С чем связан стресс психология

4.1.6. Стресс, связанный с неправильной коммуникацией

4.1.6. Стресс, связанный с неправильной коммуникацией

Существует множество причин, вызывающих стресс во время общения. Важнейшие из них показаны на рис. 26.

Рис. 26. Общение как источник стрессов.

Одним из важнейших источником коммуникативных стрессов являются конфликты, т. е. взаимодействие двух или более людей, чьи потребности в данной ситуации кажутся участникам взаимодействия несовместимыми. Исследования физиологов показали, что затяжные конфликты могут приводить к серьезным нарушениям функционирования организма. В частности, К. В. Судаков отмечал важную роль так называемых конфликтных ситуаций, в которых человек не может удовлетворить жизненно необходимые биологические или социальные потребности. На основании как собственных исследований, так и литературных данных автор сделал вывод, что следствием конфликтных ситуациях являются эмоциональные стрессы, которые являются ведущей причиной развития церебровисцеральных нарушений.

Конфликтные ситуации отличаются рядом особенностей, которые усиливают интенсивность возникающих на их основе стрессов:

+ перенос ответственности за конфликт на другого человека и сведение к минимуму собственной ответственности за происходящее;

+ появление и дальнейшее усиление отрицательных эмоций по отношению к другому человеку, причем негативные чувства сохраняются и вне ситуативной конфликтной ситуации;

+ упорное нежелание изменить свою точку зрения и принять точку зрения оппонента.

В последнее время многие исследователи обращают внимание на негативные последствия стресса, вызванного производственными или бытовыми конфликтами. Основными причинами возникновения серьезных нарушений здоровья становятся:

+ эмоциональное напряжение;

+ межличностные конфликты в семье;

+ напряженные производственные отношения и др.

Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным, то может развиться реакция тревоги, чувство страха, невроз и т. п. Участники конфликта могут уменьшить интенсивность стресса, применяя определенные стратегии поведения: уход, компромисс, соперничество, уступку или сотрудничество @@@@@9#####. Основные особенности этих стратегий разрешения конфликтных ситуаций приведены в табл. 6.

Таблица 6. Применение различных стратегий при разрешении конфликтных ситуаций.

Врачи рассказали о причинах и следствиях стрессов у школьников

МОСКВА, 11 сен — РИА Новости. Чрезмерные нагрузки, плохие взаимоотношения с одноклассниками, а также повышенные ожидания родителей могут привести к развитию стрессового состояния у школьников младших классов, что непременно отразится в негативном поведении ребенка, считают опрошенные РИА Новости эксперты в области детской психологии.

Причины стресса

Любые неурядицы, которые случаются в школе, например, нарушения взаимоотношений со сверстниками, с учителями, с учениками старших классов или чрезмерные нагрузки приводят к стрессам, считает руководитель лаборатории помогающей деятельности Института психолого-педагогических проблем детства, детский психиатр-психотерапевт Елена Врона. «Школьные стрессы могут носить разнообразный характер, но реакция ребенка такая же, какая на любой другой стресс», — сказала она РИА Новости.

Перегружая ребенка помимо школьных занятий несколькими кружками, родители совершают ошибку, считает заведующая отделением кризисных ситуаций ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени Сербского, детский психиатр Москвы Анна Портнова. «В этом случае надо подумать о том, чтобы отказаться от чего-то, надо постараться изменить режим дня, чтобы ребенок успевал отдыхать и играть», — советует она родителям.

Другая причина стресса — это плохие взаимоотношения с одноклассниками, полагает Портнова. «Здесь надо деликатно без особого вторжения в личную жизнь ребенка попытаться узнать у учительницы, что происходит с ребенком в классе или же вывести его на откровенный разговор и спросить с кем он дружит, а кто его обижает», — сказала психиатр.

По ее словам, еще одна причина стресса у детей связана с повышенными требованиями, которые сами родители предъявляют к своему чаду. «Перед ребенком ставится задача — «пятерка» и не меньше. Ребенок понимает, что если он получит плохую оценку, то получит осуждение и даже наказание от родителей и начинает из-за этого нервничать и у ребенка может развиться невроз», — сказала главный психиатр Москвы.

