Развитие малыша записи

Календарь развития ребенка
на 2 неделе

Развитие: наблюдаем за малышом

Ваш малыш продолжает активно развиваться: каждую неделю он подрастает примерно на 1,1 см и прибавляет в весе около 250 г*.

Природа позаботилась о том, чтобы с первых недель жизни между ребенком и его родителями возникла особая связь. Новорожденный видит предметы на небольшом расстоянии и уже умеет устанавливать зрительный контакт с родителями, когда они наклоняются над кроваткой или берут его на руки. Глазки малыша еще плохо фокусируются, поэтому будет казаться, что он смотрит на ваш подбородок или внимательно изучает нос.

Двухнедельный ребенок умеет выделять человеческий голос среди остальных звуков и реагирует на него, поворачивая головку в сторону говорящего. У него развита тактильная чувствительность: он по разному реагирует на растирание махровым полотенцем или поглаживание гладкой тканью, но больше всего малышу нравятся касания маминых рук.

Большинство рефлексов, которыми малыш обладает с рождения, исчезают в первые месяцы его жизни. Часть из них становится основой для более сложных навыков. Обратите внимание, как ваш малыш хватает пальчиками разные предметы. Он с одинаковой силой сжимает и ваш палец, и ручку погремушки. Врожденный хватательный рефлекс в будущем поможет в формировании навыков крупной и мелкой моторики.

На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

В возрасте двух недель ребенок начинает улыбаться не только во сне, но и во время бодрствования, с открытыми глазами. Обычно это происходит после кормления. Пока взгляд малыша еще кажется “отсутствующим”, и улыбка связана исключительно с приятным ощущением сытости и комфорта. Но совсем скоро наступит момент, когда малыш вполне осознанно улыбнется именно вам!

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Каждый новорожденный уникален, поэтому нельзя заранее составить четкий план занятий. Наблюдайте за своим малышом, следите за его настроением. Общение должно доставлять ему только удовольствие, не допускайте, чтобы ребенок переутомлялся.

Для того чтобы помочь малышу научиться владеть своим телом, меняйте его положение в кроватке: пусть какое-то время он проведет на животике, потом на спине или на боку. Скоро ребенок научится одинаково активно двигаться, находясь в разных положениях.

Продолжайте играть с малышом, используя погремушку. Осторожно пошумите погремушкой справа и слева от него, сначала тише, потом громче. Такое упражнение поможет ребенку научиться фокусировать взгляд на источнике звука (координирует работу глаз и слуха).

“Разговаривайте” с животиком малыша, чтобы он не только слышал ваши слова, но и тактильно ощущал их. Разденьте его, положите на спинку, погладьте ему животик, чтобы помочь расслабиться. Теперь можно приступить к “разговору”: прижмите лицо к животику малыша и беседуйте с ним обо всем на свете. Меняйте интонации и темп речи — и не забудьте поцеловать животик в конце разговора. Повторяйте такие разговоры как можно чаще, скоро ребенок начнет осознанно ждать их, предвкушая приятные ощущения.

Новорожденному ребенку для гармоничного развития требуется 17-18 часов сна в сутки*, и обязательно — сон на свежем воздухе. Ежедневные прогулки — отличная возможность совместить приятное с полезным: свежий воздух и сон для малыша — и моцион для родителей.

Гулять с ребенком можно в любую погоду, главное — правильная экипировка. Не кутайте малыша: ручки и ножки малыша должны быть слегка прохладными на ощупь. Помните, что новорожденный плохо приспосабливается к изменению температуры окружающей среды, и перегрев не менее опасен для него, чем переохлаждение.

В двухнедельном возрасте желудок ребенка еще совсем не велик, поэтому ему нужно есть каждые 2-2,5 часа (детям на искусственном вскармливании — каждые 3-4 часа). Как бы ни был полезен сон для здоровья малыша, еда сейчас важнее! Не бойтесь разбудить кроху, чтобы покормить: как правило, сытый ребенок быстро засыпает и спит спокойнее.

Укладывая ребенка спать, ласково разговаривайте с ним и пойте ему песенки. Несмотря на то, что малыш большую часть дня сладко спит, он привыкает к вашему голосу и интонациям.

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Материнское молоко — настоящее чудо природы, которое обеспечивает ребенка питанием и защитой с первых дней жизни. В процессе кормления между матерью и малышом возникает прочная связь, которая оказывает значительное влияние на эмоциональное развитие ребенка в будущем.

В период грудного вскармливания женщина ежедневно расходует дополнительно несколько сотен килокалорий, поэтому каждой маме необходимо обратить особое внимание на режим и качество своего питания.

Рацион кормящей мамы напрямую влияет на состав грудного молока и на то, как оно будет усваиваться ребенком. Выбирайте полезные продукты, старайтесь есть свежеприготовленную домашнюю пищу и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

С осторожностью употребляйте продукты, богатые клетчаткой: свежую капусту, яблоки, хлеб грубого помола и др., так как они могут спровоцировать у ребенка вздутие живота. Постарайтесь избегать пищи, которая вызывает брожение в желудке: свежую сдобу, виноград, горох, фасоль и другие бобовые желательно есть в небольших количествах. Пейте много жидкости, в основном теплую кипяченую воду или некрепкий чай — это необходимо для установления лактации. Балуя себя шоколадом, апельсинами или другими “аллергенными” продуктами, внимательно следите, как реагирует на них малыш. При первом появлении сыпи или расстройства желудка, сразу же исключите эти продукты из рациона и проконсультируетесь с вашим педиатром.

