Роль семьи в воспитании моральных качеств ребёнка

«Роль семьи в развитии морально – нравственных качеств подростка»

Главная > Документ

«Роль семьи в развитии морально – нравственных качеств подростка»

Добрый день, уважаемы родители! Мы рады новой встрече с вами! Сегодня мы собрались большой, дружной семьёй, чтобы обсудить наболевшие вопросы, совместно решить наболевшие вопросы, порадоваться успехам наших детей.

А начать собрание я хотела бы следующими словами:

Точка, точка, запятая –

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик –

Что увидят эти точки?

Что построят эти ручки?

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете?

Мы за это не в ответе.

Мы его нарисовали – только и всего.

Что вы! Что вы! Это важно!

Чтобы вырос он отважным,

Чтобы мог найти дорогу.

Это трудно, это сложно,

Но иначе невозможно.

Только так из человека

Российское общество в данный период переживает глубокий нравственный кризис: человек отходит от осознания духовных основ жизни, теряет основания своего собственного бытия. Современный человек все больше ориентируется на материальный успех, внешние достижения. Реалии современного российского общества – рыночные отношения, ориентация на инструментальные ценности, американизация жизни, разрушение национального самосознания, основ бытия народа. В сегодняшних условиях, когда жизнь навязывает людям стереотипы асоциального поведения, человеку трудно определить свою личностную позицию, сделать правильный выбор. Подлинно активная личность умеет свободно, т.е. сознательно выбирать линию своего поведения. Поэтому в качестве основной задачи воспитания надо рассматривать воспитание такой личности, которая способна к самоопределению в современном мире. Это значит, что у учащихся надо воспитывать такие качества, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, независимости суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения. Это нелегко, но без этого наши дети просто потеряются в сложностях современной жизни. Именно поэтому на сегодняшней встрече мы хотим поговорить о морально-нравственных качествах наших детей, о том, какими они должны быть и что влияет на их формирование.

На каждом столе лежит заготовка: серединка цветка и лепестки, на которых написаны качества личности. Я прошу вас составить цветок только из тех лепестков, которые присущи вашему ребёнку.

Если объединить все эти слова в одно общее понятие, можно сказать, что мы хотим, чтобы наши дети наши были воспитанными. В что значит воспитанность и какого человека можно назвать воспитанным. Я предоставляю слово Чех Валентине Михайловне.

ВОСПИТАННОСТЬ. В дворянско-буржуазном обществе — знание правил поведения в обществе, приобретенное в результате «хорошего» воспитания. Воспитанный человек должен быть добрым, честным, вежливым. Что вкладывают в эти понятия наши дети? Об этом мы узнали из результатов анкеты, проведённой в 4-7 классах нашей школы (всего было опрошено 34 человека). И вот что мы получили:

Из результатов анкет мы видим, что у каждого ребёнка свои нравственные приоритеты, а значит, свои нравственные приоритеты есть в каждой семье. Нашим старшеклассникам мы предложили написать мини-сочинения на тему «Нравственные заповеди моей семьи». С некоторыми из них мы сейчас познакомимся. Я предоставляю слово Белан Светлане Викторовне.

А сейчас я хочу рассказать вам одну историю.

Многие годы по морскому побережью, на котором в летнее и зимнее время отдыхало много людей. Ходила маленькая старушка. Её грязные волосы развевались по ветру. Одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что кладёт старушка к себе в сумку, но родители советовали им держаться подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на её приветствие.

Только тогда, когда маленькая старушка умерла, люди узнали, что всю свою жизнь она посвятила тому, что собирала с песка осколки стекла, которыми люди могли порезать ноги.

Сколько таких людей, как эта старушка, живут рядом. А мы не замечаем их, а их любовь и доброты понимаем только тогда, когда их уже нет рядом.

Да и сами мы с вами нередко оказываемся в ситуации морального выбора. Давайте же разберемся вместе, что означают эти понятия «мораль», «нравственность», «моральный выбор».

МОРАЛЬ(от лат. moralitas — традиция, народный обычай, нрав-характер). В живом, т. е. обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное. Мораль — специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию;

НРАВСТВЕННОСТЬ — Совокупность норм, определяющих поведение человека. В широком смысле — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Нравственность — в узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу.

Что такое моральный выбор?

Словарь по этике под редакцией Кона И.С. определяет моральный выбор как “акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки”.

Ученые-исследователи определяют моральный выбор как “акт целеустремленной и целесообразной деятельности, как целостное качество личности, оказывающее значительное влияние на развитие личности в целом, как “ важнейший показатель нравственной воспитанности учащихся. Как в школе, так и в жизни школьников оценивают по тому, какой моральный выбор и как они делают”. Моральный выбор совершается в ситуации морального выбора.

Ситуация морального выбора – это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями.

Человек в подобных ситуациях должен принять альтернативное решение о своем отношении к моральным или аморальным фактам и о своем поведении (“Как мне поступить?”)

Принять альтернативное решение – это значит выбрать между добром и злом, сочувствием или безразличием, смелостью и трусостью, честностью и обманом, верностью и предательством, альтруизмом и эгоизмом и т.д. Выбрать правильное моральное решение – это значит совершить Поступок. Выбрать 10 раз в день правильное моральное решение – значит 10 раз продвинуться в нравственном развитии.

В проблемных ситуациях выявляются и заостряются противоречия между общественной моралью и индивидуальной нравственностью личности, между требованиями общественной морали к поведению и поступкам личности и личными целями и интересами, потребностями, чувствами школьника; между нравственными решениями, побуждениями, потребностями, идеями и отсутствием у школьника реальной способности осуществить их в жизни; противоречия, сталкивающие человека с борьбой противоположных чувств (добра и зла, страха и бесстрашия, совести и бессовестности, долга и безответственности и т.д.); противоречия между субъективными оценками, данными разными людьми одной и той же моральной ситуации, поступка.

Умение видеть, осознавать и анализировать морально-этические противоречия вокруг себя и в самих себе является важнейшим компонентом развития этической культуры и нравственного самосознания школьника. Морально-этические проблемные ситуации выступают как важный эффективный метод регуляции и саморегуляции нравственного развития. Но нередко оказываясь в подобных ситуациях сами, мы не знаем, как правильно из них выйти. Я предлагаю вам совместно найти выход в каждой из предложенных ситуаций.

Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе, и альбом для летних фотографий. Получив подарок. Девочка была возмущена: «Я думала, вы мне что-нибудь приличное купите! Вот подруге родители велосипед купили!».

Одна мама рассказывает другой: «Мой кроме своих дружков ничего не знает! Мы его просим с ними не общаться, так он сразу меняется: перестаёт с нами говорить, если мы начинаем ему внушать что-то – закрывается в комнате, музыку включит, и никакого контакта».

Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи ещё только в четвёртом классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке, с вами жить больше не буду!».

В семье родился маленький ребёнок. Старший брат резко изменился: всё чаще и чаще стал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии.

В очередной раз, когда мама попросила его посидеть с малышом, он ответил : «Я в няньки не нанимался!». Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учёбы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу было можно всегда найти и дети старались любым образом учиться так, чтобы избежать наказания трудом.

Бабушка и дедушка очень хотят видеть своих внуков, но внуки любят только получать от бабушки и дедушки подарки. Ехать же к ним не хотят, объясняя это тем, что им некогда, много уроков и т.д.

Один мальчик увидел у своего сверстника игрушечную машинку, которую ему давно хотелось иметь. Использовав удобный случай, он забрал её и принёс домой. Машина ему очень нравилась. Родители спросили, откуда у него игрушка, мальчик ответил, что машинку ему дал на время друг.

Ребята подрались, и в результате драки одному мальчику стало очень плохо, что пришлось вызывать врача. Тот, кто затеял эту драку, не признался, что он виноват, и сбежал домой. Ребята долго думали, как поступить в такой ситуации, и решили обо всём рассказать родителям мальчика, затеявшего драку. Родители ответили ребятам: «Сами подрались, сами разберутся!».

Ребята решили прогулять урок, но в последний момент один из тех, кто решил прогулять, пришёл в школу и обо всём рассказал. Ребята были наказаны, получив неудовлетворительную отметку. Родители дома тоже их наказали.

Ребёнок приводит в дом своих друзей. Но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребёнок начинает выяснять, почему они это делают, родители отвечают, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы.

Ребёнок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребёнка. Когда удаётся доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять учителей, школу, друзей ребёнка…

Родители вместе с детьми всем классом отдыхали на природе. Они играли, пели песни, строили планы на будущий год. Наконец, они приступили к еде. Все расположились на поляне, а две девочки встали, укрылись в тени деревьев, и стали есть вдвоём. Их родители сделали вид, что не заметили этого…

Морально – нравственные качества наших детей не заложены в них при рождении, их нужно формировать. На формирование этих качеств оказывают влияние десятки и сотни составляющих, среди которых можно выделить три основных, определяющих, главных. Это семья, телевидение, общение.

О влиянии семьи на развитие морально-нравственных качеств ребёнка нам расскажет Болдырева Надежда Михайловна. Результаты анкет о семье.

«Дети отличаются от взрослых тем, что ещё не умеют скрывать безграничную потребность быть любимыми. Ребёнок – тот же человек, что и взрослый, только маленький. Маленький – значит, ещё слабый, нуждающийся в нашей помощи, заботе и примере… Маленький – не низкорослый, к которому надо нагибаться, чтобы снисходительно выслушать, о чём он тихо плачет. Чтобы понять ребёнка, дотянуться до его мудрости и глубинного понимания мира, взрослому приходиться вставать на цыпочки. Я сегодня прошу вас: встаньте на цыпочки и прислушайтесь к тому, что говорят ваши дети».

Предыдущее родительское собрание мы посвящали организации досуга наших детей, и результаты анкетирования показали, что большую часть свободного времени наши дети проводят у телевизора. Хорошо это или плохо? Разобраться в этом нам поможет Шилова Галина Александровна.

И ещё один значимый фактор – среда общения наших детей. Подробно с этим вопросом нас познакомит Нестеренко Елена Николаевна.

Роль семьи в воспитании подрстающего поколения

В комплексе главных задач, поставленных перед образовательной и профессиональной школой, является дальнейшее развитие педагогического единства действий в воспитании подрастающего поколения школы, семьи, трудовых коллективов, общественных организаций.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря и трудовые отряды, книги, театр, радио, кино и телевидение, весь строй нашей жизни.

Всё это так, но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

Каждый отец, каждая мать и умом, и сердцем должны осознать, что у семьи нет и не может быть более важной и почётной обязанности перед народом, чем вырастить своих детей настоящими людьми, патриотами своей Родины. Опыт счастливых семей в воспитании детей представляет огромную социальную ценность, он способствует духовному и нравственному обогащению всего нашего общества.

Мой многолетний педагогический опыт говорит о том, что необходимо вести просветительскую работу среди родителей. Именно учителя могут нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию личности ребёнка.

ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МИКРОКЛИМАТ.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

Ребёнок, наблюдая отношения отца и матери в повседневной жизни, усваивает определённый тип отношений мужчины и женщины. Отношения родителей — это одна из основных моделей будущих супружеских отношений детей. Если отец груб с матерью, у сына может сформироваться психологическая установка, что быть мужчиной – значит держать себя грубо. Дочь в такой семье привыкает думать, что замужество в сущности своей, что-то очень тягостное, связывающее женщину по рукам и ногам, лишающее её свободы и чувства собственного достоинства. Такие отношения чаще всего приводят к распаду семьи.

Видимо, нет необходимости специально доказывать, что расторжение брака, как и семейная война, которая часто предшествует разводу, больше всего отражается на детях.

Дети тяжело переживают распад семьи, тем более, что они очень часто не могут разобраться во взаимоотношениях родителей. Уход из семьи отца или матери сам по себе оставляет глубокий след в психологии “брошенного” ребёнка. Конечно, далеко не всегда он в состоянии понять истинное значение происшедшего. Ещё меньше он способен сделать из этого правильные выводы, дать надлежащую оценку событиям и людям, верно определить своё отношение к ним, свою линию поведения.

