Ручной и художественный труд детей дошкольного возраста

Ручной и художественный труд детей дошкольного возраста

Малей Галина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 73
комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

« … Фантазии подвластны бумажные листы —
Для дома и в подарок, и просто для игры.
Но главное богатство, что красоту творя,
Простой листок поможет создать тебе себя!»
/Н.А. Колесова/

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественное творчество». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд.
Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.
Художественный труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, иглу…), исследует свойства различных материалов (бумагу, фольгу, ткань, листья, тесто…) и преобразует их в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака – польза и красота.
Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.
Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графо — моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.
Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.
Цель занятий художественным трудом – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.
Основные задачи:
1. Раскрытие сущности художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии и красоты.
2. Раскрытие специфики художественного труда – единство пользы и красоты.
3. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, универсальных художественных способностей.
4. Воспитание качеств человеческого труда – трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
5. Обогащение опыта художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие – исполнительство – творчество.
6. Освоение художественных техник (технологий), развитие мелкой моторики рук и общей ручной умелости.
7. Развитие умения планировать, создавать поделку по образцу, по условию, по пооперационным и технологическим картам.
8. Способствование познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними.
9. Воспитание эстетического вкуса и развитие умения создавать художественные образы.

В своей практике занятий с детьми художественной деятельностью я особое внимание уделяю освоению нетрадиционных техник работы с бумагой разной фактуры (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированный картон, фантики от конфет, старые журналы…), не редко в сочетании с тканями, природным материалом…
Техника работы с бумагой, используемая мной в работе с детьми , различна: оригами, модульное оригами, квиллинг, аппликация, объемная аппликация, торцевание, коллаж, конструирование из бумаги.
— Работа с бумагой, картоном (аппликация из бумаги разной фактуры, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления помещения группы, праздников, развлечений).

— Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги объемных форм, на подготовленный фон.

— Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.

— Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. В этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

— Квиллинг – это на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

— Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.
Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.
Чем необычнее материалы, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

— Торцевание: в основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги.
С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Необычный эффектом «пушистости», который даёт торцевание, и несложность исполнения очень привлекает детей.

В процессе занятий художественным трудом руководствуюсь основными дидактическими принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности, индивидуальный подход и применяю наглядные ( образец, рассматривание, показ), словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок), практические ( обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.
Образовательный цикл делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами; обучение техникам и приемам; изготовление поделки.
Строю свою работу на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приемов. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия; не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему; уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка; создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству.

Использование различных техник работы с бумагой, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей положительно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего возраста и мотивации в достижении успеха.
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, панно украшает стену комнаты и т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Литература
1. Журнал «Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». – ИХОРАО: №1/2012.
2. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского
3. Интернет ресурсы.

Художественный труд для детей

Художественный труд – это, как вы догадались, разновидность ручного труда. Ручной труд – деятельность человека, в нашем случае детей, направленная на изготовление конкретного предмета, который в дальнейшем можно использовать, в играх, быту, развлечениях, а так же в качестве подарка на праздники близким людям и прочее.

Художественный труд для детей дошкольного возраста

В статье «Ручной труд в развитии ребёнка» говорится о целях и задачах, некоторых видах этого труда, и о его значении в развитии детей дошкольного возраста. Прежде чем начать разговор о том, что такое художественный труд для детей дошкольного возраста в условиях дома, семьи, хочу познакомить вас с видами данного труда, который используют воспитатели дошкольных учреждений и организаций в работе со старшими дошкольниками. Используя особенности современного дизайна для детей, многие педагоги детских садов в продуктивной деятельности дошкольников опираются на возможности детского художественного творчества. В содержание художественного труда дошкольников входит:

  • Работа с тканью, нитками. Что сюда входит? Декоративные аппликации из ткани, плетение, изготовление различных панно, одежды для кукол, предметов для сервировки стола, сувениров и т.п.

