Ребенку 45 дней развитие

Содержание:

Новорожденный ребенок в возрасте от 10 дней до 1 месяца

Одним из важнейших показателей двигательного развития ребенка является положение на животе. Охарактеризуем положение на животе ребенка в конце первого месяца жизни. Руки в локтевых суставах согнуты не так сильно, как у новорожденного, а локти уже несколько отодвинуты в стороны от тела. От типичной позы новорожденного остается умеренное сгибание в тазобедренных суставах – ягодицы хотя еще и приподняты, но совсем немного. Ребенок способен не только поворачивать голову в сторону, он может даже поднять ее на несколько секунд, иногда достаточно высоко (рис. 1).

В положении на животе ребенку полезно проводить не менее 40–60 минут в сутки. Выкладывать его на живот следует перед каждым кормлением и сном. Спать на животе детям первого года жизни не рекомендуется из-за повышенного риска задохнуться. В бодрствующем состоянии даже новорожденный ребенок способен рефлекторно повернуть голову в сторону, когда его нос и рот соприкасаются с поверхностью, препятствующей вдоху. Однако не стоит даже здорового ребенка класть на живот таким образом, чтобы его лицо располагалось на подушке, скомканном белье, пушистом ковре.

В случае подозрения на поражение нервной системы у ребенка необходимо убедиться в безопасности его пребывания днем в положении на животе. Проверьте сами, отворачивает ли он голову в сторону, или посоветуйтесь с врачом. Помните, что для грудного ребенка существует опасность задохнуться и во время сна на спине. Известны случаи, когда спящая мать придавливала ребенка своим телом. Именно поэтому маленький ребенок должен всегда спать отдельно от родителей, в своей кроватке. Кроме того, опасность представляют и домашние животные, привычка которых спать возле человека и особенно на его груди представляет для маленького ребенка большую угрозу. Если у вас дома есть кот, кошка или котенок, необходимо исключить вероятность их нахождения в колыбели ребенка.

Если ребенок к концу первого месяца жизни не начинает приподнимать голову из положения лежа на животе, то можно потренировать эту функцию. Для стимуляции подъема головы заинтересуйте ребенка яркой пищащей игрушкой или зеркалом. Расположите предмет перед его опущенным носом, постарайтесь привлечь его зрительное и слуховое внимание. Поднимайте предмет вверх так, чтобы ребенок вместе с отведением взора вслед за предметом поднимал и голову. Ребенку будет легче поднимать голову, если вы при этом подложите ладонь своей руки под грудь ребенка. В дальнейшем иногда можно подкладывать под грудь ребенку свернутую в виде небольшого валика пеленку или маленькое полотенце.

В этот период у ребенка может наблюдаться тремор (дрожание) подбородка, головы или рук. Это характерно для 40 % здоровых младенцев на 1-2-й неделе жизни во время плача ребенка, при возбуждении, перед кормлением. К месячному возрасту тремор исчезает.

Проверка зрения. Даже новорожденный ребенок, если держать его в вертикальном положении, может направить свой взгляд на крупный источник света: зажженную настольную лампу с плафоном или абажуром, ярко освещенное окно или другой диффузный источник света. Иногда при этом глаза могут немного косить.

Если косоглазие постоянное, то есть отмечается при различной степени отведения взгляда в стороны и тем более при взгляде прямо перед собой, следует обратиться к врачу-окулисту. Если окулист не найдет отклонений, необходимо проконсультироваться с неврологом.

Если у вас есть сомнения в отношении зрения или неврологического здоровья ребенка, вы можете провести тест-проверку фиксации взгляда. Проводить этот и другие тесты с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничего не беспокоит. Тесты, которые приводятся ниже, следует использовать только для проверки, но не для частой повторной тренировки, так как зрительный аппарат ребенка еще недостаточно зрелый.

Для проверки фиксации необходимо использовать яркую, окрашенную в светлые тона (лучше всего желтый и зеленый цвета) погремушку диаметром 5-10 сантиметров или шарик, подвешенный на шнурке. Положите ребенка на спину и держите эту игрушку прямо в центре взгляда малыша – в 50–60 см от его глаз на уровне верхней части груди. Для привлечения внимания ребенка игрушку нужно покачивать то вправо, то влево, с амплитудой до 5–7 см и частотой колебаний один-два раза в секунду. С этой же целью игрушку можно медленно перемещать на 15–20 см вправо-влево. Начиная с 10-го дня жизни ребенок смотрит на такую игрушку, то есть фиксирует ее взглядом в течение 5-10 секунд.

Со 2-3-й недели жизни ребенок не только фиксирует взгляд на яркой игрушке, он также начинает прослеживать ее взглядом, то есть следить за ней. Умение следить за игрушкой также можно протестировать.

Сначала добейтесь фиксации взгляда ребенка на игрушке (расстояние 50–60 см), как это описано выше. Затем медленно отводите игрушку назад (по направлению к себе) до расстояния около 100 см от лица ребенка по линии его взгляда, а затем вновь приближайте к нему на расстояние до 40 см. Для привлечения внимания ребенка игрушку можно немного раскачивать или трясти.