Реакция ребёнка на распад брака может быть самой различной. На эту реакцию могут оказать влияние возраст ребёнка, его характер, обстоятельства семейной жизни и отношения ребёнка с родителями. В некоторых случаях уход из семьи одного из родителей воспринимается ребёнком как трагедия. В других случаях он реагирует на это сравнительно спокойно. Подчас развод воспринимается ребёнком как избавление от нравственных и физических страданий. Девочка-восьмиклассница пишет письмо в газету “Смена”: “Вот уже несколько лет жить в нашей семье стало просто невозможно. Отец пьёт, ругается, бьёт маму. Какие у нас бывают скандалы, это описать невозможно. Отец бьёт мать чем попало: бутылками, кулаками, ногами. В доме всё переломано – двери, мебель. Года три отец совершенно ничего мне не покупает, попрекает едой и по-всяческому меня оскорбляет. Что же нам делать, мне и маленькой сестрёнке, она перешла в четвёртый класс?”

Смотрите так же:  Как описать поведение ребенка в семье

Вряд ли эти дети воспримут развод, как трагедию, скорее наоборот.

Следует ещё раз подчеркнуть, что для детей опасен не развод, а ненормальные отношения, складывающиеся в семье.

Успешное воспитание ребёнка возможно лишь в такой семье, где господствует дружба, любовь и уважение между супругами, где детям прививаются лучшие качества, где к ребёнку предъявляются высокие нравственные требования.

Хорошая семья – это семья, где супруги понимают друг друга, вместе радуются , переживают неудачи, где супруги умеют и вместе трудиться, и вместе отдыхать, воспитывать детей.

“Зачем клад, когда в семье лад” — говорят в народе.

И действительно, наше настроение, отношение к людям, самостоятельная жизнь взрослых детей во многом зависят от той атмосферы, которая царила в семье. Если мы с теплотой вспоминаем наше детство, то, конечно, не потому, что оно было беззаботным с материальной стороны. Счастливое детство может быть только у тех детей, которые живут в счастливых семьях. Здесь дети не замечают своего счастья, как воздух, которым они дышат. Они природно и гармонично развиваются, живут многокрасочной жизнью, интересными мечтами.

“Тяжело передать словами то особенно светлое чувство, когда мы вспоминаем теплоту родного семейного гнезда. До глубокой старости остаются у нас какие-то задушевные связи с той семьёй, из которой мы вышли”, — писал выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский.

Часто можно услышать: хорошая та семья, где вырастают хорошие дети. И это справедливо. Ведь, в конце концов, судьбу детей определяют не прекрасные порывы, мечты и слова, а общий микроклимат семейной жизни, его тональность, общая направленность. Нередко люди говорят: “Смотрите, никаких специальных целей семья не ставила, а дети выросли прекрасными”. Ничего случайного в этом нет, потому что родители такой семьи жили целеустремлённой и радостной жизнью маленького коллектива, где все любят друг друга, никто никому не обязан, где царит атмосфера взаимности, тепла, настоящей заботы. И это есть по-настоящему добрый психологический климат, и дети, выросшие в такой семье, не могут быть тунеядцами и эгоистами.

Добрые семейные взаимоотношения совершенно не исключают разногласий мыслей, споров. Но в хорошей дружной семье они решаются без раздражения, без унижения человеческого достоинства взрослых и детей. В любой ситуации здесь не будет крика, взаимных обид, люди уважают мысли друг друга, ценят авторитет отца, матери, бабушки, дедушки.

Тон семейной жизни – это последствия действий многих факторов: морального уровня родителей, характера взаимоотношений между членами семьи, культуры домашнего быта, организованности семейного коллектива, его традиций и т.п.

В нашем городе тысячи семей, где родители хорошо понимают проблему воспитания, добросовестно относятся к воспитанию своих детей и помогают в этом школе.

Материнское и отцовское воспитание. Их нельзя разделить, как невозможно разделить само воспитание. И всё-таки испокон веков мать, как естественная воспитательница, вносила в воспитание душевную мягкость, нежность. Отец привносит в воспитание дух мужской твёрдости, принципиальности, чёткой организованности и спартанства, тем самым создаётся гармония в воспитании. Существуют же вечные понятия: мать – хранительница очага, а отец – защитник этого очага. Иначе можно сказать, что муж – это дом, надёжный и крепкий, а жена – всё, что внутри дома: уют, красота, мягкий психологический климат.

Около 300 учащихся нашей Культурологической многопрофильной гимназии на вопросы: “На кого в семье ты хочешь быть похожим?” и “Кто в семье самый близкий тебе человек?” ответили: “на маму” – 58% девочек, 30% мальчиков. А “на маму, как самого близкого человека” указали 73% девочек и 63% мальчиков.

Накануне 8 марта 2005 года среди своих третьеклассников я провела анкету такого содержания:

“Если бы ты попал в беду и тебе нужно было бы посоветоваться с кем-нибудь из взрослых, кого бы ты выбрал?”. Большинство учащихся ответили: “Конечно, маму”.

“Если бы ты выбрал маму, то почему именно её?” — “Потому что мама самый добрый и душевный человек…”, “Мама умная и опытная…”, “Мама хоть и поругает, но и пожалеет”, “Мама даст самый хороший совет, она знает меня лучше, чем кто-либо другой”.

“Если бы ты мог всё, что бы ты сделал для мамы?” — “Я сделала бы так, чтобы мама всегда была здоровой и молодой, … самой счастливой и юной…, чтобы у неё не было неудач”.

Чтобы дочь стала Человеком, надо самой матери быть образцом для неё. Если мать не берёт в руки книгу, научить читать ребёнка трудно, так же как невозможно воспитать трудолюбие, если домашняя работа в семье выполняется кое-как.

Как складываются отношения отцов и детей? Существует несколько типов таких отношений. Первый – мужчина полностью и сознательно отстраняется от воспитания детей, он убеждён, что это дело матери. Ему достаточно быть хорошим работником. Часто сами же отцы потом и страдают от холодности детей, от неумения понять их сложный мир.

Другой тип отца – тип деспотический. Отец-деспот стремится к непререкаемому авторитету у детей, держит их в страхе, отдаёт беспрекословные распоряжения. Ребёнок у такого отца с раннего детства растёт в атмосфере окриков, муштры. Результат оказывается противоположным. Дети боятся такого отца, не уважают.

