Руководство по диагностике и статистике психических расстройств dsm-iv

Руководство по диагностике и статистике

Руководство по диагностике и статистике

Руководство по диагностике и статистике (1, 2, 3, 3R, 4) (DSM) — официальная система классификации психологических и психиатрических расстройств, которую готовит и издаёт американская Психиатрическая Ассоциация. За более чем полувека Руководство пережило 5 изданий, последнее из них положено в основу Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Число идентифицируемых психических расстройств увеличилось за указанный период времени от приблизительно 100 до более 300, то есть втрое. Это объясняют тем, что в определении категорий психиатрии важную роль играют социальные, культурные и даже политические факторы. Это не означает, разумеется, что в психиатрии ничего не меняется по существу и что научный, а не номенклатурный прогресс в ней стал невозможным в плане открытия неизвестных ранее психических расстройств. (Жмуров В.А.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Руководство по диагностике и статистике (I, II, III, III R и IV) (DSM) — полное название «Руководство по диагностике и статистике психических расстройств». Официальная система классификации психологических и психиатрических расстройств, подготовленная и изданная американской Психиатрической Ассоциацией. Первая версия, DSM-I, была издана в 1952г. и последующие варианты (II, III, III R и IV) появились в 1968, 1980, 1987 и 1994 гг. соответственно.

Наряду с соответствующими Разделами ICD (Международной классификации болезней) DSM является основным руководством по классификации, лечению и прогнозу психологических/психиатрических расстройств. Должно быть понятно хотя бы из того простого факта, что это Руководство пережило пять изданий за 41 год, что психиатрическая нозология едва ли является точной наукой. Интересно, что за этот период количество идентифицируемых расстройств увечилось приблизительно от ста до более трехсот – факт, который должен насторожить всех пользователей руководства, так как имеется вероятность того, что социальные, культурные и даже политические факторы играют роль в определении категорий психиатрии. Кроме того, следует уяснить, что фактическое использование отстает от официально принятой спецификации; например, начиная с DSM III в руководстве нет никаких психиатрических состояний, которые официально определялись бы как неврозы (используется более нейтральный термин расстройство), хотя вряд ли имеется учебник по психологии личности и/или патологической психологии, в котором бы не использовался этот термин. В этом словаре мы сделали все возможное, чтобы включить все термины, даже те, которые больше не получают одобрение цензуры, особенно если они все еще широко употребляются. DSM-IV особенно примечателен благодаря своей крайней специфичности. Очень специфично в нем определяются расстройства, и основно значение придается поведению, мыслям, чувствам и желаниям, которые являются непродуктивными для индивида, проявляющего их. Наблюдается смещение от идентификации определенных болезней или «неврозов».

Один важный элемент DSM-IV – степень, в которой его терминология соотносится с терминологией Классификации психических и поводенческих расстройств Международной классификации болезней – 10. До настоящего времени эти две системы классификации развивались независимо, и очень часто возникала путаница в международной терминологии. Подробнее об этой проблеме см. диагностика Обратите внимание – полное название этого руководства употребляется редко; более обычно упоминание аббревиатуры “DSM-IV”.

Руководство по диагностике и статистике психических расстройств dsm-iv

Психопатия и Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM)

Хотя практически все понимали важность аффективных черт, названных Хэром и Клекли, некоторые психиатры сомневались в способности обычного практикующего врача успешно распознать такие признаки, как отсутствие эмпатии, чувства вины и угрызений совести.

Готовя клинических врачей, мы учим их одному приему при оценке психопатии: оставить за рамками тяжкое преступление, за которое человека взяли под стражу или судили. Он должен получить тот же балл, независимо от преступления, которое привело к тюремному сроку. Таким образом можно не попасться в типичную ловушку, когда из-за одного ужасного деяния специалист дает человеку высокий балл по всем пунктам.

Без должной подготовки средний практик, скорее всего, не сумеет эффективно диагностировать психопатию. Простое решение этой проблемы состоит в том, что врач, перед которым стоит профессиональная необходимость оценивать психопатию, должен пройти специальное обучение. И это одна из причин, почему для получения лицензии на профессиональные занятия психологией и психиатрией врач должен повышать квалификацию.