  • Работа с природным материалом. Изготовление мелких и крупных скульптур из природного материала, включая сухие листья, соломку, плетение изделий из прутьев (кашпо, стаканчики, корзиночку и прочее), букетов из сухих цветов, веточек. В дошкольных учреждениях часто подобные поделки используют в оформлении уголков для самостоятельной деятельности детей, а так же атрибутов для праздников.
  • Работа с бумагой и картоном, использование аппликации с различными видами материалов в одном панно (бумага, ткань, природный и подручный материал). Применяются такие работы в оформлении макетов кукольных комнат, изготовление сувениров, конструкций и панно для праздничных мероприятий. Читайте статью «Работа с подручными материалами».
  • Работа с глиной. Создание декоративных украшений из глины, различных панно, мелких скульптур, кукольной посуды.
  • Работа с искусственными материалами, различные виды вязания, плетения из цветной целлофановой проволоки, шпагата, пряжи. Украшение детской одежды, предметов быта, шитье сувениров из меха и т.п.
Смотрите так же:  Няни била 9 месячного ребенка

Опыт работы в дошкольных учреждениях убеждает нас в том, художественный ручной труд вошёл в жизнь детей. Например, в детских садах педагоги формируют и поддерживают интерес к народному творчеству, традициям народа, живущего в данном регионе. Это ярко проявляется в праздновании «Масленицы», Святой Пасхи. Дети видят яркие красивые костюмы на праздниках, а после праздника свои впечатления воспроизводят на бумаге, а так же изготавливают поделки из глины и других материалах. Кроме того, многие воспитатели принимают участие в праздниках выставках народного творчества, которые проводятся по линии Домов культуры, творчества. Праздники проводятся под разными названиями типа: «Праздник русской берёзки», «Иван Купала», «Пасхальный перезвон», Коляда, Медовый и яблочный Спас, встреча и проводы зимы, практически, все они сопровождаются выставками детского творчества.К таким праздникам, как 8 Марта, 9 Мая, Дни рождения дети изготавливают сувениры, открытки. Кроме того, к детям старших групп детских садов приглашаются народные умельцы. Например, встреча с мастером резьбы по дереву С.Г., после которой детям захотелось подарить своим мамам украшенные деревянные изделия. С.Г. специально заготовил несколько солонок, вазочек под цветы, разделочных досок, деревянных ложек, которые дети расписали и покрыли бесцветным лаком. Воспитатель Э.П. научила ребят шить простые игрушки из меха и ткани. Вход шли носки, чулки, изготовленные из разного по качеству материала. А педагог М.И. научила старших дошкольников вышивке простым крестом, Н.И. – плетение из прутьев, У.В. – даёт понятие дворовая роспись. Так вот и ремесло живёт и развивается, переходя от поколения к поколению. Кроме того, детей знакомят с городецкой, дымковской, хохломской росписью, гжелью.

Задачи художественного труда

В задачи художественного труда дошкольников входит:

  1. Научиться реализовывать художественные цели при создании замысла, уметь планировать конечный результат.
  2. Овладевать техническими навыками работы с различными материалами и инструментами. (ткань, бумага, нитки, иголка, проволока, природный и подручные материалы и прочее).
  3. Понимать цвета, их оттенки. Умение видеть прекрасное.

Итак, можно сказать, что художественный ручной труд – труд ребёнка с различными материалами с целью создания предметов и украшений, сувениров, эстетически оформленных и применяемых в играх, быту, как украшение интерьера.

Семя и художественный труд

В домашних условиях то же этот вид труд применим. Например, предложите своему ребёнку сделать красивую салфетку кукле на столик, ей же сплести коврик для пола, вылепить и украсить посуду и прочее. Для подарков близким людям покупайте заготовки из дерева (разделочные доски, мелкую посуду типа солонок, розеток, скалок и т.п.), пусть ваши дети их раскрашивают, покрывают бесцветным лаком и дарят своим любимым близким людям. Интересными получаются салфетки для подарка, изготовленные из различного вида тканей, плетёные кашпо, вазочки под сухари и конфеты, корзиночки различного размера.

Художественный труд в семье организуется в любое свободное время, он даёт отличные возможности для общения родителей с детьми. Деятельность эта связана с традициями и ремеслом народа, живущего на территории России и вашего региона. Приобщение к этому труду развивает у дошкольников эстетические, нравственно-патриотические чувства. Значение детского художественного труда детей переоценить невозможно, так как он не только формирует и совершенствует навыки трудовой деятельности, но и расширяет содержание её, приобщает детей к искусству, стимулирует желание трудиться, углубляет знания дошкольников о возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций.

