Работа со страхами у детей младшего школьного возраста упражнения

Игры и упражнения, направленные на коррекцию детских страхов

Автор: Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, подобранные для родителей по коррекции детских страхов. Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями,поэтому родителям нужно пробовать разные методы работы со страхами именно своего ребенка. Материал будет полезен родителям детей дошкольного взраста, воспитателям и психологам ДОУ.

Цель – Снятие страхов у детей
Задачи:
1.Развивать социальное доверие.
2. Развивать внутреннюю свободу и раскованность.
3. Помочь в преодолении негативных переживаний.

Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.
Деские страхи — тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. Дети боятся уколов и драконов, собак и великана, который живет под кроватью, громких звуков и ночных бабочек.

Причины детских страхов: многотравмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т.д.
О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:
— не засыпает один, не разрешает выключать свет;
— часто закрывает уши ладонями;
— прячется в угол, за шкаф;
— отказывается от участия в подвижных играх;
— не отпускает маму от себя;
— беспокойно спит, кричит во сне;
— часто просится на руки;
— не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
— отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
— категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Импровизированную ширму можно соорудить из 2 стульев и одеяла, персонажи — игрушки.
19. Этюд Страшный сон.
Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг. в темном углу появляется что-то страшное (провидение, волк„ведьма, робот-желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего или колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне.
20. Этюд Грoзa
Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию необязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, проговаривание (а не только демонстрирование на ширме событий и действий) в терапевтических этюдах чрезвычайно важно. Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший и испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» жаль щенка, но с другой стороны страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.
Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывает, сделайте его зрителем. Самое лучшее — когда зрителями становятся взрослые, а ребенок — единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли.
21.Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав».
Предложите ребенку «отправиться» в мультфильм «Котенок по имени Гав». Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга – щенка Шарика – побояться вместе. Обсудите поступки персонажей, а затем разыграйте сценку.
22. Игра «Пчелка в темноте»
«Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок».
Игру можно повторять, усиливая плотность материи, то есть степень темноты.
23. Упражнение «Качели».
Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 — 3 минуты.
24. «Неваляшка» (для детей с 6 лет).
Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенка снова встречают выставленные руки взрослого. Подобное покачивание продолжается в течение 2 — 3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами выполняют упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания сначала минимальная.
25. Игра «В темной норе»
В комнате, где находится ребенок, как бы по ошибке выключите на 3 — 5 минут свет. Предложите ребенку представить, что он попал в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты. «Светлячок» с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.
26. Игра «Тень»
Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары: один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Тень» старается точно скопировать движения «путника», который ходит по помещению, делает разные движения, неожиданно поворачивает, приседает, нагибается «сорвать цветок», подобрать «красивый камушек», кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.

Программа «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Новое время диктует новые вопросы. И пожалуй чаще всего люди задают сегодня вопрос: “ Почему?” Многочисленные реформаторы школы как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и каких языков должен знать ребёнок . Но разве не всё равно , какими и в каком количестве знаниями будет владеть ученик на выходе из школы , если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что российское общество пребывает в состоянии глубокого социально- экономического, духовно- нравственного кризиса. Современная медицина утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.

Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого . Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:

  • наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;
  • владение рефлексией , как средством познания себя;
  • наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.

Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут , как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения , что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения , направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить уроки.

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.

По результатам публикаций и опросов населения, проведённых за десятилетний период следует , что на протяжении последних лет число неудовлетворённых жизнью устойчиво удерживается на уровне 73-75 %, в то время как прекрасное настроение отмечают только 3 % опрошенных. По мнению исследователей, формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться ещё в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего , установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники нахождения положительных эмоций. У ребёнка, выросшего среди счастливых родителей, на 10-20 % больше шансов самому стать счастливым.

Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа по укреплению психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии .

Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений в центр педагогов и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

Беспокойство , тревога , страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни , как и радость , восхищение, гнев, удивление , печаль. Детские страхи , если к ним правильно относиться ,понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время , то это служит признаком неблагополучия , говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка , наличии у них самих страхов , конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной мной программы – предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений , вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот , чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения , в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога — создание благоприятного психологического климата в группе , формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки . По данным психологического исследования , почти у 50 % -60 % детей детских садов и школ города имеются нарушения психологического здоровья .Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и школьного возраста.

Созданная мной программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи . В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы , которые направлены на коррекцию эмоциональной сферы детей , где включаются упражнения по коррекции страхов или даже целые занятия .Данная программа полностью направлена на работу с различными страхами , возникающими у детей дошкольного и школьного возраста.

Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

Смотрите так же:  Ребенок 1 5 года плохо спит ночью комаровский

Задачи программы:

  • Снизить тревожность.
  • Усилить “ Я” ребёнка.
  • Актуализировать чувство страха.
  • Повысить психический тонус ребёнка.
  • Осуществить контроль над объектом страха.
  • Повысить уверенность в себе.
  • Критерии эффективности программы:

      повышение уверенности в себе;
    • снижение тревожности;
    • снижение количества страхов;
    • улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

    1 этап – диагностический.

    Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.

    Диагностика:

    1. Тест “Страхи в домиках”
    2. Тест “ Кактус”
    3. Тест “ Тревожности” ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников.
    4. Филипс- тест для младших школьников.

    2 этап – информационный.

    Цель : информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.

    3 этап – практический.

    Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

    Цель: определение эффективности коррекционной работы.

    Методы и техники , используемые в программе:

      Релаксация.
      Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
    1. Концентрация.
      Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
    2. Функциональная музыка.
      Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
    3. Игротерапия.
      Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
    4. Телесная терапия.
      Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
    5. Арт-терапия.
      Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

    Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т .е 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно- развивающих занятий рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12 лет). В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у детей постарше. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.

    Условия проведения занятий :

    1) принятие ребёнка таким какой он есть;

    2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

    3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

    4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

    5) игра не комментируется взрослым;

    6) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

    Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это ,прежде всего , возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание .

    В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

    1 блок – развлекательные ( контактные) – 1занятие – включает объединение детей , задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.

    2 блок – коррекционно – направленные + обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе) , обучение.

    3 блок – развлекательные + обучающие + контрольные.

    Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.

    Структура игрового занятия.

    Ритуал приветствия – 2 минуты.

    Разминка — 10 минут.

    Коррекционно-развивающий этап- 20 минут

    Подведение итогов- 6 минут.

    Ритуал прощания – 2 минуты.

    Тематическое планирование занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

    Коррекционные игры при детских страхах

    Страх — очень неприятная и сильная эмоция. Каждый взрослый знает это по себе. Поэтому многие родители боятся страхов своих детей (особенно если они не являются быстропроходящими) и стараются избавить любимое чадо от таких переживаний. Правы ли они? Трудно ответить однозначно на этот вопрос. Чтобы вы смогли выработать то или иное отношение к страхам своего ребенка, давайте сначала рассмотрим функции страха, его виды и причины возникновения.

    Страх — эмоция, которую периодически испытывают все живые существа. Так неужели это злая шутка природы, наделившей нас этой способностью? Конечно, нет. Ведь страх имеет защитный характер, он является прямым следствием инстинкта самосохранения. Представьте себе на минуточку, что вашему ребенку совершенно неведом страх: он смело взбирается на крышу, сует пальцы в розетку, перебегает дорогу на оживленном шоссе и т. д. (а такое «бесстрашие» действительно случается при некоторых психических заболеваниях). Согласитесь, страшная картина! Так что прежде чем засучивать рукава для борьбы со страхами, проанализируйте, есть ли в страхе вашего ребенка естественный защитный компонент, от чего он его предохраняет. Если вы выявите такой фактор, то целью работы с вашим сыном или дочерью станет не столько исчезновение страха, сколько возвращение его в «количественные рамки».

    Кроме этого родителям необходимо знать о возрастной динамике страхов . Тогда им станет понятно, что страхи, как и другие психические проявления, могут отражать достижение ребенком определенного уровня развития. Так, например, если ребенок в семь месяцев опасается оставаться без мамы, а в восемь месяцев боится незнакомых людей, то не бороться с этим надо, а радоваться, потому что это свидетельствует о его эмоциональной привязанности к матери и способности отличать ее от чужих людей. Так что родителям, напротив, стоит беспокоиться, если они не наблюдают у своего малыша подобного беспокойства. Однако если такие страхи ребенок не «перерос» и в полтора года, то это может свидетельствовать о нарушениях его отношений с мамой или отклонениях в развитии.

    Рассмотрим страхи, типичные для развития детей других возрастных категорий (то есть те страхи, которые возникают у большинства ребят в данном возрасте и являются нормальными, хотя если вы чувствуете их тенденцию повторяться, то стоит их сразу проработать игровыми методами).

    От одного года до трех лет у ребенка может возникать страх неожиданных резких звуков (обусловлен инстинктом), одиночества, потери эмоционального контакта с матерью (особенно при посещении яслей), боли, уколов и медработников. В этот период детям начинают иногда сниться страшные сны (часто со сказочными персонажами), поэтому могут появиться страхи перед засыпанием.

    В возрасте от трех до пяти лет возможны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Сказочные персонажи, пугавшие раньше ребенка только во сне, теперь могут заставлять его опасаться и днем.

    От пяти до семи лет вы можете наблюдать возникновение страха перед чертями или другими представителями потустороннего мира. Как и многие другие страхи, он является разновидностью самого главного, ведущего страха, появляющегося в этом возрасте, — страха смерти (своей и родителей).

    В младшем школьном возрасте ( от семи до одиннадцати лет ) ведущим становится страх не соответствовать требованиям социального окружения, быть не тем, кого любят и ценят родители, учителя, сверстники. Из этого глобального страха вытекают уже множество маленьких «страшков»: боязнь сделать ошибку, боязнь опоздать на урок и т. п. Кроме этого детям указанного возраста свойственно магическое мышление, поэтому они начинают бояться таинственных явлений, предсказаний, суеверий. Это возраст детских страшилок и леденящих душу рассказов, которыми ребята с удовольствием пугают друг друга.

    С одиннадцати до шестнадцати лет , то есть в подростковом возрасте, страхи у детей меняются, как и задачи развития. Подростки боятся физических изменений, происходящих с ними, боятся быть не собой, опасаются стать обезличенными, боятся потерять власть над своими чувствами. В то же время они боятся одиночества, наказания, отвержения со стороны сверстников, не справиться со взятыми на себя обязательствами. Природные страхи (основанные на инстинкте самосохранения) тоже никуда не деваются. Они преобразуются в страх войны, пожара, стихии, боязнь заболеть. Добавьте к этому внушительному списку еще и ранее приобретенные и не изжитые до конца страхи, и вы почувствуете, что подростковый возраст является проблемным не только для родителей, но и для самих детей.

    Причинами возникновения страха могут стать самые разные обстоятельства:

    — действительно травматический опыт , полученный ребенком (например, укус собаки);
    нормальное взросление (так появляется, например, естественный страх смерти);
    нарушение отношений с родителями ;
    психические заболевания ;
    другие чувства и желания , которые прячутся за страхом, как за маской (например, ребенок боится оставаться один). Такой страх может быть истинным, а может служить инструментом влияния на родителей, контроля их жизни.

    Разобраться в скрытых причинах до конца под силу только специалисту в этой области. Родителям же важнее учитывать факторы, способствующие появлению страхов.

    Во-первых, чрезмерная опека . Если родители стараются оберегать ребенка от всех неприятностей, предвосхищать все трудности, беспокоятся за него, то соответственно и ребенок начинает воспринимать мир как непонятный, чужой и грозящий опасностями.

    Во-вторых, разговоры взрослых о болезнях и несчастьях . Если взрослые в семье склонны к пессимизму и сами видят в жизни прежде всего неприятности и трудности (что выражается в частых разговорах о несчастьях и болезнях, как своих, так и чужих), то, естественно, они не научат своего ребенка жизнерадостности. Ведь маленькие дети воспринимают большой мир через призму взглядов своих родителей, а в данном случае получаемое изображение не сулит ничего хорошего.

    В-третьих, чрезмерная напряженность и непонимание в семье . Если в семье часто возникают конфликты или чувствуется напряженность и непонимание между членами семьи, то это непосредственно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, в том числе на силу и количество возникающих страхов. Тоже касается и ситуации развода родителей.

    В-четвертых, неуверенность родителей в своих воспитательных действиях . Если родители ведут себя излишне мягко, все время сомневаясь в правильности своих действий по отношению к сыну или дочери, то это тоже неблагоприятно сказывается на его (ее) развитии Для психологического благополучия детей нужно, чтобы родители являлись некой крепостью, которая уверенно ограничивает рамки свободы и в то же время надежно защищает. В противном случае у ребенка возникают внутренние «ограничители» в виде страхов.

    В-пятых, отсутствие общения со сверстниками . У детей, имеющих возможность играть со сверстниками, страхи реже переходят на патологический уровень. Вероятно, это объясняется тем, что в совместных играх ребята одного возраста невольно обращаются к теме наиболее актуального для них страха и таким образом дают волю своим эмоциям и одновременно получают групповую поддержку.

    Так что прежде чем приступить непосредственно к работе по уменьшению (или устранению) страхов у вашего сына или дочери, постарайтесь выявить все обстоятельства, которые могут влиять на возникновение этой эмоции, и принять соответствующие меры по их изменению.

    Если об этом вы уже позаботились, то можно перейти к специальным способам работы со страхами.

    Сразу оговоримся, что приведенные в этой статье игровые методы помогут вам справиться с естественными (обычными) страхами детей. Если же страх уже выражается на патологическом уровне, то есть принимает крайние формы (ребенок совершенно не в состоянии его контролировать, эта эмоция неблагоприятно отражается на характере, мешает нормальным отношениям с другими людьми, не позволяет хорошо приспособиться к социальным условиям и т. п.), то лучше проконсультироваться у профессионального психолога, а возможно, и у детского психиатра.

    Вообще игра (и ее аналоги типа рисования и фантазирования) дает ребенку прекрасную возможность овладеть своим страхом. В игре каждый маленький трусишка способен переживать свой страх заново, как бы понарошку, и таким образом снижать остроту переживания. В игре ничто не мешает ребенку представить, что он смелый и сильный, способный победить любого врага (внешнего или внутреннего). Играя, легко изобразить образ самого страха, и тогда из «повелителя» ребенка он постепенно превратится в его слугу (или как минимум партнера). В игре этот страх можно изменить, добавив в образ ярких, теплых красок или комических деталей. Можно даже сделать свой страх совсем маленьким и пожалеть его.

    Смотрите так же:  Передозировка нафтизином у детей симптомы

    Словом, в работе с данной проблемой игра предоставляет массу возможностей, причем все эти способы являются совершенно естественными для ребенка. Именно поэтому можно использовать даже не специальные психокоррекционные игры, а народные игры-забавы, которые прекрасно справляются с задачами уменьшения различных детских страхов и их профилактики. Вы сами убедитесь в этом, проанализировав следующие несколько игр.

    Это старинная игра, дошедшая и до наших дней. Возможно, потому, что помимо радости она приносит ощутимую пользу детям, проводя, можно сказать, профилактику боязни нападения, уколов и физических наказаний.

    Расставьте по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен осалить играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель. Старайтесь «пятнать» детей (или ребенка) не просто символически, а ощутимо хлопнув.

    Примечание. В процессе игровой погони полезно (а кроме того, еще и весело) ведущему выкрикивать фразы типа: «Ну, погоди!», «Ты у меня получишь!», «Догоню и съем!» — и тому подобные угрозы, которые, конечно, шуточные, но помогут ребенку избавиться от страха неожиданного воздействия и боязни наказания в реальной жизни.

    Как вы, наверное, догадываетесь, эта народная игра помогает ребенку справиться со страхами темноты и замкнутого пространства. Правила ее всем известны, но если вы играете в помещении, то лучше внести в них некоторые коррективы.

    Завяжите глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного раскрутить его, чтобы сложнее было ориентироваться в пространстве, однако это не рекомендуется делать с очень тревожными детьми и с теми, кто испытывает сильный страх темноты. После этого игроки должны разойтись в разные стороны. Когда водящий крикнет: «Замри!» — им следует остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не перемещаться. Задача водящего — найти всех участников. В случае если этот процесс затягивается, то можно помочь ему таким способом: все непойманные игроки начинают одновременно хлопать в ладоши. В следующем кону водящим становится тот, кто был найден раньше всех.

    Примечание. Чтобы игра не приедалась, при последующих ее повторениях можно усложнить условия, расставив в комнате преграды из стульев и столиков. Если вы играете вдвоем с ребенком, то лучше сделать это сразу, а для поддержания игрового азарта время от времени издавать звуки (например, «Ха!», «Ух ты!» и т. п.). Задача водящего от этого не станет примитивней (ведь он должен будет не просто подойти к вам, а сделать это, миновав лабиринт препятствий).

    Коррекционная ценность этой народной игры такая же, как и предыдущей. При этом она помогает справляться в некоторой степени и со страхом одиночества, так как спрятавшийся ребенок какое-то время остается один.

    Правила этой традиционной игры просты и всем известны, поэтому не будем на них останавливаться. А вот об условиях, позволяющих сделать эту забаву более эффективной в борьбе со страхами, стоит поговорить отдельно.

    Если ваш ребенок боится темноты, то можно выключить (или хотя бы поначалу притушить) свет в комнате, оставить его только в коридоре, где нет удобных «потайных» мест. Объясните это тем, что найти человека в полутемном помещении гораздо труднее, чем в ярко освещенном. Если водит ребенок, постарайтесь спрятаться в темной комнате, чтобы он был вынужден заглянуть туда в поисках игрока. Если же водящий вы сами, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенку захотелось спрятаться в неосвещенной комнате. Для этого, когда направитесь на поиски ребенка, загляните в темную часть квартиры и изобразите страх и ужас, что вы боитесь и ни за что туда не пойдете. Продолжайте размышлять вслух, что и ваш сын (дочь) конечно же никогда не осмелится там спрятаться, в общем, не нужно преодолевать свой страх. Не будет же ваш ребенок и впрямь так мучить своего любимого папу (маму), заставляя входить в страшную комнату! Продолжайте причитать в том же духе. Тогда через какое-то время вашему малышу непременно захочется «помучить» своего трусливого родителя, спрятавшись в темной комнате. Ведь дети обожают бороться с чужими недостатками, а уж тем более с родительскими.

    Примечание. Когда вы в роли водящего обнаружите ребенка, то не забудьте выразить бурную радость по поводу найденной пропажи. Это эмоциональное подкрепление будет как раз кстати и вознаградит малыша за те усилия в контроле собственных чувств, которые он приложил (ведь ему пришлось сидеть тихо, возможно, в неудобном положении, одному в темной комнате, а может быть, в замкнутом пространстве типа шкафа или ванной).

    Все три вышеописанные игры подходят как для детей от двух лет, так и для более старших. Интерес к ним угасает только к концу младшего школьного возраста, то есть они на редкость универсальны.

    А вот игры, к описанию которых мы переходим, могут применяться для работы со страхами у детей определенного возраста и уровня развития. Так что прежде чем применять их, попробуйте сопоставить требования, предъявляемые конкретной игрой, с индивидуальными особенностями вашего ребенка.

    «Быстрые ответы на глупые вопросы»

    Основная особенность этой игры — скорость. Ограничения времени создают стрессовую ситуацию (хотя и шуточную). Поэтому если ваш ребенок боится не успеть и опоздать (например, в школу, на кружки, на экскурсию, доделать контрольную работу и т. п.), то обязательно периодически играйте с ним в эту игру.

    Возьмите мяч. Водящий кидает мяч игроку и задает разные «дурацкие» вопросы. Когда мяч окажется у ребенка, то водящий сразу начинает считать вслух: один, два, три. Если до трех игрок ничего не отвечает, то ему не засчитывается балл. Выигрывает тот, кто набрал больше всего баллов.

    Если вы играете вдвоем с ребенком, то можно договориться о таком условии: ребенок выигрывает, если набрал не менее пяти баллов из десяти возможных, то есть ответил на пять вопросов из десяти. Сразу объясните ребенку, что не нужно искать серьезных или научных ответов, пусть говорит то, что приходит в голову, главное, чтобы ответ подходил по теме и не был явной неправдой. Так, если водящий спрашивает: «Почему у цапли ноги длинные?» — то игрок может ответить: «Чтобы живот не замочить!» или «Потому что на болоте живет». На вопрос: «Далеко ли до Марса?» могут быть такие ответы: «Не дальше, чем от Марса до Земли», «Пешком не добраться» и др.

    Примечание. Эта игра не только развивает умение быстро действовать в стрессовой ситуации, но и способствует развитию речи, смекалки и творческого мышления.

    «Нить повествования»

    Эту игру дети обычно любят, так как она представляет собой совместную со взрослыми деятельность. Как известно, монолог у детей развит хуже, чем диалог, поэтому они бывают рады подключению других участников к составлению общего рассказа.

    Возьмите клубок толстых ниток или тесьмы. Придумайте начало рассказа о ребенке, который чего-то боялся. Например, такое: «Жил на свете мальчик Петя. Он был добрым и умным. У него были любящие родители. Наверное, все у Пети было бы хорошо, если бы не его страхи. А боялся он. » На этих словах передайте клубочек ребенку, оставив в своей руке конец нити. Ребенок должен продолжить историю и наделить Петю какими-то страхами. Скорее всего, это будут страхи самого ребенка или те, которые он давно пережил.

    Иногда дети придумывают и совсем нестрашные страхи, отчего история получается юмористической. Это тоже неплохой вариант, так как от смеха над маленькими страхами до ироничного отношения к своим реальным страхам один шаг и он будет сделан со временем. Дальнейшее течение игры предполагает, что участник, держащий в руках клубок, логично продолжает общую историю, влияя на ход сюжета. Остающаяся в руках играющих нить показывает, сколько кругов описал клубок. Если таких нитяных слоев уже слишком много, то постарайтесь самостоятельно подвести повествование к концу (желательно счастливому). Если счастливой концовки не получается, то обещайте ребенку продолжить придумывание историй о Пете в следующий раз, может быть, в них ему больше повезет.

    Примечание. В этой игре ваш ребенок получает возможность открыто говорить о своих страхах и других переживаниях, оставаясь в совершенной безопасности, ведь это все не о нем самом, а о трусишке Пете. Вы также имеете совершенную свободу для творчества и можете повернуть сюжет в нужную сторону, дать косвенную поддержку ребенку (то есть Пете), показать, что верите в его силы и обязательно возникнут такие обстоятельства, при которых Петя отличится, покажет, на что он способен на самом деле.

    «Портрет моего страха»

    Детям часто сложно нарисовать свой страх. Иногда это чувство бывает настолько сильным, что ребенку кажется просто немыслимым взять и отразить на бумаге все те ужасы, которые терзают его душу. В этих случаях он может отказываться рисовать. Могут возникнуть сложности и по другим причинам: если ребенок стыдится своего страха, не хочет его признавать, тем более афишировать. Такие дети обычно утверждают, что ничего не боятся, и предлагают порисовать на другую тему.

    Пусть вас не смущает такое сопротивление ребенка, это проявление естественных защитных механизмов психики. Ломать их тоже не нужно, просто постарайтесь создать для ребенка атмосферу, безопасную для его самооценки и самоуважения. Предложите, например, нарисовать то, чего он боялся, когда был маленький. Или пусть изобразит то, чего обычно боятся все дети. Если же ваши сын или дочь признают свои страхи, но боятся их изображать, то придется показать ему (ей) пример. Рисуйте тогда свои собственные страхи (что, кстати, весьма полезно и для взрослых), обсуждайте их с ребенком. Тогда в следующий раз, может быть, и он захочет расправиться со «своими драконами».

    Предположим, что страшная картинка все же появилась с подачи вашего ребенка. Это уже первый этап преодоления страха, и юный художник с ним справился! Не забудьте похвалить его за это, подчеркнув, что для рисования своих страхов нужна особая смелость. Теперь поговорите о том, что нарисовано. Интересуйтесь всем: чего хочет страх, как он может влиять на ребенка, где он живет, кто его может победить, на кого злится страх, что ему не нравится, для чего он нужен и т. д. Можете даже попробовать разыграть диалог между трусишкой и его страхом, где обе роли (но садясь на разные стулья) будет исполнять сам ребенок. В процессе этого диалога вы можете догадаться о внутренних причинах возникновения страха у вашего ребенка и о связи его с другими чувствами.

    Завершить работу над портретом страха можно следующим образом. Скажите ребенку по секрету, что знаете, чего боятся все страхи, — они боятся стать посмешищем! Они ненавидят, когда люди смеются над ними. После этого торжественно приговорите страх ребенка к осмеянию. «Кару» можно осуществить несколькими способами. Например, дорисовать образу страха смешные детали — бантики, косички, нелепые шляпки и пр. Можно перерисовать рисунок, сделав новый сюжет, в котором тот же страх попадает в нелепую ситуацию, например падает в лужу, и очень этого смущается.

    Смотрите так же:  Барсучий жир лечение простуды у детей

    Примечание. Если, несмотря на все ваши усилия, ребенок не хочет сам нарисовать свои страхи, то воспользуйтесь следующей игрой. Она подойдет как детям, испытывающим слишком сильный страх, так и детям, которые стыдятся этой эмоции и пытаются с ней справляться.

    «Фоторобот страха»

    Спросите у ребенка, знает ли он, что такое фоторобот. Наверняка он слышал, что это нарисованный художником (или созданный на компьютере) портрет какого-нибудь человека. Особенность его в том, что сам художник никогда не видел свой персонаж, а рисовал портрет со слов очевидцев. Зачем нужны такие портреты? Ваш ребенок может догадаться (или точно знать), что они используются, как правило, для того, чтобы найти преступника.

    Страх ребенка тоже можно назвать преступником, так как он помешал его спокойной жизни (или сладкому сну), например, вчера вечером (или вспомните другую дату). Но потом возмутитель спокойствия исчез (ведь ребенок не испытывает в настоящий момент острого страха). Нужно его найти и обезвредить! Для этого представьте, что ребенок приходит в милицию и пишет заявление о пропавшем негоднике. Его спрашивают подробно о всех приметах страха. По ходу рассказа взрослый (то есть милиционер) рисует фоторобот. Периодически спрашивайте у ребенка что-нибудь вроде: «А не было ли у этого страха рыжих усов?» — и параллельно подрисовывайте усы на рисунке. Когда ребенок объяснит вам, что таких примет не было, то сотрите усы.

    Примечание. Чем больше забавных деталей вы будете предполагать в образе, тем лучше. Однако постарайтесь сохранить игровую серьезность, ведь на самом деле вы сейчас влияете на внутренний мир ребенка. А только он сам имеет право смеяться над своими страхами. Так что оставайтесь сосредоточенным «блюстителем закона», пусть лучше ваш ребенок смеется над происходящим и над вашей непонятливостью.

    «Страх и скульптор»

    Эта игра будет особенно полезна ребенку, если в процессе предыдущих игр и бесед вы заметили, что его чувство страха связано с другими сильными чувствами, например злостью и гневом. Здесь он получит возможность эмоциональной разрядки.

    Расскажите ребенку небольшую историю, которую потом вы будете инсценировать. Например, такую.

    «Жил в одном городе скульптор Денни. Он был настоящим мастером и стремился увековечить в скульптуре все, что только видел вокруг. В его коллекции были совершенно разные образы — и самые прекрасные девушки города, и немощные старики, и злые тролли, которые, по преданию, населяли лес за городом. Как только он встречал новый образ, то тут же старался воплотить его в камне или гипсе. Но таких образов становилось все меньше.

    И вот однажды он сидел, задумавшись, в своей мастерской. Сумерки все сгущались. Небо становилось хмурым и грозным. На душе у Денни был груз сомнений и тревог. И вдруг он почувствовал, что сердцем его завладел страх. Он был таким сильным, что грозил перерасти в ужас. Денни поднялся и хотел было убежать, но понял, что на улице ему будет еще страшнее.

    Говорят, у страха глаза велики. Так и Денни стало казаться, что в темном углу мастерской он видит блестящие глаза страшного чудища. «Кто ты?» — едва выдохнул испуганный Денни. В тишине раздался страшный хохот. Потом послышался ответ: «Я твой страх, великий и непобедимый!» Скульптор онемел от ужаса. Казалось, что он вот-вот потеряет сознание.

    Но вдруг ему в голову пришла интересная мысль — может быть, вылепить из глины этот страх? Ведь такого жуткого образа еще не было в его коллекции! Тогда он набрался смелости и спросил: «Мистер Страх, вы когда-нибудь позировали художнику?» Страх совершенно растерялся. «Чего?»- переспросил он. «Прежде чем вы окончательно завладеете моим рассудком, позвольте, я вылеплю вас из глины, чтобы вас боялись и узнавали все», — предложил мастер. Чудовище не ожидало такого поворота событий и промямлило: «Ну ладно, валяй, только быстро!» Началась работа. Денни взял глину и принялся за дело. Теперь он снова был собран и сосредоточен.

    Так как стало совсем темнеть, то пришлось включить свет. Каково же было удивление Денни, когда он смог получше разглядеть монстра. Это был даже не монстр, а, скорее, маленький монстрик, щупленъкий, как будто не ел неделю. Страх от этого слегка поежился, наверное, он догадался о мыслях Денни. А мастер прикрикнул на него: «Не дергайся, а то скульптура кривой выйдет!» Страх повиновался.

    Наконец скульптура была готова. И Денни вдруг понял, что он совершенно не боится этого чудища, его страх вдруг стал не страшным. Посмотрел он на жмущегося в угол монстрика и спросил: «Ну, чего делать-то будем?» Страшилка тоже понял, что его тут больше не боятся. Он шмыгнул носом и сказал: «Да пойду я, наверное». «А чего приходил-то?» — поинтересовался Денни. «Да скучно одному стало!» — отвечал монстрик. Так они и расстались. А коллекция Денни пополнилась новой необычной скульптурой. Все окружающие удивлялись ее своеобразию, а Денни смотрел на свое творение и думал, что умелые руки да умная голова справятся и не с такими ужасами».

    После того как вы расскажете эту легенду, побеседуйте с ребенком, узнайте, понравилась ли она ему, что его удивило, порадовало, огорчило?

    Если ребенок после этого еще не слишком устал, то можно сразу перейти ко второму этапу работы — разыгрыванию истории. Если чувствуется утомление, то лучше сделать это на следующий день.

    Пусть ребенок будет мастером. Начните читать заново эту сказку (можно с сокращениями), а ребенок постарается изобразить все, о чем слышит. Когда вы дойдете до появления в мастерской монстра, попробуйте притушить свет. Затем, когда работа над скульптурой начнется, вы снова его включите, а ребенок вылепит из пластилина образ страха, как он его представляет.

    Примечание. Описание этой игры довольно длинное, но она того стоит. Ведь здесь в едином гармоничном действии сочетаются сразу несколько способов воздействия на психику ребенка с целью устранения страха. Сам рассказ представляет собой типичную психотерапевтическую сказку. Обратите внимание, как в ней меняется отношение слушающего к происходящему: от пиковой кульминации страха и драматизма истории до насмешки и даже сочувствия. Когда ребенок исполняет роль мастера в этой сценке, то это также применение психотерапевтического приема. И наконец, он лепит скульптуру своего страха из пластилина, а это уже третий способ коррекции, когда ребенок создает зрительный образ чувства, получает возможность контролировать его и изменять. Так что не пожалейте времени и сил на такие сложные психотерапевтические игры. Кстати, вы можете и сами придумывать аналогичные несложные истории в качестве сюжета, чтобы повторить игру в другое время.

    Это универсальная игра, которую можно применять для решения многих проблем. Здесь мы рассмотрим, как помочь ребенку победить свои страхи, используя эту игру.

    Помогите ребенку представить, что он пробует свои силы в актерском мастерстве. Сценарист (то есть вы) сейчас познакомит его с сюжетом будущего фильма. Потом юный артист постарается воспроизвести действие. Если помимо него в нем должны принимать участие другие люди, то он может либо сам играть за них, либо воспользоваться куклами или какими-то игрушками.

    А вот в придумывании сюжетов вам придется проявить творческий подход. В его основу должна лечь история, действительно произошедшая с ребенком и вызвавшая у него страх, или то событие, которого нет в жизненном опыте вашего сына или дочери, но тем не менее ребенок его опасается. Если, например, ваш ребенок боится потеряться в людном месте, то можно разыграть такую сценку.

    Мама с сыном (дочерью) пошла в магазин. В огромном универмаге мама засмотрелась на витрину, а ребенок остановился возле понравившейся игрушки. Так они потеряли друг друга из виду. Мама очень переживала за своего малыша, она стала метаться по магазину в его поисках. Ребенок сначала тоже растерялся, хотел даже заплакать, но потом подумал, что это ему вряд ли поможет найти маму. Тогда он подошел к продавцу и сказал, что потерялся. Продавец спросила, как его зовут, и дала объявление по громкой связи. «Внимание, внимание! — сказал диктор. — Мальчик Рома (девочка Света) потерял свою маму и ждет ее в отделе бижутерии». Взволнованная женщина прибежала в этот отдел буквально через минуту. Она была в панике. И что же она увидела? Малыш преспокойно ожидал ее, рассматривая украшения. Она обняла своего сына (дочку) и расплакалась. Ребенок стал утешать маму, что ничего страшного не случилось, а продавец рассказала ей, как спокойно и смело вел себя ее сын. Мама очень гордилась своим ребенком, ведь он вел себя совсем как взрослый.

    Пусть ваш ребенок разыграет роль, по сути, самого себя, а его рассеянной мамой можете выступить вы. Тогда постарайтесь не скупиться на восторги и чувство гордости в финале истории, пусть ребенок ощутит такую награду в игре, чтобы потом стремиться к ней в реальной жизни.

    Эту же боязнь потеряться можно «отыграть» в сценке, где ваш ребенок будет помогать потерявшемуся малышу, то есть изначально играть героя. На роль плачущего малыша можно взять маленькую куклу. Так ваши сын или дочь легче почувствуют ответственность за младшего и свое преимущество в возможностях самоконтроля и поисках решения.

    Вы можете сами придумать похожие бытовые истории, чтобы вместе с ребенком использовать их для борьбы с его реальными (а не вымышленными) страхами.

    Примечание. С помощью этой игры вы сможете реализовать и так называемую профилактику проблемы, так как, исполняя роль в придуманной вами сценке, ребенок усваивает ту или иную стратегию поведения в сложной ситуации. Поэтому если он вдруг действительно в ней окажется, то ему проще будет вести себя так, как он однажды уже делал, хотя и в игровом варианте.

    Другие статьи

    • Амоксиклав инструкция по применению для детей до года Панклав (Panclav) Действующее вещество: Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) Фармакологическое действие Способ применения и дозы Внутрь, во время еды, не разжевывая, запивая небольшим количеством воды. Взрослым и детям старше 12 лет (масса […]
    • Танакан таблетки для детей инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые оболочкой кирпично-красного цвета, круглые, двояковыпуклые; на изломе светло-коричневого цвета, со специфическим запахом. Вспомогательные вещества: лактозы моногидрат, целлюлоза […]
    • Гиоксизон мазь инструкция по применению для детей ГИОКСИЗОН (GIOXYSON) инструкция по применению Владелец регистрационного удостоверения: Активные вещества Лекарственная форма Форма выпуска, упаковка и состав Гиоксизон Мазь для наружного применения желтого цвета. Вспомогательные вещества: метилпарагидроксибензоат 0.2 […]
    • Циклоферон свечи детям инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой желтого цвета, двояковыпуклые. Вспомогательные вещества: повидон, кальция стеарат, гипромеллоза, полисорбат 80, сополимер метакриловой кислоты и этилакрилата, […]
    • Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (На примере обогащения и активизации словаря) Филатова Елена Юрьевна Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении Диссертация - […]
    • Индивидуальная карта психологического развития ребенка пример Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец Цель: психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи: комплексная диагностика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой […]