Родовый стресс у ребенка

Что чувствует малыш во время родов

C первой минуты после родов начинается очень важный этап и для матери и для младенца. Своевременный и правильно проведенный первый контакт матери и ребенка после родов предопределяет их отношение друг к другу. Для матери этот контакт важен, поскольку от него зависит пробуждение ее материнского инстинкта. Для новорожденного этот критический период определяет его способность любить и испытывать привязанность вообще.

Психологи отметили, что некоторые особенности личности, эмоциональные и психосоматические нарушения, а так же многие телесные недуги не могут быть удовлетворительно объяснены исходя лишь из травматических событий послеродовой биографии, что эти состояния закладываются в период беременности и в родах. В ранних исследованиях Фрейд интересовался опытом рождения. Его ученик Отто Ранк разработал эту тему глубже, описав ее в книге «Травма рождения». Станислав Гроф, соединив практику психологии и психотерапии с гуманитарной культурой и духовным опытом, разработал ее гораздо шире. Проводя исследования с использованием ЛСД и дыхательных практик, Гроф обратил внимание, что психологические травмы относятся к определенным этапам рождения, которые он выделил в четыре блока, названные впоследствии «перинатальными матрицами». Это понятие гораздо шире, чем просто опыт физиологического рождения, это и опыт духовного становления, роста и раскрытия.

Первая матрица — это беременность. Во время беременности ребенок ощущает маму как огромную водную Вселенную, центром которой он является. Психика мамы и ребенка — как единое целое, и поэтому часто беременная женщина ощущает себя центром Вселенной, она становится связующим звеном между ребенком и тем миром, в который предстоит ему выйти. Именно в этот период закладывается любовный контакт малыша со своими родителями и способность человека любить весь мир, тогда ребенок легко переживает любой стресс, который воспринимает как некую ступень, которую он с интересом может преодолеть.

Много лет в традиционном акушерстве ребенок воспринимался как «плод», и у родителей складывалось отношение к ребенку как к объекту, за которым необходим определенный уход и который ничего не понимает. И именно поэтому, в большинстве случаев, наши дети не имели первого глубинного контакта, и мир, в который им предстояло выйти, осознавался как тревожное опасное пространство. Дети, пережившие кесарево сечение, воспринимают мир как гигантскую матку, которая должна создавать условия для их жизни. У них формируется более низкая устойчивость к стрессам, чем у детей после естественных родов, и вместе с тем неутолимая неосознанная жажда познания мира.

Вторая матрица — это схватки. Ребенок, запуская роды, начинает прощаться с тем миром, в котором он жил и рос на протяжении девяти месяцев. И первые легкие сокращения матки воспринимаются им как прощальные объятия любимого мира. Постепенно пространство, к которому он привык, начинает сжиматься вокруг него и у него возникает ощущение, что он умирает в своем привычном мире. Рождение и смерть объединяются в этот момент. Использование обезболивающих препаратов без медицинских показаний лишает ребенка опыта проживания схваток, он «остается» в них, в этот момент прерывается связь, и контакт ребенка с мамой, а вместе с ним остается ощущение безысходности. Отношение людей к жизни с таким опытом рождения — жизнь это страдание, все плохо, ничего нельзя изменить, все усилия тщетны, все бесполезно в этой жизни.

Иногда маленькие дети могут вспоминать свои чувства во время родов. Тереза вспоминает период схваток: «Темно. Я ощущаю резкий прилив энергии. Я чувствую себя напряженной, каждый мускул напряжен, но я никуда не двигаюсь».*

Что же испытывает ребенок — когда в схватках мир, который заботился о нем, заключает его в смертельные объятия? Ощущение удушья, которое становится все длиннее, а тесное замкнутое пространство сжимается вокруг него и давит. Состояние безвременья вызывает безграничный ужас. Именно этим некоторые медики в 60-е годы оправдывали операцию кесарево сечение, считая, что незачем подвергать ребенка таким испытаниям, если можно его безболезненно достать из утробы матери. Оказывается, опыт рождения — очень нужный опыт. Помимо негативных аспектов он дает фундаментальный опыт преодоления трудностей, необходимый каждому человеку для продвижения вперед. Проходя через этапы рождения, он приобретает качества «героя», позволяющие не ломаться в трудных ситуациях, не впадать в депрессию, а стойко переносить их и бороться, зная, что гармония наступает через конфликт, и появится свет в конце тоннеля, и радость воссоединения с мамой после рождения будет ему наградой.

Многие мифы, легенды, сказки основаны на родовой символике — родная и любимая исчезает, уносимая неведомой силой, и герой пускается в трудное путешествие, в котором ему предстоит пережить смертельную опасность. И, пройдя огонь, воду и медные трубы, преодолев все испытания, выйдя из них сильным и крепким, он воссоединяется со своей любимой, и, как итог и награда за все перенесенные испытания — свадьба.

Третья матрица — это прыжок в неизвестность, это матрица борьбы, ощущения прорыва, притока энергии и сил. Появляется свет в конце тоннеля, надежда на освобождение, состояние экстаза и эйфории. Люди, прошедшие через тренинг памяти рождения видят себя летящими в трубе охваченные водоворотом событий уносящих их в бездну, такие же ощущения испытывает умирающий человек. Личность, проходя через третью матрицу, приобретает силу борца, для которого смысл жизни не в самой цели, а в ее достижении. Чего же так жаждет достичь герой? Ощущения награды за прожитый марафон рождения — глаза родной матери, с потоком безграничной любви и нежности. В нашем обществе выросло целое поколение людей — борцов, потерявших способность любить. Это дети, которых унесли от матери, и у которых не состоялась четвертая матрица — матрица воссоединения. Такие люди притягивают к себе ситуации борьбы, трудностей, получая удовлетворение в процессе, теряют интерес к достигнутому, ощущая холод и пустоту.