С 18-20-го дня жизни ребенок всматривается в лицо матери при кормлении. Может также удерживать в поле зрения на 5-10 секунд ваше лицо, когда вы просто наклоняетесь к нему. Фиксация взгляда сопровождается уменьшением движений тела и изменением выражения лица и глаз. Для привлечения внимания ребенка нужно разговаривать с ним, то наклоняясь, то отклоняясь от него. Однако фиксация взгляда на живом лице еще неосознанная, ребенок смотрит на это лицо чисто рефлекторно – так, как мог бы смотреть и на неодушевленный объект (рис. 2).

К концу первого месяца жизни новорожденный все дольше фиксирует игрушку взглядом и успешно провожает глазами ее медленное перемещение вправо и влево (в пределах дуги до 90 градусов – четверть круга, иными словами, на 45 градусов вправо или влево от линии взгляда). При этом голова остается на месте. Движения глазных яблок ребенка становятся плавными и координированными. Ребенок более четко следит и за перемещением вашего лица в стороны на близком от его глаз расстоянии.

Проверка слуха. После возвращения домой из роддома нужно убедиться в отсутствии грубых нарушений слуха у малыша. Показателем будет реакция ребенка на резкий звук, например звонок в квартиру, хлопанье двери и проч. Если ребенок при подобном звуке во время своего спокойного бодрствования вздрагивает, мигает или широко открывает глаза, а также при вздрагивании может резко развести руки в стороны, беспокоиться не о чем.

Если такое вздрагивание с разбрасыванием рук происходит спонтанно, то есть без каких– либо прикосновений к ребенку, звуков, резкого света, сотрясения кроватки и любых других раздражителей, то необходимо обратиться к невропатологу.

Если у вас есть какие-либо сомнения, можно провести тестирование.

Если вы встанете вне поля зрения ребенка и на расстоянии 35–40 см от его головы несколько раз хлопнете в ладоши, то здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель вздрагиванием и миганием. Чтобы проверить слух на оба уха, надо похлопать сначала с одной стороны, а затем – с другой.

В отличие от зрения, тренировка слуха полезна и приветствуется уже на первом месяце жизни. Для развития слухового и речевого восприятия игрушки ребенка должны быть звучащими. Большое значение имеет и общение с ребенком. В процессе ухода разговаривайте с маленьким человечком с самых первых дней его жизни: комментируйте свои действия, называйте вещи. Например, при смене памперса можно сказать: «А сейчас мы снимем памперс. Он уже грязный. Теперь мы тебя помоем. Вот как хорошо. Давай наденем новый, чистый памперс». Разговор с ребенком не бывает слишком ранним. Даже если он еще не понимает значения слов, ваша речь развивает слух, способствует эмоциональному контакту. Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует или чему вы радуетесь. При общении с ребенком не сдерживайте свои положительные эмоции, мимику, выразительные движения. Говорите правильным языком, не коверкайте слова. Не сюсюкайте.

К 3-й неделе жизни появляются, если можно так сказать, осмысленные реакции ребенка на те звуки, которые он слышит. Когда ребенок беспокоен, громко кричит или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, попробуйте погреметь погремушкой, находясь вне поля зрения малыша, заговорить с ним или запеть. Скорее всего, ваш малыш успокоится. Правда, лежать тихо и прислушиваться он будет в течение всего лишь нескольких секунд, после чего, возможно, опять возобновит свой крик. На 4-5-й неделе жизни сосредоточение ребенка на посторонних звуках становится более длительным, достигая 10–15 секунд. Можно наблюдать, как он замирает и начинает прислушиваться к негромким звукам на фоне тишины (голоса, музыка), а также и при начале продолжительного шума.

Если ребенок хорошо засыпает в шумной обстановке и крепко спит положенное время, несмотря на разговоры окружающих, музыку или работающий телевизор, то не следует подстраивать домашний режим под периоды его сна. Если вы приучите его спать только в тишине, то в дальнейшем будете вынуждены соблюдать такой неудобный для семьи режим в течение всего периода его взросления. На 2-3-й неделе жизни ребенок улыбается самому себе. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем он начинает улыбаться в период бодрствования после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается отсутствующим, не направленным на вас взглядом. Если вы будете при уходе за ребенком все время ласково разговаривать и часто улыбаться, то он сначала, в возрасте трех недель, впервые улыбнется вам в ответ на ваш голос. Чуть позднее, в возрасте четырех недель, ребенок ответит улыбкой на вашу улыбку при виде вашего лица. Улыбка возникает легче и быстрее, если ваше речевое и эмоциональное общение сопровождается поглаживанием тела ребенка.

Смотрите так же:  Как оформить пенсию по уходу за ребенком

При попытке взрослого вступить в контакт с ребенком на 3-4-й неделе можно наблюдатьреакцию сосредоточения, которая заключается в том, что спокойный бодрствующий ребенок уменьшает свою двигательную активность и всматривается в лицо взрослого, плачущий ребенок может замолкнуть. Если вы при этом замолчите и будете оставаться неподвижным, то и ребенок тоже обычно замирает. При этом он внимательно, как бы испытывающе вглядывается в ваше лицо.

На протяжении первого месяца жизни крик ребенка начинает отличаться. Он зависит от особенностей его физических ощущений и всегда разный. При чувстве голода крик громкий, требовательный, прерывающийся сосательными движениями; ребенок хочет спать – продолжительное жалобное скуление; ребенок мокрый – крик-хныканье низких тонов; у ребенка болит живот – громкий, пронзительный крик, прерывающийся вскрикиванием и хныканьем. Вначале различия крика выражены слабо, и их понимание зависит от глубины эмоционального контакта между матерью и ребенком.

Сытый и сухой ребенок в состоянии удовлетворенного бодрствования может издавать неясные гортанные гласные звуки, короткие и тихие, что-то среднее межу «а» и «э». К месяцу жизни ребенок почти перестает самостоятельно произносить эти гортанные звуки.

«Отвечать» на ласковую pечь и звуки, произносимые взpослым, pебенок начинает с 5–6 недель. Для проверки этой реакции нужно наклониться над ребенком, удовлетворенным после еды, но еще не сонливым. Смотрите ему прямо в глаза, пока не добьетесь ответного зрительного сосредоточения на вашем лице. Начинайте обращаться к нему громко, дополнительно привлекая его внимание к себе. Произносите певучие звуки «ту-у-у», «ля-я-я», «бу-у-у» в течение 1–2 минут. Ребенок отвечает 2–3 раза отдельными звуками. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.

Первый месяц новорожденного — день за днем

Уход за новорожденным. Первые дни дома

При возвращении из роддома (особенно, если ребёнок первый) каждая мама чувствует себя неловкой, робкой, испытывая некоторый страх и сомнение в том, сможет ли она справиться со всем тем количеством забот и проблем, которые сразу же наваливаются на неё. Прежде всего — успокойтесь и подумайте о том, что все родители учатся ухаживать за малышом когда-нибудь в первый раз, и все с этим справляются довольно успешно. Первый месяц — это месяц привыкания, «присматривания» вас к ребёнку, ребёнка к вам. Не торопитесь делать сразу какие-либо выводы, понаблюдайте за малышом, и в конце первого месяца у вас сложится определённая система общения, наладится режим, что значительно облегчит вам уход за ребёнком в будущем.

Постарайтесь полюбить это крохотное, беспомощное существо, которое целиком и полностью зависит от вас, разговаривайте с малышом во время переодевания и гигиенических процедур. Он привыкнет к вашему голосу и очень скоро начнёт его узнавать. А когда в ответ на свои слова вы увидите на лице своего малыша очаровательную улыбку, вы почувствуете себя самым счастливым человеком на свете.

Родителей волнуют вопросы, касающиеся компетентности новорождённого: что он видит? Слышит? Чувствует?

Давайте подробнее остановимся на том, какие же из пяти основных чувств развиты у новорождённого и в какой степени.

Обоняние. Я не случайно решила начать именно с него. Дело в том, что обоняние очень рано развивается у ребёнка и играет большую роль в узнавании матери, в возникновении взаимной привязанности. Уже на третьи сутки жизни малыш способен отличить свою маму от всех остальных именно по запаху. Если ваш ребёнок сыт и одет в чистое бельё, но никак не засыпает, попробуйте положить в кроватку рядом с его головой платок, смоченный материнским молоком — в половине случаев это успокаивает малыша, и он засыпает крепким и здоровым сном.

Слух. В наше время доказано, что ещё в утробе матери ребёнок по-разному реагирует на спокойную и быструю музыку, на громкие звуки, узнает голос отца и матери. Рождаясь на свет, он уже обладает развитым слухом, в этом вы легко можете убедиться, наблюдая за новорождённым: громкие звуки заставляют его вздрагивать. Если с ним разговаривать, он повернёт голову в ту сторону, откуда раздаётся голос. Нежная мелодичная музыка может на какое-то время заставить его замолчать и прислушаться к звукам.

Зрение. Во время учёбы в институте на занятиях по акушерству нам, студентам, неоднократно твердили, что в роддоме новорождённого надо встречать с улыбкой, так как он открывает свои глаза вместе с первым вздохом и миг своего рождения запоминает на всю жизнь. Можно поспорить о том, насколько хорошо видит новорождённый, но свет и темноту он различает: при ярком свете он закрывает глаза, а в полумраке открывает их. Цвета он начнёт различать намного позже, но с самого раннего возраста яркое, красное, блестящее привлекает его внимание. В возрасте 3-х недель он уже может недолго следить глазами за движущейся игрушкой. В возрасте 6 недель отличает плоское от объёмного, а к 10 недельному возрасту — выпуклое от вогнутого. В 3 месяца он видит почти так же, как взрослый (считается, что именно в этом возрасте он узнаёт маму не только по запаху или голосу, а именно по очертаниям лица; начинает различать лица людей и иногда плачем встречает чужого человека). В 4-5 месяцев ребёнок различает основные цвета.

Вкус играет важную роль с самых первых дней, ведь именно сладковатый вкус маминого молока вызывает довольную улыбку, а если мама злоупотребила чесноком, луком или другими пряностями, то изменившийся вкус молока может так не понравиться малышу, что даже сильное чувство голода не заставит его есть. Очень быстро новорождённый начинает различать концентрацию сахара. Попробуйте предложить ему просто кипячёную воду и 5% раствор глюкозы — вы увидите, что ему понравится больше.

Осязание. Новорождённый очень чувствителен к прикосновениям, некоторые из них его успокаивают, другие, наоборот, возбуждают, и родители очень быстро замечают это. Малыш сосёт, он голоден; если вы его ласково погладите, он перестанет сосать, если вы продолжите ласку, пауза в кормлении продлится, так как он счастлив таким проявлением любви и внимания, которые ему дороже удовлетворения чувства голода. А сколько приятных ощущений доставляет большинству малышей купание! На развитом чувстве осязания основано и целебное действие массажа, как успокаивающего, так и тонизирующего.

Итак, новорождённый ребёнок не является просто «переваривающим устройством» — он вполне самостоятельная личность, способная видеть, слышать, чувствовать, и от того, насколько рано вы это поймёте, прочувствуете, зависят ваши взаимоотношения в течение всей жизни. Научитесь любить своего малыша, понимать его, доставлять радость своей заботой, и очень скоро он ответит вам взаимностью. Именно в течение первого месяца вы сможете построить свои взаимоотношения таким образом, чтобы дарить друг другу счастливые мгновения.

В заключение хочется несколько слов сказать, обратившись к отцу новорождённого. Не ждите, когда ваш малыш научится ходить, говорить — постарайтесь с первых же дней принимать участие во всех делах, связанных с уходом за младенцем. Постепенно ваша взаимосвязь станет крепче и теснее, что обязательно отразится на ребёнке: дети, с которыми отцы занимаются с первых дней, раньше развиваются, они более самостоятельны и уверены в себе, и у них лучше развито чувство юмора.

К концу первого месяца жизни большинство детей привыкают к определённому режиму, меньше плачут по ночам, их меньше беспокоят помехи в животе, и всё это позволяет родителям с большим удовольствием наблюдать за тем, как растёт их малыш. Наберитесь терпения — первый месяц пролетит очень быстро, а значение его в развитии малыша трудно переоценить. Ребёнок, уверенный в том, что его любят, будет смелее и, благодаря такой привязанности, в один прекрасный день станет самостоятельным, но путь к этой самостоятельности начинается с первого любящего взгляда, первого слова, первого прикосновения. Подарите их малышу, и ваши чувства станут взаимными.

На основе личного опыта участкового врача и литературы:

  1. Л.Пэрну «Я воспитываю ребёнка» 1992 М., «Медицина»

Ирина Быкова, детский врач и по совместительству мама двоих детей

Новорожденный ребенок: что умеет, сколько ест, сколько спит, прибавка веса

Новорожденный ребенок — первые дни

Никогда в своей жизни ребенок не будет так быстро развиваться и изменяться, как в первый месяц жизни. Поэтому самые первые дни самые тяжелые, насыщенные и важные.

Вот несколько этапов первого месяца жизни, на которые можно обратить внимание:
— первые 5 дней: адаптация новорожденного к окружающей среде. Обычно адаптация проходит без каких-либо отклонений, но особенно тщательное наблюдение не повредит. Обычно, бОльший период этого времени ребенок проводит в роддоме, где специалисты регулярно его обследуют. После выписки с новорожденным будет не лишним заручиться помощью близких: ежедневная влажная уборка, столь необходимая малышу, маме будет не по силам.

— 10 дней после рождения: к этому времени обычно уже заживает пупочная ранка. После выписки из роддома пупочную ранку следует обрабатывать 2 раза в день 1-2% раствором зеленки или хлорофиллипта, купаться недолго (5-7 минут) в слабо-розовом растворе марганцовки. Беспокоиться стоит в случае покраснения/ припухлости/ выделений из области пупочного кольца, или если корочка не отпадет по прошествии 2-х недель.

С 10-12 дней жизни ребенка несколько раз в день перед кормлением нужно выкладывать на животик, увеличивая время с 1-3 минут до 15-20. Это занятие нравится далеко не всем малышам, но позволяет укрепить мышцы животика, шеи, упрощает отхождению газов.

Новорожденный ребенок — что умеет

На 8-10 день малыш пытается поднять головку (из положения лежа на животе), на 14-15 день оборачивается на звук. Может появиться улыбка, пока неосознанная. Движения пока хаотичны. Появляются первые звуки. К концу первого месяца жизни малыш научится реагировать на звуки, лежа на животе, начнет поднимать и удерживать несколько секунд головку.

В спокойном состоянии ребёнок лежит с согнутыми ручками и ножками. Вы можете аккуратно разогнуть ручку или ножку при переодевании, обработке кожных складочек, не причинив боли малышу. Высокий тонус в мышцах ручек и ножек – совершенно нормальное состояние для первых месяцев. Но если малыш «зажат» слишком сильно, каждое непроизвольное движение вызывает беспокойство, это говорит о повышенном мышечном тонусе. Уже к 10–14 дню малыш начинает кратковременно фиксировать взгляд на ярком движущемся предмете, попавшем в поле его зрения, вздрагивает при резком звуке и моргает. К 18–22-му дню он уже может задерживать взгляд на неподвижном предмете.

Смотрите так же:  Сколько должен ходить в туалет 2 месячный ребенок

Основной навык — удерживает в поле зрения Вашу фигуру
Речевые навыки — издает непонятные звуки: воркует, булькает, хрипит, чмокает
Эмоции и мимика — неотчетливые мимические движения, способен улавливать Ваши эмоции

Новорожденный ребенок — питание новорожденного

Несомненно, первое, чему придется научиться маме и ребенку — кушать. Естественным питанием для новорожденного было и всегда будем материнское молоко.

