдержит или не выдержит работник стрессовую ситуацию — во многом зависит от выбора способа переживания. Поскольку стресс неизбежен, проблема стресса и дистресса в труде требует не «борьбы» со стрессом, а грамотного управления стрессом и снижения веро­ятности перехода стресса в дистресс.

Психология стресса как наука

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА

Китаев-Смык Л. А . Психология стресса. — М.: Наука, 1983 г. — 367 с.

Монография Л.А. Китаева-Смыка представляет собой концептуальное и предметное исследование вопросов, связанных с проблемой психологической адаптации человека к экстремальной ситуации, способности противостоять экстремальным факторам среды, раскрытию возможностей человека, не проявляющихся в нормальных условиях его жизнедеятельности. Многие аспекты поставленной проблемы нашли отражение в современных научных исследованиях. Здесь имеют место как различные подходы, так и попытки создания единой синтетической картины (на методологическом уровне рассмотрения проблемы) экстремальности и сущности ее в процессах развития сложных адаптирующихся социальных систем.

Большое значение имеют работы, связанные с изучением механизмов адаптации человека в условиях нетрадиционных экстремальных ситуаций (имеется в виду выход человека в космос и изучение его организма при таких неспецифических условиях) 1 .

Кроме того, в ряде исследований рассматриваются либо проблемы практической адаптации человека к экстремальной ситуации 2 , либо изучается комплекс психологического и физиологического состояния человека в таких ситуациях 3 .

В последнее время интенсивно изучаются экстремальные ситуации в деятельности малых групп и трудовых коллективов.

До настоящего времени практически не было работ, в которых была бы осуществлена систематизация проведенных исследований в области психологии стресса, лежащих в его основе механизмов адаптационного синдрома в связи с современным уровнем развития наук о человеке. Исследование Л.А. Китаева-Смыка вносит заметный вклад в развитие наук, в которых так или иначе рассматриваются экстремальные ситуации, и в первую очередь их психологический фактор.

Одной из существенных черт книги является ее проблемный характер. В ней последовательно раскрывается связь между конкретным осмыслением всего многообразия физиологических и психологических экстремумов.

Обращаясь к концепции стресса Г. Селье, Л.А. Китаев-Смык останавливается как на апробированных, так и на спорных, вызывающих неоднозначную интерпретацию положениях его общей концепции.

Важное место в работе занимает анализ протекания стрессовых процессов. Это касается в первую очередь физиологии экстремального напряжения организма человека, что позволяет рассматривать психологические аспекты в связи со всеми ее уровнями, включая социальный.

Подробный анализ различных сторон адаптации организма человека к внешним экстремальным факторам среды позволяет автору дать определение кинетоза в широком смысле — как синдрома общей адаптации организма к субъективно невозможному фактору, проходящему в своем развитии через фазы активизации эмоционально-двигательного, вегетативного, интеллектуально-интроспективного и социально-психологического реагирования. Основной фактор, вызывающий кинетоз, — субъективная невозможность, субъективная невероятность текущей ситуации (с. 201).

Представляет интерес тот раздел книги, в котором говорится о психическом отражении экстремальной ситуации.

В работе строго прослеживается социальная обусловленность дистресса и эустресса в различных экстремальных ситуациях. «Присутствие людей является ценностным фактором среды» (с. 322), — пишет Л.А. Китаев-Смык, подчеркивая социальный характер всего многообразия специфических и неспецифических реакций человека на экстремумы среды. Спорно, конечно, выделение автором в этой связи двух тенденций в психологической сущности человека: альтруистической и эгоистической. Такое разделение может быть весьма условным, так как компенсаторные механизмы субъективной деятельности не всегда могут быть представлены однозначно в компенсаторных действиях человека. Работа дает возможность выявить качественную специфику психологического отражения и компенсаторных механизмов поведения человека в экстремальной ситуации. Книга Л.А. Китаева-Смыка позволяет связать в единую картину многоуровневый характер реакций организма человека и его деятельности в экстремальных ситуациях. Она имеет ярко выраженную практическую направленность, позволяя научно прогнозировать стресс, а также управлять им в экстремальных ситуациях. Работа имеет большое практическое значение при необходимости стабилизации деятельности человека в различных экстремальных ситуациях.

Логическим завершением работы является рассмотрение глубинных, с точки зрения эволюционного подхода, механизмов адаптации в условиях стресса, а также индивидуальных особенностей, заложенных в биологической программе развития индивида и животных разного уровня организации.

На протяжении всей работы автор пытается показать как негативные, так и положительные стороны экстремальных ситуаций и возникающих

на их основе субсиндромов стресса. Это позволяет говорить о многофакторности экстремальных ситуаций и дифференцированной их роли в общем процессе оптимизации субъектно-объектных отношений в процессах субъектной жизнедеятельности. А это очень важно, так как стресс, как это подчеркивает и сам автор, может играть не только деструктивную, но и конструктивную роль, являясь средством активизации духовных и физических сил человека. К недостаткам работы следует отнести чрезмерную увлеченность автора эмпирическим материалом. Кроме того, можно указать на неравноценность ее разделов по объему и обсуждаемым вопросам. Это касается в первую очередь того, что автор недостаточно внимания уделяет раскрытию социального феномена экстремальных ситуаций.

Эти и ряд других незначительных недостатков представленной работы объясняются, очевидно, ее информационной насыщенностью и ограниченностью поставленных в ней задач.

1 Медико-биологические, психологические аспекты стресса интенсивно разрабатываются в авиационной и космической медицине. (См., например: Богдашевский Р.Б., Еремин А.В., Береговский А.В. Теоретическое обоснование космической клиники. Проблемы авиационной и космической медицины и биологии. — Пятые гагаринские чтения. М., 1975; Савкин В.И. О возможном переходе к оценке и изучению надежности систем обеспечения жизнедеятельности. — Там же.)

2 См. Волович В. Т. Человек в экстремальных условиях природной среды. — М., 1980.

3 См. Кассиль Г. Н. Наука о боли. — М., 1976.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]