Марианна описывает свои переживания следующим образом: «Это похоже на приливную волну. Я чувствую, что меня захватывает приливной волной. Когда она приходит, я догадываюсь, что должна идти тоже. «*

Четвертая матрица — это итог, воссоединение матери и ребенка. Очень важен первый контакт с миром в первые часы жизни. В психологии есть понятие импринтинга — запечатления — опыт, полученный в течение первых двух часов жизни. Процесс запечатления совершается чрезвычайно быстро, результат запечатления обычно необратим. Этот процесс приводит к ощущению защищенности ребенка в огромном незнакомом пространстве, формирует базовое представление о мире. У животных это механизм следования за родителем для получения навыков выживания и опыта приспособления к внешней среде. Очень важен самый первый контакт с матерью, когда ребеночка кладут ей на грудь. Он ощущает тепло и нежность ее кожи, слышит биение ее сердца. Такие дети вырастают способными любить и отдавать любовь. Прикладывание ребенка к груди в первые минуты жизни вырабатывает стойкий иммунитет, а вместе с ним ощущение спокойствия, равновесия и удивительной гармонии.

Мэри вспоминает: «Доктор держит меня, и я смотрю на свою маму. Я рада видеть ее, и она рада видеть меня. Она выглядит симпатичной. Она вся потная и измотанная, но выглядит молодой и хорошей. Она чувствует себя хорошо, улыбается. Я слышу, как кто-то говорит: «Это моя девочка». Я чувствую мою маму, она всегда говорит, что я хорошая девочка и довольна мной».*

В рекомендациях Всемирной Организации Здравоохранения по родовспоможению уделяется особое внимание послеродовому периоду:

Здоровый новорожденный должен оставаться с матерью, когда это позволяет состояние их здоровья. Не следует препятствовать совместному общению матери и ребёнка, продолжительность которого должна определяться желанием матери. Следует поощрять нахождение матери и ребёнка в одном помещении.
Зная о важности первого жизненного опыта ребенка, женщина начинает по-другому относиться к беременности, родам и времени после рождения малыша. Осознанный подход к родам подразумевает активное участие женщины во всех событиях, связанных с появлением ребенка на свет. Женщине важно научиться ориентироваться в своих ощущениях, понимать их смысл и иметь возможность выбирать вариант поведения в родах, при котором она чувствует себя максимально комфортно.

* Воспоминания родов, использованные в тексте, взяты из книги Девида Чемберлена «Разум вашего новорожденного ребенка».

При подготовке статьи использовались книги:

  • Д. Чемберлен. Разум вашего новорожденного ребенка. М., 2005.
  • С. Гроф. За пределами мозга. М., 1993.

07.06.06
Скрицкая Татьяна Владимировна
клинический психолог,
кандидат психологических наук
«Репродуктивное здоровье +»

Цель данной статьи — описание некоторых представлений о способе появления ребенка на свет и его последующих психологических особенностей.
Совершенно точно, что особенности беременности и родов сказываются на дальнейшей судьбе человека. И также характер человека формируется в течение длительного времени и очень важно, чтобы нормальное воспитание в дальнейшем.

Ой блин как жить-то дальше-то, а? У меня кесарёнок, так что ж теперь, всю жизнь ему заранее предопределили? Или надо было всё-таки отказаться от экстренного кесарева и дать природе самой довести дело до конца? И что бы я имела в итоге. Возможно, что ничего и никого. Какая-то статья-утопия, сусально-сахарная, и взгляды автора, мягко говоря, вызывают недоверие. И сказки сюда приплёл, и свои собственные ощущения, и ребёнок «умирает-прощается-воскресает». Вообще-то мне казалось, что способность к преодолению последующих жизненных трудностей никак не связана со способом появления на свет. Цитата: «опыт рождения — очень нужный опыт. Помимо негативных аспектов он дает фундаментальный опыт преодоления трудностей, необходимый каждому человеку для продвижения вперед. Проходя через этапы рождения, он приобретает качества «героя», позволяющие не ломаться в трудных ситуациях, не впадать в депрессию, а стойко переносить их и бороться, зная, что гармония наступает через конфликт, и появится свет в конце тоннеля, и радость воссоединения с мамой после рождения будет ему наградой». Набор сентиментальных слов, совершенно бесполезных. Конечно, ребёнку необходим родовой стресс. А почему? Потому что научно доказано, что у ребёнка, рождённого естественным путём, в надпочечниках вырабатываются «гормоны стресса», которые способствуют его скорейшей адаптации во внешнем мире. А вовсе не потому что (опять та же цитата). он дает фундаментальный опыт преодоления трудностей, необходимый каждому человеку для продвижения вперед. Проходя через этапы рождения, он приобретает качества «героя», позволяющие не ломаться в трудных ситуациях, не впадать в депрессию, а стойко переносить их и бороться, зная, что гармония наступает через конфликт, и появится свет в конце тоннеля, и радость воссоединения с мамой после рождения будет ему наградой.». Но разве доказано, что у кесарят этот гормон не вырабатывается? Ведь они тоже испытывают стресс, когда их достают из матки — перепад давления, внешней температуры, необходимость самостоятельно дышать, . ИМХО: направление точки зрения автора в общем верное, но при этом со всех сторон обвешено сентиментальной субъективной лирикой. И если честно, мне показалось что моему сыночку, когда его достали и поднесли ко мне, было глубоко фиолетово, как я выгляжу и какая у меня кожа, ему гораздо важнее были на тот момент его собственные ощущения. Опять же, это моё личное субъективное мнение.

капец! как же раньше то жили люди! совместного пребывания не было, на живот не всегда выкладывали..и т.д.
и все любят и любовь отдают. и с мамами отношения замечательные!

Дети, пережившие кесарево сечение, воспринимают мир как гигантскую матку, которая должна создавать условия для их жизни. У них формируется более низкая устойчивость к стрессам, чем у детей после естественных родов, и вместе с тем неутолимая неосознанная жажда познания мира.(c) Ну. я например-ребенок-«кесаре нок». Единственное, с чем согласна-с жажадой познания мира.Она и сейчас есть-в22года-то:)А вот насчет восприятия мира..Все время считала, что нужносоздавать условия самостоятельно. Чем и занимаюсь. Насчет стрессов-тоже. Многие друзья говорят:Если бы у меня происходило все то, что у тебя происходит-я бы уже сломался давно. Стараюсь идти вперед и исправлять ситуацию. Все зависит от характера, целей..но вряд ли многое зависит от того, какми путем появился на свет

Стресс у грудничка?

Это не легкий процесс – хрупкое тельце детки ритмично сжимается маткой, он продвигается по родовым путям, все это длится невыносимо долго – вечность! Наконец, все это заканчивается – наш малыш ликует – он родился! Что же происходит дальше? А с этого момента у малыша начинается совершенно новая жизнь, жизнь вне матки – милого домика. Там не надо было ни о чем беспокоиться — было приятно, темно, теплая матка плотно прилегала к коже человечка, он чувствовал ее заботливое объятие, никаких ощущений связанных с голодом… Он переживает шок, что-то произошло и он стал беззащитен, уязвим, все вокруг новое и пугающее.

Мы-то взрослые отлично понимаем, что теперь с малышом все будет хорошо, что мы о нем будем заботиться, для этого столько сделано приготовлений. Ремонт в детской комнате – приятные голубые обои с мишками, красивая кроватка-качалка с балахончиком в тон занавескам, вот и памперсы, чтоб было постоянно «сухо и комфортно», красивые рубашечки тоже с мишками, ползуны и еще много-много всего. Так что теперь все будет только отлично!

Он видит мир другими глазами

Но мы за всеми этими внешними приготовлениями часто забываем о том, что наш малыш не сможет оценить, то, что у него мишка на рубашечке такой же, как на обоях. Этой стороны, которую мы так тщательно подготавливаем для малыша, в его восприятии мира просто нет! Он воспринимает мир не так как мы взрослые. Чтобы ему хотелось ощутить после столь сильной встряски связанной с рождением? Все очень просто – крохе невыносимо сильно хочется попасть в привычные условия, которые позволят ему успокоиться, перестать переживать.

«Его пребывание в чреве матери стало первым и последним периодом его жизни, который можно было бы назвать состоянием непрерывного благополучия. Природа же заложила в человеке ожидание, что в таком состоянии он проведет всю свою жизнь» – пишет в своей книге «Как вырастить ребенка счастливым» Жан Лэдлофф, поэтому все свои внутренние силы он направляет на то, чтобы достичь привычного состояния.
Все, что чувствует сейчас и ощущает кроха, вызывает в нем сильное нервное напряжение, потому что он не знает, что все это можно изменить, ему кажется, что так будет всегда.

Чтобы адаптироваться к своему новому бытию крохе потребуется от месяца до трех, только по прошествии этого времени он начнет понимать, что все, что с ним происходит теперь — явление временное и все можно изменить к лучшему.

В этот период малютка нуждается в максимальной поддержке со стороны родителей, а, прежде всего, его мамочки.

Итак, как же маме организовать малышу более-менее привычные условия вне матки, чтобы сделать его жизнь не такой трудной и пугающей?

Буду жить на ручках!

Все девять месяцев мама будущего малыша вела активный образ жизни – она двигалась, а значит, и наш малыш тоже был в движении. Он к этому привык и от нового мира ожидает тоже движения. Ситуация же, когда он лежит часами в своей кроватке, когда его изредка берут на ручки, для крохи очень непривычна. Спасаясь от этого или другого стресса, ребеночек может погружаться в глубокий сон на несколько часов подряд. Если крошка глубоко спит 3-4 часа к ряду – это как раз такой случай. Известно, что адекватное развитие головного мозга новорожденного происходит, когда малыш находится в фазе поверхностного сна. В фазе же глубокого сна развитие головного мозга замедляется. Не ждите, пока он начнет просыпаться сам, на это может уйти неделя, другая. Просто возьмите его на ручки и вынашивайте, вы же делали это все девять месяцев!

Любой призыв малыша в виде слабого попискивания или уже настойчивого плача – это просьба малыша о том, чтобы его взяли на ручки — приложили к груди, при этом реагировать следует незамедлительно. Ведь он считает, что ситуация фатальная, чем дольше ребеночек находится в состоянии стресса, тем больший вред наносится его нервной системе. В организме крохи вырабатывается большое количество гормонов (сверхнормы), которые в свою очередь негативно влияют на естественное развитие организма крохи, его нервной системы. Эти гормоны действуют как кислота, выжигая строящиеся нервные связи, в частности зону, которая отвечает за эмоции, маленького ребеночка, после этого она уже не сможет сформироваться максимально полно никогда.

В случае, если мама тут же реагирует на плач крохи – ребеночек получает информацию о том, что мама самое надежное, что есть в этом мире, он, попадая к ней на ручки, сразу успокаивается. А детки, которые находятся у мамы на ручках достаточно много, вообще не плачут!

И ночью тоже мы вместе!

Что чувствует кроха, если он спит отдельно от мамы? Вот он зашевелился, полусонный ловит ротиком мамину грудь, но не находит ее. Приходится проснуться окончательно, чтобы начать призывать маму, или, понимая, что это бесполезно, засыпать самостоятельно, превознемогая страх. Он тревожится, боится, что мама никогда не вернется, ощущения безопасности нарушается. Эту гамму чувств он испытает даже в те несколько минут, пока мамочка отчетливо его услышит и дойдет до его красивой кроватки. А захочется ли вообще маме вставать к ребенку, если он всего лишь зашевелился или громко вздохнул, скорее всего, она подумает – наверно что-то приснилось, сейчас сам заснет. И выходит, что малыш не получает подтверждение о том, что мама рядом – мир на месте, все хорошо.
Малышу важно находиться в полном контакте с мамой, как днем, так и ночью. Организовав совместный ночной сон, мама будет иметь только положительные результаты – ребеночек спит с мамой спокойнее и дольше, он не забывает, что надо жить – дышать, соотносит свое дыхание с дыханием мамы. Малыш, в любой момент может приложиться к груди и продолжать свой сон, мирно посасывая грудь, он чувствует всегда ее знакомый запах, тепло ее тела, происходит стимуляция нежной кожицы крошки, кожей мамы — все это действует на него только успокаивающе. Да и мама, чей малыш спит рядом, уверена, что с ним будет все в порядке, поэтому она может хорошо отдохнуть ночью и набираться сил на весь следующий день.

Новая связь с мамой.