Однако разногласия между теми, кто полагал, что аффективные черты можно надежно диагностировать, и их противниками много раз приводило к изменениям в классификации психопатии в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (DSM) Американской психиатрической ассоциации.

Смотрите так же:  Особенности деятельности при шизофрении

DSM – американская библия психических болезней. Руководство дает практикующим врачам шаблон для оценки и классификации пациентов. Диагностика пациента обычно является первым шагом к назначению оптимального лечения. Однако определение психической болезни – весьма запутанный процесс, и я всегда учу студентов выходить за рамки DSM. Иначе говоря, DSM – хорошая отправная точка, но, чтобы действительно быть на переднем крае психиатрической науки или в курсе новейших способов лечения, необходимо знать плюсы и минусы любого процесса установки психиатрического диагноза. Более того, DSM постоянно меняется, и в его основе лежит наука, экономика и политика (и не обязательно именно в таком порядке). Поэтому исследователь обязательно должен разобраться в истории изучаемой психической болезни и узнать, как она определялась в предыдущих версиях DSM.

Пожалуй, еще важнее – и опаснее – то, что судебные эксперты могут диагностировать у лица диссоциальное расстройство личности по определению DSM, но при этом неправильно использовать литературу, как Перечень психопатических черт, и ошибочно связать новейшие открытия о рецидивизме и методах лечения с лицом, у которого лишь минимальные диссоциальные симптомы.

Я регулярно консультирую юристов и судей и знаю, что они довольно часто слышат от своих консультантов, будто бы у ППЧ и DSM одинаковые критерии диссоциального расстройства, тогда как это совершенно неверно.

На семинарах профессиональной подготовки я вкратце описываю отношение между определением диссоциального расстройства личности в DSM и психопатии в ППЧ.

Критерии диссоциального расстройства личности в DSM примерно полдороги не доходят до диагноза психопатии по перечню Хэра. Если вы врач, работающий с обычным населением, и проведете интервью с клиентом и обнаружите, что он соответствует критериям DSM, можете быть уверены, что перед вами человек с очень тяжелым характером. Но после этого вы должны выйти за рамки DSM и оценить признаки психопатии при помощи перечня Хэра. Таким образом вы будете знать, имеете ли вы дело с психопатом, и это позволит составить программу терапии и стратегию обращения с клиентом. Если же вы работаете в судебно-правовой системе, вам следует даже не обращать внимания на критерии DSM и пользоваться только исправленным Перечнем психопатических черт.

Эволюция исследований психопатии полна неожиданных поворотов, однако научное сообщество в итоге сумело создать систему оценки этого расстройства. В следующей главе я подробнее рассмотрю симптомы психопатии на примере двух известных убийц.

Руководство по диагностике и статистической классификации психических расстройств (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders)

Четвертая редакция Руководства по диагностике и статистической классификации психических расстройств (DSM-IV), опубликованного Американской психиатрической ассоциацией в 1994 г., заменила прежние версии официальной классификационной системы этой орг-ции. Несмотря на опасения относительно его ориентации и возможностей, высказывавшихся представителями др. дисциплин, связанных с психич. здоровьем, а тж на расхождения с предложенной ВОЗ в 1977 г. МКБ-9, DSM-IV яв-ся стандартным справочником по психодиагностике, используемым клиницистами и исследователями в Соединенных Штатах.

Значительно более всесторонний и систематизированный по сравнению с его предшественниками, он содержит детальные описания важнейших клинических и личностных синдромов. С тем, чтобы быть исчерпывающей и полной, информ. по каждому синдрому изложена в стандартном формате.

См. также Расстройства личности, Таксономические системы

DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders — Руководство по диагностике и статистике психических расстройств) — принятая в США многоосевая нозологическая система. Разрабатывается и публикуется Американской Психиатрической Ассоциацией (АПА) (American Psychiatric Association, APA).

