Речевое развитие ребенка родительское собрание

Родительское собрание «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка»

Анна Вакулина
Родительское собрание «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка»

В сентябре в старшей группе проведено родительское собрание. Тема: «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка».

Цель: развитие речи ребёнка через театрализованную деятельность.

— совершенствование артистических и певческих навыков детей;

— вызывать интерес к жанру устного народного творчества: сказке.

— умение говорить чётко, ритмично, договаривая окончания слов.

— коллективные действия, взаимодействия;

— пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать и сопереживать происходящему.

Работа по развитию речи ребенка в д/саду осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях, в игровой и художественной, в повседневной жизни. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни. Показ детьми сказки «Теремок».

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоции, воображения.

В своей работе с детьми широко использую самые разнообразные жанры художественного слова – сказки, рассказы, стихи, потешки, пословицы, поговорки.

Влияние художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольника Описание опыта работы по проблеме «ВЛИЯНИЕ художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольников с.

«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста» План работы по самообразованию Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя ЯЦКИНОЙ МАРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ на 2016-2017 учебный год на тему: » Влияние художественной.

Квиллинг. Влияние на речевое развитие. Квиллинг-техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них картин. Квиллинг отлично развивает мелкую моторику. Учёные.

Образовательная область «Речевое развитие» Чтение художественной литературы № Тема недели. Программные задачи. Дата Тема недели: «День знаний» (1.09-9.09) 1. Тема: Рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным».

Педагогическая площадка «Роль художественной литературы во всестороннем развитии личности ребенка» Педагогическая площадка «Роль художественной литературы во всестороннем развитии личности ребенка» 25 .03 2013 года с ДОУ проведена педагогическая.

Перспективное планирование по ОО «Речевое развитие» «Чтение художественной литературы» (первая младшая группа) Неделя Месяц Тема, литература Программное содержание Материал и оборудование Методы и приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная.

Речевое развитие (восприятие художественной литературы). Заучивание стихотворения В. Волина «Наша грядка» в старшей группе Заучивание стихотворения В. Волина «Наша грядка» Задачи. Расширять знания и представления детей об овощах. Развивать умение детей вслушиваться.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста Влияние музыки на речевое развитие детей. Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи.

Родительское собрание в средней группе. Развитие речи детей 4-5 лет

Конспект родительского собрания для родителей детей средней группы ДОУ на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

Цели: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: встреча с элементами практикума.

Участники: воспитатели, родители музыкальный руководитель, логопед.

План проведения

1. Вступительная часть.

3. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни» (приложение 1).

4. Прослушивание аудиозаписи высказываний детей. Обсуждение.

5. Развлекательно-игровая часть.

6. Заключительная часть.

Ход мероприятия

Подготовительный этап

1. Подготовка материалов выставки (художественная литература для чтения детям, дидактические речевые игры, подборки упражнений по логоритмике, иллюстративный материал для обогащения словаря, карточки для составления рассказов по серии картин и т. п.).

2. Оформление карточек с факторами успешного речевого развития ребенка.

3. Аудиозапись высказываний детей.

4. Диагностика речевого развития детей.

II. Вступительная часть

Воспитатель открывает собрание кратким вступительным словом для объявления темы собрания, разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.

III. Практикум

1. Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка

Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на столах лежат карточки с текстом).

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.

2. Общение ребенка со сверстниками.

3. Строение артикуляционного аппарата.

4. Речь взрослых — образец.

5. Развитие мелкой моторики рук.

6. Чтение детям художественной литературы.

7. Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.

2. Разбор проблемных ситуаций

Ситуация 1

Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости оттого, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.

— Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.

• Что нарисовано на картине? (Перечислят изображенные предметы.)

• Что делают дети на картине? (Опишут картину.)

• Про что (о чем) рассказал художник своей картиной? (Попытаются истолковать картину.)

Ситуация 2

Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?» Недослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы.

— В каком возрасте вел себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы? (Примерный ответ. Вопросы «кто? что? какой?» характерны для детей 3—4 лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность. Поэтому нередко, не дослушав ответ, ребенок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, попытке понять что-то новое.)

Ситуация 3

Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.

— Какими, на ваш взгляд, могут быть причины? (Примерный ответ. Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему-либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие, и др.)

Ситуация 4

Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по- взрослому рассуждает!

— Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (Примерный ответ. В продуктивных видах детской деятельности ребенок учится ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к овладению письмом.)

Ситуация 5

В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. У некоторых из них были выявлены характерные недостатки. Гриша: «рыба» — «лыба», Саша: «шишка» — «сиска», Петя: «садись» — «дись», Вова: «сахар» — «хасир».

— Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить? Что следует делать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника? (Примерный ответ. У Гриши и Саши — замена труднопроизносимых звуков на легкопроизносимые; у Пети — пропуск первого слога; у Вовы — перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи скорее всего объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков.

Взрослым важно демонстрировать ребенку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр и упражнений.)

IV. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни» (приложение 1)

Воспитатель знакомит родителей с содержанием раздела той образовательной программы, по которой в детском саду осуществляется педагогический процесс. Данный материал может быть представлен в виде памятки или рекомендаций.

Воспитатель. Предлагаем вам несколько советов.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы Дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении — основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребенок 4—5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее — обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

V. Прослушивание аудиозаписи высказываний детей.

Обсуждение

Вопрос для обсуждения. Какие ощущения возникали у вас, когда вы узнавали голоса своих детей, слышали их речь?

Воспитатель. В процессе обучения детей правильному произношению, обогащения словаря, выработки грамотной и связной речи участвуют не только воспитатели группы, но и узкие специалисты детского сада — логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

Процесс закрепления речевых навыков происходит на специальных занятиях по развитию речи, а также во время праздников, развлечений, в течение дня во всех режимных моментах.

Предлагаем вашему вниманию развлечение.

VI. Развлекательно-игровая часть

Вариант 2. Совместные игры для детей и родителей. Проводят логопед и воспитатель. В программу включаются различные речевые игры, упражнения и задания в соответствии с возрастом детей. В ходе проведения игр педагог подчеркивает их пользу для семейного общения и развития речи ребенка.

VII. Заключительная часть

Взрослым и детям предлагается образовать круг и закончить встречу общим танцем или игрой. Дети и родители уходят в группу. Дети играют в свободные игры.

2. Встреча родителей с логопедом

3. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения

Смотрите так же:  Развитие речевого творчества дошкольников презентация

Приложение 1. Характеристика речи детей пятого года жизни

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни — освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч — это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний — описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

• не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

• у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

• имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Материал по развитию речи (средняя группа) на тему:
Родительское собрание. Тема: «Речевое развитие детей 3-4 лет

Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.

1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

2. Показать уровень развития речи детей.

3. Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома.

4. Способствовать развитию коммуникативных качеств детей.

5. Воспитывать культуру общения.

6. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей.

1. Вступительное слово.

2. Результаты анкетирования.

3. Выступление воспитателя (небольшое сообщение с презентацией).

4. Опыт семьи (видео, презентация).

5. Выступление детей.

6. Конкурс семей.

8. Коллективная песня.

1. Подготовительный этап.

1.1. Раздача анкет.

1.2. Принести фотографии детей, где ребенок с любимой игрушкой, за любимой игрой, с интересной книгой.

1.3. Подготовка родителями видео, презентаций.

1.4. Подготовка родителей к участию в конкурсе.

2. Организационный этап.

2.1. Разместить плакат: «Хорошую речь приятно слушать» и (пословица)

2.2. Оформить выставку фотографий.

2.3. Подготовка аппаратуры для просмотра, декораций для показа сказок.

3. Вступительная часть собрания.

Предварительный просмотр:

3. «Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа … Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного развития человека». (Ушинский К.Д.)

4. Перед собранием мы вам раздали анкеты, в которых вы дали оценку речевому развитию своего ребенка и, рассказали какую работу проводите ,чтобы развить речь.

Из … семей в анкетировании приняли участие….

  1. Ф.И. ребенка.
  2. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?
  • Детский сад –
  • Родители –
  1. Кто из членов семьи больше уделяет внимание ребенку и общается с ним?
  • Мама –
  • Папа –
  • Другие родственники –
  1. Проводите ли вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?
  • Да –
  • Нет –
  1. Как вы оцениваете речь вашего ребенка в целом?
  • Имеются незначительные отклонения –
  • Ребенок владеет речью в соответствии с возрастом –
  • Имеются серьезные нарушения речи –
  1. Что беспокоит вас в речи вашего ребенка?
  • Ничего не беспокоит –
  • Звукопроизношение –
  • Не выговаривает слова –
  • Волнуется, когда разговаривает –
  • Всё –
  1. Вы следите за тем, как говорит ваш ребенок?
  • Да –
  • Нет –
  1. Поправляете ли вы речь своего ребенка?
  • Да –
  • Нет –
  • Как? (проговариваете по слогам, проговариваете вместе, учите ставить ударение в словах, следите, чтобы не волновался, не может внятно говорить)
  1. Сформирована ли у ребенка пассивная (понимание) и активная (разговорная) речь?
  • Только пассивная –
  • Только активная –
  • В полной мере пассивная и активная –
  1. Достаточно ли сформирована и развита у ребенка диалогическая и монологическая сторона речи?
  • Достаточно развита –
  • Частично развита –
  • Не развита совсем –
  1. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?
  • Читаем очень много, постоянно –
  • Читаем, но редко –
  • Не читаем –
  1. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?
  • Да (перечислить) –
  • Нет –

Как, по вашему мнению, родители могут повлиять на овладение ребенком правильной речи?

  1. Ваши замечания, предложения, пожелания.
  1. Правильно говорить, читать и обсуждать прочитанное, исправлять, поправлять ребенка.
  2. «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему 5-ти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету! (К.Д. Ушинский)

5. Предлагаю послушать выступление по речевому развитию детей 3-4 лет.

Развитие речи детей 3-4 лет.

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отмечается характерными особенностями. Есть определенные нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Выделяются характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются они у их чада.

К ним относятся:

  • В 4 года – около 2000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития 3 лет – 1500 слов.
  • Попытка говорить, четко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно.
  • Речевое развитие ребенка 3 лет отличается еще не внятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется.
  • Создание собственных словоформ.
  • Попытка сочинять стихи и рифмовать слова.
  • С удовольствием произносит вслед за взрослым слоги.
  • И все-таки речевое развитие детей 3-4 лет остается слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, не точно употребляют падежные окончания и предлоги.
  • Внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить.
  • Нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит еще не достаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р,л), свистящие и шипящие (с, ш).
  • Путают звуки.
  • Переставляют слоги в словах. Недочеты из данного списка- особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?
  • Владеет словарем примерно 1500 слов.
  • Начинает употреблять сложные предложения.
  • Говорит предложения из 4-5 слов. Задает много вопросов. Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени, употребляются предлоги: по, до, вместо, после; союзы: что, куда, сколько.
  • Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной ситуации.
  • Слушает длинные сказки и рассказы.
  • Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем.

Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:

  • Проговаривать собственное имя, отчество и фамилию.
  • Называть имена близких, родственников и друзей.
  • Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию.
  • Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные.
  • Распределять в своей речи предметы по группам: посуда, одежда.
  • Находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный.
  • Называть действия: дядя ест, кошка умывается.
  • Точно повторять услышанное.
  • Пересказывать мультфильм, сказку.
  • В процессе речи разговаривать громко и тихо. Специалисты называют именно такие нормы в развитии речи детей 3-4 лет, ко которым очень просто проверить навыки и умения крохи.

Любопытный факт, как утверждают специалисты в норме кроха этого возраста, должен большую часть суток говорить. Молчать только во сне.

6. Просмотр презентаций и видео, которые принесли родители.

7. Выступление детей: «Посмотрите, что умеем, что мы знаем, и как говорим».

7.1. Стихи: «Мишка», «Зайка», «Мяч», «Слон», «Бычок», «Встали девочки в кружок» А. Барто.

7.2. Драматизация русской народной сказки «Теремок».

7.3. Пересказ русской народной сказки «Курочка Ряба» и русской народной сказки «Репка».

7.4. Логоритмические игры: «Буратино», «Слониха», «Наши уточки с утра», «Надувала кошка шар».

7.5. Пальчиковые игры: «Сидит белка на тележке», «Солим капусту», «Улитка», «Замок», «Этот пальчик хочет спать»

7.6. Конкурс семьи: викторина по сказкам, собери пословицу, «Играем сказку», словесная игра со зрителями. (За участие и правильный ответ дается фишка)

Загадки про сказки и Сказочных героев.

А спасал ее комар. (Муха Цокотуха)

  1. Хрю – хрю каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный. (Три поросенка)

Кто мочалок командир?

Все бегут к нему лечиться. (Айболит)

  1. Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли

Ищет их она, зовет и в дороге слезы льет. (Федорино горе)

Позвонил в квартиру слон.

А за ним заговорил

И зубастый крокодил. (Телефон).

  1. Это кто ж, набравшись сил,

Солнце в небе проглотил? (крокодил, Краденое солнце)

От медведя убежал,

А лисице на зубок все ж попался (колобок)

Серая малышка? (золотое яичко, Курочка Ряба)

  1. Всех важнее она в загадке,

Хоть и в погребе жила

Репку вытащить из грядки

Деду с бабой помогла. (мышка, Репка)

Не послущался кота,

Выглянул в окошко. (петушок золотой гребешок)

А корзинка не легка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. (Маша и Медведь)

Унесли братишку птицы

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

Ехал парень на печи

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (по щучьему веленью, Емеля)

Мышка добрая была.

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов. (теремок)

  1. Колотил да колотил по тарелке носом

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавль)

  1. В гости к бабушке пошла

Пирожки ей понесла.

Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка)

  1. Нет ни речки ни пруда – где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (сестрица Аленушка и братец Иванушка)

А пустили волка в дом. (семеро козлят)

  1. Летела стрела и попала в болото

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленой кожей,

Сделался мигом красивой пригожей. (Царевна-Лягушка)

  1. С букварем шагает в школу

Попадает вместо школы

В полотняный балаган

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? («Золотой ключик или Приключения Буратино»)

Задание №2 – Собери пословицу.

Задание №3 – «Играем сказку».

Задание №4 – Словесная игра со зрителями.

Давайте подведем итог и посчитаем количество фишек. Слова благодарности и небольшие подарки на память.

8. Итог собрания: вы послушали, посмотрели, сделали соответствующие для себя выводы. Рекомендации для дальнейшего успешного развития речи своего ребенка.

Что же могут сделать родители для успешного развития речи?

Учите малыша строить рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжках. Это сформирует такое умение как контекстный язык, то есть способность предоставить себе события, которое должны состояться, суметь найти форму для рассказав о них и высказывания для этого рассматривая книжку, задавайте малышу вопросы: кто это? (собачка), какая? (пушистая, белая), что делает? (грызет косточку) и.т.п.

Смотрите так же:  Сколько разделов в концепции экологического воспитания дошкольников

А потом подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: (пример) «Это маленькая пушистая собачка, у нее есть косточка и она грызет ее».

Через некоторое время ваш ребенок способен будет уже сам придумывать аналогичную историю, описывая рисунки, собственные игрушки, события, которые происходили с ним на протяжение дня.

9. Песня о дружбе.

1. Дружит с солнцем ветерок

И роса с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мыс тобою.