Третий тип – отец много сил отдаёт ребёнку, но необходимой требовательности не проявляет, не вырабатывает в сыне чувство долга. Ребёнок чувствует, что ему во всём дают поблажку, растёт баловнем.

В “Родительской педагогике” В.А.Сухомлинский писал: “Воспитывает, конечно, семья в целом, её общий дух, культура человеческих отношений. Но кто создаёт этот дух, эту культуру? Конечно же, отцы, так как без отцовской мудрости нет воспитывающей силы семьи. Родительская мудрость становится духовным достоянием детей; семейные отношения, построенные на гражданском долге, ответственности, мудрой любви и требовательной мудрости отца и матери, сами становятся огромной воспитательной силой. Но эта сила идёт от отцов, у них корень и источник”.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ.

В единых усилиях педагогов и родителей происходит формирование всесторонне развитых, высокообразованных, духовно богатых, нравственно чистых, физически совершенных людей.

Содержание семейного воспитания определяется целью воспитания и осуществляется повседневно в привычных для ребёнка естественных условиях.

Успехи учебной деятельности школьников во многом зависят от правильной организации их самостоятельной домашней работы, целесообразного режима.

Физическое воспитание учащихся в семье предполагает с одной стороны организацию специальных физических упражнений, с другой – создание родителями определённых условий, влияющих на укрепление здоровья, на общее физическое развитие детского организма. К числу таких условий относятся рациональное питание, гигиена быта, одежды.

Руководя трудовым воспитанием детей в семье, родители опираются на известные педагогические требования к его организации: начинать трудовое воспитание как можно раньше; подбирать трудовые задания детям в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; беседовать с детьми о профессиях, рассказывать о своём трудовом пути.

Родители воспитывают у детей высокие нравственные качества, любовь к Родине, трудолюбие, честность и правдивость, простоту и скромность, чуткость и внимание, культуру поведения.

Эстетическое воспитание заключается в приобщении детей к прекрасному в жизни, труде, искусстве. Первые эстетические чувства возникают у детей очень рано, в процессе знакомства с яркими игрушками, народными сказками, музыкальными произведениями. Позже восприятие прекрасного обогащается посещением музеев, кино, театров. Постепенно на основе эстетического восприятия формируются эстетические представления и понятия.

В условиях семьи большую роль играет эстетика быта: комната, в которой живёт ребёнок, вещи, окружающие его, одежда. Вся эта внешняя обстановка должна быть простой, удобной, гигиеничной, способствующей развитию художественного вкуса, созданию хорошего настроения. Удобные и простые по форме вещи, репродукции картин известных художников украшают помещение. Скромная, опрятная, изящная одежда приучает к аккуратности и критическому отношению ко всему ультрамодному и безвкусному.

В воспитательной работе с детьми родители пользуются разнообразными методами. Среди них основными являются: приучение, упражнения, убеждение, участие в деятельности, поощрение. Все эти методы применяются и в работе педагогов. Однако их использование в семье приобретает особый характер, определяемый специфичностью условий семейной жизни, своеобразием взаимоотношений родителей и детей, степенью овладения родителями педагогическими знаниями и умениями.

Воспитание детей в семье далеко не всегда проходит успешно. В нём нередки ошибки, болезненно отражающиеся на жизни семьи. За исключением крайних случаев, граничащих с патологией (алкоголизм родителей, распад семьи), главной причиной неудач семейного воспитания является слабость педагогических позиций старших.

В одних случаях – это чрезмерный авторитаризм семейного воспитания, лишающий ребёнка самостоятельной линии поведения, когда отсутствует вера в силы и возможности самого ребёнка.

Другая крайность семейного воспитания, приводящая к серьёзным осложнениям, связана с изнеженностью, избалованностью детей, вытекающей из слепой, всепрощающей любви родителей к ребёнку. Будучи сами трудолюбивыми, испытав немало трудностей на своём пути, такие родители стремятся уберечь ребёнка от невзгод и лишений, создают ему приятную жизнь без труда, потакая его слабостям, идя на поводу не только его желаний, но и прихотей, воспитывая себялюбца и эгоиста.

Иной вид ошибок в семейном воспитании обусловлен отсутствием единой и определённой линии со стороны отца и матери, либо со стороны родителей и старшего поколения (бабушек и дедушек). Суровость и требовательность одних снимается всепрощающей любовью других. В этих условиях растёт приспособленец, лицемер, использующий сложившиеся отношения старших родственников.

Полная безответственность родителей в воспитании ребёнка также одна из причин неудач семьи. Опасен по своим последствиям этот нейтрализм, который выражен в формуле: “Наша забота, чтобы ребёнок, был сыт и одет, а воспитанием пусть занимается школа”. Если отец и мать проявляют равнодушие к учебным делам сына или дочери, к их внутреннему миру, это неизбежно повлечёт стремление ребёнка заполнить образовавшийся “духовный вакуум” вне дома с помощью случайных, сомнительных знакомств.

Довольно распространено стремление молодых родителей переложить свои заботы на плечи старшего поколения. Участие старших родственников в воспитании детей бывает и необходимым и полезным, но не компенсирует воспитательных влияний, особой роли матери и отца. Утрата постоянных контактов между родителями и сыном или дочерью обедняет жизнь ребёнка и может ещё больше отдалить его от самых близких людей.

Утвердиться родительскому авторитету мешают недостатки семейного воспитания. Чрезмерная материнская любовь, также как и её отсутствие, может ослеплять, делать несчастной не только мать, но и ребёнка. Самая трудная профессия – быть матерью. Любовь матери должна быть разумной, нежной и требовательной. Не случайно в народе говорят: “Что легче пуха? Сердце матери. Что твёрже камня? Сердце матери”.

“Любить детей нужно мудро, — говорил В.А. Сухомлинский, – не по-куриному. Ребёнок, воспитанный в духе умиления – эгоист. Он не знает слов “нельзя”, “можно”, “нужно”. Он не знает своего долга перед родителями, не хочет трудиться. Ребёнку кажется, что он приносит радость родителям уже тем, что живёт на свете”.

В.А. Сухомлинский рекомендовал внедрять в семейную педагогику десять этических “нельзя”: “Нельзя бездельничать, когда все трудятся. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми. Нельзя вступать в пререкания со старыми людьми, особенно со стариками. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. Нельзя допускать, чтобы мама давала тебе то, что она не даёт себе – лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье. Нельзя делать то, что осуждают старшие. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего. Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его”.