Согласно DSM при формулировке полного диагноза учитывают:

  • наличие или отсутствие психического заболевания (ось I),
  • фоновой психопатии (ось II),
  • соматического заболевания (ось III),
  • усугубляющие психосоциальные факторы (ось IV),
  • общий уровень адаптации (ось V).

Первая ось (axis I) включает преходящие обратимые нарушения, которые проявляются и исчезают, например фобии, генерализованное тревожное расстройство (ГТР), депрессии, аддикции и т. д. Эти нарушения «симптомны», так как пациенты с нарушениями на данной оси часто обнаруживают у себя наличие психических нарушений («симптомов»), которые их беспокоят и нуждаются в лечении.

Вторая ось (axis II) включает личностные расстройства и другие стабильные, практически мало обратимые длительные психические расстройства, такие как нарушения или задержка умственного развития.

Отношение пациентов к нарушениям Первой оси носит ego-дистонный, то есть чуждый, несвойственный ego характер, в то время как нарушения Второй оси, в том числе личностные расстройства, ego-синтонны и рассматриваются пациентами как присущие им характерологические особенности и/или естественные реакции на сложившуюся ситуацию.

Третья ось (axis III) содержит перечень физических нарушений или состояний, которые могут наблюдаться у пациента с психическими расстройствами, то есть все соматические и психосоматические заболевания (например, эпилепсия, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка, инфекционные заболевания и т. д.). Ось III содержит коды, заимствованные из Международной классификации болезней — (МКБ).

Смотрите так же:  Умственная отсталость средней степени

Четвёртая ось (axis IV) включает перенесённые психосоциальные стрессы (например, развод, травма, смерть кого-нибудь из близких людей), имеющие отношение к заболеванию; ранжируются (отдельно для взрослых и отдельно для детей и подростков) по шкале с континуумом от 1 (отсутствие стресса) до 6 (катастрофический стресс).

Пятая ось (axis V) характеризует наивысший уровень функционирования, наблюдавшийся у пациента в течение прошлого года (например, в общественной, профессиональной деятельности и психической активности); ранжирование по шкале с континуумом от 90 (верхний предел) до 1 (грубое нарушение функции).

Поскольку этиология большинства психических заболеваний неизвестна, классификация DSM-IV основана на феноменологическом принципе. Такой подход практичен, хотя и лишён весомой теоретической основы.

Ориентация DSM-IV на строгие рабочие критерии обусловила высокую надёжность психиатрической диагностики и более качественное лечение больных.

Факт, что психиатрический диагноз является стигмой, затрудняющей социальную адаптацию и реализацию предусмотренных законом прав, признан Всемирной психиатрической ассоциацией [1] .

  • 1952 — DSM-I
  • 1968 (1973?) — DSM-II
  • 1978 (1980?) — DSM-III
  • 1987 (1986?) — DSM-III-R (третья редакция, пересмотренная)
  • 1994 — DSM-IV
  • 2000 — DSM-IV-TR (четвёртая редакция, пересмотренная)
  • DSM-5 (разработка началась в 1999, опубликовать планируется к 2012)

Добавление новых болезней в DSM проводится голосованием психиатров.

Как пишет The Daily Telegraph, Американская психиатрическая ассоциация (APA) может включить стеснительность, эксцентричное поведение и переживания после тяжелой утраты в разряд психических расстройств. Упомянутые состояния предложено включить в пятый пересмотр Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-V). Также в новую версию руководство планируется включить лудоманию (игроманию) и интернет-зависимость.

Психиатр Саймон Уэссели из Королевского колледжа Лондона пояснил:

В 1840 году американский реестр включал единственную категорию психических расстройств, к 1917 году их стало 59, к 1959 — 128, к 1980 — 227, и в текущей версии их стало 347. Нам действительно нужны все эти ярлыки? Наверное, нет. И существует реальная опасность того, что стеснительность станет социальной фобией, у «книжных детей» обнаружат синдром Аспергера и так далее.

Многие американские психиатры и Британское психологическое общество выступили против подобной инициативы, выдвинув соответствующую петицию с 11 тысячами подписей. Ученые выразили опасения в том, что изменения в психиатрическом руководстве были пролоббированы фармакологическими компаниями, желающими получить прибыль от большего числа пациентов [2] .