У нашего малыша в его прежнем «теплом домике» была связывающая нить с мамой – пуповина, она давала ему все необходимые питательные вещества и многое другое. Он тоже по ней скучает в новом мире. Где же нам ее раздобыть? Все очень просто! Именно грудное кормление детки, по сути, является пуповиной, только не внутри, а снаружи. Кроха в животике у мамы сосал пальчики, пуповину – а тут он может сосать мамину грудь. Привычный запах амниотической жидкости тоже издает мамина грудь. При кормлении грудью мама его обнимает, почти также как там, его обнимали нежные стеночки матки. Прикладывая кроху к груди и покачивая во время кормления, мама также производит привычные, ожидаемые действия. Малыш, оказываясь под грудью, чувствует себя максимально защищенным, так же как и внутриутробно.

Если малыш не получает грудного молока – не прикладывается к груди, то он лишается такой ценной эмоциональной поддержки от матери, которая способна все стрессовые реакции свести на «нет» всего лишь приложив его к груди.

Такой огромный новый дом!

Попадая из тесной матки в новое пространство, крошка воспринимает его необычайно большим, это тоже его выводит из равновесия. Малыш вскидывает ручки, как бы пытаясь нащупать привычные границы матки, их отсутствие тревожит кроху. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к новым объемам своего места жительства, комната для него очень велика. И снова в этом поможет мама – она будет своими объятиями придерживать ручки, чтобы они не беспокоили младенца. А если ребеночек днем спит один? Тут поможет старая добрая пеленка и заменит ему привычные границы матки, тем самым, не позволит ручкам разлетаться и пугать крошку.

Погуляем? Не, я лучше дома посижу, тут безопаснее!

А представляете, как становится страшно, если кроху из комнаты, к которой он понемногу начинает привыкать, выносят погулять на улицу? Там вообще становится жутко – новые непривычные звуки, свежий морозный воздух обжигает слизистую носика, на кроху одели 100 одежек – тоже непривычно, странно. Не на чем задержать взгляд – одно сплошное «открытое» пространство, ведь новорожденный малыш может четко видеть предметы на расстоянии 25 см от его глаз, все, что дальше – это размытый фон, неизвестность и как она может на него повлиять?
Да еще плюс ко всему мамы нет рядом, она-то занята тем, что катит коляску. По ощущениям малыша, он снова попал в новый мир, уже второй раз за такой короткий период. Еще один шок, вернее постоянно повторяющийся шок каждый день, как только выходит на прогулку мама с деткой.

Как реагирует кроха? Ой, закрою глазки, забудусь сном, только бы от этого всего нового, пугающего спрятаться. И он спит несколько часов глубоким сном, а иногда и по приезду домой продолжает еще спать в коляске. А про глубокий сон мы с вами уже знаем, что не так-то он полезен, как мы привыкли думать.

И второй вариант. Боже, снова новый мир! Какой страх, мама возьми меня на ручки, спаси меня! И малыш разрывается в плаче. Мама начинает его усердно качать, давать пустышку – обманка для неопытного крошки. Что это? Качают?! Качают… ой, что-то в рот попало, чуть полегчало, но мама, где же ты мама? Так без тебя страшно!

Эти зарисовки, может быть немного преувеличены, но очень ясно отражают суть прогулок с крохой первых месяцев жизни, пока все для него ново. Что же тогда совсем не гулять? А вы смотрите по себе, по своим ощущениям. Некоторые мамы с радостью остаются дома, если узнают, что это не жизненно необходимо. Их можно понять – грудь постоянно наливается молоком в первый месяц, а если гулять 1,5 – 2 часа, так вообще сил нет: молоко подтекает, шов послеродовой тоже еще не поджил и может быть неудобно. Да просто холодно, мерзко.

А другой маме сидеть дома уже невмоготу, стены давят, нечем дышать? Тогда выбирайтесь на улицу, небольшая прогулка минут на 30-40 хороший выход из ситуации. Только кроху берем на ручки, ему так спокойнее. Хороший вариант для таких прогулок – слинг (перевязь или лоскутный держатель). Руки не устанут от ношения детки, в нем и покормить можно, в случае, если кроха захнычет.

Как мама может определить, что кроха не испытывает стресс? Во-первых, кроха почти не плачет, во-вторых, он хорошо прибавляет в весе. Так, например, если уход за крошкой организован правильно, то, кушая мамино молочко, малышок может набрать за первый месяц и килограмм, и два! Это в награду маме, за то, что она всегда внимательна к своему чаду.

автор: Ксения Соловей, консультант по грудному вскармливанию, психолог

Статья была опубликована в журнале «Мой ребенок»

Стрессы новорожденных

Оказывается, новорожденные детки тоже способны испытывать стресс. Можно ли его предотвратить или хотя бы облегчить состояние крохи?

Ребенок капризничает, и мы готовы списать это на что угодно — колики-газики, голод, дискомфорт, а причина может быть в стрессе. И его природа несколько отличается от стрессов взрослых. Как же научиться его распознавать и чем помочь малышу?

Девять месяцев ваш кроха находился в животике. Все это время окружающее замкнутое пространство составляло его вселенную. Этот мир был добрым и понимающим, он давал необходимую пищу, физическую и эмоциональную. Вокруг все было таким родным и знакомым, придавало уверенность и спокойствие: мамин голос, поглаживания живота, родное сердцебиение. И вдруг, в какой-то момент наступила резкая перемена — началась родовая деятельность. Ребеночек не может понять, что происходит и испытывает тревогу. Совокупность тревожности, страха перед неизвестным, а также обилие новых впечатлений могут стать причиной родового стресса у младенца.

Можно ли избежать подобных последствий неизбежного процесса родов и как уменьшить этот стресс? Для ребеночка очень важно, чтобы его здесь ждали, любили таким, какой он есть. И уверенность в этом, в первую очередь, даете ему вы, его мама. Ведь только вы в состоянии помочь малышу преодолеть страх перед родами и пройти достойно первое испытание в жизни. На протяжении всего процесса родов разговаривайте со своим малюткой. Он должен знать, как вы радуетесь тому, что скоро увидитесь и наконец-то познакомитесь. За месяцы беременности у вас выработалась своя собственная система знаков, понятная только вам двоим, не правда ли? Используйте этот способ общения со своим малюткой во время родов. На пике схватки обращайтесь к малышу с поддержкой, говорите ему: «Не волнуйся, мой маленький! Мама тебя ждет и очень любит, скоро мы будем вместе!». Таким нехитрым образом вы и себя отвлечете от болевых ощущений, и малыша убедите, что все идет по плану. Между схватками обязательно отдыхайте, потратьте это время на то, чтобы набраться сил и поддержать своего кроху — ему тоже нужна передышка. Обратите внимание на дыхание в первом периоде родов. Оно должно быть глубокое и спокойное, обогащающее кислородом и вас, и вашего карапуза. Правильным техникам дыхания вы можете обучиться на специальных занятиях по подготовке к родам. На потугах так же важно продолжать поддерживать связь с малышом. Помните: для мамы рождение ее ребенка — колоссальный труд, для крохи — это самое великое событие его жизни!

И вот вы дождались радостного момента — появление на свет своего малыша! Но что же с ним происходит? Ребенок попал в незнакомый мир, и в этой новой среде все не так. И формы, и звуки, и запахи, и цвета — все по-другому. Ну чем не стрессовая ситуация? И опять на помощь приходит мама. Позаботьтесь о том, чтобы детку сразу выложили вам на живот. Мамина близость, тепло и комфорт, а также подтверждение любви и желаемости послужат крохе неоспоримыми доказательствами того, что все так и должно быть. И вы увидите, что малыш сразу же успокоится и затихнет в маминых объятиях. Ранний контакт младенца с мамой послужит и другим целям: осуществлению позитивного импринтинга. Импринтинг переводится как впечатывание. Многие исследователи сходятся на том, что импринтингом для новорожденного ребенка является тот живой объект, который попадет в поле его тактильных ощущений (кожи с кожей) и ощущений через ротовую полость в первые полчаса жизни. Это очень важный, генетически обусловленный механизм, который позволяет новорожденному сориентироваться в нашем, пока для него незнакомом, мире. Благодаря импринтингу в бессознательном малыша запечатлевается мама, как самое родное и близкое, как опора и защита. Это одна из основных причин полезности, и даже необходимости, раннего выкладывания новорожденного на живот матери и раннего прикладывания крохи к груди.

Попробуем взглянуть глазами малыша. На протяжении беременности вы с малышом научились понимать друг друга. Он отвечал на ваши постукивания, реагировал на ваши эмоции, откликался на ваш голос. Вы прошли первое совместное испытание — роды, и прошли успешно. И, казалось, что теперь все будет замечательно. Ведь малыш рядом, вы близки с ним, и по идее, должны понимать друг друга с полуслова. Но вот вы оказались дома, и кроха начал привыкать к новому месту. Вы начали учиться постигать и чувствовать его основные потребности. Однако периодически он начинает хныкать или даже плакать, а вы ну совсем не можете определить причины его расстройства. Многие молодые родители думают, что новорожденный все свое время занят только двумя действами: сном и едой. А если он плачет — значит голоден или болен.

Почему он плачет?

На самом деле существует 7 основных причин плача младенца: да — это голод, боль, но также еще и дискомфорт, недостимуляция, перестимуляция, фрустрация и стресс.

Итак, голод. Если малыш хочет есть, он плачет призывно и громко. Такой плач можно успокоить только одним способом — удовлетворением чувства голода. Когда малыш испытывает боль, он начинает плакать резко и сильно. Младенцы плачут от любой боли, даже самой незначительной. Но это не из вредности. Дело в том, что маленький ребеночек не может самостоятельно определить, насколько серьезна причина его недомогания. Поэтому с помощью плача крошка призывает на помощь эксперта — взрослого, который сможет оценить степень опасности и устранить причину боли. Ваш малыш плачет монотонно и негромко? На какое-то время замолкает, кряхтит и начинает похныкивать заново? Проверьте, не мокрый ли малыш, не холодно ли ему. А может быть, наоборот, жарко? Осмотрите одежку крохи — нигде ли ему не жмет и не трет. Такой плач может свидетельствовать о том, что детка испытывает дискомфорт.

Недостимуляция — это по-простому скука. Новорожденный малыш готов изначально усваивать большое количество новой информации. Если длительное время он будет находиться в одном и том же месте, в его поле зрения, слуха, ощущений не будут попадать новые раздражители, то ему попросту станет скучно, и он начнет хныкать. Так как у младенца еще не совершенна система возбуждения-торможения, разыгравшемуся под вечер ребенку зачастую бывает очень сложно успокоиться. Ведь усталость уже дает о себе знать. Защитной реакцией крохи будут капризы.

Такое чувство как фрустрация знакомо и нам, взрослым. Оно напоминает отчаяние. Возникает эта эмоция в случае, когда очень сильное желание становится абсолютно недосягаемым. Для маленького человечка подобное состояние обостряется в связи с тем, что детка очень ограничена в физическом плане. Постарайтесь понять желание своего ребенка и если это возможно – помогите ему в его осуществлении. Если понять или удовлетворить причину фрустрации невозможно, постарайтесь отвлечь кроху, переключить его внимание.

Вы перебрали все вышеперечисленные возможные причины, но ответ так и не отыскали их, малыш по-прежнему плачет. В чем же дело? Чтобы выяснить это, постарайтесь для начала понять, насколько различно восприятие взрослого человека и недавно родившегося малыша. Для нас, взрослых, все окружающие предметы в первую очередь функциональны. Когда мы смотрим на вещи, которые нас окружают, мы думаем о них в словесной форме, которая несет за собой название, а также предназначение каждого из них. А младенец воспринимает форму, цвет, тени, месторасположение.

Чтобы прочувствовать своего детку, выполните такое упражнение. Сядьте (или лучше лягте), расслабьтесь и посмотрите по сторонам. Все, что будет попадать в поле вашего зрения, старайтесь не называть словами. Обращайте свое внимание только на форму, цвет, тени и месторасположение объектов. Закройте глаза. Попытайтесь восстановить виденную картину в воображении, при этом, опять-таки, не используя названия предметов. Ну что, получилось? А теперь посмотрите, что находится вокруг малыша. Не попадает ли в его поле зрения что-нибудь пугающее или раздражающее? Обращайте внимание на окружающие ребенка предметы всякий раз, когда кроха беспричинно хнычет. Например, вы кладете младенца на пеленальный столик, а он сразу же начинает плакать. Можно подумать, что кроха не любит одеваться. Но не спешите с выводами. Посмотрите вокруг. Возле пеленального столика стоят баночки с кремом. И для вас такое расположение предметов удобно — они для вас функциональны. А теперь постарайтесь взглянуть его глазами. Эти баночки не очень гармонично сочетаются по форме или цвету. Не в этом ли причина детского беспокойства? Помните, что излишне яркие предметы воспринимаются человеческим мозгом как несущие опасность.
Однажды я проводила подобное занятие с молодыми парами, ожидающими ребенка. Посредине моего монолога, направленного на расслабление, одна будущая мама прервала меня и довольно резко сказала: «Нет, ну это же невозможно! Посмотрите, до какой степени не сочетаются ярко рыжие пинетки с рядом стоящей ядовито-зеленой баночкой крема! Я не могу расслабиться». Приблизительно такие чувства может испытывать в подобной ситуации и маленький человечек, но передать нам свои эмоции он может только с помощью плача.

А что происходит у новорожденного с восприятием звукового фона? С одной стороны младенец готов к восприятию мира таковым, какой он есть. Однако при этом для детки очень важна безопасность этого мира. В большей степени эту безопасность обеспечивает мама. Поэтому самыми успокаивающими звуками для крохи будут мамино сердцебиение и ее спокойный голос. Однако в нашем мире существуют и непонятные, а оттого пугающие для младенца звуки. Чтобы это прочувствовать, закройте глаза в расслабленном состоянии. Прислушайтесь к окружающим вас шумам. При этом старайтесь воспринимать их отдельно от источника так, будто вам незнакомо, откуда они проистекают. Слышите, сколько звуков, на которые вы раньше просто не обращали внимания, присутствует в нашей жизни? Вот включился холодильник, а сейчас в подъезде кто-то вызвал лифт, с улицы раздался звук пролетающего мимо самолета. В обычной жизни мы не обращаем внимания на эти звуки, ведь они нам знакомы, мы знаем их источник и поэтому они для нас не несут опасности. Вследствие этого мы их не замечаем. Один будущий папа после выполнения этого упражнения говорил: «Я никогда не думал, что обычная лампочка может издавать такую звуковую гамму!».
А для малыша эти звуки пока что еще не определены, поэтому относятся к разряду «возможно-опасных». Если ваш малыш беспричинно расплакался, прислушайтесь, что произошло в данный момент.

Постепенно кроха привык к новой обстановке. Вы полностью научились понимать друг друга, и плач ребенка вас больше не пугает. Теперь он служит вам сигналом того, что что-то не так и вы спешите на помощь вашему карапузу. И вот в какой-то счастливый день к вам решили забежать ваши родственники и друзья — поздравить с таким радостным событием – появлением нового члена семьи. Вы встретили гостей, показали им свое чудо и пошли отмечать его появление в вашей жизни.

Гости ушли, а кроха всю ночь не спал, капризничал и все время просился на руки. Что же произошло? Неужели его кто-то сглазил? Или может быть действительно права примета, которая гласит, что не стоит показывать никому новорожденного минимум месяц, а лучше и все три?
Давайте вспомним, как проходило первое знакомство крохи с незнакомыми для него людьми. Вспоминается такая картина? Ребеночек лежит в кроватке и играет. Вы заходите в комнату с гостями и знакомите их с малышом. Гости склоняются над кроваткой, а кроха внимательно и сосредоточенно их рассматривает. Попробуем разобраться, что же в это время происходило с деткой. Для этого смоделируйте ситуацию, в которой вы и ваши собеседники будут находиться на разных уровнях. Например, вы можете лечь или присесть на пол, а несколько человек могут стать вокруг вас. При этом они могут говорить вам ласковые слова. Но что вы при этом будете чувствовать? Правильно, сильную тревогу, а может быть даже и страх. Это происходит оттого, что человек способен адекватно воспринимать информацию только при взаимодействии с глазу на глаз. И чем больше будет угол зрения собеседников, тем больший дискомфорт будет испытывать один из них.

Поэтому в момент знакомства гостей с вашим крохой постарайтесь максимально учесть его интересы. Для этого возьмите малыша на руки. Подносите его к новому человеку (желательно по очереди, а не ко всем сразу) и представляйте гостя ребенку, а не наоборот. Если карапуз устал от знакомства, сделайте для него перерыв, но не оставляйте его самого или с кем-то из гостей. В такой ситуации ребенку очень важно, чтобы кто-то из близких был постоянно в поле его зрения. И главное! Не забывайте о том, что это в первую очередь его рождение — его праздник! Поэтому потребности малыша в маме, в еде, во сне, должны учитываться первым делом.

И последнее: в понимании своего крохи, в принятии любых решений, связанных с малышом прислушивайтесь к себе, к своей интуиции. Ведь только мама может прочувствовать и понять, что на самом деле хорошо для ее ребенка!

Филь Татьяна,
специалист Центра «Азбука для родителей»

Продвижение малыша по родовому тоннелю

Рождение — это естественный процесс.

Рано или поздно комфортная жизнь Малыша в организме мамы должна естественным образом завершиться. Малышу предстоит стать самостоятельным существом, и все органы и системы его организма наконец смогут начать работать по-настоящему и в полном объеме.

По большому счету, Малыш сам инициатор своего рождения. В определенный момент его растущему организму уже не хватает места, питательных веществ, кислорода. Малыш испытывает стресс, в его крови повышается содержание гормона стресса кортизола — а это уже сигнал к началу родовой деятельности для организма мамы.

Рождение — это естественный процесс, и большинство детей приспособлены к тому, чтобы выдержать его без вреда для своего здоровья. Более того, это процесс необходимый, так как постепенно приспосабливает ребенка к атмосферному давлению и воздействию земной гравитации. Однако ваше намерение помочь своему Малышу появиться на свет действительно способно сделать его рождение чудом.

Сколько сантиметров должна преодолеть головка Малыша, прежде чем достичь конца тоннеля и оказаться вне тела мамы? Вовсе не так много: 12–15 сантиметров. Но преодоление этого небольшого расстояния можно считать первой жизненной победой маленького человека.

Делает ли Малыш в это время что-либо сам? Безусловно! Чтобы появиться на свет, Малыш преодолевает различные препятствия. Ему нужно войти в область таза, пересечь ее и выйти. А для этого он должен приспособиться к формам и размерам родового тоннеля. Ребенок при входе в верхнее отверстие делает головой поворот вправо или влево — так ему легче преодолеть первое препятствие (подобные движения мы делаем, когда надеваем тесную водолазку или свитер с узкой горловиной).

Затем ребенок опускается в область таза, поворачиваясь при этом уже по-другому. Преодолев выход, ребенок встречает новое препятствие — мышцы промежности, в которые он будет некоторое время упираться головой.

Под давлением головы промежность и влагалище постепенно расширяются, и начинается непосредственно рождение ребенка.

Впрочем, Малыш сам не только продвигается, но и переживает: состояние боли и страха, одиночества и покинутости. В период рождения ваш Малыш хотя и будет слышать шумы вашего организма, но перестанет ощущать самый значимый звук — стук вашего сердца. Телесные ощущения значительно отличаются от тех, к которым он привык. Малыш буквально миллиметр за миллиметром отрывается от вас — не случайно ученые этот процесс называют разрывом с «сенсорным миром матери». И поэтому он испытывает огромное желание вновь почувствовать себя комфортно и спокойно. Звук вашего голоса, ваши прикосновения к телу Малыша через стенки живота, поглаживания, массаж и похлопывания — при каждом возможном случае — возвращают Малышу связь с вами, дают ему силы и успокаивают.

Процесс преодоления родового тоннеля длится от 8 до 12 часов, иногда больше (при первых родах) или меньше (при повторных). Управляет всем гормональная система мамы, и спорить с ней практически невозможно. Зато вполне допустимо. ей не мешать. А если при этом мама Малыша будет разговаривать с ним, поддерживать его, утешать и использовать эффективные техники, чтобы им с Малышом было немного комфортнее, то прохождение родового тоннеля пройдет вполне успешно.

Самым волнительным для Малыша является вовсе не сдавление тела и не боль — к тесноте он привык за последние месяцы, к тому же в его крови содержатся гормоны адреналина и норадреналина, которые повышают активность ребенка и притупляют болевую чувствительность. Даже голод не такое травматичное явление. Особо невыносима для крошечного существа нехватка кислорода. Что вы делаете, когда вам не хватает воздуха? Ну конечно, все возможное, чтобы как можно скорее оказаться там, где его достаточно. Кто знает, может, эти естественные действия восходят к часам и минутам рождения. Ведь наш Малыш, рождаясь, продвигается туда, где есть воздух и где он сможет сделать свой первый самостоятельный вдох.

Но вернемся к самому началу. Головка Малыша уже несколько недель, предшествующих рождению, потихоньку давила на тазовое костное кольцо и на шейку матки. Понемногу шейка матки созревала (что временами было весьма ощутимо для мамы), но не настолько, чтобы головка Малыша преодолела границы тазового кольца. Она все плотнее на него давила — и так могло бы продолжаться дальше еще не одну неделю, если бы в этот процесс неожиданно не вмешались помощники.

Самому Малышу никогда бы не пришла идея покинуть свой уютный домик, поэтому сложно представить, как он помогает себе ручками и ножками преодолевать полтора десятка сантиметров. А значит, таким помощником по продвижению Малыша должен стать очень сильный орган, способный сокращаться и растягиваться, давая время от времени организму ребенка отдыхать. И этот орган — матка. Да-да, тот самый уютный и родной домик, в котором Малышу было комфортно целых девять месяцев.

Когда ребенок готов родиться, матка представляет собой мышечный мешок высотой приблизительно 35 сантиметров и толщиной около 1,5 сантиметра. Чтобы управлять мышцами матки, мозг мамы должен иметь с ними постоянную связь, и такую связь обеспечивают многочисленные нервные волокна. Благодаря гормону окситоцину, образуемому гипофизом, мышцы матки получают команду сокращаться. Но сокращается не вся матка сразу, а каждый из ее отделов, или мышечных слоев, поочередно. Всего таких мышечных слоев в матке три, и у каждого из них — своя задача:

  • внешний слой представляет собой что-то вроде купола — он охватывает заднюю, верхнюю и переднюю части матки. Эти длинные мышцы располагаютсяв основном в средней и верхней частях матки. Внешние мышцы сокращаются (укорачиваются и напрягаются), чтобы протолкнуть ребенка вниз, через матку, а затем и прочь из нее;
  • средний слой представляет собой массу переплетенных мышц, по которым проходят крупные кровеносные сосуды. При сокращении средних мышц происходит выжимание крови из стенок матки, а при последующем расслаблении кровеносные сосуды снова наполняются свежей кровью;
  • внутренний слой охватывает матку по окружности —поэтому внутренние мышцы называются круговыми, или циркулярными. Почти все мышцы этого слоя берут начало в нижней части матки и в области шейки. При каждом сокращении внутренние мышцы как бы тянут шейку вверх, в итоге она становится короче и способна растягиваться вширь (скажем, как обычный трубчатый бинт). При сокращении внутренних мышц перекрывается выходное отверстие матки. Все группы мышц работают слаженно. Мышцы внешнего слоя, сокращаясь, словно обхватывают ножки,
  • ягодицы и животик Малыша, то есть нижнюю часть его тела, и направляют ее вниз. В это время мышцы среднего и внутреннего слоя спокойны, и это разумно: пока Малыш продвигается, доступ кислорода и питательных веществ приостанавливается (расслаблен средний слой), зато головка преодолевает несколько миллиметров через расслабленный внутренний слой. Затем наступает небольшая передышка, мышцы внешнего слоя расслабляются, зато сокращаются мышцы внутреннего слоя, закрывая проход вниз, а мышцы среднего слоя возобновляют подачу кислорода и питательных веществ к организму Малыша.

Как научиться правильно распознавать сигналы, связанные с продвижением Малыша по родовому тоннелю? И как не препятствовать ему опускаться все ниже, приближая момент рождения?

Мышцы всех слоев матки, как мы уже выяснили, опутаны сетью нервных окончаний. А значит, сокращения матки чувствительны для мамы — именно они получили название схватки. Но теперь вы уже знаете, что схватки — это направляющие действия матки по продвижению вашего Малыша вниз.

Пока вы испытываете болезненные ощущения от схватки, ваш Малыш головкой «таранит» внутренний слой мышц, который также опутан нервными окончаниями и потому чувствителен. Естественная реакция на боль — напряжение, но нам этот вариант не подходит, иначе внешние мышцы матки будут двигать Малыша вниз, а в это время внутренние мышцы, напрягаясь, попросту не пропустят головку на необходимое расстояние. Другими словами, Малыш ощутит сильное давление на свое тело одновременно и сверху и снизу.

Чтобы помогать Малышу миллиметр за миллиметром продвигаться все ниже, при схватках в начале родов нужно:

  • понимать, что происходит, и не бояться — мысленно представляйте, что творится в этот момент с вашим Малышом и что он испытывает;
  • максимально расслабьтесь, применив одну из техник, описанных ниже;
  • во время схватки вы можете общаться с Малышом мысленно, так как ваш рот может быть занят одной из техник расслабления (дыхательной либо голосовой);
  • в период между схватками обязательно поговорите с ребенком вслух, скажите, что у вас все хорошо получается, что совсем скоро вы будете вместе. Не забывайте, что в это время Малыш возобновляет получение кислорода и питательных веществ, а значит, в перерывах между схватками восстановите дыхание, дышите ровно и спокойно, постарайтесь что-нибудь съесть, выпить воды, немного отдохнуть (а может, и поспать) — и вам, и Малышу нужна энергия и силы.

Тренироваться в расслаблении можно уже при первых схватках, которые пока еще не очень сильные и нерегулярные, то есть не повторяются с определенной частотой за определенный промежуток времени. И тогда с наступлением сильных регулярных схваток вы сможете помогать Малышу продвигаться по родовому тоннелю почти профессионально.

Техники, которые мы приведем ниже, помогут вам расслабить внутренние мышцы матки, чтобы облегчить Малышу прохождение по родовому тоннелю:

  1. Дыхательная техника. Когда почувствуете приближение схватки, старайтесь дышать глубоко, полной грудью, а как только схватка начнется, дышите поверхностно. При поверхностном дыхании диафрагма не будет давить на матку, а значит, не помешает ей полностью сжаться. На пике схватки сделайте, не выдыхая, четыре вдоха, а потом спокойно выдохните. В перерыве между схватками отдыхайте и нормально дышите до приближения следующей схватки.
  2. Голосовая техника. Когда нам больно, мы, бывает, стонем. Или хотя бы постанываем. Оказывается, это не случайно: использование голоса, а точнее, освобождение голосовых связок от зажимов, помогает снять напряжение и тем самым ослабить боль. При рождении Малыша голосовые реакции мамы помогают расслабить мышцы шейки матки и раскрыть их сильнее. Ваши естественные звуки, облегчающие боль и помогающие расслабиться, — это не капризные стоны и не жалость к себе, а эффективная помощь вашему Малышу.
  3. Двигательная техника. Во время схваток вы можете наклоняться, держась руками за что-нибудь (спинка кровати, подоконник, умывальник, рука помощника или родовое кресло). Если захочется встать на колени или сесть на корточки — это хорошее решение: такие позы позволяют ребенку приспособиться к размерам таза, а для вас ощутимо снижают боль.
  4. Другие способы расслабления: удобная поза, теплый душ или теплая ванна (если есть такая возможность), а также легкий массаж.

Итак, порядок ваших действий при прохождении Малышом тоннеля такова: ощущаете боль — максимально расслабляетесь любым возможным способом — по окончании схватки отдыхаете вместе с вашим крохой, общаетесь с ним, гладите его через стенку живота.

В какой-то момент до начала ритмичных схваток может возникнуть затишье, как будто схваток и не было вовсе. Такое бывает, даже если околоплодные воды уже отошли. На этот случай есть несколько вариантов: ваши активные действия — спуски-подъемы по ступенькам, потанцевать-подвигаться, ходьба в быстром темпе и т. д.

Врачи в это время должны за вами периодически наблюдать, и, если затишье затянется, решат возобновить родовую деятельность с помощью лекарственных препаратов. Когда на кону благополучие Малыша, приходится соглашаться.

Но вот схватки (естественным образом или с помощью докторов) становятся ритмичными: они повторяются каждые 5-7 минут, длятся 40–60 секунд и весьма болезненны. Это значит, что шейка матки уже раскрылась, но ребенок еще не вошел в родовой канал. Не сдавайтесь — и в момент сильной боли снова расслабьтесь, помогая себе дыханием, голосом и телом.

Другие статьи

  • Влияние тв на социокультурное развитие детей Влияние телевидения на процесс социализации молодежи Главная > Контрольная работа >Социология МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики по дисциплине […]
  • Какая должна быть температура у 3х месячного ребенка Повышение температуры тела у детей первого года жизни Нина Брашнина Доцент кафедры детских болезней№ 1 РГМУ, к.м.н. Терморегуляция и температура тела у грудного ребенка Температура тела – один из показателей жизнедеятельности организма, который зависит от многих […]
  • Можно ли делать прививки если ребенок кашляет Прививка при кашле На страницах проекта Mail.ru Дети не допускаются комментарии, нарушающие законодательство РФ, а также пропагандистские и антинаучные высказывания, реклама, оскорбления авторов публикаций, других участников дискуссии и модераторов. Также удаляются […]
  • Индивидуальная карта развития музыкальных способностей дошкольников Индивидуальные карты развития музыкальных способностей ребенка для проведения педагогического обследования детей в ДОУ Елена Ошман Индивидуальные карты развития музыкальных способностей ребенка для проведения педагогического обследования детей в ДОУ Индивидуальная […]
  • Кузнецова е в развитие и коррекция речи детей 5-6 лет Кузнецова е в развитие и коррекция речи детей 5-6 лет Занятие 1. «Части тела» Цели:познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и […]
  • Камистад можно ли ребенку Камистад гель для детей и взрослых, инструкция, аналоги, отзывы Камистад гель является средством, снимающим боль и воспаление в ротовой полости. Активно применяется в стоматологии. Выпускается в виде прозрачного геля, имеющего желтоватый оттенок. Обладает характерным […]
Смотрите так же:  Наличие учебного стресса