Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет

Содержание:

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет»

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами , конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные)хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

Рекомендации:

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи , песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста

Любовь Федорова
Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста

1. В семье необходимо создавать благоприятную условия, в которой бы ребенок мог с удовольствием общаться со взрослыми и получать новые знания, обогащал свой словарный запас.

2. Делая что – либо по дому, берите ребенка с собой. Старайтесь, чтобы ребенок видел все ваши действия, одновременно проговаривайте названия этих действий;

3. Давайте манипулировать бытовыми предметами, не представляющими опасности для ребенка. Давая малышу какой- либо предмет, обязательно скажите его название и назовите свойства (Например: Это ложка. Она холодная, металлическая, твердая)

4. В процессе манипуляции малышом каким – либо предметом, обязательно озвучивайте его действия (Например: Ты положил ложку; Ты взял ложку в руку)

5. Пойте малышу колыбельные, т. к. они не только успокаивают малыша, но и способствуют его речевому развитию;

6. Уделяйте внимание мелкой моторике: массируйте ладошки ребенка, дайте поиграть с крупой и т. д. ;

7. Говорите не торопясь, проговаривая все звуки, ведь ваша речь является примером для ребенка;

8. Разговаривая с малышом, старайтесь делать так, чтобы лицо обязательно находится перед ним, чтобы он видел, как двигается ваши губы и язык;

9. При разговоре с ребенком не подражайте детской речи, это будет тормозить усвоение звуков и задерживать своевременное овладение словарем. Лучше говорите с ласковой интонацией;

10. Не заменяйте слова на неправильное значение слова (Например: перчатки – «руковички»)

11. Не заменяйте слова словами – заменителями (Например: кушать — «ням-ням)

Игры по развитию речи детей раннего возраста с применением Су-Джок терапии Автор: Гашина Елена Владимировна, воспитатель СПДС «Дружная семейка», пос. Луначарский, Самарская область. 1 комплекс речевых игр «Ушки.

Конспект НОД по развитию речи для детей группы раннего возраста по сказке «Репка» Тема занятия: сказка «Репка» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое и познавательное развитие. Цели и задачи.

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста Цель: развитие речи детей раннего возраста. Задачи: 1. Развитие зрительного и слухового внимании детей. 2. Развитие речевого подражания.

Занятие по развитию речи детей раннего возраста «Сюрприз от куклы Тани» Возрастная группа: с 2 до 3 лет. Форма совместной деятельности: занятие по развитию речи. Форма организации: фронтальная, коллективная,.

Конспект занятия по развитию речи для детей раннего дошкольного возраста от 1,5 до 2 лет Тема: Знакомство с самолетом. Цель: Познакомить детей с самолетом (игрушечный, его строением. Вызвать у детей интерес к изображению самолет.

Конспект занятия по сенсорному развитию и развитию речи детей раннего возраста «В гостях у бабушки Арины» Конспект занятия по сенсорному развитию и развитию речи детей раннего возраста. «В гостях у бабушки Арины» Цель: Закреплять знания детей.

Методические рекомендации для родителей малышей 2-х-3-х лет по развитию речи Период от 2 до 3 лет логопеды называют показательным для развития ребёнка. Заканчивается подготовительный этап становления речи, и малыш.

Перспективное планирование занятий по развитию речи детей раннего дошкольного возраста Данное перспективное планирование раскрывает последовательную коррекционно-развивающую работу с детьми раннего дошкольного возраста по развитию.

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста Учеными давно доказано, что развитие руки тесно связано с развитием речи и мышлением ребенка. Работа по развитию движений рук должна начинаться.

Семинар — практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста «Развиваемся играя» Семинар – практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста. Тема: «Развиваемся играя». Цель: убедить родителей.

Как развивать речь у детей 2-3 лет

Среди родителей распространено мнение, что если ребенок заговорил, то развивать его речь уже не нужно, стоит только следить за правильным произношением звуков. Это в корне неправильное утверждение.

Смотрите так же:  Как оформить детские по уходу за ребенком

Основы развития речи закладываются в младенчестве, когда родители читают грудному ребенку книжки, поют с ним песенки, рассказывают сказки, знакомят его с игрушками. Есть и специальные упражнения на развитие речи малышей: большую роль здесь играют пальчиковые игры.

Но существует еще несколько способов развивать речь малышей. Для этого особенно благоприятен возраст от двух лет, когда ребенок уже научился произносить слова и простые предложения.

Игры для развития дыхания

Дыхательная гимнастика нужна для того, чтобы у ребенка развивались мышцы губ, что способствует правильному произношению звуков. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться максимально удлинить выдох.

Выполнять упражнения с детьми от двух до трех лет следует, пока им интересно этим заниматься. Если интерес у ребенка пропал, можно его «переключить» на другое упражнение.

Вырежьте из бумаги снежинку, положите ее на стол и подуйте, чтобы она заскользила по поверхности. Затем предложите ребенку сделать то же самое.

Пустите в тазике с водой легкий кораблик, например, из бумаги. Покажите пример малышу: подуйте на кораблик так, чтобы он поплыл. Пусть малыш повторит за вами.

Можно использовать мыльные пузыри, отцветающие одуванчики и любые другие предметы, которые нравятся ребенку.

«Голливудская улыбка» и «Заборчик»: игры на развитие артикуляции

Родитель показывает ребенку, как сделать «голливудскую улыбку» – сжав челюсти и улыбаясь во весь рот. А затем просит ребенка сделать то же самое. Можно усовершенствовать упражнение, играя с ребенком в «папарацци» – «звезда» охотнее будет выполнять упражнение под аккомпанемент фотовспышек. Попросите малыша сделать «голливудскую улыбку» – и сфотографируйте его. А у вас на память о тренировках останутся забавные фотографии для пополнения фотоальбома.

Классический вариант этой игры называется «Заборчик», те же манипуляции ребенок совершает, когда мама или папа произносят стишок:

Зубы ровно мы смыкаем,
и заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
посчитаем наши зубы.

3 логоритмические игры

Словоохотливость и коммуникативные навыки малышей хорошо развиваются в логоритмических играх: когда песенки и стишки совмещаются с действием, ребенку проще учиться говорить. К тому же, логоритмические упражнения полезны для понимания темпа, ритма, выразительности движений, умения перевоплощаться: кроме речевых навыков, дети учатся проявлять свои творческие способности.

Каждый родитель знаком с играми «Мишка косолапый» и «Гуси-гуси». Можно подобрать ту игру-песенку или стишок, которые нравятся вашему малышу.

Смысл игры в том, что родитель встает прямо, поет или читает выбранное произведение, показывает ребенку движения. А ребенок за ним повторяет:

Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот так, топни ножкой,
Вот так, вот так, топни ножкой
(родитель показывает, как топать, ребенок повторяет).

Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши
(родитель и ребенок вместе хлопают).

Дальше можно в каждом куплете добавлять новое действие до тех пор, пока малышу игра интересна. Например, «заинька, станцуй», «заинька, свари кашу»,«заинька, поклонись» – родительская фантазия подскажет вам массу вариантов.

Упражнение-игра выполняется верхом на ком-то из родителей. Посадите ребенка на спину, плечи, либо просто на колени. Безопасно подбрасывайте малыша в воздух и приговаривайте:

Скок-скок, скок-скок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытами стучу!
Если надо – прокачу!

Возьмите ребенка за руку и пройдите, переваливаясь с одной ноги на другую, изображая курицу и цыпленка. Покажите ребенку, как курочка роет ножками пол, ищет зернышки и наклоняется за ними:

Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать,
а за ней ребятки,
желтые цыплятки.

Предметы и материалы

Подготовьте место для игр. Предметы и материалы помогают дополнить игры на речевое развитие. Предлагайте ребенку по ходу игры потрогать различные поверхности: гладкие, шероховатые, ребристые, пушистые, ворсистые, холодные, теплые.

На уровне детских ручек можно также повесить на стену самодельную сенсорную дорожку. Для ее изготовления достаточно приклеить на дощечки разные поверхности: кусочки гладких и ворсистых ковров, тканей, округлые камушки, крупные макароны, бусины, пуговицы, детали ортопедических ковриков и прочее. Следите за тем, чтобы предметы были хорошо приклеены и не были мелкими.

Идеально, если материалы можно будет со временем менять местами. Запомнить множество детских стишков – задача нетривиальная, а вот поменять предметы, чтобы разнообразить игру, родителям гораздо проще.

