Ребенок в 10 месяцев развитие и питание комаровский

Как правильно кормить ребенка: принципы питания Комаровского

А вот как правильно кормить ребенка знают не каждые родители и даже многоопытные бабушки и дедушки не всегда кормят детей качественно, зачастую просто пичкая детей продуктами.

Доктор Комаровский дает свои советы по питанию детей.

  1. Малыши до года должны питаться исключительно грудным молоком. Заменять материнский продукт даже высокоадаптивными смесями необходимо только в исключительных случаях. Евгений Комаровский настаивает: когда речь идет о питании грудничка, то акцент необходимо сделать на питании его матери. Все то, что съедает кормящая женщина, впоследствии оказывается в желудке ее ребенка, а значит именно маме следует контролировать качество и количество съеденного. Нельзя употреблять то, что портит вкусовые качества продуктов, ведь от рациона малыша зависит его развитие.
  2. Чем старше становится ребенок, тем чаще родители жалуются на отсутствие у него аппетита. Последний является реакцией человеческого организма на поступающую в ЖКТ еду и готовность ее переваривать. Аппетит появляется и пропадает в зависимости от “желания” организма восполнить дефицит энергии. Соответственно, ребенок, который мало двигается — не тратит энергию в большом количестве, а значит не хочет кушать. Кормление такого ребенка через силу, а именно используя уговоры, развлечения, просмотры мультфильмов и т.д. — неэффективны. Только тогда, когда ребенок потратит энергию, он будет нуждаться в ее пополнении и сам попросит есть.
  3. Многие родители предпочитают кормить ребенка “по часам”, что совершенно не правильно. Режим питания должен определяться только аппетитом. Понятие “режим питания” было введено тогда, когда ученый Иван Павлов проводил эксперименты над животными и пришел к выводу, что прием пищи в одно и то же время способствует улучшению пищеварения. Сегодня подобное утверждение считается устаревшим. На аппетит и пищеварение влияет в десятки раз большее количество сопутствующих факторов.

  • Нельзя запрещать ребенку есть сладости, надо просто научить его кушать их “разумно”. Изначально стоит помнить, что сладкое дает организму быструю энергию, а также приносит радость. Однако, чрезмерное употребление сладостей чрезмерно нагружает поджелудочную железу, поскольку происходит процесс быстрого расщепления углеводов. Поэтому, ребенок съевший мороженое, плюшки и шоколадки получил энергию, которую для правильного функционирования организма просто необходимо потратить.
  • Не всегда дети “не хотят” есть, бывают случаи, когда они это делать не могут. Отсутствие аппетита может быть связано с заболеваниями органов пищеварения, дыхания, ротовой полости, психосоматическими нарушениями. Стоит измерить ребенку температуру, расспросить не болит ли у него что-то, а может ему просто не подходит консистенция предлагаемого блюда либо за что-то ребенок переживает.
  • Решение избирательного аппетита — чувство голода. Кормить ребенка, потому что “уже пора”, “надо”, “давно не ел” — нецелесообразно. Единственный вариант перетерпеть, подождать пока он проголодается и тогда — съест нелюбимый ранее суп и бабушкину котлету. Чувство голода придет к здоровому ребенку обязательно.
  • Не обязательно кормить ребенка хотя бы раз в день жидкой пищей: супами, борщами, бульонами. В рационе жителей многих стран первые блюда отсутствуют вовсе и дети там прекрасно растут и развиваются. Кроме того, в рекомендациях ВОЗ касающихся питания детей ни слова не говорится о жидких блюдах, как еде первой необходимости. То есть, варить или не варить ребенку суп — личное дело мамы и желание самого ребенка.
  • Болеющие дети едят мало либо совсем отказываются от приема пищи. Все потому, что все силы организма направлены на борьбу с болезнью, а переваривание пищи — дополнительная трата энергии. Чтобы не тратить энергию “зря” организм не требует еды, аппетит снижается. Поэтому во время болезни кормить ребенка нужно тогда, когда он попросит и в тех объемах, которые будут нужны именно маленькому человечку.
  • Напомним также, что ранее мы публиковали материал с советами доктора Комаровского по поводу домашних животных в домах с детьми. Подробнее по ссылке.

    Советы по приучению к горшку

    Советы и рекомендации кандидата медицинских наук, педиатра, врача высшей категории Евгения Комаровского

    Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.

    Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит – уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?

    Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.

    Как только на каком-нибудь дне рождения вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.

    Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!

    Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя…И это предмет отдельного разговора. Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.

    Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.

    Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!
    С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?

    Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.

    И, прежде всего, вот о чем.

    Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?

    Ответ однозначен – немного, а если точнее, не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.

    Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.

    Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?

    Рано, это когда – в полгода или в год? Поздно, это когда – в три года или в четыре?

    И ответа однозначного здесь нет и быть не может.

    Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю – лично вашими!

    • Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами;
    • Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка;
    • Не категорическими утверждениями крупных «специалистов» о том, что подгузники вредны и «вам должно быть стыдно и вообще уже пора».
    Смотрите так же:  Что приготовить на ужин на семью с детьми

    Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.

    Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.

    Итак, вы решили, что действительно пора.

    Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком – успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.

    Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.Этим мы и займемся, пожалуй.

    С момента рождения – и это очевидный факт – процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам – действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным – подчинить его воле конкретного юного индивидуума.

    Успешность переучивания определяется тремя факторами:

    1. Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер – это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него).
    2. Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
    3. Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

    Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

    • Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.
    • Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.
    • Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

    Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

    Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

    Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» – наполнение пузыря – мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

    Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные – наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»…

    Каких бы «поразительных успехов» вы ни добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек – частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

    Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» – тоже совсем не редкость.

    В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия – заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие – истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

    Отсюда важное правило: если не получается – подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

    Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

    1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
    2. Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
    3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

    Все вышеизложенное – теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

    Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале – от 1 года до 3 лет.

    Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

    К таким признакам относятся:

    * установление более или менее стабильного режима дефекации;
    * способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
    * знание частей тела и названий предметов одежды;
    * знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
    * демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
    * стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
    * стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

    И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами – передать родителям слово «хочу».

    Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.
    1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
    2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
    3. Лучшее время – лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.
    4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды, когда по поведению поняли – пора.
    5. В случае успеха – очень-очень хвалим. В случае неудачи – изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся – огорчения не показываем.
    6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы – весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
    7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
    8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок – обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
    9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» – и, по аналогии, – «Это горшок, на нем писают и какают«. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным – размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.
    10. Непринципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом – вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться – это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…

    Смотрите так же:  Норма питания 3 месячного ребенка

    Итоговое наблюдение из практики.
    Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.
    Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, – явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.
    — А с чего вы взяли, что все остальные ходят?
    — Так сами говорят!
    По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»… Надеюсь, аналогия понятна.

    Доктор Комаровский о меню ребенка в 10-12 месяцев

    Малышу почти год. В этом возрасте одни дети уже уплетают все, что плохо лежит, другие по-прежнему находятся на грудном вскармливании с небольшим прикормом. Особенности развития пищеварения крохи в этом возрасте уже позволяют ему кушать многое, но не все. А от того, как родители составят дневной рацион карапуза, зависит состояние его здоровья. Известный доктор и автор книг и статей о детском здоровье Евгений Комаровский рассказывает, как и чем правильно кормить ребенка в возрасте от 10 до 12 месяцев.

    Особенности возраста

    В возрасте 10-11 месяцев у детей уже, как правило, есть несколько зубов, а потому маме теперь не нужно тщательно все перемалывать и превращать в пюре. Нарезанное мелкими кусочками яблоко или натертая на крупной терке груша принесут куда больше пользы, чем проглоченное по-быстрому однородное пюре из этих фруктов.

    В этом возрасте, по словам Евгения Комаровского, следует дать малышу возможность активно развивать жевательный рефлекс. Это очень важно для того, чтобы пищеварительная система работала правильно. Также важно дать крохе ложку и стакан, он уже должен учиться пользоваться этими приборами, пытаться кушать самостоятельно, привыкать к большому взрослому столу.

    Биологической необходимости кормить по часам уже нет, но маме следует поработать над тем, чтобы кроха просыпался в 7-8 утра, а потому в течение дня она должна распределить приемы пищи таким образом, чтобы ребенок наедался и мог спокойно спать до самого утра.

    Пока питание «нормальной» пищей все еще должно чередоваться с привычной крохе маминой грудью или адаптированными молочными смесями, если чадо находится на искусственном вскармливании, но с каждым месяцем перед первой годовщиной биологическая потребность ребенка в грудном молоке стремительно убывает. Комаровский считает, что после 12 месяцев грудное вскармливание следует прекратить, от кормлений из бутылочки тоже следует постепенно отказываться, хотя специальными смесями с возрастной маркировкой 12+ можно кормить до полутора — двух лет смело. Главное помнить, что в этом возрасте ни молоко, ни смеси уже не удовлетворяют полностью всех потребностей растущего организма.

    В рационе крохи в этом возрасте уже должны быть такие продукты, как рыба, мясо, творог, фрукты, куриные или перепелиные желтки (не более полутора куриных желтков в неделю), из напитков желательна чистая питьевая вода и соки, но только исключительного домашнего приготовления, без красителей и консервантов (не более 100 мл. в сутки). Хорошо варить ребенку компоты, кисели, делать морсы.

    Евгений Комаровский рекомендует примерно такой режим кормления:

    • 7.00 — ребенок только проснулся и пока его организм не настроен на прием сложной пищи. Поэтому лучше всего дать малышу привычное для него грудное молоко или адаптированную смесь.
    • 10.00-11.00 — нежирный кефир (около 120-150мл) и творог (не более 30 гр).
    • 14.00 — 15.00 — овощной суп или пюре из овощей на мясном бульоне (около 200 гр).
    • 18.00 — грудное молоко или смесь.
    • 22.00 — молочная крупяная каша в объеме до 200 мл. Каша должны быть сытной, чтобы ребенок мог насытиться и крепче уснуть.

    В ночном кормлении ребенок в возрасте 10 месяцев не нуждается.

    По набору продуктов оно мало отличается от меню для 10-месячного карапуза, разве что, в этом возрасте рекомендовано ввести в рацион растительное масло (не более 1 чайной ложки в сутки), добавляя в различную пищу. Все блюда лучше варить, тушить или готовить на пару. Мясо и рыбку в супчик или пюре больше не надо протирать, достаточно нарезать мелко или расщепить на волокна.

    В суп можно добавить макароны (в небольшом количестве), можно отваривать крохе детскую вермишель. Режим питания Евгений Комаровский рекомендует соблюдать тот же, что и месяцем ранее.

    В годовалом возрасте следует немного подкорректировать режим питания, последний прием пищи желательно «сдвинуть» и проводить несколько раньше (не в 22-23 часа, а в 20.00, на крайний случай в 21 час). Не стоит вводить цельное коровье молоко, для этого еще рановато. Но уже можно и нужно добавить супы на рыбном бульоне, а также небольшой кусочек хлеба к обеду.

    С хлебом нужно быть аккуратнее — свежий дрожжевой лучше не давать, он сложнее переваривается. Отлично подойдет кусочек, пролежавший в хлебнице 1-2 дня.

    Вводя новый для ребенка продукт, внимательно наблюдайте за ним. Начинайте с небольших порций, буквально с 1-2 чайных ложек. При неадекватной реакции организма на новое лакомство, следует убрать новое блюда из рациона.

    Ведите дневник прикорма, записывайте, что и когда съел ребенок впервые, в дальнейшем это поможет быстро понять, на какой именно продукт возникла аллергия.

    Детям до года нельзя давать продукты, не привычные для их широтной полосы (если ребенок живет в Сибири, то апельсины не нужны, а жителям юга страны вряд ли стоит кормить своего малыша дальневосточной рыбой).

    Все самое интересное о введении детского прикорма можно посмотреть в следующем видео доктора Комаровского.

    Рецепты для ребенка с 10 до 12 месяцев

    Овсянка с курагой

    Сварите обычную овсяную кашу на воде с добавлением небольшого количество детского молока или адаптированной смеси. Добавьте на кончике ножа сливочного масла и закройте крышкой. В готовую кашку мелко нарежьте предварительно хорошо вымытую курагу.

    Суп с фрикадельками

    На мясном бульоне (из постного мяса) отварите мелко порезанные кусочки картофеля, кабачка, тертую морковь без добавления специй и лаврового листа. Из фарша (говядина) скатайте несколько маленьких фрикаделек и запустите их в готовящийся суп за 15 минут до окончания варки.

    Гречневая каша с яблоком

    Сварите молочную гречневую кашу, каждая крупинка должна развариться. Добавьте в кашу немного сливочного масла. Натрите зеленое яблоко на крупной терке, добавьте в теплую кашу перед подачей, чтобы сохранить максимум витаминов.

    Овощное ассорти

    В мясном или рыбном бульоне отварите кусочки картофеля, капусты, моркови, кабачка, тыквы. Когда все овощи будут готовы, слейте бульон, добавьте немного сливочного масла и превратите в однородное пюре с помощью блендера. В готовое пюре добавьте нарезанное мелкими кусочками отварное постное мясо.

