Развитие операций мышления у дошкольников

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

Полезная статья, может дать ответы на сложные вопросы, советую прочитать каждому.

Очень хорошая статья,много полезной информации,которую желательно прочитать многим ! Затронута очень актуальная тема,спасибо авторам .

Очень полезная статья, спасибо авторам за такой материал, молодцы.

Мне очень понравилась данная статья, считаю, что каждый должен ее прочесть, я узнал из этого текста много полезной информации, спасибо большое!

Очень позновательная и актуальная статья. Материал легко воспринимается. Так держать.

Переквалификация рабочих не займет много времени и средств, а насчет монополизации беспокоиться не стоит, т.к. исходя из опыта стран Европы, в которых активно используется СПГ, данный процесс нам не грозит. Ну а в дальнейшем все равно не избежать роста цен на СПГ, собственно как и на любой другой вид топлива.

Мне понравился статья, очень позновательная и актуальная!! Спасибо за материал и проделанную работу

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

На данном этапе развития нашего общества число детей, имеющих за­держку психического развития, постоянно увеличивается. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14-15%, а количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) увеличилось в 2 раза.

По данным разных авторов, число детей данной категории колеблется в пределах 5-11 % от детской популя­ции. Эта группа детей имеет стойкую тенденцию к уве­личению: во-первых, из-за ослабления материнского и детского здоровья в целом по стране (В.И. Лубовский, Ю. Дауленскене, Л. Тарнпол и др.); во-вторых, в связи с тем, что успехи теории и практики дифференциальной диагностики позволяют всё более точно обнаруживать детей с данной особенностью развития.

ЗПР определяется как особая сборная группа, включающая несколько клинических форм с разными проявлениями отклонения в развитии, отличающимися от олигофрении. В ра­ботах, проведённых под руководством М.С. Певзнер [3], дан анализ психофи­зического инфантилизма, временной задержки психического развития и са­мых важных клинических форм ЗПР. М.С. Певзнер выделила четыре клини­ческие формы психического и психофизического инфантилизма:

-инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при первично сохранённом интеллекте;

-инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

-инфантилизм, осложнённый церебро-асгеническим синдромом;

-инфантилизм в сочетании с недоразвитием речи.

Автор отмечает, что ведущим симптомом при различных формах ЗПР яв­ляется своеобразное недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей при первично сохранённом интеллекте.

К.С. Лебединская [6] выделяет клинические типы ЗПР, различающиеся по этиопатогенетическому основанию:

К.С. Лебединская считает, что каждый тип ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особен­ности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятель­ности.

Для дифференциальной диагностики задержки психического развития от других нарушений в развитии, важным показателем при оценке психического развития ребёнка является развитие мышления и уровень сформированности мыслительных операций.

Т.В. Егорова изучала особенности мышления детей с ЗПР и динамику мыслительной деятельности. Согласно полученным данным у детей с задержкой психического разви­тия наблюдалась выраженная динамика в решении наглядно-практических и наглядно-образных задач и значительно меньшая динамика в решении задач, требующих использования мыслительной операции аналогии. Динамичность умственного развития и эффективность использования оказываемой помощи, по мнению Т.В. Егоровой, являются теми специфиче­скими особенностями, на основании которых можно дифференцировать детей с ЗПР от умственно отсталых.

ГЛ. Карпова и Т.П. Артемьева указывают, что отставание в развитии мышления — одна из основных черт, отличающая детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников [5].

Т.А. Власова, В.И. Jlубовский, H.A. Никашина, отмечают, что одна из психологических особенностей детей с задержкой психического развития состоит в том, что у них наблюдается отста­вание в развитии всех форм мышления. После получе­ния помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выпол­нять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне. Это по­зволяет говорить об их качественном отличии от умственно отсталых детей. Дети с задержкой психического развития располагают большими по­тенциальными возможностями в плане способности овладевать предложенным им учебным материалом.

В мыслительной деятельности детей с ЗПР выделяют неравномерное развитие видов мышления. У.В. Ульенкова отмечает, что наблюдается более высокий уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития в сравнении со словесно-логическим. Невербальные тесты по суммарным показателям этим детям оказались более доступными, нежели вербальные [55].

Исследование Т.В. Егоровой показало, что при сравнении разных видов деятельности, требующих наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, наибольшие затруднения вызывает у млад­ших школьников с ЗПР решение заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление, напротив, оказывается нару­шенным в наименьшей степени.

Г.А. Карпова, Т.П. Артемьева указывают, что у детей с ЗПР значительной степени выражено отставание в словесно-логическом мышлении, менее выражено отставание в наглядно-образном мышлении и ближе к уровню нормального развития находится наглядно — действенное мышление. На отставание словесно-логического мышления у детей с ЗПР указывают и другие учёные: Т.А. Власова, В.И. Лубовский, H.A. Никашина, Т.А. Стрекалова.

С.Г. Шевченко отмечает, что развитие словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития отрица­тельно влияет малый запас знаний об окружающем мире, отличающихся не­чёткостью и бессистемностью.

Т.А. Стрекалова [2] указывает, что большинство детей с ЗПР не могут самостоятельно строить умозаключения пу­тём сопоставления суждений и испытывают выраженные трудности в обосно­вании истинности и ложности суждений. Т.А. Стрекаловой сопоставлены уровни развития наглядного и словесно-логического мышления и выявлена по­ложительная корреляция между умениями решать наглядные задачи и возмож­ностями построения суждений и умозаключений.

У детей с ЗПР наблюдается дефицит мотивационного компонента, проявляющийся, по мнению М.М. Безруких в том, что познавательные про­цессы абсолютно не интересуют таких детей. На занятиях они сразу ста­новятся вялыми или, наоборот, излишне беспокойными, совершен­но не могут сосредоточиться на задании. У таких детей наблюдает­ся крайне низкая познавательная активность, они избегают умственного на­пряжения. Как отмечают Т.А. Власова, В.И. Лубовский и Н.А. Никашина, по сравнению с нормальными сверстниками дети с задержкой развития характе­ризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется прежде всего в их недостаточной любознательности [4].

Большинство обычных детей дошкольного возраста задают очень много различных вопросов относительно окружающих предметов и явлений. Вначале эти вопросы поверхностны, но постепенно детей начинают интересовать суще­ственные, скрытые свойства явлений, сложные связи и отношения между ни­ми. Одни дети с задержкой психического развития вообще не задают вопросов. Это дети медлительные, пассивные, с замедленной речью. Другие задают вопросы, ко­торые преимущественно касаются лишь внешних свойств окружающих их предметов. Это несколько расторможенные, многословные и даже болтливые дети [1].

Детям с ЗПР присуща несформированность регуляционно-целевого компонента. Т.В. Его­рова отмечает в своем исследовании, что дети с ЗПР не могли в ходе реше­ния контролировать свои действия. Характерным для них было отсутствие эта­па ориентировки в задании. Дети не анализировали ис­ходные условия задачи, не планировали своих действий, а сразу приступали к манипулированию объектами в случае наглядно-практических задач или пред­лагали в качестве решения неадекватный вариант [3].

Т.В. Егорова, отмечая низкий уровень сформированности мыслительной деятельности у младших школьников с ЗПР, указывает на свое­образие их мыслительного процесса уже на начальном этапе деятельности, ко­торым является ориентирование. Автор обращает внимание на то, что при вы­полнении учебного, практического задания для детей с ЗПР характерным яв­ляется отсутствие или кратковременный характер данного этапа.

Вследствие низкой познавательной активности дети с задержкой психи­ческого развития, по наблюдениям Т.В. Егоровой, не осуществляют поиск ра­циональных приёмов решения задачи, не стремятся проверить выполненное задание. Довольно часто проявляется неумение этих детей выслушать ин­струкцию до конца, стремление как можно скорее приступить к практическому выполнению задания. Эти факты нашли подтверждение в ряде научно- экспериментальных работ H.A. Менчинской и А.Н. Цымбалюк, А.Н. Цымбалюк [4].

Дети с ЗПР обычно не ставят цели, не ищут рационального способа ре­шения. Н.П. Вайзман указывает на невозможность словесного объяснения выполненных действий, что свидетельствует о неосознанности мышления.

Детям с ЗПР присуща несформированность мыслительных операций: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов). Н.П Вайзман отмечает, что мышление детей с задержкой психического развития характеризуется сла­бостью ориентировочного этапа, несформированностью процессов анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования. Г.М. Капустина также отмечает недоразвитие основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения [2].

З.И. Калмыкова отмечает, что у детей с ЗПР к моменту поступления в школу оказываются сформированными элементарные логиче­ские операции, которыми владеют маленькие дошкольники с соответствующим возрасту темпом развития. Такие дети с трудом решают мыслительные задачи, особенно в словесно-логическом плане. Они беспомощны в осуществлении самых простых логических операций [5].

Эти операции составляют основной фонд интеллектуальной деятельности, и их состояние определяет её содержательную характеристику, пользуясь кото­рой можно описать отличия интеллектуальной деятельности детей с задержкой развития, нормальных и умственно отсталых.

Исследование И.Н. Брокане показало, что у детей шести лет с за­держкой психического развития операции мышления более развиты на чув­ственном, конкретно-предметном уровне, чем на вербально-абстрактном. У этих детей страдает процесс обобщения. Характеризуя мысли­тельные особенности детей с ЗПР, нельзя не отметить различия и внутри дан­ной группы детей. Дети с конституциональной, соматогенной и психогенной задержкой психического развития имеют менее нарушенную мыслительную деятельность. Они более восприимчивы к помощи, более критичны к получен­ным результатам. Дети с церебрально-органической задержкой имеют более глубокое нарушение мыслительной деятельности. Особо сильно это проявляет­ся при решении словесно-логических задач. Они практически не критичны к своим решениям.

Таким образом, несмотря на большую значимость, проблема развития мышления у дошкольников с ЗПР пока изучена недостаточноо. Ученые отмечают, что у детей с ЗПР 6-7 лет наблюдается конкретность мышления, слабое развитие мыслительных операций; недоразвитие процессов обобщения и абстрагирования; трудности в установлении причинно-следственных связей; невладение родовыми понятиями; замедленность, инертность, косность мышления, стремление к шаблону (Т.В. Егорова, В.А. Пермякова, З.М. Дунаева, И.А Коробейникова и др.).

У детей с ЗПР обнаруживается отставание в развитии всех форм мышления. В наибольшей степени это проявляется во время решения задач с использованием словесно-логического мышления, а в наименьшей степени отстает наглядно-действенное мышление. К началу школьного обучения наблюдается не сформированности основных мыслительных операций – синтеза, анализа, сравнения и обобщения. Значительное отставание обнаруживается в проявлениях возможности осуществлять суждения и умозаключения.

Смотрите так же:  Роль семьи в воспитании моральных качеств ребёнка

Как показывают многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой пси­хического развития (ЗПР) можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитывать имеющиеся у них отклонения и особенности развития и в соответствии с этим создавать адекватные условия обучения и воспитания в ДОО.

1.Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. Екатеринбург, 1995. 154 с.

2.Стрекалова, Т.А. Формирование логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития: Дис. . канд. психол. наук. – М., 1982. – 166 с.

3.Обучение детей с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, H.A. Никашиной. М.: Просвещение, 1981. 120 с.

4. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением тем­па развития // Обучение и воспитание детей «группы риска». Хрестоматия: Со­став. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. М.: Ин-т практ. Психологии; 1996. С. 111-5.

5.У.В. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.

6. Фадина Г.В. Диагностика и корркция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие /Г.В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2004. – 68 с.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

Полезная статья, может дать ответы на сложные вопросы, советую прочитать каждому.

Очень хорошая статья,много полезной информации,которую желательно прочитать многим ! Затронута очень актуальная тема,спасибо авторам .

Очень полезная статья, спасибо авторам за такой материал, молодцы.

Мне очень понравилась данная статья, считаю, что каждый должен ее прочесть, я узнал из этого текста много полезной информации, спасибо большое!

Очень позновательная и актуальная статья. Материал легко воспринимается. Так держать.

Переквалификация рабочих не займет много времени и средств, а насчет монополизации беспокоиться не стоит, т.к. исходя из опыта стран Европы, в которых активно используется СПГ, данный процесс нам не грозит. Ну а в дальнейшем все равно не избежать роста цен на СПГ, собственно как и на любой другой вид топлива.

Мне понравился статья, очень позновательная и актуальная!! Спасибо за материал и проделанную работу

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Исключительно важное место в жизни и деятельности людей занимает мышление. При обучении детей оно рассматривается в двух планах: во-первых, что должно быть сформировано у ребенка посредством и в результате обучения; во-вторых, как основная способность, обеспечивающая быстрое и эффективное обучение, усвоение того содержания, которое задается на разных этапах обучения.

Мышление – высшая степень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Н.Н. Поддъяков определяет мышление как «высшую форму отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный, психический процесс, свойственный только человеку. Близко по смыслу определение П.Я. Гальперина: «Мышление – это высший познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности и существующих связей между явлениями внешнего мира».

Особенности формирования мышления дошкольников изучали многие психологи: Л. С. Выготский, Жан Пиаже, А. Н. Леонтьев, А. А. Венгер. Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предметов, явлений к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними.

В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и затем к логическому. Решающим условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения задач. Однако на практике очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, старшие дошкольники с трудом справляются с ними, когда эти задачи представлены в словесном плане. Поэтому проблема мыслительной деятельности дошкольников, которая отвечает за умственное развитие человека, особенно актуальна.

Средствами решения задач в словесном плане выступают логические операции мышления.

Логические операции мышления – это такие умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем – истинные. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация. Рассмотрим их подробнее с соответствующими примерами.

Сравнение – это логическая операция, в результате которой два или несколько разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и различное имеется в них. Выделение общего и различного является итогом логической операции сравнения. К примеру, перед ребенком можно поставить задачу на нахождение общего и различного во внешнем виде двух животных. Решать эту задачу ребенок будет в наглядно-образном плане, применяя логическую операцию сравнения.

Анализ — это логическая операция разделения некоторого сложного или составного объекта на отдельные части, элементы, из которых он состоит. Иногда также выясняются связи, существующие между частями или элементами, для того чтобы определить, каким образом внутренне устроен соответствующий сложный объект. Примером анализа на практике может служить химический анализ воды с целью определить, из атомов каких простых веществ состоит молекула воды. В данном случае это – водород и кислород. Анализ может осуществляться и в уме путем сравнения различных понятий по их объему и содержанию. Например, ребенок может решать задачу сравнения между собой понятий «квадрат» и «треугольник». Для этого ему сначала понадобится разложить соответствующие геометрические фигуры на элементы, из которых они состоят, – на отрезки прямых линий и углы. Это и будет умственная операция анализа, осуществляемая последовательно по отношению к каждому из названных понятий в отдельности.

Синтезом называют логическую операцию объединения частей или элементов в некоторое сложное целое. Как и в случае анализа, это иногда делается для того, чтобы далее определить, как устроено сложное целое, какими особенными свойствами оно отличается от элементов, из которых состоит. Примером синтеза на практике может служить детская игра по сбору пазлов, когда ребенок собирает детали в единое целое.

Заметим, что в мышлении человека редко случается так, чтобы оно включало в себя только одну логическую операцию. Чаще всего логические операции присутствуют комплексно. Например, друг друга могут сопровождать уже рассмотренные нами операции сравнения, анализа и синтеза. Если ребенок ставит перед собой задачу собрать из конструктора модель, то он обязательно обращается к использованию всех трех названных логических операций мышления: анализа, синтеза и сравнения. Сделанное замечание о комплексном использовании в процессах мышления различных логических операций относится и к тем логическим операциям, которые будут рассмотрены далее.

Абстрагированием (иногда для обозначения этой операции применяется термин «абстракция») называется такая логическая операция, в результате которой выделяется и рассматривается какое-либо частное свойство одного или нескольких разных объектов, причем такое свойство, которое в действительности как отдельное и независимое от соответствующих объектов не существует. К примеру, мы можем выделять и отдельно изучать такие свойства многих физических объектов, как форма, величина или цвет. Понятно, что ни форма, ни величина, ни цвет в природе не существуют вне соответствующих физических объектов. Тем не менее, в математике и в физике они выделяются путем операции абстрагирования, изучаются и рассматриваются самостоятельно, вне тех объектов, которым они реально присущи.

Обобщение – это логическая операция, в результате которой некоторое частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких объектов, переносится на другие объекты или приобретает не частный, конкретный, а обобщенный характер. К примеру, математик, изучивший общие свойства нескольких треугольников, может утверждать, что такие же свойства присущи и всем другим треугольникам. Это и будет логической операцией обобщения. Если, выйдя на улицу, мы ощущаем за дверью помещения тепло или холод, то справедливо предполагаем, что тепло или холодно будет и на расстоянии нескольких сотен метров от двери. В этом случае мы также пользуемся для своих выводов логической операцией обобщения.

Конкретизация — это логическая операция, противоположная обобщению. Она проявляется в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект, то есть ему приписываются свойства, присущие многим другим объектам. Зная, к примеру, что все растения впитывают воду, мы, обнаружив новое растение, можем предполагать, что и оно впитывает воду.

Участвуя в целостном процессе мышления, логические операции взаимно дополняют друг друга и служат цели такого преобразования информации, благодаря которому удается быстро найти искомое решение некоторой задачи. Все процессы мышления и все включенные в него логические операции имеют внешнюю организацию, которую обычно называют формами мышления или умозаключениями.

Основные идеи о формировании логических операций разрабатывались в психологии мышления под руководством психологов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Ими были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, об изменении качества аналитико-синтетической деятельности и ее состава, а также о необходимости целенаправленного формирования логических операций у детей.

Как отмечалось в работах Н.А. Менчинской, А.В.Усовой, Г.И. Щукиной, Е.Н. Кабановой-Меллер логические операции универсальны и обладают свойством широкого переноса из одной сферы деятельности в другую.

Исследование Н.А. Подгорецкой показало, что у взрослых людей, не обученных определенным логическим приемам, стихийно сложившиеся логические действия функционируют с различными дефектами. В исследовании Н.П. Балдиной посвященному усвоению логических приемов мышления, был сделан вывод о предпочтительности формирования логических приемов в процессе учения с получением знаний об этих приемах. В исследовании Т.С. Кудриной доказано, что на разных возрастных этапах логические операции проявляются в виде различных по сложности уровней. В старшем дошкольном возрасте это — объяснение, в школьном — доказательство. Каждый последующий уровень включает предыдущие.

Вопрос о порядке формирования приемов мышления был всесторонне исследован Н.Ф. Талызиной. Она определяет порядок формирования отдельных приемов:

— анализ и синтез;

В психологии и педагогике различают прямой и косвенный пути целенаправленного формирования логических операций. Прямой путь — это объяснение сущности выполняемого приема, знакомство с его алгоритмом, функциями.

Косвенный путь представляет собой, прежде всего, деятельность по усвоению конкретных предметных знаний и умений по определенному правилу. При этом последнее есть не что иное, как адаптированный к конкретной учебной ситуации прием логического мышления, логическая операция.

Смотрите так же:  Входит ли уход за ребенком инвалидом в стаж

Результаты современных педагогических и психологических исследований (Ю.К.Бабанский, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Н.Н.Поддъяков, И.Я.Лернер) показали:

— навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе;

— ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат, времени и сил;

— овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы;

— учиться станет легче, а следовательно и процесс учебы и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Наиболее эффективным способом формирования операций логического мышления является игра. О большом значении дидактической игры в умственном развитии детей говорят многие исследователи (А. П. Усова, Н. М. Аксарина, Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Б. И. Хачапуридзе и другие).

В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра является особым видом игровой деятельности. Она создана взрослыми специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи.

Вопросу формирования мышления необходимо уделять внимание с раннего детства.

Развитие мышления детей дошкольного возраста с ЗПР

Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с предметами, в результате знакомства с рядом явлений, происходящих в окружающей действительности.

Наглядно-действенное мышление возникает там, где человек встречается с новыми условиями и новым способом решения проблемной практической задачи. С задачами такого типа ребенок встречается на протяжении всего детства — в бытовой и игровой ситуациях [20].

Вслед за наглядно-действенным возникает наглядно-образное мышление, которое становится основным видом мышления ребенка в младшем дошкольном возрасте. Он решает «в уме» только те задачи, которые раньше решал практически. К старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление становится все более обобщенным. Дети понимают сложные схематические изображения, представляют на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создают такие изображения.

Развитие наглядно-образного мышления тесно связано с речью, которая фиксирует (закрепляет) образы — представления [60].

Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Данное отставание проявляется во всех компонентах структуры мышления (Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Т.Д. Пускаева, У.В. Ульенкова и др.).

Отмечается дефицит мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избегании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания.

Имеет место нерациональность регуляционно-целевого компонента, обусловленая отсутствием потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб.

У таких детей длительно не формируется операционный компонент, т.е. умственные операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

Кроме того, нарушается динамическая сторона мыслительных процессов.

Дети с задержкой психического развития характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется, прежде всего, в их недостаточной любознательности. Одни из них, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, вообще не задают вопросов. Это дети медлительные, пассивные, с замедленной речью. Другие задают вопросы, которые преимущественно касаются лишь внешних свойств окружающих их предметов. Это несколько расторможенные, многословные и даже болтливые дети. Умение ставить такие вопросы и способность самостоятельно находить требующие разрешения проблемы являются важными проявлениями мыслительной активности. У детей с ЗПР нет готовности к решению познавательных задач.

У детей с задержкой психического развития недостаточный уровень сформированности мыслительной деятельности отчетливо проявляется уже на ориентировочном этапе, основная функция которого состоит в анализе условий задачи и в самом предварительном составлении общего плана решения, в определенной стратегии поиска. Этот этап у данных детей практически отсутствует [17].

Анализ исследований (Л.С. Выготского, Г.М. Дульнева, В.И. Лубовского и др.) показал, что у детей с ЗПР особенные трудности вызывает решение задач, в которых необходимо осмыслить и выделить проблемную ситуацию, проанализировать её условия, найти новый способ решения, опираясь на обобщение прежнего опыта.

Мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и сравнение) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов и явлений окружающей действительности (умение мысленно расчленять объекты на составляющие их элементы, выделять отдельные признаки и свойства предметов) такие дети проводят бессмысленно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате этого они затрудняются в установлении связей между частями предмета, устанавливают обычно лишь зрительные свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Анализ предметов отличается меньшей полнотой и недостаточной тонкостью [25].

Из-за несовершенства анализа предметов затруднен синтез. Специфические черты мышления у детей с задержкой психического развития отмечаются и в операции сравнения, в ходе которой приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто — по несоотносимым. Дети затрудняются установить сходства и различия в предметах.

Следующей особенностью является недостаточный уровень сформированности операции обобщения (умение мысленно сравнивать предметы или явления и выделять в них общий признак), к установке связей и зависимостей между предметами и явлениями окружающего мира. Это отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Родовые понятия носят у детей с ЗПР диффузный, плохо дифференцированный характер. Дети недостаточно владеют операцией абстрагирования — всякая вещь и всякое событие для такого ребенка приобретает значение в зависимости от ситуации. Неспособность к абстрактному мышлению проявляется во всех сферах нервно-психической деятельности [15].

Развитие наглядно-образного мышления включает в себя три этапа: перенос практического опыта в наглядно-образный план; дети устанавливают причинно-следственные зависимости и анализ сюжетов со скрытым смыслом (детальное рассмотрение и осознанное воображение) [20].

Дошкольники с задержкой психического развития несколько от­стают в развитии наглядно-действенного мышления, причем это отставание тем больше выражено, чем сложнее предлагаемые де­тям задания. При этом наглядно-действенный характер мышле­ния проявляется у этих детей в наиболее выраженной форме: все этапы решения развернуты, наблюдаются пробы и ошибки, идет формирование специальных пробовательных действий, в то же время нормально развивающиеся дошкольники уже осуществля­ют мысленные прикидки действий. К особенностям мышления детей рассматриваемого типа относятся также недостаточная ори­ентировка в условиях задачи и импульсивность действий.

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мыш­лению, т.е. переход к оперированию наглядно представленными условиями задачи во внутреннем плане, является чрезвычайно важ­ным этапом в развитии мыслительной деятельности в целом. Он выступает как предпосылка развития словесно-логического мыш­ления, осуществляющегося целиком во внутреннем плане. Недо­статки наглядно-образного мышления у детей с задержкой пси­хического развития, связаны не только с несформированностью мыслительной операции анализа, действия сравнения и других операций и действий (Т.В. Егорова, С. Г.Шевченко). Они являются также следствием несформированности, слабости, нечеткости образов-представлений, что дополнительно затрудня­ет возможности оперирования ими: расчленения, соотнесения, объединения и сопоставления образов-представлений и их отдель­ных элементов.

Особенности оперирования обра­зами-представлениями у школьников с задержкой психического развития исследовались С. К. Сиволаповым, показавшим, что выявляемые при этом трудности усугубляются недостатками пространственного восприятия и пространственной ориентиров­ки, распространенными среди детей с задержкой психического развития.

Учитывая недостатки в развитии наглядно-образного мышле­ния у детей рассматриваемой категории, его значение в форми­ровании умственной деятельности в целом и ограниченные воз­можности его спонтанного развития, в системе обучения этих детей необходимо предусмотреть ряд соответствующих коррекционных занятий, способствующих формированию разнообразных образов-представлений и умений оперировать ими.

Отставание в развитии словесно-логического мышления детей рассматриваемой категории отмечается во всех исследованиях. В зависимости от характера и сложности заданий это отставание выражено в разной степени.

Так, классификация предметов по родовой принадлежности осуществляется старшими дошкольниками с задержкой психи­ческого развития почти так же успешно, как и их нормально раз­вивающимися сверстниками, небольшие различия между средни­ми показателями не достигают значимой величины.

Различия между детьми с задержкой психического развития и нормально развивающимися не становятся значимыми и при вы­полнении усложненной классификации (объединение родовых групп) — и те и другие дети выполняют более сложные задания несколько хуже (И.А. Коробейников).

В исследовании, проведенном в психологической лаборатории Института коррекционной педагогики, выяснились особенности использования детьми слов двух уровней обобщенности: обозна­чающих вид и род объектов. Так, например, детям назывались слова «огурец, помидор, морковь», и они должны были сказать, как назвать эти предметы одним словом. Из восьми заданий дети с задержкой психического развития в среднем выполняли 3,4; в то время как средний показатель нормально развивающихся детей был 5,0.

Во второй части этой серии детям предлагалось подобрать сло­ва, обозначающие предметы, представляющие собой вид по от­ношению к заданному слову, имеющему родовое значение. На­пример, к слову «одежда» ребенок должен назвать виды одежды, которые он знает. Из восьми заданий этой части дети с задержкой развития выполняли в среднем 3,9; нормально развивающиеся — 6,2.

Таким образом, задания как «от частного к общему», так и «от общего к частному» оказались достаточно сложными не только для детей с задержкой развития, но и для нормально развиваю­щихся, которые отказывались от выполнения задания или давали ошибочные ответы реже, чем дети с задержкой разви­тия.

Следовательно, общей закономерностью для нормально развивающихся детей и дошкольников с задержкой развития являются лучшие результа­ты при выполнении заданий «от общего к частному», чем наобо­рот.

По данным Т.А. Стрекаловой, в исследовании особенностей суждений и умозаключений стар­ших дошкольников рассматриваемой категории показано, что дети недостаточно владеют кванторами «все» и особенно «некоторые», играющими важную роль при построе­нии умозаключений. Однако для овладения этими кванторами потребовалось лишь кратковременное обучение, в ходе которого дети были также обучены их использованию при построении сужде­ний по поводу хорошо знакомых им жизненных ситуаций. По ус­пешности построения суждений показатели детей с задержкой психического развития были значительно ближе к нормально раз­вивающимся, чем к умственно отсталым.

Качественный ана­лиз экспериментального изучения всех видов мышления у старших дошкольников с ЗПР показывает, что общим для них проявлением отставания в развитии является недо­статочная сформированность мыслительных операций и действий: анализа, синтеза, отвлечения, обобщения, различения, сравнения. Своеобразным проявлением этой недостаточной сформированности является то, что ребенок, используя ту или иную операцию в одних условиях при решении несложной задачи, не может ее при­менить к решению другой задачи, несколько более сложной или выполняемой в иных условиях.

Недостаточное владение мыслительными операциями отчет­ливо выступает при решении детьми простых арифметических за­дач, где они значительно отстают от нормально развивающихся сверстников.

В целом, по уровню сформированности всех трех видов мышления дошкольников с ЗПР отстают от нормально развиваю­щихся сверстников, но это отставание проявляется неравномер­но. В наименьшей мере оно проявляется в наглядно-действенном мышлении, особенно если учитывать зону ближайшего развития. Велико отставание в развитии наглядно-образного мышле­ния, где даже с учетом потенциальных возможностей оно дости­гает статистически значимых величин. Развитие словесно-логического мышления у них также значительно отстает по сравнению с тем, что наблюдается у нормально разви­вающихся сверстников. При этом обнаруживается выраженная неравномерность в формировании разных проявлений этого вида мышления. Значительное отставание обнаружива­ется в проявлениях возможности осуществлять суждения и умо­заключения.

Смотрите так же:  Можно ли детям есть консервированную кукурузу

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 71 ; Нарушение авторских прав

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

Я, как мама 2 детей, согласна с автором. Нужно более активную социальную деятельность, тем более для детей! Ведь они черпают все из поступков, поведения, деятельности. И насколько важно правильно построить процесс, чтобы дать подрастающему поколению важные навыки и привить добро! Очень рада, что такие юные особы, как автор статьи, глубоко понимает проблематику, а также пути решения! Буду с нетерпением ждать очередного творения!

Полезная статья, может дать ответы на сложные вопросы, советую прочитать каждому.

Очень хорошая статья,много полезной информации,которую желательно прочитать многим ! Затронута очень актуальная тема,спасибо авторам .

Очень полезная статья, спасибо авторам за такой материал, молодцы.

Мне очень понравилась данная статья, считаю, что каждый должен ее прочесть, я узнал из этого текста много полезной информации, спасибо большое!

Очень позновательная и актуальная статья. Материал легко воспринимается. Так держать.

Переквалификация рабочих не займет много времени и средств, а насчет монополизации беспокоиться не стоит, т.к. исходя из опыта стран Европы, в которых активно используется СПГ, данный процесс нам не грозит. Ну а в дальнейшем все равно не избежать роста цен на СПГ, собственно как и на любой другой вид топлива.

Мне понравился статья, очень позновательная и актуальная!! Спасибо за материал и проделанную работу

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано со средствами массовой информации, льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, но и школа стала предъявлять все больше серьезных требований к первоклассникам. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать логические задачи.

Основными показателями умственного развития старших дошкольников являются: усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

В связи с этим была выбрана тема дипломной работы: «Развитие мышления у старших дошкольников».

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет: психологические особенности мышления старших дошкольников.

Цель: изучить психологические особенности развития мышления у старших дошкольников.

Цель исследования реализовывалась в соответствии с гипотезой: развитие и коррекция мышления детей старшего дошкольного возраста будет эффективна при соблюдении следующих условий:

— теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления;

— учтены индивидуальные особенности каждого ребенка при разработке программы развития мышления;

— структура и содержание упражнений направлены на формирование и развитие мыслительных операций;

— проведена диагностика уровня развития мышления старших дошкольников, определены уровни развития мышления.

Практическая значимость: знания полученные нами в изучении литературных источников могут быть применены в повседневной практике в ДОУ.

Анализ научной литературы позволил изучить особенности проявления и развития мышления старших дошкольников, которыми являются следующие:

— старший дошкольник может подходить к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое;

— различные формы мышления ребенка (наглядно-действенное, наглядно – образное и понятийное) никогда не функционируют изолированно друг от друга; мышление ребенка приобретает тот или иной характер в зависимости от преобладания тех или иных его компонентов (образных или понятийных);

— с учётом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умение анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию умственный потенциал старшего дошкольника оказывается достаточно высоким. В качестве основных посылок совершенствования и усложнения мыслительной деятельности ученые выделяют следующие моменты: бурное развитие ассоциативных зон мозга, в которых формируются процессы, определяющие проявления сложнейших интеллектуальных действий, связанных с логическим мышлением (Л.В. Занков, Я.З. Неверович); появление произвольности в поведении и познавательных процессах (А.В. Запорожец); способность действовать по образцу и инструкции (В.К. Котырло); умение оценить свою работу и работу других (А.П.Усова, А.Н. Давидчук); способность подчиниться к требованиям и правилам ситуации (Л.В. Эльконин); способность к общему способу действия в условиях решения определённого типа задач (Л.А. Венгер); способность осуществлять контроль за собственными действиями (Н.Н. Поддъяков).

— старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация;

— мышление ребёнка связано с его знаниями; образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике.

Эмпирическая часть работы включала в себя следующие этапы:

первый этап – контатирующий

второй этап – формирующий

третий этап — контрольный

1. Определение исходного уровня сформированности мышления старших дошкольников в исследуемой группе детей, анализ полученных результатов и на этой основе формулирование задач для последующей работы с детьми.

2. Разработка содержания работы по развитию мышления старших дошкольников и ее апробация.

3. Проведение исследования контрольного характера, определение результатов опытно-поисковой работы, выводы об эффективности проведенной работы.

В исследовании приняло участие 20 старших дошкольников в возрасте 5-6 лет. Диагностические задания давались детям индивидуально в свободное от занятий время.

Для определения сформированности мышления детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе использовались методики, диагностирующие образно-логическое мышление «Что здесь лишнее?» и наглядно-действенное мышление «Вырежи фигуры». Развитие мышления детей по первой методике распределилось следующим образом:

2 детей – высокий уровень (10%)

16 детей – средний уровень (80%)

2 – низкий уровень (10%).

По методике «Вырежи фигуры»:

10 детей – высокий (50%)

9 детей – средний (45%)

На данном этапе исследования можно сделать выводы, что развитие мышления старших дошкольников находится на среднем уровне.

Формирующий эксперимент

Для детей, которым требуется дополнительная работа, мы провели ряд занятий, в содержание которых вошли различные упражнения и игры, развивающие наглядно — образное и образно-логическое мышление старших дошкольников. В процессе занятий нами использовались следующие методы и приемы: импровизации, подражания, анализирования, наблюдения, сравнения, иллюстрирования.

Характер специальных занятий направленных на развитие операций мышления: анализа, синтеза, классификации, логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти, речи, должен зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Благодаря разработанным занятиям у старших дошкольников в процессе обучения формируются все психические процессы, в том числе и мышление. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые ребенку, способствующие развитию личности ребенка.

Контрольный эксперимент

Чтобы убедиться в эффективности наших занятий мы провели еще 2 методики, направленные на развитие мышления:

«Времена года» — диагностирующая образно-логическое мышление

« Воспроизведи рисунки» — диагностирующая наглядно-действенное мышление

По первой методике развитие мышления распределилось следующим образом:

очень высокий уровень — 11 человек (55%).

высокий уровень – 9 человек (45%).

По второй методике:

очень высокий уровень – 6 человек (30%)

высокий уровень – 11 человек (55%)

средний уровень – 3 человека (15%)

Таким образом, у большинства детей преобладает очень высокий и высокий уровень, детей с низким уровнем развития мышления не выявлено.

Отсюда можно сделать вывод о том, высокий уровень развития мышления повысился, низкий уровень — понизился, это свидетельствует об эффективности проведенных нами занятий, использовании разнообразных методов и приемов работы с детьми: импровизации, подражания, анализирования, наблюдения, сравнения, иллюстрирования.

Заключение

Мышление является высшим познавательным процессом. Отличие мышления от других познавательных процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех других познавательных процессах: восприятии, памяти, внимании, воображении, речи.

Нами были проведены занятия, которые были направлены на развитие мышления, в ходе которой учитывались индивидуальные особенности старших дошкольников и эта развивающая работа опиралась на ведущую деятельность, использовались такие методы и приемы, как иллюстрирование, импровизация, подражание, наблюдение, сравнение, также был использован наглядный материал. В результате этого, процент детей с высоким и средним уровнем значительно повысился, с низким уровнем развития мышления понизился.

Система развивающей работы учитывала индивидуальные особенности старших дошкольников и опиралась на их ведущую деятельность.

Таким образом, гипотеза, которая предполагалась нами в ходе исследования мышления доказана.

Другие статьи

  • Конспект занятия с детьми дошкольного возраста по оригами Конспект занятия по оригами "Снежинка" Конспект занятия по ручному труду (в технике оригами) в старшей группе. Воспитатель: Синицина М.К. Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Продолжать развивать и совершенствовать […]
  • Средства развития физических качеств у дошкольников «Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников». Подготовила: инструктор по ф.к. МБДОУ д /с 16 Виноградова Г.В. ЗАТО г. Североморск. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmbdou-ds16.ru Похожие […]
  • Ларингит у детей лечение в домашних условиях комаровский Лечение ларингита Моему ребенку 2 года 10 мес. Нам поставили диагноз ларингит. Прописали кучу лекарств: свечи виферон, тонзилгон, тантум верде, аскорил, аугментин, фенистил, парацетамол чередовать с нурофеном, нормобакт и, понятное дело, обильное питье. Подскажите, […]
  • Почему 2х месячный ребенок не спит 2-х месячный ребенок не спит aishka 30 Ноя 2007 Алиева Э. 02 Дек 2007 Если как вы говорите ребенка это не беспокоит, то и не нужно проводить какой либо коррекции у ребенка (тем более что препарат ноофен не так безобиден и давть его просто так нельзя). С уважением […]
  • Почему ребенок в 15 года плохо спит ночью Плохо спит по ночам Здравствуйте, доктор. Понимаю, что не на все вопросы можно дать правильный ответ и всё же мне интересно было бы узнать Ваше мнение. Моему сыну 2 года. Мальчик хороший, говорит, знает цвета, очень много марок машин, любит "читать" книжки, короче […]
  • Как мамы занимаются развитием ребенка Как маме начать регулярно заниматься с ребенком и не заскучать Дата: Август 18, 2014 Идея раннего развития становится все популярнее среди молодых родителей. Они штудируют книги Лупан и Никитиных, предлагают малышу кубики Зайцева и карточки Домана, пробуют применять […]