Ранний аутизм как проявляется

Содержание:

Детский аутизм: что это такое и как он проявляется?

Аутизм, или расстройство аутического спектра как диагноз существует не так давно. Разнообразие симптомов, которыми проявляется аутизм, позволяет говорить о широкой вариабельности заболевания: от незначительных аутичных черт до тяжелой болезни, когда больной требует постоянного ухода.

Эпидемия аутизма: есть ли повод для паники?

В последние годы СМИ рассуждают об эпидемии аутизма, охватившей мир: аутичные черты регистрируются, по разным данным, у одного из 100 или 1000 детей, в различных странах статистики выявляют разную частоту диагноза. В то время как еще несколько десятилетий назад аутизм относили к редким психическим заболеваниям. Почему наблюдается такая тенденция?

Среди причин «эпидемии» ученые называют, во-первых, расширение понятия «аутизм» до «расстройства аутичного спектра», в которое могут входить как незначительные, но характерные признаки нарушения развития, так и синдромы Ретта, Аспергера и классический симптомокомплекс аутизма.

Вторая причина – распространение информации о болезни. Те формы заболевания, которые ранее относили к «странностям ребенка», застенчивости, замкнутости, интроверсии, а порой и к шизофреническим состояниям, сейчас регистрируются, как РАС. Ну и третья причина – гипердиагностика, особенно со стороны родителей.

Аутизм стал своеобразным «модным» заболеванием, романтизируемым из-за распространения информации о «суперумных» детях и взрослых с синдромом Аспергера, появления фильмов о частных проявлениях аутизма. Немаловажное значение играет и желание некоторых родителей оправдывать отдельные нарушения воспитательного процесса личностными особенностями детей: СДВГ, аутизм кажутся поводом для оправдания поведения избалованных детей, что ухудшает отношение к семьям с детьми, у которых заболевания действительно подтверждены, и усложняет как социализацию, так и коррекционные мероприятия больных для детей.

Подводя итоги, можно сказать, что так называемая «эпидемия аутизма» – следствие уточнения симптомов заболевания и информированности населения. После переходного этапа количество больных с диагнозом «расстройство аутичного спектра» будет оставаться стабильным.

В каком возрасте проявляются первые симптомы аутизма?

В соответствии с последними исследованиями, первые признаки расстройства аутического спектра можно отметить у детей в возрасте 2-3 лет. У грудных детей не проявляется комплекс оживления при появлении родителей в поле зрения, отсутствует глазной контакт, социальная улыбка, могут наблюдаться проявления повышенной или пониженной чувствительности к раздражителям: тактильным, световым, шумовым и т. п.

Однако в этом возрастном периоде заподозрить детский аутизм можно только при выраженной симптоматике. Как правило, это обнаруживают не специалисты, а родители, в семье которых есть близкие родственники или старшие дети с диагнозом расстройства аутичного спектра. Так, позже всего диагноз обычно получают первые дети в семье, так как молодые родители еще не уверены в том, являются ли отклонения в поведении ребенка его характерологическими особенностями или первыми сигналами о нарушении развития.

Средний возраст диагностирования аутизма у детей – 2,5-3 года. Как правило, этот период связан с нарастанием общих признаков нарушения, а также началом посещения детских садов, групп раннего развития, где на фоне других детей ярче выявляются особенности поведения. К этому же возрасту от детей ожидают развития определенных навыков, которые у аутистов или запаздывают, или не вырабатываются без длительных занятий.

Так как аутизм – нарушение развития, то ранняя коррекция состояния позволяет адаптировать детей с более высокой эффективностью, и часть умений и навыков при раннем начале терапии к среднему возрасту постановки диагноза уж может быть сформирована. Поэтому зарубежные специалисты рекомендуют в возрасте 1-1,5 лет проводить самостоятельную оценку, тестирование основных наиболее вероятных при аутизме отклонений. В тест-опросник входят такие вопросы, как:

  • Нравится ли малышу быть на руках у родителей, сидеть на коленях, ищет ли он тактильного контакта перед сном, во время плача?
  • Есть ли интерес к другим детям?
  • Присутствует ли предметно-ролевая игра (кормление куклы, укладывание мишки, приготовление пищи, взаимодействие солдатиков, машинок и т. п.?
  • Присутствует ли указательный жест? Контакт глаз?
  • Любит ли ребенок играть с родителями или другими родственниками?
  • Ищет ли глазами игрушку или кошку, если ее назвать и указать пальцем? И т. п.

Большинство вопросов направлены на выяснение наличия взаимодействия маленького ребенка с окружающим миром и людьми. Если большинство ответов на вопросы в 1,5 года отрицательные, стоит показать малыша специалисту. При этом необходимо помнить, что расстройство аутического спектра не обязательно должно проявляться стереотипиями или нежеланием контакта, как глазного, так и телесного, с другими людьми, а также, что схожие симптомы могут выявляться у детей с нарушениями слуха, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детской шизофренией и т. п. Но в комплексе любые отклонения от нормы должны настораживать.

Выделяют ранний детский аутизм с проявлениями до двух лет, расстройства аутического спектра, регистрируемые в детском (от 2 до 11 лет) и подростковом (от 11 до 18) возрасте. Каждому возрастному периоду соответствуют свои клинические признаки, как стабильные, так и изменяющиеся в процессе роста и развития.

Распространение информации о детском аутизме позволяет диагностировать заболевание раньше и, соответственно, помогает начинать терапию своевременно, что улучшает прогноз на коррекцию поведения и адаптацию ребенка к обществу.

Причины возникновения заболевания

Развитие аутизма у детей обосновывалось различными факторами, которые, несмотря на научные опровержения, до сих пор могут считаться обывателями причиной заболевания. Так, в 70-х годах прошлого века была популярна теория о «холодных, бездушных матерях», провоцирующих своим отношением развитие аутизма у детей. Единственный правдивый момент в данной теории – то, что родители детей с аутическим расстройством действительно в большинстве случаев стараются реже прикасаться к ребенку и выстраивают общение по четкой и логичной схеме, без перенасыщения эмоциями. Однако в данном случае подобный стиль поведения диктуется ребенком: многие дети с РАС склонны к гиперреакции при прикосновениях и не могут отслеживать смысл в речи с искажениями фразовых установок или подтекстом, юмором, отсылками к другим ситуациям, что обедняет общение взрослых с ребенком. Но нарушение развития в любом случае первично.

Второй миф о причине возникновения аутизма – вакцинирование от краснухи. Несмотря на то, что неоднократно доказано отсутствие связи между вакциной и развитием аутического расстройства, а также есть признание самого «первооткрывателя» данной корреляции о поддельных результатах нашумевшего исследования, желание видеть прямую и понятную причину болезни превалирует над логикой и научными данными.

Действительные причины развития нарушения аутического спектра не выявлены, но известна корреляция с некоторыми факторами, увеличивающими вероятность рождения малыша с РАС, например:

  • поздний возраст родителей, особенно отца, при зачатии;
  • наличие в семье родственников с РАС;
  • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7, 8 и далее дети чаще подвержены РАС);
  • болезни матери во время беременности (краснуха, туберозный склероз, избыточная масса тела);
  • детский церебральный паралич.

Кроме того, некоторые заболевания и отклонения могут способствовать развитию аутичных черт. Так, например, при нарушениях слуха, речи, синдроме дефицита внимания, некоторых хромосомных нарушениях (при синдроме Ретта) признаки аутизма сопутствуют основной патологии из-за искажения восприятия у ребенка.

Аутизм у детей: признаки расстройства аутического спектра в разном возрасте

Выделяют различные признаки РАС в зависимости от степени нарушения, выраженности заболевания, его специфики и возрастного периода. В целом выделяют четыре общих направления в нарушении развития:

  • социальное взаимодействие скудное, искаженное или отсутствует;
  • коммуникация жестовая, стереотипическая, часто не требующая диалога;
  • стереотипии в поведении, речи;
  • раннее проявление симптомов.

В возрасте от 3 месяцев до двух лет должны настораживать следующие признаки нарушения:

  • отсутствие привязанности к матери или замещающему ее взрослому, комплекса оживления (улыбка, гуление, физическая активность);
  • отсутствие или редкий контакт глаз;
  • нет «позы готовности» к телесному контакту: ребенок не протягивает руки, не стремиться быть на коленях, у груди и т. п., вплоть до отказа от грудного вскармливания в младенческом возрасте;
  • отсутствие интереса к совместным играм со взрослыми, детьми, отторжение или активный протест, агрессия при попытке совместной деятельности. Большинство игр проходят в одиночку;
  • повышенная чувствительность (испуг, истерики, крик или наоборот, требования повторять качание на качелях, ходить вдоль теней, носить только эту футболку и т. п.) к телесным, звуковым, световым раздражителям;
  • задержка экспрессивной речи, часто отсутствует гуление, слоговая речь, фразовая, может отмечаться нормальное развитие до 1,5-2 лет и регрессия речевых навыков вплоть до мутизма, эхолалии (неосмысленное повторение слов, фраз за взрослыми, по результату просмотра мультфильмов и т. п.). При таких нарушениях входящих в РАС, как синдром Аспергера, в речи и когнитивных способностях может не выявляться грубых нарушений;
  • низкий, избирательный аппетит, плохой сон;
  • отсутствие реакции на обращенную речь, просьбу принести, показать предмет, на свое имя, невыраженная необходимость в помощи;
  • неразвитость сюжетно-ролевых игр, часто игровая деятельность манипулятивная: выстраивание предметов по различным характеристикам;
  • выраженная привязанность к установленному распорядку, режиму, расположению предметов, маршрутам и т. п.

В возрасте от 2-х до 11 лет могут добавиться следующие признаки нарушения:

  • выраженные нарушения речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения «я» и понимания его смысловой нагрузки, говорение полноценными «взрослыми» фразами без периода «детской» речи, эхолалии, повторение на память блинных отрывков, стихотворений вне контекста и т. п., отсутствие инициации диалога);
  • искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессией может сочетаться с боязнью обыденных предметов: чайника, расчески и т. д.;
  • выраженные ритуалы, а также стереотипии в поведении: раскачивание, кружение, навязчивая жестикуляция;
  • приступы агрессии, страха, истерики, смеха без видимых причин;
  • в большинстве случаев наблюдается нарушение когнитивного развития, причем часто – неравномерное: может проявиться высокая наблюдательность в отношении цифр, мелодий, деталей при невозможности читать, писать, или наоборот.

В подростковом периоде симптомы усугубляются как на фоне нарушения социального взаимодействия и коммуникации, так и в связи с гормональными изменениями.
Необходимо помнить, что диагноз устанавливается врачом-психиатром на основании общей клинической картины. Многие дети с РАС не соответствуют популярному описанию симптомокомплекса, сложившегося в результате статей, книг и фильмов о конкретных людях с аутизмом. Так, ребенок с РАС может инициировать и поддерживать глазной, телесный контакт с незнакомцем, охотно включаться в общение, однако не распознавать эмоции, невербальные сигналы, не воспринимать признаки агрессии, неприятия и т. п., что затрудняет дифференциацию заболевания. Диагноз устанавливает только врач.

Терапия расстройств аутического спектра у детей

На данный момент медикаментов, излечивающих аутизм, не существует. Различные биологические добавки, методы хелирования, очистки, диеты, методики могут помогать некоторым детям, не необоснованно рекомендовать их каждому ребенку, так как отсутствует доказанный эффект в массиве данных.

Для терапии специалисты советуют как можно раньше начинать коррекцию нарушений развития следующими способами, работающими со всеми детьми, находящимся «в спектре»:

  • занятия с логопедом-дефектологом по развитию речевых навыков;
  • ABA-терапия, методы прикладного поведенческого анализа, “floor-time”, совместная деятельность «на полу», в одном пространстве с ребенком, методики ТЕАССН, «социальные истории». Данные программы и методы можно сочетать или подбирать наиболее оптимальный вариант, который позволит развить и закрепить необходимые навыки у ребенка;
  • при выраженных нарушениях речи – использование карточек с картинками для общения, включение комиксов, письменной речи (компьютера, планшета) для установления коммуникации;
  • медикаметозная терапия (при повышенной возбудимости, приступах агрессии, самоагрессии, не поддающимся коррекции иными методами) назначается только ситуативно в качестве поддержки.
Смотрите так же:  Стресс симптомы у подростков

Первые признаки аутизма у детей

Википедия дает такое такое определение болезни:

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Расстройства подобного рода появляются уже в младенчестве и раннем детстве и вызывают задержки во многих областях развития, таких как общение, игры и взаимодействие с окружением. Признаки и симптомы аутизма варьируются в широких пределах. Некоторые дети имеют лишь незначительные нарушения, но другие сильно отстают в развитии. Врачи неоднозначны в своем видении проблемы, однако все они сходятся в одном: чем раньше у ребенка обнаружится аутизм, тем проще будет вернуть его в общество.

Ранние признаки аутизма у младенцев и детей младшего возраста

  • нет зрительного контакта (например, ребенок не смотрит на тебя во время кормления)
  • не улыбается в ответ
  • не реагирует на свое имя или звук знакомого голоса
  • не следит за движущимися объектами
  • не использует жесты
  • не следует за твоими движениями, когда ты показываешь ему что-то
  • не шумит, чтобы привлечь твое внимание
  • не инициирует и не реагирует на объятья
  • не имитирует твои движения и выражение лица
  • не играет
  • не просит о помощи и ничего не требует

Признаки аутизма по месяцам:

  • 6 месяцев: не улыбается и не высказывает радость
  • 9 месяцев: не издает звуков, не улыбается и не меняет выражение лица
  • 12 месяцев: не реагирует на свое имя, не лепечет, не жестикулирует (не показывает пальцем на что-то, не машет руками и т.д.)
  • 16 месяцев: не произносит слова
  • 24 месяцев: не произносит короткие фразы, которые не связаны с имитацией или повторением

По мере того, как ребенок взрослеет, тревожные сигналы начинают проявляться ярче. У ребенка нет определенных социальных навыков, он испытывает речевые и невербальные трудности, его поведение сложно назвать гибким.

Дети-аутисты не заинтересованы происходящим вокруг них; не проявляют желания находить друзей и общаться с людьми; не любят, когда их обнимают, гладят или целуют; имеют проблемы с пониманием и не умеют выражать свои чувства; не слушают, когда к ним обращаются.

Если вы заметили хоть один из этих признаков, перестрахуйтесь и сходите к педиатру. Это поможет вычислить проблему на раннем сроке и быстро начать лечение.

Организация создана родителями детей с особыми потребностями для взаимопомощи и взаимоподдержки

Организация создана родителями детей с особыми потребностями для взаимопомощи и взаимоподдержки

Первые признаки аутизма

Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

  • ребенок не смотрит в глаза;
  • говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
  • все время повторяет слова, фразы;
  • ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
  • не произносит слова, мычит;
  • не интересуется игрушками;
  • не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
  • ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
  • трясет головой, руками, раскачивается;
  • ходит на носочках;
  • грызет пальцы, руки;
  • бьет себя по лицу;
  • у ребенка истерики, приступы агрессии;
  • боится незнакомых/ чужих;
  • пугается звуков, вздрагивает.

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма .

Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

  • Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
  • Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
  • Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Поведение маленького аутиста

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.

Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.

Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:

— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;

Аутисты не смотрят в глаза

Эффективный тест по определению признаков аутизма у новорожденных детей разработан в США и представлен в журнале Nature

Дети, у которых в возрасте 2–6 месяцев нарушается зрительный контакт с другими людьми, в дальнейшем с высокой вероятностью становятся аутистами. Тест для выявления аутизма у грудных младенцев представлен в четверг в журнале Nature.

Аутизм — заболевание с не выясненными до сих пор причинами, в наше время встречается значительно чаще, чем раньше. Сегодня признаки аутизма у ребенка становятся заметны в возрасте около года, да и то при внимательном отношении родителей и врачей.

Специалисты говорят о необходимости ранней диагностики, поскольку чем раньше выявить тревожные признаки, тем легче предупредить болезнь.

Ученые из Центра Маркуса по изучению аутизма, Центра детского здоровья Атланты и Школы медицины Университета Эмори нашли признаки, появляющиеся еще до того, как ребенок начинает активно взаимодействовать с окружающими людьми. Они обратили внимание на движения глаз. Результаты авторы исследования опубликовали в журнале Nature 6 ноября.

Смотрите так же:  Симптомы истерической психопатии

Биохимические изменения в мозгу аутистов обратимы

Зрительный контакт играет ключевую роль в процессе социального взаимодействия. Грудные дети на том этапе развития, когда они еще не могут ни ходить, ни ползать, очень активно познают мир. И на первых порах — именно глазами. Они смотрят на лица, тела, окружающие их предметы, устанавливают зрительные контакты. Такое изучение всего, что вокруг, является естественной и необходимой частью развития организма и готовит почву для дальнейшего роста мозга.

Для наблюдения за детьми от рождения до трехлетнего возраста исследователи использовали особую технологию eye-tracking, или окулографию — отслеживание движения глаз.

С помощью этой технологии они смогли проанализировать, как младенцы реагируют на социальные сигналы.

Грудничков разделили на две условные группы — тех, у кого риск возникновения расстройств аутического спектра был высок, и тех, у кого этот риск был минимален. В первую группу попали дети, чьим старшим братьям и сестрам ранее уже был поставлен диагноз «аутизм», и такая ситуация резко повышала вероятность заболевания — в 20 раз. У новорожденных в группе с низким риском, напротив, семейная история заболевания была «чистой», то есть их близкие родственники первой, второй и третьей степени родства не страдали таким расстройством.

У детей-аутистов не хватает полезной кишечной микрофлоры

Интенсивно наблюдая за этими детьми от рождения, ученые смогли обнаружить самые первые признаки заболевания, проявившиеся уже в первые полгода жизни, и собрать большие объемы фактических данных, косвенно указывающих на расстройство задолго до того, как обнаружатся его явные симптомы. Независимая группа врачей провела осмотр этих детей, когда они подросли, в возрасте трех лет, и подтвердила результаты раннего тестирования. Опираясь на уже поставленный диагноз, исследователи повторно проанализировали все результаты своих наблюдений и попытались определить, какие признаки наиболее ярко отличали аутистов от тех, кто был здоров. То, что они обнаружили, показалось им удивительным.

У аутистов в возрасте от 2 до 24 месяцев наблюдалось устойчивое снижение внимания к глазам других людей.

Причем не полное отсутствие такого внимания, а именно снижение его с возрастом. И этот параметр можно было измерить с помощью приборов, то есть зарегистрировать количественно. Такие изменения становились очень явными уже в шестимесячном возрасте.

Ученые предупреждают: то, что они наблюдали, не видно невооруженным глазом, для этого требуется специальная измерительная техника. Кроме того, нельзя основываться на результатах единичных измерений, нужно сделать несколько повторных тестов в течение месяца.

Действие марихуаны имитировали без вреда для здоровья

Понимая, какой резонанс может вызвать данное исследование, они также подчеркивают, что родители не должны паниковать и поминутно заглядывать в глаза своему ребенку. Если младенец на них не смотрит, это все же недостаточный повод для беспокойства.

Тест, который они разработали, может быть выполнен только в лаборатории.

«Генетика аутизма оказалась достаточно сложной. Вероятно, в процессе возникновения расстройства задействованы многие сотни генов, каждый из которых играет определенную роль лишь в некоторых незначительных проявлениях, которые в сумме приводят к болезни. Причем у разных людей это разные гены, — пояснил руководитель исследования Уорен Джонс. — Обнаруженное нами явление — одно из многих нарушений, сопровождающих данное состояние. В дальнейшем мы планируем расширить свои исследования и выяснить, как именно движения глаз связаны с активностью генов и развитием головного мозга».

Ученые предположили, что в дальнейшем, если удастся рано выявлять болезнь, можно будет принять своевременные меры к ее коррекции. Возможно, в будущем будут разработаны стратегии такого раннего вмешательства, которые позволят если не вылечить, то свести к минимуму проявления аутизма.

О Пушкине рассказывают легенду, что до трех лет он еще не говорил. Окружающие его люди беспокоились об этом, но, тем не менее, все понимали, выполняя просьбы будущего поэта. Но однажды он вполне четко произнес фразу: “Каша недостаточно сладкая”. Все удивились и спросили: “Что же ты раньше не говорил?”. Ребенок ответил: “Раньше было все нормально”.

На занятие группы развития четырехлетний Андрюша пришел с бабушкой. Увидев детей и учительницу, начал тихонько завывать. “Возможно, он думает, что это детский сад, испугался”, – сказала извиняющимся тоном бабушка. После долгих уговоров ребенок остался в учебной комнате. На все попытки привлечь его к общению (даже в игре) он реагировал криком, слезами, не сказав при этом ни одного слова. Ему дали счетные палочки, из которых он старательно что-то сооружал, не замечая, что делается вокруг. Если учительница обращалась к нему, призывая что-то сделать с детьми, раздраженно отворачивался. Когда “строительство” ему надоело, стал расхаживать по комнате, поглаживая себя по предплечьям и приговаривая “кучки-кучки” (так назвала учительница его сооружение). Говорил он довольно громко, на замечания не реагировал. Учительница ловко сменила направление занятия на громкое говорение вслух, чтоб для других детей время не пропало даром. После консультации с психологом выяснились и другие особенности, которые подтвердили догадку учителя – перед нами аутичный ребенок. Андрея перевели на индивидуальное обучение. Изредка на занятия приходили другие дети, тогда результаты деятельность ребенка заметно ухудшались, словно нарастала тревога от присутствия нового человека. Медленно, маленькими шагами ребенок стал «догонять» своих сверстников в решении простых детских заданий, особенно легко давалась математика. А ведь ему поставили диагноз «олигофрения».

Несомненно, Андрюша аутичный ребенок.

Ранний детский аутизм – медицинский диагноз, поэтому его должен определять специалист (детский психоневролог).
К сожалению, часто бывает сложно опознать это состояние. «Разброс» диагнозов встречается весьма широкий – от проблем со слухом и зрением, речевым развитием до умственной отсталости и шизофрении. Но, наверное, к счастью, на практике редко встречаются «классические аутисты», чаще приходится работать с детьми, у которых проявлены отдельные черты аутизма. Для них разрабатывают индивидуальные программы «лечебного» воспитания.

Распространенность аутизма выше, чем считали раньше. Британскими учеными сообщается, что аутизмом страдают шесть детей в возрасте до восьми лет на каждую тысячу. Ранее считалось, что количество распространенность этого заболевания находится на уровне одного-двух детей из тысячи. Мальчики болеют в три раза чаще, чем девочки. На сегодняшний день аутизм встречается чаще, чем слепота и глухота, вместе взятые.

Между тем, о причинах аутизма известно мало. Раньше считалось, что его может вызывать вакцинация от кори, свинки и краснухи, а также из-за иммунологических нарушений и заболеваний кишечника. Современные исследования это не подтверждают.

Еще одна из причин, как считают, например, психоаналитики, это «эмоциональная холодность родителей», особенно на ранних этапах развития ребенка.

По самым последним данным, ученые выявили у больных аутизмом врожденные нарушения развития мозга (дисфункции или диспропорции: недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей), хромосомные аномалии и обменные нарушения, изменения на генном уровне (на которые, в свою очередь, влияют неблагоприятные экологические условия, стрессы). По некоторым данным, у аутичных детей присутствует нарушение развития мозга, в частности миндалевидного тела – центра, который «отвечает» за эмоции. В крови больных были обнаружены специфические белки. Видимо, в проявлении этой болезни большую роль играет наследственность.

Американские исследователи указывают также на прямую связь между аутизмом и распространением компьютеров. Так, симптомы нарушения межличностного общения, наблюдаемые у увлеченных программистов и «хакеров» совпадают с признаками аутизма.

И, как ни странно, специалисты называют успехи в медицине как одну из причин роста числа аутичных детей: те дети, которые раньше погибали, сейчас остаются живыми, и нам приходится с ними работать. Это, конечно, с одной стороны, замечательно, с другой стороны — трудно.

Как же аутизм проявляется?

Аутизм — это целый комплекс расстройств психического развития ребенка, который выражается нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Болезнь воздействует как на психические функции (речь, интеллект), так и на восприятие мира. Так, больные зачастую не имеют собственного мнения и не понимают общего смысла происходящих вокруг событий.

  • 0-1 мес. Неразличаемый плач. Первая реакция на окружающую среду, результат тотального телесного ответа; избирательность к речевым стимулам;
  • Со второго месяца – синдром оживления при виде «своих взрослых», в более старшем возрасте – повышенное внимание и оживление при виде картинок, изображающих лицо и глаза;
  • 1-5,6 мес.Различаемый плач. Голодный плач, плач, связанный с болью в животе, и т.д.;
  • 3-6,7 мес. Гуление. Стадия вокальной игры. Ребенок и слушает звуки вокруг него и пытается продуцировать их сам. Конечно, они еще отличаются от звуков взрослой речи, даже когда мать пытается имитировать гуление ребенка;
  • 6-12 мес. Лепет, повторение слышимых звуков, слогов;
  • 9-10 мес. Повторение звуков, которые ребенок слышит (эхолалия). Отличие от лепета в том, что ребенок повторяет то, что непосредственно слышит от другого человека.
  • Около года здоровые дети любят, когда с ними разговаривают;
  • Узнавание на фотографиях близких, себя – с 2–2,5 лет (когда формируется самосознание: «Я» и «Не я»), правильное представление о своем теле.
  • После двух лет здоровый ребенок способен откликаться на эмоции окружающих, «заражаться» ими;
  • Присутствуют положительные эмоции при виде новых игрушек, при общении
  • После трех лет ребенок адекватно использует личные местоимения (я, ты, мы), строит оригинальные высказывания
  • Выражает желание что-то сделать самостоятельно.
  • Ребенок способен сопереживать героям сказок, способен играть, фантазировать. Во время игры проявляет развитое воображение (игры с замещением – когда представляют, например, что палка – это лошадка)

Уважаемые родители! Если хотя бы какие-то моменты развития, указанные в этой таблице, у Вашего малыша отсутствовали, обратитесь к детскому психологу, который подскажет, что делать и разработает индивидуальную программу «лечебного воспитания».

Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни. У малыша отсутствует комплекс оживления, который есть у детей примерно с первого месяца, эмоционально очень слабо реагирует на близких, вплоть до полного безразличия. Ребёнок-аутист не улыбается, «не даёт» контакта глаза в глаза, хотя обращает внимание на предметы. Эти дети слабо реагируют на различные зрительные и слуховые раздражители, они иногда кажутся глухими и слепыми.

Чем дальше, тем больше признаки аутизма пугают родителей. Эти дети очень боятся перемен: новые предметы, обстановка, люди вызывают у них тревогу, которая проявляется либо отсутствием контактов, либо истерикой, отказом что-то делать.

То же касается и речи аутичного ребенка: либо он вообще не говорит, либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов успокаивает. Родителям же кажется, что ребёнок не понимает, о чём они говорят. Не запоминает. На самом деле это не так. Больной малыш может вспомнить, например, разговор между мамой и папой через несколько дней, недель, и даже способен передать интонацию.

В трехлетнем возрасте у них не происходит «революционное» развитие самосознания. Такой малыш не говорит о себе «я»: может продолжать говорить о себе в третьем лице или даже во множественном числе – «мы». Иногда в речи использует штампы (фразы из мультиков, рекламы).

У таких детей задержано развитие осознания границ своего тела – бывает, уже в школьном возрасте ребенок, словно впервые, может часами рассматривать себя в зеркале, ощупывать тело.

Аутичный рбенок не очень хорошо понимает окружающие предметы, не понимает, что происходит вокруг, не осознаёт существование других людей. Затем болезнь прогрессирует следующим образом: ребенок не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы.
Если хотя бы что-то становится им понятно — они за это цепляются: отсюда появляются эти симптомы повторения одних и тех же движений (стереотипные движения пальцами рук, потряхивание и вращение кистями рук, ужимки, подпрыгивание, ходьба и бег на цыпочках).

Смотрите так же:  Математика и аутизм

Аутичные дети, а потом и взрослые, очень впечатлительны и руководствуются в своих редких контактах с окружающим миром целой системой страхов. Эти страхи впоследствии перерастают в запреты и самоограничения. То есть человек может бояться работающего телевизора или луча света на полу. Поэтому те самые однообразные движения, характерные для больных, являются аутостимуляцией, компенсирующей нервное напряжение.

Ребенок может быть привязан к кому-то из близких, но не эмоционально, а «практически» (симбиоз), особенно это проявляется, когда малыш долго не говорит, а мама выполняет все его молчаливые требования. При этом надолго задерживается развитие навыков самообслуживания.

Так ли все плохо?

Ученые создали экспериментальное лекарство, которое улучшает социализацию аутистов.

Сегодня аутизм можно считать одной из «зон риска» для человечества: налицо рост числа больных. Неспособность к контактам и общению очень затрудняет обучение, а значит, и получение профессии в будущем. Впрочем, аутисты не совсем уж необучаемы: если умственная отсталость обычно характеризуется равномерным, но только очень низким уровнем развития личности, то при аутизме какие-то способности проявляются на исключительно высоком уровне, а другие, наоборот, остаются на очень низком. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области. Но никто не может объяснить, почему одни аутисты запросто решают сложнейшие математические задачи, в мельчайших подробностях копируют Рембрандта и могут с первого раза по памяти воспроизвести фугу Баха (10 % больных: обратите внимание: среди здоровых людей – только 1 % с выдающимися способностями), а другие (50 % взрослых аутистов) остаются на уровне умственной отсталости. (Среди здоровых людей – только 1 % с выдающимися способностями). Обычно аутистов интересует три области: математика, живопись и музыка. Математические способности встречаются у аутистов наиболее часто и проявляются в достаточно раннем возрасте.

Давайте вспомним фильм «Человек дождя» и его героя – Рэймонда Баббитта. 0н знал наизусть телефонный справочник и мог в уме вычислять квадратный корень любого четырехзначного числа, блестяще отгадывал комбинации цифр в казино. Маленький Саймон («Восход Меркурия») с первого раза расколол код секретной системы ФБР. Именно о «людях дождя» говорят многочисленные легенды про заколдованных детей. Помните «Снежную королеву» Андерсена? После поцелуя Снежной королевы мальчик Кай забыл всех своих близких и больше всего на свете полюбил сидеть один в холоде и складывать льдинки. Чем не аутист, спрашивается?

Некоторые особенности аутисты сохраняют всю жизнь: педантично расставляют вещи в своем доме, опасаясь перемен. Они точно знают, где что лежит, и сердятся, если кто-то нарушит сложившийся порядок.

Именно страсть к упорядочиванию роднит аутистов с компьютером. В бездушной машине, общающейся при помощи знаков, многие больные видят единственное близкое существо. Способности к программированию у аутистов налицо. Аутисту ничего не стоит за два дня выучить новый компьютерный язык, просто изучая исходные коды. Профессиональные программисты не дадут соврать: задача для обычного человека практически неразрешимая. Именно поэтому аутистов в последнее время стали широко использовать в компьютерных фирмах. Например, у Билла Гейтса, по разным данным, от 5 до 20% персонала — аутисты.

Ежегодно на Западе проводятся всемирные конференции по аутизму, присутствовать на которых могут не только врачи, но и учителя, воспитатели детсадов, вожатые летних лагерей. Считается, что, чем больше времени аутист будет поводить в нормальных, неспециализированных детских учреждениях, тем больше шансов у него адаптироваться в обычном мире.

70% больных не имеют друзей, а 95% никогда не женились и не выходили замуж. Устроиться на работу могут только 20 — 30% «людей дождя».

Прием фолиевой кислоты в течение первых месяцев беременности существенно снижает риск развития аутизма у ребенка, доказали американские ученые.

Конечно, как Вы уже заметили, аутизм – очень сложная и разноплановая болезнь. Потому ограничимся общими рекомендациями. В каждом конкретном случае должен помогать специалист, да и не один (психиатр, психолог, врач, родители, воспитатели). Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.

Для этого аутист должен представлять себе будущую жизнь «практически», то есть распланированной, нужно также научить его самовыражению и общению с другими, быть способным себя обслуживать и проводить свободное время.

Родители должны создать ребенку эмоциональный психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.

  • Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, потому нужно научиться за ним наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами
  • Как правило, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют задания «невербальные», то есть такие, в которых не нужно пользоваться речью. Эти задания (лото, головоломки, паззлы, мозаику) нужно использовать для налаживания контакта, вовлечения в индивидуальную и совместную деятельность, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Кроме того, задания по схеме, с видимым конечным результатом успокаивает ребенка, придают деятельности смысл.
  • Как никакой другой ребенок, аутист нуждается в том, чтоб взрослый «следовал» за ним. Если ребенок подходит к предмету, желательно называть его, давая в руки, подключая все анализаторы (зрение, слух, кожа). Такие дети нуждаются в многократном повторении названий и предназначения предметов, пока они не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего зрения.
  • Иногда, когда аутичный ребенок погружается в какое-то занятие, можно осторожно подключать речевое сопровождение (например, когда ребенок разглядывает себя в зеркале), иногда «забывая» назвать предметы, которых касается ребенок. Это провоцирует неговорящего ребенка справиться с барьером и все-таки сказать слово.
  • Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться придать им смысл: выкладывание рядов из кубиков — “строим поезд”, разбрасывание кусочков бумаги — “устроим салют”.
  • При игровой работе желательней использовать игры с четко очерченными правилами, а не сюжетно-ролевые, где требуется говорить. Причем каждую игру нужно проиграть много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтоб ребенок понял правила, игра превратилась в некоторый ритуал, который так любят маленькие аутисты.
  • Все проблемы аутичного ребенка нужно решать строго поэтапно, ставя перед собой ближние цели: «Помочь избавиться от страхов», «Как реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии», «Как подключать ребенка к общим занятиям».
  • Поскольку аутистам тяжело дифференцировать эмоции других людей, не говоря о выражении и распознании своих собственных эмоций, нужно подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых хорошая мимика. Так, многие аутичные дети «дружат» с паровозиком Томом, героем мультфильмов и игрушкой. В мультфильме «Шрек», который вышел недавно на экраны, тоже очень выразительно изображены эмоции героев. Поощряйте ребенка угадывать настроение героев (например, во время «стоп-кадра»), стараться изображать самому. И, конечно, в минуты сосредоточения старайтесь гиперболизировать свою собственную мимику, играя в «настроения».
  • Нужно помогать ребенку осознавать свое тело, применяя разные «тактильные игры»: «Волшебный мешочек»,
  • Таких детей полезно приобщать к театральным представлениям. При этом родители должны учесть, что ребенок поначалу будет оказывать бурное и стойкое сопротивление попыткам вовлечь его в занятия. Однако если проявить твердость, задействовав систему стимулов и поощрений, а не через насилие, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость.
  • Очень полезно придумывать истории, в которых действуют “примерные” и “скверные” герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать “что такое хорошо и что такое плохо”. Разыгрывать эти истории можно как с обычными куклами, так и с детьми (объяснив, что каждый будет играть определенную роль). “Спектакли” необходимо проводить много раз, постепенно вводя какие-нибудь изменения.
  • Многие аутичные дети видят смысл деятельности, когда она тщательно распланирована. Так что наберитесь терпения и рассказывайте, какой будет распорядок дня, куда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить. Для работы с такими детьми можно придумывать «пооперационные карты», в которых схематически изображать алгоритм действий (например, инструкция сборки «Киндер-сюрприза» или «Лего»). Каждому занятию нужно придавать целевой характер, тем самым, добиваясь осмысленности.
  • Для привлечения к коллективной деятельности (пусть и завуалированной), нужно привлекать ребенка, например, к классификации, сортировке предметов («Нужно разложить карандашики по цвету: они нужны будут группе для занятий»)
  • Конечно, несмотря на особенности общения, аутичный ребенок хоть иногда должен быть в коллективе. Если воспитатели Вашего детского сада не способны безусловно принять Вашего малыша, потрудитесь найти опытного педагога, чтоб ребенок учился взаимодействовать с людьми в коллективе. Ведь не за горами школа, да и взрослая жизнь. И вначале нужно разрешать родителям присутствовать на занятиях, поскольку знакомые лица снизят высокую тревожность и боязнь нового. Когда ребенок привыкнет к новым лицам, родители постепенно станут не нужны на занятиях.
  • Только в крепкой связке «родители – врач – педагог – психолог» можно решить целый ряд проблем аутичного ребенка. Все действия должны быть настолько слажены, чтоб ребенок чувствовал комфорт от узнаваемости, имел перед собой образ конечного результата каждого действия, учился взаимодействовать.
  • Важно не переусердствовать: даже обычный ребенок имеет право на время, проведенное в одиночестве. Не перегружайте ребенка своим вмешательством, давайте ему отдохнуть.

Другие статьи

  • Флемоксин инструкция по применению для детей суспензия Флемоксин Солютаб - инструкция по применению, аналоги, отзывы и формы выпуска (таблетки 125 мг, 250 мг, 500 мг и 1000 мг) лекарственного препарата для лечения ангины, гайморита и других инфекций у взрослых, детей и при беременности В данной статье можно ознакомиться с […]
  • Эндокардит у детей симптомы Инфекционный эндокардит у детей Инфекционный эндокардит - острое или подострое воспаление клапанного и/или пристеночного эндокарда, вызываемое различными инфекционными агентами. Инфекционный (в том числе абактериальный) эндокардит - одна из серьёзных причин смертности […]
  • Парацетамол инструкция по применению для детей таблетки 500 мг Парацетамол таблетки: инструкция по применению Показания к применению Противопоказания - повышенная чувствительность к парацетамолу; - почечная и печеночная недостаточность; - беременность и лактация; Способ применения и дозы Применяют внутрь, предпочтительнее между […]
  • Виды занятий по развитию речи для детей 2-3 лет Формы занятий по развитию речи детей раннего возраста После двух лет жизни основную роль в развитии психики и формировании поведения играет речь. Существуют различные формы развития речи ребенка. Если до двух лет ребенок употреблял в своей речи 300 слов, то, при […]
  • Недоношенные дети особенности развития Ранние дети. Особенности адаптации и развития недоношенных детей На первый год жизни любого ребенка приходится максимально интенсивный рост и бурное развитие. Но в этот период организм чрезвычайно уязвим, защитные силы слабы и несовершенны.Особенно это касается детей, […]
  • Норма еды 9 месячного ребенка Меню 9 месячного ребенка: новые продукты для новых зубок Меню 9 месячного ребенка строится из расчета, что у крохи уже появилось 2-3 зубика, и еще парочка на подходе. Теперь нет необходимости измельчать крупу для каш и перетирать пюре в однородную массу. Наоборот, […]