    Пюре из цветной капусты

    Отварите в подсоленной воде кусочки цветной капусты, слейте, добавьте немного сливочного масла и половинку отварного куриного желтка и пропустите через блендер. Перед подачей в пюре можно добавить немного мелко нарезанного мяса или рыбы.

    Смотрите так же:  Можно ли ребенку давать муколтин

    Творог смешайте с ложкой сметаны, небольшим количеством сахара и тертым яблоком. Добавьте половину сырого куриного желтка. Сформируйте из полученной массы маленькие оладушки и запекайте их на пекарской бумаге в духовке до готовности. Проверить стадию готовности можно при помощи зубочистки (если остается сухой, все готово). Такое блюда отлично подходит в качестве сытного и полезного полдника.

    Паровые котлетки

    Фарш из нежирного сорта мяса или рыбы немного подсолите, добавьте половинку сырого куриного желтка, сформируйте котлетки и готовьте из в пароварке около 40 минут.

    О разнообразии детского питания расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

    Как кормить ребенка в 11 месяцев — не нужно экспериментов

    Основные принципы

    Можно долго спорить о том, чем кормить вашего малыша, но однозначно меню вашего ребенка в любом возрасте должно состоять только из свежих и натуральных продуктов. Естественно, все продукты должны проходить термическую обработку. Даже если вы предлагаете ребенку свежее яблоко, перед употреблением его следует обдать кипятком.

    Ни один рецепт детского меню не должен содержать необработанные продукты.

    Как и прежде, питание ребенка в 11 месяцев требует осторожности. Все новые продукты в меню вводить нужно постепенно, начиная с малых доз. Можно начать с половины чайной ложки, на следующий день дать полную ложку, затем две ложки и так далее. Торопиться не стоит, у ребенка еще вся жизнь впереди. Кстати, известный доктор Комаровский рекомендует не соревноваться с соседками в том, с какого возраста вы начали давать ребенку ананас или манго, а, наоборот, при составлении меню для ребенка 9-12 месяцев руководствоваться генетической памятью – давать можно то, что наверняка ела ваша бабушка. Тем более, бабушка с огромным удовольствием передаст вам рецепты блюд, которыми кормила своих детей.

    Режим кормлений

    Наверняка к 11 месяцам у мамы с малышом уже сложился определенный график питания. Это удобно, это способствует здоровому пищеварению и это готовит ребенка к ответственному событию – походу в ясли. Так как ваш малыш уже совсем большой, «младенческая» еда (грудное молоко или адаптированная молочная смесь) в его меню уходит на второй план. Если вы все еще кормите грудью, то очень удобно оставить одно кормление на раннее утро, приблизительно 6-7 часов утра. Тогда после такого завтрака и вы, и ребенок еще можете немного поспать, при этом не нужно сразу же после пробуждения бежать к плите и после этого мыть посуду. Интервал между кормлениями в 11 месяцев должен составлять 4-4,5 часа.

    Процесс кормления

    Очень вероятно, что к 11 месяцам ваш малыш захочет попробовать кушать сам. Не препятствуйте ему в этом. Можно пить из чашки, держать ложку в руках – ребенку будет очень интересно. Поэтому вы можете немного изменить ритуал кормления (если, конечно, вы его придерживаетесь). Сначала нужно обязательно вымыть ручки, затем сесть за стол, надеть непромокаемый нагрудник и предложить ребенку поесть самому. Пусть он весь испачкается, приготовьте для этого случая салфетки и предложите ему самому вытереть лицо – детям в этом возрасте нравится подражать взрослым. Когда вы увидите, что интерес к самостоятельной еде у ребенка пропал, вы можете его докормить.

    И последняя рекомендация – процесс питания должен приносить удовольствие всем – и ребенку, и родителям. Если мама целый день стоит у плиты, только чтобы угодить маленькому члену семьи, то такое меню не пойдет ему на пользу – раздраженная, уставшая мама и обделенный вниманием папа не смогут уделить малышу достаточного времени.

    Чем можно кормить ребенка в 11 месяцев

    Как правило, к 9 месяцам основные виды продуктов уже введены в рацион питания ребенка. Это кисломолочные продукты, каши, овощи, фрукты, мясо. Единственное, чего обычно нет в рационе 11-ти месячного ребенка – это рыба. И вот как раз в этом возрасте можно начинать ее пробовать. Первым будет рыбный бульон. Не стоит покупать для первого ввода в меню лосося или осетра – опять же, вспомним Комаровского – наша бабушка наверняка такое не ела. Подойдет пеленгас, карась, судак – желательно нежирные части филе.

    Несколько рецептов

    • Меню вашего малыша в 11 месяцев должно содержать супы. В принципе, в рационе уже может быть и суп со взрослого стола, главное – чтобы он не был слишком жирный и куски овощей были некрупными, чтобы карапуз смог их прожевать и не подавиться.
    • Предлагаем вам рецепт вкусного супа, который нравится практически всем детям. Он варится на курином бульоне. Для бульона подойдут любые части курицы, которые моются и отвариваются до закипания. По мере появления нужно снимать пенку. После закипания в бульон добавляется мелко порезанный картофель, лучше всего, если он будет разваристым. После того, как картофель станет мягким, в будущий суп добавляем мелкие макароны (это могут быть звездочки, паутинка, рожки). В самом конце следует добавить тертую морковь, мелко порезанный лук, зелень, измельченный вареный яичный желток, растительное масло, после закипания снять с плиты и дать настояться 10-15 минут. Солить в последнюю очередь и как можно меньше.
    • Также маленькие непоседы в 11 месяцев с удовольствием едят творожную запеканку, делимся рецептом. На 2 порции вам понадобится 250 грамм творога, 3 столовых ложки сметаны, 1 ст. л. манной крупы, 4 чайных ложки сахара, 1 яйцо. Сметану нужно предварительно смешать с манкой и оставить при комнатной температуре на полчаса. Затем добавить туда перетертый через сито творог и остальные ингредиенты. Полученную массу уложить в обсыпанную манкой форму и запекать 40-45 минут при температуре 190 градусов.

    Примерное меню на неделю

    Если нет аппетита

    Чуть ли не самая частая проблема, с которой сталкиваются молодые мамочки – это отсутствие у ребенка желания кушать, какой бы вкусной не была еда и разнообразным рацион питания. Для этого случая есть несколько рекомендаций. Во-первых, запомнить, что активный ребенок – это голодный ребенок. Если ваш малыш целый день сидит в кроватке и улицу видит только через закрытое окошко, то отсутствие аппетита – это не главная его проблема.

    То есть главный рецепт при отсутствии аппетита – это прогулки.

    Второе правило – никаких перекусов. В меню ребенка, который плохо ест, не должно быть ни одного печенья, ни одного кусочка яблочка между кормлениями, ни одного лакомства. Еда – только по графику. И третье правило – голодный ребенок ест все. Если ваш малыш привередничает, и всю неделю требует только куриные котлетки, то не только можно, но и нужно спокойно дать ему поголодать до вечера. И уже на ужин он будет есть картошку, кашку и творожок. Ведь питание не должно быть однообразным, а позволять ребенку командовать парадом – тоже не очень полезно для его развития.

    Другие статьи

    • Норма питания новорожденного ребенка Первые месяцы жизни Я хочу поделится опытом о малыше в первые месяцы его жизни. Все это известно опытной маме, а вот тем, кто только готовится стать мамой, и в голове столько вопросов о том, что делать с малышом после роддома, надеюсь, эти материалы пригодятся. Я хочу […]
    • Сколько часов должен спать ребенок в 10 лет Сколько ребенку нужно спать? Нормы сна ребенка меняются в зависимости от возраста: На первой-второй неделе жизни новорожденному необходимо спать 16,5 часов в сутки. При этом, днем ему важно спать не менее четырех раз. С одного до трех месяцев норма сна малыша — […]
    • Последние новости по уходу за ребенком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом будет увеличено с 5,5 до 10 тысяч рублей уже с 1 июля Это коснется 460 тысяч семей детей-инвалидов. В ходе ежегодного послания Федеральному Собранию РФ Президент анонсировал повышение сумм пособий по уходу за […]
    • Рассчитать отпуск по уходу за ребенком до 15 лет в 2019 году калькулятор Как рассчитать пособие по уходу за ребенком Как рассчитать пособие по уходу за ребенком Похожие публикации Пособие по уходу за детьми назначается женщине по завершении послеродового отпуска и выплачивается до полутора лет ребенка. Право взять «детский» отпуск и […]
    • Семьи воспитывающие детей сирот О мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях Краснодарского края В целях поддержки замещающих семей Законом Краснодарского края от 13 октября 2009 года № 1836-КЗ "О мерах […]
    • Вздрагивает новорожденный ребенок Почему новорожденный ребенок вздрагивает во сне? Молодая мама обычно спит очень чутко, прислушиваясь к каждому звуку и движению малыша. Нередко у нее возникает беспокойство, если новорожденный ребенок вздрагивает во сне. Как правило, ничего серьезного за […]