Развитие коммуникативных способностей детей презентация

Содержание:

Презентация «Мастер-класс по развитию коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста»

Елена Гаврилова
Презентация «Мастер-класс по развитию коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста»

Предлагается презентация к выступлению по теме: «Мастер-класс по развитию коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста». Где описано, как строить деятельность по коммуникативному развитию детей;общие правила, касающихся организации и проведения игр на развитие коммуникативных навыков; виды игр на развитие различных коммуникативных навыков. Подробно описаны:

1. Игра на развитие регуляционно- коммуникативных умений «Клеевой ручеёк»

Цель: развитие умения действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; умению доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Правила игры. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. В таком положении они преодолевают различные препятствия, предупреждая друг друга по цепочке, передавая команду первого. («Осторожно, впереди большая лужа! Обогнем широкую гору!”. Спрячемся от диких животных! Пройдем по канату через пропасть и т. п.)

2. Игра на развитие аффективно- коммуникативных умений «Без маски»

Цель: развитие умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Правила игры: Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам. Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

— “Чего мне по-настоящему хочется, так это. ”;

— “Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я. ”.

— “ Особенно мне не нравится, когда. ”;

— “Однажды меня очень напугало то, что. ”;

— “ Я люблю, когда мама. ”.

3. Игра «Позвони другу»

Цель: развитие умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Правила игры. Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

Позвони мне позвони, И что хочешь мне скажи. Может быль, а может сказку! Можешь слово, можешь два – Только, чтобы без подсказки Понял все твои слова!

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы. Сообщение должно быть хорошим и звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.

Цель: формирование умения вести деловую беседу.

Правила игры: Необходимо познакомить детей с новыми словами: интервью — беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете. Репортер — тот, кто задает вопросы. Респондент — тот, кто отвечает на вопросы. Научить детей смело говорить в микрофон. Между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Репортеры начинают задавать вопросы. Возможные темы, например: обсуждение праздника; выставки рисунков; интересной книги; самого интересного события за неделю; после соревнований; после прогулки; после занятий. Можно использовать игру «Интервью» по темам календарного плана. Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят,

2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.

Цель: развитие умения вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Правила игры. Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Презентация на тему:
Развитие коммуникативных способностей

Презентация для педагогов

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Развитие коммуникативных способностей как условие успешной социализации личности

Социализация — это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Социализация является и стихийным, и направленным процессом, так как это вхождение в общество. Не пройдя социализацию, человек не становится личностью, потому что он не приобретает социальных качеств.

Человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации на протяжении всей жизни. Процесс социализации включает в себя все фазы, на которые условно можно поделить человеческую жизнь. Это детство, юность, зрелость, старость.

Детство — период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются с помощью посредников.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации , то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими являются : — семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры); — детский сад (в первую очередь воспитатели); — общество (сверстники, друзья).

В обследовании приняли участие 80 воспитанников из 8 групп детского сада (средние, старшие и подготовительные). У 48% детей преобладает средний уровень развития коммуникативных навыков У 43% воспитанников превалирующим является высокий уровень сформированности коммуникативных навыков У 9% испытуемых преобладающим является низкий уровень

Игра является наиболее эффективным и доступным способом формирования коммуникативных способностей у детей: Знакомство с окружающим миром Становление психических процессов Развитие речи Развитие эмоционально волевой сферы Формирование социальных навыков поведения Источник развития чувств и эмоций Совершенствование моторики, координации, переключаемости и т.д.

Игры на развитие коммуникативных навыков: — поменяйтесь местами; — лесные братья; — зоопарк; — диалоги – шутки; — самый лучший; — скажи по-разному; — разговор через стекло; — как ты себя чувствуешь; — игры – имитации; — хороводные игры…

Презентация проекта :Развитие коммуникативных способностей ребенка старшего дошкольного возраста

Данный прект был направлен на развтие комммуникативных способностей и реализован в рамках ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта :Развитие коммуникативных способностей ребенка старшего дошкольного возраста»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель МБОУ № 7 «Родничок» Костицына Л.А .

Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии и педагогики. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже.

Коммуникативные способности в сфере общения со сверстником могут существенно влиять также на академическую успеваемость у школьников. Эти и некоторые другие факты привлекли внимание исследователей к проблеме общения дошкольников, которая в последние десятилетия все более интенсивно экспериментально разрабатывается.

Вышесказанное и определяет актуальность настоящей работы.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Цель настоящей работы состоит в анализе путей развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии педагогов и родителей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

— рассмотреть коммуникативные способности как основу психического развития ребенка;

— разработать задания по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста;

— на основе полученных данных разработать рекомендации по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии педагогов и родителей.

Гипотеза исследования состоит в следующем: интенсивное общение ребенка со сверстниками и взрослыми повышает коммуникативные способности ребенка.

Общение- это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией.

  • Общение- это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией.

Коммуникативные способности –это способность передать сообщение, информацию посредством речи или иных знаковых систем в процессе взаимодействия ..

  • Коммуникативные способности –это способность передать сообщение, информацию посредством речи или иных знаковых систем в процессе взаимодействия ..

Типы коммуникативных способностей:

Переход к играм с правилами

Дети-дошкольники очень хорошо обучаются у своих сверстников (гораздо эффективнее, нежели у взрослых).

Это осмысленное подчинение во имя достижения результата.

Основные направления развития начальных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Развитие умения входить в контакт, вести диалог.

Развитие внимания, интереса к партнеру по общению.

Развитие навыков взаимодействия детей в группе.

Развитие навыков невербального общения.

Преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.

В старшем дошкольном детстве особую роль приобретают аудирование и говорение, связанные с устными формами общения.

Коммуникативное развитие личности не останавливается и не замирает к концу старшего школьного возраста

В коммуникативном развитии ведущую роль играет обучение. Только целенаправленное формирование коммуникативных и речевых умений может привести к успешному коммуникативному становлению и оптимальным показателям успешности этого развития.

Основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи.

Дошкольник часто общается со взрослым ситуативно: в одной ситуации — это один ребенок и одни формы поведения, в другой ситуации тот же ребенок резко меняется. Он по-другому двигается, по-другому разговаривает .

Несмотря на ситуативность, у ребенка-дошкольника вырабатывается определенный стиль поведения с разными взрослыми.

Общение постепенно начинает носить деловой (содержательный) характер.

Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

Выявление условий эффективного функционирования педагогической системы «Детский сад – семья» в развитии коммуникативных способностей

Разработка средств, форм, содержания, методов развития коммуникативных умений в педагогической системе «Детский сад – семья».

Основные направления работы

Работа с коллективом

Работа воспитателей с коллективом

Работа с коллективом

1 . Анкетирование воспитателей с целью выяснения трудностей во взаимоотношениях с родителями.

2. Обучение педагогическому тренингу общения.

3. Овладение воспитателями самодиагностикой (В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров).

4. Консультация: Стили взаимоотношений в системах «Взрослый – взрослый» (воспитатели — родители, воспитатели — воспитатели), «Взрослый – ребенок».

5. Проведение двух семинаров — практикумов «Развитие коммуникативных способностей », «Особенности общения воспитателя с родителями».

1 этап — моделирование взаимодействия.

Воспитателями были проведены групповые собрания, анкетирование, тестирование, посещение каждой семьи, консультации т.д. Таким образом, воспитатели получили полное представление о каждой семье, о стилях отношений, психологическом климате, отношение к ребенку.

2 этап — установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество.

На этом этапе работа строилась в двух направлениях:

1.Привлечение внимания родителей к детям.

2.Привлечение внимания родителей к воспитателям, к другим родителям.

3 этап — формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия.

Он будет включать в себя ряд консультаций, бесед для родителей с целью сообщения знаний о ребенке, в частности коммуникативном развитии. На таких занятиях будут использоваться рисунки, записи детей, их работы для наглядного примера. Кроме этого будет проводиться ежедневная индивидуальная работа с родителями во время утреннего приема и вечером.

