Самопознание самооценка самосознание

15.5. Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие

Опорные слова к вопросу №15 — здесь

Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие.

Самосознание как осознание себя, своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные фор­мы и проявляться как самопознание, как самооценка, как са­моконтроль, как самопринятие.

Нацеленность человека на познание своих физических (те­лесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопо­знание совершается:

  • во-первых, в анализе результатов собствен­ной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотноше­ний с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами,
  • во-вторых, при осознании отно­шения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, ка­честв моей личности),
  • в-третьих, самопознание совершается в са­монаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п.

Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений (Я-образов) о самом себе.

Самопознание является основой развития са­моконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, пси­хических состояний, в регуляции их протекания на основе тре­бований и норм деятельности, поведения, общения. Самокон­троль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реа­лизации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.

Самооценка — это тот компонент са­мосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвя­щено значительное число работ. Разработаны особые методиче­ские процедуры изучения самооценки. Установлено, что само­оценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неаде­кватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим обра­зом проявляется и в жизнедеятельности человека.

Завышенные оценки и самооценки приводят к формирова­нию таких особенностей личности, как самоуверенность, высо­комерие, некритичность и т.п.

Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснитель­ность и др.

Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благо­приятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценно­стного компонентов самосознания. Самопознание может вклю­чать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констати­рующим, внеоценочным.

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности.

Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. В психологии установлено, что для лиц, совершающих правонарушения, характерно низкое самоуважение.

Американский психолог У.Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека.

Как подтверждено в психологических исследованиях, самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека.

Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную, как правило, неосознаваемую, функцию самосознания. Как способ реализации данной функции выступают защитные механизмы личности (см. соответствующий экзаменационный вопрос).

Самопознание самооценка самосознание

каковы ступени познания человеком мира? Что такое субъект и объект познавательной деятельности?

Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, этнографов, социологов, педагогов и художников. Так, философы начиная с XVII–XVIII вв. стремились познать, в чем состоит ценность личности и каким образом она себя проявляет, каким образом она себя познает и где границы этого познания. Уже в знаменитой формуле Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» факт обладания мышлением служит доказательством существования личности.

Дж. Локк утверждал, что человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами. С его точки зрения, рефлексивное отношение к себе свойственно зрелой личности, причем далеко не каждой.

И. Кант придал пониманию «Я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность…» Самосознание, по Канту, необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.

Г. Гегель рассматривал самосознание в развитии; при изучении самосознания он выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.

Психологи, в свою очередь, изучают структуру человеческого Я и способы ее познания.

ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе. Тем не менее знание о себе, оценка своих качеств, самосознание представляют собой важную часть становления личности.

Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

Самопознание происходит прежде всего на индивидуальном уровне. По сути дела, всю жизнь человек занимается самопознанием, но не всегда отдает себе отчет в том, что осуществляет этот вид деятельности. Самопознание, как утверждают ученые, начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Безусловно, в процессе развития личности меняются способы познания себя, отношение к себе, развивается самосознание.

Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Но для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности.

Самопознание начинается с самоузнавания, различения себя и внешнего мира. Ученые полагают, что такое различение встречается уже у трех – восьмимесячных младенцев.

Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или «поправить» свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я», путь к самосовершенствованию, затрагивающему пока только внешность.

Строго говоря, настоящего своего лица в зеркале человек практически не видит, как не слышит он и своего голоса. (Каждый из вас, кто слышал запись своего голоса на магнитофоне, вероятно, удивлялся неожиданно странному, непривычному звучанию.) Дело в том, что, готовясь рассматривать себя в зеркале, мы невольно принимаем определенную позу. В результате у нас меняется выражение лица, теряется его непосредственность и непринужденность. Мы бессознательно формируем свой образ «Я». Поэтому, случайно увидев свое отражение в зеркале, мы бываем удивлены незнакомыми чертами. Такой случай описан в рассказе А. Моравиа «Трельяж». Молодой адвокат, рассматривая только что доставленное из магазина зеркало, вдруг увидел в нем не привычного себя, а какого-то собственного двойника, к которому он испытал сильное чувство антипатии как к совершенно незнакомому человеку. К чувству антипатии примешивалось еще и ощущение какой-то отчужденности. Герой рассказа рассматривал зеркало как предмет, а не готовился к восприятию в нем собственного облика. В результате то, что он увидел, оказалось для него неожиданным, странным образом расходящимся с привычным, видимо более значительным, представлением о себе.

Фотоизображение также часто расходится с истинным лицом модели, поскольку не передает живости мимики, характерной для персонажа в жизни.

Известный кинорежиссер С. Эйзенштейн считал, что в каждом лице заключена многоликость и при этом все люди двулики. В первом случае он подчеркивал подвижность и изменчивость человеческого лица, а во втором – различие между левой и правой частями лица. Если смонтировать портреты конкретного человека из одних правых или левых половинок лица одной и той же фотографии, они будут существенно отличаться друг от друга. Так, «правые» лица (состоящие из правых половинок) выглядят старше настоящего возраста оригинала. «Левые» лица бывают менее определенными, более типичными, меньше сохраняют индивидуальность живого лица.

