Развитие ребенка по месяцам после года

Развитие малыша после года по месяцам

Как происходит развитие ребенка после года, чему учится малыш с каждым новым месяцем и как изменяются его интеллектуальные способности? Обо всем этом родителям нужно знать для того, чтобы выявить отклонения от нормы в случае их проявления.

1 год и 1 месяц: активное знакомство с миром

В этом возрасте детки проявляют повышенный интерес к окружающему миру. Им интересно все, начиная от собственного тела и заканчивая окружающими предметами. Малыш любопытен и в то же время осторожен: он не знает, что таит в себе мир, поэтому все еще нуждается в родительской поддержке и понимании. Детки в этом возрасте по-прежнему сильно привязаны к родителям, для них свойственны частые смены настроения.

Большинство малышей в 1 год и 1 месяц уже пробуют пополнять словарный запас. Впрочем, если даже этого не происходит, ничего страшного здесь нет. Нормальным считается начинать разговаривать после 18 месяцев. Старайтесь как можно больше общаться с малышом, показывать ему картинки, петь песенки – и он обязательно заговорит!

1 год и 2 месяца: проявление собственного «я»

На втором месяце второго года кроха начинает осознавать себя как личность и «ощупывает почву» вокруг родителей, стараясь понять рамки дозволенного. Малыш может противиться всему, что ему предлагают, просто чтобы ощутить себя самостоятельным. Задача родителей на этом этапе – не ругать его и не конфликтовать с малышом, а постараться договориться, проявляя уважение к его стремлению стать более самостоятельным.

В этом возрасте особенностью ребенка является отличие его жизненного ритма от привычного для взрослых. Отсюда кажущиеся невнимательность или отсутствие концентрации в нужные моменты. Время для ребенка в 1 год и 2 месяца течет несколько иначе, и минута для взрослых малышу может показаться целой вечностью. Именно поэтому его игры, знакомства с новыми игрушками и занятия длятся так мало — ровно столько, сколько крохе нужно.

1 год и 3 месяца: игра как основной вид деятельности

Дети играют не только потому, что это весело. В игре они познают мир, учатся проводить причинно-следственные связи. Они начинают понимать, что слишком большая башня из кубиков обязательно упадет, а папина шляпа делает их похожими на папу. Малыши уже делают первые попытки придумать себе игру, но пока не способны объединять усилия со сверстниками. Пока все, чем ограничивается их общение с другими детками, это слепое копирование действий друг друга.

В год и три месяца малыша нужно стараться увлекать книгами с красочными картинками, больше с ним разговаривать, разучивать песенки для расширения лексикона. Детки в этом возрасте уже способны выполнять простые поручения, можно пробовать играть с ними в простые игры, например с мячом.

1 год и 4 месяца: социализация и интеллектуальные навыки

Этот возраст особенно важен для социализации малыша. Кроха пробует самоутвердиться, стараясь заставить родителей выполнять его пожелания. В первую очередь это касается еды. Малыш манипулирует мамой и папой, отказываясь от привычной пищи и требуя лакомства. Родителям при этом нужно проявить терпение и иметь несколько альтернатив на случай отказа малыша от какого-то блюда. Таким хитрым способом можно будет добиться взаимопонимания.

В 1 год и 4 месяца детки по-прежнему изучают мир, жизнь их наполняется новыми впечатлениями. Родителям нужно подбирать развивающие игрушки для ребенка, принимать участие в его играх, стимулируя общение.

Ребенок в 1 год и 5 месяцев: сила привычки

Малыши этого возраста особенно остро чувствуют связь с личными вещами. Они могут устроить истерику, если приходится расставаться со старой игрушкой или любимыми кроссовками. Так малыш пробует оказывать противостояние внешнему миру, продолжая нуждаться в заботе и помощи близких.

Сила привычных вещей для деток в этом возрасте огромна. Они могут не расставаться с любимым одеялком или подушкой, которые являются для них источником безопасности, ощущаемой в младенчестве. Не спешите забирать у крохи старую и ненужную на ваш взгляд вещь, которую он повсюду берет с собой: возможно, это именно тот предмет, который выступает для него опорой в нелегком деле — познании окружающего мира.

Что касается интеллекта малыша на этом этапе, то можно сказать одно: он активно продолжает развиваться. Задача родителей — всяческими способами способствовать этому процессу, используя методики раннего развития. Старайтесь подогревать интерес крохи к окружающему миру, ограничьте влияние на него телевизора и компьютера. Замените гаджеты общением, книжками и яркими картинками.

1 год и 6 месяцев: в поисках опасности и риска

В этом возрасте у большинства деток за плечами почти полугодовой опыт ходьбы, поэтому чувствуют они себя вполне уверенно. Малыш практически не падает, легко меняет направление во время бега, способен преодолевать препятствия на пути с минимальными потерями.

Большинство деток настолько верят в собственные силы, что пробуют одолеть сложные препятствия в виде высоких стенок и горок, невзирая на опасность и риск упасть. Родителям таких отчаянных малышей нужно стараться быть рядом для подстраховки, но не ограничивать их свободу.

В этом возрасте ребенок начинает много спрашивать, желая узнать как можно больше. Словарный запас его активно пополняется, и в первую очередь за счет прослушивания песенок и стишков, поэтому родителям нужно уделять внимание малышу и время от времени петь ему и читать.

1 год и 7 месяцев: рождение личности

С момента рождения крохи прошло 19 месяцев, и он уже четко понимает, что является личностью. Малыш знает и умеет произносить свое имя, а также имена близких. Он часто копирует поведение взрослых и старается принимать активное участие во всем, что делают мама и папа, считая, что только так и нужно делать.

Родители не должны пресекать инициативу ребенка, даже если она усложняет им жизнь. Гораздо полезнее будет давать ему несложные поручения в игровой форме, искренне хваля за помощь.

Режим дня крохи в этом возрасте немного меняется. Малышу уже не нужно спать днем два раза. Большинство деток чувствуют себя вполне отдохнувшими и после одного «тихого часа» в обед.

20 месяцев: новые заботы и новые увлечения

Малыши в этом возрасте достаточно самостоятельные и упертые, часто бывают злыми и капризными, отстаивая свое мнение. Ребенок четко понимает, что любит, а чего на дух не переносит, и пытается диктовать свои условия. Очень часто именно сейчас малыши начинают «не слышать» родительского «нет», особенно если запрет кажется им нарушающим их планы и задумки.

Протестуя против всего, что им не нравится, малыши кричат, плачут и истерят не потому, что хотят разозлить родителей, а потому, что пока не понимают, каким еще образом можно проявить свое недовольство.

Родители могут помочь детям избежать таких «номеров», если позаботятся о том, чтобы они вовремя ели, спали, не слишком уставали и, конечно же, не скучали. Дело в том, что именно это – основные причины истерик ребенка в этом возрасте. Во все остальных случаях приступы можно попытаться игнорировать, предлагая крохе отвлечься.

Приближаясь к двухлетнему рубежу, малыши чувствуют себя повзрослевшими. Они уже не только знают свое имя и имена близких, но и активно стараются быть полезными взрослым. Не отталкивайте маленьких помощников, дайте им возможность проявить себя, ведь подавление инициативы может привести к нежеланию ее проявлять в будущем.

1 год и 9 месяцев: первые занятия и укрепление дружеских связей

В год и девять месяцев малыш кажется уже почти готовым для детского сада, но это впечатление обманчиво. Связь крохи с родителями по-прежнему настолько прочная, что отдавая его в этом возрасте в детский сад, родители рискуют подорвать не только доверие, но и здоровье малыша.

Впрочем, самых активных и подвижных малышей в этом возрасте уже можно водить в школу раннего развития. Это необходимо для того, чтобы детки научились контактировать со сверстниками без помощи взрослых. Занятия должны быть короткими, но интересными, целью их важно ставить не обучение буквам и цифрам, а привитие основных навыков поведения в социуме.

В словарном запасе малыша в этом возрасте уже более 30 слов, и это количество быстро увеличивается. Ребенок с удовольствием общается с родными и знакомыми, но часто замыкается при просьбах рассказать что-то о себе в обществе малознакомых людей.

Кроха развивается в интеллектуальном плане, проявляет интерес к головоломкам, пробует осваивать более сложные движения, выполняя зарядку, продолжает копировать манеру поведения окружающих его взрослых.

22 месяца: развитие в социуме и новые достижения

Кроха в этом возрасте уделяет огромное значение деталям. Он может протестовать, если ему подали обед не в его тарелке или заменили чашку. Малыш становится требовательным и наблюдательным, настаивает на том, чтобы взрослые считались с его порядком, порой не совсем адекватно реагируя на небольшие изменения.

Родители в таких ситуациях должны проявлять терпение и понимание. Ребенок так себя ведет не потому, что хочет показаться главным, а только потому, что порядок и привычные вещи для него являются символом контроля над ситуацией, а значит, определенной стабильности.

Очень часто в этом возрасте детки настаивают на том, чтобы им читали одну и ту же книжку, включали один и тот же мультик. Им это необходимо, так как многократные повторения помогают усвоить материал. Спустя время малыши с удовольствием цитируют длинные отрывки из прочитанного и увиденного. Продолжайте общаться с малышом, развивая его, и очень скоро вы услышите, как интересно и грамотно он умеет общаться!

Смотрите так же:  Развитие речи детей с отклонениями в развитии

23 месяца жизни: приветливость и доброжелательность

Если несколько месяцев назад кроха был молчалив и осторожен с незнакомыми людьми, а с родными – требователен и раздражителен по мелочам, то к годику и 11 месяцам он проявляет повышенную приветливость и становится особенно дружелюбен со сверстниками. Конечно, пока о дружбе говорить рано, но интерес к деткам есть, равно как и желание наладить контакт и найти совместные развлечения.

Детки в этом возрасте обычно уже умеют говорить простыми предложениями, отлично знают названия птиц, растений, транспорта, повторяют почти все, что слышат от взрослых. Родителям в это время важно контролировать все, что они произносят, не забывая о том, что кроха все впитывает как губка.

Детки часто говорят о себе в третьем лице, но очень скоро это изменится. К трем годам в лексиконе малышей будет более 300 слов, они смогут выражать мысли связно и ясно, применяя местоимения и прилагательные.

Два года: второй юбилей

В два годика малыш с удовольствием наблюдает за всевозможными представлениями и шоу. Именно в этом возрасте можно начинать водить его:

  • в цирк;
  • в кукольный театр;
  • на всевозможные детские утренники;
  • на выставки животных.

Если кроха проявляет интерес к зрелищам, то нужно дать ему возможность их получить.

Помните о том, что, несмотря на интерес, малыш вряд ли сможет высидеть до конца представления. Будьте готовыми уйти, как только ему станет скучно, кроме того, старайтесь выбирать только те представления, где громкие звуки не напугают кроху.

В отношении интеллектуального развития у двухлетнего малыша наблюдается значительный прогресс. Малыш уже лучше понимает значения абстрактных слов и явлений, например таких как «больше», «позже» и пр. Кроме того, ребенок понимает, в чем отличие живого от неживого, различает животных, прекрасно знает, когда заслуживает похвалы, а когда расстроил родителей.

В этом возрасте нужно продолжать заниматься с малышом, развивая его способности:

  • специальными играми;
  • игрушками;
  • головоломками;
  • книжками;
  • картинками.

Учите с ребенком цвета, названия предметов, животных, птиц. В процессе обучения старайтесь заинтересовать малыша и не настаивайте на том, чтобы он неподвижно сидел рядом с вами. Обучение должно проходить в непринужденной форме, ровно столько времени, сколько кроха способен выдержать.

Наблюдая за развитием ребенка по месяцам с года до двух, можно заметить, насколько ощутимым является прогресс. Отмечайте любые изменения, как положительные, так и отрицательные, и радуйтесь маленьким и большим победам малыша вместе, ведь золотая пора детства проходит так быстро!

Развитие ребенка с года до двух: от попыток к успехам

К своему первому дню рождения большинство малышей успевают сделать первый шаг и теперь совершенствуются в этом умении. Но даже если кроха немного запаздывает, переживать не стоит: ходьба – сложный навык, и на освоение его медицинские нормы отводят детям довольно долгий период, с 10 до 17 месяцев. Чтобы ребенок смог самостоятельно ходить, у него должны окрепнуть различные группы мышц (не только ног, но и спины, шеи, рук), а нервная система должна быть достаточно зрелой, чтобы координировать их работу. В освоении навыков движения имеет значение и пол ребенка (девочки развиваются быстрее мальчиков), и его вес (полным детям ходьба может даваться медленнее), и темперамент, интересы (непоседливый живчик пойдет раньше тихони, который предпочитает возиться с игрушками на коврике).

СОВЕТ . Первое, что требуется от малыша, который только начал ходить, – научиться держать равновесие. В этом ему поможет большая игрушка-каталка (например, машинка) с ручкой, за которую он сможет держаться, толкая игрушку перед собой. Такие «упражнения с поддержкой» помогают детям держать равновесие и увереннее ходить. А вот ходунки, очень удобные для родителей, не слишком полезны для малыша; если и выдавать их ребенку, то не больше чем на 15 минут. В них ребенок «окружен со всех сторон» и не пытается самостоятельно держать равновесие, слабо тренирует мышцы бедер и ягодиц, а вот на позвоночник, голени и стопы получает ненужную нагрузку.

Темпы развития, психофизиологические особенности, поведение мальчиков и девочек во многом отличается. Мальчики дольше приспосабливаются к новым условиям и предпочитают, чтобы их окружали одни и те же люди и вещи. А вот чувство страха представительницы прекрасного пола испытывают в большей степени; к тому же у них более острый слух и меньшая терпимость к шуму.

У мальчиков высокая двигательная активность. Им чуть ли не с рождения нравятся экстремальные развлечения: например, когда их подбрасывают в воздух или катят в коляске с горки. Ограничения в таких занятиях и в шумных играх обычно действуют на них подавляюще, а совсем не уравновешивают.

Развитие девочек идет более планомерно. У мальчиков периоды бурного роста и прибавки в весе чередуются с периодами, когда никаких изменений не видно вообще. Так, паренек может долго не говорить, в то время как его сверстницы уже вовсю общаются целыми фразами, а потом заговорит вдруг и сразу.

Малыш, который только учится ходить, то и дело опирается на какие-то предметы (следите, чтобы его окружала только устойчивая мебель), опускается на четвереньки, чтобы передохнуть или преодолеть ползком трудные участки. Попутно кроха изучает и ощупывает то, что попадается на его пути, а к 15 месяцам умеет, не заваливаясь, нагибаться и поднимать интересные вещицы. Научившись уверенно держать равновесие при ходьбе по прямой, малышу нужно освоить следующий этап: менять направление движения без «заносов на поворотах» и столкновений с предметами.

СОВЕТ . Чтобы кроха учился входить в повороты, попробуйте ходить с ним по нарисованному на асфальте большому кругу (диаметром около 2 м); дома устраивайте лабиринты из игрушек, подушек, стульев, а на прогулке обходите ямки, лавочки, крупные камни.

Главные игрушки годовалого малыша – предметы, которые его окружают: кроха готов часами изучать крышки от кастрюлек и тюбики из-под кремов. Если раньше малыша интересовали только форма, цвет и вкус вещей, то теперь он способен понять и их предназначение.

СОВЕТ . Если предмет не представляет опасности для малыша или особой ценности для старших, не отнимайте у ребенка забаву под предлогом, что это не игрушка. Запреты рано или поздно истребят у малыша природное стремление изучать неизведанное. Лучше покажите, как пользоваться этой вещью, дав простые объяснения. Например, когда кроха подберет с земли опавший лист, произнесите: «Это лист, который упал с дерева, смотри, какой он большой и желтый. Давай его положим обратно на землю, потому что он грязный и ты можешь испачкаться».

Маленький научился ходить не только вперед, но и назад: если его что-то испугает, он попятится, но не потеряет равновесия. Возникающие на пути препятствия он больше не преодолевает ползком, а просто перешагивает, приподняв и согнув ногу в колене.

СОВЕТ . Чтобы развивать этот навык, попробуйте разложить на полу большие листы бумаги и предложите ребенку походить по ним, наступая то на один, то на другой. Следующий этап – перешагивайте через палочки или камешки, понемногу увеличивая высоту препятствия до 15-20 см.

Точность движений рук совершенствуется, и теперь малыш может удерживать в руке карандаш, показывать пальцем на интересующие его предметы, отвинчивать крышки на флаконах и даже ковырять в носу.

СОВЕТ . От рисования пальчиковыми красками смело можно переходить к работе с кисточкой и фломастерами. Старайтесь хотя бы на короткое время вкладывать «инструмент» в ручку малыша правильно – скорее всего, вскоре малыш опять возьмет его в кулак, но раз за разом повторять верный вариант все-таки нужно. К этому возрасту юный художник может изобразить короткие штрихи, точки, загогулины – пытаться превратить эти абстракции в нечто осмысленное пока бесполезно. Рисуйте и сами, изображая на белом листе растения, животных, людей, и позволяйте малышу следить за этим волшебством.

Прежде чем научиться одеваться, ребенок учится раздеваться. К полутора годам малыш уже может стянуть носки, ботинки, шапку, а последних два предмета кое-как сумеет и надеть. Кстати, умение самостоятельно спускать штанишки – важный этап в приучении к горшку.

СОВЕТ . Чтобы поощрять самостоятельность малыша, подбирайте ему удобную одежду, с которой он легче совладает, например, ботинки на липучках и штаны на резинке.

Не стоит пытаться подогнать своего ребенка под нормы развития других детей: даже родные братья и сестры очень разнятся в плане приобретения навыков. На развитие ребенка влияет множество факторов: наследственность, очередность появления в семье (младшие обучаются быстрее старших), активность участия родителей в воспитании, окружающая среда. Принципы психомоторного развития едины для всех детей, а вот возраст, в котором приобретаются те или иные навыки, может варьироваться. У кого-то лучше развиваются физические навыки (ходьба, лазание, умение подниматься по лестнице), у кого-то речь. Одновременный скачок в двух и более направлениях развития встречается у очень маленького процента детей: как правило, на каждом этапе доминирует что-то одно. Именно поэтому надо поощрять стремление ребенка к познанию нового, но не форсировать события: попытки ускорить процесс только навредят.

Умение приподнимать ногу, перешагивая через препятствие, позволяет малышу «покорять горы» – подниматься по лестнице. Пока он способен пройти всего 5–7 ступенек под неусыпным контролем взрослых, причем подниматься вверх ему проще, чем спускаться вниз. Поставив одну ножку на ступеньку, малыш поднимает вторую и ставит ее рядом.

СОВЕТ . Приучите ребенка всегда держаться за перила или руку взрослого – это поможет предотвратить несанкционированные «полеты». Особенно крутыми бывают лестницы в загородных домах – наклейте на край каждой ступеньки нескользящую ленту или установите ограждение с надежным запором.

Быстроногий малыш с удовольствием проводит время за активными играми типа догонялок, пряток, футбола. Игры с мячом – исключительно полезной для физического развития ребенка игрушкой – помогают развить сразу несколько важных функций: координацию движений глаза, рук и ног, глазомер, точность движений, зрительное сосредоточение. После 1,5 года ребенок способен кидать мяч в направлении крупной цели и попасть в нее с расстояния примерно 50 см, бить по нему ногой, подбрасывать вверх (поймать его карапузу пока не удастся).

Смотрите так же:  Образец заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 3 лет

СОВЕТ . Если малышу пока трудно попасть по мячу ногой, во время удара придерживайте его за поднятые руки.

Малыш становится все более самостоятельным: теперь он может вымыть руки под краном и вытереть (а точнее, промокнуть) их полотенцем, размешать сахар в чашке. За столом он с удовольствием угостит маму едой из своей тарелки и сам «покормит» ее с ложки.

Весь второй год жизни малыш активно копирует взрослых. Если вы покажете ему, как управляться с игрушкой, он сумеет повторить ваши движения (или хотя бы попытаться это сделать). Но это не значит, что он понял ваши объяснения, – пока ему достаточно просто воспроизводить увиденное. Поэтому, если игрушка достаточно сложная, вам придется повторить все несколько раз, прежде чем он с ней освоится. После 1 года малыш уже понимает, что каждое действие результативно, и предсказуемость этого результата доставляет ему удовольствие – отсюда и страсть к повторению действий.

С приближением второго дня рождения в копилке малыша набирается все больше достижений: он хорошо бегает, делает несколько шагов на носочках, стоит на одной ноге (правда, с опорой). Он уже может рассмотреть жучка в траве, сидя на корточках и не заваливаясь назад. Если вы будете поддерживать малыша за руки, он сможет подпрыгнуть на обеих ногах.

СОВЕТ . Бег и прыжки помогут развить не только двигательные навыки, но и чувство ритма, и музыкальный слух малыша, если сопровождать их стишками-потешками или детскими песенками. Гимнастику можно превратить в веселую игру, предлагая ребенку изобразить, как едет поезд, прыгает зайчик, переваливается мишка и т. п.

Маленький «хозяин» уже хорошо знает, для чего нужен тот или иной предмет. Он может по просьбе родителей показать (а нередко и назвать) окружающие его вещи и продемонстрировать, как их используют: он говорит по телефону, как папа, мешает еду в кастрюле, как мама, читает газету, как дедушка. К 2 годам кроха в состоянии показать нескольких животных на картинке в книге, различать основные антонимичные понятия типа «большой – маленький», «холодный – горячий», дифференцировать предметы по цветам (не обязательно называя их).

СОВЕТ . Развивать умение малыша различать формы, цвета, размеры помогут игрушки типа рамок-вкладышей, сортеров, матрешек, стаканчиков разных размеров. Имейте в виду, что дети этого возраста способны освоить самые простые геометрические формы: круг, треугольник, квадрат – и игрушки для них не должны быть слишком сложными. То же самое касается и цветов: в «активной» палитре малыша пока нет сложных оттенков типа розового, а есть простой красный, зеленый, синий, желтый.

Наступает новый этап в освоении малышом хороших манер – теперь крохе можно дать в руки вилку. Маленький уже сумеет накалывать на нее пищу, если куски будут достаточно крупными.

СОВЕТ . Для первого знакомства предложите малышу пластиковую детскую вилку (лучше изогнутую) и мягкую пищу, например кусочек котлеты или вареной картошки. Продемонстрируйте, что ложка гладкая, а вилка острая, и размахивать ею ни в коем случае нельзя.

Главная ошибка, которую порой совершают родители, ‒ это слишком поспешный перевод годовалого малыша на «общий» стол. В этом возрасте из-за особенностей пищеварения ребенку подходят далеко не все продукты, многие блюда крохе по-прежнему готовят отдельно. Иначе можно столкнуться с дефицитом железа, йода, витаминов, йода или жирных кислот. Читать далее

Свой двигательный «прожиточный минимум» ребенок возьмет самостоятельно. А вот направить его активность в правильное русло, помочь быстрее развивать или совершенствовать те или иные двигательные навыки, предотвратить или скорректировать физические нарушения, укрепить нужные группы мышц, повысить выносливость, силу, гибкость – можно только во время специальных игр и занятий, например, организованных дома самими родителями. Читать далее

Часто задержка речи бывает замечена только года в три, а то и позже. До этого многие относятся к ситуации лояльно. «Ну, не говорит ребенок − не беда. Будет три года − заговорит сразу как взрослый». Так действительно бывает, если проблема «не говорит» заключается в том, что ребенок просто недостаточно активен в общении. Однако случается, что нарушение возникло на более ранних этапах речевого развития, и тогда чуда не произойдет – «молчун» не разговорится. Поэтому прислушиваться к малышу надо гораздо раньше. Читать далее

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Новорожденный ребенок

Ребенок 1 месяц

Ребенок 2 месяца

Ребенок 3 месяца

Ребенок 4 месяца

Ребенок 5 месяцев

Ребенок 6 месяцев

Ребенок 7 месяцев

Ребенок 8 месяцев

Ребенок 9 месяцев

Ребенок 10 месяцев

Ребенок 11 месяцев

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок 1,5 года

Ребенок 1 год 9 месяцев

Ребенок 2,5 года

Ребенку 2 года. Что он умеет делать? Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей 2 лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.

Рост и вес ребенка 2 лет данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 2 года данные ВОЗ

Уход за ребенком 2 лет

К 2 годам обычно завершается освоение горшка. Малыш просится словами или знаками, некоторые сами снимают штанишки. Горшок используется по назначению для больших и маленьких дел.

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ребенок 2 лет соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).
Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).
Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.
Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).
Двухлетний ребенок в рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Игровые действия (сюжетно-отобразительные) у детей 2 лет:
Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку. Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители. Ребенок в 2 года выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):

  • по просьбе взрослого, без показа,
  • по подражанию.

Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.
Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)

  • по просьбе взрослого,
  • по образцу,
  • самостоятельно.

Развитие ребенка 2 лет позволяет ему играть рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Социально-эмоциональное развитие детей в 2 года

Эмоциональное, активное, деятельное состояние.
Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.
Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.
Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.

Кричит, жестикулирует, капризничает:

  • при нежелании выполнить просьбу взрослого,
  • подражая близкому человеку, другому ребенку,
  • для привлечения внимания.

Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.
Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.
Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.
Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.
Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).
Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.
Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.
Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).
Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.
Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.
С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.

Эмоционально предвосхищает результаты:

  • собственного действия,
  • действия взрослого.

Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:

  • по примеру взрослого,
  • по собственной инициативе (редко).

Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо».

Речевое развитие ребенка 2 лет

Понимание речи:
Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).
Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). «Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого. Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).

Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов):
Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.
Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице.
Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называет предметы на картинке:

  • по просьбе взрослого,
  • самостоятельно (комментирует).

Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый». Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении.

Бытовые навыки детей 2 лет

Ест аккуратно, не обливаясь.
При умывании трет ладони, часть лица.
Вытирается с помощью взрослого.
Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)). Частично раздевается.
Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. Пользуется носовым платком (при напоминании). Контролирует физиологические потребности.

Развитие ребенка от 1 до 3 лет

Еще 13 статей на тему: Календарь развития: статьи

Развитие ребенка от 1 до 3 лет

Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода, зная особенности которых можно выбрать правильную тактику по уходу и воспитанию вашего ребенка.

1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем, которого удержать становится все труднее: он всюду лезет и набивает свои первые шишки. Как раз в этом возрасте ребенок начинает говорить.

2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер.

3 период. Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства, то есть для периода от 1 до 3 лет.

На каждом из этих этапов общение со взрослыми и изучение вместе окружающего мира играет ведущую роль в развитии ребенка.

Словарный запас

Первые слова ребенка можно услышать ближе к году или после того, как родители отметят первый день рождения своего чада. Фразу он пока сказать не может, да и сложные слова произносить правильно ему не всегда удается. Однако вы его понимаете. В этот период он накапливает слова, запоминает их. А если какое-то слово он не произносит долго, не думайте, что он забыл его, оно отложилось в его памяти навсегда.
Развитие речи у детей отлично стимулируется неустанным общением с ними – разговоры, комментарии всех ваших действий. Ребенок – это своего рода копилка, то есть то, что в нее будет вложено, то и сохранится. Развитие малыша будет при нем всегда, независимо от того, как сложится его жизнь, знания, умственные способности у него никто не сможет отобрать. А основу в его развитие можете заложить только вы. Так же, как и у любого человека, в голове малыша уже существует своеобразная модель окружающего мира, совершенство которой зависит от вас. Соответственно этой модели строится и поведение малыша, а в дальнейшем – и образ его жизни.

Не стоит паниковать, если ребенок не может проговаривать какие-то слова или фразы – в его возрасте это считается нормальным, несмотря на это, он все понимает.

Стоит ребенку проснуться, как он сразу выбирается из своей кровати. Лежать ему становится скучно, ведь столько всего интересного вокруг! Не старайтесь одергивать его и мешать, пусть познает мир. Если ему не разрешается с чем-то играть, например, со спичками или швейными принадлежностями, то сделайте так, чтобы эти предметы не попадали в его поле зрения, ведь все, что на виду, всегда хочется потрогать, пощупать.

Помогайте ему во всех начинаниях, участвуйте в них, однако и контролировать не забывайте. Вдруг он захотел забраться в шкаф, заберитесь туда и вы с ним, повытаскивайте вместе с ним оттуда вещи. Словом, ребенок, на правах члена вашей семьи, во что бы то ни стало хочет знать буквально все – где, что и как… Единица времени у него очень дорогая – взрослый не способен обрести столько нового за такой же отрезок времени.

Развитие мозга ребенка проходит очень стремительно, а ваша задача – «удобрять» почву для его познаний.

Ребенок меньше обычного спит, зато бодрствует больше. Так чем же занять его свободное время? Один из лучших вариантов – это развивающие игры или комплексные развивающие занятия. И ребенок быстрее приобретет навыки, играя с новыми предметами. Если вы читаете малышу, дайте ему эту книгу, научите аккуратно с ней обращаться. Ему понравится перелистывать ее странички. В общем, обдумывайте все, что касается новых практических навыков – то, чему вы еще могли бы научить своего малыша.

Ах, эти падения…

Кроме того, что ребенок постигает мир, он еще и обучается премудростям ходьбы. А это, в первую очередь, связано с бесконечными «паданиями». А вы каждый раз бросаетесь на помощь. Это в корне неправильно. Не надо переживать, что ребенок падает – он не ушибется сильно, ведь он еще такой легкий… Переломы малышу тоже не грозят – его косточки содержат большое количество органики, и потому очень гибкие. А вот когда малыш поднимается, он развивается и тренирует свои мышцы, совершенствует равновесие, учится ориентироваться в пространстве. В эти моменты физическое развитие ребенка идет полным ходом.

Упал? Ну и что? Пусть поднимается сам. В вашем неучастии тоже есть элемент воспитания. Малыш сам должен научиться справляться с трудностями, чтобы во взрослой жизни он не дожидался вашей помощи по любому поводу. Единственное, на что он должен рассчитывать, так это на вашу моральную поддержку, на ласковое слово.

Учимся кушать самостоятельно

Если развитие ребенка проходит нормально, то после года он должен самостоятельно управляться с ложкой. Если же малыш пока еще не научился это делать, активизируйте свои действия в данном направлении, ведь некоторые проявляют способности в этом еще до годовалого возраста.

Как научить ребенка кушать самостоятельно? А сложного в этом ничего и нет. Просто не делайте ложку запретным предметом. Если малыш хватает ее, не запрещайте играть с ней, ему же надо изучить ее… Он понимает, для чего нужен этот предмет и, пытаясь подражать вам, будет пробовать использовать его по назначению. Разумеется, первая попытка будет неудачной, однако, науку эту он освоит быстро. Наберитесь терпения, не ругайте его, когда он «вымазывается» кашей. Уже к 15 месяцам многие дети в полной мере осваиваются и владеют ложкой, может быть, не так виртуозно, но уверенно, во всяком случае, могут обходиться без помощи мамы.

Если вы замечаете, что ребенок не прочь позабавиться во время еды и отвлекается, попытайтесь пресекать это поведение – просто заберите еду и спрячьте его тарелку. В точности так же поступайте и в следующее кормление. Тогда он сообразит, что баловаться не стоит.

Повышенная подвижность

В период от 1,5 лет и до 2, когда малыш слишком подвижный, но не очень ловкий, будьте максимально терпеливыми. Окрики и ругань – не лучшие помощники в этом, они лишь будут вызывать постоянное ощущение вины, а это со временем разовьет в нем комплексы. Подвижность – это хороший признак. Тихий ребенок, который всего боится и не дает повода пригрозить ему пальчиком, – не очень нормальное явление.

Вашему малышу 2 годика

В этом возрасте его движения уже менее активны, зато он становится более общительным. С каждым днем пополняется словарный запас ребенка: он многое спрашивает и без умолку повторяет ваши слова, словно ваше эхо. С удовольствием контактирует с окружающими, говорит даже со своими игрушками. В вашу задачу входит как можно больше говорить с малышом, позаботиться о его обществе, ибо развитие ребенка будет нормальным только в общении.

От 2 до 2,5 лет ребенок уверенно бегает, а из-за этого повышается и опасность травм, поэтому родителям надо быть начеку. Развитие не стоит на месте и, как обычно, ребенок продолжает приобретать навыки. Используйте эти моменты во благо – дайте ему возможность поучаствовать в ваших домашних делах, пусть он станет вам помощником.

Малышу скоро 3, и начался период вопросов…

Вы, наверное, поняли, что настало время «почемучек». Данное испытание нужно пройти. Можете приготовиться к тому, что закончится это нескоро. Только терпение, достойное похвалы, даст свои плоды.

Не нужно отмахиваться от его вопросов – это будет непростительной ошибкой в воспитании развивающегося ребенка. Не забывайте, что раннее развитие характерно именно для ребенка, который получает ответы на все вопросы. В его возрасте словарный запас должен составлять не менее 300 слов. И только в ваших силах приумножить его. Когда ваш малыш станет взрослым, он будет благодарен вам за это.

Скоро наступит следующий этап в жизни вашего ребенка, когда он перешагнет порог своего трехлетнего юбилея… Но об этом поговорим чуть позже…

Татьяна Алексеевна Наталичева, логопед-дефектолог, специалист по раннему развитию в детском клубе «Пампа Грин»

Другие статьи

  • Сколько спит ребенок в 1 8 Сколько спит ребенок в 1 месяц? Очень часто у молодых мам создается впечатление, что их новорожденный младенец целыми сутками спит. Нередко такое положение вещей вызывает у родителей сильное беспокойство и заставляет их задуматься, все ли в порядке со здоровьем […]
  • Как мамы занимаются развитием ребенка Как маме начать регулярно заниматься с ребенком и не заскучать Дата: Август 18, 2014 Идея раннего развития становится все популярнее среди молодых родителей. Они штудируют книги Лупан и Никитиных, предлагают малышу кубики Зайцева и карточки Домана, пробуют применять […]
  • Высокая температура у ребенка без симптомов не сбивается Высокая температура у ребенка без симптомов не сбивается У грудничка не сбивается температура У грудничка не сбивается температура Сообщение МамаТома_187110 » Вс май 18, 2014 19:21 Сообщение Оля » Вс май 18, 2014 19:38 Сообщение МамаТома_187110 » Вс май 18, […]
  • Шестой месяц развития ребенка комаровский Шестой месяц развития ребенка комаровский Сообщение Yliana » Вт май 04, 2010 13:02 Нам тоже в 6 месяцев говорили "Ещё не села? Плохо!" В 6.5 поползла, через 3 дня села, ещё через неделю встала у опоры Видимо так ей было надо Добавлено спустя 59 секунд: В 7 месяцев […]
  • Симптомы вирусной пневмонии у детей Пневмония у детей Одним из наиболее опасных заболеваний у малолетних детей является пневмония (воспаление легких). Она опасна прежде всего серьезными осложнениями, приводящими нередко к инвалидности и даже смерти ребенка. Ежегодно в мире регистрируется около 155 […]
  • Семья безруковых дети Сергей Безруков Сергей Безруков: биография Сергей Безруков – российский актер театра и кино, Народный артист Российской Федерации и лауреат Государственной премии Российской Федерации. Разнообразие сыгранных на театральных подмостках и съемочных площадках ролей этого […]