  1. Всё с друзьями пополам

Родительское собрание в детском саду «Речевое развитие ребенка»

Ирина Якушова
Родительское собрание в детском саду «Речевое развитие ребенка»

воевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве-одно из условий нормального развития ребенка и успешного обучения в школе. И только тесное взаимодействие детского сада и семьи -это наилучший результат полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.

Опыт работы показал необходимость тесного контакта с родителями,организуя родительские собрания, «Круглые столы»,праздники,консультации и т. д. И,в начале учебного года нами проведено родительское собрание по теме«Речевое развитие дошкольника«.Там родители получили теоретические знания и овладели практическими приёмами в виде игр,упражнений по развитию речи. Слушателям были интересны рекомендации»Как читать книгу ребёнку».Фоторепортаж только оживил дружескую атмосферу.

Родительское собрание

ечевое развитие ребёнка»

* Оформить группу русскими народными пословицами

* Оформить выставку литературу по развитию речи детей.

* Подготовить памятку для родителей «Как читать детям».

В группу приглашаются родители.

На мольберте красочно обозначена тема собрания. Воспитатели

приветствуют родителей, приглашаются в группу. Перед началом

собрания родители знакомятся с выставкой литературы по развитию речи

ребёнка. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке.

— Язык до Киева доведёт.

— Без языка и колокол нем.

— Язык впереди ног бежит.

1. «Весёлая игротека»

логопед объявляет тему собрания и предлагает родителям посмотреть

короткий видеофильм занятия по речевому развитию.

Дидактические, словесные игры, высказывания детей привлекут внимание

родителей к теме собрания и активизирует их участие.

2. О развитии речи дошкольника.

Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком,

является процессом многоаспектным по своей природе и

органически связано с умственным развитием человека.

На пятом году жизни значительно увеличивается познаватель-

ные и речевые возможности детей. Дети средней группы более

любознательны, самостоятельны и активны в освоении

социальной и природной действительности. Дети приобретают

навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь

постепенно становится грамматически оформленной. Речь

становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем

старше становится ребёнок, тем больше влияние на него речевое

развитие оказывают семейной и общественное воспитание.

В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со

словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные

небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно

способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне

речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со

Увеличение активного словаря (от 2.900 и 3000 слов к концу

года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои

высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря,

употребление более сложных в структурном отношении

предложений нередко приводит к тому, что дети начинают

чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют

глаголы («хочут» вместо «хотят») Мы взрослые, и педагоги и

родители должны дать правильный образец.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития

речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты.

Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно

Использовать различные речевые формы и категории оказывают

большое влияние на формирование у детей грамматически

правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки,

родители оказывают большую помощь своему ребёнку.

Развитие речи ребёнка в детском саду ведётся по следующим

• воспитание звуковой культуры речи;

• обогащение активного и пассивного словаря;

• формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи.

Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребёнка.

3. Логопед даёт рекомендации родителям : игры для развития речи и мышления дошкольников. (прилагается)

«Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем»

«Игры со звуками»

«Кто самый упрямый»

4. Развитие интонационной выразительности речи.

Воспитатель обращает внимание родителей на значение в развитии речи ребёнка. Интонационной выразительностью

дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как

правило, в детском саду а при подготовке к утренникам, разучивание стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи.

5. Художественное слово в воспитании дошкольников.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать мысли, эмоции, переживания. Речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умения внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты, сказки являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребёнка.

Логопед предлагает ознакомиться с содержанием памятки

«Как читать детям» (прилагается)

Памятка для родителей

«Как читать детям»

1. Перед прослушиванием сказки, худ. произведений

необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, все, что может помешать, ребёнку слушать сказку или рассказ.

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка.

3. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут воспринимать текст.

4. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.

5. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге,

бережное отношение к ней.

1. Л. Е. Осипова Родительские собрания в дет. саду. ,2008г

2. А. И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребёнок. ,2005

3. Ю. Н. Родионова Развитие интонационной выразительности речи. (Ребёнок в д/с,2007

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста Речевые игры Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка.

Роль родителей в развитии речи дошкольников Консультирует специалистРоль родителей в развитии речи дошкольниковСвоевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве –.

Родительское собрание «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Я знаю как порой трудно разработать и организовать тематическое родительское собрание. Предлагаю вам конспект собрания, по важной теме как речевое развитие детей. Конспект построен в игровой форме.

Цель: Приобщить родителей к созданию условий для речевого развития своих детей, участвуя в коррекционных играх, помогая тем самым полноценно развиваться. Установить тесные контакты с семьями. С детьми закрепить умение играть в игры на развитие координации и речи. Развивать воображение, творческую активность, навыки совместного, игротворчества детей и родителей.

  • Оформить группу русскими народными пословицами о языке.
  • Подготовить рассуждения детей на тему: «Веселые размышлялки — рассуждал-ки», отрывок из сказки «Волк и семеро козлят», инсценированный детьми, памятки на каждого родителя «Как читать детям».
  • Приготовить материал для проведения литературного КВНа, призы для награждения.
  • Оформить выставку литературы по развитию речи детей.
  • Провести анкетирование родителей на тему «О развитии речи вашего ребенка», которое поможет определить уровень знаний родителей по теме собрания, правильно организовать дискуссию.
  • Приготовить пригласительные для родителей.

«О развитии речи вашего ребенка»

Для подготовки и проведения родительского собрания на тему «Речевое развитие ребенка» нам необходимо знать ваше мнение по этой проблеме. Просим вас ответить на предлагаемые вопросы. Будем благодарны, если вы поделитесь своим опытом развития речи ребенка.

  1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуаль­ным развитием ребенка?
  2. По каким критериям можно судить о нормальном развитии речи ребенка (отметьте подходящие варианты)?

A. Отсутствие дефектов звукопроизношения.

Б. Отсутствие ошибок в согласовании слов, употреблении пред­логов.

B. Высокий уровень развития связной речи: умение пересказы-
вать тексты, использовать сложные предложения.

Г. Умение читать.

Д. Ваш вариант ответа.

3.Есть ли у членов вашей семьи дефекты звукопроизношения?

4.Есть ли у вашего ребенка дефекты звукопроизношения?

5)Обращались ли вы за помощью к логопеду?

6.Как вы считаете, может ли детский сад оказать положительное воздействие на развитие речи ребенка?

7.Готовы ли вы сотрудничать с педагогами детского сада по воп­росам развития речи ребенка?

8.Консультацию какого специалиста вы хотели бы получить: логопеда, воспитателя, преподавателя грамоты, учителя начальных классов?

9.Какие еще вопросы по проблеме речевого развития ребенка вас интересуют?

Благодарим за сотрудничество!

Обработка результатов анкетирования.

Анализ результатов поможет воспитателям определить:

Общий уровень знаний родителей по развитию речи ребенка, чтобы правильно организовать дискуссию.

Какой процент родительского коллектива группы готов к сотруд­ничеству с педагогами по развитию речи ребенка.

Потребность родителей в консультативной помощи, чтобы запланировать встречи со специалистами.

На мольберте красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в группу. Перед началом соб­рания родители знакомятся с выставкой литературы по развитию речи ребенка. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке.

  • Язык до Киева доведет.
  • В добрый час молвить, в худой промолчать.
  • Мал язык, да всем телом владеет.
  • Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.
  • Кто говорит, тот сеет.
  • С тобою разговориться, что меду напиться.
  • Слово не стрела, а сердце сквозит.
  • Без языка и колокол нем.
  • Не пройми копьем, а пройми языком.
  • Язык без костей работает на хозяина и на гостей.
  • Язык впереди ног бежит.

Сегодня мы собрались с вами обсудить тему развития речи детей, как в детском саду так и в домашних условиях. Вы все знаете, что это актуальная тема для всех нас, так как у большинства детей языковой барьер. И родители часто дома говорят на родном языке, и дети слышат русскую речь только в детском саду.
Семья — это среда обитания, это культурный слой, на котором только и может расти человек. Это и защита, тепло, труд и отдых. Без семьи — человек, словно голый на ветру. Но семейная жизнь требует терпения, выдержки, умения жить с другим человеком.

И, конечно самое надежное средство, цементирующие семейный очаг — это любовь.
Маленькие дети — очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему — то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми. Забудьте немного о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. А для этого мы приглашаем ваших деток, чтобы они ввели вас в свою страну детства.

Смотрите так же:  Новорожденный ребенок периоды развития

1. «Веселые размышлялки-рассуждалки».

Воспитатель объявляет тему собрания и предлагает родителям посмотреть короткий видеофильм с рассуждениями детей о значе­нии некоторых сложных для их понимания слов.

Например: конку­ренция, компостировать, миссия, навострить, ностальгия, одушев­ленный, солнцепек, полуфабрикат, столпотворение и др.

Интересные, юмористические рассуждения детей привлекут вни­мание родителей к теме собрания и активизируют их участие.

2. О развитии речи ребенка.
Выступление старшего воспитателя

Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным язы­ком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В раз­витии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются, прежде всего в постепенности процесса. У детей продолжается совершенствование всех сторон речи. Все более правильным, становится произно­шение звуков, более развернутыми — фразы, точнее высказыва­ния. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Л, Р, после чего дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

Значительно увеличиваются словарный запас ребенка, его коли­чественный и качественный состав. Дошкольник свободно обща­ется со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребенок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. У детей скла­дываются представления о многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процес­се высказывания способны быстро подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.

Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности: они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интона­циями, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

Дети учатся изменять темп речи с учетом содержания выска­зывания, четко произносить слова, учитывая нормы литературного произношения.

Таким образом, к моменту поступления в школу ребенок овла­девает правильным звукопроизношением, четко и ясно говорит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь. Строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать содержание сказки, какого-либо события. В норме, имея доста­точно развитую, активную речь, ребенок пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим был понятен смысл высказывания.

Развитая речь значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив (например, при поступлении в школу), сближение с незнакомыми детьми. Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что, в свою очередь, дает ощущение уверен­ности в себе, необходимое при общении со сверстниками.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно исполь­зовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку.

Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:

воспитание звуковой культуры речи;

обогащение активного и пассивного словаря;

формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи.

Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит пол­ноценное речевое развитие ребенка.

  1. Выступление учителя — логопеда

Развитие интонационной выразительности речи.
Воспитатель обращает внимание родителей на значение интонации в развитии речи ребенка. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в дет­ском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невы­разительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для пере­дачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребен­ку, что интонация помогает точно передавать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к нам других людей.

Интонация включает в себя:

— мелодику (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);

темп (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);

ритм (чередование ударных слогов);

тембр (эмоциональную окраску голоса);

— логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова). «Речевые игры-помощницы».

Логопед предлагает родителям варианты речевых игр. Объясняет, что такие игры помогают стимулировать развитие речи ребенка, обогащают его словарь. Предлагает родителям вместе проиграть эти игры.

Игра «Скажи на оборот»

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь. (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь. (близко).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты. (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,

Ответишь ты. (конец).

Далее можно продолжать играть, называя противоположные по значению:

прилагательные: мокрый — сухой, добрый — злой, тупой — ост­рый, светлый— темный, горячий — холодный, послушный — озор­ной, сильный — слабый, кривой — прямой;

существительные: день — ночь, добро — зло, мальчик — девочка, богатство — бедность, жадность — щедрость;

глаголы: бежать — стоять, смеяться — плакать, кричать — мол­чать, открывать — закрывать.

Сейчас дети вам покажут как мы развиваем мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковой гимнастики.

4.Воспитатель предлагает родителям посмотреть инсценировку отрывка из сказки «Волк и семеро козлят». Обращает их внимание на то, как дети, используя приемы интонационной выразительности, говорят тонким голосом козлят, грубым голосом волка, мелодичным голосом козы.

5. Художественное слово в воспитании дошкольников. Выступление воспитателя

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше пере­давать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произ­вольной памяти, умения внимательно слушать произведения худо­жественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту — все это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родите­лям и педагогам в развитии речи ребенка.

Воспитатель предлагает ознакомиться с содержанием памятки.

Памятка «Как читать детям»

  1. Перед прослушиваем художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи — все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
  2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с воз­растными и индивидуальными особенностями ребенка.
  3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэ­тому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.
  4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практи­чески буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.
  5. Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способ­ны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.

6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

6. Литературный КВН.

В группу приглашаются дети. Родители и дети делятся на две команды, чтобы в каждой были и взрослые, и дети. Воспитатель предлагает командам придумать названия, объявляет состав жюри.

КВН «Русский язык»

Конкурс №1. «Литературный».

Командам предлагается поочередно называть фамилии известных русских поэтов и писателей. Побеждает команда, назвавшая больше фамилий.

Конкурс №2. «Книголюбы».

Команды получают по конверту, в которых листки с фамилиями детских писателей. Участники должны вспомнить известные произ­ведения этого писателя.

Конкурс №3. «Поэтический».

Команды получают по картинке-пейзажу с изображением опреде­ленного времени года. Участники должны вспомнить стихи об этом времени года и прочитать их. Оценивается выразительность чте­ния.

Конкурс №4. «Загадка-догадка».

Ведущий демонстрирует командам картинки с буквальным изоб­ражением текста фразеологического оборота, игроки должны дога­даться, назвать этот оборот и объяснить его значение.

Мальчик сидит в большой калоше. (Сесть в калошу — попасть в нелепую ситуацию.)

Папа ведет сына не за руку, а за нос. (Водить за нос — тянуть время, обманывать.)

На лице девочки очень большие губы. (Надуть губы — сильно обидеться.)

На голове у человека снежный сугроб. (Как снег на голову -неожиданно.)

Несколько ворон держат в клювах цифры по порядку. (Считать ворон — тратить время зря.)

Мальчик руками растягивает резиновый шпагат. (Тянуть рези­ну — терять время.)

Конкурс № 6. «Ребусы».

Командам предлагаются конверты, в которых лежат картинки с ребусами. Необходимо их прочитать:

Конкурс № 7. «Расскажем друг о друге».

В конкурсе участвуют дети и мамы. Сначала дети по очереди отвечают на вопрос: «Какая твоя мама?», называя одно качество: красивая, добрая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, внимательная, модная, веселая и т.д.

Затем мамы дают характеристики своим детям: мой ребе­нок — умный, веселый, озорной, послушный, красивый, добрый и т.д. Побеждает команда, назвавшая большее количество качеств.

Жюри подводит итоги литературного КВНа.

7.Вы знаете, что в детском саду с 15 по 18 марта проводилась неделя речевого развития. На недели речевого развития воспитатели совместно с детьми показывали занятия, игры и кружковую работу в группах для родителей по развитию речи детей. Проведено анкетирование родителей по развитию речи детей и высказывания о посещенных занятиях.

8. Подведение итогов собрания, обмен мнениями, вручение дипломов победителям в конкурсах.

Другие статьи

  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]
  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]
  • Еда для детей школьного возраста Здоровое питание школьников источник фото: depositphotos.com Как понятно из названия статьи, речь пойдет о немаловажном вопросе – здоровом питании школьников. Питание школьников – фундамент психического и физического здоровья. С помощью продуктов можно как укрепить […]
  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (На примере обогащения и активизации словаря) Филатова Елена Юрьевна Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении Диссертация - […]
  • Ребенку 4 месяца стал плохо спать ночью Кризис сна в 4 месяца: почему ребенок не спит ночью Многие родители обнаруживают, что ребенок в 4 месяца стал плохо спать. Кризис сна в 4 месяца (он также может распространяться на возраст 3 и 5 месяцев) — это что-то вроде диагноза. В этой статье мы расскажем, почему […]