Рабочая программа для ребенка с аутизмом

Рабочая программа на тему:
рабочая программа педагога-психолога

программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с растройством аутистического спектра 1-2 года обучения

Предварительный просмотр:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ «АБСОЛЮТ»

Заместитель директора по УР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1 И 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(РДА, РАС, атипичный аутизм)

Педагог-психолог: Сергеева Е.М.

2015-2016 учебный год

Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать потенциал этих детей. Очевидно, что организация школьного обучения детей с аутизмом

требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду соответствующего их особым

Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.

Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью которого является ранний детский аутизм.

Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “ сам ” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.

Наиболее существенные симптомы РДА:

  • одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • сопротивление любым переменам обстановки;
  • склонность к стереотипиям;
  • однообразие интересов и пристрастий;
  • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
  • неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
  • речевые нарушения;
  • повышенная тревожность;
  • недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
  • наличие ритуалов;
  • наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.

Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается, как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.

Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий.

Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.

I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма.

  • эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
  • реакция на внешние раздражители слабы;
  • может присутствовать мутизм;
  • типична мимическая маска глубокого покоя;
  • характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
  • избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).
  • присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
  • в речи преобладают однотипные штампы-команды;
  • возможно выполнение просьб матери;
  • чрезмерная привязанность к матери;
  • сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
  • стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
  • стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
  • ритуализация повседневной жизни.
  1. наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
  2. способность выразить свои потребности посредством речи;
  3. конфликтность;
  4. поглощенность одним и тем же занятием;
  5. большой словарный запас “книжного характера”;
  6. парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.

IV ГРУППА — наиболее благоприятная в плане коррекции.

  • способность к общению;
  • интеллектуальные функции сохранны;
  • чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
  • присутствие ритуальных форм поведения;
  • круг общения ограничен близкими взрослыми;
  • трудности в усвоении двигательных навыков.

Ребенок с РАС в обычной школе не может быть социально адаптирован если в этом сложном процессе ему не оказывается специфическая психологическая помощь. Задачи деятельности психолога здесь многообразны. Именно психолог помогает ребенку в формировании отношений с детьми и взрослыми, способов и приемов взаимодействия, а также помогает почувствовать границы взаимодействия, то есть соблюдать определенную дистантность во взаимодействии.

2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ.

Одна из главных задач психолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации, и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:

  • Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.
  • Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей.

В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий.

Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, песочную терапию, игры с водой.

Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.

Основной целью коррекционной работы является:

  • развитие умений социального взаимодействия;
  • формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, эмоциональных контактов ребенка
  • общения в целом с людьми и окружающей его социальной средой.

Исходя из данной цели строится вся коррекционная деятельность с ребенком.

1 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: установление контакта.

Любая коррекционно-развивающая работа начинается с установления положительного эмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с аутизмом этот этап может длиться дольше и занимать большее количество времени. Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревоги, «полевое», спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе данного этапа специалист выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы–волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки).

2 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: формирование навыков учебного поведения.

Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения.

Очень важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Постепенно вносятся небольшие новые элементы вариативности. Велика роль помощи педагога, особенно физической, направляющей на выполнение действия.

Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко. При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка с помощью значимых стимулов и похвалы, со временем постепенно снижая и отменяя использование невербального подкрепления.

3 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: развитие познавательной сферы.

На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.

— смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
— повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
— преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;

— развитие всех психических процессов.

— преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
— обучение его простым навыкам контакта;

— ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
— обучение ребенка более сложным формам поведения;
— развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
Коррекционно-развивающие занятия проводятся 3 раза в неделю в кабинете педагога-психолога. Занятия проводятся индивидуально. Время проведения одного занятия 15-20 минут.

КАЖДОЕ ЗАНЯТИЕ ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА НЕСКОЛЬКО БЛОКОВ:

  • Пальчиковая гимнастика (развитие общей и тонкой моторики, зрительно-моторной координации);
  • Игры и упражнения на развитие и коррекцию психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения),
  • Упражнения на формирование умения планировать свою деятельность, формирование мотивации познавательной активности.
  • Психогимнастика, настольные игры, рисуночные игры и другие.
  • организовать поведение ребенка;
  • развить способности к коммуникативному взаимодействию;
  • сгладить негативные проявления аутизма;
  • усилить психическую активность ребенка;

Реализация коррекционной программы дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ НА 2016-2017 учебный год

Программа разрабатывалась на 2016-2017 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ НА 2016-2017 учебный год»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОКОЛЬСКИЙ

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Принято на заседании Утверждено

Педагогического совета Приказ от 14.10.2016 г. № 65

Протокол № 2 от 10.10.2016 г. Заведующий МКДОУ детский сад №4 __________________ И.А. Котова

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ НА 2016-2017 учебный год

п. Сокольское – 2016

Пояснительная записка индивидуальной адаптированной программы для детей с ОВЗ (аутизм)

Цели и задачи реализации Программы

Принципы и подходы к реализации Программы

Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы

Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанников Программы

II. Содержательный раздел

Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей с аутизмом

Организация коррекционно-развивающей деятельности для детей с аутизмом

III. Организационный раздел

3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами

обучения и воспитания 11

На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Равномерному включению развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями на всех возрастных этапах их индивидуального развития.