Смотрите так же:  Хламидиоз у детей симптомы и лечение

4 этапа — изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника.

Здесь предполагаются следующие формы работы: индивидуальные беседы с родителями, опросы, родительская почта и другие.

5 этап — совместное с родителями исследование личности ребенка.

На этом этапе мы планируем объединение родителей в группы по интересам. А затем соединение этих групп в единый «Клуб общения», где вся работа с детьми будет планироваться совместно воспитателями и родителями, будут организовываться различные праздники, развлечения, походы и т.д.

Задачей дальнейших обследований детей старшего дошкольного возраста должен стать анализ состояния ведущей для дошкольников деятельности и уровня развития главных новообразований этого возраста, которые складываются в первую очередь в игре (воображения, инициативности, произвольности, способности к символическим игровым замещениям, коммуникативных способностей).

Презентация — Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи

Текст этой презентации

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи
МБДОУ № 17 Учитель — логопед Калинина Наталья Валерьевна

Проблема развития коммуникативных способностей
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время у большого количества выпускников детского сада и учащихся младшего школьного возраста имеют место нарушения коммуникативной функции речи, которые проявляются в следующем: — в неумении планировать совместную деятельность в речевом общении; — зачастую дети затрудняются передать содержание впечатления, сюжета, сказки; — неинициативны во время вступления в речевые контакты; — не могут поддержать простой разговор; — не умеют слушать других и выражать свои мысли словами — испытывают затруднения в составлении творческих рассказов и др.

Актуальность проблемы
В практике работы с детьми дошкольного возраста зачастую судят только по внешним характеристикам речи. Чаще всего родители и воспитатели обращают внимание на четкость произношения звукового состава слова, на четкость произношения фонем, на умения согласовывать слова в предложениях, на умения ребенка формулировать высказывания, составлять простые сообщения и рассказы, а также на наличие заикания или других «грубых» дефектов речевой деятельности. В связи с таким внешним «логопедическим» пониманием речевого развития, часто остаются за пределами внимания другие существенные характеристики речи ребенка. Такие как: Умение отвечать на вопросы взрослого, задавать их, высказываться; Налаживать совместную деятельность со сверстниками, устанавливать положительные контакты, поддерживать разговор, беседу.

Актуальность проблемы
Любая программа дошкольного воспитания определяет задачи развития языка и речевой деятельности дошкольника как умение использовать язык в процессе рождения связного текста. Это очень важная сторона коммуникативного развития дошкольника. Ребенка надо учить отвечать на вопросы взрослого, задавать их, высказываться, налаживать совместную деятельность со сверстниками, устанавливать положительные контакты, поддерживать разговор, беседу. Если обратиться к психологической литературе, то приходится констатировать, что именно коммуникативная функция речи, как средство общения ребенка, лежит в основе всего последующего вербального развития индивида. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности, в какой срок ему станут доступны памятники истории и культуры человечества.

Место коммуникативной функции в общей структуре речи
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Выделяют следующие основные функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми

Коммуникативная функция речи
Функция общения: характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них. Формы речевого воздействия — вопрос, просьба, совет, предложение, убеждение, приказ, инструкция, запрещение и др. В одном и том же высказывании могут быть объединены сообщение и побуждение к действию, напр.: я хочу получать от тебя письма ежедневно. Наряду с этим в высказывании может преобладать сообщение: получил письмо или побуждение к действию: напиши письмо. В коммуникативной функции речи большое значение имеет интонация. формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи — диалога и монолога.