В последнее время врачи склоняются к регулированию выработки молока путем частого прикладывания ребенка к груди — по его первому требованию. Этот способ имеет только один недостаток: таких требований у малыша может быть до 12-14 в сутки, что очень выматывает маму.

Но режим питания обычно устанавливается уже через несколько дней после рождения — ребенок ест каждые 2,5 — 3,5 часа, кушая по 15-20 минут. Кстати, держать ребенка у груди более 25-30 минут не стоит — основной объем молока они выпивают за первые 5-10 минут, поэтому длительная и выматывающая трапеза того не стоит.

Объем съедаемого молока зависит от индивидуальных особенностей и потребностей, но если говорить об усредненных показателей, то они таковы: от 60-80 мл молока за одно кормление в первые дни рождения до 100-130 мл молока к концу первого месяца (цифры приведены для 6-7 разового питания).

Если врач посчитает, что молока новорожденному не хватает, он порекомендует докорм специальной адаптированной молочной смесью.

Новорожденный — сон новорожденного, сколько нужно спать

Еще раз повторимся — все дети особенные, некоторым необходим более длительный сон. В первые дни жизни новорожденные спят 22-23 часа в сутки, к концу первого месяца — 17-20 часов.

Новорожденный — вес и рост

Прибавка веса в первый месяц составляет 600-800 г, за месяц малыш вырастает почти на 3 см

Новорожденный — прогулки, когда начинать гулять

Летом можно выходить на воздух практически с первых дней после выписки из роддома, постепенно увеличивая время пребывания на свежем воздухе с 15 минут до 2-2,5 часов.

Зимой на улицу можно выйти на 10-14 день жизни ребенка, при условии, что погода безветренная, а градусник показывает не ниже -10. Начинать можно с 10-15 минут, увеличивая время прогулки до 1 часа. Зимой нужно следить, чтобы ребенок не замерз — необходим комбинезон с натуральной шерстью, теплое одеяло или конверт, теплая шапочка, утепленная коляска.

Новорожденный — врачи и прививки

При выписке из роддома вся информация о Вас и Вашем малыше попадет в детскую поликлинику, которая обслуживает район, в котором проживает новорожденный. Так что на следующий день ждите гостей в лице врача, в идеале вместе с медсестрой. Они должны посещать Вас поочередно каждый день первую неделю.

Прививки: гепатит В — сделан в роддоме в первые сутки; туберкулез (БЦЖ) — делается в роддоме на 3-7 сутки.

Новорожденный — поводы для беспокойства

Понятно, что вначале любое поведение малыша вызывает беспокойство и настороженность, но в следующих случаях обратиться к врачу нужно как можно быстрее:
— ребенок сильно и часто срыгивает;
— ребенок отказывается от груди;
— ребенок необычно возбужден или слишком вял;
— резкие изменения стула (жидкий, пенистый, учащенный — более 7 раз в сутки);
— повышение температуры более 37 градусов;
— физиологическая желтуха не проходит более 3 недель.

Новорожденный — маме на заметку

Первый месяц — самый нелегкий из всех: мама и ребенок, который только-только появился, привыкают друг к другу, учатся понимать. Тем не менее, сейчас малыш растет на глазах — уже через 10 дней после рождения Вы увидите, как он сильно изменился.

Конечно, осознавать то, что мама совершенно не готова к рождению малыша, нелегко. Но не переживайте, 99 мам из 100 находятся точно в такой же ситуации — у них такое же смятение от непонимания, усталость от родов и нескольких суток в роддоме. Пройдет совсем немного времени и Вы воспрянете духом, а пугающие сейчас процедуры кормления, переодевания, купания и проч. покажутся сущей ерундой!

Если статья вам понравилась обязательно оцените её и отправьте своим близким — им тоже будет интересно

Почему плачет новорожденный? 7 способов облегчить жизнь ему и его маме

Зачем новорожденного пеленать, носить на руках, прикладывать к груди и держать над тазиком

Новорожденные много плачут. «А что ему еще делать, только это он и умеет», «Так развиваются легкие», «Он манипулирует, просто дай ему выплакаться». Любая мама подтвердит, что плач младенца — это то, что заставляет ее чувствовать себя беспомощной и несчастной, это то, что заставляет действовать немедленно и пытаться успокоить малыша. Ведь каждая мама чувствует: что бы ни говорили окружающие, плач ребенка означает — «что-то не так».

Материнские страдания в ответ на плач ребенка запрограммированы природой — гормональная и психологическая буря заставляет искать варианты это прекратить. Так же запрограммированы и потребности младенца, которые вынуждают его «возмущенно» сообщать миру, что они не удовлетворены. Так проявляются материнский инстинкт у мамы и инстинкт выживания у новорожденного. И если мама под действием социальных установок может заставить инстинкт замолчать, то младенец будет настойчиво выполнять «зашитые» эволюцией программы.

О чем же плачет новорожденный? Можно ли сделать так, чтобы это случалось как можно реже?

Задача младенца первого месяца жизни — адаптироваться к новому миру. Организм за это время выполняет колоссальный объем работы — перестраивается с внутриутробного на внеутробный режим функционирования. Как раз в этой адаптации и нужна помощь мамы. Что же она может сделать?

  1. Первое время малыш представляет себя этаким эллипсом, как в матке, и мамина задача — эту убежденность пока поддерживать. Это значит, что его нужно оглаживать целиком, создавать круглую собранную форму с помощью пеленки, с помощью нежных и плавных поглаживаний, держа на руках. Не просто так любимая поза новорожденного — та, которая знакома по внутриутробной жизни, поза эмбриона. Нужно время, чтобы перестроиться из эллиптической формы в человеческую, захотеть вытянуть руки и ноги — дайте ему эту возможность. Для выросшего ребенка и даже для взрослого поза эмбриона целительна, ведь она возвращает в материнское лоно.


Otonamaki, японское пеленание взрослых. Источник

  1. Маленькие ручки пока что мешают и даже пугают, поэтому маме лучше их постоянно придерживать или пеленать. При этом не стоит связывать малыша, как это делали советские медсестры: руки по швам, ноги в струнку. Лучше сложить ручки на груди, ножки оставить в пеленке свободно — так, как в матке, это называется «свободное пеленание».

К сожалению, и современная одежда для малыша тоже не подойдет — она умилительно красивая, но вовсе не физиологична и не соответствует ожиданиям новорожденного. Поэтому костюмчики и платьица — только для фотосессий!

  1. Третий способ создать условия внутриутробной тесноты, звуков и телесных ощущений, которые новорожденный отчаянно хочет вернуть, — много носить его на руках. Поэтому первый месяц предпочтительно провести с малышом в тесном контакте, не спускать с рук, плотно прижимать к себе, придерживать ручки и ножки или завернуть в тонкую пеленочку. Пусть в период адаптации он побудет в знакомом тесном, теплом и спокойном месте.
  2. Новорожденный прекрасно различает запахи, и самый любимый — знакомый запах околоплодных вод, он к нему привык и хочет его ощущать. У мамы есть для него подарок — запах грудного молока. Поэтому нужно часто прикладывать малыша к груди или просто держать рядом с грудью первое время — новорожденный только и ждет этого «возвращения домой». Если нужно отложить малыша на время или передать папе, оставьте рядом мамину футболку или прокладку для груди, это создаст иллюзию близости мамы.
  3. Внутриутробно ребенку не приходилось просить еду, а тем более ждать ее. Поэтому и тут, снаружи, прикладываем его к груди по каждому беспокойству. И только потом разбираемся в причине. Хочет сосать часами — значит, это нужно для адаптации, не бойтесь, это не продлится долго. Пока не время приучать к режиму кормлений. Сейчас наша задача — создать наиболее мягкие условия для адаптации и удовлетворить потребности. Тогда гармоничное развитие не заставит себя ждать.
  4. Малыш находился в водной среде девять месяцев, а мы живем в условиях гораздо более сухих. Мы можем его много купать. Но не в большой ванне и не в прохладной воде. Спортивные достижения и закаливание будут позже, а сейчас только расслабляющие спа-процедуры.

Купаем в любимой уже пеленочке, тесно завернутого, в теплой водичке, в помещении с неярким светом. Тогда купание станет тем оазисом расслабления и возвращением туда, где было так безмятежно. А не стрессом от огромного, почти космического, пространства, громких резких звуков, холода и перепада температур. Вместо суеты и лихорадочных действий нескольких взрослых человек и воплей возмущенного младенца будет 15-20 минутная процедура, во время которой новорожденный чаще всего будет спать.


Купание в пеленке. Источник

  1. Еще один важный процесс, который вызывает у малышей и мам много беспокойства — процесс выделения. Новорожденный не знал, что придется не только трудиться в процессе приема пищи и переваривания, но и что выделить продукты жизнедеятельности будет непросто. Поэтому его возмущение вполне оправданно. Чем же мама может помочь?

Дело в том, что нервная система новорожденного еще незрелая, и сигналы, получаемые из разных частей тела, не дифференцируются мозгом так, как у взрослого. Поэтому любое неприятное ощущение, допустим, в пятке, он будет ощущать как неблагополучие во всем теле.

Процессы мочеиспускания и дефекации хорошо знакомы нам и совсем непонятны для новорожденного. Они действительно доставляют много неприятных ощущений и даже пугают — ребенок не может расслабить сфинктеры и не понимает, что происходит.

Мама может показывать, откуда поступает сигнал, и усиливать его легким похлопыванием по причинным местам, а еще — придать малышу характерную позу с поднятыми ножками и приложить к груди. Сосание расслабит сфинктеры и нервную систему, а похлопывания помогут мозгу четче обработать сигнал и вернуть обратно.

Со временем малыш привыкнет к позе и действиям и будет просить маму помочь. Самостоятельно же этот процесс регулируется довольно долго, и ребенок иногда беспокоится часами, тревожно спит и плачет при мочеиспусканиях вплоть до четырех месяцев.


Высаживание новорожденного. Источник

Ухаживающему за новорожденным взрослому важно понять, что беспокойство возникает не просто так — какая-то потребность осталась без внимания, надо помочь. В наших силах сделать так, чтобы сразу после рождения малышу было так же комфортно снаружи, как и внутри. Это просто вопрос осознания его потребностей и навыка, материнского искусства.

Смотрите так же:  До 3 лет все можно воспитание японское

Помните: здоровый ребенок с удовлетворенными возрастными потребностями не будет постоянно плакать и беспокоиться. В 95% случаев — это элементарные ошибки ухода, о которых он пытается рассказать тем громче, чем хуже мы его понимаем.

