Самоанализ и самооценка уровня профессиональной компетентности

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя ГБОУ ОДО

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя ГБОУ ОДО
на основе профессионального стандарта «Педагог»

Петрова Любовь Александровна

Самооценка в баллах

Комментарий (обоснование
выставленного балла)

Разработка и реализация рабочей программы в рамках образовательной программы дошкольного образования

Достижения: умею разрабатывать РП в рамках образовательной программы дошкольного образования. Умею разрабатывать календарно – тематическое планирование в рамках образовательной программы дошкольного образования

  1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

Компетенции
(трудовые действия)

Самооценка в баллах
(0–2)

Комментарий
(обоснование выставленного балла)

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

Достижения: умею разрабатывать основную общеобразовательную программу, рабочие программы для каждой возрастной группы.

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования

Достижения: знаю и понимаю положение и требования ФГОС ДО.

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

Достижения: формирую у детей основные знания об ИКТ.

Дефициты: нет оборудования для работы подгруппами

Компетенции
(трудовые действия)

Самооценка в баллах

Комментарий
(обоснование
выставленного балла)

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

Достижения: о существляю непрерывный контроль за поведением воспитанников для обеспечения безопасной образовательной среды.

Проектирование и реализация воспитательных программ

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

Достижения: основная общеобразовательная программа ГБОУ Школа № 695 «Радуга» ОДО несёт как обучающие, воспитательные, так и развивающие функции. Самостоятельно проектирую и реализую воспитательные программы

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

Достижения: принимаю активное участие во всех традиционных мероприятиях жизни ДОУ

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Достижения: воспитываю разностороннею личность. Развиваю в своих воспитанниках активность, самостоятельность, инициативу, гражданскую позицию, культуру здорового и безопасного образа жизни

Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблицы Результаты самооценки профессиональной деятельности в соответствии с указанной трудовой функцией.

3. Трудовая функция «Развивающая деятельность»

Компетенции
(трудовые действия)

Самооценка в баллах
(0–2)

Комментарий
(обоснование выставленного балла)

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.

Достижения: Легко могу выявить у ребенка поведенческие и личностные проблемы

Дефициты: затрудняюсь в составлении документов при необходимости отправления на ТПМПК

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

Достижения: при оценки показателей динамики развития ребёнка, использую метод наблюдения и общения. Владею методами диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого – медико -педагогического консилиума

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

Достижения: самостоятельно изучаю специальные технологии и методы коррекционно-развивающей работы

Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблицы Результаты самооценки профессиональной деятельности в соответствии с указанной трудовой функцией.

4.Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования»

Компетенции
(трудовые действия)

Самооценка в баллах

Комментарий
(обоснование
выставленного балла)

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Достижение: участвую в разработке основной общеобразовательной программы в соответствии ФГОС. Умею разрабатывать рабочие программы.

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

Достижение: Создаю безопасную и психологически комфортную образовательную среду, обеспечивая безопасность воспитанников, эмоциональное благополучие в ДОО

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

Достижение: планирую свою деятельность в соответствии с ФГОС

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

Достижение: провожу мониторинг 2 раза в год, делаю анализ образовательной работы.

Дефициты: нет образцов карт.

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

Рекомендаций не было

Дефициты: отсутствие логопеда

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

Достижение: занимаюсь саморазвитием, повышаю уровень компетенции.

Формирование психологической готовности к школьному обучению

Достижение: формирую положительную мотивацию к обучению в школе.

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

Достижение: формирую доброжелательные отношения между сверстниками, создаю позитивный климат в группе; выстраиваю партнёрские взаимодействия с родителями.

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

Достижение: использую все виды деятельности: предметная, познавательно-исследовательская, конструирование.

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Достижение: создаю все условия для свободного выбора детьми игровой деятельности. Организую все виды деятельности детей: предметной, познавательно-исследовательской, ролевой, театрализованной, продуктивной, свободной игры, обеспечивая игровое время и пространство

Активное использование не директивной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Достижение: поощряю детскую инициативу, оказываю помощь в разных видах деятельности.

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Достижение: учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей при планировании образовательного процесса.

Компетенции (трудовые действия), оцененные баллом «0»

Ранжирование
дефицитов по годам
их восполнения

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

Самоанализ и самооценка уровня профессиональной компетентности

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя математики основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя русского языка основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя начального общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

Подготовка индивидуального плана профессионального развития

Подготовка дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации

Организация работы методических объединений педагогов при подготовке к внедрению профессионального стандарта «Педагог»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя

Главная > Курсовая работа >Психология

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЕЛАБУЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя

Выполнила: студентка 215 гр.

Галеева Р.Т. __________ (подпись)

К.П.Н., доцент Ушатикова И.И.

Курсовая работа защищена

«____» ____________ 2006 г.

ГЛАВА Ι. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ УЧИТЕЛЯ…………………………………. 4

1.1. Специфика развития способности учителя к самоанализу в процессе педагогической деятельности…………………………………………………..4

1.2. Профессионально-личностное становление и развитие педагога…..6

ГЛАВА ΙΙ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО АНАЛИЗА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА………………….12

2.1. Проектирование по образовательной нацеленности как метод самоанализа деятельности учителя…………………………………………………. 12

Смотрите так же:  Как надо себя вести чтобы мужчина скучал

2.2. Модель самооценки уровня компетентности и уровня профессиональной деятельности учителя …………………………………………. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 28

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующий от учителя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение учителем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.

Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого пре­подавателя конкретного учебного предмета, другие — педагога, воспитателя и настав­ника молодежи, человека, способствующе­го становлению личности ученика. Не сек­рет, что результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который должен обладать широкими по­знаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обуче­ния тому или иному учебному предмету. Но главное — учитель сам должен обла­дать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. В этой связи значимыми звеньями содержания педагоги­ческого профессионализма являются самооценка и самоанализ их практической дея­тельности. И конечно же прежде чем присту­пить к педагогическому самосовершенствованию, учитель должен хорошо изучить себя, оце­нить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.

Целью курсовой работы является изучение самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя.

В процессе изучения ставятся следующие задачи:

1. Изучить общетеоретические аспекты формирования самоанализа и самооценки учителя;

2. Рассмотреть метод самоанализа деятельности учителя;

3. Изучить модель самооценки уровня компетентности и уровня профессиональной деятельности учителя.

ГЛАВА Ι. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ УЧИТЕЛЯ

1.1. Специфика развития способности учителя к самоанализу в процессе педагогической деятельности

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.

Формирование у учителя готовности к выявлению реально существующих затруднений возможно при наличии специально организованной в этом направлении работы школьной методической службы, которая в силу своей приближенности к учителю в условиях конкретного образовательного социума может реализовать этот процесс комплексно и системно [12, с. 56].

Процессуальность самоанализа опирается на логической прием познания, который включает в себя разложение ситуации на элементы, соединение их в единое целое, определение причин и видение перспектив их развития. Анализ собственной деятельности выстраивается с позиции критического отношения учителя к профессиональной деятельности в прошлом, настоящем и будущем. Такой подход требует наличие у учителя развитости аналитических и ассоциативных способностей, самостоятельности, логики.

Процесс осознания учителем самого себя как профессионала базируется на самопознании и осуществляются путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие выделяются как компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу.

С вышеизложенных позиций развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения учителем своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования [12, с. 57].

Значение самоанализа педагогической деятельности повышается также в связи с тем, что в настоящее время актуальность приобретает идея выбора содержания и форм методической работы на основе образовательных запросов. Решение задач по удовлетворению потребностей педагогов оказывается малоэффективным в силу того, что учителя испытывают затруднения в определении области профессионального познания.

Вместе с тем в существующей системе методической работы не уделяется должного внимания вопросу формирования у педагогических работников умений анализировать собственную деятельность. В то же время целенаправленное развитие способности к самоанализу невозможно без организационно-педагогического обеспечения. Поэтому формирование у учителя готовности к выявлению реально существующих затруднений возможно при наличии специально организованной в этом направлении работы школьной методической службы, которая в силу своей приближенности к учителю в условиях конкретного образовательного социума может реализовать этот процесс комплексно и системно [8, с. 23].

Повышение роли школьной методической работы по организационно-педагогическому обеспечению процесса развития способности учителя к самоанализу связано с тем, что открывается возможность активизировать работу педагога, направленную на опережение педагогами уровня социального окружения.

Анализ психолого-педагогической литературы (Дж.Брунер, Ю.А. Конаржевский, С.В. Кульневич и др.) позволяет рассматривать самоанализ в рамках базовых определений рефлексии, анализа и синтеза как методов изучения результатов деятельности путем установления причинно-следственных связей. Процессуальность самоанализа опирается на логической прием познания, который включает в себя разложение ситуации на элементы, соединение их в единое целое, определение причин и видение перспектив их развития. По сути, анализ собственной деятельности выстраивается с позиции критического отношения учителя к профессиональной деятельности в прошлом, настоящем и будущем. Такой подход требует наличие у учителя развитости аналитических и ассоциативных способностей, самостоятельности, логики.

1.2. Профессионально-личностное становление и развитие педагога

Раскрытие сущностной характеристики самоанализа, представленной как переосмысление учителем содержания профессиональной деятельности позволяет определить методологические аспекты психологических, технологических и личностных процессов.

Достаточно типичными для психологической составляющей самоанализа являются свойства мышления, высвечивающиеся в ходе анализа собственной деятельности. Данный процесс позволяет учителю видеть сложную динамику профессионального развития, более того воздействовать на конечные результаты.

Развитие способности учителя к самоанализу базируется на формировании умений проводить анализ собственной деятельности и выработке потребности в нем. Поэтому самоанализ имеет глубокую психологическую основу, которая связана с появлением индивидуального рефлексивного сознания. Содержательный аспект проблемы базируется на внутреннем саморегулирующем механизме, который, по словам Г.К. Селевко, составляет потребность, направленность, Я-концепция. Исходя из этого, учитель рассматривается как субъект, испытывающий потребность в профессиональном познании и самопознании. А это, в свою очередь, ведет к формированию таких личностных характеристик как самоутверждение, самоопределение, самовыражение, самореализация в педагогической практике. Такой подход способствует становлению педагогов как субъектов своей активности.

В то же время самоанализ является средством успешного взаимодействия и взаимопонимания учителя с учениками, родителями, коллегами. В связи с этим акцент переносится на способы и приемы проведения анализа, в котором особое место отводится осознанности средств и методов измерений конечных результатов. Поэтому анализ собственной деятельности можно рассматривать как целенаправленный процесс установления отношений между действиями, мотивами и средствами или выход во внешнюю позицию одного субъекта деятельности по отношению к деятельности другого [13, с. 66].

С предложенных позиций самоанализ можно рассматривать как переосмысление учителем своей деятельности. Этот процесс отражает проблемно-конфликтные ситуации и порождает действенное отношение педагога как целостного “Я” к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности, социокультурному отражению. Следовательно, анализ собственной деятельности ориентирован на усвоение социального опыта и осуществляется посредством развития внутреннего мира педагога, в котором выражается отношение к тому, что он делает и что происходит вокруг него.

Рассматривая процесс самоанализа, мы исходили из того, что в ходе профессиональной деятельности учитель, познающий мир, по словам А.С. Рубинштейна, сталкивается с противоречием и внутренним дискомфортом [13].

Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установления причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений. Опорой для осознания противоречий, определения проблем и причин служит знание механизма самоанализа и умение адекватно его использовать в анализе собственной деятельности.

Процесс осознания учителем самого себя как профессионала базируется на самопознании и осуществляются путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие мы выделяем как компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу.

Самоконтроль рассматривается с точки зрения начальной стадии анализа. Это связано с тем, что контроль помогает устанавливать несоответствие между нормативно заданными параметрами и фактическим состоянием. В связи с этим самоконтроль осуществляется путем сравнения идеальной модели профессиональной деятельности и собственных действий, что позволяет учителю определять противоречия [13, с. 67].

Самоанализ способствует выявлению учителем причин профессиональных затруднений с помощью получения систематической оперативной информации и установления педагогического диагноза. Данный процесс обеспечивается самодиагностикой, с помощью которого учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг педагогических проблем и выделяет главные, с другой – ориентируется на внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, осознание существующих противоречий и проблем, прогнозирование дальнейшего самосовершенствования. Иными словами самодиагностика рассматривается как инструмент по выявлению и установлению причинно-следственных связей. В этом случае учителю как минимум необходимо обладать определенной степенью репрезентативностью в деятельности других людей и тем самым видеть и сравнивать себя с окружающими.

Смотрите так же:  Отношение женщин к вибраторам

С вышеизложенных позиций развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения учителем своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования.

Успешность развития способности учителя к самоанализу требует организационно-педагогического обеспечения. Это становится возможным благодаря построению такой системы методической работы, которая способна создать мотивационное, информационное, диагностическое, координационное, психологическое обеспечения [13, с. 68].

Способность учителя к анализу собственной деятельности формируется в двух формах: предметного сознания и самосознания. Поэтому методическая работа направлена на получение педагогами знаний проведения анализа профессиональной деятельности и обеспечение процесса самопознания.

Формирование готовности педагога к самоанализу требует соответствующей организации, которой присуще следующее: она гибко реагирует на изменения условий образовательного социума; взаимодействие учителей основано на сотрудничестве; педагоги управляют изменениями; в ней есть благоприятные возможности для профессионального роста и самоактуализации.

Содержание методической работы, ориентированное на развитие способности к самоанализу, включает в себя определенную последовательность этапов ее проведения. А именно: диагностика, которая обеспечивает определение учителем круга затруднений, планирование учебной и внеучебной деятельности с учетом выбора содержания и вариативных форм, методическое сопровождение, создание комфортных условий для повышения квалификации, получение обратной связи.

Степень освоения основ анализа собственной деятельности зависит от активной профессиональной позиции учителя. Для ее развития в методической работе необходимо использовать инновационные формы, которые обеспечивают раскрепощение, профессиональное самоутверждение и самовыражение учителя. Важность данного утверждения заключается в том, что в ходе активной работы учителя формируются такие качества, как самостоятельность, логика рассуждения, аналитическое и ассоциативное мышление, которые необходимы для развития способности к самоанализу [13, с. 68].

Всестороннее развитие учителя, формирование его отношения к совершенствованию профессиональной деятельности происходит в ходе общения и педагогической практики, которые обеспечивают появления рефлексивного сознания. Это связано с тем, что природа самоанализа основана на отражении образовательной деятельности, благодаря чему можно рассматривать педагога как субъекта, осознающего свои действия, и как объекта, осуществляющего профессиональную деятельность.

Поэтапное развитие способности учителя к самоанализу обеспечивается единым методическим пространством, которому присущи продуманный механизм взаимодействия, отлаженная система информационных потоков, вариативность форм и содержания работы с педагогами .

Критическая позиция учителя по отношению к собственной деятельности находится в зависимости от его самообразования в сочетании с содержанием работы школьной методической службы. Выработка устойчивой направленности педагогов на самоанализ сопровождается проведением соответствующих тренингов, которые включают в себя работу межпредметных групп по решению профессиональных проблем. Важным аспектом в организации методической работы является проведение консультаций опытными учителями и методистами, а также деятельность творческих групп, научно-практические конференций, круглых столов с обсуждением конкретных задач. Такой подход позволяет видеть конкретные проблемы учителя и на их основе создавать гибкую систему развития способности педагогов к самоанализу.

Вместе с тем предлагаемая модель требует от организаторов разработки критериальной базы. Для этого необходимо определить основные направления педагогической деятельности. Опорными в развитии способности к самоанализу мы определили следующее: проектировочная, методическая, коммуникативная, информационная, оценочная, организаторская, управленческая деятельности.

Далее исследование выстраивается с позиции зависимости развития способности учителя к самоанализу от уровней сформированностей его компонентов. Полнота исследования позволяет оценить развитие способности учителя к анализу собственной деятельности, дать характеристику уровней по степени применения компонентов самоанализа: самоконтроля, самодиагностики, осознания затруднений и самооценки [13, с. 69].

Согласно характеристиками и критериям оценки выделены следующие уровни сформированности самоанализа учителя: низкий (чувственно-эмоциональный), средний (осознанный), высокий (системно-осознанный) – разработаны показатели их развитости (таблица 1)

Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа

Уровни и показатели

Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции

Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений

Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, явлениями, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик

Невладение навыками проведения диагностики

Умение определять проблему и причины их возникновения

Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения

Слабо выражена осознанность затруднений

Осознание результатов деятельности

Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей

Слабо развитые навыки самооценки

Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения

Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда

По интегральному показателю сформированности компонентов самоанализа можно определить уровни развития способности учителя к анализу собственной деятельности, которые имеют следующие характеристики:

-спонтанное аналитическое действие, когда все определяется с позиции эмоций и чувств;

-осознанность выделения существующих и значимых педагогических ситуаций, обращение мысли на результат;

-выделение противоречий, осознанность, системность, обращение мыслей на результат и процесс его получения с позиции критического анализа.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что предлагаемая модель развития способности к самоанализу в процессе профессиональной деятельности обеспечивает появление у учителя новообразований, ориентированных на фиксацию того, что педагог как личность и как профессионал приобретает. Более того, данный процесс позволяет формировать потребность и устремленность педагогов на осознанное повышение профессионального роста [13, с. 70].

ГЛАВА ΙΙ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО АНАЛИЗА

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

2.1. Проектирование по образовательной нацеленности как метод самоанализа деятельности учителя

Проектирование управленческих воздей­ствий на развивающуюся школу основываются в первую очередь на знании потенциала педагогов. А потенциал каж­дого учителя, в свою очередь, напрямую связан с тем, на­сколько точно понимает он свою личную педагогическую ситуацию, в которой находится, то есть какие представле­ния имеет о себе (как о педагоге), о своих учащихся, о пре­подаваемом предмете и применяемой педагогической тех­нологии. Все это и является предметом самоанализа [9, с. 31].

Для того, чтобы этот анализ был максимально точным, учи­тель должен иметь четкие представления о личностных ка­чествах, которые должны быть сформированы у учащихся во время учебы (уровни воспитанности, обученности, образо­ванности), о классе, в котором он работает, о преподаваемом предмете. Он должен представлять типичные для своей ра­боты проблемные ситуации и действия, предпринимаемые для их преодоления, например, чтение какой-либо статьи или книги, подготовка и проведение урока с элементами ново­введений, обсуждение на методическом объединении, вне­сение изменений в учебную программу.

Учитель также ищет ответы на вопросы: каковы его образо­вательные и текущие задачи (связанные с планированием ближайших задач), ведущие педагогические проблемы (наи­более актуальные на данный момент затруднения) и шаги, предпринимаемые для их преодоления. Классифицируя учащихся какого-либо класса, надо выбрать основные классификационные параметры. Ими могут быть, например, уровень владения тем или иным предметом, обще­учебными умениями (счет, письмо, организация своей работы), степень самостоятельности в обучении, уровень владения не­обходимыми пропедевтическими и сопутствующими знаниями и умениями (чтение, речь, словар­ный запас и т.п.), степень развитос­ти умственных качеств (память, вни­мание, логика), темп учебной рабо­ты, специфические личностные ка­чества (темперамент, воспитанность и т. д.) [9, с. 31].

Приведенный список не является исчерпывающим, и учитель может выстроить самые разные классифи­кации (главное, чтобы он знал, для чего эта классификация ему нужна). Для каждого параметра необходимо выделить возможные значения, от­носительно которых и будут распре­деляться учащиеся в построенной классификации. Для уровня владе­ния предметом на сегодняшний день самыми распространенными значениями являются «неудовлетво­рительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Возможны также и балльные значения. Уровень владения общеучебными умениями, степень самостоятельности в обуче­нии, уровень владения пропедевти­ческими и сопутствующими знани­ями и умениями, степень развитос­ти умственных качеств, темп учеб­ной работы оцениваются, как пра­вило, тремя значениями: «низкий», «достаточный» и «высокий». Приме­нение методов социологического и психологического мониторинга по­зволяет уточнить и конкретизиро­вать возможные значения этих пара­метров, а также интересующих учи­теля специфических личностных качеств учащихся. Классификация учащихся по типу образовательной нацеленности ори­ентирует педагога на поиск таких средств организации совместной по­знавательной деятельности, которые приводили бы к появлению у уча­щихся личного смысла учебной рабо­ты. Наша практика проектирования педагогических инноваций позволи­ла сделать вывод, что по типу обра­зовательной нацеленности достаточ­но выделения восьми категорий уча­щихся (мотивационных групп), они представлены в таблице 2. Выделив в своем классе эти мотивационные группы, учитель получает возможность выстроить учебную де­ятельность таким образом, что в нее будут включены все учащиеся клас­са. Ну а администрации работа пе­дагогов по выделению мотивацион­ных групп позволит более эффек­тивно управлять перестройкой учеб­ного процесса на принципах личностно-ориентированного обучения. При анализе преподаваемого пред­мета могут быть выделены множество возможных смыслов изучения дан­ного предмета, рамки знаний, уме­ний и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Намечен срок, в течение которого предстоит освоить минимум предполагаемых знаний и умений. Основные принципы науки, являющейся основой преподаваемо­го предмета, его структура, понятия, логические связи, типичные модель­ные ситуации, алгоритмы построе­ния и анализа моделей, условия, не­обходимые для использования этих понятий, связей и моделей. Еще вы­деляются психические и психологи­ческие черты, способствующие изу­чению предмета, основные умствен­ные и предметные операции, учеб­ные действия, необходимые при его изучении, а также возможные этапы преподавания, основные формы учебной деятельности [9, с. 32]..

Смотрите так же:  Самооценка бухгалтера

Из приведенного списка видно, что в анализ предмета включается не только структура его научной осно­вы, но и описание элементов учеб­ной деятельности. С точки зрения управления развитием школы, ад­министрации важно стремиться к тому, чтобы методологией анализа своей личной ситуации (не обяза­тельно именно такой, как в данной публикации) владело как можно большее число педагогов. Практика работы показала, что учитель, умеющий анализировать свою дея­тельность, — это важнейший инно­вационный ресурс любой школы.

1. Оценочная карта самоанализа и самооценки профессиональной компетентности воспитателя по реализуемым педагогическим функциям

Главная > Документ

Оценочные карты самоанализа и самооценки педагога

(воспитателя ГПД, оздоровительного центра)

1. Оценочная карта самоанализа и самооценки профессиональной компетентности воспитателя по реализуемым педагогическим функциям

Показатели профессиональной компетентности педагога

Оценка в баллах

результатами методической работы и достижениями учащихся (воспитанников):

1.1. Свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания и использует их как основу в своей практической деятельности;

— ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания;

— использует их как основу в своей практической деятельности (перечисляются);

Наличие материалов выступлений по проблеме в системе методической работы воспитателя в ОУ.

1.2. Имеет прочные и разносторонние знания по организации воспитательной работы, внеурочной деятельности обучающихся;

— наличие прочных и разносторонних знаний по организации воспитательной работы, внеурочной деятельности обучающихся;

1.3. Стимулирует самостоятельную творческую деятельность учащихся;

— используемые способы активизации самостоятельной творческой деятельности учащихся (анализируются);

— используемые способы стимулирования учащихся на социально-ориентированную деятельность

— эффективность используемых способов (определяется по достижениям учащихся в творческой деятельности);

1.4. Обеспечивает овладение учащимися умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, способами формирования здорового образа жизни

— приемы, методы воспитания (анализируются);

— эффективность используемых способов

Максимально возможное количество баллов

2.1. Используемые методы диагностики успешности воспитания, развития обучающихся;

— анализ успешности используемых методов;

Наличие пакетов диагностических методик, краткий анализ успешности их применения в воспитательном процессе

2.2. Умения разносторонне охарактеризовать личность учащегося и детский коллектив;

— анализ успешности используемых приемов и методов;

2.3. Успешность использования конкретных методов диагностики на практике.

-эффективность использования применяемых методов диагностики.

Максимально возможное количество баллов

3.1. Уровень владения знаниями в области закономерностей формирования личности и коллектива;

— уровень владения теоретическими знаниями;

Наличие материалов выступлений по проблеме в системе методической работы воспитателя.

Краткий анализ успешности применения диагностик в воспитательном процессе.

3.2. Уровень знаний «зоны ближайшего развития» каждого обучающегося;

-уровень сформированности умений определять

«зону ближайшего развития» каждого обучающегося;

3.3. Уровень умений на основе диагностических данных и знаний «зоны ближайшего развития» каждого ученика, определять перспективы его развития в образовательном процессе.

-эффективность использования диагностических данных в определении перспектив развития каждого обучающегося.

Максимально возможное количество баллов

Умения комплексно планировать свою деятельность на основе знаний теории управления, психолого — педагогических основ построения воспитательного процесса. Уровень разработанности:

4.1. Программы воспитательной работы;

— уровень целостности педагогической системы, представленной в документе (цели воспитания, содержание, методы воспитания, формы организации воспитательной деятельности, система контроля)

4.2. Плана воспитательной работы, внеурочной деятельности;

4. 3. Планы конкретных образовательных мероприятий с детьми;

Краткий анализ разработанных материалов

4.4. Экспресс – диагностики развития навыков, способов планирования и организации свободного времени обучающихся, воспитанников.

Система диагностики обеспечивает выявление современными способами уровня развития навыков, способов планирования и организации свободного времени обучающихся, воспитанников.

Наличие пакетов диагностических методик, краткий анализ успешности их применения в воспитательном процессе

Максимальное количество баллов

5.1. Уровень владения знаниями в области теории и психологии организаторской деятельности;

— знание теории и психологии организаторской деятельности;

Наличие материалов выступлений по проблеме в системе методической работы воспитателя.

5.2. Уровень сформированности умений в организации внеурочной деятельности обучащихся.

— владение умениями в организации продуктивной внеурочной деятельности обучащихся.

5.3. Уровень сформированности учащимися умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, способами формирования здорового образа жизни, культуры поведения воспитанников.

— уровень овладения воспитанниками умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, способами формирования здорового образа жизни, нормами поведения.

Максимально возможное количество баллов

6.1. Умение организовать воспитательный процесс на основе педагогики сотрудничества;

— применение педагогики сотрудничества в воспитательном процессе;

Наличие материалов выступлений по проблеме в системе методической работы воспитателя.

6.2. Уровень владения психолого-педагогическим тактом;

— проявление психолого-педагогического такта;

6.3. Умения создавать благоприятный морально-психологический климат в коллективе для каждого обучающегося, воспитанника

— уровень морально-психологического климата в коллективе

Максимально возможное количество баллов

7.1. Умения осуществлять самоанализ и самооценку своей деятельности;

— уровень объективности самоанализа и самооценки своей деятельности (указываются используемые методики самоанализа и самооценки);

Наличие материалов самоанализа воспитательной деятельности.

7.2. Умения вносить коррективы в воспитательный процесс (изменение плана работы, форм и методов, применяемых при организации воспитательного процесса, форм учёта и отчётности по организации воспитательного процесса, методов, форм и способов диагностики уровня развития обучающихся)

— влияние вносимых в воспитательный процесс корректив на обучающихся

вносимых по результатам самоанализа корректив в воспитательный процесс.

Максимально возможное количество баллов

Другие статьи

  • Организация и методика руководства коллективной изобразительной деятельностью дошкольников Организация и методика руководства коллективной изобразительной деятельностью дошкольников Сервис бесплатной оценки стоимости работы Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по СМС Номер вашей […]
  • Можно ли кормить ребенка гороховым супом Когда вводить гороховый суп в меню ребенка Блюда из бобовых культур пользуются заслуженной популярностью. Эти вкусные диетические угощения входят в меню многих людей. Горох является лидером среди остальных сородичей, а самым распространенным блюдом из него — суп. Он […]
  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста список литературы Развитие связной речи детей дошкольного возраста список литературы Сервис бесплатной оценки стоимости работы Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по СМС Номер вашей заявки Прямо сейчас на почту […]
  • Новорожденны ребенок чихает Что делать если грудничок часто чихает, как понять причины Рождение малыша – счастливое и радостное событие в жизни каждой семьи. Но с появлением на свет крохи у неопытных родителей возникает волнение и беспокойство по поводу его здоровья, зачастую необоснованное. […]
  • Рассчитываем пособие по уходу за ребенком до 15 лет в 2019 Пособие по уходу на второго ребенка до 1.5 лет Государство гарантирует, что единовременное пособие по уходу за вторым ребенком до 1,5 лет распространяется на все категории граждан без исключения. Единственное отличие от выплат на первого ребенка в том, что минимальный […]
  • Играть в врачей для детей Многие девочки, очень любят заниматься лечением. Раньше, они еще с самого раннего возраста просили у родителей купить им специальные наборы доктора, но теперь это уже не нужно. Благодаря огромному количеству игр, девочки могут попробовать себя в абсолютно любых […]