Самооценка как фактор формирования личности

От чего зависит самооценка

У некоторых людей самооценка всегда на уровне, им статьи о том, как поднимать самооценку — не актуальны. Что это за люди? Их отличают от всех остальных всего два обстоятельства: реальная жизненная успешность и телесный корсет успешности​.

Первое: реальная жизненная успешность. Вы живете успешно, вы живете достойно, вас на работе ценят, друзья уважают. Создавайте и укрепляйте свою жизненную базу (уютная квартира, любимая дача и машина очень этому способствует), повышайте свое мастерство, становитесь уважаемым профессионалом, живите как порядочный человек, создайте крепкую и счастливую семью, дружите с достойными людьми. В общем, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, а свобода лучше, чем несвобода.

Второе: телесный корсет успешности. Военные и спортсмены проблемой низкой самооценки мучаются редко — почему? Потому что им поставили хорошую осанку, потому что их приучили ходить уверенно, держать голову прямо и смотреть вперед, а не в себя. Хотите позаботиться о себе — освойте этот навык, он дорогого стоит.

Однако есть еще одна категория людей, у которых самооценка падает чаще, чем у всех других, которые могут впасть в самоуничижение даже на фоне реальной жизненной успешности и вполне спортивного тела. Есть ли у вас предположение, что отличает этих людей от всех остальных? Ответ: привычка разыгрывать беспомощность и впадать в состояние Жертвы. Иногда это игра, идущая из детства: когда я изображу маме, что у меня ничего не выходит и я вот так расстроилась, мама меня всегда пожалеет — так сладко! Ребенок разыгрывает беспомощность, мама его жалеет — получили взрослого человека, склонного вдруг впадать в синдром низкой самооценки: «У меня все плохо, я никто, у меня ничего не получается». К этому подталкивает и стандарт женского гендера: мужчинам нравятся (якобы) беспомощные женщины, им нравится чувствовать свое превосходство, и женщины усваивают такое поведение: «Ой, я без тебя не справлюсь. » Она получает заинтересованное внимание мужчин, но вместе с этим и проблемный довесок — привычку ощущать свою беспомощность.

Совсем тяжелый случай — если позиция Жертвы накладывается как раз на завышенную самооценку, тут человек начинает страдать всерьез и уже создает проблемы для окружающих.

Тем не менее, факторов, так или иначе влияющих на самооценку, очень много, перечислим только основные:

  • Статус: место человека в иерархии окружающих людей, их отношение и оценки. У того, кто король по праву рождения, самооценка обычно выше, чем у непоступившего в вуз расклейщика объявлений.
  • Текущие внушения. Если человеку раз за разом говорить, что он свинья, трудно рано или поздно не захрюкать. Феномен внушения еще никто не отменял.
  • Успешность по жизни или в конкретной ситуации. Если в течение месяца молодой человек успешно сдал трудные экзамены в вуз, встретил очаровательную девушку, которая отвечает ему взаимностью, и выиграл в лотерею миллион — скорее всего, его самооценка повысится. Просто до небес.
  • Стереотип, влияние привычки. Если человек привык думать о себе, как о неудачнике, он продолжает так себя воспринимать даже на фоне успеха. Перестроиться сразу умеют не все.
  • Телесный корсет уверенности, шире — рисунок тела. Вялые движения и сутулость — самооценка вниз, громкий уверенный голос и корсет уверенности — самооценка поднимается.
  • Физическое состояние и настроение. Усталый и больной человек имеет о себе обычно менее радужные представления, чем веселый и бодрый.
  • Отношение человека к самому себе. Если человек себе за что-то мстит, он сумеет составить о себе самое гадкое впечатление. Если человек с собой дружит, он себя видит гораздо симпатичнее.
  • Вера в собственную эффективность, Убежденность в успехе, вера в себя и свои силы — замечательное подспорье высокой самооценке. И просто — жизненному успеху!
  • Личный выбор. Самооценка, по определению, это оценка себя, своих качеств и достоинств, которую делает САМ человек. С другой стороны, если у человека своей головы на плечах нет, а это нередкая ситуация, то по факту в реальной самооценке большой частью транслируется то, что человеку говорят о нем. Если человек с головой и волей решил изменить свою самооценку, он вполне, хотя и не сразу, может это сделать. См.→

