Р лазарус психологический стресс и процесс совладания

Р лазарус психологический стресс и процесс совладания

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Р лазарус психологический стресс и процесс совладания

Хайруллина Юлия Радиковна

магистр, кафедра научных основ экстремальной психологии, Московский Городской Психолого-Педагогический Университет

123290, Россия, г. Москва, наб. Шелепихинская, 2А, ауд. 511

Khairullina Iuliia Radikovna

student for a Master’s degree of the Department of the Scientific Grounds of Extreme Psychology at Moscow City University of Psychology and Pedagogy

123290, Russia, Moscow, nab. Shelepikhinskaya, 2A, room No. 511

В статье исследуется проблема психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей. В силу разных жизненных трудностей, бедствий, проблем, люди сталкиваются с серьезными потрясениями и стрессом, с которым справиться тяжело даже взрослому человеку, не говоря уже о детях и подростках, которые в случае чего прибегают к неадекватным способам совладания с ними. Подростковый возраст также характеризуется критическими для личности психологическими и физиологическими изменениями. В данной статье была проведена проверка гипотезы, что количество продуктивных стратегий совладающего поведения подростков можно повысить за счет проведения коррекционной программы. В качестве инструментария был использован диагностический комплекс, включающий психодиагностические методики: опросник способов совладания Лазаруса и Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк); опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»; методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях». В ходе исследования, была разработана и апробирована программа психологической коррекции по повышению качества формирования эффективных психологических защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей. По результатам также видно, что после проведения программы результаты изменились в лучшую сторону.
Ключевые слова: Психология, копинг-стратегия, психологические защитные механизмы, подростковый возраст, неблагополучная семья, стресс, личностные ресурсы, стрессовые ситуации, совладающее поведение, личность

Дата направления в редакцию:

In article the problem of psychological protective mechanisms and koping-strategy at teenagers from dysfunctional families is investigated. Owing to different vital difficulties, disasters, problems, people face serious shocks and a stress with which heavy to cope even to the adult, not to mention children and teenagers who if something happens resort to inadequate ways of a sovladaniye with them. The teenage age is also characterized by psychological and physiological changes, critical for the personality. In this article an inspection of a hypothesis was carried out that the number of productive strategy of sovladayushchy behavior of teenagers can be increased due to carrying out the correctional program. As tools the diagnostic complex including psychodiagnostic techniques was used: questionnaire of ways of a sovladaniye of Lazarus and Folkman (T.L. Kryukova’s adaptation, E.V. Kuftyak); Plutchik-Kellerman-Conte’s questionnaire «Index of vital style»; technique «Koping-povedeniye in stressful situations». During research, the program of psychological correction for improvement of quality of formation of effective psychological protective mechanisms and strategy of sovladayushchy behavior at teenagers from dysfunctional families was developed and approved. By results it is also visible that after carrying out the program results changed to the best.

Первоначально представления о психологической защите сформировались в рамках психоанализа. Логическое завершение концептуальные взгляды о психологических защитах приобрели в исследованиях А. Фрейд. Термин защитные механизмы подразумевает определенные функции Я, которые она использует для достижения компромисса между инстинктивными желаниями Оно и требованиями Сверх-Я. Функциональное действие защитных механизмов представляет собой снятие либо компенсирование тревоги, связанной с какими-либо объектами, они являются бессознательными способами ликвидации тревоги и направлены на обеспечение сохранности адаптивности личности. [18]

На современном этапе развития психологии защитные механизмы акцентированы на различные толкование о механизмах нормально функционирующей личности, однако это предполагает оперирование огромным защитным репертуаром, и использование их не способствует фиксировании на проблеме, и не провоцирует склонность их ригидного повторения. В отечественной психологии и психотерапии понятие защиты рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Под защитой подразумевается определенная защитная перестройка, которая предполагает переструктурирование иерархии ценностей и отношений, одновременно уменьшая эмоциональную напряженность и создавая временное облегчение в целях сохранения самооценки индивида. В целях эффективного конструктивного разрешения проблем индивид должен обрести силы и создать внутренний комфорт и уверенность в себе, одновременно уменьшить тревогу и беспокойство.

