Ребёнок страдающий аутизмом

Ранний детский аутизм является весьма распространенным заболеванием, этиология которого до сих пор неизвестна. Известно, что аутизм встречается с частотой 6:10000 и болеют им преимущественно мальчики.

Аутизм характеризуется нарушениями социальной адаптации, нарушениями развития коммуникации и нарушениями психики.

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Признаки и симптомы раннего аутизма

Они проявляются еще на первом году жизни.

  1. Ребенок очень редко улыбается;
  2. Неадекватно реагирует на малые раздражители (например, свет или незначительный шум могут сильно напугать его);
  3. У ребенка отмечается задержка речи;
  4. Малыш никогда не смотрит в глаза родителям, не фокусирует взгляд на их лицах;
  5. Ребенок вообще не привязан к матери (не плачет при ее уходе и не улыбается при ее появлении);
  6. Ребенок агрессивно настроен к другим детям, не желает играть с ними и общаться;
  7. Ребенок не проявляет интереса к новым игрушкам, предпочитает играть только с одной.

Классификация раннего аутизма

Первая группа.

Характеризуется полной отрешенностью от происходящего. При общении ребенок испытывает крайний дискомфорт. Даже родители не могут добиться от ребенка улыбки или взгляда. Ребенок может даже игнорировать голод и мокрые пеленки. Избегает взглядов глаза в глаза и телесных контактов.

Вторая группа

Характеризуется активным отвержением окружающей среды. Ребенок очень избирателен в своих контактах с внешним миром, общается только с родителями и близкими людьми. Привыкает к одной одежде, к определенной обстановке и еде. Любое отклонение от привычной среды приводит к нервному срыву. Ребенок этой группы наиболее остро испытывает чувство страха, реагируя на него агрессией.

Третья группа.

Характеризуется захваченностью аутистическими интересами. Ребенок стремится укрыться от окружающего мира в каких-либо своих интересах. Эти интересы не носят познавательного характера, они мрачные, устрашающие, агрессивного характера. Ребенок годами разговаривает на одну тему, рисует один и тот же сюжет.

Четвертая группа.

Характеризуется тем, что ребенку чрезвычайно трудно взаимодействовать с окружающей средой. Это самый легкий вариант аутизма. Ребенок данной группы отличается ранимостью и уязвимостью. Избегает отношений, если чувствует какие-то недомолвки или преграды, и очень зависим от чужого мнения.

Синдром раннего детского аутизма – это не только проблема детского возраста, но и проблема взрослых, так как аутизм не лечиться и никуда не уходит с годами. Однако ранняя диагностика и коррекция данного заболевания помогают адаптировать больных аутизмом к окружающей среде и социуму.

Детский аутизм — как организовать занятия с ребенком-аутистом

Как воспитывать, развивать и ухаживать за малышом…

Аутизм стал диагнозом вашего ребенка. Конечно, к такому повороту психологически мало кто готов. Поэтому многие родители, услышав о заболевании ребенка, приходят в отчаяние. Не будем вас утешать привычными словами, что все будет хорошо. Что-то будет действительно хорошо, а к чему-то надо будет приложить усилия и немалые. Ведь с диагнозом детский аутизм ваш ребенок будет жить уже до конца своих дней. Но вот как? Это зависит полностью от вас.

Собираемся с мыслями, и начнем с того, что перестанем кого-либо, в т.ч. и себя, винить во всем. Никто в этом однозначно не виноват. Причины аутизма у детей до сих пор никто не знает. Есть много мнений, но они еще мало обоснованы. Но масштабы распространения аутизма у детей во всем мире заставляет уже сейчас задуматься многих. По последним данным, в США к 2025 году каждый второй малыш будет иметь симптомы аутизма, если сегодня серьезно не подойти к объяснению его причин.

Детский аутизм — начало всех начал

Итак, после того, как вашему ребенку был поставлен диагноз «детский аутизм», нужно собраться с духом и продолжить воспитывать, развивать и ухаживать за малышом, но уже по-иному. Для этого предлагаем проконсультироваться у таких специалистов, как учитель-дефектолог или специальный психолог, которые уже имеют опыт работы с детьми-аутистами и могут представить развернутую характеристику психологического состояния вашего ребенка, а также предложить формы и направления коррекционных занятий именно с ним.

Какой бы вид детского аутизма не был поставлен вашему ребенку, необходимо создать наиболее комфортные условия для его развития. Главное, чтобы вы действовали комплексно, а не хаотично. Понимаем, что вы готовы на все ради здоровья собственного ребенка. Но постоянные замены одних методик на другие никогда не приведут к положительным результатам у малыша, имеющего синдром раннего детского аутизма.

Комплексный подход должен охватить как медикаментозную поддержку здоровья ребенка, так и интенсивные психолого-педагогические мероприятия, которые будут соответствовать состоянию его развития. Вы должны быть готовы уделять максимальное количество времени для занятий с ним (не меньше 5 часов в день). И увидите, что результаты вас порадуют, и ваш малыш вскоре сможет вас понимать, потом пойдет в школу и даже станет самостоятельным. Ведь аутизм у детей лечению и коррекции подлежит.

Кстати, среди знаменитых людей тоже есть аутисты. Поинтересуйтесь их именами и биографиями, и это придаст вам сил.

Как должен развиваться ребенок с синдромом аутизма до 3 лет

Так как детский аутизм влияет на многие стороны развития ребенка, то мы особое внимание в этом возрасте должны уделить таким сферам:

  • психомоторной;
  • эмоциональной;
  • познавательной.

Прежде всего, для больных на детский аутизм характерны нарушения тонической регуляции. Поэтому вы должны проконсультироваться у специалиста и научиться:

  • активизировать любые проявления ребенка;
  • выполнять с малышом упражнения на распределение мышечного напряжения;
  • владеть разными методами снятия у него напряжения.

