Развитие теории воспитания детей раннего возраста

Содержание:

Организация физического воспитания детей раннего возраста на основе развития функции равновесия тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.04, кандидат педагогических наук Уханева, Екатерина Вячеславовна

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Уханева, Екатерина Вячеславовна

Глава 1. Состояние проблемы по данным литературы.

1.1. Общепризнанные факты в физическом воспитании детей раннего 9 возраста

1.1.1. Физическое развитие детей до 3-х лет

1.1.2. Двигательная активность и развитие основных движений у детей 13 от 1 года до 3-х лет.

1.1.3. Средства, методы, формы организации занятий физическими 20 упражнениями с детьми от 1 года до 3-х лет.

1.1.4. Современные методики оценки развития движений у детей.

1.2. Состояние слабоосвещенных и совсем неразработанных проблем 30 физического воспитания детей в возрасте от 1 до 3 лет

1.2.1. Взаимосвязь нервно-психического развития детей с 30 формированием жизненно важных двигательных навыков

1.2.2. Программное обеспечение физического воспитания детей раннего 34 возраста

1.2.3. Критерии оценки физической подготовленности детей

1.3. Значение функции равновесия в жизнедеятельности детей до 3- х 43 лет

1.3.1. Онтогенез функции равновесия

1.3.2. Факторы, влияющие на развитие функции равновесия у детей

1.3.3. Влияние вестибулярной системы на развитие ребенка и его 53 здоровье

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1. Цель, задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.2.1. Теоретический анализ и обобщение

2.2.3. Метод контрольных испытаний

2.2.4. Педагогический эксперимент

2.2.5. Методы математической статистики

2.3. Организация исследования

Глава 3. Экспериментальные исследования физического развития, физической подготовленности и функции равновесия детей до 3-х

3.1. Взгляды педагогов , врачей, родителей на состояние проблемы

3.2. Результаты тестирования вестибулярной и двигательной систем детей до 3-х лет

3.3. Показатели овладения двигательными умениями и навыками детьми до 3-х лет

3.4. Зависимость состояния здоровья детей от 1 года до 3-х лет от состояния функции равновесия

Глава 4 . Содержание и организация физического воспитания детей раннего возраста на основе развития функции равновесия

4.1. Методика развития функции равновесия

4.1.1. Физические упражнения для развтия функции равновесия

4.1.2. Приспособления и устройства для развития функции равновесия у детей раннего возраста

4.1.3. Подвижные игры для развития функции равновесия

4.1.4. Особенности организации занятий с детьми от ! до 3-х лет

4.2. Эффективность тренировки функции равновесия у детей от 1 130 до 3-х лет

4.2.1. Показатели здоровья детей после педагогического . 130 эксперимента

4.2.2. Физическая подготовленность и функция равновесия у детей 133 после педагогического эксперимента

4.2.3. Нормативные оценки функции равновесия детей от I до 3-х

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Организация физического воспитания детей раннего возраста на основе развития функции равновесия»

АКТУАЛЬНОСТЬ: период раннего детства является одним из важнейших и критических этапов развития ребенка . Самостоятельная предметная деятельность и усложняющиеся системы речи и социальных контактов приводят в этот период к формированию таких психологических категорий, как творческая активность, мышление и •самосознание (Е.А.Шапошников; 1974, Л.И.Божович, 1978, 1979; А.Г.Сухарев, 1983; С.А.Пономарев, 1989). Именно в этот период формируются индивидуальные стили выполнения тех или иных двигательных действий (И.Н.Иваницкая, 1975; А.Г.Хрипкова, Ю.Ф.Змановский, 1975; Н.Н.Леонтьева, 1976; Е.Б.Сологуб, 1998, А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб, 1999; Б.Л.Никитюк, 1999), что в дальнейшем отражается на красоте и эффективности их выполнения.

В настоящее время опубликовано большое количество работ по проблемам физического воспитания детей. Статистический анализ распределения их по возрастным периодам показывает, что на 100 публикаций 70% посвящены возрасту от 4 до 7 лет, 20% — возрасту от рождения до 1 года и лишь 10% — раннему детству. Контент-анализ содержания научных публикаций, посвященных возрасту от 1 до 3 лет, выявил их ориентацию на решение оздоровительных (массаж и закаливание) и интеллектуальных проблем воспитания. В работах по физическому воспитанию основное внимание уделяется развитию основных движений без учета состояния функциональных систем организма, участвующих в обеспечении двигательной деятельности (вестибулярной, зрительной, кинестезической) (Е.Т.Лазейкина , 1969; А.Н. Садыкова , 1979; В .К. Бальсевич, 1985, 2001; Р.Ш. Азизова , 1987).

По мнению В.Г.Стрельца-(1988), А.А.Горелова (1995), Н.К.Полещук (1994), А.А.Зайцева (1999), важнейшей стороной педагогического процесса, для детей раннего возраста на физкультурных занятиях, является развитие функциональных систем, особенно вестибулярной. Именно ей принадлежит ведущая роль в обеспечении равновесия при поддержании позы и в локомоциях (М.Р.Дике, Дж.Д.Худ, 1989).

Актуальность работы определяется недостаточной теоретической и методической разработкой вопросов физического воспитания детей раннего возраста на основе активации и контроля функциональных систем организма, обеспечивающих поддержание равновесия.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: предполагалось, что использование комплекса средств целенаправленной активации и контроля функциональных систем, участвующих в поддержании равновесия, на физкультурных занятиях с детьми раннего возраста, будет способствовать лучшему освоению ими основных движений и укреплению их здоровья:

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: физическое^воспитание детей раннего возраста.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: методика физического воспитания на основе тренировки и контроля функции равновесия у детей в возрасте от 1 до 3 лет.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ и обобщение литературных и документальных источников по физическому воспитанию детей раннего детского возраста, опрос в виде анкетирования ; метод контрольных испытаний, педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Исследование проводилось в три этапа.

1. Начальный этап включал в себя сбор информации о проблемах физического воспитания детей раннего возраста, о существующих методах развития функции равновесия у детей в возрасте от 1 до 3 лет и анализ программ для детских дошкольных учреждений по физическому воспитанию за последние 30 лет, а также выдвижение гипотезы, определение задач исследования, подбор и апробацию методов исследования, формирование контрольной и экспериментальных групп.

2. Основной этап состоял из педагогического эксперимента, длившегося 2 года 6 месяцев, статистическую обработку результатов эксперимента и предварительную интерпретацию данных эксперимента.

3. Заключительный этап включил в себя интерпретацию данных эксперимента в соответствие с существующими закономерностями теории и методики физической культуры, определение выводов и написание работы.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА: в работе получены новые данные о состоянии функциональных систем, участвующих в поддержании равновесия у детей раннего возраста. Установлена прямая положительная связь между функцией равновесия и развитием основных движений. Обоснована методика контроля за состоянием вестибулярной и кинестезической систем, включающая в себя 10 тестовых заданий . Разработаны критерии и нормативные оценки функциональных систем. обеспечивающих фундамент нормального психомоторного развития ребенка. Доказана эффективность методики физкультурных занятий с детьми раннего возраста, построенной на учете возрастных особенностей детей (1 год -1 год 6 мес.; 1 год 6 мес. — 2 года; 2 года -2 года 6 мес.: 2 года 6 мес. — 3 года), с использованием упражнений , активирующих вестибулярную и кинестезическую системы, а также контроля функции равновесия, манипуляторных навыков и пространственной ориентации. Выявлены качественные характеристики основных движений у детей раннего возраста и разработана методика их оценки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: разработана программа физического воспитания детей раннего возраста для детских дошкольных учреждений и организованных совместных занятий родителей и детей. Составлен перечень упражнений для тренировки функции равновесия у детей раннего возраста. Разработаны методические рекомендации по использованию средств пассивной, пассивно-активной и активной тренировки функции равновесия.

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс детских дошкольных учреждений г. Калининграда № 110, 121; в учебный процесс Калининградского государственного технического университета при чтении лекций для студентов 1-х курсов; в спецкурс «Физическое воспитание детей и подрос ^ .ов» факультета физического воспитания Калининградского государственного университета.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Высокий уровень развития функции равновесия, достигнутый путём целенаправленной активации вестибулярной системы, способствует более прочному и качественному освоению основных движений детьми раннего возраста.

2. Методика физического воспитания детей раннего возраста должна строиться на активации вестибулярной и кинестезической систем, контроле функции равновесия, манипуляторных навыков и пространственной ориентации.

3. Использование количественных и качественных критериев оценки развития функциональных систем, участвующих в проявлении основных движений, является необходимым и достаточным условием характеристики психомоторного развития детей раннего возраста.

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Уханева, Екатерина Вячеславовна

В настоящее время существует два крайних подхода в физическом воспитании детей первых лет жизни. Согласно первому из них, физическое развитие детей раннего возраста не зависит от дополнительных двигательных нагрузок, что подтверждалось в наблюдениях за раздельно воспитываемыми разобщенными близнецами (Б.А.Никитюк, 1992).

Второй подход, наоборот, предполагает необходимость раннего вмешательства в двигательное развитие детей путем его дополнительного стимулирования, например, призыв к необходимости учить детей плавать раньше, чем они начинают ходить. При этом недоучитывается, что нормальный ход становления моторики согласован со стадийностью анатомо-физиологического развития двигательного аппарата. Последнее же происходит от головного конца тела к противоположному. Раннее обучение плаванию по мнению Б.А.Никитюка (2000) не соответствует анатомо-физиологическ<1м возможностям детского организма. Избыточные механические нагрузки на кости и мышцы конечностей при плавании в первые месяцы жизни не адекватны уровню анатомо-физиологического созревания этих частей тела. Поэтому необходим поиск новых путей организации и содержания занятий с детьми, особенно раннего возраста.

Как показали результаты наших исследований с детьми от 1 года до 3-х лет, занятия должны строится на основе реализации принципа активации функциональных систем, имеющим полифункциональное значение для двигательной деятельности и организма ребенка. К таким системам относят вестибулярную, проприоцептивную и зрительную системы.

Для того, чтобы эти занятия приносили положительный результат, необходим учет возрастных особенностей становления основных движений у детей и их взаимосвязей с развитием функциональных систем у детей раннего возраста.

Наиболее целесообразной периодизацией раннего возраста является деление его по полугодиям. Исходя из такого деления следует создавать методики проведения занятий по физическому воспитанию и нормативные оценки развития основных движений и функциональных систем детей.

В основе нашей методики физического воспитания детей раннего возраста лежит развитие функции равновесия. Эффективность такого подхода подтверждена в педагогическом эксперименте. Такие занятия привели к улучшению качественных показателей ходьбы, бега , метаний у малышей.

Программа занятий должна состоять из следующих обязательных блоков:

— вестибулярный (пассивные, пассивно-активные, активные вращения, упражнения в равновесии),

— манипуляторный (развитие движений руки и кисти, активация проприоцепторов кисти),

— активация системы «стопа — вестибулярный аппарат» (упражнения в видах ходьбы, бега, прыжков на различных видах опоры),

— оздоровительный (укрепление мышц, участвующих в актах дыхания и натуживания, упражнения в расслаблении).

Более эффективными в возрасте от 1 года до 1 года и 6 месяцев являются совместные занятия родителей и детей, дающие возможность широкого использования средств пассивной вестибулярной тренировки . Все упражнения дети выполняют вместе со взрослыми, следовательно, на таких занятиях более выражен индивидуальный подход к каждому ребенку , так как родители являются здесь «личными тренерами » своих детей. Особое место отводится планированию, соотношению в каждом занятии нового и знакомого материала, закреплению освоенного и т.д.

Дети ранней возрастной подгруппы не способны воспринимать частую смену движений, однако и слишком длительное повторение без изменений не создает основу для развития ребенка . Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течение 4-х недель (8 занятий). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазание, бросание), следует включить другие упражнения или внести изменения в уже знакомые малышам , несколько усложнив их. Например, ходьбу по дорожке из клеенки заменить на ходьбу по ребристой доске, затем по горизонтальной скамейке .

Во время занятий не рекомендуется менять очередность выполнения двигательных действий, т.к. дети раннего возраста привыкают к определенной последовательности, и, если эта последовательность нарушается, дети сами пытаются ее восстановить, что является негативным моментом в организации занятий.

Занятия с детьми от 1г. бмес. до 2-х лет также целесообразно проводить совместно с родителями . Но в этой возрастной группе уже надо больше самостоятельности давать детям. Роль родителей здесь заключается в возможности использования средств для развития пассивной и активно-пассивной вестибулярной тренировки. Все основные виды движения ребенок выполняет самостоятельно.

Смотрите так же:  Ребенок не спит и возбужденный

Следует помнить, что на физических занятиях с детьми до 2-х лет нет прямого обучения. Ребенок усваивает движения в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственно личных двигательных ощущений при его выполнении. Показ и объяснение происходят одновременно с выполнением упражнений . Родители по возможности делают упражнения вместе с детьми, а также следят вместе с преподавателем за тем, чтобы их дети усваивали разучиваемое движение.

Принцип индивидуального воздействия, поощрения и непосредственной помощи остается основным в организации и проведении физических занятий с детьми второго года жизни.

После двух лет дети могут осознанно выполнять упражнения активной вестибулярной тренировки. Поэтому занятия можно проводить как с родителями, так и без них.

С накоплением двигательного опыта и развитием речи в занятиях по физическому воспитанию детей от 2-х до 3-х лет уже можно использовать поточный и фронтальный методы организации, игровые приемы. Планируя занятия, следует помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка. Задаваемые детям раннего возраста упражнения полезно направлять на поддержание высокой гибкости, в меньшей мере на развитие скоростных качеств и еще менее — на становление качеств силы и выносливости (Е.Е.Антипов, 1991).

Во время занятий надо избегать длительного статического положения, ожидания, соблюдать последовательность в нарастании трудности упражнений и увеличении нагрузки в соответствии с совершенствованием двигательных умений малыша , вызывать у ребенка только положительные эмоции, иметь в виду ограниченную двигательную самостоятельность детей этого возраста.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Уханева, Екатерина Вячеславовна, 2002 год

1. Азизова Р.Ш Стандарты физического развития детей ясельного возраста//Педиатрия.- 1987.-№1 25-32

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. — М., 1981.- 57 с.

3. Апанасенко Г.А., Дубогай А.Д. К методологии оценки физического развития детей и подростков// Педиатрия.- 1980.- №6.- 67-68

4. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития: Основы негэнтропийной теории онтогенеза. — М.: Наука, 1982.- 270 с.

5. Аркин Е.А. Физическое воспитание в детском саду.- М.-Л., 1948

6. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детский церебральный паралич.-Киев, 1998.-200с.

7. Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П., Оладо Э.Я. Влияние различных зрительно двигательных режимов на развитие функциональных возможностей органа зрения// Офтальмологический журнал.- 1985.-№4.- 243-247

8. Бальсевич В.К. Ваши дети. — М.: Физкультура и спорт, 1985.- 67 с.

9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.- М.:Медицина, 1966.- 349 с.

10. З.Бехтерев В.М. Значение органов равновесия в образовании представлений о пространстве.- СПб., 1896. > -М.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии.- 1978.- №4.- 23

11. БОЖОВИЧ Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии.- 1979.- №2.- 47

12. Бортфельд Д., Городецкая Г.Ф., Рогачева Е.И. Точечный массаж при детских церебральных параличах.- Л.: Медицина, 1979.- 136 с.

13. Буцинская П.П., Васюкова В.И.. Лескова В.Т. Общеразвивающие упражнения в детском саду — М.: Просвещение, 1990.- 106 с.

14. В.Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. — М, 1983.- 73 с.

15. Вавилова Е.Н. Учите бегать, лазать, метать/ Пособие для воспитателей . — М.: Просвещение, 1991.- 74 с.

16. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников . — М.: Просвещение, 1991.- 64 с.

17. Вильчсковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей.- Киев: Здоров,я, 1972.- 123 с.

18. Воячек В.И. Основы оториноларингологии.- Л.: Медгиз., 1953.- 348 с.

19. Выдрин В.М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физической культуры- №5,- 1986.- 24-27

20. Гагин Ю.А. Онтопсихологические проблемы становления и реализации индивидуальности в педагогических системах образования и спорта // Вестник БПА.- вып.8.- 1996.- 25-30.

21. Гагин Ю.А. Современные педагогические технологии в свете теории индивидуальности// Вестник БПА.- вьш.4.- 1996.- 43-47.

22. Гессен СИ. Основы педагогики : Введение в прикладную философию.- М: Школа-пресс, 1995.- 447 с.

23. Глазырина Л.Д. Нетрадиционные занятия по физической культуре для самых маленьких.- Минск, 1997.- 250с. у

24. Гончарова М.Н., Гринина А.В. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата.-Л., Медицина, 1974.-207с.

25. Гринус К.Ф. Вестибулярный анализатор и его роль в деятельности человека// Врачебное дело.- 1988.- № 6.- 108-113

26. Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте.- М: Просвещение, 1981.- 127 с. ЗГГужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития// Теория и практика физической культуры. — 1987.-№7.- 37-39.

27. Гурфинкель B.C., Коц Я.М., Шик М.Л.- Регуляция позы человека, М.: Наука,- 1965,-255 с.

28. Дике М.Р. Худ Дж.Д. Головокружение.- М.: Медицина, 1989. — 64-97.

29. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка .- М.: Аквариум, 1996.- 448 с

30. Евсеев СП. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знания о человеке)/ Теория и практика физической культуры.- 1998.- №1.- 28

31. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М, 1999.- 250 с.

32. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми страдающими церебральным параличем.- М.: Советский спорт , 1991.- 55 с.

33. Жуковский М.А. Пока организм формируется. — М: Педагогика , 1985.- 56 с.

34. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. нарушения Психомоторного развития детей первого года жизни.- М., 1981.- 56 с

35. Зайцев А.А. Теоретические аспекты технологии создания социально-педагогических программ в физической культуре на основе активации вестибулярной системы: дисс. . д.п.н.- СПб, 1999.-389 с.

36. Ибука М. После 3-х уже поздно.- М.: Знание, 1992.- 96 с.

37. Иваницкая И.Н. Оценка функциональных возможностей детей и подростков при выполнение физических нагрузок// Педиатрия.- 1975.-№7.-С.64-71

38. Р1ваницкий И.Н.«Двигательная активность и здоровье детей//Медицинская сестра. — 1980.- №5.- 27-30 39. Исхаки Ю.Б., Кальштейн Л.И. Детская оториноларингология.- Душанбе: Маориф, 1985.- 398 с.

40. Казарин О.С. Состояние продольного свода стопы у детей больных сколиозом// Ортопедия, травматология и протезирование.-1989.- №9.-С.43-44

41. Калиновская И.Я.- Стволовые вестибулярные синдромы.- М.: Медицина, 1973.- 223 с.

42. Карпман В.Л. и др. Тестирование в спортивной «медицине.- М.: Физкультура и спорт, 1987.- 206 с.