Коммуникация
1. Речевое общение (умение общаться, поддерживать беседу, задавать вопросы, иметь высказываться и рассуждать) 2. Словарь (обогащать и активизировать словарь, уметь оперировать словарем, умение понимать смысл слов)
3. Грамматический строй речи ( умение грамматически изменять новые слова, согласовывать их в предложения, умение использовать правильно предлоги, умение образовывать новые слова, совершенствование структуры простого предложения) 4. Звуковая культура речи. (Совершенствование восприятия речи и речевого слуха, дикцию, развитие голосового аппарата)

Формирование у детей коммуникативной функции речи в общей структуре общения.
Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом: 1. Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения — примитивная мимика и элементарная жестикуляция. 2. Возраст от 2-3месяцев до 8-10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях. 3. Возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Возникновение координированного вербально – невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности.

Формирование у детей коммуникативной функции речи в общей структуре общения
4. Возраст от 1,5 до 3 лет. Появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения. 5. Возраст от 3 до 6-7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или приобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры. С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становиться более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация общения, четко развиваются, и независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.

Особенности коммуникативной функции детей с нарушениями речи (ОНР)
Бедность и недифференнированость словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связанного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей являются: снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности. Их игровые умения, как правило, развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

Особенности КФ детей с нарушениями речи. Выводы:
Развитие речи у детей с ОНР 5-6 лет протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения. Общее недоразвитие речи у детей приводит к стойким нарушениям общения, плохо развитая речь препятствует установлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей к коллективе сверстников. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

ФГТ об образовательной области «Коммуникация»
В планируемых итоговых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования одними из интегративных качеств ребенка, которые он приобретает в результате освоения Программы это: — эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; — овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Основные выводы:
Коммуникация является одной из важных образовательных областей, которая способствует реализации каждого из четырех направлений развития ребенка. Коммуникация интегрирует со всеми другими образовательными областями, являясь ведущим звеном, исходя из своей значимости для всестороннего развития ребенка. Развитие коммуникативной компетентности выступает одной из главных задач в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Развитие коммуникативных навыков в игровой деятельности
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, а также в процессе дидактических, словесных, подвижных, сюжетно-ролевых игр. Большую подборку коммуникативных игр предлагают практические педагоги на страницах журнала «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», а также интернет сайты для педагогов («Педсовет», «Фестиваль» и др.). Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи: Воспитание чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров « Клеевой ручеек», « Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли»; умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты « Вежливые слова», « Волшебный букет цветов», « Подарок для всех»; умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом « Игры- ситуации», « Коврик примирения», « Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»; развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия « Изобрази пословицу», « Разговор через стекло», « Закорючка»; создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости « Пресс-конференция», « Пойми меня», «Без маски».

Слепец и поводырь
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”. По окончанию игры педагог просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Вежливые слова
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Педагог даёт задания: Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Смотрите так же:  Центр социальной помощи семье и детям надежда красноярск

Изобрази пословицу
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения. Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу: “Слово не воробей – вылетит, не поймаешь” “Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты” “Нет друга – ищи, а найдёшь – береги” “Как аукнется, так и откликнется”

Развитие коммуникативных способностей в игровой деятельности
Существует другая классификация коммуникативных игр, используемая авторами Бычковой С.С., Данилиной Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпиной Н.М., Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В., Панфиловой М.А., Рылеевой Е.В., Саранской О.Н. и др. 1. Игры для развития коммуникативных качеств детей («Снежный ком», «Давайте познакомимся», «Что изменилось?», «Найди меня», «Путаница», «Звери на болоте», «Узнай, кто я», «Послушный мячик», «Подари движение», «Строим дом», «Клубочек»). 2. Игры, направленные на развитие информационно-коммуникативных умений. («Рассказ по кругу», «Волшебные водоросли», «Вежливые слова», «Диалог-шутка», «Игры-ситуации», «Подарки», «На балу у короля», «Позвони другу», «Колдун», «Изобрази пословицу», «Управляем роботом»).

3. Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений. («Клеевой ручеёк», «Слепец и поводырь», «Магазин игрушек», «Ищем клад», «Скульпторы», «Близнецы», «Пойми меня», «Скажи по-разному», «Разговор через стекло»). 4. Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений. («Без маски», «Игра с масками», «Как ты себя чувствуешь», «Моё настроение», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», « Астрологи», «Оживи маску»). 5. Игры, направленные на коррекцию эмоционально – волевой сферы и сплочение детского коллектива. («Услышь своё имя», «Гонка мячей», «Крокодил в болоте», «На мостике», «Маленькое приведение», «Сороконожка», «Липучка», «Охота на тигра», «Ладонь в ладонь», «Головомяч», «Дотронься…», «Улитка», «Выразительные движения», «Конкурс хвастунов»).

6. Игровые упражнения на формирование навыков общения. («Возьмите меня в игру», «Совет волшебников», «Тихо, громко, очень громко», «Придумываем и рисуем правила игры», «Что ты можешь предложить?», «Твой друг плачет», «Протяни другу руку», «Поссорились – помиримся». «Я хочу играть один» «Помогаю другу». 7. Игровые ситуации на формирование навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками. («Кукольный театр», ролевые игры).

Заключение
Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, её развитию и становлении разумного, культурного поведения. под воздействием воспитателей игры детей обогащаются эпидотами и дают простор для развития воображения. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре. В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные навыки и учатся жить в обществе. Благодаря играм, общению и обучению происходит личностный рост и интеллектуальное развитие ребёнка, поэтому очень важно, что бы у детей была возможность находится в коллективе.

Развитие коммуникативных способностей у детей в игровой деятельности Воспитатель: Душкова Е. В. I кв. категория МДОУ д/с 9 г. Оленегорск. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемТимофей Каменский

Похожие презентации

Презентация на тему: » Развитие коммуникативных способностей у детей в игровой деятельности Воспитатель: Душкова Е. В. I кв. категория МДОУ д/с 9 г. Оленегорск.» — Транскрипт:

1 Развитие коммуникативных способностей у детей в игровой деятельности Воспитатель: Душкова Е. В. I кв. категория МДОУ д/с 9 г. Оленегорск.

2 Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей

3 Коммуникация — это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами Что же такое коммуникация?

5 — Неустойчивое внимание — Плохая память — Быстрая утомляемость — Недостаточное развитие познавательной деятельности — Плохой словарь — Нарушение грамматического строя речи — Незрелая эмоционально – волевая сфера. Признаками нарушения коммуникативных качеств являются:

6 Коммуникативная деятельность предполагает: 1. Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия 2. Освоение детьми разными видами деятельности 3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми

7 Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: — активно вступать в диалог, — задавать вопросы, — слушать и понимать речь, — строить общение с учетом ситуации, — легко входить в контакт, — ясно и последовательно выражать свои мысли, — пользоваться формами речевого этикета, — регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

8 Игры бывают Игры Подвижные Дидактические Режиссёрские Театрализованные Игровые тренинги Игры – инсценировки Сюжетно – ролевые

9 Игра – как фактор развития диалога В подвижных играх происходит обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи.

10 Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития

11 Театрализованные игры – развивают у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия

12 Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания

13 Сюжетно – ролевая игра Сюжетно – ролевая игра В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия

14 Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно- ролевой игры являются следующие: 1. Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы. 2. Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета. 3. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме. 4. Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора. 5. Учить рассуждать, аргументировать, выражать свои чувства. 6. Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения. 7. Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей. 8. Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и с взрослыми. 9. Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев. 10. Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении. 11. Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. 12. Расширять общий кругозор детей

15 «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей… » Выготский Л.С.

Презентация на тему:
Презентация «Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей»

Презентация «Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей Пархоменко С.В.

Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии и педагогики. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии был Ж. Пиаже. Коммуникативные факторы в сфере общения со сверстником могут существенно влиять также на академическую успеваемость у школьников. Эти и некоторые другие факты привлекли внимание исследователей к проблеме общения дошкольников, которая в последние десятилетия все более интенсивно экспериментально разрабатывается. Вышесказанное и определяет актуальность настоящей работы.

Цель настоящей работы состоит в анализе путей развития коммуникативных умений у детей 5 лет при взаимодействии педагогов и родителей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть коммуникативные умения как основу психического развития ребенка; р азработать программу по развитию коммуникативных умений детей 5 лет; н а основе полученных данных разработать рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей 5 лет при взаимодействии родителей и педагогов. Гипотеза исследования состоит в следующем: интенсивное общение ребенка со сверстниками и взрослыми повышает коммуникативные характеристики ребенка.

Общение ребенка среднего дошкольного возраста Исследования дошкольного детства показали, что коммуникативное становление личности в этот период -носит до некоторой степени стихийный характер. К 7-ми годам ребенок владеет элементарными умственными операциями конкретно-действенного характера, причинными связями, может связно излагать мысли, пользуется грамматически, лексически и фонетически правильной речью. Именно в этом возрасте вырабатывается интеллектуальная регулирующая планирующая функции речи, умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию, а также отбирать языковые средства в соответствии с ними (Д.Б. Эльконин , А.К. Маркова, А.А, Люблинская , А,М. Леушина и др.). Данные о соотношении рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности в литературе отсутствуют, хотя вполне очевидно, что устные формы коммуникации превалируют в развитии дошкольника.

Общение ребенка среднего дошкольного возраста Проанализировав основные направления становления коммуникативной деятельности личности в дошкольном периоде развития, отметим несколько принципиальных положений: Различные виды речевой деятельности по-разному проявляют себя на разных этапах развития, играя на каждом этапе различную роль. Так, в дошкольном детстве особую роль приобретают аудирование и говорение, связанные с устными формами общения. Коммуникативное развитие личности не останавливается и не замирает к концу старшего школьного возраста. В коммуникативном развитии ведущую роль играет обучение. Только целенаправленное формирование коммуникативных и речевых умений может привести к успешному коммуникативному становлению и оптимальным показателям успешности этого развития. Основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является, на наш взгляд, умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи. Такая постановка вопроса представляется нам теоретически и практически более обоснованной и вбирающей в себя проводимые ранее исследования речевого развития по различным линиям.

Общение ребенка среднего дошкольного возраста Психологические исследования показали, что общение дошкольника со взрослым имеет ряд специфических черт: Дошкольник часто общается со взрослыми ситуативно: в одной ситуации – это один ребенок и одни формы поведения, в другой — тот же ребенок резко меняется. Он по-другому двигается, по-другому разговаривает. Несмотря на ситуативность, у ребенка-дошкольника вырабатывается определенный стиль поведения с разными взрослыми. Последняя особенность общения дошкольника со взрослыми касается того, что оно постепенно начинает носить деловой (содержательный) характер.

Общение ребенка среднего дошкольного возраста Дети дошкольного возраста, в отличие от детей раннего возраста, начинают общаться с другими детьми. Дети-дошкольники очень хорошо обучаются у своих сверстников. Объяснение этому явлению можно найти, анализируя закономерности развития общения в процессе развития ребенка. Но если в общении со взрослыми ребенок сначала обучается требовать, а потом просить, то в общении с детьми динамика другая. Ребенка привлекают дети более старше по возрасту. Ему бесконечно интересно все, что они делают, он старается им подражать и занимает в общении с ними позицию учащегося, подстраивающегося. Это осмысленное подчинение во имя достижения результата. На основе становления произвольности общения, в период развития коллективных игр, появляется позиция делового предметного общения – прообраз партнерских отношений. Основным диагностически значимым признаком, по которому можно определить, что ребенок владеет партнерским общением, является переход к играм с правилами.

Основные направления развития начальных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста р азвитие внимания, интереса к партнеру по общению; р азвитие умения входить в контакт, вести диалог; р азвитие навыков невербального общения; развитие навыков взаимодействия детей в группе; п реодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.

Рекомендации по развитию коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: Для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей среднего дошкольного возраста нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Этому способствует совместная продуктивная деятельность , где у ребенка появляется необходимость вступать в отношения сотрудничества – согласования и соподчинения действий. Оптимальными формами предъявления нормативных способов сотрудничества и разрешения конфликтных ситуаций являются инсценировки «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с последующим их обсуждением. В результате этого ребенок, оказавшись в проблемной ситуации сотрудничества, самостоятельно присваивает и использует нормативные правила. В пятилетнем возрасте дошкольники могут успешно сотрудничать друг с другом на знакомом материале, с которым они ранее действовали индивидуально.

Смотрите так же:  Частично оплачиваемый отпуск предоставляемый по уходу за ребенком

Рекомендации по развитию коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста 3. Выделяются два основных вида организации сотрудничества детей среднего дошкольного возраста на занятиях: распределение деятельности по роли (разделение функций) и подчинение действий правилу (разделение материала). Овладев этими видами сотрудничества в отдельности, дети в дальнейшем применяют их одновременно при выполнении более сложных заданий. К шестилетнему возрасту становятся возможными использование дошкольниками нового, незнакомого материала при выполнении задач творческого характера, а также гибкая смена и сочетание усвоенных способов в зависимости от условий задания. Возраст шести лет, по данным нашего исследования, может быть рассмотрен как сензитивный1 период для развития содержательного взаимодействия дошкольников в образовательном процессе. 4. Развитие продуктивного взаимодействия детей 5 лет со сверстниками на занятиях ведет к преодолению эгоцентричной позиции и усилению творческих возможностей ребенка в индивидуальной деятельности.

Примеры игр на развитие внимания, интереса к партнеру по общению «Кто говорит?» Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие. Дети стоят в полукруге. Один ребенок – в центре, спинок остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место. «Комплименты» Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам. Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

Игры на развитие умения входить в контакт вести диалог «Вопрос – ответ» Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера. Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос , игрок бросает мяч партнеру. Партнер поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. «Разговор по телефону» Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему. Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости и т.д.).

Игры на развитие навыков невербального общения «Как говорят части тела» Цель: учить невербальными способами общения. Воспитатель дает ребенку разные задания: Как говорят плечи «Я не знаю»; Как говорит палец «Иди сюда»; Как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу! Дай мне!»; Как говорит голова «Да» и «Нет»; Как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания» Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель. «Зоопарк» Цель: развитие невербальных способов общения. Каждый из участников представляет себе, что он – животное, птица. Рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем, по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе «Удержи предмет» Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером. Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет. « Змея» Цель: развивать навыки группового взаимодействия. Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи. Первый ребенок говорит – «голова змеи» , а последний – «хвост змеи». «Голова змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот, кто изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Игры на телесный контакт «Возьмемся за руки, друзья» Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу , а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается. «Рисунок на спине» Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ. Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой – за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

Организация взаимодействия ДОУ с семьей Анализ психолого-педагогической работы детских садов с семьями показал, что проблеме взаимодействия детского сада и семьи уделяется недостаточно внимания, поэтому в своем исследовании мы поставили следующие задачи: Выявление условий эффективного функционирования педагогической системы «Детский сад – семья» в развитии коммуникативных умений дошкольников. Разработка средств, форм содержания, методов развития коммуникативных умений в педагогической системе «Детский сад – семья». Мы решили строить свою работу в двух направлениях: Работа с коллективом воспитателей. Работа воспитателей с коллективом родителей.

Организация взаимодействия ДОУ с семьей Целью работы с коллективом воспитателей является подготовка воспитателя к взаимодействию с родителями, совершенствование культуры педагога, развитие коммуникативных умений. Для реализации этой цели мы использовали следующие формы работы: Анкетирование воспитателей с целью выяснения трудностей во взаимоотношениях с родителями. Обучение педагогическому тренингу общения. Овладение воспитателями самодиагностикой. Консультация: стили взаимоотношений в системах « Взрослый – взрослый», «Взрослый – ребенок». Проведение двух семинаров – практикумов « Развитие коммуникативных умений» и « Особенности общения воспитателя с родителями».

Организация взаимодействия ДОУ с семьей Для организации работы воспитателей с коллективом родителей мы использовали схему поэтапной работы, предложенную А.А. Петрикевич и В.П. Дубровой. Свою работы по установлению взаимодействия с родителями мы разделили на 5 этапов: 1 этап – моделирование взаимодействия. На этом этапе происходит установление компенсаторных связей с целью формирования общей готовности к участию в жизни группы. Мы познакомили воспитателей с методикой изучения семьи и семейного воспитания. Воспитателями были проведены групповые собрания, анкетирование, тестирование, посещение каждой семьи, консультации и т.д. Таким образом, воспитатели получили полное представление о каждой семье, о стилях отношений, психологическом климате, отношении к ребенку. 2 этап – установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество. На этом этапе работа строилась на двух направлениях: привлечение внимания родителей к детям. Привлечение внимания родителей к воспитателям, к другим родителям. Для привлечения внимания родителей к детям воспитатели обучили родителей тренингу общения, были проведены ряд консультаций, на которых родители познакомились с физиологическими, физическими, психическими особенностями детей среднего дошкольного возраста, стилями и формами общения с детьми.

Организация взаимодействия ДОУ с семьей 3 этап – формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия. На этом этапе мы только начали работу. Он будет включать в себя ряд консультаций бесед для родителей с целью сообщения знаний о ребенке, в частности коммуникативном развитии. На таких занятиях будут использоваться рисунки, записи детей, их работы для наглядного примера. Кроме этого будет проводиться ежедневная индивидуальная работа с родителями во время утреннего приема и вечером. Далее мы планируем проведение 4 этапа – изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника. Здесь предполагаются следующие формы работы: индивидуальные беседы с родителями, опросы, родительская почта и другие. На этом этапе инициаторами должны выступать родители. Последний этап 5 – совместное с родителями исследование личности ребенка. На этом этапе мы планируем объединение родителей в группы по интересам. А затем соединение этих групп в единый «Клуб общения», где вся работа с детьми буде планироваться совместно воспитателями и родителями, будут организовываться различные праздники, развлечения, подходы и т.

Выводы Полученные данные позволяют сделать заключение о необходимости создания условий, способствующих постепенному возвращению в детские сады сюжетной игры., являющейся незаменимой школой общения, мышления, воображения и произвольного поведения для детей дошкольного возраста. Эту важнейшую в современных условиях роль – сохранения и развития детской игры – должны взять на себя, прежде всего, детские практические психологи и педагоги, которые призваны обеспечивать условия для нормального психологического и личностного развития ребенка. Положение о закономерностях детского развития и о качественном своеобразии каждого возрастного этапа должно быть основанием профессиональной деятельности детского психолога. Создание оптимальных педагогических условий для полноценного проживания каждого возрастного этапа, по-видимому, и служит главной задачей практического педагога и психолога. Задачей дальнейших обследований детей среднего дошкольного возраста должен стать анализ состояния ведущей для дошкольников деятельности и уровня развития главных новообразований этого возраста, которые складываются в первую очередь в игре (воображения, инициативности, произвольности, способности к символическим игровым замещениям коммуникативных способностей).

Другие статьи

  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]
  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]
  • Еда для детей школьного возраста Здоровое питание школьников источник фото: depositphotos.com Как понятно из названия статьи, речь пойдет о немаловажном вопросе – здоровом питании школьников. Питание школьников – фундамент психического и физического здоровья. С помощью продуктов можно как укрепить […]
  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (На примере обогащения и активизации словаря) Филатова Елена Юрьевна Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении Диссертация - […]
  • Ребенку 4 месяца стал плохо спать ночью Кризис сна в 4 месяца: почему ребенок не спит ночью Многие родители обнаруживают, что ребенок в 4 месяца стал плохо спать. Кризис сна в 4 месяца (он также может распространяться на возраст 3 и 5 месяцев) — это что-то вроде диагноза. В этой статье мы расскажем, почему […]