Речевое развитие детей 6-7 лет по программе детство

Для дошкольников

  • Главная
  • Школа
  • Программа по развитию речи для дошкольников

Рабочая программа по развитию речи 6–7 лет

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по речевому развитию детей подготовительной группы (с 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

• Доронова Т. Н. «Из детства в отрочество» (Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей пятого года жизни). Москва, 2007 г. ;

• Гризик Т. И. «Развитие речи детей 6-7 лет» (Книга для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество»). Москва, 2007г. ;

• Гризик Т. И. «Поиграем и узнаем» (Пособие по изучению и развитию речевого слуха детей дошкольного возраста). Москва, «Просвещение», 2005г. ;

• Гризик Т. И. «Занимательная грамматика» (Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 6-7 лет). – М. : «Просвещение», 2006.

• Гриценко 3. А. «Пришли мне чтенья доброго. » (Пособие для чтения и рассказывания детям 5-7 лет). М. : Просвещение, 2004.

• Гризик Т. И. «На пути к сказке» (Пособие по развитию связной речи для детей 6-7 лет). М. «Просвещение», 2006.

• Гризик Т. И. «В мире слов» (Пособие по изучению и развитию словаря детей 6-7 лет). М. : Просвещение, 2006.

• Гризик Т. И. «Маленький помощник»: пособие для подготовки руки к письму. – М. : Просвещение, 2006.

• Гризик Т. И ««Умелые пальчики» М. : Просвещение, 2006.

• Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе» (методические рекомендации). М. : Мозаика-Синтез, 2008.

• Гербова В. В. «Учусь говорить» (Иллюстрированное пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста по составлению описательных, повествовательных и творческих рассказов. М. «Просвещение», 2003.

• Гербова В. В. «Учусь говорить» М. : ВЛАДОС, 2003 (методические рекомендации; пособие для детей 5-7 лет). Москва, «Просвещение», 2007г.

Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию проводится 2 раза в неделю, длительностью 20-25 минут в соответствии с Сан ПиН 2.4.1. 2660-10 (с изменениями) и осуществляется через реализацию образовательной области «Коммуникация».

Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является как неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной деятельности и др., так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.

При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенное совершенствование и усложнение содержания и формы диалога и полилога позволяет включать в них сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений.

Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих:

собственно речи (ее фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов) ;

речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения) ;

невербальных средств (адекватное использование мимики, жестов) .

Основные задачи психолого-педагогической работы:

развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация» предусматривает решение следующих задач:

по развитию свободного общения со взрослыми и детьми:

развивать умение строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности детей;

активно использовать в процессе общения форму описательного и повествовательного рассказа;

использовать форму прямой и косвенной речи в общении;

воспитывать интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривать о них со взрослыми и сверстниками;

по развитию активной речи детей в различных видах деятельности и практическому овладению нормами русской речи:

составлять описательные рассказы об игрушках, картинках, своей внешности, своих положительных качествах и умениях;

составлять повествовательные рассказы по картине, схеме, серии сюжетных картин, по тематическому комплекту игрушек;

анализировать простые трехзвуковые слова, определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки;

использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию;

обогащать словарь детей, необходимый для освоения ими всех образовательных модулей, в т. ч. за счет:

отражения в речи представлений о разнообразных свойствах и качествах предметов: форме, цвете (оттенках цвета, размере, пространственном расположении, способах использования и изменения предмета, родовидовых отношений объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков;

употребления названий обследовательских действий;

рассказов об участии в экспериментировании;

комментирования своих действий в процессе деятельности и их оценки;

обобщающих слов, синонимов, антонимов, оттенков значений слов, многозначных слов;

названий профессий, социальных учреждений, трудовых действий, качеств действий, отношения людей к профессиональной деятельности;

названий страны, города (села, символов государства и др. ;

отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением;

использовать форму прямой и косвенной речи в общении, при пересказе литературных текстов;

правильно использовать сложные случаи грамматики;

чисто произносить все звуки родного языка;

оценивать литературного героя с точки зрения соответствия его поступков общепринятым моральным нормам и правилам, использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах людей, их эмоциональных состояниях;

использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию.

Рабочая программа имеет целью — формирование грамотной речи, являющейся составной частью общей речевой культуры.

Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения задач:

1. Развитие и совершенствование лексической стороны речи.

• Расширять, уточнять и активизировать словарь через углубление представлений о мире, в котором мы живем, о предметах, явлениях, событиях ближайшего и дальнего окружения ребенка.

• Учить пользоваться обобщающими понятиями.

• Расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные) .

• Учить понимать, объяснять и использовать переносное значение слов (трусливый, как заяц; хитрая как лиса; быстрый, как ветер и т. д.) Побуждать использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и образного выражения мысли.

• Продолжать знакомить с многозначными словами и словами – омонимами.

• Продолжать знакомить с фразеологическими оборотами.

2. Формирования грамматического строя речи.

• Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей-ульев, пень-пней, лоб-лбов, карась- карасей и т. д.) .

• Упражнять в употреблении несклоняемых существительных (пальто, кофе, какао, пианино, метро, кенгуру и т. д).

• Совершенствовать способность детей образовывать сравнительную степень прилагательную степень прилагательных (веселый –веселее, добрый- добрее и т. д.)

• Обучать правильно употреблять глаголы хотеть и начать. Уточнять употребление глаголов с приставкой пере (лес, лесник, лесовичок) .

• Познакомить (на уровне языкового чутья) с различными способами словообразования в русском языке.

• Упражнять в правильном употребление предлогов из-под, из-за. Закрепить употребление пространственных предлогов.

• Дать элементарные представления о значении терминов «предложение», «текст».

• Упражнять в составлении и использовании сложных конструкций предложений.

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

• Совершенствовать звуковую культуру речи. В повседневной жизни систематически проводить речевую гимнастику, включающую в себя чистоговорки, скороговорки и пр., способствующие быстрому переключению с одной артикуляционной позы на другую.

• Уточнять и закреплять произношение всех звуков родного языка.

• Продолжать целенаправленную работу по формированию речевого слуха (фонетического и фонематического восприятия)

• Совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих, звонких и глухих; твердых и мягких.

• Продолжать работу со словами — паронимами, побуждать детей объяснять их лексическое значение.

• Продолжать упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина и конец слова)

• Развивать фонетический слух.

• Познакомить с ударением.

• Упражнять в умение производить анализ и синтез предложения по словам.

• Совершенствовать просодическую сторону речи (выразительность) : темп, высоту, тембр, силу голоса – посредством театрализованной деятельности, игровых заданий и упражнений.

• Упражнять в качественном произношении слов.

• Упражнять в правильной постоновке ударения при произнесении слов. Знакомить с орфоэпическими правилами переноса ударения с одной части слова на другую.

4. Развитие связной речи детей (диалогическая речь и монологическая речь)

• Закреплять правила введения диалога. Отрабатывать диалоги в театрально – игровой деятельности.

• Упражнять в умении составлять и проговаривать диалоги в учебных и бытовых ситуациях.

• Расширять и активизировать формы речевого этикета.

• Закреплять умения осознанного разбора и построения тестов повествовательного и описательного типа.

• Учить составлять комбинированные связные тексты (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов)

• Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.

5. Продолжение подготовки к полноценному освоению письменных форм речи (чтение и письмо)

• Продолжать развивать пространственные представления: закреплять умения определять направления в пространстве и устанавливать пространственные взаимоотношения (относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив).

• Развивать умение ориентироваться в плоскости листа и в различной разлиновке: общипринятой (клетка, линейка) и специально разработанной (с дополнительными зрительными опорами).

• Активно использовать игры и упражнения на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и сопастовления, звукового анализа слов.

• Продолжать работу по подготовке руки к письму.

Задачи компонента ДОУ:

• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

• Создание благоприятных условий, улучшение эмоционального состояния ребёнка.

• Снятие усталости, психологической напряжённости и увеличение работоспособности.

• Организация режима двигательной активности, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность организма.

В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной группы к другой, логикой с учётом интеграции других областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится два раза в год и осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого- педагогических задач области «Коммуникация» осуществляется во всех образовательных областях. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей невозможна без полноценной коммуникации.

Смотрите так же:  Почему ребенок потеет когда спит комаровский

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

На седьмом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.

В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

К 6 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить (реплику) в соответствии с услышанным, умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и т. п.) . Однако на седьмом году жизни необходимо продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в повседневном общении с окружающими и в специальных ситуациях (для получения результата, например, сказки, включать элементы диалогической речи в монологи.

В 6 лет продолжается серьезная подготовка детей к обучению грамоте. На этом необходимо не только закрепить достижения в речевом развитии каждого ребенка, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного освоения письменной формой речи.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 30-35 минут вместе со взрослым.

к уровню подготовки детей старшей группы по развитию речи

К концу года дети подготовительной группы должны:

Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.

В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.

Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Пересказать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

1. Алябьева Е. А «Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения». М. : «Творческий центр», 2009г.

2. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе» (методические рекомендации). М. : Мозаика-Синтез, 2008г.

3. Гербова В. В. «Учусь говорить» (Иллюстрированное пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста по составлению описательных, повествовательных и творческих рассказов. М. «Просвещение», 2003г.

4. Гербова В. В. «Учусь говорить» М. : ВЛАДОС, 2003 (методические рекомендации; пособие для детей 5-7 лет). М. : «Просвещение», 2007г.

5. Гризик Т. И, Тимощук Л. Е «Развитие речи детей 6-7 лет». М. : «Просвещение», 2007г.

6. Гризик Т. И. «Поиграем и узнаем» (Пособие по изучению и развитию речевого слуха детей дошкольного возраста). М. : «Просвещение», 2005г.

7. Гризик Т. И «Умелые пальчики». (Пособие для детей 5-7 лет). М. : Просвещение, 2007г.

8. Гризик Т. И «Маленький помощник». (Пособие по развитию мелкой моторики для детей 4-7 лет). М. : Просвещение, 2006г.

9. Гризик Т. И. «Занимательная грамматика» (Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 6-7 лет). М. : Просвещение, 2006г.

10. Гризик Т. И. «На пути к сказке» (Пособие по развитию связной речи для детей 6-7 лет). М. : Просвещение, 2006.

11. Гризик Т. И. «В мире слов» (Пособие по изучению и развитию словаря детей 6-7лет). М. : Просвещение, 2006.

12. Доронова Т. Н. «Программа «Из детства в отрочество». М. : Просвещение, 2007г.

13. Рыжова Н. В «Развитие речи в детском саду». Ярославль. 2010г

13. Ушакова О. С «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет». М. : «Творческий центр», 2010г.

2. Ушакова О. С, Гавруш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». М. : «Творческий центр», 2010г.

Проект парциальной образовательной программы по речевому развитию старших дошкольников «Давайте говорить правильно»

I. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность парциальной образовательной программы

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.

Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения и культуры.

Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок обучения грамоте.

Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей, неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие ребёнка.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Парциальная программа дошкольного образования «Давайте говорить правильно» (далее Программа) носит интегрированный характер, основана на материале, отражающем особенности развития диалогической речи дошкольников.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель: обогащение речевого опыта ребенка как средства общения и культуры на основе поведенческих проявлений в диалоге.

1. Формировать представления детей о речевых (вербальных и невербальных) средствах общения в процессе построения различных речевых высказываний, интерактивного взаимодействия с собеседником;

2. Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

3. Воспитывать потребность в общении, умение управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила общения.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы

Основополагающими подходами, осуществляемыми в процессе реализации программы являются:

1) культурологический подход (учёт интересов и коммуникативных потребностей ребёнка, способствует принятию взрослого как главного носителя культуры, приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) ;

2) системно-деятельностный подход (реализация потребности в коммуникативной деятельности, направленной на запланированный результат, достижение цели и оценки, как результата, так и процесса деятельности; деятельность выступает в роли средства субъектности ребенка) ;

3) аксиологический подход предполагает формирование у детей общечеловеческих ценностей (добро, справедливость, ответственность, чувства принадлежности к ближайшему социуму.

Содержание программы основано на следующих принципах:

1) принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми (построение образовательного процесса в соответствии с личностными особенностями каждого воспитанника) ;

2) принцип культуросообразности – введение детей в культуру диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге, а также употребление средств речевого этикета) ;

3) принцип эстетизации развивающей среды и участия детей в преобразовании действительности – активное участие детей в организации и проведении игр-импровизаций, театральных и режиссерских игр с придуманными сюжетами, праздников (разработка диалогов, реплик, спектаклей, дизайнерская деятельность, художественно-музыкальная деятельность, бытовая деятельность (красота и гармония в быту) .

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа

Программа рассчитана на реализацию в группах старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и основывается на особенностях развития дошкольников указанной возрастной группы.

На седьмом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Речь становится средством общения и культуры, нормой является правильное произношение звуков. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Обогащенный опыт общения со взрослыми и сверстниками позволяет ребенку более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки, появляются элементы самостоятельного представления о себе и оценивания себя, своих действий и внешних качеств. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Происходит стремительное развитие внеситуативно-личностной формы общения ребенка, обусловленной его опытом в игровой деятельности.

В своей речи старший дошкольник использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). Для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. точно используют слова, объясняют малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).

Смотрите так же:  Можно ли тефтели годовалому ребенку

В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать, активно используя различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. Знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить (реплику) в соответствии с услышанным, умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и т. п.) . Старший дошкольник достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста Программы

Достижения детей в результате освоения Программы, проявляются:

1) в умении вступать в диалог с окружающими различными способами (четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения, слушать и слышать партнёра, проявлять активное ответное отношение и т. д.) ;

2) в навыках «считывания» эмоционального состояния героя, сочувствия и сопереживания, сорадования;

3) в умении использовать в сочетании репродуктивную и продуктивную речь и творчески переносить усвоенные образцы в самостоятельную речевую практику;

4) в потребности использовать в речи выразительные средства (мимику, жесты) при организации театральных игр, пересказа по ролям, инсценировки прозаических литературных произведений и режиссерских игр по мотивам произведений;

5) в потребности в общении и навыках вовлечения в коммуникативную деятельность сверстников, членов семьи.

1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы

Развитие диалогической речи в содержании примерной основной образовательной программы «Из детства в отрочество» определено программными задачами. В качестве основных методов развития диалогической речи в ДОУ используются разговоры и беседы с детьми. Между тем, не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию дошкольников, в данном разделе работы существуют определенные проблемы. Наблюдения за детьми выявили, что старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны. Существуют недостатки в развитии связной речи. Содержание парциальной программы разработано в контексте инвариантной части образовательной программы, но направленно на развитие диалогической речи дошкольников как социально – значимой формы общения. Именно диалогическая речь является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.

1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

Изучение в процессе наблюдения и анализ уровня развития коммуникативных умений ребенка. Заполнение карты наблюдения.

«Семейный фотоальбом группы», представленный «семейными страничками», отражающими детей в образе различных сказочных героев, детские праздники.

Миниконкурс исполнительского и творческого мастерства «Здравствуйте, это я! »

Книга сказок «Сочиняем сказки», содержащая продукты литературного сочинительства детей и их иллюстрации к сказкам.

Создание кукольного театра «Волшебные сказки».

Выставка семейного сотворчества «Книжки — малышки» различной тематики.

Рабочая программа по развитию речи 6–7 лет

Лилиана Алешина
Рабочая программа по развитию речи 6–7 лет

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по речевому развитию детей подготовительной группы (с 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

• Доронова Т. Н. «Из детства в отрочество» (Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей пятого года жизни). Москва, 2007 г. ;

• Гризик Т. И. «Развитие речи детей 6-7 лет» (Книга для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество»). Москва, 2007г. ;

• Гризик Т. И. «Поиграем и узнаем» (Пособие по изучению и развитию речевого слуха детей дошкольного возраста). Москва, «Просвещение», 2005г. ;

• Гризик Т. И. «Занимательная грамматика» (Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 6-7 лет). – М.: «Просвещение», 2006.

• Гриценко 3. А. «Пришли мне чтенья доброго.» (Пособие для чтения и рассказывания детям 5-7 лет). М.: Просвещение, 2004.

• Гризик Т. И. «На пути к сказке» (Пособие по развитию связной речи для детей 6-7 лет). М. «Просвещение», 2006.

• Гризик Т. И. «В мире слов» (Пособие по изучению и развитию словаря детей 6-7 лет). М.: Просвещение, 2006.

• Гризик Т. И. «Маленький помощник»: пособие для подготовки руки к письму. – М.: Просвещение, 2006.

• Гризик Т. И ««Умелые пальчики» М.: Просвещение, 2006.

• Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе» (методические рекомендации). М.: Мозаика-Синтез, 2008.

• Гербова В. В. «Учусь говорить» (Иллюстрированное пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста по составлению описательных, повествовательных и творческих рассказов. М. «Просвещение», 2003.

• Гербова В. В. «Учусь говорить» М.: ВЛАДОС, 2003 (методические рекомендации; пособие для детей 5-7 лет). Москва, «Просвещение», 2007г.

Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию проводится 2 раза в неделю, длительностью 20-25 минут в соответствии с Сан ПиН 2.4.1. 2660-10 (с изменениями) и осуществляется через реализацию образовательной области «Коммуникация».

Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является как неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной деятельности и др., так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.

При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенное совершенствование и усложнение содержания и формы диалога и полилога позволяет включать в них сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений.

Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих:

собственно речи (ее фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов);

речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения);

невербальных средств (адекватное использование мимики, жестов).

Основные задачи психолого-педагогической работы:

развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация» предусматривает решение следующих задач:

по развитию свободного общения со взрослыми и детьми:

развивать умение строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности детей;

активно использовать в процессе общения форму описательного и повествовательного рассказа;

использовать форму прямой и косвенной речи в общении;

воспитывать интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривать о них со взрослыми и сверстниками;

по развитию активной речи детей в различных видах деятельности и практическому овладению нормами русской речи:

составлять описательные рассказы об игрушках, картинках, своей внешности, своих положительных качествах и умениях;

составлять повествовательные рассказы по картине, схеме, серии сюжетных картин, по тематическому комплекту игрушек;

анализировать простые трехзвуковые слова, определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки;

использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию;

обогащать словарь детей, необходимый для освоения ими всех образовательных модулей, в т. ч. за счет:

отражения в речи представлений о разнообразных свойствах и качествах предметов: форме, цвете (оттенках цвета, размере, пространственном расположении, способах использования и изменения предмета, родовидовых отношений объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков;

употребления названий обследовательских действий;

рассказов об участии в экспериментировании;

комментирования своих действий в процессе деятельности и их оценки;

обобщающих слов, синонимов, антонимов, оттенков значений слов, многозначных слов;

названий профессий, социальных учреждений, трудовых действий, качеств действий, отношения людей к профессиональной деятельности;

названий страны, города (села, символов государства и др. ;

отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением;

использовать форму прямой и косвенной речи в общении, при пересказе литературных текстов;

правильно использовать сложные случаи грамматики;

чисто произносить все звуки родного языка;

оценивать литературного героя с точки зрения соответствия его поступков общепринятым моральным нормам и правилам, использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах людей, их эмоциональных состояниях;

использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию.

Рабочая программа имеет целью — формирование грамотной речи, являющейся составной частью общей речевой культуры.

Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения задач:

1. Развитие и совершенствование лексической стороны речи.

• Расширять, уточнять и активизировать словарь через углубление представлений о мире, в котором мы живем, о предметах, явлениях, событиях ближайшего и дальнего окружения ребенка.

• Учить пользоваться обобщающими понятиями.

• Расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные).

• Учить понимать, объяснять и использовать переносное значение слов (трусливый, как заяц; хитрая как лиса; быстрый, как ветер и т. д.) Побуждать использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и образного выражения мысли.

• Продолжать знакомить с многозначными словами и словами – омонимами.

• Продолжать знакомить с фразеологическими оборотами.

2. Формирования грамматического строя речи.

• Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей-ульев, пень-пней, лоб-лбов, карась- карасей и т. д.).

• Упражнять в употреблении несклоняемых существительных (пальто, кофе, какао, пианино, метро, кенгуру и т. д).

• Совершенствовать способность детей образовывать сравнительную степень прилагательную степень прилагательных (веселый –веселее, добрый- добрее и т. д.)

• Обучать правильно употреблять глаголы хотеть и начать. Уточнять употребление глаголов с приставкой пере (лес, лесник, лесовичок).

• Познакомить (на уровне языкового чутья) с различными способами словообразования в русском языке.

• Упражнять в правильном употребление предлогов из-под, из-за. Закрепить употребление пространственных предлогов.

• Дать элементарные представления о значении терминов «предложение», «текст».

• Упражнять в составлении и использовании сложных конструкций предложений.

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

• Совершенствовать звуковую культуру речи. В повседневной жизни систематически проводить речевую гимнастику, включающую в себя чистоговорки, скороговорки и пр. ,способствующие быстрому переключению с одной артикуляционной позы на другую.

• Уточнять и закреплять произношение всех звуков родного языка.

• Продолжать целенаправленную работу по формированию речевого слуха (фонетического и фонематического восприятия)

Смотрите так же:  До 3 лет все можно воспитание японское

• Совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих, звонких и глухих; твердых и мягких.

• Продолжать работу со словами — паронимами, побуждать детей объяснять их лексическое значение.

• Продолжать упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина и конец слова)

Развивать фонетический слух.

• Познакомить с ударением.

• Упражнять в умение производить анализ и синтез предложения по словам.

• Совершенствовать просодическую сторону речи (выразительность): темп, высоту, тембр, силу голоса – посредством театрализованной деятельности, игровых заданий и упражнений.

• Упражнять в качественном произношении слов.

• Упражнять в правильной постоновке ударения при произнесении слов. Знакомить с орфоэпическими правилами переноса ударения с одной части слова на другую.

4. Развитие связной речи детей (диалогическая речь и монологическая речь)

• Закреплять правила введения диалога. Отрабатывать диалоги в театрально – игровой деятельности.

• Упражнять в умении составлять и проговаривать диалоги в учебных и бытовых ситуациях.

• Расширять и активизировать формы речевого этикета.

• Закреплять умения осознанного разбора и построения тестов повествовательного и описательного типа.

• Учить составлять комбинированные связные тексты (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов)

• Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.

5. Продолжение подготовки к полноценному освоению письменных форм речи (чтение и письмо)

• Продолжать развивать пространственные представления: закреплять умения определять направления в пространстве и устанавливать пространственные взаимоотношения (относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив).

Развивать умение ориентироваться в плоскости листа и в различной разлиновке: общипринятой (клетка, линейка) и специально разработанной (с дополнительными зрительными опорами).

• Активно использовать игры и упражнения на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и сопастовления, звукового анализа слов.

• Продолжать работу по подготовке руки к письму.

Задачи компонента ДОУ:

• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

• Создание благоприятных условий, улучшение эмоционального состояния ребёнка.

• Снятие усталости, психологической напряжённости и увеличение работоспособности.

• Организация режима двигательной активности, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность организма.

В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной группы к другой, логикой с учётом интеграции других областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится два раза в год и осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого- педагогических задач области «Коммуникация» осуществляется во всех образовательных областях. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей невозможна без полноценной коммуникации.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

На седьмом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.

В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

К 6 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить (реплику) в соответствии с услышанным, умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и т. п.). Однако на седьмом году жизни необходимо продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в повседневном общении с окружающими и в специальных ситуациях (для получения результата, например, сказки, включать элементы диалогической речи в монологи.

В 6 лет продолжается серьезная подготовка детей к обучению грамоте. На этом необходимо не только закрепить достижения в речевом развитии каждого ребенка, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного освоения письменной формой речи.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 30-35 минут вместе со взрослым.

к уровню подготовки детей старшей группы по развитию речи

К концу года дети подготовительной группы должны:

Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.

В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.

Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Пересказать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

1. Алябьева Е. А «Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения». М.: «Творческий центр», 2009г.

2. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе» (методические рекомендации). М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

3. Гербова В. В. «Учусь говорить» (Иллюстрированное пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста по составлению описательных, повествовательных и творческих рассказов. М. «Просвещение», 2003г.

4. Гербова В. В. «Учусь говорить» М.: ВЛАДОС, 2003 (методические рекомендации; пособие для детей 5-7 лет). М.: «Просвещение», 2007г.

5. Гризик Т. И, Тимощук Л. Е «Развитие речи детей 6-7 лет». М.: «Просвещение», 2007г.

6. Гризик Т. И. «Поиграем и узнаем» (Пособие по изучению и развитию речевого слуха детей дошкольного возраста). М.: «Просвещение», 2005г.

7. Гризик Т. И «Умелые пальчики». (Пособие для детей 5-7 лет). М.: Просвещение, 2007г.

8. Гризик Т. И «Маленький помощник». (Пособие по развитию мелкой моторики для детей 4-7 лет). М.: Просвещение, 2006г.

9. Гризик Т. И. «Занимательная грамматика» (Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 6-7 лет). М.: Просвещение, 2006г.

10. Гризик Т. И. «На пути к сказке» (Пособие по развитию связной речи для детей 6-7 лет). М.: Просвещение, 2006.

11. Гризик Т. И. «В мире слов» (Пособие по изучению и развитию словаря детей 6-7лет). М.: Просвещение, 2006.

12. Доронова Т. Н. «Программа «Из детства в отрочество». М.: Просвещение, 2007г.

13. Рыжова Н. В «Развитие речи в детском саду». Ярославль. 2010г

13. Ушакова О. С «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет». М.: «Творческий центр», 2010г.

2. Ушакова О. С, Гавруш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». М.: «Творческий центр», 2010г.

Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее — Требования).

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Другие статьи

  • Доронова тН Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников Электронный каталог библиотекиФГБОУ ВО МГППУ Новые поступления Простой поиск Расширенный поиск Авторы Издательства Серии Тезаурус (Рубрики) Учебная литература: Список дисциплин Информация о фонде Помощь Электронный каталог: Доронова, Т.Н. […]
  • Билиарная дисфункция у детей симптомы Автореферат и диссертация по медицине (14.00.19) на тему: Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей Автореферат диссертации по медицине на тему Ультразвуковая диагностика дисфункции билиарного тракта у детей На правах рукописи Иззатдуст Фарида […]
  • Воспитание детей белорус НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ В БЕЛОРУССКОЙ СЕМЬЕ С давних пор семья рассматривалась как основа воспитания ребенка. Белорусские народные традиции закладывались в крестьянской семье и передавались из поколения в поколение. Современное дошкольное образование […]
  • Диагностика познавательного интереса у младших школьников дошкольников Электронный каталог библиотекиФГБОУ ВО МГППУ Новые поступления Простой поиск Расширенный поиск Авторы Издательства Серии Тезаурус (Рубрики) Учебная литература: Список дисциплин Информация о фонде Помощь Электронный каталог: Баранова, Э.А. […]
  • Диагностика обследования ребенка дошкольного возраста Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться. В учебном пособии рассматриваются современные методы диагностики и коррекции психического развития детей в дошкольном возрасте. Представленный материал используется в рамках вузовского курса "Методы […]
  • Во сколько нужно укладывать спать ребенка в 6 месяцев Во сколько укладывать ребенка спать? Природа сама за нас определила, сколько и кому нужно сна, особенно это касается детей. Если малыш пропускает время сна, то его организм начинает испытывать стресс, а из-за этого у ребенка может быть плохое настроение, кошмары, […]