Роль куклы в развитии детей дошкольного возраста

Куклы в жизни ребенка дошкольного возраста

Детям нравится играть с куклами с самого рождения. Иногда любовь к куклам переходит и во взрослую жизнь. Вы наверняка знаете о кукольных коллекциях некоторых известных людей. Коллекционируют различные куклы, как отечественного производства времен СССР, так и современные, а купить куклы Барби, например, для ребенка или для своей собственной коллекции можно в интернет-магазине. Куклы важны для всех, и для детей, и для взрослых. Но все же большее влияние куклы оказывают на маленьких деток, которые с их помощью учатся познавать взрослый мир.

Влияние кукол на детей

Маленькие человечки помогают детям проиграть реальные жизненные ситуации. А игры с сюжетом – всегда любимая забава детворы. Кроме того, игрушка часто становится настоящим другом для ребенка. Ведь только ей он доверяет свои сокровенные тайны и переживания. Именно с помощью игры у ребенка формируются правильные морально-нравственные качества, которые затем пригодятся в реальном общении с живыми людьми. Бесспорно, куклы нужны не только ради развлечения, но и для развития.

В каком возрасте лучше всего знакомить ребенка с куклой?

Как известно, игра в куклы одинаково важна как для мальчиков, так и для девочек. Но родителям нужно знать, в каком возрасте нужно начать знакомство малыша с куклами. С самого раннего возраста, буквально несколько месяцев, в обиход можно ввести различные матрешки и неваляшки. Они помогут отвлечь и развлечь ребенка. Введение в игру более «серьезных» кукол, по мнению психологов, следует начинать с того момента, когда малыш начинает ходить. Примерно с двухлетнего возраста ребенок начинает понимать, что кукла – это образец человека. Третий год ребенка считается самым кукольным. Именно в этом возрасте нужно максимально обеспечить ребенка куклами, так как именно в этот момент ребенок начинает в полной мере осознавать и моделировать ситуации: он кормит куклу, пеленает ее, гуляет, катает в коляске. К четырем годам ребенку уже можно приобрести куклу с дополнительными элементами. Например, с набором одежды или домиком. Игра с такими куклами позволяет расширить кругозор и словарный запас. К пяти годам дети начинают ассоциировать себя с игрушкой, поэтому именно с этого возраста нужно вводить половые различия в куклах, Барби — для девочек и солдатики – для мальчиков.

Куклы играют важную роль в жизни детей как дошкольного, так и школьного возраста. Они помогают развивать мышление, смекалку, умение общаться с людьми.

Значение куклы для духовного и творческого развития ребёнка.

Работа рассказывает о важности куклы в психологическом формировании ребёнка, в становлении его внутреннего мира, духовного и творческого развития.

Предварительный просмотр:

1. История куклы

1.1 Куклы наших бабушек……………………..4

1.2 Промышленные куклы……………………..6

1.3 Современные куклы………………………. 8

2. Влияние куклы на психологическое

2.1 Какими куклами предпочитают играть

2.2 Роль куклы в развитии ребёнка…………….12

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустыни, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

У каждого человека детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Но все ли игрушки воспитывают в детях доброту, милосердие, сострадание, те качества человека, которые в наше время так необходимы не только детям, но и взрослым.

Значение куклы для духовного и творческого развития ребёнка.

В ходе исследования установить, какими куклами предпочитают играть современные дети для выявления влияния современной куклы на психическое развитие детей.

  1. Подобрать и проанализировать литературу по данному вопросу;
  2. Изучить историю развития куклы;
  3. Выяснить, какие куклы популярны у современных детей;
  4. Установить, на развитие каких качеств характера человека оказывают влияние современные куклы;

При взгляде на витрины современных магазинов глаза разбегаются. Кажется, что с игрушками у детей проблем не будет – выбирай, что душа пожелает. Увы, это не так. При невиданном ранее игрушечном изобилии дети перестают играть. Перестают подражать маме, одевая и умывая любимую куклу Катю. И даря дочери уже пятую по счёту куклу Барби с гардеробом и автомобилем в придачу могут ли родители быть уверены, что не погубят ростки детской инициативы и творчества.

Изучение влияния современных кукол на психическое здоровье детей позволит при выборе родителями столь важной игрушки в жизни ребёнка задуматься, не навредят ли они ему.

  1. Чтение и анализ литературы
  2. Анкетирование
  3. Опрос
  4. Сравнение результатов, выводы, подведение итогов.

Игрушки наших бабушек.

В стародавние времена отношение к игрушкам было более трепетное, чем сейчас. Наши предки берегли их как зеницу ока, старались их не сломать и уж тем более не выбрасывали. Самыми распространенными куклами в России были тряпичные куклы.

Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на попечение кукол. Они знали, что детишки при деле, и с ними ничего дурного не случится. Своих подопечных деревенские девочки кормили, умывали, делали кроватки, подушечки и одеяльца.

Кстати, раньше у кукол не было своего лица. По поверьям, игрушка без глаз, носа и рта считалась недоступной для вселения в нее злых духов, а значит, и безвредной для ребенка.

Были и такие игрушки, которые защищали от недугов.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.

В старинной русской деревне люди были лишены той элементарной медицинской помощи, как мы её понимаем сегодня. Рождение ребёнка было опасным как для него самого, так и для его матери. Крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы обмануть нечистую силу, совершались многочисленные обряды.

Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому ребёнку. Куклу Пеленашку изготавливали из куска ношенной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших её рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передаётся частичка жизненной силы.

Обрядовая свадебная кукла.

Современный свадебный обряд не мыслится без сомкнутых колец, красно-голубых лент на кузове машины и нарядной куклы во главе свадебного экипажа. Элементы этой символики сопровождали свадебный обряд в разные исторические времена, и наиболее древним из них остаётся кукла.

В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.

Рождение промышленной куклы.

В 13 – начале 14 в. производство кукол сосредоточилось в руках мастеров узкой кукольной специализации. В различных регионах Европы начинают закладываться основы кукольного цехового отдела.

Основным местом продаж кукол оставались ярмарки. Там продавались пряничные, глиняные, тряпичные и деревянные куклы. Кукол вырезали токари-корзинщики, а изготовители игральных костей делали их из простой и слоновой кости, а также латуни.

Дорогие утончённые деревянные куклы, обряжаемые в драгоценные одежды, стали играть роль своеобразных глашатаев моды.

В конце 16-17 столетии в Европе появляются восковые куклы. Делали кукол из пчелиного воска, обесцвеченного и цветного, содержавшего различные добавки для усиления прочности. В эпоху промышленных революций куклы из воска пользовались широкой популярностью во многих странах, несмотря на то, что это понятие стало синонимом английской куклы. Причина такого громкого успеха крылась в том, что матовая фактура воска придавала тёплый и «живой» вид куклам, делая их необычайно приятными на ощупь.

Эпохой расцвета заводных, или автоматических, кукол стал 18 век. Кукла снабжались внутренним механизмом, позволявшим имитировать движения или поведение человека. Автоматические куклы, уникальные и дорогие механизмы, входившие в частные коллекции, не являлись детскими. Они либо забавляли своих хозяев, либо демонстрировались публике и в целом служили утехой для взрослых.

К концу XІX в. число кукол-автоматов значительно возросло, так что танцующие, шагающие, кланяющиеся и даже поющие куклы уже никого не удивляли, тем более что технический прогресс позволял создавать всё новые и новые варианты механических игрушек.

В семье промышленно созданных кукол-игрушек фарфоровые куклы занимают достойное место. На заре 18 столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, что положило начало европейскому фарфоровому производству.

Вначале кукол делали с волосами, отлитыми в форму, и с неподвижными «распахнутыми» глазами. Позднее головы подкрашивали в телесный цвет, парики изготовляли из мохера или настоящих волос, глаза теперь открывались и закрывались, а рты оставались закрытыми либо открытыми. Туловища выполнялись из материи, реже – из бисквитного фарфора.

Яркая матрёшка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу.

Он вырезал их из дерева, а внутри они содержали в себе целое семейство вставленных одна в другую фигурок. Изображали они Фукуруму – божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – богов рангом ниже. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник С. В. Малютин. Он тут же набросал на бумаге русский вариант забавной фигурки. Токарь московской мастерской «Детское воспитание»

Смотрите так же:  Можно ли укрывать ребенка одеялом при высокой температуре

В. П. Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин сам расписал её. «Настоящая Матрёна!» – воскликнул кто-то, увидев куклу. И назвали её Матрёшка. Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки. Сейчас она – традиционный сувенир России и символ ее культуры.

Эта игрушка стала не просто хитом продаж, а настоящим явлением на рынке. Америку, а следом и весь остальной мир залихорадило. Уже через каких-то пять лет после появления на рынке продажи игрушки исчислялись миллионами штук.

На Барби трудятся в поте лица производители кукольной одежды, снабдившие Барби таким роскошным и разнообразным гардеробом, который врезается в память девочки даже с полным отсутствием воображения. Ее одежда всегда следовавшая моде, отличается качеством и детальностью, прежде невиданными в американском производстве игрушек. Эта игрушка обрела вечность. Она окружила себя героями-партнерами. В ее домике можно разыгрывать нешуточные драмы бытия – любовь, счастье, смерть. Братц

Кукла Барби очень долго занимала лидирующее положение на рынке игрушек, но в последнее время она сдаёт свои позиции большеголовым куклам Братц. Эти куклы, абсолютно не похожие на людей, за несколько лет завоевали 40 % рынка и не намерены останавливаться.

Братц нарисовал Картер Брайант, бывший дизайнер компании, выпускающей кукол Барби, а запустил в свет иранский иммигрант Айзек Лариан.

Ему самому эскизы не понравились (кукла показалась ему жутко уродливой), зато они очень понравились его 11-летней дочери. В Братц мало кто верил, но они обернулись грандиозным успехом. Эти куклы очень быстро меняются – новые коллекции сменяют старые не реже, чем два раза в год. Братц можно расчёсывать, красить, переодевать. Некоторые из них могут разговаривать («Быть умной клёво», «Я учусь моде, глядя на фотографии звёзд в журналах»).

Это кукла отечественного производства, в которой сочетаются и детские пропорции, и внешняя привлекательность, и соответствующие игре ребёнка размеры. Эта игрушка отвечает нескольким несложным критериям. Прежде всего, ребёнок чётко понимает её назначение, т.к. игрушка соответствует его возрасту. Она привлекательна, имеет спокойные, нейтральные цвета и оставляет простор для фантазии. Подражая маме, ребёнок умывает её, расчёсывает, убаюкивает и укладывает спать. Тем самым познаёт окружающий мир, открывает для себя социальные отношения, осваивает нравственные нормы.

Влияние куклы на психологическое здоровье ребёнка

Какими куклами играют современные дети

Для того чтобы выяснить, какими куклами предпочитают играть современные дети, нами было проведено анкетирование среди девочек начального звена и их родителей. Было опрошено 20 девочек. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Любишь ли ты играть в куклы?

2. Какими куклами тебе больше нравится играть?

На первый вопрос все опрошенные девочки ответили положительно, значит все девочки начального звена играют в куклы.

По второму вопросу мы получили следующие результаты:

Кукла Барби – 10 чел. или 50 % опрошенных

Кукла Братц – 5 чел. или 25 % опрошенных

Кукла Катя – 2 чел. или 10% опрошенных

Кукла – пупс – 3 ученицы 1 класса или 15 % опрошенных

Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшей популярностью в начальной школе пользуется кукла Барби.

Родителям девочек было предложено ответить на два вопроса:

1. Как часто Вы покупаете новых кукол дочери?

Ответы мы получили следующие:

По возможности – 9 чел. или 45%

Перед приближающимся праздником – 7 чел. или 35%

По желанию дочери – 4 чел. или 20 %

2. Каких кукол Вы предпочитаете покупать своей дочери?

Ответы родителей были следующими:

Разнообразных кукол Барби – 5 чел. или 25%

Современных кукол Братц – 3 чел. или 15%

Простых отечественных кукол – 3 чел. или 15%

По желанию дочери – 9 чел. или 45%

Таким образом, можно сделать вывод, что основная масса родителей идёт на поводу у ребёнка, покупая ту куклу, которую он попросит, не задумываясь над тем, какое влияние оказывает кукла на психологическое развитие и состояние здоровья ребёнка.

Опрос же продавцов магазинов игрушек показал, что наиболее популярная кукла среди девочек – кукла Братц. Но покупательницам этой куклы в основном от 12 до 15 лет. Они покупают её с целью коллекционирования, в качестве подарка подруге или в связи с выпуском новой коллекции этой столь популярной куклы. Второе место по распродажам занимает очень популярная ранее кукла Барби с гардеробом одежды, мебелью, бой – френдами, автомобилями и целыми домами. Наши отечественные куклы и игрушечные пупсы не пользуются большим спросом среди маленьких покупательниц. Их в основном покупают родители, убеждённые в том, что если игрушка отечественная, то обязательно качественная.

Роль куклы в развитии ребёнка

В русской культуре куклы – это всегда куклы – дети. От грудничков до малолеток. Когда-то давным-давно крестьянские девочки мастерили тряпичных кукол, названия которым давались по имени предстоящего праздника – Масленица, Троица и так далее. Во время праздника кукол отдавали странникам, идущим поклониться святым местам. Если странников не было, кукол сжигали, чтобы хоть дым долетел до неба. Красивый обряд. Игрушечные пупсы и Мальвины с детскими пропорциями тела практически исчезли с прилавков магазинов. А «Взрослые» заморские куклы, став любимыми игрушками, не порождают у детей чувство нежности и ласки или потребность заботиться, как это бывает с пупсами, игрушечными младенцами и простыми тряпичными куклами. Для девочки из современного общества – это невосполнимая утрата: в условиях малых семей и ограниченного контакта с детьми младшего возраста не реализуется потребность в заботе о малышах, не развиваются материнские инстинкты. В результате материнский инстинкт у девочек не формируется правильно, он остаётся в зачаточном состоянии. Девочки начинают сызмальства ориентироваться не на создание семьи, а на что-то другое.

Если наши родные игрушки развивают у будущих мам навыки ухода за малолетними детьми, то какие именно навыки развивает у девочек игра с куклой Барби или с куклой Братц? Что, играя, делает девочка с этой самой куклой. Она её одевает, раздевает, наряжает, заводит женихов и т.д. Девочка, играя с такой куклой, отрабатывает сразу два стереотипа поведения: первый – служанка при очень богатой бездельнице; второй – сама эта бездельница. Они модные, наглые и томные. И ни о каких жизненно важных навыках здесь и речи быть не может! Да и в строении куклы прослеживаются чисто анатомические уродства. Непропорционально длинные ноги (в норме для любого человека – расстояние от талии до макушки равно расстоянию от талии до пяток). Такая аномалия, как у куклы в природе встречается редко и считается, в основном, генетическим уродством. Непропорционально короткие руки ( в норме для прямо стоящего человека – кончики пальцев вытянутых по швам рук будут расположены на уровне середины бедра). Чудовищная худоба и телосложение, не соответствующее женскому телу – широкие плечи и узкие бёдра! Всем этим «прелестям» может стремиться соответствовать и девочка, чьё детство прошло в обожании любимой куклы. Это не считая того, что воспитывается богатая бездельница.

Психологи в России бьют тревогу: полки игрушечных магазинов ломятся от страшных игрушек. Если за санитарно – гигиеническими показателями игрушек ещё следят, то их внешний вид не контролирует никто, хотя такие игрушки способны пагубно влиять на характер ребёнка и его психику. Министерство образования России ещё в 2002 году направляло в правительство предложения по созданию органа, который бы занимался социальной, психологической и педагогической экспертизой игрушек. Ни в России, ни за рубежом нет методов проведения подобных экспертиз, нет и официальных критериев для их проведения.

Всё зависит от фантазии и психики производителя. Как правило, психологов и педагогов на предприятии нет, а игрушки разрабатывают художники и инженеры.

А ведь игрушка для ребёнка – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный сложный мир, открывает для себя социальные отношения, учится управлять своим поведением , усваивает нравственные нормы общества.

Кукла во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью ребёнка, в которой формируется его типичный облик: ум, характер, физические и нравственные качества. Однако конкретно-исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток и на содержание и на внешний облик куклы. В изменении характера, внешнего облика и направленности куклы на протяжении человеческой истории наглядно отражена история куклы, обусловленная историей развития общества, историей развития ребёнка в обществе.

Современные куклы, чаще всего произведённые по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета», для самостоятельного духовного и художественного творчества ребёнка. Ребёнок, окружённый пластмассовыми Барби и Братц, в будущем представляет собой человека, заряженного демоническими энергиями западного «массового общества».

«Модные» куклы современного общества – разнообразные, страшные, уродливые и одновременно комичные копии людей – способны испортить вкус ребёнка, лишить его таких качеств, как сострадание, забота о ближнем, проявление нежности.

В нашем современном мире в целях сохранения психического здоровья ребёнка куклы, которыми играют все девочки без исключения, должны отвечать нескольким несложным критериям. Прежде всего, ребёнок должен чётко понимать её назначение. Для этого кукла обязана соответствовать его возрасту, быть привлекательной, пропорциональной, похожей на маленького ребёнка и иметь спокойные, нейтральные цвета. Кроме того, она должна оставлять простор для фантазии. Именно этим качествам в большей мере соответствуют куклы Кати, Маши, Марины отечественного производства.

И хотелось бы, чтобы родители, в очередной раз покупая дочери куклу, руководствовались приведёнными выше критериями.

1. Абраменкова В., «Осторожно: антиигрушка» – журнал «Дошкольное

воспитание», № 4, 2005

3. Семёнова О., «Может ли Барби стать Варей… и кому это нужно» — журнал

«Здоровье от природы», март 2006.

4. 365 кукол со всего света. Автор: М. С. Левина, «Рольф» – 2000

5. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7.Часть3. –М.: Аванта+, 2000

Роль куклы в развитии детей

Детские игрушки бывают самыми разнообразными, однако центральное место в жизни любого малыша всегда занимает кукла. И, как говорят психологи, не зря. Ведь с ее помощью карапуз овладевает основными навыкам самообслуживания, воспроизводит поступки окружающих людей, развивает речь и моторику. А чему еще может научить вашего ребенка эта обычная игрушка?

Многие родители почему-то уверены, что игра с пупсами – это исключительно девчачье развлечение. Спешим успокоить шокированных пап, чьи двухлетние сыновья с удовольствием катают детские коляски. Здесь нет ничего настораживающего и, тем более, предосудительного. Каждый малыш нуждается в усвоении норм и правил человеческих отношений, так что не лишайте мальчишек игр с пупсиками. А об их пользе мы расскажем далее.

Смотрите так же:  В каком возрасте ребенок спит 2 раза днем

Чему может научить кукла?

  1. В раннем возрасте она заменяет сверстников и готовит вашего отпрыска к будущим контактам с ними. В детском саду он постепенно переходит от единоличного взаимодействия с пупсом к полноценным сюжетно-ролевым играм с одногруппниками.
  2. Одевание и раздевание игрушки представляется особенно интересным для детей. Они запоминают, в какой очередности нужно надевать трусики, колготки, носки, верхнюю одежду. Также они учатся застегивать пуговицы, прижимать заклепки, взаимодействовать с застежкой «молнией». Все эти умения они затем применяют в реальной жизни.
  3. Она помогает вашему карапузу пополнить словарный запас новыми словами. Тот запоминает названия различных частей тела (руки, ноги, животик) и лица (глаза, нос, рот и уши). С помощью куколки демонстрируются самые разные действия: купаться, бегать, прыгать, лежать, чтобы ребятишки поняли значение глаголов.
  4. Полуторагодовалое чадо, играя с резиновой красавицей, учится правильно держать и использовать такие предметы, как бутылочки, ложки, тарелки, кружки и вилки. Он также обучается первым гигиеническим навыкам: расчесыванию волос, мытью ручек, пользованию зубной щеткой, взаимодействию с горшком.
  5. Девочка, пеленая своего пупса и напевая ему колыбельные, примеряет главную женскую роль – мамы. Только с куклой можно поиграть в психологически важное занятие «Дочки-матери», которое формирует опыт семейных взаимоотношений, развивает ответственность, заботу и доброту.
  6. Через манипуляции с пупсиком некоторые родители подготавливают свою дочку или сына к появлению в их жизни младшего брата или сестренки. Ведь куколку можно кормить, переодевать и укачивать, тем более что сегодня для этого есть и специальные подгузники, и крошечная одежда, и множество других вещей.
  7. Дополнительные кукольные аксессуары позволяют детям лучше ориентироваться во взрослом мире. Игрушечные кухни помогают девочкам стать еще более похожими на свои мам, а «кипящий» чайник и кастрюля «с супом» безопасны, в отличие от настоящих.
  8. Любимой Катьке или Машке малышка может рассказать о своем настроении, поделиться с ней неудачами и радостями, проиграть тревожащие ситуации, окончив их на положительной ноте. Это помогает детям уйти от беспокойства и негативных эмоций.

Выбираем куклу – необходимые параметры

Возле полок с детскими товарами не только у ребятишек, но и у родителей порой разбегаются глаза. Приобретая пластиковую красавицу, нужно помнить, что неправильный выбор может навредить вашему чаду.

Основные требования к кукле (для малыша до 5 лет):

  • детская (без намеков на сексуальность) внешность, правильные пропорции тела;
  • материалы, из которых сделана игрушка, обязательно должны быть натуральными, безопасными для крохи;
  • отсутствие острых углов, мелких отсоединяющихся деталей;
  • прочные волосы, которые не выпадут после действий маленьких парикмахеров;
  • мимика не должна быть чересчур яркой, чтобы малыш сам смог додумать различные чувства;
  • легкость смены гардероба.

Выбрать куклу, посмотреть цены, ознакомиться с отзывами можете в интернет магазине акушерство.ру — куклы

или в магазине babadu.ru — Детские куклы и аксессуары к ним

Совершенно невозможно представить счастливое детство без кукол – они придуманы для того чтобы помочь малышам взрослеть. Помните, что ребенку абсолютно не важно, дешевая у него игрушка или дорогая. Самое главное, чтобы она была интересной, приятной на вид и безопасной. Правильно выбранная кукла непременно станет лучшей подружкой для девочки, ее постоянным партнером по играм.

Роль игрушки в психическом развитии ребенка

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Роль куклы в развитии детей

1.Какую роль в воспитании детей играют куклы?

Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей.

Куклы – наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке и мальчику. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведет с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. С куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она поможет ребенку запомнить названия основных частей тела и лица, а также названия предметов одежды. С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д., чтобы ребенок усвоил значения глаголов.

Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для ребёнка. Ребенок запоминает в каком порядке должны быть одеты вещи и какая вещь для какой ситуации предназначена. Все эти навыки в дальнейшем он применяет в жизни.

Кукла должна формировать понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле.

Хорошая кукла должна оставлять простор для фантазий, дать возможность собственным идеям – т.е. быть открытой для игры. В противном случае – тормозится развитие ребенка. Куклы, оснащенные специальными программами, живут «своей жизнью», независимой от деятельности ребенка. И ребенок, нажимая на кнопки – становится «приставкой». Мозг ребенка, как и его эмоции, должны работать в игре. А как поработаешь, если кукла все делает сама. Нет смысла фантазировать и думать. Механизм работает – малыш скучает. И просит покупать одну игрушку за другой – не потому что не во что, а цель игры не достигнута.

Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне – манерность, сексуальность, агрессивность, склонность к потребительству. И со временем могут стать качествами самого ребенка.

2. На что надо обращать внимание при покупке?

Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор игрушек, покупая которые, мы редко задумываемся – сколько пользы они могут принести, а сколько вреда.

Для маленького ребенка:

— экологический материал, без резкого запаха, мягкий и приятный на ощупь;

— игрушка не должна иметь острых углов, слишком мелких частиц;

— волосы прочно держатся, их можно расчёсывать;

— телесные признаки пола отсутствуют;

— куклу можно переодевать без расчленения тела;

По мере взросления ребенка, старше становится и кукла:

— у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону;

— девочки имеют право играть в солдатики, а мальчики – интересоваться куклами – модницами: так дети познают различие полов и социальных ролей;

— для ребенка не важна цена куклы, кому –то ближе дешёвый голыш, чем шикарная, но нелюбимая кукла – поэтому всегда интересуйтесь у ребенка – что именно ему хотелось бы.

Надо помнить, что маленьких детей пугают большие игрушки – одного с ними роста, а тем более, выше

Родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.

3. Плюсы и минусы куклы Барби.

Барби – феномен нашего времени. Она прочно вошла в нашу жизнь и каждая девочка мечтает иметь хотя бы одну куклу. Поэтому исключить её вряд ли возможно, да и надо ли? Но следует помнить, что Барби подходит девочкам школьного возраста и игра с ней не должна превращаться в коллекционирование.

К этой кукле у психологов неоднозначное отношение. Кто – то считает, что эта кукла подменяет настоящую игру, наполненную фантазией, примитивным внешним позёрством. А ведь игра – это работа фантазии. А тут все готово – дом, хозяйство, бассейн, телефон, предметы одежды, даже друг. Ничего не нужно самостоятельно создавать. Т.е. кукла сама диктует ребенку – что с ней надо делать. Ни о какой свободе и творчестве в такой «игре» не может быть и речи. Как сказал Жванецкий : «В ней всё, чтобы потреблять…И ничего, чтобы думать.»

Также, недоброжелатели Барби считают, что она порождает:

— культ красоты и материальных ценностей;

— стремление к потребительству;

— низкую самооценку -обычная девочка никак не подходит под эталон Барби, отчего начинают чувствовать себя некрасивыми, толстушками и т.д.

— отсутствие у ребенка возможности проживать родительские роли – Барби не запеленаешь и спать не уложишь.

Сторонники Барби считают, что она – образец женской красоты, в отличии от других кукол – у нее наличие груди, т.е. половые признаки взрослой девушки. Она – не «дочка», не «мама», а красавица принцесса. И это позволяет осуществить девочке мечту – стать принцессой. Ведь в сказках принцы женятся не на «добрых мамочках», а на прекрасных принцессах, с которыми девочка, естественно, отождествляет себя в своих фантазиях.

Преимущества этой куклы и в том, что она долговечна, её можно мыть, расчёсывать, переодевать в красивую одежду. Она может менять профессию, сопровождается соответствующими аксессуарами.

Здесь единого мнения нет и у каждого есть свой выбор – как к ней относиться.

4. Какие моменты в поведении ребёнка можно скорректировать при помощи кукол?

Единственно, что я могу сказать — существует куклотерапия. (Она входит в состав Арт-терапии). С помощью неё психологи работают с детскими страхами.

5. Есть мнение, что игры с куклами – младенцами вредны. Обоснованы ли такие опасения?

Я считаю, что не обоснованы. Пупсы – голыши – самые популярные и традиционные куклы. Пеленая и баюкая пупса, девочка «тренируется» быть мамой. Эти с виду простые куклы развивают очень важные человеческие качества: доброту, ответственность, внимание, умение сочувствовать и помогать.

6. Некоторые родители беспокоятся, когда мальчики играют с куклами. Что делать?

Многие уверены, что кукла – это игрушка для девочек. Между тем, многие мальчики с удовольствием играют с куклами, что нередко шокирует пап. Ничего предосудительного и настораживающего здесь нет. Любой ребенок нуждается в усвоении и освоении человеческих отношений. Например, мальчик проигрывает с куклой различные конфликты, возникающие в его жизни. В игре «дочки – матери» мальчики участвуют в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявлять участие и заботу.

Мальчики играют в куклы по – своему. Они строят дома для кукол, катают их в машинках.

Смотрите так же:  Почему у маленького ребенка не растут волосы

К сожалению, сегодняшние куклы для мальчиков оставляют желать лучшего. Мальчикам предлагаются герои, которые зачастую вообще не люди – человек – паук, Бэтмен, трансформеры и т.д.

Ребенок – мальчик или девочка, прежде всего, человек, а куклы способствуют развитию именно человеческого в ребенке. Так что, не лишайте мальчиков игр с куклами – для них это абсолютно необходимо.

7.Девочка играет с мальчишескими игрушками. Что делать?

В процессе развития у детей бывают разные периоды, когда и девочки и мальчики временно меняются ролями. Им становится интересно – во что играют другие дети. Например, машинки могут быть интересны не только мальчикам. Технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию. И если у девочки есть интерес к этому, стоит ли препятствовать?

8. Что делать, если ребенок постоянно ломает игрушки?

Существуют причины и поводы для этого феномена:

— если игрушка не соответствует возрасту (например, слишком хрупкая);

— детское любопытство – желание понять, как устроена игрушка;

— двигательная неловкость. Малыш, вовремя не научившийся манипулировать с игрушками, получив к ним доступ – будет их ломать регулярно. Если ребенка приучали к игрушкам с рождения, но он так и не наловчился управляться с ними – обратитесь к невропатологу – не исключена задержка двигательных навыков, которая в дальнейшем создаст трудности;

— внутренняя агрессия – когда ребенок расстроен, возбужден. Он снимает стресс, ломая игрушки;

— досада – если у ребенка не складываются отношения со сложной игрушкой;

— игрушка просто не нравится. Стремление нанести вред ненавистному персонажу понять не трудно;

— игрушка низкого качества – некоторые изделия рассыпаются прямо в руках;

— ребенок болен – любое недомогание делает его раздражительным, неловким, нетерпеливым.

Не торопитесь наказывать детей за поломки – сначала выясните причину.

9. Полезны ли кукольные домики?

Скорее, полезны, чем вредны. Все зависит от финансовых возможностей родителей и их мастерства.

Роль куклы в народной педагогике и воспитании детей

1 1 Роль куклы в народной педагогике и воспитании детей В современной жизни воспитание духовно, физически, социально здоровой и всесторонне развитой личности одна из главенствующих задач. Формированию духовно-нравственного начала подрастающего поколения, уникальных творческих способностей детей и их адаптации в современном обществе способствует использование таких факторов народной педагогики как слово, игра и труд. Ведущей деятельностью детей является игра и как ее средство — игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует развитию творческого начала, готовит ребенка к вхождению в жизнь. В первую очередь игрушка должна быть безопасной как для физического, так и для психоэмоционального развития ребенка.

2 Кукла первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она попрежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, мы очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда. Причиной тому является слабый контроль качества игрушек. Большинство из них даже не проходят экспертизу на содержание вредных и токсичных веществ. Помимо вреда здоровью, такие игрушки наносят непоправимый вред психоэмоциональному состоянию ребенка. Длинноногие Барби и Кены не способствуют развитию детей. Наборы кукол для сюжетных игр слишком большие (например, кукла с домиком, подружками, гардеробом, и прочим), что приводит к пассивности ребенка, у которого вовсе не остается места для фантазии и творчества в игре. Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это не может даже взрослый (например, оранжевые пушистые лягушки или пятнистые слоны). Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности. Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах минимальное количество подходящих кукол. Как выйти из этой ситуации? Куклу можно изготовить своими руками из остатков натуральных материалов. Рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает правдивую информацию о мире. Кора дерева — шершавая, камень — гладкий, песок сыпучий. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, в частности куклами, как установили учёные, равна нулю. Кукле для годовалого малыша не обязательны проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки, ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно. 2

3 Ребенок сам решит: смеется или плачет его дочка. Для ребенка постарше ноги, руки у куклы должны быть более оформленные. На такую куклу уже можно шить одежду и играть в ролевые игры. Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной» куклы все что угодно. «Подробные» игрушки не развивают образного мышления. Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре. Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно — беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребёнком. В давние времена чаще всего игрушки делали в семье сами. Пожалуй, любимой игрушкой в русской деревне была кукла, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую кукольную потешку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребёнок не только играл в куклы, набирая жизненный опыт, но и стремился повторить, сделать куклы самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству — одно из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол, их мастерили из шишек, веточек; свёртывали из листьев, цветов; даже пряли нитки из крапивы на 3

4 кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Создавая образ живой, рукотворной, родной игрушки, дети через рукоделие приобщаются к культуре русского народа. Куклы, изготовленные своими руками из кусочков натуральной ткани, ветоши, ваты, ниток и пряжи гораздо чище в экологическом отношении. Самодельная кукла, не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла как человек: единственная в своём роде. И наряд у неё единственный. У неё своя история создания и свой неповторимый образ. В процессе работы над созданием куклы, у детей развивается моторика пальцев, закрепляются навыки работы с ножницами, иглой. Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Изготовление народной тряпичной куклы, куклы-пеленашки очень интересный, добрый и веселый вид традиционного народного ремесла. У каждой куклы свой национальный характер. В ней отражается человеческая история. Тряпичная кукла не требует особых затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Она воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками. Родители легко могут изготовить народную игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с ней сами. Я уверенна, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле. 4

5 5 Библиография 1. Агаева И.В. Куклы // Народное творчество Дайн М. Русская тряпичная кукла, Волгоград: Учитель, Занятия по прикладному искусству / авт.-сост. Е.А. Гурбина. Волгоград: Учитель, rukukla. Ru 6.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]