Самоукина игровые методы в обучении и воспитании

Содержание:

Специальный курс обучения «Подготовка детей к обучению в школе»

1. Беседа о школе.

Как называется ваша группа?

Почему она называется подготовительная?

Как вы готовитесь к школе?

Зачем это нужно будет вам в школе?

Зачем вообще дети учатся?

Как называют детей в школе, взрослых? Как учитель отмечает в школе тех, кто хорошо учится? Почему некоторые дети учатся плохо? Каким бы вам хотелось быть учеником? Что значит хороший ученик? Что он должен делать? Чего он не должен делать?

2. Знакомство с классом.

Рассмотреть с детьми учебные принадлежности, доску, таблицы.

3. Знакомство со знаками-символами (схемами).

Объяснить детям, что на каждом занятии-уроке будем работать с этими символами.

— для того, чтобы что-то сказать, надо поднять руку.

— отвечает тот, на кого посмотрит педагог.

— отвечают дети хором.

Каждый раз надо будет занять то место за столом, на которое на схеме указывает педагог (периодически расположение столов будет меняться). Схема для сегодняшнего занятия такова (в зависимости от количества человек):

4. Работа на листе в клетку.

Проверить навыки ориентировки на листе: верхний, нижний, левый, правый и т.д.

Объяснить правила письма: писать нужно всегда слева направо от края отступаем нужное количество клеточек. Упражнять детей в отсчете клеточек. Объяснить, что такое клетка, как условно она отмеряется (по левой или нижней стороне до пересечения линий)

  1. Бабаева Т.И. У школьного порога. М., Просвещение, 1193.
  2. Банков Т.А. Тест “Оценка психологической зрелости ребенка”.
  3. Богданова Т.Г. , Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., Роспедагенство, 1997.
  4. Быков В.М. Методика пиктограмм.
  5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1989.
  6. Волкова С.И., Столярова Л.Н. Тетрадь с математическими заданиями. 1 класс. М., Просвещение, 1995.
  7. Гельдган Е.М., Рябинин Б.С. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., Просвещение, 1969.
  8. Лавров А.С., Лаврова О.А. Воспитание чувств. М., Знание, 1967.
  9. Лусканова Л.Г., Короейников И.А. Диагностика школьной дезадаптации. М., Социальное здоровье России, 1993.
  10. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., Просвещение, 1995.
  11. Петровский В.А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. М., Просвещение, 1988.
  12. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (Психотехнические упражнения и коррекционные программы), ИПКРО.
  13. Шадриков В.Д., Череманкина Л.В. Мнемические способности развития и диагностика. М., Педагогика, 1999.

Креативные игровые технологии обучения как средство самореализации учителей начальных классов в процессе их профессиональной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, кандидат педагогических наук Чомаева, Гоккаджан Азретовна

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чомаева, Гоккаджан Азретовна

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ .

1.1. Сущность самореализации как психолого-педагогического феномена.1 з

1.2. Творчество и креативность как основы самореализации.

1.3. Сущность игровых креативных технологий обучения.

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

2.1. Диагностика уровня использования креативных игровых технологий обучения в процессе профессиональной деятельности учителей начальных классов.

2.2. Экспериментальная модель самореализации через игровые технологии.

2.3. Методика использования креативных игр учителями начальных классов

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Креативные игровые технологии обучения как средство самореализации учителей начальных классов в процессе их профессиональной деятельности»

Актуальность исследования. Происходящие в нашем обществе политические, экономические, социальные преобразования привели к новому типу мышления людей, для которого характерны свобода, самостоятельность , реалистичность, трезвое отношение к себе в новой действительности, ответственность за принимаемое и прогнозируемое решения.

Следствием смены приоритетов в сознании людей является увеличение возможностей для реализации творческого потенциала каждого человека. Институт рыночной экономики, демократизация общественного жизнеустройства стимулируют развитие таких адекватных новым условиям личностных и профессиональных качеств, как инициативность , способность к творческой деятельности, мобильность и гибкость мышления.

Построение педагогически рационального управления процессом развития творческого мышления учащихся, реализация личностно-дифференцированного подхода основываются на принципе самоценности каждого человека, признании и соблюдении личных прав ребенка , в том числе и права иметь и высказывать свое мнение по любым вопросам. Отмеченное предполагает глубокое изучение психологических и педагогических закономерностей учебно-воспитательного процесса в современных условиях, а также повышение психолого-педагогической компетентности учителей и воспитателей, овладение ими активными методами обучения и воспитания, изменения их отношения к однолинейной оценке качеств личности, в том числе и тех, которые большинству людей (в том числе и многим учителям) могут не нравиться , хотя именно эти качества часто являются показателями склонностей и способностей ребенка к творческой деятельности и их поощрение и развитие учителем в учебной и воспитательной работе является одним из условий развития творческой личности.

В связи с этим возрастает потребность современной российской школы в педагогах с « новым » типом мышления, осознающим себя личностью и максимально реализующим не только профессиональные способности, но и свою творческую сущность. Лишь учителя, достигшие в своем развитии творческой индивидуальности , способны развивать личность своих питомцев , оказывать влияние на их жизненные смыслы и ценности, стимулировать развитие творческих сил и потребностей детей. Учитель, призванный формировать творческие способности учащегося , его самореализацию, прежде всего должен состояться как профессиональная и личностная индивидуальность.