В этом возрасте малышу необходимо 700 мл материнского молока в сутки (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания). Скоро вы заметите, что у вашего ребенка тоже есть вкусовые предпочтения.

Примечание:
ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Пеленая и одевая ребенка, ласково с ним разговаривайте и поглаживайте. Пусть этот процесс ассоциируется у малыша исключительно с приятными ощущениями. Поцелуйте каждый пальчик на ручках и ножках, подуйте на животик — ваши нежные прикосновения помогут крохе научиться осознавать каждую часть своего тела.

Какие бы подгузники вы не использовали, тканевые или одноразовые, приготовьтесь к тому, что новорожденному ребенку необходимо менять их около 10 раз в день (70 раз в неделю). Возможно, вначале малыш будет капризничать из-за частых переодеваний и гигиенических процедур, но со временем смена подгузника станет еще одной частью вашего ежедневного ритуала общения.

Перед каждой сменой подгузника, убедитесь, что все необходимое у вас под рукой, и вам не придется отходить от пеленального стола или кровати. Вам понадобятся: чистый подгузник; чистая вода (в тазике или другой емкости); мягкое полотенце, кусок пеленки, вата или салфетки (на ваш выбор); детское масло или крем (косметические средства следует использовать только в случае необходимости, и только те, которые рекомендует ваш педиатр) .

Положите ребенка на спинку, снимите грязный подгузник и осторожно подмойте. Оставшись без “одежки” на свежем воздухе, малыш может пописать еще раз. Будьте готовы вовремя заменить пеленку, на которой переодеваете ребенка. Не спешите надевать новый подгузник: регулярные воздушные ванны помогут предотвратить появление опрелостей. Убедитесь, что кожа малыша сухая, прежде чем надевать новый подгузник. Помните, что девочек нужно подмывать и вытирать по направлению “спереди назад”, чтобы предотвратить появление инфекций.

Внимательно отнеситесь к выбору транспортного средства для малыша. В первую очередь, обратите внимание на “технические” характеристики коляски и ее безопасность, а потом уже на дизайн.

Коляска должна соответствовать возрасту, росту и весу ребенка. Если малышу слишком просторно в люльке коляски, попробуйте обложить его туго свернутыми валиками из детских одеял или небольшими подушечками.

При любой остановке обязательно ставьте коляску на тормоз. Не вешайте сумки на ручку коляски, они легко могут перевесить новорожденного малыша и перевернуть коляску.

Азбука Материнства

Мы профессионально помогаем кормящим мамам!

Вебинар «Развитие ребёнка от 0 до 3»

«После трех уже поздно!» — каждая мама знакома с этим лозунгом сторонников раннего развития. А ещё приходится слышать от бабушек: «Не лишай ребёнка детства!», от психологов: «Дайте ребёнку расти и развиваться в своём темпе», от врачей: «Главное — ничего не упустить с самого начала!»

А еще есть ГВ! Каждая кормящая мама хоть раз слышала:

  • долго кормишь — говорить не начнет;
  • общаться не будет;
  • самостоятельным точно не станет, так и будет за твою юбку держаться!

Кому же верить? Как (и кому) должен развиваться ребенок? Каковы основные этапы психомоторного развития ребёнка? Когда нужно ему помочь, а когда, наоборот, не мешать?

Всё это вы узнаете на вебинаре «Развитие ребёнка от 0 до 3» с Дарьей Дудкиной, психологом, специалистом по раннему развитию, консультантом по ГВ и мама двоих детей, после которого вы сможете:

  • не захламить квартиру квартиру игрушками, так как будете знать, какие игрушки нужны вашему малышу, а без каких можно обойтись;
  • всегда занять вашего ребенка, так как узнаете перечень игр для малыша в зависимости от его возраста;
  • быть уверены в развитии своего ребенка, так как будете знать, что является нормой, а когда стоит проконсультироваться со специалистом;
  • поддержать своего малыша в трудные периоды, так как будете знать основные кризисы, переживаемые всеми детьми;
  • поддержать или прекратить разговор с любопытствующими о развитии ребенка, так как будете знать основные теории и методики раннего развития;
  • сохранять спокойствие всякий раз при очередном «срочно отлучай, а то…»;
  • определитесь, нужны ли развивающие занятия для Вашего малыша, и если что, сможете легко их выбрать.

Продолжительность вебинара — 2-2,5 часа.

Стоимость и порядок оплаты

Стоимость участия в вебинаре 400 руб.

Стоимость записи уже состоявшегося вебинара — 400 руб.

Скидки.

Если вы делаете репост новости о вебинаре на своей странице в социальных сетях с комментарием «Я иду!» или «Рекомендую» — 250 руб.

Если предоплата осуществляется менее чем за сутки до начала вебинара (при условии выполненного репоста) — 300 руб.

Предоплату можно сделать на карту или счет в «Сбербанке» или на номер Яндекс-счета «Азбуки материнства». Как оплатить

ВНИМАНИЕ! Обязательно записывайтесь на семинар через форму о регистрации на сайте. Администратор отпишется вам в течение суток и пришлет реквизиты для предоплаты.

После внесения предоплаты заполните, пожалуйста, форму об оплате на сайте, чтобы мы могли идентифицировать ваш платеж.

Смотрите так же:  Сущность и содержание методов воспитания

Дневник развития ребенка

Растет ребенок, растут вместе с ним родители, развиваются и переходят на новые уровни их взаимоотношения. Действительно, развитие ребенка означает не только то, что учится делать ребенок и что делают родители для ребенка, но и то, что ребенок и родители делают друг для друга. Вся семья постоянно развивается вместе с ребенком, и даже отношения между родителями меняются вместе с семейной системой.

Семья, в которой есть дети, вообще постоянно находится в длительном и сложном естественном эксперименте. Иногда возникают ошибки и пожинаются их плоды, периодически совершаются гениальные открытия, нередко достигаются личные значимые результаты. В семье невозможно стоять на месте, члены семьи постоянно вынуждены двигаться по ступенькам развития, проходить через кризисы этого развития, и в итоге приобретать результаты этого развития.

Различные специалисты в области детского развития – педиатры, педагоги, психологи, а также опытные и внимательные родители устанавливают явную зависимость между родительскими подходами к ребенку, а также их отсутствием, и развитием ребенка. Все дети растут и развиваются, но не все дети развиваются оптимально. Организованное развитие ребенка (т.е. систематизированное) всегда стоит на ступеньку выше спонтанного развития. При организованном развитии родители сами непрерывно и заинтересованно учатся, и поэтому раньше замечают проблемы, быстрее с ними разбираются, тем самым, помогая ребенку более полно реализовать его потенциал.

Организованное развитие подразумевает отслеживание родителями результатов своих родительских действий, для того, чтобы вовремя заметить ошибки, зафиксировать достижения, ввести новые способы развития ребенка и перестроить способы взаимодействия с ним. В этом деле неоценимую помощь может оказать ведение дневника развития ребенка.

Формы ведения записей могут варьироваться:

— небольшие заметки в блокноте,

— заполнение таблицы развития ребенка,

— оформление альбома с фотографиями и заметками,

— набор на компьютере книги о вашем ребенке,

— аудиозапись на диктофон сообщений о значимых событиях в жизни ребенка и родительских наблюдениях,

— видеосъемка и составление фильма о развитии ребенка с комментариями родителей.

Видеосъемка, составление книги или оформление альбома – достаточно кропотливый и объемный труд, на который нечасто хватает сил, времени и желания. Зато, когда такое желание появляется, родители могут столкнуться с недостатком материалов, не собранных ими в нужное время. Ведение таблицы и краткие блокнотные записи – более просты, как в исполнении, так и в прочтении. Самым полным собирателем информации о развитии ребенка обычно является диктофон, т.к. аудиозапись проста в применении, подробна, насыщенна текущими эмоциями родителей, легко сбрасывается на компьютер и в будущем может быть переработана в книгу.

Чтобы разобраться, какую форму ведения дневника выбрать и какую именно информацию заносить в дневник, можно забежать немного вперед и представить, кому и для чего эти записи могли бы быть полезными.

Например, в процессе заполнения дневника выстраивается определенный ритм и индивидуальная последовательность этапов развития ребенка, которые можно соотносить с возрастной нормой, к которым можно обратиться в случае проблем на последующих возрастных стадиях. Например, детский психолог может поинтересоваться у родителей школьника, как происходило отучение ребенка от груди, в какой форме развивался кризис 3-х лет, какие любимые игры были у ребенка в возрасте 4-5 лет и т.д. Дневник в подобной ситуации помогает родителям находить точную и подробную информацию.

Хорошую услугу могут оказать дневниковые записи, когда требуется восстановить причинно-следственную цепочку каких-либо событий. Например, если ребенок плохо спит по ночам, полезно внимательно изучить историю развития этой проблемы, т.е. когда и как все начиналось. Часто, под впечатлением постоянных бессонных ночей у родителей может вспоминаться только негативная информация: «всегда плохо спал», а различные маленькие улучшения сна не оставаться в памяти. Дневниковые записи помогают взглянуть на проблему целиком, осознать связь одних событий с другими, а также во время «достать» из копилки родительского опыта хорошие, но забытые средства.

Дневник позволяет фиксировать удачные родительские открытия, изобретения и методы: «У меня получилось!», «Сработало!», «Это было очень мудрое решение!»

Дневник позволяет наблюдать процесс обучения ребенка и фиксировать этапы этого обучения. Например, на начальном этапе знакомства ребенка с горшком, мама может впасть в отчаянье оттого, что ее методы не срабатывают, а когда она уже почти опустила руки (точнее, снизила контроль и предоставила ребенку больше самостоятельности) ребенок наконец-то освоил правила гигиены. Фиксация в дневнике своих эмоциональных состояний по поводу педагогических провалов и успехов позволяет родителю с большей душевной устойчивостью встречать новые задачи на пути развития.

Бывает, что некоторые временные достижения родителя оборачиваются в будущем неприятностями и наоборот. Например, быстрое отучение ребенка от груди, которым так гордилась молодая мама, может обернуться ухудшением качества его ночного сна или спровоцировать невротическую прилипчивость к матери. А такая родительская «неудача», как приучение младенца спать только на руках у матери вдруг окажется самым лучшим средством в борьбе с его послеродовой неврологией. Чтобы сделать грамотные выводы, полезно проанализировать прошлое, которое поможет прояснить родительский дневник.

Родив второго, третьего и т.д. ребенка, родители с интересом сравнивают особенности развития своих детей. А, сравнивая, начинают лучше понимать индивидуальные особенности характеров детей, некоторые из которых зависят, а некоторые не зависят от их родительского подхода к каждому ребенку. Дневниковые записи оживляют в памяти прошлый родительский опыт.

Дневник развития ребенка может стать приятным и ценным подарком взрослым детям в день их свадьбы или рождения первенца. Новоиспеченные супруги и молодые родители могут извлечь массу полезной информации из дневников собственных родителей. Исторические записи помогут лучше узнать себя, своего избранника и его семью, быстрее и глубже переоценить опыт своих родителей, воспользоваться результатами их достижений и выводами из их родительских неудач, а также переосмыслить свои детские представления об их родительском труде.

О чем писать в дневнике? Наиболее интересными и полезными для последующего прочтения являются следующие области детского развития:

  • Рост, вес ребенка – важные и интересные на первом году жизни малыша показатели детского здоровья.
  • Физическое развитие (что, когда, как и в какой последовательности научился делать малыш, осваивая свое тело). Череда вех физического развития ведет к постепенному отрыву тела от земли, в направлении от головы до пальцев ног. Записывают как раз те физические навыки и умения, которые обычно соотносят с нормативными показателями физического развития: умение держать головку, переворачиваться, сидеть, ползать, самостоятельно садиться, вставать, стоять, ходить. Можно вести и более подробные записи, например: что малыш умеет делать в ванне во время купания, как переносит гимнастику, чему научился после массажа, как ребенок осваивает ползание, когда научился слезать с дивана, залезать на лесенку, качаться на кольцах и т.д.. Прогресс ребенка в освоении своего тела гораздо важнее того времени, когда малыш освоил то или иное действие. Дети вообще растут по-разному – и это делает каждого ребенка уникальным. Иногда развитие происходит постоянно, а иногда – скачками и паузами. Родителям не стоит волноваться, если их ребенок чуть позже начинает осваивать то или иное действие. Дело в том, что нормальных моделей развития – множество, главное, чтобы ребенок прошел все вехи развития, и прошел их в правильной последовательности. Если ребенок заболел, его развитие может временно затормозиться, или даже произойдет откат назад. Зато после выздоровления можно с большой вероятностью ожидать компенсаторного рывка. Получив посильный для себя опыт боления, ребенок часто делает мощный скачек в физическом и интеллектуальном развитии.
  • Крупная и мелкая моторика рук подразумевает развитие ловкости кистей и пальцев рук при действии ребенка с предметами. Сюда относятся: хватание, удержание и манипуляции с погремушками, перекладывание игрушки из руки в руку, опробование предметов на зуб, бросание мячика, открывание и закрывание коробочек, нанизывание колечек пирамидки, умение брать мелкие предметы пальцами (горошек, сухие завтраки), действия с соской, использование ложки и др.
  • Речевое развитие. Детская «речь» начинается с рождения. Для маленького ребенка язык – это любой звук или жест, который вызывает ответные действия ухаживающего за ним взрослого. В самом начале первого года жизни младенец узнает, что его звуки и телесные знаки являются инструментом межличностного общения, который можно использовать для удовлетворения своих эмоциональных и физических потребностей. Чутко реагируя на сигналы, подаваемые новорожденным, мама помогает ему смягчить его резкий крик, трансформировать крик в более понятные и «вежливые» просьбы, разнообразить спектр возможных звуковых сигналов. В дневнике записываются звуки, слоги, понимание речи взрослого, первые слова, построение предложений, произношение звуков.
  • Развитие общения или развитие коммуникативных способностей является основным источником речевого развития. Родители сначала учатся говорить на уровне ребенка, а затем начинают переводить его на более высокий уровень коммуникаций, когда ребенок становится к этому готов. Интересно описывать эмоции и чувства ребенка при общении, т.е. его умение радоваться, сердиться, удивляться, жаловаться, настаивать на своем, уступать, делиться и т.д.. Любопытно отмечать развитие способности ребенка инициировать и развивать ситуацию общения, предпочтения в общении, страх общения с кем-либо, развитие подражательной способности, перенос навыков общения со взрослыми в игровую ситуацию. Вот пример интерпретации мамой сигналов ребенка и развития их взаимопонимания:

Сигналы ребенка Что он сообщает Как отреагировал ребенок

— Смотрит в глаза, — «Хочу общаться!» — Общались взглядами,

долго не отводит взгляд. пытался подражать моим

губам. Долго спал потом.

