Работа младшего воспитателя и воспитателя с детьми раннего возраста

Сайт для воспитателей детских садов

Доклад «Взаимодействие младшего воспитателя с детьми, в современных условиях»

Хотелось бы начать свой рассказ с сухой документации, итак.

Ссылки из типовой должностной инструкции младшего воспитателя.

3.1. Основным направлением деятельности младшего воспитателя является обеспечение санитарно-гигиенических условий для жизнедеятельности детей в закрепленном за ним групповом помещении.

Обеспечивает благоприятный эмоционально-психологический климат в детском и взрослом коллективе, выполняя правила этических и педагогических норм.

4.8. Следит за своим внешним видом, является образцом для детей, их родителей.

Младший воспитатель несет ответственность:

6.1. за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка своей группы; осуществляет гигиенический уход за детьми

1. Квалификационные требования.

2.1. Младший воспитатель должен знать:

— основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, врачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы;

Мы с вами должны понимать, что в силу своей занятости из-за нехватки младшего персонала, приходят на эту должность женщины без специального образования и зачастую не задерживаются.

Требовать от них выполнения всего ранее зачитываемого мы не можем.

Связь и взаимодействие с детьми на практике, в разных возрастных группах.

(из личного опыта)

1. В группе младшего дошкольного возраста, совместно с воспитателем младший воспитатель учит детей элементарным правилам вежливости, сказать спасибо, выразить свою просьбу: «дайте, пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».

Также принимает участие в одевании и раздевании детей, терпеливо учит самостоятельности, объясняет последовательность одевания одежды, хвалит.

В группе с младшими дошкольниками младший воспитатель в основном учит детей последовательности выполнения действий самообслуживания, короткими и чёткими указаниями. Даже как сходить на горшок необходимо ребёнку рассказать, что он с начало должен взять горшок, потом уже снять штанишки и сесть на горшок, так же и в других режимных процессах, укладывание спать, приём пищи.

Так же зачастую младший воспитатель находиться с подгруппой детей в раздевалке, пока воспитатель проводит занятие с другими детьми, поэтому ему необходимо уметь общаться с детьми, удерживая их внимание и интерес.

В любых режимных моментах младший воспитатель принимает участие, и поэтому специфика общения в младших группах это краткость, вежливость, спокойный тон.

2. В садовой группе, где детям уже привит навык самообслуживания, функция младшего воспитателя заключается в закреплении и контроле уже освоенных навыков и привитию новых, например: сервировка стола, пользование столовыми приборами, более сложных действиях в одевании (завязывание, застёгивание).

Дети старших и подготовительных групп выполняют посильную помощь младшему воспитателю, напр.: вытирание пыли, полив цветов, мытьё стульчиков, разливание компота по чашкам с помощью половника, и этому всему терпеливо учит детей младший воспитатель, тем самым осуществляя процесс трудового воспитания дошкольников.

В группах, старшего дошкольного возраста, нашего детского сада, непосредственная образовательная деятельность (НОД), проводятся со всей группой сразу, но и здесь младший воспитатель не остаётся безучастным, на НОД по художественной деятельности оказывает помощь детям в выполнении творческих работ, поэтому он должен обладать и элементарными знаниями о методах обучения художественной деятельностью, например : объяснить, показывая на отдельном листке, или показать, как лепиться и дать возможность ребёнку самостоятельно слепить то, что было показано, а не выполнять работу за него; взять руку ребёнка и проводить линию вместе с его рукой, чтобы он запомнил движение, и т.д.

На самом деле работа младшего воспитателя многообразна и сложна, и требует особого уважения и благодарности от детей, родителей и сотрудников детского сада.

Повторюсь, что существует проблемный вопрос, с очень низкой оплатой труда младшего педагогического персонала, по сравнению с объёмами возложенных обязанностей. Поэтому, администрации детских садов приходиться брать на эту должность женщин без должного образования. В связи с этим усложняется наша с вами задача, обучение младшего воспитателя ложиться на плечи коллектива детского сада, а это, прежде всего воспитатели, с которыми она бок обок работает, зам. заведующей по АХР, медицинской сестры, так же раздатчица на кухне, прачка и кастелянша.

А сейчас я хотела бы рассказать вам, что младший воспитатель в нашей группе делает от души, с желанием, для группы, для всего детского сада, для коллектива, для детей.

1. Учит детей элементарным правилам гигиены и поведению за столом

2. Следит за идеальной чистотой в группе

3. Сопровождает группу детей вместе с воспитателем на экскурсии

4. Иногда, организует совместную деятельность с детьми вечером до ужина (например, лепка из мукасольного теста).

5. Печатает информационный материал для родителей

6. Участвует в проведении утренников, играет роли

7. Украшает групповую комнату и раздевалку к праздникам.

8. Оказывает помощь в индивидуальном подходе к детям во время проведения художественно творческой деятельности

9. Проводит творческие мастер классы для педагогов МДОУ да всего и не перечесть…. Мы гордимся нашим помощником! Честь и хвала младшим воспитателям, которые относятся к своему делу с любовью и творчеством!

Сайт для воспитателей детских садов

«Детский сад детям рад!»

(рекомендации в период адаптации воспитателям ДОУ и родителям воспитанников, описание ежедневного пребывания ребенка в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей)

Начало учебного года – время, когда дети возвращаются после летнего отпуска в детский сад. Многие дети идут в детский сад впервые. Родители (особенно молодые, имеющие первого ребенка) испытывают тревогу, переживая за то, как их любимое чадо адаптируется в новом коллективе.

Для того, чтобы ребенок как можно легче пережил процесс адаптации, особенно важно взаимодействие родителей с педагогами ДОУ. Многие родители имеют слабые представления о режиме дня (разного для каждого возрастного периода), о возрастных психологических особенностях детей и их физиологических потребностях. Просветить родителей в этих вопросах помогут воспитатели. Знания об особенностях организации пребывания ребенка в детском саду дают возможность родителям изменить организацию жизнедеятельности ребенка дома, максимально приблизив её к условиям ДОУ. А это значительно облегчает процесс привыкания ребенка к детскому саду.

Воспитателям в свою очередь очень важно знать об индивидуальных особенностях ребенка – новичка (вкусовые, игровые предпочтения, привычки, склад характера, темперамент и т.д.). В этом педагогам должны помочь родители.

Только при условии взаимного сотрудничества и доверия между воспитателями и родителями воспитанников возникают благоприятные условия проживания ребенком адаптационного периода!

Предлагаю Вашему вниманию описание ежедневного пребывания ребенка в возрасте 2 -3 лет в нашем детском саду (в холодный и теплый периоды года)

Ежедневная организация жизни и деятельности детей группы раннего возраста (2 -3 года) холодный период года

Воспитатель встречает приходящих детей, приветствует их, спрашивает родителей о самочувствии ребенка. Если ребенок испытывает трудности при расставании с родителями (период адаптации или плохое настроение / самочувствие), воспитатель вносит игровой персонаж (куклу би- ба –бо, мягкую игрушку), чем отвлекает малыша. Некоторые родители приводят детей в детский сад рано (к 7.00) и просят воспитателя, чтобы ребенка уложили спать до подготовки к завтраку. Иногда сами дети просят побыть в спальне, посидеть на диванчике, уединиться с любимой игрушкой, принесенной из дома. Педагог старается учитывать все пожелания (как родителей, так и детей). Дети, не испытывающие затруднений при расставании с родителями, привлекаются воспитателем к совместным и индивидуальным играм с дидактическими / музыкальными игрушками (вкладыши, матрешки, пирамидки, кубики, неваляшки), чтению художественной литературы, занятиям по интересам (наблюдение в уголке природы за трудом воспитателя, игры с крупным строителем, рассматривание картинок в книжках). В 8ч. 00м. воспитатель предлагает детям поиграть (превратиться в медвежат, зайчат, погулять в лесочке и т.д. в зависимости от содержания комплекса утренней гимнастики) – проводится утренняя гимнастика.

8ч. 10м. – дети начинают готовиться к завтраку. Воспитатель проговаривает вместе с детьми потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Моем чисто, чисто, чисто», приглашает детей с игровым персонажем пройти в умывальную, чтобы помыть перед завтраком руки. В начале учебного года в это время необходима помощь младшего воспитателя, так как культурно – гигиенические навыки у детей практически не сформированы, поэтому с каждым ребенком процесс намыливания и смывания рук проводится индивидуально. К концу учебного года дети могут выполнять эти действия самостоятельно или с небольшой помощью / присмотром взрослого. Вымыв руки, дети с воспитателем проходят в спальню, садятся на стульчики, воспитатель надевает детям нагрудники, рассказывает о том, что дети сейчас будут кушать, преподносят блюдо. Младший воспитатель в это время заканчивает накрывать на стол. Дети постепенно садятся за накрытые столы, приступают к завтраку. Во время завтрака воспитатель и младший воспитатель помогают (при необходимости или по просьбе родителей) детям, докармливают их, напоминают о правильной посадке за столом, о правилах приема пищи, учат пользоваться столовыми приборами, салфетками. При организации питания (завтрак, обед, полдник) учитываются индивидуальные вкусовые предпочтения детей (некоторые дети не едят какие – то продукты, родители просят не давать их детям). По окончании приема пищи дети постепенно выходят из – за столов, проходят на ковер, находят себе занятия по интересам (строительные игры, игры с куклами, машинками и т.д.). Когда все дети заканчивают прием пищи, воспитатель приглашает детей в туалетную комнату (высадка на горшки).

9ч.00м. – воспитатель организует с детьми игровые образовательные ситуации различной тематики (в соответствии с планом работы). Продолжительность непосредственно организованной образовательной деятельности – 8 -10 минут, перерыв между занятиями – 10 минут. Музыкальные занятия проходят в музыкальном зале. Воспитатель с детьми обыгрывает различные ситуации, совместно подводят итоги, повторяют пройденный материал в игровой деятельности. Проводится индивидуальная работа с детьми по формированию умений и навыков: культурно – гигиенические, самообслуживание, художественная, познавательная, речевая, физическая деятельность, сенсорное развитие и т.д. Во время проведения индивидуальной работы с детьми младший воспитатель привлекает остальных детей к совместным играм – мозаики, вкладыши, пальчиковые и театрализованные игры.

9ч.30м. – воспитатель с детьми моделирует ситуацию «Можно – нельзя» в игровой форме (повторение правил поведения за столом в зависимости от уровня сформированности представлений, навыков), предлагает детям помыть руки и пройти за столы на второй завтрак.

9.ч 55м. — далее дети посещают туалетную комнату и проходят в раздевальную. Здесь используется подгрупповой способ организации детей. Дети, которые раньше вышли из – за столов, первыми проходят в раздевальную с младшим воспитателем. Остальные дети с воспитателем заканчивают второй завтрак, также посещают туалетную комнату и выходят в раздевальную. Во время сбора на прогулку проводится словесная игра «Одень Мишку на прогулку» — повторение последовательности одевания с игровым персонажем. Детям оказывается помощь в процессе одевания (в зависимости от уровня сформированности навыков самообслуживания, сезона). Во время сбора на прогулку учитываются индивидуальные особенности детей – часто болеющих или сильно потеющих детей одевают в последнюю очередь. Выход на прогулку также происходит подгруппами: дети, которые оделись быстрее, выходят с воспитателем на улицу и ждут остальных детей. Младший воспитатель заканчивает сборы на прогулку и выводит остальных детей на улицу, провожает их до участка вместе с воспитателем. Во время прогулки воспитатель привлекает детей к наблюдениям за живой природой, погодными явлениями, предлагает детям подмести дорожки, смести песок с лавочек, стола. Отводится время для самостоятельной деятельности детей (игры с лопатками, катание с горки). Воспитатель старается привлечь застенчивых / недавно посещающих детский сад детей к совместным играм, проводит индивидуальную работу с ними. В течение прогулки проводятся 2 игры: подвижная и малой подвижности. В конце прогулки воспитатель привлекает детей к уборке игрушке

11ч.35 м. – дети возвращаются с прогулки, воспитатели организуют процесс раздевания, напоминают последовательность. Сильно потеющим детям первым оказывают помощь. Детям оказывается помощь в процессе раздевания в зависимости от степени сформированности навыков самообслуживания, от длительности посещения детьми детского сада. Подгруппа детей, которые первыми разделись, проходят с воспитателем в умывальную, второй воспитатель помогает остальным детям раздеваться. Младший воспитатель накрывает на столы. Вторая подгруппа детей также проходит мыть руки.

12ч.10м. — дети постепенно садятся за накрытые столы. Воспитатели рассказывают о том, что дети сейчас будут кушать, называют блюда. Детей, которые кушают медленно, сажают рядом с детьми, которые кушают довольно быстро, уверенно (в соответствии с возрастом) пользуются столовыми приборами. Во время обеда младший воспитатель убирает грязную посуду со столов, подает детям второе блюдо. Воспитатели докармливают (по необходимости или по просьбе родителей) детей, следят за правильной посадкой и пользованием столовыми приборами, напоминают о правилах этикета (благодарность, пользование салфеткой и т.д.).

12ч.40м. – по мере окончания приема пищи дети проходят в туалетную комнату, далее идут в спальную, раздеваются и укладываются в кроватки. Педагоги стараются укладывать первыми и поднимать последними детей с трудным засыпанием и чутким сном. Воспитатель, находящийся в спальне, контролирует процесс раздевания детей, оказывает им словесную помощь. Остальные дети со вторым воспитателем заканчивают прием пищи и также готовятся ко сну. В этот режимный момент воспитатели учитывают индивидуальные особенности детей (стараются первыми уложить спать тех детей, которые пришли в детский сад рано и детей, которые испытывают затруднения с засыпанием). Когда все дети лежат в кроватках, воспитатель читает им сказку или включает диск с успокаивающей музыкой, детскими колыбельными. По необходимости воспитатели присаживаются рядом с кроватками тех детей, которые испытывают тревожность, не могут долго заснуть или мешают уснуть другим детям (разговаривают).

15ч.10м. – начинается постепенный подъем тех детей, которые уже проснулись. Вместе с воспитателем дети проходят в туалетную комнату, проводятся закаливающие мероприятия (ходьба по массажным коврикам, босоножье, контрастные воздушные ванны).

Далее дети возвращаются в спальню и одеваются. Воспитатель проводит индивидуальную работу по формированию навыков самообслуживания, оказывает детям помощь (по необходимости). Остальные дети по мере просыпания также проходят в туалетную комнату с младшим воспитателем, с ними проводятся закаливающие мероприятия, далее дети одеваются. Дети, одевшиеся первыми, проходят на ковер, находят себе занятия по интересам.

15ч.30м.- воспитатель приглашает всех детей пройти помыть руки, напоминает о последовательности процесса умывания, оказывает словесную и практическую (по необходимости) помощь. В этот момент используются игровые приемы с кукольным персонажем, чтение потешек, стихов – в зависимости от ситуации. Затем дети проходят в спальную, воспитатель надевает им нагрудники, рассказывает о том, что дети будут есть на полдник. Дети постепенно проходят за столы. Воспитатель помогает детям в процессе приема пищи, напоминает о правилах поведения за столом, поощряет тех детей, которые стремятся эти правила соблюдать. Постепенно дети выходят из – за столов, выбирают занятия по интересам – настольные игры, художественная деятельность, театрализованные игры, игры со строителем, спортивным инвентарем и т.д. Воспитатель проводит с детьми индивидуальную работу (пальчиковые игры, шнуровки, «Пуговки» — развитие мелкой моторики рук; по художественной деятельности – навыки проведения прямых линий, игры с пластилином, познавательно – речевое развитие — рассматривание картинок различной тематики «Одежда», «Игрушки», «Посуда» и т.д.), привлекает детей к слушанию русских народных сказок, проговариванию знакомых потешек, стихов, к прослушиванию дисков с детскими песнями, играм малой подвижности, организуются игровые развивающие ситуации.

Смотрите так же:  Упражнения на развитие пространственного восприятия у дошкольников

16ч.30м. – привлечение детей к уборке игрушек, дидактическая игра «У каждой игрушки свой домик», посещение туалетной комнаты (высадка на горшки). Далее дети проходят в раздевальную, одеваются на прогулку. В это время за некоторыми детьми приходят родители. Воспитатель, не отвлекаясь от процесса одевания детей на прогулку, информирует родителей о событиях дня, самочувствии ребенка, его успехах. Младший воспитатель также оказывает помощь детям по необходимости (застегнуть молнию, завязать шнурки и т.д.). На вечерней прогулке воспитатель проводит с детьми подвижные игры, привлекает к посильному труду (подмести дорожки, собрать маленькие веточки на участке, собрать букеты из листьев, сгрести снег с лавочек и т.д.), проводит индивидуальную работу по развитию движений, по формированию экологических представлений, речевых умений. Во время прогулки за детьми постепенно приходят родители, воспитатель прощается с детьми.

Ежедневная организация жизни и деятельности детей группы раннего возраста (2 -3 года) теплый период года

Воспитатель встречает приходящих детей на прогулочном участке, приветствует их, спрашивает родителей о самочувствии ребенка. Если ребенок испытывает трудности при расставании с родителями (период адаптации или плохое настроение / самочувствие), воспитатель с помощью игровых приемов отвлекает малыша. При необходимости воспитатель с детьми может пройти в группу, занять детей играми. Дети, не испытывающие затруднений при расставании с родителями, привлекаются воспитателем к совместному посильному труду – вынести игрушки на участок, полить клумбу, цветник. В это же время проводится индивидуальная работа с детьми по развитию движений, закреплению сенсорных эталонов, по речевому развитию. В 7ч. 50м. воспитатель предлагает детям поиграть (превратиться в медвежат, зайчат, погулять в лесочке и т.д. в зависимости от содержания комплекса утренней гимнастики) – проводится утренняя гимнастика на свежем воздухе.

8ч. 00м. – дети проходят в группу, начинают готовиться к завтраку. Воспитатель проговаривает вместе с детьми потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Моем чисто, чисто, чисто» и др., приглашает детей пройти в умывальную, чтобы помыть перед завтраком руки. В начале учебного года в это время необходима помощь младшего воспитателя, так как культурно – гигиенические навыки у детей практически не сформированы, поэтому с каждым ребенком процесс намыливания и смывания рук проводится индивидуально. К концу учебного года дети могут выполнять эти действия самостоятельно или с небольшой помощью / присмотром взрослого. Вымыв руки, дети с воспитателем проходят в спальню, садятся на стульчики, воспитатель надевает детям нагрудники, рассказывает о том, что дети сейчас будут кушать, преподносят блюдо. Младший воспитатель в это время заканчивает накрывать на стол. Дети постепенно садятся за накрытые столы, приступают к завтраку. Во время завтрака воспитатель и младший воспитатель помогают (при необходимости или по просьбе родителей) детям, докармливают их, напоминают о правильной посадке за столом, о правилах приема пищи, учат пользоваться столовыми приборами, салфетками. При организации питания (завтрак, обед, полдник) учитываются индивидуальные вкусовые предпочтения детей (некоторые дети не едят какие – то продукты, родители просят не давать их детям). Во время завтрака продолжают приходить дети, воспитатель также проводит их в умывальную, усаживает за стол. По окончании приема пищи дети постепенно выходят из – за столов, проходят на ковер, находят себе занятия по интересам (строительные игры, игры с куклами, машинками и т.д.). Когда все дети заканчивают прием пищи, воспитатель приглашает детей в туалетную комнату (высадка на горшки).

9ч.00м. – дети проходят в раздевальную, начинают одеваться на прогулку. К концу учебного года практически у всех детей сформировались навыки самообслуживания в соответствии с возрастом, поэтому воспитатель и младший воспитатель оказывают небольшую помощь детям в процессе одевания (застегнуть сандалии, молнию). Во время одевания воспитатель играет с детьми в словесные игры (читает знакомые стихи, потешки, загадывает загадки, повторяют знакомые песенки, попевки и т.д.). На улицу воспитатель выводит сразу всех детей, младший воспитатель провожает их на участок. На участке детского сада находится бак с кипяченой водой, воспитатель выносит одноразовые стаканчики. Когда дети захотят попить, воспитатель с детьми подходит к баку и наливает воду в одноразовые стаканчики. Во время прогулки воспитатель привлекает детей к наблюдениям за живой природой, погодными явлениями, предлагает детям подмести дорожки, смести песок с лавочек, стола. Отводится время для самостоятельной деятельности детей (игры в песочнице, с водой, катание с горки). Воспитатель старается привлечь застенчивых детей к совместным играм, проводит индивидуальную работу с ними. Проводятся дидактические («С какого дерева листок?», «Узкий – широкий») и подвижные игры по желанию детей, закаливающие процедуры (солнечные ванны) в зависимости от индивидуальных особенностей детей. В конце прогулки воспитатель привлекает детей к уборке игрушек.

10ч.00м. – воспитатель с детьми возвращаются в группу на второй завтрак, переобуваются в сменную обувь и проходят мыть руки. В процессе умывания воспитатель напоминает о последовательности действий, следит за тем, чтобы дети тщательно намыливали руки, смывали мыло. Далее дети садятся за столы. После второго завтрака дети посещают туалетную комнату, переобуваются и вновь выходят на прогулку.

11ч.30 м. – дети возвращаются с прогулки, воспитатели организуют процесс раздевания, напоминают последовательность. Детям оказывается помощь в процессе раздевания в зависимости от степени сформированности навыков самообслуживания. Подгруппа детей, которые первыми разделись, проходят с воспитателем в умывальную, моют ноги, затем обширное умывание до локтя. Воспитатель напоминает детям о том, что после игр с песком руки нужно намыливать дважды, хорошо вспенивать мыло, тщательно смывать его с рук. Второй воспитатель помогает остальным детям раздеваться. Младший воспитатель накрывает на столы. Вторая подгруппа детей также проходит мыть ноги и руки. После умывальной дети с воспитателями проходят в спальную, где воспитатели надевают детям нагрудники (тем детям, которые ещё не научились кушать аккуратно), преподносят детям блюда (первое, второе, третье)

11ч.50м. – дети постепенно проходят за накрытые столы, приступают к обеду.Детей которые кушают медленно, сажают рядом с детьми, которые кушают довольно быстро, уверенно (в соответствии с возрастом) пользуются столовыми приборами. Во время обеда младший воспитатель убирает грязную посуду со столов, подает детям второе блюдо. Воспитатели докармливают (по необходимости или по просьбе родителей) детей, следят за правильной посадкой и пользованием столовыми приборами, напоминают о правилах этикета (благодарность, пользование салфеткой и т.д.).

12ч.20м. – по мере окончания приема пищи дети проходят в туалетную комнату, далее идут в спальную, раздеваются и укладываются в кроватки. Педагоги стараются укладывать первыми и поднимать последними детей с трудным засыпанием и чутким сном. Воспитатель, находящийся в спальне, контролирует процесс раздевания детей, оказывает им словесную помощь. Остальные дети с воспитателем заканчивают прием пищи и также готовятся ко сну. В этот режимный момент воспитатели учитывают индивидуальные особенности детей (стараются первыми уложить спать тех детей, которые пришли в детский сад рано и детей, которые испытывают затруднения с засыпанием). Когда все дети лежат в кроватках, воспитатель читает им сказку или включает диск с успокаивающей музыкой, детскими колыбельными. По необходимости воспитатели присаживаются рядом с кроватками тех детей, которые испытывают тревожность, не могут долго заснуть или мешают уснуть другим детям (разговаривают).

15ч.00м. – начинается постепенный подъем тех детей, которые раньше заснули и уже проснулись. Вместе с воспитателем дети проходят в туалетную комнату, проводятся закаливающие мероприятия (ходьба по массажным коврикам, босоножье, контрастные воздушные ванны).

Далее дети возвращаются в спальню и одеваются. Воспитатель проводит индивидуальную работу по формированию навыков самообслуживания, оказывает детям помощь (по необходимости). Остальные дети по мере просыпания также проходят в туалетную комнату с младшим воспитателем, с ними проводятся закаливающие мероприятия, далее дети одеваются. Дети, одевшиеся первыми, проходят на ковер, находят себе занятия по интересам.

15ч.20м.- воспитатель приглашает всех детей пройти помыть руки, напоминает о последовательности процесса умывания, оказывает словесную (по необходимости) помощь. В этот момент используются игровые приемы с кукольным персонажем, чтение потешек, стихов – в зависимости от ситуации. Затем дети проходят в спальную, воспитатель надевает им нагрудники, рассказывает о том, что дети будут есть на полдник. Дети постепенно проходят за столы. Воспитатель помогает детям в процессе приема пищи, напоминает о правилах поведения за столом, поощряет тех детей, которые стремятся эти правила соблюдать. Постепенно дети выходят из – за столов, выбирают занятия по интересам – настольные игры, художественная деятельность, театрализованные игры, игры со строителем, спортивным инвентарем и т.д. Воспитатель проводит с детьми индивидуальную работу (пальчиковые игры, шнуровки, «Пуговки» — развитие мелкой моторики рук; по художественной деятельности – навыки проведения прямых линий, игры с пластилином, познавательно – речевое развитие — рассматривание картинок различной тематики «Одежда», «Игрушки», «Посуда» и т.д.), привлекает детей к слушанию русских народных сказок, проговариванию знакомых потешек, стихов, к прослушиванию дисков с детскими песнями, играм малой подвижности.

15ч.55м. – привлечение детей к уборке игрушек, дидактическая игра «У каждой игрушки свой домик», посещение туалетной комнаты (высадка на горшки). Далее дети проходят в раздевальную, одеваются на прогулку. Младший воспитатель также оказывает помощь детям по необходимости (застегнуть молнию, завязать шнурки и т.д.). На вечерней прогулке воспитатель проводит с детьми подвижные игры, привлекает к посильному труду (подмести дорожки, собрать маленькие веточки на участке и т.д.), проводит индивидуальную работу по развитию движений, по формированию экологических представлений, речевых умений. Во время прогулки за детьми постепенно приходят родители, воспитатель информирует их о самочувствии детей, их успехах и прощается с детьми. Так как вечерняя прогулка довольно продолжительная по времени (около 3 часов), то воспитатель по необходимости возвращается с детьми в группу (жажда, посещение туалета и т.д.).

Воспитатели учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей:

скорость принятия пищи, засыпания,

— физиологические особенности (частота посещения туалетной комнаты, потливость, засыпание),

— уровень сформированности культурно – гигиенических навыков,

— интерес к определенным видам деятельности,

— самочувствие и настроение ребенка, его темперамент.

и социальный заказ родителей:

— индивидуальная работа по развитию определенных умений и навыков,

— ограничение в питании, помощь в процессе принятия пищи (докармливание),

Тандем работы или сотрудничество воспитателя и младшего воспитателя в детском саду для детей раннего возраста.

Ирина Анисимова
Тандем работы или сотрудничество воспитателя и младшего воспитателя в детском саду для детей раннего возраста.

Младшие воспитатели – самые незаменимые люди в детском саду, потому что, когда их нет – и воспитательно-образовательная работа может остановиться…

Но, когда они на своем рабочем месте, все идет своим чередом. На то они и помощники, чтобы не только чистоту и порядок в группе соблюдать и поддерживать, но и помогать и детям, и воспитателям, а если необходимо, то и родителям. Доброжелательная ласковая улыбка, терпение, физическая выносливость наших дорогих помощниц изо дня в день, из года в год дает возможность педагогическому процессу идти, а деткам – расти здоровыми, сытыми, опрятными, обласканными, и, в итоге, счастливыми! Поэтому очень важно, кто работает с дошкольниками, кто находится с ними целый день, от кого будет зависеть качество их воспитания. Младший воспитатель наравне с педагогом участвует во многих режимных моментах, где детям прививают культурно-гигиенические навыки, навыки общения и умения играть со сверстниками. Для полноценного воспитания и обучения младшим воспитателям важно знать психофизические особенности возрастной группы, что позволит им лучше понимать детей своей группы. Наш детский сад для детей раннего возраста посещают дети от 1 года до 3 лет. Именно этот возраст важен в формировании основополагающих качеств личности (мышления, памяти, внимания, воображения, речи) и для привития ему нравственных устоев. Как правило, воспитатели и младшие воспитатели регулярно проходят обучение санитарному минимуму, повышают свою профессиональную квалификацию, а так же, ежемесячно слушают лекции и беседы по соблюдению санэпидрежима в учреждении, уходу за детьми и т. д., проводимые врачом и медицинской сестрой детского сада.

Но ведь младший воспитатель активно участвует и в организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем. Не имея педагогического образования, многие из них сталкиваются с трудностями в работе. Для повышения их знаний в области педагогики и психологии ежегодно мы проводим семинар-практикум по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Цель его — усвоение знаний о возрастных психофизических особенностях детей МДОУ; формирование практических навыков работы с детьми (культурно-гигиенических, коммуникативных, игровых и т. д.); признание личности младшего воспитателя, отвечающего за результат труда; повышение качества работы в дошкольном учреждении. Достижение данной цели стало возможной через решение следующих задач:

1. Ознакомить младших воспитателей с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ;

2. Сформировать у младших воспитателей знание возрастных и психофизических особенностей детей раннего возраста (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой);

3. Закрепить знания по разделам «Программы и обучения детей в детском саду»:

«Организация жизни детей» (режим дня);

• «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания»;

4. Отработать знания, умения и навыки общения с детьми (во время выполнения практических заданий).

Наиболее эффективные формы работы:

— занятия (теоретические и практические) обучающего характера с применением интерактивных методов обучения;

— игры-тренинги с последующей рефлексией;

Критерии освоения учебного процесса.

Вопросы теоретического характера, по которым должен уметь рассуждать каждый младший воспитатель:

1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МБДОУ №1?

2. По какой комплексной программе работает МБДОУ№1?

3. Возрастные особенности детей (групп раннего и младшего дошкольного возраста).

4. Режим дня в каждой возрастной группе.

5. Какие культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания воспитывают у детей разных возрастных групп нашего учреждения?

6. Перечислить подвижные и сюжетно-ролевые игры, присущие каждой возрастной группе детей.

7. Назвать эффективные педагогические способы общения с детьми.

8. Составить самостоятельно план проведения игры с детьми.

Время проведения обучающего семинара: теоретическая часть – 12 часов, практическая часть – 24 часа. Семинар – практикум рассчитан на 2 месяца (36 часов). Занятия проводятся во время дневного сна детей в МДОУ по 2 часа, три раза в неделю.

Работа логопеда с младшими воспитателями В детском саду в коррекционный процесс по развитию речи дошкольников вовлечены воспитатели, родители, специалисты. Система работы выстраивается.

Воспитатель: требования, особенности профессии, аттестация

Профессия воспитателя известна еще из истории Древней Греции. В ту эпоху функции воспитателя исполнял раб, обязанностями которого были защита и развитие ребенка. Даже тогда такие люди имели огромное значение в обществе. Насколько существенно трансформировалась профессия, и какой она стала в наше время?

Смотрите так же:  Классный час на тему здоровые дети здоровая семья

Воспитатель: общая информация

Воспитатель – это тот человек, который знакомит ребенка с миром. Работа сложная, а потому к такой трудовой деятельности предъявляются исключительно высокие требования. Хороший детский воспитатель должен обладать такими качествами, как:

  • мудрость, которая позволит отвечать на самые неожиданные детские вопросы;
  • отзывчивость, без которой невозможно заслужить уважение;
  • терпеливость, особенно необходимая в данной профессии;
  • внимательность, умение контролировать большое количество воспитанников;
  • трудолюбие;
  • усидчивость;
  • позитивное отношение к детям, умение передать воспитанникам хорошее настроение;
  • нравственность, умение выслушать ребенка, понять его, помочь и расположить к себе.

Профессия воспитателя очень схожа с работой учителя. Однако воспитателю нередко приходится решать более сложные задачи. С профессиональной точки зрения работа воспитателем предполагает следующие функции:

  • проведение развивающих игр, которые помогут детям подготовиться к школьной жизни;
  • знание и понимания особенностей поведения детей дошкольного возраста;
  • владение педагогическими навыками;
  • умение оценивать деятельность каждого ребенка;
  • коммуникабельность.

Последний пункт касается не только детей, но и их родителей. Профессия воспитателя обязывает найти подход не только к детям, но и к каждому родителю, что крайне непросто. К огромному сожалению, многие мамы и папы воспринимают работу воспитателей как должное, не задумываясь над тем, насколько она сложна. Но, с другой стороны, деятельность воспитателя нельзя назвать неблагодарной, ведь итог стоит приложенных усилий: дети учатся, развиваются, готовятся вступить в школьную жизнь, получают необходимые умения и навыки. Воспитатель детского сада учит малышей правильно оценивать события и взаимодействовать друг с другом, формирует в детях такие качества, как уважение к старшим, доброту, честность, уступчивость и искренность.

Профессия воспитателя предназначена для тех, кто находит радость в общении с детьми, в их добрых улыбках. Такие люди искренне желают помочь малышам познать мир и подготовить их к более самостоятельной жизни. В конце концов, воспитатель – это даже не профессия. Это призвание.

Деятельность воспитателя в Российской империи

Во времена царской Российской Империи воспитатели пользовались огромным спросом. Каждая уважающая себя семья поручала воспитание и обучение своих детей опытным воспитателям. Острая потребность в подобных услугах объяснялась недоверием к системе образования того времени, которая, согласно общепринятому мнению, имела больше недостатков, нежели достоинств. Дети богатых родителей не посещали школу и проходили базовый курс обучения, занимаясь с частными учителями, которые также несли ответственность за воспитание и защиту своих подопечных.

Со временем доверие к школе возросло, и в XIX веке услуги воспитателя могли себе позволить лишь самые достойные и богатые семьи. Детей, которых обучали воспитатели, больше не считали привилегированными. Наоборот, распространялось ошибочное мнение, что такие дети не способны обучаться в школах из-за своей «недоразвитости».

Одним из основных критериев, которым должен был обладать воспитатель, являлось знание иностранных языков. В те времена широко распространенными были такие языки, как французский и немецкий. Английский изучался реже. В некоторых семьях общение велось исключительно на иностранных языках. Именно поэтому отдавали предпочтение воспитателям с иностранными корнями или же непосредственно иностранцам, которые мигрировали на территорию Российской Империи. Также следует заметить, что большинство высококвалифицированных воспитателей были женщинами. Таким образом, до XIX столетия идеальным представителем такой профессии, как воспитатель, была женщина, владевшая иностранным языком, или же вовсе иностранка (француженка, немка, англичанка).

Однако по прошествии определенного периода времени знание иностранного языка потеряло свою былую значимость, из-за чего воспитательницы-иностранки обрели простой статус преподавателя.

Помимо частного обучения детей воспитатели проводили некоторое время в общеобразовательных школах. В условиях таких учебных заведений работа воспитателем делилась на два направления: обучение детей и их непосредственный контроль. Так, в свою очередь, воспитатели превратились в преподавателей и надзирателей. Также в то время появились такие новые термины, как классный наставник или классная дама, надзиратель или надзирательница, а также учитель.

Детский воспитатель в современной России

В отличие от времен Российской Империи в наши дни профессия воспитателя не считается особо престижной или элитной, да и зарплата воспитателя оставляет желать лучшего. Однако это не значит, что значимость этой профессии утрачена.

Современный воспитатель, или педагог-воспитатель, – это работник детского садика, школы-интерната, детских домов и любого другого учебно-воспитательного учреждения. Программа воспитателя чрезвычайно обширна и разнообразна. Воспитатель дошкольников несет ответственность за образование и воспитание группы детей. Обучение письму и рисованию, проведение развивающих и развлекательных занятий, обеспечение безопасности детей во время прогулок – всё это входит в базовые обязанности воспитателя. И это далеко не полный перечень таковых.

Воспитатель отвечает за взаимодействие детей в группе, за соблюдение режима дня, за питание и за многое другое, в том числе за проведения таких мероприятий, как утренники. В таких случаях детский воспитатель обязан придумать сценарий праздника, вовлечь детей в процесс подготовки и провести само торжество.

Профессия воспитателя востребована не только в государственных учреждениях. Существует огромное количество частных садиков, где также необходимы соответствующие услуги. В свою очередь, некоторые родители обращаются к частным воспитателям, предпочитая именно их для своих детей. Такое происходит в тех случаях, если ребенок часто болеет, из-за чего редко посещает детский сад, или родители не доверяют системе дошкольного образования, полагаясь на приватного профессионала.

Педагог-воспитатель в интернате

Сложность данной профессии состоит, прежде всего, в возрастной вариации. В интернатах обучаются дети всех возрастов. Основная проблема заключается в том, что к детям дошкольного возраста гораздо легче найти подход, чем к подросткам 12-15 лет. Воспитатель обязан определить способ общения с каждым из своих воспитанников, и это является его важнейшей служебной функцией.

Работая в интернате, воспитатель должен в какой-то мере заменить ребенку родителей, устранив проблему в нехватке общения со взрослыми и их внимания. Столь деликатная ситуация требует постоянного проявления заботы и внимания к своим подопечным. Педагог-воспитатель несет ответственность за питание, состояние здоровья, обучение и всеобщее развитие, поведение каждого ребенка. Также воспитатель обучает детей самому элементарному: правилам гигиены, нормам поведения в обществе и этикету.

Помимо постоянного общения с детьми воспитатель в интернате обязан узнавать об успеваемости каждого ребенка, организовывать внеклассные мероприятия, оформлять необходимую педагогическую документацию. Деятельность воспитателя заключается и в обучении детей, что влечет за собой новые обязанности. Воспитатель, выполняющий функции учителя, обязан донести учебный материал абсолютно всем ученикам и проконтролировать его усвоение.

Воспитатель в интернате проводит гораздо больше времени с детьми, чем их родители (если таковые имеются). Именно поэтому хороший воспитатель всегда проникнется проблемами и переживаниями своих подопечных.

Должностные обязанности и права

Как и представитель любой другой профессии, профессиональный воспитатель имеет определенные должностные обязанности, которые прописаны в контракте приема на работу. Среди общих положений воспитателя, в том числе и работающего в интернате, присутствуют такие пункты, как:

  • воспитатель принимается и снимается с должностного места по приказу директора учреждения;
  • для назначения на должность педагога-воспитателя необходимо высшее или среднее профессиональное образование;
  • непосредственным руководителем воспитателя является помощник директора по делам воспитательной деятельности;
  • во время своей педагогической работы воспитатель должен полагаться на нормативно-правовую базу и постановления Российской Федерации, которые прописаны в Конституции, на приказы органов по делам образования, на положения техники безопасности, устав школы и непосредственные приказы руководителя учебного учреждения;
  • воспитатель, принимая опеку над детьми, обязан следовать актам и законам, принятым Конвенцией о правах ребенка.

Поступая на соответствующую должность в интернате, новый воспитатель берет на себя ответственность за выполнение таких должностных обязанностей и функций, как:

  • планирование и организация жизнедеятельность учеников (составляется план воспитателя);
  • проведение воспитательных процессов во внеучебное время;
  • составление распорядка дня учеников, которые проживают в интернате, и контроль за его соблюдением;
  • организация внешкольной деятельности;
  • создание для учеников приемлемых условий проживания;
  • контроль отъезда и прибытия учеников;
  • сопровождение подопечных при необходимости;
  • обеспечение безопасности жизни и здоровья детей;
  • содействие развитию нравственных принципов в поведении детей.

Данный список обязанностей является неполным, в нем представлены самые главные функции работы воспитателя. Воспитатель, в свою очередь, имеет ряд прав. Он может:

  • повышать квалификацию;
  • участвовать в аттестации (аттестация воспитателей проводится ежегодно);
  • претендовать на анонимность служебного расследования;
  • самостоятельно выбирать методику воспитания и обучения, учебные материалы, способ оценивания учеников;
  • принимать участие в таких мероприятиях, как конкурсы для воспитателей (по итогам которых выбирается воспитатель года).

Кроме того, имеет очень большое значение такой фактор, как самообразование воспитателя, который должен развиваться оттачивать свои умения, свое профессиональное мастерство. Совершенствоваться в профессии можно как самостоятельно, так и посещая специальные занятия воспитателей и прочие мероприятия, например курсы.

Ответственность

Профессия воспитателя неразрывно связана с ответственностью. В частности это касается тех воспитателей, которые работают в интернатах. Данная работа требует постоянного контроля за учениками, за безопасностью их жизни и здоровья. В таких учебных заведениях, как интернат, дети находятся круглосуточно. В подобных условиях педагог-воспитатель осуществляет постоянное наблюдение за своими подопечными. Таким образом, воспитатель является непосредственно ответственным за:

  • здоровье учеников интерната;
  • неприкосновенность прав учащихся;
  • выполнение норм и правил, прописанных в уставе школы, законах Российской Федерации и прочей нормативной документации;
  • осуществление полноценной воспитательной и обучающей деятельности.

Для воспитателя недопустимо:

  • использование в педагогической деятельности методов воспитания, которые связаны с психическим давлением или физическим насилием над учениками;
  • нанесение ущерба школьному имуществу или имуществу учеников и работников школы;
  • употребление в своей педагогической деятельности методов воспитания, которые связаны с психическим давлением или физическим насилием над учениками;
  • невыполнение требований правовой и нормативной документации (школьный устав, законодательство, техника безопасности и прочее) без серьезных на то причин.

За совершение таких аморальных поступков, как насилие над учениками, их моральное и психическое подавление, принуждение к каким-либо действиям воспитатель должен быть незамедлительно отстранен от своей должности. Далее проводится дисциплинарное расследование, в ходе которого доказывается или опровергается вина педагога. Если правонарушение доказано, то воспитатель несет ответственность в виде увольнения. В том случае, когда нарушен закон Российской Федерации, педагог несет административную либо уголовную ответственность.

Воспитатель детского сада

Человек на должности воспитатель детского сада обязан специализироваться на обучении и развитии детей дошкольного возраста. Основная часть работы заключается в проведении развивающих игр и занятий, опекой над детьми во время их пребывания в детском саду. Профессия воспитателя широко распространена в основном среди женщин; мужчины очень редко реализуют себя в данной сфере деятельности.

В детском саду воспитатель несет ответственность за целую группу детей (приблизительно 20 человек). Детский сад посещают дети трёх разных возрастных категорий:

  • младший дошкольный возраст (3-4 года);
  • средний дошкольный возраст (4-5 лет);
  • старший дошкольный возраст (5-6 лет).

Занятия в детском саду проводятся как в помещении, так и на улице. Прогулка на улице напрямую зависит от погодных условий, но воспитателям рекомендуется выводить детей на улицу два раза – после завтрака и после обеденного сна. В обязанности воспитателя также входит постоянный контроль за детьми и предотвращение травмоопасных ситуаций. Детский воспитатель несет ответственность за безопасность детей в течение дня, а в случае экстренной ситуации он должен оказать первую медицинскую помощь. Таким образом работа воспитателем предполагает ответственность не только за обучение и развитие детей, но и за сохранения их здоровья во время пребывания в учебно-воспитательном учреждении.

Согласно законам Российской Федерации, воспитатель имеет право самостоятельно выбирать учебную методику и форму обучения дошкольников, а также создавать собственную систему оценивания их достижений. Каждая возрастная группа имеет свой особый курс развития. Например, дети ясельного возраста знакомятся с окружающим миром, учатся различать цвета и геометрические фигуры. Средний дошкольный возраст, по желанию родителей, посещает уроки хореографии или иностранного языка, учатся различать животных, считать. Старшие дошкольники в последний год учатся читать и писать. Также план воспитателя включает различные развивающие игры, целью которых является всестороннее развитие малышей.

Детский сад – это первая социальная среда в жизни ребенка. Именно поэтому воспитатель оказывает огромное влияние на процесс социализации и нравственное воспитания детей. Он влияет на социальное будущее каждого ребенка, ведь именно воспитатель закладывает основы и правила общения не только со своими сверстниками, а также и со взрослыми.

Другим немаловажным аспектом работы воспитателем является взаимодействие с родителями. Родители бывают разные, как и дети, и не ко всем можно применять стандартный коммуникативный подход. Однако воспитатель должен суметь с каждым найти общий язык. Помимо прочего общение с родителями включает в себя отчет о материальных затратах, поведении и успеваемости каждого ребенка.

Как и в любой другой вид деятельности, работа воспитателем имеет свои минусы. Одним из них является практически полное отсутствие возможности карьерного роста. Единственный вид поощрения – повышения зарплаты воспитателя и квалификации. В редких случаях опытный воспитатель дошкольников со стажем со временем занимает должность директора детского сада или получает место в департаменте образования. Подобного уровня трудно достичь, но, с другой стороны, всегда имеется возможность открытия частного садика или другого подобного учебно-воспитательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Для того чтобы работать воспитателем, необходимо обладать определенными качествами и умениями. Идеальный воспитатель должен быть терпеливым и отзывчивым, внимательным и трудолюбивым, уметь заинтересовать и вовлечь детей в какую-то игру или другое занятие.

Зарплата воспитателя и востребованность профессии

В России профессия воспитателя пользуется спросом. Несмотря на то, что каждый год выпускается все больше и больше специалистов данного рода деятельности, число вакансий на должность воспитателя в детском саду продолжает расти. Работа воспитателя привлекательна тем, что основная часть работы приходится на интеллектуальную деятельность, а физический труд сведен к минимуму. Это одна из причин, по которой данная профессия популярна в основном среди женщин.

Стоить заметить, что кандидатуры на должность воспитателя в детском саду отбираются очень тщательно. Кроме высоких нравственных качеств и любви к детям кандидату на место воспитателя необходимо иметь высшее или среднее образование. Современная система образования нуждается в грамотных специалистах, которые воспринимают профессию воспитателя не как стабильный заработок, а как свое призвание. Воспитатели, не проявляющие интереса к детям и работающие просто «по инструкции», долго не задерживаются на своей должности.

В законодательстве Российской Федерации проводятся реформы, которые касаются увеличения зарплаты воспитателей. Сумма заработной платы зависит от нескольких критериев:

  • разряд – чем выше квалификация работника, тем больше его зарплата;
  • определенная специфика профессии (например тяжелый труд, условия которого прописаны в Трудовом Кодексе);
  • управлениями секциями и кружками на базе детского сада;
  • узкая специализация воспитателя;
  • исполнение должностных обязанностей в ночное время суток;
  • дополнительная ответственность.

Воспитатели, работающие в частных дошкольных учреждениях, получают оклад больший, нежели работники госучреждений, при этом размер зарплаты воспитателя значительно зависит от региона и его социально-экономического развития.

Старший воспитатель

Большинство не видит разницы между понятиями «воспитатель» и «старший воспитатель». Раньше существовали термины «методист-воспитатель» и «педагог воспитатель», которые со временем были заменены на «старшего воспитателя». Следует отметить, что эта должность отличается от работы рядового воспитателя.

Старший воспитатель имеет больше должностных обязанностей и несет большую ответственность. В то время как на должность воспитателя принимается человек с высшим или средним специальным образованием, деятельность старшего воспитателя требует наличие высшего педагогического образования и особых коммуникативных навыков. Этот фактор считается основным для принятия на работу, так как основная обязанность современного старшего воспитателя – это контроль педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Смотрите так же:  Пособие по уходу за детьми погодками

Сложность данной профессии состоит в том, что от работы одного старшего воспитателя зависит работа всего педагогического коллектива. Если должностное лицо является профессионально компетентным специалистом в области педагогики, психологии и ознакомлен со спецификой работы с детьми дошкольного возраста, то и всех остальных работников учебно-воспитательного учреждения можно считать такими же квалифицированными. Это объясняется тем, что в обязанности старшего воспитателя также входит отбор и прием на работу педагогических кадров. В свою очередь, на него возлагается ответственность за контроль за работой всех сотрудников детского сада, которые имеют контакт с детьми.

Старший воспитатель должен найти особый подход не только к каждому ребенку, но и к каждому коллеге по работе, уметь избегать конфликтов в педагогическом коллективе. Так как, согласно законам Российской Федерации, воспитатель сохраняет за собой право самостоятельно выбирать методику воспитания, старшему воспитателю остается лишь советовать и всячески способствовать улучшению и развитию данных методик.

Старший воспитатель должен быть готовым принять и способствовать развитию новаторских методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В наши дни подобный специалист обязан иметь необходимые навыки работы с информационными технологиями, которые внедряются в процесс обучения и развития детей в детском саду.

Младший воспитатель

Работник, который помогает воспитателю в работе с детьми – это младший воспитатель. Не следует путать младшего воспитателя с помощником воспитателя (нянечкой). Няня, или помощник воспитателя, отвечает только за хозяйственную часть. В частности, няня ответственна за питание детей и уборку помещения.

В должностные обязанности младшего воспитателя входит выполнение следующих обязанностей:

  • контроль проведения уборки и проветривание помещения согласно графику, прописанному руководством учреждения;
  • оказание помощи воспитателю в таких ежедневных делах, как одевание детей на прогулку, кормление, а также в проведении мероприятий;
  • стерилизация используемого белья;
  • помощь в проведении своевременной инвентаризации;
  • выполнение требований старшего воспитателя, медсестры;
  • оказание помощи на кухне в случае необходимости;
  • контроль за детьми во время тихого часа.

В свою очередь младший воспитатель проводит педагогическую деятельность на уровне с обычным воспитателем. Подобная должность требует наличия среднего или среднего профессионального образования. Младший воспитатель должен обладать коммуникативными навыками, которые помогут найти подход к детям. В свою очередь, такая работа требует определенной педагогической специализации, с помощью которой проводятся все воспитательные процессы в детском саду.

Помощник воспитателя

Это работник, в обязанности которого входит обеспечения работы хозяйственного сектора. Таких сотрудников принято называть нянечками. В работу помощника воспитателя входит исполнение таких должностных обязанностей, как:

  • проведение уборки и проветривание помещения согласно графику, прописанному руководством учреждения;
  • стерилизация используемого белья;
  • обеспечение детей едой согласно графику питания;
  • стерилизация посуды после каждого приёма пищи;
  • уборка помещения после проведения занятия и игр;
  • инвентаризация.

В основном функции младшего воспитателя схожи с обязанностями помощника воспитателя. Разница состоит в образовании – для работы на должности помощника воспитателя необходимо иметь среднее, желательно специальное, образование. Данная работа также требует наличие навыков общения с детьми.

Образование и самообразование воспитателя

Помимо наличия среднего или высшего специального образования для работы на должности воспитателя необходимо иметь определенные знаний психологии поведения детей дошкольного возраста и способность к коммуникации не только с детьми, но и со взрослыми.

Воспитатель может повышать свою квалификацию и расширять границы своей специализации. Для усовершенствования уровня знаний воспитатель может изучить такие направления, как:

  • исследование новых нормативно-правовых документов сферы образования;
  • изучение новой литературы, которая поможет развить педагогические навыки;
  • ознакомление с последними методиками обучения детей дошкольного возраста в учебно-воспитательных учреждениях;
  • повышение уровня всеобщего развития.

Все это можно считать саморазвитием, которое увеличивает знания и опыт воспитателя. К сожалению, самообразование воспитателя не влечет за собой никаких должностных изменений. Для того чтобы повысить собственный разряд, воспитатель может пойти на курсы повышения квалификации. Подобный вид образования фиксируется документально, вследствие чего воспитателю могут повысить ежемесячную заработную плату или получить должность старшего воспитателя. В любом случае, каждый воспитатель не должен останавливаться на достигнутом и продолжать развивать свои знания и навыки.

Работа воспитателем и личные качества

Под опекой современного воспитателя в детсаду находятся дети 3-7-летнего возраста, при этом нередки случаи, когда родители по разным причинам отправляют в детский садик даже 2-летних малышей. В зависимости от возраста детей делят на группы, и справиться с двумя десятками (а то и больше) подопечных непросто. Именно поэтому в группе часто работает два сотрудника – старший и младший воспитатель, которым помогает няня.

Работа воспитателем чрезвычайно ответственна. Воспитатель педагог формирует у детей личность, учит их взаимодействовать в коллективе и с окружающим миром, отвечает за здоровье каждого ребенка, обеспечивает детский досуг и соблюдение распорядка дня. Кроме того, детский воспитатель отвечает за организацию различных мероприятий в группе и вне ее, занимается оформлением документации, общается с родителями.

На сегодняшний день работа воспитателем считается одной из наиболее сложных и ответственных. Несмотря на то, что зарплата воспитателя относительно невысокая, к такому специалисту предъявляются очень серьезные требования, в первую очередь в плане личных качеств. Это закономерно, поскольку без них эффективно работать с детьми просто невозможно. Общительность, ответственность и отзывчивость, умение находить с подопечными общий язык, такт и внимательность – вот далеко не полный перечень тех личных качеств, которыми должен обладать воспитатель детского сада.

Кроме того, воспитательная деятельность требует от работника таких качеств, как:

  • любовь к детям;
  • высокие моральные принципы;
  • умение сосредотачиваться и организовывать подопечных, заинтересовать их;
  • умение находить особый подход к каждому ребенку;
  • стремление совершенствоваться в профессии;
  • трудолюбие;
  • организаторские способности;
  • усидчивость и так далее.

В сферу деятельности воспитателя входят следующие обязанности:

  • прием в детсад детей с утра и возвращение их родителям в соответствующее время вечером;
  • проведение развлекательных, обучающих, игровых мероприятий (игры по развитию интеллекта, моторики, памяти и речи, утренники и так далее);
  • разработка и составление сценариев, методических панов;
  • внегрупповые мероприятия (экскурсии, посещение парка, театров или музеев);
  • прогулки с детьми;
  • обеспечение распорядка дня (прием пищи, сон, игры, занятия);
  • проведение мероприятий, связанных с оздоровлением детей (физкультура);
  • оказание маленьким подопечным помощи во время еды, подготовки ко сну и так далее.

Кроме того, воспитатель должен контролировать медицинские процедуры, в частности следить, чтобы всем детям (с согласия родителей) были сделаны нужные прививки.

Программа воспитателя

Программа воспитателя – необходимый элемент его профессиональной деятельности. Определяя ее структуру и содержание, воспитатель ориентируется на ее практическую ценность. Объем программы воспитателя бывает разным, но главное – чтобы в ней присутствовало достаточное количество материала по практически ориентированной работе педагога, включая конкретные и нужные рекомендации, как самому воспитателю, так и детям и их родителям. При соблюдении этого условия программу воспитателя можно считать реально приносящей пользу и эффективной.

Составляя программу, воспитатель педагог проделывает объемную и серьезную работу. Однако насколько программа практически значима, станет понятно по мере ее использования в работе. Кроме того, содержание программы проверяется соответствующими контролирующими органами.

План воспитателя: содержание и структура рабочей программы

План воспитателя – его рабочая программа – должен иметь определенную структуру, которая делает его востребованным. В частности, в основу плана воспитателя должны быть положены определенные учебные, обучающие методики, стандарты, курсы и дисциплины. То есть ряд так называемых модулей, которые предусматривают всестороннее развитие детей. Такие модули разрабатываются специально с целью развития у детей разных возрастов таких качеств, как:

  • речь и моторика;
  • социализация;
  • физическая культура;
  • эстетическое и художественное восприятие;
  • стремление к познанию.

Если план воспитателя включает в себя действенные подходы и методы, которые станут эффективными для достижения указанных целей, он будет рациональным и не станет пылиться на полке. План воспитателя не составляется ради «галочки»: он нужен для реального использования в работе воспитателя.

Задачи образовательной программы воспитателя дошкольников

Образовательная программа процесса воспитания дошкольников предполагает не разрозненные методики, а единый, общий подход, в котором переплетены разные образовательно-воспитательные области, взаимодополняющие одна другую и неразрывно связанные. Добиться такой интеграции непросто, и каждый воспитатель разрабатывает свой собственный план, учитывая те образовательные задачи, которые он должен решать в силу своей профессиональной деятельности.

При этом, если в группе работает два воспитателя, план составляется каждым из них, но при условии сотрудничества, чтобы исключить любые разногласия в рабочем подходе. На сегодняшний день составление плана воспитателя для эффективного решения образовательных задач облегчается тем, что воспитатель может найти множество примеров таких программ и взять их за основу своей собственной.

Целесообразно, если в разработке одного плана будут принимать участие не только воспитатели группы, но и другие специалисты детсада, вовлеченные в процесс воспитания. Это логопед, медицинский работник, музыкальный руководитель, преподаватель физкультуры. При грамотном подходе задачи образования, развития и воспитания детей будут выполняться.

Конкурсы для воспитателей

Тематические конкурсы для воспитателей на современном этапе – явление распространенное и популярное. Такие конкурсы могут быть организованы на специализированных интернет-ресурсах, в рамках детского сада, района или города, даже области и страны в целом. Темы конкурсов для воспитателей – самые разнообразные. Это может быть конкурс на лучшую тематическую разработку методологии развития детей или конкурс «Воспитатель года», который проводится регулярно.

Польза и практическая ценность таких мероприятий очевидна. Любые конкурсы для воспитателей дают возможность:

  • продемонстрировать свои профессиональные навыки;
  • обрести новые знания и умения;
  • поделиться опытом и получить новый опыт.

Одним из самых популярных в России конкурсов является «Воспитатель года».

Воспитатель года

Конкурс «Воспитатель года» – это мероприятие, на котором каждый воспитатель-участник может показать свое профессиональное мастерство. Цель такого конкурса заключается в следующем:

  • поддержать, поощрить и стимулировать работу лучших, самых талантливых воспитателей;
  • повысить их социальный статус и профессиональную значимость;
  • усилить их поддержку со стороны государства и общества;
  • выявить и распространить лучший опыт воспитательной работы, инновационной деятельности в области дошкольного воспитания и образования.

Конкурс состоит из нескольких, обычно трех, туров, на каждом из которых участники представляют свои портфолио, читают лекции, проводят мастер-классы со взрослой аудиторией и мероприятия с детьми. План проведения конкурса может различаться, но в целом такие мероприятия всегда интересны и познавательны.

Победители конкурса получают награды в виде Почетных грамот, которые вручаются представителями образовательного комитета или другой соответствующей организации. Абсолютный победитель получает почетное звание «Воспитатель года».

Аттестация воспитателей

Аттестация считается одним из самых эффективных способов повысить качественность воспитательной работы. Ее основная суть состоит с том, что воспитатель педагог, получив соответствующее образование и приступив к работе по специальности, должен продолжать совершенствоваться, улучшать свое профессиональное мастерство. Уровень такого мастерства определяется квалификацией, а степень таковой обозначается категорией, присваиваемой воспитателю. Соответственно, по мере повышения категории повышается и вознаграждение, то есть зарплата воспитателей.

Аттестация воспитателей – процедура достаточно стрессовая для аттестуемых, однако она необходима для повышения категории специалиста. Аттестацию в обязательном порядке проходят все работники дошкольных общеобразовательных организаций. При этом аттестация может быть двух типов:

  1. обязательная, когда воспитатель должен подтвердить свое соответствие должности, которую он занимает;
  2. добровольная, при которой воспитатель при желании хочет получить более высокую квалификационную категорию.

Аттестацию могут не проходить:

  • новые воспитатели, то есть те, которые проработали на своей должности меньше двух лет;
  • женщины во время беременности и пребывающие в декретном отпуске (в последнем случае воспитатель детского сада проходит аттестацию не раньше, чем через два года после выхода на работу);
  • воспитатели, у которых имеется действующая квалификационная категория, то есть срок действия категории еще не истек.

Процедура аттестации проводится согласно установленному порядку.

Порядок проведения аттестации

Обязательная аттестационная процедура – это неотъемлемая часть деятельности воспитателя. Она проводится вне зависимости от желания специалиста, и заявление на ее прохождение подается непосредственно руководством учреждения. Педагог воспитатель должен проходить аттестацию раз в пять лет.

Цель добровольной аттестации – самообразование воспитателя, подтверждение профподготовки и получение более высокую категорию. Такая форма аттестации для воспитателя является возможностью повысить самооценку, вырасти как профессионал, поставить перед собой задачи на перспективу.

Согласно Приказу Минобразования России, аттестация воспитателей проводится таким образом. Вначале подается заявление, в котором указывается соответствующая информация, в частности:

  • уже имеющаяся категория (если она есть);
  • на какую категорию претендует аттестуемый работник;
  • стаж и прочие сведения.

В процессе прохождения аттестации, которую проводит специально созываемая для этой цели комиссия (список ее членов утверждается образовательной организацией), воспитатель должен продемонстрировать свои профессиональные знания и умения. Комиссия проверяет аттестуемых на профпригодность, оценивая все составляющие его деятельности (включая программу воспитателя) согласно ряду критериев.

Аттестация предполагает сдачу экзамена (письменно, устно или посредством прохождения тестирования на компьютере). По результатам такого тестирования (экзамена) устанавливается и оценивается степень владения воспитателем современными методиками дошкольной образовательной и воспитательной работы, его компетентность и профессионализм.

Решение, которое принимает комиссия, оформляется как протокол, который заносится в специальный аттестационный лист работника. Когда документ утверждается вышестоящей образовательной организацией России, он передается руководству учреждения, где работает педагог воспитатель.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]