Проблема самореализации личности нашла свое отражение в ряде философских и психолого-педагогических работ отечественных и зарубежных исследователей (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Буева , С В. Григорьев, А.А. Идинов , Л.Н. Коган, А. Маслоу, В.И. Муляр , М.А. Недашковская, О.М. Ноговицин, Н.И. Полубабкина , К. Роджерс, Э. Фромм).

Непосредственно изучению феномена самореализации учащихся и учителей посвящены работы В.Г. Горяева , Е.И. Горячевой, И.Ф. Исаева, Т.Ф. Масловой , Б.В. Рыковой, М.И. Ситниковой.

В рамках нашего исследования представляет интерес изучение различных аспектов феномена творчества и креативности . Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросами развития творческих способностей занимались многие ученые: Г. Айзенк, Д.Б. Богоявленская , Дж.Гилфорд, В.Н. Державин, З.И. Калмыкова , А.Я. Матюшкин, А. Маслоу, Я.А. Пономарев , К. Роджерс, Р. Стернберг, Э. Торренс . В последнее время появился ряд диссертационных исследований, посвященных изучению феномена креативности и различным аспектам ее формирования

A.M. Анохин , Е.И. Балакирева, С.Ю. Канн, И.А. Майданник , Т.А. Сидорчук, Е.Л. Солдатова и др.).

Исследование процесса самореализации личности актуально в плане выявления диалектики социальных и индивидуальных предпосылок продуктивности этого процесса. Одним из условий эффективной самореализации учителей начальных классов является использование креативных игровых технологий обучения, поэтому наряду с изучением самореализации и развития личности в труде, познании и общении актуально изучение возможностей, которые представляет для этого сфера игры .

Игра не только — занятие, вид деятельности, форма освоения социального опыта, но и одна из общих сложных способностей человека.

Диапазон философского и психологического осмысления природы игры весьма широк. Философско-методологический аспект игры рассмотрен в работах М.В. Демина , Г.К. Исупова, М.С. Кагана. Психологический анализ игры дан М.Я. Басовым , Ф. Бонтендайком, К. Гроосом, JI.C. Выготским , В. Штерном, Д.Б. Элькониным. Игра как средство формирования личности, развития ее потенциалов исследуется в работах Н.П. Аникеевой , О.С. Газмана, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджеринской, И.И. Фришман , Г.П. Черного, С.И. Шмакова и др.

Несмотря на то, что проблема реализации игровых методов достаточно широко представлена в психолого-педагогической литературе, до сих пор за пределами исследований остались такие важные аспекты, как результативность применения игровой методики в повышении уровня самореализации учителей, качественные изменения в их профессиональной деятельности, о чем свидетельствует почти полное отсутствие литературы по исследуемой теме. Таким образом, обнаруживается противоречие между недостаточной разработанностью теории самореализации личности через игру и потребностью ее практического воплощения в профессиональной деятельности учителя.

Все это обусловило выбор темы нашего исследования « Креативные игровые технологии обучения как средство самореализации учителей начальных классов в процессе профессиональной деятельности».

Проблема исследования связана с разрешением данного противоречия — каким образом использование креативных игровых технологий обучения способствуют процессу самореализации учителей начальных классов.

Цель исследования состоит в разработке и обосновании комплекса креативных игр как средства самореализации учителей начальных классов и повышения качества обучения учащихся.

Объект исследования — креативные игровые педагогические технологии в профессиональной деятельности учителей начальной школы.

Предмет исследования — использование креативных игровых технологий обучения как условие профессиональной самореализации учителей начальных классов.

Гипотеза исследования — самореализация учителей в процессе использования креативных игровых технологий обучения может быть эффективной, если:

— учителя начальных классов владеют на высоком уровне игровыми технологиями обучения;

— использование креативных игр повышает уровень творческого мышления педагогов , их педагогическое мастерство;

— самореализация педагогов через игровые технологии обучения способствует формированию творческих способностей учеников .

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и механизм самореализации личности учителя в процессе использования креативных игр.

2. Построить модель самореализации личности учителя через игровые креативные технологии обучения.

3. Выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий самореализации личности учителя через игровые креативные технологии обучения.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-методические рекомендации, раскрывающие технологию использования креативных игр как средства самореализации учителей начальных классов.

Методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические идеи о творческой личности педагога и учащегося как субъектах деятельности и общения ; личностно-ориентированный подход к развитию творческой и активной личности, организованный на принципах гуманистической педагогики и психологии.

Теоретическую базу исследования составляют концепции профессионального образования (В.И.Горовая, И.Ф.Исаев, И.Б.Котова, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.); концепции воспитания и самовоспитания творческой личности (А.Г.Асмолов, В.Г.Слободчиков, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.), концепции развивающего обучения и обучения как деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Е.В.Бондаревская и др.), а также теоретические изыскания психологов и педагогов-практиков в области разработки развивающих игр (JI.C. Выготский , В.В. Давыдов, Б.И.Никитин, Ж. Пиаже, В.Я.Платов, Н.В.Самоукина, Д.Б. Эльконин ).

