Самооценка как фактор мотивации

Взаимосвязь мотивации достижения успеха и самооценки

психологические науки

  • Отарян Артём Эдуардович , студент
  • Алтайский государственный университет
  • Похожие материалы

    Актуальность данного исследования заключается в недостатке объективных данных о взаимосвязи самооценки и мотивации достижения успеха и малого изучения этого вопроса в целом. Проведенное нами исследование было направлено на изучение характера данной взаимосвязи.

    В исследовании принимали участие студенты первого курса факультета психологии и педагогики Алтайского государственного университета. Методы исследования: методика Дембо-Рубинштейн, направленная на изучение уровня самооценки, и методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

    С помощью корреляционного анализа Браве-Пирсона была выявлена статистически значимая положительная взаимосвязи между уровнем самооценки по шкале Дембо-Рубинштейн и уровнем мотивации к успеху по методике диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса (r=0,70, p≤0,05).

    Проведенное исследование показывает, что большинство студентов-первокурсников имеют тенденцию к завышению самооценки по Дембо-Рубинштейн, и в то же время имеют высокий уровень мотивации к успеху по Т. Элерсу. Такие студенты предпочитают браться за задания средней и высокой трудности, они уверены в своем успехе. Им свойственен поиск информации о том, что придется делать, решительность в неопределенных ситуациях, склонность к разумному риску, готовность взять на себя ответственность, большая настойчивость при стремлении к цели, адекватный средний уровень притязаний, который повышается после успеха и снижается после неудачи

    Однако в выборке имели место и люди с явно заниженной самооценкой, у них был замечен крайне низкий уровень мотивации к успеху. Эти первокурсники имеют привычку выполнять только легкие задания, в которых им гарантирован 100% успех. За задачи сложнее они стараются не браться, а если и берутся, то стараются узнать все последствия их неудачи.

    Согласно всему вышесказанному, можно сказать, что люди с адекватной самооценкой более мотивированы на успех, чего нельзя сказать про тех, у кого она занижена или завышена. Из этого следует, что люди с адекватной самооценкой менее зависимы от общества, его мнения. Они добиваются чего-либо благодаря уверенности в себе и своих силах, игнорируя большинство отрицательных факторов и ситуаций, происходящих вокруг.

    В заключение можно сказать, что и самооценка и высокий уровень мотивации к успеху крайне важны для развития как личности отдельно, так и общества. Ведь недаром А.Н. Леонтьев считал самооценку одним из главных факторов, благодаря которым индивид становится личностью.

    Самооценка выступает для индивида в качестве мотива, побуждая его соответствовать уровню ожиданий и требований общества, а также уровню собственных притязаний [1].

    Список литературы

    1. Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации // Психология в вузе. 2004. — № 1. С. 51-56.

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Самооценка как фактор мотивации

    В целостном становлении личности неотъемлемыми составляющими являются позитивная самооценка, адекватная оценка личностного потенциала и уровня притязаний, стремление к достижениям, активность и эффективность процесса овладения разными типами компетентностей, развитая саморегуляция.

    Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно оказывают влияние на формирование самооценки личности.

    Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

    Для изучения взаимосвязи и проверить гипотезу о том, чем выше самооценка, тем выше мотивация достижения успеха.

    По проведенному исследованию сделаны следующие выводы. Проведенная математическая статистика по коэффициенту корреляции Спирмена даёт возможности сделать вывод о том, что взаимосвязь между самооценкой и мотивацией достижения успеха существует, но наша гипотеза о том, чем выше самооценка, тем выше уровень мотивации достижения успеха не подтвердилась. Мотивация достижения успеха определяется как ожидание похвалы, признания, оценка результата деятельности, но эти потребности актуальны в младшем школьном и подростковом возрасте, а в поздней юности (студенческий возраст) этих потребностей так таковых не существует, так как в юношеском возрасте формируется умение самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, способность анализировать собственные результаты и, тем самым, оценивать себя.

    Исследование самооценки и мотивации достижения и избегания неудач у руководителей мужского и женского пола

    Главная > Курсовая работа >Психология

    ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО — ЮРИДИЧЕСКАЯ

    ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

    Кафедра практической психологии

    Исследование самооценки и мотивации достижения и избегания неудач у руководителей мужского и женского пола

    ВЫПОЛНИЛА: СТ. ГРУППЫ ПРИЕМА

    С-06 СПО ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

    К.ПС.Н., ДОЦЕНТ ЗИНАТУЛЛИНА Р.Р.

    Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки и мотивационной сферы у руководителей мужского и женского пола

    1.1Самооценка личностных качеств у мужчин и женщин

    1.2 Половые особенности мотивационной сферы

    1.3 Лидерство, руководящие должности и пол

    Выводы первой главы

    Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки и мотивации достижения и избегания неудач у руководителей мужского и женского пола

    2.1 Описание организации и методик исследования

    2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

    Выводы второй главы

    Список использованной литературы

    Актуальность исследования. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, детерминировано той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения, на мой взгляд, обеспечивает мотивация достижения, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности.

    Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть, из этого интереса возникла сама психология как наука. Внутренний мир личности, её самосознание всегда были в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (образ «Я») и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок, структуры и функций «образа Я» представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

    Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

    Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

    Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме самооценки и мотивации достижения успеха и избегания неудач у руководителей мужского и женского пола необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

    Цель исследования: изучение самооценки и мотивации достижения успеха и избегания неудач у руководителей мужского и женского пола.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Проанализировать литературные источники по проблеме самооценки, мотивационной сферы и лидерства в половом аспекте.

    Подобрать адекватные методики исследования по поставленной проблеме.

    Продиагностировать уровень самооценки, мотивации достижения успеха и избегания неудач у мужчин и женщин-руководителей.

    Составить диагностическое результаты у мужчин и женщин-руководителей.

    Сравнить полученные результаты на качественном, количественном и статистическом уровнях.

    Сформулировать выводы исследования.

    Исходя из этого, объектом исследования являются руководители мужского и женского пола, а предметом – исследование самооценки и мотивации достижения успеха и избегания неудач у руководителей мужского и женского пола.

    Гипотеза исследования: предполагаем, что существуют достоверные различия самооценки, уровня мотивации достижения успеха и избегания неудач у руководителей мужского и женского пола.

    Методологической основой исследования явились основные положения изучения феномена мотивации достижения и его связь с поведением и деятельностью (Г. Мюррей, К. Левин, Р.Г. Андерсон, В.А. Скотт, М.Ю. Орлов, Р.С. Вайсман, А.К. Маркова, В.И. Степанский, Г. Трудевинд, Б. Хусарек, В. Грабал, В.М. Матюхина, Т.А. Саблина, В.В. Шипилина, Г.В. Литвинова и др.) и работы в области самооценки: Хорни К., Будасси С. А., Берне Р., Петровский А. В. и др.

    Теоретическая новизна работы определяется комплексным — теоретическим, методологическим и прикладным — подходом к исследованию одного из базовых, но мало разработанных в психологии научных понятий. Проведенное теоретическое обобщение позволило объединить несколько психологических и социально-психологических аспектов по поставленной проблеме.

    Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут лечь в основу диагностики при профотборе и профориентации; для отслеживания динамики профессионализации; в качестве вспомогательного средства для наиболее оптимальной расстановки кадров; в целях повышения эффективности аттестации персонала и т.д.

    Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе ОАО «Татнефть», в исследовании принимало участие 40 руководителей среднего и высшего звена мужского и женского пола.

    Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, двух основных глав с выводами, заключения, списка использованной литературы и приложений.

    Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки и мотивационной сферы у руководителей мужского и женского пола


    Самооценка личностных качеств у мужчин и женщин

    Самооценки личностных качеств. Этот вопрос можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, можно сравнивать, какие положительные и отрицательные качества находят у себя мужчины и женщины, т. е. как они представляют свой Я-образ, у кого он полнее, на чем делается акцент при его описании. Во-вторых, кто: мужчины или женщины адекватнее оценивают себя.

    Дж. Диксон и Дж. Стрит отмечают, что Я-образ мальчиков по процентному соотношению включенных в него характеристик уступает Я-образу девочек и сопоставим с таковым у девочек, которые моложе мальчиков на 2 года.

    С. М. Петрова [31] выявила, что при описании реального Я-образа девушки оценивают свои коммуникативные и нравственные качества выше, чем юноши. В то же время при описании идеального образа человека вообще большую значимость этим качествам приписывают юноши. Творческий потенциал достоверно выше в группе юношей, а духовный потенциал выше у девушек, причем это касается как описания Я-образа, так и образа идеального человека вообще.

    При описании своего психологического портрета девушки, согласно данным Н. Н. Киреевой и О. К. Карпухиной, значительно чаще характеризуют свою эмоциональную сферу («вспыльчивая, отзывчивая, спокойная, веселая, жизнерадостная» и т. д.), в то время как в ответах юношей чаще встречаются характеристики интеллектуальной и волевой сферы («ответственный, волевой, целеустремленный, настойчивый» и т. д.).

    По данным В. Н. Князева, при субъективно определяемой значимости различных качеств личности обнаруживаются заметные различия между мужчинами и женщинами. У последних характеристики, в которых проявляется отношение человека к другим людям, на шкале ценностей занимают более высокое место, чем у мужчин. Они для женщин субъективно более значимы. Для мужчин же более значимы объекты, связанные с их работой.

    Е. А. Шумилин выявил, что юноши в качестве положительных черт личности называют чаще всего такие, как «верен в дружбе», «не подвожу друзей», «помогаю в беде». У девушек на первом месте стоят чуткость к людям, правдивость, честность, общительность. В. Е. Каган [23] опрашивал школьников 7-10-х классов обоего пола. Мальчики в качестве своих положительных характеристик отметили деятельность, добросовестность, энергичность, отзывчивость, честность, а в качестве отрицательных — непривлекательность, молчаливость, замкнутость, нелюдимость.

    Девочки в качестве положительных своих характеристик отметили обаятельность, разговорчивость, открытость, общительность, энергичность, а в качестве отрицательных — безответственность, эгоистичность, черствость, несправедливость, неискренность.

    По данным А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева [14], в самоописаниях женщины представляют себя через импульсивно-капризное «хочу» и «не могу», что соответствует женскому варианту инфантильного типа личности — капризного существа с приоритетом желаний и эмоций, либо растерявшегося и беспомощного, нуждающегося в поддержке. Мужчины в видении себя больше ориентируются на «объективные» критерии: стремление следовать установленным социальным нормам, деятельностная вовлеченность, ориентация на успех.

    У мужчин основанием для позитивной самооценки являются такие качества, как психическая уравновешенность, адаптированность, способность к самоконтролю, социабельность, моральность. У женщин позитивная самооценка связана не столько с наличием социально желательных черт, сколько с отношением к себе в целом.

    Женщины, стремящиеся к социальному успеху, высоко оценивают свои деловые качества: практичность, организованность, предприимчивость, предусмотрительность, а мужчины — качества, необходимы общественному деятелю: интеллект, умение ладить с людьми, личное влияние.

    У девочек 6-7 лет, по данным Я. И. Михайловой, общая высокая самооценка встречается чаще, чем у мальчиков того же возраста (соответственно в 73 и 50 %). Однако позже эти соотношения могут меняться. Как отмечает Г. Крайг, многие девочки выходят из отрочества с ущербным Я-образом, сравнительно низкими ожиданиями в жизни и гораздо меньшей уверенностью в себе и своих способностях, чем мальчики. Когда у девочек 15-16 лет возникают проблемы с учебой, они чаще склонны обвинять себя, тогда как мальчики объяснили бы неудачу «ненужностью» предмета. Такое снижение самоуважения, отмечаемое у трети девушек, имеется и у юношей, но оно выражено меньше.