Внешность человека не только значима для него самого, она оказывает влияние на восприятие человека другими людьми. Вы, вероятно, обращали внимание на то, что одни люди неизменно вызывают доверительное отношение к себе даже незнакомых людей, а к другим и знакомые стараются обращаться нечасто. Психологические эксперименты показывают, что тем, кто обладает приятной внешностью, люди склонны приписывать достоинства, даже отсутствующие у них на самом деле.

Еще в древности предпринимались попытки создать типичные характеристики свойств людей, основанные на внешних признаках, особенностях телосложения, строении лица. Когда говорят: «У него на лице написано», то имеют в виду определенную связь между обликом и внутренними свойствами человека.

Сказанное об особенностях самовосприятия не означает, что человеку вообще не дано составить верного представления о себе. Далеко не все заключено в человеческой внешности. Умное выражение лица во все века казалось более привлекательным, чем лишенное проявления мысли. Как тут не припомнить пословицу, гласящую, что встречают по одежке, а провожают по уму?

КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ОЦЕНКЕ

Не менее важную роль в самопознании играет самооценка.

Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей формирует самооценку. Самооценка представляет собой преимущественно эмоциональное отношение к собственному образу: «Я талантлив», «Я абсолютная бездарность», «Я не хуже других» и т.д. Самооценка чаще всего субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне. Собственно говоря, человек оценивает себя двумя путями: во-первых, сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами деятельности; во-вторых, путем сравнения себя с другими людьми.

Три основных момента важны для понимания самооценки. Во-первых, в ее формировании важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть. Можно выразить самооценку такой формулой:

Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то, например успеха, либо снизив уровень притязаний.

Во-вторых, некоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие. Можно с детства твердить ребенку, что он красив. Однако если кто-нибудь скажет мальчику, что он лопоухий, то и спустя годы, идя на свидание, юноша будет натягивать шапку или по-особому причесывать волосы. Сознание человека оказывается своеобразной раковиной, открывающейся для новых знаний о себе.

В-третьих, самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни.

Образ «Я» не остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению. Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и других. Правильнее сказать, что у человека не один образ «Я», а множество таких образов, попеременно выступающих на авансцену самосознания или уходящих в тень.

Сложность и комплексность «Я» позволили ученым выделить в нем ряд компонентов, которые формируются в процессе жизни и оказывают воздействие на поведение личности.

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Развитие самосознания происходит от простого к сложному: от различения ощущений, исходящих извне, и ощущений, вызываемых изнутри. До определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений. Это очень важное завоевание, поскольку тело для человека – это система координат, относительно которой он воспринимает верх, низ, правую или левую сторону и т.д. При утрате способности к выделению границ своего тела (например, при помещении в специальную камеру, в которой человек лишается обычных ощущений) у него начинаются галлюцинации и возникает чувство нереальности происходящего.

Следующий этап развития самосознания связан с формированием у ребенка способности к самостоятельным действиям с предметами, благодаря чему ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам в его лексикон входит местоимение «я», что окончательно закрепляет осознание тождества своей личности. После этого начинается период развития самооценки. В дошкольном возрасте самооценки детей основаны на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей, постоянно оценивающих их. Здесь очень многое зависит от баланса между положительными и отрицательными чертами в самооценках детей. Представления о себе у дошкольников весьма ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, как он уже считает, что стал самым лучшим, а первая же неудача приводит к снижению самооценки. В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление, в это время начинает возрастать роль друзей и их мнения, расширяется круг общения. Эти факторы приводят к сопоставлению подростком разных мнений о себе. На их основе он начинает вырабатывать свое собственное мнение, при этом опираясь на свой интеллект. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные. Следующий этап связан с развитием моральной самооценки, которая строится на основе способности подростка к выяснению моральных суждений о чужих и собственных поступках.

В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция, являющая собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма. Я-концепция состоит из многочисленных образов-Я, которые служат более частными характеристиками. Существуют разные критерии для их классификации.

Смотрите так же:  12 лет ребенку как общаться

По временной отнесенности можно выделить образы: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее или, еще более дробно, Я в 15 лет, Я в 30 лет и т.д.

По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное.

По источнику информации можно выделить разные зеркальные Я: Я глазами мамы, Я глазами друга и т.д.

Все эти образы служат регуляторами поведения человека и взаимодействия с другими людьми. Поэтому наряду с отражением информации о самом себе самосознание выполняет еще и функцию саморегуляции. Чем более адекватной является Я-концепция человека, тем легче ему управлять своим поведением. Если же человек заблуждается относительно своих качеств, то он уподобляется путнику, который ориентируется по неверной карте.

Процесс самопознания не имеет границ, так как сам объект постоянно меняется. Человек меняет социальные роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и, для того чтобы его самосознание было соответствующим реальности, ему надо постоянно корректировать представления о себе. Кто я такой? Этим вопросом человек озабочен на протяжении всей своей жизни. В зависимости от того, как он на него отвечает, зависит формирование его Я-концепции.

По мнению психологов, центральное место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятие идентичности. Оно включает три основных аспекта. Во-первых, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается совершать в будущем. Во-вторых, идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе. В-третьих, идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.