По данным, приводимым в статье известного американского врача М. Анджелл (англ.) русск. , из 170 человек, внёсших вклад в DSM-IV-TR, девяносто пять имели финансовые связи с фармацевтическими компаниями [3] .

Однако даже Аллен Фрэнсис (англ.) русск. , председатель оперативной группы DSM-IV, явился резким критиком расширения диагнозов в DSM-V. В журнале Psychiatric Times в 2009 году он писал, что DSM-V станет «золотым дном для фармацевтической промышленности, но при огромных расходах на новых ложных пациентов, попавших в чрезмерно широкую сеть DSM-V» [3] .

56 процентов членов рабочих групп DSM-V раскрыли свои связанные с фармакопромышленностью существенные финансовые интересы. Председатель оперативной группы DSM-V доктор Купфер прежде работал в консультативных советах компаний Eli Lilly & Co (англ.) русск. , Forest Pharmaceuticals Inc (англ.) русск. , Solvay/Wyeth Pharmaceuticals и Johnson & Johnson, а также консультировал компании Servier (англ.) русск. и Lundbeck (англ.) русск. [3] .

Расстройства аутического спектра в DSM-IV и МКБ-10

Расстройства аутического спектра (РАС) — собирательный термин для расстройств, родственных аутизму. Клиницисты используют два справочника, в которых описаны РАС/PDD (сокращение от англ. «pervasive developmental disorders» — первазивные расстройства развития) и их подтипы. Эти два справочника:
Руководство по диагностике и статистике психических расстройств, 4-е издание (DSM-IV), опубликованное Американской психиатрической ассоциацией;
Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), опубликованная Всемирной организацией здравоохранения.

В следующей ниже таблице показана связь между клиническими терминами и их источниками.

PDD-NOS из DSM-IV включает F84.1, F84.8 и F84.9 из МКБ-10.

Состояния, обозначенные как F84.2, F84.3 и F84.4, считаются редкими. Ведутся дискуссии о том, являются ли они частью аутического спектра.

«Высокофункциональный аутизм» (ВФА) возникает в значении аутическое расстройство (F84.0) с IQ>70. Он не входит в качестве формальной категории ни в одну из двух классификаций.

Американская психиатрическая ассоциация планирует значительные изменения в отношении «аутизма» и PDD при публикации 5-го издания Руководства по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-V)… ожидаемой в 2013 году (или когда бы то ни было).

Ненозологические классификации

Такие классификации ориентированы не на болезнь, а на синдром как на совокупность симптомов.

· замена критериев a priori на критерии a posteriori

· ситуативность критериев классификации

· эмпирический характер критериев классификации

· возможность статистической верификации

43. Структура основных классификаций (на примере DSM-IV и МКБ-10): классы, единицы, оси, принципы отнесения.

Смотрите так же:  Депрессия в 40

DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders – Руководство по диагностике и статистике психических расстройств).

Американская классификация психических расстройств

(в настоящее время готовится к выходу DSM-V)

· Подбор единиц основан на эмпирических исследованиях

· Определение единиц основано на операциональной диагностике

· Правила отнесения: существование «дерева решений», возможность автоматизированного решения

Согласно DSM при формулировке полного диагноза учитывают:

· наличие или отсутствие психического заболевания (ось I),

· фоновой психопатии (ось II),

· соматического заболевания (ось III),

· усугубляющие психосоциальные факторы (ось IV),

· общий уровень адаптации (ось V).

Первая ось (axis I) включает преходящие обратимые нарушения, которые проявляются и исчезают, например, фобии, генерализованное тревожное расстройство (ГТР), депрессии, аддикции и т. д. Эти нарушения «симптомны», так как пациенты с нарушениями на данной оси часто обнаруживают у себя наличие психических нарушений («симптомов»), которые их беспокоят и нуждаются в лечении.

Вторая ось (axis II) включает личностные расстройства и другие стабильные, практически мало обратимые длительные психические расстройства, такие, как нарушения или задержка умственного развития.

Отношение пациентов к нарушениям Первой оси носит ego-дистонный, то есть чуждый, несвойственный ego характер, в то время как нарушения Второй оси, в том числе личностные расстройства, ego-синтонны и рассматриваются пациентами как присущие им характерологические особенности и/или естественные реакции на сложившуюся ситуацию.

Третья ось (axis III) содержит перечень физических нарушений или состояний, которые могут наблюдаться у пациента с психическими расстройствами, то есть все соматические и психосоматические заболевания (например, эпилепсия, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка, инфекционные заболевания и т. д.). Ось III содержит коды, заимствованные из Международной классификации болезней – (МКБ).

Четвёртая ось (axis IV) включает перенесённые психосоциальные стрессы (например, развод, травма, смерть кого-нибудь из близких людей), имеющие отношение к заболеванию; ранжируются (отдельно для взрослых и отдельно для детей и подростков) по шкале с континуумом от 1 (отсутствие стресса) до 6 (катастрофический стресс).

Пятая ось (axis V) характеризует наивысший уровень функционирования, наблюдавшийся у пациента в течение прошлого года (например, в общественной, профессиональной деятельности и психической активности); ранжирование по шкале с континуумом от 90 (верхний предел) до 1 (грубое нарушение функции).

По лекции А.Ш. Тхостова

1. Ось I – Клинико-психиатрический синдром

2. Ось II – Описание нарушений развития

3. Ось III – Уровень интеллекта

4. Ось IV – Физическая симптоматика

5. Ось V – Взаимозависимые актуальные анормальные психосоциальные обстоятельства

6. Ось VI – Глобальная оценка психосоциальной адаптации

(для взрослых то же, но без оси III)

Отечественная классификация болезней, являющая международной.

Цель классификации: статистика, исследования, коммуникация.

Логика классов: типы, диагнозы.

Свойства классов: допускает коморбидность («соболезненность», несколько параллельных диагнозов).

Основа классификации: не унифицирована, не теоретическая, дискриптивная

Способ подбора единиц: клинико-комбинаторно, базируется на соглашении.

Дефиниция единиц: глоссарий.

Правила отнесения: имплицитные, эксплицитные.

Основой классификации МКБ-10 является трехзначный код, который служит обязательным уровнем кодирования данных о смертности, которые отдельные страны предоставляют ВОЗ, а также при проведении основных международных сравнений.

Тема 7. Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 421 . Нарушение авторских прав

Другие статьи

  • Группы здоровья новорожденных детей Группы здоровья новорожденных детей Оценив факторы риска новорожденного ребенка, признаки его зрелости в течение адаптационного периода с учетом пограничных состояний, характера вскармливания, необходимо отнести новорожденного к соответствующей группе здоровья: I […]
  • Виды занятий по развитию речи для детей 2-3 лет Формы занятий по развитию речи детей раннего возраста После двух лет жизни основную роль в развитии психики и формировании поведения играет речь. Существуют различные формы развития речи ребенка. Если до двух лет ребенок употреблял в своей речи 300 слов, то, при […]
  • Дротаверин таблетки инструкция по применению для детей Дротаверин - официальная* инструкция по применению Торговое название: Дротаверин Международное (непатентованное) название: дротаверин Химическое рациональное название: 1-(3,4-диэтоксифенил)-метилен-6,7-диэтокси-1,2,3,4-тетрагидроизохинолин (в виде […]
  • Барсучий жир инструкция по применению для ребенка Показания к применению Применяется в качестве биологически активной добавки к пище - дополнительного источника полиненасыщенных жирных кислот (в том числе омега-3), мононенасыщенных жирных кислот (олеиновой кислоты) и витамина Е. Состав: жир барсука […]
  • Аскорутин таблетки инструкция по применению детям Аскорбиновая кислота+Рутозид 1 таблетка содержит активное вещество: аскорбиновой кислоты 50,0 мг и рутозида в пересчете на безводное вещество 50,0 мг. Фармакотерапевтическая группа Фармакологическое действие Аскорбиновая кислота участвует в регуляции окислительно- […]
  • Речи у детей противоречия Развитие речи у детей раннего возраста Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему […]