Развитие артикуляционной моторики у детей упражнения

Формирование артикуляционной моторики как средство преодоления нарушения звукопроизношения у детей с ОНР

Разделы: Логопедия

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Воспитание чистой речи у детей с ОНР, через формирование артикуляционной моторики, является основной целью моей работы.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателем группы детского сада. И поэтому я ставлю следующую задачу: помочь родителям и воспитателям в овладении специальными знаниями, а также практическими навыками работы по предупреждению и устранению дефектов звукопроизношения у детей с ОНР.

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребёнка – слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Всё это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.

Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания – диспепсии, хронические пневмонии, хронический тонзиллит, аденоиды. Они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации.

В первые годы жизни, из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные [а], [о], [э] и согласные [п], [б], [м]. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: мама, папа, баба. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные [и, ы, у] и согласные [ф, в, т, д, н, к]. Более же сложные по артикуляции согласные звуки [с, з, ц, ш, ж, ч, л, р] примерно до 3–5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название “возрастного косноязычия”, поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.

При нормальном ходе речевого развития к 5–6 годам у ребенка артикуляционная база всех звуков должна быть сформирована. Если же этого не происходит и своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста, то так называемое “возрастное косноязычие” уже перестаёт быть “возрастным”. Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильной артикуляцией звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектов звукопроизношения требующих специальной логопедической помощи.

Одной из причин неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка. Назовем наиболее часто, встречающиеся из этих дефектов.

  1. Зубочелюстная патология. Сюда относятся: дистальный прикус (прогнатия), мезиальный прикус (прогения), глубокий прикус, открытый прикус, перекрестный прикус.
  2. Слишком большой или слишком маленький язык.
  3. Короткая подъязычная связка (или так называемая уздечка языка)
  4. Расщелина верхней губы, твердого и мягкого нёба (ринолалия).

При дефектах в строении речевых органов звуки речи чаще всего произносятся искаженно, а не заменяются другими звуками. Это объясняется тем, что ребенок, различающий на слух все звуки речи, после выхода из периода “возрастного косноязычия”, обычно не идет на полную замену одного звука другим. Эта “искаженность” в звучании звуков бывает заметна уже в период “возрастного косноязычия”, поскольку употребляемые ребенком звуки-заменители звучат не чисто, а как бы с посторонним призвуком хлюпанья, шепелявости, что сразу обращает на себя внимание.

Другой причиной, вызывающей стойкие нарушения в произношении звуков, является недостаточная подвижность органов артикуляции. Чаще всего речь здесь идет о парезах (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки.

Парезы мышц губ и языка можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простейших движений. Здесь может наблюдаться следующие:

  1. Невозможность вытянуть губы вперед – вместо этого они остаются почти неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения.
  2. Асимметричность улыбки (оскала) при растягивании губ в стороны. Одна сторона рта при этом остаётся неподвижной или совершает минимальное движение.
  3. Невозможность распластать язык во рту, сделать его широким (то есть склонность языка к постоянному сужению).
  4. Уклонение языка в одну сторону при высовывании его изо рта.
  5. Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании его изо рта – ребенок не может удержать язык горизонтально.
  6. Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней. При выполнении этого движения ребенок как бы поддерживает, подталкивает язык вверх нижней губой.
  7. Невозможность свободного отведения языка в правый и левый углы рта. Язык при этом перемещается напряженно, всей своей массой; кончик языка не выражен.
  8. Невозможность спокойно удерживать высунутый изо рта язык – наблюдается его дрожание, хаотичное подергивание мышц, свидетельствующее об их слабости.
  9. Склонность к удерживанию языка во рту “комком”. Этот “комок” будет хорошо виден, если попросить ребенка широко открыть рот.

При выявлении у ребенка перечисленных особенностей движений губ и языка необходима консультация не только логопеда, но и невролога.

При нарушении звукопроизношения, связанных с дефектами в строении речевых органов ребенка, нужно – прежде всего, устранить эти дефекты. Если дефект удастся устранить своевременно и полностью, то в дальнейшем ребенок будет овладевать правильным артикулированием звуков без отклонений от нормы.

Если же дефекты в произношении звуков вызваны недостаточной подвижностью у ребенка губ и языка, то единственным средством преодоления этих дефектов является – артикуляционная гимнастика.

Методика развития артикуляционной моторики

РАЗВИТИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО ОРАЛЬНОГО ПРАКСИСА

Логопедическая работа осуществляется через систему игр и упражнений, формирующих у детей способность через кинестетические ощущения фиксировать образец произношения посредством уточнения произносительной дифференциации звуков. В процессе коррекционного воздействия устанавливается связь между слуховым восприятием звука, зрительным образом его артикуляционного уклада и двигательным ощущением. Опора на зрительные и слуховые анализаторы, облегчающая воспроизведение требуемого движения или артикуляции, осуществляется на начальных этапах работы, в последующем зрительный и слуховой контроль исключается, что вызывает необходимость использования детьми только кинестетического самоконтроля. Развитие двигательно-кинестетической функции осуществляется через систему следующих упражнений:

I. Упражнения по уточнению кинестетических представлений о положении губ (в зависимости от этапа работы выполнение осуществляется перед зеркалом и без него, при произнесении звуков вслух и беззвучно).

1) Произнесите звук [и], определить положение губ при артикуляции данного звука.

2) Произнесите звук [у], определить положение губ при артикуляции данного звука.

3) Произнесите со слиянием звуки [иу], [уи] и определите, как изменяется положение губ при артикуляции.

4) Произнесите слоги (си-су, ки-ку и др.) и определите изменения в положении губ при их произнесении.

5) Произнесите слова (утро, мир, Ира, сук) и определите положение губ при произнесении первого (среднего, последнего) звука в слове.

6) Определить по беззвучной артикуляции логопеда произнесенный звук (первый, средний, последний звук в слоге, слове).

II. Упражнения по уточнению кинестетических представлений о положении поднятого и опущенного кончика языка (проводится также с опорой на зрительно-слуховые представления о звуке и при их исключении).

1) Произнести звук [а] и определить положение кончика языка при его произнесении.

2) Произнести звук [д] и определить положение кончика языка при его произнесении.

3) Произнести слог ад и определить, как изменяется положение кончика языка при его произнесении.

4) Произнесите серию слогов ад, да и в каждом случае определить изменение положения кончика языка.

5) Произнести слова и определить изменение положения кончика языка (поднят или опущен) при произнесении каждого слова (по первому звуку слова: дом, Аня, дождь, астра).

III. Упражнения по уточнению кинестетических представлений об узком и широком кончике языка.

Работа осуществляется в той же последовательности и теми же приёмами, но при этом подбирается пара звуков, при произнесении которых выявляется резкая контрастность положения языка (узкий или широкий).

Коррекционное воздействие по каждой группе рассмотренных выше упражнений проводится в определенной последовательности (выполнение движений перед зеркалом с произнесением звуков, выполнение движений без зеркала с произнесением звуков, выполнение движений без зеркала по беззвучной артикуляции), с использованием различных видов заданий:

  • чисто артикуляторные упражнения без произнесения звука;
  • артикуляторные упражнения с произнесением: отдельных звуков, серии звуков, слоговые упражнения, словесные упражнения.

РАЗВИТИЕ КИНЕТИЧЕСКОГО ОРАЛЬНОГО ПРАКСИСА

I. Развитие статики артикуляторных движений.

В работе используются упражнения, способствующие воспитанию точности, дифференцированности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений.

  1. Растянуть губы в улыбке, обнажая резцы.
  2. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.
  3. Открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, положить его на нижнюю губу.
  4. Открыть рот, поднять широкий язык к верхним зубам, не касаясь их.
  5. Открыть рот, высунуть узкий язык вперед.
  6. Приоткрыть рот, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, кончик языка упирается в нижние передние зубы, средняя часть спинки языка выгнута.
  7. Высунуть вперед из ротовой полости широкий язык и загнуть его боковые края в трубочку, подуть в образовавшийся желобок.

Положение артикуляционных органов удерживается в течение 8–12 секунд.

II. Развитие динамики артикуляторных движений.

Развитие динамики артикуляторных движений осуществляется в процессе выполнения детьми упражнений, направленных на формирование умения осуществлять плавную переключаемость от одного артикуляторного движения к другому, сохраняя при этом все качества двигательного акта, сформированные при развитии статики артикуляторных движений.

  1. Растянуть губы в улыбке, обнажая резцы, вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Чередовать положение губ в улыбке и положение губ трубочкой.
  2. Растянуть губы в улыбке, обнажая резцы, зубы сомкнуты. Зубы разомкнуть, губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения смыкания и размыкания зубов.
  3. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, обнажить резцы. Высунуть узкий язык, попеременно двигать языком из правого угла рта под счет логопеда.
  4. Открыть рот, высунуть широкий язык вперед, сделать его узким. Чередовать положение широкого и узкого языка.
  5. Рот открыть, губы растянуть в улыбке и обнажить резцы. Поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы (за верхнюю губу, за нижнюю губу). Выполнять попеременные движения кончиком языка по счет.
  6. Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Прижать кончик языка к нижним резцам, оттянуть кончик языка по дну рта назад (задняя часть спинки языка выгнута вверх). Чередовать движения кончиком языка вперед и назад под счет.
  7. Рот открыть, губы растянуть в улыбке, поднять кончик языка к бугоркам за верхними зубами, оттянуть его назад, вернуться в исходное положение. Чередовать движения кончиком языка под счет.
  8. Рот приоткрыть, присосать язык к нёбу, медленно щелкать языком.
  9. Рот открыть, высунуть узкий язык, дотянуться кончиком языка до носа, затем – до подбородка. Чередовать движения под счет.
  10. Рот открыть, высунуть язык, облизать языком губы, начиная с уголка верхней губы.

Развитие артикуляционной моторики у детей упражнения

«Параллельно с моторикой развиваются все виды восприятия, например, зрение, осязание, чувство мускулов и суставов.
Это — необходимое условие того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках».

Ильва Эллнеби «Право детей на развитие»

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

При нормальном ходе речевого развития к 5–6 годам у ребенка артикуляционная база всех звуков должна быть сформирована. Если же этого не происходит и своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестаёт быть «возрастным».

Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильной артикуляцией звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектов звукопроизношения требующих специальной логопедической помощи.

Причины неправильного произношения звуков

Одной из причин неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка, такие как прогения, прогнатия (нарушения прикуса), «нестандартный» размер языка (слишком маленький или большой), ринолалия (расщелина верхней губы, твердого и мягкого нёба) и другие.

Для преодоления вышеперечисленных причин нарушения работы артикуляционного аппарата, влияющих на развитие артикуляционной моторики детей и взрослых, необходимо вмешательство медицинских специалистов.

Другой причиной, вызывающей стойкие нарушения в произношении звуков, является недостаточная подвижность органов артикуляции. Чаще всего речь здесь идет о парезах (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки. Данные нарушения преодолеваются без медицинской помощи в результате регулярных целенаправленных действий логопеда, направленных на активизацию работы мышц артикуляционного аппарата, а также развитие артикуляционной моторики с помощью сеансов логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

Произношение каждого звука — это сложный акт, требующий нормального строения речевого аппарата, тонкой координации мелких движений звукопроизносительных органов, работы мозга. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Не откладывайте решение проблемы, обратитесь к специалистам центра развития и абилитации ребенка «Логопед Профи» уже сегодня!

Упражнения на развитие речевого аппарат

Речевой аппарат — очень сложная структура, центр которой находится в головном мозге. Чтобы малыш правильно произносил звуки, чтобы речь его была разборчивой и понятной окружающим, необходимо, чтобы артикуляционный аппарат был достаточно подвижен и мог быстро принимать определенное положение — артикуляционную позу.

При образовании звуков речи каждый орган артикуляционного аппарата (язык, губы и нижняя челюсть) принимает определенное положение. Здесь важным моментом является способность удерживать артикуляционную позу.

Трёхлетний малыш может правильно и чётко произносить гласные звуки а, о, и, у и согласные м, п, б, т, д, н, в, к, г, к, и.

Артикуляционная гимнастика выполняется сидя или стоя перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

«Улыбка». Улыбнуться без напряжения, так чтобы обнажились передние верхние и нижние зубы, про себя произнести звук «и», удерживать на счёт от 1 до 5.

«Трубочка». Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой, удерживать на счет от 1 до 5. Чередование вышеописанных упражнений «Улыбка» и «Трубочка».

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения.

Столичный учебный центр
г. Москва

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

Смотрите так же:  Воссоединение семьи в сша дети

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в детском саду, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы , как:

голосовой и речевой аппарат.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Методика проведения гимнастики, с основными требованиями.

Вопрос к воспитателям : Что такое — артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель АГ: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо , поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции .

Виды артикуляционных упражнений

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упр-ний – вырабатывают основные движения и положения О-А-А,

2 группа упр-ний – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа упр-ний – специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, в младших группах берутся упражнения на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1 . Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр–ия статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнени й, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим .

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным .

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме . Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например, упр. «трубочка» — придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя , так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога.

Педагог дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно , например,: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

— Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняются упражнения)

Во время автоматизации звуков использую «артикуляционную гимнастику. Тру-ля-ля», «гимнастика со смешариками», пособие Е. С. Аищенковой «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»., пособие Т. А. Куликовской «Артикуляционная гимнастиха в стихах и картинках», «Уроки правильной речи» Е. Косиновой.

Использую в своей работе различные дидактические игры и упражнения:

«Логопедические ходилки — бродилки», где артикуляционный комплекс, представлен как дорожка из кружочков ( гусеница ) или прямоугольников ( вагончики ) с символами упражнений, по которой проходит ребенок и отрабатывает движения.

В упражнении «Отгадай, что спряталось?» — дети переворачивают картинки и выполняют упражнение на карточке.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

Педагоги делятся на четыре группы (младшие, средние, старшие и подготовительные). Каждой команде предлагается адаптированная сказка («Малыш», «Заяц – огородник», «Трудолюбивая божья коровка», «Бабочка и бегемот»). (Приложение 1) В них входит комплекс артикуляционных упражнений. Педагоги должны обыграть эти сказки, применив все упражнения. Тем самым продемонстрировать свои знания выполнения артикуляционных упражнений. Для закрепления знаний об артикуляционной гимнастике педагогам предлагается тест:

(для детей младшего дошкольного возраста)

Дети, сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка. Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «заборчик» из зубов.

Заборчик Возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.

Чистим зубы А теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите за нижними зубами (влево, вправо).

Месим тесто А теперь блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто.

Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.

Блинчики А вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так.

Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно. На запах блинов прибежала кошка малыша и рассердилась, что её не угостили.

Сердитая кошка улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть.

Киска любит, когда ей спинку гладят. Сделаем сердитую кошечку и почешем язык зубами. Вот и кошечка перестала сердиться и стала доброй. И для малыша доброе дело сделали. Дети — вы умненькие и старательные. Молодцы!

Бабочка и бегемот

(для детей среднего дошкольного возраста)

Дети, вы любите сказки? Тогда слушайте! Жила-была на свете красивая бабочка. Летела она однажды, летела и вдруг увидела бегемота. А бегемот, бегемот широко открыл свой рот.

Бегемот: откроем широко рот и подержим его так.

Подлетела бабочка к нему поближе и спросила: «Где ты живёшь, бегемот?»

А бегемот ей отвечает:

«Очень много там зверей

приходи смотреть скорей

в этот расчудесный парк

Что же это? …» (зоопарк)

И стали бабочка и бегемот дружить.

Прилетела однажды бабочка в гости к бегемоту. Вдруг обезьянки к нему прибежали. И дразнить они бабочку стали: «Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Мы не знаем тебя!»

Обезьянка: Давайте, улыбнемся и пошлепаем язык губами: Пя-пя-пя….

-Обезьянки, обезьянки, мне стыдно за вас! Это же Бабочка — мой новый друг.

Обезьянки извинились, пообещали, что больше не будут дразниться и принесли друзьям угощенье – вкусное варенье.

Ели с наслажденьем,

И перепачкались все вареньем,

Чтоб варенье с губ убрать-

Ротик надо облизать.

Вкусное варенье : Улыбнитесь, откройте рот, оближите языком верхнюю губу. Нижней губой язык не поддерживайте.

Вкусное варенье поели,

Выпить чаю захотели

Чашка: Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и поднимите его края, так чтобы получилась чашечка.

После того, как наши друзья попили чай, обезьянки рассказали интересную историю о том, как приплыли из Африки на Паруснике

Парусник: Улыбнитесь, широко откройте рот, кончик языка поставьте на бугорки за верхними зубами и подержите его так.

Трудолюбивая божья коровка

(для детей старших групп)

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

— Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.

— Да ты просто красный жук, — вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, стала прислушиваться, что говорит ей солнышко: — Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, у тебя есть помощники — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Ребята, вы хотите помочь божьей коровке? Тогда давайте откроем первую страницу.

Маляр: Улыбнуться , открыть рот, язык поднять вверх и кончиком поводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполняем медленно.

Лошадка: Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично, следить, чтобы подбородок не двигался, а прыгал только язычок (2 раза).

А вот и пятнышко появилось.

Грибок: Улыбнуться, открыть рот, язык «приклеить» (присосать к нёбу. Рот должен быть широко открыт. Если не получается, то медленно пощёлкайте, как лошадка.

Дятел: Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх. Кончиком языка с силой ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Дддддддд…»

Божья коровка так увлеклась работой, прочитала книгу вместе с нами и не заметила, как произошло чудо — у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

Сейчас она полетит на День рождения Комара. А мы споем его любимую песню. Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки за верхними зубами, произнося Дзззз…

(для подготовительных групп)

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем её стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошёл на поляну.

«Лопаточка» ( язычок лежит на нижней губе)

Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто – то:

— Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

— Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, — отвечает заяц.

Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.

«Весёлая змейка» ( напряжённый язычок вытянуть вперёд)

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где — то грибок, засушенный нашла.

«Грибок» ( присосать язычок к твёрдому нёбу)

«Вот молодец», — удивилась белка и тут же совет дала:

— Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. – А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.

Только белка ушла – медведь идёт да банку с вареньем несёт

«Вкусное варенье» ( облизать верхнюю губу)

Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошёл к нему и дал разумный совет:

— Смотри рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. – И ушёл косолапый.

Заяц дальше копает. Песенки всё поёт, хоть устал очень.

Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и», «ы», «э».

А перед самим вечером смотрит – волк идёт, чашечку несёт.

— Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашечка.

«Чашечка» ( Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и поднимите его края, так чтобы получилась чашечка)

Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.

«Ковшик» (как и чашечка, только кончик языка то поднимается, то опускается)

Всё лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил её, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.

«Лошадка» (щёлкать язычком)

Следующей весной решили ещё больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.

Исполняется песенка змеи: « ш-ш-ш».

«Развитие артикуляционной моторики. Комплексы упражнений для шипящих звуков».

Столичный учебный центр
г. Москва

Тема: Развитие артикуляционной моторики. Комплексы упражнений для шипящих звуков.

Цел ь: продолжить работать над развитием подвижности артикуляционного аппарата, подготовить органы артикуляции для правильного произношения звука [ш], сформировать умение удерживать язык вверху в форме чашечки; вырабатывать правильное речевое дыхание, работать над развитием фонематического восприятия, продолжить работу над развитием мелкой моторики.

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III . Дыхательные упражнения.

Вдох носиком, выдох ртом

Вдох ртом, выдох через нос

Смотрите так же:  Особенности развития личности детей зпр

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье

Шумный вдох носом и выдох (2 -3раза)

I V .Артикуляционные упражнения.

Дети выполняют упражнения перед зеркалом.

1. «Заборчик — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя. ». Повторить 3 раза.

5. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза.

6. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти посередине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 2-3 раза.

7. «Подуй на чёлку!» — высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет посередине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.

8. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-4 раза.

V. Коррекция изолированного звука на игровом материале.

1.«Налей чай в чашку»

Ребята, во что можно налить чай, сок, лимонад? В чашечку. Давайте сделаем чашечку сначала ладошкой, вот так. Предложить «налить» в чашечку любимый напиток. Сделаем чашечку язычком, при этом не забываем про ладошку, держим её рядом. Губы округлить и слегка вытянуть вперед, зубы сближены, но не соприкасаются, верхние и нижние резцы видны, между ними небольшое расстояние — длительно произносим звук ш-ш-ш. Воздушная струя сильная, тёплая.

Проверяем, поднося ладонь ко рту.

2. «Лес шумит». Дети в кругу раскачиваются и произносят: шшш…

3. «Пузырь лопнул». Дети сначала «раздувают» пузырь (раздвигают круг), а затем приседают, сжимаются в комок с шипением: шшш…

4. «Курочки».Дети прогоняют «курочек»(сдувают бумажки)со стола,с ладони со звуком кш-кш-кш…

5. «Баюкание». Дети укачивают кукол: ш-ш-ш….

6. «Змейка». Кто вытянет карточку со змейкой (остальные — без картинок), тот- «змейка» и должен 5-10 раз правильно прошипеть по- змеиному: шшш…..

7. «Поезд». Изображая движущийся поезд дети произносят: шшш….,а при остановке ,разводят руками в стороны, выпускают пар со звуком ссс…..

V I . Развитие фонематического восприятия.

Произнести ряд звуков м, н, л, ш, к, а, д, к, ш, р, л, с, г, ш. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «ш».

V I I. Письменные упражнения.

VI I I. Подведение итогов работы.

Методическая разработка по логопедии по теме:
«Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»

Примерные задания по развитию артикуляционной и общей моторики дошкольников.

Предварительный просмотр:

«Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»

Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в тонких движениях кистей и пальцев рук, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной, поэтому работа по формированию и совершенствованию произвольной моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Чем больше уделяется внимание этому вопросу, тем эффективней и быстрее будет достигнут положительный результат.

Поэтому целью работы является коррекция устной речи дошкольников с помощью игр и упражнений, направленных на развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной).

Исходя из цели работы, вытекают следующие задачи:

  1. Проводить коррекционную работу по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, развивать дыхание, голос, вырабатывать умеренный темп речи и ее интонационную выразительность.
  1. Формировать и развивать основные психомоторные качества (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
  2. Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, воспитывать чувство ритма и темпа, активизировать все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
  1. Артикуляционная и лицевая моторика

Работа по развитию артикуляционной и лицевой моторики включает в себя:

  1. артикуляционную гимнастику;
  2. логопедический самомассаж;
  3. игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия;
  4. мимические упражнения.

Цель работы: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства. Совершенствованию движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке способствует проведение артикуляционной гимнастики. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики важно учитывать то, что выполнение упражнений требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого необходимо использовать игру, как основную деятельность детей, а, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для красочного и забавного оформления игры – занятия подбираются картинки, игрушки, сказочные герои, привлекаются стихотворные тексты, так же в своей работе я использую музыкальное сопровождение, компьютерные презентации.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для губ

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок.

Чередование положений губ.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка — Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

8. Недовольная лошадка.

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

10. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

11. Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик.

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть даигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

иииииииииииии (рот слегка открыт).

12. Произнесите гласные звуки с голосом:

13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааиииииэээээоооооо и т.д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Два сапога — пара.

Нашла коса на камень.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

У ужа ужата, у ежа ежата.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.

Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков).

Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.

Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.

Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.

12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Рекомендации и упражнения для проведения мимической гимнастики

Для этого упражнения вам понадобится специальный мимический кубик. Сделать его очень просто. Возьмите обычный кубик и заклейте его стороны чистыми белыми листиками бумаги. На каждой грани нарисуйте мимическое состояние человека: радость, удивление, испуг, покой, тревога и хитрость. В принципе состояния вы можете выбрать сами. Это будут своеобразные смайлики. Тренажер готов. Можно приступать к тренировкам.
Вы по очереди с ребенком бросаете кубик и изображаете лицом то состояние, которое выпало на кубике. Чудесное упражнение.

Смотрите так же:  Можно ли детей поднимать за ноги

Возьмите в руки детскую книгу и начинайте читать стихи. После каждого стихотворения ребенок должен найти соответствующе стихотворению (или стихотворной строчке) мимическое выражение лица. Сначала можно найти на кубике, а потом сотворить это выражение лицом.

Для этого упражнения принесите ребенку на тарелке несколько долек фруктов: лимона и яблока. Для начала, пусть он съест перед зеркалом дольку лимона и полюбуется своим отражением. А потом дайте дольку яблока. И ее он пусть съест перед зеркалом. Теперь попросите ребенка изобразить мимически, как он ест лимон, а как яблоко.

Упражнение № 4. Этот цикл упражнений я бы назвал «Прогулка в лесу». Ребенок ходит по лесу и «ищет» грибы, но натыкается на много интересного.

Упражнение № 4а. Вот он «нашел» большой белый гриб. Такой большой, что и его родители таких не находили. Ребенок должен рассказать вам о грибе с соответствующей мимической и эмоциональной окраской. Вы можете спрятать игрушечный гриб куда-нибудь, чтобы эффект от находки был реалистичней.

Упражнение № 4б. Вдруг ребенок увидел греющуюся на солнце змею. Мимическая картинка испуга должна известить о хорошем выполнении упражнения.

Упражнение № 4в . Ребенок нашел красивый цветок, и ему захотелось его понюхать. Цветок очень приятно пахнет.

Упражнение № 4г . На цветок прилетел большой шмель, сердито жужжа.

Цикл упражнений в лесу можно продолжать до бесконечности. Особенно будет хорошо, если вы найдете в продаже « Шумы леса » и «озвучите» вашу прогулку. Будет совсем не лишним во время этих упражнений развивать и интонационную окраску речи. Здесь можно предложить эмоциональные возгласы : испугался – «Ох!»; огорчился — «Эх!»; рассердился – «Ух!»; удивился – «Ах!».

Можно придумать свой собственный цикл упражнений. Например, «Прогулка по зоопарку», или в «Магазин игрушек».

А теперь давайте опять вернемся к мимическому кубику. Придумайте простое предложение и предложите ребенку произнести его с том мимической интонацией, которая выпадет на кубике.

Следующее упражнение я бы назвал «Подслушанный разговор». Пусть ребенок придумает разговор (по вашему заданию) в гараже. Что может сказать «грустная машина»? Почему она грустит? А веселая машина чего веселится? Что такого хорошего произошло с ней за день? А эта почему такая грязная? И в том же духе.

И последнее упражнение называется «Телевизор». Дайте ребенку картинку, на которой изображен какой-нибудь сюжет с действующими лицами. Задание заключается в том, что ребенок должен рассказать, что происходит на картинке с заданным вами эмоциональным состоянием и с мимической окраской.

  1. Мелкая моторика пальцев рук

Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми я провожу различные пальчиковые игры с пением или игры под ритмичную музыку.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

• Разнообразные конструкторы, мозаики

• Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры, мячи-ёжики

• Цветные клубочки ниток для перематывания

• Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов

• Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»)

• Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу

• Материалы для занятия ниткографией (выкладыванием узоров цветными нитками на фланелеграфе или на бумаге)

• Семена, мелкие орешки, крупа

• Бусы, бисер, пуговицы, разноцветные кнопки

• Бумага для плетения, складывания

• Разнообразный природный материал

• Ручки, фломастеры, карандаши

С мелкими и острыми предметами дети должны играть только в присутствии взрослых!

Некоторые исследователи заметили, что при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны и свободны, в организме происходит распределение энергии. Якобы было замечено, что биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь

ребенка, но также память и внимание.

Цель упражнения . Упражнение направлено на тренировку нижней челюсти. Мы будем учиться правильно открывать рот, что является одним из обязательных условий хорошей речи. А этим действием заведует нижняя челюсть.

Исходное положение . Артикуляционные упражнения лучше всего выполнять сидя. В этом положении ребенок наиболее расслаблен. Голова должна находится в прямом положении. Рот закрыт. Основная рука (в зависимости правша ребенок, или левша) согнута в локте.

Выполнение упражнения . Упражнение выполняется на четыре счета. На счет «раз» ребенок должен опустить челюсть на ширину своих двух пальцев. На счет «два» он должен зафиксировать такое положение челюсти. На счет «три» рот закрывается. На счет «четыре» ребенок отдыхает.
Давайте разберем упражнение подробнее. Когда ребенок открыл рот, язык должен находиться внутри в расслабленном положении. Кончик языка находится у нижних резцов. Обратите внимание на то, чтобы губы у ребенка имели округлую форму, а зубы не должны обнажаться. Следите за головой: она не должна наклоняться, ни в какую сторону.

Работа кистью руки . Руку мы начнем подключать тогда, когда ребенок освоит артикуляционное упражнение и будет выполнять его без ошибок.
Кисть ребенка должна быть параллельной полу. Пальцы прямые, прижаты друг к другу. Когда на счет «раз» нижняя челюсть пошла вниз, в этот момент и большой палец руки опускается вниз. А четыре оставшихся пальца поднимаются вверх. То есть пальцами ребенок показывает тот же открывающийся рот, только у…допустим, птенца. На счет «два» фиксируем открытый рот птенца. На счет «три» закрываем клюв. На счет «четыре» отдыхаем.

Повторяем упражнение четыре-пять раз.

Цель упражнения . Упражнения направлено на тренировку губных мышц.

Исходное положение . То же, что и в предыдущем упражнении. Губы находятся в привычном спокойном сомкнутом положении. Зубы тоже сомкнуты, но без напряжения.

Выполнение упражнения . Опять-таки, как и в предыдущем упражнении, сначала работает артикуляционный аппарат, а потом подключается рука.
Упражнение выполняется на два счета. На счет «раз» ребенок должен вытянуть губы вперед, сложив их в трубочку. Или в хоботок у слоненка. На счет «два» ребенок растягивает губы в сторону, как бы в улыбке. Только при этом нельзя показывать зубы. Разве слоненок, когда улыбается, показывает зубы? Растягивать сильно губы в стороны не надо. Главное в этом упражнении заключается в «хоботке».

Работа кистью руки . На счет «раз» ребенок собирает все пальцы правой (или левой) руки в щепоть. А на счет «два» пальцы должны «разбежаться» врозь, в открытую ладонь с растопыренными пальцами.

Упражнение повторяется четыре-пять раз без перерыва.

Цель упражнения . Массирование верхней и нижней губы зубами.

Исходное положение . В первой части упражнения нижние зубы ребенка касаются его верхней губы. Во второй части упражнения верхние зубы ребенка касаются его нижней губы.

Выполнение упражнения . В первой части движением нижней челюсти вперед и назад почесываем верхнюю губу. Во второй части упражнения, опять-таки поступательными движениями нижней челюсти нижнюю губу о верхние зубы.

Работа кистью руки . При выполнении упражнения кисть должна быть неподвижна. Двигаются только пальцы. Располагаем ладонь вверх. Сомкнутыми четырьмя пальцами выполняем движения, как бы почесывая животик у щенка. Вторая часть упражнения выполняется так же, только ладонь повернута вниз.

Повторить упражнение пять раз.

Цель упражнения . Тренировка мышц языка.

Исходное положение . Рот должен находиться в открытом положении. Язык находится в спокойном, плоском положении у нижних резцов.

Выполнение упражнения . На счет «раз» ребенок должен поднять язык к верхним зубам, за них. На счет «два» ребенок опускает язык в исходное положение.

Работа кистью руки . В данном случае работают обе кисти. Руки должны быть согнуты в локтях, а кисти свободно свисать вниз. Как лапки у зайчика. На счет «раз» кисти поднимаются вверх, на счет «два» опускаются.

Повторить упражнение пять раз.

Цель упражнения . Тренировка мышц языка.

Исходное положение . Рот должен находиться в открытом положении. Язык находится в спокойном, плоском положении у нижних резцов.

Выполнение упражнения . Упражнение выполняется на два счета. На счет «раз» ребенок должен кончиком языка коснуться левой щеки. На счет «два» — правой щеки. Челюстью двигать нельзя.

Работа кистью руки . Все пальчики ребенка собраны в кулак, кроме указательного. Именно им он и выполняет упражнение, направляя его в ту сторону, в которую движется язык. Кисть должна находиться на месте.

Повторить упражнение четыре-пять раз без перерыва.

Цель упражнения . Тренировка мышц языка.

Исходное положение . Рот должен находиться в открытом положении. Язык находится в спокойном, плоском положении у нижних резцов.

Выполнение упражнения . Упражнение выполняется на два счета. На счет «раз» ребенок должен высунуть язык изо рта как можно дальше. До напряжения в в подъязычной связке. На счет «два» вернуть его в исходное положение.

Работа кистью руки . Пальцы собраны в кулак, который располагается пальцами вниз. На счет «раз» пальцы выпрямляются в напряженную ладонь, которая должна быть параллельна полу.

Упражнение повторяется четыре-пять раз.

Цель упражнения . Тренировка мышц языка.

Исходное положение . Рот должен находиться в полуоткрытом положении. Язык находится в спокойном, плоском положении у нижних резцов.

Выполнение упражнения . На счет «раз» ребенок должен кончиком языка коснуться левого уголка губ. На счет «два» кончик языка должен

переместится в правый уголок губ.

Работа кистью руки . Пальцы руки собраны в ладонь, которая располагается параллельно полу. На счет «раз» ладонь поворачивается влево, на счет «два»

Повторить упражнение четыре-пять раз без перерыва.

Цель работы: совершенствование двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, учить ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, закрепление понятия правостороннего и левостороннего движения, развитие глазомера.

Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно, на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.

Дети, имеющие речевую патологию, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего такие детки излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные группы мышц.

Упражнения с элементами релаксации также активно применяются на логопедических занятиях. Они предлагаются дошкольникам в сочетании с движениями. Это делает возможным обучать детей расслаблению различных групп мышц по контрасту с их напряжением. Благодаря специально подобранным упражнениям у дошкольников постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, управлять движениями своего тела.

  1. Темпо-речевая организация речи

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц в сочетании с музыкальным сопровождением способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью музыки и стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

  1. Коррекция звукопроизносительной стороны речи

Коррекция звукопроизношения – неотъемлемая и наиболее важная часть коррекционно-развивающей работы логопеда с дошкольниками, она состоит из нескольких этапов:

  1. Постановка звука;
  2. Автоматизация звука (изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в свободной речи);
  3. Дифференциация звуков.

Работа по постановке, автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста также должна носить игровой характер, сейчас издаётся всё больше разнообразных пособий для автоматизации поставленных звуков. Но, к сожалению, они не всегда подходят для того или иного ребёнка, не учитывают его индивидуальные особенности и уровень знаний, умений и навыков. Логопеду приходится «подгонять» речевой и наглядный материал под детей. Легче всего использовать компьютерные технологии.

Широкие возможности интернета позволяют подобрать разнообразный интересный наглядный материал, учитывающий потребности и интересы ребёнка, а современные компьютерные программы дают возможность преподнести этот материал необычно.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]