Самооценка и уровень личностного развития

Способ жизни самооценки и ее качество во многом зависит от уровня личностного развития человека. Чем выше уровень развития личности, тем более она «само»-оценка, более разумна, стабильна и произвольна. См.→

Как воспитать высокую самооценку у ребенка

Есть несколько основных путей поднять самооценку ребенка. Первый путь — хвалить ребенка за то, что у него есть. Второй — больше требовать с ребенка, добиваясь от него лучших результатовю Третий — учить его, помогая ему осваивать жизнь. Западное воспитание чаще идет по первому пути, азиатское — по второму, и только редкие родители объединяют все эти три подхода. См.→

Самооценка и её развитие

Главная > Реферат >Психология

1. Самооценка. Понятие, виды, структура………………………….4

2.1. Этапы развития самооценки………………………………..10

2.2. Факторы, влияющие на развитие самооценки……….…..14

Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности и делают особо значимыми исследования проблем становления регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, центральное место принадлежит самооценке, детерминирующей направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге «потолок» его достижений.

Самооценка является важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащихся, играет значимую роль в становлении их индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии.

Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Теоретические проблемы самооценки нашли наиболее полную разработку в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.О. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, И.И. Лесноковой, Е.В. Шороховой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др. Обсуждаются вопросы онтогенеза самооценки, роли в формировании личности и самосознания, ее структуры и функций.

В данной работе будет описано понятие самооценки, раскрыты ее виды, а также направления развития самооценки личности.

1. Самооценка. Понятие, виды.

Самооценка личности – ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды». Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку. [6, С. 115]

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины

Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» — чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

Смотрите так же:  Мужчина дева флиртует

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными. [6, С. 126]

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Перфекционизм и уровень самооценки

Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них. [9, С. 203]

Структура самооценки рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов — когнитивного и эмоционального, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй — отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя». Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно «обрастают» эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику. Отмечается, что самооценка функционирует в двух формах — общей и частной (парциальной, конкретной, локальной). [4, С. 212]

Более изученными являются природа, характеристики и возрастная динамика частных самооценок, отражающих оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств; менее совещенными остаются проблемы формирования и функционирования общей самооценки. Все понимают как одномерную переменную, отражающую степень самоуважения личности. С высоким самоуважением связываются максимальная активность личности, продуктивность ее деятельности, реализация творческого потенциала. Такой подход к пониманию общей самооценки не оставляет места в мироощущении субъекта неудовлетворенности собой, критическому отношению к себе как побудительной силе развития, рождения потребности в самосовершенствование. И теоретический подход к пониманию общей самооценки реализуется в исследованиях, определяющих ее как иерархически вы отроенную систему частных самооценок, находящихся в постоянном взаимодействии между собой. При этом подчеркивается несводимость целостного отношения к себе к простой совокупности частных самооценок. Такое понимание общей самооценки позволяет характеризовать ее по ведущим тенденциям, проявляющимся в функционировании частных самооценок — по мере адекватности, критичности, рефлексивности, устойчивости.

Анализ накопленных в исследованиях данных позволил ученым выделить качественные характеристики общей и частных самооценок. Общая самооценка на разных уровнях развития характеризуется различной полнотой отражения психического мира личности, ее физических данных; разной мерой последовательности, скоординированности, интегрированности частных самооценок, стабильности и динамичности как системы. Частные самооценки различаются не только спецификой отражаемого в них содержания, но и степенью значимости для личности, мерой обобщенности и эмансипированности от внешних оценок. Показатели, в равной мере относящиеся к той и другой форме функционирования самооценки, представлены, как правило, в виде оппозиций: самооценка определяется как адекватная — неадекватная, высокая — низкая, стабильная — динамичная, реальная — демонстрируемая, осознаваемая — неосознаваемая, точная — неточная, уверенная — неуверенная и т.п. [4, С. 218]

Самооценка функционирует в разной модальности: категорической, отражающей однозначную оценку субъектом своих качеств, или проблематической, реализующей неоднозначное отношение к себе, по нашим представлениям, детерминированное рефлексивным анализом оценочной ситуации, допуском возможности ее разноплановых трале формаций.