43. Кауфман Ф.А. Морфофункциональное состояние организма детей в зависимости от возраста и условий среды// Здравоохранение Киргизии.- 1989.- №4.- 39-40

44. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.- М, 1985.- 340 с.

45. Китаев-Смык Л.А. Психология стесса. М.: Наука, 1983 — 368 с.

46. Клосовский Б.Н. Развитие мозга ребенка. — М., 1954

47. Козлов И.М. Особенности координации мышечной деятельности у детей и подростков// Детская спортивная медицина/ Под ред Б.Тихвинского, В.Хрущева.- Руководство для врачей.- М.: Медицина, 1991.-С.72-86

48. Козлов В.И., Фарбер Д.А. и др. Физиология развития ребенка.- М.: Педагогика, 1983

49. Кольцова М.М. О формирование высшей нервной деятельности ребенка. — М.: Медгиз.- 1958

50. Крючек С, Половников П.В. Словарь-справочник. Основные термины и понятия, используемые в физическом воспитании студентов/ Сост. — СПб.: Изд. центр СПбГМТУ, 1996.- 175 с.

51. Лайзане Я, Физическая культура для малышей . — М.: Просвещение, 1987.-160 с. бЗ.Лазейкина Е.Т. Организация физкультурных занятий с детьми раннего возраста в яслях и домах ребенка// Медицинская сестра.- 1969. -№8 43-44

52. Леонтьева Н.Н. Анатомия и физиология детского организма. — Просвещение 1976.- 325 с.

53. Лебедева М.Т. Резервы совершенствования физической культуры и здоровья детей// Педиатрия. — 1987.- №11.- 71-78 бВ.Леви-Гориневская и др. Закаливание организма ребенка.-М.: Учмедгиз, 1962.-136с.

54. Лескова Г.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М. :Просвещение.-1990.-175с.

55. Ленерг Г. Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста. М.: Физкультура и спорт.-1977.-102с.

56. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура у детей при дефектах осанки , сколиозах и плоскостопии.- М.: Медицина, 1982.- 67 с.

57. Логвина Т.Ю. Двигательная активность и физическое развитие детей// Здравоохранение Белоруссии. — 1989.- №11.- 43-45

58. Луксон Л.М. Анатомия и физиология вестибулярной системы/ Головокружение под ред. М.Р.Дикса. Дж.Д.Худа.- М.: Медицина, 1989. -С . 11-47.

59. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы.- М.: изд-во АПН РСФСР, 1963.-Т.1.- 1970.-Т.2.

60. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовтельной школе.// Теория и практика физической культуры.- 1990.- №9- 10-14

61. Максимова Т.М., Янина В.Н. К методике построения единых таблиц для оценки физического развития детского населения// Здравоохранение РФ 1984.- №11.- 12-15 у

62. Манович З.Х. и др. Лечебная физическая культура при паралетических заболеваниях у детей.-М.: Медицина, 1971.-144с.

63. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличем: младенческий, ранний и дошкольный возраст. — М.: Просвещение, 1991.- 240 с.

64. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. -М.: Физкультура и спорт, 1978.

65. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования.- М., 1988.- 24 с.

66. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991.

67. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания.-Т.1.-М.: Физическая культура и спорт, 1976.- 303 с.

68. Менькова В, Сочетание двигательных действий с умственной деятельностью в практике школьного обучения детей младших классов// Вестник БПА.- вьш.11.- 1997.- 72-77

69. Мирзоева И.И. и др. Лечебная гимнастика для детей, страдающих гиперкинетичской формой церебрального паралича.- Л., 1972. — 67 с.

70. Мостовая Т.С. Анатомо-фозиологические особенности вестибулярной системы у детей// Вестник оториноларингологии,- 1988.- №4.- 84-88

71. Никитюк Б.А. Интегральные подходы в возрастной и спортивной антрополги.- М.: Институт психологии РАН . 1999.- 224 с.

72. Никитюк Б.А. Гладышева А.А. Анатомия и спортивная морфология ( практикум ).- М.: Физкультура и спорт, 1989.- 176 с. >

73. Нусбаум Д.Х. Характеристика регуляции некоторых функций организма у детей с разным уровнем физического развития// Гигиена и санитария.- 1971.- №8.- 43-47

74. Ожегов СИ., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений.- М.: АЗЪ, 1996.- 928 с 93.0сокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- М.: Просвещение, 1986.-270 с.

75. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром.-М.: Просвещение, 1986.-132с.

76. Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка.- Л.: Медгиз, 1962.-519 с.

77. Платонов В.И. Подготовка квалифицированных спортсменов.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 286 с.

78. Платонов В.Н. Терия спорта.- Киев: Вища школа, 1987.- 424 с.

79. Полещук Н.К. Система кинестезиометрического контроля в целях выбора оптимального алгоритма организации тренировочного процесса: дисс. . д.п.н.- СПб, 1994.- 329 с.

80. Полещук Н.К., Местилайнен Т.А., Зайцев А.А. Давай выполним.- Калининград: И.П.П. Янтарный сказ, 1993.

81. Полещук Н.К., Зайцев А.А. Восприятие времени и роль вестибулярной системы// Ананьевские чтения . Материалы научно-практической конференции « Психология и спорт ».- СПб.: изд-во СПб университета, 2000.- С87-89.

82. Полтавцев И.Н., Полтавцева Н.Е. Особенности детской оздоровительной йоги/ Валеология на рубеже тысячелетий: Тез. Докл. > -Научно-практ. Конф./ Калининградский ун-т: Калининград, 1998.-С.86-87

83. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания.- М.: Физкультура и спорт, 1970, — 248 с.

84. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта.- М.: Физическая культура и спорт, 1974.- 310 с.

85. Пономарев Н.И. О законах функционирования и развития физической культуры.- Л., 1989.- 25с.

86. Пономарев А. Растите малышей здоровыми /Физическое воспитание детей до 3-х лет. — М.: Советский спорт, 1989.- 75 с.

87. Рогачева Е.Н., Лаврова М.С., Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах.- Л., 1986.- 128 с.

88. Романова З.Е., Родниченко Н.Н. Опыт работы методического центра детской поликлиники по организации физического воспитания детей в семье.// Вопросы охраны материнства и детства.-1988.-№33.-С.51-53.

89. Садыкова А.Н. Физическое развитие детей от года до трех лет, воспитывающихся в яслях г. Балхаша// Здравоохранение Казахстана.-1979.-№5.-С.41-42

90. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. — М.: Медицина, 1979.- 185 с.

91. Синюрин А. А. Эколого-биологическая основа программы физического воспитания и образования дошкольника «Крепыш России»// Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников.-Тезисы докл. научно-практической конференции.-Калининград, 1996.-C.35

92. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии: Учеб. пособие.- М.: Медицина, 1990.- 288 с.

93. Сологуб Е.Б. Корковая регуляция движений человека.- Л.: Медицина, 1981.- 183 с. ^ к СПб: ГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1999.- 231с.

94. Старшинский В.Н. Возрастно-половые особенности развития функции равновесия у детей младшего школьного возраста// 5-я научная конф. По физвоспитанию детей и подростков.- М., 1973.-С.208-209

Смотрите так же:  Норма питания новорожденного ребенка

95. Стрелец В.Г. Исследование и тренировка вестибулярного анализатора у человека: дисс. д-ра б.н. -Л., 1969, 807 с.

96. Стрелец В.Г. Методы изучения и тренировки органов равновесия пилотов.- Л., 1972.- 80 с.

97. Стрелец В.Г. Некоторые теоретические основы вестибулярной тренировки/ Сб. науч. тр.: Тренажеры для вестибулярной тренировки и методы объективного педагогического контроля.- Л., 1988.- 3-7

98. Стрелец В.Г., Горелов А.А. Теория и практика управления вестибулярными реакциями человека в спорте и профессиональной деятельности.- С-Пб., 1995.- 150 с.

99. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей.- М.,1988.- 235 с.

100. Студеникин М.Я., Скорнякова Л.К., Никитина М.Н. Медицинские проблемы роста и развития детей// Педиатрия.- 1971.-№6.- 5-9

101. Сухарев А.Г. Закономерности роста и развития детского организма — основа методических принципов в гигиене детей и подростков// Гигиена и санитария 1983.- №11.- 23-26

102. Сухарев А.Г. Закономерности роста и развития детского организма — основа методических принципов в гигиене детей и подростков// Гигиена и санитария.- 1982.- №11.- 23-26

103. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.- М: Медицина., 1991.- 272 с. ^->-детском и подростковом возрасте// Гигиена и санитария.- 1977.- №9.-С.40-43

104. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1986 .- 79 с.

105. Уварова З.С., Сорочек Р.Г., Спирина В.П., Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста.- М.: Медгиз., 1963.-355 с.

106. Федорова Г.С. Лечебная физкультура при вестибулярных нарушениях

107. Фонарев М.И. Физическое воспитание детей раннего возраста. — М., 1978.-120 с.

108. Хилов К.Л. Кора головного мозга в функции вестибулярного анализатора.- М., 1952.- 84 с.

109. Хилов К. Л. Функция органа равновесия и болезнь передвижения.- Л.: Медицина, 1969.- 280 с.

110. Хрипкова А.Г., Змановский Ю.Ф. Основные проблемы и перспективы развития физиологии детского организма//Физиология человека.- 1975.- №2.- 325-335

111. Хрипкова А.Г., Фарбер Д.А. Основные направления исследований физиологии развития ребенка. Итоги и перспективы// Физиология челговека.-1983.- №1.-С.3-17

112. Хрущев В Двигательная активность детей и оздоровительная роль физкультуры // Вопросы охраны материнства и детства.- 1978.-№2.- 62-66

113. Хрущев В. Физическая культура ребенка.- М., 1996.- 267 с.

114. Циммерман Г.С. Ухо и мозг — М.: Медицина, 1967

115. Цытович М.Ф. Болезни уха, носа и горла.- Саратов, 1922.

116. Цукер М.Б. Клиническая невропатология детского возраста.-М.: Медицина, 1972.-303с. у

117. Черток Т.Я., Тонкова-Ямпольская Р.В. Здоровье и развитие детей раннего возраста// Советская педиатрия.- 1989.- №7.- 89-106

118. Шапошников Е.А. Об индивидуальной и групповой оценке физического развития детей и подростков// Педиатрия.- 1974.- №12.-С.55-59.

119. Шапошников Е.А. Методологические основы построения теории нормы физического развития детей и подростков // Вестник Академии медицинских наук СССР .- 1983.- №4.- 71-76

120. Шапошников Е.А. О некоторых закономерностях физического развития детей. — Советское здравоохранение. — 1984.- №9.- 16-21

121. Шапошников Е.А. Новые подтверждения статистической закономерности физического развития детей//Здравоохранение РФ.-1986.-№3.-С.14-17

122. Шебеко В.Н., Шишкина В.А., Ермак Н.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях .- Минск, 1998

123. Шишкин а В.А. Движение плюс движение.- М., 1992.- 96 с.

124. Штейн Ф. Учение о функции отдельных частей лабиринта.- М., 1892

125. Юрко Г.П., Спирина В.П., Сорочек Р.Г., Уварова З.С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Медицина, 1978.-245с.

126. Argyle М. Bodily communication.- New York, International Universities Press, 1975

127. Colleman M. Skeen P. Play, games and sport: Their use and misuse. A development perspektive// Childhood Education.- 1985.- Vol.61, №3.- P. 192-198.

128. Frucuda T. Vestibular Test// Acta Otolaryncologica.- 1959.- №5

129. Magnus R. Koфerstellung.- Monographien aus dem Gesamtgebiete der Pylanzen und der Thiere.- Bd.6., Berlin, 1924 у

130. Margaria R., Jualtierotti Т. Body susceptibility to high accelerations and to zero gravity conduction.- Advances Aeronaut. Sci., 4.- 1962.- 1081-1103

131. Romberg M.N. Lehrbuch der Nerven- Krankheiten des Menschen.- Berlin, 1851

132. Clark B. Some recent studies on the perception of rotation.- In: Vestibular Function jn Farth and in Space: Ed. Stable J., pp. 43-54. Pergamon Press, Oxford, 1970

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Ранний возраст — это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период складываются формы общения со взрослыми, появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним, развиваются наглядно-действенное мышление, развивается память, воображение, происходит освоение пассивной и активной речи, устанавливаются первые связи слова с предметом, складывается сначала манипулятивная, затем предметная деятельность, а на ее основе — сюжетная игра, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности. Поэтому потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

Основоположниками педагогики раннего возраста являются Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина. Фундаментальные исследования развития движений детей раннего возраста проведены М. Ю. Кистяковской. А. М. Фонаревым раскрыты пути реализации потенциальных познавательных возможностей детей на основе организации их ориентировочно-исследовательской деятельности. В создании методических пособий по воспитанию детей раннего возраста, где освещены особенности возрастных периодов раннего детства и общие вопросы организации жизни детей, большую роль сыграли М. Ю. Кистяковская, Г. М. Лямина, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Э. Л. Фрухт и др. Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада освещены в работах Н. М. Аксариной, Р. В. Тонковой-Ямпольской, А. И. Мышкис, Л. Г. Голубевой, Н. Д. Ватутиной; проблемы развития общения детей со взрослым и сверстниками разносторонне представлены в трудах М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, Л. Н. Галигузовой. Проблемы становления предметной и игровой деятельности детей раннего возраста раскрыты в работах Ф. И. Фрадкиной, Е. И. Радиной, С. Л. Новоселовой, Р. И. Жуковской, Е. И. Зворыгиной, Н. Я. Михайленко. Вопросами дидактики раннего детства занимались Н. М. Аксарина, В. Н. Аванесова, Э. Л. Фрухт, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др.

Период раннего детства имеет ряд физиологических и психологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов:

1 . В раннем детстве наблюдаются наиболее быстрые темпы как физического, так и психического развития. В этот период интенсивно увеличивается вес, рост, масса тела, вес головного мозга.

2. Взаимосвязь и единство физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически, активнее ведет себя по отношению к окружающему миру.

3. Повышенная ранимость и недостаточная функциональная зрелость всех органов и систем организма. Дети раннего возраста подвержены различным заболеваниям, легко ранимы и быстро устают.

4. Высокая пластичность нервной системы ребенка и, в связи с этим, — легкая обучаемость.

5. Процесс развития скачкообразен и неравномерен. На первом году жизни наблюдается скачок в физическом развитии, на втором году жизни — в речевом.

6. Особое значение в раннем возрасте приобретают эмоции. Эмоциональное состояние является показателем психического развития и испытываемого ребенком состояния комфорта либо дискомфорта. От положительного эмоционального состояния ребенка зависят все новообразования раннего возраста, а недостаток общения со взрослым может привести в эмоциональной депривации.

7. Здоровый ребенок рождается с готовой сенсомоторной потребностью (потребность в ощущениях и движениях). Уже к первому месяцу у ребенка начинают проявляться ярко выраженные ориентировочные реакции на все новое, которые в дальнейшем превращаются в специальную ориентировочно-познавательную деятельность, интерес ко всему окружающему, заинтересованное желание ребенка узнать «что это?», «почему?», «откуда?».

8. Очень сильно у ребенка раннего возраста проявляется потребность в общении со взрослым, которая формируется с первых дней жизни. В первые годы жизни содержание общения взрослого с ребенком претерпевает качественные изменения: в начале это общение по поводу физиологического комфорта (потребность в пище, гигиеническом уходе, тепле и др.); затем потребность в получении новых впечатлений; эмоциональное общение («эмоционально положительный комплекс»); затем деловое общение (общение по поводу деятельности). Учет перечисленных особенностей способствует успешному развитию и полноценному воспитанию малыша.

При воспитании детей раннего возраста взрослому необходимо учитывать основные педагогические правила и принципы организации воспитательной работы с детьми:

— принцип единства в оздоровительной и воспитательной работе;

— требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих людей;

— индивидуальное общение с ребенком;

— учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей;

— воспитание положительного отношения к требованиям взрослых;

— вред частых запретов и длительных пассивных ожиданий;

— своевременное формирование навыков самостоятельности;

— психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого;

— образцовое поведение взрослого, участвующего в воспитании малыша, т.к. дети раннего возраста отличаются подражательностью и впечатлительностью.

Таким образом, чтобы развитие ребенка протекало успешно и полноценно, необходимо знать особенности раннего возраста, понимать уникальность этого периода и уметь создавать благоприятные условия для воспитания и самораскрытия возможностей каждого малыша.

Становление дошкольной педагогики как науки

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 9193 раза

Библиографическое описание:

Былда Л. М. Становление дошкольной педагогики как науки [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 80-82. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1422/ (дата обращения: 27.02.2019).

Советская дошкольная педагогика сформировалась как самостоятельная наука уже в первые годы советской власти. Рост общественного дошкольного воспитания и его совершенствования, достижения в исследовании проблем раннего и дошкольного детства послужили основанием для разделения ее на ряд более частных областей. Некоторые из них действуют самостоятельно, например, методики (методика физического воспитания детей дошкольного возраста, методика развития речи, методика руководства изобразительной деятельности и т.д.) организация и руководство дошкольного воспитания. Возникновение других вызвано потребностью в более глубоком отражении специфики педагогической работы и закономерностей воспитания и обучения детей разного возраста, например, педагогика раннего возраста. Третьи еще находятся в стадии определения предмета своей научной отрасли, например, организация и методика руководства педагогическим процессом в дошкольном учреждении. Таким образом складывается система педагогических наук о закономерностях воспитания ребенка с раннего детства и подготовка его к школе.

Предметом дошкольной педагогики является изучение закономерностей воспитания детей от рождения до перехода в школу. Она разрабатывает задачи, принципы, содержание, методы, формы, и организацию воспитательно-образовательной работы в условиях общественного дошкольного воспитания, обеспечивая единство воспитательного воздействия дошкольных учреждений и семьи, преемственность в работе детского сада и школы, подготовку детей к обучению в школе.

Успешно разрабатываются вопросы физического и умственного воспитания и обучения детей. Значительные успехи достигнуты в исследовательском направлении на совершенствование эстетического воспитания детей, на разработку содержания и методов формирования у них нравственных представлений и чувств. Продолжается изучение важнейших проблем детской деятельности (игра, труд, учение) и руководства ими. Достижения дошкольной педагогики способствуют постоянному совершенствованию работы детских учреждений. Дошкольная педагогика разрабатывает общетеоретические и методические проблемы воспитания детей, на которые опираются остальные педагогические науки о ребенке.

Задачи дошкольной педагогики

— дать характеристику нравственных качеств личности, которые можно сформировать у ребенка в период дошкольного детства; обосновать методы и приемы воспитательной деятельности и показатели ее результативности.

— раскрыть возможности творческой деятельности педагога, воспитателя в условиях реализации различных образовательных программ.

— разрабатывать содержание и методы личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, в школе, семье.

— обоснование видов творческой деятельности детей и возможностей ее организации таким образом, чтобы при поступлении в школу они не теряли того творческого потенциала, который приобрели в детском саду.

— разработка содержания и методов развития экологической культуры у дошкольников, обеспечения последовательности, преемственности и систематичности этой работы.

— обосновать новый подход к организации, содержанию и методам образования и воспитания детей, начиная с трех-четырехлетнего возраста ребенка.

— обоснование закономерностей воспитания образования и развития ребенка.

— на основе изученных закономерностей разработать педагогические технологии, методы и приемы педагогического воздействия на детей в учебной и внеучебной деятельности. [1]

Смотрите так же:  У ребенка 6 месячного кашель чем лечить

Основные понятия дошкольной педагогики:

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленность, планомерную и систематическую передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков, специальный отбор содержания, средств и методов формирования всесторонне развитого человека. Оно включает: образование, обучение и воспитание в узком смысле слова, т.е развитие всех сторон личности человека, которое осуществляется через различные системы учебно-воспитательных, культурных, общественных учреждений и семью. В воспитательном процессе каждый воспитанник выступает не только как объект, но и как субъект воспитания. Воспитание осуществляется в процессе деятельности педагога и самих воспитанников, их воздействия друг на друга, воздействия учителей и учащихся. Большое значение имеет самовоспитание.

Самовоспитание — есть процесс самоусовершенствования личности, ее личностных качеств. Это сознательное стремление личности стать на уровень требований современного общества.

Исправление – освобождение от отрицательных качеств, а иногда и переориентация личности.

Перевоспитание – корректировка, изменение, освобождение от отрицательных и формирование положительных качеств благодаря воспитанию.

Образование – процесс и результат усвоения человеком системой знаний, умений и навыков, обобщенных в науках о природе, обществе и человеческом мышлении. Образование обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, его подготовку к практической деятельности. Результатом образования является формирование мировоззрения.

Самообразование – самостоятельное овладение человеком знаниями, умениями и навыками, совершенствование уровня своего образования. Образование является результатом обучения.

Обучение – процесс передачи и усвоение знаний, навыков, умений воздействие на сознание и поведение, развитие познавательной активности мировоззрения учащихся. Это основное средство воспитания, подготовки человека к жизни и труду. В процессе обучения реализуются цели образования и воспитания. Обучение включает: 1) преподавание – деятельность педагога, которая представляет передачу знаний, умений и навыков учащихся и руководство познавательной и практической деятельностью. 2) учение – деятельность учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками. Оно обеспечивает всестороннее развитие обучающихся.

Развитие человека – это процесс количественного и качественного изменения, исчезновение старого и возникновение нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности. [1]

Становление дошкольной педагогики как науки

а) в трудах зарубежных классиков педагогики

Ян Амос Каменский (1592-1670) – чешский мыслитель заложил основы прогрессивной педагогической системы и первые в мире научные основы воспитания детей дошкольного возраста. («Великая дидактика», «Материнская школа»). Мысли Я.А. Каменского о необходимости воспитания маленьких детей в семье, разработка им принципов, методов и форм работы с ними явились большим вкладом в развитие теории воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Идеи Я.А. Каменского о «природосообразности» воспитания, необходимости элементарного образования и всестороннего развития маленьких детей были продолжены и развиты Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.

Ф. Фребель – немецкий педагог, основатель детских садов. Организовал новый тип учебно-воспительного учреждения, назвав его детским садом, разработал вопросы содержания, методы и формы работы в нем с детьми дошкольного возраста. Ф. Фребель более глубоко раскрыл фунданментальные проблемы теории дошкольного воспитания – проблемы дидактики и роль игры в этом процессе. Он первый начал разрабатывать специальные пособия и дидактические материалы для сенсорного и умственного развития детей. Деятельность ребенка в раннем возрасте – это игра. Фребель руководил игрой, он придавал ей образовательное значение. Сам он изобрел немало полезных игр. Вначале он играл с детьми в мяч, тот был окрашен во все цвета радуги. Затем с кубиками и валиками, шарами. Дети складывают из всевозможных деревяшек десятки интереснейших фигур и в ходе игры учатся понимать основные мировоззрения и понятия. Ф. Фребель был не просто отцом детского сада, и «другом детей». Фребель окружен счастливыми и радостными детьми. Он заботится не только об их образовании, приобретении навыков, а также и о «формировании характера». Потому что формирование характера, права сильно зависит от того радостен ли ребенок, счастлив ли он. Фребель рассматривал детский сад как дополнение семьи. [2]

б) в трудах русских педагогов, в работах исследователей дошкольного образования в советский период.

Евгения Александровна Флёрина

(1889-1952) – выдающийся теоретик и педагог.

Е.А. Флёрина положила начало нескольким направлениям исследований в области дошкольного детства, среди которых центральное место занимают проблемы эстетического воспитания детей средствами искусства, изобразительной деятельности, художественного слова, игры и игрушки. Заслуга Е.А. Флёриной – сумела разработать общие основы эстетического воспитания детей. Эстетическое воспитание детей рассматривали как формирование у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в создании прекрасного; как приобщение к художественной деятельности и развитие художественных способностей. Разработанная ею оригинальная система эстетического воспитания дошкольников послужила основной теорией эстетического воспитания отечественной дошкольной педагогики. [3] Труды Флёриной это ее позиция в понимании детского изобразительного творчества, это пути и программно – методические средства развития творчества, это содержание и методы использования живого слова в дошкольном учреждении. Она выдвигает положение о взаимосвязи процессов развития, воспитания и обучения. Она была сторонником обучения уже в детском саду, однако выступала против заимствования школьных программ, форм и методов работы, подчеркивая: детский сад должен обеспечит полноту детской жизни в соответствии с возрастными особенностями воспитания. Е.А. Флёрина рассматривала обучение в детском саду как организацию содержательной, радостной жизни, насыщенной положительными эмоциями. «Это не уроки», — отмечала она, — «это в первую очередь жизнь ребенка». Ее мнение: подготовка к школе – это всестороннее развитие ребенка, заботливое воспитание в стенах детского сада, не только на специальных занятиях, но и во всем содержании и всех формах работы – тех качеств, которые обеспечат в школе успешное систематическое обучение. Узкое решение проблемы обучения может дать лишь отрицательные результаты. Сегодня особенно актуальны ее мысли трех формах обучения.

1. Учебно-воспитательная работа в повседневной жизни. Дети учатся непосредственно общаясь с жизнью.

2. Организованные групповые занятия по выбору детей, где они могут заниматься любым материалом, специально подобранным и представлены педагогом. Приоритет за индивидуальной работой, в ходе которой ребенок реализует свои замыслы.

3. обязательные занятия, когда учебно-воспитательные задачи, определенный материал воспитатель выдвигает перед всей группой.

В научных публикациях Флёриной прослеживается мысль – о необходимости создания в детском саду радостной атмосферы общения, доброго, активного обращения взрослого с каждым ребенком (т. е. речь о личностно – ориентированной педагогике). Большая часть работ Флёриной посвящена детскому рисованию. В ее трудах показаны истоки детского изобразительного творчества. Ею разработан методически обоснованный путь эстетического воспитания детей. Созданная ею система обучения рисованию и лепке легла в основу программ детского сада. В педагогическом наследии Флёриной внимание привлечет труд «живое слово в дошкольном учреждении». Основные виды речевой работы педагога с детьми видит в художественном чтении, беседах, пересказах, наблюдениях и .т.д. К художественному чтению и пересказу Е.А. Флёрина подходит с позиции разработанной ею концепции, а именно:

— эстетическое воспитание средствами художественного слова – важнейшая часть всестороннего воспитания детей.

— искусство слова — средство развития творческих способностей, творческих стремлений и возможностей детей.

— художественное слово, как и другие виды искусства – средство общения и взаимопонимания детей, обеспечение и объединения в ходе совместных переживаний «действенно и убедительно» как по содержанию так и по форме и технике подачи; овладение искусством выразительного чтения – профессиональная обязанность воспитателя.

— воспитывая посредством слова, педагог должен овладеть искусством выразительного чтения, стремиться к единству эмоционального и познавательного, к единству восприятия содержания и формы. [4] Научная и педагогическая деятельность Е.А. Флёриной более тесно связана с практикой. Темы ее исследований, разработки подсказал ей сама жизнь. Сегодня сохранили актуальность ее работы по детской игре и игрушке. Ее идеи оказали существенное влияние на дальнейшие исследования отечественной дошкольной педагогики. Материалы исследований широко используются в теории и практике дошкольного образования.

Болотина Л.Р. Комарова Т.С. Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений 2-е изд. – М, : Издательский центр «Академия,» 1997. – 240 с. – ISBN 5 – 7695-01 37-5

Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В. И. Ядэшко, Ф.А. Сохина – 2-е изд. Испр. и доп. – М,: Просвещение ,1986. – 415 с.

Жизнь и научно педагогическая деятельность Е.А. Флёриной // Эстетическое воспитание дошкольника/ Е.А. Флёрина. – М.; Изд-во АПН РСФСР, 1961, с. 5-40.

Флёрина Е.А. О руководстве восприятия дошкольника в процессе обучения // Советская педагогика. 1952. – 12, с. 74-78

Художественноэстетическое воспитание детей дошкольного.

Художественноэстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских Эльвира Викторовна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика. Опубликовано в.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

Художественное воспитание детей дошкольного возраста – предмет устойчивого внимания специалистов в области педагогики искусства. Динамика теоретических взглядов исследователей, изменения возрастных особенностей подрастающего поколения.

Проблема художественноэстетического воспитания детей.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, художественноэстетическое воспитание, дошкольная педагогика, развитие, формирование. Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие.

Эстетическое воспитание дошкольников | Статья в сборнике.

Эстетическое воспитание дошкольников. Автор: Мосина Наталья Владимировна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эстетическое воспитание, детское творчество, детский сад, художественная деятельность.

Художественноэстетическое развитие дошкольников.

дошкольный возраст, художественноэстетическое развитие, художественноэстетическое развитие детей среднего, способность, художественная

ребенок, эстетическое воспитание, детское творчество, детский сад, художественная деятельность, изобразительная.

Художественноэстетическое развитие детей дошкольного.

Художественноэстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна. Рубрика: Воспитание и развитие. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.

О средствах эстетического воспитания детей старшего.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста. Период дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара).

Художественноэстетическое воспитание детей дошкольного.

Художественноэстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских Эльвира Викторовна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии.

Ключевые слова: изобразительное искусство, творческое развитие, эстетика, нравственное воспитание, умения и навыки.

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей.

Другие статьи

  • Школа развития детей в перми Школа развития детей в перми Тел.: 8 (342) 277 22 65, 8 912 486 30 55. Наш адрес: Пермь, ул. Сов. Армии, д. 37; Доп. офисы в Перми Схема проезда. Раннее развитие - Комплекс-курс раннего развития " ЛАДУШКА " (детям 9 мес. - 2 лет); - Комплекс-курс […]
  • Грипп у детей сестринский уход Лекция №12 Тема «Сестринский уход при ОРВИ у детей» Тема «Сестринский уход при ОРВИ у детей» ОРВИ - группа инфекционных болезней, вызываемых вирусами, передающихся воздушно-капельным путем, характеризующихся синдромом общей интоксикации и преимущественным поражением […]
  • Можно ли скумбрию ребенку 1 год Скумбрия для детей Рыба – продукт, пользу которого трудно переоценить. Ребенок знакомится с ее вкусом уже в первый год жизни. Но далеко не каждый сорт можно вводить в детский рацион в столь раннем возрасте, поскольку некоторые виды рыбы содержат слишком большое […]
  • Аскорутин таблетки инструкция по применению детям Аскорбиновая кислота+Рутозид 1 таблетка содержит активное вещество: аскорбиновой кислоты 50,0 мг и рутозида в пересчете на безводное вещество 50,0 мг. Фармакотерапевтическая группа Фармакологическое действие Аскорбиновая кислота участвует в регуляции окислительно- […]
  • Как часто стул у 7 месячного ребенка Частый стул у ребенка: нормально ли это? Частый стул у ребенка – болезнь или нормальное состояние? В зависимости от множества факторов, частая дефекация может быть как нормой, так и патологией. Как часто должен быть стул у ребенка? Примечательно, что мнения […]
  • Режим дня 5-6 месячного ребенка Режим дня на ИВ Ночью спит от 6 до 8 часов.обычно в 12 ночи последнее кормление и следущий раз просыпает то в 6 то в 7. Было проснулась в 9. А днем кушаем каждые три часа обычно 120 мл бывает и всего 60 съедает. поспать любит особенно с 11 утра и до 3-4 часов дня […]