Развитие ребенка 2 года дома

С точки зрения моторики малютка 2-х лет проявляет невероятно высокую физическую активность. Нельзя подавлять это стремление и пытаться удержать его в «жёстких рамках» – ведь для нормального развития двухлетнему ребёнку нужно много и часто двигаться. Умение ходить совершенствуется и малыш уже неплохо держит равновесие. Умеет бегать и, если на более раннем этапе своего развития он уже пытался бежать, то сейчас у него должно получаться гораздо лучше.

Что умеет ребёнок в 2 года?

  • Хорошо ходит, умеет бегать, но ещё иногда падает.
  • Поднимается и опускается по ступенькам, ступая ногой на каждую ступеньку.
  • Многие дети в 2 года самостоятельно ходят на горшок или просят родителей посадить их.
  • Активно разговаривает, может строить простые предложения, состоящие из 2–3 слов. Использует прилагательные и местоимения.
  • Можно заметить, что ребёнок в 2 года начинает отдавать преимущество доминирующей руке: правша – правой, левша – левой.
  • Двухлетний карапуз вполне осознанно стремится добиться родительского одобрения, ради чего готов выполнить посильную просьбу. Очень огорчается, если не получает заслуженной похвалы.

Одно из главных умений малыша в 2 года – понимание абстрактных вещей. В этом возрасте он начинает строить простые предложения, использует прилагательные. Понимает смысл слов «потом», «завтра», «больше», «меньше». Отличает живых животных от игрушек, их изображающих. Например, понимает, что игрушка в виде кошки – предмет, а сама кошка – это живое существо. Любит слушать истории, произошедшие в прошлом, сознаёт, что это такое. Ребёнок и раньше любил слушать читаемые мамой вслух детские рассказы, сейчас же он стал достаточно взрослым, чтобы понимать их содержание и, увлёкшись рассказом, будет ждать, когда услышит продолжение.

Развитие в 2 года

Если несколькими месяцами ранее ребёнок был беспомощным, то теперь вы сами можете почувствовать беспомощность, пытаясь угнаться за ним. Детки в 2 года подвижны и очень активны, отдавая предпочтение самому быстрому способу передвижения – бегу. Координация движений довольно хорошая, однако иногда случаются падения и даже травмы, чаще всего несущественные. Кроха с удовольствием лазает по дивану, креслам, стульям, перебегает от стены к стене, путешествует по всей доступной ему площади квартиры или дома. Малыш в 2 года уже научился отодвигать отделения в шкафу, подставлять стулья, чтобы залезть повыше, открывать и зарывать за собой двери. Поэтому, если вы хотите, чтобы он не проник в комнату, где можно пораниться или что-нибудь повредить – лучше закрыть ведущую туда дверь на замок.

В 2 года ребёнок начинает отдавать предпочтение доминирующей руке, поэтому внимательные мамы могут определить, правша он или левша. Так называемая мелкая моторика становится более развитой, кроха умеет составлять пирамидки, сооружать «замки» из кубиков, брать карандаш и рисовать линии на бумаге. Большая моторика ребёнка проявляется в виде улучшившейся координации при беге, умении перешагивать через препятствия, залазить на большие предметы. Согласованность движений стала намного лучше, что можно увидеть в перешагивании через небольшие препятствия во время ходьбы.

Двухлетние детки помогают взрослому одевать себя: поднимают ножки, чтобы обуться, подставляют руки или даже стараются просунуть их в рукава. Могут самостоятельно надеть шапку или носочек. В состоянии частично раздеться без посторонней помощи. Контролируют физиологические потребности организма, знают, для чего нужен горшок, просят посадить их на него или даже садятся сами.

Питание уже почти не отличается от меню взрослого. К 2 годам постепенно уменьшалась доля материнского молока и теперь можно полностью отказаться от его употребления. А чтобы малыш продолжал хорошо расти и успешно развиваться, его меню должно быть разнообразным, содержащими все необходимые продукты. Несмотря на то, что ребёнок 2-х лет ещё довольно мал, в сутки его организм должен получать около 1 500 ккал за четыре приёма пищи. Блюда, которые будет кушать кроха, теперь не нужно подвергать тщательной механической обработке, превращая в однородную кашеобразную массу – приучайте его пережёвывать пищу самостоятельно.

Продолжайте следить за гигиеной. Умывайтесь по утрам, регулярно чистите с ним зубы специальной детской пастой, мойте ручки перед каждым приёмом пищи. Учите его самостоятельно следить за собой. Объясните, что грязные руки – это плохо, а если не чистить зубы – они со временем могут испортиться.

Не забывайте и гулять – свежий воздух очень полезен для растущего организма, поэтому не пропускайте ни одного дня. Одевайтесь всегда по погоде, не переохлаждайте детский организм и не допускайте перегрева.

Многие мамы задаются вопросом: сколько спит ребёнок в 2 года? Сон в этом возрасте составляет примерно 12 часов в сутки. На ночной сон приходится 10 часов, дневной сон всего один, обычно во второй половине дня, длительностью примерно 2 часа. Старайтесь соблюдать одинаковый режим дня: кормить малыша, гулять с ним, купать и укладывать в одно и то же время.

Занятия и игры для двухлеток

Рисуем. Благодаря рисованию развивается мелкая моторика, что способствует умственному и творческому развитию, восприятию формы и цвета. Вначале у малыша будут появляться только каракули, но сам процесс увлекает детей и со временем из линий и чёрточек начинают складываться осмысленные рисунки.

Заучиваем цвета. Ваш двухлетний карапуз наверняка уже знает названия 1–2 цветов. Игра увеличивает словарный запас и способствует умственному развитию. Возьмите различные предметы одного цвета: кубики, мячики, листы бумаги. Покажите ребёнку, например, жёлтую игрушку, назовите её цвет, дайте потрогать, подержать в ручках. Потом повторите то же самое со следующим жёлтым предметом. Когда вы проделаете эту процедуру 4–5 раз, скажите: «а теперь поищем жёлтый цвет. Где жёлтый цвет?» Вместе ищите жёлтый цвет в комнате. Когда ребёнок покажет вам 2–3 жёлтых вещи, попробуйте игру с другим цветом.

Немного усложните игру. Теперь предлагайте взять жёлтый кубик и поставить на него красный. Выложите в ряд жёлтые кубики, затем красные, сверху можно использовать, к примеру, зелёные.

Активные игры на свежем воздухе. Какой малыш не любит прогулок! Но бегать по аллеям в парке одному не так весело, как играть с мамой или папой! А если ещё найти компанию сверстников, будет вообще здорово! Можно поиграть в догонялки, летом игры на свежем воздухе с ребёнком великолепно разнообразят водяные пистолеты, зимой же можно вылепить снежную бабу.

Игры в песочнице подарят крохе нескрываемое удовольствие, а заодно потренируют мелкую моторику, разовьют внимание и подключат детское воображение!

Развитие ребенка

Малыш стал еще на год старше. Он уже вполне самостоятельный и взрослый. Но сейчас от вас требуется еще больше терпения и спокойствия.

Физические навыки ребенка уже не развиваются так быстро как раньше просто потому, что к двум годам его тело уже скоординировано, он совершает все действия осознанно, волевому импульсу. Он прыгает на одной и двух ногах, активно бегает, легко стартуя и останавливаясь, и при это не задевает препятствия на своем пути.

Совершенствуется с каждым днем мелкая моторика. Малыш аккуратно берет мелкие предметы, используя пинцетный захват, может построить достаточно высокую башню из кубиков, переворачивает страницы книги по одной, режет бумагу ножницами.

А еще ребенок учится творчеству: краски, пластилин, карандаши, раскраски или просто альбом – всё это развивает в ребенке навыки рисования, а в последующем речи и письма. Сделайте его обучение безопасным и веселым. Занятия должны быть короткими и не перегружать ребенка. Конечно, ребенок достаточно усидчив, но более 20 минут он заниматься пока не может.

Подвижные игры у двухлеток – любимое занятие. Прятки, догонялки – всё это помогает ребенку активно взаимодействовать со взрослыми или более старшими детьми. Кроме этого, во время таких занятий ребенок копирует игровое поведение других детей или взрослых.

Ребенок познает мир каждый день. Он употребляет в своей речи порядка 50 слов (может применять слова и/или жесты). Задает простые вопросы используя слова и/или жесты и при этом смотрит вопросительно. Малыш понимает, чего он хочет, а чего не хочет. Активно выражает протест любым доступным ему способом.

Воспитание ответственности у ребенка – важный этап развития.

Кроме этого, такая повседневная деятельность приучает его к бытовой помощи.

Навыки и умения

♦ Разглядывает картинки в книге внимательно.

♦ Нанизывает крупные бусины на гибкую основу.

♦ Собирает правильно пирамидку.

♦ Из двух предметов выбирает большой и маленький.

♦ Играет с пластилином, лепит из него.

♦ С помощью взрослых принимает участие в повседневных делах (моет посуду, застилает кровать).

♦ Активно общается со сверстниками (словами и/или жестами).

Советы родителям

Старайтесь всесторонне развивать ребенка. Не делайте упор на что-то одно. Наберитесь терпения.

Не забывайте гулять с ребенком дважды в день. Подвижные игры на улице – лучшая тренировка иммунитета.

Как организовать жизнь

Ребенок двух лет обычно спит один раз. Некоторые малыши пытаются отказаться от дневного сна, но это еще очень рано. Поэтому если ребенок не поспал днем, то к вечеру он будет переутомленным и ночной сон будет беспокойным. Старайтесь соблюдать режим сна. Ребенок, привыкший к режиму – проще засыпает и спокойнее спит. Не забывайте чередовать деятельность.

Двухлетка играет рядом с другими детьми и иногда берет их в игру. Он разнообразит простые сюжетно-ролевые игры и любит подвижные игры. Во время развивающих занятий может много говорить, правда, эта речь чаще всего будет непонятна для окружающих. Помните, что когда игра закончилась, ребенок должен убрать игрушки на место.

В возрасте двух лет ребенку понравится играть в кинетический песок. Это очень увлекательная и занимательная игра для детей всех возрастов. Кроме просто развития мелкой моторики, она поможет ребенку успокоиться и переключиться с активной деятельности на более спокойную. Например, можно использовать для подготовки ко сну.

В два года можно учить ребенка четырем простым цветам – желтый, красный, синий, зеленый, а также трем простым формам – круг, квадрат, треугольник. Простые пазлы или кубики увлекут его надолго. Рамки-вкладыши и магнитная рыбалка нравятся многим детям.

Ребенок всё чаще заявляет «Я сам!» Он пытается копировать взрослых, в том числе их самостоятельность и независимость. Одним из любимых слов малыша в этот период будет «Нет!», вы можете его слышать буквально на всё. Он может отрицательно реагировать даже на любимую еду или занятия, но уже буквально через минуту сам это у вас просит. Наберитесь терпения, скоро это пройдет.

Как развивается речь

Пытается повторять за взрослыми разные слова. Часто слова повторяет очень близко по звучанию к оригиналу. Большинство слов, которые произносит ребенок, понятны для окружающих. Использует множество гласных в речи. Малыш говорит «спасибо» и «пожалуйста» (если подсказать ему, что это нужно сделать) или показывает это жестами (например, кивает вместо «спасибо»). Говоря о себе, начинает употреблять местоимения «я», «мне».

Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева

Всестороннее развитие двухлетнего ребенка

Как происходит развитие ребенка в 2 года? Физически малыш развивается не так стремительно, как до года, зато эмоциональное и интеллектуальное развитие протекает более чем активно. Нормальный двухлетний ребенок многое умеет, многим интересуется и стремится узнать еще как можно больше. Он уверенно ходит, бегает, преодолевает несложные препятствия, придумывает игры сам и играет со сверстниками.

Смотрите так же:  Методы трудового воспитания в детском саду

В 2 года вес детей будет зависеть от их активности, половой принадлежности, режима питания. В среднем мальчики в этом возрасте весят от 11 до 14,5 кг, тогда как девочки от 10,8 до 14 кг. Рост мальчиков колеблется в пределах 83-93 см, девочек — 84-90 см.

Двухлетний малыш часто способен самостоятельно пользоваться горшком, по крайней мере когда речь идет о «маленьких делах». С «большими делами» на горшке у детей этого возраста могут быть проблемы, поэтому родителям нужно набраться терпения и подождать, пока малыш будет готов воспользоваться горшком и в этих случаях.

Как происходит познавательное развитие малыша в 2 года?

В 2 года развитие ребенка позволяет ему справляться с заданиями на различие и классификацию предметов по определенным признакам:

  • размерам;
  • форме;
  • цвету;
  • материалу изготовления;
  • назначению.

Малыши играют с игрушками-вкладышами, правильно соотносят плоскостные изображения с аналогичной объемной фигурой. Дети в этом возрасте способны собрать матрешку или пирамидку в показанном взрослыми порядке, построить башню из пяти-шести кубиков одного цвета. Если предложить малышу бумагу и карандаш, он сможет нарисовать разные линии, круги, отдельные фигуры, комментируя то, что рисует.

Как развивается игровая деятельности у детей?

Развитие детей в 2 года позволяет им совершенствовать игровую деятельность, которая теперь может состоять из нескольких последовательных действий. Так, для малышей не составит труда выловить из воды с помощью сачка любимую игрушку, собрать мозаику или крупные пазлы.

Примечательно, что ребенок самостоятельно придумывает, во что он будет играть, учитывая наличие доступных для него игрушек. Так, например, если возле малыша коробка с кубиками, он обязательно начнет из них строить, детская посудка — приготовит еду для игрушек, подражая взрослым и соблюдая алгоритм из нескольких действий.

Развитие двухлетнего малыша позволяет ему принимать участие в играх с детьми его возраста.

Особенности социально-эмоционального развития двухлеток

Двухлетний малыш эмоционально достаточно активен, с удовольствием выполняет ряд самостоятельных действий, особенно если его начинания положительно оценивают взрослые. Особенность малышей в этом возрасте — проявление упрямства и настойчивости, отказ от продолжения работы при неудаче. Нередкими для малышей являются проявления агрессии, капризности, выражаемых в крике, плаче и активной жестикуляции. Чаще всего кроха злится и расстраивается, если:

  • взрослый настаивает на выполнении ненавистного для него задания;
  • ему запрещают что-либо брать, делать и пр;
  • старается привлечь к себе внимание, чувствуя себя одиноким.

Также не всегда адекватно себя ведут двухлетние дети, пытаясь подражать поведению других детей без предварительной оценки этого поведения.

Эмоциональное развитие ребенка протекает активно и проявляется следующим образом:

  • малыш в ответ на агрессию взрослого протестует и отказывается слушаться;
  • кроха не всегда готов к общению с малознакомыми людьми, может плакать, прятаться, игнорировать обращения к нему;
  • ребенок сильно зависит от одобрения и внимания взрослых;
  • при расставании с близкими сильно плачет;
  • находясь в хорошем настроении, малыш активно жестикулирует, смеется;
  • окрашивает речь интонациями;
  • радуется, когда получается произнести новые слова;
  • проявляет интерес к искусству, пению, разного рода развлечениям;
  • увлеченно и сосредоточенно смотрит мультики и пр.

Кроме того, дети в 2 года уже пробуют давать оценку поступкам и поведению окружающих, способны сопереживать, заботиться о домашних питомцах или растениях, подражая взрослым, проявляя инициативу. В поведении малышей проявляется некая сдержанность и ответственность, а также готовность прислушиваться к взрослым, следовать их советам.

Как развивается речь в 2 года?

Главное достижение ребенка в возрасте двух лет — это более совершенное понимание речи, чем раньше. Теперь малыш в состоянии понять, о чем говорят взрослые, и даже мысленно себе это представить. Если спросить кроху о том, что он недавно видел или пережил, он с удовольствием попробует ответить.

В активной речи двухлетнего ребенка содержится уже около 300 слов, но, даже если это количество значительно меньше, родители не должны беспокоиться.

Да, большинство малышей к этому возрасту уже способны говорить не только отдельными словами, но и фразами, с использованием предлогов и местоимений, но это не значит, что те, кто пока не заговорил, имеют какие-то отклонения в развитии. Стоит уделить общению и занятиям с такими ребятами чуть больше времени, подталкивая их к разговору, и все обязательно получится – конечно, если причина задержки речевого развития не связана со здоровьем крохи.

Дети в 2 года довольно успешно разучивают стихи и песенки вместе с родителями, договаривая последние слова или даже целые строчки, способны называть изображенные на картинках предметы, начинают использовать в речи вежливые слова, такие как «здравствуйте», «спасибо», «будь здоров» и пр.

Как развивать малыша?

В 2 года прогрессирует психическое и физическое развитие ребенка, и он всеми силами стремится проявить свою самостоятельность. Кроха знакомится с окружающим миром, тренирует моторику, учится правильно говорить. В этот период самое время включаться в процесс развития малыша, деликатно подталкивая его в нужном направлении.

Заниматься с ребенком нужно только в периоды, когда он хорошо выспался, не голоден, находится в приподнятом расположении духа. Если у малыша нет настроения, занятия лучше отложить на более поздний период, так как результата они все равно не принесут.

Стоит помнить о том, что внимание у двухлетних малышей кратковременно, поэтому занятия должны вызывать интерес и длиться не более 10-15 минут. В процессе обучения крохи важно найти путь для раскрытия его потенциала, а также для развития:

Кроме того, по ходу занятий с ребенком нужно уделить внимание:

  • пополнению словарного запаса;
  • тренировке моторики, как мелкой, так и общей;
  • развитию тактильных навыков;
  • развитию воображения и умения логически мыслить.

Как ускорить развитие речи?

В 2 года малыш способен некоторое время внимательно рассматривать картинки, поэтому задача взрослых — использовать заинтересованность малыша и, показывая ему картинки, рассказывать об изображениях на них, задавать вопросы, подталкивая кроху к диалогу.

Двухлетние малыши с удовольствием слушают сказки, где одни и те же фразы и элементы повторяются несколько раз. Чтобы стимулировать кроху к заучиванию стихов, нужно почаще ему читать одну и ту же сказку, замолкая на последних строчках и предлагая продолжить.

Также для ускорения развития речи нужно постоянно разговаривать с малышом, как дома, так и на улице, описывая свои действия, поведение окружающих людей и животных.

Как способствовать развитию логико-математического мышления?

В 2 года малышу уже можно начинать объяснять пространственно-временные понятия – естественно, в форме игры. Привлекать к игре можно членов семьи и игрушки. Ближе к концу второго года кроха уже может различать такие понятия, как «вечер», «утро» или «день», также можно поработать с ним над закреплением понятий «обед», «завтрак», «ужин». Делать это можно, обращая внимание ребенка на свет за окном утром, в полдень и вечером на прогулке, а также на время приемов пищи.

Отлично способствуют развитию логико-математического мышления игры с группированием предметов. Крохе можно предложить разделить овощи и фрукты по лоткам, кубики по цветам, игрушки по какому-либо присущему им признаку.

Может показаться странным, но развитие двухлетнего ребенка позволяет ему начинать обучаться счету. Конечно, ни о каких цифрах еще речь не идет, но можно начинать считать все, что попадается на глаза дома, на улице, загибая пальчики вместе с мамой. Такие занятия обязательно доставят крохе удовольствие!

Разучиваем цвета

В 2 года внимание ребенка можно и нужно обращать на цвета окружающих его предметов. Делать это нужно ненавязчиво, играючи, используя яркие карточки и игрушки. Также обучать кроху цветам можно дома и на улице, просто называя цвет каждого увиденного предмета.

Чтобы проверить, как малыш закрепил информацию, время от времени можно задавать ему наводящие вопросы о цветах окружающих его предметов, игрушек, деликатно исправляя ошибки.

Рисование и лепка для развития малыша

Сразу отметим, что оба вида деятельности способствуют развитию целого ряда качеств крохи, начиная от мелкой моторики и заканчивая воображением, креативным мышлением, терпением и усидчивостью. В процессе рисования ребенок учится выделять отдельные признаки предметов, фантазирует, старается довести начатое до конца.

Начинать рисовать можно с пальчиковых красок, которые малыши просто обожают. Далее переходите на мелки, а к концу второго года можно попробовать вложить в ручку крохи карандаш или фломастер, предложив нарисовать или раскрасить что-то определенное.

Лепкой с двухлетним крохой также нужно заниматься как можно чаще, особенно когда погода за окном не позволяет выйти на прогулку. Лепить можно не только из пластилина, но и из соленого теста и глины. Для начала можно предложить крохе лепить из готовых деталей, со временем же он сможет справляться самостоятельно, вылепливая по образцу, следуя инструкциям старших или сооружая нечто, являющееся плодом фантазии детского ума.

В ходе занятий лепкой пальчики малыша будут получать необходимую им нагрузку для развития, что в свою очередь не только откроет перед ним новые возможности, но и будет способствовать более ускоренному развитию речи.

Приобщение крохи к музыке

В раннем возрасте детские души очень чувствительны к музыке, и взрослые должны этим пользоваться, приобщая детей к миру искусства. Обычно малышам больше всего нравятся позитивные мелодии и веселые песни с понятными словами. Время от времени им можно включать детские песни и необычные мелодии на основе звуков природы, по окончанию обсуждая прослушанное.

Как вариант, малышам можно на непродолжительное время включать музыкальные мультфильмы, соответствующие их возрасту.

Активизация игровой деятельности

Движение — это то, из чего состоит наша жизнь. Поэтому спокойные игры для развития усидчивости и внимания нужно чередовать с подвижными, как дома, так и на улице. С крохой можно играть в прятки, жмурки, в игры с мячом.

Особенно двухлетние малыши любят заниматься с песком и водой. Чтобы сделать такие игры более подвижными, можно придумать примитивные эстафеты, предлагая, например, наперегонки перенести ведерко с водой от цели до цели или построить дорожку из песка, по которой можно будет добраться до цели.

Стоит не забывать о том, что дети в 2 года больше всего мечтают о том, чтобы как можно больше приобщиться к миру взрослых. Именно поэтому предметы из этого мира для них являются самыми интересными и долгожданными игрушками.

Будет лучше, если родители заранее позаботятся о том, чтобы у ребенка был доступ к «взрослым» предметам, не представляющим для него опасности. Пусть у крохи появится маленький удобный для него веник и ведерко для мытья полов, щетка для чистки обуви и даже собственный, пусть и вышедший из строя, телефон. Забавы с такими игрушками принесут немало удовольствия малышам, будут способствовать их общему развитию.

Медицинский контроль в 2 года

В 2 года малыш уже не нуждается в пристальном медицинском внимании, по крайней мере в таком объеме, как на первом году жизни. У педиатра кроха будет бывать только в случаях, когда это будет действительно необходимо: для положенной вакцинации или осмотра и назначения лечения во время болезни.

В отдельных случаях при наличии показаний ребенку прописывают посетить специалистов, таких как логопед, психолог, эндокринолог, хирург и т.д.

Развивающие игры в 2 года

Еще 4 статьи на тему: Игры для детей от года до трех лет

Развивающие игры в 2 года

С третьего года жизни игры малыша немного меняются. Он становится более самостоятельным. И родителям важно предоставлять ему больше свободы, несмотря на то, что контролировать действия ребенка все равно надо. В два года ребенок уже понимает, что такое порядок и его можно начинать приучать к чистоте.

Смотрите так же:  Глисты у 11 месячного ребёнка

Примеры игр:

Если вы еще не достали кисточки, краски и цветные карандаши — то сейчас самое время это сделать. В два года дети начинают раскрашивать раскраски. Лучше всего покупать раскраски с крупными рисунками.
Насыпьте на сухой поднос манку и предложите ребенком порисовать пальчиками.

Вместо матрёшки можно вкладывать одна в другую и баночки, коробочки, ведерки — любые предметы разной величины.

Доски с вкладышами

В два года можно брать доску с фигурками, различающимися по форме и величине. Другой вариант — брать сразу две доски и перемешивать фигурки, чтобы ребенок искал подходящие отверстия.

Нам понадобятся вещи двух различных форм или цветов. Простой вариант — смешать белую и красную фасоль и попробовать разложить по двум кучкам. Можно оформить эту игру более интересно — например, вырезать из картона капусту и грибочки — по 3-6 штук. Потом взять игрушки — овечку и ёжика. Расскажите ребенку, что овечка любит капусту, а ежик — грибочки. И попросите накормить зверюшек.

Вводить цветы в игры лучше как можно мягче. Вопрос “Какого это цвета?” сложноват для ребенка двух лет. Лучше предложить: «Я строю красную башню. Найди мне еще один красный кубик. Вот такой», — и покажите красный кубик.

Спортивные упражнения

Можно нанизывать на веревочку конфеты или игрушки так, чтобы ребенок, подпрыгнув на двух ногах, смог схватить этот предмет.

Упражнение с веревочкой

Разложите на полу веревку. Попросите ребенка пройти точно по этой веревке. Затем можно усложнить задание — положить веревку извилисто.

Игры с мячом очень полезны в любом возрасте. Они развивают ловкость, глазомер, учат действовать быстро и хорошо координировать движения. Можно придумывать самые разные варианты игры с мячом:
— бросать мяч и ловить двумя руками;
— ударить по мячу ногой — у кого дальше укатится;
— попасть мячом в коробку, увеличивая постепенно расстояние;
— вы можете откатывать мячик вперед и предлагать малышу обгонять его;
— попробовать прокатить мяч между ножками стула.

Возьмите шнур, подберите разноцветные бусинки. Лучше купить готовый набор с крупными бусинами. Один конец шнура закрепите узелком, чтобы бусинки не соскакивали. Научите ребенка нанизывать бусинки на шнур.

Чего не хватает?

Расставьте на столе несколько игрушек (можно начать с трех и постепенно усложнять до шести). Потом попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Можно поменяться ролями. А можно и переделать игру таким образом: “Что появилось на столе? Какая новая игрушка?”

Найдите картинку с хорошо известным ребенку предметом или персонажем. Потом разрежьте ее на две части, попросите угадать, что это за предмет и соединить картинку. Когда у ребенка будет хорошо получаться, можно предлагать ему картинки, разрезанные на 3-4 части. Можно купить и готовые задания.

Ты не бойся — это гусь,
Я сама его … (боюсь)

Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему … (штанишки)

Кто один имеет рог?
Это толстый…(носорог)

У меня пропал носок,
Утащил его … (щенок)

Апельсины и бананы
Очень любят … (обезьяны)

Вместа носа — пятачок,
Вместо хвостика — крючок.
Голос мой визглив и звонок,
Я веселый … (поросенок)

Развитие ребенка в 2 года. На что способен малыш?

Содержание статьи:

Обычно возрастные нормы развития ребенка служат ориентиром. Очень важно, чтобы с ростом малыша все было хорошо и с его развитием. Он должен постепенно подниматься как бы по ступени вверх.

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Показатели физического развития к концу второго года жизни малыша в среднем достигаю таких параметров:

  • вес: 12,3-12,7 кг.
  • рост: 84-86 см.

На втором году жизни вес ежемесячно прибавляется на 200-250 граммов, а рост на один сантиметр.

Динамика роста и веса для девочек и мальчиков от 1 до 2 лет

Из данной таблицы следует, что средний показатель прибавления в весе за год составляет 2,3-2,6, а в росте — 10,5-11,7.

Мальчики берут верх в своем физическом развитии уже в этом возрасте. Увеличение окружность грудной клетки у мальчиков немного отстает от девочек и составляет к концу второго года 1,2-1,7, тогда как у девочек — 2,2-2,6. Но делая выводы, нужно не забывать и об особенностях телосложения семьи.

Освоенные новые навыки и умения

Какие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?

  • Уверенная ходьба.
  • Бег.
  • Прыжки.
  • Ходьба по лестнице (вверх, вниз).
  • Преодоление препятствий (обходит, перепрыгивает или перешагивает препятствия высотой 20 см).
  • Удар ногой по мячу, броски мяча.
  • Умеет ловко лазить и пятиться назад.
  • Прыгать на одной ноге.
  • Проходить сквозь обруч.
  • Удерживать равновесие на перекладине.

Умения

  • Использование предметов по прямому назначению (карандашом рисовать, совком копать, есть ложкой, расчесываться расческой).
  • Листать страницы книжки.
  • Стоять на цыпочках.

В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику.

Развитие речи в 2 года

Словарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу.

Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться.

Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова.

Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом.

Особенности развитие психологии детей 2-3 лет

Поведение малыша в двухлетнем возрасте носит непроизвольный характер. Он не может управлять собой по своему желанию, таковы особенности второго года жизни.

Многие родители пользуются этой возрастной особенностью в свою пользу, отвлекая внимание ребенка по необходимости. В этом возрасте он четко понимает о назначении предметов в домашнем обиходе и применяет их. Например, применение предметов личной гигиены при умывании, использование столовых приборов во время еды.

  • Речь более понятна, чем у полугодовалого, иногда с использованием прилагательных.
  • Ребенок может складывать пирамидку, кубики, мозаику.
  • Может разрезать бумагу, держа ножницы в одной руке.
  • Под ритмичную музыку подтанцовывает (покачивается, приседает, притоптывает).
  • Выполняет простые указания и просьбы.
  • Способен запомнить четверостишья, потешки, песенки.
  • Рисует, из пластилина лепит простые фигурки.
  • Разбирает игрушки, пытаясь изучить содержимое.

Познавательные способности ребенка 2-х лет

  • После показа он может собирать пирамиду из 5 колец (от большего кольца к меньшему, и наоборот).
  • Соотносит геометрическую объемную фигуру с плоским аналогом.
  • Определяет предмет по его характерным признакам весу, фактуре, то есть тяжелый, мягкий.
  • Ориентируется в разных величинах (например, сравнивая матрешку по высоте, цвету, объему, ширине).
  • Зрительно выделяет предмет по его форме (сопоставляет геометрические фигуры по форме, и вставляет в соответствующие окошки).
  • Выделяет три-четыре цвета, некоторые называет или подбирает к данному образцу.
  • Проводит линии различной длины, направленности и формы, называет, что нарисовано.

Во что поиграть с ребенком в возрасте двух лет?

В этом возрасте малыш уже осознанно совершает какие-нибудь действия, поэтому хочет узнать побольше об окружающем его мире. А окружает малыша множество предметов, с которыми можно и поиграть.

  • «Кто быстрее»

Соорудите небольшие ворота из конструктора на полу или на столе, и устройте гонки: кто быстрее докатит свой предмет до ворот. Предложите малышу выбрать для гонок одну из фигурок. Предметы должны быть различной формы: мяч, кубик, палочка, брусок, колесо. После нескольких стартов покажите, что круглые фигурки лучше катятся, объясните малышу — почему так происходит.

Эта игра научит различать предметы по форме.

  • «Сходства и различия»

Возьмите 2 вещицы или картинки, и рассуждайте, в чем их сходства и отличия. К примеру, у медвежонка и белочки есть глаза, уши, носик, лапы, хвостик; но у белочки шерстка рыжая, а у медвежонка — коричневая. Если с первым заданием справились с легкостью, можно усложнить второе: предложите 2 машинки разных цветов.

Игра развивает внимательность.

Предложите малышу четыре мягкие игрушки или куклы, и дайте 3 блюдца, хватит ли всем блюдец? Разложите и сделайте вывод: «Блюдец меньше, чем игрушек». Проделайте то же самое для случаев «больше» и «равно». Комбинируйте количество игрушек и блюдец. Не берите слишком много, начните с 5.

Игра обучает действиям сравнения, считается началом изучения математики.

  • «Книга своими руками»

Возьмите несколько кусочков картона одинакового размера. Совместно вырезайте из старых журналов и газет понравившиеся иллюстрации. В процессе научите ребенка правильно пользоваться ножницами. Приклейте картинки на картон. В каждом кусочке картона проделайте 2 отверстия, затем сложите все кусочки друг на друга и перевяжите ленточкой или веревкой. Получилась книжка. Можно подбирать тематические картинки и придумывать к ним историю.

Игра развивает любовь к книгам, воображение, мелкую моторику.

Совместно постройте надежную крепость, которая спасет ее обитателей от невзгод. В качестве строительного материала используйте коробки разных размеров, подойдут любые: из-под обуви, сока, техники. Соорудите крепость, башню, замок или дом, складывая коробки по периметру, а затем друг на друга.

Игра развивает воображение.

В питание двухлетнего ребенка должны нужно включать легко усваиваемые белки, витамины и минеральные вещества. В рационе питания — молочные каши, кисломолочные продуты (кефира по 500 -700 мл в день или молока), творог или сыр (блюда из творога: творожные запеканки, вареники). Овощные блюда из различных овощей (свекла, капуста, морковь, тыква, кабачки).

Несколько простых блюд для питания двухгодовалого малыша

1. Салат «Снеговик»

Салат выкладывается слоями, каждый из которых пропитывается сметаной. Внизу — отварная куриная грудка, затем — вареная морковь, следующий слой состоит из вареной свеклы, завершающий слой — тертый сыр. Верхний слой похож на голову снеговика, можно добавить глазки из маслин, реснички из зелени и, конечно же, не забыть прикрепить нос-морковку.

2. Гречневые котлеты

На обед можно предложить малышу гречневые котлеты. Для начала сварите 0,3 кг говядины в слегка подсоленной воде. Затем достаньте мясо и отварите в той же воде половину стакана гречки. Для фарша пропустите через мясорубку мясо, добавьте в него гречку, 1 яйцо, мелко порезанный и обжаренный лук, специи по вкусу. Слепите котлетки и обжарьте их на сковороде или приготовьте в мультиварке на пару.

3. Зразы из творога и тыквы

Измельчите 0,5 кг творога, добавьте 2 яйца, 0,5 стакана сахара, немного муки, соль по вкусу. Тыкву нужно разрезать и запекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 40 минут. Тыкву измельчить и добавить к творожной массе. Слепить зразы, обвалять в муке и обжарить. Подавать со сметаной.

Развитие ребенка в 2 года

Вот и прошел тот день, когда вместе с малышом вы задули две свечи на его именинном торте. Это уже не тот беспомощный комочек, который вы увидели в момент рождения. Ваш ребенок вырос, многому научился, произошло его эмоциональное, психологическое и физическое развитие. Чего же он успел достичь? Во-первых, значительно обогатился его лексикон. Он узнал 100-200 новых слов. Ребенок может общаться простыми предложениями, употребляя прилагательные (обычно к 2,5 годам и позже).

Смотрите так же:  Основные кризисы в развитии ребенка

Малыш эмоционально уравновешен, обычно расположен в хорошем настроении. Для него не составит труда как спуститься, так и подняться по лестнице. Он резво бегает, прыгает, перешагивает препятствия. Ребенок правильно складывает пирамидку из 4-5 колец, начинает различать предметы по их качеству – холодный, горячий, тяжелый, мягкий. Может самостоятельно частично снимать одежду, например, носочки или колготки, и одеваться при поддержке взрослых.

Уход за ребенком в 2 года

Ухаживая за малышом, родители следят за его здоровьем, безопасностью, развивают его, обеспечивают комфорт. Продолжают вырабатывать культурно-гигиенические навыки у ребенка. Он все чаще должен сам пить из чашки, есть ложкой, проситься на горшок. К двум годам необходимо полностью отойти от памперсов или оставить их только на крайний случай – поход в гости, длительный переезд или прогулка в холодное время года.

Малыш уже знает, что после улицы, также как и перед едой нужно мыть ручки. Во время еды следует объяснять малышу правила нахождения за столом – что нельзя размахивать руками, проливать содержимое тарелки, нужно быть аккуратным. За общим столом ему еще находиться неудобно, поэтому прием пищи должен происходить в специальном месте — за детским столиком или стульчиком.

Питание ребенка в 2 года

К двум годам организм ребенка, все его органы, в том числе и пищеварения, претерпевают ряд изменений. Совершенствуется функция пищеварительной системы, печени, селезенки, поджелудочной. Стабилизируется кишечная микрофлора, которая помогает разлагать клетчатку, синтезировать полезные элементы, витамины. Поэтому в рацион вводят новые блюда и продукты – овощные салаты, морковь, свекла, бобовые, щи, борщи на мясном бульоне. У ребенка появляются дополнительные молочные зубы, он уже в состоянии хорошо пережевывать пищу. Поэтому перетирать ее не надо. Достаточно хорошо разварить, можно дополнительно размять вилкой. Как бы ни хотелось побаловать своего малыша, но такие продукты как колбаса, копчености, шоколад, торты, сдоба, в два года еще рано вводить в питание. Стоит ограничиться карамелью, зефиром, пастилой.

Режим дня ребенка в 2 года

Режим детей, посещающих ясли и находящихся дома, может отличаться временем пробуждения и отходом ко сну. Обычно «домашние» дети позже ложатся и позже встают. В остальном же распорядок дня у них схож. Дневной рацион малыша разделен на четыре кормления, с промежутками около четырех часов. Если у вашего ребенка хороший аппетит, можно оставить ему пятое кормление в виде второго завтрака или полуночника (прием пищи за 1-1,5 до сна). В день ребенку необходимо две прогулки на свежем воздухе и два дневных сна. Постепенно можно попробовать перевести его на один дневной сон. Если он стал вялым, капризным, у него снизился аппетит, следует малыша вернуть в привычный режим. После дневного сна можно ввести водные процедуры – обливание ножек прохладной водой или обтирание тела влажным полотенцем. Это сделает организм малыша более закаленным и стойким к простудам.

Занятия с ребенком в 2 года

В два года ребенок осваивает все больше окружающего пространства. Ему интересно абсолютно все. Обязательно разговаривайте с ним, объясняйте, не отмахивайтесь от него, отвечайте на каждый его вопрос. Его можно взять на прогулку в парк, понаблюдать за тем, как летают бабочки, жучки, поют птички, растут цветочки, показать, как это красиво. Этим вы развиваете в нем эстетические качества. Осенью обратить его внимание, как меняют свой цвет листья, почему они осыпаются. Маленькие дети очень любят собирать каштаны или желуди, поэтому не отказывайте им в этом удовольствии.

Обязательно купите ребенку паззлы и конструктор с яркими крупными деталями, подскажите, как собирать картинку. Можно приобрести кубики с алфавитом или цифры и буквы на магнитиках, чтобы начать с ними знакомиться и постепенно запоминать. Следите за реакцией ребенка, чтобы ему было интересно самому. Обычно от увлекательного занятия его бывает не оторвать. Не заставляйте его делать что-то через силу. Если малыш чего-то не хочет, капризничает, значит он еще не созрел в эмоциональном и психологическом плане. Лучше подождите пару месяцев, чтобы он подрос.

В два годика можно в игровой форме начать учиться различать и запоминать цвета. Необходимо выбрать игрушки разного цвета, например, желтого, красного, зеленого – пластмассовых мишек, зайчиков, мышат. И подготовить квадраты или прямоугольники таких же цветов (предварительно вырезать из бумаги). Вначале поиграть недолго с одной игрушкой, называя ее цвет, затем с другой. После вместе с малышом попытаться найти для каждой игрушки свой домик, т.е. такого же цвета, как и игрушка. Вначале ребенок будет путаться, но затем безошибочно начнет определять цвета, и произносить их названия. Когда ребенком полностью усвоены одни цвета, постепенно переходят к ознакомлению с другими.

Малыши очень любят слушать сказки, вам придется рассказывать или перечитывать их по многу раз. Наберитесь терпения. Сказки и книжки учат ребенка быть добрым, храбрым, справедливым — показывают это на примерах, доступных для его понимания. Пусть ваш малыш еще и еще раз переживет волнительный момент, пожалев обиженного зайчика, мышонка или радуясь, что удалось прогнать хитрую лисицу или победить злого волка.

Чтобы ребенок не коверкал слова и учился правильно говорить, можно с ним заучить и повторять несложные предложения-чистоговорки. Вначале их нужно выучить, проговорить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Начать можно с самых простых, например, «ос-ос-ос – на столе кокос», «ас-ас-ас – сладкий ананас». Затем немного усложнить: «Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой», «У осы не усы, не усищи, а усики». В более сложных вариантах присутствуют трудновыговариваемые звуки – «ж», «ш», «р», «ч». Например, «ро-ро-ро – на полу ведро» или «ежу на ужин жук нужен».

Для развития слухового восприятия, с малышом можно поиграть в такую игру. Взять 6 или 8 пустых желтеньких контейнеров от «киндерсюрпризов» или спичечных коробков. Коробки можно оклеить однотонной цветной бумагой. Сделать 3 или 4 пары, насыпав в каждую пару равное количество разных сыпучих веществ, чтобы совпадал звук. Например, гречку, сахар, положить фасоль или бусины. Один такой набор (3-4 контейнера) дать ребенку, другой оставить себе. Взрослый берет любой коробок, трясет им, а малыш должен потрясти все свои контейнеры, чтобы выбрать правильный коробок, похожий по звучанию.

Игры и игрушки для детей в 2 года

В этом возрасте ребенок не только хочет играть в игрушки, но и принимать активное участие во «взрослой» жизни. Поэтому ему можно дать небольшую свободу действий. Разрешить переставлять стулья, переложить книжки на полке, навести порядок в шкафу. Его даже можно оставить на некоторое время в комнате одного. Не забыв при этом обеспечить безопасность: спрятать все опасные предметы, спички, иголки, лекарства, если они расположены в зоне досягаемости.

В два года ребенок достаточно усидчив. Особо не утомляясь, может полчаса заниматься одним делом. Поэтому он получит массу удовольствия, если дать ему фломастер или карандаш и разрешить порисовать. Можно показать ему, как рисовать самые простые фигуры, кружочки и загогулины. Вначале помогая своей рукой, а затем дать ему возможность выводить их самостоятельно. Малыши очень любят пальчиковые краски, рисовать ими легко и увлекательно. Но в два года можно попробовать дать ему в руки кисточку. Пусть ребенок поводит ею по бумаге, смешивая краски и наслаждаясь процессом. Постепенно он начнет рисовать вполне осмысленные «картины».

Чтобы малыша развлечь, можно сделать самые простые аппликации. Вырезать из бумаги разные фигурки. Затем их намочить в тазике с водой и приклеивать на двери или кафельную стену. Этими действиями малыш может заниматься самостоятельно, а у вас появится свободное время для своих дел. Если вы готовите обед на кухне, посадите ребенка рядом, чтобы он был на глазах, и в то же время «при деле», не отвлекал вас.

Медицинское наблюдение в 2 года

Малыш в два года уже окреп, ему не требуется такого пристального медицинского наблюдения, как на первом году жизни. Участкового педиатра он посещает по мере необходимости, чтобы мама могла получить необходимую консультацию, во время болезни или перед назначением прививок. Если малыш посещает ясли, медицинское наблюдение производится непосредственно по месту, в детском саду. По показаниям, могут быть назначены обследования у узких специалистов – психолога, логопеда, фтизиатра, эндокринолога и т.п. Раз в год малышам необходимо проходить обязательную диспансеризацию у отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога и терапевта. А также в сроки делать необходимые прививки и проводить ревакцинацию.

Полезные советы родителям

Два года – это такой возраст у ребенка, когда его развитие происходит убыстренными темпами. Он меняется и взрослеет практически на глазах. Не упускайте этот момент. Играйте с малышом, читайте книги, разговаривайте, учите новым словам, давайте слушать музыку. Не бойтесь перегрузить ребенка, в это время для него много информации не бывает. Главное, чтобы ваши с ним занятия были для него в радость и в охотку, преподносите их в виде игры. Следите, чтобы он достаточно времени отдыхал, не забывайте про дневной сон. Можно начать привлекать ребенка к помощи в домашних делах, посильных для него. Например, протереть пыль, покормить попугайчика или кошечку, собрать крошки со стола. Пусть на этом этапе у него не все получается и вам придется за ним многое переделывать, главное, привить ему любовь к труду и подарить еще немного позитивных эмоций. Ведь он так любит помогать взрослым, ощущая себя большим. Даже, если он то-то пролил во время уборки или рассыпал, не ругайте его, подбодрите и похвалите за старания. Вообще его не стоит ругать, если у него что-то не получается (в игре или обучении), чтобы не запугать и не отбить охоту.

Другие статьи

  • Лечение ларинготрахеита у ребенка 2 лет Ларинготрахеит у детей – лечение Острый ларинготрахеит или стенозирующий ларинготрахеит у детей является, как правило, последствием перенесенного ОРВИ или гриппа, или же непосредственно проявлением данных заболеваний. Эту болезнь еще называют ложным крупом, поскольку […]
  • Почему ребенок в 15 года плохо спит ночью Плохо спит по ночам Здравствуйте, доктор. Понимаю, что не на все вопросы можно дать правильный ответ и всё же мне интересно было бы узнать Ваше мнение. Моему сыну 2 года. Мальчик хороший, говорит, знает цвета, очень много марок машин, любит "читать" книжки, короче […]
  • Лечение кариеса у детей до года Кариес молочных зубов В последние годы наблюдается тенденция к распростаненности и интенсивности развития кариеса молочных зубов, который часто обнаруживается у детей в возрасте 2-3 лет, но в некоторых случаях он может возникать и у малышей младше 2 лет. Что нужно […]
  • Расстройство речи у детей дошкольного возраста Нарушение речевого развития у детей Нарушение речевого развития у детей встречается у каждого десятого ребенка в возрасте от 2 до 4 лет. Этот диагноз очень пугает родителей. В последствие нарушение речи действительно может сформировать задержку речевого развития, а […]
  • Можно ли в год ребенку омлет Вкусный омлет для годовалого малыша! Простой омлет для годовалого можно приготовить в пароварке, когда крохе исполнится 2 года, то его можно будет готовить в духовке, а в меню для ребенка 3 лет уже можно включать и жареные блюда, хотя, безусловно, самым полезным […]
  • Сколько спят ваши дети Сколько спят ваши дети в год-полтора? Девочки, напишите, пожалуйста, сколько часов в возрасте 1-1,5 года ваши дети спят ночью, и сколько днём. У нас днем два сончаса по 1,5 часа. А ночью спит всего 8 часов. Я думаю, ночью он спит так мало, потому что днём […]