Формирование самооценки у детей

Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя.
— Франклин Рузвельт

Нередко родителям приходится слышать от детей «я не смогу», «у меня не получится», «я не знаю, как это сделать». Оценивая себя, свои способности, возможности, свое место в мире, ребенок порой ошибается, занижая или наоборот, завышая самомнение. Когда речь заходит о самооценке, мы говорим о важном личностном образовании, которое нельзя оставлять без внимания.

Отношение ребенка к себе складывается из двух ключевых факторов: собственные достижения («что я умею», «что я могу», «что я делаю хорошо») и оценка его личности окружающими. Но не стоит забывать и о такой важной особенности, как индивидуальность. Индивидуальные особенности влияют на самооценку, определяя, насколько важно качество или действие, которое совершается самой личностью.

Изучением самооценки занимались известные психологи и ученые. Среди них, такие имена, как У.Джемс, З.Фрейд, К. Роджерс. Важный вклад внесли Б.Г, Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон. Это далеко не весь список великих имен, которые уделяли пристальное внимание самооценке, ее структуре, функциям и закономерностям формирования.

Самооценка и ее функции

Самооценка — это сложная психологическая система. Совокупность психических процессов, явлений, активность человека позволяет ребенку познавать самого себя и выделять себя, как часть большого мира. Функции самооценки являются мощным стимулом для развития личности. Каковы же эти функции?

Самооценка выполняет три функции:

  • Регуляторная – возможность регулировать свое поведение и свою деятельность
  • Защитная — возможность сохранять свою личность стабильной и независимой
  • Функция развития, познавая себя, давая оценку своему поведению через призму оценки себя окружающими, происходит развитие.

Формирование самооценки

Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного общения и взаимодействия. От того, насколько объективно оценивается ребенок и его поступки, зависит адекватность самооценки. От самооценки зависит активность ребенка и его стремление к самосовершенствованию. Чем раньше будет сформирована адекватная самооценка, тем больших успехов он сумеет достичь в жизни.

Придерживайтесь перечисленных пунктов, это поможет сформировать адекватную самооценку.

  • Любовь и принятие
  • Больше поощрений, меньше наказаний
  • Позвольте ребенку быть успешным
  • Детская самостоятельность, как необходимость
  • Объясняйте ребенку свои требования
  • Не перегибайте с властью, которая у вас есть
  • Правила есть правила, их необходимо соблюдать
  • Прислушайтесь к мнению ребенка, но не руководствуйтесь только его желаниями
  • Научите ребенка прислушиваться к мнению окружающих, но иметь свою точку зрения
  • Обучите навыкам неагрессивного поведения в случаях критики
  • Учите относиться с уважением к чувствам и желаниям других детей
  • Обращайтесь к ребенку с просьбами о помощи или за советом как старшему или равному (особенно важным данный пункт является при воспитании мальчиков в системе отношений «мама-сын»)
  • Будьте объективны к поступкам ребенка и его поведению

Заключение и обратная связь

Итак, самооценка занимает важное место в становления личности. Самооценка может быть завышенной, заниженной, адекватной и неадекватной. Но важно понимать, что от того, насколько адекватной будет самооценка ребенка, зависит его способность правильно и верно оценивать свои умственные, физические способности, а также осуществлять выбор личностных качеств, которые требуют особого внимания и развития. Особого внимания требует подростковый и юношеский возраст, когда происходит активное формирование личности.

Как вы считаете, может ли низкая самооценка быть стимулом для саморазвития и самосовершенствования? Поделитесь своей точкой зрения в комментариях.

Автор: Алла Нагинайло, психолог

Как формируется личностная самооценка

Ребенок может еще не осознавать себя как личность, а какой он — «хороший» или «плохой» — от окружающих он слышит постоянно. Он начинает это вначале повторять, а потом подбирать, что, когда и зачем ему о себе думать. То или иное его отношение к себе обычно активно подкрепляется взрослыми.

Сережа поел кашку, мама спрашивает: «Какой у нас Сережа?» — «Сережа хороший!» — отвечает маме довольный ребенок, а мама подкрепляет этот его ответ светлой улыбкой.

Сережа ударил сестру, бабушка глядит ему в глаза и внушает ему: «Ты злой, ты плохой драчун, за что ты так ненавидишь сестренку?» — Внушение обычно продолжается до тех пор, пока ребенок не изобразит виноватый вид.

Активный ребенок подбирает себе самооценку, которая наилучшим образом решает его проблемы (это может быть и завышенная, и заниженная самооценка), самооценка пассивного ребенка — прямое отражение родительских внушений. Самооценка обычно выше у первых и единственных детей, а также у детей, занимающих особую позицию (например, у сына, родившегося после нескольких дочерей). Чем лучше атмосфера в семье, чем мама спокойнее и радостнее, а отец — авторитетнее и требовательнее, тем выше самооценка у ребенка.

Смотрите так же:  Психология мужчине 40 лет

Если ребенок растет под градом негативных внушений, слыша постоянную критику, недовольство и не чувствуя поддержки, ему легко усвоить формулу: «Я — плохой». «Растяпа, неряха, лгунишка, трус, тупица» — вот далеко не полный перечень ярлыков, которые программируют низкую самооценку. Если же вы хвалите ребенка — это для самооценки полезно, но важно уметь хвалить правильно. Самооценка ребенка «Я — хороший» обычно формируется при доброжелательной общей оценке личности и при беспристрастном и требовательном анализе конкретных ошибочных действий ребенка.

В отношении учебных дел это выполнить просто: здесь легко увидеть, что сегодня буковка получилась красивее, чем вчера, или в диктанте ошибок уже не пятнадцать, а всего лишь десять. Что касается поведения или общения, то здесь объективных показателей меньше. — но, может быть, это как раз нам на руку? Хвалите авансом то хорошее, что уже в ребенке потихоньку появляется: если ребенок в целом неряшлив, но сейчас свои вещи (или игрушки) убрал, почему бы и не удивиться: «Вау, смотри как ты красиво все убрал! Все аккуратно разложил. Дай тебя поцелую!» Как хвалить ребенка — наука особая, но она вполне вам по силам.

Однако чаще самооценка — не пассивный результат внушений активных взрослых пассивному ребенку, а выбор ребенка, с помощью которого он решает свои задачи. Сыграть беспомощность, изобразить Дурика, разрешить себе страх и растерянность — дело для творческого ребенка не хитрое, а выгод много. Когда-то взрослые, поверив несчастным глазам бедного ребенка, просто отстанут, а когда-то еще и за него все сделают: завяжут ему шнурки, решат задачу.

Нет низкой самооценки как таковой, есть выбор позиции Жертвы и привычка жить в позиции Жертвы, а так называемая самооценка есть продукт игры двух сторон — активного ребенка и активных взрослых. А кто кого в этой игре переиграет… Если ребенок с младенчества выбрал сильно, убежденно ныть «Я боюсь» и «Я не могу», только чудо и супер-воспитатель переключит его на другую программу. С другой стороны, если ребенок родился с уверенностью, с программой «Я могу!», то трудно подобрать условия, чтобы эту программу поломать. «Нас дерут, а мы крепчаем!» «Все, что нас не убивает, делает нас крепче!»

Многие родители очень беспокоятся о самооценке детей и не настаиваивают, когда ребенок бросает трудное дело. Это — неправильно. Самая худшая вещь, которую вы можете сделать для самооценки ребенка — это позволить ему сдаться. А с другой стороны, лучший способ поднять самоуважение для ребенка — это сделать что-то, о чем ты раньше думал, что не можешь. См.→

Самооценка как фактор психологической защищенности личности подростков с отклонениями в развитии

Одним из перспективных направленийсовременных исследований является изучение психологической защищенности человека от негативных воздействий со стороны социальной среды. Одна из причин интереса к ним — радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране, которые затрагивают все сферы общественной жизни, изменяя социокультурную ситуацию в целом, приводя к росту социальной напряженности и конфликтности, к возрастанию роли насилия во всех общественных системах, в том числе и в системе образования. Насильственные действия в отношении отдельного человека, группы людей, больших сообществ диктуют необходимость поиска ресурсов, способствующих устойчивости и сопротивляемости, выявлению внешних и внутренних возможностей, обеспечивающих психологическую защищенность человека. Наиболее уязвимым и незащищенным перед нестабильностью, неопределенностью и динамичностью современности является подрастающее поколение, требования к внутренним ресурсам которого значительно возросли [1].

Другая причина пристального внимания психологического сообщества к проблеме психологической защищенности – возрастание внутренних угроз, обусловленных трансформацией ценностей и смыслов современного человека, потерей прежних ориентиров и не всегда результативных попыток поиска новых [1, 2].

На фоне резких перемен в социальной и экономической жизни происходит возрастание нагрузки на психику, изменение ценностей и стереотипов сознания, усиление насильственных и агрессивных форм взаимодействия в различных институтах социума. Особенно опасны данные проявления в образовательной среде, так как ее участники, в силу возрастных особенностей, наиболее уязвимы и в последующем транслируют приобретенные ценности, стереотипы и формы поведения в жизнь общества в целом. Поиск ресурсов психологической защищенности и выявление факторов адекватной самооценки и реалистичного уровня притязаний является актуальной социальной задачей [2, 5] .

В традиционном понимании самооценка — это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. От нее зависит активность человека и стремление к самоусовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общественные требования в требования человека к самому себе. Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей [3]. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека.

Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни). Самооценка личности является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий межличностного взаимодействия и своих возможностей [6]. Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Необходимо учитывать изменения самооценки подростка в период полового созревания, как наиболее острого переходного момента становления личности, и умело влиять на эти изменения в положительном направлении. В такой момент важно сформировать именно адекватную самооценку у подростка. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости.

По мнению А. А. Реана, самооценка – это центральное образование личности, которое определяет социальную адаптацию личности. Она является регулятором поведения и деятельности. Формирование ее происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. В этом смысле подростковый возраст имеет крайне важное значение [9].

Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, самооценка продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной [4, 7, 8].

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Главные функции, которые выполняются самооценкой:

-регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора;

-защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

В структуру самооценки входят два компонента:

-когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;

-эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Здоровое самовосприятие позволяет правильно рассчитывать свои силы и реалистично подходить к выбору задач. Признаки адекватной самооценки:

  1. Умение любые перемены обращать себе на пользу. У неуверенного человека легко выбивают из колеи даже самые мелкие изменения в его жизни, тогда как индивид, лишенный комплексов, воспринимает их как толчок к дальнейшему развитию.
  2. Спокойное восприятие конструктивной критики. Справедливые замечания, высказанные в деликатной форме, могут способствовать улучшению тех или иных человеческих качеств. Адекватные личности прекрасно понимают это и потому всегда предпочитают слышать горькую правду, вместо приторной лжи, влекущей за собой обиды и разочарования.
  3. Способность противостоять стрессам. Эмоциональное напряжение, возникающее при стрессовых ситуациях, оказывает разрушающее воздействие на организм человека. Умение собрать волю «в кулак» и вовремя взять под контроль все происходящее – важный навык, позволяющий сохранить крепкое духовное и физическое здоровье.
  4. Желание не только принимать, но и делиться. Это качество делает человека счастливее, но, к сожалению, оно совсем не характерно для закомплексованных неудачников.
  5. Искусство справляться с негативными эмоциями. Индивид, имеющий привычку срывать свое дурное настроение на домочадцах, коллегах по рабочему цеху и других людях, окружающих его, рискует, в конце концов, довести себя до нервного срыва или же погрузиться в затяжную депрессию. Человек с адекватной самооценкой поступает иначе – направляет «дурную» энергию в мирное русло и ждет, пока негативные эмоции иссякнут [4].

Самооценка личности подросткавходит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Важным моментом при исследовании самооценки, служит уровень притязаний индивида, который можно определить как уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий.

Успех — факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из известной формулы классика У. Джемса:

Смотрите так же:  Что нельзя говорить мужчинам психология

Cамооценка = Успех / Уровень притязания,

видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Уровень притязаний может быть реалистичным, человек выбирает цели, который реально может достичь, соответствующие его способностям, умениям, возможностям, либо неадекватно завышенным или заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем реалистичнее уровень притязаний. С целями он соразмеряет трудность текущих задач, избирая те, которые представляются ему не только преодолимыми, но и привлекательными. Учет уровня притязаний позволяет понять, почему человек подчас не радуется после удач и не огорчается после неуспеха. Такая, казалось бы, странная реакция объясняется имевшимся в данный момент уровнем притязаний. Ведь если расчет был на большие успехи, то нет причины радоваться, а если успехи не ожидались, то не от чего огорчаться.

При значительных отклонениях самооценки от адекватной у подростка нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как индивид говорит о себе, а и в том, как он поступает. Пониженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей подростка сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения.

Заниженный уровень притязаний, когда подросток выбирает слишком простые, легкие цели, хотя возможно достичь значительно более высоких, случается при низкой самооценке. Заниженная самооценка разрушает у индивида надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а свой уровень притязаний, свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Однако это бывает и при высокой самооценке, когда человек знает, что он умный, способный, хотя цели выбирает попроще, чтобы не перетрудиться, не высовываться, проявляя своеобразную социальную хитрость.

Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, разочарованию, фрустрации. Выдвигаются такие нереалистические притязания, переоцениваются свои способности, — эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, приводит к конфликтам, неудачам, разочарованиям. Только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей. Насколько опасной ни была бы повышенная самоуверенность, психологически гораздо опаснее заниженная самооценка.

Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мнение окружающих для него не имеет абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если претензии личности существенно превосходят ее уровня притязаний, то душевное равновесие ее невозможно. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Нередко люди становятся несчастными из-за внушенного им в детстве преувеличенного представления о своей значимости, страдая долгие годы из-за уязвленного самолюбия [5, 6].

В результате формирования самоотношения и самопознания в подростковом возрасте происходит становление самооценки, т. е. можно говорить о том, что к старшему подростковому возрасту самооценка уже выступает как сформировавшийся компонент самосознания. Причем самооценка себя, как члена группы (класса, коллектива и т. д.) напрямую зависит от сложившихся межличностных отношений.

Адекватная самооценка и уровень притязаний, определяя душевное состояние личности подростка и продуктивность его деятельности, проходят в своем развитии сложный путь и нелегко поддаются изменению. Только некоторая самокритичность позволяет человеку осознать расхождение своих притязаний и реальных возможностей и скорректировать уровень притязаний. Однако, такая коррекция легко осуществляется в сторону повышения притязаний и весьма трудно — в сторону их понижения. Для необходимой коррекции самооценку следует изменять систему поступков, и тогда на этой новой базе становится возможным и изменение мировоззрения, обобщаемое и проясняемое словесными формулами. Только включение человека в новую деятельность может привести к радикальному сдвигу в самооценке.

Наиболее типичными чертами личностного развития детей и подростков с отклонениями, по мнению многих авторов, являются ослабление мотивационной сферы, аутичность, тревожность и недоверчивость, внушаемость, склонность к подражанию, а также бедное содержание самосознания, существенные расхождения между образом реального и идеального «Я» и др.

Теоретический анализ характеристик личности при разных отклонениях в развитии свидетельствует также о «высокой частоте встречаемости полярных свойств в рамках одного континуума: высокие/низкие уровни притязания и самооценки. Разброс значений в этих континуумах свидетельствует о неустойчивости рассматриваемых характеристик [2].

Некоторые авторы указывают на определяющую роль в личностном развитии ребёнка его реакции на собственный дефект (А.Р. Лурия, А. Адлер, Л.С. Выготский и др.). Вслед за ними Е.Г. Белякова в своём исследовании, показала, что человек начинает ощущать свой недостаток в результате социального сравнения. Причём осознание дефекта приводит как к чувству неполноценности, так и к возникновению компенсаторной активности, к выработке личностного индивидуального стиля деятельности. В первом случае самоотношение способствует возникновению чувства неполноценности, невротических расстройств. Возникает низкая самооценка, которая создаёт плодотворную почву для формирования болезненной реакции на дефект. Во втором случае самоотношение выступает источником развития личности, направляет её на поиск путей компенсации дефекта [3].

Таким образом, развитие самооценки как фактора психологической защищенности личности подростков с отклонениями в развитии, остается актуальной в специальной психологии. Анализируя научные источники можно утверждать, что развитие самооценки у подростков с отклонениями в развитии происходит с задержкой. Общими проявлениями несформированности самооценки у подростков с отклонениями в развитии являются: низкая частично дифференцированная самооценка, сформирован низкий уровень притязаний, характерны неуверенность в себе, завышение своих возможностей, низкая критичность, стереотипность своих ответов. При этом меняется и роль подростков с отклонениями в развитии в обеспечении собственной защищенности. Если личные качества ребенка, его внутренняя позиция в процессе решения проблем адаптации к жизни дают ему чувство психологической защищенности, то в подростковом возрасте его самооценка, уровень притязаний, социальная компетентность, осознание своих прав и обязанностей, принятых в обществе, и следование им служат основой безопасности и защищенности и позволяют уверенно строить свою судьбу.

1. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки: избранные психологические труды. [Электронный ресурс]/Б.Г. Ананьев. —Электрон. текстовые данные. —М.: Логос, 2011. —288 c. —Режим доступа: http://www. iprbookshop. ru/9057. — ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Баева И. А., Волкова И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие. / Под ред. И. А. Баевой. М., 2010 –103 c.

3. Бурамбаева Д. А. Формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 136–140. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75028.htm.

4. Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие/В.И. Долгова, Н.И. Аркаева. –Челябинск, 2012. –229 с.

5. Захарова А. В. Психология формирования самооценки/А.В. Захарова.- М.: изд-во Рипол-Классик, 2014. –103 с.

6. Королева, Ю. А. Социально-психологическая компетентность в структуре жизнеспособности личности / Ю. А. Королева // Известия УрФУ. — 2015. — № 3. — С.141 — 148.

7. Королева Ю. А. Проблемы жизнеспособности детей и подростков в условиях современного общества/Ю.А. Королева//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 291–295. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65059.htm.

8. Липкина А. И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника: психологические проблемы неуспеваемости школьников/А.И. Липкина. — М.: Педагогика, 2013. –285 с.

9. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти/А.А. Реан. — СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2014. – 656 с.

Другие статьи

  • Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Консультация (младшая группа) по теме: консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Предварительный просмотр: Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного […]
  • Как правильно купать в круге месячного ребенка Как купать ребёнка с кругом на шее С какого месяца купать ребёнка с кругом на шее, как правильно это делать, в какое время? Советы доктора Комаровского и видео инструкция. Водные процедуры – особенное удовольствие для маленького ребенка. Кроме обычного гигиеничного […]
  • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
  • Отит у 3 х месячного ребенка Отит у 3 х месячного ребенка Для более быстрой и комфортной работы с сайтом бэби.румы рекомендуем обновить ваш браузер. Для этого необходимо скачать и установить обновление,с официального сайта браузера. Нужные организации на карте твоего города Чем чаще всего болеют […]
  • Почему ребенок после еды не срыгивает Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики Первые грудничковые проблемы связаны с пищеварением. Наиболее частые проблемы у малышей: срыгивание, рвота, икота, колики (боли в животе), пищевая аллергия, нарушение характера и частоты стула, запор, диарея […]
  • Равномерный метод воспитания выносливости Методики воспитания выносливости Методика воспитания общей выносливости Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной […]