Психолого-педагогическая работа с детьми с синдромом дауна

Статья по коррекционной педагогике по теме:
Психолого-педагогическое направление в системе комплексного сопровождения детей с синдромом Дауна

Материал доклада, представленного на заседании секции Всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство при реализации моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения семейного воспитания» (ОГБУ ДПО КИРО, г. Курск, 30.10.2015г.)

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое направление в системе комплексного сопровождения детей с синдромом Дауна

Дети с синдромом Дауна – это дети «особенные», или, как принято говорить – с особыми образовательными потребностями. Они могут научиться многому, но этот процесс, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений ребенком с нормальным психофизическим развитием. Современные методики и технологии работы с детьми с синдромом Дауна позволяют достигать видимых результатов, которые радуют родителей и педагогов, но процесс постоянного сопровождения такого ребенка близким взрослым не должен прерываться вплоть до начала школьной жизни, а иногда и значительно дольше. Включение ребёнка с синдромом Дауна в социум может стать мощным стимулом к его развитию.

К процессу оказания помощи людям с синдромом Дауна изначально существовало два подхода: медицинский и социальный. Медицинский подход, определял инвалидность как нарушение здоровья и ограничивал поддержку людям с инвалидностью и гласил, что нужно менять людей.

Но с зарождением в 90-х годах XX века идеи инклюзивной модели образования, «социальный» подход к людям с ограниченными возможностями здоровья стал вытеснять «медицинский». Этот новый подход утверждал: что изменять надо общество и отношение общества к инвалидам [3] .

В современных условиях в работе с детьми с синдромом Дауна принято применять процесс непрерывного комплексного сопровождения, включающий медицинскую, реабилитационную и психолого-педагогическую помощь, как к самому ребенку, так и семье, в которой он воспитывается.

Парадигма сопровождения приобрела особую популярность среди моделей психологической службы в образовании (Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Р.В. Овчарова, Т.И. Чиркова и др.).

Термин «сопровождение» имеет ряд толкований. Методологический анализ определений термина «сопровождение», проведенный А.А. Майер, приводит исследователя к выводу о том, что сопровождение – это особая форма пролонгированной медико-валеологической, социальной, психологической, педагогической помощи [5].

Актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения рассматривается в работах современных исследователей (H.H. Ваганова, В.А. Доскина, Т.П. Вдовиченко, О.Н. Глебовской и др.). Они отмечают, что особенности развития ребёнка с синдромом Дауна в раннем возрасте, пластичность его центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливают важность ранней комплексной помощи, позволяющей путём целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии. Ранняя комплексная помощь предлагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на всю семью «особенного» ребенка и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля [13].

По мнению Натальи Михайловны Назаровой в спектр медико-психолого-социально-педагогических услуг входит ряд мероприятий таких как:

— обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи;

— ранняя плановая или экстренная медицинская коррекция;

— определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ раннего образования, включающей целевую работу по формированию сенсомоторной сферы ребенка;

— оказание первичной помощи в реализации развивающих программ, как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям ребенка (группы развития);

— психологическая и правовая поддержка семьи;

— обучение и консультирование семьи;

— координация деятельности всех социальных институтов и
служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенку в рамках
индивидуальной программы развития [10].

В тоже время Е. Н. Ковалева, Е. И. Синицина, Л.Н. Житникова считают, что в России на изменение отношения общества к людям с синдромом Дауна и проблемы их психолого-педагогического сопровождения оказали зародившиеся общественные организации и родительские ассоциации. В 1997 году в Москве был создан благотворительный фонд, целью которого стало улучшение качества жизни детей с синдромом Дауна. Кроме Московского Центра имеется целый ряд организаций, осуществляющих помощь в воспитании детей с синдромом Дауна, в их числе: Ассоциация «Даун Синдром», Центр лечебной педагогики, Православный центр «Живоносный Источник», Детский экологический центр «Живая нить», Благотворительный фонд «Родник» и другие.

По мнению большинства специалистов, большое внимание в настоящее время уделяется развитию детей раннего возраста (с рождения до трех лет), профилактике вторичных нарушений, возникающих из-за сопутствующих заболеваний или неравномерности развития ребенка.

Полина Львовна Жиянова, подробно рассматривая современные подходы к обучению детей с синдромом Дауна, утверждает, что в основе психолого-педагогического сопровождения лежит семейно-центрированная модель ранней помощи, включающая психолого-педагогическую поддержку родителей в воспитании их детей. При этом, система взаимодействия родителей с ребенком находится в сфере внимания педагогов с первых недель жизни малыша, а с 1,5 лет дети начинают посещать групповые занятия, направленные на социализацию и подготовку к детскому саду. К 3 годам они, как правило, поступают в детские сады, а к 8 годам — в школы.

