Рефлекс заикания

Языковой барьер: история борьбы с заиканием

Заикание — речевой дефект, известный с давних времен. Еще в античных источниках его описывают как болезнь, однако о причинах ее возникновения древние врачи могли только догадываться. А уж методы лечения этой странной болезни и вовсе поражали воображение. Чего только не придумывали, чтобы помочь людям говорить без запинки. Сегодня специалисты довольно немало знают о том, почему возникает заикание, но даже сейчас не всем удается от него избавиться. Об истории борьбы с «языковым барьером», причинах его развития и методах современной терапии рассказывает MedAboutMe.

Кардинальное решение проблемы: давайте отрежем язык!

Упоминания о заикании можно встретить еще в трудах Гиппократа V века до н. э. Не обошли вниманием известных современников-заик Плутарх и Геродот. Самыми знаменитыми, пожалуй, считаются Моисей, который не боролся с проблемой, и Демосфен, ставший в итоге великим оратором Древней Греции. О его личном методе борьбы с дефектом речи знает каждый школьник: надо набить рот камнями и произносить сложные фразы. А вот второй способ, к которому также прибегал Демосфен, не так известен. Древний грек для борьбы с заиканием проводил немало времени в темной пещере, где слушал тишину, звуки моря, а также произносил речи во время штормов.

Эта методика действительно помогла Демосфену, и ее можно считать примером успешного психотренинга, одного из способов лечения, используемого и современными специалистами. Но последовало его примеру не так много людей, и даже врачи античного мира не взяли этот вид терапии за основу лечения. Считалось, что заикание — симптом сложного и непонятного заболевания или же проявление патологий строения органов речи. И лечили его весьма разнообразно.

Корнелий Цельс, врач Древнего Рима, боролся с заиканием весьма радикально. Он подрезал пациентам кончик языка. Помогала такая методика в редчайших случаях, проводилась без обезболивания и обеззараживания, но заикающиеся люди все равно на нее соглашались. И не удивительно: прочие методы «терапии» также практически не приносили облегчения.

В лечении дефекта речи вплоть до ХIХ века применялся широчайший спектр методов. Разнообразные заговоры, молитвы, амулеты и мази из жира мертвой собаки чередовались с лечением травами и специями, разговорами с зеркалом, набиванием рта поющими насекомыми или раздачей пощечин (обязательно в облачную погоду!). Пожалуй, наиболее близким к методу Демосфена было ношение целых мускатных орехов во рту. От различных операций пациенты тоже не отказывались: для улучшения речи им подрезали уздечку, удаляли зубы, делали насечки на языке…

Начало ХIХ века ознаменовалось всплеском активности шарлатанов и авантюристов. Высокая активность обманщиков, обещавших за пару дней избавить страдающих заиканием от этой таинственной болезни, превысило разумные пределы. Эффекта от «лечения» не было, зато эта волна вызвала наконец повышенное внимание врачей. Проблема заикания начала изучаться всерьез, и медики даже приступили к разработке особой системы упражнений для дыхания и речи, чтобы помочь говорить без запинки.

Эффект от терапии был хоть и не стопроцентным, но несомненным, однако пациенты такой методе не обрадовались. Подобно Демосфену, им приходилось месяцами упражнять язык. А хотелось, как в объявлениях шулеров, надеть амулет на шею и сразу начать разговаривать нормально.

Иоганн Фридрих Диффенбах, германский хирург и достойный «наследник» методик Цельса, обрадовал мир в 1841 году заявлением о победе над заиканием. После множества проб и ошибок, в которых пострадал не один пациент доктора, была выработана методика вырезания части мышц из языка.

Несмотря на жестокость операции, от пациентов не было отбоя. Эффект от отрезания части мышц был, впрочем, далеко не у всех. Но на такие погрешности в результатах сам хирург и его единомышленники внимания не обращали, и Европа с радостью приняла новый (а, главное, быстрый, в отличие от упражнений) способ избавиться от заикания.

Российские врачи против операций

Российское ученое сообщество отнеслось к диффенбахскому подрезанию языка весьма критично. Во-первых, уже на тот момент заикание считалось слишком сложной болезнью, которую точно не получится вылечить хирургическими методами. Во-вторых, количество недовольных клиентов Диффенбаха росло с каждым днем. В итоге подрезание языка в России так и не началось, а в Европе уже было признано ошибочным методом лечения.

