Развитие навыков словообразования у детей с онр

Формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР

У детей с ОНР в устной речи недостаточность словообразовательных навыков проявляется в неполноте использования различных частей речи, множественных заменах и смещениях слов, отсутствие в словаре ребенка многих слов и т. д., вследствие чего в речи употребляются в основном существительные и глаголы, реже используются прилагательные, местоимения, наречия. Особую группу составляют ошибки, возникающие при образовании новых слов. Еще в 60-е годы Р.Е. Левина указывала на малодоступность задачи преобразования слова для детей с общим недоразвитием речи в связи с тем, что они недостаточно «подмечают» морфологический состав слов, которыми пользуются в речи.

В устной речи не редко отмечаются ошибки при использовании слов, созданных самим ребенком. Например, слово сапожник – почильник, маляр — красильщик. При обозначении профессий слова образуются от названия орудия производства; обозначение некоторых предметов, сооружений происходит от названия действия, для которого они предназначены (Жукова Н.С., Филичева Т.Б. и др)

Выше указанные ошибки обусловлены недостаточностью практических обобщений о морфологическом составе слов, что является серьезной помехой при подготовке обучению грамоте и осознанном усвоении правил правописания.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

Отечественные лингвисты, психологи, психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. В соответствии с пониманием самого термина «словообразования» его рассматривают не только как основой путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производных слов. Их появление в речи ребенка указывает на значительное продвижение в познании действительности и языка, то есть отражает переход на новый уровень когнитивного и языкового развития. Таким образом, словообразование теснейшим образом связано с развитием когнитивных процессов. Они стимулируют всплеск словообразовательной активности, а с другой — дальнейшее овладение словообразованием требует участия все более сложных когнитивных процессов.

Под словообразовательной системой понимаются элементы, из которых состоят слова, то есть значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их структура и роль в словопроизводстве, а также законы, по которым одни слова (производные) мотивируются другими (производящими).

При формировании словообразования главная задача заключается в уточнении знания наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.

В логопедической работе связь значения и звукового выражения закрепляется с помощью определения звукового сходства, выделения общей морфемы из группы словообразовательных форм, самостоятельного конструирования словообразовательных форм на основе общей выделенной морфемы.

Огромную роль, по мнению большинства исследователей, играют, механизмы, складывающиеся в период дошкольного детства. Речь идет об овладении ребенком механизмов создания новых слов. Именно в этом возрасте ребенок учится вычленять морфемы в слове, соотносить их с изменениями в предметах и явлениях действительности, использовать морфемы в процессе создания новых лексических единиц.

Эти процессы отражают уровень знаний ребенка об окружающем мире,

структурированность и детализацию тех элементов действительности, которые были выделены в процессе коммуникации и которыми ребенок овладел в ходе деятельности.

Проводимая нами логопедическая работа включала в себя формирование навыков словообразования существительных, прилагательных, глаголов.

Формирование словообразовательных операций проводилось в З этапа:

I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Похожие публикации:

Развитие алгоритмического умения школьников в процессе обучения математике
Формирование алгоритмического умения – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит .

Организация коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в дошкольном образовательном учреждении для детей умственно отсталых
Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, .

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности
В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество – понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта). Обобщенные .

Возрастные особенности внимания

Внимание — это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно — вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным — можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

На какие принципы следует опираться в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Выделены этапы работы, перечислены приёмы, игры, упражнения для формирования словообразования у детей с ОНР.

Группа детей с ОНР представляет собой неоднородную группу, как с точки зрения этиологии, так и с точки зрения сформированности лексико-грамматической стороны речи, что требует применения дифференциального подхода в логопедической работе.

При разработке методики логопедического воздействия учитываются следующие теоретические положения:

Психологические представления о процессе порождения речи как сложном, многооперационном процессе (Н.И. Жинкин [8]; И.А. Зимняя [13]; Л.А. Чистович, В.А. Кожевников, В.В. Алякринский [52] и др.). Речевая деятельность включает в себя процессы порождения и восприятия речи, каждый из которых имеет многоуровневую структуру, включающую сенсорный, перцептивный, языковой и смысловой уровни. Все уровни взаимообусловлены и взаимоконтролируются. Участие лингвистических подсистем как высших психических функций в формировании речевых высказываний является основой процессов словообразования.

Современные представления о грамматическом значении слова и о его развитии в онтогенезе (А.Н. Гвоздев [5]; А.А. Леонтьев [20]; С.Н. Цейтлин [51]; А.М. Шахнорович и Н.М. Юрьева [53] и др.). Полноценное овладение словообразованием родного языка основывается на усвоении исторически сложившихся в нём моделей. Словообразование это не только система особых операций, но и неотъемлемый компонент в становлении всей языковой способности в целом. Словообразование является мощнейшим стимулом развития речи в целом. В онтогенезе происходит активное достижение способов словообразования и практическое их применение. При нормальном речевом развитии такой скачок в когнитивном развитии происходит у детей на 3-4 году жизни. Способность к пониманию производных слов в онтогенезе формируется раньше, чем способность к созданию производных слов.

Современные научные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта при общем недоразвитии речи (Г.И. Жаренкова [7]; Р.Е. Левина [18]; Н.А. Никашина [22]; Н.Ф. Спирова [29]; Е.Ф. Соботович [35]; Л.В. Лопатина [38]; Т.В. Туманова [39, 40] и другие). Отмечается вторичность недоразвития словообразования у детей с ОНР. С точки зрения уровня несформированности словообразования категория детей с ОНР характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования словообразовательной системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Основным механизмом несформированности словообразования у детей с ОНР является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения словообразовательных форм из-за нечёткости слухового и кинестетического образа слов.

