Развитие внимания у дошкольников рекомендации

Методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему:
методические рекомендации по развитию внимания у дошкольников

коррекционно-развивающие игры и упражнения для развития внимания у детей дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие внимания.

  1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания:
  • Хлопни

Ребенку называют различные слова: стол, чашка, кровать, воробей, собака, вилка и т.д. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда встретится слово, обозначающая животное (транспорт, мебель и т.п.).

  • Топ-хлоп.
    Взрослый произносит фразы-понятия — правильные и неправильные.
    Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное — топают.
    Примеры: «Летом всегда идет снег». «Картошку едят сырую». «Ворона — перелетная птица».
    Чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.
  1. Упражнение на развитие концентрации внимания:
  • Дорисуй и раскрась вторую половину также как первую. (Приложение №1)

Ребенку предлагают дорисовать вторую часть рисунка так же как первую и раскрасить.

  • Найди отличия. (Приложение №2)

Ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать их различия.

  • Что забыл нарисовать художник? (Приложение №3) Ребенку показывают последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано.
  • По клеткам нарисуй такой же гриб. (Приложение №4)
  • Лабиринт (Приложение №5)
  • Что перепутал художник? (Приложение №6)
  • Найди два одинаковых предмета. (Приложение №7)

Ребенку предлагается найти тень белочки (или снеговика) и объяснить свой выбор .

3.Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости:

  • Что нарисовано. (Приложение № 8). Ребенку предлагают назвать, что (или кто) спряталось в одной картинке.
  • Найди слова в таблице. (Приложение №9)

Ребенку предлагают в таблице найти среди случайных букв слова.

  • Найди пару. (Приложение №10)
  • Посчитай. Ребенка просят найти и посчитать всех червячков, утят, котят, щенков. (Приложение №12 ).

4. Упражнения на определение изменений, перестановок, произошедших на картинке.

Ребенку предлагают посмотреть: что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами — надо указать, что изменилось. (Приложение №13).
5. Нахождение различных геометрических фигурок, «спрятанных» на картинке. Ребенка просят найти на картинке круги, треугольники, прямоугольники, квадраты. (Приложение №14).

6. Выкладывание из палочек.

Ребёнку предлагают выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п (Приложение №15)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкойпсихического развития. Внимание — это форма познавательной деятельности. Как было выявлено в экспериментальном исследо.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей.

Рекомендации для педагогов, также серия игр по развитию произвольного внимания у детей-дошкольников.

В настоящее время дети с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е.

Информация для родителей.

методическая помощь родителям, педагогам, а также молодым специалистам и студентам.

рекомендации пол развитию внимания у дошкольников.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений»

Ирина Румянцева
Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений»

Уважаемые родители!

Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка к обучению в школе является развитие познавательных процессов, таких как память, воображение, мышление и внимание.

Успешное обучение ребенка в школе в первую очередь зависит от сформированности у него умения быть внимательным, умения сконцентрироваться на учебном процессе, а также в умении управлять своим вниманием.

Нет необходимости доносить до ребенка всю терминологию понятия «внимание», но для себя вы должны понимать, что память обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, избирательностью, концентрацией и переключаемостью.

Объяснить ребенку что такое «внимание» можно своими словами и на собственном примере.

Проведите с ребенком тест на внимание: «Давай попробуем нарисовать геометрические фигуры, но рисовать мы будем сразу и правой, и левой руками». Сконцентрируйте внимание ребенка на выполнении задания – правой рукой рисуем круг, левой – треугольник. Обсудите с ребенком почему ему было трудно выполнить задание, что было самым трудным и т. д. Таким образом, вы покажете ребенку процесс, при котором необходимо быть предельно внимательным и сосредоточенным.

Расскажите ребенку на примерах из своей повседневной жизни, когда вам нужно быть очень внимательными, сосредоточенными.

Внимание не дается человеку сразу и навсегда, его необходимо развивать и начинать этот процесс нужно как можно раньше.

К наиболее эффективным средствам развития внимания дошкольников относятся игры и игровые упражнения, которые можно проводить с ребенком дома. Все упражнения, которые вы будете выполнять вместе с ребенком преподносите в виде игры, тогда у ребенка не пропадет эмоциональный настрой и интерес к выполнению задания. Но если ваш ребенок предпочитает игры в виде тренинга, то создайте ему соревновательный настрой.

Организовывая игровые упражнения с ребенком дома необходимо соблюдать определенные условия:

— занятия по тренировке внимания желательно проводить регулярно, они могут продолжаться долгое временя, пока не будет получен нужный результат;

— очень важно показать ребенку заинтересованность родителей в тренировке, старайтесь выполнять упражнения вместе с ребенком;

— во время игровой тренировки соблюдайте спокойствие и доброжелательность к ребенку.

Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов игровых упражнений на развитие устойчивости и переключения внимания вашего ребенка. Эти игры не требуют длительной подготовки, и если используются материалы, то они всегда есть у вас под рукой.

1.«Найди отличия»

Подберите картинки с изображением предметов отличающиеся друг от друга некоторыми деталями, например, гномики, платья, рыбки. Такие картинки часто публикуют в детских журналах, но как правило ребенок пропускает их. Вырежьте картинки и используйте для игр с вашим ребенком.

Обратите внимание ребенка, что на первый взгляд они совершенно одинаковые, но это не так. Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и найти отличия. Обсудите с ребенком все найденные отличия, и каким образом он исследовал картинки.

2.«Пуговица»

Перед ребенком и взрослым лежат два одинаковых набора пуговиц. В одном из наборов все пуговицы абсолютно разные, т. е. не одна пуговица не повторяется. Приготовьте для себя и ребенка игровое поле – квадрат, разделенный на клетки, а также чистые листы бумаги. Предложите ребенку начать игру, пусть он выставит на своем поле три пуговицы. Второй игрок внимательно смотрит и запоминает где какая пуговица лежит. После этого игрок, на поле которого выложены пуговицы, закрывает свое игровое поле чистым листом бумаги. Второй игрок, который запоминал расположение пуговиц, должен в точности повторить тоже расположение пуговиц на своем поле.

По мере достижения хороших результатов игру можно усложнить, разделив игровое поле на большее количество клеток и добавлением пуговиц. Эта игра развивает зрительное внимание, память и пространственное мышление.

3.«Шагай по клеткам»

Приготовьте игровое поле – лист бумаги, расчерченный на клеточки (16 квадратов) и маленькую фигурку человека или животного от киндер – сюрприза. По этому полю будет шагать фигурка, управляемая ребенком, который будет внимательно слушать и выполнять команды взрослого. Фигурка может двигаться вверх, вниз, влево, вправо. Взрослый диктует ребенку ходы, а тот передвигает фигурку по полю в нужном направлении, причем делает это молча, «мысленно», не проводя линию хода пальцем.

Например, вы говорите ребенку: «Одна клеточка вверх — одна клеточка вправо – одна клеточка вниз, одна клеточка влево. Покажи где остановился человечек». Комбинаций ходов может быть очень много.

Если определенные задания уже не вызывают у ребенка затруднений, и он научился мысленно ориентироваться на клеточном поле игру можно усложнить. Приготовьте поле из 25 (далее из 36) клеток и усложните задания ходами: две клетки наискосок вправо-вниз, три клетки влево и т. д.

4.«Будь внимательным»

Сядьте с ребенком напротив друг друга. Называйте ребенку любые слова: стол, кровать, лиса, карандаш, кресло, медведь, вилка. Попросите ребенка хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышит слово обозначающее, например, животное. Набор слов может быть различным, и слова, на которые ребенок реагирует хлопком тоже разные: растение, мебель и т. д.

Как только ребенок будет выполнять это задание без ошибочно, можно усложнить игру. Например, если ребенок услышит слово обозначающее «мебель» он хлопает в ладоши, а если ребенок слышит слово обозначающее «животное» топает ногой.

Такие игровые упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, и конечно расширяет кругозор и познавательную активность ребенка. Данное упражнение можно проводить с ребенком во время поездки на транспорте.

5. Игра «Запомни и нарисуй»

Заранее вместе с ребенком подготовьте карточки. Попросите ребенка разрезать лист бумаги белого цвета на квадраты (прямоугольники, при этом дайте ребенку возможность самостоятельно найти способ складывания листа.

Когда карточки будут готовы нарисуйте на них геометрические фигуры, изображения простых предметов.

Ребенку для выполнения упражнения понадобится карандаш и лист бумаги. Положите перед ним одну из карточек и предложите внимательно на нее посмотреть. Через определенное время, (например, 10 секунд) переверните карточку и попросите ребенка изобразить то, что было нарисовано на карточке.

Когда ребенок научится сосредотачивать свое внимание на одном изображении, усложните задание и предложите ему карточку с 2 -3 рисунками.

Итак, уважаемые родители, для того чтобы помочь своему ребенку развить одно из важнейших свойств познавательного процесса – внимание, мы советуем вам:

— использовать рекомендованные игровые упражнения,

— приобретать и читать книги с игровыми заданиями и упражнениями;

— учить детей играть в шахматы и шашки;

— развивать у детей умение наблюдать – замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, а незнакомое — в знакомом.

Уважаемые родители! Если вас заинтересовал данный материал, обратитесь к воспитателям группы и мы сможем предложить вам другие виды игровых упражнений для занятий с ребенком дома.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие.

Картотека игровых технологий, игр, упражнений, заданий по развитию логико-математического мышления у старших дошкольников Картотека игровых технологий, игр, упражнений, заданий по развитию логико-математического мышления. Воспитатель Шульженко Н. В. Игровая.

Конспект ООД по развитию речи посредством использования игровых упражнений «Едем в гости к бабушке» КОНСПЕТК ООД: “Едем в гости к бабушке…” Цель: Развитие речи детей посредством использования игровых упражнений. Задачи: • Активизация словаря.

Конспект игр и игровых упражнений на формирование навыков безопасности жизнедеятельности Конспект игр и игровых упражнений на формирование навыков безопасности жизнедеятельности во 2 младшей группе «Опасности дома» Цели: • познакомить.

Развитие игровых навыков старших дошкольников посредством народных игр Белгородской области Развитие игровых навыков старших дошкольников посредством народных игр Белгородской области Красненко Лариса Анатольевна, воспитатель,.

Особенности развития свойств внимания посредством игр у старших дошкольников. Цель: Изучить особенности влияния игровой деятельности на развитие свойств внимания. Задачи: 1) Охарактеризовать продуктивность и устойчивость.

Развитие слухового внимания (рекомендации родителям) Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без внимания к звучащей материи у ребёнка не сформируется правильное.

Рекомендации для родителей «Использование игровых логопедических упражнений в домашних условиях». Рекомендации для родителей по теме “Использование игровых логопедических упражнений в домашних условиях” (домашняя игротека на кухне). При.

Сборник игр и игровых упражнений по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения, которые можно использовать в свободной игровой деятельности Упражнение по стихотворению «Рыжие стихи» Цель: активизировать.

Смотрите так же:  Можно ли укрывать ребенка одеялом при высокой температуре

Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи Солонинкина Н. В. учитель — логопед МБДОУ детского сада №39 г. Пензы «Гнездышко».Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление.

Развитие внимания ребенка: Практические советы родителям

Внимание — это одно из самых уникальных свойств человеческой психики, без которого практически невозможно добиться успеха в учебе, карьере или спорте. Да и в повседневной жизни рассеянным людям приходится очень «не сладко». Поэтому вопросу развития внимания необходимо придавать особое значение едва ли не с самого рождения ребенка.

Внимание — это одно из самых уникальных свойств человеческой психики, без которого практически невозможно добиться успеха в учебе, карьере или спорте. Да и в повседневной жизни рассеянным людям приходится очень «не сладко». Поэтому вопросу развития внимания необходимо придавать особое значение едва ли не с самого рождения ребенка.

К счастью, большинство родителей это понимают, и активно занимаются развитием внимания своих малышей. Однако при этом они не учитывают особенности развития внимания детей, и в результате допускают многочисленные ошибки, которые сводят все их усилия «на нет». В этой статье мы постараемся рассказать о наиболее распространенных ошибках, и посоветуем, как их избежать. Но для начала, давайте разберем, в чем же заключаются особенности детского внимания.

Особенности развития детского внимания

Сразу же после рождения внимание ребенка носит непроизвольный характер, поэтому его привлекают блестящие предметы, движущиеся объекты или громкий звук. Примерно в шесть месяцев малыши начинают проявлять интерес к предметам, которые их окружают: они начинают только рассматривать предметы, но и пытаются взять их в рот, повертеть в руках. В этом возрасте внимание ребенка все еще неустойчиво. Как только малышу покажешь новый предмет, он сразу же забывает о той игрушке, которой только что игрался.

К двум годам у ребенка уже начинают проявляться зачатки произвольного внимания, развитие которого происходит главным образом под влиянием взрослых (например, умение пользоваться ложкой, складывать разбросанные игрушки и т.д.). Именно в этом возрасте специалисты рекомендуют приступать к занятиям, направленным на развитие памяти и внимания у ребенка.

К четырем-пяти годам ребенок уже умеет подолгу слушать рассказы взрослых или играть в интересную игру. Но его внимание все еще характеризуется высоким уровнем отвлекаемости при возникновении других, более интересных для него предметов или факторов. Например, малыш может затаив дыхание слушать сказку, но как только в комнату забегут другие дети, он сразу же потеряет к ней интерес.

К шести-семи годам ребенок приобретает определенный опыт управления вниманием, что, кстати, является одним из основных показателей его готовности к посещению школы.

Наиболее распространенные ошибки, допускаемые во время занятий по развитию внимания у ребенка

Большинство родителей относятся к проблеме развития внимания немного поверхностно. Поэтому к занятиям приступают не после консультации со специалистом, а после прочтения различной специализированной литературы (или после консультации с подругой). При этом совершенно не учитываются интересы и потребности самого ребенка.

