Психопатии детей

Содержание:

Какие бывают психопатии? Психопития у детей, и как лечить заболевание

Психопатии это некая граница между психическими заболеваниями и чрезмерно выраженными чертами характера. В современной классификации болезней (МКБ-10) для них выделили отдельный раздел – расстройства личности. Термин «психопатии» предложено не использовать как устаревший и принявший негативный характер. Поэтому в официальных медицинских документах диагноза «психопатия» вы не найдёте.

Выраженная дисгармоничность личности, которая доставляет неудобства окружающим и мешает социальной адаптации больного – это психопатия. Тест на акцентуации характера в этом случае покажет крайнюю выраженность одного вида акцентуации.

Критерии психопатии

В данный момент для подтверждения диагноза психопатии у нас используют критерии, предложенные П.Б. Ганнушкиным ещё в 1933г. Классические признаки психопатии это:

  • Нарушение социальных взаимоотношений из-за крайней выраженности психопатологических черт. От психопатии может страдать как сам больной, так и окружающие его люди, друзья и родственники, а чаще страдают все стороны. Если черты характера, даже совсем уж чрезмерные, не мешают отношениям с окружающими – это не психопатия.
  • Стабильности изменений личности – психопатия появляется у человека с рождением и остаётся до последних дней. Это постоянство – обязательный симптом психопатии.
  • Влияние психопатических изменений на все стороны личности. Они проявляются всегда и везде: во всех сферах жизни, во всех кругах общения человек одинаково реагирует на раздражители, ведёт себя. В случае, если поведение или манера общения зависят от окружения и ситуации – это особенности характера.

Причины психопатий


Единого мнения о причинах психопатий не существует. Убедительно доказано влияние наследственных факторов. Разрабатывается гипотеза о воздействии окружения в ранние годы, психотравмирующих ситуаций, неправильного воспитания и воздействия асоциального окружения. Также имеются данные о роли внутриутробных нарушений развития мозга. Одной из причин психопатий считаются минимальные нарушения работы мозга в раннем возрасте, которые могут быть проявлением как пороков развития, так и травм, и модифицироваться впоследствии в разные виды психопатий.

Классификация психопатий

Принятое в мировом врачебном сообществе разделение на типы психопатий закреплено в международной классификации болезней (МКБ-10). Каждый тип имеет свои характерные особенности.

  • Тревожный
  • Шизоидный
  • Зависимый
  • Истерический (демонстративный)
  • Диссоциальный
  • Параноидный
  • Эмоционально нестойкий
  • Ананкастный (обсессивно-компульсивный, психастенический).

Тревожная психопатия

Как и следует из названия, тревожные психопаты болезненно относятся к общественному мнению, вследствие чего часто смущаются, осторожны в общении и опасаются всего нового. Они стремятся к социальным взаимодействиям, при этом из-за постоянной тревоги не могут в них полноценно участвовать.

Шизоидная психопатия

Ранее рассматривалась как предшественник заболевания шизофренией. Однако в большинстве случаев у шизоидных психопатов отсутствуют больные среди родственников, то есть вероятность развития клинической шизофрении крайне мала. Есть данные, что шизоидное расстройство личности развивается под воздействием неблагоприятного окружения.Самый характерный симптом психопатии этого типа – крайняя интровертированность. Малая потребность в социальных связях сочетается у них с неумением их налаживать. Ими часто овладевают противоположные чувства и стремления, холодность сочетается с чувствительностью. Шизоиды живут в собственном мире, окруженные мечтами и фантазиями. Некоторые из них увлекаются рисованием или лепкой, собирают коллекции. Они слабо приспособлены к жизни в обществе, их взгляды часто воспринимаются окружающими как причудливые, не совсем адекватные.

Зависимая психопатия

Все психологические процессы у этой группы отличаются крайней подвижностью. Их внимание неустойчиво, эмоции неглубоки и изменчивы, им присущи перепады настроения. Они неуверенны в себе, безответственны, предпочитают «плыть по течению», из-за чего могут попадать под дурное влияние.

Истерическая психопатия

Также называется демонстративной. Люди этого типа драматизируют все свои эмоции, всё у них престаёт в театрально преувеличенном виде. Слова «вся жизнь – игра» отлично описывают поведение людей с истерической психопатией. Они картинно разыгрывают все житейские события, не испытывая на самом деле столь глубоких эмоций. В личных отношениях истероиды с пренебрежением относятся к партнёру, ставя превыше всего свои желания. При этом они не способны к систематической работе, их мышление разорвано.

Диссоциальная психопатия

Является сравнительно новым типом психопатий, впервые это расстройство выделено в МКБ-10 в 1999 году. Оно характеризуется отсутствием высших эмоций – преданности и любви. Диссоциальные психопаты часто совершают необдуманные поступки, при этом не извлекают уроков из негативного опыта и не испытывают вины в случае нанесения ущерба окружающим. Преобладающим мотивом их поступков является желание удовольствий. Отсутствие высших положительных эмоций приводит к выраженному эгоизму и даже жестокости, садизму.

Они часто совершают необдуманные поступки, а в сочетании с неспособностью делать выводы это приводит к правонарушениям, алкоголизму и наркомании.

Параноидная психопатия

Люди с таким расстройством личности отличаются ограниченностью интересов, сложностью восприятия нового, инертностью мышления. Они с трудом переключают внимание, меняют свои взгляды. Эгоизм и повышенное самомнение – ещё одна отличительная черта параноидной психопатии. Симптомы её развиваются позже, чем других психопатий, и захватывают все области психики. Параноидные психопаты часто гиперактивны, ведут назойливые поиски правды, а потом навязывают эту правду окружающим. При этом они не терпят никакого постороннего вмешательства в их жизнь, агрессивно отстаивают свои взгляды и интересы, скупы и не терпят изменения привычного порядка вещей.

Эмоционально неустойчивая психопатия

В более ранних классификациях этот вид назывался эпилептоидная психопатия. Люди такого типа не контролируют свои эмоции, для них характерны вспышки неконтролируемого гнева. Их интенсивность может быть крайне велика, приводя к физическому насилию.

Выделяют смежный и импульсивный типы эпилептоидной психопатии. Люди со смежным типом раздражительны, злы, злопамятны, эгоистичны и мстительны. Импульсивный тип характеризуется неспособностью контролировать любые свои эмоции – как положительные, так и отрицательные.

Ананкастная психопатия

Ананкасты – это консерваторы в квадрате. Они отрицают всё новое, их взгляды никогда не меняются, а необходимость даже мелких перемен лишает их покоя. Они неспособны на риск, необходимость принять решение вызывает у них длительные тяжкие размышления. Даже решив что-то, они не прекращают обдумывать ситуацию, доводя себя до полного психического изнеможения. Ананкастные психопаты очень болезненно воспринимают критику и долго помнят о нелестных отзывах.

Психопатии у детей

Патогенез психопатий предполагает их появление в раннем возрасте. Детские психопатии отличаются меньшим разнообразием. В основном у них встречаются истроидный, шизоидный, ананкастный типы. Чаще у детей вследствие слабости нервной системы развиваются функциональные нарушения её работы – невропатии. Такие дети отличаются непоседливостью, капризностью, неустойчивыми эмоциями. При своевременной коррекции возможна значительная положительная динамика.

Лечение психопатий

Длительное и комплексное. Оно обязательно подразумевает устранение влияющих на проявления психопатии факторов среды, изменение условий и режима труда.

Психотерапия является основным методом коррекции психопатии. Лечение включает повышение уверенности в себе, формирование навыка управления эмоциями, повышение мотивации для успешной работы и реализации себя в жизни.

Во время обострений используется также физиотерапия и медикаментозное лечение. Используют в основном нейролептики и анксиолитики коротким курсом. Дозировка и выбор препаратов зависит от типа психопатии, подбирается индивидуально.

Видео — «Психопатии (Личностные расстройства)»

Детская психопатия. Причины психопатии: природа или воспитание?

Некоторые исследователи считают, что психопатия — результат некоторых младенческих проблем в сфере эмоциональной привязанности. Доктор Хэйр полностью перевернул эти представления после многих лет исследования обстоятельст жизни психопатов. Он говорит:

У некоторых детей сам дефицит эмоциональной привязанности — признак психопатии. Вероятно, что у этих детей нет способности к установлению эмоциональных связей, и соответственно этот их недостаток привязанности является в значительной степени результатом, а не причиной, психопатии. [Хэйр]

Иначе говоря, они рождаются такими, и вы не можете их исправить.

Для многих людей идея ребенка-психопата почти невероятна. Однако факт таков, что истинными психопатами рождаются, а не становятся. Хотя действительно, есть психопаты, «ставшие» такими, но они обычно отличаются от «врожденного психопата» во многих аспектах.

Клинические исследования исчерпывающе демонстрирует, что психопатия не появляется внезапно, из ниоткуда, у взрослого человека. Первые симптомы обращают на себя внимание в детстве и юности. Порой родители психопатов ЗНАЮТ, что с ребенком что-то не то, еще до того как он идет в школу. Такие дети демонстрируют упрямую устойчивость к влиянию социализации, необъяснимо отличаясь от других детей. Они более «трудные», «своенравные» или «агрессивные», или до них «невозможно достучаться». Они не идут на близость, холодны, держат дистанцию и совершенно самодостаточны.

Одна мать сказала: «Мы никогда не могли сблизиться с нею, даже когда она была маленькой. Она всегда пыталась все делать по-своему, добиваясь этого либо умильными улыбками, либо истериками. Образ милой раскаявшейся шалуньи ей здорово удавался . »

К сожалению, детская психопатия — реальность, и если ее не распознать, то результатом могут быть годы тщетных попыток обнаружить, что не так с ребенком, и самообвинения родителей. Хэйр пишет:

По мере того, как признаки социального расстройства становятся более настойчивыми, мы более не имеем роскоши игнорировать психопатию в определенных детях. Половину столетия назад Эрви Клекли и Роберт Линднер предупредили, что неудача в распознании психопатов среди нас уже вызвала социальный кризис. Сегодня наши социальные учреждения — наши школы, суды, психиатрические клиники — так или иначе, противостоят кризису каждый день, но неведение в вопросах реальных проявлений психопатии по-прежнему присутствует. [. ]

В прошлом десятилетии нашим глазам предстала неизбежная и ужасающая действительность: драматическая волна детской преступности, которая угрожает сокрушить наши социальные институты. [. ] Дети младше десяти лет, способные на бессмысленное насилие, которое раньше считалось уделом закоренелых взрослых преступников. [. ] Во время написания этих строк, маленький город в западном штате отчаянно пытается разобраться с девятилетним преступником, который предположительно насиловал и терроризировал других детей под угрозой ножа. Он слишком молод, чтобы предстать перед судом, и не может быть отдан в органы опеки, потому что, по словам представителя ювенальной юстиции, «такое действие может быть предпринято, когда в опасности находится ребенок, а не его жертвы». [Хэйр]

Почему кажется, что мы имеем настоящую эпидемию психопатии? Социобиологи предполагают, что увеличение психопатии — выражение определенной генетически основанной репродуктивной стратегии. Проще говоря, многие имеют несколько детей и посвящают много времени и усилий заботе о них. Психопаты систематически сходятся и расстаются с большим количеством женщин. Они экономят свою энергию на воспитание детей, и таким образом, психопатические гены распространяются как пожар. Социобиологи не говорят, что сексуальным поведением людей кто-то сознательно управляет, только что «природа» создала их определенным образом так, чтобы это происходило эффективно.

Поведение женщин-психопаток отражает ту же самую стратегию. «Ничего, рожу еще одного» — холодно ответила одна психопатка при допросе об инциденте, в котором ее двухлетняя дочь была избита до смерти одним из ее многочисленных любовников. Когда ее спросили, зачем ей другие дети (двое из них были изъяты органами опеки), она сказала «я люблю детей». В очередной раз можно наблюдать противоречие между выражаемой эмоцией и поведением.

Похоже, что навыки обмана имеют адаптивную ценность в нашем обществе. И факты говорят о том, что психопаты часто оказываются победителями в гонке жизни (взять, например, хотя бы Джона Ф. Нэша).

В данный исторический момент привлекательность психопатии велика как никогда. Кинофильмы о психопатах пользуются огромной популярностью. Хэйр спрашивает «Почему? В чем объяснение той потрясающей власти, которую личность без совести имеет над нашим коллективным воображением?» Один теоретик предполагает, что люди, которые восхищаются, верят, или идентифицируют себя с психопатами, сами отчасти психопатичны. Взаимодействуя с психопатом, даже периферийно, они способны вуайеристически наслаждаться внутренним состоянием, не сдержанным ограничениями этики. Таким образом, эти люди получают возможность приобщиться к агрессивным и сексуальным удовольствиям без какого-либо риска для себя.

Для нормальных людей, такие фильмы могут служить напоминанием об опасности и разрушительном действии психопата. Их будет пробирать дрожь от ощущения чего-то холодного и темного, дышащего им в шею. Для других, людей с плохо развитым внутренним Я, такие кинофильмы и прославление психопатического поведения просто служат ролевой моделью для серьезного насилия и хищничества против других.

Некоторые психологи предлагают рационализацию психопатического поведения, объясняя его ранней травмой, перенесенным насилием, и т.д. Проблема в том, что этот аргумент не подтверждается, одним за другим конкретными случаями.

Похоже, что качество семейного воспитания оказывает единственное влияние на психопата, а именно, модулирует его самовыражение и конкретное поведение. Психопат, растущий в благополучной семье и имеющий доступ к положительным социальным и образовательным ресурсам, мог бы стать корпоративным преступником, или, возможно, теневым предпринимателем, коррумпированным политический деятелем, адвокатом, судьей и пр. Другой человек с теми же самыми чертами, но лишенный воспитания, мог бы стать обычным мошенником, бродягой, наемником, или уголовником.

Т.е. социальные факторы и методы воспитания только формируют выражение расстройства, но не имеют никакого эффекта на неспособность человека ощутить сочувствие или развить совесть.

Роберт Хэйр однажды представил научному журналу статью. Статья включала электроэнцефалограммы нескольких групп взрослых мужчин, выполняющих лексические упражнения. Редактор журнала вернул статью, сказав: «Эти электроэнцефалограммы не могли быть получены от реальных людей».

Тем не менее, это были электроэнцефалограммы живых психопатов.

Некоторые люди сравнивают психопатию с шизофренией. Однако, между ними есть критическое различие:

И шизофрения, и психопатия характеризуются импульсивным, плохо спланированным поведением. Это поведение может быть обусловлено слабым или плохо координированным преимпульсным ингибированием. Мы проверили гипотезу, что шизофрения и психопатия связаны с ненормативной нервной деятельностью при подавлении неприемлемых нейронных ответов.

Смотрите так же:  Классификации аутизма лебединская

Субъектами исследования были шизофреники, непсихотические психопаты, и непсихотические непсихопатические контрольные субъекты (принадлежность испытуемого к той или иной группе определялась по методике, разработанной Робертом Хэйром). Все они содержались в псхиатрическом учреждении строгого режима охраны. Мы регистрировали их поведение при ответе, а также и вызванные ЭЭГ-потенциалы (ВП) в условиях двустимульной парадигмы Go No Go.

Результаты: Шизофреники сделали больше ошибок, вызванных неправильно совершенным действием, чем непсихопатические нарушители. Как ожидалось, непсихотические участники показали большую амплитуду фронтального негативного компонента ВП (N275) к No Go стимулу, чем к Go стимулу. Этот эффект был мал у шизофреников и отсутствовал у психопатов. Для непсихопатов, компонент ВП P375 был больше на Go , чем на No Gо тесты. Это различие отсутствовало у шизофреников, а у психопатов наблюдалась противоположная картина.

Заключения: Полученные данные поддерживают гипотезу, что нервные процессы, участвующие в преимпульсном ингибировании, ненормальны и при шизофрении, и при психопатии. Однако природа этих процессов различна в двух данных расстройствах.

«Все больше данных заставляет прийти к заключению, что психопатия имеет биологическое основание, и многие ее черты соответствуют болезни» говорит Сабина Херпертц, психиатр Рейнско-Вестфальского технического университета Аахена в Германии.

Методы отображения мозга, как Позитронно-Эмиссионная Томография (ПЭТ) и Магнитно-Резонансная Томография (МРТ) обеспечивает возможность исследовать психопатию далее. Они могли бы позволить исследователям обнаружить, могут ли физиологические и эмоциональные недостатки психопатов быть ассоциированы с определенными отличиями в анатомии или активации мозга.

Исследователи, начинающие осваивать эту научную область, придерживаются одной из двух главных теорий биологических основ психопатии. Первая теория представлена Адриан Рэйн из Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе; ее также поддерживают работы Антонио Дамасио из Университета Айовы. Она отдает главную роль т.н. «орбитофронтальной коре» — участка префронтальной коры, которая в свою очередь находится в лобных долях головного мозга и участвует в сознательном принятии решений.

Другая теория, выдвинутая Джеймсом Блэром из Университетского Колледжа Лондона, предлагает, что фундаментальная дисфункция у психопатов находится в т.н. «миндалевидном теле» — амигдале, небольшой миндалевидной структуре, которая играет критическую роль в обработке эмоции и формировании страха. Недавно, используя ПЭТ сканирование, Блэр показал, что активация амигдалы у нормальных добровольцев участвует в реакциях на печаль и гнев со стороны окружающих. Он выдвигает гипотезу, что дисфункция амигдалы могла бы объяснить недостаток страха и сочувствия у психопатов.

Эти две теории, возможно, не исключают друг друга. Блэр указывает, что между орбитофронтальной корой, которая производит «мышление», и амигдалой, которая производит «чувство», существует большое количество нейронных связей.

Следствием широко распространенного опасения, что системы правосудия и психиатрической помощи не в состоянии эффективно справляться с опасными психопатами, в нескольких странах возникло движение инициировать фундаментальную юридическую реформу. Самое спорное предложение — сделать возможным содержание в охраняемых психиатрических учреждениях людей, имеющих серьезные личностные расстройства, даже если они не обвинялись ни в каком преступлении. Хотя эти конкретные предложения встревожили борцов за гражданские свободы, комплекс мер также включает главную инициативу, направленную на изменение во внутренних тюремных распорядках — улучшить обращение с людьми с антисоциальными личностными расстройствами, включая психопатов.

Согласно одному человеку, который пострадал от рук психопата:

«В мире есть только одна проблема — психопаты. Есть два основных типа психопатов, социальные и антисоциальные. Основная особенность психопатов — постоянное, одержимо-навязчивое желание навязать свои заблуждения другим. Психопаты полностью игнорируют и нарушают права других, особенно Свободу Ассоциаций, которая включает Право не ассоциироваться и Право Любить».

Мы снова и снова наталкиваемся на следующую проблему: определенным религиям и мировоззрениям верований нужна защита от объективных свидетельств или от верований других людей. Необходимо задать вопрос, «откуда взялись эти системы верований, которые, очевидно, катастрофичны для человечества»? Рассуждая далее, заметим, что в наши дни, когда многие из этих систем износились, им на смену приходят новые, которые точно так же отвлекают наше внимание от того, что ЕСТЬ, и в это ситуации становится необходимым «насаждать» определенный способ мышления. И именно это психопаты делают лучше всего.

Психопаты доминируют и устанавливают стандарты поведения в нашем обществе. Мир устроен так, что жизнь в нем основана на психопатической пищевой цепи, захватывающей энергию. Большинство людей настолько покорежены своим жизненным опытом, что им трудно даже вообразить, какой могла бы быть другая система, основанная на симбиотической сети.

Они повреждены не только действиями окружающих, но также и тысячью мелких случаев причинения зла другим людям ради собственного выживания. Чтобы видеть систему такой, какова она есть, им необходимо также видеть, какую роль играли они лично в ее поддержании. Это серьезное испытание для хрупкого эго. Кроме того, люди, не являющиеся психопатами, по-прежнему стремятся к установлению человеческих связей, но боятся сделать это, из страха быть использованными и обворованными (говоря с позиции обмена энергией).

В результате проведенного нами краткого исторического обзора мы остро осознаем, что явление психопатии не ограничено нашим временем. Это — эволюционная стратегия, которая, развиваясь в течение тысячелетий, шаг за шагом привела нас к нынешнему положению дел. В настоящее же время имеет место диверсия в стиле Маккиавелли, которая привлекает внимание легковерных. Она укрепляется «группой поддержки» в аудитории, и кажется, что среди нас сейчас действует целая армия психопатов, чьей работой является направление общего внимания и развития событий. Мы надеемся, что читатели этих страниц разрешат себе вообразить, исследовать и претворить в жизнь другой способ бытия. И отстоять себя, сделав это.

Психопатии характера, психопатии личности у детей и подростков, как лечить психопатию

Понятие психопатии, болезнь психопатия

Психопатии – это аномалии личности, которые характеризуются тотальностью психопатических особенностей, их относительной стабильностью, малой обратимостью, приводят к социальной дезадаптации. Психопатиями чаще болеют лица мужского пола (мальчики, мужчины). Современная патопсихология и нейропсихология может помочь вылечить расстройство личности, нормализует активность и направленность личности.

Причины психопатии, этиологий психопатии

Ведущая роль в развитии психопатии принадлежит наследственным факторам, конституциональным факторам. Большое значение имеют негрубые экзогенно-органические повреждения головного мозга плода, внутриутробная гипоксия, перинатальная энцефалопатия у ребенка. На становление краевых психопатий, патологическое развитие личности большое влияние оказывают неблагоприятные факторы социальной и психологической среды.

Патогенез психопатии личности

При психопатии личности имеет место дизонтогенез нервной системы в виде задержанного, искаженного, диспропорционального, поврежденного ее развития. При развитии психопатии наблюдается преобладание второй сигнальной системы. У людей с истерической психопатией преобладает первая сигнальная система над второй и подкорковые структуры над корой головного мозга.

Виды психопатии, типы психопатий

Врачи выделяют определенные виды типы психопатий.

1. Тормозные психопатии (психастеники, астеники).

2. Патологически замкнутые психопатии.

3. Возбудимые психопатии.

4. Истерические психопатии.

5. Неустойчивые психопатии.

6. Мозаичные психопатии.

7. Сексуальные психопатии, половые психопатии.

Среди пациентов с задержкой психического развития выделяют истероидные и неустойчивые личности. В группе искаженного диспропорционального психического развития выделяют гипертимные, аутичные, психастеничные формы. В результате поврежденного развития могут возникать импульсивные и бестормозные формы.

Также можно выделить истинные психопатии, или генуинные психопатии, психопатическое развитие личности, или приобретенные психопатии. Органические психопатии.

Классификация психопатий

Основными видами психопатии являются астенические, ананкастические, шизоидные, параноидные (паранояльные, параноидальная), возбудимые, аффективные, истерические, неустойчивые, эмоционально тупые, мозаичные, ядерные, эксплозивные, краевые, алкогольные, сенсетивная, приобретенные, асоциальная.

Психопатия симптомы, характеристика психопатии

В связи с несформированностью личности диагноз психопатия желательно ставить после 12 летнего возраста. От психопатии нужно отличать патохарактерологические формирования личности и акцентуации характера. Рассмотрим основные симптомы психопатии.

Возбудимый тип психопатии (эксплозивная психопатия)

Возбудимый, или эксплозивный тип психопатии встречается преимущественно у мальчиков и впервые проявляется чаще всего во время первого биологического криза в возрасте от 2 до 5 лет. У детей отмечаются следующие симптомы: чрезмерная возбудимость, повышенная двигательная активность, агрессивность, злобность, капризность. Двигательные и аффективные разрядки сопровождаются выраженным вегетативным проявлением. Фон настроения неустойчивый: повышенное настроение сменяется часто дистимическим настроением со слезами и капризами. В дошкольном возрасте такие дети трудно адаптируются в детских садах, бьют детей, реагируют протестом на замечания. В школе, гимназии, лицее и семье постоянно нарушают режим, конфликтуют с окружающими, уходят с занятий и из дома. Отмечаются также дисфории, нарушения влечений, астенические симптомы. В развитии возбудимого типа психопатии имеют значения перинатальная энцефалопатия, резидуально-органическая патология, конституционально-наследственные факторы.

Эпилептоидный тип психопатии (эпилептоидная психопатия)

Становление эпилептоидной психопатии обычно происходит в препубертатном возрасте. Однако иногда даже у дошкольников уже отмечается педантизм, чрезмерная аккуратность, обстоятельность, вязкость. Любой дискомфорт или ущемление прав вызывает бурные аффективно-двигательные реакции. Злобное настроение в отличие от возбудимых психопатий длится долго. Дети обычно злопамятны. В школьном возрасте у детей появляется более выраженный эгоцентризм, стремление к борьбе за порядок, недоброжелательное враждебное отношение к окружающим людям.

Неустойчивый тип психопатии (неустойчивая психопатия)

Неустойчивый тип психопатии чаще всего проявляется в препубертатном возрасте. У таких детей наблюдаются слабость воли, волевых задержек, повышенная внушаемость, неустойчивость интересов, поверхностные суждения, легкомысленность, повышенное стремление к удовольствиям, жажда новых впечатлений. Дети плохо учатся в школе, быстро попадают под влияние специфических асоциальных компаний, уходят из дома и школы, бродяжничают, курят, пьют алкогольные напитки, употребляют наркотики. В компаниях всегда играют подчиненную роль. В основе неустойчивой психопатии часто лежит психофизиологический инфантилизм.

Истерический тип психопатии (истерическая психопатия)

Истерическая психопатия отчетливо проявляется в пубертатном возрасте. Истерический тип часто характеризуется стремлением любыми путями добиваться признания, быть на виду и в центре внимания. Встречается истерический тип чаще у девочек. Отдельные истерические черты могут проявляться еще в дошкольном возрасте. Девочки стремятся выделяться одеждой, командовать другими детьми, выступать на утренниках и школьных мероприятиях, выслушивать похвалу. В школьном возрасте стремление быть первыми обостряется, появляется выраженный эгоизм, игнорирование интересов других детей, ревность к успехам одноклассников. Эмоциональные реакции бывают очень яркими, а поведение — демонстративно театральным. Для завоевания признания дети могут использовать интриги, наговоры, фантазии, выдумки и каких-нибудь необычных своих приключениях или тайнах. В подростковом возрасте могут отмечаться демонстративные суицидальные попытки, участие в экстравагантных группировках (эмо, рокеры, байкеры, металлисты и др.). В происхождении истерической психопатии имеют значение воспитание по типу кумира семьи, наследственные и конституциональные факторы.

Психастеническая психопатия (тревожно-мнительная психопатия)

Для детей с психастеническим типом психопатии характерны тревожность, неуверенность, мнительность. У таких детей часто возникают страхи, навязчивые состояния. Они плохо переносят большие психоэмоциональные и стрессовые нагрузки, разлуку с родителями, родственниками и родными, плохо адаптируются в новом коллективе. В школе они обычно учатся ниже своих возможностей, так как из-за неуверенности не проявляют активности, не успевают вовремя сделать самостоятельную или контрольную работу.

Шизоидная психопатия (аустическая психопатия)

У детей с шизоидной психопатией уже в раннем возрасте проявляется диссоциация развития, которая заключается в опережении речевых, умственных и интеллектуальных функций на фоне задержки развития психомоторных навыков. Дети обычно рано начинают читать, считать, интересуются недетскими и отвлеченными проблемами. Впоследствии их увлечения могут иметь сверхценный и узкоспециальный характер. В то же время у них заторможена моторика, дети поздно овладевают навыками самообслуживания, плохо успевают на уроках труда и физической культуры. Дети с шизоидной психопатией не участвуют в шумных играх, не испытывают потребности в общении со сверстниками. Эмоциональная холодность у таких детей сочетается с сенситивностью. В отличие от шизофрении у них нет прогредиентности и психических расстройств.

Лечение психопатии

Комплексное лечение психопатии позволяет нормализовать развитие личности ребенка. Лечение зависит от вида психопатии и возраста пациента.

7 признаков, которые позволяют распознать в ребенке будущего психопата

Признаки будущего психопата можно заметить уже в 3-летнем возрасте. А появлению этих признаков способствуют действия родителей, которые на первый взгляд кажутся совершенно незначительными.

Для наглядности AdMe.ru нашел характерные черты детей с психопатическими отклонениями. Многие серийные убийцы вели себя так уже в раннем детстве, но, к сожалению, этого никто не замечал.

Начнем с «триады Макдональда». Это 3 особых признака детского поведения, которые с большой долей вероятности имеют дети с предрасположенностью к совершению особо жестоких преступлений. Вывел эту триаду новозеландский судебный психиатр Джон Макдональд, проанализировав около 100 преступников.

1. Жестокое обращение с животными

Жестокое обращение с животными — это наиболее явный признак психопатических отклонений ребенка. Речь идет о конкретном зоосадизме, вплоть до убийства животных, а не просто об игре «дерни кота за хвост». Таким образом будущие серийные убийцы вымещают собственную злость и обиду на беззащитных животных. Более того, впоследствии они склонны убивать своих жертв примерно теми же способами, что и когда-то животных. Связь между издевательствами над животными и психопатией настолько явна, что в США ФБР даже начало фиксировать случаи жестокого обращения с животными в своем ежегодном отчете о преступности.

Взгляните на фото ниже, это Джеффри Дамер — американский серийный убийца, который был приговорен аж к 15 пожизненным срокам. Обратите внимание, как он держит кота.

2. Любовь к поджогам

Пиромания, или любовь к разнообразным поджогам, — это второй признак. Это такой же способ выместить отчаяние и злобу.

Утверждать на 100 %, что ребенок старше 6 лет, который писает в кровать, — будущий маньяк, конечно, нельзя. Однако очень часто именно эта болезнь и провоцирует поджоги, издевательства над животными и прочее, являясь источником унижения ребенка, а следовательно, его реакции (злобы и обиды). То есть неадекватная реакция родителей на то, что уже взрослый мальчик описался во сне, смех сверстников и подобное может заставить ребенка, так сказать, пойти по наклонной.

К примеру, энурезом страдал Андрей Чикатило (самый ужасный маньяк Советского Союза), за что его постоянно била мать. Позже он начал получать удовольствие от вида страдающих детей, что и стало одной из причин его ужасной деятельности.

Закончили с «триадой Макдональда», перейдем к следующим общим пунктам, которые выделяют психологи.

Смотрите так же:  Как поправиться после стресса

4. Нарушение правил и запретов

Кто в детстве хоть раз не разбивал мамину любимую чашку или не опаздывал домой по вечерам? Такие мелкие нарушения свойственны всем детям. Но дети с психопатическими чертами воспринимают нарушение правил совершенно по-иному: они получают от них адреналин и удовольствие.

Сюда же относится и адреналин от краж. Этот момент обыграла Джоан Роулинг в «Гарри Поттере», когда показывала детство Волан-де-Морта: вспомните, Дамблдор нашел в его шкафу украденные игрушки других детей. Не сказать, что они были нужны юному Темному Лорду, просто ему было приятно, что кто-то другой лишился чего-то дорогого.

5. Вранье без сожаления

Если ребенок врет в страхе наказания — это еще понятно. Если ребенок врет будто из принципа, без раскаяния и с уверенным лицом — это уже повод задуматься, что с ним что-то не так. Возможно, ему вновь нравится сам процесс.

Еще один момент: когда ребенка с психопатическими признаками ловят, он начинает сердиться и даже впадать в истерику (тем самым манипулируя родителями), но не от того, что он виноват, а от того, что родители посмели его раскрыть.

Конечно, есть вариант, что это просто растет будущий генеральный директор крупной финансовой корпорации, но задуматься и показать ребенка психологу все же стоит.

6. Травля одноклассников

Разумеется, не всякий малолетний хулиган — это будущий маньяк. Хулиганом можно стать по разным причинам: это и жажда внимания, желание власти, подражание жестокому поведению родителей, кумиров и т. д. Но среди этих причин есть одна, по которой можно вычислить хулигана с психопатическими расстройствами: опять же, это травля из-за банального наслаждения процессом унижения.

7. Бесчувственность

Дети с психопатическими отклонениями не проявляют страх так же легко, как их сверстники, не испытывают стресс на том же уровне, не понимают, что такое сочувствие.

И вот всему объяснение.

По словам Хизер Ирвин, старшего психолога клиники R.E.A.D., первый год жизни ребенка играет самую важную роль в определении будущего его психики.

«Психопаты не появляются из ниоткуда. Нужно просто взглянуть на их ранние годы, на то, что происходило с этими детьми, когда они только родились. К примеру, если в первые 6 месяцев они плакали, а к ним никто не подходил, никто их не кормил, когда они хотели есть, никто не помогал, то их мозг запоминает и фиксирует, что чувства совершенно не имеют значения. И остальные структуры мозга начинают формироваться уже вокруг этой концепции».

Хизер Ирвин, психолог

Вдобавок еще один интересный факт: если ребенок вырос в благополучной среде, но после 5 лет начал страдать от какого-то насилия, то в любом случае у него уже меньше вероятности развить психопатические черты, так как его сознание уже успело сформироваться.

Таким образом, на родителях лежит невероятная ответственность не только за здоровье ребенка, но и за его мировосприятие и будущие поступки. И если у малыша наблюдаются подобные отклонения, всегда лучше проконсультироваться с психологом, нежели пытаться решить проблему самостоятельно.

Как лечат детей-психопатов

Пост в Лигу психотерапии.

The Atlantic побывал в Лечебном центре Сан-Маркос штата Техас, где внедряют новый подход к проблемным детям — бессердечным, равнодушным, неэмоциональным — с полным букетом признаков настоящего психопата.

Сегодня хороший день, говорит мне Саманта, десять из десяти. Мы сидим в комнате переговоров Центра Сан-Маркос, что к югу от Остина, Техас. Стены этого зала помнят бесчисленные трудные разговоры между проблемными детьми, их озабоченными родителями и врачами клиники. Но сегодняшний день нам сулит чистую радость. Сегодня из Айдахо приезжает мама Саманты, как всегда, через каждые шесть недель, а это означает обед в городе и экскурсию в магазин. Девочке нужны новые джинсы, штаны для йоги и лак для ногтей.

11-летняя Саманта — полтора метра ростом, с черными кудрявыми волосами и спокойным взглядом. На ее лице сверкает улыбка, когда я спрашиваю о ее любимом предмете (история), а когда говорю о нелюбимом (математика), она корчит гримасы. Она выглядит уверенной и доброжелательной, нормальным ребенком. Но когда мы вступаем на некомфортную территорию — говорим о том, что привело ее в это лечебное учреждение для подростков за 3000 км от родителей, Саманта начинает колебаться и опускает взгляд на руки. «Я хотела подчинить себе весь мир», говорит она. «Так что я сделала целую книгу о том, как делать больно людям».

С 6 лет Саманта начала рисовать орудия убийства: нож, лук со стрелами, химикаты для отравления, пакеты для удушения. Она говорит мне, что пыталась убить свои мягкие игрушки.

— Ты практиковалась на мягких игрушках?

— Как ты себя чувствовала, когда делала это с игрушками?

— Я была счастлива.

— Почему это делало тебя счастливой?

— Потому что я думала, что когда-нибудь сделаю это с кем-то.

— Я душила своего младшего братика.

Родители Саманты, Джен и Дэнни, усыновили Саманту, когда ей было 2. У них уже было трое своих детей, но они чувствовали, что должны добавить к семье Саманту (не настоящее имя) и ее сводную сестру, старше ее на два года. Позже у них родилось еще двое детей.

С самого начала Саманта казалась своенравным ребенком, тиранически жаждущим внимания. Но таковы все малыши. Ее биологическая мать была вынуждена отказаться от нее, поскольку потеряла работу и жилье, и не могла обеспечить своих четверых детей. Никаких свидетельств жестокого отношения к ребенку не было. По документам Саманта соответствовала умственному, эмоциональному и физическому уровню развития. У нее не было трудностей с обучением, эмоциональных травм, никаких признаков аутизма или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Но даже в самом раннем возрасте у Саманты были плохие черты. Когда ей было около 20 месяцев, она устроила потасовку с мальчиком в детском саду. Воспитатель успокоил их обоих, проблема была решена. Чуть позже тем же днем, Саманта, уже приученная к горшку, подошла к тому мальчику, стянула свои штаны и помочилась на него. «Она точно знала, что делала», говорит Джен, «Здесь была эта способность выждать подходящего момента, чтобы осуществить свою месть».

