Раннее развитие детей 15-2 года

Развитие ребенка в 2 года

Вашему ребенку исполнилось 2 года, и с трудом верится, что еще год назад он неуверенно ходил и почти ничего не говорил. Второй день рождения – очередной серьезный рубеж взросления малыша. Вы можете отметить ряд важных достижений вашего двухлетки: он вытянулся, стал активным и ловким, «подружился» с горшком и активно общается с взрослыми с помощью речи (пусть пока и не совершенной).

Физическое развитие ребенка в 2 года

Рост и вес ребенка в 2 года согласно нормативам отечественных педиатров:

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка 2 лет по данным ВОЗ:

Окружность головы, см

Многих мам беспокоит вопрос, сколько зубов должно быть у ребенка в 2 года. Это и понятно, ведь некоторые педиатры и литературные источники утверждают, что к 2 годам у малыша должны прорезаться все 20 молочных зубов. Это не совсем так. Некоторые дети действительно могут похвастаться полным рядом зубов уже к двум годам, но есть и такие (и их довольно много), кто имеет пока всего 12, а то и меньше зубиков. Это не является патологией, развитие каждого ребенка, в том числе и относительно прорезывания зубов, индивидуально. Согласно стандартам ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), в среднем дети в 2 года имеют 16 зубов. Полный «комплект» должен появиться у малыша к 3 годам.

Режим дня, сна и питания ребенка в 2 года

Режим дня для двухлетнего малыша – важная часть его жизни, создающая психологический комфорт и уверенность в стабильности окружающего мира.

Общая продолжительность сна ребенка в 2 года составляет 12-13 часов, из них на дневной сон приходится 2-3 часа. Некоторые детки в этом возрасте перестают спать днем, и это не очень хорошо для их нервной системы. Поэтому необходимо постараться сохранить дневной сон, или хотя бы дневной отдых.

Питание двухлетнего малыша – четырехразовое, с промежутками между приемами пищи около 4 часов. Рацион становится всё более разнообразным, ребенок уже «на общем столе». Если вы не придерживаетесь здорового питания, не забывайте, что жареные, соленые, обильно приправленные блюда, колбасные изделия и сладости – минимальный перечень того, чего не должно быть на тарелке вашего малыша.

Психология и психическое развитие ребенка 2 лет

Двухлетний ребенок – очень деятельный и активный человечек. Он очень любит играть сам, гордится своими успехами, но при этом радуется, когда взрослые хвалят и интересуются его игрой. Если что-то не получилось – огорчается и отказывается от действия. Малышу нравятся звуки собственной речи, поэтому часто у двухлеток наблюдается резкий скачок в ее развитии.

Интерес и положительную эмоциональную реакцию вызывают также новые игры, развлечения, места, другие дети. При этом взрослый остается для ребенка главным авторитетом, именно для привлечения его внимания малыш может улыбаться, жестикулировать, гримасничать, произносить разные слова и звуки, а если ничего из этого «арсенала» не срабатывает – начинаются капризы и даже истерики. Обида или испуг могут его надолго «вывести из колеи».

Малыш учится сопереживать : он внимательно вглядывается в лицо ребенка, плачущего рядом с ним, может тоже расстроиться или попробовать его утешить. Он заинтересованно и бережно относится к растениям и животным (конечно, родители должны показывать в этом собственный пример).

Привязанность к маме в 2 года по-прежнему очень сильна, при ее уходе малыш может долго плакать. Поэтому не стоит форсировать события, отдавая ребенка в детские ясли или даже оставляя надолго с бабушкой и дедушкой. Примерно до 3 лет малыши чувствуют психологический комфорт, лишь ощущая присутствие мамы рядом, или хотя бы неподалеку. Незнакомец может напугать ребенка своим интересом и вызвать протест попытками «заигрывания». Обычно двухлетки прячутся в таких случаях за маму.

Многие дети в возрасте двух лет становятся необыкновенно упрямыми и капризными , в связи с чем появился даже термин « кризис 2 лет ». Под кризисом в отношении ребенка подразумевается некий этап, связанный с его взрослением и подстройкой поведения под новый уровень интеллектуального развития. Поэтому пугаться этого не следует, ваш малыш просто растет и умнеет. Он начинает ощущать свою самостоятельность, и теперь может отрицать запреты, упрямиться и проявлять настойчивость в попытках получить желаемое. Ребенка возмущает грубый тон в свой адрес и попытки физически ограничить его действия.

При этом сознательность малыша в этом возрасте уже позволяет ему понять мамины объяснения о том, что можно, а что нельзя; что делать хорошо, а что – плохо. Будучи в хорошем настроении, он может выполнить вашу просьбу и немного подождать, если это необходимо.

Умения и навыки ребенка в 2 года

Интеллектуальное развитие ребенка в 2 года можно охарактеризовать следующими умениями:

  • Ориентируется в размерах – может собрать матрешку из 3 частей;
  • Правильно собирает пирамидку из 4-5 колец;
  • Ориентируется в цветах, может подобрать подобный тому, что на картинке;
  • Выбирает правильное отверстие для деталей сортера;
  • Дает словесную характеристику предметам (холодный-теплый, легкий-тяжелый, мягкий-твердый);
  • Рисует на бумаге вертикальные и горизонтальные, округлые и прямые, длинные и короткие линии. Фантазирует, описывает то, что нарисовал.

Двухлетний ребенок очень сообразителен , и больше всего это проявляется в процессе игры. Увидев знакомые предметы, он тут же найдет, как применить их в деле: накормит куклу из игрушечной посуды, построит для нее дом из деталей конструктора, соорудит гараж для машины из кубиков. Играет двухлетка уже довольно самостоятельно, придумывая на ходу сюжеты для игры.

Главным бытовым навыком , который приобретает малыш в 2 года, является освоение горшка. Конечно, промахи еще могут случаться, но ребенок уже понимает, куда ему нужно делать свои маленькие и большие «дела», он просится или сам отправляется к горшку. Некоторые малыши даже сами могут снимать штанишки. Кроме того, в 2 года дети уже умеют довольно аккуратно есть, умываться, потирая ладошки друг об друга, самостоятельно одеваться (носки, шапку, обувь) и частично – раздеваться. Двухлетний ребенок знает, где лежит его одежда, где стоит обувь, куда нужно складывать игрушки.

Речь ребенка в 2 года

Двухлетний возраст – «пиковое» время для развития речи. Психологи называют это период сенситивным, т.е. наиболее восприимчивым. Ваш ребенок в 2 года ускоренными темпами овладевает речью одновременно в нескольких направлениях: улучшается произношение отдельных звуков, совершенствуется понимание речи взрослого, увеличивается количество слов активного словаря, осваиваются основные грамматические принципы построения предложений.

Двухлетний малыш уже понимает, когда взрослый рассказывает ему о знакомых событиях, может ответить на простые вопросы о них. Он запоминает и выполняет до 3 просьб – «возьми, отнеси, положи».

Ребенок знает уже до 200 слов. Фразовая речь пока несовершенна, но малыш употребляет простые предложения из 2-3 слов, общаясь с взрослым или другим ребенком. Начинается употребление прилагательных, местоимений, предлогов и наречий.

В этом возрасте дети еще не осознают себя полностью как отдельную личность, поэтому часто говорят о себе в третьем лице (Маша хочет спать, Ваня пошел туда). Также в 2 года появляется оценка себя («большой», «красивая»).

Активное развитие речи ребенка в 2 года проявляется в договаривании стишков, подпевании знакомым песенкам, множестве вопросов и попытках рассказать обо всем, что его окружает в нескольких предложениях. Также двухлетние малыши любят комментировать картинки в книгах.

Нормы касательно развития речи очень приблизительны, но если вы замечаете, что ребенок говорит очень мало и преимущественно лепетными, упрощенными словами – стоит уделить вопросу речи повышенное внимание. Важно не упустить «восприимчивый» возраст, не откладывая общение с малышом и исправление возможных нарушений на потом.

Занятия с ребенком от 1,5-2 лет

Развиваем ребенка от 1,5 до 2 лет – ничего ли Вы не упустили?

Когда занимаешься развитием малыша, часто возникает вопрос – что нужно развивать? Чем бы еще заняться? Во что поиграть с ребенком?

Честно говоря, подобные вопросы периодически возникают и у меня. Чтобы помочь другим мамам, я решила составить примерный список направлений развития ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет.

Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет:

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные — по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки — домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка):
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.
Развитие внимания.
Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото).
Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
«Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
«Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
«Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).
Изучение свойств предметов:
Большой-маленький.
Названия цветов (как базовых – синий, красный и т.п. так и нетипичных – салатовый, розовый и т.п.).
Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
Один-много.
Горячий-холодный.
Высокий-низкий.
Вверх-вниз.
Предлоги.
Грустный-веселый.

10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.
Лексические темы:
Посуда.
Рыбы.
Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
Машины.
Кораблик.
Домики.
Цветы.
Грибы.

9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда.
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
Творчество.
Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
Рисование пальчиками.
Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет — внутри листа вырезается простой силуэт — например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально — все — таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку» и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.

Смотрите так же:  Сахарный диабет у детей лечение

10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто — получаются интересные орнаменты).

12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).
Моделирование.
Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек.
Учиться делать аппликации из 2-3 элементов (например: домик (3 элемента) – крыша, дом, окно; дерево (два элемента) – ствол и листва). Важно: сначала ребенок должен хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов.
Строить домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша).
Играть в конструкторы по типу «Лего» (спонтанное моделирование).
Развитие мелкой моторики в 1,5 года.
Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.
Рвать бумагу.
Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
Пересыпать крупу – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.
Игра с сортерами, рамками-вкладышами.
Учиться собирать губкой воду со стола.
Учиться выжимать губку.
Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).
Учиться нанизывать бусы (специальные детские).

10. Игры с крупной мозайкой (ближе к двум годам, индивидуально).
11. Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
12. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).
13. Игры с прищепками.
14. Кубики – строить башни, строить домики.
15. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску:
16. Учиться складывать матрешки.
17. Играть со стучалками и забивалками:
18. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой — это легче, потом чайной):
19. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.
20. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.
21. Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).
23. Переливать воду из детского чайника в чашку.
23. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.
24. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).
25. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
26. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.
27. Рисовать пальчиком на манке.
28. Клеить наклейки.
29. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.
30.Игра «наклей фигурку на свое место»:
31.Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:
32.«Копилка» — опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках:
33.Учиться пищать пищащими игрушками.
34.Брызгаться брызгалками в ванной.
35.Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).
36.Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.
37. Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).

Развитие речи и артикуляции.
Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) — если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» — стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту — как быстро вы заговорите на китайском? ).
Читать книги.
Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») — обычно это возможно осуществить в среднем — к двум годам (у всех индивидуально).
По возможности — побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания («давай покачаем куклу, спой ей „а-а“, „побибикай машинкой — “би-би», «попроси у мишки чашку, скажи, „дай, мишка!“ и т.п.).
Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
Логоритмика — танцы под музыку (например Железновых).
Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
Знакомимся с понятиями «быстрая — медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
Прослушивание классической музыки фоном.
Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она расказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает — мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – „принеси куклу, дай мячик“).
Развитие сенсорики.
Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
Гимнастика и развитие координации.
Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
«Пройди по комнате, не задевая предметов» — передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
Катать мячики, машинки.
Кидать мячики.
Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
Бить по мячу ногой.
Ползать по лабиринту (покупному или самодельному — из стульев и т.п.).
10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван — с дивана, забираться на стул и т.п.
11. Учиться переносить различные предметы на подносе.
12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить — это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
13. Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
16. Играть с мамой в догонялки.
17. Игры на фитболе по возрасту.
18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
23. Учиться катать машинку через “тоннель”.
24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
Ролевые игры.
Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
Покорми, умой куклу.
Шофер — отвези игрушку на машинке-грузовичке.
Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
Стираем и развешиваем белье.
Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
Развивающие упражнения в быту.

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» — т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» — концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (»помоги поставить тазик на место»).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Социальные навыки.

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка — настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
Показывать ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т.п.

Но этот список был бы воистину неполным, если бы я не рассказала еще кое о чем:

Я лично была знакома с довольно развитыми детьми, мамы которых с ними почти не занимались или занимались мало. Секрет развития их ребенка был прост — мамы очень любили своих детей безусловной любовью, принимали их такими, какие они есть, много с ними общались, проводили достаточно времени на свежем воздухе и загородом, обеспечивали (вольно или невольно) хорошую развивающую среду (не ограничивая познавательный интерес ребенка, разрешали ему активно изучать окружающий мир (трогать, крутить, играть с множеством предметов). И результат не заставил себя ждать!

Добавлю, что все рекомендации о том когда, что и как развивать у детей стоит применять индивидуально. Здесь приведены примерные направления для обучения «среднестатистического» ребенка. У каждого конкретного малыша развитие идет своим ходом (иногда скачками), поэтому может случиться, что какие-то навыки ему будет освоить сложнее (но только пока, именно на данный момент), а какие-то, в отличие от большинства своих сверстников, он наверстает шутя. Также стоит понимать, что если ребенку только-только исполнилось полтора года – многие из нижеперечисленных игр и занятий могут быть для него более сложными, чем если бы ему было почти два года.

Ребенок в полтора года

За прошедшие полгода физические способности заметно возросли. Казалось, ещё недавно кроха делал свои первые шаги, а теперь родителям бывает трудно догнать сорванца. Теперь же, к 1,5 годам Физическое развитие ребенка несколько замедляется, но зато активно идет становление его личности и формирование характера.

Это уже вполне самостоятельный человечек со своими желаниями, потребностями, вкусами. В этот период совершенствуются навыки, приобретенные ранее. Познание окружающего мира — одна из важнейших его задач, отнимающая много времени. Сидеть на одном месте ребёнку в 1,5 года некогда, ведь нужно разобраться со множеством вопросов: «что лежит на столе?», «что спрятано в шкафу?», «какой вкус у песка?», «высыпается ли стиральный порошок из пакета?», список этот можно продолжать до бесконечности, юный исследователь не даст скучать ни вам ни себе. С 1,5 до 2-х лет — на основе полученных навыков малыш способен изучать мир в новых красках, самостоятельно передвигаясь и отыскивая пути решения для устранения каких-либо препятствий.

Смотрите так же:  Интеллектуальные качества детей дошкольного возраста

Ваш малыш активно познает мир, он становиться всё более самостоятельным и независимым. Всё лучше координирует свои движения и овладевает новыми навыками.

Полезно знать
В возрасте около полутора лет у всех малышей непреодолимое желание лазать: залезает на любую мебель, стулья, диваны, столы, пытается перелезть через ограждения. Родителям стоит вовремя позаботиться о безопасности маленького альпиниста. Любит вытаскивать ящики, проверяет, что лежит на столе, на полке, поэтому предметы на стол следует ставить не ближе 30 см от края.

Развивается самосознание ребенка, он осознает собственное «Я». Малыш начинает понимать, что он, мама и папа, это семья, что у вас есть дом, что у других людей есть другой дом, что у него есть вещи, и он ими управляет. Сфера интересов ребенка характеризует его наклонности. Кто-то начинает увлеченно рисовать, другой танцевать или слушать музыку. Это отличный период, для того чтобы определить уникальность и индивидуальность вашего ребенка, для того, чтобы помочь ему в дальнейшем развивать свои способности. Ваша главная задача дать малышу как можно больше информации о разнообразии окружающего мира.

Вы заметите также, что ребенок стал менее эгоцентричным, он учится жалеть других, проявлять к ним сострадание. Активно развивается фантазия, малыш занимается естествознанием, начинает самостоятельно строить и конструировать. Он по-прежнему проверяет во всем границы дозволенного, что потребует от вас особого терпения.

Расширяется словарный запас малыша. Ребенок начинает понимать всё больше новых слов и фраз. Выполняет знакомые действия по просьбе взрослого, такие как «положи», «возьми», «отнеси», «дай» и другие. Развитие речи у ребёнка в 1,5 года идёт полным ходом. Кто-то ещё только произносит свои первые слова «мама» и «папа», другие же малыши уже знают, как обозначить кошку, собачку, желание перекусить и много других слов. В этом возрасте слова обычно лепетные или звукоподражательные (собака — «ав-ав», кошка — «кис», машина — «би-би» и т.д.). Но это вполне осмысленные слова, которые постепенно превратятся в настоящую речь.

Как выглядит ребенок в 1.5 года

Физическое развитие ребенка в 1.5 года

Хорошо самостоятельно ходит: прямо, по кругу, огибает предметы. Бегает, глядя себе под ноги. Почти не падает.

Уверенно сам, не держась за предметы, встает на ноги. При ходьбе без затруднений держит игрушку, но может и уронить. Если положить на полу рядом со стоящим ребенком интересующий его предмет, то ребенок приседает на корточки или наклоняется с согнутыми коленями, чтобы взять его, затем выпрямляется или самостоятельно встает из приседа. Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке. Залезает на взрослое кресло и садится в нем. Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Начинает кидать мяч после того, как ему покажут, как это делать. Учится бросать мяч вниз, вперед, вверх.

Катит перед собой коляску. При ходьбе тянет игрушку за веревочку за собой. Дети с ранним развитием ходьбы начинают это делать уже к году. С опорой, то есть держась одной рукой за руку взрослого или хватаясь за перила, начинает подниматься по лестнице в подъезде дома.

Еда ребенка в 1.5 года

Уверенно ест густую пищу ложкой из тарелки. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой. Ложку держит еще по-детски, в кулачке. Может пользоваться вилкой.

Большинство детей в этом возрасте могут самостоятельно брать чашку, пить из нее и затем ставить на место.

Бытовые навыки. Раздевается с небольшой помощью взрослых. Тапки, шапку, варежки-рукавички, носки может снять самостоятельно. Пытается снимать с себя колготки перед купанием. Расстегивает молнию на одежде. Также с помощью взрослого может надеть носки, обувь или шапку.

Пытается помогать взрослым по дому. Выполняет ваши бытовые просьбы: принесет из другой комнаты свой горшок или пульт дистанционного управления телевизором, выкинет мусор в мусорную корзину или ведро. Понимает и выполняет более разнообразные и новые указания: закрой дверь и т.д.

Если вы уже редко пользуетесь памперсами, то ребенок сообщает родителям, что намочил или запачкал штанишки, то есть не удержал мочу или кал.

Приучайте ребенка к новым гигиеническим навыкам — чистить зубы детской пастой. Если ребенок сопротивляется, то временно отложите эту процедуру.

Игры ребенка в 1.5 года

Сосредоточенно играет, обходясь без вашего присутствия или помощи. При этом предпринимает самостоятельные действия с игрушками.

Радуется собственным удачам и огорчается, если что-то не получается. Самостоятельно строит башню из двух кубиков. Если показать, как сделать более высокое строение, то может построить башню и из трех-четырех кубиков. Научите малыша строить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других). Каждый раз наблюдайте за действиями ребенка, не торопитесь поправлять его. Важно, как ваше дитя понимает вас, как исправляет ошибки, как обучается.

По примеру взрослого, а затем самостоятельно может построить машинку. Малыш кладет кубик на продолговатую деталь конструктора и двигает эту постройку, воспроизводя движение машины.

К 18 месяцам некоторые дети собирают пирамидку уже из трех — пяти колец, но пока еще без учета их размера.

Необходимо иметь дома по одной пирамидке разной формы: одну с круглыми кольцами, а другую с квадратными, нанизываемыми сегментами. При этом пирамидки должны быть примерно одинаковой величины. Покажите ребенку обе пирамидки, объясните, что на одной кольца все круглые, а на другой — квадратные бруски с дырками для нанизывания. Вместе с ребенком соберите пирамидки. Снова разберите их. Спросите ребенка: «Покажи — где круглые кольца, а где квадратные бруски?» Помогите малышу разложить детали в ряд (круглые — с одной стороны, квадратные — с другой) и затем сложить одну круглую пирамидку, а другую — квадратную. Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по круглой пирамидке: «Смотри, какая она гладкая». И по другой: «А эта пирамидка совсем другая, с острыми уголками». Ребенок еще не может самостоятельно выравнивать квадратные бруски на стержне, поэтому сложенная пирамидка будет неровной. Основная цель этого упражнения — знакомство с предметами разной формы. Научить ребенка аккуратно сопоставлять бруски можно будет через несколько месяцев.

Продолжайте с ребенком игру-тренировку на вкладывание предметов, как это описано в предыдущем периоде. Кроме вкладывания плоских фигур в доску, ребенку может быть интересным вкладывание объемных предметов. Если вы до сих пор не купили, то для тренировки способности вкладывания необходимо приобрести игрушку под названием «Почтовый ящик». Это коробка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной геометрической формы и соответствующие им вкладыши. В ящик-коробку можно сначала просунуть несколько предметов, а затем его открыть и освободить их для повторного заталкивания. Лучше, если этот «ящик» будет прозрачным. Однако вначале ребенок может пытаться вкладывать предметы, применяя в первую очередь силу, без учета формы и взаиморасположения граней предметов и рамок. Поэтому взрослый должен сначала продемонстрировать соотношение предметов ребенку.

Укрепляется понимание различения «большое — маленькое». Большая часть детей в этом возрасте по вашей просьбе или самостоятельно во время игры могут вставить друг в друга предметы одинаковой формы, незначительно отличающиеся в размерах. Например, маленький пластиковый стаканчик в стаканчик средних размеров.

Продолжает подражать близким взрослым: «читает книгу или газету», как папа; «готовит уроки», как сестра. Увеличивается число используемых в быту предметов, назначение которых понимает. Любит играть с предметами домашнего обихода. Пытается сам помогать взрослым по дому.

Продолжает самостоятельно воспроизводить в игре и другие, часто наблюдаемые действия взрослых: кормит, причесывает, умывает куклу, вытирает ей нос платком; моет пол или одежду, готовит кушать и т. д. Если вы не замечаете этих действий у ребенка, то проведите тесты.

Тест-игра
Посадите рядом с ребенком куклу и положите носовой платок. Говорите: «У Ляли грязный носик. Вот платок». Ребенок должен приложить платок к носу куклы. Посадите рядом с ребенком куклу с волосами и положите расческу. Говорите: «Кукла Ляля растрепанная, вот расческа». Ребенок прикладывает расческу к волосам куклы и водит ею по волосам. К полутора годам он должен выполнять оба теста.

Перестает бросать один предмет за другим на пол.

Внимание!
Если же эта игра остается любимой, то необходимо тщательно проверить, не отстает ли ребенок в других видах умственной деятельности. Беспокоиться об умственном развитии малыша следует, если в этом возрасте, после окончания прорезывания зубов, ребенок постоянно продолжает тянуть несъедобные предметы в рот. Особенно если при этом наблюдается неудержание слюны. Эти явления могут отмечаться у здоровых детей и позднее при прорезывании оставшихся зубов, но тогда они отмечаются не постоянно, а только в период прорезывания. Обычно по ребенку видно, что он берет предмет в рот не для того, чтобы пробовать его на вкус, а для того, чтобы потереть им десны.

Рисует карандашом, фломастером. Оставляет на бумаге разные каракули: зигзаги, штришки, реже незамкнутые овалы и не очень прямые линии.

Интересуется действиями других детей. Однако может проявлять негативизм во взаимоотношениях со сверстниками: не уступает свою игрушку, отнимает чужую. Если ребенок не понимает необходимости делиться после ваших словесных объяснений, то бороться против жадности лучше всего с помощью игры. Например, взрослый (мать, бабушка) дает ребенку откусить кусочек пряника, потом откусывает сама. Затем отдает ребенку весь пряник и просит: «Дай бабушке кусочек», — и открывает рот. При отсутствии должной реакции ребенка взрослый может пододвинуть ручку ребенка с пряником к себе и откусить кусочек. Потом ребенок опять откусывает кусочек, после чего откусывает взрослый. Так как большая часть пряника остается в руке ребенка, то он продолжает кормить взрослого, не забывая и себя. После этого можно красочно и жалостливо объяснить малышу, насколько голодны его медвежонок или кукла, и предложить ребенку покормить игрушку. Научившись делиться с другими игрушками и людьми едой, ребенок начинает понимать, что он может заботиться о других людях, жалеть и утешать их, если им плохо.

Во время игры ребенку хочется показать интересную игрушку маме или папе, он протягивает ее взрослому, но это совсем не значит, что ребенок хочет отдать игрушку. В действительности ему жалко отдавать игрушку, он просто делится своими впечатлениями о ней. Надо научить ребенка делиться вещами, давать их другим детям на некоторое время поиграть. Можно рассказывать о разных предметах: «Вот твой очень добрый медвежонок. Он любит делиться своими игрушками, вкусной едой, и ты, наверное, скоро будешь брать с него пример». Когда ребенок держит машинку в своих руках, взрослый рассказывает ему о ней: показывает колеса, кабину, руль и другие детали. Или у ребенка в руках книга, а мама показывает ему картинки в книге. Так ребенок постепенно начинает понимать, что совместное пользование игрушкой или вещью не означает их потерю для него.

Расширяется спектр переживаемых эмоций — подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации: жалеет, сопереживает, целует. Малыш выражает отрицательные эмоции, особенно в том случае, когда ребенок не достигает своей цели и не получает чувства удовлетворения. Он злится и огорчается, если взрослый не понимает, что хочет ребенок, или в чем-то отказывает ему.

Часто использует для общения жесты, в том числе указательный жест рукой и указательным пальцем для привлечения вашего внимания.

Любит самостоятельно рассматривать книгу с картинками, но еще часто листает по две-три страницы сразу. Может тыкать указательным пальцем в ярко раскрашенные объекты на странице. В процессе чтения сказки или после окончания чтения по вашей просьбе может показать несколько знакомых предметов или героев сказок на картинках. Некоторые дети могут и назвать их.

Понимание речи ребенком в 1.5 года

Начинает выполнять двух-этапные инструкции. Например: пойди на кухню и принеси чашку или возьми свою шапку и положи ее на стул. В этих инструкциях содержится два последовательных указания, и они требуют двух последовательных действий: во-первых, пойди на кухню и, во-вторых, принеси чашку.

Ребенка приходится наказывать в случае нарушения необходимых запретов — разумеется, не физически. Главное, чтобы наказание следовало тотчас после того, как малыш провинился. Если вы хотите, чтобы ребенок в дальнейшем слушался вас и был дисциплинированным, не упускайте времени — потом будет все труднее и труднее. Наказание должно сопровождаться доступным для ребенка разъяснением и убеждением и заключаться в неодобрении его действий, порицании, демонстрации холодного эмоционального отношения к ребенку. Замечание должно делаться спокойным голосом. Резкое повышение голоса, раздражительный тон не рекомендуются. Еще хуже резкий переход от крика к ласке и наоборот. Нельзя накричать на ребенка, а затем в порыве раскаяния утешать.

Смотрите так же:  Центр развития творчества детей и юношества созвездие калуга

Половина детей в возрасте 1,5 года по просьбе взрослого показывают не менее трех частей тела на себе, кукле или взрослом, даже если его специально не учили этому действию.

Начинает ориентироваться в основных цветах. Иногда находит такого же цвета игрушку, как просит взрослый. При общении с ребенком нужно показывать и называть цвета окружающих предметов.

Выложите перед ребенком несколько картинок с известными ему предметами, животными. На вопрос взрослого «Где кошка?», а затем на вопрос «Где собака?» и т.д. большинство детей к 18 месяцам могут правильно показать 1–2 объекта. Узнавание связано с развитием обобщающей функции понимаемой речи: ребенок уже понимает, что на картинке изображен один из тех автомобилей, что он видел на улице. Также он понимает, что игрушечный автомобиль — это тоже автомобиль, аналогичный тем, что он видел на улице, в телевизоре и на картинке.

Активная речь ребенка в 1.5 года

Покажите ребенку несколько хорошо знакомых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Каждый раз спрашивайте, как что называется («кто это, что это?»). К 18 месяцам малыш должен назвать хотя бы один предмет. Большинство детей правильно называют несколько хорошо знакомых предметов.

Активный словарный запас в полтора года достигает не менее восьми — девяти слов, а у многих детей — нескольких десятков. Резкий рост словарного запаса происходит в возрасте от 1,5 до 2 лет. Среди используемых слов имеются не только названия предметов, с которыми часто играет ребенок, но и слова общения и сообщения. Например: «привет», «пока», «спокойной ночи». Для выражения идеи появления «вот!» и исчезновения «нет!». Для обозначения отношения между предметами — слова «больше», «еще» и др.

Правильные, настоящие слова, обозначающие какие-либо объекты окружающей среды, все чаще используются вместо прежних — облегченных, лепетных — слов. Теперь ребенок говорит «машина» вместо «би-би», «собака» вместо «ав-ав» и т.д.

Некоторые из малышей, преимущественно девочки, в это время уже произносят первые простые фразы из двух слов.

Полезные советы и ответы на вопросы

Какой режим у ребенка в 1,5 года

В течение суток малыш должен спать около 13 часов. Дневной сон остается только один, после обеда, продолжительностью два-три часа. Ночной сон длится примерно 10 или 11 часов.

Важно не забывать регулярно чистить зубы малыша. В полтора года кроха ещё сам не справится с этой задачей, но постепенно обязательно научится. Если ребёнка регулярно причёсывать перед зеркалом, то вскоре он сможет самостоятельно пользоваться расчёской.

Очень важны в этом возрасте прогулки на свежем воздухе, гимнастика и закаливающие процедуры.

С полутора лет начинается возраст, когда педиатры рекомендуют начинать приучение крохи к горшку. Если вы не начали этого делать, то об этом можно почитать здесь. Вероятнее всего вы всего лишь проходите этапы «приучения». Вряд ли они будут легки и понятны всем. Вам в любом случае, нужно запастись терпением и делать это мягко, не ругать малыша в случае промашек и не требовать от него слишком быстрых и стабильных успехов. В противном случае можно не только расшатать его нервную систему, но и сформировать стойкую неприязнь к горшку.

Как кормить ребенка в 1,5 года

В этом возрасте малыш уже способен принимать участие в семейных трапезах и есть все то же, что и взрослые, только в более измельченном виде. У него нарастает желание все делать самостоятельно, в том числе и есть за столом. Однако спокойно сидеть и есть ему редко когда удается, чаще всего он пытается делать это на ходу. Возможно малыш умеет пить из трубочки и из кружки, сам кушает ложкой густую пюреобразную пищу, или готов к обучению.

Рост ребенка к полутора годам значительно замедляется. Если за первый год жизни его масса тела увеличивается примерно втрое, то от года до двух он вырастает всего на 30 процентов. Поэтому и пищи малышу нужно меньше. К тому же рост малыша в высоту идет значительно больше, чем в ширину, а в качестве энергетических запасов ребенок расходует жир, накопленный в младенчестве. Вот почему дети этого возраста начинают визуально «худеть».

Грудное вскармливание

Многие детки в полтора года еще питаются грудным молоком, обычно на ночь. Иногда ребёнок старше года сам отказывается от груди, если нет — можно продолжать кормить его ещё несколько месяцев.

После года у детей происходят существенные изменения пищеварительной системы: появляются коренные зубы, развивается жевательный аппарат, формируются слюнные железы, увеличивается объем желудка.

Следует помнить, что процесс жевания развивается постепенно, поэтому переход от густой пищи к твердой должен быть постепенным. Некоторые малыши могут лениться жевать кусочки пищи, в этом случае родителям необходимо проявлять настойчивость. Понемногу давать пробовать малышу салаты из натертых на терке овощей. В первые и вторые блюда добавлять небольшие кусочки пищи

Пищу для детей в 1,5 года не требуется сильно измельчать. Малыш способен прожевать кусочки овощей, фруктов, картофеля, рыбы. А вот мясо желательно давать в протертом виде, этот продукт ребёнку прожевать сложно. Начиная с полутора лет можно изредка побаловать ваше чадо блинчиками или булочкой.

Полезно знать
По-прежнему нельзя употреблять в пищу грибы, консервы, колбасные изделия, газированные напитки, никакой пользы они точно не принесут.

После 1,5 лет дети, как правило, переходят на 4-х разовое питание. Интервалы между приемами пищи становятся неодинаковыми, но родителям следует придерживаться часов кормления. Ну или подстроить режим питания ребенка под свой, привычный для всей семьи. Например:

  1. Завтрак — 8:00.
  2. Обед — 13:00.
  3. Полдник — 16:00.
  4. Ужин — 19:00.

Для полуторагодовалого малыша очень важно правильно распределять различные виды пищи в течение дня. Так, блюда, богатые белком, жиром, экстрактивными веществами следует давать в первой половине дня, так как они могут возбуждать нервную систему, тяжелее перевариваются, что может привести к нарушению сна.

Нюансы кормления полуторагодовалого малыша:

  • В вечернее время лучше давать малышу каши, молочные блюда.
  • Порции в горячем виде у детей должны быть во время каждого приема пищи.
  • Свежие фрукты и овощи в этом возрасте ребенок может получать при любом кормлении.
  • Рекомендуется, чтобы первое и последнее кормление малыша состояли из каши, овощных блюд или кисломолочных продуктов.
  • Обед должен быть самым сытным и состоять из двух главных блюд (первое и второе). Это может быть суп или борщ на первое и мясо или рыба с овощами на второе. Также во время обеда можно предлагать малышу салаты из сырых овощей.
  • Перед сном малыш может выпить молоко или кефир.

Полезно знать
В рацион полутора-годовалого ребенка педиатры советуют включать: цельное молоко, домашний сыр, целые яйца, говядину, арахисовое масло, рыбу (лосось, тунец), брокколи, шпинат, цветную капусту, дыню, манго, киви, папайю, абрикосы, грейпфрут, половинки винограда, клубнику, помидоры, макаронные изделия, крекеры грубого помола, пшеничные готовые завтраки, аккуратно — мед, нежирные оладьи, кексы.

Как играть с ребенком в 1,5 года

Для развития речи хорошо подходят различные картинки, книжки, кубики с изображениями предметов, животных, фруктов, транспорта. Книжки с потешками, стихами.

Для развития координации движений подходят мячи разных размеров, обруч, гимнастические палки, двигающиеся машины, каталки.

Для сюжетных игр отлично подойдут игрушечные животные, куклы, кукольная мебель, детская посудка, одежда, игрушечная ванночка, коляска, наборы фруктов, овощей и другие.

Для расширения знаний о предмета, формах, цветах понадобятся игрушки матрешки, неваляшки, пирамидка, цветные кубики, цветные колпачки (стаканчики), ленточки, совки, ведерки, формочки для песка, конструкторы, игрушки со вставными геометрическими фигурками (активный куб) и другие.

Для развития музыкальных способностей отлично подойдут музыкальные игрушки — стучалки, молоточки, ксилофон, барабан и другие.

В этом возрасте очень полезно развивать у малыша мелкую моторику, для это отлично подходят игрушки со шнуровкой, игрушки в которых нужно соединять детали, вставлять одни предметы в другие.

Как развивать ребенка в 1,5 года

Весьма полезны занятия по развитию мелкой моторики. Насыпьте крупу в глубокую тарелку и на глазах ребёнка спрячьте в неё небольшие яркие предметы (бусины, шарики и т.п.). Покажите малышу, как искать эти предметы. Находки очень обрадуют ваше чадо.

Самое время учиться возводить постройки из кубиков. Игре в кубики ребёнка нужно учить, самостоятельно ему больше по душе разрушать строения. В годовалом возрасте малыш уже научился ставить кубик на кубик. В полтора года ребёнок умеет ставить друг на друга 3–4 кубика, а с помощью взрослых научится сооружать башенку, домик, забор и другие строения.

Полезны занятия с сортировщиком фигур. Его можно купить в магазине игрушек, а можно сделать самостоятельно из картона. Играя с сортировщиком, малыш учится подбирать детали определенной формы (круглой, треугольной, квадратной) к отверстию такой же формы и размера. Более сложный вариант — подбирать детали не только по форме, но и по цвету.

Многие малыши в этот период уделяют особое внимание мелким деталям и любят, чтобы все лежало на своих местах, это очень удобное время для знакомства с пазлами.

Во время любых игр и занятий с малышом не забывайте хвалить его за его успехи. У вашего малыша сейчас самый активный познавательный возраст. Он впитывает всё «как губка». Уделяйте своему ребенку как можно больше времени, отвечайте на его вопросы, учите его, объясняйте ему всё что ему интересно, дарите свою любовь и заботу. Всё что он получит от вас сейчас, в дальнейшем он перенесет во взрослую жизнь.

Нужно ли идти в поликлинику в 1,5 года

Теперь вы посещаете педиатра 1 раз в три месяца. На приеме врач оценивает физическое и нервно-психическое здоровье ребенка.

Начиная со второго года жизни, ребенка 1 раз в год должен осматривать стоматолог, если вы еще его не посетили, то самое время это сделать.

На втором году жизни лабораторное обследование (клинический анализ крови, мочи, анализ кала на копроскопию и яйца гельминтов) проводится 1 раз в год, при необходимости и наличии показаний — перед прививкой, например, чаще.

Также детям в 18 месяцев проводится

  • Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка. Проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям данной возрастной группы.
  • Первая ревакцинация против полиомиелита. Проводится детям данной возрастной группы вакцинами для профилактики полиомиелита (живыми) в соответствии с инструкциями по их применению.
  • Ревакцинация против гемофильной инфекции.

Полезно знать
Ревакцинации проводят однократно детям, привитым на первом году жизни в соответствии с инструкциями по применению вакцин

Обратите внимание!
В 20 месяцев — вторая ревакцинация против полиомиелита.

Другие статьи

  • Ребенок 2 5 месяца не спит днем Ребёнок 2 мес не спит днём дома Здравствуйте! Посоветуйте, как нам решить проблему. Дочка 2мес спит в день только 1 раз и только на улице или на балконе - может проспать от 3 до 4.5 часов подряд. Больше днём не спит, дремлет когда сосет грудь по 20-30 мин каждые 1.5-2 […]
  • Тавегил таблетки инструкция по применению детям 2 лет Тавегил таблетки - официальная* инструкция по применению ИНСТРУКЦИЯ по медицинскому применению препарата Регистрационный номер: Торговое название: Тавегил® МНН или группировочное название: клемастин Химическое название: […]
  • Грипп у детей сестринский уход Лекция №12 Тема «Сестринский уход при ОРВИ у детей» Тема «Сестринский уход при ОРВИ у детей» ОРВИ - группа инфекционных болезней, вызываемых вирусами, передающихся воздушно-капельным путем, характеризующихся синдромом общей интоксикации и преимущественным поражением […]
  • Сколько спит 3 месячный ребенок ночью Сколько должен спать ребенок? Первый год жизни ребенка для большинства родителей – это какой-то нескончаемый кошмар и лавина вопросов –недоразумений. Целую серию составляют вопросы разряда:«Сколько ребенок должен….кушать/ спать/ играть/ бывать на […]
  • Можно ли в 16 недель определить пол ребенка по узи Пол ребенка в 16 недель Девушки, большая ли вероятность ошибки определения пола в 16 недель? Мне без разницы, какого будет пола мой ребенок, главное, чтобы он был жив и здоров, просто хочу сделать сюрприз для мужа и не хотелось бы, если вдруг недель в 20 что-нибудь не […]
  • Развитие детей 18 комплекс SmartFox, Англоязычный центр развития детей Набережные Челны, 18-й комплекс, 1 Более 30 разновидностей Корпоративы, юбилеи, банкеты в ресторане "Бартон" Любое торжество на высшем уровне. Скидка на пиццу и роллы по будням. Действует и в кафе, и на […]