Такая работа с телом – важное направление, необходимое для эффективного коррекционного влияния на всестороннее формирование психики ребенка, потому что тоническая регуляция – это основа полноценного психического развития. Очень важно развивать функции как общей, так мелкой моторики, ощущения статистического и динамического равновесия, зрительно-моторную координацию. Особенно если признаки аутизма у ребенка 2 лет были выявлены рано.

Внимание! Во время занятий нельзя останавливаться на одном каком-то выученном движении. Зная предрасположенность малышей, имеющих детский аутизм, к стереотипиям, на каждом занятии расширяйте спектр движений и обязательно придавайте им значение.

Несмотря на то, что ребенок с детским аутизмом очень часто ни движениями, ни эмоциями, ни звуками, ни взглядом не отзывается на активность взрослых, которая направлена в его сторону, все-таки его жизнь нужно насыщать разнообразием и эмоциями. Родители должны постоянно разговаривать с ним, причем намного больше, чем это было бы нужно ребенку с типичным развитием. При аутизме у детей любое проявление необходимо подхватывать и называть. Особенно если симптомы аутизма у детей до года все же были выявлены.

Очень хорошо во время различных процедур (купание, занятия, убаюкивание) включать специально подобранную музыку. Неплохо, чтобы мама тоже напевала и имя ребенка, и различные просьбы к нему, и рассказы и т. д. Ведь аутисты лучше реагируют на музыку, нежели на обычную речь.

Разговаривать с такими детьми необходимо спокойным и тихим голосом. А если хотим ребенка стимулировать к определенным проявлениям, наша интонация должна быть эмоциональной, добродушной, без прижима и напора.

Понятно, что ребенок, страдающий детским аутизмом, не может использовать речь с коммуникативной целью, поэтому родители должны делать это за него, то есть: высказывать его просьбы, строить диалоги, отвечать за него, называть словами все, что он делает. Даже если вам будет казаться, что ребенок никак не реагирует на ваши слова, не отчаивайтесь, продолжайте разговаривать, оформляйте словами все действия и возможные переживания. Например, ребенок подходит к маме и тянет её за руку к столу, где находится чашка с водой. Мама обязательно должна прокомментировать все действия малыша: «Мама, дай руку. Пошли к столу. Я хочу пить. Дай мне кружку с водой». Уже доведено, что аутичные дети всё прекрасно воспринимают и хорошо усваивают услышанное, хотя обратная реакция следует с опозданием. Со временем ребенок научится понимать, что слова непосредственно связаны с действиями и предметами. И тогда он сам начнет оформлять ими свои мысли, чувства и действия.Для того чтобы ребенок научился говорить, необходимо подхватывать все его звуковые проявления. Прислушайтесь к тому, что проговаривает малыш, повторите это и постарайтесь дать этому смысл, назвав похожее слово. Особенно это важно, когда признаки аутизма у ребенка до года уже были выявлены.

Важным направлением в коррекционных занятиях во время работы с такими детьми, должно стать развитие у них внимания, а именно его концентрация. Перед тем как начнем учить малыша этому, подчеркнем то, что аутисты в основном используют периферийное зрение. Поэтому у них взгляд получается рассеянный. И тогда возникает ощущение, что такие люди смотрят сквозь вас. Но для того чтобы научить кого-то повторять за кем-то слова и движения, нужно сначала заставить его следить за губами, выражением лица, а также научить рассматривать предметы. А это невозможно сделать без концентрации взгляда, т.е. заострения внимания.

Значит, при аутизме детей надо заставлять быть внимательными. Для этого советуем: поднесите ладоши к вискам малыша и сделайте из них что-то вроде шор. Ребенок не сможет теперь смотреть в сторону, и ему придется свой взгляд направить на вас. Вы должны переловить его и что-то проговорить. Это очень важно для дальнейшего развития малыша. Он начнет учиться концентрировать свое внимание на предметах, людях.

Немаловажную роль в развитии детей-аутистов играет сенсорная система. Но она у них, как правило, работает частично, так как многие её функции не включены. Поэтому при аутизме у детей можно наблюдать:

  • фрагментарное восприятие внешней информации, так как они не могут воссоздать целостную картину всего, что происходит вокруг их;
  • значительные трудности во время одновременного восприятия информации (если слышит, то не видит, или же наоборот);
  • снижение или увеличение порога чувствительности к внешним раздражителям (невозможность слышать звуки или смотреть на свет либо их полное неприятие).

Как видим, аутизм у детей вызывает нарушения, связанные с восприятием внешних стимулов, которые отвечают за организацию нервной системы. В результате таких нарушений мозг не способен воспринять информацию, которая поступает через органы чувств, и обобщить её в образы восприятия, а потом – понятия.

Теория сенсорной интеграции, в свою очередь, подчеркивает важность правильного формирования и интеграции основных органов чувств: осязания, обоняния, вкуса, зрения, слуха, а также вестибулярного аппарата. От успешного исхода этого процесса зависит становление всей схемы тела, координация движений, внимание, а также эмоциональное равновесие. Именно совокупность всех этих процессов в дальнейшем станет основой таких сложных процессов, как речь, способность к чтению, счету или письму.

Смотрите так же:  Гипотиреоз и депрессия

Специалисты советуют использовать терапию методом сенсорной интеграции, которая со стороны смотрится как обычная игра. Это научно обоснованная система занятий, благодаря которым нервная система приобретает способность интегрировать сенсорные ощущения и использовать их на практике. Главное задание таких занятий – научить мозг правильно реагировать на внешние раздражители. Для этого можно использовать качели, платформы для тренировок равновесия, большие мячи, скейтборды. Такие занятия важны, если выявлены признаки аутизма у ребенка до 3 лет.