В исследовании использовались следующие основные методы:

1. теоретические — анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование;

2. эмпирические — изучение и теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; опросно-диагностические ( анкетирование , беседы с учителями школ, тестирование ), обсервационные (включенное и невключенное наблюдение), педагогическое моделирование и экспериментальные методы ( поисковый , констатирующий и формирующий эксперименты).

Научная новизна заключается в следующем:

— разрабатывается и обосновывается эффективность использования креативных игровых технологий обучения, содержащих игры и игровые ситуации творческого характера, направленных на самореализацию учителей начальных классов,

Смотрите так же:  Отит ребенку 2 года лечение

— раскрыты сущность и механизм самореализации учителей в процессе использования креативных игровых технологий обучения, построена ее модель, включающая в себя креативные игры, творческую деятельность учителя и ученика ;

— выявлены и обоснованы педагогические условия (творческий уровень готовности к педагогическому творчеству, владение игровыми технологиями, высокий уровень креативности мышления педагогов, активное привлечение учащихся к сотрудничеству), способствующие самореализации учителей при использовании креативных игровых технологий;

— выявлено положительное влияние использования учителями начальных классов игровых креативных технологий обучения на процесс творческого самовыражения учащихся.

Теоретическая значимость работы состоит в том, в ней использованы такие методы научного мышления при теоретической разработке исследуемой проблемы, как анализ, синтез, обобщение, моделирование; сформулирована общая концепция реализации креативных игровых технологий в профессиональной педагогической деятельности; полноценно изложены явления реальной действительности, которые составляют основу практической креативной деятельности учителей начальных классов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что автором разработан семинар « Креативные игры как средство самореализации учителей начальных классов », включающий программу креативных игр. Составлена система психодиагностических ( анкеты , тесты) методик, которая может успешно применяться педагогами , преподавателями педвузов, сотрудниками института повышения квалификации работников образования, студентами с целью оценки уровня самореализации и креативности мышления педагогов, уровня владения креативными игровыми технологиями.

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе средних школ №1 и №3 ст. Сторожевой Зеленчукского р-на Карачаево-Черкесской Республики. Всего исследованием на констатирующем и формирующем этапах эксперимента было охвачено 164 педагога, 350 учащихся младших классов, около 100 студентов педагогического факультета Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета.

Первый этап (1998-2000 гг.)- изучение и анализ научно-теоретической литературы с целью выявления существа проблемы и ее основных задач, разработка исходных позиций и научного аппарата исследования. На основе полученной информации определялись методология и методы использования креативных игровых технологий как средства самореализации учителей начальных классов.

Второй этап (2000-2001 гг.) — проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента, в процессе которого изучались достоверность выдвинутой гипотезы, особенности самореализации учителей, эффективность применяемых психолого-педагогических средств.

Третий этап (2001-2002 гг.)- анализ, обобщение, уточнение полученных материалов, разработка теоретических выводов и практических рекомендаций, литературное оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений; выбором и реализацией комплекса методов, адекватным его задачам, соответствующих цели исследования; согласованностью теоретических положений и выводов как между собой, так и с данными экспериментальных исследований; репрезентативностью выборки количества испытуемых; статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного их анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Самореализация личности учителя есть процесс и результат осуществления личностных и профессиональных возможностей в основных формах профессиональной и социально активной деятельности.

2. Модель самореализации личности учителя через игровые креативные технологии обучения представляет собой мыслительную конструкцию, которая отражает реальный процесс самореализации; она включает в себя такие подсистемы как непосредственно креативные игры, взаимосвязанную и взаимозависимую деятельность учителя и ученика, творчество обоих участников педагогического процесса.

3. Разработанная технология использования креативных педагогических игр, наряду с самореализацией педагогов способствует раскрытию творческого потенциала учащихся.

Апробация и внедрение результатов. Основные теоретические положения диссертации были изложены автором на всероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях: Карачаевск (1999 — 2002 гг.), Элиста (1999 г.), Нальчик (2000 г.), Ростов-на-Дону (2000 г.), Кисловодск (2001 г.), Черкесск (2001 г.), Ставрополь (2002 г.). На основе материалов исследования подготовлено и опубликовано 9 работ.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Общий объем работы составляет 187 страниц машинописного текста, включающего 4 схемы, 2 гистограммы и 1 таблицу. Список литературы включает 215 работ отечественных и зарубежных авторов.

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Чомаева, Гоккаджан Азретовна

Результаты исследования обнаружили позитивное влияние предложенной нами технологии использования игровых креативных технологий обучения на процесс самореализации учителей начальных классов.

Изменения, которые претерпевает современная социальная действительность, смещают фокус социального познания с социально-массовых явлений на явления личностно-индивидуального порядка. В ряду таких явлений — феномен личностной и профессиональной самореализации, привлекающий внимание к субъективному, ценностно-смысловому аспекту деятельности.

Самореализация понимается нами как процесс и результат осуществления личностных и профессиональных возможностей в основных формах профессиональной и социально активной деятельности.

Профессиональная самореализация педагога есть достижение им удовлетворенности в воспроизведении своих профессиональных и личностных качеств. Эта удовлетворенность рассматривается как показатель эффективности разрешения противоречия между социально-значимой потребностью в профессиональной педагогической деятельности и условиями ее осуществления на уровне личностных притязаний.

