Самооценка уровня притязаний методике шварцландера

Самооценка уровня притязаний методике шварцландера

Психодиагностическая шкала к тесту 8.3

Уровень притязаний (УП) равен 5 и выше — нереалистично высо­кий;

УП = 3 -/- 4,99 — высокий; УП = 1 -/- 2,99 — умеренный; УП = -1,49 -/- 0,99 — низкий, УП = -1,50 и ниже — нереалистично низкий.

Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказы­вает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни при­тязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (претендует на то, чего не может дос­тичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоце­нивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистич­ным уровнем притязаний стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно и успешно решают круг задач сред­ней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способно­сти и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереали­стично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «со­циальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и само­уважением, человек избегает социальной активности и трудных, от­ветственных дел и целей.

Примечание для экспериментатора: 1) размеры таблиц 10х3 см, размеры маленьких квадратиков в таблицах 1х1 см; 2) длительность 1-го, 2-го, 4-го опытов 10 секунд, а в 3-м опыте — 8 секунд для искусст­венного создания ситуации неудачи.

Исследование уровня притязаний. Тест Шварцландера

Назначение методики

  • Исследование уровня притязаний

Необходимое оборудование

  • Ручка\карандаш
  • Бланк для фиксации результатов, в котором имеется 4 таблицы
    (скачать)
  • Секундомер
  • Экспериментатор
  • Испытуемый

Процедура проведения

Экспериментатор просит испытуемого назвать количество квадратов,
которое он сможет заполнить «плюсиками» за 10 секунд. Свой ответ он
должен записать в правую-верхнюю ячейку первой таблицы.

На нижеприведённой таблице испытуемый планирует поставить 18
«плюсиков»

ТЕСТ «Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера»

Инструкция

1. Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых «плюсиков» укажите в блан­ке 1; поставьте цифру рядом с УП (уровень притязаний). Затем по сигналу экспериментатора «Пуск» начинайте рисовать «плюсики» в каждом квадратике бланка 1, а по сигналу «Стоп» — прекратите ри­совать. Подсчитайте число реально нарисованных вами «плюсиков» и укажите в бланке 1 рядом с УД (уровень достижений).

Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера

Примечание для экспериментатора:

1) размеры таблиц 10 х 3 см, размеры маленьких квадратиков в таблицах 1 х 1 см;

2) длительность 1-го, 2-го, 4-го опытов 10 секунд, а в 3-м опыте – 8 секунд для искусственного создания ситуации неудачи.

Инструкция

1. Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых «плюсиков» укажите в бланке 1; поставьте цифру рядом с УП (уровень притязаний). Затем по сигналу экспериментатора «Пуск» начинайте рисовать «плюсики» в каждом квадратике бланка 1, а по сигналу «Стоп» – прекратите рисовать. Подсчитайте число реально нарисованных вами «плюсиков» и укажите в бланке 1 рядом с УД (уровень достижений).

2. Учитывая ваш предыдущий опыт и диапазон ваших возможностей (можете ли вы больше, быстрее нарисовать «плюсики»), укажите в бланке 2 ваш уровень притязаний и затем по сигналам экспериментатора «Пуск» и «Стоп» повторите опыт, подсчитайте и запишите в бланк 2 ваш уровень достижений.

3. Данную процедуру опыта повторите для третьего, а затем для четвертого бланка. (Примечания для экспериментатора см. ниже.)

1. Вычислите ваш уровень притязаний по формуле:

где УП (2) – уровень притязаний из бланка 2; УД (1) – уровень достижений из бланка 1 и т. д. в соответствии с указанными в скобках номерами бланков.

2. Полученные значения уровня притязаний сравните с психодиагностической шкалой.

Психодиагностическая шкала к тесту

Уровень притязаний (УП) равен 5 и выше – нереалистично высокий;

УП = 3 ÷ 4,99 – высокий;

УП = 1 ÷ 2,99 – умеренный;

УП = -1,49 ÷ 0,99 – низкий,

УП = -1,50 и ниже – нереалистично низкий.

Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (претендует на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

Смотрите так же:  Взаимосвязь самооценки и самосознания

Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязаний стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно и успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

БЛАНК

К методике «Уровень притязаний»

Бланк 1

УП

УД

Бланк 2

УП

УД

Бланк 3

УП

УД

Бланк 4

УП

УД

ТЕСТ «СЛТ»

Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)

Вводные замечания.Измерение тревожности как свойства личности особенно

важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, ч уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Шкала Спилбергера — Ханина состоит из 40 вопросов, в том числе из 20 вопросов, характеризующих реактивную тревожность (опросник А) и еще 20 вопросов, характеризующих личностную тревогу (опросник Б). В зависимости от задач исследования каждый из опросников может применяться самостоятельно либо оба вместе. В последнем случае реактивная тревожность измеряется первой.
Опрос может проводиться индивидуально или в группах, без ограничения времени.
Испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав, как он себя чувствует в данный момент (реактивная тревожность, 1-20 вопросы) и как он себя чувствует обычно (личностная тревожность, 21-40 вопросы). На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности реактивной тревожности и по частоте выраженной личностной тревожности.

Опросник «А»

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Помните, что в каждой строке должна быть зачеркнута только одна цифра!

Оценка уровня притязаний по методике Шварцландера

Тест по методике Шварцлендера является экспресс-методикой для оценки уровня притязаний, с помощью которой вы можете получить необходимую информацию о вашем сотруднике или соискателе на работу достаточно быстро.

Инструкция

1. Попросите испытуемого прикинуть, сколько плюсиков он сможет нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых плюсиков укажите в бланке 1; поставьте цифру рядом с УП (уровень притязаний). Затем по сигналу «Пуск» испытуемый начинает рисовать плюсики в каждом квадратике бланка 1, а по сигналу «Стоп» — прекращает рисовать. Подсчитайте число реально нарисованных плюсиков и укажите в бланке 1 рядом с УД (уровень достижений).

2. С учетом предыдущего опыта и диапазона возможностей (может ли он больше, быстрее нарисовать «плюсики»), попросите вашего испытуемого указать новый уровень притязаний, отметьте его в бланке 2 и по сигналу «Пуск» и «Стоп» попросите его повторить действия.

3. Данную процедуру опыта повторите для третьего, а затем для четвертого бланка. Каждая последующая проба осуществляется с уменьшением времени на выполнение на 1 секунд (от 10 до 7 секунд).

Смотрите так же:  Грех увести мужчину из семьи

Размеры таблиц 10х3 см, размеры маленьких квадратиков в таблицах 1х1 см.

Бланк 1 (образец заполнения)

Бланк 1

Бланк 2

Бланк 3

Бланк 4

Обработка данных

Вычислите уровень притязаний по формуле:

УП = [ УП (2) – УД (1) ] + [УП (3) – УД (2) ] + [УП (4) – УД (3) ]

n

  • УП1, УП2, УП3 – уровни притязания в пробах №№ 1, 2, 3;
  • УД2, УД3, УД4 – уровни достижений в пробах №№ 2, 3, 4;
  • n – 3 (разность количества проб и единицы)

Полученные значения уровня притязаний сравните с психодиагностической шкалой.

Стандарты целевого отклонения:

  • ≥ 5 – нереально высокий уровень притязаний;
  • 3–4,99 – высокий уровень притязаний (внутри нормы);
  • 1–2,99 – умеренный уровень притязаний (внутри нормы);
  • -1,49–0,99 – низкий уровень притязаний;
  • ≤ -1,50 – нереально низкий уровень притязаний.

Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи.

Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязаний стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей.

Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно и успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям.

Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

Самооценка и уровень притязаний: как оценить по методике Шварцландера

Самооценка и уровень притязаний влияют на мотивированность и лояльность человека. Как получить количественную оценку уровня притязаний по методике Шварцландера, читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Зачем в HR-практике используется диагностика самооценки и уровня притязаний?

Самооценка и уровень притязаний личности — оценочные категории, которые используются в психологии. Самооценка — это то, как человек оценивает себя и свои возможности, свою позицию в социуме. Она влияет на его поведение и действия, на то, как он будет взаимодействовать с окружающими людьми и обществом в целом. Адекватность самооценки определяет успешность деятельности человека и то, как его личность будет развиваться в дальнейшем.

Скачайте документы по теме:

Самооценка бывает трех видов:

  1. Завышенная (самодовольство). Высокомерие, тщеславие, заносчивость, нежелании видеть свои недостатки и работать над их устранением.
  2. Заниженная (недовольство собой). Нерешительность, униженность, робость, обреченность, неверие в свой успех.
  3. Адекватная. Четкое понимание своих возможностей, умении ставить цели, которые будут достигнуты.

Самосознание личности, самооценка и уровень притязаний взаимосвязаны. Термином «уровень притязаний» в психологии обозначают цели, которые человек ставит перед собой, руководствуясь самооценкой.

Сотрудники уходят, так как надеялись получить от компании больше. На собеседовании выявляйте уровень притязаний кандидатов

Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала «Директор по персоналу».

Отвечает Ирина Залозных,
HR-generalist компании Elecard Group.

С небольшим перерывом из компании ушли сразу два неплохих руководителя служб — маркетинга и логистики. Один проработал в компании два с половиной года, другой — чуть больше трех лет. Директор по персоналу помнит, как проводил с ними собеседования. Оба были активными, с горящими глазами уверяли, что хотят работать именно в этой компании, преодолевать возможные трудности. Но что же произошло, почему управленцы сейчас уволились?

Полная версия ответа доступна после бесплатной регистрации

Мотивация, самооценка и уровень притязаний

Уровень притязаний характеризуется желаемым уровнем самооценки личности. Человек, имеющий завышенную самооценку, будет ставить перед собой цели, которые превышают его возможности. Не все из поставленных целей он сможет достичь. В результате неудач самооценка человека может понизиться, и уровень притязаний станет в большей степени соответствовать его реальным возможностям. В другом случае человек будет винить в своих неудачах обстоятельства, не желая понижать уровень притязаний. Если неудачи будут постоянными, мотивация к дальнейшим действиям будет снижаться.

У человека, недовольного собой, влияние самооценки на уровень притязаний выражается в неуверенности в своих силах. Он претендует на меньшее, чем могут обеспечить его способности. Ставя перед собой несложные и незначительные цели, он не чувствует удовлетворения, даже если достигает их. Такие достижения он не расценивает ни как успех, ни как победу над собой. Его самооценка не растет. Мотивация человека с заниженной самооценкой невысока.

Низкая самооценка и высокий уровень притязаний — сочетание, которое психологи называют эффектом неадекватности. Он провоцирует возникновение комплекса неполноценности, внутреннего ощущения повышенной тревожности. Такие люди тоже не мотивированы на достижение поставленных целей. Выясните, достаточно ли сотрудник мотивирован с помощью методики Макклелланда в электронном журнале «Директор по персоналу». Чтобы прочитать статью, оформите демодоступ на 3 дня.

Прямая взаимосвязь самооценки и уровня притязаний у человека, адекватно оценивающего свои возможности, позволяет ему ставить перед собой высокие цели и не бояться неудач. Уровень его притязаний соответствует степени сложности и трудности поставленных задач. Степень трудности решаемых задач он выбирает с учетом успехов и неудач в прошлой деятельности. Со временем, ошибки он допускает все реже, неудач становится все меньше. Уровень притязаний растет, что провоцирует и повышение самооценки. Мотивация такого человека всегда высока.

Смотрите так же:  Анкета самооценки состояний

Изучите кейсы по теме в электронном журнале «Директор по персоналу»:

Для чего проводится диагностика самооценки и уровня притязаний?

Сотруднику полезно знать, насколько его самооценка соответствует способностям. Если она неадекватна, он может скорректировать ее, чтобы объективно понимать то, на что он может претендовать. Уровень самооценки и уровень притязаний соискателя HR-менеджерам полезно оценивать на этапе приема на работу — на должности, где требуется умение принимать решения и самостоятельно определять свои цели.

Сотрудники, имеющие завышенную самооценку, склонны к завышению собственных возможностей и способностей. Люди с пониженной самооценкой неорганизованны, эмоционально нестабильны. В некоторых ситуациях и те, и другие могут нанести имиджевый или финансовый урон компании.

Кандидат, чей уровень притязаний характеризуется желаемым уровнем самооценки личности, ставит перед собой цели, которые может достичь в установленное время. Он мотивирован, ориентирован на успех, уверен в своих силах и может их правильно рассчитать. Таких людей отличает и высокая степень лояльности.

О самооценке и уровне притязаний читайте в «Системе Кадры»:

Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера

Существует много методик, позволяющих получить объективное представление о самооценке и уровне притязаний соискателя. Для этого, например, используется презентация. В процессе предложите человеку рассказать о себе и ответить на определенные вопросы.

С высокой степенью точности самооценка личности, виды самооценки, уровень притязаний могут быть оценены с помощью простой и понятной методики Шварцландера. При этом и тестирование, и интерпретация результатов займет не более пяти минут.

Тест «Самооценка уровня притязаний» по методике Шварцландера, а также ключ к нему, вы можете найти на нашем сайте. Инструкция по заполнению теста показана ниже.

Таких бланков требуется четыре. Они используются последовательно. Спросите собеседника, сколько «плюсиков» он сможет проставить в бланке 1 за 10 секунд. Названное значение впишите в графу УП (уровень притязаний). Засеките время, дайте команду «Старт». Кандидат по команде начнет проставлять «плюсики» и должен остановиться по команде «Стоп». Количество знаков, которые ему удалось проставить за этот промежуток времени, укажите в бланке в графе УД (уровень достижений).

«Самооценка и уровень притязаний» (тест Шварцландера) повторите еще три раза, заполнив бланки 2, 3 и 4. Чтобы получить количественную оценку уровня притязаний соискателя, воспользуйтесь формулой:

УП (n) — уровень притязаний;

УД (n) — уровень достижений;

n — номер бланка;

N = 3 (разность числа проб и единицы).

Интерпретация результатов теста по методике Шварцландера «Уровень притязаний»

Подсчитайте уровень притязаний по формуле. Если уровень притязаний Шварцландера превышает значение 3, то притязания соискателя завышены. Нормальным считается уровень притязаний от 1 до 2,99. Значения ниже 1 свидетельствуют о низком уровне притязаний.

Методика Шварцландера позволяет выявить и лиц с нереально высоким или нереально низким уровнем притязаний. К первым относятся те, кто набрал 5 и больше баллов, ко вторым — получившие —1,5 и менее баллов.

Высокий уровень притязаний. Такие сотрудники сильно переоценивают свои способности и возможности. Как результат — они часто терпят неудачи, поскольку берутся за задачи, которые просто не могут выполнить.

Низкие самооценка и уровень притязаний. Не верят в свои силы. В некоторых случаях их самооценка в действительности может быть высокой, а низкий результат объясняться «социальной хитростью». То есть, сознательным отстранением от трудных и ответственных поручений.

От самооценки и уровня притязаний зависит уровень мотивации личности. Подобрать кандидатов с адекватным уровнем притязаний поможет простой и понятный тест «Самооценка уровня притязаний» по методике Шварцландера.

Другие статьи

  • Показатели физического развития детей в доу Показатели физического развития детей 4–7 лет. Рузана Атабиева Показатели физического развития детей 4–7 лет. Показатели физического развития детей 4-7 лет, бывают особенно необходимы при диагностике физического развития в начале учебного года (сентябрь) и в конце […]
  • Ампициллин таблетки для детей инструкция по применению Ампициллин: инструкция по применению Фармакологическое действие Фармакокинетика Показания к применению Противопоказания Гиперчувствительность (в т.ч. к другим пенициллинам, цефалоспоринам, карбапенемам), инфекционный мононуклеоз, лимфолейкоз, печеночная […]
  • Развитие речи старших дошкольников презентация «РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» МДОУ детский сад 27 с/п «Рябинка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя I категории. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТатьяна Зинина Похожие […]
  • Памятка для родителей по воспитанию ребенка Памятка для родителей по воспитанию ребенка ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его […]
  • Циклоферон свечи детям инструкция по применению Сегодня в продаже Форма выпуска, состав и упаковка Таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой желтого цвета, двояковыпуклые. Вспомогательные вещества: повидон, кальция стеарат, гипромеллоза, полисорбат 80, сополимер метакриловой кислоты и этилакрилата, […]
  • Лечение детей арбидолом Схемы приема у детей АРБИДОЛ ® является средством с прямым противовирусным действием, которое может быть рекомендовано детям в рамках профилактики и лечения простудных заболеваний. Препарат обладает выраженной терапевтической активностью в отношении гриппа А и В, […]