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Популярные записи

Свежие комментарии

  • admin к записи Организация прогулок в соответствии с ФГОС ДО
  • Татьяна к записи Организация прогулок в соответствии с ФГОС ДО
  • Татьяна к записи Темы по самообразованию: познавательное развитие дошкольников
  • admin к записи Темы по самообразованию для старших воспитателей
  • admin к записи Темы по самообразованию: физическое развитие дошкольников
  • Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет

    Из опыта работы
    «Рекомендации для родителей
    по развитию речи детей 2-3 лет»

    Мосиенко Елена Юрьевна,
    воспитатель МКДОУ № 16,
    г. Новосибирск

    Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.

    Таблица усвоения детьми звуков речи
    Предлагаем Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка.

    Возраст ребенка Звуки речи
    От 1 до 2 лет А, В, Е, М, П, Б
    От 2 до 3 лет В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н
    От 3 до 4 лет С, Ц, З
    От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ
    От 5 до 6 лет Л, Р

    Задачи по речевому развитию детей 2-3 лет
    Звуковая культура речи:
    1. Упражнять в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков, кроме свистящих (с,з,ц), шипящих (ш,ж.ч.щ) и сонорных (р,л), в правильном воспроизведении звукоподражаний (ку-ка-ре-ку; и-го-го), слов и несложных фраз (из двух-трёх слов). Например: «Мама дай куклу» и т.д.
    2. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

    Формирование грамматического строя:
    1. Формировать умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги ( в, на, у, за, под).
    2. Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов ( кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из двух-трёх слов ( «Кисонька — мурысенька, куда пошла?»).

    Формирование словаря:
    1. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
    2. Формировать умение по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

    Обогащение словаря:
    существительными, названиями игрушек, предметной личной гигиены ( полотенце, зубная щётка, расчёска, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детёнышей;
    глаголами, обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, взять — положить), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние ( плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
    прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, холодный, горячий);
    наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
    Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

    Связная речь:
    1. Формировать умение понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы и сказки, в начале с показом иллюстраций, а к концу года и без показа. Помогать отвечать на простейшие вопросы (что?, кто?, что делает?) и более сложные (во что одет?, что везёт?, кому?, какой?, где?, когда?, куда?), обязательно поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе взрослого рассказывать об изображённом на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
    2. Способствовать освоению диалогической формы речи.
    3. Формировать умение слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них.

    К концу 3 года дети могут:
    1. Иметь активный словарный запас ( не менее 1000-1200 слов).
    2. Повторять за взрослым слово и небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание.
    3. Ответить на понятный вопрос взрослого.
    4. Поделиться информацией («Коля пришёл»), пожаловаться на не удобства («замёрз, устал») и действия сверстника («отнимает»).
    5. Сопровождать речью игровые и бытовые действия.
    6. Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
    7. Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.

    Помните!
    Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
    Желаем вам успехов!

    Читаем и занимаемся вместе с детьми
    Гуси, гуси!
    Га, га, га!
    Есть хотите?
    Да, да, да!
    Так летите же домой!
    Серый волк под горой
    Не пускает нас домой!
    * * * * *
    Баю, баю, буси!
    Прилетели гуси.
    Сели гусюшки в кружок,
    Дали Ване пирожок,
    Дали Ване пряничка.
    Спи скорее, Ванечка!
    * * * * *
    Как на Ваньки именины
    Испекли пирог из глины
    Вот такой вышины!
    Вот такой ширины!
    Каравай-каравай,
    Кого хочешь выбирай!
    А потом с округи всей
    Приглашай на пир гусей!
    * * * * *
    Прилетели птички,
    Принесли водички.
    Надо просыпаться,
    Надо умываться,
    Чтобы глазки блестели,
    Чтобы щечки горели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок!
    * * * * *
    Ладушки-ладушки!
    Где были – у бабушки!
    Что ели – кашку,
    Что пили – бражку!
    Ладушки-ладушки,
    Снова едем к бабушке!

    Пальчиковые игры
    Моя семья
    Вот дедушка,
    Вот бабушка,
    Вот папочка,
    Вот мамочка,
    Вот деточка моя,
    А вот и вся семья.
    (Ф. Фребель)
    Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

    Смотрите так же:  Куда обращаться за начислением пособия по уходу за ребёнком

    Наш малыш
    Этот пальчик — дедушка,
    Этот пальчик — бабушка,
    Этот пальчик — папочка,
    Этот пальчик — мамочка,
    Этот пальчик — наш малыш.
    Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

    Белка
    Сидит белка на тележке,
    Продает она орешки:
    Лисичке-сестричке,
    Воробью, синичке,
    Мишке толстопятому,
    Заиньке усатому…
    (Народная песенка)

    Детки
    Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

    Раз-два-три-четыре-пять!
    Будем пальчики считать —
    Крепкие, дружные,
    Все такие нужные…
    (3. Александрова)
    Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

    Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребенка

    Раннее детство и развитие речи

    Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

    Какие факторы влияют на развитие речи

    • Биологические: наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения.
    • Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

    Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

    Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

    • 0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
    • 2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
    • 3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.
    • 6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.
    • 7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
    • 9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».
    • 11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.
    • 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
    • 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

    Кто быстрее: мальчики или девочки

    • «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
    • «Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.

    Как помочь развитию речи детей раннего возраста

    • Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка. Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. — мир так богат для тренировки чувства осязания!
    • Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
    • Зрение. Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны — они достаточно легкие и непременно привлекут внимание). Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками — это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
    • Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища — какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.
    • Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии — приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов — сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать — вдруг у вас растет будущий парфюмер?
    • Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги). Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками. Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
    • Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках — отличные тренажеры!

    Как правильно формировать речь

    • Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
    • Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете. Разговаривайте с ним в течение всего дня.
    • Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
    • Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
    • Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
    • Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
    • Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
    • Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
    • «Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
    • Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
    • Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
    • Ставьте малышу детские песенки и сказки.
    • Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
    • Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
    • Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
    • Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
    • Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока».
    • Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
    • Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
    • Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
    • Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
    • Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
    • Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
    • Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
    • Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
    • Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
    • Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
    • Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
    • Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
    • И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.
    Смотрите так же:  Ведущая деятельность по возрастам дошкольников

    На что обратить внимание

    • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
    • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
    • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
    • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
    • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
    • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
    • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
    • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
    • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
    • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
    • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

    Логопедические занятия по развитию речи у детей

    Инфографика: «Этапы речевого развития ребенка до 3 лет»

    Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

    Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания — конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться.

    • Понять ребенка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае — остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.

    • Некоторые родители занижают, а другие — завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором — постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.

    • Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя — образец для ребенка.

    • Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребенка.

    • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов.

    Когда нужно обратиться к логопеду

    Следует обратиться к логопеду, если:

    • до 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;

    • ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет — идите к логопеду прямо сейчас);

    • ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;

    • ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» — «пуговица», «гебимот» — «бегемот», «пепитан» — «капитан»;

    • ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;

    • ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).

    Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия — нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами — обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.

    Как создать правильную среду для развития речи?

    С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов.

    Примеры проговаривания ситуаций

    1) Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»

    2) Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.

    3) На прогулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дождик идет, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».

    Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.

    Анна Андреевна Притворова, логопед

    Другие статьи

    • Глисты у детей лечение народные средства Средство от глистов как эффективная помощь страдающему от энтеробиоза По данным ВОЗ более 2/3 населения всей планеты страдает от энтеробиоза. В странах третьего мира из-за отсутствия эффективной диагностики и недостатка лекарственных средств заболевание встречается […]
    • Виды занятий по развитию речи для детей 2-3 лет Формы занятий по развитию речи детей раннего возраста После двух лет жизни основную роль в развитии психики и формировании поведения играет речь. Существуют различные формы развития речи ребенка. Если до двух лет ребенок употреблял в своей речи 300 слов, то, при […]
    • Пособие ребенку малообеспеченной семьи ​Пособие малоимущим семьям в 2019 году В каждом регионе установлен определенный размер прожиточного минимума, который позволяет купить корзину необходимых продуктов и товаров, чтобы обеспечить нужды семьи. И если граждане получают меньший доход, они могут рассчитывать […]
    • Недоношенные дети особенности развития Ранние дети. Особенности адаптации и развития недоношенных детей На первый год жизни любого ребенка приходится максимально интенсивный рост и бурное развитие. Но в этот период организм чрезвычайно уязвим, защитные силы слабы и несовершенны.Особенно это касается детей, […]
    • Какой режим у 3 месячного ребенка Примерный распорядок дня ребенка в 3 месяца. Советы и рекомендации Рождение ребенка – это чудо и большая радость. Молодые родители, забрав первенца из роддома, задаются массой вопросов и испытывают немало страхов. На помощь часто приходят бабушки и дедушки, с […]
    • Многодетная семья ребенок идет в первый класс Пособие многодетным семьям для подготовки детей к школе Законодательство РФ предусматривает денежные выплаты на подготовку детей к школе многодетным семьям — домохозяйствам, имеющим 3 и более ребенка. Назначение пособия для подготовки детей к школе — оказание помощи […]