Таковы основы родительского авторитета.

Главным в семейном воспитании является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, поведение, родительский университет.

Вот, что пишет о своей семье ученица нашей гимназии Громова Маша: “Я учусь в 4 классе. Семья у нас маленькая и очень дружная. Мой отец – рабочий, мать – служащая. Мы вместе трудимся, вместе отдыхаем, каждый вечер после рабочего дня мы убираем квартиру, готовим ужин, рассказываем друг другу о прошедшем дне. А сколько удовольствия доставляют нам наши выходные дни. План каждого воскресенья составляем заранее. Мы ходим на концерты, в театр, иногда ездим в лес. Часто мы приглашаем пойти с нами и моих школьных товарищей. У каждого из членов семьи есть любимое занятие: отец занимается фотографией, мать увлекается рисованием, а я стихами”.

Не правда ли девочку можно назвать счастливой? А задача всех взрослых – сделать так, чтобы с такой вот любовью и гордостью о своей семье мог говорить каждый ребёнок.

В одном из журналов я прочитала о Юре Бойко, который говорит о своей матери “я её ненавижу”. Семья Юриных родителей распалась. Как в большинстве подобных случаев, больше всех пострадал ребёнок. У родителей новые семьи, а Юра воспитывается у бабушки. Мальчик по два – три года не видит матери, не слышит её голоса, лишён самого дорогого – отцовской поддержки и материнской ласки. Бабушка смотрит за внуком, любит его, но она совершенно не требовательна, не строга. Юра стал пропускать уроки, просить деньги у прохожих на улице. И вот приезжает мама. Начинаются пьянки на глазах у сына. А потом это страшное “ненавижу”.

Здесь надо строго спросить с родителей, потребовать от них выполнения святого родительского долга, а к ребёнку отнестись участливо и чутко, с теплотой и заботой, которых он лишён в семье.

В.А. Сухомлинский с пристрастием обращался к родителям: “Какая бы ни была у Вас ответственная и сложная творческая работа на производстве, помните, что дома вас ждёт ещё ответственейшая, ещё сложнейшая, ещё тончайшая работа — воспитание человека. Везде вас можно заменить другим работником от сторожа животноводческой фермы до министра. А настоящего отца не заменит никто”.

ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ.

Ни семья, ни школа, ни общественные институты в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон. Инициатива в этих контактах по праву принадлежит школе.

А.С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй – через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности, но и в том, что ребёнок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье.

Родительский всеобуч начинается с подготовительной группы. Как учитель будущего первого класса я заранее знакомлюсь с родителями, говорю о тех первичных знаниях, умениях и навыках, о том развитии, которое требует от учеников обучение в первом классе. От того, как пройдёт первое занятие педагогического всеобуча, во многом зависит успех следующих встреч.

Смотрите так же:  Массаж и гимнастика для 4-х месячного ребенка

Ценную информацию о бытовом окружении ребёнка даёт посещение мною семей учащихся. Визит педагога в дом воспитанника всегда событие для школьника и его родных. И я использую эту возможность для установления более тесных контактов с родителями и самим учеником.

Важной формой связи и сотрудничества школы и семьи являются родительские собрания. На них мы обсуждаем актуальные проблемы учебно–воспитательной работы, намечаем пути устранения недостатков. Собрания носят как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии, деловые игры. Живой интерес вызывали диспуты на тему: “Какой должна быть хорошая семья”, “Отец и мать — первые воспитатели”, “Семейное счастье — в чём оно?”

Помимо моих и родительских выступлений на занятиях организую встречи с врачами, психологами, юристами, с интересными и заслуженными людьми. Занятия строю так, чтобы в них активное участие принимали сами родители, чтобы между лектором и слушателями постоянно осуществлялась обратная связь, с помощью вопросов вовлекаю всех в активное обсуждение рассматриваемой темы.

В классе устраиваем выставки книг, журналов на педагогические темы, выставки художественного творчества, проводим читательские конференции.

На базе нашего класса организованы научный клуб “Эрудит”, театральная группа “Дружба”, хореографический ансамбль “Радуга”. Их плодотворной работе помогают родители учащихся.

Родители учащихся нашего класса принимают активное участие во многих внеклассных мероприятиях.

В нашей гимназии уже несколько лет работает университет для родителей, в котором занятия проводятся систематически раз в месяц. В нём развёрнута широкая пропаганда педагогической культуры среди родителей, которая способствует более тесной связи семьи и школы.

Гимназия и семья – самые тесные союзники в общем деле – в воспитании подрастающего поколения. Поэтому в отношениях существуют доверительность, взаимное поддержание авторитета, выработка наиболее благоприятных для обеих сторон норм общения.

Многие достижения, успехи я теперь связываю с тем, что нам удалось, умело организовать родительский всеобуч. Учащиеся стали отличаться уровнем воспитанности и культурой поведения в общественных местах, гимназии.

Подведение итогов работы показывает, что занятия слушателей педагогического всеобуча действительно стали уроками семейного воспитания.

Только хорошо продуманная совместная работа семьи, педколлектива, общественных организаций обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.

Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания.

Индивидуальная работа с родителями оказывает положительное влияние на родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.

Человек нашей эпохи должен уметь связать знания и практические умения с желанием и способностью вести активную общественно полезную деятельность. И только помогая друг другу, и во всём поддерживая друг друга, учитель и родители смогут воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого творца – созидателя нашего будущего.

Собрание в 7 классе
«Роль семьи в развитии моральных качеств»

Классное родительское собрание в 7 классе
» Роль семьи в развитии моральных качество подростка »
Составлено Н. А. Бобовкиной

Цели: 1) познакомить родителей с результатами исследований ученых о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств подростка;

2) побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.

Участники: родители учащихся 7-го класса, классный руководитель.

Подготовка: (проводится анкетирование родителей с целью определения уровня комфортности ребенка в семье.

Анкета для родителей

Отвечая на вопросы, вы имеете право выбрать одно приоритетное качество

1 Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живете

а) хорошей организации быта,
б) радости общения,
в) покоя и защищенности.

II Что более всего заботит вас в семье?

а) здоровье детей;
б) хорошая учеба;
в) трудовое участие детей в жизни семьи.

III Одинок ли ваш ребенок в семье?

а) да;
б) нет,
в) не знаю.

IV Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?

а) да,
б) нет;
в) не знаю

V Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным; встретить любовь,
в) иметь много друзей,
г) реализовать свои интеллектуальные возможности

VI Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

VII Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?

VIII Что для вашего ребенка вечер дома?

а) радость общения, возможность быть самим собой,
в) мучение и пытка

Оформление, оборудование и инвентарь. На доске записана тема собрания и слова Я. Корчака: «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить».

1. Вступительное слово классного руководителя. Уважаемые родители! Сегодня в нашем классе очередное родительское собрание. Оно занимает особое место в ряду собраний в связи с важностью и серьезностью обсуждаемой темы. Нам необходимо задуматься над вопросом: каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?

Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенности семейных отношений с уровнем моральной воспитанности, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения подростков. В своей книге «Мир детства: Подросток» авторы, рассматривающие данную проблему, предлагают выделить в качестве главных признаков, характеризующих семью, следующие:

а) гармоничность отношений в семье;

б) особенности воспитательных усилий родителей.

Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей. В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.

Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, Отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием, в таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: Лень, упрямство, лицемерие

Третья группа семей. Наиболее характерная их черта — конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».

Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания — полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка — его взгляды, его отношение к людям — в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок — это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.

Как избежать конфликтов в семье. Как не вырастить эгоиста, хама? Как правильно построить воспитание? Предлагаю вам доклад, подготовленный на основе рекомендаций психологов.

Доклад классного руководителя «Роль родителей в нравственном воспитании детей»

В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми».

В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.

Что включает в себя понятие «нравственный человек»?

Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, то есть трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, стяжательство, тунеядство и несправедливость.

Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужество, честность, благородство и т. д.

Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота — это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте. Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. В дальнейшем главным воспитателем становится школа, но и тут большое значение имеет влияние родителей. Хорошо, когда школе приходится продолжать воспитание, а не исправлять не правильные представления, сложившиеся в семье. Школьник поверит учителям и коллективу товарищей, если увидит, что правда, которой учит школа, совпадает с той правдой, которой учила семья. Плохо, если ребенку суждено пережить разочарование в близких людях, если в семье нет твердых нравственных устоев. Если же в семье придерживаются высоких моральных принципов, опираются на библейские заповеди, определяющие поведение человека в обществе, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети усваивают положительные черты характера, учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести.

В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения.

Слово родителей, сказки о добре и зле, первые книжки о жизни животных и растений — все это порождает первоначальные представления детей о морали.

Слово родителей глубоко западает в сознание ребенка, если оно сказано спокойно и доброжелательно, без наставительного тона, который даже маленьким детям неприятен, а у подростков вызывает ожесточение и упрямство.

Лучше всего вместе с ребенком обсуждать, размышлять о явлениях природы и поступках людей, искать им оценку, то есть вести его к самостоятельному выводу.

Родители учат детей понимать и переживать свое отношение к добру и злу. Повод для таких переживаний дают простые случаи из повседневной жизни.

Вот мальчишки влезли на дерево и разорили птичье гнездо; погибли птенцы, а их мать с криком кружит около дерева. Ребенок должен пережить ее страдание и осудить этих мальчишек.

Вот у дерева кто-то ободрал кору, и из ствола сочится сок. Дерево «плачет», оно может засохнуть и погибнуть. Родители залепили рану, закрасили ее краской, спасли дерево, а их ребенок получил первый пример помощи слабому и нуждающемуся. Он не будет потом ломать ветки деревьев, не будет разорять птичьих гнезд.

Это чувство он перенесет и на людей. Если мать не пройдет мимо бедной старушки, просящей милостыню, и подаст ей монетку, если в семье собирают вещи, книги, продукты для помощи пострадавшим при пожаре или теракте, то ребенок получает пример милосердия и в будущем не пройдет мимо нуждающегося человека, а поможет ему.

Известно, как горячо дети реагируют на события, которые развертываются в книге, на экране телевизора, в кино или театре. Они дают советы любимому герою, разделяют с ним радости и печали, награждают гневными репликами его врагов. Дети не должны видеть на экране бессмысленную жестокость, кровь, убийства, грубое поведение людей, нецензурные слова и выражения. Это глубоко ранит их психику, закладывает семена животного варварства в их неокрепшие души.

Задача родителей — оградить детей от просмотра таких фильмов и чтения таких книг. Надо учить детей тому, что добро должно побеждать зло, что если в кино Чапаев погиб, утонул в реке, то все равно за него отомстили его товарищи по оружию: они разбили отряд белогвардейцев и победили!

В каждой семье родители учат детей выполнять различные обязанности: содержать в порядке свои вещи, соблюдать определенный режим дня, уважать товарищей и взрослых. Все эти поучения должны подкрепляться поступками, делами.

Пример. Мать говорит, что со сверстниками надо дружить, делиться игрушками, помогать им в трудных делах. Но приходит к сыну соседский мальчик, просит дать ему фломастеры — нарисовать рисунок к уроку. Мать говорит, что фломастеры забрал в школу старший брат. А когда после ухода соседа сын с удивлением говорит ей, что фломастеры никто не забирал, что они лежат у него на полке, мать отвечает: «Соседи — люди богатые, небось купят сыну. Нечего раздавать свои вещи. У них воды не допросишься!». Вот так она дала своему ребенку урок нечестности, жадности, корыстолюбия.

Или еще примеры. Подросток должен идти с классом на воскресник, а друг купил ему билет на футбол. Как ему поступить? Один отец скажет: «Ничего не случится, если ты не пойдешь на уборку школьного двора, там и без тебя полно детей будет». А другой: «Ты не придешь, другой не придет, третий. Тогда кто же за ваш класс сделает всю работу? Нельзя бросать товарищей в беде». И сын усвоит этот урок на всю жизнь.

Дочка принесла с улицы чужую куклу, спрятала ее среди своих игрушек. Когда мать увидела куклу и спросила, откуда она взялась, дочка ответила, что ее дала ей подружка, поиграть. Мать на этом успокоилась и больше не вспоминала, не провери­ла, так ли это было на самом деле. Затем были еще чужие вещи, которые также кто-то якобы давал дочери. Через несколько лет дочка стала красть деньги у детей в школе, а потом и дома. Вот только тогда родители всполошились и забили тревогу. А начало этому положила та первая кукла. Если бы мать пошла с девочкой к ее подружке, то выяснила бы, что подружка не давала куклу ее дочке, что дочь просто взяла ее без разрешения. Меры были бы приняты вовремя, и дурной привычки красть у девочки не сформировалось бы.

Особенно внимательно надо следить за денежными операциями в семье. Часто детей посылают в магазин за мелкими покупками: хлеб, молоко, соль и т. п., сдачу обычно не проверяют, мелочь отдают детям в копилку. Но могут возникнуть такие ситуации, когда дети пытаются схитрить, оставить себе больше, чем положено.

Пример. Мальчик 11 лет не отдал матери всю сдачу и сказал, что продавщица не дала. Мать пошла в магазин и выяснила, что это не так. Она не стала на сторону сына, а провела с ним беседу о том, что продавщица вернула ей деньги, но у этой продавщицы теперь будет недостача, ее могут наказать, уволить с работы. А у нее двое маленьких детей, кто будет их кормить? «Ты очернил и обидел человека». И мальчик сознался, что деньги он собирает на альбом для марок и что сдачу он присвоил. Мать убедила его пойти в магазин, попросить прощения и вернуть деньги. Ребенку это стоило больших усилий, но этот урок он запомнил на всю жизнь.

Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг.

В чувстве совести гармонично сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми и перед самим собой. О совести можно знать, но быть бессовестным. Совесть лишь тогда является стражем нашего поведения, когда она живет в нашей душе. Это тонкая работа ума и сердца, она проявляется в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении.

Смотрите так же:  Форма заявление по уходу за ребенком до 3 лет

Оставаясь наедине с самим собой, человек должен подвергать свои дела мысленному отбору, анализу, сравнению с лучшими человеческими качествами и поступками, должен давать оценку своему поведению. Не зря говорится, что самый строгий судья — это совесть человека. Плохо, когда совесть спит. Воспитание совести, стыда, ответственности, долга — одна из самых утонченных сфер духовного и нравственного воспитания.

Трудность в том, что ребенок должен научиться спрашивать с самого себя за свои дела и поступки. У него должен быть голос внутреннего «Я». Надо внушать ему, что его видят и тогда, когда, казалось бы, никого вблизи нет и никто на него не смотрит. Совесть — это как бы человек внутри него, который все замечает и оценивает. И надо, чтобы ребенок привык с ним советоваться, при­слушиваться к нему.

Родители, оценивая поведение или какое-либо дело своего ребенка, должны видеть, по какому побуждению он трудился — по велению совести, то есть в силу сознания того, что ему верят и он хочет оправдать доверие, или же только в силу требований взрослых, контроля с их стороны или страха наказания.

Очень важно внушить детям, что главное — не страх физического наказания, а страх сделать кому-то больно, не оправдать чье-то доверие, лишиться уважения товарищей. Нужно приучить ре­бенка стыдиться своих дурных поступков. А это делается на примерах, которые подают ему старшие члены семьи.

Хорошо, когда отец говорит: «Пойду помогу соседке вскопать огород, она уже старая, а помочь некому» — и берет с собой сына.

Плохо, когда мать говорит дочке: «Возьми трубку, и если это тетя Лена, то меня нет дома. Я ей должна денег и не хочу с ней разговаривать».

Необходимо, чтобы в семье было время для разговора с детьми «по душам». Обычно это время перед сном, когда мать садится к сыну или дочери на кровать и спрашивает обо всем, что произошло с ними за день: что интересного было на уроках, как вели они себя на перемене, что делали их одноклассники в столовой, кто дежурил в классе, что сказала о них учительница, какой рассказ по чтению обсуждали, с кем играли во дворе, в какие игры, кто был капитаном при игре в футбол и какую роль сын играл в команде? Смотрели ли они по телевизору передачи? Какие, о чем? Что понравилось, что нет? Как помогали дома по хозяйству? И т. д.

Такие разговоры в некоторых семьях ведутся за ужином, когда все собираются вокруг стола и делятся своими впечатлениями о событиях за день. Главное, чтобы дети слышали, как родители оценивают эти события, что, по их мнению, хорошо, а что — плохо, что им понравилось, а что — нет. Какие дела можно было бы сделать лучше. Почему не получилось то или другое дело, или получилось хуже, чем ожидалось. Как надо поступать в будущем в этой ситуации. Эти беседы и разговоры учат детей, как ориентироваться в окружающей жизни, дают незабываемые уроки нравственности, учат поступать по совести. «Спроси свою совесть!» — говорят мать или отец. Порою очень трудно ребенку поступить по совести. Трудно встать перед классом и признаться в том, что измазал чернилами стенку у доски. Трудно выполнять дома одну и ту же работу: убирать в комнате, менять рыбкам воду в аквариуме, гулять во дворе с собакой и т. д. Трудно при­знаться, что это именно ты толкнул во дворе малыша и он разбил себе нос. Родители в своих беседах с ребенком не должны быть «верховными судьями», которые все всегда делают только правильно. Они могут рассказать о своих детских годах, о своих ошибках, о том, к каким последствиям это приводило, о том, чего они стыдятся до сих пор. Это поможет разговорить ребенка, поможет ему признаться в своем неблаговидном поступке и в будущем не повторять его.

Дети младшего школьного возраста охотно идут на контакт с родителями, задают массу вопросов, советуются с ними. Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком — потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.

Такие беседы в дальнейшем станут необходимы подростку. Он будет советоваться с родителями, как поступить в том или ином случае. В старших классах сын или дочь уже будут выбирать профессию, и тут советы родителей им крайне необходимы, так как именно родители лучше всех знают физические и умственные способности своих детей. Зная свои финансовые возможности, они могут просчитать, сумеет ли сын или дочь трудоустроиться в будущем с этой профессией, сможет ли достаточно зарабатывать, чтобы содержать свою семью.

И при всем этом настоящие родители должны не упустить того счастливого момента, когда в детях проявляется искра таланта, творческой самобытности, определенные склонности и влече­ния к какой-либо деятельности. Увидеть эти способности и помочь им развиться, помочь сыну или дочери реализоваться в будущей профессии — это значит сделать жизнь своего ребенка по-настоящему счастливой. Не все измеряется деньгами. Подлинное счастье человек испытывает тогда, когда он занимается любимым делом. Один может усваивать математику, но любить растения и стать хорошим садоводом. Другой любит возиться с велосипедом, отцовской машиной, его тянет к технике, к работе на тракторе или комбайне. Он может стать прекрасным хлеборобом. Девочка с детства шьет наряды своим куклам, интересуется модными журналами, думает, как сделать ту или иную выкройку. Родители, заметив это, должны помочь ей выбрать профессию модельера, портнихи. Стремление любой ценой дать ребенку высшее образование, неважно какое, заставляет некоторых родителей переступать через детские способности и желания, тем самым делая их несчастными на всю жизнь.

В городе, особенно крупном, многие люди разобщены, здесь в одном доме, в одном подъезде люди могут жить годами и не знать друг друга. Это дает почву для различных отклонений в моральном плане. Никто не узнает и никто не осудит! Здесь намного труднее вести воспитательную работу среди молодежи. Много раз личных соблазнов: игровые клубы, дискотеки, бары и т. д. В этих условиях задача семьи, школы и общественных органов — не оставлять подростков без постоянного внимания и контроля, находить время, желание, нужные слова и аргументы для оценки событий и поступков. То, что будет упущено в нравственном воспитании в детстве, превратится в большую беду в будущем. Итак:

1. Мораль, или нравственность, — это форма общественного сознания, которая включает в себя совокупность норм и правил поведения людей.

2. Нравственность человека включает в себя несколько компонентов. Это, во-первых, знание человеком того, как надо себя вести в том или ином случае. Во-вторых, соблюдение этих правил в своем поведении. И в-третъих — способность человека оценивать свои или чужие поступки и действия.

Этические нормы поведения человечество вырабатывало на протяжении всей своей истории. Эти нормы были отражены в различных религиозных учениях: христианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме и в еще более древних учениях, как, например, конфуцианстве в Китае, которому насчитывается более 5000 лет.

В разных вариантах там отражены такие основные правила и заповеди, как: не убий, не укради, чти отца своего, и т. д.

Вот как выглядят моральные нормы, изложенные выдающимся украинским педагогом Василием Александровичем Сухо-млинским в его книге «Рождение гражданина» (Издательство «Молодая гвардия», Москва, 1979 г.):

1) Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания — это радость и слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки вопросом: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы окружающим вас было хорошо.

2) Вы пользуетесь благами, созданными другими людьми. Люди дают вам счастье детства, отрочества, юности. Платите им за это добром.

3) Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Идя в школу, вы идете на работу. Так делайте ее хорошо, со старанием и прилежанием.

4) Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Помогайте в беде товарищу. Уважайте, почитайте мать и отца. Они дали вам жизнь, они воспитали вас, они хотят, чтобы вы стали честными гражданами своей страны, людьми с чистым сердцем, ясным умом, доброй душой, золотыми руками.

5) Не будьте терпимы к людям, которые стараются жить за счет отца и матери. Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах своей страны, своего народа.

6) Человек отличается от животного своим сознанием, умением мыслить и говорить. Ему присуща духовная деятельность, которая включает не только самоуглубление и самоанализ, но и творческий труд по самосовершенствованию. Не давайте своей душе лениться. Не будьте равнодушными в различных сферах жизни общества и государства: в политической, этической, эстетической и др. Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия совершаются многие преступления против человечества. Будьте активны в любых гражданских делах. Пусть вашим девизом станут слова: «Если не я, то кто это сделает?». Возьмите за правило слова Н. А. Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от забот,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет!

Уважаемые родители! Я думаю, что наш сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический, но и практический характер. И такой практической стороной нашего собрания может стать обсуждение тех наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в процессе воспитания ребенка, и составление свода правил поведения родителей в этих ситуациях.

Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но, наоборот, содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Попробуем сформулировать причины конфликтов:

— непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;

— чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родители придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для радости. Взрослыми они еще будут»; в результате в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;

— разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;

— отношение детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние хлопоты»;

— чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность» — частые напоминания о прошлых «грехах» ребенка.

Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье — ребенок уходит на улицу, к таким же неустроенным, как и он сам.

2. Обсуждение конфликтных ситуаций в семьях. Обмен опытом.

3. Задание для родителей.

Готовясь к данному собранию, я встретил в книге Н И. Дереклеевой «Организация родительских собраний» формулу, в которой были зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Эта формула является результатом анализа возникновения конфликтных ситуаций, о которых мы с вами говорили раньше. Попытайтесь ее расшифровать (пятиминутная музыкальная пауза). Вопрос родителям: у кого что получилось?

1-й закон — единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

2-й закон — закон значимости похвалы для ребенка.

3-й закон — закон трудового участия каждого члена семьи.

4-й закон — закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.

4. Заключительное слово классного руководителя. Дорогие папы и мамы! Мы сегодня обсудили важные законы жизни семьи. Поговорим об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребенка.

5. В качестве решения родительского собрания все родители получают памятки с законами воспитания ребенка в семье. (См. Приложение)

1. Афанасьева Т.М. Семья. М., 1986.

2. Ковалева Л. Е. Микроклимат семьи. М., 1979.

3. Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. М., 1979.

4. Дереклеева И.И. Организация родительских собраний в 1 — 11 классах. М., 2000.

5. Корчак Я. Избранное. Киев, 1983

6. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1982.

7. Мир детства: Юность/ Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1988.

8. Спиваковская А. С Как быть родителями. М., 1986.

9. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1981.

Другие статьи

  • Социальный центр помощи семьи и детям выборгского района Наш основной адрес: Санкт-Петербург, 2-й Муринский пр., д.19, лит.Е Телефон: +7 (812) 294-28-76. Факс: (812) 294-05-17 E-mail: [email protected] До нас можно добраться на: - трамваях №55, 40 до остановки "улица Обрели", - трамваях №20, 21 и автобусе №86 до […]
  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]