Согласно Б.Д. Карсарсарскому, психологические защиты условно можно классифицировать посредством разделения на группы. Первая группа представлена защитами, не осуществляющими переработку информации, поскольку действие с информационным потоком основано лишь на вытеснении либо подавлении, либо отрицания и блокировки. Фрейд использовал термин вытеснения для описания механизма перевода травматического аспекта проблемы в бессознательное. Действие данного механизма обусловлено возникновением множества проблем. Механизм вытеснения может в недостаточной степени справляться с функционированием удержания мыслей вне сознания. Кроме того, возникает проблема при столкновении с позитивными жизненными аспектами либо действие осуществляется посредством подавления более приемлемых и оптимальных способов. [9]

Механизмы защиты являются неразрывно связанными в современных исследованиях со стратегиями совладания. Психологическая защита характеризуется отказом индивида от конструктивного решения проблемы, а способы совладания подразумевают необходимость проявлять продуктивную активность, стремление справиться с трудностями.

В попытках изучения и раскрытия природы механизмов психологических защит разрабатывались многие теории. Одной из самых распространенных и признанных считается и в настоящее время психоэволюционная теория эмоций Роберта Плутчика, получившая мировое признание. В данной теории основными постулатами выступают инкорпорация, отвержение, протекция, разрушение, воспроизводство, реинтеграция, ориентация, исследование.

С помощью использования психологических защит происходит искажение реальности по следующему алгоритму: неприятные аспекты игнорируются, будучи воспринятыми, быстро забываются; при попадании в сознание интерпретируются выгодным для индивида способом. Механизмы защиты систематизированы в шкалу примитивности-зрелости.

Механизм последовательного возникновения механизмов защиты представлен следующей последовательностью. Первоначально происходит возникновение механизмов, основанных на перцептивной стороне: это ощущения, внимание, восприятие. Перцепция служит в качестве ответственного регулятора защит. Поведение выражается в механизмах отрицания, регрессии. Далее возникают механизмы защиты, которые предполагают забывание информации — это вытеснение и подавление, связанные с памятью. Механизм рационализации, возникающий в последующем, связан с мышлением и воображением. Информация переоценивается уже более сложным видом защиты. И, наконец, роль регулятора внутриличностного баланса осуществляет механизм психологической защиты, способствующий погашению доминирующей энергии. [15]

Так же проблема формирования защитных механизмов у подростков может рассматриваться в аспекте безопасности образовательной среды учебного заведения. [2; 7]

Копинговые стратегии (от англ.coping, coping strategy ) – понятие, объединяющее когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, использующиеся для того, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Синонимичным понятием, широко разработанным учеными русской психологической школы, является переживание. [5, с. 24; 6]

Возникновение термина «копинг» своими корнями уходит в 1962 год: именно тогда Мэрфи Л. Впервые использовал его при изучении проблемы преодолевания детьми кризисов развития. Впоследствии Р.Лазарус оперировал этой терминологией при анализе событий, порождающих тревогу и в качестве осозанного совладания со стрессом. Стресс – термин для обозначения обширного круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры. [16, с. 653]

По Лазарусу , стресс – это дискомфорт, испытываемый при отсутствии равновесия между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. С этой точки зрения происходит оценка человеком степени стрессогенности какой-либо ситуации. Лазарус и Фолкман при определении копинг-поведения ориентировались на оценку индивидами величины потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов. [12, с. 253]

Термин «совладающее поведение» — аналог английского термина «coping behavior», берущего истоки происхождения от слова «соре», дословно имеющего смысл «преодолевать», поэтому трактуется и как «психологическое преодоление». Отечественные исследователи понятие «копинг-поведение» интерпретируют как совладающее поведение или психологическое преодоление. Копинг-поведение подразумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью, а также обусловленной наличием личностно-средовых ресурсов, определяющих стратегию совладания.

Постепенно понятие «копинг» от понимания его как «превышающие ресурсы человека требования» стало трактоваться с позиций реакций на стрессовые и проблемные ситуации. Структуру копинг-стратегий составляют чувства и действия индивида, проявляющиеся в экстраординарных условиях. Систематизировав все определения, можно констатировать, что в понятие копинг включаются поведенческие и когнитивные усилия индивидов по выработке стратегий поведения в системе «человек-среда». Соответственным образом индивидуализируются реактивные индивидуальные проявления в зависимости от интенсивности стрессовых воздействий. При этом данные реакции будут выступать в качестве произвольных и непроизвольных.