Когда Саманта подросла, она щипала, толкала, ставила подножки своим братьям и сестрам и смеялась, когда они плакали. Она ломала свинью-копилку своей сестры и рвала все купюры. Когда Саманте было 5, Джен отругала ее за плохое отношение к братьям и сестрам. Саманта поднялась в родительскую ванную и смыла мамины контактные линзы в унитаз. «Ее поведение не было импульсивным», говорит Джен. «Оно было продуманным и преднамеренным».

Джен, бывшая учительница начальных классов, и Дэнни, врач, осознали, что исчерпали все свои знания и умения. Они обратились к терапевтам и психиатрам. Но Саманта становилась все опаснее. К своим шести годам она три раза побывала в психиатрическом госпитале прежде, чем ее отправили в лечебницу в Монтану. Один психолог уверял родителей, что Саманте просто надо вырасти из этого, проблема лишь в задержке развития эмпатии. Другой говорил, что Саманта чересчур импульсивна, ей помогут лекарства. Третий предположил, что у нее реактивное расстройство привязанности, ей нужна интенсивная терапия. Но еще более часто психологи винили Джен и Дэнни, утверждая, что Саманта реагирует на жесткое обращение и отсутствие любви.

Морозным декабрьским днем в 2011 году Джен везла детей домой. Саманте только что исполнилось 6 лет. Внезапно Джен услышала крик с заднего сидения, а когда она посмотрела в зеркало заднего вида, она увидела руки Саманты вокруг горла ее двухлетней сестры, сидевшей в детском кресле. Джен разняла их, а по приезде домой отвела Саманту в сторону.

— Что ты делала? — спросила Джен.

— Я пыталась задушить ее, — ответила Саманта.

— Ты понимаешь, что это убило бы ее? Она не смогла бы дышать. Она бы умерла.

— А что случилось бы с нами?

— Я бы хотела убить всех вас.

Позже Саманта показала Джен свои рисунки, и Джен в ужасе увидела, как ее дочь демонстрирует как задушить мягкие игрушки. «Я была так напугана», говорит Джен, «Я будто полностью потеряла контроль».

Четыре месяца спустя Саманта попыталась задушить своего брата-младенца, двух месяцев от роду.

Джен и Дэнни пришлось признать, что ничто не помогает — ни любовь, ни дисциплина, ни терапия. «Я читала, читала и читала, пытаясь найти диагноз», говорит Джен. «Что описывает поведение, которое я наблюдаю?». В конце концов она нашла подходящее описание, но этого диагноза избегали все специалисты по психическому здоровью, поскольку он считался редким и неизлечимым. В июне 2013 года Джен отвела Саманту на прием к психиатру в Нью-Йорке, который подтвердил ее опасения.

«В мире детской психиатрии это практически смертельный диагноз. То есть, это значит, что ничто не может помочь», говорит Джен. Она вспоминает, как вышла тем теплым полднем на улицу в Манхэттене, все было как в тумане, прохожие толкали ее, проходя мимо. Чувства затопили ее, переполнили. Наконец-то кто-то признал отчаяние ее семьи, ее нужду. Появилась надежда. Может, она и Дэнни смогут найти способ помочь своей дочери.

Саманте диагностировали расстройство поведения с бессердечием и неэмоциональностью. У нее были все признаки будущего психопата.

Психопаты всегда были среди нас. На самом деле определенные психопатические черты дошли до наших дней, поскольку в малых дозах они полезны: хладнокровность хирургов, туннельное видение олимпийских атлетов, амбициозный нарциссизм многих политиков. Но когда эти свойства существуют в экстремальных формах или в неверной комбинации, они могут произвести опасного асоциального индивидуума или даже хладнокровного убийцу. Только в последнюю четверть века ученые определили ранние признаки, сигнализирующие, что ребенок может стать следующим Тедом Банди.

Исследователи воздерживаются от того, чтобы называть детей психопатами, этот термин стал клеймом. Они предпочитают описывать детей, подобных Саманте, словосочетанием «бессердечие-неэмоциональность», что означает недостаток эмпатии, раскаяния и чувства вины, неглубокие эмоции, агрессивность и жестокость, безразличие к наказанию. Бессердечные и неэмоциональные дети без проблем причиняют другим боль, чтобы получить, что хочется. Если они выглядят заботливыми и участливыми, то, вероятно, пытаются вами манипулировать.

Исследователи говорят, что около 1% детей имеют подобные характеристики, примерно столько же, сколько аутистов и детей с биполярным расстройством. До недавних пор это расстройство редко упоминалось. Лишь в 2013 году Американская психиатрическая ассоциация включила бессердечие-неэмоциональность в список психических расстройств «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» (DSM).

Расстройство легко упустить из виду, поскольку многие очаровательные дети с этими чертами достаточно умны, чтобы маскировать их.

Более 50 научных работ обнаружили, что дети с бессердечием-неэмоциональностью более склонны (в три раза, написано в одной работе) стать преступниками или выражать агрессивные, психопатические черты во взрослой жизни. Взрослые психопаты составляют микроскопическую часть общего населения, но они ответственны за половину всех преступлений с насилием, говорится в научных исследованиях. Адриан Рейн, психолог в университете Пенсильвании, говорит, что если игнорировать проблему, то кровь будет на наших руках.

Исследователи говорят, что к психопатии ведет две дорожки: одна — врожденная, другая — взращенная. Некоторых детей может сделать жестокими и равнодушными окружающая их среда — бедность, плохие родители, опасные районы. Эти дети не рождены такими, многие эксперты полагают, что если их извлечь из этой среды, их можно отвернуть от психопатии.

А другие дети демонстрируют отсутствие эмоциональности даже если они выращены любящими родителями в безопасных районах. Исследования в Великобритании обнаружили, что это состояние — наследственное, заложенное в мозг, а оттого особенно с трудом поддающееся лечению. «Нам нравится думать, что любовь матери и отца может все исправить», говорит Рейн. «Но есть случаи, когда родители делают все, а плохой ребенок — просто плохой ребенок».

Исследователи подчеркивают, что равнодушный ребенок, даже тот, кто родился таким, не обязательно превратится в психопата. По некоторым оценкам, четверо из пяти детей не вырастают в психопатов. Загадка, которую все пытаются решить, заключается в том, почему некоторые из таких детей становятся нормальными людьми, а другие попадают в камеру смертников.

Опытный глаз может распознать безэмоционального ребенка к 3-4 годам. В то время как нормально развивающиеся дети к этому возрасту волнуются, если видят плачущих детей, и либо пытаются утешить их, либо сбежать, то безэмоциональные дети демонстрируют холодную отстраненность. Психологи могут отследить эти черты вплоть до младенчества.

Исследователи из Кингз колледжа в Лондоне протестировали более 200 пятинедельных младенцев, отслеживая, предпочитают ли они смотреть на лицо человека или на красный шарик. Те, кто предпочитал красный шарик, демонстрировали больше безэмоциональных черт спустя 2,5 года.

По мере взросления ребенка появляются более очевидные признаки. Кент Киль, психолог университета Нью-Мексико и автор книги The Psychopath Whisperer, говорит, что первым опасным предвестником становится проступок или преступление, совершаемое ребенком 8-10 лет в одиночестве, в отсутствие взрослых. Это отражает внутреннее стремление к причинению вреда. Криминальная универсальность — совершение разных проступков в разных местах — может также указывать на будущую психопатию.

Но самый явный признак — ранняя жестокость. «Большинство психопатов, которых я встречал в тюрьме, начинали с ссор с учителями в начальной школе», говорит Киль. «Я спрашивал их: Какую самую плохую вещь вы совершали в школе? И они отвечали: Я избил учителя до потери сознания. И вы думаете, неужели такое возможно? Оказывается, это очень частый случай».

Во многом благодаря работам Киля мы знаем, как выглядит мозг взрослого психопата. Он просканировал мозг сотен заключенных в тюрьмах строгого режима и зафиксировал разницу между обычными людьми, осужденными за насилие, и психопатами. В целом, Киль и другие ученые утверждают, что в мозге психопата есть как минимум две особенности — и эти же особенности наблюдаются в мозге бессердечных-неэмоциональных детей.

Смотрите так же:  Особенности работы с детьми с умственной отсталостью

Первая особенность существует в лимбической системе, ответственной за обработку эмоций. В мозге психопата эта область содержит меньше серого вещества. «Похоже на слабые мускулы», говорит Киль. Психопат может умом понимать, что он вытворяет неправильные вещи, но он не чувствует этого. «Психопаты знают слова, но не музыку», так описывает это Киль. «У них просто другая схема».

В частности, эксперты указывают на миндалевидное тело, входящее в лимбическую систему, как на виновника хладнокровия и разрушительного поведения. Человек с недостаточно активным или недостаточно развитым миндалевидным телом может не ощущать эмпатии или не сдерживать насилие. К примеру, многие взрослые и дети с психопатией не могут распознать выражение страха или стресса на человеческом лице. Эсси Видинг, профессор психопатологии в Университетском колледже Лондона, вспоминает, как показывал одному заключенному с психопатией карточки с разными выражениями лиц.

Когда пришел черед карточки с испуганным лицом, он сказал: «Не знаю, как вы называете эту эмоцию, но так обычно выглядят люди, перед тем как пырнуть их ножом».

Почему эта нейронная штука так важна? Эбигейл Марш, исследователь в Джорджтаунском университете, говорит, что признаки стресса, выражения страха и грусти — это сигналы подчинения и примирения. «Это своего рода белый флаг для предотвращения дальнейших атак. И если вы нечувствительны к этому сигналу, то вы будете атаковать того, кого другие люди предпочтут оставить в покое».

Психопаты не только не распознают стресс и страх в других людях, но и не испытывают их. Лучшим психологическим индикатором того, что молодой человек может стать преступником во взрослой жизни, является низкая частота сердцебиения в состоянии покоя, говорит Адриан Рейн из университета Пенсильвании. Длительные исследования тысяч мужчин в Швеции, Великобритании и Бразилии указывают на эту биологическую особенность. «Мы думаем, что низкая частота сердцебиения отражает отсутствие страха, а отсутствие страха может подтолкнуть кого-либо к совершению бесстрашных преступлений», говорит Рейн.

Есть также «оптимальный уровень психологического возбуждения», и люди с психопатией ищут стимуляции для подъема своего сердцебиения. «Для некоторых детей таким способом достижения возбуждения являются кражи, вступления в банды, ограбления, драки». В самом деле, когда Дэниел Вашбух, психолог Медцентра Пенн стейт Херши, давал безэмоциональным детям стимулирующие препараты, их поведение улучшалось.

Второй особенностью психопатического мозга является гиперактивная система вознаграждений, нацеленная на наркотики, секс и все то, что доставляет удовольствие. В одном исследовании детям предлагали играть в азартную компьютерную игру, позволявшую сперва выигрывать, а затем заставлявшую постепенно проигрывать. Большинство испытуемых прекращали играть на определенной стадии, чтобы перестать нести убытки. А психопатические, безэмоциональные дети продолжали играть, пока не теряли все. «Их тормоза просто не работают», говорит Кент Киль.

Сломанные тормоза могут объяснить, почему психопаты совершают жестокие преступления — их мозг игнорирует признаки опасности или грядущего наказания. «Мы принимаем множество решений, основанных на угрозе, опасности, что может произойти что-то плохое», говорит Дастин Пардини, психолог и профессор криминологии в университете Аризоны. «Если не слишком озабочены негативными последствиями своих действий, то вы с большой вероятностью продолжите поступать плохо. А когда вас поймают, то вы не научитесь на своих ошибках».

Исследователи наблюдают это безразличие к наказанию даже в младенцах. «Есть дети, совершенно невозмутимо стоящие в углу», говорит Ева Кимонис, работающая с такими детьми и их семьями в университете Нового Южного Уэльса в Австралии. «Так что неудивительно, что вскоре они снова там оказываются, поскольку такое наказание неэффективно для них. В то время как награда — о, они очень мотивированы ей».

Это наблюдение привело к новому способу лечения. Что делает врач, если эмоциональная, эмпатическая часть мозга у ребенка не работает, но система вознаграждения в мозге продолжает функционировать? «Ты начинаешь сотрудничать с системой», говорит Киль. «Работать с тем, что осталось».

С каждым годом, природа и воспитание продолжают толкать бессердечно-неэмоционального ребенка к психопатии и блокируют ему выходы в нормальную жизнь. Его мозг становится менее податливым, окружающая среда прощает ему все меньше выходок, по мере того, как родители исчерпывают свои силы, а учителя, соцработники и судьи начинают отворачиваться. К подростковому возрасту он еще не потерян для общества, поскольку рациональная часть его мозга все еще продолжает строиться, но он уже может быть весьма опасен.

Как этот парень, стоящий в пяти метрах от меня в Лечебном центре для подростков в Мендоте, штат Висконсин. Худой и долговязый подросток только что вышел из своей камеры. Двое сотрудников надевают на него наручники, кандалы и начинают уводить его. Внезапно он оборачивается ко мне и начинает угрожающе смеяться — от этого смеха у меня мурашки по коже. Другие молодые люди начинают выкрикивать ругательства и стучать по металлическим дверям своих камер, кое-кто просто молча смотрит сквозь узкие плексигласовые оконца, а мне кажется, будто я попала в мир «Повелителя мух».

Так же казалось и психологам Майклу Колдуэллу и Грегу ван Рибройку, когда они открывали это заведение в Мендоте в 1995 году, пытаясь бороться с эпидемией молодежного насилия 90-х. Вместо того, чтобы сажать молодых преступников за решетку до тех пор, пока они, повзрослев, не выйдут и не совершат еще более жестокие преступления, законодательные органы штата Висконсин открыли новый центр, чтобы разрушить круг патологии. Центр в Мендоте сотрудничает с Департаментом здравоохранения, а не с Департаментом коррекции и наказаний. Работают здесь не охранники и надсмотрщики, а психологи и психиатры. На каждые три ребенка приходится один сотрудник — соотношение в четыре раза больше, чем в других коррекционных учреждениях для подростков.

Колдуэлл и ван Рибройк говорят мне, что подростковые коррекционные учреждения для особо опасных преступников должны были присылать самых глубоко душевнобольных мальчиков в возрасте от 12 до 17 лет. Чего они не ожидали, так это того, что присланные мальчики окажутся самыми отъявленными злодеями. Они вспоминают свои первые собеседования.

«Ребенок выходил из комнаты, мы поворачивались друг к другу и говорили: «Это самый опасный человек, которого я когда-либо встречал в своей жизни». Каждый следующий выглядел еще опаснее предыдущего.

«Мы смотрели друг на друга и говорили: «О, нет. Во что мы ввязались?», добавляет ван Рибройк.

Путем проб и ошибок, они достигли того, что большинство считало невозможным: может, они и не вылечили психопатию, но сумели обуздать ее.

Большинство подростков в Мендоте выросли на улице, без родителей, их избивали, подвергали сексуальному насилию. Ответное насилие стало механизмом защиты. Колдуэлл и ван Рибройк вспоминают одну сессию групповой терапии, когда один мальчик описал, как отец связывал его запястья и подвешивал за них к потолку, а затем резал его ножом и втирал в раны перец. Несколько детей сказали: «Эй, что-то похожее происходило и со мной». Они назвали себя «клуб пиньяты».

Но не каждый в Мендоте был рожден в аду. Некоторые из мальчиков выросли в семьях среднего класса, чьи родители были виновны лишь в том, что при виде их ужасающего ребенка их охватывал паралич. Независимо от предыстории, одним из секретов спасения детей от психопатии было ведение непрекращающейся войны за возможность присутствия рядом с ними. Сотрудники Мендоты называют это «декомпрессией». Идея заключается в том, чтобы позволить подростку, жившему в хаосе, всплыть на поверхность и акклиматизироваться к миру, не прибегая при этом к насилию.

Колдуэлл упоминает, что две недели назад один пациент пришел в ярость, когда ему показалось, что с ним обращались небрежно. Каждый раз, когда сотрудники приходили к нему, он начинал мочиться или кидать фекалии через дверь (это любимое времяпровождение многих пациентов в Мендоте). Сотрудники уклонялись, а через 20 минут возвращались, и он проделывал это снова. «Это продолжалось несколько дней», говорит Колдуэлл. «Но суть декомпрессии заключается в том, что рано или поздно ребенок устанет так делать или у него закончится моча. И тогда у тебя будет совсем немного времени для того, чтобы попытаться установить с ним позитивный контакт».

Синди Эбсен, оперативный директор, а также медсестра, проводит для меня осмотр Мендоты. Когда мы проходим ряд металлических дверей с узкими окошками, мальчики смотрят на нас и крики сменяются мольбой. «Синди, Синди, принесешь мне конфеток?». «Я твой любимчик, не так ли, Синди?». «Синди, почему ты ко мне больше не приходишь?».

Она останавливается у каждой двери, чтобы шутливо поболтать с ними. Молодые люди за этими дверями убивали и наносили тяжкие увечья, угоняли машины и совершали вооруженный грабеж. «Но они все еще дети. Я люблю работать с ними, потому что я могу видеть прогресс, в отличие от взрослых преступников», говорит Эбсен. Для многих из них дружба с персоналом — единственное безопасное знакомство, которое у них когда-либо было.

Формирование привязанностей у бессердечных детей очень важно, но это не единственное направление работы в Мендоте. Настоящий прорыв центра заключается в превращении недостатков мозга во благо пациента, а именно в понижении значения наказаний и увеличении вознаграждений. Этих ребят выгоняли из школы, помещали в интернаты, арестовывали и сажали за решетку. Если бы наказание воздействовало на них, то это было бы заметно. Но их мозг реагирует, и с большим энтузиазмом, лишь на награды. В Мендоте мальчики накапливают очки, чтобы вступить в престижные «клубы» (Клуб 19, Клуб 23, ВИП-клуб). По мере увеличения их статуса, они получают привилегии и награды — шоколадки, бейсбольные карточки, пиццу по субботу, возможность поиграть на Xbox или не ложиться спать допоздна. Ударив кого-то, помочившись на кого-то, обматерив персонал, мальчик лишается очков, однако, ненадолго, поскольку наказание на них не действует.

Честно говоря, я настроена скептически — будет ли мальчишка, сбивший с ног престарелую женщину и отобравший ее пенсию (реальный случай одного из резидентов Мендоты), мотивирован обещанием получить карточки покемонов? Я иду по коридорам вместе с Эбсен. Она останавливается у одной из дверей. «Эй, я что, слышу интернет-радио?», зовет она.

«Да-да, я в ВИП-клубе», отвечает голос. «Показать тебе мои баскетбольные карточки?».

Эбсен открывает дверь, за которой оказывается тощий 17-летний парень с пробивающимися усиками. Он выкладывает свою коллекцию. «Здесь, типа, 50 баскетбольных карточек», говорит он, и я почти вижу, как в мозге загорается его центр вознаграждений. «У меня больше всех карточек и они самые лучшие». Позже, он описывает вкратце свою историю: его мачеха постоянно била его, а сводный брат насиловал его. Еще до вступления в подростковый возраст он начал сексуально домогаться маленьких девочку и мальчика, живших по соседству. Это продолжалось несколько лет, пока мальчик не пожаловался своей маме. «Я знал, что это неправильно, но мне было все равно», говорит он. «Я просто хотел получить удовольствие».

В Мендоте он начал понимать, что краткосрочное удовольствие может привести его в тюрьму, а отложенное наслаждение принесут более длительные дивиденды в виде работы, семьи и, что важнее всего, свободы. Это откровение снизошло на него во время погони за баскетбольными карточками.

После того, как он объяснил мне систему начисления очков (что-то из области высшей математики для меня), парень сказал, что подобный подход должен означать успех и во внешнем мире — как будто мир также работает по системе призовых очков. Подобно тому, как хорошее поведение приносит баскетбольные карточки и интернет-радио здесь, оно же принесет ему продвижение по работе. «Допустим, ты официант, ты можешь стать поваром, если хорошо справляешься», говорит он. «Вот так я вижу все это».

Он устремляет свой взгляд на меня, в поисках подтверждения. Я киваю, надеясь, что мир будет сотрудничать с ним. А еще больше я надеюсь, что он сохранит этот взгляд на вещи.

На самом деле, программа Мендоты изменила траекторию жизненного пути многих молодых людей, по крайней мере, в краткосрочном плане. Колдуэлл и ван Рибройк отследили путь 248 юных отступников после их освобождения.

Автор: Барбара Брэдли Хагерти, The Atlantic.

Другие статьи

  • Норма питания новорожденного ребенка Первые месяцы жизни Я хочу поделится опытом о малыше в первые месяцы его жизни. Все это известно опытной маме, а вот тем, кто только готовится стать мамой, и в голове столько вопросов о том, что делать с малышом после роддома, надеюсь, эти материалы пригодятся. Я хочу […]
  • Сколько часов должен спать ребенок в 10 лет Сколько ребенку нужно спать? Нормы сна ребенка меняются в зависимости от возраста: На первой-второй неделе жизни новорожденному необходимо спать 16,5 часов в сутки. При этом, днем ему важно спать не менее четырех раз. С одного до трех месяцев норма сна малыша — […]
  • Последние новости по уходу за ребенком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом будет увеличено с 5,5 до 10 тысяч рублей уже с 1 июля Это коснется 460 тысяч семей детей-инвалидов. В ходе ежегодного послания Федеральному Собранию РФ Президент анонсировал повышение сумм пособий по уходу за […]
  • Семьи воспитывающие детей сирот О мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях Краснодарского края В целях поддержки замещающих семей Законом Краснодарского края от 13 октября 2009 года № 1836-КЗ "О мерах […]
  • Ребенок в 10 месяцев развитие и питание комаровский Как правильно кормить ребенка: принципы питания Комаровского А вот как правильно кормить ребенка знают не каждые родители и даже многоопытные бабушки и дедушки не всегда кормят детей качественно, зачастую просто пичкая детей продуктами. Доктор Комаровский дает свои […]
  • Можно ли ребенку клотримазол Мазь "Клотримазол" для детей:инструкция по применению Заболевания кожи могут вызываться не только бактериями, но и грибками. И при такой инфекции наиболее востребованы местные средства, способные уничтожать грибки. Одним из них является Клотримазол. Он выпускается во […]