Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников

Психолого педагогические основы развития словаря у детей дошкольного возраста

Главная > Реферат >Педагогика

Уральский государственный педагогический университет.

Институт педагогики и психологии детства.

Тема: «Психолого-педагогические основы развития словаря

у детей дошкольного среднего возраста».

Исполнитель: Фароян Елена

Бакалавриат. Профиль: Дошкольное

Группа №23. № 274621д.

Преподаватель: Багичева Надежда

Глава 1. Научно-теоретические основы организации индивидуального подхода к детям средней группы……………………………………………4

1.1. Возрастные основы и психолого-педагогические особенности ребёнка среднего дошкольного возраста.

1.2. Лингвистические основы, развития детской речи детей дошкольного возраста. Детская речь, как предмет лингвистического исследования. ………………………………………………………………….9

1.3. Анализ методических разработок по развитию словаря детей
среднего дошкольного возраста. ……………………………………………………..

Актуальность темы исследования связана с тем, что проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в образовании и обучении дошкольников, а вопрос о содержании словаря и методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, чаще всего обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и
мышления.
Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова, умение употреблять слова в речи в соответствии с их лексическим значением.
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Особый вклад в решение проблем, связанных с развитием речи детей дошкольного возраста, внесли такие отечественные психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Г.А.Черемухина, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др. Методика развития связной речи, в том числе и словаря, дошкольников рассматриваются в работах М.М. Алексеевой, Е.М. Струниной, О.С.Ушаковой и др.
Этими исследователями развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Выделяются количественная и качественная стороны процесса обогащения словаря ребенка дошкольного возраста. Относительно объема словаря у детей того или иного возраста до сих пор не существует достаточно обоснованных данных. Объем живого индивидуального словаря – объект, трудно поддающийся измерению. Границы его подвижны, фиксировать его почти невозможно по причине большой неопределенности расстояния между тем, что ребенок знает, понимает и тем, что и как он употребляет в разных речевых ситуациях. Д.Б. Эльконин указывал, что «расширение жизненных отношений ребенка, усложнение его деятельности и общения со взрослыми на протяжении дошкольного возраста приводят к постепенному росту словаря. Он отмечал, что установление средних количественных показателей в отношении абсолютного состава словаря и его прироста чрезвычайно затруднено ввиду того, что условия жизни оказывают на развитие словаря большое влияние».
Несмотря на то, что в последние годы проводились многочисленные исследования процесса развития словаря дошкольников, особенности его формирования у детей среднего дошкольного возраста изучены недостаточно полно.
Цель исследования – выделить основные принципы, особенности методики и содержания занятий по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать особенности психического и речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Проанализировать программное содержания работы по развитию словаря детей средней группы детского сада.
4. Выявить особенности содержания, форм и приемов в работе по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста, которые предлагаются в современных методических разработках по развитию речи дошкольников.

Глава I. Научно-теоретические основы организации индивидуального подхода к детям среднего дошкольного возраста.

1.1. Возрастные основы и психолого-педагогические особенности ребёнка среднего дошкольного возраста.

Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку – одна из главных. Эта общая задача включает частные, такие как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовя почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

Речь развивается в процессе подражания. Возможности естественной среды, в которой растёт ребёнок, являются развивающим потенциалом. Он складывается спонтанно и может быть благоприятным для речевого развития ребёнка и не очень, поэтому в программе особое место отводится специально организованной речевой среде, призванной обеспечить эффективное общение детей с воспитателями и друг с другом.

Основная единица языка – слово, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Вместе с тем познавательное развитие, формирование понятийного мышления немыслемы без усвоения новых слов.

Таким образом, обогащение и активизация словаря в общей системе речевой работы в детском саду занимают очень важное место.

Разные стороны грамматического строя языка – синтаксис, морфологию, словообразование – ребёнок усваивает постепенно (в каждом возрасте свои приоритеты).

Все достижения ребёнка в овладении родным языком отражаются в связной речи. Связная монологическая речь, способность к словесному формированию и формулированию мысли рождаются в диалоге – наиболее естественной форме речевого общения нескольких людей. Детей следует учить диалогу. В результате бытовой ситуации разговор постепенно перерастёт в произвольную контекстную речь, богатую и разнообразную.

Целенаправленная работа по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения обеспечивает условия для решения задачи по подготовке детей к обучению грамоте. В процессе специального обучения дошкольники начинают воспринимать устную речь как языковую действительность (составляют предложения, выделяют в них слова, делят слова на слоги и составляют из них слова).

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателям – в детском саду, родителям дома. От культуры речи взрослых, от того, как они общаются с ребёнком, зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка.

Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия. Ребёнок старше четырёх с половиной лет сопровождает речью каждое второе (бытовое, игровое) действие (данные Г.М.Ляминой). Из книг, телепередач, рассказов взрослых малыши получают некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. У них появляется круг исключительно вербальных (словесных) знаний. Оперируя ими, дети зачастую делают логически неправильные выводы. В их рассуждениях причудливо уживаются несовместимые сущности. (Близнецы – это не внуки. Близнецы – знак зодиака, — поясняет ребёнок взрослым, услышав их разговор).

Речь детей 4-5 лет характеризуется рядом достижений. Дети этого возраста:

Осмысленно употребляют в речи предлоги (в, на, над, под,за, из-за, из-под, около, между) и наречия (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т.п.), указывающие на расположение предметов.

Выполняют интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов, их группировкой, классификацией и сериацией;

Активно используют в речи слова, обозначающие родовые и видовые – дикие, домашние и т.п.).

Используя аналогии, легко усваивают способы образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок);

В общении ориентируются на особенности человеческих отношений.

Значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения детьми этических норм и правил поведения.

Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов.

Детей этого возраста нужно хвалить не только за сообразительность, готовность ответить на вопрос воспитателя, но и за удачное высказывание.

При такой системе работы дети и по своей инициативе начинают интересоваться. Малыши начинают понимать, что на занятиях по развитию речи они учатся правильно говорить, быть интересными собеседниками.

Для обогащения и активизации словаря предусматриваются специальные задания, дидактические упражнения. Перечислим наиболее часто используемые:

Речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения);

Повторение воспитателем нового слова в различном контексте.

(Это фарфоровая вазочка. Фарфор очень хрупкий. Фарфоровые изделия очень красивы и т.п.);

Объяснение происхождения (этимологии) слова (молоковоз, черника, пододеяльник и т.п.)

Ответы на вопросы, требующие ответа-констатации (что? где? какой?) и ответа-размышления (как? зачем? почему?);

договаривание слов, недосказанных воспитателем. (Так они живут…(пряники жуют) );

игра «Подскажи словечко»: (гриб… (грибочек),сын…сыночек);и т.д.

ответы на вопросы: что может быть сделано из дерева? (ложка, лопатка, матрёшка и т.п.); что можно сшить? (платье, пальто, фартук и т.п.) и т.д.

В средней группе самое серьёзное внимание уделяется воспитанию звуковой культуре речи. Специальные занятия начинаются с показа и объяснения артикуляции звука: воспитатель фиксирует внимание детей на положении губ, зубов, языка и др. Дети уже способны выполнять упражнения по показу, сопровождаемому пояснениями. (Вытяните губы, слегка сомкните зубы, прижмите кончик языка к верхним зубам» и т.п.)

Работа над каждым звуком делится на несколько этапов:

многократное произношение изолированного звука, при котором отрабатывается чистота его воспроизведения, речевое дыхание (длительность или сила выдоха) и формируется звуковая и интонационная выразительность речи;

проговаривание слогов, в которых отрабатываемый звук то мягкий, то твёрдый (ро — ре, ла — ля);

произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи (произнесение шуток — чистоговорок, стихотворных отрывков; использование подвижных и дидактических игр, игр-инсценировок).

Отработку произношения звука в словах, несложных фразах, стихах начинают начинают с шуток – чистоговорок (цы, цы,цы – едим огурцы, ри-ри-ри горят фонари и т.п.). Педагог произносит чистоговорку и сразу же предлагает детям повторить её. Затем первую часть чистоговорки проговаривает кто-нибудь из детей, а вторую все остальные. (3-4 повторения).

Смотрите так же:  Фенкарол таблетки инструкция по применению для детей

Психолого-педагогические основы развития словаря у детей дошкольного возраста

Главная > Реферат >Педагогика

1.1. Психолого-педагогические основы развития словаря детей……..…5

2.2. Психологические особенности овладения словарем детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………. ….8

1.3. Современные подходы к развитию словаря у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….14

2. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря у старших дошкольников с помощью лексических упражнений. ……………….17-26

2.1. Констатирующий этап эксперимента. Диагностика развития словарного запаса у дошкольников……………………………….…………..17

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Проблемой обогащения, расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Морозова, К.Д. Ушинский, Е.В. Водовозова, Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, М.М. Конина, Ю.С. Ляховская, В.И. Яшина и другие.

По мнению А.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.И. Леонтьева и других исследователей, дошкольный возраст имеет особое значение в развитии речи ребенка, его мышления 1 .

Актуальность нашего исследования, посвященного особенностям развития словаря ребенка дошкольного возраста, подчеркивается особой важностью данной проблемы.

Поиск путей разрешения данной проблемы определил цель исследования.

Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить влияние лексических упражнений на развитие словаря детей дошкольного возраста. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить соответствующую литературу, посвященную данной тематике.

2. Проанализировать по данным литературных источников методики использования лексических упражнений при проведении занятий по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать и разработать методику использования лексических упражнений при проведении занятий по развитию словаря, разработать критерии, позволяющие определить эффективность данной методики.
4. Разработать и экспериментально проверить предложенную систему работы, обобщить полученные результаты.

Объектом исследования является процесс развития словаря детей 5-6 лет.

Предмет исследования — влияние лексических упражнений на развитие словаря детей.

Основная гипотеза исследования – лексические упражнения оказывают значительное влияние на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста, делают его более богатым и ярким.

В соответствии с гипотезой и целью исследования его методологию в значительной степени определили идеи российских лингвистов, психологов, педагогов о развитии речи детей дошкольного возраста, в особенности формирования и развития словаря, освещенные в трудах : П.Ф. Бехтерева, Каптерева, Павлова, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Е.И. Тихеевой, В.В. Гербовой, Ю.С. Ляховской и других.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновываются выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель, объект, предмет исследования, гипотеза, задачи, методология исследования.

В первой главе «Теоретические основы развития словаря у детей старшего дошкольного возраста» для выявления эффективности процесса развития словаря определены методологические подходы известных отечественных психологов, педагогов, методистов. Выполнено теоретическое обобщение психолого-педагогических идей в области изучаемой проблемы.

Во второй главе «Экспериментальная часть» описан процесс развития словаря детей старшей группы МДОУ №25 «Золотой петушок» г. Григориополя. Проведен эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

В заключении освещены результаты исследования, которые подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

1. Теоретические основы

1.1. Психолого-педагогические основы развития словаря детей

Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения 2 .

На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии).

Между периодом невербального общения выделяется своеобразная переходная фаза, когда ребенок уже мог бы заговорить, но еще не прибегает к слову. Ребенок многие недели не прибегает по своей инициативе к речи, а остается на уровне доречевой коммуникации. Почему это происходит, что мешает ребенку, понимающему речь и артикулирующему нужные слова, заговорить? Лишь активность партнера — взрослого человека — является тем критическим моментом, который преобразует всю ситуацию для ребенка, побуждая его к речи.

Взрослый предлагает ребенку сотрудничество особого рода: деловое общение с ребенком и практическое взаимодействие по поводу предмета.

К общению мы относим лишь те виды деятельности, объектом которых является другой человек, партнер по общению. Если объектом деятельности служит, например, игрушка, то это будет уже предметная деятельность.

Возникновение активной речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на уровень предложенного взрослым специфического сотрудничества. Если да, то в конце первого года жизни маленький ребенок произносит свое первое слово, обращенное к взрослому, а потом на протяжении следующих нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства для взаимодействия с окружающими людьми, сначала только с взрослыми, а после двух лет и с другими детьми

Существуют три основные формы речевых реакций у детей:

Речевые реакции в отсутствии партнера — это наиболее элементарная форма.

Диалог — в разговоре активны двое: один обращается к другому с вопросами, второй отвечает и наоборот.

Монолог — один из детей говорит в присутствии других 3 .