    По данным М. К. Омаровой, у юношей выше самооценки по шкалам «интегральное самоотношение», «самоуважение», «аутосимпатия». Более высокие самооценки по шкале «аутосимпатия» у мужчин выявлены и Ю. Е. Кочневой и О. А. Шабалиной.

    По поводу того, кто адекватнее оценивает себя — мужчины или женщины, исследователи не пришли к согласию. О. М. Мороз [30] выявил, что юноши 16-17 лет дают в большинстве случаев завышенные самооценки; девушки оценивают себя либо адекватно, либо обнаруживают неадекватно заниженную самооценку. Однако В. Л. Ситников нашел, что по всем компонентам структуры Я-образа младшие мальчики более самокритичны, чем девочки.

    28. Мотивация, самооценка и уровень притязаний.

    Многие из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности.Это — мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, тревожность, определенный локус контроля, самооценка, уровень притязаний.

    Установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, — нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. С величиной самооценки связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Самооценка, в свою очередь, зависит от результата деятельности. С самооценкой соотносится уровень притязаний — тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большее значение для лиц, ориентированных на избегание неудачи, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

    Мотив достижения как фактор формирования самооценки и уровня притязаний

    Переживания успеха и неудачи в основном связаны с задачами средней степени трудности. Удача в очень легких и неудача в очень трудных задачах не сказывается на самооценке. Вместе с тем, чем выше имеющийся уровень достижений, степень трудности решенной задачи, тем сильнее ощущается нужда. Эта асимметрия в эмоциональных последствиях самооценки сочетается с тенденцией к возрастанию уровня притязаний при постепенном росте уровня достижений в повторном выполнении задания. Успех при этом все время переживается одинаково.

    Дело решает отклонение от цели, разница между последним достижением и базирующемся на нем уровне притязаний к очередному выполнению. Разница эта для каждого индивида до известной степени сохраняет постоянство во времени. Она может быть позитивной или негативной, т. е. Уровень притязаний всегда или несколько выше уже имеющегося уровня достижений или несколько ниже. После явного улучшения достижений обычно наблюдается сравнительно большая готовность повышать уровень притязаний, чем при ухудшении достижений — его понижать.

    29. Общая характеристика типологии характеров.

    Характер человека – сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течении жизни индивидуальными чертами.

    Типология характера строится на существовании определенных типических черт, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей Типологии характера исходят из идей:

    Характер формируется относительно ровно и на протяжении жизни проявляет себя как устойчивое личное образование.

    Сочетание личностных черт, которые входят в характер не являются случайными.

    Большая часть людей со своими основными чертами характера могут быть разделены на типовые группы.

    Лазурский выделял три психологических уровня в зависимости от степени приспособления человека к среде, в зависимости от того, насколько среда «давит» на человека. Низший уровень — это недостаточно приспособленные люди, среда накладывает на них сверхсильный отпечаток, насильственно приспосабливая их к своим запросам и почти не считаясь с врожденными особенностями каждого отдельного человека. Средний уровень — люди смогли найти свое место в окружающей среде и использовать ее в своих целях. Высший уровень — это уровень творчества, когда человек стремится среду переделать.

    Типология социальных характеров Фромма.

    I. Неплодотворные ориентации

    а) рецептивная ориентация (рецептивная структура характера) — человеку этого типа представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое — это получить его из внешнего источника. Их первая мысль — найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию, вместо того чтобы самим сделать хоть малейшее усилие. б) эксплуататорская — люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, что можно получить что-то от других в дар, а считают, что желаемое надо получить силой или хитростью, отнять у других. в) стяжательская — люди этого типа не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить то, что есть. г) рыночная — Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, называется рыночной ориентацией. Материальный успех у всех в современном рыночном обществе зависит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование.

    II. Плодотворная ориентация деятельная любящая разумная. Плодотворность

    предполагает, что человек является здоровой зрелой личностью, силой своего разума способен проникнуть в глубь явлений и познать их сущность, силой своей любви способен разрушить стену, отделяющую одного человека от другого, способен понять самого себя, свое назначение, которое отличает его от других людей и делает его тем, кто он есть, стремится стать тем, чем он является потенциально, используя и развивая все свои силы, способности и возможности.

    Типология манипулятивных типов характера (Э. Шостром)

    Активный Манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает к этому свое общественное положение (родитель, старший брат, учитель, начальник).

    Пассивный Манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному Манипулятору. Он прикидывается беспомощным и глупым и разыгрывает из себя «попираемого».

    Соревнующийся Манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть, третьего не дано. Он колеблется между методами «попирающего» и «попираемого» и поэтому может рассматриваться как нечто среднее между пассивным и активным Манипуляторами.

    Четвертая (основная) форма манипулятивной системы — это система безразличной манипуляции. Манипулятор играет роль безразличного, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером.

    Психоаналитические типологии. Типы характеров: оральный (зависимость от окружающих, сильный страх потерять любовь, колебания настроения), мазохисткий (субъективное, хроническое ощущение страдания, которое объективно проявляется как тенденция жаловаться, хроническая склонность к тому, чтобы навредить себе, к самобичеванию), истерический (иррациональные эмоциональные вспышки, хаотичное театрализованное поведение и даже обман вплоть до истерических фантазий), фаллически-нарциссический (преимущественно мужской вариант характера, отличается самоуверенностью, нередко высокомерием, энергичностью, достаточно успешен в профессиональных делах, хорошо адаптирован в социальном окружении), шизоидный (Порой шизоид ведет себя решительно, но это длится недолго, агрессия то разрушается, то вздымается до ощущения всемогущества, временами возможно конструктивное творчество. Шизоидный характер функционирует в реальности ради выживания, но без внутреннего убеждения в истинности ее ценностей.).

    Согласно типологии Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам:

    мыслительный тип (логик) — эмоциональный тип (этик);

    ощущающий тип (сенсорик) — интуитивный тип (интуит).

    Типы акцентуаций по Леонгарду:

    Гипертимические – чрезмерно весел, разговорчив, энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность.

    Дистимический – чрезмерно грустен, замкнут, немногословен, пессимистичен, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится.

    Циклоидный – общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).

    Демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания.

    Возбудимый – повышенная раздражимость, несдержанность. Активно и часто конфликтует.

    Застревающий – застревает на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, сводит счеты.

    Педантичный – выраженная занудливость в виде переживания подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью.

    Тревожный – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость

    Экзальтированный – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

    Интровертивный – замкнут, общение по необходимости, погружен в себя.

    Экстравертивный – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет.

    Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков

    Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков. Показано, что подростковый возраст, являясь переходным, включает в себя множество психологических новообразований. Одно из них – становление Я-концепции, как структуры личности. В этот период происходит перенос внешних оценок во внутренние состояния, которые влияют на деятельность подростка, в том числе на учебную мотивацию.
    Ключевые слова: самооценка, учебная мотивация, младшие подростки, Я-концепция.

    В отечественной психологии самооценка изучается как сторона самосознания личности, продукт её жизнедеятельности, возникающий в ходе ее развития. Самооценка, являясь частью самосознания, подразумевает общественный характер, а также подвержена изменениям под влиянием социальных условий.

    В подростковый период перед человеком актуализируется задача интегрировать имеющиеся представления о себе в единое целое, осознать и принять результат этого процесса, что и позволяет обрести чувство идентичности, или психосоциального благополучия. При неблагоприятном исходе – возникает «спутанная идентичность», характеризующаяся, с одной стороны, сомнениями, внутренними противоречиями, неустойчивостью «Я», неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование, с другой стороны, высоким потенциалом для роста [1].

    Учебная мотивация была предметом внимания в психологии, как раньше, так и будет ещё долгое время. Её необходимо изучать, излагать в различных источниках, чтобы определить источники неуспеваемости учащихся, организовать психологическое сопровождение обучающихся в процессе обучения. Отсюда следует, изучаемая проблема остаётся современной и актуальной.

    В психолого-педагогической литературе можно встретить множество определений понятию самооценки и учебной мотивации. Большинство психологов сходятся во мнении, что самооценка, в широком смысле, – это то, как человек оценивает самого себя и свое положение в социуме. А учебную мотивацию необходимо рассматривать, как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность.

    Изучим некоторые подходы к определению понятий.

    По определению Реана А.А., Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду сознаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков [2].

    Самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознание результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств. Главным образом, самооценка сопряжена с социальной обусловленностью Я-концепции личности. Она изучается как некоторый интегратор трех основных составляющих Я-образа: самопонимание (когнитивный компонент), самоуважение, глобальное самоотношение, уверенность в себе (эмоционально-оценочный компонент), самопоследовательность, внутренний локус контроля (конативный компонент) [3].

    Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность (И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, В.Э. Мильман, Л.А. Регуш, В.И. Долгова и др. Dыявлены две тенденции, характеризующие мотивацию учения в средних классах. С одной стороны, подростки мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят «гулять», играть, заявляют, что школа им надоела, что учение для них – тяжелая и неприятная обязанность, от которой они не прочь освободиться. С другой стороны, те же ученики, будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в школу и не учиться, сопротивляются такой перспективе, отказываются от нее [4, 5].

    В процессе обучения и учебной деятельности происходит развитие и преобразование структуры мотивации субъекта деятельности. Этот процесс идет в двух направлениях: во-первых, общие личностные мотивы, переходят в учебные; во-вторых, изменение уровня развития учебных умений и навыков влечет изменения и в системе учебных мотивов.

    Особенностью учебной мотивации учащихся средних классов является присутствие у них «подростковых установок» (системы ценностей, идеалов, оценок, зачастую отличающихся от взрослых и преобладающих большей «генетической» устойчивостью, переходящих от старших школьников к младшим и почти не поддающихся педагогической коррекции). Например, к таким установкам можно отнести порицание учащихся, которые не позволяют списывать или тех, кто жульничает и пользуется шпаргалками [6].

    Характерной чертой подросткового возраста является поэтапный переход от подражания оценке самооценки взрослых, к большей опоре на внутренние структуры. С помощью специальной деятельности (самопознания) у подростка и формируются критерии самооценки. Главным фактором самопознания подростка является сопоставления себя с другими людьми — старшими, ровесниками.

    На мотивацию к учебной деятельности подростков оказывают влияние такие факторы, как психологические и социальные, в том числе самооценка школьника-подростка.

    Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловлива­ющие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство дол­га, интересы. Обычно изучают следующие факторы мотивации учения [6]: обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету; обучение без личных интересов и выгод; обучение для социальной идентификации; обучение ради успеха или из-за боязни неудач; обучение по принуждению или под давлением; обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на обще­принятых нормах; обучение для достижения цели в обыденной жизни; обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.

    Исследование проводилось в 2015 году в МАОУ СОШ №67 при ЮУрГУ города Челябинска. В экспериментальном исследовании участвовал 5а класс, численностью 25 человек. Возраст испытуемых 11-13 лет. Из них 12 мальчиков и 13 девочек. Исследование проводилось в первой половине дня, во время урока биологии.

    Проанализируем результаты, полученные с помощью методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейна, которые представлены на рисунке 1.

    Рисунок 1 – Результаты исследования по методике Дембо-Рубинштейна

    Как видно из рисунка 1, средний и высокий уровень самооценки в совокупности с высоким и очень высоким уровнем притязаний является наиболее распространенным вариантом в выборке. Такой результат является наиболее благоприятным с позиции концепции личностного роста.

    Количество испытуемых со средним уровнем самооценки выше количества испытуемых с высоким уровнем самооценки и очень высоким уровнем притязании на 40%. Низкий уровень самооценки и притязаний встречается в единичных случаях выборки.

    Рисунок 2 – Результаты исследования по методике Дембо-Рубинштейна

    Исходя из данных, представленных на рисунке 2, продуктивным является также такой вариант, при котором расхождение между уровнем самооценки и уровнем притязаний в умеренной степени. Такая позиция школьника характеризуется высокой степенью целеполагания. Они определяют для себя достаточно трудные цели, базирующиеся на воззрениях о своих неограниченных возможностях и способностях, а также прилагают намеренные действия для достижения этих целей.

    Также можно сделать вывод, что для личностного развития и для обучения негативными является низкая самооценка, в сочетании со средним уровнем притязаний и характеризующийся незначительным расхождением между уровнем притязаний и самооценки.

    Очень высокий уровень самооценки, с предельно высоким уровнем притязаний, со слабым расхождением между уровнем притязаний и самооценки говорит о том, что школьник по разным основаниям «закрыт» для внешнего опыта, не чувствителен ни к своим ошибкам. Данный результат является непродуктивным, создает преграды для обучения и плодотворному развитию личности.

    Проанализируем результаты, полученные с помощью методики изучения общей самооценки Казанцевой Г.Н.

    Рисунок 3 – Результаты исследования по методике Г.Н. Казанцевой

    Из рисунка 3 видно, что высокий уровень самооценки является преобладающим в выборке. Данный уровень может означать как неадекватное завышение в оценивании себя субъектом, так и неадекватное недооценивание себя субъектом. Может действовать как положительно, так и отрицательно. Такой человек уверен в себе, часто высказывает свои интересы и пожелания напрямую, его сразу понимают, утвердительно расценивает собственные возможности и силы. Но он может быть эгоистичным, не учитывает мнения других, переоценивает свои силы. Средний уровень самооценки наблюдается на 4% меньше, чем высокий, что свидетельствует о реалистичной оценке человеком самого себя, своих способностей, качеств и поступков. Такой уровень самооценки позволяет человеку отнестись к себе критически, адекватно сопоставить свои возможности с намеченными задачами, а также с требованиями социума. Низкий уровень самооценки отмечается лишь в 4 случаях из 25, который означает, что такие подростки чрезмерно застенчивы и уязвимы. Также это может стать причиной различных психосоматических расстройств. У таких подростков развивается одиночество, зачастую повышен уровень тревожности, поэтому они стремятся избегать любого контакта с окружением, что препятствует полноценному становлению личности (Долгова В. И., Долгов П. Т., Латюшин Я. В. [6, 7]).

    Проанализируем результаты исследования по методике диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой, которые представлены на рис. 4.

    Рисунок 4 – Результаты исследования по методике Т.Д. Дубовицкой

    Нами было выявлено, что высокий уровень внутренней мотивации встречается чаще на 28% чем низкий. Данный уровень предполагает наличие познавательного мотива, стремления более успешно выполнять поставленные задачи. Такой результат наиболее благоприятен, т.к. его можно рассматривать наравне с когнитивными способностями учащегося. Средний уровень является преобладающим. Такие ученики благоприятно преодолевают трудности в учебном процессе, но школа может привлекать их внеучебной деятельностью. Дети со средним уровнем благоприятно чувствуют себя в образовательной среде, но может происходить диффузия с внешней мотивацией, т.е. их привлекает статус ученика и т.п. Низкий уровень развития внутренней мотивации к учебной деятельности наблюдаешься лишь в двух случаях из 25. Такие подростки неохотно посещают школу, возможны пропуски занятий. На уроках могут заниматься делами, не относящимися к учебному процессу. Также возможны затруднения в адаптации к образовательной среде при переходе в пятый класс. В исключительных случаях возможны основательные трудности в обучении, во взаимоотношениях с учителями и сверстниками. Возможны нервно-психические нарушения.

    Так же был посчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена:

    1) Присвоен ранг значениям А и В.

    2) Совершено вычисление разности между рангами А и В.

    3) Каждая разность возведена в квадрат d.

    4) Осуществлен подсчет суммы квадратов;

    5) Осуществлен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле;

    6) По таблице критических значений установлены критические значения.

    Самооценка как фактор мотивации

    По всем вопросам, связанным с работой в системе Science Index, обращайтесь, пожалуйста, в службу поддержки:

    В статье анализируются причины агрессивного и просоциального поведения и их влияние на межличностные отношения и взаимоотношения индивида и социума в целом. Изучение данной проблемы поможет выявить причины, обусловливающие те или иные поступки, и предотвратить их повторение в будущем, если их результат нежелателен, т. е. понять мотивационную сферу собственного поведения.

    ‘> Входит в РИНЦ ® : да

    ‘> Цитирований в РИНЦ ® : 0

    ‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

    ‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0

    ‘> Норм. цитируемость по журналу:

    ‘> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 0,225

    ‘> Норм. цитируемость по направлению: 0

    ‘> Дециль в рейтинге по направлению: 10

    ‘> Тематическое направление: Psychology

    ‘> Просмотров: 73 (26)

    ‘> Включено в подборки: 50

    ‘> Всего отзывов: 0

    The urgency of studying of this problem consists in aspiration to promote by means of the best understanding of aggressive actions to prevention and control of obvious acts of violence. The attention to this problem and its serious studying speaks that aggressive and pro-social behavior always made huge impact on the interpersonal relations and relationship of the individual and society as a whole.

    Другие статьи

    • Ребенок 9 месяцев не спит весь день Грудничок весь день не спит: причины нарушения детского сна Полноценный сон имеет очень большое значение для поддержания физического и психического здоровья детей и взрослых. Особенно важен он для малышей первого года жизни, переживающих период адаптации к окружающему […]
    • Куда обращаться за начислением пособия по уходу за ребёнком Пособие по уходу за ребенком-инвалидом Кому полагается пособие по уходу (ребёнок — инвалид)? Пособие по уходу (ребенок — инвалид) выплачивается людям, непосредственно осуществляющим уход, и независимо от отношений, в которых они находятся с подопечным. То есть, чтобы […]
    • Уроки воспитания детей 11 лет Родителям детей 11-12 лет Каждый в семье должен выполнять какую-либо работу по дому Обязанностями ребенка могут быть: вынос мусора, мытье посуды, полив цветов, прогулка с домашним животным и т. д. Обращайте внимание на то, что ребенок делает. Обязательно […]
    • Болит печень у ребенка симптомы Болезни печени: симптомы, причины и профилактика В нашем организме есть «бойцы невидимого фронта», о существовании которых мы зачастую даже не помним. Одним из таких важных органов, которые в здоровом состоянии даже не дают о себе знать, является печень. Эта железа […]
    • Фз о мерах социальной поддержки семьи и детей Социальная помощь семьям в России В Российской Федерации разрабатываются законы и госпрограммы, целью которых является социальная поддержка семей. Эти акты распространяются на всю территорию РФ. Однако некоторые субъекты в инициативном порядке расширяют перечни […]
    • Почему детям нельзя давать эхинацею Даем эхинацею детям и поднимаем иммунитет Медицинская статистика утверждает, что в среднем дошкольники более 6 раз в год могут иметь эпизоды простудных заболеваний. От подобных неприятностей с высокой температурой, болью в горле, ушах, насморком и кашлем призваны […]
    Смотрите так же:  Повышать самооценку и уверенность в себе-советы