Очень полезными также могут стать такие игры:

  1. Взрослые пишут букву на ладошке, спинке, животике ребенка, а малыш пытается их отгадать.
  2. Катание на больших мячах.
  3. Сжимание резиновых груш.
  4. Движения глазами за предметами, которые перемещаются, за лучом фонарика.
  5. Обучение счету во время двигательных упражнений.
  6. Рисование всеми пальчиками или разными предметами.
  7. Обрисовка собственных частей тела.
  8. Копирование фигур.
  9. Игры с мячом.
  10. Упражнения с мишенями.

Обращаем внимание на то, что взрослые во время таких занятий должны показать ребенку, страдающему детским аутизмом, что мир многогранный и прекрасный. Его можно и нужно познавать каждый день. Тогда у него появится потребность узнавать что-то новое, а значит, будут развиваться правильно все органы чувств. Особенно если это аутизм, симптомы которого проявились у детей до 3 лет. Дарите ребенку больше радости! Он все это поймет и научится воспринимать окружающий мир целостной картинкой. Это очень важно для его дальнейшей повседневной жизнедеятельности в семье, школе, ну а со временем – и во взрослой САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ жизни.

Аутизм у детей не редкое заболевание сегодня. Существует много методик лечения. Но широко признан во всем мире метод коррекционного влияния на детей с аутизмом «Son-Rise», который был разработан супругами Кауфманами, пытавшимися найти наиболее эффективные пути взаимодействия со своим годовалым сыном. Весь смысл обучения заключается в том, чтобы постепенно насытить жизнь ребенка с детским аутизмом внешними стимулами. Кауфманы утверждают, что последовательные занятия обязательно дадут позитивный результат. Принципы программы таковы:

  • Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к тому, чтобы его понять. Это облегчает установку визуального контакта, развивает взаимодействие и дает возможность приобщиться к игре ребенка.
  • Создание безопасного простора для работы и игры, в котором никто и ничто не отвлекает внимание ребенка, и поддерживается атмосфера наиболее комфортная для обучения и развития.
  • Обучение детей с аутизмом с помощью игры способствует эффективному и осмысленному взаимодействию и общению.
  • Обучение и приобретение новых навыков возможны лишь при опоре на мотивацию ребенка.
  • Только энтузиазм и заинтересованность взрослых могут вызвать у ребенка стойкий интерес к обучению, общению и взаимодействию.
  • Усилить мотивацию ребенка к обучению поможет только безоценочное отношение взрослых к его действиям.

Продуманная и последовательная работа, начатая с ребенком в раннем возрасте, обязательно даст позитивный результат, так как аутизм у детей поддается коррекции.

Развитие ребенка с детским аутизмом от 3 до 7 лет

Малыш подрастает, и он должен перейти к следующему этапу развития. Но аутизм у детей многолик. Если ребенку присущи тяжелые расстройства аутичного типа в виде беспрерывных стереотипных проявлений, пронзительного визга или крика, аутоагресии или агрессии по отношению к окружающим, то занятия следует проводить индивидуально. Но как только вы увидите, что ребенок может находиться с другими детками, так как у него легкая форма аутизма, обязательно найдите возможность, чтобы он продолжал обучение уже в микрогруппе. Это чрезвычайно важно для него. При этом занятия в таких группах должны проводить специалисты, которым знакомы проблемы детского аутизма, так как обучение необходимо наполнить всеми возможными и нужными для малыша видами деятельности: музыкой, рисованием, развитием речи, играми, физическими упражнениями и интеллектуальными заданиями. Важными коррекционными составляющими при аутизме у детей остаются коммуникации и взаимодействие. Иногда ребенка тяжело вовлечь к групповым занятиям. Ничего страшного, пускай пока наблюдает за всем со стороны. Но искусство педагога будет состоять в том, чтобы приобщить его к совместной деятельности.

Довольно хорошо на состояние ребенка с детским аутизмом влияют упражнения на коне. Занятия ипотерапией стимулируют развитие психомоторной сферы. А это, в первую очередь, владение тонической саморегуляцией, координацией движений, чувством равновесия. Конь, как правило, вызывает позитивные эмоции у больных детским аутизмом. Во время езды на нем ребенок должен подстроить свое тело к движениям животного, чтобы на нем удержаться. Так появляется новый навык, который мы рассматриваем, как взаимодействие с окружающим миром, что важно при аутизме у детей. Кроме того, температура тела коня выше температуры тела человека. А так как упражнения на животном выполняются без седла, то тепло, которое ребенок, страдающий детским аутизмом, чувствует от коня, снимает у него напряжение. Такие занятия создают условия для того, чтобы ослабить аутичную защиту. В результате этого есть возможность продуктивно влиять на развитие ребенка. Такие моменты хорошо использовать для того, чтобы провести словесный диалог, коммуникацию с помощью жестов. Ведь когда у ребенка уменьшается психоэмоциональное напряжение, он может воспринимать информацию извне. Это даёт возможность всесторонне развивать ребенка, имеющего детский аутизм.

Довольно кропотливой должна быть работа логопеда. Главной его задачей становиться не обучение чистоте звукопроизношения и правильности построения слов в предложении, а объяснение ребенку, имеющего детский аутизм, зачем нужна речь и в чем необходимость коммуникации.

Аутизм у детей разный по причинам и признакам, поэтому корреционные направления обучения выбирают родители, исходя из того, какие они видят потребности и возможности своего ребенка.

Кроме спланированного плана занятий и его последовательного осуществления, родители должны продолжать воплощать особенный подход взаимодействия с ребенком дома. Основная идея – способствовать адаптации ребенка, имеющего детский аутизм, к жизни и продуктивным контактам с другими людьми.

Домашнее чтение может стать тем видом деятельности, которое поможет установить эмоциональный контакт с ребенком и выработать определенные социальные навыки. Лучше читать, усадив малыша на руки. Тактильные ощущения укрепят контакт родителей с ребенком, который имеет детский аутизм. При этом желательно осваивать литературные образы медленно, поэтапно, придавая им эмоционального окраса. Уместно читать книгу по нескольку раз. Это будет помогать ребенку лучше понимать героев, переносить ситуацию на себя, а усвоенные модели общения повысят его уверенность в себе и снизят тревожность.

Кроме домашнего чтения, родители могут применить и метод совместного рисования. Когда вы рисуете, то обязательно нужно активно описывать словами все, что изображается, терпеливо объяснять ребенку, имеющего детский аутизм, последовательность рисования, называть каждый элемент. Если ребенок не изъявляет желание рисовать самостоятельно, взрослые помогают ему. При совместном таком занятии родители могут сами нарисовать, например, куклу, но «забыть» изобразить ей ножку. Они просят ребенка дорисовать то, что необходимо. Такая работа позитивно влияет на развитие восприятия и представлений малыша, учит его взаимодействовать с взрослыми.

Полезными также будут семейные ритуалы. Например, вечерний ритуал может состоять с прогулки по окрестностям, чаепития, совместного чтения, массажа и т. д. Все это будет способствовать подготовке ребенка, страдающего детским аутизмом, ко сну.

Ежедневно общаясь со своим ребенком, родители особое внимание должны уделять отработке у него навыков коммуникации. Многоразовое повторение, проговаривание, проигрывание важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых моделей реальности, которые помогут ему в дальнейшей жизни.

Подготовка к школе ребенка с детским аутизмом

Обобщенно показатели готовности ребенка к школьному обучению можно представить так:

  • общая психологическая готовность (показатели интеллектуального и сенсомоторного развития);
  • специальная готовность (достижения за программами дошкольного обучения);
  • общая личностная готовность (произвольность деятельности, адекватное общения с взрослыми и ровесниками, позитивное отношение к обучению).

Особое внимание следует обратить на показатели психофизической готовности особенного ребенка к школе, а это:

  • физическое и психомоторное развитие;
  • личностная и социально-психологическая зрелость;
  • интеллектуальное развитие.

Итак, психофизическая готовность ребенка с особенными образовательными потребностями – это, прежде всего, комплекс качеств и характеристик, которые свидетельствуют о том, что ребенок достиг соответствующего уровня в физическом, моторном и интеллектуальном развитии и может строить социальные взаимодействия.

Для того чтобы ребенок, имеющий детский аутизм, мог посещать школу, родители должны убедиться, что он соответствует всем перечисленным аспектам. В случае несоответствии каким-то показателям, нужно приложить все усилия для их приобретения. Во время работы с ребенком, страдающим детским аутизмом, не должна прекращаться работа с правильным развитием психомоторной сферой. Необходимо продолжать развивать у него чувство равновесия, зрительно-моторную координацию, общую и мелкую моторику. Ведь их недостаточное развитие указывает на симптомы аутизма у детей. Поэтому их нужно корректировать постоянно.

Теперь хотелось бы остановиться на таких важных предпосылках успешной учебы, как произвольность и саморегуляция, а также способность взаимодействовать с другими людьми.

Что касается произвольных действий, то имеются в виду такие умения:

  • самостоятельное выполнение последовательных действий;
  • воспроизведение наглядных образцов;
  • планирование и контроль своих действий;
  • умение действовать согласно устной инструкции;
  • подчинение своих действий правилам.

Близки к этим умениям и проявления саморегуляции:

  • способность к целенаправленным действиям;
  • концентрация внимания;
  • владение своим эмоциональным состоянием.

Ребенок, имеющий детский аутизм, испытывает значительные трудности в формировании целенаправленного поведения и способности концентрировать внимание. Будучи в окружении множества отвлекающих факторов, у него появляется ряд побочных ассоциаций, которые делают невозможным выполнение заданий правильно. Кроме этого, возможны импульсивные реакции, которые тяжело объяснить и понять, а это значит, что возможны нежелательные проявления.

Но если ребенок, имеющий детский аутизм, обладает достаточным уровнем интеллекта, то он может без проблем выполнять формальные требования:

  • списать текст;
  • ответить на вопрос;
  • поднять руку, когда знает ответ на вопрос.

При выполнении более содержательных требований у него могут наблюдаться трудности, которые вызывают агрессивное поведение или полный отказ от работы. Как видим, аутизм у детей вызывает различные непредсказуемые реакции, поэтому задания должны соответствовать их возможностям.

Что касается формированию таких важных предпосылок учебной деятельности, как способность взаимодействовать с другими, к сожалению, можно говорить о полном отсутствии умения принимать полноценное участие в совместной деятельности, организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать. Дети, имеющие детский аутизм, испытывают существенные трудности, когда нужно о чем спросить учителя, попросить о помощи, высказать свое мнение и отстаивать его, действовать согласно правилам, условиям.

Эти трудности не являются дискретными. Они формируются в результате взаимосвязанных ситуативных проблем. Низкий уровень произвольности, как правило, сопровождается отсутствием мотивации к учебе, а такие особенности психической организации, как практически отсутствие саморегуляции и неспособность использовать речь с целью коммуникации, делают невозможным общение ребят с детским аутизмом с ровесниками и взрослыми.

Современные исследователи отмечают, что аутизм у детей зачастую протекает сложно, поэтому возможность вписаться в школьную жизнь сходу очень мала. Поэтому если не организовать специальной подготовки, то большинство таких детей останется вне образовательного процесса или получат образование ниже своих возможностей.

Как правило, во время подготовки ребенка к школе большое внимание уделяется развитию у него учебных навыков. При этом с поля зрения выпускается уровень владения им бытовыми навыками, умение адекватно реагировать на то, что происходит вокруг, взаимодействие с другими членами общества. Поэтому сначала необходимо освоить правила школьной жизни, и только потом развивать учебные навыки.

Смотрите так же:  Кому помог фенибут от депрессии

Если говорить о правилах школьной жизни, то имеются в виду два момента: четкая структура школьного дня и школьная атрибутика. У ребенка, страдающего детским аутизмом, должны быть заранее созданы стереотипы поведения, связанные со школьной атрибутикой: класс, звонок, парта, доска, портфель, домашнее задание, оценка.

В классе у ребенка может быть несколько помощников, но учитель должен стать главным субъектом школьной жизни. Структура учебного дня формируется четкая, никаких непредвиденных ситуаций, которые могут выбить ребенка из колеи. Если необходимо сделать изменения в рабочем дне, то они проводятся поэтапно. Важным моментом школьной жизни является перемена. Для детей-аутистов она составляет наибольшую трудность, так как не имеет четкой структуры. Здесь главное научить детей в классе взаимодействовать с такими детьми.

Усиление роли непредвиденной активности у ребенка способствует его личностному росту. В отличие от обычных детей, у которых каждый этап развития замещается сам, аутичные дети «застревают» на каждом уровне развития, так как их активность очень мала. В этом и трудности детского аутизма, симптомы которого в каждый период развития стают видимыми. Поэтому необходимо организовать среду таким образом, чтобы каждое проявление активности ребенка было понято и принято, что будет побуждать его к действиям, а это отличный ресурс для оптимального пребывания в социуме.

Предварительное моделирование урока поможет ребенку с аутизмом научиться использовать речь как средство коммуникации. Он должен уметь ставить и отвечать на вопросы, просить о помощи.

Во время моделирования урока детей учат сидеть на уроке, слушать учителя, пользоваться портфелем, карандашом, выходить к доске, слышать инструкцию, просить о помощи. Это дает возможность не только получить определенные навыки, необходимые для вовлечения в школьную жизнь, а также снимет страх и тревожность перед чем-то новым, сделает школьную ситуацию знакомой и предвиденной.

Для ребенка с аутизмом, как и любому другому ребенку, необходим позитивный опыт пребывания в детском коллективе. Поэтому его нужно обязательно познакомить предварительно с учителем, который должен вызвать у ребенка доверие, научить ориентироваться в помещении, где будет протекать его школьная жизнь. Если у ребенка легкая форма аутизма, то он быстро привыкнет к школьной жизни.

Значение пооперационных карточек в обучении ребенка с аутизмом

Окружающий мир непонятен ребенку, страдающему на детский аутизм. Он не всегда может связать между собой события, людей, звуки, образы. Он не прослеживает логических связей между реалиями, которые его окружают. Поэтому многое остается для него непонятным.

Первым этапом работы с такими детьми в школе должно стать формирование мотивации к обучению, а не требование овладеть всем материалом. Дети-аутисты тогда выполняют действия, когда они четко спланированные: ребенок должен быть уверенным в том, что делать сначала, какой следующий порядок деятельности, как завершить.

Для этого можно в кабинете, где пребывает ребенок-аутист, повесить пооперационные карточки, на которых в виде рисунков и символов будут обозначены все действия по порядку, например, на шкафу нарисована схема, как собраться на прогулку. Такие схемы можно развесить в ванной, на рабочем столе, в детской комнате.

Иногда аутичному ребенку требуется физическая помощь в осуществлении действия. Тогда взрослые берут его руки в свои и показывают, как нужно делать. Помните, что телесный контакт способствует снижению тревожности у малыша. Аутичным детям сложно овладевать новыми действиями, но они всегда хотят сделать все хорошо. Поэтому советуем сначала давать такие задания, с которыми они будут успешно справляться.

Дети с аутизмом очень часто быстро устают как физически, так и психологически. Поэтому им необходим свой ритм работы, частые смены одной деятельности на другую. Для этого советуем продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые будут предлагаться ребенку, когда он устанет работать со всеми.

Ребенок с аутизмом плохо ориентируется в пространстве и времени. Советуем сложить план группы или класса, всей школы, где будут указано расположение всех необходимых объектов. Также необходимо составить режим дня с помощью символов и рисунков. Но сложить и повесить схемы, это еще не все. Нужно, взяв их в руки, путешествовать вместе с ребенком, узнавая и называя предметы. Сначала ребенок откажется повторять названия, поэтому педагог должен это делать сам.

Если ребенок отказывается принимать правила, не навязывайте их ему. Присмотритесь, что он хочет делать и как, подыграйте ему. Главное, это установить с ним настоящий контакт.

Аутизм у детей, признаки которого четко проявляются в повседневной жизни, должен максимально нивелироваться с помощью личного контакта между взрослым и малышом. Обязательно научитесь планировать день вместе с ребенком. Вечером или непосредственно утром нарисуйте все события, которые будут происходить днем. Ребенок будет готов к ситуации, и это не вызовет у него негативизма.

Будьте внимательны к ребятам, страдающим на детский аутизм, и у вас с ними все получится!

Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом

Аутизм — что это за болезнь?

Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок болен аутизмом пытается адаптироваться в скоротечном современном мире. Хотя формы подобных расстройств варьируют от легких до тяжелых, многие больные этой болезнью проявляют исключительные способности к музыке или других видов искусств. Стоит их немного поддержать и адаптация их в обществе станет вполне реальной.