Наиболее высокая форма речевого общения — диалог. Он имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает к игре, занятию другого ребенка, устанавливает контакт с ним. К сожалению, часто приходится видеть, что даже хорошо говорящие дети трудно поддерживают диалог с другими детьми. На это нужно обратить самое серьезное внимание, так как если способность к разговору не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование граммати­ческого строя речи, обучение связной речи – решаются на протяже­нии всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевре­менно 4 .

Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект.

Система речевой работы способствует последовательному усвоению структурных элементов языка. Основным в этом усвоении является создание оптимальных педагогических условий для развития языковых способностей детей. В связи с этим повышается удельный вес работы над словом как основной единицей языка и определение круга языковых явлений, с которыми можно знакомить детей дошкольного возраста. Так, словарная работа включает систематическое ознакомление детей с многозначными словами, семантическими отношениями между ними, развитие точности при употреблении синонимов и антонимов. Такой подход обеспечивает раскрытие перед детьми достаточно сложных явлений языковой действительности: семантических связей и отношений в области лексики.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В связи с предстоящим переводом детей на обучение с 6 лет в соответствии с Основными направлениями реформы обще­образовательной и профессиональной школы задача речевого развития дошкольников становится особенно актуальной. По­этому в целях совершенствования содержания и методов разви­тия речи дошкольников в детском саду в лаборатории разви­тия речи Института дошкольного воспитания АПН СССР ве­дутся исследования по трем направлениям.

Первое направление — структурное, включает исследования по формированию в речи детей разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматическо­го. В частности, в исследованиях по вопросам развития слова­ря основное внимание уделяется смысловой стороне слова — его многозначности, синонимическим и антонимическим сопо­ставлениям и др. Проводятся исследования и по вопросам фор­мирования у детей начальных представлений о словообразова­тельной системе родного языка, развития синтаксической сто­роны речи.

Второе направление исследований — функциональное, в нем рассматриваются вопросы связной речи как средства комму­никации.

Третье направление исследований — познавательное, в них разрабатываются вопросы ознакомления детей со звуковой стороной слова (звуковым и слоговым его строением, ударе­нием), с составом производных слов, формирования элементар­ных знаний о словесном составе предложения, о строении связ­ного высказывания.

Все эти направления взаимосвязаны и имеют целью опре­делить содержание и методы, которые позволяют обеспечить полноценное развитие связной речи детей. Так, элементарное осознание языковых явлений не только обогащает умственное развитие детей, знакомя их с определенной, новой для них сферой объективных явлений, но и, прежде всего, повышает эф­фективность овладения средствами родного языка. Ознакомле­ние с семантическими отношениями между словами (синоними­ческими, антонимическими) позволяет дошкольникам более точно выражать мысль, отбирать наиболее подходящие слова. Ознакомление детей с композицией рассказа служит формиро­ванию навыков и умений повествовательной речи. Вообще фор­мирование элементарного осознания языковых и речевых явле­ний развивает у детей произвольность, осознанность построения развернутого высказывания, устной монологической речи. Бла­годаря этому создается основа для успешного овладения в даль­нейшем письменной монологической речью.

Смотрите так же:  Можно ли выселить семью с детьми из съемной квартиры

Вопросы формирования элементарного осознания языковых явлений и взаимосвязь их с вопросами умственного воспитания и развития детей разработаны в методике обучения дошколь­ников родному языку в детском саду пока недостаточно.

В исследованиях лаборатории вопросы речевого развития решаются в тесной связи с умственным воспитанием детей как в плане обогащения его содержания (поскольку раскрываются новые для детей объекты, связи и отношения языковой дейст­вительности), так и в плане условий и способов осуществления умственного воспитания и развития (поскольку и в области обучения родному языку становится необходимым формирова­ние умственной и речевой активности и самостоятельности).

Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей: на занятиях по обучению грамоте, по ознакомлению с художественной литературой, с окружающим, на всех других занятиях, а также вне их — в играх, труде, в повседневной жизни. Однако на специальных речевых языковых занятиях развитие речи, обучение родному языку является центральным, доминирующим.