Наиболее « чистым » вариантом самореализаций является процесс творчества в той или иной сфере деятельности, который становится главным делом жизни человека, органичным и самоценным для него способом самоосуществления в мире.

Творчество личности — это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности.

Для учителей формой проявления своих возможностей и способностей выступает педагогическое творчество, а основным параметром самореализации учителей начальных классов служит готовность к педагогическому творчеству.

Педагогическое творчество представляет собой высшую форму активной и самостоятельной деятельности педагога по воспитанию учащихся: это деятельность, предусматривающая исследовательский подход к решению задач обучения, воспитания и развития.

Оно характеризуется следующими признаками: протекает в сфере общения нескольких поколений, а это самая сложная проблема в жизни людей; требует мобилизации всех творческих сил и способностей, связи науки и практики, комбинации своего и чужого опыта; выступает ведущим мотивом удовлетворенности своей работой, воплощает в себе все основные потребности человека в общении , самовыражении, самоутверждении, самореализации, самопознании, самосовершенствовании , признании, комфортном самочувствии и т.д.; опирается на весь комплекс наук о человеке и требует высочайшей культуры мышления ; постоянно побуждает к всестороннему профессиональному самосовершенствованию ; требует максимальной осторожности в создании инноваций, поскольку они касаются жизни молодого поколения и ошибки дорого обходятся конкретному человеку и обществу; предполагают необходимость острого ума и сильного характера, поскольку борьба с педагогическим консерватизмом куда сложнее, чем с любым другим проявлением догматизма и косности; обуславливает необходимость сотрудничества с очень широким кругом людей, занимающихся воспитанием молодого поколения.

Выделяется несколько уровней готовности к педагогическому творчеству: базовый, оптимальный и творческий.

Четыре внутренних предпосылки определяют ориентацию учителя на создание педагогических инноваций: уровень профессиональной культуры, объективная самооценка , критическое отношение к своему и чужому опыту, статус в среде своих коллег и воспитанников . Если эти внутренние предпосылки есть, возникает профессиональное самосовершенствование -главный внутренний фактор, определяющий содержание и значимость педагогической инновации учителя.

В качестве внешних факторов или условий выступают инновационные процессы в обществе, прогрессивные тенденции развития педагогического коллектива, овладение в его рамках новыми педагогическими технологиями (в том числе и игровыми ).

Наряду с изучением самореализации личности в труде, общении познании важно изучение возможностей, которые предоставляет для этого сфера игры . Однако на научном уровне эта задача реализована лишь фрагментарно. На сегодняшний день традиционная постановка проблемы игры преобразована: идти не от роли игры и ее конкретных форм для развития отдельных психических способностей, а от целостной личности к особенностям ее самовыражения и самореализации в игре.

Критериями самореализации педагогов в процессе использования игровых креативных технологий обучения нами определены:

— уровень владения игровыми креативными технологиями обучения;

— уровень креативности мышления;

Нами выделены 3 уровня самореализации: высокий, средний и низкий.

Педагогическими условиями, способствующими самореализации учителей при использовании креативных игровых технологий являются: творческий уровень готовности к педагогическому творчеству, владение игровыми технологиями, высокий уровень креативности мышления педагогов, активное привлечение учащихся к сотрудничеству.

Результаты констатирующего эксперимента позволяют утверждать, что наблюдается зависимость удовлетворенности профессиональной деятельностью от уровня творческого потенциала и уровнем владения игровыми технологиями, а также выявили потребность в повышении компетентности в сфере игры.

Необходимость повышения собственной компетенции в сфере игры, т.е. знание игр , умение выбрать нужную игру, провести игру , осуществить руководство играми детей и т.п., ощущает не менее 70% педагогических работников. Педагоги оказываются не подготовленными к руководству играми детей. Педагогические проблемы компетентности актуальны применительно к разработке и внедрению в практику методических средств, повышающих уровень компетентности педагогов в сфере игровой деятельности и руководства игрой. Перспективы для такой работы связаны, прежде всего, с развертыванием системы постдипломного образования учителей.

Решение этой проблемы осуществлено нами в рамках проведения семинара для педагогов « Креативные игры как средство самореализации учителей начальных классов».

Полученные нами результаты свидетельствуют о положительном влиянии проведенного семинара на успешность самореализации личности учителя. По окончании эксперимента произошло изменение в распределении учителей экспериментальной группы по уровням креативности мышления: количество учителей с высоким уровнем увеличилось с 13% до 25%, а количество учителей с низким уровнем уменьшилось с 30% до 5%.

Повысилось количество учителей с творческим уровнем готовности к педагогическому творчеству: с 3% до 7%.

Изменения также наблюдаются по уровням самореализации: уменьшилось количество учителей низкого уровня (с 39% до 21%), возросло количество учителей среднего уровня самореализации (с 56% до 65%), высокого (с 5% до 13%).

Таким образом, предложенная нами технология использования игровых креативных технологий обучения стала эффективным средством самореализации учителей начальных классов.

Подводя итоги нашего исследования, есть основание заключить, что общая гипотеза в основном подтвердилась, а поставленные задачи, на наш взгляд, решены.