Ручной и художественный труд как вид труда детей дошкольного возраста

Труд — это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…».

Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:

— считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

— были определены ведущие задачи — научиться трудиться с радостью; приучать работать качественно.

С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др.

Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.

Отсутствие в воспитательном процессе трудовой составляющей может привести к задержке в развитии личности.

Характеристика и значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

Художественный труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.

Формирование личности ребёнка невозможно без трудового воспитания. В старшей и подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества. Проявление творчества дошкольников определяется характером выполнения предлагаемых им мыслительных заданий. Важно чтобы дети могли высвободить свою творческую энергию. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения.

В частности бисероплетение — это вид рукоделия, с помощью которого можно решать следующие задачи:

· прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, прививать основы культуры труда.

· развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, формировать эстетический и художественный вкус.

В процессе занятий у детей развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов. Практические работы по бисероплетению развивают глазомер, мелкую моторику рук, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки.

В процессе занятий художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира. Большое значение занятий по художественному ручному труду во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании придавала и Н.К. Крупская: «Занятия по художественному ручному труду должны быть гимнастикой для глаз и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей».

Обучение занятиями по художественному и ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение. В процессе наблюдения, при обследовании предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цветовое изображение разных по форме предметов их сопоставление и установление различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

На занятиях по художественному труду развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствующих обогащения словаря.

Много умеющий ребенок уверенно себя чувствует среди сверстников. Он желателен и в их играх. В их маленьких делах. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками, людей. Ребенок начинает ценить результаты труда не только своего, но и чужого.

Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах

Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.

Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки и пр.

Смотрите так же:  Возрастные этапы в психическом развитии ребенка

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная к школе группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:

Работа с бумагой и картоном – продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

Работа с тканью – обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:

· насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;

· свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

· наличие образцов изделий и поделок;

· использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;

· создание музея детских поделок, альбомов, книг;

· непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.

Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную предварительную работу:

· создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.)

· создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.)

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ:

· природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов)

· бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.)

· бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)

· ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т . д.

· ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Ручной и художественный труд — по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.

В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца.

Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах.

При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно.

Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик — в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.

Список литературы

1. Бондаренко Т. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие: — Метода; 2014 г., 208 стр.

2. Буре Р. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: — Мозаика-Синтез; 2011 г.

3. Дмитриев Ю.А. Подготовка студентов к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста // Преподаватель XXI век. №1, 2013 г., с. 104-109

4. Карпюк Г.А., Шабалин Е. С. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. методика и практика воспитания и обучения. №4, 2012 г. ,с. 54-56

5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет: — Сфера, 2011г.

6. Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду: Феникс, 2013 г., 221 с.

7. Сайгушева Л.И. Воспитание трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста: LAP LAMBERT, 2012 г., 219 с.

8. Семенова Н. А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников // Детский сад: теория и практика. №8, 2011 г., с. 70-75

9. Хлыбова Г.В. Трудовое воспитание дошкольников (из опыта работы). Сборник трудов конференции «Образование: традиции и инновации». 2014 г., с. 450-452

Художественный труд дошкольников

В статье «Ручной труд в развитии ребенка» говорилось, что ручной труд – это конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, быту, в качестве украшений, подарков и т.п.

Роль художественного творчества в развитии дошкольника

Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что ручной труд является одним из любимых занятий дошкольников. Кроме того, педагогами-практиками замечено, что дети на занятиях ручным трудом проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, успевают сделать то, что задано, меньше утомляются, чем в других видах деятельности.

Воспитатель Раиса Гавриловна, работая с детьми старшей, а позднее подготовительной к школе группы, задалась целью — воспитание детей в традициях народного ремесла, связанного с изготовлением полезных вещей из глины. Для всестороннего развития детей такая практика работы указывает на широкие возможности этой увлекательной, полезной, продуктивной деятельности. Художественное творчество детей дошкольного возраста трудно оценить, так как в процессе данной деятельности совершенствуются не только трудовые навыки ребят, но и расширяется содержание трудовой деятельности, в которой дети знакомятся с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства. Всё это, несомненно, расширяет представления дошкольников об окружающем, знакомит с народным ремеслом, характерным для данной местности и народов России, воспитывает нравственные и эстетические качества личности, даёт начало патриотическому воспитанию детей.

