Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте

Проявление познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В данной главе будет дана подробная характеристика специфических особенностей познавательных интересов младших школьников.

Как уже было выяснено в предыдущей главе, при поступлении ребенка в школу, под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Весь младший школьный возраст является периодом интенсивного развития всех познавательных процессов.

Именно в области познавательных интересов у младших школьников наблюдаются яркие различия. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Сравнивая характер познавательных интересов, типичных для младшего школьного возраста, с теми интересами, которые появляются у отдельных детей на пороге их перехода в средние классы, М.Ф. Морозов пишет, что в интересах учащихся младшего школьного возраста еще нет ничего специфического для данного учебного предмета. Во всех учебных предметах их привлекает одно и то же: овладение конкретными умениями и навыками, знакомство с новым содержанием учебного материала, преодоление трудностей, удовольствие от интеллектуального напряжения. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности.

В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению определенной литературы, у мальчиков быстро формируется интерес к технике. С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы. Но, несмотря на это, в младшем школьном возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок закончился или когда ребенок получил сведения, удовлетворившие этот его эпизодический интерес.

Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий и изобретений, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности.

Среди характерных черт познавательного интереса младших школьников особую значимость приобретает такая черта, как действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление с предметами и явлениями социальной действительности, в преодолении трудностей и проявлении волевых усилий для достижения цели.

Анализ учебного предмета «информатика»
В наше время предмет «информатика» начинают изучать с младших классов. Рассмотрю пример школы, в которой я учился. Нагрузка: по 2 .

Конспект мероприятия
Кроме уроков, за время прохождения практики в школе №175, совместно с преподавателем права и классными руководителями 10-х классов, я прини .

Виды коммуникативной компетенции и способы формирования в современном обществе
Для начала можно отметить, что если целей, которых люди стремятся достичь, по-видимому, существует бесчисленное множество, то видов компете .

Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В современном образовательном пространстве проблема развития интереса младших школьников продолжает оставаться одной из важнейших, т.к. познавательный интерес является значимым фактором для активности и успешности обучения в школе. Низкий познавательный интерес к урокам русского языка, безусловно, снижает развивающую и воспитывающую роль учебного материала.

Введенный в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, ориентирован на становление личностных характеристик выпускника активно и заинтересованно познающего мир, где основной образовательной программы является и осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Проблема развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста тщательно изучена отечественными психологами и педагогами. В психолого-педагогической литературе познавательный интерес наиболее широко исследован в работах Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, А.К. Дусавицкого, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Морозовой, В.Ф. Одоевским, В.В. Репкина, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, К.Д. Ушинского и др. Но, в данных исследованиях недостаточно уделено внимание методам, направленных на развитие познавательного интереса к урокам русского языка на факультативных занятиях.

Поэтому, нами была составлена программа факультативного курса «Волшебный ключ к знаниям», с целью развития познавательного интереса младших школьников к урокам русского языка, для учеников 2 класса.

Программа решает следующие задачи:

1) расширение и углубление программного материала;

2) развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

3) воспитание любви к великому русскому языку;

4) пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием русского языка и над своей речью.

Экспериментальная работа проводилась с октября месяца 2010 года.

Каждое занятие построено таким образом, что происходила частая смена видов деятельности, при этом соблюдался принцип от простого к более сложному. Кроме традиционных методов мы использовали и нетрадиционные: такие как дидактическая игра, эмоциональной окраски; создания ситуаций новизны и актуальности, метод проектов.

При апробации факультативного курса успешное развитие познавательного интереса младших школьников к урокам русского языка обеспечивалось через разнообразные виды работ: игровые элементы, дидактические игры, литературные викторины, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, решение и разгадывание загадок, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, творческие задания, игровые споры. Они позволили показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир русского языка.

Метод эмоциональной окраски, в свою очередь пробуждал у детей положительное отношение к учебной деятельности и являлся первым шагом на пути к развитию познавательного интереса. Дидактические игры развивали самостоятельность детей, побуждали к новому поиску знаний, поддерживали интерес и стремление детей к познавательной деятельности. Ценность метода проектов в том, что они требовали от учащихся применения усваиваемого материала в новых усложненных ситуациях, проявления творческого отношения к выполнению задания.

Творческие задания способствовали развитию интереса и усвоению пройденного материала. Занимательные упражнения на занятиях факультатива обеспечивали большой простор и для творческих проявлений детей.

Таким образом, данное исследование позволило сделать вывод, что факультативная работа с детьми с использованием нетрадиционных методов способствует развитию подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Методическая разработка (2 класс) по теме:
Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В данной работе указаны определения всех познавательных процессов, зависимость познавательного интереса от развитости познавательных процессов, упражнения на развитие внимания, памяти, абстрактного мышления, воображения, слуховой памяти.

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте.

Человеку, чтобы успешно, эффективно общаться, строить отношения, нужно иметь развитыми все познавательные процессы, а именно: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание. Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения. Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка — познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить этот познавательный интерес.

Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте обязательно связано с развитостью познавательных процессов . В младшем школьном возрасте очень остро стоят вопросы развития таких познавательных процессов как мышление, внимание и память. Недостаточная сформированность этих процессов создает проблемы в обучении младшего школьника. Учитывая то, что в младшем школьном возрасте многие проблемы обучения связаны с недостаточной сформированностью мышления, внимания и памяти считается важным создание коррекционной программы, направленной на развитие познавательных процессов.

Личность, ее отношения, привычки, желания существуют благодаря памяти.

Память — психофизиологический процесс , материальной основой которого является мозг и нервная система. Однако память неразрывно связана со знаниями, прошлым опытом, эмоциями. Память необходима для накопления знаний, успешной и продуктивной работы и является непременным условием обучения и развития индивида, становления его как личности.

Как процесс, память выполняет три функции:

запоминание (ввод информации), сохранение (удержание информации), припоминание (восприятие информации).

У разных людей каждая из трех функций развита неодинаково.

Причиной запоминания и припоминания является закон приучения нервной системы. Почему зубрежка — такой дурной способ обучения? Когда факты закрепляются в памяти в продолжении немногих часов или дней путем усиленного напряжения мозга перед экзаменом, запоминание материала в этом случае — иллюзия, т.к. в течение учебного года память почти не упражнялась. Сведения, заучиваемые таким путем, на отдельный случай, временно, не могут образовывать в уме прочных ассоциаций с другими объектами мысли.

Смотрите так же:  Воспитание культуры речи старших дошкольников

И наоборот, материал, избираемый памятью постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергшийся обсуждению, образует такую систему, вступает в такую связь с остальными сторонами нашего интеллекта, легко возобновляется в памяти такой массой поводов, что остается надолго прочным приобретением.

При подаче учебного материала нужно соблюдать следующие рекомендации :

-концепции, идеи лучше всего запоминаются после обсуждения в процессе устного общения. Полезно сочетать визуальное и вербальное (словесное); существенную роль для развития памяти играет речь. То, что мы можем выразить словами, запоминается легче и лучше, чем то , что может быть воспринято только зрительно или на слух;

-если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения;

Необходимо тренировать память, так как она не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания.

Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса.

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Таким образом, внимание — это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Необходимо уметь переключать внимание, вести себя гибко. Внимание нужно уметь тренировать, так как невнимательный человек лишен контроля за внешними обстоятельствами.

Основные характеристики внимания — концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость и объем. Концентрация — сосредоточенность. Устойчивость — длительное привлечение внимания к одному предмету или объекту. Распределение — способность человека одновременно концентрироваться на нескольких объектах, что дает возможность делать сразу несколько дел. Внимание — необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями. И у школьника, и у студента, как бы талантливы или способны они ни были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито и они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.

В силу особенностей своей работы учитель может изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной и внеурочной деятельности. В результате этих наблюдений педагог имеет возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании школьников.

Учителю всегда необходимо помнить следующее:

Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка .

И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача — строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это и невозможно. Педагогический процесс предполагает умение: 1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного.

Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком,— возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.

«С этой точки зрения, — писал Л. С. Выготский, — всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Организуя среду и жизнь ребенка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять — заинтересовать; прежде чем заставить действовать — подготовить к действию; . прежде чем сообщить что-нибудь новое — вызвать ожидание нового»4.

Мышление — особого рода умственная и практическая деятельность, способность человека логически анализировать проблему.

Для развития познавательного интереса учащихся необходимо научить их :

Искать — это значит, уметь находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером.

Думать — обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному предложению, событию, высказыванию, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку.

Планировать свои действия — видеть цель, логику и последовательность действий в ходе выполнения решения, продумывать правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои силы и возможности.

Сотрудничать — уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, быть терпимым к чужому мнению, уметь выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности.

Приниматься за дело — включаться в работу самостоятельно, нести ответственность в общем деле, уметь войти в группу и внести свой вклад, адекватно оценивать достигнутый результат. Адаптироваться — использовать новые подходы, нетрадиционные решения в новых ситуациях, при выполнении нестандартных, незнакомых заданий, уметь использовать ранее полученные знания в новых условиях, стойко противостоять трудностям.

Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Создание для этого условий — важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, используя для этого различные методы, формы и виды работы. Учение с увлечением раскрывает, мобилизует творческие способности ученика, активизирует позицию в обучении и одновременно существенным образом перестраивает его внутренний мир. Это позволяет рассматривать познавательный интерес в сопряженности с воспитанием мировоззрения, нравственности личности средствами учебной деятельности.

Упражнения на развитие познавательных процессов

  1. Упражнение на развитие воображения: «Дорисуй до целого».
  2. Игровое упражнение «ХОРОШО – ПЛОХО» (Карандаш – хорошо почему? – можно рисовать, чертить и т.д. Плохо – почему? Ломается, теряется и т.д.)

3а. Упражнение на развитие абстрактного мышления .

— Что написано пером, не вырубишь топором? Что может опровергнуть данную пословицу? (ластик)

— Избушка нова, жильца нет. Жилец появится, избушка развалится. Что это такое? (яйцо)

— Одного матери отца дитя, а никому не сын. Кто это? (дочь)

— Четыре уха и перьев не сосчитать. (подушка)

3б. Кто из сказочных героев мог дать такие телеграммы? — Купил семена, приезжайте тянуть.

— Хвост нашли, плакать перестал.

— Помни, все исчезнет после 12 ночи.

— Ушел от зайца, волка и медведя.

— Купила самовар, приглашаю к чаю.

— Ключ достал, скоро буду.

— Обязуюсь впредь мыть посуду.

— В гости не приду, забарахлил мотор.

— Жена отобрала стрелу, на охоту идти не с чем.

— Люблю цветы только красных оттенков.

— Ищу братьев после страшного происшествия.

— Подложили не свинью, а маленький шарик.

— У друга пропали очки, попрошайничать стало трудно.

— Надоело носить на голове посуду

4а. Упражнение на развитие слуховой памяти, зрительной памяти, сообразительности, воображения и мышления. Задачи – шутки.

Смотрите так же:  Можно ли дать ребенку второе имя

— Три мальчика – Коля, Андрей, Вова – отправились в магазин. По дороге они нашли 3 копейки. Сколько бы денег нашел один Вова, если бы он отправился в магазин?

— Длина бревна 5 метров. В 1 минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят все бревно?

— В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?

— Какие числа при чтении не изменяются, если их перевернуть вверх ногами? (88, 69)

— В корзине 4 яблока. Разделите между четырьмя людьми яблоки так, чтобы каждый получил по яблоку и одно осталось в корзине. ( один получает яблоко в корзине)

— Поле пахали 7 тракторов, 2 остановились. Сколько тракторов в поле?

4б. Прочитайте внимательно один раз; пары слов написанные на доске:

Шум – вода стол – обед

Мост – река рубль – копейка

Лес – медведь дичь – выстрел

Рой – пчела час – время

Гвоздь – доска река – море

Затем стираются вторые слова из пары. И детям предлагается списать первое слово и второе написать, если вспомнят.

5а. Упражнение на развитие концентрации внимания

Корректурные задания. В корректурных заданиях ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6—11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2—4 месяцев.

Занятие может быть индивидуальным или групповым. Каждому ребенку раздается старая книга и карандаш или ручка.

Инструкция выглядит следующим образом: «В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора, если у кого-то они встретятся».

Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших школьников можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести «веселые штрафы»: промяукать столько раз, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.

Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 мин.

Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3—4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».

Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3—4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в 2—3 раза в письменных заданиях. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2—4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду. Для детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания, необходим более детализированный этап внешних действий.

5б. Чтение текста до заданного выражения

Детям предлагается читать текст до заранее указанного учителем выражения.

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово. Например:

Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

5г. Ребенку дается бланк с напечатанными на нем 5 строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-, 4-, 5-сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных букв и скорость выполнения задания.

5д. «Перепутанные линии»

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

Для выполнения этого задания необходимы карточки размером 12×7 см с нарисованными перепутанными линиями одного цвета.

5е. Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10—15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Вот такие упражнения на развитие познавательных процессов я использую в своей работе прямо в течение урока. поверьте, они дают результат, особенно при работе с детьми 7 и 8 вида.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологи, изучая познавательные процессы человека, полагают все же – и не без оснований – что они более или менее адекватно отражают действительно существующий мир.

Смысл программы «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых.

Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения, причем не только в начальной, но и в основной школе. Все усили.

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями.

Познавательный интерес — это важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значимое свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социаль.

Презентация, в которой описаны кратко особенности всех психических процессов, таких как: память, мышление, воображение, внимание.

Сотрудничество учителя и родителя для создания неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников и привития им навыков здорового образа жизни.

Развитие познавательного интереса на уроках математики у младших школьников с ЗПР — проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. В связи с тем, что в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, формирование и развитие ее в начальных классах – центральная задача начального обучения.

Успешное осуществление учебной деятельности предполагает не только овладение определенными навыками и умениями, но и формирование адекватной её целям и задачам системы мотивов и побуждений. Ребенок должен не только уметь, но и хотеть учиться.

Отечественная педагогика и психология всегда исходили из того, что важнейшая роль в мотивации учения принадлежит позна¬вательным интересам. Постоянная забота о воспитании у учащихся познавательных интересов является одной из лучших традиций рус¬ской школы.

Интерес относится к сложным психическим явлениям, природа которого не достаточно ясна. Природа, закономерности и условие развития познавательных интересов у детей разного возраста не¬однократно привлекали внимание психологов и педагогов (В.Г. Иванов, Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, Н.Ф. Доб¬рынин, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и др.). Особое значение имеет вопрос о развитии познавательных интересов в млад¬шем школьном возрасте, где закладывается фундамент учебной дея-тельности, возникают и оформляются её структурные компоненты.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность (В.Ф. Моргун).

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И особенно актуально данное утверждение звучит применительно к детям с задержкой психического развития.

Аномалия развития, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, они не являются умственно отсталыми (В.И. Селиверстов).

Многие ученые, исследовавшие психологические особенности ребенка с ЗПР, отмечают недостаточную самостоятельность его в раз¬личных видах деятельности, уклонение от решения задач, требующих прояв¬ления инициативы, самостоятельности и волевых усилий, неумение руково¬дствоваться полученными знаниями при решении практических задач, за¬труднения в выборе правильного решения даже простых вопросов, неумение действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. На это указывают в своих исследованиях Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова и др.

В то же время отечественные и зарубежные дефектологи, изучавшие особенности познавательной деятельности школьников c ЗПР, пришли к выводу, что учащиеся данной категории имеют определенные потенциаль¬ные возможности развития познавательных процессов.

Смотрите так же:  Заявление о назначении пособия по уходу за ребенком до 3 лет образец рб

Сегодня, несмотря на значимость проблемы, недостаточно широко изучены особенности развития познавательного интереса к урокам математики у младших школьников с ЗПР, а на практике педагоги нередко не учитывают психические и познавательные особенности детей данной категории.

Объект исследования: особенности познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития.

Предмет исследования: особенности познавательного интереса к урокам математики у учащихся младших классов с ЗПР.

Целью исследования является повышение уровня развития познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) Анализ литературных источников по проблеме исследования.

2) Изучить особенности проявления познавательного интереса к урокам математики у младших школьников с ЗПР.

3) Определить виды работ, вызывающие наибольший познава¬тельный интерес на уроке математики.

4) С учетом выявленных особенностей разработать программу активизации интереса к математике у учащихся экспериментальной группы.

5) Проанализировать влияние обучающей работы на развитие интереса младших школьников с ЗПР к урокам математики.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у учащихся младших классов с ЗПР в силу особенностей психического развития наблюдается низкий познавательный интерес к урокам математике. Учет данных особенностей позволит повысить интерес к предмету у данной категории школьников.

Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач

Дата публикации: 10.04.2017 2017-04-10

Статья просмотрена: 2512 раз

Библиографическое описание:

Маклаева Э. В., Дмитриева Е. К. Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 629-633. — URL https://moluch.ru/archive/148/41581/ (дата обращения: 27.02.2019).

В статье рассматриваются особенности процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников в процессе решения текстовых задач, описывается диагностическая методика, ориентированная на определение уровня сформированности познавательного интереса. Предлагаются методические приемы, которые способствуют активизации познавательного интереса учащихся начальных классов.

Ключевые слова: познавательный интерес, текстовые задачи, диагностика, активизация, младшие школьники, развитие.

В настоящее время актуальным остается вопрос о формировании познавательного интереса у младших школьников как мотива, активизирующего интеллектуальную деятельность обучающихся. Дети на начальной ступени обучения не способны длительное время самостоятельно удерживать свое внимание. В этом возрасте присутствует сильная реакция на все яркое и новое. Произвольное внимание развивается одновременно с развитием мотивов учения, которые тесто связаны с познавательным интересом. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и реализация её в практике обучения.

Вопрос о формировании познавательного интереса у младших школьников изучали следующие ученые: Н.Б. Истомина, Н.К. Винокурова, Г.И. Щукина и другие. Результаты научных трудов показывают, что формирование познавательного интереса влияет на работоспособность, мышление, планирование деятельности, ученики с высоким уровнем развития познавательного интереса способны доходить до истины самостоятельно, а также проявляют любовь и интерес к изучению учебного предмета, у них выражено желание учиться и много знать [1]. Данные процессы необходимо развивать на начальном этапе обучения, поскольку они играют важную роль на последующих этапах жизни ребенка.

Таким образом, одним из важнейших направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих формирование познавательного интереса детей. В связи с этим ведется усовершенствование методических систем, с целью максимально активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения.

Курс математики в начальной школе играет большую роль в развитии таких познавательных процессов, как внимание, память, речь и воображение. Кроме того, изучение математики способствует формированию настойчивости, терпения, а также творческого потенциала личности. Поэтому эта предметная область в первую очередь требует введения новых методических приемов, которые активизируют познавательный интерес обучающихся на протяжении всего курса [1].

В обучении младших школьников математике большая роль отводится текстовым задачам. Связано это с тем, что такие задачи часто являются не только средством формирования многих математических понятий, но и главное – средством формирования умений строить математические модели реальных явлений, а также средством развития мышления детей. Одним из основных показателей глубины усвоения учащимися учебного материала и уровня математического развития является умение решать задачи, текстовые в том числе. Поэтому обучению решению текстовых задач уделяется много внимания, программами выделяется большое количество часов на их решение [5].

Для того, чтобы знать каким образом активизировать и поддерживать познавательный интерес младших школьников в процессе решения текстовых задач, нужно понимать психологические особенности его формирования у детей.

Анализ научных исследований Г.И.Щукиной показал, что познавательный интерес младших школьников формируется в несколько этапов. С самого начала познавательный интерес проявляет себя в виде любопытства, которое является естественной реакцией человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, которое вызвано каким-либо интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это непроизвольный интерес. Следующей, более высокой стадией формирования познавательного интереса является любознательность. Учащийся самостоятельно проявляет желание разобраться и понять изучаемое явление. На этом этапе младший школьник проявляет активность на занятии, задает интересующие его вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т. д [4, с.56.].

Задача педагога заключается в поддержании любознательности и стремлении сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний.

Для того, чтобы выявить уровень познавательного интереса у младших школьников в процессе решения текстовых задач рекомендуется провести диагностическое обследование.

Для этой диагностики в трудах Г.И. Щукиной выделяются следующие критерии сформированности познавательного интереса:

1) когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

2) мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

3) действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка) [4, с. 126].

На основе этих критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей в научной литературе были выделены три уровня сформированности познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий. Дадим им характеристику.

Низкий уровень. У детей отсутствует инициативность и самостоятельность при решении данных им заданий. При возникновении каких-либо сложностей обучающийся утрачивает интерес к процессу выполнения задачи, а также проявляется отрицательные эмоции (гнев, раздражение). Учащиеся на данном этапе не задают познавательных вопросов и нуждаются в показе готовой модели решения задачи (30% -49%).

Средний уровень. Ученик проявляет интерес к решению задачи, самостоятельно осуществляет поиск способов решения задачи. При возникновении сложностей, ребенок не теряет усидчивость и обращается к воспитателю за помощью. Учащийся задает уточняющие вопросы, возникающие в ходе выполнения задачи и, получив нужный совет, выполняет задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым (50% -74%).

Высокий уровень. Характеризуется наличием у детей инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения (75% — 100%).

Изучение уровней сформированности познавательного интереса осуществляется с помощью методики анкетирования Г.И. Щукиной. Учащимся предлагался заполнить бланк анкеты, который представлен в таблице 1.

Бланк анкеты, для выявления познавательного интереса младших школьников в процессе решения тестовых задач

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]