Осуществленное нами исследование ни в коей мере не претендует на то, чтобы дать исчерпывающие ответы на вопросы, связанные с проблемами профессиональной самореализации учителей и условиями ее развертывания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чомаева, Гоккаджан Азретовна, 2002 год

1. Абрамова Г.С. Деловые игры: Психологические аспекты. — М.,1999.

2. Абульханова Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991. — 299 с.

3. Алейников А.Г. О креативной педагогике //Вестник высшей школы. 1989.-№12.-С.7-14.

4. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. дисс. канд. пс. наук. М., 1985. — 20 с.

5. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио, 1979. — 184 с.

6. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Кишинев, 1990. — 1984 с.

7. Амирова С.С., Мосолов В.М. и др. Самоорганизация личности в процессе обучения // Педагогика . №5. — 1993. — С.50-54.

8. Ананьев В.Г. Человек как предмет познания. JL, 1968. — 336 с.

9. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.- 236 с.

10. Андриенко Е.В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности: Дисс. .канд. пед . наук. М., 1994. — 180 с.

11. П.Аникеева Н.П. Воспитание игрой : Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.

12. Анохин A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза ): Дис.канд. пед. наук. Уфа, 1997. -161 с.

13. Антропова Л.И. Социальные проблемы самореализации личности: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Ростов н/Д., 1976. — 17 с.

Смотрите так же:  Можно ли гулять при сухом кашле у ребенка

14. Аристотель. Никомахова этика //Аристотель. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1983,-Т.4. — С. 213.

15. Арутюнов Ю.С., Борисова Н.В. и др. О классификации методов активного обучения// Тез. докл. V межведоств. школы-семинара по активным методам обучения. Рига: Изд-во Латвийского ун-та, 1983. — С. 21-23.

16. Афанасьев С., Коморин С. Триста творческих конкурсов. 2-е изд, испр., — Кострома: РЦ НИТ «Эврика — М», 1999. — 112 с.

17. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата: Знания, 1985. — С. 38.

18. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя// Советская педагогика, 1987. №2. — С.3-9.

19. Бабыкина Н.Н. Диалектика творческой и репродуктивной деятельности в системе культуры: Дис. .канд. филос. наук. СПб, 1992. -121 с.

20. Балакирева Е.И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школьника): Дис.канд. пед. наук. Саратов, 1996.

21. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М.: Наука,1979.

22. Баранова Е В. К вопросу о самореализации личности// Личность и общество. М.,1990. — С. 33-47.

23. Басов М.Я. Общие вопросы педологии. Изд. 2-е. М-Л, 1931.

24. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология Ростов н/Д: « Феникс », 1999. — 416 с.

25. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М., 1984. — С. 17-20.

26. Бекон Ф. О достоинстве и приумножении наук.// Бекон Ф. Соч.: в 2-хт.-Мысль, 1977.-Т. 1.-С. 458

27. Берне Р. Развитие «Я» концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.-422 с.

28. Берне Р. Развитие «Я» концепции. — М., 1986.

29. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

30. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975. — 399с.

31. Блонский П.П. Педология. М., 1934.

32. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983. — 173 с.

33. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов . СПб.: Изд-во « Питер », 2000. — 304 с. — (Серия « Учебник нового века »),

34. Борисов В Н. Логико-методологические аспекты проблемного обучения в вузе // Формы, методы и средства активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых . Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1987.-С. 24-28.35.БСЭ. Т.25, с.330.

35. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.-304 с.

36. Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей. Рига, 1976. — 127 с.

37. Быстрое В.Ю. Структура и факторы творческого процесса: Дис. .канд. филос. наук. Л., 1990. -158с.

38. Бюллер К., Липман Ш. Творчество как интеллектуальное усилие. -М.,КСП, 1982.

39. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.- 187 с.

40. Вайштейн А. Игра как путь к гармонии // Alma mater. 1993. — № 2. -С. 23-31.

41. Валлон А. Психологическое развитие личности. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.

42. Вергасов В.М. Проблемное обучение в высшей школе. Киев: Выща школа, 1977. — 94 с.

43. Ветошкина Т.А. К вопросу о сущности самореализации личности// Культура и всестороннее развитие социалистической личности. Свердловск, 1970. С.31-40.

44. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. -538с.

45. Волынка Г.И. О некоторых закономерностях самореализации и самореализующейся личности// Проблема самореализации личности в педвузе и общеобразовательной школе. Тез. докл. межв. научн. конф. Киев, 1990.-С. 12-14.

46. Всеволодский-Гернгросс В. Детские игры , их происхождение и педагогическое значение. М., 1911.

47. Вульфов Б.З. Технология педагогического творчества // Советская педагогика. 1989. — №9. — С. 148-149.

48. Выготский М.С. Проблема развития в структурной психологии//Вопросы теории и истории психологии. В 6т. Т.1. -М.: Педагогика, 1982. С.238-290.

49. Газман О.С. Каникулы. Игра. Воспитание. М., 1988.

50. Геллер Е.М. Наш друг игра. — Мн.: Нар.асвета.1979. — 96с.

51. Герасимов И. Игра и сознание (к постановке проблемы)//Общественные науки и современность. 1995. № 1.

52. Глазман М.С. Творчество как диалог. В кн.: Научное творчество. -М., 1969. С.221-232.

53. Голубчиков А.Я. Самоопределение индивида (социально-философский анализ): Дис.докт. филос. наук. Екатеринбург, 1983. — 328с.