— Плачет и выгибается — «Не хочу есть, хочу — Увлеченно делал зарядку

у груди, играть с тобой». под мамины песенки.

— Кричит в коляске на — «Хочу ехать лицом вперед, — Ехал лицом вперед, долго

улице. а не к тебе». с интересом все

разглядывал и не плакал.

  • Интеллектуальное развитие включает развитие восприятия (зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, тактильного), памяти, внимания, мышления, творчества, способности к обучению. Интересно отмечать первые открытия ребенка, например: целенаправленно машет рукой, чтобы перевернуть страницу книги; запомнил дверь в ванну и может «сообщить», когда хочет купаться; «танцует» ручками под любимую песенку…. Ведение записей в этой графе помогает родителям не только наблюдать динамику развития малыша, но и отслеживать свое влияние на ребенка, а также, мотивирует их на поиск новых средств развития.
  • Главное событие (дня, недели, месяца). Любое событие, которое затронуло родителя эмоционально, например, обрадовало, испугало или заставило задуматься, может быть отмечено здесь. События могут быть как внешними («у крохи вылез первый зуб»), так и внутренними («я заметила, что стала меньше уставать от материнских хлопот»).
  • Что любит ребенок. Любимая одежда, еда, игрушки и игры, занятия, отмечаемые родителями, становятся историческими показателями развития их родительской чуткости и внимания к ребенку, помогают лучше понять характер малыша и вовремя заметить его способности.
  • Что не любит ребенок – это все те ситуации, которые требуют от родителей наибольшего терпения, оригинального творческого подхода и изобретательности.
  • Семейные проблемы (болезни, конфликты, неудачи) и средства их решения. Размышления родителей по поводу семейных проблем ускоряют процесс получения позитивного опыта из негативных ситуаций. Мнение родителя по поводу проблемы, обстоятельно изложенное на бумаге, может стать хорошим средством решения конфликтных ситуаций в семье. Многие «добытые» в проблемах средства становятся «инструментами» родительского мастерства и гармоничных семейных отношений.
  • Родительские идеи и достижения, записанные в дневник, позволяют родительской мудрости откладываться в памяти. В будущем эти заметки дают возможность по-достоинству оценить пройденный путь и, при желании, поделиться его результатами с другими.

Можно добавить такие области, как «кризисы детского развития», «изменения в характере ребенка», «мои главные воспитательные принципы» и другие интересные для наблюдения изменений во времени области.

Смотрите так же:  Что делать пока ребенок спит

В первые два года жизни ребенка, когда событий слишком много, а времени очень мало, удобно заполнять таблицу роста и развитии ребенка. Для этого нужно завести тетрадь, и на верхних строках страниц написать области развития ребенка. В левом столбце каждой страницы указывается возраст ребенка или время заполнения таблицы, а далее следуют небольшие заметки по каждой области развития соответственно этому возрасту.

Ведение таблицы или дневника развития ребенка повышает родительскую наблюдательность и добавляет радости совместного пути.

Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Дети действительно взрослеют очень быстро. Еще вчера, принеся из роддома новорожденного ребенка, вы и не задумывались о том, что уже сегодня по вашей квартире будет бегать маленький годовалый человечек. Конечно, вас волнуют вопросы, правильно ли развивается ваше чадо, вовремя ли приобретает необходимые навыки.

Отслеживая развитие ребенка по месяцам до года и сверяя его с рекомендациями педиатров, неврологов и психологов, вы ничего не упустите и можете вовремя обнаружить и скорректировать возможные отклонения.

Чтобы сохранить в памяти моменты взросления, заведите специальный блокнот, в котором вы будете описывать развитие ребенка по месяцам до 1 года.

Таблица с указанием времени появления того или иного навыка будет интересна не только вам, но и вашему подросшему малышу в будущем.

Первый месяц

Первый месяц жизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:

  • много спит — до 20 часов в сутки,
  • много кушает (подробнее об этом читайте в статье кормление грудью>>>).

Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного>>>, вовремя менять пеленки и кормить.

Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки.

К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть>>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный.

На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.

В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать>>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.

В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного, которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике);
  • плавательный (если опустить кроху в воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание);
  • хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок);
  • поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
  • рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать».

Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку; тренирует свою шею, спинку и плечи.

Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.

А также в моем видеоуроке:

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку. Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Подробнее об этом возрасте читайте также в статье что должен уметь ребенок в 2 месяца>>>, и, конечно, смотрите в моем видеоуроке:

Третий месяц

На протяжении месяца физические, психические, эмоциональные навыки вашего малыша продолжают совершенствоваться.

  • Ребенок все лучше и лучше умеет держать голову;
  • Находясь на животе, малыш приподнимается на предплечья и может оглядывать все вокруг;
  • К третьему месяцу жизни кулачки расправляются, кроха уже умеет брать погремушку, тянется к интересующим его предметам;
  • Детки продолжают изучать свои ручки; к концу месяца самые активные из них уже захватывают себя за коленки (первый этап в изучении собственных ножек);
  • Все, что попадает в ручки ребенка, оказывается у него во рту;

Интересно! Дело в том, что слизистая оболочка рта и язычок куда чувствительнее пальцев. Детки изучают окружающие предметы с помощью ротика.