Тревожные звоночки

Любые негативные изменения в поведении школьника в начале учебного года говорят о том, что ребенок испытывает стресс, считает Портнова.

«Ребенок становится более капризным, упрямым, может начать дерзить, становится вредным, если этого не было раньше, будет выражать протест: «Не буду чистить зубы, не буду делать уроки»», — сказала она. Такое поведение чаще всего характерно для детей младших классов, поскольку дети постарше могут объяснить свое состояние, полагает Портнова.

Если ребенок испытывает подавленность, угнетенность, считает себя униженным, обиженным, одиноким, если у него снижена самооценка — это признаки стресса, сообщила Врона. «Ребенок никогда не скажет «мне грустно, я несчастный». Изменится его поведение. Ему станет скучно. Если ребенок раньше был болтливый, общительный, раскованный, он станет менее разговорчивым, задумчивым», — сказала она. Ребенок забросит любимые игрушки, добавила психолог-психотерапевт.

Также меняется пищевое поведение у ребенка. «Ребенок выглядит так, как будто он нездоров, но при этом соматически с ним все в порядке», — сказала Врона.

По словам Портновой, родители иногда испытывают сложности с тем, что не могут вечером уложить ребенка спать. «Ребенок говорит, что не хочет спать, несмотря на то, что выглядит уставшим. К вечеру может быть даже некоторое возбуждение: ребенок не может угомониться, расшалился», — пояснила она. По ее словам, такое поведение также говорит о том, что у ребенка определенно наблюдается стресс.

Если родители заметили, что поведение ребенка резко изменилось, им надо срочно идти в школу и там выяснять причину, считает Врона. «Разговаривая с учителями родителям не надо «качать свои права», а нужно сотрудничать и советоваться с педагогами. Когда ребенок в начальной школе, учительница видит его в течение дня значительно больше времени, чем родная мама», — сказала она.

Время, стресс и суета. Психология времени

Стресс и лихорадочная суета — печальные реалии нашей жизни. Нас не покидает ощущение, что время стремительно улетает куда-то, и ко многим медленно, но верно возвращается потребность в большем покое и отдохновении.

Время летит, и мы мчимся вместе с ним. Мы оказались заложниками безумной гонки, живем наперегонки друг с другом. В экономике скорость и ускорение считаются важными факторами конкуренции, и особенно ярко это проявляется в микроэлектронной промышленности. Период полураспада знаний все сокращается, новые продукты наводняют рынок со все более короткими циклами, сменяя предыдущее поколение.

В своем эссе «Реминисценции об избытке» немецкий писатель Ганс Магнус Энценсбергер первым называет то, от чего все зависит: «Время. Это самый важный из всех предметов роскоши. Как ни парадоксально, но именно управленческая элита принадлежит к числу тех, кто меньше всего может свободно распоряжаться временем собственной жизни. И это главным образом не количественный вопрос, хотя многие из этого слоя работают до 80 часов в неделю; скорее, их порабощают многочисленные обязательства. От них ожидают, чтобы они всегда были готовы дать совет и действовать. Хотя в остальном они связаны своим расписанием встреч, которое составлено на годы вперед».

Карусель крутится все быстрее и быстрее — и при этом решающим неминуемо остается качество. Поэтому автомобильной индустрии приходится проводить дорогостоящие акции, например, отзывая уже раскупленные автомобили, в которых выявились производственные дефекты.

Все новые модели

«Много времени и денег можно было бы сэкономить, если бы предприятия умели ждать», — считает мюнхенский историк Карлхейнц Гейслер, Плохо, когда фирмы из-за излишней спешки перегоняют сами себя и когда их новые модели рядом с новейшими выглядят старыми. Иногда покупатели оставляют без внимания целое поколение изделий, чтобы не тратить время на чтение очередной инструкции по эксплуатации.

Роскошью времени мы, как правило, вообще не наслаждаемся — отчего страдают люди и природа. Так, комиссия бундестага «Защита человека и окружающей среды» напоминает, что при вмешательстве в природу человеческие масштабы времени должны соотноситься с масштабами времени в природе, например, надо учитывать, как долго длятся процессы разложения отходов или сколько времени требуется экосистеме для регенерации.

