Ранняя детская деменция

Содержание:

Не просто «старость»: 10 признаков деменции

1 сентября в России стартует Месяц информированности о деменции. Как говорят специалисты, закономерности возникновения этого заболевания еще не определены. Статистика свидетельствует: от деменции никто не застрахован.

Деменция проявляется у человека разного возраста, но чаще всего у людей старше 60 лет, в результате утраты познавательных функций, то есть при нарушениях способности мыслить, запоминать, считать, распознавать предметы. Больному трудно ориентироваться в окружающем мире, усваивать новое.

К сожалению, от заболевания никто не застрахован: есть много примеров, когда гениальные люди становились заложниками такого состояния. Всегда нужно выяснять причину деменции, хотя бы потому, что некоторые ее виды излечимы, в особенности, если болезнь выявлена на ранних стадиях.

АНО «Альцрус» составила наглядную инфографику, как распознать деменцию на ранних стадиях.

Фото: АНО «Альцрус»

Важно помнить, что деменция считается причиной развития болезни Альцгеймера (постепенно умирают нервные клетки в определенных частях мозга).

Специалисты «Альцрус» опубликовали на официальной странице организации в Facebook список того, что может помочь уберечься от деменции и болезни Альцгеймера.

1. Решайте кроссворды, отгадывайте загадки, скачайте себе парочку игр-стратегий, а можно и простыми домино, шахматами и лото обойтись! Ученые также рекомендуют: менять маршрут дороги. Вы ходили до магазина так? А теперь найдите новый путь!

2. Начните изучать иностранный язык. Говорят, китайский сейчас в тренде.

3. Думаете, игра в «города» такая уж бесполезная? Вовсе нет! Попробуйте поиграть в «города», придумывайте к каждому городу рифму. Это не только полезно, но и очень весело!

В России, по разным оценкам, насчитывается от 1,2 до 1,8 млн больных деменцией. Из них чуть более 5% получают лечение антидементными препаратами.

Как проявляется деменция у детей и что делать, чтобы помочь ребенку

Сидеть, ползать, ходить и разговаривать мы начинаем примерно в одном возрасте. Однако бывает, что навыки, которые были приобретены к определенному возрасту и успешно применялись ребенком, вдруг утрачиваются. Состояние распада уже сложившихся психических процессов может свидетельствовать о детской деменции.

О причинах появления этой патологии в детском возрасте, о ее симптоматике и возможных методах лечения, вы узнаете из этой статьи. Также поговорим об осложнениях и профилактике слабоумия.

Как отличать деменцию от олигофрении

Деменция в переводе с латинского – “утрата ума”. Не стоит путать ее с олигофренией, как бы на первый взгляд не была похожа симптоматика.

  1. Деменция и олигофрения – результат поражения центральной нервной системы, но в первом случае это поражение локально, во втором – страдает вся психическая деятельность.
  2. Для деменции характерно прогрессирование симптомов до полного распада личности. Интеллектуальные возможности человека, родившегося с олигофренией, таковыми и останутся.
  3. Деменция, как и олигофрения, может быть врожденной, но проявиться в более позднем возрасте.

Причины развития деменции

  1. Инфекции головного мозга – менингококковая инфекция, микробактерии туберкулеза, энцефалит, осложненные корь, краснуха, паротит, другие инфекционные заболевания нервной системы, поражающие интеллект.
  2. Серьезные черепно-мозговые травмы.
  3. Нарушение мозгового кровообращения.
  4. ВИЧ-инфекция.
  5. Отравление медицинскими препаратами.
  6. Опухоли головного мозга.
  7. Вследствие генетических заболеваний.

Симптоматика в разном возрасте

Период раннего детства (от года до 3-х лет)

Деменция проявляется потерей уже приобретенных умений.

  1. Ребенок перестает говорить.
  2. Не может пользоваться столовыми приборами, хотя до проявления заболевания умело держал в руках ложку и вилку.
  3. По мере прогрессирования деменции снижается двигательная активность, а позже ребенок и вовсе разучивается ходить.
  4. Страдает эмоциональная сфера – появляются симптомы аутизма, теряется чувство близости с родителями и другими близкими.
  5. Наблюдаются изменения в поведении ребенка – от возбудимости и агрессии по отношению к окружающим, до немотивированной радости.

В дошкольном возрасте (от 3-х до 7-ми лет)

Деменция выражается в искажении процесса ведущего вида деятельности для дошкольников – в игре.

  • Игра становится бессюжетной и однообразной;
  • Характерна утрата ранее приобретенных когнитивных навыков;
  • Патологические изменения поведения.

В младшем школьном возрасте (от 7-ми до 11-ти лет)

Выражается в нарушении памяти.

  1. Ранее приобретенные знания забываются, а новые не усваиваются.
  2. Страдают познавательные процессы: внимание и мышление.
  3. Такие дети очень быстро устают.
  4. Сложно адаптируются к школьным условиям.
  5. Имеют стойкие поведенческие нарушения.

В подростковом возрасте (от 11-ти до 18-ти лет)

Проявляется эмоционально-волевыми расстройствами.

  1. Девиантное поведение детей с приобретенным слабоумием отражается в социальной дезадаптации.
  2. Социально-правовые нормы не воспринимаются подростками как обязательные и не усваиваются в процессе взросления.
  3. Поведенческие нарушения могут проявляться в виде беспорядочных половых связей подростков, в аффективных реакциях с проявлением агрессии как вербальной, так и невербальной.
  4. Кроме эмоционально-волевых нарушений страдают и когнитивные процессы – внимание, память, мышление, речь.

Синдром Геллера (симбиотический психоз, детская деменция, болезнь Геллера — Цапперта)

Быстро прогрессирующее слабоумие у детей раннего возраста (после периода нормального развития) с отчетливой потерей на протяжении нескольких месяцев ранее приобретенных навыков, с появлением аномалий социального, коммуникативного или поведенческого функционирования.

Возникновение болезни Синдром Геллера (симбиотический психоз, детская деменция, болезнь Геллера — Цапперта)

Причины расстройства не выяснены. Преобладает представление о наличии органической природы заболевания.

Симптомы болезни Синдром Геллера (симбиотический психоз, детская деменция, болезнь Геллера — Цапперта)

После периода нормального развития до 2-3 лет в течение 6- 12 мес. формируется тотальное слабоумие. Часто отмечается продромальный период неясной болезни: ребенок становится своенравным, раздражительным, тревожным и гиперактивным. Речь обедняется, а затем распадается. Утрачиваются ранее приобретенные поведенческие, игровые и социальные навыки. Теряется контроль за функцией кишечника и мочевого пузыря. Интерес к окружающей обстановке потерян, характерны стереотипные двигательные действия. За ухудшением в течение нескольких месяцев следует состояние плато, затем может наступить незначительное улучшение. Расстройство часто сочетается с прогрессирующим неврологическим состоянием, которое обычно кодируется отдельно.

Прогноз заболевания неблагоприятный. Большинство больных остаются с тяжелой умственной отсталостью.

Диагностика болезни Синдром Геллера (симбиотический психоз, детская деменция, болезнь Геллера — Цапперта)

Расстройство напоминает дементные состояния взрослого возраста, но отличается в 3 аспектах: 1) нет доказательств распознанного органического заболевания или повреждения; 2) потеря приобретенных навыков может сопровождаться некоторой степенью выздоровления и восстановления функций; 3) нарушения общения имеют характер, сходный с аутизмом, а не с интеллектуальным снижением.

Дифференциальная диагностика

Проводится с аутизмом, ранней детской шизофренией. Для синдрома Геллера характерно общее психическое опустошение.

Лечение болезни Синдром Геллера (симбиотический психоз, детская деменция, болезнь Геллера — Цапперта)

Преимущественно симптоматическое. Включает три направления: лечение нарушений поведения и неврологических расстройств; мероприятия социальной и образовательной служб; помощь семье и семейную терапию.

Нет данных об эффективности какой-либо формы лекарственной терапии, за исключением краткосрочного лечения нарушений поведения. (Существуют сообщения, что расстройство вызывается «фильтрующимся вирусом», а специфичность клиники связана возрастными особенностями поражения.)

К каким докторам следует обращаться при болезни Синдром Геллера (симбиотический психоз, детская деменция, болезнь Геллера — Цапперта)

Результаты поиска по теме в других рубриках:

Деменция. Книга в помощь вам и вашим родным

Тем, кто страдает деменцией и поражает нас мужеством и терпением.

Тем, кто оказывает им повседневную помощь с любовью и мудростью

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Одной из сложных проблем современного стареющего общества является деменция. Практически каждый третий, имеющий родителей старше 65 лет, рано или поздно столкнется с необходимостью организовать квалифицированный уход за ними в связи с развивающейся болезнью. Родственники и близкие друзья страдают при этом не в меньшей степени, чем сами пациенты. Чтобы успешно справиться с непростыми обязанностями по уходу, они должны иметь подробную информацию о заболевании, имеющем разные причины и разнообразную симптоматику.

Перед пациентами и их близкими неожиданно возникает ряд вопросов. Что известно сегодня ученым о различных формах заболевания? Какие существуют возможности по лечению и уходу? Как переживают больные потерю умственной деятельности? В чем нуждаются родственники пациентов? И не в последнюю очередь – чем мы можем помочь слабеющей памяти? Авторы дают на многочисленных примерах обоснованные и полезные советы.

Авторы имеют многолетний опыт общения как с пациентами, так и с их родственниками, по-разному реагирующими на проявления болезни. В книге просто и доходчиво рассказывается, что скрывается под терминами «деменция» и «болезнь Альцгеймера», описываются стадии заболевания, даются рекомендации, как лучше организовать быт и лечение пациентов, помочь им найти свой путь на новом и необычном этапе жизни, справиться с возрастающими трудностями.

В книге представлена целостная картина развивающегося заболевания, затрагивающего в полной мере как физические, так и душевные аспекты жизни. И даже когда, как видится со стороны, разум покидает тело, человек продолжает жить до последнего вздоха, при этом душевные переживания прочно взаимосвязаны с процессами, протекающими в организме. Познание этого является решающим в общении с пациентами, страдающими деменцией. Авторы подчеркивают, что даже на выраженных стадиях заболевания ни в коем случае нельзя прерывать связь с больными, ибо на внутреннем уровне она обязательно остается.

Развитие деменции может быть связано с различными причинами, поэтому установление точного диагноза иногда требует достаточно много времени. Между тем важно своевременно заметить признаки заболевания, нередко проявляющиеся исподволь, что дает возможность получить необходимую медицинскую и психологическую помощь. Нарушения памяти и умственной деятельности не всегда являются признаками деменции. Нередко люди сами начинают замечать за собой некоторые изменения в повседневной активности. Иногда родственники не обращают должного внимания на забывчивость, неопрятность, потерю естественного интереса к жизни у близкого человека, считая эти явления обычными проявлениями старения. И лишь когда нарастают агрессивность, неприемлемое поведение в быту, они обращаются к специалистам, потеряв время, которое можно использовать, чтобы отсрочить наступление неприятных последствий.

Предлагаемые авторами простые тесты на раннее выявление деменции позволяют своевременно обратить внимание на нарушения умственной деятельности и обратиться за помощью к специалистам.

Авторы длительное время общаются с людьми, страдающими деменцией, и их родственниками, которые делились своими наблюдениями и переживаниями. Знакомство с ними позволяет читателям лучше понять ситуацию, в которой они неожиданно оказались. Интересны примеры из классической и современной литературы, в которых красочно описываются проявления важнейших нарушений: изменения в поведении, общении, памяти. Откровенно описываются чувства людей, колебания их ощущений перед опасностью потери любимого человека, возникновение новых ситуаций, часто комических, иногда трагических, но над которыми они могут вместе поразмышлять. Это позволяет лучше понять создавшуюся ситуацию и своевременно принять необходимые меры.

Смотрите так же:  Стресс от потери денег

Опыт авторов позволяет подсказать, как разбудить у больного воспоминания, найти путь к прошлому, активизировать двигательную активность, вернуть способность смеяться и разговаривать.

Деменция – это далеко не только нарастающая потеря памяти. Она изменяет чувства, образ жизни, ощущения и восприятие окружающего мира. Родственники и друзья от всей души хотят поддержать устоявшийся внутренний мир больного. Но им необходимо знать, как это сделать. Авторы показывают, как лучше достигнуть контакта с пациентом, поддержать его достоинство, совместно переживать радостные моменты в жизни.

Авторы справедливо подчеркивают важность работы с памятью, для чего широко используются такие методы, как воспоминания о важных семейных событиях, начиная с далекого детства, юности с ее первой влюбленностью до последующей семейной жизни. Важно использовать и такие формы общения, как совместный просмотр фотоальбомов, пение знакомых песен. При этом родственники или сотрудники учреждения, где находится пациент, активно восстанавливают те события, которые выпали из памяти больного. Такая простая, но кропотливая работа позволяет поддерживать жизненный уровень достаточно длительное время.

Эта книга поможет найти выход из возможных конфликтных ситуаций, дает надежду на улучшение взаимопонимания.

Очень важна глава, посвященная организации ухода за пациентами, в ней читатели найдут множество полезных советов. Не секрет, что эта работа отнимает много физических и психических сил. Окружающие пациента близкие люди становятся «созависимыми», нередко у них формируется синдром эмоционального выгорания, иногда они сами нуждаются в психологической помощи. В книге подробно указаны мероприятия, позволяющие сохранить свои силы.

Известно, что активный образ жизни помогает улучшить качество жизни в пожилом возрасте. В книге представлены специальные упражнения для тренировки памяти, внимания, речи, мышления, которые можно активно использовать в работе с больными деменцией. Они полезны всем немолодым людям как гимнастика для мозга.

Данная работа обладает широким спектром рекомендаций, которые помогут родственникам и близким поддержать достойный уровень жизни пациентов на всех стадиях развития деменции.

доктор психологических наук, профессор

В последние годы появилась тема, в обсуждение которой вовлекается все больше людей. Имя ей – деменция, или приобретенное слабоумие. Почему это происходит? Объяснение очень простое: во-первых, растет число пожилых людей, а вместе с этим и тех, кто страдает деменцией, в том числе болезнью Альцгеймера; во-вторых, в круг зависимых от этого заболевания вовлекается все больше людей: родственников, знакомых, окружающих и всех тех, кто оказывает помощь по лечению и уходу.

Долгие годы эта тема стыдливо замалчивалась. Разве не было пациентов с болезнью Альцгеймера или другими формами деменции? Конечно же, были, но как-то не принято было широко обсуждать изменения в психической сфере, заставляя тем самым родственников таких пациентов еще острее переживать свое горе, оставляя их наедине с многочисленными заботами. Хорошо еще, если им удавалось найти врача, который помогал понять постоянно возникающие новые симптомы. Но решиться на обращение к неврологу или психиатру (психологу) могли далеко не все. Очень сложно признать, что у их близких выпадает часть мозговых функций, что теряется огромный умственный багаж, так тщательно собираемый в течение всей жизни. Обычно в обиходе используются термины «старческое слабоумие» и «маразм», имеющие некоторый отрицательный смысл. Мы надеемся, что более близкое знакомство с данным заболеванием изменит к нему отношение.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире сейчас около 44 млн больных деменцией. Предполагается, что истинные цифры значительно выше, и они серьезно увеличиваются с возрастом. Ученые считают, что если в 70–75 лет болезнью Альцгеймера страдают 3–4 %, то после 85 лет болезнью поражены больше трети этого контингента. Ежегодно выявляют 7,7 млн новых случаев заболевания.

В связи с глобальным старением населения планеты ученые предрекают удвоение количества больных с деменцией каждые 20 лет. Ожидается, что к 2050 году их количество достигнет более 115 млн человек. Согласно статистическим данным, больше половины больных живут в странах с низким и средним уровнем дохода.

В Германии деменцией страдает около 1,4 млн человек, из них 2/3 имеют болезнь Альцгеймера. С большой вероятностью можно считать, что к 2050 году эта цифра удвоится и, возможно, достигнет 3 млн. К тому же продолжительность жизни населения растет, а с ней и количество лиц пожилого возраста.

По разным оценкам, в России сейчас от 1,8 до 2 млн больных деменцией, из них более 700 тыс. человек имеют умеренную и тяжелую формы деменции и нуждаются в постороннем уходе. В настоящее время в России всего 226 тыс. мест в стационарных учреждениях социального обслуживания престарелых и инвалидов-взрослых, при этом на долю больных с деменцией приходится не более 10 % этих мест, следовательно, основное бремя по уходу за такими больными ложится на плечи родственников.

В Украине официально зарегистрировано 63 тыс. пациентов с деменцией, в том числе 25,5 тыс. с деменцией сосудистого происхождения. Ежегодно выявляется около 5 тыс. новых случаев заболевания.

Приведенные статистические данные указывают на широкую распространенность деменции у лиц пожилого возраста, однако исследования показали, что снижение когнитивных (умственных) функций возможно и у более молодых лиц (до 65, а иногда и до 40 лет). Так, в Великобритании в 2003 году на 100 тыс. человек в возрасте от 30 до 64 лет приходилось 54 человека с деменцией.

Это заболевание является важной социальной и экономической проблемой, связанной с огромными расходами: медицинскими, прямыми социальными и на неофициальную помощь. Не станем приводить денежные эквиваленты. На уход требуются затраты, неподъемные для бюджета многих стран, даже самых богатых.

Согласно исследованиям российских ученых, в стране еще недостаточна осведомленность о данной проблеме. Например, в европейских странах каждый третий участник опроса признался, что в его семье был родственник, страдавший от деменции, а 70 % респондентов когда-либо были знакомы с такими пациентами. В то же время лишь каждый пятый россиянин так или иначе сталкивается с этим явлением у своих родственников, друзей, знакомых, коллег. Можно предполагать, что многие люди, столкнувшись с проявлениями деменции у близкого или знакомого человека, просто не догадываются об этом и, следовательно, неправильно трактуют изменения в его поведении, что нередко ведет к трагическим последствиям. В ФРГ в помощь родственникам ежегодно выпускаются десятки книг по данной теме, в России издано всего несколько книг данной тематики.

Нарастающее число пациентов не может оставить равнодушными тех, кто связан с этой проблемой. Родственники должны получить ответы на многие вопросы. Неудивительно, что в начале работы у нас были некоторые сомнения: следует ли рассказывать лишь о трагических случаях течения заболевания или представить также истории, дающие мужество и надежду как пациентам, так и родственникам.

В своей работе мы стремились затронуть различные аспекты проблемы, порой удивительные и привлекательные. Например, почему некоторым пациентам помогает длительное пение? Почему многие больные деменцией хорошо выглядят внешне? Что можно предпринять против разрушения собственного мозга?

Встречаясь с пациентами и теми, кто ухаживает за ними, мы часто сталкиваемся с историями, в которых присутствуют печаль, стыд и страх. Но мы с удовольствием отмечаем отношения, где царят любовь и оптимизм, несмотря на продвинутые стадии болезни Альцгеймера. Понятно, что все участники этого процесса находятся в определенном напряжении, вероятно, как никогда прежде.

Появление в семье пациента с деменцией ставит много новых задач. Надо своевременно продумать, как достаточно интенсивно занять больного, как совладать со своими чувствами, что сделать, чтобы замедлить прогрессирование болезни (и подумать, как предупредить ее развитие у себя). Не менее важно предусмотреть ряд юридических сложностей, вплоть до оформления доверенности или опеки. Многие из этих вопросов рассматриваются в нашей книге.

Мы долго были знакомы с врачом, страдающим болезнью Альцгеймера. Он никак не решался на постороннюю помощь, не желая, чтобы известие о его страданиях стало доступным окружающим. Наконец наступил момент, когда он решился. «Все, – сказал он. – Я хочу поломать это табу. Почему мы должны больше стесняться психологических изменений, связанных с потерей нервных клеток, чем физиологических потерь вследствие утраты функций других частей тела? Разве мы ненормальные? Нет, мы просто больные, поэтому мы просим уважать наше достоинство, не смеяться над нами и не стыдиться. Я готов признать: „Я страдаю деменцией!“»

Вот что рассказывает Владимир И. (56 лет), страдающий болезнью Альцгеймера. «При этой болезни уже нечего больше бояться. Самое худшее уже произошло. Я знаю, что я должен делать и спешу использовать время».

Если человек в состоянии сказать: «У меня болезнь Альцгеймера» и к тому же объяснить, что это значит, можно предположить, что он находится в начальной стадии заболевания. Рано или поздно начинают страдать умственные процессы и становится сложно объяснить, что его беспокоит, почему невозможно беспрепятственно подойти к собственному словарному запасу и личным воспоминаниям, связно формулировать предложения. Со временем больной и его родственники приходят к простому и страшному пониманию правды. И вот уже нашему пациенту необходим свой представитель, своего рода «пресс-секретарь», который при необходимости рассказывает о состоянии больного.

Алоис Альцгеймер, немецкий невролог, который первым описал классическую картину заболевания, жил в те времена, когда врачи решали многие проблемы пациентов, являясь как бы их представителями. Вот и сам Альцгеймер подробно описывал состояние своих подопечных. В наши времена это становится задачей ближайших родственников: супругов, детей, внуков.

Очень часто можно найти тонкое описание процессов, происходящих с больными деменцией, в мировой художественной литературе. Нередко представлены критические ситуации, возникающие в семье в связи с изменением поведения старших ее членов. Естественно, далеко не всегда люди понимают, чем вызваны часто совершенно нелогичные поступки стареющих людей, а отсюда – и зачастую неадекватная их ответная реакция.

В книге немало выдержек из произведений писателей, в которых отражается мнение людей, близких пациенту. Известно, что эта болезнь вносит существенные коррективы в жизнь окружающих, поэтому неудивительно, что высказывания родственников поражают своей глубиной и интимностью.

Мы долго шли к началу работы над этой книгой, изучали специальную литературу, опыт различных учреждений по уходу за пациентами, страдающими этим заболеванием. Служебная необходимость предоставила авторам возможность вести наблюдение в течение длительного времени за группой пациентов с деменцией, живущих в Центре по уходу за пожилыми людьми, где около 85 % пациентов страдали данным заболеванием. Это позволило наблюдать за развитием заболевания, обсуждать его с обслуживающим персоналом Центра. Естественно, постоянно возникает необходимость беседовать с родственниками, которые не всегда понимают, что происходит с их близкими. Они делятся с нами своими сомнениями, наблюдениями, пытаются разобраться в тех изменениях, которые происходят с любимыми людьми. Чтобы сделать это лучше, мы просим их описывать свои ощущения в спокойной домашней обстановке. Часть таких своеобразных писем-раздумий мы предлагаем читателям, изменив подлинные имена.

Мы считаем, что знакомство с ними, так же как и с отрывками из художественных произведений, позволяет посмотреть на возможные собственные проблемы как бы со стороны, и надеемся, что это поможет принять адекватные решения.

Смотрите так же:  Гормоны влияющие на депрессию

Мы сочли необходимым сопровождать эти цитаты комментариями, чтобы отразить все аспекты взаимоотношений с больными. В этом нет ничего удивительного, ибо в представленном материале отражен весь спектр коллизий в быту, опыт многих людей, помогающий воссоздать картину деменции. Даже простой перечень печальных жалоб дает возможность понять серьезность данного заболевания. Это ночные прогулки, накопительство, уклонение от обязательств, апатия или депрессия, прием ненужных медикаментов, чувство неудовлетворенности, агрессивность, недоверие к окружающим, проблемы в разговоре, безудержность, погружение в прошлое, периодическая забывчивость в отношении живущих и возвращение к давно умершим близким людям, потеря способности вести себя адекватно в обществе, потребность в уходе и т. д.

Этот «каталог» симптомов заболевания демонстрирует его сложность. Цитаты из литературных произведений и писем родственников должны привести к пониманию нарушений, связанных с деменцией, найти свой, обычно непростой, путь общения с пациентом, помочь ему продолжить свой жизненный путь с наименьшими потерями.

Авторы не ставят себе задачу подробно осветить все анатомо-физиологические подробности болезни, к тому же недостаточно изученной. Главное – это дать возможность близким людям понять, что происходит с человеком, еще недавно обладавшим хорошей памятью и незаурядными способностями, помочь ему справиться с надвигающимися трудностями, улучшить качество жизни.

Течение деменции с ее разнообразными проявлениями ставит в тупик не только пациентов, но и окружающих. Известно, что при наркозависимости родственники становятся как бы «созависимыми». Точно так же данное заболевание входит в семью, создавая определенные проблемы близким и всем тем, кто имеет контакт с такими пациентами. Как отмечают специалисты, это дорога к формированию синдрома эмоционального выгорания. Авторы подробно останавливаются на всех нюансах взаимоотношений с больными деменцией, показывают пути сохранения физических и психических сил.

Прогрессирование заболевания требует особой организации ухода, которая не всегда возможна в домашних условиях. К тому же со временем возникает необходимость в специализированной помощи. Лучше всего это можно сделать в специальных учреждениях (домах) для ухода за пожилыми людьми. В мире по-разному называются такие учреждения. В ФРГ дома, где живут пожилые люди (не станем говорить старые), требующие постоянного ухода, носят различные названия: центр по уходу за пожилыми людьми, дом (резиденция) для пожилых людей и т. д. Кстати, название «дом престарелых» само по себе звучит ущербно, так же как и бытующий в повседневной речи термин «старческий маразм». Задача таких учреждений – создать максимум условий для улучшения качества жизни пожилых людей, имеющих отклонения в здоровье. Поскольку нам придется часто их упоминать, а наши читатели живут в различных странах, где они имеют разные названия, остановимся на условном «Дом».

В книге представлены результаты важнейших научных исследований, описаны изменения, происходящие с человеком в период развития и прогрессирования заболевания. Подробно описаны вероятные причины заболевания, направления медицинских исследований и возможные пути терапии. Поскольку сейчас и в ближайшее время излечение деменции невозможно, следует принять все меры, чтобы люди чувствовали себя в безопасности и получали достойный уход. Авторы подробно рассказывают, как помочь людям, страдающим деменцией.

Естественно, что никакая книга не заменит квалифицированной помощи. Предложенные в книге тесты могут носить вспомогательный характер, ибо для установления диагноза необходим тщательный анализ жалоб и поведения пациента. Важно обратить внимание на первые проявления заболевания, чтобы своевременно обсудить их с врачом. На начальных стадиях это очень сложно, ибо необходимо отличить возрастные потери в умственной деятельности от первых симптомов заболевания. К тому же иногда сами больные стараются не замечать эти изменения, в других случаях на них не обращают внимания окружающие, считая их вполне «нормальными». Первым проявлением деменции является забывчивость, попытки что-либо вспомнить или поиски необходимой вещи. Поскольку эти симптомы могут быть и безобидным проявлением старческой природы, необходимо встретиться со специалистом для того, чтобы понять суть этих изменений. Не следует забывать, что возрастает также необходимость более тщательного контроля за физическим состоянием пациентов с деменцией.

Мы подробно остановимся на предполагаемых изменениях, связанных с деменцией, что должно помочь родственникам своевременно принять организационные меры.

Надеемся, что эта книга ответит на интересующие читателей вопросы, станет путеводителем в непростом, но благородном деле помощи этим больным.

Не следует забывать: вы не одиноки, вопросам организации помощи пациентам с деменцией уделяется все больше внимания. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала специальную программу в области охраны психического здоровья. Она предназначена для наращивания масштабов медицинской помощи людям с психическими и неврологическими нарушениями, при этом в качестве одного из приоритетов общественного здравоохранения признана деменция.

Заботиться о человеке, страдающем деменцией, – это одна из сложнейших задач, сопряженная с физической и психической нагрузкой. Многие читатели знают об этом не понаслышке. Известно, что вылечить деменцию нельзя, но все же есть определенные лечебные возможности. Уход за такими пациентами и общение с ними играют важную роль в поддержании их уровня жизни. Эта работа требует чуткости и сострадания. Как это лучше сделать? На эти вопросы отвечают авторы книги, которая может служить путеводителем для родственников и всех тех, кто причастен к помощи пациентам с болезнью Альцгеймера и другими формами деменции. Практические советы помогут укрепить собственный дух, познакомят со средствами, с помощью которых вы сможете осуществлять ежедневный уход и обслуживание больных деменцией.

В книге представлена широкая информация по теме. Вы узнаете:

● каковы причины развития болезни Альцгеймера и других форм деменции;

● грозит ли вам это заболевание, если им страдает родственник;

● как лучше говорить и общаться с пациентом;

● как справиться с ежедневными обязанностями;

● почему так резко изменяется поведение и как на это реагировать;

● как создать условия, чтобы облегчить повседневную жизнь родственника;

● как успешно использовать оставшиеся возможности больного;

● когда и кого следует просить о помощи;

● как строить планы на будущее.

Книга предназначена не только для родственников пациентов, страдающих деменцией. Она принесет несомненную помощь всем, кто окружает таких людей или связан со сложным и ответственным трудом по уходу за больными.

Авторы благодарны за помощь в подготовке книги профессору, доктору медицины Урсуле Лер (Ursula Maria Lehr), директору Института геронтологии (Гейдельберг, ФРГ); профессору, доктору медицины Хансу Валю (Hans-Werner Wahl), руководителю отдела исследований возрастных изменений Института психологии (Гейдельберг, ФРГ); Юлии Костив (Julija Kostiv), руководителю службы ухода Центра по уходу за пожилыми людьми имени Марии Фриден (Мангейм, ФРГ).

Новый маркер для деменции

Ученые Курчатовского института разрабатывают методику раннего выявления болезни Альцгеймера. Она основана на исследовании иммунитета и позволит ставить диагноз по анализу крови. Больным не придется делать дорогую и травматичную спинномозговую пункцию. Ранняя диагностика даст пациентам возможность быстрее начать лечение и тем самым максимально отсрочить наступление слабоумия. Сегодня в России болезнью Альцгеймера страдает более 1,5 млн человек. Чаще всего ее выявляют на такой стадии, когда остановить или замедлить развитие недуга уже невозможно.

ТОП-10 лучших ЛПУ определены в Приморье

Департамент здравоохранения администрации Приморского края подвел итоги независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями региона в 2018 г.

Кафедра оториноларингологии и офтальмологии Тихоокеанского государственного медицинского университета поздравляет своего сотрудника Раису Ефремовну Наумову с 80-летием.

Кинотерапию начнут практиковать в Приморье

Женский психологический киноклуб открывается в роддоме №3 Владивостока. Стать его участницами смогут пациентки, наблюдающиеся и проходящие лечение в медучреждении.

В здравоохранение Приморья вложат свыше миллиарда рублей

Средства пойдут на строительство ФАПов, оснащение современным медицинским оборудованием лечебных учреждений Приморского края и реализацию проекта бережливых технологий.

Жариково и Орехово сегодня со «Здоровьем»

Медицинские автопоезда Приморья отправились в новые командировки по краю. С 26 февраля состав для взрослых работает в Пограничном районе, для детей – в Дальнереченском.

  • СПРАВОЧНИК ЛПУ
  • КОНФЕРЕНЦИИ

© 2009-2019, Медицинский портал Приморского края «ВладМедицина.ру”

Электронное периодическое издание: Владмедицина.ру медицинский портал Приморского края
Учредитель и издатель: ООО «Владмедицина.ру»
Адрес учредителя, издателя и редакции: г. Владивосток, ул. Хабаровская, 12. Главный редактор: Мосолов К.В. тел.: +7 (423) 292-31-27, (для отображения адреса необходимо включить JavaScript)
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство ЭЛ № ФС 77 — 46706.

Все права защищены. При полном или частичном копировании информации с данного ресурса ссылка на сайт обязательна.

Информация, приведенная на сайте, имеет характер общей информации и не может заменить реальную консультацию врача.
Имеются противопоказания. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом!

Синдром Геллера (детская деменция)

Синдром Геллера – это психическое расстройство первазивного развития детей в возрасте 2-10 лет, при котором пациентом полностью утрачиваются все сформировавшиеся навыки и функции. Дети при этом перестают разговаривать, утрачивает способность решать интеллектуальные задачи и выполнять действия бытового характера. Их характер меняется, становясь более раздражительным, гиперактивным, непослушным, тревожным.

Диагностируется синдром Геллера при беседе с больным, в ходе наблюдений за его поведением, психологических тестирований когнитивной сферы ребенка. Проблема состоит в отсутствии на сегодняшний день специфического эффективного лечения. Терапия сводится к симптоматическому лечению медикаментозными препаратами и различным коррекционным занятиям.

Формы и их проявления

Симптоматика синдрома Геллера очень специфическая. Продромальный период заболевания характеризуется возникновением эмоциональных отклонений – своенравности, тревожности, раздражительности, гнева. Пациенту более не доступна какая-то сложная деятельность, для которой необходимо концентрировать и перераспределять внимание, проявлять усидчивость, выполнять что-либо по предлагаемому образцу. Ребенок теряет все приобретенные ранее способности, он не может больше собирать конструктор, раскрашивать картинки, рисовать, разыгрывать сюжетно-ролевые игры, типа магазина или больницы. Полностью исчезает усидчивость, ребенок начинает злиться и отказываться от дальнейших действий при малейшей ошибке. Данный период опасен тем, что интеллектуальный спад на данном этапе не заметен, и диагностировать синдром Геллера не представляется возможным.

В течение нескольких месяцев после начала процесса, характеризующегося эмоциональной неустойчивостью и гиперактивностью, начинают развиваться специфические симптомы синдрома Геллера. У ребенка обедняется речь, словарный запас становится скудным, предложения строятся односложным образом. В итоге это приводит к распаду речи, утрате разговорного языка, непониманию обращения. Ребенок перестает интересоваться общением с окружающими, не хочет играть в игры, возникает аутичность и замкнутость. У него пропадает познавательная способность, обедняется эмоциональная сфера, возникает равнодушие ко всему.

Распадаются у ребенка и двигательные навыки, на смену им приходят стереотипные действия. Пропадает умение умываться, одеваться, принимать пищу, складывать игрушки, ходить в туалет. Очень часто симптоматика синдрома Геллера осложняется неврологической патологией, а после года от начала болезни у ребенка исчезают полностью все речевые, бытовые и социальные навыки.

Согласно динамике протекания процесса заболевания деменция может быть резидуальной (остаточной) и прогрессирующей. Резидуальный тип деменции характеризуется однократными патологическими воздействиями на головной мозг, в результате чего психические функции уже нарушились. Но дальнейшего разрушения мозговой деятельности не происходит. Деменция при этом является остаточным результатом процесса повреждения мозга. При этом психика ребенка способна развиваться в дальнейшем, однако только в существующих условиях – поврежденного мозга и частично распавшихся функций. Способность к познанию у ребенка сохраняется, он будет учиться общаться с людьми и выполнять определенные функции, но на уровне своих новых возможностей.

Смотрите так же:  Как понять что у ребенка стресс

О прогрессирующей деменции специалисты говорят, когда процесс распада мозговых функций не завершен. Вредности, провоцирующие распад, могут носить эндогенный, генетически обусловленный характер, а могут иметь экзогенную природу. Прогрессирующая деменция возникает в качестве следствия хронических воспалений головного мозга (например, энцефалита или менингита), прогрессирующих опухолевых процессов в мозге, при тяжелой эпилепсии, детской шизофрении, склерозе мозговых тканей, при различных нервных заболеваниях дегенеративного характера. При этом постоянно разрушаются мозговые клетки, что и приводит в итоге к распаду психических функций. Данный процесс продолжается вплоть до полного распада психики ребенка. В данном случае психическое развитие становится невозможным, работать с детьми с подобной патологией должны исключительно медработники, поскольку психолого-педагогическая работа в случаях с прогрессирующей деменцией не имеет смысла.

Механизм развития синдрома Геллера (детской деменции)

Этиология синдрома Геллера до сих пор не изучена. Последние исследования свидетельствуют о взаимосвязи данной патологии с нейробиологическими механизмами в центральной нервной системе. При проведении энцефалографии у 50% всех больных детей обнаружены изменения электрической активности головного мозга. Также специалисты не закончили рассмотрение взаимосвязи синдрома Геллера с судорогами, болезнью Шильдера, лейкодистрофией. Существует гипотеза, что данное заболевание имеет инфекционную природу с фильтрующимся вирусом, который настолько мал, что рассмотреть его при помощи микроскопа невозможно.

Скачкообразное развитие детей в физическом и психическом плане не дают возможности своевременно обнаружить патологию. Иногда ребенок с нормальным развитием вдруг делает шаги назад в собственном развитии. Это может свидетельствовать о начале детского дезинтегративного психоза – опасного заболевания, при котором у малышей после 3 лет возникают нарушения речи, снижается способность к восприятию сказанного, пропадает активность в играх, исчезает контроль функции мочевыделения и стула, возникает однообразность в поведении.

Чаще всего детская деменция проявляется в возрасте от 2 до 10 лет. К моменту возникновения дифференцированных симптомов ребенок уже утрачивает часть (иногда и все) функций, развившихся ранее.

Особенности протекания

Закономерности развития синдрома Геллера давно изучены. Перед возникновением болезни проходит от 2 до 10 лет нормального развития психики и навыков ребенка, он полностью либо частично овладевает навыками речи, способен воспринимать и понимать обращения к нему, использует в жизни социальные навыки. Резко в налаженное течение процесса становления личности ребенка врываются первые симптомы деменции – гиперактивность, нарушение эмоциональной сферы. С этого момента на протяжении 6-12 месяцев резко снижается уровень интеллекта, распадаются все приобретенные ранее навыки, утрачивается контроль естественных потребностей. После этого регресс прекращается стабилизацией достигнутого состояния. Для запуска процесса развития потерянных навыков с ребенком необходимо проводить тщательную и постоянную психолого-педагогическую работу.

Поврежденные функции психики характеризуются не тотальностью, а парциальностью расстройств.

Частично может сохраняться накопленный ранее опыт и знания, однако с приобретением новых возникают существенные проблемы. Если поражение произошло в раннем возрасте, то все навыки ребенка сильно обедняются. Целенаправленность может нарушиться двумя способами – возникновением апатии, адинамии, утраты интереса либо нецеленаправленностью действий, расторможением двигательной активности. В случае раннего начала деменции дети недоразвиваются в мыслительном плане, имеют низкий уровень рассуждений, не способны взаимосвязать предметы и явления.

Если поражение наступает в дошкольном возрасте, то разрушается игровая деятельность ребенка, она становится однообразной и стереотипной. Все приобретенные навыки в таком возрасте страдают в меньшей степени, однако их регресс легко можно наблюдать. Если же поражение наступило в возрасте младшей школы, то у ребенка обычно сохраняются речевые навыки, возможность самообслуживания и даже некоторая степень способности к обучению. Знания, существующие на момент поражения, также могут сохраниться, однако интеллект и работоспособность резко снижаются, что приводит к падению школьных интересов и к нарушению процесса целенаправленности в любых видах деятельности.

Диагностика синдрома Геллера

В самом начале диагностики синдрома Геллера пациента показывают неврологу или педиатру. Родителей ребенка смущает постепенная утрата некоторых ранее приобретенных функций, что и приводит их к врачу. Сначала проводятся инструментальные обследования и осмотры, чтобы выявить более распространенные патологии – эпилепсию, травму головного мозга, опухоль. Если данные диагнозы исключаются, необходим осмотр психиатра и специфическая диагностика.

В специфическую диагностику синдрома Геллера входят:

  • беседа;
  • наблюдение за пациентом;
  • психологическое тестирование.

Беседа проводится, в большей степени, с родителями ребенка, поскольку врачу важно выяснить особенности в протекании заболевания – сколько продолжался нормальный период развития, насколько сильно проявляется прогресс распада функций, присутствует ли регресс в более, чем двух сферах, есть ли речевые нарушения, отмечаются ли провалы в социальных, игровых, бытовых или двигательных функциях.

При проведении консультаций психиатр фиксирует поведенческие реакции пациента и его эмоциональное состояние. Гиперактивность, свойственная синдрому Геллера, должна в данном случае сочетаться с проявлениями аутизма, такими как стереотипия, падение интереса при общении, отсутствие мимики, пантомимики, жестов, что демонстрирует врачу отсутствие инструментов для живых коммуникаций.

Посредством тестирования интеллектуальных способностей ребенка специалист определяет глубину возникшего дефекта. Методики для этих целей разнятся, в зависимости от возраста пациента и его способностей удерживать продуктивный контакт. В целях тестирования применяются тесты прогрессивных матриц Равена, тест Векслера, пирамидка, коробка форм. Синдром Геллера необходимо отличить от раннего аутизма детского возраста, болезни Ретта, шизофрении. Основными критериями для диагностики заболевания выступают период нормального развития, наличие симптоматики, возникшей до 10 лет, быстрота распада навыков (6-12 месяцев). Также клиника болезни предполагает дефицитарность и обеднение всех функций психики ребенка.

Терапевтические методики деменции в детском возрасте имеют схожие направления с лечением аутизма раннего возраста. При этом акцент в лечении делается на ранние интенсивные мероприятия, бихейвиоральный подход к проблеме, четкую структурированность. Эффективность медикаментозной терапии в данном вопросе не доказана научно, поэтому лекарства применяются лишь на первом этапе болезни для купирования поведенческой симптоматики. Каждый раз программа развития для пациента составляется в индивидуальном порядке при подключении к данному процессу психологов, врачей других специализаций, педагогов, родителей. Комплексный терапевтический подход при синдроме Геллера включает в себя:

  • корригирующие и развивающие мероприятия;
  • психотерапию и семейные консультации;
  • социальную реабилитацию.

Развитие и корректировка навыков и функций подразумевает под собой особые занятия для восстановления речевой активности и интеллекта. Проводятся такие занятия специалистами различных направлений – олигофренопедагогами, логопедами, дефектологами, психологами. Возобновление социальных навыков происходит при групповых занятиях, где дети с идентичными проблемами учатся взаимодействовать и коммуницировать между собой.

На занятиях по семейной консультации родители обучаются уходу за детьми с патологией, проходят информационные занятия по течению заболевания, ознакамливаются с прогнозом. Психотерапевтическая помощь также оказывается семьям на групповых занятиях, где происходят встречи между семьями, в которых есть дети с синдромом Геллера, что снижает социальную изоляцию данных семей, позволяет получить эмоциональную поддержку, опыт практического характера по бытовым вопросам и в сфере развития ребенка в домашних условиях.

Социальная реабилитация помогает усилиями специалистов сформировать у ребенка необходимые практические навыки. Ребенка научат одеваться, умываться, пользоваться вилкой и ложкой, держать карандаш, лепить из пластилина. Параллельно с этим происходит корректировка эмоциональных и поведенческих отклонений, развивается концентрация внимания и усидчивость.

Чем опасна деменция для ребенка и методы ее профилактики

Обычно после интенсивного развития заболевания настает период стабильности. Риск осложнений соматического характера и психические прогрессирующие отклонения перестают докучать, но вот социальная адаптация для ребенка остается невозможной. Дети с синдромом Геллера должны проходить специализированное обучение. В обычных школах и техникумах такие люди учиться не смогут, им не под силу овладение профессией и они не могут завести семью. Развиваются дети при данном заболевании очень медленно и требуют при этом постоянного тщательного ухода со стороны. При благоприятном протекании заболевания постепенно уход может смениться контролем действий больного. Такое заболевание в семье приводит к невозможности полноценного социального функционирования и других ее членов (родителей), поэтому большинство из них отказывается от профессии и увлечений.

Прогноз для детей с синдромом Геллера в целом неблагоприятен, поскольку восстановить утраченные навыки практически невозможно полностью. Иногда лишь можно медленно возобновить какую-то часть из них. При интенсивной терапии ранних периодов заболевания возможно восстанавливать лишь до 20% речевых навыков, функций по самообслуживанию, трудовых, бытовых и социальных навыков. Профилактировать возникновение детской деменции невозможно, поскольку на сегодняшний день неизвестны реальные причины, вызывающие данное заболевание, а следовательно – и нет путей решения этой проблемы и ее профилактики.

Воспитание детей при деменции

Воспитывать и обучать детей с синдромом Геллера призвана наука – олигофренопедагогика, которая корректирует все проявления умственной отсталости у ребенка. Образование таких детей должно проводиться в специальных обучающих учреждениях. При этом целью воспитания детей в дошкольном возрасте при данной патологии выступает гармонизация развития личности (интеллектуальное, физическое и духовное), снижение зависимости от посторонних, формирование самостоятельности и жизнеспособности. Главным направлением обучения детей при наличии интеллектуальных нарушений является их максимальная социальная адаптация для жизни в окружающей среде.

Обучение для детей с такими проблемами организуется в виде специальных занятий в группах и индивидуально с логопедической, психомоторной, сенсорной направленностью, а также с уклоном в области лечебной физкультуры. Все обучение проводится во вспомогательных школах, где на первом отделении обучаются пациенты с легкой формой болезни в возрасте до 9 лет, на втором – более тяжелые пациенты. Тяжелейшие формы болезни не позволяют детям учиться в таких школах, для них предусмотрены Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Обучение затрагивает все сферы обычного образовательного процесса, но в определенном для каждой степени тяжести патологии объеме. Коррекционная часть учебного плана призвана корректировать речевую и интеллектуальную деятельность ребенка. В младших классах детям преподают только родной язык. При подготовке к школе занятия построены в игровой форме. В старших классах профессионально-трудовому обучению уделяют не менее четверти всего учебного процесса.

Другие статьи

  • История обучения детей дошкольного возраста История обучения детей дошкольного возраста Перминова Наталья Владимировна,МБДОУ «Детский сад №12 «Ягодка» История дошкольного образования в России. Предистория: Первый детский сад, как тип педагогического учреждения был организован в 1802 году в Нью-Ланарке […]
  • Бассейн центра развития творчества детей и юношества им аВ косарева Бассейн Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева Рейтинг бассейна им. Косарева: (50 голоса, рейтинг: 3,50 из 5) Два бассейна: Большой: Длина — 25 метров 4 дорожки Глубина до 180 см Маленький: глубина 70 см 7 х 8 метров Услуги: […]
  • Пульс у ребёнка когда спит срочно! пульс во сне у ребенка Всем привет! Девочки кто точно в курсе- у нас по норме пульс 125-130/мин. Сейчас померила-84. это как? Может пульс во сне у ребенка так замедляться.если ребенок здоров? спасибо за ответы! ээээ… у взроского во сне может до 60 […]
  • Хлоргексидин для лечения горла у детей Как полоскать горло хлоргексидином Хлоргексидин – антисептическое средство широкого спектра действия, известное уже более 60 лет. Этот препарат используется как наружный дезинфицирующий препарат и как средство местного воздействия для обработки слизистых оболочек. […]
  • Уролесан капли инструкция по применению для детей Инструкция по применению: Цены в интернет-аптеках: Уролесан – комбинированный спазмолитический препарат растительного происхождения. Аналогами Уролесана по фармакологической группе являются Урохол, Урохолум, Энуран, Арфазетин, Блемарен, Канефрон Н, Галидор, Фитолизин, […]
  • Центр развития ребенка 13 саранск Центр Развития Ребенка - Детский Сад №13, МАДОУ Центр Развития Ребенка - Детский Сад №13, МАДОУ зарегистрирована по адресу г.Саранск, ул.Волгоградская, д.87, 430009. ЗАВЕДУЮЩИЙ организации МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО […]