Самооценка авторы

Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Одной из значительных тем в психологии является формирование положительной самооценки человека. Старший дошкольный возраст – считается первым шагом в осознании ребенком самого себя, личных желаний, потребностей и мотивов в мире человеческих отношений.

Детство – является одним из наиболее активных этапов становления личности. Ни в одном другом возрасте индивид не постигает такое количество качественно своеобразных стадий жизни как в раннем возрасте. Из абсолютно беззащитного ребенка он преобразуется в индивида с собственными интересами, нуждами, чертами характера, ценностными ориентирами, нравственными принципами, первыми взглядами на жизнь, на мир, на человеческое общество.

Главным центром личности считается самооценка человека, которая в свою очередь помогает определить жизненные ориентиры человека, степень его притязаний и всю систему оценок. Самооценка оказывает воздействие на формирование стиля и поведения, обуславливает динамику и направление развития человека.

Главная цель, которую необходимо достичь детям старшего дошкольного возраста – это ясная, уверенная, эмоционально позитивная самооценка, которая определяет стремление детей к учебе [1].

Знакомство с исследованиями демонстрирует, что в детстве формируются возможности для воспитания элементов самосознания, в данном случае самооценки. Так, B. C. Мухина замечает, что самооценка предполагает осознание ребёнком того, кто он, какие качества в нем преобладают, как к нему относится окружение и чем определено это отношение. Наиболее заметно самосознание выражается в самооценке, в том, как дошкольник может оценить собственные достоинства, провалы, свои личные особенности и возможности [2].

Детский психолог В.Сатир отдавала самооценке главную роль среди причин, которые определяют успех или неудачу в воспитании ребенка и формировании индивида. Под самооценкой она понимала «способность человека честно с любовью и по достоинству оценить себя»: Личность с положительной самооценкой способна создавать возле себя атмосферу честности, ответственности, любви. Такая личность ощущает свою важность и нужность, чувствует, что мир вокруг станет лучше оттого, что он в нем существует. Он полагается сам на себя, но может искать поддержку и в других людях в сложных ситуациях. Он убежден, что все время может находить независимые решения, осуществлять обдуманные поступки. Только ощущая собственную значимость, человек может видеть, принимать и уважать высокую значимость окружающих его людей. Личность, имеющая высокую самооценку, вселяет доверие и надежду. Он не пользуется правилами, если они не соответствуют его эмоциям. В то же время он не зацикливается по поводу своих переживаний. Он может сделать необходимый выбор. И в этом ему помогает его умственные способности [3].

Значимым шагом в становлении и формировании индивидуальности ребенка считается переход от предметных оценок другого человека к оценкам его индивидуальных качеств и внутреннего состояния самого себя. В исследованиях Э.И. Суверовой, все возрастные группы дошкольников показывают умение оценить другого человека наиболее справедливо, чем оценивают сами себя. Однако тут прослеживаются некоторые возрастные перемены. Не часто старший дошкольник на вопрос «Кто у вас самый хороший?» ответит «Я самый хороший», такой ответ характерен для маленького ребенка. Но это вовсе не значит, что самооценка личности дошкольника невысокая. Ребята уже стали достаточно «взрослыми» и понимают, что хвастаться некрасиво. Совершенно не нужно напрямую говорить о собственном преимуществе. Среди детей старшего дошкольного возраста, есть те кто оценивают себя с позитивной стороны косвенным путем. На вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» как правило говорят: «Я не знаю. Я тоже слушаюсь», «Я также умею считать до 100», «Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже никогда не обижаю детей, делюсь конфетами» и т.п.

У дошкольников оценка и самооценка носят больше эмоциональный характер. Среди взрослых, которые присутствуют в окружение ребенка, более яркая положительная оценка достается тем из них, к кому ребенок чувствует любовь, доверие, привязанность [4].

У детей дошкольного возраста самооценка, чаще всего, завышенная – так как ребенок возвышенно дает оценку своим возможностям и успехам, внезависимости от действительности результата своих действий. Это происходит от того, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные действия – ребенок еще не в состоянии отделить положительное отношение к себе от оценки своих определенных дел. По этой причине отрицательные оценки и замечания не оказывают необходимого воспитательного эффекта.

В период старшего дошкольного возраста наступает период половой идентификации. Дети этого возраста уже в состоянии понять, что пол невозможно изменить в течение времени, рода занятия или смены одежды и других внешних факторов.

Самооценка у девочки и мальчика не одинакова. Отношение к себе как к представителю конкретного пола имеет влияние и на формирование оценки себя как индивида в целом. Исследования гендерных отличий самооценки дошкольников являются значимыми как социально-психологические, так и с позиции возрастной психологии. Отношение к себе и к другим людям строится на гендерных стереотипах, под которыми понимаются традиционные и устойчивые роли и образы, типичные характеристики, которыми наделяют мужчин и женщин [5].

Самооценка девочек и мальчиков отличается не только количественными (у кого-то выше, у кого ниже), но и качественными показателями. Представление о себе и самооценка у детей может измениться под воздействием семьи и окружения. Известны несколько факторов, имеющие влияние на гендерные отличия по устойчивости самооценки:

1) степень открытости во взаимоотношениях;

2) реакция на обратную связь;

3) стресс, связанный с отношениями с близкими людьми;

Низкая самооценка девочек определяется переживаниями, которые могут возникнуть из-за ухудшения взаимоотношения с близкими людьми, к примеру, если семья или товарищи не прощают обиды, –у мальчика это событие не окажет влияние на его самооценку. Происходит это от того, что для девочек отношения с близкими считаются весьма значимы, и опять можно увидеть гендерные стереотипы –это социум присваивает девочкам именно такой стиль поведения и такие переживания.

Стандарты, которые прививают дошкольникам их родители и окружение, могут помочь построить верное понимание о нормах поведения и действиях. Отношение к себе, как к представителю конкретного гендера, оказывает влияние как на индивида в целом так и на формирование его самооценки. Самооценка обладает рядом нюансов: отношение к себе, оценка себя, которые могут касаться разных сторон личности и поведения [6].

Вся психическая жизнь малыша формируется под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретаемое ребенком, оценивается окружающими людьми. И вскоре дошкольник самостоятельно начинает находить оценку всем своим действиям, подтверждать правильность или неправильность познаваемой либо осуществляемой им действительности.

Самооценка бывает адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной или завышенной. Каждая из них индивидуальным образом выражается в жизнедеятельности индивида.

Согласно взгляду М.И. Лисиной, дети с заниженной самооценкой узнаются по угрюмости, застенчивости, отсутствию жизнерадостности. Ребенок с низкой самооценкой уверен, что с ним не интересно играть — и на самом деле становится не интересно и скучно, в следствии того что он не разрешает себе увлечься игрой. Но так как, он нуждается в общение, другие ребята научат его выполнять роли — невыигрышные, скучные, исполнительские. Но если вдруг такой ребенок принимает решение совершить поступок (придумать новый сюжет, ударить обидчика, дать списать задание или самому списать — неважно), есть вероятность, что в дальнейшем ему придется переживать, стыдиться своего промаха или стесняться собственного успеха, прятать собственную сопричастность, сбегая от ответственности.

Некоторые авторы (А.И. Силвестру, М.И. Лисина) предполагают, что повышенная самооценка — последствие множественных «поглаживаний», поощрений, лишенных органичности и, вероятно, являются манипуляцией со стороны родителей. К примеру, чаду не отказывают ни в чем материальном, но в тоже время и не принимают участия эмоционально в его в жизни, не дают оценку поведению, не занимаются его воспитанием. Вероятно, он вырастет с чувством, что все что у него есть материальное ему дано от природы, и это никак не взаимосвязано с тем, какой он в самом деле. Он уверен, что он абстрактно прекрасный ребенок. А вот за что можно похвалить — он не понимает, и слабо может отличить собственное достижение от чужого.

М.И. Лисина изучила как развивается и формируется самооценка дошкольников под влиянием детско-родительских отношений. М.И. Лисина подмечает, что ребята с четким представлением о себе обладают высокой самооценкой и воспитываются в семьях, где родители используют демократический стиль в воспитании, уделяют ребенку, довольно много времени, благоприятно расценивают его физические и умственные способности, но, не считают, что степень его развития выше, чем у их сверстников. Такого ребенка часто награждают, но не презентами. Наказывают, чаще всего, отказом от общения с ними. Ребенок с низкой самооценкой растет в семье, которая пользуется авторитарным, либеральным или же хаотическим стилем воспитания. С ребенком совсем не занимаются, однако призывают к полному повиновению (особенно авторитарный тип воспитания). Низко оценивают, нередко попрекают, наказывают, иногда — при посторонних людях. Не ждут от него успехов и достижений в дальнейшей жизни.

Еще один из основных факторов формирования самооценки старшего дошкольного возраста является увеличение и обогащение личного опыта ребенка. Под личным опытом, понимается общий результат тех интеллектуальных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем его предметном мире.

Можно выделить механизм формирования самооценки в дошкольном детстве, который происходит следующим способом:

  • через оценки значимых взрослых (родителей, педагогов);
  • на основе собственного практического опыта;
  • через ровесников, на основе информации о качестве результата при решении конкретных задач.

Важное воздействие на развитие самооценки оказывают: отношение окружающих взрослых и понимание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и итоговых результатов. И осмысление этого не возникнет автоматически: родители и воспитатели должны учить детей замечать и осознавать себя, учить координации собственных поступков с действиями окружающих, регулировать личные желания с желаниями и потребностями окружающих.

В процессе умственного развития дошкольника преодолевается непосредственное принятие оценок старших, происходит процесс опосредствования их собственным знанием себя.

Формирование самооценки у дошкольника происходит под воздействием активных действий: самонаблюдения и самоконтроля.

Наиболее подходящим для формирования положительной самооценки у детей старшего дошкольного возраста считаются виды деятельности, направлены на получение результата (игра с мячом, классики). В данном случае ребята руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как выполняя деятельность продуктивного характера (например, вырезание из бумаги), мотивы самооценки уходят на второй план. Точность и объективность оценки и самооценки детей увеличиваются по мере освоения детьми правил игры, получения личного опыта [7].

Смотрите так же:  Самооценка пвк

Не только у школьников, но и у детей дошкольного возраста любое притеснение, насилие, принуждение осуществлять что-то против воли порождает сопротивление. Длительное психическое и эмоциональное напряжение порождает поиск суррогатных (искусственных) выходов. Внешние выходы предполагают поведение (протестные действия), вредные привычки (сосание пальцев, языка, губ, одежды, биение головой о подушку, грызение ногтей, раскачивание), внутренние – аутоагрессию (уход в себя). Развитие личности ребёнка становится дисгармоничным, нарушается понимание себя. Ошибки в воспитании порождают дидактогении – плохой результат последствия педагогической ошибки, негативного воспитательного влияния. К ним можно причислить угрозу, нетерпение, конфликты, перегрузки, авторитарность, осмеяние, наказание стыдом и т.д. [8].

Концепция формирования самооценки в дошкольном возрасте говорит о том, что с помощью конкретного вида оценок к обобщённым; через оценку значимого взрослого (родители, прародители, педагоги), далее ровесников, к развитию самооценки на основе данных о качестве результата при решении конкретных задач. Главную роль в формировании самооценки детей дошкольного возраста играют окружающие его взрослые, в первую очередь – это его родители [9].

Для того что бы сформировать позитивную самооценку у ребенка, нужно сформировать в семье ряд таких условий, чтобы ребенок чувствовал, что он охвачен вниманием, заботой и любовью семьи, невзирая на то, какую оценку он заслуживает в данный момент. Родители должны заострять внимание ребенка на его и достижениях, и успехах, а не подчеркивать его промахи и неудачи. Самооценка очень существенно влияет на жизнь ребенка. По этой причине родители должны суметь предусмотреть возникновение всевозможных трудностей в жизни ребенка, осознавать и соблюдать правила и общепризнанные нормы воспитания, принятые в мире, всеми силами стараться сформировать у ребенка позитивное отношение к самому себе.

Одобрение и критика должны быть в разумном соотношение: недопустимо всё, что делает ребёнок, безоговорочно одобрять, но и ругать за всё подряд – тоже не следует. В случае, когда критика превышает одобрение, ребёнок станет избегать общение с родителями. Но если есть необходимость в критике ребёнка, то нужно обязательно найти, за что можно высказать похвалу, к примеру, за самостоятельность, за умственные способности, силу воли. Кроме того, в окончание разговора нужно высказать искреннюю веру, в том что ребёнок правильно понял критику и быстро всё исправит [10].

Родители, которые проявляют постоянный интерес к трудностям своего ребенка, принимают участие в решении возникших проблемных ситуаций, помогают собственному ребенку оценить себя положительно, способствуют формированию полноценной личности.

Семья – важный элемент в развитии самосознания и формировании самооценки детей. Детский сад так же состоит в этой цепи – развития самооценки ребенка. Так как дошкольное учреждение – это первое общество для малыша. Малыш находится в детском саду, где родители отсутствуют, и их заменяет воспитатель. Как будет ощущать себя ребенок в детском саду: хорошо или плохо, сможет ли найти ребенок в этом незнакомом ему человеке поддержку?

Дошкольное образование — это система, где главная роль отводится процессу взаимодействия воспитателя и ребенка. Педагог для дошкольников – значимая фигура, а это значит, что рядом с детьми должен находиться высокопрофессиональный педагог [11].

М.В. Лаврентьева установила, что статус ребенка в коллективе воздействует на самооценку дошкольника. Так, к примеру, тенденцию к переоценке больше показывают «непопулярные» ребята, авторитет которых в коллективе невелик; недооценку — «популярные», эмоциональное состояние которых довольно хорошее.

Воспитатель оказывается влияние на формирование личности дошкольника (начальным шагом в развитии личности считается самооценка дошкольника), развивает его многосторонне. Любой ребенок — это личность и к каждому малышу нужен свой индивидуальный подход. Этот подход реализуется при взаимодействии воспитателя и ребенка. Взаимодействие педагога и дошкольника может происходить по-разному. Как общается воспитатель, оценивает поступки, указывает на них, зависит от него самого. В случае если в данном взаимодействии отсутствует любовь, забота, привязанность к ребенку, то ребенок становится, замкнутым, безразличным, агрессивным, он отказывается посещать детский сад и т.д., у ребенка снижается собственная самооценка. Вот почему так важна роль общения педагога с воспитанником детского сада.

Трудности преподавательского взаимодействия широко об­суждаются на психологических съездах, конференциях, семинарах. Ничего необычного в этом нет. Так как невозможна без педагогического общения деятельность ни учителя, ни вос­питателя, ни музыкального руководителя, ни инструктора физического воспитания. И успех в воспитании и обуче­нии, рост профессионального мастерства в значительной степени обуславливается тем, на­сколько совершенно педагогическое взаимодействие. Можно отметить, что педагогическое взаимодействие активно воздействует на формирование самооценки ребенка. Эксперты полагают, что педагог окажет положительное влияние на самооценку своих воспитанников, если, взаимо­действуя с ними, научит гордиться тем, что любой из них может делать хорошо, помогая понять тем самым собственные способности.

Воспитателям немало важно понимать и не забывать, что все без исключения оценочные воздействия взрослого имеют влияние на развитие самостоятельности и самооценки ребенка.

Большое значение при этом имеет овладение навыками педагогического общения, умелое использование ориентирующих и стимулирующих (Б.Г. Ананьев) функций педагогической оценки. Положительные результаты в развитии самооценки неуверенных в себе детей достигаются, когда педагоги следуют путем развития способностей ребенка, создания для него ситуаций успеха, часто хвалят, проявляют эмоциональную поддержку ребенка. Это положительно влияет на уверенность ребенка в собственных возможностях. Это доказывает, как передовой педагогический опыт, так и специально проведенные исследования.

Как считает В. Абраменкова, развитие в ходе дошкольного обучения правилам коллективного поведения дошкольников и привычки этого поведения вырабатывают у детей осознание необходимости действовать согласно этим правилам, оценку своего поведения с точки зрения поведения должного, основанного на мнении группы. В воспитание целенаправленности и планомерности волевых действий ребенка важную роль играет именно это сознание правил поведения, как регулирующих удовлетворение своих желаний, так и стимулирующих процесс преодоления своего нежелания.

Таким образом, можно отметить, что роль взрослого в психическом развитии ребенка имеет особое значение. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Родители для ребенка на первых порах становятся единственными носителями социальных отношений и единственным соединяющим звеном между остальными связями ребенка с миром. Однако, одного только общения с родителями недостаточно для полного развития малыша. Колоссальную роль в формировании самооценки детей дошкольного возраста имеют количество и качество общения с родителями, особенности семьи, родительское отношение к ребенку, супружеское взаимодействие и др.

Так же, нельзя не отметить что, в формирование самооценки большую роль играет детский сад и воспитатели. Именно развитие самооценки в младшем возрасте позволяет ребенку в дальнейшем осуществлять активный жизненный выбор, определяет уровень его стремлений и отношения с окружающим обществом. При этом важна гармоничность, согласованность в педагогическом и психологическом воздействии, которое оказывается на ребенка. Абсолютно недопустимо, чтобы в детском саду воспитатели и психолог стремились помочь ребенку повысить самооценку и статусное положение в группе, а дома родители или старшие братья, сёстры в силу своей некомпетентности сводили эти усилия к нулю. Поэтому важно проводить обучающие семинары, для ознакомления родителей с обязательными правилами воспитания, соблюдая которые, родители будут помогать своему ребенку полноценно, гармонично развиваться психически.

Уважение к детям, бережное отношение к личности ребенка это основа стратегии позитивного оценивания.

Для того что бы у дошкольника сформировалась адекватная самооценка, необходимо что бы действия воспитателя в детском саду и семье ребенка были согласованы. На любом этапе жизни ребенка, семья воспринимается как личный пример. Для ребенка такая взаимосвязь имеет важное значение, она имеет влияние на развитие жизненных ценностей, на формирование его поведения, характера и на отношение к окружающим его людям, и конечно же имеет большое значение на формирование личности в целом.

1. Долгова В.И., Попова Е. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками. Монография. — М.: Перо, 2015. — 208 с.

2. Мухина В. С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1999. – С. 112.

3. Сатир В., Как строить себя и свою семью. — М. Педагогика-Пресс,1992. — 190 с.

4. Чернявская В. С., Буслова А. Ф. Гендерные различия самооценки дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15230.htm

5. Эйестад Г. Самооценка у детей и подростков: Книга для родителей / Гюру Эйестад; Пер. с норвежского Н. Шинкаренко. – М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 294 с.

6. Долгова В.И., Апплеева И.А. Здоровьесберегающая психологически безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2016. — № 6 (136). — С. 222–226.

7. Аникович О.А., Лебедева О.В. Проблема формирования самооценки в период дошкольного детства

8. Долгова В.И. Коррекция тревожности у старших дошкольников. — Дошкольное воспитание. — 2016. — № 8. — С. 100–105.

9. Долгова В.И., Василенко Е.А. Развитие критериальной базы изучения социально-психологической адаптации личности // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 5. — Ч. 3. — С. 530–534.

10. Гармаш Л. Н. Рекомендации для воспитателей по формированию адекватной самооценки старших дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//kak znate.ru/docs/index-63727.html

11. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. — Кишинев: Штиинце, 1983. 112 с.

Исследования в области самооценки

Проблеме развития самооценки посвящено множество исследований как в отечественной психологии, так и зарубежной. Западноевропейские и американские психологи подходят к рассмотрению самооценки в основном как механизма, обеспечивающего, согласованность желаний индивида к себе с внешними условиями, т. е. высокую уравновешенность личности с окружающем его внешним миром. При этом внешний мир рассматривается как враждебный индивиду. Данный подход характерен как для 3игмундта Фрейда, так и для его последователей-неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах данных психологов самооценка расценивается как функция личности и рассматривается в связи с аффективно-потребностной зоной личности.

С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.

Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы Курта Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.

Смотрите так же:  Дети не хотят убирать игрушки

В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория Карла Роджерса.

Личность, по Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью является знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуется с его самооценкой.

В индивидуальном развитии, как говорит Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других — расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека.

В советской психологии исследования самооценки соединены с изучением проблемы развития и самосознания, что связано с именами Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, М. С. Неймарк, Л. С. Славиной, Е. А. Серебряковой и др. Данные исследования изучают уровень притязаний детей, их уверенность или неуверенность в себе и связанные с этим особенности их самооценки.

Самооценка школьника

Не надо быть специалистом-психологом, чтобы заметить: самой яркой особенностью поведения ребенка является неугомонная активность. Она находит выражение в его подвижности, в быстрых переходах от одного занятия к другому, в бесконечных расспросах об окружающем мире, в стремлении самостоятельно решать встающие перед ним жизненные задачи, начиная от самых элементарных, связанных с самообслуживанием, до истинно творческих задач, с которыми его сталкивает школа.

Активность присуща всем живым организмам. Чтобы выжить, они вынуждены преодолевать трудности приспособления к среде, исследовать среду с помощью своих органов чувств.

У человека эта активность становится качественно иной. Она определяется его социальным образом жизни, его неисчислимыми связями с другими людьми. С момента рождения ребенок вступает в мир этих связей, в мир, который организует для него взрослый. Но, находясь под определяющим воздействием взрослых, он остается активным существом, а не «материалом», из которого можно лепить что угодно. Какой бы момент становления личности ребенка мы ни взяли, всегда он упорно стремится отстоять свою активную позицию и утвердиться в ней. И чем выше уровень его психического развития, тем это стремление настойчивее.

Процесс становления самостоятельной личности в ребенке очень сложен и требует от взрослых бережного отношения. Когда ребенку ставят барьеры, когда его активность и самостоятельность подавляют, то это, с одной стороны, препятствует его развитию, а с другой — порождает внутренний протест. Такой протест также представляет собой форму активности, которая, однако, при неблагоприятных условиях может отрицательно сказаться на последующем развитии личности. Это уже само по себе говорит о том, что активность ребенка не может рассматриваться отрешенно от системы воспитательных воздействий, от качества этой системы, ее характера и направленности, от тех целей, к которым устремлен ребенок, которые приобрели для него значение.

Вопрос об отношении взрослых к активности детей очень важен и требует специального рассмотрения. Обычно старшие реагируют на активность ребенка, либо налагая запреты (не бегай, не вмешивайся и т. п.), либо снижая ее уровень. В одних случаях это происходит от неумения или нежелания взрослых стать соучастниками деятельности ребенка, которая для них утомительна и неинтересна; в других — из-за постоянной тревоги за то, что чрезмерная, с точки зрения взрослых, активность может нанести ущерб психологическому или физическому здоровью ребенка (не перевозбуждайся, успокойся; осторожно, слезай, упадешь). Поэтому зачастую целям, на которые направлены помыслы ребенка, взрослые противопоставляют свои цели, следование которым подавляет его собственную активность.

Из этих конфликтных ситуаций (ребенок хочет, стремится, взрослые запрещают) победителем обычно выходит взрослый. Но такая (зачастую легкая) победа воспитателей может дорого обойтись ребенку, ибо очень часто она достигается за счет подавления его еще неокрепшей, незрелой личности. Подлинные воспитательные победы, имеющие решающее значение для будущего детей, возможны только на другом пути — на пути укрепления самостоятельности ребенка, его критичности к себе, превращения разумных целей взрослых в собственные цели ребенка. В противном случае, как только ребенок выходит из поля зрения взрослого, его поведение часто сразу же возвращается на прежнюю орбиту, с которой так старательно стремились увести его воспитатели. Ясно, что в таких случаях система воспитательных воздействий не выдержала экзамена.

Отсюда следует принципиальной важности вывод: требования взрослых лишь тогда становятся надежными регуляторами поведения ребенка, когда они превращаются в его требования к самому себе, т. е. в саморегуляторы, которым ребенок следует независимо от того, находится он под контролем других людей или нет. Тогда он сам становится контролером своих поступков.

Анализ сложного процесса саморегуляции поведения — одна из важнейших задач всех наук о ребенке. Подобно активности, саморегуляция может быть различной степени сложности. В качестве необходимого механизма саморегуляция включает в себя особый психологический аппарат, который мы дальше будем называть аппаратом самооценки.

Без самооценки, т. е. оценки самим индивидом тех действий, которые он совершает, и тех его психических свойств, которые в этих действиях проявляются, поведение не может быть саморегулирующимся.

Самооценка, самоконтроль и коррекция поведения — неразрывно связанные процессы.

Для пояснения этой мысли мы могли бы привести пример саморегуляции поведения организма на более элементарном уровне. Наш организм неразрывно связан со средой. Он не может существовать, не поглощая из нее кислород, воду и другие вещества и не избавляясь от ненужных ему веществ. Это происходит благодаря тому, что в системе «организм» имеются особые автоматизмы, делающие наше тело «мудрым». «Мудрость» тела выражена в его способности оценивать, контролировать приток количества и качества нужных веществ и отток ненужных.

Аппараты регуляции деятельности сердца, легких, желудка, почек и других органов достаются человеку «даром», он получает их как биологическое наследство. Иначе обстоит дело на уровне психической регуляции, когда человек принимает определенные цели и отвергает другие. Здесь аппарат саморегуляции складывается прижизненно, изо дня в день, в процессе воспитания.

Психическая саморегуляция непременно предполагает самооценку, согласно и посредством которой определяется не только приемлемость или желательность какого-либо поступка, но и степень успешности, с которой он совершается и может быть совершен.

Важное значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен. Способности, как и все в личности, развиваются в процессе деятельности. Однако проблема, соответствуют ли они той цели, к которой стремится человек, всегда сохраняет свою актуальность. Всегда человек так или иначе оценивает соответствие желаемого им — возможному. Но эта оценка не всегда правильна. В одних случаям человек переоценивает свои возможности и силы, т. е. притязает на большее, чем может. В других же, напротив,— его самооценка оказывается слишком робкой, и он способен на несравненно большее, чем сам предполагает.

Обе эти крайности заставляют воспитателя тревожиться о будущем развивающейся личности. Человек, переоценивающий себя, может стать высокомерным, заносчивым, нетерпимым к критике, но также и неполноценным в том смысле, что окажется вечно раздираемым внутренними конфликтами, которые ведут зачастую к утрате веры в собственные силы, нарушению нормальной деятельности и даже к психическим расстройствам. Человек, который недооценивает свои возможности, и сам лишен радостей, связанных с достижением трудных целей, активным преодолением препятствий, и не дает обществу того, чем мог бы его обогатить. Эти два типа самооценки личности, складывающиеся при неблагоприятных условиях воспитания, свидетельствуют о неблагополучии в ее развитии.

Социалистическому обществу необходимы люди, личностные качества которых обеспечивают им активную жизненную позицию.

Как подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев на XXV съезде партии, ничто так не возвышает личность, как именно такая позиция. Активная позиция, с точки зрения психологии, означает сосредоточенность человека на социально значимых задачах. Справиться же с такими задачами способен лишь тот, кто не только хочет этого, но и обладает определенными умениями и знаниями, т. е. является компетентным. Только подлинная компетентность порождает уверенность человека а своих способностях и возможностях, вселяет веру в свои силы и успех. Оптимизм, самоуважение, присущие советским людям, активным участникам коммунистического строительства, коренятся именно в этих качествах, формирование которых является важнейшей задачей школы.

В этой книге рассказывается о том, какую роль играет самооценка в учебно-воспитательном процессе, в становлении личности растущего человека. Так как все начинается с детства, то она посвящена самооценке младшего школьника.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Самооценка авторы

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время обучение в школе больше направлено на формирование каких-либо учебных действий, и лишь косвенно – на развитие самооценки ребенка. В школе мало возможности для реализации индивидуального подхода в обучении, поэтому ребенок формирует свою самооценку исходя из мнения окружающих его людей и качества полученных оценок.

В рамках ФГОС уже разработана программа «психологического сопровождения младших школьников» (Быстрова Е.В. ноябрь 2013 года), которая еще не вступила в силу. В данной программе затрагивается проблема гармоничного развития ребенка, которое должно содержать не только интеллектуальное, но и физическое, эмоциональное и личностное развитие [1].

Целью данной работы является изучение взаимосвязи между межличностными отношениями и самооценкой младших школьников.

Задачи исследования: изучить психологический климат класса; исследовать уровень самооценки у детей младшего школьного возраста; выявить влияние межличностных отношений на самооценку детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: уровень развития межличностных связей может влиять на самооценку младших школьников.

Смотрите так же:  Какой цвет платья нравится мужчинам

Предметом исследования являются самооценка и межличностные отношения младших школьников.

Объект: дети младшего школьного возраста (от 9-11 лет) МОУ СОШ №31 г. Якутска.

В работе были использованы следующие методики: «Социометрия» Дж. Морено, методика В.В. Новикова «Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире»»; экспресс-диагностика уровня самооценки.

Также в работе были использованы методы математической обработки: корреляционный анализ Спирмена и U-критерий Манна – Уитни. Рассмотрим результаты, полученные при использовании выбранных методик и методов математической обработки.

По показателям социометрического метода выявилось, что в классах неблагоприятный психологический климат. Данную ситуацию в обоих классах показывают средние значения по индексу эмоциональной экспансивности (1 класс – 1,67, 2 класс – 1,91) и по взаимным положительным выборам (1,38 и 1,96).

Психологический климат, это в первую, очередь атмосфера взаимного внимания и уважительного отношения людей друг к другу. Это взаимопонимание, сплоченность духа и эмоциональное благополучие каждого индивида в группе. Одним из первых, кто описал данный феномен, был профессор педагогической академии В.М. Шепель. По его мнению, психологическая атмосфера определяется отношением каждого участника группы к своему делу, которое объединяет группу (в данном случае – учебная деятельность). Если каждый индивид будет добросовестно относиться к учебе, то и психологический климат в коллективе будет благоприятнее.

В связи с этим высказыванием можно сделать вывод, что в исследуемых нами классах не мотивированы учебной деятельностью, либо воспитываются в конкурентных условиях, что так же может причиной разрозненности в коллективе.

С помощью методики «Интегральная самооценка личности» мы выявили, что в обоих классах преобладает тенденция к завышенной самооценке. Эти показатели считаются нормальными для данного возраста учащихся. Результаты методики «Экспресс-диагностика уровня самооценки» показывают, что в классах преобладает адекватная самооценка. Данные результаты не характерны для младшего школьного возраста, так как согласно мнению К. Роджерса, высокая самооценка в детский период – один из показателей нормального формирования самооценки.

В проведенном исследовании выполнены поставленные задачи: изучен психологический климат обоих классов; исследован уровень самооценки младших школьников; вследствие этого проведен статистический анализ, который показал, что уровень развития межличностных отношений влияет на самооценку младших школьников. С помощью корреляционного анализа Спирмена выявлено, что чем ниже уровень развития межличностных отношений, тем выше уровень самооценки у детей младшего школьного возраста. Это можно объяснить тем, что при низкой коммуникабельности личности «включается» защитный механизм компенсация, при котором происходит прикрытие собственных слабостей за счет сильных сторон [2]. Ребенок думает, что он «хороший», что окружающие его люди «плохие», так как он не может получить положительной оценки от окружающих, он получает только негативную оценку. Вероятно, что это еще связано с оценкой не коллектива (класса), а с оценкой взрослых (родителей, учителей) – они могут давать совершенно противоположную оценку его действиям, поступкам и личности в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социометрический статус человека зависит от навыков общения и манеры поведения. Как раз в младшем школьном возрасте эти навыки и приобретаются. Межличностные отношения формируют первые навыки общения, а оценку своему поведению дети получают от социума. Таким образом, оценка окружающих людей влияет на самооценку личности.

Гипотеза о том, что уровень развития межличностных связей может влиять на самооценку младших школьников, нашла подтверждение.

Влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы влияния самооценки на проявление агрессивности у подростков; проанализированы понятия агрессия, агрессивное поведение, агрессивность и самооценка; представлены результаты исследования влияния неадекватности я самооценки на уровень агрессивности у подростков.
Ключевые слова: самооценка, агрессия, агрессивное поведение, влияние, подростки.

Агрессия является актуальной проблемой на протяжении всего существования человечества. Люди свойственны к проявлению агрессии в различный ситуациях, которые в дальнейшем приносят вред себе и окружающим. Можно предположить, что агрессия – это результат заниженной или завышенной неадекватной самооценки.

Актуальность темы несомненна, поскольку число подростков с агрессивным поведением стремительно растет. Это вызвано рядом неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни, ошибками семейного воспитания, невниманием школы к нервно- психическому состоянию детей. Свою долю вносят и средства массовой информации, кино и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего подросткового возраста. Характерными чертами его поведения является эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним оценкам и суждениям. Исследователи агрессивного поведения имеют разные точки зрения на то, что она собой представляет, и следует ли его расценивать как положительное или отрицательное явление. Р. Берон и Д. Ричардсон рассматривают агрессию следующим образом, агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [1]. Другой представитель психодинамического подхода А. Адлер понимал под агрессией стремление преодолеть врожденное чувство неполноценности [2].Отечественные исследователи агрессии, также имеют разные точки зрения на то, что она собой представляет. А.А. Реан понимает под агрессивностью такое свойство личности, которое выражается в готовности к агрессии [3]. Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительная черта личности – агрессивность. Наряду с понятием «агрессия» также употребляется понятие «агрессивность», которое психолог С.Н. Еникополов [4] определяет как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на раздражители различного рода.

Классификации видов агрессивного поведения подростков (как проявления агресии А.Басса) придерживаются многие исследователи (Пономарева М.А., Долгова В.И., Долгов П.Т., Латюшин Я.В., Капитанец Е.Г., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З., [5, 6, 7, 8, 9]).

-физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;

-косвенная агрессия — действия, направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверью и др.);

-вербальная агрессия — выражение негативных чувств через форму (крик, визг, ссора) и содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);

-склонность к раздражению — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

-негативизм — оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;

-обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

-подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

-чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Агрессивность как качество личности может иметь множество причин. Некоторые ученые в качестве одной из причин агрессивности называют неадекватную самооценку.

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной, относительно завышенной или заниженной.

Она определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность,требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. Она тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет человекуправильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает мотивационную и эмоционально волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию [10].

Исследование было проведено на подростках 8 класса, в количестве 16 человек, возраст от 13 до 14 лет.

В ходе исследования нами использовались следующие методики:

Опросник А. Басса и А. Дарки. Данный опросник содержит 8 различных шкал, характеризующих агрессивность с различных ее аспектов, что позволяет нам увидеть детальные результаты каждого испытуемого [11].

Опросник Л.Г. Почебут. Данный опросник похож на предыдущий, но в отличие от него содержит 4 шкалы, которые являются важным дополнением, а частичная пересекаемость вопросов опросников позволяет оценить степень честности ответов испытуемых.[7]

Методика Дембо-Рубинштейна. Данная методика легка в обработке и проведении, что исключает искажение результатов из-за усталости испытуемых.

Методика Будасси. Данная методика позволяет точно определить самооценку испытуемого при правильном ее выполнении. Точный количественный уровень самооценки, получаемый в результате этой методики можно эффективно использовать в методах математической статистики.

Результаты по всем методикам представлены в таблице

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Можно ли отказаться от совершеннолетнего ребенка Законодательством Российской Федерации не предусмотрено процедуры отказа от ребенка, возможно только лишение родительских прав. Так, согласно ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если […]
  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Диагностика отклонения в развитии ребёнка определение этапы проведения Ранняя диагностика отклонений в развитии детей Диагностика отклонений в развитии основывается на зна­нии общих и специфических закономерностей психического раз­вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны­ми отклонениями в развитии. Диагностика носит […]