Смотрите так же:  Чем вылечить невроз у ребенка

В контексте «человек-среда» стрессовые ситуации приобретают важную роль составляющих элементов социальной действительности. Как уже указывалось, учеными установлено, что особенности ситуации и воспринимаемый контроль над ней и особенности личности индивида выступают главными факторами, определяющими стили и стратегии копинг-поведения. Структура личностных ресурсов обусловлена следующими составляющими, в первую очередь, это:

1)самооценка, самопринятие, локус контроля и уровень тревожности;

2)возраст, пол и гендер;

3)социальная компетентность, принадлежность человека к этнической группе и социальному слою, социальный опыт.

Все представленные детерминанты и являются структурными составляющими личностных ресурсов. Проблематика совладающего поведения является одной из главных тем исследования в психологии, и ученые придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания.

Одним из основных является ресурсный подход, акцентирующийся на процессе перераспределения ресурсной базы, что предполагает выработку отдельными личностями определенных стратегий, обеспечивающих адаптацию к жизненным трудностям. Ресурсные теории основываются на предположении существования комплекса так называемых ключевых ресурсов, «управляющих» или направляющих общий фонд ресурсов. В рамках ресурсного подхода рассматривают широкий спектр различных ресурсов, средовых (доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи социальной среды), и личностных (навыки и способности индивида). [13; 17]

Проблема копинг-стратегий на современном этапе развития общества исследуется в разных сферах и на примере самых разных типов деятельности. Это так называемые копинг-стратегии эффективного функционирования индивида. Большое внимание уделяется изучению связи копинг-стратегий, которые применяет индивид, с его эмоциональным состоянием, успешностью в социальной сфере. При этом копинг-стратегии оцениваются с точки зрения их эффективности/неэффективности, а за критерий эффективности принимается снижение уязвимости к стрессовому воздействию. [14, с. 20-30]

На сегодняшний день наиболее апробированными методиками для измерения копинг-поведения являются: опросник Э. Хайма и «Индикатор копинг-стратегий» Д . Амирхана , выделяющему три группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания. [8, с. 554-555; 4]

Данный опросник является оптимальным инструментальным средством при исследовании стратегий копинг-поведения, и заключает в себе системообразующий принцип группообразования поведенческих стратегий человека. В психодинамическом направлении копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процесс совладания с проблемой. Механизмы, способствующие пассивной адаптации, возникают в связи с невозможностью преодоления проблемы адекватными способами, и выступают в качестве дезадаптивных способов совладания. Л.И. Анцыферова подчеркивает особое значение доминирующих конструктивных, неконструктивных и самопоражающих стратегий, в результате исследования которых выявляются личностные характеристики, призванные способствовать либо препятствовать человеку совладать с угрожающими ситуациями. [1, с. 3-18]

Копинг является стабилизирующим фактором, помогающим семье осуществить психологическое приспособление во время переживаемого стресса. Совладающее поведение – это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. [11,с.16]

При таком понимании совладающее поведение важно для социальной адаптации здоровых людей. Стили и стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. [3]

Другими словами, совладание, или копинг, – это то, как человек выдерживает, терпит, привыкает, избегает и/ или разрешает стрессовую, то есть напряженную ситуацию. Исследователи установили, что адаптивные возможности копинг-поведения увеличиваются под действием более сильных стрессоров. Это означает, что чем сильнее стрессор, тем более явно выражено совладающее поведение у хорошо адаптирующихся людей и семей. Российские семьи имеют, в основном, средний уровень совладания. Однако в некоторых случаях выраженность копинга существенно увеличивается: у людей, переживших неожиданный развод; у мужчин-мужей, возвратившихся после участия в боевых действиях к мирной, в том числе семейной жизни. Итак, понятно, что семьи могут по-разному реагировать на стресс. Способы (стратегии и стили) функционального, или продуктивного, копинга семьи в стрессовой ситуации обычно включают:

  1. поиск информации, понимание стрессовой ситуации, события;
  2. поиск социальной поддержки от близкого окружения, родственников, друзей, соседей, других людей, находящихся в подобных ситуациях, и профессионалов;
  3. гибкость семейных ролей;
  4. оптимизм, веру в лучшее;
  5. улучшающееся общение семьи, налаженную коммуникацию;
  6. включенность всех членов семьи в разрешение проблемы, трудности. [10]

Целью исследования было выявить специфику и особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей. Было предположено, что повысить количество продуктивных стратегий совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей можно при помощи коррекционной работы. Для проверки гипотезы были использованы результаты исследования, проведенные среди подростков из неблагополучных семей в количественном составе 26 человек в каждой группе (экспериментальной и контрольной), что составляет общий состав выборки 52 человек. Возрастная категория подростков: 13-15 лет. Исследование состояло из нескольких этапов. В самом начале были сформированы группы контрольная и экспериментальная (по 26 человек в каждой). Контрольная группа занималась по обычной программе, экспериментальная группа — по специально разработанной программе. Далее подросткам были предложены психодиагностические методики: Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля», способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана, «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях». После этого была разработана и апробирована программа психологической коррекции, по которой занималась экспериментальная группа для повышения качества формирования эффективных психологических защитных механизмов и стратегий совладающего поведения. После проведения программы был итоговый замер результатов исследования экспериментальной группы и контрольной по методикам Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля», способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана, «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях». И в самом конце был произведен сравнительный анализ для выявления динамики результатов исследования.

  1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
  2. Диагностический комплекс, включающий психодиагностические методики: опросник способов совладания Лазаруса и Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк); опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»; методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях».
  3. Методы математической статистики.

По результатам исследования, проведенного среди 52 подростков, были получены следующие результаты. При обработке данных, полученных в ходе исследования с использованием «Опросник способов совладания Лазаруса и Фолкман» (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк), было выявлено, что наибольшие изменения произошли по шкале «поиск социальной поддержки», показатели по которой до и после эксперимента разнятся почти в 2 раза. Серьёзные изменения произошли по шкале «дистанцинирование». По всем остальным шкалам тоже заметны изменения. После проведённой психокоррекционной программы у подростков экспериментальной группы значительно повысилась направленность на «поиск социальной поддержки» и «положительную переоценку». Зафиксирована высокая мотивация на формирование и развитие активных копинг-стратегий. Следует отметить качественные изменения в стратегии «поиск социальной поддержки»: если до начала проведения программы она носила пассивный характер, то после в ней проявилась тенденция к усилению активной составляющей, то есть подростки стали проявлять способность, обращаясь за социальной поддержкой как средством реализации собственных личностных ресурсов (рис. 1).

Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы по «Опросник способов совладания» Лазаруса и Фолкмана.

Второй методикой, предложенной подросткам, стала методика Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля». Значения показателей по отдельным шкалам претерпели существенные изменения в позитивную сторону. Снизились показатели по отдельным шкалам: шкала «вытеснение» — количество среднего значения положительных ответов снизилось с 8 до 6, «регрессия» — с 15 до 10, «замещение» — с 8 до 6. Шкала «проекция» и «компенсация» остались без изменений. Повысились показатели по шкалам: «гиперкомпенсация» — с 2 до 4; «рационализация» — с 3 до 5 (рис 2).

Рисунок 2. Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы по методике «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Кллермана-Конте.

Последней методикой, предложенной подросткам, стал опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях». Рисунок наглядно показывает произошедшие в экспериментальной группе изменения. Наибольшие изменения коснулись шкалы социального отвлечения, показатели по которой выросли более чем в 2 раза. Если на начало эксперимента подростки были замкнуты и рассчитывали только на себя, то к концу эксперимента они стали более социальны и, в теории, способны обратиться за поддержкой к окружающим. Значительные изменения произошли по показателям шкалы эмоций, показатели по которой снизились практически в 2 раза. Если первоначально для подростков было характерно эмоциональное реагирование на ситуацию в виде погружения в собственные переживания, то к концу эксперимента эта дезадаптивная стратегия у них сгладилась, и показатели по ней стали в пределах нормы (рис. 3).

Рисунок 3. Сравнительный анализ результатов экспериментально группы по опроснику «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»

На основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы, что подростки из неблагополучных семей склонны снимать возникшее напряжение с помощью неконструктивных механизмов защит: вытеснения, замещения. Что говорит о том, что подростки переживают тревогу интенсивнее, чем демонстрируют это другим, подавляют собственные негативные эмоций. Проведенное эмпирическое исследование показало, что неблагополучие в семье приводит к тому, что подросток выбирает неэффективные стратегии поведения, чаще избегает проблемных ситуаций, отступает от намеченных целей, реже обращается за помощью. Подростки из неблагополучных семей по большей части настроены агрессивно и враждебно по отношению к не устраивающей их ситуации.

Смотрите так же:  Расстройство личности при шизофрении

После проведения программы показатели изменились в положительную сторону. Увеличилось количество продуктивных и относительно продуктивных стратегий совладания, появились адаптивные варианты копинг-поведения.

Анализ теоретической литературы, полученные эмпирические данные, разработанные программа и рекомендации могут использоваться педагогами, психологами, социальными педагогами при определении путей оптимизации психического развития у подростков из неблагополучных семей с целью формирования у них более эффективных механизмов психологических защит и копинг-стратегий.

Также, по всем методикам обнаружены значимые различия, как между показателями подростков экспериментальной и контрольной группы по завершении эксперимента, так и между показателями подростков экспериментальной группы на начало и конец эксперимента (с помощью Т-критериев). Полученные значимые различия показателей подтверждают эффективность разработанной психокоррекционной программы, а значит и подтверждение гипотезы.

Механизмы психологической адаптации: стратегии совладания со стрессом

Копинг, копинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе — переживание.

Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. В 1966 году Р. Лазарус в книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.

Со временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации.

Проблемно-фокусированные / эмоционально-фокусированные копинг-стратегии

Исследователи, первые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Лазарус и Фолкман предложили дихотомическую классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность: • проблемно-фокусированные стратегии • эмоционально-фокусированные стратегии

Когнитивные / поведенческие / эмоциональные копинг-стратегии

Некоторые исследователи предлагают классификации, в которых копинг-стратегии различаются в зависимости от типов процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных), лежащих в их основе.

Эффективные / неэффективные копинг-стратегии

В то же время, некоторые исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты копинга.

1. К наиболее адаптивным копинг-стратегиям относятся стратегии, направленные непосредственно на разрешение проблемной ситуации. 2. Копинг-стратегии не связанные с активными действиями, но способствующие адаптации человека в стрессовой ситуации: «поиск эмоциональной социальной поддержки», «подавление конкурирующей деятельности», «сдерживание» – ожидание более благоприятных условий для разрешения ситуации вместо импульсивных действий и «юмор» как попытка справиться с ситуацией с помощью шуток и смеха по ее поводу. 3. Неадаптивные копинг-стратегии: «фокус на эмоциях и их выражение», «отрицание», «ментальное отстранение» – уход от стресса через фантазирование, мечты, сон; «поведенческое отстранение» – отказ от активного разрешения ситуации.

Копинг-стратегии как степень контроля над ситуацией

В психологической литературе также представлены иные классификации, которые рассматривают копинг-стратегии как планируемые поведенческие стратегии, которые служат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать контроль в ситуациях, когда он подвергается угрозе.

Копинг-стратегии. (Фолкман, Лазарус):

1. Стратегия противостоящего совладания — состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления непрязни и гнева в отношении того, что создало проблему.

2. Стратегия дистанцирования — описывает попытки индивида отделить себя от проблемы, забыть о ней.

3. Стратегия самоконтроля — заключается в старании регулировать собственные чувства и действия.

4. Стратегия поиска социальной поддержки — состоит из усилий индивида найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную помощь.

5. Стратегия принятия ответственности — заключается в признании своей роли в порождении проблемы и в попытке не повторять прежних ошибок.

6. Стратегия избегания — складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из нее.

7. Стратегия планового решения проблемы — состоит в выработке плана действий и следования ему.

8. Стратегия позитивной переоценки — описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации обстановки в позитивных терминах.

Копинг-стратегии, неэффективные в одних ситуациях, могут оказаться вполне эффективными в других; например, стратегии, неэффективные в ситуации, которая неподконтрольна субъекту, могут быть эффективны в ситуациях, которые субъект способен контролировать и изменять в желаемую сторону

Копинги в отличии от защитных механизмов имеют: 1. Осознанный характер 2. Произвольная природа процесса. Впоследствии был предложен еще один критерий (Крамер).

Копинг-стратегии как активный элемент адаптации студентов с разными типами межполушарной асимметрии.

Аннотация: Условием качественной подготовки специалиста, является формирование адаптивных качеств личности с помощью копинг-стратегий, которые необходимы в профессиональной деятельности. Они возможны при учитывании полового диморфизма функциональной асимметрии мозга, как факторе адаптации в современном мире.
Ключевые слова: Копинг-стратегии, функциональная межполушарная асимметрия, поведенческие стратегии, адаптационные свойства, адаптивность.

Проблема структурных основ функциональная межполушарная асимметрия тесным образом связана не только с методическим уровнем исследования, но и с методологией подхода к вопросу о соотношении между структурной организации мозга с различными проявлениями индивидуальной психической деятельности человека. Процесс адаптации современного студента неразрывно связан с индивидуально-психологическими характеристиками и типом функциональной асимметрии мозга. Подготовка специалистов, студентов ВУЗов, в современных условиях напрямую связана с практическими трудностями в обучении. Необходимость перестройки системы становится явной. Профессор Б. В. Зейгарник [1] говорила о недостаточной разработанности в отечественной психологии собственной типологии индивидуальности личности. Е.Д. Хомская, обсуждая перспективы развития экспериментальной нейропсихологии[2]. В настоящее время и сами педагоги стали обращать внимание на необходимость учёта функциональных асимметрий учащихся в образовательном процессе, адаптационные возможности с учётом стратегий. При этом если в педагогике будет учитываться такой фактор, как функциональная асимметрия, студенты первого года обучении намного легче и безболезненней будут усваивать учебный материал. Несмотря на большое количество исследований совладающего поведения, проблема его развития в онтогенезе остается одной из самых малоизученных. В связи с этим отчетливо выступает проблема эффективного совладания (копинг-стратегия) со стрессом и тревогой в рамках интеллектуальных испытаний. Копинг, копинговые стратегии (англ. coping, copingstrategy) — это то, что делает человек, чтобы справиться (англ.tocopewith) со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе, переживание. Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития[3]. Четыре года спустя, в 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями[4].

Как показано Лазарусом [5], стресс — это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. По Лазарусу и Фолкман, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами[6,7].

На сегодняшний день проблематика копинг-стратегий активно исследуется в самых разных сферах и на примере самых разных типов деятельности. Серьёзное внимание уделяется изучению связи копинг-стратегий, которые применяет индивид, с его эмоциональным состоянием, успешностью в социальной сфере и т. д. При этом копинг-стратегии оцениваются с точки зрения их эффективности и неэффективности, а за критерий эффективности принимается понижение чувства уязвимости к стрессам [6].

Тесная взаимосвязь адаптационных свойств личности и ее психологических защит позволяет считать их составляющими единой структуры адаптивности. Адаптивность — тенденции функционирования системы целеустремленной, определяемые соответствием или несоответствием ее целей и достигаемых в ходе деятельности результатов. Адаптивность выражается в их согласованности. Различия в трактовке целей функционирования системы обусловливают различные варианты возможной направленности адаптации. [8]

При этом следует предположить, что рассматривать адаптивность можно посредствам следующих характеристик. Таких как, начиная с самооценки и устойчивости и заканчивая одобрением со стороны окружающих. Это способность личности творчески и активно приспосабливаться к деятельности. Характеристику этих способностей можно получить, оценив нервно-психическую устойчивость и уровень моральной нормативности, и адаптационные способности.

Д. Амирханом была предложена классификация копинг-стратегий. Согласно данной классификации, можно выделить три основные группы поведенческих стратегий человека:
·стратегия разрешения проблем — активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы;
·стратегия поиска социальной поддержки — активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим;
·стратегия избегания — поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. Данная стратегия, по Д. Амирхану, является одной из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения.

Смотрите так же:  Ощущения при ипохондрии

По мнению исследователя, наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий в зависимости от ситуации [9,10]. На сегодняшний день многими исследователями предпринято множество попыток классификации стратегий преодоления жизненных трудностей, однако единая общепринятая классификация пока отсутствует.

Мы предполагаем, что индивидуально-личностные особенности и адаптационные возможности студента первого курса неразрывно связаны с типом функциональной асимметрии мозга.

Актуальность исследования определяется теоретической и практической значимостью изучения латерального фенотипа личности, позволяет обратиться к фундаментальным исследованиям феномена психофизиологической адаптации в контексте личностно-профессионального развития студента как субъекта учения.

В исследовании приняли участие студенты 1 курса 100 человек (юноши 17 человек, девушки 83 человека) НИИ «БелГУ» факультета психологии и студенты 1 курса 100 человек (юноши 17 человек, девушки 83 человека) НИИ «БелГУ» инженерно-физический факультета. Нами были взяты особенности различия индивидуально-психологических характеристик студентов с двумя типами функциональной асимметрии. Результаты, полученные с помощью психологических методов, уточнялись при помощи следующих методик: оценка мануальной асимметрии опросник М. Аннетт, моторные пробы, теппинг-тест, оценка слухоречевой асимметрии, оценка зрительной асимметрии, определение ведущей руки, ноги, уха, глаза; многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина; копинг-тест Лазаруса;

По результатам исследования среди студентов двух факультетов были получены первичные результаты.

Полученные в ходе нашего эксперимента результаты позволяют сделать следующий вывод по оценке мануальной асимметрии: по соотношению всех трех видов асимметрий «рука — ухо — ведущий глаз», могут быть выделены следующие варианты профилей у студентов: ППП, ПЛП, ПЛЛ, ППЛ, характеризуют различные варианты правшества, а также ЛЛЛ, ЛЛП, ЛПЛ, ЛПП, характеризующие левшество. Наиболее распространёнными типами среди студентов первого курса факультета «ИФФ» НИИ «БелГУ» оказались: ППП, ПЛП — характеризующие правшество и менее распространёнными ЛЛЛ, ЛПЛ, ЛПП, ЛЛП, характеризующие левшество. Наиболее распространёнными типами среди студентов первого курса факультета «ФаПси» НИИ «БелГУ» оказались: ППП, ПЛП, ППЛ, характеризующие правшество и полное отсутствие ЛЛЛ, ЛПЛ, ЛПП, ЛЛП характеризующие левшество. Полученные нами данные, позволили нам разделить испытуемых на 4 группы по развитию возможных типов ИПЛО(индивидуально-психологические особенности): «чистые правши», праворукие, амбидекстры, леворукие, «чистые левши».1 группа « чистые правши» ПППю составили в целом 2,5 %, ПППд 14,5% из этих показателей составили девушки двух факультетов. 2 группа праворукие с левшеством ППЛю составили в целом 4,5 %, ППЛд 28%. В этой группе тоже преобладали также девушки по сравнению с юношами, студенты обоих факультетов.3 группа праворукие с левшеством асимметрии слуха, правшеством зрения ПЛПю составили — 5,5% , ПЛПд — 29%.4 группа леворукие (ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП, ЛЛЛ) составили меньшую часть от всех студентов 1 курса «ИФФ» из них «чистые левши» ЛЛЛю — 3,5% юношей, «чистых левшей» ЛЛЛд — 9,5 % девушек. Так же ЛПЛю – 0,5% юношей, ЛПЛд -0,5% девушек, ЛЛПю – 0,5% юношей, ЛЛПд- 1,5% девушек, ЛПП- 0% юношей, 0 % девушек. Так же, мы наблюдались следующие результаты, по обследованным студентам. Как полное отсутствие, амбидекстров. Такие данные приведены в работе Е.С. Молодых (2005), обследовано 200 человек, амбидекстры отсутствовали, или встречались редко, именно амбидекстральные типы, так же как и в нашей работе при обследовании 200 человек, что может говорить о том, что эти типы редко встречаются среди различных выборок. [11] В результате в нашей генеральной выборке среди студентов двух факультетов, большую часть составили, студенты, характеризующие правшества, с правополушарной асимметрией мозга и в частности «чистые правши». Девушек в нашей генеральной выборке наблюдалось большее количество, чем юношей, на каждом из факультетов.

Наиболее яркие латералезации с адаптивной способностью фокусирования на росте собственной личности стали: юноши правши с левой слуховой и правшеством визуальной латерализацией «ПЛПю»- 5,5 %, девушки праворукие с левшеством асимметрии зрения и левой визуальной латерализацией «ППЛд»-27,5%. В результате проведённого анализа полученных данных выявлено, что у неадаптированных студентами с ИПЛО видов латерализаций с низким уровнем являются: «ЛЛПю»-0,5%,«ЛЛПд» -1,5%, «ЛПЛю» -0,5%, «ЛПЛд» -0,5%, «ЛЛЛд» -9,5%. У других латералезации наблюдаем разброс по всем уровням адаптивности.

Дисперсионный анализ позволил обнаружить эффекты взаимодействия между факторами пола и асимметрии, и поэтому, позволил проверить сложную гипотезу. В результате сравнения по F-критерию Фишера значимых статистических достоверных данных (влияние независимых факторов, как пол испытуемых, так и асимметрия коры головного мозга на зависимую переменную адаптационны способности современного студента) на достоверном уровне значимости были получены следующие результаты:

— по студентам 1 курса НИУ «БелГУ» факультета «ИФФ» при рассмотрении оценки эффектов межгрупповых факторов в дисперсионном анализе; такой независимый фактор, как асимметрия на достоверном уровне значимости (F=3,614 при p≤ 0,05) оказывает влияние на зависимую переменную «Конформность ». Данный результат, мы можем интерпретировать как, решение своих жизненных проблем с помощью агрессивных усилий по изменению ситуации. Этот показатель, тестового копинга, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску. Учитывая тот факт, что речь идёт о студентах с левополушарной асимметрией мозга, анализируя эти данные, мы выяснили, что левое полушарие связано с не высокой адаптивностью, плохой конформность, люди наиболее склонны к нервно психическим срывам. С помощью агрессивных усилий добиваются удовлетворение своих потребностей, тем самым так проявляются низкие адаптационные способности. Которые мы наблюдаем в результатах проведённого тестирования, и подтверждаются нашим кластерным анализом;

— по студентам 1 курса НИУ «БелГУ» факультета «ИФФ» левополушарные; такой независимый фактор, как асимметрия на достоверном уровне значимости (F=3,670 при p≤ 0,05) оказывает влияние на зависимую переменную «НПУ», нервно — психическая устойчивость. Тем самым мы понимаем, что если не проводить превентивных меры коррекционной работы со студентами левополушарниками, их нервно-психическая устойчивость будет низкой и будет приводить к дезадаптации при обучении. Что будет приводить к нервно психическим срывам. Это подтверждается в выше полученном результате, о влиянии такой переменной как конформность.

И рассматривая второй независимый фактор как пол испытуемых, мы наблюдаем следующие полученные данные:

— в результате нами проведённого дисперсионного анализа, мы наблюдаем, что исследуемый нами фактор «пол» оказывает влияние на такую зависимую переменную, как копинг стратегия «Планирование решения проблемы». Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме. На достоверном уровне значимости (F=5,331 при p≤ 0,05). Что подтверждается в нашем кластерном анализе, и адаптивностью современного студента с помощью t критерия Стьюдента. Студенты «левши» умеют планировать решение своих учебных проблем.

Студенты 1 курса НИУ «БелГУ» факультета «ФаПси» показали следующие данные и результаты:

— такой независимый фактор, как пол испытуемых на достоверном уровне значимости (F=3,250 при p

Другие статьи

  • Лечение цитомегаловирусной инфекции у детей Лечение цитомегаловирусной инфекции у детей Я.Р. МАНГУШЕВА, И.М. ХАЕРТЫНОВА, Л.И. МАЛЬЦЕВА Казанская государственная медицинская академия, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 36 Мангушева Яна Рафиковна — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры инфекционных […]
  • Можно ли кормить ребенка гороховым супом Когда вводить гороховый суп в меню ребенка Блюда из бобовых культур пользуются заслуженной популярностью. Эти вкусные диетические угощения входят в меню многих людей. Горох является лидером среди остальных сородичей, а самым распространенным блюдом из него — суп. Он […]
  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста список литературы Развитие связной речи детей дошкольного возраста список литературы Сервис бесплатной оценки стоимости работы Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по СМС Номер вашей заявки Прямо сейчас на почту […]
  • Новорожденны ребенок чихает Что делать если грудничок часто чихает, как понять причины Рождение малыша – счастливое и радостное событие в жизни каждой семьи. Но с появлением на свет крохи у неопытных родителей возникает волнение и беспокойство по поводу его здоровья, зачастую необоснованное. […]
  • Организация и методика руководства коллективной изобразительной деятельностью дошкольников Организация и методика руководства коллективной изобразительной деятельностью дошкольников Сервис бесплатной оценки стоимости работы Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по СМС Номер вашей […]
  • Рассчитываем пособие по уходу за ребенком до 15 лет в 2019 Пособие по уходу на второго ребенка до 1.5 лет Государство гарантирует, что единовременное пособие по уходу за вторым ребенком до 1,5 лет распространяется на все категории граждан без исключения. Единственное отличие от выплат на первого ребенка в том, что минимальный […]