Третий месяц развития ребенка характеризуется расширением эмоционального спектра.

  • Некоторые детки уже умеют смеяться, другие – только начинают улыбаться;
  • Ребенок внимательно следит за выражением лиц близких людей и уже может «считывать» их настроение и подражать их мимике;
  • Продолжается развитие речи младенца. Кроха подолгу и с удовольствием может гулить, все чаще произнося не только певучие гласные звуки, но и слоги.

Четвертый месяц

Четвертый месяц развития ребенка характеризуется быстрыми изменениями и в физиологическом, и в психологическом плане:

  1. Головку малыш держит уже уверенно: и когда его держат «столбиком», и когда он лежит на животе; может поворачивать ее, следя за предметами или реагируя на звук;
  2. Кроха умеет подниматься на локти, лежа на животе. Некоторые детки уже опираются на выпрямленные ручки;
  3. С трех до четырех месяцев ваш ребенок учится самостоятельно переворачиваться – как с живота на спинку, так и со спинки на животик. Наиболее активные детки уже умеют перекатами перемещаться по комнате, или даже ползать по-пластунски! Интересная информация о том, когда ребенок начинает ползать>>>

Важно! Помните, что оставлять ребенка на взрослой кровати уже небезопасно. Лучше переселите его на пол, оттуда он не может упасть и получит больший простор для своих тренировок.

  1. 4 месяца – возраст осознанных манипуляций с предметами. Малыш может сам взять погремушку и поиграть ею;
  2. Ребенок хорошо умеет отличать своих близких;
  3. В этом возрасте силен страх остаться без мамы, поэтому малыш часто ни на секунду не отпускает ее от себя. Уделяйте ему больше внимания и ждите, этот период скоро пройдет;
  4. В четыре месяца кроха уже имеет любимые игрушки, может интересоваться отражением в зеркале, внимательно прислушивается к различным звукам: стуку погремушки, звону колокольчика, голосам, музыке;
  5. Речевое развитие ребенка закладывается в первый год жизни. В 4 месяца гуление сменяется лепетом: появляются внятные слоги «ба», «ма», «гу».

Пятый месяц

В пятый месяц своей жизни ребенок оттачивает физические навыки:

  • может уверенно переворачиваться в разные стороны;
  • лежа на животе, поднимается на локти или ладони;
  • занимает позу «подготовки к сидению»: полулежа на бедре, опираясь на одну из ручек;
  • пытается дотянуться до интересующего предмета;
  • может стоять, если его поддерживать за подмышки;
  • захватывает себя за ступни, тянет их в рот, облизывает.

В пятый месяц развития ребенка у него появляется важный социальный навык: он начинает отделять своих от чужих. Малыш с удовольствием сидит на ручках у родителей, но может нахмуриться или даже заплакать, если к нему обратится или попробует взять другой человек.

В 5 месяцев ребенок умеет сам играть с различными предметами: брать их в ручки, бросать, стучать, облизывать и т. д. На пятом месяце жизни малыша может заинтересовать книжка с картинками. Детки любят разглядывать лица, особенно с различными выражениями. Интересуются цветными журналами.

Рассказывайте, что изображено на страницах, читайте простые стишки. Так вы не только надолго займете свое чадо, но и поспособствуете развитию речи малыша.

В этом возрасте уже можно учить ребенка простым словам: «мама», «папа», «баба». Некоторые малыши в пятимесячном возрасте уже повторяют их.

В 5 месяцев детки вовсю выражают свою радость улыбкой, умеют заливисто хохотать, сердиться и грустить; продолжают осваивать весь спектр эмоций. Если ему не хватает внимания взрослых, ребенок может закапризничать.

Шестой месяц

Шестой месяц развития ребенка – очередное время изменения привычного жизненного уклада:

  1. Именно в это время детки начинают ползать по-пластунски, и мамам приходится убирать множество предметов из зоны их досягаемости;
  2. В шесть месяцев ребенка уже можно ненадолго сажать в положение полулежа. Самостоятельно детки садиться еще не умеют. Узнайте из статьи, а когда же ребенок начинает сидеть?>>>
  3. Полугодовалые малыши, лежа на животике, пытаются встать на коленки – это важный этап подготовки и к сидению, и к ползанью. Если ребенку это удается, через некоторое время он начинает раскачиваться в этой позе. Такие движения совершенно нормальны и свидетельствуют о развитии малыша;
  4. Ребенок уверенно держит различные предметы, может брать их любой ручкой, перекладывать из руки в руку;
  5. 6 месяцев – возраст изучения окружающего пространства. Ребенок отправляет в рот все, до чего может дотянуться, может ломать игрушки;
  6. В полгода формируются первые бытовые навыки: с началом прикорма дети узнают, что такое ложка; учатся пить из чашки, которую придерживает взрослый. Подробная информация о введении прикорма и питания ребенка>>>
  7. Развитие получает интеллект ребенка. В 6 месяцев детки начинают понимать последствия своих действий: если бросить кубик, он упадет, если нажать на кнопку, раздастся писк;
  8. Продолжается формирование речи. В шестимесячном возрасте детки уверенно произносят слоги, осваивают первые согласные: «з», «с», «ф».

Седьмой месяц

Семимесячный ребенок становится все более активным:

  • Детки уверенно ползают по-пластунски, кто-то уже умеет передвигаться на четвереньках.

Если ваше чадо ползает задом наперед, в этом нет ничего страшного; скоро ребенок разберется, как управлять собственным телом.

  • В семь месяцев детки могут некоторое время сидеть с прямой спиной. Особо активные умеют стоять у опоры, пытаются самостоятельно вставать. Читайте, чтобы узнать, когда ребенок начинает ходить>>>
  • Идет развитие мелкой моторики: ребенок умеет держать в каждой руке по предмету, стукать ими друг об друга, произвольно брать, класть, кидать игрушки.

Важно! Следите, чтобы все мелкие детали игрушек были надежно закреплены, так как семимесячные детки все тянут в рот.

  • Седьмой месяц развития ребенка – время, когда нужно стимулировать познавательный интерес крохи. Рассказывайте ему о предметах, которые его окружают, показывайте и называйте основные части его тела.
  • В семь месяцев детки уже могут показывать предметы по просьбе родителей («Где глазки?», «Где часики?»).
  • Совершенствуются бытовые навыки. Теперь во время кормления малыш снимает пищу с ложки, продолжает осваивать питье из кружки. Некоторые дети уже сами пьют из чашки-непроливашки или из трубочки.
Смотрите так же:  Таблица определение пола ребенка по последним месячным

Семимесячные детки начинают подражать взрослым, именно это облегчает введение прикорма.

  • В этом возрасте ребенок подражает звукам, которые издают животные; он умеет говорить «ав-ав», «ме-ме». Произносит много слогов.

На заметку! Чтобы активировать речевой центр, развивайте мелкую моторику малыша. Для этого подойдут игрушки с крупными деревянными бусинами различных цветов и форм, нанизанными на веревку.

Восьмой месяц

Восьмой месяц развития ребенка знаменуется настойчивыми попытками встать.

  1. Кроха доползает до любой опоры и пытается придать телу вертикальное положение. Пока этот маневр удается далеко не всем деткам. Если поставить ребенка рядом с опорой, он будет стоять;
  2. Самые активные детки уже умеют ходить вдоль опоры, а также перебирают ногами, когда взрослый держит их за обе руки или подмышки;
  3. Восьмимесячный ребенок умеет ползать на четвереньках, изучает помещение, где он живет, знает расположение комнат, сам передвигается по квартире;
  4. Ребенок умеет сидеть, садится сам из положения «стоя на четвереньках»;
  5. Игры маленького человечка становятся все более осмысленными. Кроха умеет складывать игрушки в коробку или какую-нибудь емкость. Некоторые детки уже могут надевать кольца на основание пирамидки и снимать их, пытаются вкладывать стаканчики один в другой.

В это время ваше чадо может захотеть есть ложкой самостоятельно. Это желание нужно поощрять, тогда впоследствии вам не придется прививать ребенку этот навык.

  1. Ребеночек уже освоил несложные игры: «ку-ку» (прячется за своими ручками, прячет лицо у мамы на груди или, например, в одеяле на кровати), «ладушки» (хлопает в ладоши), показывает «фонарики». С удовольствием слушает музыку, может «подпевать» и даже пританцовывать, особенно если видел, как это делают родители;
  2. Ребенок понимает простые просьбы: принести игрушку, показать люстру. Многие детки уже умеют показывать какие-то части своего тела;
  3. Постоянно совершенствуется речь. Кроха пытается повторять слова за взрослыми, получаются новые слоги. Возможно, именно сейчас ребеночек произнесет свое первое осмысленное слово.

Девятый месяц

  • Девятимесячный малыш продолжает свои попытки подняться на ножки;
  • Он уже увереннее встает и стоит у опоры, передвигается вдоль диванов, кроватей, по детскому манежу;
  • Во время ползанья может развернуться и поползти в обратную сторону. Умеет сесть из положения «лежа» и встать из положения «сидя»;

Важно! В это время ребенок пытается залезть на стул, диван, самостоятельно слезть оттуда. Родители должны быть все время начеку, чтобы предупредить опасные падения.

  • Кроха старается дотянуться до всего, что он видит. Если не получается, может выразить свое недовольство криком. Именно в девять месяцев чадо активно проявляет свой характер. Может начать сопротивляться одеванию и гигиеническим процедурам, даже если до этого переносил все безропотно. Ребенок испытывает страх потери мамы и не хочет даже ненадолго выпустить ее из поля зрения.

В девятый месяц развития ребенка возникают новые умения:

  1. Кроха учится мять и рвать бумагу, перелистывать книжки;
  2. Можете дать ребенку пластилин, только следите, чтобы он его не ел. Разминание пластилина укрепит кисти, разовьет мелкую моторику. Кроме того, это занятие очень нравится деткам;
  3. Словарный запас крохи постоянно пополняется. Детки быстро запоминают названия всех предметов, которые им показывают взрослые, знают также значения слов «дай», «принеси», «положи», «кушать», «нельзя» и др.

Десятый месяц


В десятый месяц развития ребенка его навыки продолжают совершенствоваться. Человечек уже может вставать и стоять без поддержки, пытается ходить. Умеет сесть из положения стоя. Проворно ползает по всей квартире.

В этом возрасте игры у детей совершенствуются:

  • Благодаря активному развитию мелкой моторики, ребенок уже может удержать в одной руке от двух до трех маленьких предметов. В 10 месяцев у крохи появляется ведущая рука;
  • Детки понимают, как играть в игрушки: умеют катать машинку, собирать и разбирать пирамидку (кольца ставят пока не по порядку). Знают, как играть с неваляшкой, умеют строить башенку из двух кубиков;
  • Ребенок может быть вовлечен в игру с детьми, если взрослые покажут ему, как это нужно делать;
  • Детки любят вкладывать стаканчики друг в друга;
  • Умеют катать, кидать мячик;
  • Открывают, закрывают дверцы шкафов, выдвигают и задвигают ящики. Могут положить игрушку в шкаф или ящик;
  • Перекладывают небольшие предметы в разные коробки и емкости;
  • Начинают совмещать предметы, например, толкают мячик палочкой;
  • С удовольствием играют с едой и водой;
  • Начинают интересоваться конструкторами из крупных деталей, только пока не собирают, а разбирают их;
  • Умеют перелистывать страницы картонных книжек.

Десятимесячные детки любят подражать взрослым, копируют их мимику. Используйте этот интерес маленького человечка, проговаривая с ним новые несложные слова. Кроха будет повторять их за вами.

В 10 месяцев дети хорошо запоминают названия животных, пародируют звуки, которые они произносят.

Ребенок может отреагировать на несложную просьбу: показать, спрятать, принести. Детки уже знают названия частей тела, показывают глазки, носик. Умеют обобщать понятия: например, показывают ручки у себя, у куклы, у папы, у девочки на картинке.

Подробнее об этом возрасте читайте в статье что должен уметь ребенок в 10 месяцев>>>

Одиннадцатый месяц

  1. В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
  2. Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
  3. Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя>>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
  4. Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
  5. Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.

На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.

В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.

Двенадцатый месяц

Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.

  • В год малыш чаще всего начинает ходить.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.

  • Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
  • Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
  • Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку>>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
  • Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.

Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.

Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же.

Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.

  • На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.

Чему научился малыш в первый годик жизни?

Календарь развития ребенка от рождения и до года заполнен множеством событий. К годовалому возрасту малыш умеет переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Ребенок залезает на кровати, диваны, слезает с них.

Детки умеют кушать ложкой, надевать и снимать шапочку и носочки, просятся на горшок.

Маленький человечек освоил игры: бросает и катает мячики, машинки, укачивает кукол. Играет в кубики, собирает пирамидку.

Ребенок очень эмоционален, умеет улыбаться и хохотать, сердиться, грустить. Узнает родителей, предпочитает их общество компании других людей.

Если у вас еще остались вопросы, где взять понятные и простые шаги, что и как делать с ребенком до года, чтобы он рос спокойным счастливым и гармоничным, посмотрите курс Мой любимый малыш: главные секреты развития и воспитания ребенка до года.

Задаваясь вопросом о развитии крохи, не забывайте о том, что каждый человек индивидуален, даже если ему всего несколько месяцев от роду. Если ваш ребенок чего-то не умеет, это не повод для беспокойства; он обязательно приобретет этот навык позже.

Самое главное – это окружать малыша заботой и любовью, проводить с ним много времени, разговаривать с ним. Тогда будет и отдача, и очень скоро ребенок начнет радовать родителей все новыми и новыми умениями.

Другие статьи

  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Ребенок в 4 месяца перестал спать но Хелп!! Хочет спать, но не спит! Нужна помощь. Как было: Юлька днем спала на балконе, ритуал простой - одели в комбез, дали соску, покачали - ребенок спит. Спать хочет через 1,5 часа бодрствования. Как усьтала - капризничает.Как есть: уже пора спать.. ребенок плачет, […]
  • Развитие ребенка в кг Ребенок 1 год 3 месяца Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте. Новорожденный ребенок Ребенок 1 месяц Ребенок 2 […]
  • Сколько спят ваши дети Сколько спят ваши дети в год-полтора? Девочки, напишите, пожалуйста, сколько часов в возрасте 1-1,5 года ваши дети спят ночью, и сколько днём. У нас днем два сончаса по 1,5 часа. А ночью спит всего 8 часов. Я думаю, ночью он спит так мало, потому что днём […]
  • Математическая деятельность дошкольников это Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Цель: Содействовать лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у дошкольников. Задачи: 1.Развить у ребенка интерес к […]
  • Амоксиклав инструкция по применению для детей до года Панклав (Panclav) Действующее вещество: Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) Фармакологическое действие Способ применения и дозы Внутрь, во время еды, не разжевывая, запивая небольшим количеством воды. Взрослым и детям старше 12 лет (масса […]