Достаточно часто родители забывают об особенностях развития детского внимания в определенном возрасте. Например, в два года ребенок может сконцентрировать свое внимание на одном занятии на протяжении примерно 5 минут. Поэтому пытаться заставить такого малыша заниматься в течение 1-2 часов не просто бессмысленно, но и вредно.

Не приносит заметного результата и чрезмерно серьезный подход к этому вопросу. Некоторые родители рассматривают упражнения на развитие внимания как полноценные «взрослые» занятия (то есть, садим ребенка на стул, и начинаем заниматься). Намного большего эффекта можно добиться, если проводить занятия в игровой форме. Можно это делать в любом месте и в любое время, на улице во время прогулки, на кухне во время кормления и т.д.

Развитие внимания у детей. Пять подсказок.

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей.

Рекомендуем родителям и специалистам:

Типичная родительская жалоба на школьные трудности ребенка — это неудовлетворенность уровнем развития его внимания. Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. У детей пяти — семи лет преобладает непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне, то есть умело организовывается взрослыми.

В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Частота и длительность отвлечения внимания дошкольников определяются, прежде всего, ресурсными возможностями детского организма, но в то же время зависят и от характера деятельности. Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты. Отсюда становится очевидной первая подсказка для родителей будущих первоклассников:

— Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг!

Вторая подсказка родителям, развивающим внимание своих малышей, заключается в следующем:

— Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

Универсальное средство организации внимания — это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция. Она организует внимание малыша и будет способствовать планированию его деятельности. Таким образом, становится понятной третья подсказка:

— Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

В основе сохранения внимания ребенка лежит возможность сопротивления отвлекающим факторам. Отвлекать малыша могут внешние раздражители и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм «борьбы с помехами». Помощь родителей в этом случае может выражаться в виде речевых инструкций, направленных на завершение основной деятельности. Искусство обучающего родителя заключается, прежде всего, в оптимальном выборе задания, по трудности и размеру соответствующего возможностям малыша.

Идеальный вариант представляет собой задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Такая ситуация стимулирует дальнейшее развитие дошкольника. Слова родителей, тормозящие отвлечения детей на посторонние дела, не должны носить негативной эмоциональной окраски. Если торпедировать ребенка фразами: «Не отвлекайся!», «Не смотри по сторонам!», «Не трогай машинки!», вряд ли малыш с удовольствием будет завершать задание. Более удачным вариантом могут быть высказывания: «Давай закончим строчку», «Сейчас закрасим шапочку и поиграем», «Посмотри, тебе осталось написать две буквы!».

Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Оно отличается активным характером, требует от ребенка волевых усилий. Произвольное внимание развивается по мере становления всех его отдельных свойств: объема, концентрации, распределения, переключаемости, устойчивости. Уровень развития произвольного внимания по совокупности всех своих характеристик (в том числе объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет внутреннюю психическую деятельность ребенка. Наличие устойчивого внимания, направленного на внутреннюю психическую деятельность и сосредоточенного на собственных образах, мыслях и их связях, является необходимым условием формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность ребенку оперировать в уме образами, понятиями, схемами. В начальной школе на этой способности основано формирование навыка решения арифметических задач, написание творческих текстов, создание композиционно сложных рисунков и т. п.

Задание для взрослых

Проверьте, как развита у ребенка способность к внутреннему плану действий. Сначала покажите, как при повороте квадрата (рис. 1a) по часовой стрелке на 90 градусов — для ребенка говорим: «при повороте один раз» — меняется рисунок внутри квадрата (рис. 1b). Когда малыш разберется, что происходит, предложите ему аналогичные задания: как изменится рисунок при повороте квадрата два, три раза (рис. 1c и 1d)?

Варианты различных рисунков в квадратах представлены на рис. 2. Попросите ребенка в уме совершить вращение каждого квадрата заранее заданное количество раз и нарисовать на бумаге конечный результат.

Способность к внутреннему плану действий можно потренировать с помощью букв. Задания могут быть такими:

— если поменять в слове «ПИЛА» букву «П» на букву «С», какое слово получится? — если в слове «СПОРТ» отбросить первую букву, какое слово получится? — если в слове «КОШКА» поменять букву «К» на букву «М», а букву «О» на букву «Ы», какое слово получится?

У старших дошкольников степень устойчивости внимания значительно возрастает. Дети пяти — семи лет способны сосредоточивать внимание на одном и том же изображении до 20 секунд.

Для родителей важно знать, что уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей. Устойчивость внимания зависит от нескольких причин:

— типа нервной деятельности ребенка; — общего состояния организма; — эмоционального состояния малыша; — наличия интереса к деятельности; — условий, в которых занимается ребенок.

Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе. А потому четвертая подсказка для родителей:

— Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.

Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается. Для того чтобы у ребенка формировалось это свойство внимания, он должен обладать достаточной степенью устойчивости внимания. Развитию концентрации внимания в дошкольном детстве будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, малыш будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания.