Логопедическая работа по преодолению недоразвития словообразования у дошкольников с ОНР должна осуществляться в определённой последовательности, согласно этапам появления соответствующих психологических функций и процессов в онтогенезе. Стадии развития словообразования описаны в работах А.Н. Гвоздева [5], Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой [10] и др.

В процессе логопедической работы по коррекции нарушений словообразования у дошкольников с ОНР следует опираться на следующие принципы:

1. Патогенетический принцип.

Недоразвитие словообразовательной стороны речи у дошкольников с ОНР носит вторичный характер. Эти нарушения возникают, в частности из-за того, что нечёткая речь детей не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля в выборе соответствующих суффиксов и префиксов. В воспринимаемом от окружающих языковом материале лексическая основа слова выступает для ребёнка постоянным словесным раздражителем, а служебные части слова – в качестве меняющегося окружения. Логопедическая работа, направленная на развитие словообразования должна быть изначально ориентирована на развитие и понимание словообразовательного значения, привносимого морфемами, а потом уже на их непосредственное использование.

2. Принцип системного подхода.

В логопедической работе необходимо учитывать тот факт, что нарушения словообразования взаимосвязаны с её лексикой, поэтому необходимо помочь ребёнку усвоить те нюансы семантических изменений, которые создаются частями слова.

3. Принцип комплексности.

Общее недоразвитие речи – сложный синдром, проявляющийся в невротических и речевых симптомах. Это определяет необходимость комплексного воздействия на весь синдром в целом.

4. Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы.

В основе этого принципа лежит представление о речевой деятельности как сложной функциональной системе, а также учение о сложной структуре психических функций.

5. Принцип учёта «зоны ближайшего развития».

Согласно этому принципу, развитие и формирование недостаточных словообразовательных операций должно осуществляться с учётом ближайшего уровня их развития. Планировать задания необходимо таким образом, чтобы существовала возможность их выполнения ребёнком с незначительной помощью со стороны логопеда.

6. Принцип поэтапного («пошагового») формирования психических функций.

В процессе коррекции нарушений словообразования выделяют определённые этапы логопедической работы. Становление умственных действий представляют собой сложный и длительный процесс. Формирование словообразования первоначально осуществляется с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия. Далее развитие недостаточных словообразовательных операций переводится в речевой план, постепенно сокращается, свёртывается, автоматизируется. Последним этапом в работе над функцией становится перевод умственного действия во внутренний план, его интериоризация.

7. Принцип сознательности.

С самого начала логопедической работы необходимо опираться на осознанное выполнение заданий по развитию словообразования. Дети должны чётко понимать цель каждого задания.

8. Принцип дифференцированного подхода.

Различие уровней сформированности словообразования предполагает учёт выделенных особенностей. При организации логопедической работы подбираются соответствующие игры и упражнения.

9. Принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка.

В логопедической работе необходимо учитывать индивидуальные затруднения каждого конкретного ребёнка, для чего необходимо составить индивидуальные профили состояния словообразования.

10. Принцип учёта ведущей деятельности.

В группах дошкольников с ОНР коррекционная работа осуществляется в процессе игровой деятельности, которая является средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребёнка.

11. Принцип использования обходного пути.

В логопедической работе при нарушенном речевом развитии осуществляется опора на сохранные звенья, афферентации. Развитие и формирование недостаточных словообразовательных операций необходимо проводить с опорой на зрительные и кинестетические афферентации.

12. Общедидактические принципы.

При разработке методики логопедической работы по развитию словообразования у дошкольников с ОНР использовались некоторые приёмы и методы, описанные Н.В. Уфимцевой [43], С.Н. Карповой и И.Н. Колобовой [14], Л.В. Сахарным [33], Л.В. Лопатиной [22]. Кроме того, методика опиралась на перспективное комплексное планирование работы логопеда в старшей группе детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Н.В. Серебряковой [34] и Н.В. Нищевой [30, 31].

Содержание коррекционной работы
по преодолению нарушений словообразования
у дошкольников с общим недоразвитием речи

В процессе формирования словообразования основное внимание уделяется организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой. Закрепление этой формы осуществляется на основе определения слов с общей морфемой, выделение этой общей морфемы, уточнения её значения.

Логопедическая работа включает словообразование существительных и прилагательных.

Формирование словообразование осуществляется в три этапа.

Работа над словообразовательными аффиксами осуществляется следующим образом:

  • образование слов с заданным значением с помощью логопеда. При этом подбираются слова с одинаковыми словообразующими аффиксами (по значению и звучанию);
  • выделение общей морфемы;
  • закрепление значение аффикса;
  • анализ звукового состава морфемы;
  • самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

Заключительным этапом работы является оперирование морфемами в процесс лексико-семантических упражнений, т.е. в экспрессивной речи ребёнка, закрепление словообразовательных моделей, их генерализация.

Смотрите так же:  Можно ли иметь детей после химиотерапии женщине

Цель: закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей.

  1. Упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам («Осень. Признаки осени», «Овощи», «Огород», «Фрукты», «Сад», «Ягоды», «Грибы», «Лес», «Игрушки», «Деревья осенью», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Зима»).
  2. Учить образовывать, объяснять и использовать в речи качественные и относительные прилагательные.

С целью развития словообразования на первом этапе используются следующие приёмы работы:

«Покажи, что я назову».

Перед детьми размещают картинки с изображением пар предметов обычного и маленького размера. Логопед произносит слова, чётко выделяя суффикс -ИК-, объясняя, что «волшебная часть» с -ИК- превращает предмет в маленький. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, где изображены маленькие предметы, а где – обычные.

Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами -ЧИК-, — ОЧК-, -ЕЧК-, -Ц-.

  • куст – кустик, сад – садик, стол – столик, корабль – кораблик, мяч – мячик, арбуз – арбузик;
  • шкаф – шкафчик, стул – стульчик, помидор – помидорчик, карман – карманчик, банан – бананчик;
  • лента – ленточка, юбка – юбочка, вилка – вилочка, тарелка – тарелочка, яблоко – яблочко, ёлка – ёлочка, снежинка – снежиночка;
  • чашка – чашечка, ложка – ложечка, кружка – кружечка, подушка – подушечка, игрушка – игрушечка;
  • зеркало – зеркальце, дерево – деревцо.

Логопед раздаёт детям картинки-символы с изображением кругов большого и маленького размера одного цвета, называет в случайном порядке слова и предлагает определить, о каком предмете он говорит: о большом или маленьком. Дети выбирают соответствующую картинку-символ.

«Услышь ласковое слово»

Логопед произносит слова, чётко выделяя голосом суффикс -ОК- (-ЁК-) и объясняя, что «волшебная часть» с -ОК- превращает обычные слова в ласковые. Затем логопед произносит в случайном порядке пары слов и предлагает детям хлопать в ладоши, ели они услышат «ласковое» слово.

Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами -К-, -ОНЬК-, -ИЧК-, -УШК-, -ЫШК-, -ИЦ-, -ЕЦ-.

  • лес – лесок, снег – снежок, гриб – грибок, сапог – сапожок, огонь — огонёк;
  • берёза- берёзка, шуба – шубка, капля – капелька, ягода – ягодка, машина – машинка, туфля – туфелька;
  • берёза – берёзонька;
  • лиса – лисичка, вода – водичка;
  • зима – зимушка, зерно – зёрнышко, перо – пёрышко, крыло – крылышко, гнездо – гнёздышко, бревно – брёвнышко, солнце – солнышко;
  • вода – водица, каша – кашица, кожа – кожица, масло – маслице, кресло – креслице, платье – платьице;
  • пальто – пальтецо.

«Ласково – неласково».

Логопед бросает ребёнку мяч, называя в случайном порядке слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и без них, и предлагает определить, как звучит слово: ласково или нет.

Игра «Назови ласково».

Детям предлагается пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и поэтому её можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, стульчик, огурчик, помидорчик, вазочка, салфеточка, тарелочка и т.д.)

Логопед предлагает ребёнку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, «превратить» его в маленький, назвав правильно слово. Если ребёнок выполняет задание безошибочно, то ему демонстрируется картинка с изображением маленького предмета.

Картинки с изображением объектов: нос, куст, сад, стол, корабль, мяч, комар, шкаф, стул, диван, помидор, карман, лента, юбка, сумка, вилка, чашка, тарелка, ложка, кружка, подушка, дерево, зеркало.

На наборном полотне расположены картинки с изображением Дюймовочки и предметов, которые её окружают. Логопед предлагает детям назвать предметы, которыми пользуется Дюймовочка, напоминая, что, поскольку Дюймовочка – маленькая девочка, все её вещи тоже очень маленькие.

Материал: столик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, кроватка, туфельки, цветочек, платочек, зеркальце, платьице.

Детям демонстрируются два медведя – большой и маленький – и набор предметных картинок с изображением больших и маленьких чашки, блюдца, ложки, шапки, корзины, дома, гриба, пирога. Логопед рассказывает о двух медведях и предлагает детям найти и назвать то, что нужно каждому медведю, закончив начатое им предложение.

Образец ответа: Большой медведь живёт в доме. Маленький медведь живёт в домике.

  • У большого медведя … У маленького медведя …
  • Большой медведь надел … Маленький медведь надел …
  • Большой медведь взял … Маленький медведь взял …
  • Большой медведь собрал … Маленький медведь собрал …
  • Большой медведь испёк … Маленький медведь испёк …

Логопед предлагает детям по аналогии дополнить начатое им предложение нужным по смыслу словом.

Образец ответа: Заяц белый, а зайчонок беленький.

  • Платок синий, и шарфик … (синенький)
  • Цветок красный, и цветочек … (красненький)
  • Яблоко сладкое, и яблочко … (сладенькое)
  • Груша жёлтая, и грушка … (жёлтенькая)
  • Солнце тёплое, и солнышко … (тёпленькое)
  • Кот пушистый, и котёнок (пушистенький)
  • Дом низкий, и избушка… (низенькая)
  • Морковь вкусная, и морковочка … (вкусненькая)
  • Пояс короткий, и ленточка … (коротенькая)
  • Берёза тонкая, и берёзка … (тоненькая)
  • Девочка красивая, и куколка … (красивенькая)

Логопед называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, возвращая мяч, образует слово с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Образец ответа: умный – умненький.

Материал: белый, рыжий, пушистый, красивый, сладкий, хороший, синий, старый, добрый, тёплый.

«Подумай и назови».

Логопед предлагает детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная.

При затруднении задаётся вопрос «какая?» («какой?»)

  • Если на улице холод, то день …
  • Если на улице шум, то улица …
  • Если человеку сопутствует удача, то человек …
  • Если у человека талант, то человек …
  • Если весь день идёт дождь, то день …
  • Если корова приносит людям пользу, то корова …

«Назови правильно».

Логопед предлагает детям дать словам правильные определения, ответив на его вопрос.

Образец ответа: Как назвать ученика за ум? Умный.

  • Как назвать борца за силу? …
  • Как назвать песню, если она вызывает тоску? …
  • Как назвать ворону за крик? …
  • Как назвать клоуна, если он вызывает смех? …
  • Как назвать фильм, если он вызывает скуку? …
  • Как назвать мальчика за драку? …
  • Как сказать про носок, если он с дыркой? …
  • Как назвать девочку, если у неё кудри? …
  • Как назвать человека, если он делает людям добро? …
  • Как назвать человека, если он делает людям зло? …
  • Как назвать лежебоку за лень? …
  • Как назвать книгу, если она вызывает печаль? …

«Помоги Незнайке».

Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришёл Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Детям предлагается помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок.

― в импрессивной речи:

Логопед произносит в случайном порядке предложения с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат, что логопед произнёс предложение, содержащее неправильное слово.

― в экспрессивной речи:

Логопед произносит в случайном порядке предложения с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям исправить его, если он услышит предложение, содержащее неправильное слово, назвав правильный вариант.

  • По лесу бродит голоденный волк. За окном очень шумная улица. На улице льёт силовой дождь. Сегодня чудесный морозновый день. Мальчик не хочет есть холодный суп. Мальчик вернулся с прогулки весь грязенный. Мама готовит полезновую пищу. Я услышал очень тоскливую песню. На опушку выскочил трусостный заяц. Во дворе жил очень драчливый мальчик.

Игра в лото «Что из чего сделано?»

Детям раздаются карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, «стакан из стекла». Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, у кого на карточке есть этот предмет, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т.е. ответить на вопрос «какой?» (стеклянный стакан), а затем закрывает картинку фишкой.

  • стакан из стекла – стеклянный, ложка из дерева – деревянная, нож из металла – металлический, чашка из фарфора – фарфоровая, платье из шёлка – шёлковое, шарф из шерсти – шерстяной, мяч из резины – резиновый, игрушка из пластмассы – пластмассовая, пальто из кожи – кожаное.

Логопед предлагает детям побыть мастерами и изготовить предметы из разного материала. Детям раздаются картинки с изображением различных предметов. Логопед называет материал, из которого они сделаны, а дети сообщают, что они будут изготовлять.

Образец ответа: косынка из шёлка – шёлковая косынка.

  • платок из пуха – пуховый платок, шкаф из дуба – дубовый шкаф, стол из берёзы – берёзовый стол, шуба из меха – меховая шуба, суп из гороха – гороховый суп, ваза из фарфора – фарфоровая ваза, сапоги из резины – резиновые сапоги, игрушки из пластмассы – пластмассовые игрушки, варенье из вишни – вишнёвое варенье, платье из ситца – ситцевое платье, одеяло из ваты – ватное одеяло, сковорода из чугуна – чугунная сковорода, коробка из картона – картонная коробка, печь из кирпича – кирпичная печь, бокал из хрусталя – хрустальный бокал, папка из бумаги – бумажная папка, хлеб из пшеницы – пшеничный хлеб, ком из снега – снежный ком, повидло из яблок – яблочное повидло. Сумка из кожи – кожаная сумка, свитер из шерсти – шерстяной свитер, костюм из льна – льняной костюм, кольцо из серебра – серебряное кольцо, дом из дерева – деревянный дом, стакан из стекла – стеклянный стакан, солдатик из олова – оловянный солдатик, крыша из соломы – соломенная крыша.

Логопед предлагает детям стать поварами и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые назовёт логопед.

Образец ответа: грибы – грибной суп.

Материал: лимон, картофель, морковь, рыба, мясо, яблоко, земляника, брусника, молоко, овсяные хлопья.

«Подумай и составь сочетание из слов».

Логопед предлагает детям составить словосочетания из двух слов, предложенных в начальной форме.

Образец ответа: зима и месяц – зимний месяц.

  • осень и дождь …
  • лето и отдых …
  • утро и ветерок …
  • май и праздник …
  • море и берег …
  • зима и лес …
  • ночь и патруль …
  • библиотека и книга …
  • больница и халат …
  • день и сон …
  • берег и охрана …
  • март и капель …

«Помоги Незнайке».

Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришёл Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Детям предлагается помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок.

― в импрессивной речи:

Логопед произносит в случайном порядке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат, что логопед произнёс словосочетание, звучащее неправильно.

― в экспрессивной речи:

Логопед произносит в случайном порядке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям исправить его, если они услышат словосочетание, звучащее неправильно, назвав верный вариант.

Материал: пухная подушка, капустовый суп, зимний день, снеговой ком, дубовая бочка, мехная шуба, бумажный змей, черниковое варенье, соломная крыша, морская рыба.

Логопед произносит предложение, где прилагательное заменено существительным, от которого оно должно быть образовано. Детям необходимо исправить ошибку, дав правильный вариант ответа.

Образец ответа: На улице льёт осень дождь – На улице льёт осенний дождь.

Материал: Папа купил сыну футбол мяч. Наступил первый лето день. Над домом летит воздух шар. В вазе стоят поле цветы. Повар сварил яблоки компот. Дети слепили снег бабу. Мама приготовила овощи салат.

Цель : закрепление словообразования менее продуктивных моделей.

  1. Формировать образование существительных единственного и множественного числа с суффиксами -ОНОК- (-ЁНОК)-, -АТ- (-ЯТ-) по теме «Дикие и домашние животные и их детёныши».
  2. Отработать образование существительных с суффиксом -ИЩ- и -ИН-
  3. Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (кот – котик – котенька – котище) по темам «Дикие и домашние животные».
  4. Отработать образование притяжательных прилагательных по теме «Дикие и домашние животные»
  5. Отработать образование глаголов движения с приставками.
Смотрите так же:  Сколько оплачивают по уходу за ребенком до 3 лет с 2019 года

С целью развития словообразования на втором этапе используются следующие приёмы работы:

«Покажи, кого я назову».

Перед ребёнком размещают картинки с изображением пар животного и его детёныша. Логопед произносит слова, чётко выделяя голосом суффикс -ОНОК- (-ЁНОК-), объясняя, что «волшебная часть» с -ОНОК- (-ЁНОК-) превращает животное в его детёныша. Затем логопед называет пары слов и предлагает детям определить, где изображены детёныши, а где – их родители.

волк – волчонок, медведь – медвежонок, заяц – зайчонок, тигр – тигрёнок, лев – львёнок.

Игра «Кто у кого?»

В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детёнышей.

Вначале логопед задаёт детям загадку про животного:

«Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям может лазать,
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
Кто это? (Белка)

А как называют детёныша белки? (Бельчонок)

Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?». Для этого вам надо вспомнить детёнышей животных».

Логопед называет животных и показывает картинки. Дети вспоминают названия детёнышей животных (лисёнок, котёнок и др.)

Логопед: «Послушайте ещё раз названия детёнышей животных и скажите, что слышится в конце всех этих слов. Какая общая часть в этих словах? (-ОНОК-; -ЁНОК-) А у каких животных названия детёнышей отличается от названий взрослых животных?» (корова – телёнок, лошадь – жеребёнок, овца – ягнёнок, собака – щенок)

Логопед предлагает ребёнку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением животного, превратить его в детёныша, правильно назвав слово. Если ребёнок выполняет задание безошибочно, то ему демонстрируют картинку с изображением детёныша животного.

Картинки: тигр, волк, медведь, заяц, лев.

На наборном полотне расположены картинки с изображением животных и их детёнышей. Логопед предлагает детям стать экскурсоводами и рассказать, какое животное (детёныши) живут в зоопарке.

Образец ответа: Здесь живут слон и слонёнок.

Картинки: слон – слонёнок, тигр – тигрёнок, волк – волчонок, медведь – медвежонок,, заяц – зайчонок, лев – львёнок.

«Покажи, что я назову».

Перед детьми разложены картинки с изображением пар предметов обычного и большого размера. Логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс -ИЩ- (например, дом – домище) и объясняя детям, что «волшебная часть с -ИЩ- превращает обычный предмет в большой. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, на какой из них изображены большие предметы, а на какой – обычные (например: «Покажи, где дом, а где домище»).

Аналогичное задание выполняется на материале слов с суффиксом -ИН-.

Картинки: дом – домище, нос – носище, кот – котище, усы – усищи, комар – комарище, куст – кустище, помидор – помидорище, волк – волчище; дом – домина, нос – носина.

«Узнай, о чём я говорю».

Логопед бросает ребёнку мяч, называя в случайном порядке слова, обозначающие «очень большой» и обычный, и предлагает определить, о каком предмете (животном) он говорил – о большом или нет.

Логопед предлагает ребёнку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, «превратить» его в очень большой с помощью «волшебной части» -ИЩ- или -ИН-. Назвав правильно слово. Если ребёнок выполняет задание безошибочно, ему демонстрируется картинка с изображением соответствующего предмета.

Картинки: дом, нос, комар, куст, помидор, волк, глаз, рука.

Логопед предлагает детям картинки с изображением слона и комара. Он называет в случайном порядке слова (существительные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой») и предлагает детям поднять соответствующую картинку, определив, о каком предмете говорится: о большом или маленьком.

Материал: домик, садик, домище, мячик, диванчик, носина, портфельчик, тетрадочка, ротище, чашечка, ложечка, усищи, книжечка, зеркальце, ручищи, деревце, ножищи, домина.

На наборном полотне расположены картинки с изображением двух братьев – Ика и Ища. Логопед рассказывает детям историю о двух братьях (Ике и Ище): «Жили-были два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было своё жилище. ИК имел маленький домик, а ИЩ – большой домище. У Ика был носик, а у Ища – носище». Логопед предлагает детям подобрать слова, которые бы соответствовали облику одного брата и другого.

Логопед произносит словосочетания, бросая мяч детям, и предлагает им отвечать одним словом, используя суффиксы -ИК- и -ИЩ-.

Образец ответа: маленький дом – домик; большой дом – домище.

Материал: маленький комар, маленький куст, большие усы, большой куст, маленький ковёр, большая лапа, маленький винт, большой помидор, маленький глаз, большая нога, маленькая рука.

«Большой – маленький».

Логопед в случайном порядке называет слова и предлагает детям подобрать к ним как можно больше слов.

Образец ответа: большой – носище, домина, усищи …; маленький – мячик, стульчик, домик …

Логопед предлагает детям продолжить цепочку слов, образуя новые слова по образцу.

Образец ответа: человек – человечек – человечище.

  • кулак – … – … нос – … – … голос – … – …
  • нога – … – … рука – … – … сапог – … – …
  • волос – … – … усы – … – … глаза – … – …

Логопед называет детям ряд слов и предлагает определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор.

  • избушка – садик – крылечко – деревцо – окно – дворик – скамеечка – дверца;
  • ручка – ножка – глазик – щёчки – ножища – лобик – садик;
  • волчище – домище – глазищи – ротик – ручищи — носище.

Образование притяжательных прилагательных.

Логопед рассказывает сказку:

«Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оборвал их и разнёс по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. Давайте и мы им поможем. Но хвосты спрятались в лесу и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть, ответив на вопрос: «Чей это хвост?» Вот на сосне висит серенький, пушистый хвостик белки. Чей это хвост? (Беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий). Дадим медведю его короткий хвост. В чаще леса нашёлся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий). А на пенёчке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей этот хвостик? (Мышиный). Все животные нашли свои хвосты и были этому очень рады».

Затем логопед предлагает вспомнить, как называются хвосты домашних животных: хвост собаки – собачий, хвост кошки – кошачий, хвост коровы – коровий, хвост лошади – лошадиный, хвост быка – бычий, хвост козы – козий, хвост овцы – овечий, хвост барана – бараний.

«Угадай, кто хозяин».

На наборном полотне расположены предметные картинки. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть их и ответить на вопрос «чей это?» («чья это?»)

Образец ответа: сумка мамы – чья это сумка? – мамина сумка.

Материал: платок тёти, костюм дяди, газета папы, очки бабушки, книга дедушки, дом кошки, галстук отца, хвост крокодила.

Логопед рассказывает детям о том, что на дне рождения у зайца звери объелись сладким и у них разболелись зубы. Пришли звери к Доктору Айболиту лечить больные зубы. Логопед демонстрирует картинки с изображением Доктора Айболита и животных и предлагает детям назвать, чей зуб вылечил Доктор Айболит.

Образец ответа: Доктор Айболит вылечил волчий зуб.

Материал: лисий зуб, медвежий зуб, олений зуб, беличий зуб, заячий зуб.

Логопед сообщает детям, что животные решили поиграть в прятки, но не смогли спрятаться полностью, и поэтому их можно увидеть. На наборном полотне размещаются картинки с изображением частей туловища спрятавшихся животных и предлагает угадать, кто играет в прятки.

Образец ответа: Это лисья голова – лиса играет в прятки.

  • голова – рыбья, оленья, лисья, коровья, птичья, медвежья, заячья, беличья, волчья;
  • хвост – рыбий, олений, лисий, коровий, птичий, медвежий, заячий, беличий, волчий.

«Рассеянный ученик».

Логопед рассказывает детям историю о рассеянном ученике, который, выполняя домашнее задание, всё перепутал. Он нарисовал животных, перепутав их головы, хвосты и т.д. Детям демонстрируются картинки-нелепицы с изображением животных с чужими частями туловища. Логопед предлагает детям исправить ошибки.

Образец ответа: Это волк, у него хвост заячий, в должен быть волчий.

  • хвост – козий, рыбий, бараний, олений, коровий, павлиний, птичий, медвежий, собачий, заячий, волчий, беличий;
  • голова – козья, рыбья, баранья, оленья, коровья, павлинья, птичья, медвежья, собачья, заячья, волчья, беличья;
  • туловище – козье, рыбье, баранье, оленье, коровье, павлинье, птичье, медвежье, собачье, заячье, волчье, беличье.

Логопед демонстрирует детям картинки с изображением животных и предлагает определить, чьё это жилище, ответив на вопрос «чей дом?»

Картинки: берлога, логово, нора, конура, хлев, дупло, птицеферма.

«У кого какая шуба?»

Логопед демонстрирует картинки с изображением животных и предлагает детям ответить на вопрос: у кого какая шуба?

Образец ответа: у волка волчья шуба.

Материал: лисья шуба, заячья шуба, медвежья шуба, беличья шуба, оленья шуба, волчья шуба.

«Помоги Незнайке».

Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришёл Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Детям предлагается помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок.

― в импрессивной речи:

Логопед произносит в случайном порядке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат, что логопед произнёс словосочетание, звучащее неправильно.

― в экспрессивной речи:

Логопед произносит в случайном порядке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям исправить его, если они услышат словосочетание, звучащее неправильно, назвав верный вариант.

Материал: папиновая газета, мамино пальто, тётин плащ, дядиновая ручка, лисина лапа, коровье молоко, павлинье перо, баранино сало, собакина будка, волчье логово, медвежье ухо, птичин клюв, беличье дупло.

На наборном полотне располагаются картинки с изображением животных (птиц) и их голов. Логопед, указывая на картинки, предлагает детям определить и назвать одним словом, чья это голова.

Материал: лошадиная, куриная, мышиная, лебединая, воробьиная, ястребиная.

«Назови правильно листья».

На наборном полотне располагаются картинки с изображением деревьев и листьев. Логопед предлагает одним словом назвать лист каждого дерева.

Образец ответа: лист дуба – дубовый.

Материал: ольховый, кленовый, дубовый, сосновый, еловый, берёзовый, липовый, осиновый, смородиновый, яблоневый, рябиновый.

Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

― в импрессивной речи:

«Выполни инструкцию».

Логопед предлагает детям выполнить действия по его инструкции.

Материал: войти в комнату, выйти из комнаты, сойти с ковра, подойти к столу, отойти от стула, зайти за угол, перешагнуть через порог, пододвинуть стул, догнать Катю.

«Покажи картинку».

  1. Логопед называет слова, дети должны показать соответствующую картинку. Речевой материал: входит – выходит, влетает – вылетает, подходит – отходит, подливает и отплывает, подъезжает – отъезжает – съезжает, залезает – слезает.
  2. На наборном полотне располагаются картинки с изображением предметов и людей. Логопед произносит предложение и предлагает детям показать соответствующую картинку.
  • Мальчик входит в дом. Мальчик выходит из дома.
  • Птица влетает в клетку. Птица вылетает из клетки.
  • Бабушка подходит к внуку. Бабушка отходит от внука.
  • Мальчик приходит в магазин. Мальчик уходит из магазина.
  • Машина съезжает с камня. Машина наезжает на камень.
  • Утки подплывают к берегу. Утки отплывают от берега.
Смотрите так же:  Врожденная миопатия у детей лечение

― в экспрессивной речи:

Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

Цель : уточнение значения и звучания непродуктивных словообразований.

  1. Образование существительные с помощью суффикса -НИЦ-.
  2. Закрепить способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
  3. Образование сложных слов.
  4. Подбор родственных слов и выделение общей морфемы.

С целью развития словообразования на третьем этапе используются следующие приёмы работы:

Игра «Что для чего?»

Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задаёт вопрос: «Где хранятся эти предметы?» (Хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице). По мере называния предметов они кладутся в ту посуду, в которой хранятся.

Логопед ещё раз предлагает прослушать эти слова и определить у них общую часть. При этом логопед акцентирует голосом суффикс -НИЦ-.

Далее логопед делает вывод: предмет, в котором что-нибудь хранят, обычно называется словом, в котором есть часть слова -НИЦ-.

Логопед предлагает детям накрыть стол к приходу гостей. Он демонстрирует картинки с изображением посуды и просит ответить, как эта посуда называется.

Образец ответа: посуда для салата – салатница.

Материал: посуда для супа, посуда для хлеба, посуда для соуса, посуда для сливок, посуда для масла, посуда для конфет, посуда для сухарей.

Логопед читает стихотворение Е. Измайлова и предлагает детям назвать встретившееся в нём сложное слово.

Жил да был на свете пар.
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал, как молодой.
Пар из чайников струился,
Над кастрюльками клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.

Жило-было слово ход.
В слове выход, в слове вход,
В слове ходики стучало
И в походе вдаль шагало.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
Паром ходит пароход.
В паре ходят пар и ход.
Так и жили пар и ход.

Назвав сложное слово, дети объясняют, из каких слов оно получилось.

«Придумай одно слово вместо двух».

Логопед называет существительное и глагол и предлагает детям по образцу «создать» новое слово.

Образец ответа: снег падает – снегопад.

Материал: звёзды падают – … , листья падают – … , лёд колет – … , рыбу ловит – … , пчёл разводит – … , лес рубит – …, книги любит – … , сам летает – … , пешком ходит – … , сок выжимает – … , пыль сосёт – … , трубу чистит – … , сам сваливает – … , мышей ловит – … , сам катит – … , трубы укладывает – … , возит с помощью электричества – … , сам ходит– …

В случае затруднения логопед называет слово, дети его повторяют.

«Создай новое слово».

Логопед называет существительное и прилагательное и предлагает детям по образцу «создать» новое слово.

Образец ответа: чёрные глаза – черноглазый.

Материал: голубые глаза – … , зелёные глаза – … , длинный нос – … , широкий лоб – … , острый ум – … , большие глаза – … , карие глаза – … , тонкие брови – … , белые зубы – … , короткий хвост– … .

Логопед демонстрирует детям несколько картинок, на которых изображены; сад, маленький садик, садовник, который поливает садовые цветы. Педагог объясняет детям значение каждого слова, интонационно выделяя общую часть слова, говорит, что все эти слова связаны со словом «сад» («садик» – маленький сад, «садовые цветы» – те, которые растут в саду, «садовник» – человек, который ухаживает за садовыми растениями). Затем логопед читает стихотворение «Как растут слова» Е. Измайлова.

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот и садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.

После прочтения стихотворения детям даётся задание составить словосочетания или предложения с этими словами. При затруднении демонстрируется сюжетные картинки.

Материал: Колхозники посадили сад. Садовник ухаживает за садом, поливает садовые цветы и другие посадки. Садовник посыпает садовые дорожки песком. Колхозники посадили большой сад, а около нашего дома есть маленький садик. В нём мы тоже посадили садовые цветы. Мы ухаживаем за садовыми цветами.

«Назови лишнее слово».

Логопед произносит группу из трёх слов, два из которых являются однокоренными, а третье содержит омонимичный корень, и предлагает детям назвать лишнее слово, обосновав свой выбор.

Материал: нос – носовой – носить; вода – водить – водный; белка – белый – белить; ножной – ножевой – ножик; вина – виноватый – виноград; измученный – мучной – замучить; распарывать – распарить – парилка; пылинка – запылать – запылить; растоптать – топот – растопить.

«Подбери слова-родственники».

Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Логопед проводит беседу по картинке, задавая детям вопросы:

  • Что нарисовано на картинке? (лес)
  • Как можно назвать маленький лес? (лесок)
  • Как называют зверей и птиц, которые живут в лесу? (лесные)
  • Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник)
  • Как называется сказочный персонаж, живущий в лесу? (лесовик)

Затем логопед называет слова «лес», «лесок», «лесные», «лесник», «лесовик» и предлагает детям определить, что общего в этих словах.

Аналогичная работа может проводиться на материале других слов.

Материал: игра – игрушка, игрушечный, игровой, игрушечка, играть; ночь – ночка, ночной, ноченька, ночник, ночевать; печь – печка, печурка, печеный, испечь, запечь, печник; город – городок, городской, городовой, пригород; ягода – ягодка, ягодный, ягодник; лёд – ледяной, ледовый, ледышка, ледник, заледенеть.

«Назови родственные слова».

Логопед, называя слово, бросает мяч детям. Ребёнок, возвращая мяч, называет родственное слово.

Материал: кот … (котик, котёнок, котище, кошка, котята, кошачий, кошечка); лиса … (лисёнок, лисий, лисонька); сад … (садик, садовый, садовник, посадить, посадки); соль … (солёный, посолить, соленья); лес … (лесок, лесной, лесник); вода … (водный, подводный, водовоз, водяной).

«Найди общую часть в словах».

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую приставку, и предлагает детям определить и назвать общую часть слова, объяснив свой выбор.

Материал: выбежать, выйти, выпрыгнуть; прийти, прибежать, приплыть; уйти, улететь, убежать; отбежать, отъехать, отплыть; влететь, вбежать, въехать; зайти, залететь, забежать; подбежать, подпрыгнуть, подлететь; перейти, перелезть, перешагнуть.

«Найди лишнее слово».

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую приставку, и предлагает детям определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор.

Материал: унести, прийти, приподнять; прибежать, зайти, принести; выкинуть, войти, выпрыгнуть; прийти, подскочить, прибежать; выйти, вбежать, вылететь; отползти, отработать, забежать; переплыть, отойти, перепрыгнуть; зайти, занести, вылезти.

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, у которых в начале находится общая часть (приставка): пере-, вы-, под-, в-, за-, при-, от-, с-.

В современной логопедии большое значение придаётся системному подходу к изучению и преодолению недоразвития речи у детей. В связи с этим изучение словообразовательных процессов у старших дошкольников с недоразвитием речи, проведение экспериментального исследования этих процессов с целью определения уровня их сформированности и выявление типичных ошибок является актуальным. Анализ литературы показал, что нарушения словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи могут проявляться в разной степени – от единичных ошибок в понимании и употреблении грамматических форм до грубого нарушения процессов словообразования. Грамматически правильная речь является одной из главных лингвистических предпосылок формирования письменной речи, а роль понимания структуры образования слов в обучении чтению и письму велика.

Таким образом, дети с ОНР не могут спонтанно, без помощи извне, стать на единственно правильный путь формирования речи – онтогенетический, т.е. дети нуждаются в помощи логопеда. Различие по уровням сформированности речевых навыков и этиологии требует дифференцированного подхода в логопедической работе.

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  2. Жаренкова Г.Н. К вопросу об активной и пассивной речи моторных алаликов// Труды II научной сессии по дефектологии. – М., 1953.
  3. Жукова Н.С. О самостоятельном формировании грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. – 1971. – № 31.
  4. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1963.
  5. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. – М., 1978.
  6. Левина Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей// Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
  7. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. – М., 1969.
  8. Лопатина Л.В. Приёмы обследования дошкольников со стёртой формой дизартрии и дифференциация их обучения//Дефектология. – 1986. – № 2.
  9. Нищева Н.В. Перспективное планирование логопедической работы в старшей группе детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи// Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – С. 203-220.
  10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352 с.
  11. Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у дошкольников. – СПб, 2001.
  12. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику – Л., 1989.
  13. Туманова Т.В. Методы изучения процессов словообразования у дошкольников с речевой патологией// Дети с проблемами в развитии. – 2005. – № 2. – С. 4-7.
  14. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2000.
  15. Цейтлин С.Н. Возрастные глаголы и детская речь// Проблемы теории грамматического залога. – М., 1977
  16. Шахнорович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ и семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи. – М., 1990.
  17. Шаховская С.Н., Кочергина В.С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза// Расстройство речи детей и подростков. – М., 1969.

Шевцова Ирина Кахрамановна,
детский сад №23 Выборгского района
г.Санкт-Петербурга

Другие статьи

  • Зостерин ультра 30 инструкция по применению у детей Зостерин - инструкция по применению, отзывы, аналоги и формы выпуска (порошок в пакетиках 0,5 г и 1 г Ультра 30% и 60%) препарата для лечения дисбактериоза, поноса у взрослых, детей (в том числе грудничков и новорожденных) и при беременности. Состав В данной статье […]
  • Сенсорная лаборатория как средство развития детей с отклонениями в развитии Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с ЗПР Столичный учебный центр г. Москва по практике на базе лаборатории кафедры Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с ЗПР. 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование студентка 1 курса заочной формы […]
  • Симптомы болезни ветрянки у детей Ветряная оспа (ветрянка) Каждый год с 1990 по 1994 г., до того, как появилась вакцина против ветряной оспы, в США регистрировалось около 4 миллионов случаев заболевания. Из этого числа приблизительно 10,000 случаев нуждались в госпитализации и 100 больных […]
  • История обучения детей дошкольного возраста История обучения детей дошкольного возраста Перминова Наталья Владимировна,МБДОУ «Детский сад №12 «Ягодка» История дошкольного образования в России. Предистория: Первый детский сад, как тип педагогического учреждения был организован в 1802 году в Нью-Ланарке […]
  • Бассейн центра развития творчества детей и юношества им аВ косарева Бассейн Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева Рейтинг бассейна им. Косарева: (50 голоса, рейтинг: 3,50 из 5) Два бассейна: Большой: Длина — 25 метров 4 дорожки Глубина до 180 см Маленький: глубина 70 см 7 х 8 метров Услуги: […]
  • Упражнения на развитие скорости у детей Комплекс упражнений для развития быстроты Комплекс упражнений для развития быстроты Основным методом развития быстроты является многократное повторение движения с максимальной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем,в течение которого может […]