Каждый человек на протяжении своей жизни проходит через индентификацию себя с разными социальными группами (социальная идентичность) и идентификацию с людьми, которым присущи определенные личностные особенности (личностная идентификация), в результате чего рождается знание о себе. Сначала ребенок узнает, к какому полу он относится, затем – к какой национальности. Немного позднее он начинает идентифицировать себя с тем социальным слоем, к которому принадлежат его родители, с городом и страной, где он живет. Зрелый человек идентифицирует себя с представителями своей профессии, партии, религии, социального слоя и т.д.

Особое значение в становлении личностной и социальной идентичности играет подростковый возраст, на который приходится установление мостика между ребенком, которым он являлся, и взрослым, которым он станет.

Любопытное исследование позволило уточнить, что представляет собой подростковая идентичность. В основу этого исследования положена знаменитая методика «Кто Я?». Каждому испытуемому предлагалось 20 раз ответить на вопрос «Кто Я?». На основе полученных данных психологи выделили три измерения подростковой идентичности. Первое измерение включает описание себя через принадлежность к определенной категории людей и через предпочитаемые виды деятельности и вкусы (я ученик, я любитель современной музыки и т.п.).

Второе измерение идентичности строится на основе описания, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой – личностных черт (я россиянин, я смелый, я решительный).

Третье измерение является наиболее оценочным и состоит из характеристик личности, социально одобряемых и не одобряемых (я не люблю подлецов, я стараюсь быть честным).

Таким образом, обретение личностной и социальной идентичности является магистральной линией развития самосознания каждого человека.

На основании эмпирических исследований в науке описаны четыре варианта обретения идентичности у подростков.

Первый из них, получивший название диффузной идентичности, характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора.

Второй – предрешенная идентичность, когда подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих.

Третий вариант – когда подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее.

Реализованная идентичность – самый оптимальный вариант, при котором подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности.

Легкость обретения идентичности в большой степени зависит от общества, в котором живет подросток. Как ни парадоксально, но чем больше свободы предоставляет общество подростку, тем сложнее ему обрести себя.

Итак, подведем некоторые итоги.

Человек постоянно в процессе деятельности меняется. Его «Я», выступающее в качестве объекта познания, – сложное и динамичное образование.

Я-концепция, в которую входит образ «Я», представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция – итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Основные понятия: самосознание, самопознание, самооценка.

Термины: Я-концепция, образ-Я, идентичность.

1) Какие этапы самопознания можно выделить? Чем они различаются между собой? 2) Можно ли считать представления о собственной внешности истинными? Ответ аргументируйте. 3) Какие факторы влияют на самооценку личности? Как повысить самооценку?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Какие особенности в процессе самопознания удалось отразить в следующих стихотворных строках поэту Н. Заболоцкому?

Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, –
Не я один. Нас много. Я – живой.

2. Упражнение на самовосприятие. Встаньте перед зеркалом и смотритесь в него не менее 10 минут. Что вы увидели? Что в вас самое лучшее? Как бы вы описали себя незнакомому человеку, которому предстоит, например, встретить вас на вокзале? Представьте, что вы видите себя впервые. Каково ваше впечатление? Что нужно для того, чтобы это впечатление было лучше? Какова ваша самая неприятная внешняя особенность? Представьте, что эта черта сильна до безобразия. А теперь посмейтесь над получившимся образом, как над отражением в кривом зеркале.

3. Проведите небольшое исследование в своем классе, применив тест «Кто Я», описанный в параграфе. Сравните данные, полученные вами, с полученными другими исследователями.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги В. Б. Ольшанского, психолога и социолога, «Психология – практикам, учителям, родителям и руководителям».

Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию – образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя…

Организованная когнитивная (познавательная. – Ред.) структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения:

а) определение собственной идентичности;

б) собственных интересов, симпатий и антипатий;

в) своих целей и продвижений к успеху;

г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов;

«Центральным в Я-концепции индивида, – пишет М. Кун, – является его идентичность, т.е. его генерализованная (обобщенная. – Ред.) позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т.п.)».

Вопросы и заданияу:

1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.

Самосознание и самооценка личности

Главная > Курсовая работа >Психология

Самосознание и самооценка личности

Глава 1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания

1.1 Самосознание и его место в психической организации человека

1.2 Сознание и проблема возникновения самосознания

1.3 Уровни развития самосознания

Глава 2. Сущность и содержание самосознания и образа «Я»

2.1 Самосознание и образ «Я»

2.2 Понятие «Я — концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми

Глава 3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение

3.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания

3.2 Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки

3.3 Самооценка и самоуважение

Список использованной литературы

Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно.

Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.

Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.

Способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, — это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство — мудрость.

Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано.

Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознаёт их с помощью оценок взрослых.

Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о «Я», и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам.

Лишь в процессе обобщения этих представлений формируется самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.

Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения.

Следовательно, осознать себя — это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и прежде всего как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.

Исходя из вышеизложенного, целью данной курсовой работы будет выступать детальное изучение самосознания и самооценки личности во всех психологических формах и проявлениях. При этом ставятся следующие задачи:

— раскрыть понятие самосознания, изучить проблему его возникновения и уровни его развития;

— изучить сущность и содержание самосознания и Образа – Я;

— изучить основные условия формирования самосознания, самооценку и самоуважение личности.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания

1.1 Самосознание и его место в психической организации человека

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. Работы И.С.Кона, в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата — эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.

Самосознание — это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. [Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 187 с].

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Смотрите так же:  Как поддержать разговор с мужчиной который нравится

А.Г.Спиркин дает следующее определение : “ самосознание — это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание — конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “. [Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990. с – 94.]

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Однако А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему “высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности “, расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа”.

В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. [Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М.: Издат. «Академия», 2001. — 112с.]

Самосознание и самооценка личности

Возникновение и развитие самосознания человека. Важность способности к внутреннему диалогу в формировании образа «Я». Обобщенный психологическо-философский подход к проблеме самосознания. Условия формирования управленческого самосознания руководителя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Возникновение и развитие самосознания человека 4

2. Управленческое самосознание

Необходимость подчеркивания бытийного статуса сознания связано с тем, что в философско-психологической литературе сознание часто отождествляется с самосознанием. Самосознание при этом понимается как отношение к действительности, т.е. сводится к гносеологическому, познавательному отношению. Иначе говоря, обыденная «очевидность» сознания стала возможной из-за отождествления его с самосознанием. Самосознание — настолько очевидное для каждого из нас явление, что факт его существования не вызывает никаких сомнений.

Сознанию присущ статус бытия: оно есть в практике реальной жизни и для целей этой жизни. Сознание есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отношений, в которые втягивается и в которых действует человек.

Основная психологическая задача состоит в анализе процесса развития индивидуального сознания, процесса становления рефлексивного сознания. Как предмет собственно психологического анализа сознание выступает в форме практики сознания. Практика сознания есть процесс овладения сознанием, преодоление полной поглощенности текущим процессом жизни, занятие позиции над ней. Практика сознания преобразует бытийное сознание в рефлексию или в рефлексивное сознание.

Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самосознание, или сознание самости. Иначе говоря, рефлексия как практика сознания обнаруживает себя как разной степени и глубины осознание самости, собственной субъективности. Самосознание как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.

Нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопознание совершается, во-первых, в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами. Во-вторых, при осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности). В-третьих, самопознание совершается в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановления в памяти прошедшего.

Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания. Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констатирующим, внеоценочным. Самооценка — это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

1. Возникновение и развитие самосознания человека

Для более глубокого понимания природы и функций самосознания, тех его элементов, которые наиболее значимы в управленческой деятельности, представляется целесообразным обратиться к анализу различных точек зрения на возникновение и развитие самосознания человека.

В.Н. Мясищев главным критерием возникновения самосознания считал способность ребенка выразить эмоциональное отношение к себе.

Некоторые исследователи, в том числе и И.С. Кон, считают периодом возникновения и становления самосознания подростковый и юношеский возраст, отмечая, что отдельные компоненты его структуры формируются в более ранних возрастных периодах, но лишь в подростковом возрасте они синтезируются и приобретают характер новообразования.

Значительный интерес вызывает точка зрения, высказываемая В.В. Сталиным. Он считает, что существует несколько предпосылок, несколько источников возникновения самосознания, причем каждый из них знаменует один и тот же процесс (развитие самосознания), но на более высоком уровне. Первым источником автор считает начало двигательной активности, когда у ребенка появляется смутное представление о собственном существовании, вторым — овладение речью и третьим — перерастание непроизвольных действий в произвольные.

В.В. Сталин также высказывает мнение о том, что можно, рассматривать процесс развития самосознания и с точки зрения составляющих элементов его структуры, то есть более полно анализировать обстоятельства, при которых возникают те или иные феномены самосознания. В своих работах он рассматривает возникновение и развитие таких феноменов самосознания, как самовыделение, уподобление и дифференциация, действующее и рефлексивное «Я» и др.

Обращаясь к проблеме стратегии жизни, КА. Абульханова-Славская подчеркивает важность для каждого человека научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру, для чего необходимо знание, понимание самого себя. «Искусство жизни состоит не только в том, чтобы учитывать свою индивидуальность, но и в том, чтобы соотносить свои жизненные цели, планы и желания со своими особенностями, чтобы раскрыть в ходе жизни в себе новые качества, развить новые способности» Бакланова Н.К. Шаг у успеху. Психология для вас .- М, 2000 .- С.15.. Самовыражение психологи связывают с проявлением индивидуальности. Отмечается, что адекватная оценка себя (самооценка) важна как для определения личностью своего места в жизни, выбора жизненной позиции, так и для активной реализации этой позиции. Отношение к себе, помимо самооценки, должно включать в себя постоянную потребность в самопознании.

КА. Абульханова-Славская подчеркивает важность способности к внутреннему диалогу в формировании образа «Я». Диалогичность сознания человека была определена М.М. Бахтиным. «Неразвитый образ самого себя, неспособность к рефлексии, к адекватным оценкам . своей личности в целом, приводит человека в состояние «внутреннего тупика», когда он знает самого себя хуже, чем тех людей, с которыми непосредственно общается. Отсутствие самопознания, самооценки приводит к тому, что человек подчиняется власти своих первых порывов, непроверенных мнений или, напротив, фиксированных (раз и навсегда) установок» Там же .- С.16.

В исследовании К.А Абульхановой-Славской выделены различные типы личности по характеру связи само- и взаимооценивания. Автор на основе экспериментов утверждает, что одновременно осуществляемая встречная оценка людьми друг друга позволяет каждому более адекватно строить ожидание оценок от других и оценивать себя. Способность видеть себя и «изнутри, и извне», гармоничное согласование этих видений служит основой адекватного самосознания.

Результаты проведенных ею исследований оценочно-самооценочных отношений личности представлены в виде восьми типов.

1. Эгоцентрический тип. Самооценка, вне связи с оценкой себя другими и своей оценкой других, — постоянная, высокая..

2. Коллегиальный тип. Самооценка, даваемая через сравнение себя с другими, опора на оценки других и себя другими, — постоянная положительная.

3. Директивный тип — с положительной, эгоистический — с отрицательной репутацией. Самооценка через свою «репутацию», то есть через оценку себя другими, преобладание негативных оценок в адрес других.

4. Функциональный тип. Самооценка через сравнение с другими, но путем ориентации на нормы, а не на их отношение. Самооценка средняя, непостоянная; потребность оценивать других и получать их оценки выражена слабо.

5. Инициативный тип. Самооценка проявилась как уверенность в хорошем отношении других и, вместе с тем, как потребность их критически оценивать.

6. Рефлексивный тип. Рефлексивность и самокритичность вне связи со своей оценкой других и оценкой себя другими. Самооценка непостоянная.

7. Рефлексивный (второй) тип. Самооценка неопределенная, невыраженная, вне связи с другими: есть потребность в оценке другими, но нет потребности их оценивать.

8. Противоречивая низкая самооценка. Есть потребность оценивать других, но нет потребности в их оценивании.

Таким образом, самооценка, по мнению КА Абульхановой-Славской, может формироваться путем противопоставления собственного мнения о себе мнению окружающих, а может брать за основу мнение других, но отказываться от их реальных оценок.

В зарубежных исследованиях достаточно четко прослеживаются два направления исследования проблемы самосознания: конкретно-научное, чисто психологическое направление, стремящееся раскрыть механизмы формирования самосознания, его этапы, исследующее проблемы саморегуляции, самоконтроля и самооценки; и философско-психологическое, тесно связанное с исследованием духовного мира человека, поиском смысла его существования.

Среди представителей первого направления значительный интерес представляют работы американского психолога Дж. Мида. Он исходит из того, что человек всегда является объектом отношения других людей. Самосознание же — это преобразованная и перенесенная внутрь точка зрения других по поводу человека как субъекта. К значимым отношениям в этой связи Дж. Мид относит детско-родительские отношения братьев и сестер, а также воспитателей и учителей. Отечественная психология считает такую позицию достаточно противоречивой. В частности, Г.М. Андреева критиковала ее за отрыв сознания от деятельности и социальных условий.

Важная роль проблеме самосознания отводится в трудах К. Левина. Для него наибольший интерес представляет так называемый «целевой подход», целевая структура индивида. Было установлено, что выбор цели управляет многими факторами, в том числе опытом, системой ценностей, социальных и культурных норм и, следовательно, оказывает значительное воздействие на самосознание личности.

Другим вкладом К. Левина в исследовании в области самосознания явилось выявление так называемых «конфликтных смыслов», когда самосознание человека содержит внутренний конфликт, вызванный, например, тем, что человек вынужден выполнять деятельность, которая ему неприятна.

Э. Эриксону принадлежит идея уровневой концепции развития самосознания; различные стадии развития самосознания, выделенные этим исследователем, одновременно являются и уровнями его развития, как бы демонстрируют степень его развитости. Такой подход, в значительной степени, близок отечественной психологии, хотя в содержательном плане тяготеет к психоаналитическому направлению.

Существенный интерес вызывают работы психологов гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне).

Ведущий представитель гуманистической психологии А. Маслоу выделил потребность личности в самоактуализации, необходимым условием которой является осознание личностью ценностей бытия: истина, красота, добро древних, совершенство,, простота, всесторонность. Пути самоактуализации — это выбор возможностей роста и принятие ответственности за свой выбор, период подготовки к реализации своих возможностей, постоянный труд; это высшие переживания, раскрытие собственного «Я».

Известный психолог и психотерапевт Ю Роджерс считает главной задачей развития личности достижение такого состояния самосознания, при котором человек полностью понимает и принимает самого себя. Важную роль в решении этой задачи ученый отводит психотерапевтической помощи; значительного внимания заслуживает также его идея о том, что целый ряд изменений, собственно — развито самосознания — может быть достигнуто в результате довольно интенсивного общения групп людей, не связанных между собой какой-либо определенной целью.

Не менее значимой представляется мысль К. Роджерса о том, что человек есть личность, постоянно создающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы. Человек способен преобразовываться в своем внутреннем мире, давать оценки своей жизни, которые нельзя полностью или адекватно передать, описывая только его состояние или его бессознательное. Это положение обращает внимание на то, что самосознание не есть некая застывшая психологическая структура. Полагая самосознание одним из основных психологических элементов личности, К. Роджерс также видит в нем непрерывный процесс изменений и развития.

Разделяющий вслед за А. Маслоу и К. Роджерсом гуманистический взгляд на человека английский психолог Р. Берне, отстаивающий «признание естественной и, непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания», считает, что «формирование здорового самосознания личности, стремящейся к знаниям, полной веры в свои силы» является основной проблемой воспитания Бакланова Н.К. Шаг у успеху. Психология для вас .- М, 2000 .- С.19.

«Я — концепция», в определении Р. Бернса, — «это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой», которая включает описательную составляющую «Я — образ» и оценочную (самооценка или принятие себя) и «совокупность установок, направленных на себя», содержащая три элемента: убеждение, эмоциональное отношение к этому убеждению и соответствующую реакцию. Применительно к «Я — концепции» эти три элемента установки конкретизируются следующим образом

Смотрите так же:  Психология отношения девушки к парню

1. образ «Я» — представление индивида о самом себе;

2. самооценка — аффективная оценка этого представления;

3. потенциальная поведенческая реакция, то есть те действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

Работа Р. Бернса интересна тем, что автор рассматривает вопросы формирования «Я — концепции» в процессе школьного обучения: роль обратной связи, реакций, ожиданий других в развитии «Я — концепции»; взаимосвязь между самооценкой школьника и его успеваемостью; педагогические условия повышения самооценки детей в процессе школьного обучения и др. К последним Р. Берне относит психологический тренинг, психологическое консультирование, взаимопонимание и эффективное взаимодействие учителя и ученика.

Обобщенный психологическо-философский подход к проблеме самосознания представлен в работах психологов — экзистенциалистов Э. Фромма и В. Франкла. Их взгляды обращены, главным образом, к поиску смысла существования человека как ключевого звена, осознания им своего места в мире.

Э. Фромм таким смыслом считает любовь как средство единения с окружающими, преодоления чувства разобщенности с миром и другими людьми. По его мнению, такое единение способствует осознанию человека таким, каков он есть, раскрытию его сущностных сил, самореализации.

В. Франкл анализирует понятие «экзистенциального вакуума» — утраты человеком жизненного смысла, приводящей к конфликту самосознания как субъективного продукта личности и активности личности как объективного условия ее существования.

Как видно из вышеизложенного, позиции, занимаемые отечественными и зарубежными исследователями, имеющие определенные различия, во многом совпадают. К таким совпадениям можно отнести ряд принципиальных положений, касающихся развития самосознания, его структуры, смыслообразующей функции самосознания для личности.

2. Управленческое самосознание

Как достичь успеха, стать мастером в своей профессии? Как определить свои сильные и слабые стороны? Как профессионально совершенствоваться? Ответы на эти вопросы связаны с профессиональным и управленческим самосознанием.

Н.В. Кузьмина называет управленческое самосознание одним из важных компонентов руководителя.

ИА. Зимняя подчеркивает объединяющую, цементирующую роль управленческого самосознания в становлении руководителя. Она указывает на необходимость проведения целенаправленной постоянной профессионально-педагогической подготовки менеджеров к управленческой деятельности прежде всего в плане осознания себя в качестве ее субъекта, формирования управленческого самосознания.

Что же должно быть объектом осознания специалиста? По мнению ИА. Зимней, для руководителя — это его профессиональные знания (умения) и качества (свойства), которые должен реализовать руководитель в его сотрудничестве с подчиненными; его личностные качества как субъекта деятельности; его собственное восприятие себя как взрослого, хорошо понимающего своих сотрудников.

Исследуя развитие и строение управленческого самосознания, А.И. Шугенко доказывает, что формирование управленческого самосознания руководителя складывается в процессе обнаружения и распознавания им качеств, личностных образований и свойств своего «Я» и оценки их влияния на развитие и личностный рост подчиненных.

Л.Ф. Воскресенская формирование профессионально- управленческое самосознания руководителя связывает со становлением его основных элементов. С позиции концепции личностно-ориентированного образования она определяет эти основные феномены самосознания:

1. опыт рефлексии и внутреннего диалога;

2. личностный смысл управленческой деятельности;

3. самооценка и уровень профессиональных притязаний;

4. сознание своего места в структуре управленческой ситуации;

5. осознание своих социально- управленческих функций и возможностей;

6. опыт адекватного решения ролевых конфликтов в различных ситуациях управленческой деятельности;

7. система профессиональных приоритетов;

8. система профессиональных идеалов.

Опираясь на указанные выше мнения, можно определить те качества, осознание которых будет способствовать формированию управленческого самосознания руководителя. Это профессиональные знания, умения и навыки, профессионально значимые качества, которые реализовывает руководитель в работе с подчиненными; его личностные качества; восприятие им самого себя как специалиста, расположенного к работе с людьми; оценка руководящим работником его влияния на духовно-нравственное, общекультурное, интеллектуальное, профессиональное развитие подчиненных.

Для успешности, самосовершенствования в профессиональной деятельности важное значение имеет профессиональная самооценка, достижения и их значимость для личности.

Л.И. Анцыферова подчеркивает значимость самооценки специалиста как одного из важнейших компонентов его управленческого самосознания, взаимосвязь профессиональной самооценки и успешности профессиональной деятельности. При этом она указывает на известную в психологии закономерность: от самооценки зависит активность человека, его стремление к самосовершенствованию. Важными критериями управленческого самосознания, профессиональной зрелости специалиста Л.И. Анцыферова считает:

— возникновение феномена «вовлеченности» в деятельность, то есть превращение ее в основную жизненную ценность личности, необходимое условие самореализации, источник самоуважения и формирования социального статуса;

— способность осознавать тенденции развития профессии, осуществлять рефлексию руководящей деятельности в широком социальном контексте, самостоятельно определять и корректировать цели своей работы;

— способность поиска и разрешения противоречий управленческой деятельности, творческого решения возникающих проблем, отказ от неоправдавших себя стереотипов.

Взаимосвязь управленческой самооценки, позитивного образа себя и успешности руководящей деятельности специалиста требует поиска путей формирования этих качеств в процессе профессиональной подготовки. В анализе путей формирования позитивного образа себя как проблемы профессиональной подготовки Л.И. Анцыферова опирается на опыт зарубежных исследований. В частности, важнейшими принципами формирования положительного самоотношения руководителя и позитивного образа себя американские исследователи считают создание условий для полноценного овладения человеком профессиональной культурой и отказ от всех воздействий, снижающих самоуважение личности.

Достижения личности в образовательно-профессиональной деятельности выступают в качестве важных предпосылок для положительных изменений в самой личности, при этом высокая значимость собственных достижений может стимулировать развитие руководителя.

Сформированность управленческого самосознания является показателем и необходимым условием формирования профессионального мастерства руководителя, развития его творческой индивидуальности, формирования профессиональной культуры, при этом управленческое самосознание определяется как системообразующий компонент профессионального мастерства.

Управленческоге самосознание как осознание личностью самой себя в профессиональной деятельности во всем многообразии своих профессиональных качеств, возможностей, способностей является одной из важнейших характеристик руковлдителя-мастера, позволяющей говорить о психическом новообразовании и новом уровне развития его личности.

Структура управленческого самосознания и самосознания личности в общих чертах совпадают и представляют взаимоперекрещивающееся и взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой («Я—понимание», «Я — отношение» и «Я — поведение»). В то же время содержание каждой подструктуры управленческого самосознания включает специфические характеристики, обусловленные особенностями руководящей деятельности, определяющие саморазвитие и самоактуализацию специалиста в ней.

Взаимосвязь самопознания и самооценки обеспечивает саморегуляцию, способствует самовоспитанию и профессиональному совершенствованию руководителя.

В структуре управленческого самосознания выделяют три подструктуры. Так, когнитивная подструктура («Я-понимание») предполагает осознание руководителем себя в профессиональной деятельности, межличностных отношениях, связанных с этой деятельностью, и своих профессионально значимых личностных качеств. Когнитивная подструктура самосознания выявляется в процессе самонаблюдения, самовосприятия, по результатам самокритики, самоанализа, завершающихся самооценкой, что обеспечивает потребность в саморегуляции, саморазвитии. Таким образом, когнитивная подструктура играет ведущую роль в управленческом самосознании.

Аффективная подструктура («Я — отношение») связана с оценками и эмоциями руководителя по поводу знаний о себе, понимания себя. Это отношение человека к себе (в том числе, самоуважение или самоуничижение, самоинтерес и др.), которое может проявляться в самолюбии или себялюбии, скромности, гордости.

Поведенческая подструктура («Я — поведение») определяется удовлетворенностью руководителя собой и своей профессиональной деятельностью, проявляется в стремлении повысить самооценку, завоевать уважение и т.п., а также в сознательной регуляции своих действий, поступков в отношении к другим и самому себе через сдержанность, самообладание, самоконтроль, саморегуляцию.

Основными направлениями становления управленческого самосознания специалиста являются формирование умений самонаблюдения, самовосприятия, самоанализа, самооценки, самоконтроля и саморегуляции в профессиональной деятельности.

На уровне самонаблюдения, самовосприятия понятия о человеческих качествах, в том числе профессионально важных для руководителя, начинают переноситься на себя.

В процессе самоанализа и самоосмысливания осуществляется соотнесение своего поведения с требованиями общества, характеристиками других людей, требованиями к самому себе, формируется самооценка. Она является субъективным образованием психики. Это «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности» Бакланова Н.К. Шаг у успеху. Психология для вас .- М, 2000 .- С.26..

С самооценкой тесно связан уровень притязаний руководителя, выражающийся в степени трудностей целей и задач, которые она ставит перед собой. Несоответствие уровня притязаний руководителя его реальным возможностям отрицательно сказывается на его профессиональном и личностном развитии. Высокий уровень притязаний при ограниченных возможностях приводит к конфликтам с подчиненными, коллективом, с самим собой, возникновению эмоциональных срывов, повышению уровня тревожности и др. Заниженный уровень притязаний развивает неуверенность в своих возможностях, комплекс неполноценности, которые тормозят развитие способностей, волевой сферы, вызываю проблемы в общении и работе с подчиненными. Профессиональная самореализация, самосовершенствование возможны лишь при адекватной самооценке, уровне притязаний соответствующем реальным объективным и субъективны (психическим) возможностям руководителя.

Сформированность представлений о своих личностных и профессиональных качествах, оценка себя в сравнении другими специалистами вызывает у руководителя стремление повысить самооценку, завоевать уважение коллег по работе, что приводит к сознательной регуляции свои действий и поступков — саморегуляции, которая, в свою очередь, способствует саморазвитию и самоактуализаци будущего руководителя-мастера.

Саморегуляция осуществляется системой «Я», формирующейся в процессе жизни и воспитания под влиянием оценок других и осознания своих возможностей.

Не менее важными условиями становления управленческого самосознания руководителя являются повышение его психологической культуры, том числе культуры общения, выработка демократической и гуманистической позиции во взаимоотношениях с подчиненными, коллегами, а также формирование умений преодолевать трудности, собственную эгоцентрическую позицию, и наконец, осознание потребности в саморазвитии, самосовершенствовании. Самосовершенствование предполагает определенный уровень самосознания руководителя: способность к самоанализу и самооценке наличие устойчивой установки на самосовершенствование.

Внутренними стимулами, побуждающими руководителя к работе над собой, являются сложившиеся профессиональные идеалы и убеждения. Изучение психологических особенностей управленческой деятельности руководителя должно способствовать формированию потребности и готовности к профессиональному самосовершенствованию.

В психологической литературе (А.Б. Добрович, Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская и др.) в качестве возможности получения объективного представления о себе, формирования умений анализа и самоанализа и адекватной самооценки, пути обучения общению, пути личностного роста, рассматриваются социально-психологические тренинга.

Управленческое самосознание можно рассматривать как деятельность, имеющую свой продукт — «профессиональную «Я — концепцию», и как интегральное качество личности, объединяющее и воплощающее в себе весь ее профессиональный опыт, как систему ценностно-смысловых и когнитивно-операциональных свойств. С функциональной точки зрения управленческого самосознание можно рассматривать как процесс постоянного конструктивного преодоления трудностей, препятствующих более полной профессиональной самореализации руководителя;

Структура управленческого самосознания включает совокупность когнитивной («Я — понимание»), аффективной («Я — отношение») и поведенческой»(«Я — поведение») подструктур, содержание которых отражает специфику руководящей деятельности. Составляющие компоненты структуры самосознания могут быть представлены и как этапы его развития (причем последующий этап формируется на основе предыдущего), а процесс формирования самосознания — как поэтапный (от «Я — понимания» к «Я — отношению» и от них — к «Я — поведению»). При этом каждый пройденный этап характеризуется определенный уровнем его функционирования.

Путь развития управленческого самосознания — общее и профессиональное развитие руководителя. При этом становление самосознания, «самости» неразрывно связано развитием духовного мира руководителя. Это означает, что формирование управленческого самосознания руководителя должно осуществляться в единстве с формированием системы его духовных, профессиональных и личностных ценностей.

Значительное влияние на формирование управленческого самосознания в целом оказывает развитие его отдельных феноменов, а также те условия деятельности и общения, в которых протекает профессиональное развитие руководителя. Сочетание самооценки и ориентации на оценку окружающих, отношения с другими людьми, их характер, интенсивность общения, воздействующие, в основном, через механизмы построения образа «обобщенного другого» способствуют формированию реалистического образа «Я».

Бакланова Н.К. Шаг у успеху. Психология для вас .- М: Профиздат, 2000 .- С.11-28.

Бандарка А.М. Психология управления .- Харьков: Фортуна-пресс, 1998 .- С.122-130.

Мяснищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношение к ней человека //Проблемы сознания .- М: Логос, 1998 .- С.21-68.

Пугачева В.П. Руководство персоналом организации .- М: Аспек-Пресс, 1999 .- С.178-182.

Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека .- М: Школа-Пресс, 1995 .- С.191-199.

Другие статьи

  • Приказ о выходе из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет образец рб Приказ о досрочном выходе из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: бланк и образец За заявлением следует приказ Работник организации может прервать отпуск по уходу за ребенком до 1,5 или 3 лет в любой момент. Ведь такое право напрямую установлено законодательством […]
  • Обмен детьми в семье Международная программа обмена для школьников в США Международная программа обмена для школьников в США - это академический год или семестр обучения в старшей школе в США с проживанием в типичной американской принимающей семье. Участники программы наравне со своими […]
  • Как оформить детские по уходу за ребенком Как получить пособия на ребенка График оформления и выплаты детских пособий Пособия для всех семей, имеющих детей При рождении ребенка При усыновлении ребенка Дополнительные виды пособий Семьям военнослужащих по призыву Приемным родителям и […]
  • Расшифровка пособий по уходу за ребенком до 15 лет бланк ГУ - ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Версия для слабовидящих Главная Возмещение пособий страхователям Документы, необходимые для возмещения пособий Документы, необходимые для […]
  • Можно ли ребенку клотримазол Мазь "Клотримазол" для детей:инструкция по применению Заболевания кожи могут вызываться не только бактериями, но и грибками. И при такой инфекции наиболее востребованы местные средства, способные уничтожать грибки. Одним из них является Клотримазол. Он выпускается во […]
  • Энтероколит у детей симптомы и лечение комаровский Энтероколит у детей симптомы и лечение комаровский Перейти на страницу: Ацет. синдром? Вирус? Обострение о.энтероколита? Сообщение BondЮлия » Вт янв 27, 2009 13:22 Девочки, второй день происходят события, голова не варит нужна помощь. Ребенку 2,4. Началось в […]