Организация художественного творчества детей

Работая над темой развитие художественного творчества детей дошкольного возраста, воспитатель ставила перед собой цели – научить детей выполнять лепку из глины, солёного теста и пластилина разными способами (налепом, углублённым рельефом, из целого куска глины), умело пользоваться стекой. Развивать чувство композиции, умение лепить скульптурные группы, предметы более сложной формы (птица, конь, козлик и т.п.) по типу народных игрушек. Расписывать свои изделия.

Развивать интерес дошкольников к художественному творчеству и виду труда, воспитывать навыки работы с материалами, усидчивость, доводить начатое дело до его завершения, аккуратности в работе, самостоятельности при подготовке к работе и её завершении.

Художественный труд с детьми начался с того, что в группе необходима была посуда для игр с куклами. Раиса Гавриловна в присутствии детей из папье-маше сделала блюдца, совместно их раскрасили незамысловатым орнаментом, далее сделали по такому же принципу кружки для чая. В ноябре воспитатель познакомила детей с тем, что можно лепить, посуду из глины и пластилина. Таким образом, были изготовлены различные расписные вазы, салатницы, сахарницы, кувшины, чайники. Причём многие поделки дети делали дома при помощи родителей.

Художественный труд детей и взрослых

В повседневной жизни и деятельности детей в детском саду воспитатель поощряла их наблюдательность, заостряла детское внимание на птиц, животных, деревья и пр., их окраску и изменения в связи с сезоном, погодой. Знакомила детей с народными игрушками, рассказывала об умении народных мастеров изготавливать и расписывать свои игрушки.

На занятиях лепкой обучила детей необходимым приёмам лепки птиц, животных и человека. Кроме того, провела практикум по изготовлению птиц, животных, человека для родителей. Первое задание, которое воспитатель дала детям (после лепки посуды) – вылепить дома собаку любым способом, который они выберут. Через неделю работы были принесены в детский сад, при рассматривании которых выяснилось, что все ребята, кроме Паши, вылепили просто стоящую собаку. Естественно, все заслужили похвалу, а на собаку Паши воспитатель обратила особое внимание, так как его собака будто бежала, раскрыв рот. Раиса Гавриловна предложила детям подумать, какие движения может делать собака и изобразить эти движения в своих работах. Изготовленных собак позднее раскрасили и решили собирать коллекцию поделок. Позднее были вылеплены и раскрашены птицы (воробей, синица, снегирь, петух), животные (Медведь делает зарядку, два жадных медвежонка бегут за сыром, на темы сказок «Зайкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Винни-Пух» и т.п.), изображения человека — в виде дымковской куклы, Снегурочки, Деда Мороза и Машеньки, заблудившейся в лесу и прочее. Из солёного теста делали яркие цветочные панно, которые украсили не только кукольные уголки, но и групповые комнаты, прихожие, вестибюль. Из коллекции работ в конце учебного года была оформлена выставка для педагогов и родителей детского сада по теме «Художественное творчество детей». Многие поделки после выставки были подарены в группы для малышей, а оставшиеся работы дети забрали домой (каждый свои).

Художественное творчество детей в семье

Любое художественное творчество с детьми в домашних условиях можно проводить после прочтения сказок, некоторых рассказов, после наблюдений за птицами, животными и т.д. Перед тем, как дать ребёнку задание, полезно задать трафаретные вопросы: «Кто тебе больше понравился?», «Кого бы ты хотел вылепить?», «Скажи, как ты будешь это делать?» и т.п. Обязательно уточнить последовательность работы и в ходе работы следить – не нужна ли ваша помощь. Любой художественный труд дошкольников следует поощрять. Если чувствуете, что ваш сын или дочь не могут справиться с выбранной темой, посоветуйте выбрать тему наиболее лёгкую и доступную в исполнении, позднее он непременно справиться и с более сложными заданиями. Такой ваш подход предупредит возможные разочарования, неудовлетворения от неудачно выполненной работы. Следует уделять внимание детей на эстетическое оформление выполненных работ, особенно, если работа делается для дарения. Следует учесть, что художественное творчество дошкольников необходимо для рассеянных, неусидчивых и неуверенных в себе детей. Они, как правило, хорошо справляются с данными заданиями, так как эти задания дают им возможность проявить свою активность, самостоятельность, занять себя полезной деятельностью. Давая своим малышам любые задания, обязательно учитывайте их возраст. Так, дети от 3 до 4 лет могут вполне вылепить отдельно овощи практически любой формы, яйцо (простое и золотое), неваляшку, пирамидку и пр., после 4лет доступна лепка более сложных форм. Например: огурец и свекла, рыбки, козлёночек по игрушке, мышка бежала и т.п., детям от 5 до 7 лет посильны лепка животных и птиц в движении, сюжетные композиции и декоративное раскрашивание своих работ.

Смотрите так же:  Отпуск очередной в период отпуска по уходу за ребенком

Поощряйте и направляйте любые творческие проявления своих детей, побуждайте у них способность к творческой деятельности и активности.

Художественный труд в ДОУ

Дата публикации: 08.10.2016 2016-10-08

Статья просмотрена: 773 раза

Библиографическое описание:

Овчинникова Н. В. Художественный труд в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 716-717. — URL https://moluch.ru/archive/124/33992/ (дата обращения: 27.02.2019).

Художественный труд в ДОУ

(на основе личного опыта работы)

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности

В целевых ориентирах ФГОС ДО ребёнок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребёнок должен обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда на этапе завершения дошкольного образования

Творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало ручной труд в дошкольном возрасте и воспитывает в человеке, и в этой своей функции он ничем не может быть заменён.

Художественный ручной труд это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

Цель занятий художественным трудом — направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Основными направлениями в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ручной труд являются: развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность. При организации ручного труда я учитываю основные этапы творческой деятельности детей:

1 этап — возникновение замысла;

2 этап — процесс создания продукта творческой деятельности;

3 этап — анализ результатов.

В работе с дошкольниками всегда соблюдаю следующие условия:

– занятия строю так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия;

– Учитываю интересы мальчиков и девочек;

– Для придания занятиям обучающий и развивающий характер усложняю технические и изобразительные средства;

– учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;

– каждая поделка всегда находит конкретное практическое применение;

Результаты продуктивной деятельности всегда получают одобрение, похвалу и рекламируются родителям, другим группам.

Работая в этом направлении применяю эффективные методы и приёмы: музыкальное сопровождение, выполнение правил по технике безопасности при работе с ножницами, показ и объяснение, использование художественного слова,, рассматривание схем выполнения последовательности работы, активизация речи детей, пальчиковая гимнастика, практическая деятельность детей, уточняющие вопросы о последовательности выполнения заданий, помощь детям со стороны взрослого и ребёнка, анализ, самооценка детей.

Дети активно действуют с различными материалами: ткань, поролон, пенопласт, различные виды бумаги (обычная, гофрированная, газетная, салфетки, картон), природным материалом (шишки, хвоинки хвойных деревьев, кора, косточки фруктов и ягод и т. п.), Бросовый материал (катушки, коробочки и т. п.)

Для поддержания интереса к ручному труду, стремление к самостоятельности изготовляем такие поделки, которые не требуют сложной обработки и затрачивается минимальное время, так как дошкольники не могут долго ждать результата своего труда.

При анализе работы обращаю внимание детей на аккуратность поделки, индивидуальность её. Прежде, чем приступить к выполнению поделки провожу с детьми беседы по ознакомлению со свойствами материалов, рассказываю о применении в быту этих материалов. Дети стали приносить в детский сад различные фактуры тканей, бумаг и т. д. В результате чего мы собрали целые коллекции, которые дети очень любят рассматривать и рассказывать, откуда появились эти чудесные материалы. Все поделки фотографируем и собираем в альбом.

Все поделки, выполненные руками детей «живут» в театре группы, собраны для обыгрывания игр с конструктором, оформлена приёмная, подарены другим группам, т. е. все поделки оценили и берегут с благодарностью к детям. Дети это видят и стремятся к другим успехам, у них рождаются новые фантастические идеи, желание сделать приятное для других. А в результате у детей складывается система определённых навыков, знаний и умений для изготовления поделок.

Моим детям нравится работать с бумагой. Они освоили такие действия кака: сгибание, вырезывание, разрывание и обрывание, склеивание. С помощью экспериментирования с бумагой дети узнали, что бумага бывает мягкой, жёсткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски. Дети сами пришли к выводу, что с ней можно действовать по — разному. Каждый раз, используя бумагу разного качества, дети испытывали большее напряжение или меньшее, что положительно сказывалось на развитии мелкой моторики рук. Дидактические игры «Что шуршит?», Угадай на ощупь и т. д. помогали развивать у детей слуховое внимание.

Большое внимание я всегда уделяла оценки детской деятельности, учила детей видеть, что получилось хорошо, а что не очень. А самое главное — почему, чему ещё надо научиться. Обращала внимание детей на оригинальность идеи, необычного способа. У нас в группе родилась традиция — украшать зал к праздникам. А это очень ответственно и мои подопечные с этой задачей всегда справлялись хорошо, получали одобрение взрослых и слова благодарности. Я думаю, что эта сторона воспитания поможет детям в школе быть бережливыми к имуществу в школе и дома.

Все материалы сосредоточены в уголке труда. Они всегда доступны и безопасны для детей. Совместно с детьми, родителями мы пополняли наш волшебный уголок.

Конечно, без родителей таких успехов невозможно достичь. Родители моих воспитанников всегда были активными участниками к праздникам, совместно изготавливали декорации, детали к костюмам, совместные творческие выставки. Я считаю, что главное — у детей появился интерес, желание, создан эмоциональный настрой, дети стали понимать, что в любой деятельности надо приложить старание, терпение и тогда получишь удовлетворение, высокую оценку друзей и взрослых. Помощь родителей помогла детям не бросать работу недоделанной, когда встречались трудности.

В результате дети стали раскрепощёнными, активными, добрыми и отзывчивыми, более коммуникабельными. Дети приобрели устойчивый интерес к различным видам конструирования и ручному труду. При изготовлении поделок используют знания о материалах, которые помогают им создавать прочные и красивые поделки для использования их в игре и длительной сохранности. Мои выпускники готовы к обучению в школе. Я уверена, что они будут активными участниками творческих выставок.

Другие статьи

  • Раннее развитие ребенка по системе монтессори Монтессори методика раннего развития Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – […]
  • Хорошо или плохо быть одним ребенком в семье Сочинение 1134. (B). Что лучше: иметь братьев и сестер или быть единственным ребенком? Бобарыкина Екатерина. Школа №3, Андреаполь, Тверская область, Россия Сочинение на английском языке с переводом. Номинация Классическое эссе Which is better: to have siblings or to […]
  • Ребенку полтора года нет месячных Восстановление менструального цикла после родов. Ответы на вопросы На вопросы сибмам отвечает Ходырева Жанна, врач акушер-гинеколог высшей категории. Предохранение во время грудного вскармливания Вопрос. (JenaJeny) Я родила чуть больше 6 месяцев назад, менструации […]
  • Диагностика познавательного интереса у младших школьников дошкольников Электронный каталог библиотекиФГБОУ ВО МГППУ Новые поступления Простой поиск Расширенный поиск Авторы Издательства Серии Тезаурус (Рубрики) Учебная литература: Список дисциплин Информация о фонде Помощь Электронный каталог: Баранова, Э.А. […]
  • Стихотворение детям про семью Сборник стихов о семье Также читайте другие стихи о семье на нашем сайте Мы снимаем большое кино. Мы трактуем по-своему роли. То в массовке немое звено, То беремся за главные роли. Мы играем детей и родителей, Где-то в чем-то виновных и правых, Проигравших и […]
  • Корень алтея сироп инструкция по применению для детей Сегодня в продаже Состав Активное вещество: Алтея лекарственного корней экстракт (алтея корней экстракт сухой) (с содержанием суммы восстанавливающих моносахаридов в пересчете на глюкозу – 1,0 %) - 25 г; вспомогательные вещества: натрия бензоат, сахароза (сахар), вода […]