Аутизм не является результатом плохого воспитания. Аутизм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также стереотипностью в поведении и интересах. Все указанные признаки появляются в возрасте до 3 лет.

В отличие от всех других детей с психофизическими нарушениями и без них, аутичный ребенок не идет навстречу другому человеку и не радуется, когда любой, ребенок или взрослый, хочет, например, играть вместе с ней.

Наиболее типичные симптомы аутизма

  • Недостаточное развитие языка, отсутствие речи. У детей раннего возраста, как правило, наблюдаются нарушения зрения, речи (им трудно говорить), они чрезмерно застенчивы, часто повторяют одни и те же слова по несколько раз подряд. Ребенок не понимает речь других людей, сама не стремится разговаривать, общаться с другими людьми, даже матерью. В речи ребенка, в основном, присутствуют ехолалии, ребенок иногда повторяет обрывки элементов речи, которые она услышала от других людей или по телевизору. Ребенок не понимает сложных языковых конструкций. Ребенок с аутизмом понимает только односложные слова-команды: «Ешь», «Сядь». Ребенок не может абстрактно мыслить, анализировать и обобщать. Чаще всего ребенок не понимает местоимений мой, твой, их и т. Д. В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться «автономная речь», «речь для себя».
  • Ребенок не воспринимает окружающий мир, не реагирует на происходящее вокруг него. Родителям порой совершенно невозможно привлечь внимание ребенка, она не реагирует на свое имя и на звуки голосов мамы и папы. Более того, со временем ребенок начинает активно избегать общения, скрывается, уходит. Ребенок не фиксирует взгляд на лице родителей, нет контакта взглядов, не обращающихся на язык.
  • Зрительное внимание детей с аутизмом крайне выборочно и очень кратковременно, ребенок смотрит как мимо людей, не замечая их и относится к ним как к неодушевленным предметам. В то же время ей характерна повышенная впечатлительность, его реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия близких родственников, родителей и чрезмерно болезненно и возбужденно реагировать даже на незначительные перемещения и перестановки предметов в комнате.
  • 3. Ребенок с аутизмом не переносит эмоционального контакта с родителями. Даже в первые месяцы жизни ребенок не тянет ручке, не прижимается к матери, а, находясь на руках у родителей, сопротивляется физического контакта, напрягает спину, пытается вырваться из объятий родителей.
  • Ребенок, страдающий аутизмом, никогда не играет с игрушками, и даже не проявляет к ним интереса. Игра ребенка с аутизмом заключается в наборе простых движений — она дергает кусок одежды, крутит веревку, сосет или нюхает части игрушек. Эти признаки аутизма также проявляются после достижения ребенком возраста 1 года.
  • Ребенок не проявляет интерес к другим детям, не играет со сверстниками. Аутист не проявляет интерес к играм детей. На втором году жизни заметно, что ребенок — аутист не имеет даже простейших игровых навыков. Единственная игра, которую аутист может поддерживать, это простые механические движения «возьми — дай». При аутизме своеобразный характер имеет игровая деятельность. Ее характерной чертой является то, что обычно ребенок играет сам, преимущественно используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода. Она может долго и однообразно играть с обувью, шнурками, бумагой, выключателями, проводами и тому подобное. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких детей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ в сочетании с аутичным фантазиями. При этом ребенок не замечает окружающих, не вступает с ними в речевой контакт.
  • . Ребенок, страдающий аутизмом, не может научиться простейшим навыкам самообслуживания. Такому ребенку порой невозможно научиться одеваться самому, самостоятельно ходить в туалет, умываться, принимать пищу и пользоваться столовыми приборами.
  • Ребенок с аутизмом требует постоянного контроля, она не понимает и не может оценить опасности окружающего мира. Малыш не может переходить улицу, потому что не воспринимает движущиеся машины и может пострадать. Такой ребенок не понимает опасность, исходящую от падения с высоты, игры с электроприборами, острых предметов и т.д.
  • Несмотря на безразличие к окружающему миру, ребенок с аутизмом может очень часто проявлять вспышки гнева и агрессии. В основном, эта агрессия направлена на самого себя. Ребенок до крови кусает свои руки, бьется головой о мебель и пол, бьет кулаками себя по телу и лицу. Иногда эта агрессия возникает против других людей, и ребенок при любой попытке контакта царапает, кусает или бьет родителей. На любое запрет или попытку связаться ребенок — аутист может внезапно проявить безудержную агрессию. Ребенок не умеет испытывать чувство сожаления, по просьбе или мольбы родителей она не реагирует, безразлична до слез.
  • У ребенка с аутизмом часто присутствует синдром навязчивых движений — она раскачивается стоя или сидя, долгое время бесцельно хлопает в ладоши, вращает и крутит различные предметы, долгое время смотрит на мир, огонь, вентилятор. Ребенок вместо игры может выстраивать различные предметы и игрушки в аккуратные ряды. Ребенок может долгое время безэмоционально подпрыгивать, приседать.

Что можно посоветовать родителям и близким детей, страдающих аутизмом?

Если для родителей заметными становятся вышеперечисленные признаки аутичного типа развития, то обязательно нужно обратиться к детскому психиатру, чтобы убедиться, насколько эти особенности развития ребенка имеют основание. Диагноз «ранний детский аутизм» может быть поставлен только специалистом — детским психоневрологом после тщательного обследования малыша. Если этот диагноз ребенку поставлен, то родителям нужно определиться с программой дальнейшего обучения и развития малыша. Для этого важно проконсультироваться у специального психолога или коррекционного педагога, которые имеют опыт работы с такими детьми, могут предоставить развернутую характеристику состояния психического развития ребенка, а также определить формы и направления коррекционных занятий для ребенка.