В итоге к концу ХIХ века теорий о причинах заикания особенно не прибавилось. Методов появлялось все больше, но лечили симптомы, а не болезнь. Никто не понимал, что именно пытаются вылечить — речевой аппарат, мозг, мышцы гортани? Отчего, в какой момент начинает развиваться это странное заболевание. Все это привело практически к революционному моменту: медики уже не могли лечить, как раньше, а пациенты точно не хотели. Нужно было понятное, обоснованное объяснение причин болезни, а уже от них можно было бы выстраивать правила терапии.

Иван Алексеевич Сикорский стал тем первооткрывателем, кто вывел теорию появления заикания. Книга русского психиатра «О заикании», изданная в 1889 г., является основой информации о «неврозе Сикорского» до сегодняшнего дня.

И. А. Сикорский выявил и доказал, что патология начинает развиваться в период, когда дети учатся разговаривать, и зависит от наследственности и особенностей нервной системы. Заикание, по мнению Сикорского, является формой невроза, а значит, и лечить ее надо с именно этой точки зрения.

Хотя понимание неврозов на тот момент было весьма условным, теорию восприняли. Позднее она была подтверждена Иваном Петровичем Павловым, физиологом, известным в научном мире далеко не одними опытами с условными рефлексами собак. И заикание стали лечить успокоительными, тренировками речи и пения, целебными водами и электростимуляцией.

Языковые судороги

Наконец болезнь получила научное объяснение и описание. Сегодня заиканием считают сложный речевой дефект, который проявляется в расстройстве ритма, остановках при высказываниях, непроизвольными повторениями звуков и/или слогов. И все это — следствие судорожной активности, влияющей на движения артикуляционного аппарата.

Это те же судороги, которые каждый хоть раз испытывал, попадая в холодную воду. Мышечная ткань напрягается, часть тела перестает нормально двигаться. Примерно то же самое происходит при заикании: несильные и неболезненные судороги блокируют движения артикуляционных мышц. Причем характер судороги может быть клоническим, с кратковременными сокращениями, что приводит к повторению слогов, или тоническим, с длительным спазмом, при котором не получается вымолвить ни звука. Порой артикуляционным аппаратом судорожная активности не ограничивается, и человек сопровождает речь непроизвольными судорожными движениями лицевых мышц (тиками), рук, ног.

Почему у одних людей развивается заикание, а другие могут свободно и плавно говорить? Причина — в нарушении речевого круга, который основывается на работе трех областей головного мозга: центра Брока, голосового центра, отвечающего за речевой аппарат, центра Вернике, области, где мы распознаем свою речь и что говорят другие и центра ассоциаций, где проходит анализ услышанного и построение собственных фраз.

Если эти области работают с разной скоростью, нарушается процесс восприятия-обработки-высказывания речи. И чаще всего десинхронизация в работе отмечается у детей в возрасте становления речи, от 2 до 5 лет, когда все связи еще только формируются.

Всего в мире насчитывают около 5% заикающихся людей. Причем у мальчиков этот логоневроз развивается в 4 раза чаще, чем у девочек. Пик заикания отмечается в пубертатном периоде, а примерно к 30 годам патология компенсируется у большинства взрослых самостоятельно.

Специалисты сегодня диагностируют два главных вида логоневроза.

Первый знаком всем — это тот самый тип заикания, который возникает, если ребенка чем-то сильно напугать, расстроить, заставить выучить поэму в возрасте 4-5 лет. Классический пример — когда ребенок начинает заикаться после нападения собаки. Разумеется не каждый, познакомившийся с игривым или агрессивным псом или посмотревший ужастик, начнет заикаться. Логоневроз развивается в основном у детей с повышенной впечатлительностью, реактивностью нервной системы. Этот тип заикания усиливается при усталости, возбуждении, волнении.

Вторая разновидность заикания развивается на базе врожденной или приобретенной патологии нервной системы. К ней приводят наследственные факторы (так, в семье, где заикается один родитель, у ребенка шансы на такие же речевые дефекты намного выше), болезни во время беременности, а также инфекционные заболевания и травмы головы в раннем возрасте. На обследовании у невролога часто обнаруживают повышенное внутричерепное давление, судорожную готовность или активность, искажение рефлексов.

Смотрите так же:  Невроз всд проявления

Неосновные, но также существующие причины тоже существуют. Так, немало детей, которых в советских школах переучивали с письма левой рукой на правую, имеют стойкий логоневроз из-за вмешательства в работу мозга, ведь все взаимосвязано. Еще одна причина может быть в непроизвольном подражании ребенка взрослому с логоневрозом — дети в процессе овладения речью изучают не только слова и звуки, но и ритм, и особенности произношения.

Тревожным родителям стоит помнить, что в норме здоровый человек любого возраста до 10% слов и звуков имеет право произносить с запинкой. Это и «м-м-м», и «э-э-э», и слова-паразиты, которыми мы маскируем паузы в речи. Да и произношение может быть не всегда плавным и гладким, и это норма. Но вот если ребенок вдруг начинает «спотыкаться» на многих звуках, то в первую очередь надо снизить нагрузки, забыть про чтение, стихи наизусть, модные в детских садах утренники с множеством песен. Охранительный режим, достаточный сон, поменьше впечатлений — и, скорее всего, логоневроз пройдет сам. Если этого не происходит, надо идти к специалисту, и в первую очередь — к неврологу.

Таблетка от заикания

Для лечения патологии сначала надо определить причину заикания. После диагностики используют успокоительные, противосудорожные препараты, рефлексотерапию, физиопроцедуры для расслабления мышц и укрепления здоровья в целом, а также множество различных речевых упражнений. Основная цель — замедлить работу центра Брока, который возбуждается и ускоряется во время произношения слов. Прибегают также к стимуляции центра, отвечающего за мелкую моторику: пациентам рекомендуют сопровождать речь жестами, ритмичным дирижированием, одновременным рисованием, штриховкой, письмом, отслеживанием дыхания. То есть, любым подходящим способом «отвлечь» активность от центра Брока и переключить ее на другие области головного мозга. Все более научно, но по сути — те же методики, что и в предложениях Сикорского.

Хотя сегодня методы базовой терапии в основном все те же, что и сто лет назад, наука не стоит на месте.

Технический прогресс помогает различными программами и девайсами. В основном они работают все на тот же центр Брока, помогая услышать себя без запинки или с задержкой, или не слышать совсем, или же изменять тональность обращенной речи.

Мечты пациентов ХIХ века вскоре могут стать реальностью. В исследовании профессора Джералда Магуайра, США, появилась новая гипотеза: оказывается, у тех людей, кто страдает заиканием, слишком высок уровень дофамина. А значит, его достаточно всего лишь понизить, чтобы речь стала плавной. Так что вполне возможно, мы скоро получим ту самую волшебную таблетку, которая моментально излечивает от заикания.

Рефлекс заикания


Сыну 5 лет. После последнего скандала с папой, стал заикаться (вообще речь нормальная, заикается если слова начинаются на букву А или О).Изменилось поведение (стал плаксивым, частые капризы и истерики со словами : я хочу и все..). Были еще у стоматолога (плановое посещение). У нас режутся 2 коренных зуба. ВООТ сколько сразу свалилось. Что делать?? Мы собираемся через 2 мес. на море. Вот думаю, можно ли сейчас поехать с ним на море? И что нам делать?

Алена, в лечении любого вида заикания необходим комплексный подход.

В Вашем случае необходимо, прежде всего, создать благоприятную, спокойную психологическую атмосферу в семье: никаких ссор, скандалов, конфликтов! Отношение к ребенку должно быть ровным, ласковым, без порицаний.

Важно оберегать и укреплять нервную систему мальчика: ему необходим продолжительный сон ночью (10-11 часов) и не менее 2-х часов днем, соблюдение режима дня, закаливание, длительные прогулки на свежем воздухе, рациональное питание, физиотерапия, массаж. Всем детям с заиканием (независимо от его формы) рекомендуется как можно больше плавать, танцевать, лепить, рисовать, петь — нужно всячески развивать их моторику (как общую, так и тонкую моторику рук).

Не следует перегружать малыша избыточными впечатлениями, которые могут вызывать у него эмоциональное перенапряжение. Надо запрещать ребенку подолгу смотреть телевизор, играть на компьютере, допускать перевозбуждения в играх.

Ничего страшного в том, что Вы с сыном поедете на море, нет, при условии, что ему там будет обеспечена спокойная обстановка. Лучше, чтобы во время отдыха ребенок общался либо с Вами, либо дружил с одним товарищем, уравновешенным по характеру, желательно младшим по возрасту. И не следует перегревать ребенка на солнце.

Между тем, на протяжении года не следует принимать в присутствии ребенка гостей и его водить в гости. Это возбуждает малыша, провоцирует его плохую речь.

Нельзя допускать, чтобы при ребенке говорили о его заикании, демонстрировали его дефект другим лицам. Наоборот, окружающие взрослые должны воспитывать у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, обращать внимание ребенка на малейшие успехи и поддерживать убеждение в полном избавлении от заикания.

Большое значение для успешного перодоления заикания имеет также речь окружающих. Мальчик должен слышать только негромкую, спокойную, неторопливую речь.

Нельзя сейчас слишком перегружать речь ребенка, требовать от него произносить сложные, незнакомые или малопонятные слова (фразы), заучивать стихотворения, пересказывать рассказы. Если ребенок не может правильно сказать какое-то слово, то нужно ему помочь.

Следует обучить ребенка следующим правилам речи:

— Во время речи смотри на собеседника.
— Следи, чтобы в это время не было душевного перенапряжения и сильного напряжения мышц лица.
— Прежде чем начать говорить, подумай, что ты хочешь сказать, сделай вдох и начинай говорить плавно на выдохе.
— Воздух расходуй в основном на гласные звуки.
— Выделяй ударный гласный звук.
— Четко артикулируй все гласные звуки.
— Четко выдерживай паузы между предложениями. Длинные предложения дели на смысловые отрезки, между ними делай паузы (будто мысленно произносишь слово «пауза») — и лишь потом новый вдох.
— Все слова в коротком предложении говори как одно длинное слово.
— Говори выразительно, четко, громко.

Принесут пользу ребенку дыхательные упражнения и упражнения на расслабление, релаксацию. — http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02c.shtml

Напоследок заметим, что устранять заикание нужно сразу, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычно легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Поэтому мы бы Вам рекомендовали обратится к врачу (невропатологу) с тем чтобы он назначил мальчику какие-то укрепляющие нервную ситстему процедуры. Также желательны логопедические занятия, сочетающиеся с «режимом молчания» дома. Это необходимо для того, чтобы «погасить» патологический рефлекс на заикание, и, наоборот, выработать стойкий рефлекс на правильную, нормальную речь.

Рекомендуем Вам также следующие статьи про заикание —

Заикание заразно?

Любому логопеду и не только, известно, что в подавляющем большинстве заикание вызвано спазмом гортани при произношении определённых звуков, слогов. Что же вызывает тот самый спазм врачей не учат или подносят информацию в таком виде, что фактически ни один из них не может полноценно объяснить природу заикания. А это очень важно, т.к. только понимая основы возникновения этого дефекта, можно исправить его. Или минимизировать саму возможность его появления. На мой взгляд причин заикания может быть только две. Первая, это физическое поражение головного мозга, т.е. контузия, травма, вырождение и т.д. Вторая, это дефектный условный рефлекс, т.е. на определённых звуках происходит перевозбуждение центральной нервной системы, отвечающей за речь и регулирующей степень сжимания гортани. Первый вариант может появится в любом возрасте и достаточно редок, поэтому он не так интересен. Более интересен второй вариант, т.к. он является самым массовым и может появится только в детском возрасте, а также исчезать и появляться в течении жизни. Что-же такое речь человека? По сути это ряд условных рефлексов, одним из которых является возбуждение и физическое изменение просвета гортани. Раздражителем в данном случае являются импульсы речевого отдела головного мозга. Для понимания, как формируется привычка заикаться (да, да можно назвать рефлекс, привычка и т.д.) придётся кратко ознакомится со строением нервных клеток, их связям между собой, что происходит с импульсом при многократном повторении.

Ядро нервной метки головного мозга можно сравнить с деревом, из центра которого отходит множество веток, так называемых дендритов, которые в свою очередь многократно разветвляются. Основная ветвь, называемая аксоном, связывает дендриты и ядро клетки. На аксоне и дендритах имеются многочисленные пресинаптические нервные окончания, которые содержат трансмиттеры. Трансмиттеры передают информацию дальше, производя импульс и перенося возбуждение с одной нервной клетки на другую, с нервного окончания на рабочий орган. Чем чаще будет возникать одна и та же мысль, тем быстрее будет функционировать связь между нервными клетками, поскольку в результате многократного повторения импульс будет проходить быстрее. Это можно сравнить с дорогой, которая постоянно расширяется и становится удобнее, потому что ею пользуются все чаще и интенсивнее. Сначала это была просто тропинка, потом узкая заасфальтированная улочка, позднее она превратилась в дорогу с интенсивным движением и, наконец, в скоростное шоссе. Импульсами раздражителями являются буквы, слоги, формирующиеся в центре речи головного мозга. От речевого центра головного мозга импульс по нервным каналам достигает места назначения, в данном случае гортани. На каждый звук рождается отдельный импульс, который регулирует степень сжатия гортани. Импульс на определённые звуки может быть изначально не корректен, дефектен, что и приводит к спазмам, перевозбуждению гортани.

Смотрите так же:  Развитие и обучение детей с умственной отсталостью

Почему так происходит?

Условные рефлексы, формирующие речь, в детском возрасте заимствуется человеком из внешней среды, от окружающих людей и т.д. Сравните головной мозг новорожденного с чистой аудиокассетой, на которой ничего не записано. Все, абсолютно все, что слышит младенец с первого дня жизни, регистрируется головным мозгом. Только когда человек приобретает знания и опыт, позволяющие ему самому решать, что ему следует оставить в памяти, и когда он в состоянии применять накопленные знания, он обретает способность управлять своими мыслями. Он сам определяет, что ему нужно воспринять (ведь это влияет на него), что он должен пополнить или усовершенствовать, а от чего ему следует отказаться. Именно свойство мозга ребёнка фиксировать происходящее вокруг и вызывает проблему заикания. Т.к. людей с подобным дефектом не так и мало и чем чаще ребёнок слышит такую речь, тем выше вероятность заимствования ребёнком этой проблемы. И здесь не важно, хочет он этого или нет, это происходит без участия сознания. С возрастом подобные рефлексы перестают приживаться и отфильтровываются сознанием, поэтому заикаться начинают с детства и не как иначе. В моём детстве было два заикающихся человека, это дядя, у которого дефект проявлялся, когда он был в пьяном виде. И товарищ, с которым я общался примерно год, в это время и появились первые попытки с моей стороны запинаться на некоторых буквах. Но, так как мои родители, как и большая часть населения не способны критически мыслить и адекватно оценивать процессы, происходящие вокруг. То, причиной моего заикания была назначена модная на тот момент версия, испуг. По их версии я испугался собаки и начал заикаться. Удивительно то, что я не помню собаки, которой я должен был испугаться. Но, я отлично помню, что много времени проводил с заикающимся человеком и первые проявления моего заикания, на тот момент мне было 5-6 лет. Но, мнение родителей всегда верное, ребёнок не оценивает критически их слова, т.к. доверяет им. Сейчас мне 36 лет, заикание сопровождало и портило всю мою сознательную жизнь. И вот только сейчас я смог освободится от тех шаблонов мышления, что были заложены мне в детстве. Я не виню своих родителей в невежестве, неумении и нежелании учится. Они такие, какие есть, и я их люблю. Но, любовь — это скорее чувство, инстинкт. А преобладание инстинкта над разумом, мешает адекватно оценивать окружающий мир.

Совет родителям.

При первых же проявлениях заикания у вашего чада, необходимо принимать меры по недопущению его превращения в рефлекс, т.к. чем больше повторений, тем устойчивее формирующийся рефлекс. Ещё один важный нюанс, рефлекс нельзя отменить, его можно только заменить. Именно поэтому, при обнаружении первых проявлений необходимо принять меры по замене только формирующегося рефлекса. Чем раньше, тем больше вероятности, что дефект не всплывёт в будущем.

Как минимизировать возможность появления заикания у вашего ребёнка.

Так же важным моментом является профилактика, которая сводится к изоляции ребёнка от заикающихся людей любого возраста. Да, это не толерантно и жестоко по отношению к страдающим от этого зловредного недуга. Но, простите, а как вы объясните потом своему взрослому заикающемуся ребёнку, что за неполноценностью его жизни стоит ваша жалость к чужим неполноценным детям? И сможете ли вы признать, что ваши дети страдают по вашей вене, а не генов или злой собаки? Очень в этом сомневаюсь, самокритика и адекватная реакция на критику, это удел избранных.

Методы коррекции (замене рефлекса) этого дефекта речи опишу в следующий раз.

Рефлекс заикания

Заикание – это прерывистое или затрудненное произношение слов, вызванное спазмом мышц, которые отвечают за дыхание, вокализацию и артикуляцию. Разновидностью патологии является невозможность выговаривать отдельные звуки, которая заставляет повторять слог несколько раз.

Э. Стилл, основатель остеопатического подхода, описывал методы лечения различных дисфункций. В его трудах заикание и остеопатия связаны работой с нервной системой. Близкое расположение нервов, отвечающих за речь и дыхание, становится причиной патологии. Именно это вызывает трудности в произношении слов. Пациенты с заиканием, по наблюдению Стилла, пытаются говорить с пустыми легкими на полном выдохе.

В процессе становления речи, в возрасте от двух до шести лет, дети особенно подвержены появлению заикания

Теории о причинах заикания

Существует сотни теорий о причинах заикания, и каждая поддерживается исследованиями. Все подходы можно сгруппировать в четыре категории:

  1. Органические нарушения. На протяжении многих лет считалось, что дисфункция связана с физическим дефектом. Речь требует координации нескольких движений: легких, голосовых связок и окружающей их мускулатуры, мягкого неба, языка и губ. Нарушение функции одного из элементов меняет ритм речи. Неподвижность языка, увеличение глоточных миндалин, нервные дисфункции или поражения головного мозга ответственны за заикание. Одна из теорий утверждает, что патология вызвана гиперактивностью симпатической нервной системы из-за эмоционального стресса или отсутствия торможения коры. Избыточное напряжение провоцирует сбои в координации функций речи, которую старается исправить остеопат при заикании у детей.
  2. Теория неврозов рассматривает заикание, как какой-то глубоко укоренившуюся эмоциональную или психологическую проблему. Пациенты остаются на устном или анальном уровне эмоционального развития или испытывают неадекватные личные отношения. Потому многие терапевты считают заиканием признаком невротизма.
  3. Теория обучения рассматривает заикание, как плохую привычку. Примерно 80% всех детей дошкольного возраста проходят через короткий период «беглости речи», что можно легко спутать с заиканием. Из-за реакции родителей, друзей, учителей эта особенность развития превращается в условный рефлекс. Ребенок начинает бояться говорить быстро из-за реакции других. Страх нарушает сложную систему координации для воспроизведения речи.
  4. Дисфункция обратной связи. Слух помогает отслеживать собственную речь. Если человек лишен кинестетического осязания из-за плохой чувствительности неба, то речь становится невнятной. Если слуховая обратная связь задерживается, то контроль речи также нарушается.

Каждая теория подкреплена практическими методами. Структурная теория, к которой относится остеопатия при заикании у детей, предполагает устранение физического дефекта:

  • улучшение иннервации языка, неба, лицевых мышц;
  • лечение миндалин и инфекции;
  • тренировку центральной нервной системы упражнениями.

Сторонники неврологической школы используют психоанализ, групповую терапию и систематическую десенсибилизацию. Приверженцы теории обучения пытаются изменить родительские реакции на заикания и выработать специфическое поведение. Терапевты, которые занимаются слухом, используют белый шум, чтобы задержать обратную связь с речью, чтобы сделать ее осмысленной и замедленной.

Физиология заикания

Чувство речи – наивысшая развитая вибрация в теле, поскольку зависит от эмоций и взаимодействия многих факторов. К управляющим силам относится симпатическая нервная система и центральная нервная система со связями, которые регистрируют сигналы в мозге.

Импульсы к органам слуха и речи идут от 3-го шейного позвонка, а также 3, 4 и 4 грудных позвонков. Их подвывихи могут сдавливать нервы, провоцируя несогласованность в работе системы. Состояние позвоночника влияет на шум в ушах, заикание, мутизм, нарушает четкость речи. Шейный отдел – один из компонентов, для работы с которым нужен остеопат от заикания детям и взрослым. Дисфункции спинномозговых ганглиев также влияют на речевые проблемы – подбор нужных слов.

В нижней лобной доле головного мозга находится зона Брока, которая отвечает за воспроизведение речи и приводит в движение мышцы лица, языка, глотки и челюстей

Заикание вызвано проблемами с мышцами, которые производят речь. Остеопат лечит заикание устраняя физические барьеры для речи. Мускулатура, управляющая артикуляцией, языком, мягким небом и нижней челюстью рассматривается в первую очередь.

Смотрите так же:  Истерия америки

Исследование, проводимое с помощью МРТ-сканера, оценивало мозга детей и взрослых с заиканием. Оказалось, что при патологии снижено поступление крови в область Брока, которая находится в лобной доле. Именно эта зона обрабатывает речь. Снижение кровотока коррелировало с тяжестью заикания. Ученые не доказали точную причинно-следственную связи – возможно, сам факт нарушения речи влиял на изменения мозга. Но работа с кровоснабжением должна улучшить навыки речи. Краниальная остеопатия и заикание у детей связаны через возможность улучшения трофики тканей: артериального кровоснабжения и венозного оттока головного мозга.

Традиционные подходы к лечению

Логопеды называют заикание логоневрозом, выделяя несколько форм:

  • клоническое – повторение звуков или слогов в начале слова;
  • тоническое – паузы в начале или середине слова;
  • смешанное – затягивание и повторение звуков и слогов.

Как рассматривает остеопат заикание? Изучает всевозможные факторы: тяжелое течением беременности, частые заболевания, стрессы, перегрузки речевого аппарата в раннем возрасте.

Гормональные и физические изменения в период полового созревания являются причиной патологии у старших детей. Вирусные инфекции способны повлиять на нервную систему.

Большинство детей начинают заикаться в возрасте от трех до пяти лет, при этом:

  • патология распространена среди 5% детей и 1% взрослых людей;
  • 75% пациентов с заиканием – лица мужского пола;
  • 50% перестают заикаться без лечения.

Существуют различные подходы к решению проблемы. Цель логопедии — помочь ребенку овладеть определенными речевыми и языковыми навыками, избавлять от страха перед речью и собственным телом. Грамотный специалист работает комплексно:

  1. Обучает формировать слова, говорить медленно, расслабляться. Практиковать упражнения нужно в домашних условиях.
  2. Учит управлять физическими симптомами, например, морганием.
  3. Помогает справляться с эмоциональным трудности, которые возникают в результате речевых проблем.

Методика Лидкомб из США разработана в 90-х годах и используется во всем мире. Поведенческий подход предусматривает похвалу за плавность речи и старательность со стороны родителей и родственников ребенка.

Лечение заикания должно иметь комплексный характер, начиная от упражнений по улучшению речи и избавления от сопряжённых страхов, заканчивая физическими упражнениями для расслабления

Медикаментозное лечение полагается на антидепрессанты, анксиолитики и нейролептики, но доказательства их эффективности ограничены. Ингибиторы обратного захвата серотонина не повлияли на заикание, трициклические антидепрессанты дали краткосрочные минимальные улучшения.

Анксиолитики, направленные на снижение страха и беспокойства, помогли снизить признаки заикания, но в сочетании с антидепрессантами. Исследования до сих пор продолжаются, чтобы определить длительность эффекта.

Средства, блокирующие дофаминовые рецепторы в головном мозге, показали многообещающие результаты, но из-за длительного приема имеют побочные эффекты. Исследования не оценивали долгосрочное воздействие.

Лечение взрослых сосредоточено на реструктуризации речи, решение когнитивных и поведенческих проблем, снятие беспокойства при разговоре. Логопеды обучают контролируемо замедлять речь.

Остеопатическое лечение

Может ли остеопат вылечить заикание у ребенка полностью? Врачи рассматривают несколько зон, влияющих на риск патологии:

  1. Напряжение в костях черепа, подбородка. Нижняя челюсть при рождении состоит из двух частей, окончательно формируется к шести годам. Блокировки затылочной, височных костей нарушают правильное окостенение. Это отражается на положении языка и умении произносить некоторые звуки.
  2. Подъязычная кость, мышцы, которые управляют языком и лицевой нерв влияют на скоординированность речевого аппарата.
  3. Особенности наружного слухового канала влияют на восприятие произносимых звуков. Височная кость при рождении состоит из трех частей и формируется к 7-8 годам. Напряжение в кости влияет на среднее ухо и слуховой канал в детстве.

Гипоглоссальный нерв выходит из черепа, проходя через мыщелки на затылочной кости. Потому родовые травмы способствуют заиканию. Кесарево сечение, распространенное в последние годы, влияет на дисфункцию первого позвонка. Остеопат всегда начинает лечить заикание с черепа:

  • освобождаются мозговые оболочки, которые влияют на положение позвоночника, фасции глотки и гортани;
  • улучшается проведение нервных импульсов к мышцам речевого аппарата;
  • восстанавливается нормальное кровоснабжение.

Остеопат мягко освобождает все структуры, которые могут влиять на нижнюю челюсть, мягкое небо и язык. Внимание уделяется подъязычной кости, к которой крепятся мышцы основания рта. Они важны для акта речи и иннервируются лицевым нервом. Именно разблокировкой черепных нервов занимается краниальная остеопатия.

Чтобы устранить все факторы, которые мешают функции речевого аппарата, остеопат будет избавлять от напряжения грудную клетку и шею:

  • освобождаются суставы первого позвонка;
  • мягко происходит работа с подъязычной костью и остальными шейными позвонками;
  • возвращается нормальное положение ключицы и ребер.

С помощью мягких техник остеопат воздействует на нервные узлы, управляющие мышцами лица, горла, языка и неба. Но это только одна сторона вопроса.

Лечение заикания остеопатией направлено на расслабление мышц и освобождения от нагрузки тех отделов и зон, которые могут препятствовать воспроизведению речи

Влияние на речь и ее воспроизведение может оказывать осанка, состояние мышц грудной клетки, таза, ног. Болезни желудка, печени, желчного пузыря могут подтянуть пищевод и повлиять на шейные позвонки, к которым он крепится. Инфекции дыхательных путей нарушают экскурсию легких и грудной клетки, внося различные помехи в механизм вдоха и вокализации.

Остеопат рассматривает все возможные факторы развития заикания, помогая другим специалистам вылечивать патологию в десятки раз быстрее. Обучает ребенка или взрослого делать полный вдох за счет диафрагмы, чтобы урегулировать дыхательную и разговорную функции.

Интегрированный подход

Остеопат устраняет дисфункции, приведшие к неправильному использованию языка, мягкого неба, но обучить речи может только грамотный логопед. Сильный стресс сопровождается родовые травмы и любые физические проблемы. Работа с эмоциональной стороной заикания должна проводиться после остеопатической коррекции. Важно согласовать действие с родителями, исключить наказание агрессию, обучить мотивировать ребенка.

Важно помнить о эмоциональной стороне лечения, так как заикание у детей часто приводит к появлению психологических проблем, страхов и боязни говорить

Родовые травмы приводят к тому, что в теле ребенка активируются примитивные рефлексы – шаблоны действий нервной системы, которые помогали развивать движения во младенчестве. Не интегрированный ассиметричный шейно-тонический рефлекс влияет на ритм, баланс и речь. Ребенок не способен отличать звуки, произносить их, путает порядок букв, что приводит к заиканию. Дети говорят медленно и однообразно, начинают бояться школы и обучения. Им ставят диагноз синдрома гиперактивности и дефицита внимания, хотя дело в несогласованности работы двух полушарий.

Физиотерапевты совместно с логопедами и остеопатами согласуют функции нервной системы. Одних из упражнений является «ящерица», имитация ползания по полу с чередованием рук и ног. Гибкий детский мозг легко поддается коррекции. Уроки проходят в виде игр, что позволяет детям лечиться без страха и с интересом.

Другие статьи

  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2–3 лет" До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. […]