Объем внимания определяется количеством информации, на которую ребенок может обратить внимание. Средний объем внимания старшего дошкольника — 4-6 единиц информации. Так, если ребенку пяти — семи лет медленно продиктовать 10 одно- или двусложных слов, то, скорее всего, он запомнит от 4 до 6 слов. Если поочередно показать 10 картинок, то он расскажет об изображении на 4-6 картинках. Можно предложить ребенку не рассказывать о картинках, а найти их в большом количестве других. Проделав предложенные упражнения с ребенком, родители узнают о развитии объема внимания своего малыша.

Задание для взрослых

Поиграйте с вашим малышом в игру «Три пункта», которая стимулирует развитие у него объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: «Раз, два, три — беги!» — и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

Смотрите так же:  Сотрясение мозга у ребенка 15 лет симптомы

1. Самое простое задание:

— Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза; — Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель; — Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.

2. Усложненное задание:

— Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет; — Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы; — Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву «С».

Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя — пятью детьми. Пригласите в гости друзей вашего малыша. Ваши усилия не пройдут даром. Ребенок не только разовьет свое внимание, но и будет учиться общаться со сверстниками.

Переключаемостъ внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Это свойство внимания существенно востребуется в обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке, в том числе и в ситуации школьного урока. Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно специально обучать. Переключение облегчается, если родители расскажут малышу о том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности. Очень полезными могут быть придуманные родителями вместе с детьми значки -«переключатели», которые укажут ребенку, что надо сменить вид деятельности. Так, занимаясь дома и сделав небольшой перерыв для отдыха, малыш с трудом возвращается к работе. В подобной ситуации уместно воспользоваться картинкой с изображением светофора с зеленым цветом или звоном колокольчика. Также дошкольнику трудно осознать конец того или иного этапа работы, этот момент тоже можно обозначить каким-нибудь наглядным знаком.

Распределение внимания заключается в параллельном выполнении нескольких видов деятельности. Осуществляется за счет способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Родителям важно помнить, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния ребенка. При утомлении, выполнении трудных заданий оно обычно снижается. Особенно это заметно при обучении ребенка письму.

Процесс овладения навыком письма существенно зависит от распределения внимания ребенка. Малышу необходимо параллельно выполнять несколько видов деятельности: чтение текста, который надо списать, или прослушивание его, запоминание этого текста, проговаривание вслух или про себя нужных слов, вспоминание необходимых букв и их написания и, наконец, написание, совмещенное с постоянным стремлением вписаться в строку и соответствовать правилам каллиграфии.

Задание для взрослых

Для развития внимания поиграйте с ребенком в игру по типу теста «корректурная проба». Эта игра поможет развить многие свойства внимания: распределение, переключаемость, объем и устойчивость.

Для игры подойдет любой текст из газеты или старого журнала с крупным шрифтом. Первичное задание звучит так: «По сигналу зачеркни все буквы «о» одной чертой». Хорошо, если и взрослый будет участвовать в игре и тоже займется вычеркиванием букв в своем тексте. Играя первый раз, взрослому необходимо приглядеться, правильно ли движется взглядом по тексту малыш. Правильное движение аналогично перемещению взгляда в процессе чтения: слева — направо, сверху — вниз. Если ребенок вычеркивает буквы хаотично или в любом другом порядке, ему нужно показать, как это делать, и по мере необходимости поправлять в течение игры.

Когда задание будет выполнено, ребенок и взрослый меняются текстами с тем, чтобы проверить работу друг друга. Помните, что развивающий эффект проверки выше простого выполнения задания, но такой вариант работы и более сложен для ребенка. Если малыш с легкостью выполняет и само задание, и проверку, взрослым можно немного схитрить, специально допуская ошибки. Для начала пусть это будет всего лишь одна ошибка. Важно, чтобы ребенок самостоятельно ее нашел. Если же этого не произошло, не стоит спешить с подсказкой. Пусть помощь взрослого будет постепенной. Направляющие фразы могут быть такими: «Посмотри-ка, по-моему, я где-то ошибся». Если поиск опять неудачен, то: «Наверно, ошибка в этой строке», далее: «Посмотри в начале строки», «Посмотри в этом слове». От фразы к фразе увеличивается доза родительской помощи, и, таким образом, ребенок проявляет максимально возможную для себя самостоятельность. Когда первый уровень сложности игры будет ребенком усвоен, можно постепенно усложнять задание по следующей схеме:

— попросите малыша искать две буквы и отмечать их по-разному, например: перечеркивать «о» и подчеркивать «а»; — дайте задание отмечать три буквы; — сделайте в своем тексте ошибки, пусть ребенок их обнаружит; — поиграйте с учетом времени, проверьте, кто из вас быстрее выполнит работу.

Взрослые, подарите ребенку радость победы, пусть он попробует ее вкус, он будет знать, к чему стремиться.

Чем чревато прерывание деятельности

Развивая внимание детей, родителям важно помнить о последствиях такого психологического явления, как прерывание деятельности. Это явление можно наблюдать в трех ситуациях.

Во-первых, содержание и смысл деятельности могут резко измениться из-за того, что ребенок вынужден в неотложном порядке реагировать на мощные и, возможно, жизненно важные раздражители. Так, собирающий конструктор малыш резко бросает игрушку, услышав крик сестры из кухни.

Во-вторых, ребенок, осознанно управляя своим вниманием, прерывает одну деятельность ради выполнения другой, как, например, в ситуации, когда он прекращает рисование и включает телевизор, чтобы посмотреть мультики.

В-третьих, деятельность может быть прервана в силу того, что ее невозможно продолжить по каким-либо причинам. Так происходит, когда ребенок перестает читать перед сном книжку, если мама выключает свет.

Явление прерывания деятельности небезразлично для психики, так как истощает психические ресурсы ребенка. Истощающий эффект прерываний наиболее сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности. Подавляющее большинство детей в условиях многократного прерывания деятельности совсем не могут работать.

Настя П, ученица второго класса, развитая и старательная девочка, часто не полностью выполняет домашнее задание. В разговоре с родителями девочки выясняется, что в семье еще есть трехмесячная Аленка, и мама часто отрывает Настю от занятий, прося подать пеленку, подогреть воду в бутылочке и т п.

Пятая подсказка для родителей:

— Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.

Рекомендации по развитию внимания и памяти.

Елена Макарова
Рекомендации по развитию внимания и памяти.

• Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:

– выкладывания узора из мозаики;

– выкладывания фигуры из палочек по образцу;

– нахождения различий в двух похожих картинках;

– нахождения двух одинаковых предметов среди множества;

– нанизывания бусинок по образцу;

– срисовывания по клеточкам;

– нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

• При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.

• Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.

• Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

• Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

• Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

• При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

• Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

• При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.

• Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг!

• Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

• Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.

Игры на развитие слухового внимания и памяти Родители зачастую жалуются на рассеянность своих детей. Многие думают, что их малыши просто не хотят слушаться и проявляют свой характер.

Игры для развития зрительного внимания и памяти у детей младшего дошкольного возраста Игра «Поиграем в прятки» Педагог начинает беседу с детьми. -В гости к нам пришли игрушки,давайте с ними познакомимся. Педагог выкладывает.

Картотека игр на развитие мышления, памяти, внимания для детей средней группы 1. «Четвёртый лишний» Цель: развивать логическое мышление. Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Развитие внимания, памяти у ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ «Страна знаний» Муниципальное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального.

Рекомендации педагогам и родителям по развитию внимания Рекомендации педагогам и родителям по развитию внимания. Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным.

Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Левченков В. В. Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Память является процессом, обеспечивающим.

Скорочтение. Развитие памяти, внимания. Занятие 1 Наступил новый век, когда информация управляет во всех сферах деятельности. Если человек не адаптирован к новым информационно — экономическим.

Скорочтение. Развития памяти, внимания. Занятия №2. Продолжаем наши занятия. Важно, чтоб занятия проходили в позитивном «ключе».) Подводиться итог КАЖДОГО упражнения. Оценок не ставиться.

Развитие и коррекция познавательной сферы: внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста Автор опыта: Виткова Татьяна Анатольевна,педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ № 11 «Родничок» города Тихорецка, 2016.

Развитие внимания у дошкольников рекомендации



Советы родителям первоклассников:

1.Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником.

2.Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе.

3.Составьте с первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.

4.Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения.

5.Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха.

6.Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо!») способны повысить интеллектуальный уровень человека.

7.Обращайтесь за консультацией к учителю и школьному психологу.

8.Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Советы по развитию внимания у ребенка

Для того чтобы развивать внимание, необходимо знать его основные свойства и степень развития этих свойств у ребенка.

1. Объем внимания – количество предметов, которые ребенок может одновременно воспринять. Объем внимания развивается с возрастом. До 3-4 лет, ребенок может воспринимать только один объект, обычно это что-то яркое и необычное. В 5-6 лет таких объектов может быть уже несколько, обычно 2-3. Чтобы проверить объем внимания, проведите несложный тест: разложите на столе несколько предметов (10-12), накройте их чем-нибудь, например непрозрачной тканью, затем уберите ткань на 3 секунды, попросите ребенка запомнить, какие предметы находятся на столе, и вновь накройте их тканью. Затем попросите ребенка назвать предметы, которые он запомнил.

2. Концентрация внимания – свойство, характеризующееся способностью удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь на остальные. Для развития концентрации внимания попробуйте заниматься с ребенком, какой-нибудь деятельностью, требующей сосредоточенности, в шумной обстановке, например, включив музыку. При этом можно постоянно усложнять задание, делая музыку все более громкой.

3. Переключаемость внимания – скорость перехода от одного вида деятельности к другому, это свойство внимания требует волевого усилия. С плохой переключаемостью внимания связана рассеянность, которую могут усиливать утомление и хронические заболевания (например, аденоидит – при котором затруднено носовое дыхание и мозг не получает достаточного количества кислорода). Ребенок, особенно впечатлительный, иногда долго не может сосредоточиться на выполнении задания, из-за воспоминания о каком-либо сильном образе.

Смотрите так же:  Диагностика познавательной активности у старших дошкольников

Переключаемость и объем внимания у маленьких детей развиты плохо. Для их тренировки, существуют специальные упражнения. Например, младшему школьнику можно предложить игру в «корректора». Ребенку дают лист с буквами (можно взять обычную газету), на котором он должен вычеркивать одну какую-то букву, обводить другую, а все остальные пропускать. Для дошкольников вместо газеты можно взять лист с рядами геометрических фигур различного цвета.

От степени развитости объема, концентрации и переключаемости внимания во многом зависит успех обучения ребенка в школе. Вот несколько игр, которые позволят вам развивать внимание ребенка.

Игра «Угадай слово». Играют несколько человек, один игрок выходит («водящий”), другие загадывают слово. Это должно быть существительное, например слово «дом», «водящий” должен его угадать, с помощью подсказок, причем подсказывать ему могут, только три человека, да и то не прямо, а косвенно. Для того чтобы угадать первую букву, в нашем случае – это буква «Д», те, кто подсказывают, называют каждый по слову, в котором есть буква «д». Например, один говорит «доска», второй «комод», а третий «радуга»- немного усилий, и первая буква угадана. Затем переходят к следующей букве и так далее, пока слово не будет угадано.

Игра «Исключение». Взрослый будет называть, допустим, растения, ребенок должен внимательно слушать, и как только среди растений будет названо животное, он должен подпрыгнуть.

Игра «Что изменилось?». Для игры необходимо 5-6 детей. Выбирают одного ребенка, он «водит», «водящий” в течение 1 минуты рассматривает детей, затем отворачивается или выходит из комнаты. Кто-то из детей меняет что-то в одежде, а «водящий” должен понять, что изменилось.

Игра «Цифры-фигуры». Это игра на объем внимания, учит выполнять одновременно несколько дел. Взрослый называет несколько цифр (3-4) и при этом показывает картинки с геометрическими фигурами. Ребенок должен запомнить и назвать и цифры, и фигуры.

Чтобы улучшить концентрацию внимания можно выполнять различные задания по приведенному образцу. Например, дорисовать узор. Начало узора дано как образец, а все компоненты узора должны повторяться.

Упражнение на объем внимания. Взрослый дает ребенку задание рисовать треугольники, а сам, когда ребенок рисует, хлопает в ладоши. Ребенок должен нарисовать как можно больше треугольников и назвать количество хлопков.

Хорошо развивают внимание картинки, на которых нужно найти определенное количество отличий.

Несколько советов родителям:

— во время занятий, не будьте отстраненным зрителем, принимайте активное участие в играх, демонстрируйте свои эмоции;

— когда даете инструкцию ребенку, позаботьтесь о том, чтобы она была конкретной, понятной и последовательной;

— задания должны подбираться так, чтобы ребенку было интересно, то есть они должны немного превосходить умения ребенка на данный момент;

Не упрекайте ребенка за невнимательность и не сравнивайте его с другими детьми, а просто помогите ему развить его внимание… и его успехи вас удивят.

Развитие памяти у школьников

Для того чтобы помочь ребенку легче и эффективнее запоминать учебный материал, нужно учитывать все факторы. Поэтому постарайтесь определить, какой тип памяти преобладает у вашего ребенка. Но все же помните, что иногда бывает и так, что память школьника может быть смешанной. Естественно, что нужно учитывать, как ребенок легче запоминает школьный материал. Но желательно не концентрироваться только на одном типе памяти, а развивать понемногу все.

Развитие памяти у школьников предполагает запоминание материала разными способами. Например, помогая своему ребенку выполнять домашнее задание, старайтесь один день читать ребенку вслух, а на другой день попросите, пусть он сам почитает вам.

Старайтесь при выполнении домашнего задания использовать картинки, схемы, рисунки. Заставляйте ребенка проговаривать ответы вслух. Таким образом у ребенка будут развиваться все типы памяти, а через некоторое время ему будет намного легче запоминать школьный материал, отвечать на уроках.

Не забывайте повторять с ребенком уже изученный материал, например, вначале каждый день, а затем раз в неделю. Также обязательно придумывайте примеры к тому материалу, который изучаете с ребенком. Поскольку очень важно, чтобы ребенок не заучивал материал, а понимал его.

При изучении любого материала нужно обязательно делать небольшие перерывы, поскольку дети быстро утомляются. Научите ребенка искать основные понятия в материале, которые помогут быстро сориентироваться ребенку и быстро вспомнить весь материал.

Упражнения на развитие памяти:

Для того чтобы развить хорошую память у ребенка, нужно научить его правильно запоминать и изучать материал, а также просто развивать память и ассоциативное мышление. Для этой цели подойдут несложные игры-задания.

Например, поиграйте с ребенком в нелогичные ассоциации. Для этого загадайте ему несколько не связанных между собой слов (слон, магазин, велосипед, дедушка), а ребенок должен придумать историю, в которой будут использованы эти слова.

Также вы можете предложить ребенку несколько картинок, он их должен рассматривать около тридцати секунд, затем вы прячете картинки, а ребенок должен нарисовать то, что запомнил. Большинство игр вы можете придумать сами, но главное — чем раньше вы начнете развивать память своего ребенка, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.

Рекомендации для родителей гиперактивных детей

1. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребёнок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

2. Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у педагогов создается впечатление, что этим детям необходимо дать быстрее и больше информации. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказу от деятельности вовсе.

3. Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять.

4. Однако помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

5. Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребенок выполнял его указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Педагоги не должны давать ребенку несколько, заданий сразу. Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.

6. В случае если взрослые считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя выходить из кабинета, т. д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены за нарушение того или иной запрета. В свою очередь, взрослые должны быть очень последовательными при исполнении санкций.

7. В повседневном общении с гиперактивными детьми необходимо избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессией. В этом случае, во-первым надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещая те, а во-вторых, желательно не говорить ребенку «нет», а дать ему возможность выбора! (Если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется игрушками и вещами, можно предложить ему игры с водой, которые описаны в разделе «Игры, в которые играют…(например, «Шариковые бои»).

8. В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому требовании взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Иногда лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. («Через 4 минут мы приступаем к другому упражнению»). Причем чтобы не вызвать агрессии ребенка, лучше, если по истечении этих 4 минут ему напомните не вы, а звонок будильника или таймера. В том случае, когда ребенок правильно выполняет поставленные условия, он, безусловно, заслуживает вознаграждения, и здесь уместно использовать систему поощрений и наказаний, о которой шла речь выше.

9. Очень часто взрослые утверждают, что гиперактивные дети никогда не уста-ют. Именно эта усталость проявляется в виде двигательного беспокойства, которое часто принимается за активность. Такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности, от которой страдают и они сами, и все окружающие.

10. Соблюдение дома четкого режима (распорядка) дня — тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, известное ребенку, время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное (фиксированное) время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).

11. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».

Другие статьи

  • Вычет на лечение детей Вычет на лечение Вычет на лечение супруги, детей, родителей можно получить оформив верно ряд документов и заполнив декларацию 3-НДФЛ. Кто может получить вычет … Вычет с оплаты дорогостоящего лечения можно получить со всей суммы без ограничения, но в пределах годового […]
  • Приказ о выходе из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет образец рб Приказ о досрочном выходе из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: бланк и образец За заявлением следует приказ Работник организации может прервать отпуск по уходу за ребенком до 1,5 или 3 лет в любой момент. Ведь такое право напрямую установлено законодательством […]
  • Доронова тН Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников Электронный каталог библиотекиФГБОУ ВО МГППУ Новые поступления Простой поиск Расширенный поиск Авторы Издательства Серии Тезаурус (Рубрики) Учебная литература: Список дисциплин Информация о фонде Помощь Электронный каталог: Доронова, Т.Н. […]
  • Расшифровка пособий по уходу за ребенком до 15 лет бланк ГУ - ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Версия для слабовидящих Главная Возмещение пособий страхователям Документы, необходимые для возмещения пособий Документы, необходимые для […]
  • Можно ли детям q10 Кудесан Для детей - официальная инструкция по применению Содержание активных компонентов, мг в таблетке: убихинон (коэнзим Q10) — 7,5 витамин Е — 1,0 Рекомендован в качестве дополнительного источника убихинона (коэнзима Q10) и витамина Е для детей старше 3-х лет. […]
  • Санаторий в сочи с лечением для детей Санатории Сочи - цены на 2019 год На сайте указаны официальные цены в санатории Сочи на январь-февраль 2019 Подробности и остальные цены сочинских санаториев с лечением и бассейном смотрите в описании, кликнув на названии или фото. Недорогие санатории Сочи с лечением […]