54. Горячева Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: Дис. .канд. пед. наук.-М., 1996.-208 с.

55. Григорьев С В. Самовыражение и развитие личности в игре (на материале традиционных народных игр ): Дис. канд. филос. наук. М., 1991.

56. Гроос К. Душевная жизнь ребенка / Пер.с нем. Киев, 1916. С.72.

57. Гулыга А.В. Принцип эстетики. М.:Политиздат, 1987. 286с.

58. Девис Дж. Роль игры в детском воображении. J1., 1972.

59. Демин МБ. Природа деятельности. М.: Изд-во МГУ , 1984, — 168с.

60. Диалектика и теория творчества/ Под ред. С.С. Гельдентрихта и А.Н.Коршунова. М., 1987. — 198с.

61. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: « Питер », 1999. — 368 е.: (Серия « Мастера психологии »)

62. Дудченко B.C. Инновационные игры. Практика, методология и теория. Талин: Валгус, 1989.

63. Ермолова-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей //Вопросы психологии, 1977. №4.

64. Ефремова Л.Н. Профессия как сфера самореализации личности: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1989. — 24с.

65. Жизнь как творчество (Социально-психологический анализ). -Киев, 1985. -300с.

66. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. М., 1992. — Ч. 1.

67. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. М., 1992. — Ч. 2.

68. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по игровой терапии. СПб.: Изд-во «Речь»; « ТЦ Сфера », 2001. — 400 с.

69. Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. трудов. -Новосибирск: Изд-во МГПИ , 1989.

70. Игровые методы в обучении и воспитании (психокоррекционные упражнения и развивающие (креативные) игры) // Педагогический вестник. Специальный выпуск. №19. — 1993. — 16с.

71. Идинов А.А. Самореализация личности в внепроизводственной сфере общества (онтологический и гносеологический анализ): Дис.канд. филос. наук. Фрунзе, 1990. — 171с.

72. Избранные философские произведения. Т.5. М.: Изд-во соц.-эк. лит-ры, 1958 -903с.

73. Интенсификация творческой деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990. — 197с.

74. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М,- Белгород, 1993.-218с.

75. Исаев И.Ф., Тарасенко Н.Г. Ролевая игра как средство формирования коммуникативной культуры будущего учителя.// Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности: Учебно-метод. пособие. Белгород, 1992. — С. 1632.

76. Исупов К.Г. В поисках сущности игры//Философские науки. №61977.

77. Кабскин Л.Ф. Развивающие игры. М., С.З — 6.

78. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 328 с.

79. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. Нормативный подход. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 168 с.

80. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. — 287 с.

81. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.- 140 с.

82. Карпова С.Н. и Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. -М.,1986. 420 с.

83. Кларин М.В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика. -1985. №6. — С. 57-61.

84. Коваленков Н.Н. Психологические условия применения активных методов обучения в процессе подготовки социальных педагогов : Дис. . канд. псих. наук. Ставрополь, 1998.

85. Коган J1. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 147с

86. Кожухарь Г.С. Активизация профессионального самоопределения учителя // Проблемы обновления содержания общего образования. Ростов н/Д: РГУ , 1992.-С. 16-18.

87. Козленко В.Н. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе: Дис.канд пед. наук. -М., 1982.

88. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. -Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. 144с.

89. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза, 1994.-344с.

90. Коменский Я.А. Материнская школа. СПб.- 1892. -64с.

91. Котова И.Б. Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики . Ростов-н/Д., Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. — 144с.

92. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского педуниверситета , 1997. — 80с.

93. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. 2-е изд., испр. и доп. — Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне », 1996. — 312с.

94. Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А.Карпенко; под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. -Ростов н/Д: изд-во « Феникс », 1999. — 512 с. .

95. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М.: Педагогика, 1975. — 303 с.

96. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие дляаспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. — М.: «Ось-98», 1998. -208 с.

97. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.-32с.

98. Кузьминков И.И. К анализу понятия « самоутверждения личности». И свобода и ее содержание. Волгоград ,1972 . — С. 103).

99. Кулик Н.Л. Самореализация личности как философская проблема: Дис. .канд. филос. наук. Киев, 1992. — 178с.

100. Кулюткин Ю.Н. Творческая направленность деятельности педагога . М., 1978. — С.7-10.

101. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя// Вопросы психологии, 1986. №2. — С.21-30.

102. Куприянов Б.В. Ситуационно-ролевая игра как средство общепедагогической подготовки будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. -Ярославль, 1996. 180с.

103. Куриленко Т.М. Управление школой: задачи и деловые игры. -Мн. Нар.асвета. 1988. — 174с.

104. Лайпанова О.Н. Самостоятельная работа как средство формирования творческой активности личности будущего психолога (на материалах изучения дисциплин общегуманитарного цикла): Дис.канд. пед наук. Карачаевск, 2002. — 182 с.

105. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. — 62 с.

106. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.:Изд-во МГУ, 1981.- 584с.

107. Лернер И.А. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество. М.: Наука, 1969. — 415 с.

108. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Искусство, 1969. — 715с.

109. Лук А.Н. Психология творчества. -М., 1978. 127с.

110. Лучшие игры для детей от 2 до 7/ Сост. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева Е.Н. СПб.: Изд-во «Весь», 2001. — 192 с.

111. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1992. — 224с.

112. Майданник И.А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр: Дис. . канд. пед. наук. -Ставрополь, 1997.

113. Макаренко АС. Педагогические сочинения. В 8т. Т.4. М.: Педагогика, 1984, — 400с.

114. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.- 190 с.

115. Маслова Т.Ф. Условия профессиональной самореализации учителей: Дис. .канд. пед. наук. Ставрополь, 1996. — 171 с.

116. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтор , А.А.Пузырея. М., 1982. — С.108-117.

117. Матейко А. Условия творческого труда: Пер. с польс. М., 1970. — 300с.

Смотрите так же:  Пятимесячный ребенок уход

118. Матюшкин A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы. М.: Знание, 1977. — 44 с.

119. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика развития познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — №4. — С.5-17.

120. Махмутов М.И. Вопросы организации процесса проблемного обучения. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1971. — 63 с.

121. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Просвещение, 1977. 240 с.

122. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика., 1975. — 367 с.

123. Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации// Философские науки. 1982. — №4. — С.24-32.

124. Моносзон Э.И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника . М.: Знание, 1986. — 78 с.

125. Муляр В.И. Самореализация личности как социальный процесс (методолого-социологический аспект): Дис. .канд. филос. наук. Киев, 1990. — 170с.

126. Мустакас К. Игровая терапия. СПб.: «Речь», 2000. — 282с.

127. Недашковская М.А. Самореализация личности как феномен культуры: Дис.канд. филос. наук. Киев, 1990. — 167с.

128. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. в 7 т. -М.,1958, Т.5. С.272

129. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. 3-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991. — 160.

130. Новоселова. С. О новой классификации детских игр// Дошкольное воспитание, 1997. № 3.

131. Нодиа Г.О. К философской интерпретации некоторых психологических теорий игры// Философская и социологическая мысль. 1989. №2. С. 39-49.

132. Об исследовании проблем психологии творчества: Сб.ст. / отв.ред. Я.А.Пономарев М.: Наука, 1983. — 336с.

133. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М., 1984. — 87с.

134. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М., 1991. 916с.

135. Оконь В. У истоков проблемного обучения. Варшава, 1987.208 с.

136. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1981.287с.

137. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989. — 302с.

138. Осухова Н.Г. Между «Я» и «Мы». Психологический тренинг самосознания и самовыражения учителя: Учебн . пособие. Астрахань: Изд-во АГПИ, 1995. — С. 110.

139. Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога// Педагогика, 1992. №3-4. — С.53-57.

140. Педагогика и психология игры. Новосибирск, 1985. 128с.

141. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. Учебн. -М.: НПО . Профиздат, 1991. 191с.

142. Платон Н.К. Особенности восприятия подростками сверстников и взрослых в зависимости от когнитивной сложности личности// Проблемы возрастной психологии: Тезисы докладов к съезду общества психологов СССР . -М., 1989. С.132-144.

143. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., Наука, 1982.-310 с.

144. Познай себя и других: Популярные тесты. М.: ИВЦ « Маркетинг », 1996. — 400 с.

145. Полубабкина Н.И. Самореализация личности (социально-философский аспект): Дис.канд. пед. наук. -М., 1995.

146. Попов С В. Организационно-деятельностные игры: мышление в «зоне pncKa»//WWW. aha. ru/

147. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. — 204 с.

148. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, Б.Ф.Ломова и др. М., 1983. — 448 с.

149. Раченко И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. Пятигорск, 1992. — 195с.

150. Раченко И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.

151. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во « Феникс », 1996. — 512 с.

152. Роджерс К. Творчество как усилие себя// Вопросы психологии, 1990. -№1. С.164-168.

153. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. Изд. 2-е. -М.,1946.-704с.

154. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. М.: Педагогика, 1982. — 328с.

155. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1997. — С.89-106.

156. Рыкова Б.В. Педагогические условия самоактуализации личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1999.

157. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Психологический практикум . Дубна: Изд-во «Феникс + », 2000, — 128 с.

158. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач / Под ред. В.И.Матирко. М.: Высшая школа, 1991.

159. Сеченов И.М. Элементы и мысли. Избранные филос. и псих, соч. Госполитиздат, 1947.

160. Сидорчук Т А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: Дис.канд. пед. наук. -М., 1996.

161. Ситникова М.И. Педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя: Дис.канд. пед. наук. -Белгород, 1995.-214 с.

162. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М.Школа-Пресс, 2000 — 512с.

163. Соболь П.П. Жизнетворчество как способ самореализации личности// Жизнь как творчество. Киев, 1985. — С.71-90.

164. Солдатова E.JI. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте): Дис.канд. псих. наук. -Санкт Петербург, 1996.

165. Социология спорта США. М.: «Физкультура и спорт », 1987223с.

166. Спенсер Г. Основания психологии. СПб., 1897, С.415.

167. Спиваковская А.С. Игра это серьезно! — М.: Педагогика, 19811. С.141.

168. Стерберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности //Психологический журнал. Т. 19. — 1998. -№2. — С. 144-160.

169. Столбовича JI.H. Жизнь творчество — человек. М.: Политиздат, 1985. — 415с.

170. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самореализации личности: Дис. .д-ра псих. наук. М., 1985. — 400с.

171. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Изд-во « Феникс », 1997. -736с.

172. Сумерки Богов / Ф. Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм и др. М., 1989.396с.

173. Теория и практика педагогического эксперимента/ Под ред. А.И. Пискунова. -М., 1979. -208с.

174. Технология игры в 21 веке (Игровые формы и методы в работе общественных объединений для установления равных возможностей детей и изучения их прав). М., 1999.

175. Ткачев В.Н. Источники развития творческих способностей. М., 2001.-87 с.

176. Толченов О. Синьора звали Филиберто// Учительская газета. -№12. 1999.

177. Триста шестьдесят пять развивающих игр/ Сост. Беляков Е.А. -М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. 304 с.

178. Ульенкова У. Формирование творческих задач// Вопросы психологии. №5. — 1980.

179. Управление современной школой. Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. М., 1992. — 168 с.

180. Устиненко В.И. Игра как средство выявления творческих сил человека // Педагогика и психология игры. Новосибирск: НГЛИ, 1995. — С. 147-163.

181. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. — 814с.

182. Франкл В. Человек в поисках смысла. Библиотека зарубежной психологии. М., 1990. — 367с.

183. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия/ Пер.с нем. М.,1925.

184. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.

185. Фром Э. Иметь или быть. М., 1990.

186. Харламов И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание.// Советская педагогика. №12. — 1990. — С.28-35.

187. Цыренова Л.А. Самореализация личности как предмет философского исследования: Дис. .канд. филос. наук. -М., 1992. 169с.

188. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. — 144с.

189. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1985. — 80с.

190. Шалютин С.М. О сущности творческой деятельности// Творческое мышление и научно-технический прогресс. Курган: Изд-во КГПИ , 1971.

191. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208с.

192. Шаталова Н.И. Самореализация как социальный феномен, автореф. дис.канд. филос. наук. Свердловск, 1979. — 17с.

193. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.: Финансы и статистика, 1992, — 240с.

194. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.424с.

195. Шиллер Ф. Собрание сочинений. В 8 т. Т.6. Статьи по эстетике. -М.: Изд-во худ. лит-ры, 1957. 791с.

196. Шиянов Е.В. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М.-Ставрополь, 1991. — 206с.

197. Шмаков С.А. Игры учащихся —феномен культуры. М., 1994

198. Штерн В. Психология раннего детства до 6-летнего возраста. -Пб., 1922.-С.167.

199. Штофф В.А. Моделирование в философии. М., 1966. — 301с.

200. Шубинский B.C. Предмет, задачи и сущность педагогики творчества// Новые исследования в педагогических науках. М., 1987. — №2. -С.3-6.

201. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. — М.: ВЛАДОС , 1999. — 360с.

202. Эркенова М.А. Технологические основы игрового стимулирования в педагогике : Дис.канд. пед. наук. Карачаевск, 2000.

203. Юные пионеры и игра// Крупская Н.К. О юных пионерах. М., Учпедгиз, 1957, С.63-64.

204. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Изд-во « Флинта », 1997. — 256 с.

205. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, 1987. — 140с.

206. Guilford, J.P. Intelligence, creativity and their educational implications. San Diego, Calif., Knapp., 1968.

207. Guilford, J.P. The nature of human intelligence. N. Y., 1967.

208. Hull C. Exploration and play in children. New York: Wiley, 1972.

209. Juckson Ph., Messick S. The person, the product and the response: conceptual problems in the assessment of creativity. In: Creativity in Learning. Boston., 1967 p. 1-19.

210. Rogers C. R. Toward a Theory of Creativity // The Creative Encounter. London, 1971.

211. Stein M. I. Creativity as Intra and Interpersonal Process // The Creative Encounter. London, 1971.

Другие статьи

  • Что входит в обязанности родителей по воспитанию детей Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 - 79) Глава 12. Права и обязанности родителей См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. […]
  • Права и обязанности ребенка в семье Обязанности ребенка в семье: как приобщить к труду? Всех родителей интересует, какие могут быть и должны быть обязанности у ребенка в семье. По мере взросления, дети, так или иначе, приобщаются к семейному быту и по возможности начинают помогать родителям. Кто-то […]
  • Можно ли ребенку капать ромашку в нос отвар ромашки и нос неделю назад мы заболели к нам приходила врач и сказала 5 раз в день промывать нос пипеткой ромашки, потом отсасывать аспиратором, а потом капать капли сейчас я разговаривала с подругой, она меня отругала, сказала, что нельзя так ни в коем случае, […]
  • Влияние тв на социокультурное развитие детей Влияние телевидения на процесс социализации молодежи Главная > Контрольная работа >Социология МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики по дисциплине […]
  • Сколько детей в среднем в российской семье Количество детей в семье. Один? Два? Три? У вас уже есть сын или дочка, и вы все чаще задумываетесь о втором ребенке, а может и малыш уже просит «братика или сестричку», или вы только планируете свою будущую жизнь и уже сейчас задумываетесь о том, что в семье должно […]
  • Развитие у детей навыков контроля и самоконтроля Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Рекомендуем родителям и специалистам "Лучшие развивающие игры для детей онлайн" Другие публикации по теме данной статьи: Самоконтроль является составной […]