В обучении родному языку, в формировании речевых навы­ков и умений ведущим является не предъявление речевых об­разцов взрослого, хотя усвоение речевых образцов и должно занимать определенное место, а формирование языковых обоб­щений. Примером таких обобщений является усвоение детьми способов словообразования (дом — домик, учитель — учитель­ница и т. п.).

При обучении детей родному языку на специальных заняти­ях предусматривается формирование элементарного осознания явлений языка и речи: звукового и слогового строения слова, ударения, словесного состава предложения, словообразователь­ных отношений между словами и др. Такое осознание обога­щает умственное развитие ребенка, поскольку вводит его в осо­бую область объективных явлений, раскрывает новую сферу объективной действительности и вместе с тем обогащает овла­дение языком. При этом формируется ориентировка в языковых явлениях/создаются условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи. Кроме того, повышается уровень самоконтроля при построении высказывания, связной монологической речи, что особенно важно для подготовки к учению в школе.

Построение занятия по развитию речи основывается на прин­ципе реализации взаимосвязей между различными разделами речевой работы в детском саду: воспитанием звуковой культуры речи, обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи, формированием элементарного осознания языка и речи. При этом на каждом занятии с деть­ми старшего дошкольного возраста основной задачей является развитие связной монологической речи.

По существу на протяжении всего дошкольного детства про­исходит формирование связной речи, только изменяются формы и уровень связности. Усвоение разных уровней структуры язы­ка осуществляется внутри тех или иных форм связного выска­зывания. Поэтому основной задачей развития речи дошкольни­ков в детском саду является задача формирования связной речи. Естественно, удельный вес конкретных форм решения этой задачи меняется на протяжении всей работы по развитию речи в детском саду. На первый план она выступает в работе с детьми старшего дошкольного возраста, однако важно иметь представление о возможностях формирования связной моноло­гической речи детей и в предыдущих возрастных группах.

Полноценное развитие связной речи не может быть обеспе­чено без удовлетворительного осуществления работы по форми­рованию звуковой культуры речи, обогащению словаря, фор­мированию грамматического строя речи. В отношении звуковой культуры речи особое внимание надо уделить интонационным характеристикам речи, так как без интонационного оформления связное высказывание существовать не может.

В области развития словаря совершенствование содержания и методов должно состоять в преодолении узкого понимания задач обогащения словаря. Исследования в этой области на­правлены прежде всего на семантическую сторону лексического развития речи детей. Важно раскрыть перед детьми слово как смысловую единицу, показать, что оно имеет значение, обозна­чает какой-то предмет, действие, качество (для этого, в част­ности, можно использовать сопоставление осмысленных слов с не имеющими значения звукосочетаниями). Дети должны по­нимать слова «значит», «значение», «смысл», чтобы воспитатель мог включать их в формулировки заданий, например в упраж­нения с синонимами и антонимами, с многозначными словами.

В области формирования грамматического строя речи перво­степенной задачей является формирование грамматических об­общений, которые складываются сначала на неосознаваемом уровне, но постепенно, в результате специального обучения, мо­гут достигать уровня элементарного осознания. На первый план здесь выступают усвоение словообразования и усвоение син­таксиса. Яркое явление детской речи — словотворчество высту­пает как показатель усвоения ребенком словообразовательных средств родного языка. Совершенствование содержания и форм работы с детьми над словообразовательными отношениями бу­дет способствовать и лексическому и грамматическому обога­щению речи ребенка.

Вопросы формирования синтаксического строя речи ребенка в методике разработаны крайне недостаточно. Между тем без этого невозможно сколько-нибудь эффективно развивать связ­ную речь детей. Поэтому разработка методов работы по усвое­нию детьми элементарных основ синтаксиса является крайне необходимой.

Для формирования у детей умений преднамеренно, произ­вольно строить устное высказывание можно использовать и ме­тодические приемы, заимствованные из обучения письменной речи, например известный в методике прием составления пись­ма (дети составляют текст — взрослый записывает). При этом речь ребенка, оставаясь устной по внешней форме, будет стро­иться на уровне развернутости, произвольности, характерных для письменной речи, и благодаря этому по своей структуре, по качеству связности будет приближаться к ней.

Главным показателем произвольности, осознанности построе­ния высказывания является способность отбора языковых средств, наиболее точно соответствующих выражаемому в речи содержанию. Поэтому в целях формирования связности необхо­димо обогащение речи детей сложными синтаксическими кон­струкциями (например, сложноподчиненными предложениями), усвоение синонимических рядов, овладение многозначностью слов, средствами художественной выразительности речи.

Эту взаимосвязь необходимо выявлять и между другими сторонами речевого развития. Так, обогащение речи синонима­ми способствует усвоению такой важной формы связи в связ­ном высказывании, как местоименная цепная синонимическая связь: «Кошка лежит на полу. Она свернулась клубочком. Мур­лыка спит». Подобные формы связи можно использовать в раз­витии речи детей даже младшего возраста, и однако такого рода высказывания — это уже подлинно связные высказывания.

Большинство слов любого языка по своему звучанию не имеет ничего общего с теми предметами и явлениями, которые ими обозначаются, называются. Поэтому важно показать детям различие звуковой и смысловой стороны слова. Для этого мож­но использовать синонимы (врач— доктор, близко — недалеко и т. п.) и омонимы — слова, одинаково звучащие, но различ­ные по смыслу (ключ — «родник» и ключ — «то, чем отпирают замок» и т. п.). Ознакомление со звуковой стороной слова и одновременно с его смысловой стороной обогащает представ­ления детей о слове как единице языка.

В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы указывается на необходимость повы­сить возможности оптимального выбора методов, форм и средств обучения с учетом возрастных особенностей детей. В ос­нову научной разработки содержания и методов речевого и в целом умственного развития детей в дошкольном учреждении положены эти критерии — создания оптимальных возможностей для выбора средств и форм воспитательного и развивающего воздействия и соответствия методики их применения возрасту детей.

Психолого-педагогические основы развития связной речи дошкольников

Понятие связной речи и особенности ее развития

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления- ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

Так, в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.

Формирование грамматического строя речи направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа. Работа по воспитанию звуковой культуры речи способствует тому, чтобы речь ребенка была четкой, внятной, выразительной.

Известны два основных вида речи — диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т. п.- основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монологическую речь характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранить живость и непосредственность речи.

Одной из важнейших черт монологической речи является ее произвольность, осознанность. Под произвольностью понимается умение избирательно пользоваться языковыми средствами, т. е. употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

Смотрите так же:  Экскурсии для семьи и детей

В посвященных развитию связной речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, О. И. Соловьевой и других ученых отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.

Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов.

Речь маленького ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого достигает к этому времени примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна.

В средней группе детей начинают обучать составлению не больших рассказов по картинам, игрушкам. Однако в большинстве своем детские рассказы дока еще просто копируют образец взрослого.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие контекстной речи, т. е. речи, которая понятна сама по себе.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

С детьми младшего дошкольного возраста проводят большую подготовительную работу, которая способствует развитию навыков связной речи. Особое внимание уделяется развитию разговорных навыков. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку, показать что-то или кого-то на картинке), затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать его, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть конкретными и понятными для ребенка («Какие игрушки ты любишь? Расскажи про эту игрушку. Кто нарисован на этой картинке?»).

Педагог улавливает смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждает малыша к более полному высказыванию и грамматически правильному его выражению. К каждому инициативному высказыванию ребенка нужно относиться бережно, поддерживать его.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи — пересказом и рассказом.

Рассказ сравнительно с пересказом — более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

Мы описываем методику обучения детей старшего дошкольного возраста основным видам рассказывания, предусмотренным «Программой воспитания в детском саду» (пересказ литературных произведений, рассказывание по картине, рассказывание об игрушках, рассказывание из личного опыта, различные виды творческого рассказывания).

Пересказ — это творческое воспроизведение литературного текста.

На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком

Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения.

Подбирая произведения для пересказа, воспитателю необходимо учитывать следующие требования к ним: высокая художественная ценность, идейная направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия, занимательность, а также доступность содержания; небольшой объем. Этим требованиям соответствуют, например, народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Вианки.

В старшем дошкольном возрасте методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

Важным моментом являются вопросы воспитателя. Перед началом пересказа они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействие персонажей; в процессе пересказа дополняют или уточняют ответ ребенка; после пересказа помогают проанализировать его.

