Развитие танцевальных способностей детей дошкольного возраста

«Разнообразие форм и методов в развитии танцевального творчества детей дошкольного возраста»

Музыкально-ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть способности детей, развить слух, чувство ритма, научить воспринимать язык музыкальных образов.

Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, повышается жизненный тонус ребенка, улучшается осанка. Всё это создает у детей радостное и бодрое настроение. При выполнении ритмических движений дети проявляют активность, инициативу, находчивость, реализуют свои творческие способности, совершенствуют музыкально-эстетические чувства.

Более 20 лет работая с дошкольниками, углубленно внедряя данную тему, уже с ясельной группы начинаю работать над плавностью рук, учу передавать элементарную ритмичность в основных, образных и танцевальных движениях. На занятиях и в свободной самостоятельной деятельности детей помогаю детям ориентироваться в образных движениях, танцевать с предметами, нацеливаю на творчество, ставлю детей в такие условия, когда они должны проявить активность, находчивость, инициативу, решительность. Любое занятие, выраженное через игровые моменты, становится интересным для детей, будит их воображение и нацеливает на творческое начало. На любом занятии можно «полететь» на ковре-самолете или облаке, встреть какой-то интересный образ (будь то, животное или солнечный зайчик) и передать все это в движении, фантазируя и сочиняя. Иногда такие игры в «Сочинялку» рождают интересные сказки и разные образы. В тесном контакте работаю с воспитателями, специалистами по физвоспитанию, родителями, которые помогают:

  • не тратить на занятиях время на разучивание элементарных движений (поскоков, прыжков, легкого бега и т.д.);
  • более основательно послушать музыкальные фрагменты к данным образам, танцам, сюжетам, движениям;
  • провести беседу о прослушанной музыке (если необходимо, сделать рисунки);
  • выучить необходимые слова, стихи к данному образу;
  • подготовить атрибуты, костюмы.

Согласитесь, что это очень большая помощь! Зато высвобождается время для работы над пением, движениями и другими видами деятельности.

Основное моё требование к качеству движений – это их слитность с музыкой. Чем качественней эта слитность, тем точнее движения передают развитие музыкальной речи, тем музыкальнее, выразительнее ритмические движения. У музыки и движения есть много общего: это темп, динамика, ритм, художественный образ. Поэтому так важно тщательно подбирать музыку для создания образов, которая не только должна нравиться ребенку, побуждая его к движению. Музыка должна быть понятной детям, разнообразна по жанру, стилю исполнения и, конечно, художественно-этична.

Дети узнают, что движения должны соответствовать характеру музыки, а выразительность музыкально-игрового образа зависит от того, в какой степени их движения соответствуют всем особенностям музыки, развитию музыкальных образов. Особое внимание уделяю музыкально-танцевальному творчеству детей. Без этого творчества немыслима работа над эмоциональностью, выразительностью образов в танцах.

Музыкально-танцевальное творчество проявляется в сочетании детьми знакомых элементов танца, в импровизации собственных движений, в сочинении простого танца, в этюдах-придумках. Например, я задаю пресловутое задание: импровизация танца Осенних листочков и эта импровизация может превратиться в сочинении новой сказки в движениях: здесь появляются не только листики, но и ветер, деревья, пеньки и коряги, дождик и лесные обитатели (от знакомых лисичек, медведей до муравьев и букашек). Дети очень любят фантазировать, важно только дать им толчок, давая всякие задания, нацеливая их на этюды. Ребята вначале осваивают элементарный язык жестов («прошу», «не надо», «иди скорей» и др.), характерные движения людей («плаксы» или «веселого клоуна»). Через этюды, творческие задания и игру дети проявляют свои способности, сочиняют и импровизируют, если у них есть багаж музыкально-ритмических движений. Поэтому много внимания уделяю развитию основных движений, упражнений на развитие мышечного чувства, развитию чувства ритма, координации движений. Часто использую на занятиях и в самостоятельной деятельности разминку-игру. В ней сочетаю, как упражнения для различных мышц рук, ног, головы; разные виды ходьбы, прыжков, бега, так и элементы народных и современных танцевальных движений, ориентировку в пространстве. Всё это, конечно, провожу через игру (например, «Веселый поезд» с интересными станциями-остановками, игры-путешествия; игры-приветствия и т.д.). В подготовительных упражнениях дети накапливают опыт связи музыки определенного характера с различными движениями, опыт выразительных жестов и мимики. А без этого невозможно детское творчество. Здесь необходимо помнить о том, что во время творчества детям, на мой взгляд, нельзя делать замечания (кто лучше исполнил, кто не смог придумать и др.). Главное, «не спугнуть» творческое начало ребенка, пусть самое неумелое и «корявое», не устраивать «соревнования» по творческим навыкам. Пусть ребенок получает удовольствие, что он двигается под музыку, сочиняет сам! Можно только помочь выбрать правильный цвет платочка, шарфика, цветочка, который поможет данному образу, полетности мелодии и т.д. Большим подспорьем служат костюмы, добавляя и украшая образ. Люблю использовать в работе не конкретные костюмы («Бабочки», «Клоуны», «Снежинки»), а «собирать» костюм из отдельных элементов (пелерины, юбочки, рукава на резинке, крылья, шляпки и др)., из которых дети сами составят свой образ.

Подготовкой к музыкально-двигательному творчеству признано обучение детей танцам и отдельным движениям. Все детские танцы можно поделить на несколько типов.

На долю первого приходится большая часть репертуара. Это пляски, подобные народным бытовым танцам, которые исполняются, как правило, в круговом построении, часто парами. Главное достоинство этих детских плясок в том, что они построены на движениях народного танца. Своеобразная форма и значения позволяют создавать интересные и содержательные композиции (например, танец «Балалайка», танец «Веселые ребята» и др.). В процессе разучивания народных танцев, я провожу предварительную работу: в так называемую, разминку включаю блок народных движений. Чем больше диапазон движений у детей, тем интереснее творчество свободного танца, которое я даю через 2-3 занятия овладения народными движениями. Дети сами предлагают свои придуманные движения. Затем я разучиваю танец, где использованы уже знакомые движения. Так, ребята с большим вниманием слушают рассказ об эпохе танца (как двигается девочка в танце – показ ее стати, плавности, величавости, и как двигается мальчик – он демонстрирует удалость, гордость), здесь уместно чтение стихов, прибауток, потешек.

Другой тип плясок – это так называемые, образные или характерные танцы (например, Петрушек, Снеговиков и др.). В них, благодаря наличию конкретного образа и преимущественному использованию изобразительных движений, характерных для пластики того или иного персонажа, происходит определенное перевоплощение, которое оживляет исполнение детей и наполняет его некоторым смыслом. В творческих танцах подобного типа для детей и творчества остается лишь сфера индивидуальной манеры воспроизведения того или иного образа. Например, перед разучиванием танца Клоунов, я даю детям задание: показать движения, характеризующие этот образ, его настроение, мимику. Так, при творческом этюде рождается будущий танец из движений, придуманных детьми. Тоже можно сказать и о многих других танцах: «Танец Фонариков», «Фрейлин с веерами», «Воробушков», «Золотых рыбок» и др.

Существует такая разновидность творческих танцев, как танцы с сюжетным построением – это очень яркая форма художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей, как исполнителей, так и зрителей. Привлекательность его обусловлена образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общению между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в танце создается игровая ситуация, которая побуждает детей к музыкально-двигательному творчеству. Сюжетное развитие помогает ребенку увидеть в танце особую форму повествования и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание.

Подготавливая детей к исполнению, например, танца «Чарльстон», я рассказываю о времени этого танца, характерных движениях, которые танцевали наши прабабушки, и выдумываю интересную историю, раскрывающую сюжет танца. Дети живо откликаются на своеобразный «диалог» танца своими движениями. Так появляется интересный и кокетливый танец. Также ребята любят рассказ о плавании моряков в далекие страны, их отдыхе на палубе корабля – в танце «Морячка»; с удовольствием дети изображают «Барышень и гусаров», а также подражать великому комику в танце «Чарли», а танец «Маленькая страна» они готовы танцевать несколько раз подряд, при этом напевая любимую песню.

Следовательно, особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития у детей музыкально-двигательного творчества. И, как результат, танцевально-ритмическая деятельность детей проявляется на вечерах развлечения, утренниках и других формах досуга.

К постановке детского танца стараюсь подходить дифференцированно, согласно возможностям и желанию самих детей, а также исходя из задач педагогического процесса, сезонных требований и обстановки. Так, например, слушая классическую музыку, появляются танцы «Фонариков», «Фей», «Танец феи леса и пажей», «Фрейлин с веерами» и др., дети сами фантазируют свой танец Принцесс на музыку «Менуэта» Боккерини. Играя в оркестре на детских инструментах под русскую народную музыку, ребята готовят ритмический рисунок будущего «Танца с ложками», «Танца с бубнами». В игровой деятельности они используют образные движения, жесты, пантомиму, мимику, этюды, которые затем помогают в создании танцевального сюжета. Многие музыкально-дидактические игры нацелены на развитие ритмического слуха («Ритмическое лото», «Повтори ритм», «Цыплята и петушок», «Веселый кубик» и др.), а также на развитие образного мышления и творчества («Фантазия», «Сочиняйка»), танцевального творчества, логики, мышления, быстроты реакции («Замри», «Покажи сам»), пение помогает раскрыть сюжет танца, его колорит, показывает раскрытие творческого потенциала ребенка. Очевиден творческий характер всех видов музыкальной деятельности.

Смотрите так же:  Можно ли прогревать нос детям

Следовательно, одно музыкально-двигательное творчество не может решить задачи музыкального воспитания. Это возможно только в комплексе различных форм и видов музыкальной деятельности, тесно связанных между собой: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры. Представленная схема (Рисунок) «Музыкально-ритмические движения» дает полную картину разнообразия форм работы по данной теме.

В процессе организации праздников и развлечений и углубленной работы над темой, мною разработано пособие («Танцевальная карусель»), где представлены более 60 авторских танцев и музыкально-ритмических композиций. Данный материал (1 часть) был представлен на II Всероссийском фестивале дошкольников и младших школьников «Понарошкин мир» в 2002 году и получил диплом и звание лауреата в номинации «Образовательный проект».

В Приложении представлены лишь некоторые танцы из сборника «Танцевальная карусель». Работа над танцами не окончена, она продолжается. Дети, которые приходят и через несколько лет выпускаются в школу, дают мне новый полет фантазии для творчества. Надеюсь, это еще долго продлится, чего и всем желаю.

Учебно-методический материал на тему:
«Музыкально — ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Предварительный просмотр:

«Музыкально — ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из опыта работы

музыкального руководителя Моряковой Е.А

Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

Музыкально-ритмический и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

Проблемой детского танцевального творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, З.Фрейд, Т.Г.Казакова, В.Глоцер, Б.Джеферсон и другие

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры. Как отмечает О.П.Радынова, критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, оригинальности и вариативности.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок

— эмоционально отзывался на музыку,

— верил в необычную ситуацию,

— мог выполнить движения с воображаемыми предметами,

— свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

Почему же наши дошкольники при переходе к выполнению творческих заданий в танце испытывают огромные трудности, или отказываются импровизировать в танце, либо импровизируют на очень низком уровне, танцевальные композиции отличаются бедностью и однообразием.

Дети подражают друг другу, используя стереотипы движений;

они скованны, неактивны, малоэмоциональны, нет полетности движений.

Арсенал движений, которым владеют дети, ограничен, преобладают основные движения (бег, прыжки) над танцевальными.

Проанализировав данную ситуацию, был сделан вывод:

что главное средство формирования музыкально-двигательного творчества в танце – это обучение детей языку движений.

Почему же наши дети плохо запоминают и не имеют разнообразных навыков танцевальных движений, не могут использовать их в своей практике?

Каковы же проблемы?

  • В процессе педагогической деятельности был выявлен недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений предлагаемых программой, влияющих на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
  • Обучению недостает продуманной систематичности, включающей специальные занятия.
  • Нет системы работы по данному направлению.
  • В процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения им не разъясняются.
  • Кратковременность периодов обучения не позволяет запомнить образцы.
  • Из-за долгой отработки каждого отдельного движения за весь период обучения дети успевают освоить лишь незначительное их число, (отсутствие накопления двигательного опыта).
  • На занятиях не отводится время для обучения исполнительским навыкам ребенка.
  • Недостаточное внимание и плохое оснащение развивающей (музыкально-двигательной) среды.
  • Отсутствие навыков у родителей, чтобы уделить внимание движению детей под музыку, так как бессильны в данном виде деятельности.
  • Отсутствие музыкального репертуара для танцевальных импровизаций.
  • Нет продуманного плана обучения основным движениям (музыкально-ритмическим, танцевальным).

Проведенные диагностические исследования, направленные на выявление уровней развития у детей музыкальности, творчества и движений подвели к постановке общей цели инновации.

Общая цель инновации.

Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста, потребность самовыражения в движении под музыку с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

* Разработать систему работы по музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

* Обновить развивающую среду по данному направлению.

* Ввести дополнительные занятия для развития творческих

способностей в танцевальной деятельности с одаренными детьми.

* Пополнить и подобрать дополнительный музыкальный репертуар для обучения детей танцевальным импровизациям и танцевальным движениям.

* Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении.

Выполнение данных задач будет способствовать развитию у детей:

— способность к воспроизведению музыки;

— умение чувствовать ее характер;

  • Заложит базу музыкально-ритмических и танцевальных умений и навыков для дальнейшей самостоятельной деятельности:

— научить основным танцевальным движениям;

— научить основным схемам построения в танце:

— развивать способность к импровизации в движении (с предметами и без них).

  • Разовьет двигательные качества и умения:

— координацию движений, гибкость, пластичность;

— умения ориентироваться в пространстве;

— формировать правильную осанку, красивую походку;

— обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.

  • Разовьет и поможет натренировать психические процессы:

— эмоциональную сферу и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

— развивать творческое воображение и фантазию.

  • Приобщит дошкольников к языку танца, движений, разовьет способности видеть и понимать в искусстве.
  • Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

— воспитывать умение сопереживать другим;

— формировать умение вести себя в группе во время движения в танце.

Проблемой развития творческих способностей ребенка занимаются многие известные ученые и педагоги, и видят необходимость развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки, заложенные природой, так как музыкально-ритмическое и танцевальное творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного обучения и руководства со стороны педагога, правильной организации и проведении данного вида деятельности. На данном этапе государством уделяется большое внимание развитию одаренных детей, в рамках проекта «Новая школа», поэтому данный проект актуален. Б.Ф. Астафьев, говоря о музыкально-танцевальном творчестве детей, считал, что с ними необходимо начинать импровизировать, как только у детей накопиться некоторое количество слуховых впечатлений, навыков в движении.

Концепция, ожидаемые результаты

Концепция строится на следующих постулатах:

Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С. Выгодский, Л.А. Баренбойм, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина). Изучение данной проблемы проводилось в русле развития музыкальных способностей, разработанной К.В. Тарасовой, опиралось на положения, сформулированные Л.С. Выгодским. Одним из основополагающих стало его высказывание об особенностях детского воображения Л.С. Выгодский подчеркивал двигательную природу детского воображения, действенность воссоздания его образов детьми «при посредстве собственного тела». Другое важнейшее положение – связь детского творчества с игрой. Л.С. Выгодский считал игру генетической основой, источником, корнем всякого творчества. Н.А. Ветлугина считает, другое важное условие – накопление опыта исполнительства, приобретение необходимых умений, навыков, позволяющих выразить свои собственные музыкальные впечатления. Для внедрения проекта было разработано следующее:

— Система обучения детей музыкально-ритмическим движениям, как основы для развития творчества;

— Календарно-тематический план занятий по движению «Школа Феи танцев»;

— Разработка хореографических разминок на учебный год;

— Тематический план дополнительных занятий по движению, старший возраст;

— Перспективный план импровизации танца на год (по темам);

— Перспективный план обучения основным движениям на год;

— Дидактические игры, подговорки;

— План работы с родителями и педагогами ДОУ на один учебный год.

  • Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста в танце;
  • Переход к развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в движении (исполнительского и композиционного);
  • Дети с желанием будут учиться танцевать;
  • Раскроется индивидуальность каждого ребенка, проявится его одаренность;
  • Педагоги и родители смогут осуществлять работу в данном направлении, помогая детям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка по мотивам А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

требования к проведению различных видов музыкальной деятельности в соответствии с ФГТ.

Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко»«Музыка .

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально- дидактические игры.Использование музыкально- дидактических игр помо.

использование ЭОР в совместной музыкальной деятельности.

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять.

Смотрите так же:  Воспитание детей в дании

В материале кратко рассмотрены основные методы формирования музыкальной культуры у детей.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей»

Светлана Магкиева
План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края

Подготовила музыкальный руководитель: Магкиева Светлана Викторовна

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАН ИЮ на период 2015–2019 гг. перспективный план на 2017–2018 гг.

Тема: «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Це ль. Способствовать развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, потребности самовыражения в движении под музыку с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

Задачи: Образовательные:

-Приобщение к танцевальному искусству

— Расширение знаний о танцах: игровых, коммуникативных

-Формирование навыков основных танцевальных движений:

— Воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и самостоятельность.

— Формировать общую культуру личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.

— Создать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.

— Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, побуждать детей к творчеству.

— Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

Сроки реализации :сентябрь 2015г- май 2019г.

I-2015 -2016г- «Методы и приемы используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений»

II-2016 -2017г- «Методика игрового танца»

III-2017 -2018г-«Методика коммуникативного танца»

IY-2018 -2019г- «Танцуют все» -подведение итогов

Перспективный план работы 2017-2018 гг.

№ Содержание работы Сроки выполнения Результат

1. — изучить и проанализировать философскую, психологическую и музыкально-педагогическую литература,

— изучить работы по истории танца,

Сентябрь — октябрь — диагностика уровня развития коммуникативной культуры через танец.

— Консультация для воспитателей «Коммуникативные танцы в дошкольном учреждении»

— Выступление на родительском собрании: «Искусство танца- великолепное средство воспитания и развития маленького человека»

2. Разработка музыкально-дидактического материала

– Подбор речевых упражнений

– Подбор музыкально-двигательных упражнений

Январь — Февраль — Использование игр и упражнений в ходе проведения ООД и индивидуальной работы

– Подборка музыкального репертуара

— использование коммуникативных танцев при проведение развлечений и праздников

– Подбор художественной литературы (четверостишья, загадки) о танцах

— Создание картотеки коммуникативных танцев по группам с учетом возрастных,индивидуальных особенностей

3. Организация музыкальной деятельности дошкольников с учётом разработок Май

— тематическое развлечение по теме «Мы играли, пели, танцевали!» Вечер любимых песен, игр, танцев.

— Подготовка Праздника «8 Марта»

-Подготовка праздника «23 февраля»

— Праздник «Выпуск в школу»

4. Презентация педагогического опыта профессиональному сообществу

Апрель-Май — Опубликование материала на международном образовательном портале: http://www.maam.ru/users/396968

— Опубликование материалов на сайте детского сада: http://mdou16romashka.ucoz.net/

Опубликование материалов на сайте работников образования http://nsportal.ru/magkieva-svetlana.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей Творческий проект в младшей группе «Нетрадиционные техники рисования — как средство развития художественно-творческих способностей детей».

Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Аппликация — это один из любимых детьми видов изобразительной деятельности, детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение.

Аппликация как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ Дети с ОВЗ проявляют большой интерес к продуктивным видам деятельности, и аппликация всегда, вызывает интерес и оживление у ребёнка.

Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Часть 1. Обоснование выбранной педагогической технологии Изучив опыт воспитателя МДОУ «ЦРР – детский сад «Калинка» г. Абакан Касьянчик С. П.

Мастер-класс «Домашнее музицирование как средство развития творческих способностей детей» Мастеркласс музыкального руководителя школы №2 города Данилова Ярославской области Валентины Наломовой «Домашнее музицирование как средство.

Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Мой инновационный опыт на тему: «Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Всегда найдется дело.

Нетрадиционная техника в лепке как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Нетрадиционная техника в лепке как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Мир будет счастлив только тогда,.

Презентация «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» музыкального руководителя Барт И. А. по теме:»Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей.

План работы по самообразованию. Дизайн-деятельность как условие развития творческих способностей дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида МДОУ «Увинский детский сад №2» План работы по самообразованию.

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: обществу на современном этапе.

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Рубрика: 1. Общая педагогика

Статья просмотрена: 4063 раза

Библиографическое описание:

Филиппова И. В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 30-33. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/941/ (дата обращения: 27.02.2019).

Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия.

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка [3 c .11-14]. Еще Т.Ф.Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал, как важно уметь изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, а также преодолевать их с возможно большей ловкостью.

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей. Значимость воспитания этих способностей объясняется четырьмя основными причинами [ 12 c.39-40].


Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей — гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Анализируя литературные источники, мы пришли к выводу, что на развитие координационных способностей благоприятно влияют танцевальные упражнения. Поэтому в работе с детьми — дошкольниками в нашем учреждении мы проводим занятия по физической культуре с использованием элементов танцевальных упражнений. Почему средствами танцевальных упражнений мы решили развивать координационные способности?

Танцы – это очень приятный вид досуга. Когда дети танцуют, они выплескивают весь накопившийся за день стресс и негативные эмоции. Танцы помогают раскрыть ребенку себя и свои возможности.

В комплексном развитии детей-дошкольников танцевальные упражнения играют важную роль. Танцы дают возможность значительно улучшить координацию движений, развить и поддержать волевую и эмоциональную составляющую ребенка, а также помогают улучшить эластичность, пластичность и гибкость мышц, возможность ориентироваться в пространстве и просто укрепляют здоровье ребенка.

Кроме того, следует подчеркнуть особую роль танцев в формировании и улучшении памяти и дисциплинированности ребенка. В первом случае, речь идет о том, что дошкольник учится запоминать и повторять движения, показанные педагогом, а также последующее воспроизведение движений через определенный промежуток времени. Что же касается развития дисциплинированности, то этого удается добиться за счет того, что в большинстве танцевальных программ для детей заложен ритм, который должен четко соблюдаться и только в этом случае есть возможность правильно выполнять упражнения. Кроме того, регулярность занятий танцами, к которым привыкает дошкольник, приводит к формированию такого жизненно важного качества как обязательность, пунктуальность и многим другим. Танцы раскрепощают. Даже если ребёнок скромный и стеснительный – танцы снимут все барьеры и сделают его более смелым и раскрепощенным.

Танцы идеально подходят для того, чтобы потратить избыток энергии. Довольны будут не только дети, но и родители! Одним словом, на сегодняшний день выполнение танцевальных упражнений детьми-дошкольниками является неотъемлемой частью их физического и умственного развития.

Анализируя положительные стороны танцевальных упражнений, которые оказывают оздоровительное, обучающее, воспитательное воздействие, мы предположили, что такие важные для дошкольника качества, как координационные способности, возможно развивать с помощью деятельности не только полезной, но и интересной для ребёнка.

Все это возможно благодаря специальному комплексу упражнений, которые выполняются детьми несколько раз в неделю. В число этих упражнений входит бег, ходьба под музыку, прыжки, подскоки, и всевозможные танцевальные упражнения – элементы современных танцев.

Смотрите так же:  Таблица определение пола ребенка по последним месячным

Ритмическая музыка, сопровождающая выполнение танцевальных упражнений, может способствовать настройке организма на определенный темп работы, повышает его работоспособность, отделяет наступление утомления, помогает бороться с влиянием однообразия, ускоряет протекание восстановительных процессов.

Правильный подбор музыкального сопровождения не только улучшает качество движений, но и придает им особую выразительность, поэтому музыка, сопровождающая выполнение танцевальных упражнений должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей, развитие координации движений, слуха, музыкальной памяти. Выбор музыки определяется характером каждого упражнения, а также уровнем эстетической подготовленности ребенка.

Вопрос о взаимодействии музыки и движения неоднократно раскрывался в педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении музыки в развитии движений, известный педагог Н. А. Ветлугина отмечает тесную взаимосвязь между музыкой и движением при одновременном их исполнении. Они объединяются поэтическим содержанием. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание.

При подборе музыкальной композиции для занятий нужно учитывать многие стороны: возраст детей, физическую подготовленность, тематику, образность, выразительность занятия, воспитательный момент, характер каждого упражнения, уровень подготовленности детей. Можно использовать музыку из любимых мультфильмов, некоторые народные произведения, отдельные части эстрадных песен, понятных детям.

Для организации и проведения исследования нашим педагогическим коллективом были использованы методы получения ретроспективной информации: анализ литературных источников, анализ документальных материалов; методы получения текущей информации: педагогическая диагностика, анкетирование, метод экспертных оценок и педагогический эксперимент.

Суть эксперимента заключалась в опробовании представленных методик занятий по ритмической гимнастике с элементами танцевальных упражнений.

Экспериментальная работа проводилась с ноября 2008 года по март 2009 года.

В педагогическом эксперименте принимало участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Дети были разделены на 3 группы по 10 человек в каждой. 1-ая группа – контрольная, 2-ая и 3-ая группа – экспериментальные. Для внедрения методики ритмической гимнастики с элементами танцевальных упражнений по итогам предварительного тестирования мы выбрали группу №1, которая показала самые низкие результаты развития координационных способностей. В основу методики занятий по ритмической гимнастике с элементами танцевальных упражнений с данной экспериментируемой группой мы выбрали комплекс танцевально-игровой гимнастики, предложенной авторами оздоровительно-развивающей программы «Са-Фи-Дансе» Е.Г.Сайкиной и Ж.Е.Фирилевой [11 c . 321]

Группу №2, которая показала наивысшие результаты, мы выбрали для внедрения методики ритмической гимнастики с элементами общеразвивающих упражнений. В данной экспериментируемой группе использовалась методика Т.В.Поповой [11 c .23]. Так как мы полагали, что методика танцевальных упражнений будет более эффективно влиять на развитие координационных способностей испытуемых детей, мы надеялись, что результаты группы №1 после проведения преобразующего эксперимента будут выше, чем результаты группы №2. Группа № 3 являлась контрольной, она не участвовала в экспериментальной программе, занятия по физическому воспитанию в данной группе проводились в соответствии с традиционной методикой.

С целью выявления некоторых педагогических условий развития координационных способностей дошкольников, полезно обратиться к анализу действительности.

Анализ полученных данных по итогам анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих наше учреждение показал следующие результаты:

Дополнительно помимо занятий в детском саду физической активностью занимаются лишь 35% от общего количества детей, участвующих в эксперименте.

Отмечена четкая зависимость между уровнем развития координационных способностей и занятиями физической активностью (хореография и спорт – хоккей, легкая атлетика, айкидо).

Интересно отметить, что более высокий балл имеют дети занимающиеся спортом (70% от общего количества детей занимающихся физической активностью).

Сравнивая результаты, полученные вследствие проведённой экспериментальной работы по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами общеразвивающих упражнений и танцевальных упражнений, мы пришли к выводам:

1.Проведенный анализ литературы по теме исследования показал, что проблема развития координационных способностей детей 6-7 лет является актуальной и продолжает изучаться многими исследователями.

2.Методика занятий по ритмической гимнастике с элементами танцевальных упражнений оказывает более эффективное влияние на развитие координационных способностей детей 6-7 лет, чем методика занятий по ритмической гимнастике с элементами общеразвивающих упражнений.

3.Применение танцевальных упражнений – это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. Танцевальные упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом и координировать движения.

4.Представленная нами методика занятий по ритмической гимнастике с использованием элементов танцевальных упражнений эффективно влияет на развитие координационных способностей детей 6-7 лет.

Таким образом, на основе проведённой работы, мы можем говорить об эффективности данной методики и её применении в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В.И. Лях. Гибкость и методика её развития // Физкультура в школе. – 1999. — №1. — С. 25-27

В.И. Лях. Координационные способности школьников.- Минск: Полымя, 1989. – 159 с.

В.И. Лях. Координационные способности школьников// Теория и практика физической культуры. – 2000. — №1. – С. 11- 14

В.И. Лях, Е.М. Садовски. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовке в спорте // Теория и практика физической культуры. – 1989. — №8. – С. 12 — 14

В.И. Лях. Совершенствование специфических координационных способностей // Физическая культура в школе. – 2001. — №2. — С. 7-14.

В.И. Лях. Тесты о физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. — М.: ООО “Фирма издательства АСТ”, 1998. – 272 с.

М.А. Правдов, Горелов А.А., Я.К. Коблев, И.М. Козлов. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению // Физическая культура. – 2002. — №4. – С. 6-12

Т.Т. Ротерс. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989. – 124 с.

Т.В. Попова. Содержание и методика занятий ритмической гимнастикой с детьми 5-6 лет в детском саду: Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 1998. – 23 с.

Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. Са-Фи-Дансе – танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.:Детство-пресс, 2000. – 321 с.

Развитие координации у детей старшего дошкольного.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности. Постановка проблемы: Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества.

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития.

ребенок, движение, занятие, занятие ритмопластикой, музыка, упражнение, дошкольный возраст, ритмопластика, развитие чувства темпо-ритма, старший дошкольный возраст. Организация музыкально-ритмической деятельности для.

Формирование координационных способностей детей.

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Автор: Иванова Светлана Станиславовна.

Условия развития координации у детей дошкольного возраста.

Развитие координации у детей старшего дошкольного. старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое.

ритмическая гимнастика, ребенок, занятие, движение, упражнение, музыкальная сказка, кружковая работа, дошкольный возраст, детский сад, физическая работоспособность.

Ритмическая гимнастика в физическом развитии дошкольника

ритмическая гимнастика, ребенок, занятие, движение, упражнение, музыкальная сказка, кружковая работа, дошкольный возраст, детский сад, физическая работоспособность.

Развитие физических качеств через сюжетно-ролевую.

Ритмическая гимнастика в физическом развитии дошкольника. ритмическая гимнастика, занятие, ребенок, упражнение, движение, интерес детей, игровая деятельность, ритмичная музыка, детский сад, физическое воспитание.

Вопрос об актуальности развития ловкости детей старшего.

игра, движение, дошкольный возраст, физическое воспитание, физическое развитие, двигательная активность детей, навык, ребенок.

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, физическое воспитание, темп, ритм, чувство ритма, темпо-ритм, ритмопластика. движение, упражнение, вид ритмики, ребенок, музыка, чувство ритма, пляска, ритм.

Другие статьи

  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Почему ребенок в 2 года храпит когда спит Ребенок храпит: что делать Звук, который принято называть храпом, возникает потому, что во время сна за счет расслабления мышц сужается просвет дыхательных путей и воздух по ним проходит с большей скоростью, чем обычно, заставляя глоточные структуры (в частности, […]
  • Аритмия сердца ребенка симптомы лечение Причины и симптомы аритмии у детей Аритмия у детей — один из распространенных кардиологических диагнозов, который по частоте уступает лишь порокам сердца и гипертонии. Иногда нарушения ритма сердца являются следствием каких-то других патологий или пагубного влияния […]
  • Симптомы болезни ветрянки у детей Ветряная оспа (ветрянка) Каждый год с 1990 по 1994 г., до того, как появилась вакцина против ветряной оспы, в США регистрировалось около 4 миллионов случаев заболевания. Из этого числа приблизительно 10,000 случаев нуждались в госпитализации и 100 больных […]
  • Симптомы хронического гепатита с у детей Хронические гепатиты у детей Что такое Хронические гепатиты у детей - Хронический гепатит у детей – хроническое диффузное воспалительное поражение печени, которое длится минимум пол года. В основном это заболевание наблюдают у подростков и молодых людей до 20 лет. Но […]
  • Врач спасший жену и ребенка Неизвестный подвиг русского доктора или как пленный врач концлагеря спас тысячи солдат Более 20 лет хирург Георгий Синяков заведовал отделением городской больницы. Никто и не предполагал, что во время Великой Отечественной войны он, находясь в концлагере, спас от […]