Речевые нарушения детей с аутизмом

Вопрос-ответ. Что такое апраксия речи у детей с аутизмом?

Редкое речевое нарушение встречается у очень многих детей с аутизмом

«Я прочитала, что у многих детей с аутизмом встречается апраксия. Как мне понять, нет ли у моего ребенка такой проблемы? А если она есть, какая терапия нужна моей дочери, и что мы можем делать дома, чтобы помочь ей?»

На вопрос отвечают логопеды Джина Блюм и Донна Мюррей.

Спасибо за ваш вопрос. Вы, вероятно, читали новость о недавнем исследовании, которое показало, что довольно редкое речевое нарушение — апраксия речи — может быть у 65% детей с аутизмом. Авторы исследования подчеркивают, что каждый ребенок, у которого диагностирован аутизм, также должен пройти обследование на возможную апраксию.

Выявление апраксии речи

Так что же может указывать на то, что у вашего ребенка есть апраксия речи? Детям с апраксией трудно координировать движения языка, губ, рта и челюсти, чтобы произносить отчетливые и последовательные звуки речи. Так что каждый раз, когда такой ребенок произносит какое-то слово, оно может звучать по-новому. Из-за этой непоследовательности в произношении даже родителям, которые знают все особенности речи ребенка, бывает трудно его понять.

Не всегда специалисты могут определить, почему ребенку трудно говорить. Такое нарушение развития как аутизм еще больше осложняет эту задачу, так как оно включает проблемы с коммуникацией.
Так что, если у вас есть подобные подозрения, мы рекомендуем вам обратиться за обследованием к профессиональному логопеду. Именно логопеды должны обладать подготовкой для дифференциации различных нарушений речи, которые могут быть очень схожи. Они также могут разработать индивидуальный план по преодолению этой проблемы.

Чего ожидать от диагностики

Вот несколько проявлений, по которым логопеды отличают апраксию речи от других нарушений:

— Систематические ошибки в согласных и гласных звуках во время произнесения слогов и слов. Например, ребенок каждый раз немного по-разному произносит одно и то же слова. Может быть особенно заметно в случае новых слов и более длинных и сложных слов.

— Трудности с переходом от звука к звуку и от слога к слогу. Это часто приводит к довольно продолжительным паузам между звуками и слогами. В связи с этим ребенок также может испытывать сложности при повторении последовательности слов или слогов.

— Необычное ударение. Например, ребенок может произносить все слоги в слове с одинаковым ударением. Вместо обычной «мелодии» речи, кажется, что ребенок говорит странно. Этот симптом апраксии особенно сложно распознать при аутизме, так как у детей с аутизмом часто встречается «плоская» интонация.

Во время обследования логопед также оценит орально-моторные движения и их силу. Такая оценка включает движения челюсти, губ и языка. Логопед может попросить ребенка сглотнуть, пошевелить языком, улыбнуться, лизнуть леденец и так далее, чтобы проверить мышечную координацию.

Тщательное обследование также включает проверку слуха, уровня вербальных и невербальных коммуникативных навыков, способности к имитации и реакции на устные инструкции. Результаты такого обследования предоставят необходимые данные для разработки плана терапии ребенка.

Диагностика апраксии у детей с аутизмом

Помните о том, что диагностика апраксии речи у ребенка с аутизмом может быть особенно затруднительной. Такая диагностика потребует нескольких занятий, в противном случае, ребенок может слишком сильно устать. Обычно мы очень осторожны при диагностике детей слишком маленького возраста и имеющих серьезные нарушения развития, так как они могут отказываться от сотрудничества при выполнении множества задач во время обследования. Как правило, нам нужно, чтобы у ребенка была хоть какая-то речь, чтобы мы смогли услышать и увидеть симптомы апраксии.

Для нас также важно оценить, как ребенок будет реагировать на разные методики. Например, ребенок сможет имитировать движения по просьбе? Нас особенно интересует, будет ли ребенок внимательно слушать, пока терапевт будет моделировать движения ртом? Ответы на эти вопросы очень важны для составления программы терапии для ребенка с апраксией и аутизмом.

Лечение апраксии

После того как логопед диагностировал апраксию и разработал индивидуальный план лечения, различные специалисты, в том числе логопеды и эрготерапевты, могут помочь с различными областями программы. Как родители, вы, скорее всего, будете играть в этом плане очень активную роль.

Визуальная поддержка и устройства для генерации речи

Логопед может порекомендовать вам использовать вспомогательный метод коммуникации, например, визуальную поддержку (картинки-подсказки) или планшет с программой генерации голоса.
По опыту мы знаем, что такой подход кажется многим родителям неправильным. Они могут волноваться, что поддержка с помощью изображений или устройства, генерирующего речь, начнет заменять речь ребенка и остановит ее развитие. Хорошие новости в том, что исследования доказывают как раз обратное.

Альтернативные методы коммуникации поощряют развитие устной речи. Возможно, это происходит потому, что они предоставляют ребенку возможность общаться с окружающими, пока он работает над своими речевыми навыками. В нашей практике мы часто наблюдаем, как связь между изображением и словом помогает невербальным и минимально вербальным детям лучше понимать и использовать слова.

Жестовые подсказки

Другой подход состоит в использовании визуальной жестовой подсказки. Родители или терапевт прикасаются к своему рту, когда они произносят определенный звук. Например, мы можем поднести указательный палец к губам и отодвинуть его, когда мы говорим звук «п». Подсказка привлекает внимание ребенка к тому, как губы формируют определенный звук.

Мы будем использовать более одной подсказки, когда мы говорим целое слово, чтобы показать разницу между звуками в слове. Комбинация визуальной и вербальной подсказки помогает ребенку сосредоточиться, лучше понять и произнести слово.

Такая подсказка может быть особенно полезной для детей с аутизмом, которые часто склонны к обучению через зрительное восприятие. Тем не менее, для этого метода необходимо, чтобы ребенок мог уделять внимание подсказкам и подражать им.

Построение основного словаря

С этим и другими подходами очень важно всегда начинать с основного словаря. Так называют 10-20 слов, которые выбирают родители и специалист. В основной словарь должны войти те слова, которые чаще всего употребляются в повседневной речи (например, «мама» и «папа»), имеют особое значение для ребенка (например, «поезд», если ребенок очень любит поезда), обозначают самые распространенные действия (например, «есть», «идти» и так далее), и которые проще всего имитировать (в зависимости от навыков ребенка).

Вместе со специалистом ребенок будет тренироваться в произнесении этих слов в рамках структурированных занятий. Дома же вы будете тренироваться говорить эти слова в естественных ситуациях, когда ребенок сталкивается с этими людьми, предметами или действиями в течении дня.

Как и с каждым новым навыком, постоянное повторение и практика — это лучший способ улучшить результаты и помочь ребенку стать независимее. Поначалу ребенку может понадобиться помощь в произнесении слова. Затем постепенно она научиться говорить его самостоятельно без ваших подсказок. После этого мы можем ввести новое слово для формирования фразы и так далее.

Как правило, терапия апраксии представляет собой комбинацию всех этих подходов.

Что вы можете делать дома

Если у вашего ребенка диагностировали апраксию, то есть множество стратегий, которые вы можете самостоятельно использовать дома.

— Возьмите предмет, который хочет ребенок. Держите его у своего рта и четко назовите его. Например: «Паровоз. Ты хочешь паровоз?» Снова повторите название, а затем дайте его ребенку. Такая стратегия поощряет ребенка наблюдать за движениями рта и связывает их с тем, что она хочет.

— Предложите ребенку выбор из двух предметов, опять держите их рядом со своим ртом, чтобы ребенок ясно видел их. Это будет поощрять ее использовать правильное слово или хотя бы показать на то, что она хочет. Например: «Ты хочешь яблоко или апельсин?» Если она называет или указывает на яблоко, то вы повторяете: «Ты хочешь яблоко».

— Вы можете использовать различные предметы, чтобы усилить или изменить свой голос и, таким образом, привлечь внимание ребенка. Например, скажите ребенку что-нибудь через пустой картонный цилиндр от туалетной бумаги или через приложение для изменения голоса. Посмотрите, будет ли ребенок отвечать или издавать какие-то звуки в ответ. Хвалите ее за любые усилия. Ваша цель — взаимная коммуникация.

— Сделайте слова интереснее! Акцентируйте звуки в начале и конце слов. Опять же, ваша цель привлечь внимание ребенка и побудить ее к имитации.

— Добавляйте звуковые эффекты к чтению книг и играм с игрушками. Все могут мычать как корова или шуметь как самолет! Меняйте громкость и тон звуков.

— Как можно чаще повторяйте слова из основного словаря в простых предложениях или описаниях занятий. Делайте это, когда вы занимаете ребенка чем-то веселым и интересным. Например, когда вы дуете мыльные пузыри, говорите и подчеркивайте основные слова «пузыри» и «дуй». Сосредоточьтесь на том, чтобы сопровождать одни и те же действия каждый день одними и теми же словами. Пусть эти слова будут совсем простыми. Используйте только короткие предложения. Делайте паузу прежде чем сделать какое-то действие или дать ребенку желанный предмет, чтобы побудить ребенка повторить за вами слово.

— Поощряйте имитацию через песни. Многие песенки сопровождаются движениями. Например, «Если нравится тебе в ладоши хлоп» и так далее. Музыка часто увлекает детей и побуждает их больше копировать ваши слова и движения, чем обычно.

Для детей более старшего возраста используйте телефон или планшет для записи слов из основного словаря. Можно сопровождать их видеоклипом, на котором вы показываете на свой рот и медленно говорите слово дважды. Мы рекомендуем завести на телефоне или планшете специальную папку, чтобы ребенок мог просматривать эти видео с вами или самостоятельно.

Смотрите так же:  Приоритетная проблема нарушение сна

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Аутизм у детей: симптомы и лечение речевых нарушений

Аутизм имеет массу характерных симптомов, по которым «человек дождя» достаточно заметен среди других людей. К наиболее типичным признакам можно отнести отсутствие социальной адаптации, нарушения речевой функции, нестандартность психического развития.

По данным исследований количество детей с чертами аутизма растет в большой прогрессии. К каждым годом выявляется все больше аутистов. При ранней диагностике значительную часть симптомов можно откорректировать, однако именно в первые месяцы и годы жизни ребенка имеются сложности с точностью постановки диагноза.

Симптомы аутизма

Аутизм характеризуется противоречивостью проявлений. При отсутствии навыков социализации, бытового самообслуживания, отставаниях в развитии речи ребенок может проявлять признаки высокого интеллекта, замечательных способностей в творчестве и отдельных областях познания. Довольно часто аутисты имеют высокий коэффициент интеллектуального развития, однако при этом их интерес затрагивает только ограниченную область. Характерной чертой является полное отсутствие интереса к окружающей жизни.

Внутренний мир, в котором живет аутист, довольно жестко удерживает его в своих рамках. Любые изменения приводят его в состояние возбуждения и могут привести даже к агрессии и самоагрессии.

К основным симптомам можно отнести:

  • Отсутствие социального развития, видимой привязанности к близким, даже родителям.
  • Нежелание поддерживать зрительный контакт.
  • Частой особенностью является превалирование периферического зрения, благодаря чему аутист не смотрит на объект прямо.
  • Нестабильность психической сферы, отрицание любых изменений в привычном образе жизни.
  • Внезапное проявление приступов агрессии и самоагрессии.
  • Отсутствие социальных контактов — ребенок с аутизмом не тянется к родителям на руки, не играет с другими детьми, предпочитая уединение и одиночество.
  • Приверженность к стереотипам, привычному образу жизни и повторяющихся действий.
  • Речевые нарушения, заключающиеся либо в полном отсутствии речи, либо отставании развития речевых функций.

Тот факт, что аутизм проявляется у детей не сразу — в силу своего развития ребенок не может с самого рождения продемонстрировать характерные черты своего состояния — родители сталкиваются с большим стрессом. До какого-то времени они могли не замечать неладное.

Отсутствие зрительного контакта и отклонения в социализации компенсировались умным взглядом ребенка, его спокойствием и явными признаками ненарушенного интеллекта.

Но вдруг возникает диагноз, который рушит все семейные планы и жизнь родителей в целом. Однако чем раньше выявлено нарушение, тем больше шансов провести адаптационные мероприятия.

На что обращать внимание:

  • Младенец не просится на руки, не тянется к родителям.
  • Не смотрит в глаза окружающим.
  • Нет реакции на звук, что может вызывать подозрения в нарушении слуха.
  • Ребенок не начинает «гулить» в раннем возрасте, отсутствуют лепетные слова.
  • Нет интереса к игрушкам. Игры могут быть нетипичными, в качестве игрушки выступают необычные предметы.
  • Привязанность к стереотипному поведению, ритуалам, отклонение от которых вызывает чрезмерно бурную реакцию.

Речевые нарушения при аутизме

Аутизм может выражаться у ребенка в различной степени. Однако нарушения в развитии речи имеются у каждого. Нет родителей, которые не обращались бы к специалистам именно с этой проблемой.

Несмотря на то, что степень проявления может быть разной, существуют типичные отличительные признаки речевых нарушений:

  • Отсутствие коммуникативной функции. То есть ребенок не только не хочет общаться, но и не принимает окружающего мира и его речь является автономной, не ситуативной. Очень поздно в речи появляется местоимение «Я».
  • Речь ребенка с аутизмом стереотипна, может характеризоваться эхолалией (повторением слышанных фраз к месту и не к месту).
  • При нарушении коммуникативной формы речи ребенок может увлекаться словотворчеством, петь, читать наизусть стихи, но в бытовой речи ограничиваться очень скудным набором фраз.
  • Речь характеризуется нарушением звукопроизношения, отклонениями в темпе и плавности.
  • Встречаются варианты полного отсутствия речи или минимального ее употребления. Однако в любом случае речь ребенка характеризуется стереотипностью — он «выбирает» для себя однообразные слова и фразы, используемые в любых состояниях.
  • При любых степенях нарушения ребенок проявляет недостаточное понимание, осознанность речи.

Возможна ли коррекция речи?

Крайне важно как можно раньше начать коррекционные мероприятия. Специалисты проводят активную работу по адаптации детей с аутизмом, помогая им приспособиться к миру и научиться выражать свои чувства и мысли.

Адаптация в быту, прививание навыков, необходимых для повседневной жизни и, конечно, коррекция речевого развития — вот основные точки приложения для работы специалистов и родителей.
Медикаментозные назначения не являются единственным способом коррекции. Лекарства назначаются лишь для снятия агрессивности, депрессий и прочих психических отклонений. Основная работа осуществляется логопедами-дефектологами и психологами.

Коррекционная работа по развитию речи строится исходя из особенностей каждого ребенка и направлена на улучшение понятийности речи, звукопроизношения, формирование спонтанной речи в бытовых условиях.
Занятия строятся на игровых формах деятельности и обязательно предваряются налаживанием контакта с ребенком. Для аутиста важно, чтобы работа проходила в спокойной обстановке, не вызывая стресса.

Коррекционные мероприятия по развитию речи у детей-аутистов довольно длительна и требуется большого напряжения, однако грамотный специалист способен помочь самому ребенку и его семье.

Развитие и коррекция речи аутичных детей

Главная > Документ

Развитие и коррекция речи аутичных детей

В настоящее время нет единой точки зрения на коррекционную работу логопеда с аутичными детьми.

Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны. Отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта. За рубежом поведение формируют с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления. Часть западных специалистов считает, что формирование звучащей речи у детей с тяжелыми вариантами аутизма вообще нецелесообразно, и предлагает развивать другие, неречевые формы общения.

Первый подход, если и позволяет сформировать речь, то достигается это очень редко и не скоро, становление речи происходит с большой задержкой в сравнении с возрастными этапами развития в норме, и эта задержка в дальнейшем не компенсируется. В случае западных подходов речь формируется, но она механическая, не гибкая, состоит из набора речевых штампов.

Отклонения в речевом развитии — один из основных признаков синдрома раннего детского аутизма. Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. Именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые обращаются за помощью к специалистам. Приводимые разными авторами особенности речевого развития аутичных детей многочисленны, но в основном совпадают. Это:

Мутизм (отсутствие речи) значительной части детей;

Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;

Большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;

Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);

Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а других иногда «я»);

Нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;

Нарушения грамматического строя речи;

Нарушения просодических компонентов речи.

Все эти знаки отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при РДА большинство из них имеет определенные характерные особенности.

Рассмотрим, как в рамках различных подходов происходит развитие и коррекция речи аутичных детей (делая ссылки на конкретные статьи и авторов).

Т. И. Морозова. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме

Проявления речевых расстройств при РДА многообразны и отличаются степенью выраженности. О. С. Никольская (1985) выделила четыре основные группы психического дизонтогенеза при РДА и дала психологическую характеристику особенностей речевой патологии детей каждой группы.

Характеристика раннего речевого развития

детей, страдающих РДА.

Группы аутистического дизонтогенеза

Этапы речевого развития (в мес)

Нарушение некоторых компонентов речи

Распределение нарушений по группам РДА

Работа по развитию речи у детей с РДА должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка, в ней следует учитывать особенности всей клинико-психологической структуры, характерной для той или иной группы РДА.

Основные задачи этой работы представляются следующими:

дифференциация речевых нарушений, обусловленных РДА и сопутствующими синдромами; установление эмоционального контакта с ребенком;

активизация речевой деятельности;

формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

развитие речи в обучающей ситуации.

Ближайшей задачей коррекционной работы с детьми, страдающими РДА, является адаптация в домашних условиях — для детей I группы; формирование уровня речевого развития, достаточного для введения в детский коллектив и обучения в школах различного типа,— для детей остальных групп.

Морозова С. С. в своей статье «Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии» знакомит специалистов с работой по развитию речи в рамках поведенческой (бихевиоральной) терапии

Для того чтобы обследование было полезным для построения программ по развитию речи, оно должно быть максимально точным и объективным. Поэтому целесообразно соблюдать следующие организационные условия:

1) наличие нескольких квалифицированных наблюдателей;

2) фиксация наблюдаемого (письменно или на видеокамеру);

3) структурирование полученной информации (обобщающий протокол – таб.1).

Протокол первичного обследования речи:

содержащих аффективно значимые слова;

структура речи и т.д.

Начальный этап обучения пониманию речи

Результаты обследования изучаются и используются для построения индивидуальных программ по формированию речевых навыков. Перед тем, как начать обучение, надо проанализировать весь спектр речевых навыков, имеющихся у ребенка. Обучение начинают с наиболее простых для него навыков – степень сложности определяется индивидуально. Развитие экспрессивной стороны речи и понимания у говорящих детей должны идти параллельно и равномерно.

Смотрите так же:  Шевеления при синдроме дауна

Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи»). Эти инструкции понадобятся для обучения пониманию названий предметов.

Разработаны следующие программы:

обучения выполнения инструкции «Дай».

обучения выполнения инструкции «Покажи».

Все слова, пониманию которых ребенок научился в учебной, несколько искусственной ситуации, должны употребляться в контексте повседневной жизни ребенка. Процесс переноса (или генерализации) навыка должен быть продуман так же тщательно, как и процесс обучения.

формирование навыков, касающихся понимания названий действий.

Обучение выполнению инструкций:

а) на простые движения.

в) Обучение пониманию действий по фотографиям (картинкам).

Начальный этап обучения экспрессивной речи

После того, когда начальные навыки понимания речи сформированы, начинают обучение экспрессивной речи.

Формирование навыков экспрессивной речи в поведенческой терапии начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.

Сначала повторять самые простые звуки, затем их более сложные сочетания. Если имеются нарушения в строении речевого аппарата (некоторые из них – вторичны – вследствие многолетнего молчания), полезна артикуляционная гимнастика, позволяющая работать над подвижностью языка, речевым дыханием, развитием произвольного контроля за положением артикуляционного аппарата и т.д. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова.

А. Предварительный этап обучения – обучение использовать указательный жест для выражения своего желания.

Б. Когда ребенок показывает на желаемый предмет, его учат произносить название этого предмета. Обучение можно производить и в естественной ситуации, и в учебной. Со временем ребенка можно научить произносить слово без указательного жеста или отвечать на вопрос «Что ты хочешь?».

В. Обучение словам, выражающим просьбу, следует начинать как можно раньше. Как только произносительные возможности ребенка позволяют ему сказать «Дай», «Помоги», «Открой» и т.п., надо приступать к обучению. Учить употреблять эти слова лучше в естественных ситуациях.

Г. Даже если устная речь ребенка сводится к отдельным вокализациям, его необходимо учить выражать согласие или несогласие с чем-либо.

Важно отметить, что при обучении речевым навыкам (как и любым другим) ни в коем случае нельзя останавливаться на том, что уже достигнуто. Всегда есть опасность того, что ребенок, освоив тот или иной навык (например, называние предметов), не продвинется дальше в своем речевом развитии. Как только навык сформирован, перенесен в повседневную речь, надо двигаться, думая, чему и как нужно учить ребенка, какие навыки нужны ему для будущего.

Дальнейшее развитие речи.

В связи с тем, что поведенческая терапия предполагает индивидуальное построение коррекционной работы, а также в связи с ее социальной направленностью, в каждом конкретном случае навыки, которым обучают ребенка, будут отличаться друг от друга (и по содержанию, и по способу обучения). Приведем несколько программ по формированию различных речевых навыков.

Функциональное значение предметов.

Обучение отвечать на вопросы о себе.

Обучение пониманию признаков предметов (цвета, размера и т.п.).

Обучение отвечать на вопрос «Где?»

Работа над увеличением числа спонтанных высказываний.

Либлинг М. М. в статье «Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом» в разделе «Развитие речи аутичного ребенка», «Развитие понимания речи разъясняет что такое эмоционально-смысловой комментарий.

Это такой комментарий, который позволяет нам поймать внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то с тем, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного, поэтому:

1. Эмоционально-смысловой комментарий обязательно привязан к опыту ребенка. к тому, что он знает, видел, на чем останавливалось его внимание.

2. Эмоционально-смысловой комментарий вносит смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка, в его аутостимуляцию.

3. Эмоционально-смысловой комментарий расставляет положительные эмоциональные акценты в окружающем, фиксируясь на приятных для ребенка ощущениях и сглаживая (по возможности) неприятные.

4. Эмоционально-смысловой комментарий проясняет причинно-следственные связи, дает ребенку представление о сути, устройстве предметов и явлений. Часто это помогает преодолевать страхи ребенка, бороться с его стереотипными влечениями.

5. Эмоционально-смысловой комментарий передает смысл житейских событий, их зависимость друг от друга и от человеческих отношений, от социальных правил.

6. Эмоционально-смысловой комментарий дает аутичному ребенку представление о человеческих эмоциях, чувствах, отношениях. которые он очень часто не может понять, воспринять непосредственно. Важно в первую очередь комментировать чувства и ощущения самого ребенка, всякий раз накладывая словесную формулу на его аффективные реакции. «Что же этот мальчик в коляске так плачет? Понимаешь, он еще совсем малыш, может быть, хочет есть или спать, вот и капризничает». Важно, чтобы близкие люди рассказывали ребенку о том, как они относятся друг к другу, как заботятся друг о друге:

7. Эмоционально-смысловой комментарий не должен быть простым и односложным, напротив, лучше, чтобы он был как можно более развернутым и подробным.

Итак, от комментирования отдельных впечатлений и ярких эпизодов — к сюжетному комментарию, от историй о самом ребенке — к коротким прозаическим рассказам и сказкам; от коротких сказок — к чтению сказок «с продолжением» — мы развиваем у аутичного ребенка способность понимать речь, речевые смыслы, или, по-другому, формируем его речевое мышление.

В разделе «Развитие возможности активно пользоваться речью» предлагает следующий подход к развитию внешней речи аутичного ребенка.

Поскольку, подчеркнем еще раз, аутичным детям в принципе доступно понимание речи, так же как и произнесение слов и фраз, мы считаем возможным говорить, с одной стороны, о работе по растормаживанию у них речи и, с другой стороны, о работе по закреплению появившихся речевых форм.

Растормаживание речи у таких детей (т.е. работа по «подхлестыванию» их речевой инициативы) идет одновременно в трех направлениях:

1. Провоцирование ребенка на непроизвольное подражание действию, мимике, интонации взрослого.

2. Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции. Этого мы добиваемся:

с помощью физических ритмов, ритмов движения ребенка.

с помощью стихотворных ритмов, с помощью рифмы и мелодии мы также стимулируем вокализации, словесные реакции аутичного ребенка

с помощью включения в эмоциональный комментарий

с помощью введения реплик, коротких диалогов в те рассказы, сказки, которые слушает ребенок.

3. Еще одно важное направление работы по растормаживанию речи неговорящего аутичного ребенка — это повторение за ним и обыгрывание его звуковых реакций, в том числе и вокальной аутостимуляции. Эта форма речевой работы наиболее специфична для РДА и необходима неговорящим аутичным детям.

Состоит эта работа в том, что и в игре, и на занятиях, и, по возможности, в течение дня родители и специалисты, работающие с ребенком, подхватывают его вокализации, повторяют их за ребенком с его интонацией, а затем обыгрывают и превращают их в реальные слова, связывая с ситуацией.

Работа по растормаживанию речи должна постоянно сопровождаться закреплением речевых реакций ребенка. Без специальной фиксации, появившихся речевых форм работа по растормаживанию речи у неговорящего аутичного ребенка очень часто оказывается бессмысленной.

Поэтому для закрепления появившихся речевых реакций нам нужно:

постоянно в игре или на занятиях воспроизводить ту ситуацию, в которой у ребенка появилась подходящая звуковая или словесная реакция.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

Весьма интересная статья, не думал что вынесу для себя что-то новое, например: не знал что украинский такой легкий в освоении. После прочитанной статьи ко мне вернулась девушка, а ветрянка прошла в считаные секунды, также я побил свой рекорд в додл джампе и набрал 2345 баллов. Авторы полностью раскрыли идею синтеза кефирной кислоты из огуречного рассола и о питательной свойствах зубной пасты «колгейт».

Видно,что автором проведена глубокая работа по изучению данного вопроса в оптике. Также немаловажным является то,что статья написана доступным, понятным языком,а читать ее легко и интересно.

Валерий, спасибо за интерес к моей работе. Я как раз и взял такую тему курсовой работы.

Статья замечательная,понятная,легкая для усвоения и главное полезная,т.к. тема геронтологии важна в наше время.

Отличная работа! Очень информативная статья!

Здравствуйте, в заключении вашей статьи указано, что показатели проведенных функциональных проб у пациентов с пневмонией оказались в пределах нормы, может ли это свидетельствовать о наличии компенсаторных реакций, обеспечивающих нормальную оксигенацию тканей при местном нарушении газообмена в воспаленной паренхиме легкого?

Статья определенно пробуждает желание углубиться в акутальные вопросы физики.Спасибо автору,что говорит про науку и таким доступным языком!

Данная работа интересна сравнением с российской музыкальной культурой. Музыка Испании всегда вызывает самые яркие чувства. Интересно рассмотреть педагогический аспект в плане использования произведений испанских композиторов в музыкально-образовательной практике общеобразовательной и музыкальной школы.

Спасибо автору за увлекательную статью,за возможность ознакомиться с актуальным вопросом физики, за пробуждение интереса к данной теме!

Статья затрагивает очень актуальную проблему. Познавательная работа!

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Аутизм (от латинского слова autos — «сам», аутизм — погружение в себя) — нарушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Аутизм может быть результатом дезинтеграции процессов развития головного мозга еще до рождения ребенка. Аутизм сильно влияет на ранее развитие ребенка, а последствия этого влияния, как правило, отражаются на всей жизни человека. Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя, как общается с другими. В зависимости от выраженности проявлений аутизм может быть как легкой, так и тяжелой степени.

Отклонения в речевом развитии — один из основных признаков синдрома раннего детского аутизма. Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. Именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые обращаются за помощью к специалистам: логопеду, психологу, врачу-психоневрологу или невропатологу.

Речь у аутичных детей развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. Им неинтересно заводить друзей. Предпочитая проводить время в одиночестве, они не играют с другими детьми. Часто они не отвечают на улыбки. При аутизме человек может повторять какие-либо действия или слова по несколько раз.

Смотрите так же:  Просветление шизофрения

Существует множество различных точек зрения на природу и характер этих нарушений. Представители поведенческого подхода не принимают участия в этих дискуссиях, поскольку предметом бихевиоризма является внешне наблюдаемое поведение, а не внутренние механизмы этого поведения. В то же время, в рамках поведенческой терапии накоплен огромный и ценный опыт формирования речевых навыков у детей с различными нарушениями развития. Следует отметить, что поведенческая терапия предполагает индивидуальный подход: выбор навыков и пособий для обучения, продолжительность формирования того или иного навыка — эти и другие параметры изменяются в зависимости от того, как происходит научение в каждом конкретном случае.

Уже в первый год жизни могут наблюдаться такие отклонения, как позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки общения, разнобой при обмене звуками со взрослым. На второй и третий годы жизни дети — аутисты реже и меньше лепечут, в их речи меньше согласных звуков, ниже словарный запас, они реже комбинируют слова, их жесты реже сопровождаются словами. Они реже обращаются с просьбами и делятся своими переживаниями, склонны к эхолалии (повторению чужих слов) и реверсии местоимений (например, в ответ на вопрос: «Как тебя зовут?» ребёнок отвечает: «Тебя зовут Дима», не заменяя слово «тебя» на «меня»). Для овладения функциональной речью, судя по всему, необходимо «совместное внимание». Недостаточное развитие этой способности, как считается, является отличительной чертой младенцев с расстройствами аутистического спектра: так, при попытке указать им рукой на какой-либо объект они смотрят на руку, и сами редко указывают на объекты, чтобы поделиться переживанием с другими людьми.Детям — аутистам может быть трудно играть в игры, требующие воображения, и переходить от отдельных слов — обозначений к связному языку.

По данным исследований, базовые показатели владения языком, в том числе словарный запас и правописание, у высокофункциональных детей — аутистов 8-15 лет оказались не хуже, чем у контрольной группы, а у взрослых аутистов — даже лучше. В то же время обе возрастные группы аутистов показали сниженные результаты в сложных задачах, требующих использования образного языка, оценивающих способности понимать речь и делать выводы. Поскольку первое впечатление о человеке зачастую составляют по его базовым языковым способностям, исследования позволяют предположить, что люди при общении с аутистами склонны переоценивать степень их понимания.

Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны. Отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта. За рубежом поведение формируют с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления. Часть западных специалистов считает, что формирование звучащей речи у детей с тяжелыми вариантами аутизма вообще нецелесообразно, и предлагает развивать другие, неречевые формы общения.

Первый подход, если и позволяет сформировать речь, то достигается это очень редко и не скоро, становление речи происходит с большой задержкой в сравнении с возрастными этапами развития в норме, и эта задержка в дальнейшем не компенсируется.

В случае второго подхода (западного) речь формируется, но она механическая, не гибкая, состоит из набора речевых штампов.

Наиболее оптимальным представляется сочетание обоих подходов. Методику этого сочетания разрабатывает Веденина М.Ю. На основе подкрепления создаются стереотип готовности к взаимодействию и выполнению инструкций, что помогает ребенку сосредоточиться и вести себя относительно адекватно и организованно. Это создает не обходимые условия для обучения. Одновременно усилия направляются на развитие эмоционального взаимодействия, внесения аффективного смысла в происходящее вокруг, на стимуляцию речевой активности.

Среди аутичных детей есть большая группа, для которой характерно крайне стереотипное поведение, страхи, стремление к постоянству в окружающем, значительное недоразвитие и своеобразие речи. Без специальной, целенаправленной работы в таких случаях спонтанная коммуникативная речь не формируется. У всех детей этой группы обнаруживаются более или менее стойкие нарушения звукопроизношения, которые часто исправляются в процессе общей психолого-педагогической коррекции. Трудно преодолевается еще одно нарушение речевого развития у этой группы детей — реверсия местоимений, то есть использование ребенком второго и третьего лица вместо первого.

У некоторых аутичных детей речевое развитие проходит по иному: в раннем возрасте формирование речи не отличается от нормы, но фразовая речь появляется несколько позже, чем обычно, и часто является отраженной речью близких. Иногда после 2-2,5 лет отмечается регресс, который не достигает полного мутизма: появляются эхолалии без обращения, изредка — простые аграмматичные фразы, редко употребляются обращения, прямые утверждения и отрицания. Большинство таких детей интеллектуально сохранны и нередко одарены. Они рано осознают свою речевую несостоятельность, очень переживают по этому поводу, что может привести к невротическим расстройствам.

Коррекционные занятия строятся по принципу чередования различных заданий и игры в строгом соответствии с расписанием на фоне четко дозированного эмоционального тонизирования. На занятиях отрабатывается целенаправленное поведение, понимание речи, развивается практическая предметная деятельность, целенаправленная двигательная активность. Проводится и собственно речевая работа: вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания, имитация речи других. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые хотя бы минимально привлекают ребенка.

Логопед, участвующий в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с аутизмом, должен научиться осуществлять эмоционально-смысловой комментарий как необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Эмоционально-смысловой комментарий должен быть привязан к опыту ребенка, вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка, в его аутостимуляцию; фиксироваться на приятных для ребенка ощущениях и сглаживать неприятные; прояснять причинно-следственные связи, давать ребенку представление об устройстве предметов и сути явлений. Такой комментарий помогает передавать смысл ежедневных событий, их зависимость друг от друга и от человеческих отношений, от социальных правил; давать аутичному ребенку представление о человеческих эмоциях, чувствах, отношениях, которые он обычно не может понять, воспринять непосредственно.

При коррекционной работе с аутичным ребенком необходимо учитывать его возрастные особенности. Необходимо чутко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему миру ребенка.

Логопедическая работа с аутичными детьми должна проходить определенным образом.

1. Логопедической работе предшествует адаптационный период, в ходе которого изучаются анамнестические сведения, составляется речевая карта и проводится наблюдение за свободным поведением ребенка.

2. Очень важно установить эмоциональную связь с ребенком. Нельзя быть слишком активным, навязывать ребенку взаимодействие и задавать прямые вопросы, если не достигнут контакт.

3. Требования, предъявляемые к помещению, в котором проводится логопедическая работа: не должно быть предметов, отвлекающих ребенка, кроме того, необходимо помнить о безопасности, так как некоторые аутичные дети импульсивны, двигательно беспокойны и у них иногда возникают эпизоды агрессии и самоагрессии.

4. Программа по коррекции речевых нарушений разбатывается совместно со всеми специалистами, работающими с ребенком.

5. Следует решить индивидуально для каждого ребенка вопрос о применении зеркала, логопедических зондов.

6. Логопедическая работа по коррекции речевого развития должна быть последовательной, терпеливой, и иногда очень длительной.

Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся бытовых ситуациях.

При правильно построенной работе аутичные дети могут достигать неплохих результатов. В каждом конкретном случае результаты будут разными. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же как и у здоровых детей. Для того чтобы отследить динамику следует фиксировать (записывать) малейшие достижения.

Очень важны в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень хлопотно, как для родителей, так и для специалистов, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.

Список литературы

Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. — М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.

Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М.М. — М.: Теревинф, 2005.

Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие. / Под ред. Пузанова Б.П. — М.: Сфера, 2005.

Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. — М.: Теревинф, 2006.

Другие статьи

  • Можно ли скумбрию ребенку 1 год Скумбрия для детей Рыба – продукт, пользу которого трудно переоценить. Ребенок знакомится с ее вкусом уже в первый год жизни. Но далеко не каждый сорт можно вводить в детский рацион в столь раннем возрасте, поскольку некоторые виды рыбы содержат слишком большое […]
  • Шестой месяц развития ребенка комаровский Шестой месяц развития ребенка комаровский Сообщение Yliana » Вт май 04, 2010 13:02 Нам тоже в 6 месяцев говорили "Ещё не села? Плохо!" В 6.5 поползла, через 3 дня села, ещё через неделю встала у опоры Видимо так ей было надо Добавлено спустя 59 секунд: В 7 месяцев […]
  • Тавегил таблетки инструкция по применению детям 2 лет Тавегил таблетки - официальная* инструкция по применению ИНСТРУКЦИЯ по медицинскому применению препарата Регистрационный номер: Торговое название: Тавегил® МНН или группировочное название: клемастин Химическое название: […]
  • Можно ли курить кальян при ребёнке Вредно ли курить кальян? Изысканный восточный силуэт, яркие цвета кальяна завораживают, а полупрозрачные ароматные клубы дыма, поднимающиеся от слегка краснеющих угольков, манят попробовать этот способ курения. Этот ритуал стал одним из модных во многих кафе, барах, […]
  • Школа развития детей в перми Школа развития детей в перми Тел.: 8 (342) 277 22 65, 8 912 486 30 55. Наш адрес: Пермь, ул. Сов. Армии, д. 37; Доп. офисы в Перми Схема проезда. Раннее развитие - Комплекс-курс раннего развития " ЛАДУШКА " (детям 9 мес. - 2 лет); - Комплекс-курс […]
  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]