Расстройства ночного сна у ребенка

Почему малыш плохо спит и что с этим делать

Сон малыша – всегда очень проблемная задача для родителей. Каждый родитель мечтает, чтобы ребенок спал всю ночь, и делает для этого все возможно и невозможное. Особенно это касается сна грудничков.

Иногда приемы из журналов не помогают. Что же делать? Для начала понять, какие бывают проблемы сна у детей до года, и потом постараться решить их.

В первую неделю жизни ребенок ночью и днем спит более 8 часов, в три месяца дневной сон ребенка составляет 5,5 часов, а ночной – 9,5 часов. А уже в 12 месяцев малыш мирно посапывает ночью более 11 часов, а днем – всего 2,5. Это здоровый крепкий сон ребенка.

Если у малыша есть проблемы со здоровьем, сон может быть нарушен. Обычно такие расстройства делятся на первичные и вторичные. Среди первичных – ночные кошмары и страхи, энурез, синдром обструктивного апноэ и другие нарушения, которые выявляются при полисомнографическом исследовании (исследование функций организма во время сна). Они могут появиться вследствие незрелости центральной нервной системы или наследственной предрасположенности. Обычно такие нарушения сна у детей бывают после года и с возрастом проходят.

Детям до года свойственны вторичные нарушения. В таком случае отклонения функций организма при полисомнографическом исследовании не наблюдаются. К расстройствам сна младенцев относится трудное засыпание и частые ночные пробуждения.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ТРУДНО ЗАСЫПАЕТ

Ребенка неправильно укладывают

Некоторые специалисты считают, что укачивать ребенка перед сном нельзя. Он привыкнет засыпать на руках, и потом возникнут сложности. Также не нужно прививать ребенку привычку засыпать с соской, бутылочкой или даже с грудью.

Что делать

Ребенок должен засыпать не на руках, а уже на месте для сна. Приучите ребенка спать в своей кроватке. На это понадобится время. Но чем раньше вы начнете, тем раньше избавите себя и малыша от проблем со сном.

Ребенок голоден

У крохи может быть повышенная потребность в питании. Или с последнего кормления прошло больше времени, нежели положено для ребенка. В таком случае, недополучив свое, малышу будет сложно уснуть.

Что делать

Маме нужно тщательно следить за желаниями своего малыша. Не важно – ребенок на грудном вскармливании или на искусственном. Он должен получать еду по первому требованию.

Нарушение внутреннего «часового механизма»

Иногда у малышей нарушается ритм сна и активности. Причиной этому может быть слишком длительный или поздний дневной сон. Поэтому ко времени ночного сна он не устал и хочет бодрствовать.

Что делать

Больше играйте с ребенком во время бодрствования. Но за два часа до укладывания прекратите все игры и перейдите в «экономный» режим. Уменьшите длительность дневного сна и постарайтесь, чтобы днем малыш засыпал раньше.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ЧАСТО ПРОСЫПАЕТСЯ НОЧЬЮ

Нарушение ритма день/ночь

Если у малыша нарушен внутренний «часовой механизм», он может просыпаться среди ночи.

Что делать

Чтобы искоренить это нарушение сна у малыша, занимайтесь с ним активными играми днем. В дневное время в комнате должно быть много света – никаких полутонов и зашторенных окон. Введите несколько привычек перед сном: кормление и купание. Обстановка должна быть тихой, а в комнате – темно.

Задержка созревания сна

Такое нарушение встречается у младенцев младше 4 месяцев. Причиной могут быть особенности темперамента ребенка, наследственная предрасположенность, заболевания центральной нервной системы.

Что делать

Если малыш проснулся, не берите сразу его на руки. Подождите несколько минут и попытайтесь успокоить кроху, не поднимая его с кроватки. Установите четкий режим кормления.

Неправильная тактика родителей

Иногда родители сами провоцируют частые ночные просыпания малышей – неправильно укладывают и неправильно действуют, когда ребенок все же проснулся. Способствует такому нарушению и постоянное укачивание, и засыпание с соской.

Что делать

Приучайте ребенка засыпать самостоятельно в своей кроватке.

Приучение к ночному кормлению

Иногда мама сама приучает ребенка кушать ночью. Конечно, он будет просыпаться!

Что делать

Да, мама должна ориентироваться на потребности малыша и кормить тогда, когда он хочет. Но уже после нескольких месяцев жизни крохи стоит налаживать режим. Чтобы малыш спал всю ночь и не просыпался, постепенно отучайте его от привычки кушать по ночам, уменьшая количество и время ночного кормления.

Привычка бодрствовать ночью

Такая привычка может выработаться у младенцев с 4 до 12 месяцев.

Что делать

Если грудничок проснулся среди ночи, подождите 5-7 минут. Затем успокойте его и постарайтесь убаюкать кроху, не поднимая с кроватки.

Раннее утреннее пробуждение

На часах 5-6 утра, а кроха уже не спит. Родители вряд ли обрадуются такому раннему пробуждению. Особенно в выходной день. Так может случиться, если вы уложили ребенка спать слишком рано. Или он проснулся просто потому, что ему нужно сменить подгузник.

Что делать

Не приучайте малыша к кормлению в такое раннее время и старайтесь укладывать его позже.

Крепкий сон ребенка – залог спокойного сна родителей. Причиной тревожности в ночное время могут быть колики, температура, болезни. В таких случаях задача мамы с папой – облегчить страдания крохи. Если же малыш здоров, то все зависит от родителей – главное установить четкий режим и следовать ему.

По материалам cmaterirebenka.ru

Последние новости:

Беременность и роды

От рождения и до года

Полезные ссылки

или
войти с помощью:

или
войти с помощью:

СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ!

На указанный e-mail в течение минуты должно прийти письмо активации. Просто перейдите по указанной ссылке и наслаждайтесь неограниченным общением, удобными сервисами и приятной атмосферой.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С САЙТОМ

Даю свое согласие на обработку и использование веб-порталом UAUA.info (далее – «Веб-портал») моих персональных данных, а именно: имя, фамилию, указанные даты рождения, страну и город проживания, адрес электронной почты, IP-адрес, файлы cookie, информацию о регистрации на веб-сайтах – социальных Интернет-сетях (далее – «Персональные данные»). Также даю свое согласие на обработку и использование Веб-порталом моих Персональных данных, взятых с указанных мною веб-сайтов — социальных Интернет-сетей (если указывались). Предоставленные мною Персональные данные могут использоваться Веб-порталом исключительно с целью моей регистрации и идентификации на Веб-портале, а также с целью осуществления мною пользования сервисами Веб-портала.
Подтверждаю, что с момента моей регистрации на Веб-портале, уведомлён(-на) о цели сбора моих Персональных данных и о включении моих Персональных данных в базу персональных данных пользователей Веб-портала, с правами, предусмотренными ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных», ознакомлен(-на).
Подтверждаю, что в случае необходимости получения данного уведомления в письменном (документарном) виде, мною будет выслано соответствующее письмо по адресу [email protected], с указанием своего почтового адреса.

На указанный e-mail отправленно письмо. Для смены пароля просто перейдите по указанной в нем ссылке

Нарушения сна детей

КОГДА ВАШЕ ЧАДО НЕ СПИТ

Встреча у подъезда:
— Привет соседка! Как твой внук? Все также плохо спит?
— Да. все также. но, вообще-то я его папа.

Любопытно было бы «понаблюдать» за мыслями людей на консультации детского невролога. В кабинете типичная картина — большая дружная семья (мама, папа, бабушка и ребенок). Родители жалуются на плохой сон годовалого малыша — вокруг как очумелые осы роятся и мелькают мысли.
Мама — Боже! Когда это кончится? Мой бедный малыш! Он так страдает! Еще несколько таких ночей, и я сойду с ума. Доктор, ПОМОГИТЕ!!
Папа — Господи! Я больше не могу это терпеть! Нормальный человек не может жить без сна! А у меня такая сложная работа, я же содержу семью! Ну, вы все скоро дождетесь! Это не дезертирство, . но я больше не могу не спать! Еще чуть-чуть, . и я мужественно обращусь в бегство.
Бабушка — И зачем мы сюда пришли? Подумаешь, не спит ночью, эка невидаль. Пройдет. наверное. когда-нибудь. Я вон троих воспитала, все в детстве плохо спали . и ничего, выросли. Зато сейчас все спят хорошо.
Малыш — Не понимаю этой суеты. Трястись в машине 2 часа для того, чтобы этот дядька в белом халате с умным видом выразительно мял мне живот и стучал молоточком по ножкам. Да все у меня хорошо, отстаньте от меня. Мне кажется, в этом кабинете я самый здоровый! Ау, люди! Будьте же терпимее к несовершенствам своих близких.
Доктор — Как быть? И родителям нужно помочь — семья на грани распада, папа с мамой требуют без промедления исцелить ребенка; но малыш не болен, и лечить его совсем не хочется. Что делать-то? Тупичок, однако, получается.
Знакомая картинка, не правда ли?

ПОЧЕМУ ОНИ ТАК СПЯТ?

Лишь только представьте себе! Ребенок за первый год жизни проводит во сне около 6-7 тысяч часов или 8-9 месяцев. За это время беспомощный новорожденный превращается в годовалого самостоятельного крепыша, который все знает и умеет. Так зачем же центральной нервной системе малыша, которая так интенсивно развивается в это время, необходимы такие, огромные! по своей продолжительности, периоды сна — кажущего безделья? Выходит так, что основная работа мозга в первый год жизни совершается именно во сне.
Ученые выяснили, что человеческий мозг во сне работает также напряженно, а иногда и намного интенсивней, чем в период бодрствования. Во время сна совершается усиленная психическая работа, направленная на решение важнейших психофизиологических задач. Именно во сне на первом году жизни наиболее энергично и целенаправленно идет организация и настройка нейронных сетей головного мозга, на основе, полученной в период бодрствования ребенка, информации. Кроме того, главным образом, во время сна у детей наиболее интенсивно синтезируется гормон роста. Вот почему, сонные расстройства могут приводить не только к истощению нервной системы малыша (и его родителей!), но и к нарушениям процессов детского роста и развития.

Почему рождаются сны и как они влияют на развитие ребенка? Многие ученые полагают, что детские сновидения, в отличие от взрослых, являются механизмом особой генетической памяти, которая снабжает мозг информацией, нужной для развития эмоций и мышления. Вероятно, в развивающемся головном мозге есть определенные координирующие системы, которые с помощью сновидений определяют последовательность развития и настройки во сне тех или иных мозговых центров. Зная это, становится понятно, почему интенсивность и продолжительность сновидений так четко связаны с возрастом малыша и, соответственно, с темпами его развития. Чем младше ребенок, тем большую часть времени его сна занимает активная фаза сновидений.
Упрощенно деятельность мозга во сне можно сравнить с настройкой работы двигателей и других систем самолета. Вообразите, во время обычного рейса, в полете к пассажирам выходит группа авиатехников и сообщает: сейчас будет проводиться плановая замена деталей, ремонт и настройка двигателей самолета! Это может приснится только в страшном сне. Для проведения такой работы самолет должен «уснуть», уютно расположившись в ремонтном ангаре. Точно также плановый «ремонт» и настройка мозговых систем невозможны в «полете», в состоянии бодрствования. Для такой наладки требуется сон — выключение и/или «разъединение» определенных центров головного мозга. Собственно говоря, как раз такое интенсивное настраивание, регулирование и «тюнинг» всех систем головного мозга во сне, делают возможным безукоризненное психоречевое и двигательное развитие ребенка.

Таким образом, только полноценный сон является такой же важной психофизиологической составляющей жизни, как воздух и общение, вода и еда, обеспечивающей правильное развитие ребенка.

Сон малышей из другого теста

Сон маленьких детей принципиально отличается по своей структуре и продолжительности от сна взрослых. Взрослые обычно не спят днем, укладываются спать вечером и спят, не просыпаясь, до утра. У малышей все по-другому!