Смотрите так же:  Как вылечить заикание дома

Ускорение, как модный наркотик и символ высокого положения в обществе, утратило свою популярность после крушения так называемой «новой экономики». Согласно недавним опросам, почти половина европейцев ощущают угрозу из-за ускорения темпов жизни, особенно из-за нарастания потока информации по телевидению и в Интернете. Поэтому неудивительно, что именно сегодня, в эпоху электронной почты и СМС, снова входят в моду написанные от руки письма.

Время как предмет наслаждения

Растет тоска по всему настоящему. Все большей популярностью у жителей больших городов пользуются региональные сельскохозяйственные рынки. Расширяется движение «слоуфуд» («медленного питания»), возникшее в 1980-гг. в Италии. Под логотипом улитки оно собирает гурманов и критиков глобализации, которые совершенно сознательно находят время для наслаждения. Из движения «слоуфуд» появился в 1999 году союз городов «Читтаслоу». В буквальном переводе это означает «медленный город», однако немецкий координатор этого движения Мануэла Силлиус из Нюрнберга объясняет: «Имеется в виду город, в котором хорошо жить». «Читтаслоу» ориентируется на общины, в которых меньше 50 ООО жителей. Город Херсбрукк во Франконии уже стал членом этого союза, который в Италии включает 80 населенных пунктов; за ним последуют Вальд-кирх из южной части Бадена и баварский городок Шварценбрукк.

«Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы мы становились умнее, лучше, зрелее, совершеннее. Время — это мир, а война — не что иное как дикая трата времени, бегство из времени, совершенное из-за бессмысленного нетерпения». (Томас Манн к Эмилю Бельцнеру, 1950)

Меньше стрессов

К более эффективному распределению свободных часов стремится и «Бюро времени», расположенное в г. Бремен. Оно занимается разумной координацией повседневного ритма жизни. Гизела Хюльсберген из этого бюро объясняет: «Мы хотим снизить потери времени, чтобы сохранить его. Мы хотим изгнать из нашей жизни спешку и стресс, чтобы у нас появилось больше свободного времени». Так, «Бюро времени» основало транспортную биржу, в которой граждане, общественные объединения и транспортные предприятия добиваются согласования расписаний железных дорог и автобусов.

Сегодня на многих дорогах возможна только медленная езда. Пробки стали каждодневным явлением. Современное общество вынуждено признать, что оно не в силах справляться с этой непродуктивной и нервной ситуацией.

Впрочем, кажущаяся быстрота не всегда полезна, считает Карл-хейнц Гейслер. Полезно то, «что щадит людей и природу, что снимает нагрузки и способствует социальному согласию». Скорость как фактор конкуренции раздражает всех. Сказка о зайце и еже учит, что те, кто мечется от одной цели к другой, быстро умирают, а хорошо живут те, кто не одинок и кто может спокойно поразмыслить.

«Бюро времени» помимо семинаров по менеджменту времени проводит также занятия для всех, кому грозит опасность сильного стресса: в качестве радикального лечения предлагаются три «медленных дня», в течение которых участники выполняют все обычные движения в замедленном темпе, как медитативное упражнение.

Уважать индивидуальные особенности

Ученый Фриц Рехейс сетует в своей книге «Продуктивность медлительности», что капиталистическая система хозяйствования захватывает все больше сфер жизни, навязывая ей собственную логику, которая далека от разумного подхода. Взять, к примеру, угрожающее состояние, в котором оказались экологические системы большинства стран. «Системы обладают собственным временем, — пишет он. — Собственное время системы — это время, которое требуется для того, чтобы после вмешательства извне данная система снова собственными силами вернулась к равновесию». К пострадавшим экосистемам принадлежит не только природная окружающая среда; человеческое тело как экологическая система может развиваться лишь в том случае, когда уважаются его индивидуальные особенности. Высокие цифры травматизма у рабочих, которые трудятся посменно, говорят о многом.

Близится конфликт?

Петер Глотц, изучающий проблемы межличностного общения, опасается «конфликта между ускорением и замедлением», т.е. между большей частью общества (их две трети), верхушку которой образуют специалисты по обработке информации, и меньшинством (одна треть), неспособным к конкуренции, — безработными и добровольными аутсайдерами. По мнению австрийского философа Питера Хейнтеля, эта борьба уже в полном разгаре: «Тех, кто всего лишь немного медлительнее остальных и не владеет новыми технологиями, уже сегодня считают умственно неполноценными».

В конце книги «Медлительность» писатель Милан Кундера делает вывод: «Наша эпоха продала душу дьяволу — скорости, поэтому она и забывает себя так быстро».

Подготовлено по материалам «Ридерс Дайджест»

Как измерить свой стресс

Ученые составили перечень из 43 жизненных событий, которые обычно вызывают стресс у людей и требуют приспособления к ситуации.

Один из способов толкования стресса – представить его в качестве любой эмоции в крайней форме выражения. То есть, страх, гнев, печаль и даже радость могут продуцировать стресс.

Ученые Т. Холмс и Р. Рейх задумались о том, существует ли связь между силой стресса и подверженностью болезням. По этическим соображениям они не могли приглашать в лабораторию испытуемых и подвергать их стрессовым воздействиям – к тому же вряд ли это позволило бы получить адекватную картину того, как стресс работает в реальной жизни.

Поэтому Холмс и Рейх разработали специальную шкалу измерения жизненных стрессов. Ученые составили перечень из 43 жизненных событий, которые обычно вызывают стресс у людей и требуют приспособления к ситуации. Этот перечень был предъявлен 394 испытуемым с просьбой оценить по каждому пункту степень стресса, вызванного событием.

Поскольку некоторым людям проще приспосабливаться, чем другим, то точкой отсчета было взято событие «вступление в брак» — ему был присвоен произвольный индекс 50. Оценивая все остальные события, необходимо было сравнить – насколько оно легче или сложнее с точки зрения адаптации, чем вступление в брак? Приспособление к нему требует больше времени или меньше?

Акцент в этом исследовании стоял именно на приспособлении к событию, а не на эмоциональной реакции или психологическом значении события. И вот какой список получился у испытуемых:

  • Смерть супруга – 100
  • Развод – 73
  • Разъезд – 65
  • Тюремное заключение – 63
  • Смерть члена семьи – 63
  • Болезнь или травма – 53
  • Вступление в брак –50
  • Увольнение с работы – 47
  • Супружеское примирение – 45
  • Выход на пенсию – 45
  • Изменения в состоянии здоровья члена семьи – 44
  • Беременность – 40
  • Сексуальные проблемы – 39
  • Появление нового члена семьи – 39
  • Перемены в бизнесе – 39
  • Изменения в финансовом положении – 38
  • Смерть близкого друга – 37
  • Перемена характера работы – 36
  • Изменение количества супружеских ссор – 35
  • Долг свыше 10000 $ — 31
  • Потеря права выкупа закладной – 30
  • Изменение служебных обязанностей – 29
  • Сын или дочь покидают дом – 29
  • Проблемы с родственниками супруга – 29
  • Выдающееся личное достижение – 28
  • Супруг начинает / прекращает работать – 26
  • Поступление в учебное заведение или его окончание – 26
  • Изменение жизненных условий – 25
  • Переоценка личных привычек – 24
  • Проблемы с начальством – 23
  • Изменения в распорядке или условиях работы – 20
  • Перемена места жительства – 20
  • Смена учебного заведения – 20
  • Перемена вида отдыха – 19
  • Перемены в посещении церкви – 19
  • Изменения в социальной активности – 18
  • Получение ссуды или займа на сумму менее 10000 $ — 17
  • Изменение режима сна и бодрствования – 16
  • Перемены в семейных встречах и праздниках – 15
  • Изменения в привычках, связанных с приемом пищи – 15
  • Отпуск – 13
  • Рождество – 12
  • Мелкие нарушения закона – 11

Чтобы проверить устойчивость или несогласованность оценок, исследователи разделили испытуемых на несколько подгрупп и определили корреляции полученных оценок по каждому пункту. Были сопоставлены результаты, полученные в мужской и женской подгруппах, среди молодых и пожилых, среди испытуемых с высоким социально-экономическим статусом и с низким. Корреляции оказались высокими – и это говорит о том, что данную шкалу можно использовать применительно ко всем людям примерно с равной степенью точности.

Стресс и подверженность болезням

Но начинали свое исследование Холмс и Рейх с целью понять, связан ли сильный уровень стресса с подверженностью заболеваниям. С этой целью они провели еще один эксперимент, в котором принимали участие 2500 членов экипажей морских судов. Выяснилось, что в период шестимесячного плавания у испытуемых с показателями уровня жизненного стресса менее 100 среднее количество заболеваний равнялось 1,4. У тех, чей уровень жизненного стресса находился в пределах от 300 до 400, среднее количество заболеваний было 1,9. А испытуемые с показателями стресса от 500 до 600 – перенесли в среднем 2,1 заболевание.

Смотрите так же:  Психозов песни

Впрочем, у этого метода впоследствии нашлись и свои критики. В качестве недостатков шкалы измерения стресса называлось отсутствие интерпретации события испытуемыми. Так, например, выход на пенсию для одного человека может означать конец карьеры и социальной жизни, а для другого пенсия может оказаться избавлением от опостылевшей работы.

С чем связан стресс психология

Life ext. 5 — Как стресс ускоряет старение, приводит к когнитивным нарушениям и уменьшает работоспособность мозга

В этой статье мы рассмотрим научно доказанную биомеханику стресса и того, как он физически воздействует на наш организм целиком и на мозг в частности. Как бесконтрольное переживание стресса увеличивает вероятность болезней и ослабляет наш ум.

Никакой психологии не будет, только исследования которые опираются на физические параметры нашего организма. Только биохимические процессы и то, какие пути (pathways) они проходят и как физически влияют на тело.

Если человек тупеет, это не отражается на его дыхании, пищеварении, воображении, желаниях и тому подобном. Но слабеет власть над самим собой. Он уже не понимает своих обязанностей, не способен разобраться в окружающем и не может дать себе отчет в том, что уж лучше расстаться с такой жизнью. Все это требует твердого разума, который уже потерян безвозвратно. Итак, нужно торопиться не только потому, что мы все ближе подходим к смерти, но и потому, что еще при жизни нас подстерегает потеря способности правильного понимания и наблюдения вещей.
Марк Аврелий “Размышления” (170 год нашей эры)

Что такое стресс

Стресс — это состояние повышенного напряжения возникающее как комплексная реакция организма при воздействии на него экстремальных факторов.

Например, когда нам угрожает реальная опасность, или мы думаем, что она угрожает, то наш организм, как совокупность разума и тела, запускает комплекс реакций-ответов, чтобы привести ситуацию в равновесие. Эволюционно, наилучшим способом достижения равновесия было или убежать или напасть. Соответственно этому в нашем теле запускается множество реакций.

Механизмы реакции на стресс

Когда мы попадаем в ситуации, которые для нас являются стрессовыми (реально или мы так считаем), то наш организм реагирует на это комплексно, одновременно активируя разные механизмы тела и мозга.

Механизм №1 Ось гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников.

На английском hypothalamic–pituitary–adrenal axis (HPA axis or HTPA axis)

Эта ось начинает работать когда получает сигнал из миндалевидного тела о стрессе. Гипоталамус выделяет гормон CRH (кортиколиберин) который действует на гипофиз и он выделяет АКТГ (адренокортикотропный гормон), который вызывает выброс гормона стресса кортизола из надпочечников. За счет этого мышцы и мозг получают дополнительную энергию, увеличивающую физические и умственные способности.

Механизм №2 Ось гипоталамус-гипофиз-гонады (половые железы)

Активация этой оси тоже происходит через гипоталамус, который выделяет гормон гонадолиберин. Этот гормон запускает выделение гипофизом лютеинизирующего гормона + фолликулостимулирующего гормона. А эти гормоны действуют на половые железы активируя выделение тестостерона и эстрогена.

Механизм №3 Симпато-адреноловая ось (Симпатоадреналовая система)

Английский термин Sympathetic Adrenal Medullary Axis (SAM).

При стрессе, нейронная активность в голубом пятне и других регионах мозгового ствола стимулирует симпатическую нервную систему, которая активирует мозговое вещество надпочечников, которое в свою очередь активирует производство норадреналина и адреналина и выбрасывает их в кровь.

Уровни артериального давления, сахара и холестерина повышаются, что дает нам энергию для усиленной реакции на стресс. Сердцебиение и дыхание учащаются чтобы быстрее бежать или сильнее бить, зрачки расширяются, чтобы лучше видеть куда спрятаться или куда целить. Если в этот момент мы на серфинге или боксируем или занимаемся еще какой-нибудь физической активностью, то полученная энергия расходуется и, постепенно, уровни гормонов стресса постепенно приходят в норму. (список лит-ры 27 + канал телеграмм тег #stress)

Механизм №4 Имунная система

При стрессе иммунная система активируется осью SAM. Выделенный норадреналин воздействует на рецепторы иммунных клеток, активируя транскрипционный фактор NF-κB. Этот фактор через серию внутриклеточных реакций способствует синтезу провоспалительных цитокинов, что приводит к реакциям воспаления (это плохо и в долговременной перспективе ведет к нарушениям работы мозга и других систем)

Это только основные ответы нашего тела на стресс, дополнительно, происходит множество побочных реакций. (источник)

Все эти реакции предназначены для того, чтобы мы могли выжить в стрессовых ситуациях, которые эволюционно предполагали большую физическую нагрузку — или прятаться или сражаться.

Далее мы рассмотрим к чему приводит постоянное воздействие на нас хронического стресса.

К чему приводит хронический стресс

Что же происходит в реальной жизни современного городского жителя? Механизм ответа на стресс срабатывает при столкновении с любыми ежедневными ситуациями, которые мы распознаем как стрессовые:

  1. опаздываем на работу
  2. упал курс биткоина, а мы его купили
  3. нахамили в кафе
  4. списали 5 долларов за приложение которое мы не хотели покупать
  5. …..

Процесс ответа нашего организма всегда один и тот же — активируются все рассмотренные выше механизмы.

То есть получается, что если мы распознали ситуацию как стрессовую, то в нашем теле запускается серия процессов, которая должна обеспечивать повышенную физическую активность и комплексный ответ на угрожающую ситуацию.

Однако, в современном мире, мы при этом обычно сидим и ничего не делаем. Большая часть угрожающих ситуаций — ментальная и не требует физического реагирования.

Постоянная стимуляция систем, которые должны активизировать нас физически, является причиной множества проблем со здоровьем и старением.

Список основных проблем, которые вызывает хронический стресс:

  1. ускоряет старение (список лит-ры 29-31)
  2. повышает вероятность рака (список лит-ры 28)
  3. сердечно-сосудистые заболевания (причина смерти №1 в мире) (список лит-ры 10,11)
  4. головные боли, мигрень (список лит-ры 12)
  5. рассеянный склероз — довольно распространенное заболевание, нарушается работа мозга, в России более 150 000 человек (список лит-ры 13)
  6. болезнь Паркинсона, второе по распространенности заболевание поражающее мозг после Альцгеймера (список лит-ры 14, 15, 16)
  7. болезнь Альцгеймера (список лит-ры 17-21)
  8. старение кожи (список лит-ры 1)
  9. нарушение сексуальной функции, уменьшение либидо (список лит-ры 22, 23, 24)
  10. и еще несколько других болезней.

ОК! Нам понятно как стресс действует на тело и мозг (четыре механизма рассмотренные выше) и нам понятно, что хронический стресс ускоряет старение, повышает вероятность плохих болезней и ухудшает работу мозга.

Теперь нам надо выяснить — как определить переживаем ли мы постоянный стресс или нет?

Как определить подвержены ли мы хроническому стрессу

Несмотря на то, что механизм реакции нашего организма на стресс у всех одинаковый, восприятие ситуации как стрессовой — полностью индивидуально.

Кто-то попав в пробку и опаздывая на работу будет испытывать стресс, кто-то даже от такой гипотетической возможности, по пути на работу будет ежедневно испытывать стресс, а кто-то в обеих ситуациях будет просто ехать на работу.

На сегодняшний день нет доказанных методик проверки нашего тела на то, находится ли оно под хроническим стрессом.

Есть психологические методики, где мы заполняем опросник и по сумме баллов ответов получаем уровень нашего стресса. Эти методики используются уже много лет и, с некоторой степенью достоверности могут дать ответ на то, есть у нас хронический стресс или нет.

Самый используемый метод — опросник по шкале Холмса и Райха https://www.mindtools.com/pages/article/newTCS_82.htm
Эта шкала была создана в 1967 году и с тех пор используется для оценка риска заболеваний из-за стресса.

Эта шкала показывает только общий риск и не учитывает индивидуальные особенности психики, хотя за время ее использования было накоплено много данных и принципиально данные подтверждаются.

СКОРО! В нашем приложении Lifext будет этот опросник на русском и его результаты будут учитываться при рекомендациях по увеличению продолжительности жизни. Следите за новостями в нашем канале https://lifext.ru/tg

Скоро мы сможем определять есть ли у нас хронический стресс более точно при помощи анализов. Прямо сейчас идут исследования разных методик.

Смотрите так же:  Что давать ребенку при психозе

Например, интересное исследование “Препятствующий старению белок klotho и хронический психологический стресс” (список лит-ры 26).

В исследовании для того, чтобы выяснить взаимосвязь между уровнем этого белка и хроническим стрессом было обследовано 178 здоровых женщин часть из которых была с детьми с аутизмом (высокий стресс) и часть с обычными детьми (низкий стресс).

У женщин с высоким хроническим стрессом были значительно более низкие уровни протеина klotho.

В заключении, авторы этого исследования (от 2015 года, США) предположили, что после дополнительных исследований, уровень протеина klotho может быть использован как маркер психологического здоровья.

То есть, авторы исследования не могли взять какие-либо анализы у людей, определить кто из них подвержен хроническому стрессу, а кто нет и провести исследование. Им пришлось опираться на внешние условия.

До тех пор, пока у нас нет надежных маркеров для физического определения уровня хронического стресса мы можем использовать психологические методики.

Это только одно из исследований, также пытаются исследовать волосы, где можно по разным частям волос (разного возраста) определять в какие периоды у нас был стресс, как он развивался и т.п. Но эта методика тоже еще только в разработке.

Как регулировать стресс

Исходя из материала выше мы можем сделать заключение, что если наша цель — увеличение продолжительности активной жизни, то нам надо научиться регулировать стресс. Под этим мы понимаем то, что мы должны уметь прекращать (уменьшать) хронический стресс, который в наше время обычно вызывается больше внутренними причинами, чем реальными внешними угрозами.

Этому будет посвящена следующая статья.

Через 2-3 недели мы подробно расскажем о том, как можно уменьшить наш уровень стресса, рассмотрим доказательства и механизмы предложенного метода, и дадим инструкции как его использовать.

Всё это время мы будем подробно постить части нашего исследования, первоисточники, гипотезы и новости в нашем канале телеграм — велкам!

Еще статьи в тему

Приложение для продления жизни

В нем вы можете хранить все анализы, получать новости о методиках продления жизни и персональные рекомендации экспертов — Android

Эмоциональный стресс и выгорание

Большим уважением пользуется определение Исаева Д.Н., который характеризует эмоциональный стресс как «состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей».

В содержание этого термина входят как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стресса.

Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает психическое напряжение. Когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает наивысших пределов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватности поведения, чаще всего — фрустрация. Как мы уже поняли, это состояние возникает в результате конфликта мотивов, или более умным языком интрапсихическим конфликтом. Данный конфликт при длительном воздействии может перерасти в достаточно серьезную проблему.

Именно с ситуацией интрапсихического конфликта непосредственно связан и эмоциональный стресс. В эмоциональной сфере можно отдельно выделить чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации, так как типичные эмоциональные стрессовые реакции – страх, печаль или гнев. Далее эмоциональная напряженность может вылиться на физиологическом уровне. К примеру такие личности тяжелее переносят заболевания вирусными инфекциями.

Психологические реакции на эмоциональный стресс писать не буду, так как тогда каждый первый читатель диагностирует у себя эмоциональный стресс, в связи с тем, что они не отличимые от просто эмоций. А нам оно нужно считать, что мы постоянно в эмоциональном стрессе? Про фактор непроизвольного внушения в жизни и в медицине напишу позже, а сейчас мы вернемся к выгоранию. Выгорать не нужно.

Синдром эмоционального выгорания относят к выработанным личностью механизмам психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание и профессиональное выгоранием — это фактически синонимы, так как очень часто связано с профессиональной деятельностью. Развивается синдром при длительном эмоциональном стрессе средней интенсивности, отсутствии какого-либо вознаграждения за выполняемую работу, не обязательно финансовое и характеризуется эмоциональным, умственным истощением и физическим утомлением. Эмоциональное выгорание также наступает при деятельности, которую индивид считает бесполезной, или вообще вредной. В последнем случае существование индивида весьма «интересное». Личность страдающий данным недугом перестает получать удовлетворение от работы и становится постепенно эмоционально отстранённым от повседневной деятельности – в этом помогает и телевизор, и алкоголь.

Фрейденберг указывал, что подобное состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивым, склонным к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. В этом случае синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты о котором уже было указано выше.

К основным симптомам эмоционального выгорания относятся:

Ухудшение отношений с коллегами и родственниками;

Нарастающий негативизм по отношению к коллегам(клиентам); злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;

Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;

Повышенная раздражительность – на работе и дома;

Навязчивое желание изменить род деятельности;

Периодически проявляющаяся рассеянность;

Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; повышенная утомляемость.

А вот в противодействии стрессу, несмотря на многочисленность исследований, успехов увы мало. Психологические защиты помогают, но несут свои негативные моменты. Но тем не менее, о методах противодействию выгоранию можно посветить еще 1 пост.

— Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. — СПб: Питер, 2001.

— Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н. Исаев —— СПб: Речь, 2005

— Макарова. Г.А. Синдром эмоционального выгорания / Г.А. Макарова // «Психотерапия» № 11, 2003

— Маклаков. А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков — СПБ: Питер, 2012.

— Немчин Т. А. Пути и средства управления нервно-психическим напряжением / Т. А. Немчин // Психология и управление, 1979

— Перре М. Клиническая психология / под ред М. Перре, М Бауманна – СПБ: Питер, 2012

— Соловьева С.Л. и Чермянин С.В Травматический стресс. Этиология. Патогенез. Диагностика. Психотерапия: учебное пособие / С.В. Чермянин, С.Л. Соловьева, В.А. Корзунин, В.В. Юсупов и др. – СПб: АЙСИНГ, 2014.

Другие статьи

  • Как быстро вылечить насморк у месячного ребенка насморк у ребенка 7 месяцев Вчера у сынишки потекли сопли ,чем можно полечить, желательно народными средствами, капаем салином, подскажите еще что нибудь,ребенку 7 месяцев Эксперты Woman.ru Узнай мнение эксперта по твоей теме Джуран Марина Владимировна Психолог, […]
  • Куда обращаться за начислением пособия по уходу за ребёнком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом Кому полагается пособие по уходу (ребёнок — инвалид)? Пособие по уходу (ребенок — инвалид) выплачивается людям, непосредственно осуществляющим уход, и независимо от отношений, в которых они находятся с подопечным. То есть, чтобы […]
  • Сколько оплачивают по уходу за ребенком до 3 лет с 2019 года Сколько платят пособия по уходу за ребёнком до 1.5 лет в 2019 году? Какой размер денег? В 2019 году изменится размер ежемесячного пособия на детей до 1,5 лет. Размер пособия на детей, рожденных в 2019 году увеличится с 4465 до 4512 рублей, максимальная с 24536 до […]
  • Как рассчитать пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2019 году Пособия по беременности и уходу за ребенком вырастут в Удмуртии Максимальный размер месячных выплат составит 26 тысяч рублей С 1 января 2019 года максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет вырастет до 26 тысяч рублей. Об этом […]
  • Повышенная тревожность у детей младшего школьного возраста Повышенная тревожность у детей младшего школьного возраста Большинство специалистов придерживаются мнения о том, что детство является периодом наибольшей чувствительности к различным неблагоприятным факторам вследствие прочности первичных впечатлений и низкой […]
  • Дети из семей находящиеся в трудной жизненной ситуации Статья 10. Категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Статья 10 . Категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Информация об изменениях: Законом Челябинской области от 26 марта 2014 г. N 673-ЗО в пункт 1 статьи 10 настоящего Закона внесены […]