Исследования зарубежных ученых (Лаутеслагер Петер Е.М. и др.) показали, что систематическая ранняя педагогическая помощь детям с синдромом Дауна в условиях семьи с привлечением родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс их интеграции в общество [11].

Одну из первых программ «раннего вмешательства» разработали Майра Петерси, Роберт Трилор в университете Маккуэри. Программу ранней педагогической помощи «Маленькие ступеньки» апробировали в учебном центре университета на категории детей с синдромом Дауна и другими нарушениями развития. Концептуальные положения программы «Маленькие ступеньки» представляют инновационный подход в области образования детей с нарушениями в развитии. Авторы утверждают, что учиться хоть и медленнее, но могут все дети, а индивидуальная программа ребенка должна удовлетворять как потребностям его самого, так и возможностям его семьи [6;7].

Наряду с выше обозначенной программой в странах Европы и в Америке много лет применяется пошаговая методика «Step by step» («Шаг за шагом»), предназначенная для обучения детей от рождения до 12 лет с особенностями развития и их родителей. Она в достаточной степени эффективна для детей с синдромом Дауна, поскольку ее главное направление — учить самостоятельности и бытовым навыкам на самом простом материале и в самых простых условиях [17].

С успехом используется во многих странах мира методика Portage (Портаж), разработанная в 70-х годах прошлого века, в США. Целью Портажа является работа с семьями, имеющими ребенка-инвалида, помощь в снижении барьеров инвалидности, социализация детей. Семья посещается специалистом в процессе домашнего визитирования. Разделы Портажа включают стимуляцию младенца в социализации, познавательной деятельности, развитии двигательной активности, речи, а также навыков самообслуживания. В методике Портаж последовательно расписаны все навыки, умения и знания, которыми в результате целенаправленного обучения должен овладеть ребенок. В ней четко определено: «чему учить, когда учить и как учить».

Кроме того, существует единственная в своем роде методика развития речи детей с синдромом Дауна, автором которой является Ромена Августова. В своей книге «Говори! Ты это можешь», она простым и доступным языком разъясняет, как учить разговаривать ребенка со сложными нарушениями развития, как общаться с такими детьми, помочь раскрыть им свои способности и творческие задатки.

В последние годы в России успешно применяется новая методика, разработанная шведскими учеными для психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития – «лекотека». Служба лекотеки формирует у детей предпосылки к учебной деятельности, поддерживает развитие личности каждого ребенка, проводя обучение в виде игры. Формы работы лекотеки: консультации для родителей, диагностические игровые сеансы, терапевтические игровые сеансы, групповые родительские тренинги. Дети с синдромом Дауна могут посещать занятия в лекотеках с 2-х месяцев до 7 лет [16].

Итак, рассматривая проблему комплексного сопровождения детей с синдромом Дауна мы больше склоняемся к мнению Наталии Георгиевны Осуховой, определяющей сопровождение как модель психологической помощи, как специально организованный процесс, направленный на создание условий реализации индивидуально-личностного потенциала и Раисы Викторовны Овчаровой, поясняющей, что сопровождение – это «комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий. для сохранения психологического здоровья. и полноценного развития личности ребенка и его формирования как субъекта жизнедеятельности» [4; 8, с. 37].

Вместе с тем, мы считаем, что основой психолого — педагогического сопровождения выступает индивидуальный подход, который дает достаточно полное представление о ребенке, о его возможностях получения знаний, и умений на этапе раннего и дошкольного возраста, а также особенностях семейного воспитания, т.е. окружающего микросоциума.

Таким образом, мы делаем вывод, что один лишь факт, наличия у ребенка синдрома Дауна, не может точно определить, как он будет развиваться, но для оказания им комплексной помощи создан ряд ассоциаций и программ междисциплинарного воздействия и взаимодействия, благодаря которым «особенные» дети имеют возможность принимать участие в различных видах общественной деятельности.

1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2000. – 298 с.

2. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология. – 2001. – № 1. – С. 9-15.

3. Есипова Т.П. Что такое инклюзия в образовании // Необычные люди, обычная жизнь. – 2010. – № 1. – С. 10-13.

4. Казакова Е.И. Сопровождение развития новая образовательная технология. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции – СПб.: РНБ, 2011. – С. 9-14.

5. Майер А.А. Условия интеграции содержания дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 5. – С. 14-24.

6. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3. Навыки общения. – М., 2001. – 104 с.

7. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 4. Навыки общей моторики. – М., 2001. – 176 с.

8. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М., 2003. – 448 с.

9. Смычек В.Б. Реабилитация больных и инвалидов. – Минск, 2011. – 560 с.

10. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М: Академия, 2000. – 576 с.

11. Степанова В.А. Проживание травмы рождения ребенка с синдромом Дауна // Сделай шаг (Электронный журнал http://journal.downsideup.wiki/ru). – 2015.

12. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова ( http://ozhegov.info/slovar/ )

13. Фроликова О.А. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения как инструмент социально-педагогической адаптации ребенка // Социально-психологические условия обеспечения равных возможностей разным детям и семьям: Сборник материалов районной конференции 23 апреля 2009 года. / Под ред. Е.А. Екжановой ( http://www.child-yasenevo.ru )

Смотрите так же:  Ребенку ставят аутизм

14. Этимологический словарь русского языка ( http://etymological )

15. Югова О. В. К вопросу о психолого — педагогическом консультировании детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии и их семей // Современность и пути развития специального образования. – Киев, 2011. – № 18. – С. 303-305.

Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Рождение ребенка – всегда праздник. Всегда ли? А если оказывается, что ребенок страдает тяжелым – и неизлечимым заболеванием, что он не только навсегда отстанет от своих сверстников в психическом развитии, но и даже внешне будет значительно от них отличаться. Он не сможет учиться в обычной школе, пойти в институт, устроится на нормальную работу. Для многих семей диагноз «синдром Дауна», который обнаруживается у ребенка, становится приговором судьбы и природы, который не подлежит обжалованию.

Синдром Дауна – одно из самых распространенных генетических нарушений. В нашей стране чаще всего используется термин «болезнь Дауна». Причем нередко говорится, что это «неизлечимая болезнь». Некоторые специалисты утверждают, что существует даже два диагноза: Болезнь Дауна и синдром Дауна. Они уверяют, что состояние ребенка зависит от того, имеется ли у него болезнь или синдром. Подобные утверждения являются крайне не корректными и абсурдными.

Синдром Дауна не является болезнью. Слово «синдром» означает определенный набор признаков или особенностей. Впервые признаки людей с синдромом Дауна описал английский врач Джон Лэнгтон Даун в 1866 году. Его имя и послужило названием для данного синдрома – синдрома Дауна. Однако лишь 1959 году французский ученый Жером Лежен обнаружил причину синдрома. Причиной, которая вызывает синдром Дауна, является лишняя хромосома.

Каждая клетка человеческого тела обычно содержит 46 хромосом. Хромосомы несут в себе признаки, которые наследует человек от родителей, и расположены они парами – половина от матери, половина от отца. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома. Диагноз «синдром Дауна» может быть поставлен только врачом – генетиком с помощью анализа крови, показывающее наличие лишней хромосомы.

До сих пор не сложилось однозначного мнения о том, что служит причиной такой генетической аномалии. Дети с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния или экологии. Такие дети рождаются в семьях академиков и строителей, президентов и безработных.

Синдром Дауна – врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями.

Для людей с синдромом Дауна характерны раскосые, «монголоидные» глаза, маленькая округлая голова, гладкая влажная отечная кожа, сухие истонченные волосы маленькие округлые уши, маленький нос, толстые губы, поперечные бороздки на языке, который зачастую высунут наружу, т.к. не помещается в полости рта. Пальцы короткие и толстые, мизинец сравнительно мал и обычно загнут вовнутрь. Расстояние между первым и вторым пальцами на кистях и стопах увеличено. Конечности короткие, рост, как правило, значительно ниже нормы.

Интеллект обычно снижен до уровня умеренной умственной отсталости. Коэффициент интеллектуального развития колеблется между 20 и 49, хотя в отдельных случаях может быть выше или ниже этих пределов. Даже у взрослых людей с синдромом Дауна умственное развитие не превышает уровень нормального семилетнего ребенка.

  • С первых месяцев жизни отстают в психомоторном развитии.
  • Поздно развивается речь и имеются дефекты произношения.
  • Словарный запас беден.
  • Конкретное, замедленное мышление, нарушены внимание, смысловая память.
  • Развиваются и учатся медленнее.
  • Дети приветливы, общительны, доверчивы. Обычно проявляют нежную привязанность к близким людям. Однако некоторые из них возбудимы, расторможены, упрямы.

Как и другие, умственно отсталые дети их уровня, дети с синдромом Дауна поддаются обучению бытовым навыкам, координации движений, речи и другим простым функциям, необходимым в повседневной жизни. Необходимо обеспечивать им адекватную среду жизни и соответствующие программы обучения.

В моей практике были и учатся сейчас дети, страдающие синдромом Дауна. Эти дети развиваются медленнее, чем их сверстники, достигая каждой ступени развития в более позднем возрасте и оставаясь на ней дольше. На уроках эти дети требуют индивидуального подхода. Во фронтальной работе с классом участия не принимают. В то же время они значительно отличаются друг от друга по развитию и способностям.

Дан Стефашин на уроках сидел спокойно, никому и никогда не мешал, выполняя индивидуальные задания. За время обучения на уроках русского языка и чтения он запомнил некоторые буквы, научился писать их по обводке и данному образцу, читать не научился. Пройденные на уроках правила, повторял, не понимая их смысла. На уроках математики запомнил цифры, научился их писать, но навыки счёта не освоил. Очень выразительно пересказывал сказки, интонационно меняя голоса героев, играл с детьми в сюжетно – ролевые игры, особенно хорошо «разговаривал» по телефону. Его достижения в освоении бытовых навыков – навыки самообслуживания, самостоятельные походы в магазин за продуктами (с запиской от мамы), помощь по дому.

Женя Стёпкин очень сильно отличается от предыдущего мальчика по характеру. Правила поведения на уроках не усвоил. С каждым днём становится всё труднее и труднее посадить его за парту, уговорить выполнить задание в тетради. Он может выучить наизусть и рассказать небольшие стишки. Но за три года обучения так и не научился читать, считать. Любимые занятия – игры с куклами и мячом, рисование и раскрашивание по настроению.

Он агрессивно реагирует на любые замечания. В общении с детьми громко кричит, может неожиданно бросить любой предмет в ребёнка, плюнуть или ударить кого-нибудь, нецензурно выразиться.

Женя имеет некоторые наклонности, от которых страдают не только дети, обучающиеся в этом классе, но и сам мальчик. Мама, которая ежедневно интересуется поведением своего ребёнка и прислушивается к моим рекомендациям, обратилась к психиатру. С декабря Женя принимает медикаментозное лечение.

В процессе своей работы с детьми с синдромом Дауна я ставлю задачи:

  • формировать у детей представления о себе, своих потребностях, обеспечить своё существование,
  • развивать способности ориентироваться, приспосабливаться и включаться в социальные процессы;
  • формировать навыки и привычки на основе подражания, приучения.

Значительную роль в образовательном процессе я отвожу созданию спокойной обстановки, доброжелательному отношению к ребёнку, чёткости и систематичности требований, разнообразию впечатлений. Все эти задачи можно решать только при тесном сотрудничестве учителя, психолога, логопеда и родителей.

Педагогическое сопровождение процесса обучения включает:

  • Диагностику уровня развития детей. Систематическое ведение реабилитационных карт, дневников наблюдений, составление характеристик позволяет корректировать свою работу с этими детьми.
  • Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия психолога и логопеда.
  • Психолого-педагогическое консультирование педагогов. На заседаниях ШМО учителей начальных классов мы не раз обсуждали вопросы обучения и воспитания таких детей, использовали при этом неограниченные возможности интернета и методической литературы.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей обучающихся.

Люди с синдромом Дауна могут гораздо лучше развивать свои способности, если они живут дома, в атмосфере любви, если в детстве они занимаются по программам ранней помощи, если они получают специальное образование, надлежащее медицинское обслуживание и ощущают позитивное отношение к себе общества.

Малышей с синдромом Дауна называют «солнечными» детьми. Именно они увеличивают процент доброты в нашем мире. А ещё таких детей зовут детьми восьмого дня. Объясняется это название такой красивой историей: Бог сотворил мир за шесть дней, на седьмой Он отдыхал. А вот на восьмой день Бог создал особых детей, чтобы проверить сердца всех остальных людей.

Статья по теме:
Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.

В статье содержится опыт работы в детском саду с ребёнком с синдромом Дауна.

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №32 «Сказка» с. Хороль

Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ

Фирсова Светлана Филипповна .

Воспитатель первой квалификационной категории.

Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.

Большинство людей незнакомы с понятием синдром Дауна, но для всех очевидно: ребёнок с синдромом Дауна – не такой, как другие дети.

Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась. В целях изменить сложившееся мнение о безнадежности обучения детей с синдромом Дауна, правительство РФ приняли ряд законов и нормативных актов с целью оказать помощь в лечении, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чём раньше родители таких детей и не мечтали.

Детский сад — это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в группу сверстников и воспитываться в языковой среде с детьми с нормой речи.

В сентябре 2016 года в группу была принята девочка с синдромом Дауна, Саша. На момент поступления ребенку было 5 лет, уровень интеллектуального развития был очень низким. Речь у ребенка отсутствовала , имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ребенок не посещал логопеда- дефектолога , психолога.

Я несколько лет назад получила квалификацию воспитателя, имеющего право работать в коррекционных группах, но опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было .

Быть педагогом, “особого ” ребёнка поставило передо мной особые вопросы. Как воспитывать ребёнка? Что в первую очередь нужно сделать для него? Корригировать развитие, нарушенное аномалией, лечить, обучать? Или ухаживать, заботится, защищать, общаться, ласкать, играть, гулять?

Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Я наметила несколько направлений предстоящей работы :

  1. Развитие эмоциональной сферы и сферы общения со взрослыми, сверстниками.
  2. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию мелкой и крупной моторики, по сенсорному развитию ребенка.
  3. Речевое развитие
  4. Воспитание культурно-гигиенических навыков ( -самостоятельность в процессе самообслуживания, приема пищи) ;

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно.

В своей работе использую:

  • Творческую деятельность — работа с различными материалами и сюжетами даёт возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.
  • Сказкотерапию — потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку развиваться в социуме как личности.
  • Пескотерапию- помогает инвалидам раскрепоститься, отпустить негативные эмоции и содействует их социальной адаптации. Постоянная практика песочной терапии приводит к формированию межличностных навыков общения инвалидов с другими людьми, раскрепощению, снятию внутреннего напряжения и освобождению от хронического стресса.
  • Музыкотерапия- гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения
  • Взаимодействие (дружный круг) — хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.
  • Речевое развитие — сочетание сказки, продуктивной деятельности с речевыми играми и заданиями и направленно на развитие лексики, грамматического строя, связной речи детей.

Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна.

Несмотря на это основной задачей интеграции остается включение детей в социум.

В процессе реализации индивидуального маршрута социально-психолого-педагогической адаптации ребенка с синдромом Дауна к условиям ДОУ общеразвивающего вида была выявлена положительная динамика в развитии культурно-гигиенических навыков(научилась закатывать рукава, п од наблюдением взрослого самостоятельно моет руки) .Улучшился эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, ребёнок приходит в детский сад без слез, с улыбкой проходил в группу, берет за руку взрослого, ведет к столу, приносит (предлагает) стул, чтобы сесть рядом.

Смотрите так же:  Причина склонности к депрессии

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Сашу, но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.

К сожалению, не все проходило гладко, и не все старания принесли хорошие результаты. По моим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но и логопед, психолог и учитель -дефектолог.

Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ — новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе . Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.

Презентация на тему: «Психолого- педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна»

Столичный учебный центр
г. Москва

Описание презентации по отдельным слайдам:

Работу выполнила: учитель начальных классов ГБОУ «Агрызская школа-интернат», первой квалификационной категории Галлямова Г.М.

Частота рождения детей с синдромом Дауна примерно 1 на 600-800 новорожденных. Существует 2 диагноза: Болезнь Дауна (используется в России). Синдром Дауна (общемировая практика). Синдром Дауна не является болезнью, а одна из форм олигофрении, обусловленной аномалией хромосомного набора.

полиэндокринными нарушениями различной степени тяжести; множеством пороков внутренних органов; пониженной сопротивляемостью к инфекционным заболеваниям; нарушениями познавательной деятельности вплоть до идиотии или имбецильности.

монголоидизм (скошенный разрез узких глаз с нависающей складкой над верхним веком); маленький нос с широкой плоской переносицей; деформированные ушные раковины; полуоткрытый рот; недоразвитая верхняя и выступающая нижняя челюсти; плоский затылок; нарушение моторики и физического развития; низкий рост.

речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии.

у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы, это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их при развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, дети нередко испытывают трудности в распознании своих ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга, кроме того в возрасте 11-13 лет у этих детей возникает заикание

в формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности, делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отдельным школьным предметам

глубокое недоразвитие речи этих детей часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники

особенности зрительного восприятия: дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни, дети не видят детали, не умеют их искать и находить. Не могут внимательно рассмотреть часть мира, отвлекаются на более яркие образы. Однако, в результате многочисленных экспериментов было выяснено, что лучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух

дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. «Даунисты» могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными. Они могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми

большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого могут достичь дети с синдромом Дауна, весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество.

Достижение поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач: 1. Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения

2. Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков. 3. Трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно — бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания. Коррекционное обучение глубоко отсталых детей может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на его дальнейшую судьбу.

Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна. Для того чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию.

Продуктивнее обучаются на основе подражания взрослому, в совместной деятельности с ним. Плохо усваиваются навыки, если деятельность находится только под их контролем. Насыщенность занятий создают благоприятные условия для развития когнитивной деятельности.

Введение дополнительного стимула возбуждения (например, музыка) при выполнении задания, увеличивает темп работоспособности. Улучшению обучения, способствуют постоянные структурированные задания. Так как у таких детей сложность перехода из краткосрочной памяти в долговременную. Наиболее эффективно сочетание двигательной и зрительной памяти и больше повторений.

развитие общей моторики и физ. развитие ребенка; самообслуживание; умение подчиняться взрослым и выполнять простые поручения; умение видеть и различать в окружающем мире предметы и их свойства; пользоваться предметами соответственно их назначению; развитие речи; развитию элементарных трудовых навыков; привитие навыков культурного и правильного поведения по отношению к окружающим. .

Раннее начало коррекционной работы. Благоприятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьей. Применение адекватных программ и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и возможностям детей.

Номер материала: ДБ-018994

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Большое спасибо за интересную статью, очень информативно!

Здравствуйте, благодарю ☺️

Светлана, спасибо за отзыв ☺️

Спасибо, очень признательна)

Добрый день, весьма радует, что работа прслужит хорошим примером )

Я рада, что вам понравилась статья, Анна)

Благодарю за комментарий, Вадим)

Александр, благодарю за отзыв! Рекомендации разработаны исходя из опыта педагогов и воспитателей и они действительны опробованы на практике.

Здравствуйте, Марина Алексеевна! Спасибо что выделили время, почитали статью, рад что в нашей команде прибавляется единомышленников!

Спасибо, Сергей за поддержку и участие!

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Александров В.В. характеризует качество жизни населения как степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. От низкого качества жизни человек страдает, а от высокого — испытывает удовлетворение, независимо от сферы в работе, в бизнесе и в личной жизни [1, с.6].

Но не всегда бывает так, что человек сам может обеспечить высокий уровень качества жизни. В частности, если человек страдает каким — нибудь заболеванием, связанным с ограничением его деятельности. Тогда такому человеку необходима помощь со стороны, и особенно детям. Такой помощью является социальное сопровождение.

В книге Сидоренко А.И. «Основы социальной работы», термин социальное сопровождение трактуется как комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей клиента, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация человека на активизацию скрытых резервов, обучение новым профессиям, способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами [10, с.8].

Одним из важных видов социального сопровождения, которое оказывается детям с ограниченными возможностями, является психолого-педагогическое сопровождение. Оно очень важно для таких детей, так как им нужно адаптироваться в окружающем обществе. Научится находить контакт со своими сверстниками, с которыми они могут обучаться в одном классе или же жить на соседней улице.

Очень часто в нашей повседневной жизни бывает, что пациенты с редкими заболеваниями, и в частности дети, вынуждены вести закрытый образ жизни. Такие дети, из-за особенностей своих заболеваний, не всегда правильно воспринимаются общественностью. К одним из таких заболеваний относится и синдром Дауна.

Смотрите так же:  Как справится с алкогольной зависимостью самостоятельно

Прежде всего, стоит уяснить, что любой врожденный синдром, в том числе и синдром Дауна – это не болезнь, поэтому вылечить его невозможно. Синдром – это совокупность определенных симптомов, вызванных патологиями развития организма. Многие врожденные синдромы являются наследственными, однако синдром Дауна является исключением. Данный синдром вызван утроением 21 хромосомы. В норме у человека 23 пары хромосомы, но иногда случается сбой, и на месте 21 пары оказывается три хромосомы. Вот эта лишняя, 47 хромосома и вызывает данную патологию.

Как отмечает Бочков Н.П., цитогенетические варианты синдрома Дауна разнообразны. Однако основную долю (94-95%) составляют случаи простой полной трисомии 21 вследствие нерасхождения хромосом в мейозе. Вклад материнского нерасхождения в эти гаметические формы болезни составляет 80-90%, а отцовского — только 10-20%. Причины такой разницы неясны. Около 2% детей с синдромом Дауна имеют мозаичные формы (47+21/46). Примерно 3-4% больных с синдромом Дауна имеют транслокационную форму трисомии по типу робертсоновских транслокаций между акроцентриками (D/21 и G/21). Почти 50% транслокационных форм наследуются от родителей-носителей, а 50% транслокаций возникают de novo [4, с.163].

Соотношение мальчиков и девочек с синдромом Дауна составляет 1:1.

Родители детей с синдромом Дауна, как и все нормальные родители, заботящиеся о своих детях, хотят, чтобы их ребенок умел полноценно общаться с людьми. Имел настоящих друзей, которые смогли бы поддержать его в трудных ситуациях и не отвернулись бы от него в силу его врожденных особенностей.Чтобы ребенку с синдромом Дауна научиться взаимодействовать с обычными людьми он должен посещать обычную государственную школу. Это даст ему возможность учиться действовать так, как это принято в окружающем его социуме.

Многие родители и педагоги убеждены, что таким детям, независимо от типа нарушения, следует посещать те школы, в которые ходят дети, живущие с таким ребенком, например, в одном доме или дворе. Если ребенок ходит в какую-то другую школу, он сразу становится в глазах окружения не таким, как все. В этом случае ему намного труднее наладить хорошие взаимоотношения с ровесниками и найти среди них друзей.

Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычных детского сада и школы, в России закреплены законодательно.

Согласно Конвенции о правах ребенка (одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.), ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. №1559-1, «дети-инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального (коррекционного) образования».

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона «Об образовании» органы управления образованием обеспечивают «прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня». При этом родители имеют право «выбирать формы обучения, образовательные учреждения» для своих детей, предусмотренное п.1ст. 52 Закона РФ «Об образовании» [11].

В своих трудах Кондратьев отмечает, что дети с синдромом Дауна обучаемы. Этот факт признан во всем мире. Поэтому во многих странах дети, рожденные с синдромом Дауна, занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания [8, с.56].

На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными членами общества. Рассмотрим некоторые методы и методические приёмы психолого-педагогического сопровождения таких детей.

Иппотерапия для детей с синдромом Дауна

По словам Баряевой Л.Б. развитию детей с синдромом Дауна очень помогает общение с животными, например, верховая езда. В ее основу легла методика иппотерапии. Этот метод больше коррекционный, но не менее успешный.

Занятия по иппотерапии обычно проводят специально обученные педагоги. Методика включает все этапы обучения в школе верховой езды.

Дети с синдромом Дауна могут ухаживать и заботиться о лошадях, это развивает в них чувства. Благодаря общению с лошадьми такие дети становятся доверчивыми, терпеливыми, спокойными и раскованными. Иппотерапия развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей [3, с. 93].

Обучение по методике «Маленькие ступеньки»

Методика разработана в австралийском университете Маккуэри. Она активно применяется в Америке и многих странах Европы.

В книге Питерси М., в основе методики Маккуэри лежит обучение навыкам, которые обеспечивают самостоятельность ребенка в любой ситуации. К ним относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. Во время обучения задействуются базовые моторные и психические функции: мелкая и общая моторика, и концентрация внимания. Такая методика обучения позволяет формировать какой-либо навык или умение поэтапно [9, с.258].

Обучение детей с синдромом Дауна по методике Портаж

Как отмечает Кондратьева, методика рассчитана на развитие не только малышей с синдромом Дауна, но и других детей-инвалидов.

Основной акцент делается на семью. Ее регулярно посещает специалист, который занимается с ребенком и с родителями. Он обучает их наблюдению за малышом, чтобы вовремя поощряли успехи и планировали совместно с ребенком новые цели.

По этой методике семье помогает целая команда, состоящая из руководителей проекта, специалистов, владеющих методикой, и специально подготовленных волонтеров из числа студентов, будущих медиков, психологов и педагогов.

У детей с синдромом Дауна при использовании данной методики развивается двигательная активность, речь, навыки самообслуживания [7, с.47].

Обучение математике и развитию речи

«Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. В ее основу легли игровые моменты. В набор для занятий входят обычные предметы для обучения, но в ярком раскрашенном виде: цветные панельки, карточки, штырьки и т.д.

Яркие краски, которыми расписаны цифры, привлекают внимание ребенка и улучшают его восприятие: он может сам трогать цифры, складывать и вычитать их. Осязаемая и наглядная математика – самый успешный метод обучения ребенка с синдромом Дауна. Этот факт Баряева Л.Б очень ярко описывает в своей книге.

Одним из важных этапов в развитии детей с синдромом Дауна является обучение речи. Существует специальная методика Августовой, по которой раскрываются творческие способности у ребенка. Живая и легкая подача позволяет ребенку овладеть не только навыками речи, но и чтением [2, с.164].

Обучение игровым методом

Еще один метод обучения детей с синдромом Дауна называется лекотека – «хранилище игрушек». Методика разработана шведскими учеными. Она включает в себя развитие не только детей, но и взрослых.

Родители должны быть также посвящены в педагогические тонкости данной методики. Вечканова отмечает, если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители. Поэтому и проводятся для взрослых групповые тренинги. Лекотеку могут посещать дети с синдромом Дауна с раннего возраста до 7 лет [5, с.32].

Обучение в дошкольном учреждении и в школе

В странах Европы давно введена практика обучения детей с синдромом Дауна в обычных школах, но программа для них индивидуальная. Существуют также коррекционные образовательные дошкольные учреждения, которые рассчитаны на малышей с ограниченными возможностями, с нарушениями интеллекта.

Екжанова Е.А. делает акцент на том, что педагоги вместе со специалистами по коррекционному обучению постоянно разрабатывают и обновляют учебную программу в зависимости от уровня развития и индивидуальных возможностей ребенка. Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста обычно проходит в специальных коррекционных школах [6, с.71].

Как показали современные исследования, благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Главное родителям помнить, что коррекционные занятия крайне необходимы не только для социальной адаптации ребенка в обществе, но и нужны самому обществу для воспитания, понимания проблем людей, отличных от нас. Именно грамотное психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает правильный уровень жизни и позволяет таким детям быть хорошо адаптированными в обществе.

Список используемой литературы:

1. Александров, В.В. «Качества жизни» концепции. Научный коммунизм: Словарь / В.В. Александров, А.А. Амвросов, Е.А. Ануфриев. – М.: Политиздат, 1983. – 352 с.

2. Баряева, Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2003. – 245 с.

3. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2009. – 156 с.

4. Бочков Н.П. Клиническая генетика: Учебник / Н.П. Бочков. – М.: Медицина, 2004. – 480 с.

5. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова. – СПб.: Питер, 2006. – 168 с.

6. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта / Е.А. Екжанова. – М.: Педагогика-пресс, 2003. – 214 с.

7. Кондратьева, С.Ю. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития / С.Ю. Кондратьева. – СПб.: Питер, 2003. – 191 с.

8. Корочкин, Л.И. Биология индивидуального развития / Л.И. Корочкин. – М.: Издво МГУ, 2002. – 487 с.

9. Питерси, М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 1: Введение в программу Маккуэри «Маленькие Ступеньки». Пер. с англ. / М. Питерси, Р. Трилон. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998. – 548 с.

10. Сидоренко, А.И. Основы социальной работы / А.И. Сидоренко. – М.: Интел — Синтез, 1998. — 495 с.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Другие статьи

  • Сенсорная лаборатория как средство развития детей с отклонениями в развитии Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с ЗПР Столичный учебный центр г. Москва по практике на базе лаборатории кафедры Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с ЗПР. 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование студентка 1 курса заочной формы […]
  • Показатели физического развития детей в доу Показатели физического развития детей 4–7 лет. Рузана Атабиева Показатели физического развития детей 4–7 лет. Показатели физического развития детей 4-7 лет, бывают особенно необходимы при диагностике физического развития в начале учебного года (сентябрь) и в конце […]
  • Лечение зубов под наркозом детям бесплатно Лечение зубов под общим наркозом АФАНАСЬЕВ, СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, врач — анестезиолог-реаниматолог. В детской стоматологии применяют ингаляционный метод проведения наркоза с использованием препаратов нового поколения. Они безопасны, не вызывают раздражения дыхательных […]
  • Можно ли в 40 лет родить здорового ребенка Ребенок после 40 лет: конечно, рожать. Вы забеременели. Что ж, вроде, как надо радоваться, но почему-то в голове стоят одни вопросы «может, уже поздно?», «смогу ли я родить здорового ребенка?», и все потому, что вы уже далеко не девочка, а ваш возраст перевалил за […]
  • Становление детской практической психологии Становление детской практической психологии Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях. Глава 1. История детской практической психологии 1.1. Становление […]
  • Почему не спит ребенок в 1 месяц ночью Почему не спит малыш? Расстройства сна у детей "Спит как младенец" - фраза, отражающая наши представления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос […]