Развитие чувств и эмоций дошкольников

§ 4. Развитие эмоций и чувств у детей

Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребенка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе кото¬рых формируются основы социальных чувств.
Ребенок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его обычно малоустойчивы. В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие чувства — моральные (в процессе игр, когда ребенок приучается подчинять свое поведение общим требованиям коллектива, при слушании сказок и рассказов и т. д.), эстетические (в процессе занятий музыкой, пением, рисованием, лепкой), интеллектуальные (в связи с развитием познавательных интересов и элементарными формами учебной деятельности в старших группах детского сада).
Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается уме¬ние владеть своими эмоциями, хотя самые младшие школьники еще не могут сдерживать проявление эмоций. Обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Неумением сдерживать свои эмоции объясняется также и возникновение у детей аффективных состояний, их склонность к крат-ковременным бурным проявлениям радости и горя. Правда, такие Эмоциональные состояния у младших школьников нестойки. Дети так же легко успокаиваются, как возбуждаются.
Возникновение эмоций у младших школьников связано с кон¬кретной обстановкой. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и пережи¬вания — все вызывает у детей этого возраста соответствующие эмоции. Всякого же рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, обычно не вызывают у них нужных эмоциональных откликов. Это важно учитывать и в учении: эмоционально окрашенные факты запоми¬наются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Поэтому эмоциональная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы. Чем младше ребенок, тем это положение имеет большее значение.
Учение и коллективная деятельность способствуют развитию у детей высших чувств. У младшего школьника интенсивно форми¬руются такие моральные чувства, как чувство любви к Родине, со¬чувствие к угнетенным и ненависть к их угнетателям, чувство кол¬лективизма, товарищества. Выполнение определенных обязанно¬стей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллек¬тиве. На основе этого опыта у школьников формируется чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива.
Особенность младшего школьного возраста та, что формиро¬вание нравственных чувств часто опережает знание ребенком норм морального поведения. Школьник не всегда может объяс¬нить, почему надо вести себя соответствующим образом в той или иной обстановке, но моральное чувство, сформировавшееся на основе предыдущего жизненного опыта, нередко правильно подсказывает ему, что такое хороший или дурной поступок. Поэтому при воспитании моральных чувств детей необходимо опираться на их практический опыт морального поведения, созда¬вать условия для расширения и обогащения этого опыта.
Что касается эстетических чувств, то у младших школьни¬ков они более интенсивно развиваются в деятельности, нежели при восприятии художественных произведений. Рисуя, младшие школьники учатся видеть яркие, солнечные цвета, такие веселые, что разглядывать их приятно. Ребенок узнает, что сильное впе¬чатление производят одни сочетания цветов, например сочетание светло-зеленого с красным, а другие сочетания цветов выглядят мрачно, например сочетание черного с фиолетовым. Но при восприятии картины дети обращают внимание прежде всего на ее содержание и не видят других художественных достоинств.
При соответствующем музыкальном обучении и воспитании значительно расширяются и углубляются эстетические пережива¬ния детей, им становится понятным и содержание некоторых музыкальных произведений. Например, учащиеся II класса на вопрос учителя, какая бывает музыка о героях, отвечали: «Торже¬ственная — это когда идут в наступление, когда какая-нибудь победа; веселая — когда бойцы освобождают паши города и поют песни; воинственная — когда идут в бой; грозная — когда разгорается бой; грустная — когда бойцы хоронят своего то¬варища».
Большие возможности для формирования эстетических чувств предоставляет знакомство с природой, особенно когда это соче¬тается с изучением произведений искусства (слушанием соответ¬ствующей музыки, чтением рассказов и стихотворений, рассмат¬риванием картин и репродукций и т. д.). Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит детей лучше видеть, слышать и понимать произведения искусства.
Интеллектуальные чувства развиваются у Младших школьни¬ков постепенно. Начинается с удовольствия, которое испытывает школьник, размышляя над читаемым рассказом, с чувства удов¬летворения от выполненного задания, от удачного решения за¬дачи, потребовавшей значительного умственного напряжения. Интеллектуальные чувства у младших школьников, естественно, больше связаны с предметами, с наглядными образами и пред-ставлениями, чем с абстрактными мыслями и идеями.
В подростковом возрасте в связи с ростом самосознания и Солее высоким уровнем учебной и общественной деятельности создаются условия для существенного развития эмоционального отношения к действительности. Основная особенность — нара¬стание роли сознания в эмоциональных переживаниях и рост моральных чувств.
Важный момент в воспитании эмоций и чувств у школьников — необходимость научить их управлять чувствами, подчинять их разуму и воле, научить сдерживать гнев, бурное неудовольствие, а иногда и бурное веселье. Это достигается только тренировкой, упражнением. Путем упражнения развивается и совершенству¬ется у ребенка и чувство долга. Начинаются такие упражнения с малого: «Я должен сначала выучить урок, а потом идти гу¬лять». Это уже зачатки чувства долга.
Учитель должен стремиться к тому, чтобы ребята обогаща¬лись эмоциональными переживаниями, которые имеют положи¬тельное жизненное значение.
Упражнение чувств содействует формированию более совер¬шенных отношений человека к окружающему миру, природе и человеческому обществу.