Родителям нужно набраться терпения, твердо верить в успех и не терять надежду. Сегодня во многих городах открыты специальные курсы и школы для родителей, чьи дети страдают аутизмом.

Смотрите так же:  Нарушения сна болит голова

Основой успешного преодоления аутизма, является выполнение в домашних условиях и в условиях специальных центров индивидуальной программы реабилитации больного ребенка. Естественно, главная задача здесь ложится на плечи родителей. Поэтому первостепенной шагом должно стать принятие того, что их ребенок страдает аутизмом. Ведь она не психически больной человек, у него просто «другой способ видения мира», ей немного труднее выразить свои чувства. Вот здесь и нужно ей помочь, поддержать, научить.

При правильном, упорном подходе к выполнению лечебной (реабилитационной) программы дети, больные аутизмом, показывают отличные результаты и могут в значительной мере восстанавливаться, адаптироваться к нормальной жизни. Нередко они обладают даром или талантом в какой-то области искусства или знания.

Гиперчувствительность к звукам и прикосновениям, задержка речевого развития, неуравновешенность. Такие проблемы развития детей с аутизмом возникают перед родителями особых детей.

Интеллектуальное развитие этих детей достаточно разнообразен. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием. Отмечается также как частичная или общая одаренность, так и умственная отсталость.

Первый возрастной кризис приходится на возраст между двумя и тремя годами, когда каждый ребенок дифференцирует себя из- людей и дифференцирует людей на своих и чужих. В этот период ребенок начинает узнавать себя в зеркале и говорить о себе в первом лице. Рост самосознания и стремление к самостоятельности обусловливают частоту эмоционально-поведенческих расстройств на этом этапе. Стремясь к независимости, ребенок проявляет негативизм и упрямство на замечания и запреты взрослых.

Для предупреждения эмоциональных и поведенческих расстройств очень важно, чтобы взрослые относились к малышу бережно, с большим терпением и уважением. При этом ни в коем случае нельзя подавлять или запугивать ребенка, необходимо одновременно стимулировать и организовывать его активность, формировать произвольную регуляцию поведения.

Особенно важное значение в воспитании аутичного ребенка имеет организация его целенаправленного поведения четкого распорядка дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях.

Поскольку нарушения аутистического спектра являются сквозными, то положительное влияние на развитие ребенка должно происходить комплексно. Речь идет о том, что в центр внимания должны попадать моторная, эмоциональная и познавательная сферы. По моторной сферы стоит получить консультацию специалистов (особенно важно — еще и отработать определенные навыки), как помогать ребенку в этом направлении. Уметь: активизировать проявления ребенка, выполнять упражнения на перераспределение мышечного напряжения, владеть различными способами снятия напряжения, способствовать гармонизации тонической регуляции в целом, поскольку именно она является основой полноценного психического развития.

Советы взрослым из ближнего и дальнего окружения ребенка аутиста

Применяйте планомерное сотрудничество ребенка со взрослым для того, чтобы у него перед глазами всегда был эталонный вариант, с которым он хотя бы изредка пытался сравнить свое изделие и другие результаты своей деятельности, а также созерцать действия, движения взрослого, слышать его мысли. Партнерство с ребенком в различных совместных с ним делах помогать успокоить и дать ему чувство защищенности.

  • Соблюдайте с подавляющим большинством аутичных детей постоянного их страхования: будьте готовы их поймать, схватить, подложить руку на опасное место и т.д., будьте готовы предотвратить возникновение ситуации, провоцирует физическую самоагрессии ребенка. Действенным способом свести к минимуму опасные действия ребенка является их подкрепления вами своими бурными реакциями (не пугаться, не расстраиваться, не сердиться). Помните, что некоторые дети могут провоцировать такие реакции взрослого и при этом испытывать удовольствие и радость.
  • Целенаправленно опекайте предметную деятельность и игру ребенка. В этой связи обеспечит взвешенное отношение к подбору игрушек и предметов, продумывайте цели с позиции степени их сложности (должны соответствовать возрасту, возможностям и интересам ребенка), тщательно относитесь к организации и руководства детской деятельностью.
  • Используйте большую привязанность ребенка с аутизмом в отношении к предметам, чем к людям. На этой основе косвенно налаживайте диалог с ними, например, через музыкальные инструменты, танцы, спортивные игры. В то же время налаживайте слухо-вокальную, слухо-двигательную и зрительно-двигательную координацию общей и мелкой моторики, формируйте доступен для ребенка уровень способности синтезировать их в одной деятельности (побуждайте ребенка к поиску слева справа, сверху-снизу мелодической игрушки или взрослого, который ей напевает или что-то говорит и т.п.).
  • Устранение из окружения ребенка все то, что может напугать его: резкие звуки (хлопанье дверью, грохот посудой, ссору, громкую музыку); резкие зрительные впечатления (мощные, не защищены источника света, внезапное движение в поле зрения ребенка); резкие запахи, грубые обращения и тому подобное.
  • Помните, что взгляд взрослого, звуки его голоса, приближения и касания могут вызвать у ребенка только оборонительную реакцию в виде различных вариантов отстранения и избегания (предотвращения и отвода глаз, нежелание слушать, касаться, вступать в любой контакт).
  • Поддерживайте элементы общения, попытки вступить в контакт, реакции на обращение взрослого. При этом всячески учитывайте особенности их осуществления ребенком, поскольку, несмотря на то, что ребенок «ходит мимо людей», она никогда не наталкивается на них, может заплакать, когда на нее или при ней кричат.
  • — Систематически используйте возможности арт-терапевтических средств как социально приемлемого выхода агрессивности и негативных эмоций ребенка с аутизмом, безопасного способа снятия напряжения, уменьшения страхов, агрессии и жестокости. Совместное участие в рисовании, в музыкальных занятиях, в элементарных спортивных играх будет способствовать формированию отношений эмпатии и взаимной поддержки.

Советы родителям ребенка аутиста

Основным ориентиром развития ребенка с аутизмом должен быть разнообразное, эмоционально насыщенное общение с ним родителей. Родители должны разговаривать с ним больше, чем со здоровым ребенком.

  • Постоянно стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру. Заинтересовано выполнения вами режимных моментов и не безразлично, ласковое отношение к ребенку, обозначения эмоциональных состояний различными звукосочетаниями способствовать эмоциональному «заражение» малыша. Это, в свою очередь, постепенно вызовет у него потребность в контакте и постепенное изменение ребенком своего собственного эмоционального (часто агрессивного) состояния.
  • Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим действиям. Купая, одевая, осматривая т.д. ребенка, не молчите и не игнорируйте ребенка, а, наоборот, постоянно ласково стимулируйте ее к подражанию. При этом помните, что ребенок способен подражать лишь то, что в общей форме он уже сам может сделать. Хорошо, когда мама поет, причем это могут быть не только песни: несмотря на то, что дети с аутизмом лучше реагируют на музыку, чем на вещание, стоит речевые проявления делать музыкальными, пропевать имя ребенка, свои комментарии, свои просьбы, рассказы, похвалу и тому подобное. А разговаривать с таким ребенком — спокойным (желательно даже тихим) голосом.
  • Способствует более легкому прохождению ребенком момента физического отрыва от себя с тем, чтобы предотвратить проявления тяжелых форм «чувство края», когда ребенок становится абсолютно несдержанным, неуправляемой, непослушным. Постоянно формируйте у малыша «ощущение края» с тем, чтобы он постепенно переставал бояться нового в окружающей среде.
  • Учитывайте, что рядом с равнодушием, аффективной блокадой (изоляцией) по отношению к вам, возможно также симбиотическая форма контакта, когда ребенок отказывается хотя бы на некоторое время оставаться без вас при том, что никогда не бывает с вами мягкой.
  • На всех этапах установления контакта подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту, каждый раз обязательно начиная с того психического уровня, на котором находится ребенок.
  • Во время тактильного контакта с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая даже проявления гнева на его сопротивление. При этом учитывайте, что аутичный ребенок может понимать ваши чувства и речи. Однако эмоциональные особенности малыша является препятствием процесса восприятия материнской ласки. Важно продолжать устранять детский сопротивление такими стимулами, которые для нее эмоционально сверхчувствительными, дискомфортными (длинный поцелуй, шепот в ухо и т.д.). Вместе с тем, применяйте определенную трансформацию отношений с ребенком, которого (ситуацию) условно называют «отпусти», когда ребенок старается избегать длительных эмоциональных контактов, объятий, поцелуев. Однако, учитывая естественную автономию ребенка с аутизмом, эту возможность надо использовать осторожно.
  • используйте (Как возможный) метод мобилизации ребенка к игре без всяких требований и инструкций только с целью налаживания эмоционально благоприятного, доверительного контакта, даже несмотря на то, что ребенок может не обращать на вас внимание.
  • Постоянно стимулируйте эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочное листья, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в окружающей среде (засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые и уютные поляны и тому подобное. При этом многократно учите и поощряйте ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, вокализации, несовершенны слова; одобряйте такое его поведение.
  • Постоянно смягчает недостаточную или полное отсутствие потребности в контактах, а также активное, часто с агрессивным проявлением стремления одиночества и отгороженности от внешнего мира. При этом учитывайте, что дети чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют наедине. Однако присоединяйтесь к действиям ребенка, а потом тактично настаивайте на совместных действиях, например, с предметом, которым играет ребенок, с книгой, которую «вместе» читают, с матрийкою, которую поочередно составляют, с мячом, который поочередно прокатывают по полу и тому подобное.
  • Научитесь Считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением ее имени и т.д.) поощряйте ребенка к продолжению этого контакта.

Другие статьи

  • Диарея у грудных детей лечение Понос у грудного ребенка (первая помощь) Понос у грудного ребенка (или диарея) — это многократное опорожнение кишечника с выделением разжиженных и обильных каловых масс, иногда с примесью слизи. Однако родителям следует знать, что у грудных детей жидкий стул – это […]
  • Лечение аллергии народными средствами детям Лечение аллергии у детей и взрослых: подходы и методы По данным Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов, от аллергических заболеваний страдает около 30% людей в мире, а в России по разным оценкам их процент колеблется в пределах от 17,5% до 30% […]
  • Симптомы хронического гепатита с у детей Хронические гепатиты у детей Что такое Хронические гепатиты у детей - Хронический гепатит у детей – хроническое диффузное воспалительное поражение печени, которое длится минимум пол года. В основном это заболевание наблюдают у подростков и молодых людей до 20 лет. Но […]
  • Досуг по развитию ребенка Как организовать досуг ребенка Индивидуальный досуг имеет большое значение в организации свободного времени детей и подростков. У каждого ребенка есть свой интерес к тому или иному виду деятельности, есть свое хобби. Поэтому родителям необходимо вовремя выявить этот […]
  • Развитие творческих способностей у детей начальных классов Образовательный портал Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования Главная Публикации в журнале Начальная школа. Творческая и проектная деят-сть Развитие […]
  • Кашель у 5ти месячного ребенка Лечим кашель у грудного ребенка народными средствами Если грудной ребенок закашлял, начинать лечение требуется с вызова врача. Организм младенца очень нежный, обменные процессы в нем ускорены. Умеренный воспалительный процесс иногда быстро переходит в острое […]