Организация процесса воспитания и обучения должна предусматривать реализацию индивидуальной адаптированной программы для каждого ребенка с ОВЗ.

Индивидуальная адаптированная программа МКДОУ детский сад № 4 для ребенка с ОВЗ (аутизм) (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249

Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

Программа разработана на основе базовых специальных коррекционных программ: Скрипник Т.В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет» (которая предусматривает учет современных тенденций инклюзивного образования детей с особыми потребностями, а также — новых подходов к обучению и развитию детей с расстройствами аутистического спектра); Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. Издатель­ство «СОЮЗ», 2003; Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005;

1.2.Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной программы для ребенка с ОВЗ

Цель реализации Программы:

— исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего про­движения ребенка посредством совершенствования приобрета­емых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

-воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;

-развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;

-формировать коммуникативные умения и сенсорное развитие;

-повышать двигательную активность ребенка;

-формировать эмоционально-волевые, личностные качества, навыки социально-адаптивного поведения;

-объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

-взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития ребенка с аутизмом.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на следующих принципах:

— онтогенетическом, основанном на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе, его реализация позволяет учесть общие закономерности развития применительно к ребёнку с нарушением зрения, построить модель коррекционно-развивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций;

— развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, то есть амплификации развития; определение индивидуальных возможностей ребенка с нарушением зрения возможно только при активном участии педагогов, которые «ведут» развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, зону ближайшего развития»;

— коррекционной направленности воспитания и обучения, предполагающий индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей ребенка; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей с ОВЗ; пронизывает все звенья воспитательно — образовательного процесса;

— учета ведущего вида деятельности, основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;

— системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, в связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, все стороны речевой функциональной системы;

— психологической комфортности, взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;

— целостности, стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях;

— вариативности, детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия;

— непрерывности, обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития;

— интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

— гибкого распределения компонентов режима в течение дня.

Такой подход обеспечивает: ­ «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; ­ поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы; ­ ­ многообразие форм подготовки и проведения мероприятий; ­ возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному); ­ выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).

1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализациип программы

Характеристика ребенка с аутизмом

Прежде всего аутизм связан с нарушением адекватной эмоциональной связи с людьми. Ребенок как будто то не замечает никого вокруг. Он не откликается на вопрос, ничего не спрашивает и ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека, часто даже матери. Эти трудности очень ярко выступают в контактах со сверстниками: игнорирование, активный уход, созерцание со стороны, игра «рядом». При настойчивой попытке вовлечь такого ребенка во взаимодействие у него возникают тревога и напряженность.

Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и туже одежду; иметь предметы обихода, постоянно находящиеся в одних и тех же местах; гулять по одному и тому же маршруту; повторять одни и те же движения, слова, фразы; получать одни и те же впечатления; сосредоточенная поглощенность на одних и тех же интересах; тенденция вступать в контакт со средой и взаимодействие с людьми одним и тем же привычным способом. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию.

Смотрите так же:  Реакция клеток на стресс

Ребенок часами может совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки, спичечные коробки, банки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять их в определенном порядке, не разрешая никому убирать или отодвигать их. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки, косточки от фруктов, бумажки и т. п.), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям. Подобные игры и стремление к тем или иным предметам, безразличным для здоровых детей, можно рассматривать как эволютивный рудимент сверхценных образований. Ребенок с синдромом аутизма активно стремится к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда его оставляют одного. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором ребенок не реагирует на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.

Наряду с отсутствием адекватного эмоционального реагирования на ситуацию, слабостью эмоционального резонанса, характерны гиперестезия к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с РДА становится источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается постоянным отрицательным фоном настроения. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта.

Обращает на себя внимание недостаточность моторики, движения носят угловатый, неловкий характер, с трудом осваиваются простые навыки самообслуживания. На фоне моторной неловкости нередко наблюдаются двигательные стереотипии, вычурность и манерность движении, своеобразные жесты, трудно отличимые от навязчивых ритуалов.

Нарушение контакта с окружающими отчетливо проявляется и в нарушении коммуникативной функции речи. Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано. Однако независимо от сроков появления речи отмечаются нарушение формирования экспрессивной речи и главным образом недостаточность коммуникативной функции речи. В то же время может иметь место достаточно развитая «автономная речь», разговор с самим собой. Нередко встречается отставленное дословное воспроизведение ранее услышанного, так называемый фонографизм. Характерны патологические формы речи: непосредственные и отставленные во времени эхолалии, неологизмы, вычурное, например скандированное, произношение, необычная протяжная интонация, рифмование, применение в отношении самог себя местоимений и глаголов во 2-м и 3-м лице. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым.