Пропустим один из лучших этапов жизни, в животике у мамы, когда ребенок спит почти постоянно, и видит замечательные сны. На всякий случай, маленькое замечание: подумайте, как спится ребенку, если мама, к примеру, во время беременности постоянно нервничает, тревожится, впадает в истерики и ругается с папой.
С рождения и до 3-4 месяцев малыш, как правило, спит около 16-18 часов в сутки, ритмы его сна практически не зависят от смены дня и ночи. Обычно ребенок блаженно засыпает, когда накушался, и просыпается с плачем, проголодавшись через 2-4 часа, независимо от времени суток. При этом довольно часто пробуждение малыша систематически нарушает родительский сон, что приводит, в конце концов, к развитию у мамы (а иногда и у всех членов семьи) ужаса и паники.
На самом деле, такой режим считается нормой, и родителям не стоит переживать в этом возрасте по поводу ночных кормлений. Хотя, бывают мамы-«везунчики» (правда, довольно редко), дети которых спят ночью хорошо прямо с рождения.
Несколько простых слов из сухой теории. Течение сна характеризуется повторяющимися циклами, которые состоят из нескольких фаз: засыпание, быстрый (поверхностный) сон, и медленный (глубокий) сон, который подразделяют еще на несколько периодов. Длительность цикла варьирует от 30 минут у новорожденных до 2 часов у взрослого.
В младенческом сне различают, в соответствии с поведением ребенка, 2 фазы — активный (его еще называют быстрый) и спокойный (медленный, глубокий) сон. Сразу после рождения, у ребенка общая продолжительность активного сна примерно равна или даже превосходит время спокойного сна. Важно знать, что у маленьких детей до 6-8 месяцев сон начинается с периода активного сна. В этот момент глазки малыша закрываются, веки чуть вздрагивают, под ними можно увидеть быстрые движения глазных яблок, дыхание неритмичное, мышечное напряжение падает, временами бывают вздрагивания, возникают гримасы и приглушенная улыбка. С большой долей вероятности можно предположить, что в период активного сна младенец видит сны. Иногда фазу активного сна можно легко спутать с пробуждением ребенка, — не торопитесь «пугаться», даже если вам показалось, что малыш проснулся.
В среднем через 10-20 минут дыхание постепенно делается более медленным, глубоким и размеренным, уменьшается число сердцебиений, движения глазных яблок медленные или совсем пропадают, временами повышается потоотделение, вздрагивания ручек, ножек и сокращения лицевых мышц исчезают, кулачки разжимаются, ребенок совершенно расслабляется — наступает фаза спокойного (медленного) сна. «Порог пробуждения» в этот момент максимальный, и ребенка достаточно трудно разбудить. И только для этой фазы сна (довольно редкой с точки зрения счастливых родителей) подходит известное выражение «спит, как младенец».
Сколько нетерпеливых мам пытается «запихнуть» ребенка в кроватку, не дожидаясь глубокого сна! И сколько торопливых отцов пробуют перенести заснувшего в гостиной малыша в спальню в момент поверхностного сна! Такие попытки чаше всего заканчиваются неудачей — ребенок просыпается. А нужно набраться терпения на 10-20 минут, и всего лишь дождаться фазы спокойного (глубокого) сна.
Наблюдательные родители достаточно быстро учатся распознавать эти стадии сна, тем самым существенно облегчая собственную жизнь. Пытаясь уложить ребенка спать, важно поймать этот загадочный момент засыпания, иначе процесс «укачивания» может затянуться на время всего цикла (от 30 минут и более), прежде чем малыш сможет погрузиться в сон снова.
Младенческие циклы сна, в сравнении с взрослыми, значительно более краткие и неглубокие. От кормления до кормления может проходить несколько таких сонных циклов, и в каждый такой период поверхностного сна шансы малыша на внезапное пробуждение резко возрастают. Многие дети действительно просыпаются каждые 30-40 минут, приводя родителей в ужас. Малышу, который пробудился в фазу активного сна, иногда практически невыполнимо заснуть самостоятельно, но и маме помочь ребенку уснуть бывает достаточно непросто.
В такой ситуации родителей должно утешать одно простое объяснение: младенцы так спят, потому что они — младенцы! Так устроила мудрая природа. Ведь именно такой чуткий поверхностный сон с частыми пробуждениями помогает им выживать. В первые недели жизни даже в мелочах ребенок особенно сильно нуждается в помощи взрослых. Но ведь нельзя же быстро и эффективно сигнализировать о своих злоключениях (холод, голод, затруднение дыхания и другой психофизический дискомфорт), находясь в глубоком сне!
На 3-6 недели жизни у младенцев соотношение активного и глубокого сна начинает постепенно меняться, и ребенок проводит больше времени в состоянии спокойного сна. К моменту, когда ребенок достигает возраста 6 месяцев, спокойный сон составляет уже около 60-70% от всего сна. Фаза глубокого сна наступает гораздо быстрей, соответственно уменьшаются шансы малыша на внезапное пробуждение.

Смотрите так же:  Невроз продуктивный

Примерно в это же время у ребенка начинают формироваться отчетливые периоды бодрствования. После первых 2-4 месяцев наступает счастливая пора: продолжительность ночного сна возрастает, иногда даже до 5-6 часов непрерывного сна (мама ликует). Однако, за все нужно «платить»: время дневного бодрствования малыша значительно увеличивается, и мама может не успевать хорошо выполнять свои домашние дела. Общее время сна в это время обычно составляет 15-16 часов (внимание! цифры очень относительные, они не руководство к действию.)

Все дети разные! И все дети ночью спят по-разному. Это зависит от бесчисленного множества факторов (состояние здоровья, темперамент, привычки, психоэмоциональные особенности окружающих ребенка людей, температуры и влажности воздуха в спальне, метеоусловий и т.д.) Один ребенок, к удовольствию своих родителей, уже на втором месяце жизни быстро засыпает вечером и крепко спит всю ночь, просыпаясь один раз для ночного кормления. Другой засыпает с большим трудом и бесконечными укачиваниями, и затем спит всю ночь «без задних ног». Третий стремительно засыпает, но затем ночью просыпается каждый час. Ну а некоторые дети («особые»), кажется, что вообще не спят. По крайней мере, так считают их семьи. Чаше всего, они и становятся завсегдатаями кабинетов детских неврологов.

Во втором полугодии общее время сна продолжает уменьшаться, (в среднем до 13-15 часов в сутки), при этом продолжительность ночного сна увеличивается к году до 9-11 часов. Ближе к году днем ребенок спит обычно около двух раз, а далее, после года, многие дети спят днем всего 1 раз. В этот период стремительно созревают центры мозга, координирующие механизмы суточных ритмов, реагирующих на изменение степени освещения. В это время особенно важно обеспечить правильное затемнение в спальне.
Нередко, качество ночного сна во втором полугодии может ухудшаться. Ребенок днем получает множество новых впечатлений (ползает, ходит, играет, общается и т.д.), при этом, дневные впечатления, «не переварившись, как следует», выплескиваются ночью в виде плачей и просыпаний. Сюда же добавляются некоторые ночные пробуждения для попыток «опробования» своих новых двигательных навыков.
Главное правило оценки нормального качества и количества сна у детей первого года жизни — это отсутствие всяческих правил! Если ребенок в течение всего бодрствования бодрый и веселый, и явно не выказывает желания поспать, вероятно, у родителей нет причин для беспокойства по поводу количества сна. Здоровый малыш прекрасно контролирует и регулирует свой сон без вмешательства озабоченных взрослых.

И ВСЕ-ТАКИ, ОНИ НЕ СПЯТ!

В особенности дети хороши в состоянии крепкого сна.

Согласно большинству научных исследований последних лет с использованием методов инструментальной диагностики (полисомнографическое обследование) считается, что только чуть более трети детей в первые 3-4 месяца жизни имеют прерывистый ночной сон с частыми пробуждениями. Примерно у 20% и менее этих детей такие особенности ночного сна сохраняются до 6 месяцев, и только у каждого десятого ребенка эти нарушения выявляются в 12 месяцев и позже. Понятно, что критерии расстройств сна различны и зависят от многих факторов. Но если регистрировать нарушения сна только на основании жалоб родителей, эти цифры немедленно возрастут в несколько раз! Таково субъективное восприятие окружающими взрослыми имеющихся у ребенка изменений сна.

Глас мамы вопиет в «пустыне» — Помогите! Мой ребенок не спит! А доктор после соответствующей консультации и обследования выносит вердикт: ребенок здоров. Нет поводов для беспокойства. Так кто же прав?

Сначала несколько слов о вполне нормальных физиологических явлениях, часто наблюдаемых во время сна у детей.

А вот это вполне нормально!

Нередко родителей тревожат вздрагивания ребенка во сне. При засыпании и во время активного поверхностного сна такие однократные, иногда массивные, мышечные сокращения, приводящие к вздрагиванию ручек или всего тела, представляют собой естественное явление и не свидетельствуют о какой-либо нервной патологии. У маленьких детей, особенно гипервозбудимых, система торможения еще очень незрелая, и у них во сне такие вздрагивания могут проявляться в особенности интенсивно. С возрастом, частота и сила таких вздрагиваний постепенно уменьшается и они исчезают. Важно отметить, что только врач имеет право в данном случае подтвердить нормальность обнаруженных симптомов.

Часто обратиться к врачу родителей заставляют ночные пробуждения ребенка с последующим плачем, когда маме приходиться вставать и убаюкивать малыша. Мы уже говорили, что в первые месяцы жизни такой режим сна считается нормой, и родителям не стоит волноваться в этом возрасте по этому поводу. Однако, при некотором стечении обстоятельств, такие первично естественные просыпания могут трансформироваться в поведенческие нарушения сна и потребуют вмешательства специалиста.

И наконец, самой частой причиной родительского волнения в ночное время являются «капризки» или плач малыша во сне. Ученые давно доказали, что такие периодические хныканья ребенка, который при этом не просыпается, являются таким же естественным процессом, как и вышеперечисленные ночные пробуждения и вздрагивания. Причин для такого сонного плача может быть несколько. Возможно, ребенок в течение всего бодрствования получает такое огромное количество новой, эмоционально значимой, информации (игры, общение, радость, страхи и т.д.), что ей приходится интенсивно «перевариваться» во время фазы активного сна со сновидениями и «выталкиваться наружу» в виде ночных плачей и пробуждений. Также, вероятно, с помощью таких капризов и хныканья малышу удается контролировать присутствие мамы, определять степень ее возможного удаления и вероятность нового общения и ласки. Отсутствие обратной связи (если мама не «летит» на помощь) может заставить ребенку проснуться и заплакать «как следует». Или, что бывает гораздо чаще, ребенок учится автономно успокаиваться и засыпать, что в дальнейшем избавляет семью от поведенческих нарушений сна. Бежать ли ночью стремглав на помощь при малейшем звуке ребенка, или, стиснув зубы, отбиваясь от бабушки и папы, бесконечно долго ждать, пока ребенок устав от ночной истерики, провалится сразу в глубокий сон? Прямо противоположных советов и рекомендаций великое множество. Решать только родителям.

Он просто не умеет спать!

Существует великое множество методов классифицирования расстройств сна. Наиболее логичную и понятную для всех классификацию предложили американские детские неврологи и педиатры. Выделяются первичные нарушения: расстройства исключительно сна и пробуждения, не имеющие сопутствующих проблем (их еще называют протодиссомнии), которые формируются без явных внешних причин. И вторичные нарушения, очевидно связанные с внешними факторами (сочетаются с расстройством работы других органов и систем, в частности, патология сна при эмоциональных нарушениях, аллергии, болезней желудочно-кишечного тракта и т.д.). Чаще всего, при этом, выявляются нарушения центральной нервной системы, главного регулятора и координатора процессов сна. Нарушения сна бывают кратковременные и длительные.

К сожалению, в нашей стране исторически сложилась, и до сих пор встречается некая, мягко говоря, «путаница» в постановке неврологических диагнозов на первом году жизни. Такой же «беспорядок» характерен и для диагностики нарушений сна у младенцев, когда сплошь и рядом «обнаруживаются» вторичные нарушения сна, связанные с патологией центральной нервной системы (например, проблемы сна, якобы, связанные с внутричерепной гипертензией и перинатальной энцефалопатией).

На самом деле, наиболее часто (до 20-30%) в грудном возрасте встречаются первичные нарушения сна — ребенок с трудом засыпает, и не умеет без пробуждений спать ночью. Это, так называемое, нарушение стандартов поведения во сне или поведенческая инсомния. За этим мудреным термином скрывается обыкновенная неспособность к самостоятельному засыпанию и/или типичное неумение поддерживать непрерывный сон. Большинство детей уже с 2-3 месячного возраста ночью, слегка пробуждаясь из-за неудобной позы (например, затекла ручка), могут без труда, автономно, поменять неуютное положение, и вновь уснуть, не требуя помощи родителей. Но у некоторых деток (очень чувствительных и волнительных), привычка засыпать только с помощью мамы рождается очень легко, практически рефлекторно, достаточно одной-двух соответствующих стимулов. Ребенок попросту не может уснуть без помощи взрослых, он уже привык, не мудрствуя лукаво, засыпать с песнями, «плясками» и укачиваниями — мама и другие окружающие взрослые постарались! Такое засыпание, чаще по вечерам, более 30-40 минут, обычно сочетается с «милым» обыкновением часто пробуждаться ночью и плакать до победного конца, ожидая успокоения и убаюкивания с помощью мамы. Таким образом, при возможно одинаковом числе пробуждений во время ночного сна, главное отличие детей с поведенческой инсомнией от здоровых, состоит в неумении снова быстро и легко заснуть после пробуждения. Как правило, внутреннее желание проснуться зарождается у младенца в конце первой или во второй фазе медленного сна. При избыточном утомлении и/ или перевозбуждении (передозировка дневной эмоциональной информации) возникают беспорядочные пробуждения, иногда с ночными страхами. Преимущественно они отмечаются в первой половине ночи, чаще через 1-3 часа после засыпания, нередко, как реакция на ничтожные внешние раздражители (достаточно просто войти в спальню, поправить одеяло, осторожно прикрыть форточку. и все — ребенок проснулся). Несколько реже первичные нарушения сна могут проявлять себя во второй половине ночи или ближе к утру.

Причины таковых нарушений обитают в типичных ошибках организации поведения ребенка и родителей в периоды сна. Доказанный наукой факт: у родителей, которые объективно оценивают интересы своего малыша и верно откликаются на его сигналы, ребенок не имеет расстройств сна (или минимальные, быстро преходящие отклонения). И, наоборот, у родителей, не умеющих должным образом оценить ситуацию и правильно отреагировать на сигналы малыша, или не замечающих его тревожных предупреждений, наиболее часто встречаются серьезные расстройства детского сна. К примеру, каким неожиданным «открытием» для родителей бывает простейшее заключение педиатра о дефиците маминого молока или рахите! Тогда достаточно правильно накормить малыша, или точно подобрать дозировку витамина «Д» — и проблема сна моментально решается.

Причем тут колики или почему он ТАК кричит

Неопытным родителям колики представляются безнадежным непрерывным кошмаром в виде ночной поездки на сломанном автомобиле с завязанными глазами по минному полю: никогда не знаешь, где рванет в следующий раз. Кстати, механизмы развития колик у младенцев во всех подробностях до настоящего времени науке неизвестны. Наиболее частым вариантом являются неожиданные бурные пробуждения и плачи малыша в ответ на резкие боли и ощущения дискомфорта вследствие резких сокращений гладкой мускулатуры кишечника и вспучивания живота. Ребенок громко кричит, поджимает и сучит ножками, живот становится каменным, облегчение обычно наступает после отхождения газиков. Причины таких спазмов разнообразны и многолики: неадекватная переносимость пищи, аллергические реакции, дисбактериоз, расстройства вегетативной регуляции и т.д. Само собой разумеется, что количество и качество сна у малюток с коликами практически всегда снижено.
Проходит время, обычно первые 2-4 месяцев, и колики волшебным образом исчезают. Как правило, педиатр в силах облегчить жизнь малышу и его несчастным родителям. Однако, иногда, у возбудимых и гиперчувствительных детей с коликами не может справиться и целая армия педиатров. Тогда на помощь приходит невролог, у которого есть множество способов помочь родителям дожить до окончания периода колик, и при этом остаться в здравом рассудке. К сожаленью, в дальнейшем, нет четкой связи между исчезновением колик и нормализацией сна. Малыш, который во время колик успокаивался и засыпал, укачиваясь на маминых руках, очень быстро привыкает к такому стилю жизни. В таком случае и после ухода колик в 3-4 месяца остается привычное нарушение сна; дитя легко становится профессиональным «дрессировщиком» родителей.

Смотрите так же:  Генетические причины болезни альцгеймера

Общеизвестно, (хотя точно наукой не доказано), что одной из многочисленных причин расстройства сна у младенцев, может быть психологическое состояния матери во время беременности и после родов: высокий уровень тревоги, необоснованные страхи, частые стрессы и т.д. У некоторых тревожных родителей умный младенец прямо с рождения обучается засыпать и почивать на руках — это ведь так удобно. По первому требованию ребенка (хныканье во сне) мама спешит на помощь, укачивает на руках, предлагает перекусить и берет его к себе в постель. Так рождается ошибочная, но прочная, связь засыпания и сна с окружающими обстоятельствами, при которых малыш чувствует покой и защищенность. Кто же откажется от такой райской жизни? Само собой разумеется, малыш и далее обязательно будет настойчиво защищать свои права на такой удобный и правильный, с его точки зрения, режим жизни. Подобный порядок жизни сначала вполне устраивает и родителей — ребенок доволен жизнью, вроде бы спит, и не заливается слезами. Но что же будет дальше? Ответ не всегда может порадовать родителей.

И последний штрих: возникает вопрос, а если имеется серьезная причина (болезнь), заставляющая ребенка просыпаться и плакать? Как не пропустить сигналы настоящей проблемы. Опытные родители самостоятельно, или с помощью педиатра без особых затруднений могут провести первичный анализ ситуации. Патологический плач-рыдание в таком случае характеризуется большим напряжением и драматичностью, страданием и раздражительностью, однообразием и монотонностью, при этом болезненные крики часто сочетаются с выраженным двигательным возбуждением, напряжением мышц, изменением цвета кожи. Важно знать, что в отличие от плача при поведенческих нарушения сна, когда малыш легко засыпает на маминых руках, патологический плач очень трудно унять. Даже используя огромный арсенал всевозможных средств и хитростей, ребенка нельзя убаюкать, или его удается успокоить лишь на короткое время, нытье и хныканье продолжается, и затем плач вспыхивает с новой силой. В таких случаях не стоит полагаться на интуицию и собственный опыт, а лучше проконсультироваться с врачом.

РАССТРОЙСТВА СУТОЧНЫХ (ЦИРКАДНЫХ) РИТМОВ

Наивысшая степень довольства случается
у родителей, блаженно созерцающих своего,
крепко спящего ребенка.

Отдельной частой причиной обращения к врачу бывают жалобы на расстройство засыпания. Для детишек 3-7 лет, а также более младшего и старшего возраста характерна иная картина. Время спать, ребенок в постели, сказка прочитана. И начинается: «Мама! Еще сказку», «Хочу пить!», «Хочу писать» и множество других способов максимально отодвинуть момент засыпания. При этом малыш, великий психолог, твердо уверен, что определенные усилия обязательно приведут к исполнению его желаний. Достаточно одного или нескольких вечеров таких манипуляций, и формируются искаженные взаимосвязи условий! отхода ко сну и качества засыпания. «Посеешь привычку, пожнешь характер. ». Засыпание только в постели с мамой или у нее на руках, при обязательном укачивании или кормлении, с пальцем во рту и т.д. — все это относится к вредным привычкам и ошибочным ассоциациям, которые приводят к формированию устойчивого расстройства засыпания и поддержания сна. В таких ситуациях, ребенок, который по какой-либо причине проснулся ночью, самостоятельно уже не уснет, и будет упорно голосить, и призывать маму обеспечить ему привычные условия засыпания. И хотя, возможно, при этом качество сна ребенка обычно не снижается, но для окружающих (чаще для мамы и папы) такие ночи оборачиваются безнадежными постоянными кошмарами, иногда в течение нескольких лет! В отличие от таких «хитрецов», обычный ребенок, который укладывается в постель в бодрствовании и умеет засыпать самостоятельно, используя удобные способы, способен успокоится и снова уснуть без помощи мамы, если вдруг просыпается посередине ночи. Хорошо, если у родителей хватает силы воли и терпения адекватно понимать усилия ребенка «притормозить» процесс засыпания. Родители должны отклонять детские манипуляции хладнокровно и решительно, ни в коем случае открыто не уступая желаниям ребенка. Действовать желательно дипломатически («и овцы целы, и волки сыты»). В такой ситуации неплохо помогает постепенное изменение стереотипов засыпания и поведения ночью: возможно, стоит прекратить укачивать малыша, предлагать попить и т.д., осторожно пробовать, понемногу увеличивая время «подхода помощи», если ребенок проснулся и плачет; при этом искренне надеясь и уповая, что ребенок потихоньку-полегоньку научится успокаиваться и засыпать самостоятельно. Очень эффективно совместное создание определенной церемонии отхода ко сну (3-4 этапа общей продолжительностью до 15-20 минут), развитие полезных привычек и ассоциаций: рассказать сказку или прочитать рассказ, выпить кефир, погладить спинку, спеть песенку т.д. Процесс засыпания должен быть максимально приспособлен для релаксации и успокоения ребенка. Сейчас для удобства родителей придумано множество умных приборов дистанционного наблюдения («видео — и радионяня»), которые позволяют контролировать ситуацию в спальне, без особой нужды не появляясь на глазах ребенка.

Расстройство цикла «сон-бодрствование»

Каждый человек имеет внутренние биологические часы, которые синхронизированы с внешними суточными ритмами день-ночь, и точно определяют циклы времени засыпания-пробуждения, а также общее время сна. Если время этих часов не совпадает с распорядком дня ребенка, или какие-то внешние факторы и образ жизни ребенка-семьи не соответствуют внутренним ритмам, — это постепенно приводит к сбоям в работе внутренних циклов. Так формируется довольно распространенное расстройство циркадных (суточных) ритмов. При этом у ребенка (особенно часто у подростков!) не получается легко уснуть в определенное время и своевременно проснуться. Человек мучается в кровати иногда в течение нескольких часов и никак не засыпает, даже если давным-давно пора спать — конечно же, утром он никак не может проснуться, и родителям приходиться применять «интенсивные» меры пробуждения.
Естественно, такой ребенок будет испытывать постоянную дневную сонливость и усталость, что обязательно приведет к снижению успеваемости. После обеда или ближе к вечеру, возможен непродолжительный дневной сон, который неизбежно еще больше ухудшает процесс отхода ко сну. Получается замкнутый круг, из которого иногда нелегко выбраться. Недооценка опасности таких нарушений сна приводит к хроническому расстройству циркадных ритмов, и тогда уже не обойтись без помощи специалиста. Интересно, что такие нарушения сна типичны для старшеклассников и студентов, взрослых, работающих по ночам, а также для родителей грудных детей, которые плохо спят!
Успешная терапия данной патологии возможна только под руководством невролога-сомнолога, при этом необходима сила воли и упорство членов семьи. К сожалению, не изобрели еще такую таблетку, которая легко и быстро смогла наладить расстроенные биоритмы. Наиболее эффективны методики хронотерапии: например, интенсивная физическая нагрузка и прогулки на свежем воздухе в течение дня в сочетании с непременным контролем точного времени утреннего пробуждения и вечернего засыпания.
У детей первых 3-4 лет жизни (особенно у грудничков) нарушения цикла «сон-бодрствование» могут быть связаны с индивидуальными ритмами членов семьи, не соответствующих циклу «день-ночь». Например, мама ложится спать за полночь и встает ближе к обеду. При этом у ребенка не формируются правильные ритмы сна-бодрствования. Другой нередкой причиной таких расстройств является невнимательность родителей, которые не могут правильно «поймать» время отхода ко сну и пытаются «запихнуть» ребенка спать, когда он к этому совсем не готов. Например, внутренние часы ребенка дают команду на засыпание около 21оо, а мама пытается уложить его в 20оо, или, что гораздо хуже в 23оо. Само собой в первом случае ребенок уснет примерно через час, а во втором — быть может, даже через несколько часов, с истерикой и конфликтами. Такие проблемы вначале довольно легко решить, достаточно прислушаться к своей интуиции, уделяя данной проблеме больше внимания, и режим дня удается синхронизировать с внутренними биоритмами ребенка. В тяжелых, хронических случаях, необходима помощь специалиста.

Почему не спит малыш? Нарушения сна у ребенка

«Спит как младенец» — фраза, отражающая наши преставления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос предстоит специалистам, работа которых связана с изучением и лечением детского сна – врачам-сомнологам.

Михаил Полуэктов
Врач-сомнолог, доцент курса сомнологии Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, канд. мед. наук

Сомнология – новая область медицинской науки, появившаяся в середине XX века. Она изучает состояние человека во время сна. Столь юный возраст данной науки связан с тем, что только в прошлом веке ученые научились регистрировать процессы, происходящие в организме человека во сне. Для этого используется метод полисомнографии, включающий регистрацию биопотенциалов мозга, мышечной активности и ряда других показателей, опираясь на которые специалист может определить, в какой стадии сна находится человек, и что в это время с ним происходит. Благодаря полисомнографии удалось выделить различные стадии сна: дремота (1 стадия), неглубокий сон (2 стадия), глубокий сон (3 и 4 стадии) и сон со сновидениями (фаза быстрого сна). С внедрением этого метода были проведены тысячи исследований для определения нормативных показателей сна взрослых и детей. Особое внимание уделялось изучению роли, сна в жизни человека. В результате было показано, что сон является не пассивным, а активным состоянием, во время которого происходят важные физические и психические процессы: растут и делятся клетки, удаляются из организма токсины, перерабатывается и складируется в памяти полученная за день информация. Проведены исследования и того, как изменяются характеристики сна по мере взросления человека.

Что представляют собой нарушения сна у детей грудного и раннего возраста (до 3-х лет) и как часто они встречаются? Прежде чем давать ответ на этот вопрос, следует коснуться нормальных феноменов, возникающих во время сна у детей. Наиболее частым поводом для беспокойства родителей ночью является плач или «похныкивание» ребенка во сне. Являются ли эти звуки сигналом тревоги, и следует ли немедленно подходить и успокаивать малыша? Врачи считают, что звуки во время сна являются вариантом нормы – это называется «физиологический ночной плач».

Предполагают, что таким образом находят выход дневные эмоции и впечатления малыша, вероятно, во время фазы сна со сновидениями. Кроме этого, физиологический плач несет «сканирующую» функцию: ребенок проверяет наличие родителей и возможность получить продержку и успокоение. Не получив подтверждения, он просыпается и плачет уже по-настоящему. Однако немедленное реагирование даже на негромкие ночные звуки со стороны ребенка может принести к ненужным сложностям. Малыш не получает возможности научиться справляться со своим ночным одиночеством самостоятельно, самоуспокаиваться, соответственно и в дальнейшем он каждую ночь будет требовать внимания родителей.

Способность самоуспокоения в возрасте 1 года развивается уже у 60-70% детей. Другим поводом для беспокойства родителей являются ночные пробуждения малыша, во время которых требуется участие взрослых. Пробуждение ночью является нормальным элементом сна, оно происходит при воздействии каких-либо стимулов во время пребывания в определенных стадиях сна (дремота или сон со сновидениями). Поскольку эти стадии сменяются с определенной периодичностью, называемой циклами сна (у грудных детей это 50-60 мин.), то и возможности для пробуждения возникают несколько раз за ночь. Дети в возрасте 1 года пробуждаются в среднем 1-2 раза за ночь, затем, в большинстве случаев, тут же засыпают.

При повышенном внимании со стороны родителей, неумении самоуспокаиваться эти изначально естественные пробуждения перерастают в расстройства сна. Часто родители обращаются к врачу по поводу вздрагиваний ребенка во сне (при этом назначаются разнообразные обследования, не выявляющие никакой патологии). В настоящее время установлено, что вздрагивания при засыпании и во время поверхностных стадий сна являются естественным феноменом, связанным с изменением нервной возбудимости в переходных функциональных состояниях (от бодрствования ко сну и между стадиями сна), их называют «гипническими миоклониями». У маленьких детей этот феномен может проявляться ярко в связи с тем, что тормозные механизмы нервной системы недостаточно сформированы, в дальнейшем выраженность вздрагиваний будет уменьшаться.

Типичные расстройства сна у ребенка

Теперь познакомимся с наиболее часто встречающимися расстройствами сна у детей грудного и раннего возраста. Распространенность нарушений сна в этом возрастном периоде по научным данным составляет 15% — в каждой шестой семье малыш плохо спит. Чаще всего наблюдаются инсомнии — трудности засыпания и/или поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи. Врачи разделяют инсомнии на первичные, где расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо других заболеваний, чаще неврологических, так как функцию сна организует именно нервная система.. Например, в отечественной детской неврологической практике у детей первого года жизни при обнаружении нарушений нервной регуляции (изменение мышечного тонуса, повышенная возбудимость) часто ставится диагноз «перинатальное поражение нервной системы», соответственно, наиболее часто нарушения сна у этих детей связывают именно с патологией нервной системы. В практике американских педиатров, такой диагноз ставится в десятки раз реже, соответственно, и нарушения сна, возникающие в этом возрасте, рассматриваются не как вторичные, из-за патологии нервной системы, а как первичные, чаще всего обусловленные неправильным установлением режима сна ребенка. Далее в этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные расстройства сна, касающиеся именно первичных инсомний, не связанные с патологией нервной системы.

Смотрите так же:  Аутизм понимание педагога

Если говорить о первичных нарушениях сна детей грудного и раннего возраста, то к наиболее распространенным формам относятся поведенческая инсомния и расстройство пищевого поведения, связанное со сном. Как это видно из названия, проблема поведенческой инсомнии кроется в неправильной организации поведения ребенка и родителей в период, связанный со сном. Наиболее часто это связано с нарушением ассоциаций засыпания. Как это выглядит на практике? Ребенок часто просыпается ночью, плачет и не успокаивается до тех пор, пока его не возьмут на руки и не покачают. Другим вариантом является невозможность засыпать вечером самостоятельно – требуется обязательное присутствие взрослых в период засыпания, который может затягиваться на несколько часов. Причиной развития таких нарушений является формирование неправильных ассоциаций засыпания – условий внешней среды, при которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон.

Если с первых месяцев жизни он привыкает дремать на руках, при укачивании, соответственно, и в дальнейшем малыш будет «отстаивать» свое право на такую организацию сна – ведь иного он не знает. Поэтому следует создавать условия для формирования «правильных» ассоциаций засыпания. Этому способствует соблюдение одного и того же ритуала укладывания[1]: купание, кормление, небольшой период пребывания взрослого у кроватки ребенка и оставление его одного. В настоящее время в связи с появлением многочисленных приспособления для наблюдения (радионяни, видеокамеры) родители могут знать, что происходит в детской спальне и не заходить туда лишний раз. К неправильным ассоциациям засыпания относятся: засыпание на руках у взрослых, в родительской постели, при укачивании, при перебирании волос, во время кормления с бутылочкой во рту, с пальцем во рту и т.д.

Почему к неправильным? Потому что, проснувшись ночью, малыш будет криком требовать создать те условия, в которых его научили засыпать. Интересно, что, строго говоря, нарушение ассоциаций засыпания не является расстройством сна у ребенка, так как при своевременном подходе количество и качество его сна не нарушается, однако для родителей такое поведение превращается в еженочный кошмар, который может продолжаться до 3-х летнего возраста. К правильным ассоциациям засыпания, помогающим ребенку уснуть, относится так называемый «предметный посредник». Это некая вещь, которая находится рядом в постели ребенка во время сна. Для грудничков это может быть пеленка, сохраняющая запах матери, ее молока, а для детей постарше – любимая игрушка. Эти предметы помогают ощутить связь с родителями, успокоиться во время ночных пробуждений малыша в одиночестве.

Лечение нарушений ассоциаций засыпания сводится к замене «неправильных» ассоциаций «правильными». Необходимо приучать ребенка засыпать в своей кроватке, с минимальным участием взрослых. В ночное время следует не торопиться бежать к нему, а своим поведением подчеркивать разницу между ночным и дневным временем: свести к минимуму общение с ребенком во время подходов к кроватке.

Что делать, если неправильные ассоциации уже закрепились, ведь изменение условий сна будет вызывать активный протест со стороны малыша?

В ходе исследований показано, что изменение условий сна не является «запредельным» стрессом для ребенка (скорее для других членов семьи) и через какое-то время, чаще около недели, он смиряется со вновь установленным режимом. Для того, чтобы облегчить переход к новым правилам, используются легкие успокаивающие средства на основе валерианы и пустырника. В сложных случаях требуется помощь врача. Существуют специальные методики поведенческой терапии расстройств сна, которые содержат конкретный план действий по изменению ассоциаций засыпания. Например, одна из них, метод «проверки и выдержки» рекомендует, если ребенок проснулся, подходить на его зов, проверять, все ли в порядке, ждать, когда малыш снова уснет затем уходить и не возвращаться до следующего пробуждения (т.е., сколько раз за ночь ребенок проснулся, столько и подходить). К другой разновидности поведенческой инсомнии детского возраста относится расстройство установок сна. Эта проблема детей более старшего возраста, после года, которые уже могут вылезать из кроватки и устно высказывать свое недовольство. Проявляется это нарушение сна тем, что ребенок отказывается ложиться в установленный срок, придумывает различные поводы, чтобы оттянуть время похода в постель или устраивает истерики. Будучи уже в постели, он не смиряется с навязанным режимом и начинаются бесконечные «походы» в туалет, просьбы дать попить, поесть, посидеть рядом и т.д. Общение с родителями, таким образом, продлевается на 1-2 часа, после чего малыш засыпает. Другой формой нарушения установок сна являются ночные приходы в постель к родителям. В данном случае не выполняется установка на сон в определенном месте.

Конечно, большинству детей значительно комфортнее и слаще спать под материнским или отцовским боком. Качество сна самого ребенка при этом не страдает, чего нельзя сказать о родителях. Часто неправильные ассоциации засыпания и установки сна сочетаются. Например, малыш привыкает засыпать в родительской постели, затем, просыпаясь ночью в своей кроватке, хочет восстановить «статус кво» и отправляется в родительскую комнату. В лечении этого вида расстройств сна главным является достижение внутреннего согласия ребенка с «навязываемым» ему режимом. Это достигается, во-первых, неуклонным соблюдением ритуала укладывания и места для сна. Ведь часто бывает, что у родителей ребенок живет по одному распорядку, а у любящих бабушек – по другому. У годовалого ребенка еще нет понимания времени, соответственно, нужно сделать так, чтобы ритуал укладывания содержал понятные ему временные ориентиры, подсознательно подготавливающие его к моменту расставания. Чаще всего это определение числа читаемых сказок (одна или две). Следует попытаться достичь с малышом и формальной договоренности, предложив ему укладываться на полчаса позже, но взамен не требовать потом внимания родителей. Можно подкрепить эту договоренность обещанием неких благ в будущем при соблюдении этих договоренностей (это срабатывает лишь у более старших детей).

Существуют способы поведенческой терапии, призванные облегчить переход к новому распорядку, например, методика «позитивного ритуала», когда вначале ребенку позволяют укладываться спать, когда он сам хочет, а затем незаметно для него сдвигают время укладывания на 5-10 минут раньше предупреждая, таким образом, протестное поведение. Успокаивающие средства, как и в предыдущем случае, имеет смысл применять только на время изменения стереотипа сна, снижая болезненность этого периода для малыша и домашних.

К другой форме нарушений сна относится расстройство пищевого поведения, связанное со сном, когда для того, чтобы уснуть во время ночных пробуждений, малышу требуется поесть или попить. Количество потребляемой таким образом жидкости или пищи может доходить до одного литра за ночь! Проблема эта зачастую развивается, когда родители идут на поводу собственной лени и, вместо того, чтобы организовать сон ребенка так, чтобы у него вырабатывались правильные ассоциации засыпания, они предпочитают на каждое проявление его ночного плача или беспокойства предлагать бутылочку с питанием. Достаточно быстро это входит в непременный атрибут хорошего засыпания для ребенка, неудивительно, что затем и в возрасте одного и даже двух лет дети просыпаются ночью и требуют поесть.

В настоящее время считается, что после 6-ти месячного возраста желудок ребенка вмещает достаточно пищи, чтобы обходиться без дополнительного питания в течение ночи. Если нет проблем с набором веса, никаких показаний к сохранению ночных кормлений в этом возрасте уже нет. Вред от пренебрежения этим правилом очевиден: получая молочное питание в течение ночи, ребенок подвергается риску развития кариеса, в горизонтальном положении возможен заброс молока из носоглотки через евстахиеву трубу (канал, соединяющий ухо и носоглотку) во внутреннее ухо, приводящий к его воспалению. Ночные кормления нарушают гормональные циклы организма, так как в норме пищеварительная система должна отдыхать с вечера до утра. Еще раз повторим, что потребность в ночном питании с полугода отсутствует, и ночные пробуждения малыша с требованием еды являются либо «заученными», когда еда выступает главным регулятором сна и бодрствования (как у новорожденных), либо разновидностью неправильных ассоциаций засыпания, при которых важно не количество пищи или жидкости, а сам факт сосания бутылочки (груди), имитирующий условия вечернего засыпания. Важным шагом в лечении расстройства пищевого поведения, связанного со сном, является разнесение по времени моментов кормления и укладывания в постель (не менее чем на 30 минут). Кормление следует проводить не в постели, если ребенок-искусственник и уже может сидеть (примерно в 7-8 месяцев), при этом лучше использовать не бутылочку, а чашку или поильник.

После приучения ребенка к новым условиям вечернего приема пищи можно приступить к уменьшению количества даваемого ночью питания, а затем просто «потерять» бутылочку или не предлагать грудь. Где же место для лекарств, улучшающих сон детей грудного и раннего возраста? В проведенных исследованиях было доказано, что методы поведенческой терапии – изменение режима и условий сна, не менее эффективно улучшают сон, чем лекарственные препараты. При этом действие лекарств в отношении сна прекращается почти сразу по окончанию лечения, в то время как плоды нормализации режима сна семья продолжает пожинать и в дальнейшем. В случае вторичных нарушений сна (т.е., развившихся на фоне других заболеваний), необходима коррекция патологии, которая стала первопричиной проблемы, и, на это время, возможно назначение успокаивающих средств вплоть до снотворных. Однако даже в этом случае более важными являются мероприятия нормализации режима сна и поведенческой терапии. Существенная роль в организации правильного режима сна и бодрствования грудного ребенка принадлежит участковым педиатрам и патронажным медсестрам. С первых дней жизни ребенка именно они общаются с родителями и могут дать правильный совет. Если же у малыша развиваются стойкие нарушения сна, с которыми родители и педиатры не могут справиться, то помощь могут оказать более квалифицированные в этом отношении специалисты: невролог и (в идеале) детский врач-сомнолог. В некоторых поликлиниках уже ведут прием специалисты по детскому сну. К ним можно обращаться, так сказать, напрямую или по направлению от других врачей.

Сомнолог определит, нарушены ли нормальные показатели сна у ребенка, предложит методы лечения, сочетающие подходы различных специальностей (неврология, психотерапия, физиотерапия). При необходимости более полной оценки структуры сна ребенка будет назначено полисомнографическое исследование. Его можно проводить детям любого возраста, как в условиях стационара, так и на дому, в привычной обстановке. Обычно полисомнография проводится в течение одной ночи. Вечером ребенок с родителями приезжает в лабораторию сна, медсестра накладывает на тело и голову специальные датчики, которые не ограничивают движения и не мешают сну, малыш спит, а на компьютер записывается необходимая информация. Родители обычно остаются спать в той же комнате, где идет исследование. Наутро датчики снимают, врач просматривает результаты записи и определяет дальнейшую тактику. Использование этого специального метода оценки сна значительно повышает эффективность лечения. Однако, поскольку диагностические и лечебные мероприятия не покрываются средствами обязательного медицинского страхования, консультации сомнолога и полисомнографические исследования пока остаются платными услугами.

Другие статьи

  • Повышение пособия по уходу за ребенком инвалидом в 2019 году Госдума отклонила повышение выплат по уходу за детьми-инвалидами безработным Поделиться в социальных сетях: Госдума отклонила в первом чтении законопроект о повышении выплат по уходу за детьми-инвалидами безработным родителям до уровня МРОТ. Проект предусматривает, […]
  • Сахар 11 месячному ребенку Норма сахара в крови у детей Выявление многих заболеваний на ранних стадиях помогает лечить их более эффективно, поэтому ребенку первых лет жизни назначают разные анализы, среди которых есть и исследования сахара в крови. Каким анализом определяют уровень глюкозы в […]
  • Развитие ребенка в кг Ребенок 1 год 3 месяца Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 […]
  • Развитие детей 18 комплекс SmartFox, Англоязычный центр развития детей Набережные Челны, 18-й комплекс, 1 Более 30 разновидностей Корпоративы, юбилеи, банкеты в ресторане "Бартон" Любое торжество на высшем уровне. Скидка на пиццу и роллы по будням. Действует и в кафе, и на […]
  • Воспитание ребенка 2 года и 4 месяца Ребенок 2,5 года В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 месяца Ребенок 3 […]
  • Режим дня 5-6 месячного ребенка Режим дня на ИВ Ночью спит от 6 до 8 часов.обычно в 12 ночи последнее кормление и следущий раз просыпает то в 6 то в 7. Было проснулась в 9. А днем кушаем каждые три часа обычно 120 мл бывает и всего 60 съедает. поспать любит особенно с 11 утра и до 3-4 часов дня […]