Вопросы для повторения

1. Что такое эмоции и чувства, в чем их значение?
2. Чем вызываются эмоции человека?
3. Какие физиологические механизмы определяют протекание эмоций у человека?
4. Какая разница между настроениями и аффектами?
5. Что такое стрессы?
6. Охарактеризуйте высшие чувства человека.
7. В чем состоят особенности формирования эмоций и чувств у школь¬ников?
8. Как можно использовать литературу и искусство в формирования высших чувств у школьников?

1. Понаблюдайте у школьников проявления какого-либо одного чувство и опишите, как оно протекает.
2. Постарайтесь вызвать у детей чувство удовлетворения и радости от хорошо выполненной работы или удачно проведенной с ними игры. Опишите характер протекания чувств.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

“Истинная радость – дело серьезное!”
(Сенека)

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.

У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.

Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А.Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

Смотрите так же:  Программа золотой ключик для детей дошкольного возраста

Целью данной работы является создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния, а также профилактика эмоциональных нарушений

Задачами же являются:

  1. Изучение уровня знаний детей и их родителей об эмоциях и способах их выражения.
  2. Изучение социально-эмоциональной сферы личности ребенка.
  3. Ознакомление детей с различного вида эмоциями, обучение различению их в графическом изображении.
  4. Подбор средств коррекции эмоционального неблагополучия: организация досуговой, театрализованной, игровой и других видов деятельности детей, направленных на развитие эмоциональной сферы детей.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или в младшей группе после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово “эмоция” не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием “настроение”.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но оно имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Необходимо изучать развитие эмоциональной сферы дошкольника, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, а в последствие обеспечит эффективность их применения.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения. Неправильное общение в семье может привести: к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками; к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным; к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка.

2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, праздники) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки) (см. Приложение 2. Сценарий осеннего утренника “В гостях у Барбоса”).

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.

4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Способы поведения, которые мы, естественно, демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны, часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоциональной сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении. Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

Для решения проблем эмоционального развития дошкольником в данной работе представлены перспективы ближайшего и дальнейшего развития эмоциональной сферы детей.
Перспективы ближайшего развития:

Перспективы дальнейшего развития:

  1. Работа с детьми по обучению самоконтролю эмоций и чувств, а также наблюдению за эмоциями и чувствами других людей.
  2. Применение средств коррекции эмоционального неблагополучия детей.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Развитие эмоций и чувств в детском возрасте

Дети играют в эмоции, копируя родителей.
скачать видео

Ребенок легко, играючи может начать плакать, может засмеяться или весело закричать. Для него это игровые действия, такие же, как разложить карточки в игре.
скачать видео

Это видео со своей дочкой сделала студентка УПП Носкова Елена.
скачать видео

Я выучила Возмущение, Страдание и Презрение.
скачать видео

Рождаясь, младенец имеет в своем арсенале только врожденные эмоции, но сюда входит уже многое. Это в первую очередь комплекс оживления (улыбка ребенка, глазки, ручки тянутся), удивление и интерес, когда этого недостаточно – хныканье, плач и ор. (с демонстрацией недовольства и агрессии или страха и отвращения). Если родители ленятся или просто не знают, что ребенку нужно например сменить пеленку, ребенок плачем подсказывает родителям, что им сделать нужно.

Плач и крик здоровью младенца не вредит, скорее способствует. Это хорошая гимнастика для легких и голосовых связок, и громкий, требовательный плач ребенка говорит о том, что у него все в порядке. Также полезно знать, что зря младенцы не плачут: они плачут только тогда, когда это имеет смысл, когда на них кто-то реагирует.

Плач для ребенка — не трагедия, а такая же форма жизнедеятельности, как смех или игра. Когда-то ребенку хочется поиграть, когда-то посмеяться, когда-то поплакать. Начиная с года жизни, ребенок становится уже другим. Если младенец своим плачем настаивает только на том, что ему действительно необходимо, то ребенок от 1 до 3 лет использует свой плач уже для очень разных целей. Ребенок осваивает эмоции и чувства и как осознанную просьбу о помощи, и как способ психологической защиты. Это время, когда ребенок осваивает уже не просто плач, а настоящие истерики. Обычно дети начинают истерики, подглядев как это делается у других детей, после чего пробуют истерику на своих родителях. Если родители по факту истерику разрешают и своими действиями ее подкрепляют, ребенок начинает истерику активно использовать.

Смотрите так же:  Можно ли детям конфеты на фруктозе

В возрасте от 3 до 7 лет ребенок осваивает не только тысячи слов, овладевая родной речью, он осваивает целый мир разнообразных эмоций и чувств, формируя основы своего характера и эмоционального интеллекта.

Живой, бодрый ребенок любит двигаться и играть, и игра звуками, лицом и дыханием, которые взрослые называют эмоциями и чувствами – одна из его любимых игр. В этом возрасте ребенок легко, играючи может просто по просьбе взрослого начать плакать или смеяться, чередуя в свое удовольствие смех, радостные крики и несчастный плач. Ребенок скоро убеждается, что на родителей производят впечатления его страхи и обиды, его восторги и истерики. Собственно, дети вначале даже не знают, что такое страхи и обиды, но когда они видят, каким выражением лица, текстом и интонациями другие дети управляют своими родителями, и слышат, что родители называют все это словами «ты обиделся», у них рождается естественный интерес сделать то же самое. Когда они понимают, что обидой можно влиять, у них появляется желание обиду выучить.

Интересно, что, если не управлять ситуацией, дети выучивают в первую очередь негатив, выучивают эмоции негативного плана. Дети осваивают такие эмоции и состояния, как стеснительность, страхи, усталость, скука, обида, растерянность, расстройство, истерики, отчаяние, ужас… Когда им это выгодно, дети научаются болеть. Какова причина такой популярности негативных эмоций в репертуаре ребенке? Ответ прост: именно на эти эмоции родители ведутся легче всего.

К пяти-семи годам большинство детей владеют эмоциями мастерски. В это время эмоции детей намерены, осознанны и произвольны. Знают, кому и зачем переживают, и не переживают, когда переживать некому. В этом возрасте эмоции детей вполне произвольны, и дети подбирают, тренируют и репетируют их вполне осознанно.

Чувство страха маленьким детям практически не знакомо. Конечно, у младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки), но основной массив страхов, который мы наблюдаем у детей — результат научения. Слушая родителей, друзей и просматривая мультики, дети учатся принятому видению, учатся социальным интерпретациям, что страшным является, а что нет, что страшное не очень, а что — полный кошмар. Страхам учат не только родители, дети учатся бояться сами. Дети (в большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно. Нередко дети сами придумывают себе страхи и с удовольствием их боятся. Когда родители подкрепляют страхи детей своим повышенным вниманием, когда ребенок оказывается в центре внимания каждый раз, как ему стало страшно, то скоро ребенок в отсутствии других развлечений свои страхи начинает коллекционировать, хранить и беречь, как свою дорогую собственность. Дети становятся — тревожными.

Эмоции и чувства детей — продукт социального научения, и это социальное научение идет в две стороны: в то время, как дети осваивают те состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять, взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым. Ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. Именно благодаря социализации происходит у детей развитие собранности и воли, мальчики осваивают роль мужчины и закладывают основы для будущей роли отца, девочки осваивают женские роли, интериоризируют ценности быть женой и матерью, осваивают необходимые для этого навыки.

При этом, для успешного налаживания социальных контактов в ближайшем детском окружении ребенок усваивает нормы эмоционального реагирования, которые нередко оказываются ниже того уровня, которым он владел до вхождения в детский коллектив. В этом случае социализация парадоксально оборачивается деградацией культурного развития ребенка. Действительно, к окончанию школы ребенок освоил уже основное богатство эмоциональной палитры, основы эмоциональной культуры: он уже умеет дружить, надеяться, печалиться и тосковать, восхищаться и впадать в отчаяние, любить и страдать. С другой стороны, итог эмоционального развития ребенка парадоксален: освоив высочайшее мастерство во владении эмоциями, начиная со школьного возраста у детей происходит последовательная деградация, отказ от мастерства, наработка шаблонности.

Шаг за шагом происходит отказ от свободы выбора эмоций, от осознанности своих эмоций, от ответственности за свои эмоции, происходит отказ от произвольности в управлении эмоциями. Дети выкидывают ключи эмоций, делают эмоции непроизвольными. По крайней мере в области эмоций дети возвращаются к детской позиции в жизни, отучаются быть личностью и Автором, учатся быть только организмом и Жертвой: жертвой внешних обстоятельств, жертвой собственных эмоций.

Эмоциональное развитие ребенка

Эмоции и чувства является неотъемлемой частью жизни любого человека. Каждый ребенок должен научиться понимать эмоции и состояние окружающих его людей. Кроме того, следует научиться контролировать собственный эмоциональный фон. Все эти навыки гарантируют легкое общение со сверстниками и старшим поколением.

Развитие эмоциональной сферы детей

Эмоциональное развитие детей происходит постепенно. С первых минут жизни ребенок учится делиться своими желаниями, которые в этот момент в первую очередь проявляются через эмоции. Это кратковременные неосознанные реакции, которые у малыша развиваются полным ходом. Именно поэтому с новорожденными, пока они бодрствуют, так важно постоянно находиться рядом, играя и общаясь.

Самый ранний возраст – это очень насыщенный период общего эмоционального развития. В первые три года жизни ребенку приходится пережить два ключевых момента. Первый – аффективный кризис, второй – кризис трех лет. Ни один из данных кризисов не останавливает эмоционального развития малыша, а наоборот – ускоряет и углубляет его через создание прочных отношений с окружающим миром.

Каждый отдельный этап жизни сталкивает кроху с различными особенностями собственного развития.

  • Первому году жизни свойственны скоротечные неустойчивые эмоции. При этом они отличаются большой силой и яркой окраской. Маленькие детки легко возбуждаются, а любое их эмоциональное состояние сразу же проявляется через поведение. Важно знать и понимать такой факт, как «эмоциональное заражение». Оно присуще практически всем детям без исключения. Так, когда один ребенок смеется или плачет, это сразу же начинают делать другие.
  • Ко второму году жизни малыш становится более спокойным. Его самые яркие и бурные эмоции связаны с успешностью или крахом предметной деятельности. Дети этого возраста направляют энергию на определенные ситуации, в которых они оказываются. Если что-то не получается, кроха злится и плачет, если что-то выходит – радуется, забавляет – смеется, удивляет – недоумевает. То есть при помощи достаточно большого спектра уже имеющихся эмоций ребенок показывает родителям, как он чувствует себя в конкретный момент. Ведь говорить он пока еще не умеет, разве что отдельные слова.
  • В три года детки особенно остро начинают переживать из-за тех или иных аспектов, связанных с сюжетными играми. Эти эмоции сигнализируют взрослым, что сюжет игры и сам ребенок становятся более развитыми. Именно этот возраст считается отправной точкой в развитии чувства эстетики. С трех лет малышей начинает привлекать все необычное, яркое, блестящее. Они задают уйму вопросов, пробужденных природной любознательностью. А еще именно в это время они жаждут положительных эмоций и похвалы.
Смотрите так же:  Можно ли растирать ребенка при температуре мазью

Эмоциональное развитие дошкольников

Успешная социальная адаптация во многом зависит от умения владеть собственными чувствами. Именно это умение позволяет занять определенное место среди сверстников. Найти общий язык со взрослыми также намного проще, когда чувства подчиняются разуму. Власть над чувствами позволяет индивиду учиться контролировать свое поведение, что ведет к примирению с обществом.

Зачастую дети стесняются показывать свои эмоции и чувства. Обычно это является результатом укора за их проявление со стороны взрослых, чаще – родителей. Детей стыдят, когда они плачут, ведь они же почти взрослые или настоящие мужчины, а им не положено распускать нюни. Когда малыши восторгаются, им рекомендуют сдерживать эмоции и не привлекать внимания. Так, сопоставляя замечания взрослых и насмешки сверстников, дети учатся сдерживать свои чувства и эмоции, в результате чего превращаются в мудрых шестилетних-семилетних старичков.

Однако именно в младшем дошкольном возрасте эмоциональная сфера находится на пике своего развития. Эмоции так и хлещут из детей. И они вроде бы должны учиться их контролировать. Но ведь контроль не предполагает уничтожение или полное заглушение испытываемых ощущений.

Эмоциональное благополучие ребенка состоит из того, как относятся к маленькому индивиду взрослые, в первую очередь – близкие и родные люди. Ребенок должен постоянно чувствовать любовь своей семьи. Она поддерживает уверенность в собственной значимости.

Кроме потребности в любви, которая является самой сильной, крохе еще нужна справедливость. Если любовь формирует главный «букет» детских чувств, позволяющих смотреть на окружающий мир доброжелательно, то справедливость нужна для оценки его же поступков взрослыми, которые иногда ранят душу, не разобравшись в ситуации, что заставляет чадо в будущем поступать так же.

Для воспитания и развития чувств и эмоций ребенка нужны еще последовательность, разумность действий и соответствие действий словам. Причем все это относится к поведению родителей, а не ребенка.

Любое новое проявление чувств рекомендуется обсудить. Например, соседка пожалела котенка. Что ею двигало? Хорошо это или плохо? А если заболела подружка? Надо подсказать ребенку, что ее можно навестить или хотя бы позвонить и поинтересоваться самочувствием.

И самое главное – никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за искреннее проявление чувств! Лучше присоединиться к нему и порадоваться теплому летнему дождику, поохать при виде двойной радуги, похихикать из-за смешного костюма пробегающей мимо собачки, повосторгаться ярким платьем женщины напротив… Это позволит ему вырасти искренним и эмоционально открытым.

Развитие эмоций и чувств

Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Под влиянием усложняющихся контактов формируются эмоциональные процессы. Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями.

Младенцы часто реагируют на острую боль мимическим выражением гнева, то есть боль является врожденным активатором гнева и агрессивных тенденций. Проявления гнева, наблюдаемые у младенцев, не сопровождаются прямым выражением агрессии, что потом, однако, отмечается у более старших детей (1,5—2 года), которые, переживая гнев, бросают на пол игрушки, пинают их. Эти показные формы поведения, по-видимому, являются результатом социального научения. В одном из исследований было обнаружено, что маленькие дети могут усваивать агрессивные формы поведения, наблюдая за родителями. Исследователи изучили реакцию детей в возрасте от одного до двух с половиной лет на естественные или стимулированные проявления гнева со стороны родителей. У 24 % наблюдаемых детей демонстрация гнева родителей вызвала гневную реакцию. Более 30 % детей проявили физическую агрессию по отношению к одному или обоим родителям, остальные реагировали вербальной агрессией. Хотя гнев не обязательно приводит к агрессии, частое переживание гнева повышает вероятность некоторых форм агрессивного поведения. Агрессивное поведение — совместная функция, порождаемая эмоцией гнева, тенденцией к действию, с одной стороны, и социального научения — с другой, порог переживания эмоции гнева является наследственным.

У детей также очень рано проявляются сочувствие и сострадание. Так, двухлетний ребенок может плакать, когда ему показывают плачущего человека. Некоторые трехлетние дети чутко реагируют, когда обижают животных.

Положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно, через игру. Исследования К. Бюлера показали, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается от радости до удовольствия в момент получения результата в процессе игры, у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия.

С формированием позитивных и негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Первые представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо», связаны с личными интересами как самого ребенка, так и других людей. К началу школьного обучения у детей отмечается высокий уровень контроля за своим поведением, тесно связанный с развитием нравственных чувств (чувство ответственности, стыда).

Эстетические чувства начинают формироваться достаточно рано, источником их развития являются занятия рисованием, пением, музыкой, посещение театров, картинных галерей, концертов. Однако дошкольники и учащиеся младших классов в ряде случаев еще не могут должным образом оценить художественные произведения.

В школьном возрасте меняются жизненные идеалы, появляются новые источники проявления чувств. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их носителя. Такое развитие может проходить в трех направлениях:
1) при включении в эмоциональную сферу переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей;
2) в повышении уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств;
3) при постепенном включении в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности.

Другие статьи

  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Ночной энурез у ребенка 4 года лечение Детский энурез причины и лечение Каковы причины энуреза у детей? Конечно, среди них есть психологические и физиологические. О формах недержания и о том, как лечить детей с частым мочеиспусканием вас проконсультируют в Реацентре. Приблизительно к концу третьего-началу […]
  • Температура у 4 месячного ребенка 371 Температура у 4 месячного ребенка 371 Сообщение Ragoza » Сб сен 24, 2011 11:09 хоть какая-то положительная динимика есть? н-р, тем-ра поднималась через 2 часа, после спада, теперь через 3-4? если так, то это уже положительная динамика. при вирусе может тем-ра долго […]
  • Ребенку 4 месяца стал плохо спать ночью Кризис сна в 4 месяца: почему ребенок не спит ночью Многие родители обнаруживают, что ребенок в 4 месяца стал плохо спать. Кризис сна в 4 месяца (он также может распространяться на возраст 3 и 5 месяцев) — это что-то вроде диагноза. В этой статье мы расскажем, почему […]
  • Лечение детей арбидолом Схемы приема у детей АРБИДОЛ ® является средством с прямым противовирусным действием, которое может быть рекомендовано детям в рамках профилактики и лечения простудных заболеваний. Препарат обладает выраженной терапевтической активностью в отношении гриппа А и В, […]
  • Лечение кариеса у детей до года Кариес молочных зубов В последние годы наблюдается тенденция к распростаненности и интенсивности развития кариеса молочных зубов, который часто обнаруживается у детей в возрасте 2-3 лет, но в некоторых случаях он может возникать и у малышей младше 2 лет. Что нужно […]