Воспитанник 6 л, Задержка психо- речевого развития, РДА. Контактен, настроение переменчивое от уравновешенного до вспышек агрессии сопровождающихся громким плачем. Очень возбудим и эмоционален.

Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности кратковременный (5 -10мин). Внимание. Переключаемость характеризуется отвлекаемостью. Значительно снижены распределение внимания и его концентрация.

Мышление наглядно-действенное. Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные задания. Тане не доступны простые классификации обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Задания на зрительно-двигательную координацию выполняет без учета величины, формы и цвета. Цвета не соотносит. Определение процессов памяти и восприятия затруднены из-за индивидуальных особенностей ребенка. Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками.

Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита не достаточно. Понимание речи только на обиходно-бытовом уровне. Воспринимает простые побуждения и инструкции: сядь на стул, возьми мяч, пойдем в группу, мой руки. Объем воспринимаемых высказываний очень медленно расширяется, для этого необходимо многократное повторение. Пассивный словарь наполнен предметами ближайшего окружения и простейших действий. Активный словарь включает несколько слов и звукоподражаний: «мама», «ав-ав, «на», «ой». Голосовая активность при общении проявляется обычно в виде спонтанного повторения звукокоплексов: «ба-ба-ба», «бр».

1.5. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником индивидуальной адаптированной программы

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка с аутизмом.

Целевые ориентиры дошкольного образования для ребёнка с аутизмом

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом

Директор МБОУ БГО СОШ №6

_______________ Каверин В.В.

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

— недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
— отгороженность от внешнего мира;
— слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
— неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
— недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
— приверженность -преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
к сохранению неизменности окружающего;
— неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
— однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
— разнообразные речевые нарушения при РДА;
— у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Для детей имеющих ограниченные возможности в развитии, проблема проведения мероприятий, стимулирующих развитие, является очень актуальной. Чтобы предотвратить тяжелое отставание или по возможности уменьшить ущерб от него нужно своевременно проводить стимулирущие коррекционные воздействия для позитивного влияния на ребенка и приближение его к поведению здоровых детей.

— -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта

-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;

— формирование социально -приемлемого поведения;

— обучение пониманию своих собственных чувств, распознавание эмоционального состояния другого человека;

— обучение вербальному выражению своих желаний и чувств;

Развивающие: — развитие познавательных навыков;

-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления ;

— развивать понятийный аппарат и моторику рук;

Воспитывающие: — формировать интерес к художественной деятельности;

— воспитывать у детей умение видеть красоту в окружающем мире;

— формировать умение работать в коллективе;

— формирование навыков социально- бытового ориентирования и самообслуживания.

Отличительной особенностью данной программы является синтез упрощенных заданий, а также возможность варьирования заданий с целью их дифференцированной подачи.

Основные этапы психологической коррекции:

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 5 до 14 лет. В основе коррекционно- развивающей программы лежат индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Программа разбита на следующие этапы.

– установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему.

– усиление психологической активности детей, стимулирование детей к повторению действия, подражанию,развитию приемов самообслуживания.Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

— важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности. А также развитие основных психологических процессов.

Коррекционно-развивающая программа для детей с особыми возможностями здоровья (нарушение речи, ранний детский аутизм)

1 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Изумрудный город» УТВЕРЖДЕНА приказом от о.д. Заведующий О.В.Абросимова Коррекционно-развивающая программа для детей с особыми возможностями здоровья (нарушение речи, ранний детский аутизм) на учебныйгод Тамбов

2 Содержание Пояснительная записка 1.Особенности осуществления коррекционно-развивающего процесса 1.1.Основные принципы коррекционно-развивающей работы: 2.Содержание коррекционной работы 2.1.Основные направления коррекционно-развивающей работы детей с расстройством аутистического спектра Основные этапы психолого-коррекционной работы, осуществляемой педагогом-психологом Основные этапы психолого-коррекционной работы, осуществляемой учителем-дефектологом Основные этапы психолого-коррекционной работы, осуществляемой учителем-логопедом Организация работы специалистов в группе компенсирующей направленности. 2.2.Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушение речи 2.3.Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушение познавательного и эмоционального развития 3.Взаимодействие специалистов ДОУ 4.Инклюзивное образование 5.Механизмы реализации коррекционной программы. 6.Результаты коррекционно развивающей работы Приложение 2

3 Пояснительная записка. Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательнообразовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности. Данная программа разработана на основе: -Федерального закона«об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ -Конвенцией о правах ребенка ООН; -Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН ; -Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций(постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН ») -Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. 1155) -Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014) -Устава Учреждения, утвержденного Постановлением администрации города Тамбова от Программаопределяет содержание и организацию воспитательнообразовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена насоздание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей нашего учреждения, является актуальной. Коррекционная программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 2 до 7 лет. Новизна программы заключается в следующем: -разработаны рабочие программы учителя-логопеда, педагога-психолога, педагогадефектолога по работе с детьми ОВЗ(Приложение); -составлен тематический план коррекционно-логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития и ОНР у детей 5-7 лет(приложение); -составлен тематический план коррекционно-развивающей работы по развитию 3

4 эмоционально-познавательной сферы, коммуникативных навыков, социализации детей дошкольного возраста(приложение) -подобранкомплекс диагностических методик, выявляющих отклонения в поведении и умственном развитии детей(приложение); -подобран комплекс коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушений высших психических функций у детей с РДА(Приложение). -разработана программа психолого-педагогического сопровождения родителей(приложение) -составлен план работы консультативной и просветительской работы специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога (Приложение) Данная программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях: -совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая); -максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка. Цель программы: Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи программы: -определить особенности организации образовательного процесса в соответствии синдивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии); -учитывать особые образовательные потребностидетей с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими образовательной программы; -осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психологопедагогическую, коррекционно-логопедическую помощьдетям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); -разработать и реализовать индивидуальныеобразовательные маршруты; -развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками; -реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья; -создатьпространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка; -оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. 1.Особенности осуществления коррекционно-развивающего процесса 1.1.Основные принципы коррекционно-развивающей работы: 4

5 -принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы; -принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений; -принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»; -принципсоблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка; -принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; -принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению; -принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии; -комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. 1.2.Основные направления коррекционно-развивающей работы 1.Диагностическая работа включает: -выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы; -проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья; -определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; -изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей детей; -изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; -изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья; -системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей). 2.Коррекционно-развивающая работа включает: -реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социальнопсихолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательнообразовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития; -выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ,методик, методов и приемов обучения и 5

6 воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями; -организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии; -коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер; -формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; -развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции. 3.Консультативная работа включает: -выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса; -консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; -консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; 4.Информационно-просветительская работа предусматривает: -информационную поддержку образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; -различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса родителям (законным представителям), педагогическим работникам вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; -проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. 2.Содержание коррекционной работы. Содержание коррекционной работы направленона: 1. Обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с расстройствами аутистического спектра (РДА); 2. Коррекция и развитиеречевых функций детей с нарушением речи (ФН, ФФН, ФФН Дизартрия (м.п.), ОНР) Основные направления коррекционной работы детей с расстройством аутистического спектра Искаженное развитие это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что 6

Смотрите так же:  Профилактика болезни альцгеймера лекарства

7 приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются: — недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; — отгороженность от внешнего мира; — слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада); — неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы; — приверженность к сохранению неизменности окружающего; — неофобия (боязнь всего нового): дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь; — однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям; — разнообразные речевые нарушения при РДА; — у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения (чаще это умственная отсталость). Целькоррекционной работы: -преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; -развитие познавательных навыков; -смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; -повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения. Модель организации коррекционно-развивающей работы Коррекционноразвивающая работа Комплексное обследование детей Содержание коррекционной работы Деление детей наподгрупп ы Распределение детей для индивидуальной работы Коррекция нарушения познавательной сферы ребенка с детьми с педагогами с родителями Реализация педагогического процесса; согласование плана работы, коррекция стиля педагогического воздействия; обеспечение взаимодействия, коррекция детско-родительских отношений Коррекция нарушения поведения Дыхательная гимнастика Коррекция нарушений психологической готовности к школе Коррекция нарушений социальноэмоциональной сферы Развитие мелкой моторики 7

8 Диагностико-консультативное направление работыосновывается на основополагающем принципе дефектологии — принципе единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психологомедико-педагогического консилиума (ПМПк): образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе дефектолога, психолога, логопеда, методиста, медицинской сестры, обязательного присутствия одного из родителей ребенка (лиц, заменяющих их). В задачи консилиума входят: изучение состояния здоровья ребенка (медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение), социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, детском саду), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (дограмматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности), педагогическое изучение. Исследования в указанных направлениях ведутся систематически: в сентябре, когда ребенок поступает в группу компенсирующей направленности, в январе (промежуточное изучение) и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистами дошкольного образовательного учреждения. Для организации обследования детей в программах выделяется специальное время. Так, реализуется важнейший принцип дефектологической науки принцип динамического изучения развития ребенка в процессе образовательновоспитательной работы. Каждый из участников ПМПк образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю. Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: установление четких целей коррекционно-развивающей работы с ребенком, путей и сроков ее достижения; выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых; выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе; анализ хода развития ребенка и результаты педагогической работы. Таким образом, помимо направления психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в деле ребенка должны находиться рекомендации специалистов, обеспечивающих положительную динамику его развития, на основе поэтапных исследований. При отсутствии положительной динамики после выяснения причин и уточнения механизмов нарушения развития ребенка с согласия родителей переводят в соответствующее учреждение (на основании заключения ПМПК). Второе важнейшее направление — коррекционно-развивающее -предполагает комплекс мер, воздействующих наличность в целом, нормализацию и 8

9 совершенствование ведущего вида (наряду с типичными видами) деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога, воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога и других специалистов образовательного учреждения. Воспитание и обучение детей с аутизмом, как и нормально развивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий. Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит учителю-дефектологу и педагогу-психологу. Педагог должен обеспечить субъективное переживание ребенком успеха на фоне определенных затрат усилий, искать и использовать любой повод, чтобы отметить даже незначительное продвижение ребенка. Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида и группы компенсирующей направленности предусматривает соблюдение следующих условий: наличие в учреждении диагностико-консультативнойслужбы, работающей на междисциплинарной основе; построение образовательно-воспитательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей), обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевогои эмоционального развития и стимулирование, обогащениеразвития во всех видах детской деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной); использование адекватных технологий, характеризующихся эмоциональноигровой окрашенностью, прикладнойнаправленностью (тактильно-действенным обследованием,экспериментированием, трансформацией) и ценностнойзначимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чемиграет и взаимодействует; взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей, объяснение цели и задач воспитания и подготовки к школе детей с ОВЗ); событийный характер в организации жизнедеятельности детей; проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности детей Основные этапы психологической коррекции, осуществляемые педагогом-психологом. Психологическая коррекция начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей являлось вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. 9

10 Коррекционная работа осуществляется поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА. Используются два режима: щадящий и активирующий. Адаптация ребенка к условиям детского сада базируется на использовании простейших тактильных, пантомимических, моторных форм контактов, в условиях свободного выбора и полевого поведения. Оценка состояния ребенка, имеющего расстройства аутистического спектра, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий. Направленная деятельность ребенка РДА планируется с учетом диссоциации психического развития. Используется индивидуальная, а позднее групповая игротерапия. На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Первый этап установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности. Второй этап усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции. Задача усложнялась переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительномоторного кoмплекса, лишь постепенно вводя от более простых более сложные формы игр и самой моторной деятельности, а также конкретно, последовательно, многократно излагать порядок всех игровых действий. На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов: решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным групповым занятиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3- детей. Эффективность психокоррекционного процессадает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения. 10

11 Структура подгруппового занятия включает в себя: 1.Встреча детей. Педагог приветствует ребенка или всех детей 2.Дети приветствуют друг друга, вывешивают свою фотографию на доске «Кто пришел». 2.Составление расписания дня. Используют или предметные картинки, или иллюстрации, в зависимости от возможностей детей. Рядом находится коробка законченных дел, твое дело до конца. 3.Утренний «Круг». Круг включает в себя: приветствие друг друга при помощи предмета (мяч, шар), в дальнейшем с включением рукопожатия, игры по формированию пространственных представлений, в том числе, знание частей тела, по привлечению внимания к происходящему и друг к другу, фольклорные игры, так формируется умение действовать сообща, видеть и тактильно чувствовать детей в группе, общий танец. Ребенок насыщается положительными эмоциями, развивается зрительный, слуховой и тактильный каналы, затем сообщаем сегодняшний день недели. С этого занятия, как правило, начинается весь день. Эта форма очень эффективна в работе с детьми с расстройством аутистического спектра Основные этапы психологической коррекции, осуществляемые учителем-дефектологом. Основной целью в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра является подготовка их к школе, помощь на начальной ступени обучения, чтобы могли освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как средство психического развития ребенка и воспитания у него положительных качеств личности, для успешной социализации. Для достижения цели применяются следующие задачи: создание ребенку с ОВЗ возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития; обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка; коррекция (исправление или ослабление) негативныхтенденций развития; стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной,трудовой); профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностейв обучении на начальном этапе. Учителем-дефектологом проводится коррекционная работа в трех направлениях: 1) психолого-педагогическое развитие: ознакомление с окружающим миром (провидится 2 раза в неделю, в год 64 образовательные ситуации), ознакомление с художественной литературой (проводится один раз в неделю, в год 32 образовательные ситуации), развитие речевого восприятия и подготовка к обучению грамоте (проводится один раз в неделю, в год 32 образовательные 11

12 ситуации), развитие элементарных математических представлений (проводится два раза в неделю, в год64 образовательные ситуации). 2) развитие двигательной активности: общая и мелкая моторика (проводится каждый день, компоненты включаются в психолого-педагогическую работу). 3) сенсорное развитие. Значительное место в подготовке к школе детей с РДА занимает ознакомление с окружающим миром.важнейшую цель обучения заключается в расширении и систематизации знаний и представлений детей с РДА об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка. Ребенок знакомится с целостной картиной мира (в этом курсе представлено содержание двух образовательных областей естествознания и обществознания). Знания и представления о природных и общественных объектах и явлениях дети накапливают в процессе непосредственных наблюдений и практической деятельности, расширяют их в дидактических и сюжетно-ролевых играх. В ходе обсуждения наблюдаемых объектов и явлений дети учатся их анализировать, сравнивать, обобщать, приходить к определенным суждениям, выводам. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речиактивизируется словарь детей, формируются навыки связной речи. Основная цель в ознакомление с художественной литературой детей, направленная на формирование навыков восприятия ребенком произведений различныхжанров. По развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовки к обучению грамоте ставится следующие задачи: развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих); обогащение словаря; развитие грамматического строя речи, навыков связной речи с опорой на речевой опыт ребенка — носителя языка. В формировании элементарных математических представлений главная цель курса — всестороннее развитие ребенка: развитие любознательности, мыслительных операций. Основное средство интеллектуального воспитания ребенка, его личностных качеств — организация предметно-практической деятельности. Учебный материал дается не в готовом виде, а вводится на основе деятельностного подхода, т.е. связи и отношения между предметами дети «открывают» путем анализа, сравнения, выявления существенных взаимосвязей. Основная цель развития общей моторики овладение новыми движениями дошкольниками с РДА, совершенствование движений, большей точности, развитие координации. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста ставит цель научить детей выполнять мелкие и тонкие движения руками, развить речь. Сенсорное развитие направлено на умение упорядочить группы предметов по сенсорному признаку-величине, цвету, различие и называние основных цветов, оттенков, форму геометрических фигур, на восприятие величины объектов, выстраиванию предметов в ряд — по возрастанию или убыванию. Коррекционо-развивающие и ознакомительные занятия происходят во всех режимных моментах (кроме сна): на занятиях с педагогами, на прогулке, во время игры, в свободной деятельности, во время приема пищи. 12

13 2.1.3.Основные этапы психологической коррекции, осуществляемые учителем-логопедом Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке. Логопедическая работа начинается с определения речевой патологии, свойственной детям, имеющим расстройство аутистического спектра. Коррекционная работа направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной задачейстановится: расширение словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, «проигрывания», драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач Организация работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с расстройством аутистического спектра Воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме. Расписание составлено так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество образовательных ситуаций в неделю не превышает установленных норм.учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы на данной группе.чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе была выработана следующая система деятельности: 1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей. Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей в образовательной деятельности и в повседневной жизни — в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с заместителем заведующего дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции. 2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.). 13

14 Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель, проводя свои виды деятельности, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителядефектолога.правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях. 3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия. Данныевиды деятельности являются итогом всей коррекционнопедагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре. Программно-методическое обеспечение 1.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред. Шевченко С.Г. М.: Школьная пресса, Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. — М.: Просвещение, Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: Программнометодическое пособие / Под ред. Т. Г. Неретиной. — М.: Баласс; РАО, Башина В.М. Ранний детский аутизм, Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод, пособие для педагогов общего и спец. образования. — М.: ВЛАДОС, Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 6 лет: пособие для практических работников детских садов- СПб.: «Детство-Пресс», Войтова И.Д., Гуськова М.А., Лифанова С.Ю., Можейко А.В., Фирсова Л.Е. Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения/под ред.а.в.можейко. Тамбов, Шоплер Э., Ланзинг М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. 8.Игры и упражнения с особым ребенком. Руководство для родителей/ перевод Н.Л.Колмагоровой 2.2. Основные направления работы с детьми, имеющие нарушение речи Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. 14

Смотрите так же:  Ресторан истерия спб

15 Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. В детском саду воспитывается 19 детей с нарушением речи в возрасте 5-7 лет. Целью коррекции и развития речи является овладение детьми нормами и правилами родного языка и развитие их способностей, комплексное развитие познавательно-речевой деятельности. Задачи: -определить особенности организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии); -осуществлять индивидуально ориентированную социально-психологопедагогическую и медицинскую помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); -разработать и реализовать индивидуальные программы, индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с нарушениями речи; -обеспечить возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; -развивать коммуникативную компетенцию, формы и навыки конструктивного личностного общения в группе сверстников; -оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья. Условия реализации коррекционно-логопедической работы: -дифференцированные условия: работа осуществляется в форме индивидуальных (2-3 раза в неделю) и подгрупповых (2 раза в неделю) занятий. Длительность индивидуальных занятия от 10 до 20 минут, подгрупповых занятий от 20 до 25 минут, согласно нормам СанПиН. -психолого-педагогические условия: коррекционная работа планируется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.для создания комфортного психоэмоционального режима коррекционно-развивающие занятия проводятся с использованием артпедагогических технологий. -специализированные условия: занятия с детьми с нарушением речи проводятся в специально оборудованнойстудии конструктивного общения и речевого развития. Специальное оснащение:настенное и индивидуальные зеркала, перед которыми проводятся значительная часть занятий по постановке звуков и их первичной автоматизации;логопедические зонды и шпатели для постановки звуков и логопедического массажа;систематизированный иллюстративный материал и пособия, направленные на коррекцию речевых нарушений у детей; компьютерная 15

16 техника: интерактивная доска, видеопроектор, компьютер, позволяющая применять развивающие обучение. -здоровьесберегающие условия: в образовательном учреждении созданы условия для оздоровления: ежегодно все дети проходят обязательное медицинское обследование, перерывы между занятиями длительностью 10 минут, для детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся дополнительная индивидуальная работана спортивных тренажерах. -участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях. -развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные речевые нарушения (ОНР) Для организации системы работы с детьми со сложными речевыми нарушениями организованы занятия со специалистами (учителемдефектологом, педагогом-психологом. Продолжительность коррекционной работы с детьми: ФН от 3 до 6 месяцев; ФФН и ФН Дизартрия (м.п.) -1 год ФФН Дизартрия (м.п.) — 2 года ОНР длительность зависит от уровня развития. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка. Форма организации обучения:индивидуальная и подгрупповая (микрогруппы по 2-3 чел.). Для подгрупповых (в микрогруппах) занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека, периодичность занятий 2 раза в неделю, минут для детей от 6 до 7 лет, минут для детей от 5 до 6 лет. Требования к результатам: Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Планируемые результаты логопедической работы: — правильная артикуляция всех звуков речи в различных позициях; — чёткая дифференциация всех изученных звуков; — умение производить элементарный звуковой анализ и синтез; — овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Тематика работы может видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико- 16

17 педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе логопедических занятий и занятий с психологом. Модель организации коррекционно-логопедической работы в детском саду Заявка родителей, педагогов Обследование ребенка специалистами консилиума Составление предварительного заключения ГПМПК города Тамбова Выработка рекомендаций ПМПК, решение ПМПК вопроса об адекватных условиях обучения и воспитания МБДОУ детский сад «Изумрудный город» Специализированный детский сад, группа Учитель- логопед Родители Педагог-психолог Педагог-дефектолог Воспитатели 17

18 Программно-методическое обеспечение Коррекционно-логопедическая работа учителя-логопеда осуществляется по специальным программам, в которых отражается специфика процессов обучения и воспитания детей, имеющих нарушения речи: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (старшая группа детского сада). М.: МГОПИ, Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (подготовительная к школе группа). М., просвещение, Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». М.:Гном-Пресс, Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М., Воронеж, Модэк, Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Дидактический материал по формированию правильного произношения у детей дошкольного возраста». М.: Просвещение Краузе Е. «Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика». СПб.: Корона Принт, Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». СПб.:Детство-Пресс, Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушение познавательного и эмоционального развития Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей. Психодиагностика направление психологических исследований, определяющееуровень и характер развития личности или ее отдельных функций вданный момент. Диагностика предполагает различные методы исследования: беседу, наблюдение, тестирование, организованные игры. Плановое диагностическое обследование проводится 2 раза в год:в начале и конце учебного года. Помимо планового обследования возможна диагностика по запросам родителей или педагогов по вопросам особенностей взаимодействия сверстников, детей с воспитателями, родителями; психологического климата в коллективе. 1. Программа по развитию познавательных процессов у детей 2-3 состоит из 16 занятий и рассчитана на полгода. Занятия направлены на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, совершенствованию коммуникативных навыков и развитию познавательных процессов. 18

19 В содержание каждого занятия входят: развивающие игры; этюды; рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; отгадывание загадок; рисование. 2.Программа работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений состоит из 24 занятий и рассчитана на 1 год(для детей 3-4лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью каждого по минут с подгруппой детей до 7 человек. Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться. Основной целью цикла тематических занятий «Давай поиграем!» является введение ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, тем самым помогая ему адаптироваться в группе детей. В содержание каждого занятия входят: развивающие игры; этюды; рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказ психолога и рассказы детей; слушание музыкальных произведений; рисование. Во время занятий дети сидят на стульчиках в кругу или на ковре. Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений разделена на 4 раздела: «Я сам», «Я и другие дети», «Я и взрослые», «Я и культура общения». 3.Программа по развитию познавательных процессов у детей 4-5 и 5-6 лет представляет собой цикл из 30 занятий и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого по мин., которые могут проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей. Для соблюдения принципа единства обучения и воспитания в детском саду, опираясь на взаимосвязь специалистов ДОУ, цикл занятий построен с учетом лексических тем, изучаемых по программе ДОУ. Основной целью программы является повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Материалом служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций, воспитание личностных качеств. 4.Программа работы по коммуникативному развитию и развитию социальных эмоций для детей 6-7 лет состоит из 22 занятий и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого мин. 19

20 Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются: Развивающие игры (игры- драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения); Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию); Этюды; Сочинение историй; Моделирование и анализ ситуаций; Рисование; Рассматривание рисунков и фотографий. Во время занятий дети сидят на стульчиках в кругу или на ковре. Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений разделена на 5 разделов: «Я и Я», «Я и другие», «Я и мои эмоции», «Я и животные», «Я и моя семья». 5.Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Программа сопровождения состоит из 25 занятий и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого мин. Основной задачей является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Адекватными являются игры с жесткой последовательностью событий и действий, их многократное проигрывание. Освоение системы игровых штампов аутистами, способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия. В процессе занятий создается в последующем у аутистов возможность переноса усвоенного, т.е. творческая регуляция поведения и повышение предметно-практической ориентировки в окружающем. Используются следующие игры и упражнения: -Формирование эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод» -Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки». -Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой» -Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена) -Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд. Программно-методическое обеспечение 1.Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод, пособие для педагогов общего и спец. образования. — М.: ВЛАДОС, Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 6 лет: пособие для практических работников детских садов- СПб.: «Детство-Пресс»,

21 3.Войтова И.Д., Гуськова М.А., Лифанова С.Ю., Можейко А.В., Фирсова Л.Е. Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения/под ред.а.в.можейко. Тамбов, Взаимодействие специалистов ДОУ Программа обеспечивает системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе специалистами разного профиля: педагог-дефектолог,учитель-логопед, педагог-психолог. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает: -комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами; -многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка; -составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка. Объединение усилий специалистов в области психологии, педагогики, логопедии, позволит обеспечить систему комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Использование распространенных и современных форм организованного взаимодействия специалистов: консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, позволят предоставлять многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимодействие специалистов образовательного учреждения по системному сопровождению воспитанников с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается деятельностью психолого-педагогического консилиума, в который входят заместитель заведующего (председатель консилиума), педагог-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог. В рамках работы психолого-медикопедагогического консилиума обсуждаются проблемы определения и порядок предоставления специализированной квалифицированной помощи детям с особыми образовательными потребностями, определение путей психолого-медикопедагогического сопровождения ребенка, выработка согласованного решения по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута ребенка. 21

22 Педагог-психолог педагог-дефектолог учитель-логопед -развитие психических процессов -тренировка уверенного поведения -формирование правильного звукопроизношения -социальная адаптация Модель взаимодействия специалистов Семья -воспитание нравственных качеств -общее психическое состояние -выполнений заданий логопеда Ребёнок с ОВЗ Музыкальный руководитель -работа над дыханием -развитие певческих навыков -общая моторика -чувство ритма -развитие неречевых процессов -координация движений -ориентировка в пространстве Воспитатели -мелкая моторика -развитие психических процессов -развитие познавательной деятельности -общая и мелкая моторика -ориентировка в пространстве 4.Инклюзивное образование Инклюзивное образование — это гражданское право любого человека на получение образования в рамках общеобразовательной среды, в том числе ребёнка с аутизмом. Помощь детям с аутизмом от инклюзии это повышение уровня социального и интеллектуального уровня, развитие коммуникативных и речевых навыков. Научно доказано, что детям с ранним детским аутизмом в первую очередь необходима коррекционно-педагогическая помощь. Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. Инклюзивное образование регламентируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка. Инклюзивное образовательное пространствопредполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности детского 22

Другие статьи

  • Тавегил таблетки инструкция по применению детям 2 лет Тавегил таблетки - официальная* инструкция по применению ИНСТРУКЦИЯ по медицинскому применению препарата Регистрационный номер: Торговое название: Тавегил® МНН или группировочное название: клемастин Химическое название: […]
  • Супрастин уколы инструкция по применению детям Супрастин для инъекций - официальная* инструкция по применению Регистрационный номер: Торговое название: Международное непатентованное название: Лекарственная форма: Описание: прозрачный бесцветный водный раствор со слабым характерным запахом Фармакотерапевтическая […]
  • Дексаметазон ребенку инструкция по применению Дексаметазон для инъекций - официальная инструкция по применению Наименование лекарственного препарата: Торговое наименование препарата: Международное непатентованное наименование: Лекарственная форма: Вспомогательные вещества: глицерол (глицерин дистиллированный) - […]
  • Ребенок 2 5 месяца не спит днем Ребёнок 2 мес не спит днём дома Здравствуйте! Посоветуйте, как нам решить проблему. Дочка 2мес спит в день только 1 раз и только на улице или на балконе - может проспать от 3 до 4.5 часов подряд. Больше днём не спит, дремлет когда сосет грудь по 20-30 мин каждые 1.5-2 […]
  • Можно ли детям q10 Кудесан Для детей - официальная инструкция по применению Содержание активных компонентов, мг в таблетке: убихинон (коэнзим Q10) — 7,5 витамин Е — 1,0 Рекомендован в качестве дополнительного источника убихинона (коэнзима Q10) и витамина Е для детей старше 3-х лет. […]
  • Воспитание ребенка 2 года и 4 месяца Ребенок 2,5 года В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 месяца Ребенок 3 […]