Анна Федака реабилитолог, послеродовая доула,
автор блога о семейном здоровье

Я такой, как обо мне заботятся. 4 главные задачи новорожденного

Как ухаживать за ребенком, чтобы меньше плакал и лучше развивался

Каждый младенец уникален — и в то же время он ведет себя, как миллионы других. Новорожденные одинаково кричат при рождении, ищут грудь, как только оказываются на животе у мамы после родов, предпочитают быть на руках у взрослого, часто и много сосут, любят укачивания — и так сотни и тысячи лет. Почему они так себя ведут? Почему природа задумала такие привычки и потребности новорожденных? Как приблизиться к задуманному природой? И надо ли? Попробуем разобраться во врожденных программах и задачах младенца, а заодно и в наших собственных и решить: а нужно ли нам это природное и заложенное эволюцией?

Задача первая: найди взрослого или погибнешь!

Человеческий детеныш рождается неприспособленным к жизни, у него, в отличие от его более примитивных собратьев по планете, будет долгий период полной беспомощности и зависимости. Рождение таких новорожденных — своеобразный компромисс между размером мозга человека, шириной таза его матери и прямохождением. Природе пришлось совмещать несовместимое, и поэтому мы получили человеческую версию, изобретенную для сумчатых. Так, детеныш кенгуру рождается очень маленьким и нежизнеспособным и дозревает в сумке.

Подсознательная программа человеческого новорожденного говорит, что для выживания он должен быть «помещен в сумку» взрослого, который даст и тепло, и питание. Это инстинкт самосохранения, самый древний и сильный импульс, который помог выжить миллионам предков нашего малыша, поможет и ему, если он будет стараться. И поэтому он делает все, чтобы о нем не забыли. Настойчиво добивается внимания взрослого, постоянно проверяет, не оставили ли, рядом ли мама.

Не получить подтверждения этого — один из самых больших страхов новорожденного, который означает только одно — жизнь может прерваться. Способ добиться постоянного внимания к себе и проверить, все ли на месте, прост — это плач, крик, ор.

Плач — мощнейшее оружие младенца. От него невозможно абстрагироваться, на него нельзя не отреагировать, он раздражает, пугает, его хочется немедленно прекратить. Это работает, даже если плачет чужой ребенок, и лучше это действует на женщин.

Знакомо? Очень! В большинстве семей плач — один из постоянных спутников младенца первые 3-4 месяца. Но неужели только невыносимый звук заставляет взрослого человека ухаживать за потомством, да еще так долго, с такой отдачей и самоотверженностью, иногда полностью отказываясь от своих нужд?

Задача вторая: привяжи к себе этого взрослого, и покрепче!

Нет, в арсенале есть еще кое-что — родительский инстинкт. Вторая часть условия выживания — чтобы кто-то захотел заботиться. Проще и лучше, чтобы это был тот, в чьем теле зародилась эта жизнь, — мама. Но сойдет любой. Иногда выбирать не приходится — ребенка взращивает папа, бабушка, тетя, родная или чужая. Главное условие: один ребенок — один взрослый. Свой личный взрослый.

Как же так получается, что свободный, состоявшийся человек, имеющий интересную жизнь, друзей, работу, вдруг задумывается о том, чтобы все это отодвинуть на второй план и сменить на многолетнее удовлетворение нужд непонятного существа с неизвестной долгосрочной перспективой?

Для этого природа предусмотрела еще одно условие выживания вида — инстинкт продолжения рода, который запускается, поддерживается и регулируется гормональной системой. Младенец еще состоит из пары клеток, но уже воздействует на тело матери с помощью гормонов, изменяет физиологические процессы, психологические доминанты. Так ловко и так глубоко, что к концу беременности она думает только о нем, мечтает увидеть, заботиться и отдавать всю себя.

Этот инстинкт в полной мощи развертывается под действием гормона любви, окситоцина, сразу после родов, когда уставшая от марафонского труда мама смотрит на новорожденного. Он тоже смотрит на нее и запечатлевает навсегда как того человека, которого надо привязать к себе покрепче. Под воздействием этого взгляда, инстинктивных движений младенца в сторону груди, первого прикладывания, запаха малыша мама моментально забывает сложности родов, плавает в окситоциновом океане любви и готова на все ради счастья этого беспомощного существа.

Папа тоже попадет под эту власть, если будет в этот момент рядом. Так будьте как хитрый младенец — позвольте и папе привязаться и захотеть заботиться. Пригласите мужа на роды, рожайте вместе или хотя бы приглашайте в зал, как только малыш родится. Он поддастся этому ни с чем не сравнимому чувству любви.

Все, что происходит в первые 2-3 часа после родов, критически важно для младенца и того, как его будут любить впоследствии. Контакт кожа к коже, естественное прикладывание, сокращение матки в ответ на сосание, пристальный взгляд, эндорфины и окситоцин — все это создает прочнейшую связь между ребенком и родителями.

Это часть программы выживания — ведь в естественных условиях никто не считает, что важнее будет взвесить, помыть, завернуть ребенка. Природой предусмотрено вовсе не это, а теплый и мокрый малыш сначала на животе, а потом на груди у мамы.

(Суррогатным мамам чаще всего не дают приложить малыша к груди после родов и не позволяют находиться рядом долго, чтобы не возникала связь. Малыша сразу забирают биологические родители и уносят.)

Итак, пуповина обрезана, но мама надежно привязана. В дальнейшем связь будет только укрепляться: удовольствием от прикладывания к груди, прикосновений к мягчайшей коже, особенным запахом, умилением при виде спящих глазок. Да и вид у новорожденного крайне привлекательный: маленький носик, большие глаза, большая голова, короткие ручки и ножки.

Первое, что он научится делать совсем скоро, необязательное, на первый взгляд, но крайне важное, чтобы мама продолжала заботиться с прежним рвением — научится улыбаться. Эта улыбка запустит каскад гормонов удовольствия в кровь матери и привяжет еще сильнее. Только это и надо младенцу: теперь шансы выжить довольно высоки.

Задача третья: а теперь пора расслабиться

Задача взрослого, который заботится о новорожденном, — помочь сформировать базовое доверие к миру. Показать, что тут уютно, тепло, комфортно и безопасно, как в мамином животе. Малыша ждали и знают, что ему надо. Главный переход его жизни будет плавным и мягким, всем системам дадут созреть и адаптироваться.

И тогда новорожденный сможет реализовать свою третью задачу: увериться в надежности и стабильности мира, полюбить жизнь и начать ей радоваться. Когда потребности удовлетворены, нет необходимости больше держаться за них, можно идти навстречу самостоятельности, спокойно жить и развиваться.

Хорошо, когда не приходится постоянно бороться и проверять, нужен или нет, придут или уже бросили. Насытившийся заботой, уверенный в своих взрослых маленький человек с каждым днем все меньше и меньше требует заботы, не цепляется за нити привязанности, не плачет и не ноет. Это ли не наша цель?!

Задача четвертая: будь таким, как надо взрослым

Тот или иной тип поведения у ребенка формируется исходя из опыта. Перед тем как заплакать, младенец подаст серию сигналов, что ему что-то нужно: сначала будет вертеть головой и вытягивать губы трубочкой, потом начнет возиться и попискивать, потом повысит голос. И только если мама не понимает предыдущих трех уровней, ребенок начнет плакать. И чем дольше, тем сильнее и громче. А как же иначе? Ведь если мама пропустила первые сигналы, значит, она ушла? Ее нет рядом? Ведь он даже не предполагает, что мама просто этого не знает. Так младенец привыкает к уровню маминой сообразительности и рано или поздно выучивает способ ее позвать: тихим признаками беспокойства или воплями.

Такое поведение закрепляется в подсознании как нормальное. Это же продолжится и в старшем возрасте. Иногда у ребенка есть только один способ обратить на себя внимание родителей: громко себя вести, кричать и нарушать правила. У него нет цели вывести родителей из себя или утомить — она прямо противоположная. Но что ж поделать, если мама реагирует только на такие методы. Чтобы выжить, и не к такому привыкнешь. Ребенок ровно такой, как о нем заботятся.

Ухаживающему за новорожденным взрослому важно понять, что беспокойство возникает не просто так. Значит, какая-то потребность осталась без внимания, надо помочь. В наших силах сделать так, чтобы младенцу было комфортно, уютно и безопасно. Тогда он ответит спокойным и тихим поведением, доверием и послушанием. Учитесь материнскому искусству и будьте счастливой мамой довольного и спокойного малыша!

Анна Федака реабилитолог, послеродовая доула,
автор блога о семейном здоровье

Другие статьи

  • Корень алтея сироп инструкция по применению для детей Сегодня в продаже Состав Активное вещество: Алтея лекарственного корней экстракт (алтея корней экстракт сухой) (с содержанием суммы восстанавливающих моносахаридов в пересчете на глюкозу – 1,0 %) - 25 г; вспомогательные вещества: натрия бензоат, сахароза (сахар), вода […]
  • Речевое развитие дошкольников по фгос 4-5 лет Возрастные особенности речевого развития детей 4-5 лет 1 Возрастные особенности речевого развития детей 4-5 лет Возрастные особенности К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения […]
  • Тавегил таблетки инструкция по применению детям 2 лет Тавегил таблетки - официальная* инструкция по применению ИНСТРУКЦИЯ по медицинскому применению препарата Регистрационный номер: Торговое название: Тавегил® МНН или группировочное название: клемастин Химическое название: […]
  • Ребенок 2 5 месяца не спит днем Ребёнок 2 мес не спит днём дома Здравствуйте! Посоветуйте, как нам решить проблему. Дочка 2мес спит в день только 1 раз и только на улице или на балконе - может проспать от 3 до 4.5 часов подряд. Больше днём не спит, дремлет когда сосет грудь по 20-30 мин каждые 1.5-2 […]
  • Обувь для 11 месячного ребёнка Зачем ребенку до года обувь? Зачем ребенку до года обувь? Нужна ли она малышу, который еще только встал на ножки, или это ловкий маркетинговый ход производителей? Проблема детской обуви вызывает интерес у родителей, когда чадо начинает вставать на ножки. Робко […]
  • Режим дня 5-6 месячного ребенка Режим дня на ИВ Ночью спит от 6 до 8 часов.обычно в 12 ночи последнее кормление и следущий раз просыпает то в 6 то в 7. Было проснулась в 9. А днем кушаем каждые три часа обычно 120 мл бывает и всего 60 съедает. поспать любит особенно с 11 утра и до 3-4 часов дня […]