В методической литературе рекомендуется широко использовать план пересказа. План воспитатель составляет один или вместе с детьми.

Указания педагога тоже важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают детям понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, развивают выразительность речи при пересказывании.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; использовать выразительные средства.

Детям предлагаются более сложные по сюжету произведения. В старшей группе проводится пересказывание русских народных сказок, рассказов Л. Н. Толстого, Д. Ушинского и др. советских писателей.

В подготовительной к школе группе можно подводить детей к пересказу текстов описательного характера.

Методика занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста. Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:

1) вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения; вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей; рассматривания художественной иллюстрации, вызывающей нужный эмоциональный настрой, и т. п.;

2) чтения литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста это может нарушить целостность восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц и этим помогая детям определять свое отношение к героям и событиям рассказа;

3) беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы педагога должны быть очень тщательно продуманы. Кроме вопросов, выявляющих понимание ребенком того, о чем говорится в данном рассказе (сказке), что он узнал нового, каковы основные черты характеров главных героев и чем они ему понравились, необходимы и такие вопросы, которые раскрывают художественную форму литературного произведения. Это вопросы, выясняющие, как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какие интересные слова и выражения больше всего запомнились и понравились детям, показались им необычными. Такая беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы. Данная часть занятия не должна быть длительной. Достаточно задать детям 4-5 вопросов;

4) повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Воспитатель говорит детям, чтобы они еще раз внимательно прослушали произведение и постарались его запомнить, так как после чтения им придется самостоятельно пересказать этот рассказ (сказку);

5) пересказа произведения детьми. Необходимо помнить, что основным в занятии по пересказыванию литературного произведения является сам пересказ. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного. Очень важно то, что при пересказе литературного текста художественно-образная речь становится достоянием ребенка.

В подготовительной к школе группе вводятся новые виды занятий по пересказу литературных произведений из нескольких сказок (рассказов), дети выбирают и пересказывают одну; дети придумывают продолжение к прочитанному рассказу или сочиняют рассказ по аналогии; драматизация литературного произведения.

Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей. Проводить такие обсуждения методически сложно. Это требует большого такта от воспитателя, знания индивидуальности детей. Сложность заключается еще и в том, что детям трудно удержать в памяти все рассказы, поэтому целесообразно, чтобы педагог записывал их, а перед обсуждением некоторые зачитывал.

Другие статьи

  • Индивидуальная карта развития музыкальных способностей дошкольников Индивидуальные карты развития музыкальных способностей ребенка для проведения педагогического обследования детей в ДОУ Елена Ошман Индивидуальные карты развития музыкальных способностей ребенка для проведения педагогического обследования детей в ДОУ Индивидуальная […]
  • Диагностика психического развития ребенка в возрасте от 1 до 3 лет Диагностика детей 2-3 лет Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.2. – 233 с. УДК 159.922.736.2 ББК […]
  • Можно ли в год ребенку омлет Вкусный омлет для годовалого малыша! Простой омлет для годовалого можно приготовить в пароварке, когда крохе исполнится 2 года, то его можно будет готовить в духовке, а в меню для ребенка 3 лет уже можно включать и жареные блюда, хотя, безусловно, самым полезным […]
  • В каком возрасте ребенок спит 2 раза днем С какого возраста ваш ребенок спит 1 раз в день? Нам год и 2 месяца, еще неделю назад мой ребенок отлично укладывался спать 2 раза в день. в 11.00 и в 17.00 и спал по 1,5 часа. И хорошо укладывался в ночь, в 22:00. Но последнюю неделю это что-то. Во-первых, сложнее […]
  • Ампициллин таблетки для детей инструкция по применению Ампициллин: инструкция по применению Фармакологическое действие Фармакокинетика Показания к применению Противопоказания Гиперчувствительность (в т.ч. к другим пенициллинам, цефалоспоринам, карбапенемам), инфекционный мононуклеоз, лимфолейкоз, печеночная […]
  • Льготы детям многодетных семей украина Какие льготы предусмотрены украинским законодательством для многодетных семей? Для детей и взрослых из многодетных семей украинским законодательством предусмотрен ряд льгот. Подробнее расскажет Prostopravo Кредит на карту Кредит под залог Кредит наличными […]